» »

Американская трагедия краткое содержание по частям. Анализ романа Драйзера «Американская трагедия

23.09.2019

Летним вечером в торговом центре американского города Канзас-Сити семейство Грифитс поёт псалмы. Старший мальчик, двенадцатилетний Клайд тяготится своим положением. Его родители – Эйса и Эльвира Грифитс живут бедно. Брат Эйсы, Сэмюэл – владелец фабрики воротничков и рубашек – вызывает у мальчика чувство зависти.

Повзрослевшая Эста (Эстер) – старшая сестра Клайда сбегает из дома с актёром. Шестнадцатилетний Клайд в начале работает помощником продавца содовой воды в аптекарском магазине, после чего с радостью меняет непрестижную работу на должность посыльного в отеле «Грин-Дэвидсон». Он утаивает от родителей большую часть жалования и принимает участие в непристойных развлечениях других мальчиков: идёт вместе с ними в ресторан Фриссела, впервые пробует там вино, затем отправляется в публичный дом, где познаёт телесную сторону любви. Один из его новых друзей – Ретерер вводит Клайда в свою компанию, знакомит с матерью и младшей сестрой Луизой.

Клайд влюбляется в подругу Луизы – кокетку Гортензию Бригс. Он приглашает её в ресторан, затем ведёт в театр Либби на «Корсара». Девушка отстранённо принимает ухаживания Клайда. Четыре месяца она флиртует с ним, заставляя тратить на себя деньги.

Эльвира Грифитс просит сына о финансовой помощи. Недовольный Клайд начинает давать ей десять долларов в неделю вместо пяти. Со временем он понимает, что мать от него что-то скрывает. Клайд начинает следить за ней и находит Эсту. Старшая сестра – беременна, не замужем и бедна.

Гортензия выпрашивает у Клайда дорогой меховой жакет. Юноша с трудом собирает деньги. Мать просит у него пятьдесят долларов для Эсты, но Клайд говорит, что ещё не отдал предыдущие деньги, якобы взятые у друзей взаймы.

В конце января Клайд с друзьями едут на загородную прогулку. Гортензия увлекается Спарсером – парнем с фермы, взявшим «напрокат» чужой дорогой автомобиль. Клайд ссорится с девушкой и понимает, что она никогда его не полюбит. На обратном пути друзья попадают в пробку. Торопясь на работу, они сбивают на дороге маленькую девочку, удирают от полиции и попадают в аварию. Испуганная текущей по лицу кровью Гортензия убегает первой. Остальные бросаются врассыпную перед приездом «Скорой» и полиции. В автомобиле остаются только Спарсер и одна из девушек по имени Лора.

Книга вторая

Проживающий в Ликурге Сэмюэл Грифитс имеет двух дочерей – старшую, некрасивую, двадцатишестилетнюю Майру и прелестную, живую, нравящуюся всем без исключения семнадцатилетнюю Беллу и одного сына – двадцатитрёхлетнего Гилберта. Клайд встречает его в Чикаго, спустя три года после бегства из Канзас-Сити, которые он проводит меняя одну работу на другую и живя под вымышленным именем Гарри Тенету.

До встречи с дядей в в отеле «Юнион-клуб» парень сталкивается с Ретерером. С подачи последнего Клайд устраивается рассыльным в «Большой Северный», а затем и в «Юнион-клуб».

В Ликурге Клайда встречает холодный приём Гилберта. Он отправляет своего кузена на самую низкооплачиваемую работу в декатировочный цех. Клайд живёт в скучном, дешёвом пансионе миссис Каппи. Единственный его друг – Уолтер Диллард – легкомысленный юнец, служащий продавцом в отделе мужского платья, знакомит Клайда с Зеллой Шумэн и Ритой Дикермен. Девушка сразу же пытается взять Клайда оборот, и этим не нравится ему. От новой встречи с Ритой юношу спасает приглашение на воскресный ужин к дяде, где он знакомится со своими двоюродными сёстрами и подругами Беллы – Сондрой Финчли и Бертиной Крэнстон.

Проработав несколько месяцев в декатировочной, Клайд начинает терять надежду завоевать положение в обществе Ликурга, но как-то раз к нему в подвал заходит дядя и поражается тому, насколько жалким выглядит его племянник на низкой должности. Сэмюэл поручает Гилберту подыскать для Клайда более приличное место. Уигэм предлагает поставить юношу контролёром работы штамповочной. Перед назначением Гилберт внушает Клайду мысль о благонравном поведении в среде работающих на фабрике женщин.

Получив новую должность Клайд переселяется в один из лучших домов на Джефферсон-авеню. Со временем юноша выделяет среди работниц трёх не слишком озабоченных нравственностью девушек – Рузу Никофорич, Марту Бордалу и Флору Брандт, но он только мечтает о них, боясь даже флиртовать. По-настоящему Клайд заинтересовывается новой служащей – Робертой Олден. Двадцатитрёхлетняя девушка с фермы устраивается на фабрику в надежде на высокую зарплату и... мужа, которого можно найти в Ликурге. В городе она живёт вместе с подругой – Грейс Марр. Клайд почти сразу же привлекает внимание Роберты.

Как-то раз на озере Крам катающийся на байдарке Клайд встречает любующуюся водяными лилиями Роберту. Через несколько дней после неожиданной встречи он назначает девушке свидание, на котором узнаёт, что она его любит. После тайной встречи на выходных уличённая во вранье Роберта съезжает от родственников Грейс Марр и снимает комнату на юго-востоке Ликурга у семьи обойщика Гилпина.

Полтора месяца Клайд с Робертой встречаются на улице. С наступление холодов юноша предлагает перенести встречи в комнату девушки, но она отвечает отказом. Влюблённые ссорятся. На следующий день Роберта просит у Клайда прощения и становится его любовницей.

В один из вечеров Сондра, приняв Клайда за Гилберта, предлагает подвезти его. Поняв свою ошибку и желая загладить неловкость, девушка действительно это делает. Молодой человек кажется ей милым, и она, чтобы досадить Гилберту, решает ввести его в ликургское общество. «Золотая молодёжь» благожелательно принимает Клайд. Юноша получает многочисленные приглашения и начинает всё реже и реже бывать с Робертой. Сондра признаётся Клайду в том, что он ей нравится.

Узнав из газетной заметки о светских успехах Клайда, Роберта расстраивается, а Гилберт – разъяряется. Сэмюэл Грифит приглашает племянник на обед в первый день после Рождества.

Через две недели после встречи Нового года Сондра зовёт Клайда домой, на горячий шоколад. Молодые люди впервые целуются.

В середине февраля Роберта понимает, что беременна. Клайд покупает в аптеке Скенэктеди лекарство, но оно не помогает. По совету Орина Шорта – владельца небольшого магазина мужского белья юноша Роберта обращается к доктору Глену, но тот отказывается делать аборт. Девушка требует Клайда найти ей другого врача или жениться.

Сондра и Клайд мечтают о тайной свадьбе. В начале июня молодой человек спроваживает Роберту к родителям. Мучительно ища выход из сложившейся ситуации, Клайд случайно наталкивается в газете на заметку об утонувшей на озере Пасс молодой паре. Всю ночь юноша пытается отделаться от мыслей об убийстве.

В середине июня Клайд едет к Сондре на Двенадцатое озеро. Роберта пишет отчаянные письма и настаивает на свадьбе. Клайд вместе с друзьями посещает озёра, затерянные в глухих хвойных лесах, и снова думает о случае на озере Пасс.

Шестого июля Клайд встречается с Робертой на платформе Фонды. Он везёт девушку на природу. Катаясь на лодке по Большой Выпи, Клайд никак не решается осуществить задуманное, но ему на помощь приходит случай: в порыве злости он ударяет Роберту фотоаппаратом по лицу и, желая помочь ей, нечаянно переворачивает лодку. Девушка тонет и просит о помощи. Клайд намеренно не спасает её.

Книга третья

Следователь округа Катараки – Фрейд Хейт и его помощник – девятнадцатилетний Эрл Ньюком начинают расследование. Они находят в кармане убитой девушки письмо к матери и получают свидетельства двух охотников о встречи в лесу с молодым человеком. Желающий выдвинуться в политическом плане прокурор Орвил Мейсон с удовольствием подключается к расследованию. Он сообщает Тайтусу Олдену – отцу Роберты о смерти дочери. Мать девушки рассказывает Мейсону о Клайде Грифитсе. В чемодане Роберты прокурор обнаруживает подаренный Клайдом туалетный прибор с подписанной им карточкой, а во время обыска комнаты молодого человека – письма убитой.

На даче у Крэнстонов Клайд делает вид, что всё хорошо, но в душе сильно переживает из-за случившегося и боится быть пойманным. Он бледнеет, услышав об «утонувшей на озере Большой Выпи» паре, и избавляется от мокрого костюма. Узнав из газет о поисках убийцы, в первое мгновение Клайд решает признаться в содеянном, объяснить, что он не убивал Роберту, но тут же понимает, что это невозможно – он потеряет Сондру и ему всё равно никто не поверит. Вместе с компанией юноша на неделю уезжает на Медвежье озеро. Помощник шерифа Николас Краут арестовывает Клайда, раздумывающего в лесной глуши о побеге. Мейсон пытается выбить из юноши признание. Испугавшись, что прокурор отведёт его в лагерь к Сондре, Клайд признаётся, что был с Робертой на озере, но говорит, что она утонула случайно.

По округе проходит слух о пойманном преступнике. Местные жители собираются посмотреть на Клайда. Оказавшись в тюрьме, юноша по-прежнему утверждает, что невиновен. Полиция находит на дне озера фотографический аппарат. Бэртон Бэрлей, убеждённый в виновности Клайда, похищает из морга несколько волосков Роберты и наматывает их на «орудие убийства».

Американские газеты подробно описывают случившееся на озере Большой Выпи и публикуют отрывки из писем Роберты. Финчли и Крэкстоны сбегают из Ликурга. Сэмюэл Грифитс просит своего адвоката Дарру Брукхарта разобраться в деле племянника. Помощник Брукхарта – Кетчумен в качестве адвоката для Клайда нанимает политического противника Мейсона – Элвина Белнепа. Последний сразу же приходится по душе молодому человеку, и он рассказывает ему всё. Компаньон Белнепа – Рубен Джефсон не может точно понять, виновен Клайд или нет, но придумывает для него отличную оправдательную историю.

Эльвира Грифитс узнаёт от Эсты о произошедшем с сыном несчастье. Она хочет приехать в Бриджбург, но Клайд просит её этого не делать. В газетах появляется информация о семье юноши и его детстве.

Несколько месяцев адвокаты натаскивают Клайда. В середине октября начинается суд. Пять дней проводится отбор присяжных. Мейсон читает обвинительную речь. До ноября проводится опрос ста двадцати семи свидетелей. Мейсона избирают судьёй. Белнеп рисует Клайда как малодушного труса. Джефсон допрашивает юношу в соответствии с заранее подготовленным планом. Клайд отвечает на вопросы заученными фразами. Он отрицает наличие злого умысла и придерживается версии, что хотел рассказать Роберте о любви к другой девушке и, если она не отпустит его, согласиться выполнить свой моральный долг и жениться на ней. Поездку на Луговое и озеро Большой Выпи юноша представляет, как инициативу Роберты. Мейсон начинает допрос Клайда. Прокурор просит внести в зал суда лодку и предлагает юноше показать, как именно он ударил Роберту фотоаппаратом. Когда Мейсон интересуется, почему Клайд не спас девушку, последний начинает нервничать и прокурор понимает, что это – его слабое место.

Мейсон пытается вывести Клайда из себя. Он ловит его на тщательно уложенном сундуке, незнании цены на прокат лодки на озере Большой Выпи, путеводители из Ликурга, купленном по словам юноши, в Утике. Адвокаты приходят к выводу, что Клайд убил Роберту. Присяжные выносят обвинительный приговор. Они считают, что Клайд совершил убийство с «заранее обдуманным намерением».

«Американская трагедия» — одно из самых значимых произведений Теодора Драйзера, опубликованное в 1925 году. Роман об амбициозном до исступления юноше Клайде стал жемчужиной молодой американской литературы, что признают даже те, кто критически относится к творчеству писателя. В основе книги лежит рассказ о развенчании «американской мечты», история о становлении и падении молодого человека, мотивах и настроениях.

Отправной точкой для автора «Американской трагедии» стала новость, опубликованная в одной местной газете. Ее бесстрастно изложенное содержание превратилось в кульминацию целого произведения. Это преступление молодого человека по имени Честер Джилетт, который, как и герой Драйзера, работал на фабрике производства воротничков города Кортленд и был племянником его владельца. Честер оказался замешанным в деле об убийстве девушки Грейс Браун из фермерской семьи, которая работала на него. Согласно статье в газете, молодой человек с девушкой отдыхали на озере Биг-Муз, катаясь на лодке, и оба утонули. На месте происшествия нашли ту самую лодку и женскую шляпку в воде – дно озера обследовали и нашли тело Грейс, мужского же тела нигде не было. Вскоре было опубликовано сообщение о Честере, который был замечен в компании друзей на вилле неподалёку. Окружной поверенный опрашивает свидетелей, находит в комнате виновного письма Грейс, где она писала про свою беременность и упрашивала Честера жениться на ней, угрожая выдать его богатым и влиятельным покровителям. После долгого судебного разбирательства Джилетт был приговорён к заключению в каторжной тюрьме сроком в один год, а после казнён на электрическом стуле, лишь в самом конце своей жизни признав вину. Это и стало сюжетной канвой произведения «Американская трагедия».

Роман Теодора Драйзера стал своеобразным художественным откликом на типичное для начала XX века в Америке бульварное чтиво. Основная, объединяющая многие из них, авторская задумка состояла в том, что, в попытках достичь знаменитой «американской мечты», юноша из нижних слоёв общества через знакомство и отношения с девушкой из высшего общества добивается высокой должности, признания, положения. «Американская трагедия» — это развенчание мифа о том, что такое действительно может произойти, роман открывает читателям глаза на то, что в Америке тех лет такой сценарий невозможен. Кроме того, он безнравственен, ведь настраивает молодых людей нечестно добиваться своих целей, как будто другого, достойного и славного пути нет. Настоящий успех приобретает ценность лишь тогда, когда добыт самостоятельно.

О чём роман?

Роман, как уже было упомянуто выше, основан на весьма занятной истории, произошедшей в действительности. Можно сказать, что эта ситуация не только дала толчок к созданию произведения, но и обеспечила его всеми необходимыми деталями для развития сюжета романа. Благодаря статье в газете, Теодор Драйзер знал, какую должность занимал молодой человек, знает подробности случившейся трагедии, а так же главный мотив, который подтолкнул его пойти на убийство юной девушки. Факты из статьи писатель менять не стал и все использовал в первозданном виде, тем самым создав себе очень прочную базу, к которой оставалось добавить художественные описания, предысторию и внутренние переживания героев.

Теодор Драйзер рассказывает историю мальчика, семья которого проповедует на улицах города. Клайд Гриффитс недостаточно образован, стыдится образа жизни, который ведут его родные, хочет добиться в жизни чего-то, но довольствуется малым: работает на мелких должностях. С того момента, когда из дома сбегает его сестра, герой всё чаще задумывается о том, чтобы оставить всё то, что держит его в нижнем слое общества, и пробиться к верхам. Ему предоставляется такой шанс, его берут работать в отель, и тогда Клайд познаёт новые стороны жизни. Молодой человек предаётся радостям, поддаётся искушениям, влюбляется впервые, развлекается, попадает в нерешаемые ситуации, зарабатывает кажущиеся ему большими суммы денег. Одно происшествие заставляет его покинуть город и уехать к богатым родственникам, где его дядя владеет фабрикой, куда он устраивается работать. Это лишь новая ступень в познании жизни для Клайда, где позорные и негативные качества его характера лишь набирают силу, а положительные всё меркнут перед ними. Именно возникшая под влиянием впечатлений от богатых родственников «американская мечта», то, чему она научила Клайда, и приводят его в финале на электрический стул.

Как в книге проявился американский натурализм?

Последний значительный роман Драйзера — его наиболее последовательное натуралистическое произведение. Говорят, что композиция «Американской трагедии» подобна длинному репортажу, к которой добавляются всё новые подробности, обстановка накаляется, и кульминацией становится смерть девушки, после снова ряд деталей и фактов об убийстве, и вторая кульминация – смерть главного героя.

«Ноги Теодора протаптывают дорогу, тяжёлые грубые ноги. Он продирается сквозь чащу лжи, прокладывая путь вперёд», — так говорил о своём товарище и учителе Шервуд Андерсон. Драйзер сумел внести новаторство и феноменальную глубину в американскую реалистическую литературу, несмотря на влияние буржуазии Америки и жестокую критику, которая присутствовала на протяжении всего его творческого пути. Драйзер «ворвался в спёртую и затхлую атмосферу Америки, как порыв неукротимого ветра, и впервые со времен Марка Твена и Уитмена внёс в наш пуританский обиход струю свежего воздуха», — писал Синклер Льюис.

Та часть американской литературы, которая развивается в русле реалистического подхода в изображении мира и человека, включается в процесс переосмысления новой действительности ХХ века и места в ней человека, раскрывает причины и изображает сущность «американской трагедии», которая стала реальностью.Творчество Драйзера оказало сильное влияние на развитие литературы, так как именно он наметил границы современного социального романа.

Образ главного героя

Клайд Грифитс – это «средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь». Впервые перед читателем он предстаёт мальчиком из бедной религиозной семьи, которая проповедует на улицах – даже прохожие замечают, как сильно ему не по себе и что это место – не его. Он мечтает об образовании, о свободе, о богатой и беспечной жизни, одним словом, пытается убежать от того, кем он сейчас является. По сути, Клайд пытается стать тем, кто ставит деньги выше, чем что-либо ещё, в том числе и нравственную чистоту. Именно из-за благоговейной строгости, в которой держит его мать, из-за образа жизни и способа заработка его семьи, из-за застоя в духовном развитии Клайд так сильно ощущает изменения, получив работу посыльного при отеле. Для юноши новая жизнь полна открытий, притягательна, и всё это настолько заманчиво, что он торопится окунуться с головой, но не замечает, что именно в омут.

Теперь у него есть собственный заработок – он становится скрытным, так в нём рождается жадность и желание обладать большим, он утаивает доходы от матери. У него появляются друзья, но он не разбирается особо в тех, кто его окружает, потому что всю жизнь боялся, что останется в одиночестве из-за проповедничества на улицах. Клайд впервые посещает публичный дом и испытывает стыд, перебарывает совесть, ведь это было непозволительно при том образе жизни, что ведёт его семья, такие развлечения для него аморальны. Он впервые влюбляется, и читатель видит слабость его души, когда он не может противостоять своим чувствам, как они напрочь лишают его здравого рассудка.

Столкновения с реальной жизнью Клайд не выдерживает: развлекаясь однажды с друзьями, он катался на машине на повышенных скоростях, в результате чего на дороге умирает девочка – Клайд не раздумывая покидает город, оставив в нём всё: брошенную беременную сестру, по-прежнему сильно привязанную к нему маму, бедствующего отца семейства, рабочее место, приносившее ему неплохой заработок.

Об этом рассказывается в первой части произведения, где мы знакомимся с настоящим Клайдом Гриффитсом – молодым человеком с не оформившимся характером, который сталкивается с реальной жизнью, погружающей его в мир запретов и развлечений и раскрывающей в нём слабость, неспособность противостоять искушениям и душевную трусость. Он не обуздан в своих желаниях и слишком слабохарактерен, чтобы самостоятельно это контролировать.

Последующая история с каждым новым его поступком доказывает, что он, как выразились его адвокаты, «умственный и нравственный трус». Если бы нравственность, которую так яро воспитывала в нём мать, смогла пробудить в Клайде ум и рассудительность, если бы он не откликался так живо на эмоции внутри себя, то, возможно, всё закончилось бы по-другому. Роберта осталась бы жива, если бы Клайд не боялся упасть в глазах богатых родственников, спросив у них совета или попросив у них помощи. Даже к Роберте изначально его тянуло из-за того, что она казалась ему такой же слабой, такой же ненужной и отторгаемой обществом, из-за внутреннего одиночества. Едва уловив возможность сблизиться с девушкой из высшего сословия, Клайд охладевает к бедной возлюбленной, ведь и его уже ка будто принимают, так что работница ему не ровня.

Перед казнью Клайд, ведомый испугом и чувством одиночества, признаёт вину – чего не добились от него во время долгого судебного процесса: он лгал, путался в собственной лжи, истязал себя мыслями, как выпутаться из всего этого под давлением неопровержимых доказательств, но продолжал считать себя невиновным. К вере Клайд так не приходит. Однако за него на коленях молится мать – весь год, что он был заключён в тюрьме, и в минуту казни.

Тематика и проблематика

В романе Теодора Драйзера нашли отображение общественно-исторические противоречия капиталистической Америки. Это американская реальность изнутри, такая, какой её сложно понять со стороны, но легко почувствовать на себе, представив себя в теле главного героя. Реализм писателя отличен именно близостью к документалистике, которая переплетается с классической художественной литературой, где он показывает типичное поведение, типичные характеры, типичных людей. Он не приукрашивал то, что на самом деле происходило в стране, пытаясь противопоставить своё произведение тем, кто пропагандировал нереальные истории любви, как легкому пути из низших слоёв общества к высшим.

«Американская трагедия» — это история об американской мечте, затмившей разум и совесть эпохи. Пока все думали, что каждый может подняться по социальной лестнице и обладать неземными богатствами, даже если раньше работал посыльным, реальность оборачивалась для них нравственным падением ради карьерного взлета. Теодор Драйзер показывает, что эта мечта – иллюзия, человечность несовместима с буржуазными стандартами счастья. Клайд Гриффитс пошёл именно по тому пути, который описывали бульварные романы того времени, и лживая американская мечта привела его к смерти и позору.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В своё время многие из читателей не могли понять, в чём же заключается та самая Американская трагедия. Конечно же, как таковая, трагедия, присутствует, но зачем автору было присваивать ей столь масштабный статус Американской. Было предположение, что Драйзер, как всегда увлёкся идеей обличить моральные ценности Америки, продемонстрировать примитивность и фальш ‘’великой американской мечты’’. Сам же автор романа определил свой замысел так: ‘’Я долго вынашивал в себе эту историю, ибо мне казалось, что она включает в себя все стороны нашей национальной жизни — политические механизации, общество, бизнес, секс…’’. Что ж, у Драйзера это прекрасно получилось.

Маленькому Клайду Грифитсу родители с самого детства пытались привить любовь к религии, всячески беря его с собой на улицы города для распевания псалмов. Клайду не совсем нравилось то, чем он занимался. Он чувствовал себя достаточно неловко, когда идущие по своим делам люди, постепенно окружали его странную семейку. Спасало Клайда отчасти то, что помимо него в этом процессе, посвящённом фанатичной вере, принимали участие его юный брат и две сестры. Всё же его не покидала мысль, что его семья выглядит достаточно смешно и ему просто напросто уже надоело заниматься этим глупым делом. И как ему кажется, в жизни есть куда более приятные вещи, да и перспективы пробиться в люди наверняка присутствуют. В общем, так начинается, описанная подробнейшим образом, история Клайда Грифитса, чья судьба, в силу проявления слабости по отношению к прекрасному полу, да и к красивой жизни, в итоге закончилась печально.

Стремясь поскорее избавиться от участи оставаться малоимущим, Клайд устраивается рассыльным в красивый и напичканный роскошью, какую доселе ему не представлялось возможным видеть, отель. Голова идёт кругом, а тут ещё и коллеги, ребята почти одного с ним возраста, рассказывают в подробностях, насколько же хороша работа в таком замечательном месте. Деньги накапливаются без особого труда, а просадить их можно в публичном доме, расположенном неподалёку, или же за стаканчиком крепкого алкогольного напитка. Казалось бы, вот оно, начало той самой жизни, когда имеешь хороший достаток и, лишь изредка приходится размышлять на тему мизерного количества цветных бумажек у тебя в кармане. Если и жил Клайд припеваючи какое-то время, работая в отеле, и, даже позволяя себе выглядеть респектабельно, то первые проблемы возникли при знакомстве с вульгарной и грубоватой, как сам и охарактеризовал её Клайд, Гортензией Бригс. Парню только и остаётся, что любоваться этой красавицей, тратя на неё при этом, чуть ли не все свои сбережения. Вот и наступает та самая ситуация, когда раскрывается одна из черт характера главного героя. Он, идя на поводу своих эмоций и чувств, теряет голову от любви к обольстительной хищнице, способной менять кавалеров, как перчатки, а та, в свою очередь, абсолютно не боясь потерять своего обожателя, открыто заявляет, что у неё имеется в запасе ещё несколько кандидатов на проведение яркого вечера с ней. И только лишь потом, после гулянок, танцев и игрищ, несчастный случай заставляет Клайда задуматься над многими серьёзными вещами в жизни, а также над своим поведением. Этот участок в книге позволяет возродить хотя бы не чувство уважения читателя к главному герою, после всего того, что произошло, но хотя бы увидеть в нём человека, способного противостоять чарам любви. Ещё повезло, что вложенные в Клайда ещё в детстве, его матерью, моральные устои и принципы, хоть как-то проявляли себя в его натуре. Ведь, чары сыграют с ним злую шутку и добавят, по истечении большого количества времени, тёмных оттенков, к только начавшим окрашиваться в яркие цвета, полосам жизни парня.

В дальнейшем, по ходу повествования, во всей красе блистает любовный треугольник, одна из вершин которого — девушка из очень бедной семьи, вторая вершина — другая девушка, принадлежит к богатому обществу в городе Ликург, в котором, по счастливой случайности оказывается наш герой, а третью вершину представляет он сам. По большому счёту лишь неразумное поведение чувственного Клайда и особенности его нрава, которые читатель без труда сам для себя отметит, сыграли ключевую роль в цепочке произошедших драматических событий. В книге прослеживаются моменты, позволяющие разглядеть частичку чего-то положительного в главном персонаже. В фильме же, они практически отсутствуют, давая зрителю право, без тени сомнения, видеть в нём юношу, идущего на поводу у похоти и своих принципов и не способного лицом к лицу встретиться с проблемами и попытаться их решить. И вроде бы нет ничего страшного в поступке Клайда, по отношению к Роберте Олден — девушке из бедной семьи, совершённом ещё до той самой, страшной трагедии. Заведи он нормально семью, отбросив все страхи, всё бы обошлось. Но нет, страстная любовь молодой Сондры Финчли из высшего общества, полюбившей его всеми фибрами души, её поцелуи и сладкие планы, которыми она делилась с ним, заставили его иначе посмотреть на складывающуюся обстановку. А кем в итоге предстанет Клайд Грифитс перед зрителем, решать уже, собственно, предстоит самому зрителю. После просмотра фильма и прочтения книги складываются немного разные ощущения.

Что касается экранизации, то стоит отметить, что Литовская киностудия конечно постаралась бережно отнестись к сюжету в книге, тем не менее, множество событий так и не были показаны в фильме. Если в книге и расписана каждая мелочь, при этом у читателя выстраивается примерная картинка, и вырисовываются образы, то в фильме эти все ситуации показаны в виде небольших фрагментов. И зачем надо было большую часть событий, представленных в книге в хронологическом порядке, в фильме перемешивать?

Канзас-Сити, жаркий летний вечер. Двое взрослых и четверо детей распевают псалмы и раздают брошюры религиозного содержания. Старшему мальчику явно не нравится то, чем он вынужден заниматься, но его родители с жаром отдаются делу спасения заблудших душ, каковое, впрочем, приносит им лишь моральное удовлетворение. Эйса Грифитс, отец семейства, отличается большой непрактичностью, и семья еле-еле сводит концы с концами.

Юный Клайд Грифитс стремится вырваться из этого унылого мирка. Он устраивается помощником продавца содовой в аптеке, а затем рассыльным в отель «Грин-Дэвидсон». Работа в отеле не требует никаких особых навыков и умений, но приносит неплохие чаевые, что позволяет Клайду не только вносить свой вклад в семейный бюджет, но и покупать себе хорошую одежду и кое-что откладывать.

Товарищи по работе быстро принимают Клайда в свою компанию, и он с головой окунается в новое весёлое существование. Он знакомится с хорошенькой продавщицей Гортензией Бригс, которая, однако, не по годам расчётлива и не собирается оказывать кому-либо благосклонность исключительно за красивые глаза. Ей очень хочется модный жакет, который стоит сто пятнадцать долларов, и Клайду трудно устоять перед её желанием.

Вскоре Клайд с компанией отправляется на увеселительную прогулку в роскошном «паккарде». Эту машину один из молодых людей, Спарсер, взял без разрешения из гаража богача, у которого служит его отец. На обратном пути в Канзас-Сити погода начинает портиться, валит снег, и ехать приходится очень медленно. Клайд и его товарищи опаздывают на работу в отель и поэтому просят Спарсера прибавить скорость. Он так и поступает, но, зазевавшись, сбивает девочку, а потом, уходя от преследования, не справляется с управлением. Водитель и одна из девиц остаются лежать без сознания в разбитой машине, все прочие разбегаются.

На следующий день газеты помещают сообщение о происшествии. Девочка умерла, арестованный Спарсер назвал имена всех остальных участников пикника. Опасаясь ареста, Клайд и кое-кто из других членов компании покидают Канзас-Сити.- Три года Клайд живёт вдали от дома под чужим именем, выполняет грязную неблагодарную работу и получает за неё гроши. Но однажды в Чикаго он встречает своего приятеля Ретерера, который тоже был с ним в «паккарде». Ретерер устраивает его в «Юнион-клуб» рассыльным. Двадцатилетний Клайд вполне доволен своей новой жизнью, но как-то раз в клубе появляется Сэмюэл Грифитс, его дядя, живущий в городе Ликурге, штат Нью-Йорк, и владеющий фабрикой по производству воротничков. Результатом встречи родственников становится переезд Клайда в Ликург. Дядя обещает ему место на фабрике, хотя златых гор не сулит. Клайду же контакты с богатыми родственниками кажутся перспективнее работы в «Юнион-клубе», хотя зарабатывает он неплохо.

Сын Сэмюэла Гилберт без особой радости принимает двоюродного брата и, убедившись, что тот не обладает никакими полезными знаниями и навыками, определяет его на достаточно тяжёлую и малооплачиваемую работу в декатировочном цехе, размещённом в подвале. Клайд снимает комнату в дешёвом пансионе и начинает, что называется, с нуля, надеясь, однако, рано или поздно преуспеть.

Проходит месяц. Клайд исправно делает все, что ему поручено. Грифитс-старший интересуется у сына, какого тот мнения о Клайде, но Гилберт, весьма настороженно отнёсшийся к появлению бедного родственника, прохладен в оценках. По его мнению, Клайд вряд ли сумеет выдвинуться - у него нет образования, он недостаточно целеустремлён и слишком мягок. Впрочем, Сэмюэлу Клайд симпатичен и он готов дать племяннику шанс показать себя. Вопреки желанию Гилберта, Клайда приглашают в дом на семейный обед. Там он знакомится не только с семейством своего родственника, но и с очаровательными представительницами ликургского бомонда, юными Бертиной Крэнстон и Сондрой Финчли, которым вполне приглянулся красивый и воспитанный юноша.

Наконец, по настоянию отца, Гилберт находит для Клайда менее тяжёлую и более престижную работу - он становится учётчиком. Впрочем, Гилберт предупреждает его, что он должен «соблюдать приличия в отношениях с работницами» и всякого рода вольности будут решительно пресекаться. Клайд готов свято выполнять все предписания своих работодателей и, несмотря на попытки некоторых девушек завязать с ним отношения, остаётся глух к их заигрываниям.

Вскоре, однако, фабрика получает дополнительный заказ на воротнички, и это, в свою очередь, требует расширения штатов. На фабрику поступает юная Роберта Олден, перед обаянием которой Клайду нелегко устоять. Они начинают встречаться, ухаживания Клайда делаются все более настойчивыми, и воспитанной в строгих правилах Роберте все труднее и труднее помнить о девическом благоразумии. Тем временем Клайд снова встречается с Сондрой Финчли, и эта встреча круто меняет его жизнь. Богатая наследница, представительница местной денежной аристократии, Сондра проявляет неподдельный интерес к молодому человеку и приглашает его на вечер с танцами, где собирается ликургская золотая молодёжь. Под натиском новых впечатлений скромная прелесть Роберты начинает меркнуть в глазах Клайда. Девушка чувствует, что Клайд уже не так внимателен к ней, ей страшно потерять его любовь, и однажды она поддаётся искушению. Роберта и Клайд становятся любовниками.

Сондра Финчли, однако, не исчезает из его жизни. Напротив, она вводит Клайда в свой круг, и заманчивые перспективы кружат ему голову. Это не остаётся незамеченным Робертой, и она испытывает тяжкие муки ревности. В довершение ко всему выясняется, что она беременна. Она признается в этом Клайду, и он лихорадочно пытается найти выход из создавшегося положения. Но лекарства не приносят желанного результата, а врач, которого они находят с таким трудом, категорически отказывается сделать аборт.

Единственный выход - жениться, решительно не устраивает Клайда. Ведь это означает, что ему придётся расстаться с мечтами о блестящей будущности, которые вселили в него отношения с Сондрой. Роберта в отчаянии. Она готова пойти на то, чтобы рассказать о случившемся дяде Клайда. Это означало бы для него конец карьеры и крест на романе с Сондрой, но он проявляет нерешительность, надеясь что-то придумать. Он обещает Роберте или подыскать какого-то врача или, если за две недели такового не отыщется, жениться на ней, пусть даже формально, и поддерживать её какое-то время, пока она не сможет работать.

Но тут Клайду попадается на глаза заметка в газете, повествующая о трагедии на озере Пасс - мужчина и женщина взяли лодку, чтобы покататься, но на следующий день лодку нашли перевёрнутой, позже обнаружили и тело девушки, но мужчину так и не удалось отыскать. Эта история производит на него сильное впечатление, тем более что он получает письмо от Роберты, которая уехала к родителям: она не намерена больше ждать и обещает вернуться в Ликург и все рассказать Грифитсу-старшему. Клайд понимает, что времени у него в обрез и он должен принять какое-то решение.

Клайд приглашает Роберту совершить поездку на озеро Большой Выпи, обещая затем обвенчаться с ней. Итак, вроде бы страшное решение принято, но он и сам не верит в то, что найдёт в себе силы осуществить задуманное. Одно дело совершить убийство в воображении и совсем другое - в реальности.

И вот Клайд и Роберта отправляются кататься на лодке по пустынному озеру. Мрачно-задумчивый вид Клайда пугает Роберту, она осторожно подбирается к нему, спрашивает, что с ним случилось. Но когда она пытается дотронуться до него, он, не помня себя, ударяет её фотоаппаратом и толкает так, что она теряет равновесие и падает. Лодка переворачивается, и её борт ударяет Роберту по голове. Она умоляет Клайда помочь ей, не дать утонуть, но он бездействует. То, о чем не раз он думал, свершилось. Он выбирается на берег один, без Роберты.

Но и перевёрнутую лодку, и тело Роберты быстро находят. Следователь Хейт и прокурор Мейсон энергично берутся за дело и вскоре выходят на Клайда. Тот поначалу запирается, но опытному прокурору не составляет труда загнать его в угол. Клайд арестован - теперь его судьбу решит суд.

Сэмюэл Грифитс, разумеется, шокирован случившимся, тем не менее он нанимает хороших адвокатов. Те сражаются изо всех сил, но и Мейсон знает своё дело. Долгое и напряжённое судебное разбирательство заканчивается вынесением смертного приговора. Состоятельные родственники прекращают оказывать помощь Клайду, и только его мать пытается для него что-то сделать.

Клайда переводят в тюрьму Оберна, именуемую Домом смерти. Отчаянные попытки матери найти деньги для продолжения борьбы за жизнь сына успеха не приносят. Общество утратило интерес к осуждённому, и ничто теперь не помешает машине правосудия довести дело до конца.

События, о которых повествует Теодор Драйзер в романе «Американская трагедия» разворачиваются в Америке.
Главным героем романа является Клайд Грифитс, молодой человек, стремящийся к богатству, славе, независимости.
… Жарким летним вечером в Канзас – Сити двое взрослых и четверо детей распевают псалмы и раздают брошюры религиозного содержания. Старшему мальчику – а это и есть Клайд Грифитс – явно не нравится то, чем он вынужден заниматься. Однако его родителя с жаром отдаются делу спасения заблудших душ. Но подобная деятельность приносит семье лишь моральное удовлетворение, семья живет в бедности и еле сводит концы с концами.
Юный Клайд Грифитс стремится вырваться из семьи. Он устраивается помощником продавца содовой в аптеке, затем рассыльным в отеле «Гри – Д видсон». Работа в отеле не требует никаких особых навыков и умений, приносит неплохие чаевые. Клайд вносит свой вклад в семейный бюджет, покупает себе одежду. В то же время товарищи по работе быстро принимают его в свою компанию. Он знакомится с хорошенькой продавщицей Гортензией Бригс. Эта девушка не по годам расчетлива и не собирается быть благосклонной «лишь за красивые глаза». Ей очень хочется модный жакет, который стоит сто пятнадцать долларов, и Клайд выполняет ее желание. Вскоре Клайд с компанией отправляется на увеселительную прогулку в роскошном паккарде. Эту машину взял Спарсер, один молодой человек из их компании. Машина принадлежит богачу, у которого служит его отец. На обратном пути погода портится, ехать приходится медленнее. Ребята опаздывают на работу и просят Спарсера прибавить скорость. Он так и поступает, но, зазевавшись, сбивает девочку. Пытаясь скрыться, он не справляется с управлением и машина переворачивается. Спарсер и еще одна девушка остаются лежать без сознания, остальные разбегаются.
На следующий день газеты помещают сообщение о происшествии. Девочка умерла, арестованный Спарсер назвал имена всех участников прогулки. Опасаясь ареста, Клайд покидает Канзас – Сити.
Три года он живет вдали от дома под чужим именем, выполняет грязную работу и получает гроши. Но однажды он встречает своего приятеля из Канзас – Сити и благодаря ему устраивается рассыльным в «Юнион - клуб». А однажды он встречает своего дядю, Сэмюеля Грифитса, богатого владельца фабрики по производству воротничков. Клайд переезжает в Ликург, дядя устраивает его на свою фабрику. Сын Сэмюэля Грифитса, которому очень несимпатичен бедный родственник из Канзас – Сити, устраивает Клайда на тяжелую и малооплачиваемую работу.
Проходит месяц. Сэмюель Грифитс интересуется судьбой племянника и переводит его учетчиком – на более престижную работу. А затем приглашает в свой дом на обед. Там Клайд знакомится с очаровательными представительницами бомонда, а среди них и с Сандрой Финчли. Она стразу выделяет юношу среди других. На новой должности Клайд ведет себя вполне благоразумно: отвергает все попытки девушек – работниц сблизится с ним. Но вскоре на фабрику поступает Роберта Олден. Клайд не в силах устоять перед ее обаянием, и они начинают встречаться. В то же время Клайд сближается с Сандрой Фингли. Она вводит его в свой круг, и для него красота Роберты меркнет. Но из-за того, что Роберта боится потерять Клайда, она поддается искушению и становится его любовницей. Вскоре Роберта узнает об отношениях Клайда с Сандрой, ее начинают терзать муки ревности. Девушка узнает о том, что она беременна, говорит об этом Клайду. Врач, которого они находят, отказывается делать аборт. Клайду не хочется жениться на Роберте – ведь это означает конец его карьере и отношениям с Сандрой. Роберта обещает рассказать все дяде Клайда. Юноша решается на последнее. Он приглашает девушку совершить поездку на озеро, обещая затем обвенчаться с ней. Когда они едут в лодке, Роберта пытается прижаться к нему. Юноша ударяет ее по голове фотоаппаратом и толкает в воду. Девушка просит помощи, но Клайд бездействует. Тело Роберты быстро находят. Клайда арестовывают. Сэмюель Грифитс нанимает хороших адвокатов, но это мало помогает – судья выносит Клайду смертный приговор. Клайда переводят в тюрьму Оберна, именуемую Домом Смерти. Общество утрачивает к нему интерес, и только мать пытается помочь обреченному сыну. Но его судьба уже решена.
Так завершается роман Теодора Драйзера «Американская трагедия».