» »

Демократические тенденции в кндр в xxi веке: причины, особенности, прогнозы. Экономика Северной Кореи: описание и интересные факты

22.09.2019

Южная Корея относится к высокоразвитым странам Северо-Восточной Азии. С момента возникновения государства после разделения на Северную и Южную Корею и вызванной этими событиями гражданской войной экономика страны несколько раз меняло свое направление. Но в ее структуре один принцип остается неизменным с 1960-ых годов – пятилетнее планирование. Политика и государственное устройство Президент Республики Корея Главой государства в Южной Корее является президент. Нынешний президент Пак Кын Хе, первая женщина- президент, представляющая партию Сенури, была избрана в 2012 году. Парламент Однопалатное Национальное собрание (300 мест). 245 депутатов избираются по мажоритарной системе с относительным большинством голосов в одномандатных округах, 54 - по национальным партийным спискам с 5-процентным заградительным барьером. Срок депутатских полномочий - 4 года. Выборы в парламент начали проводиться с 1948 года. С 1972 по 1988 годы в стране существовал диктаторский строй и выборы фактически являлись фиктивными. С 1998 года Южная Корея стала демократической страной, выборы в парламент проходят раз в пять лет. Права человека Южнокорейское государство активно вмешивается в личную жизнь своих граждан. Например, людям, носящим одну фамилию, нкиогда не разрешат вступить в законный брак. Женщинам запрещено носить мини- юбки и декольте. Бичом южнокорейского общества является Закон о государственной безопасности, принятый ещё в 1948 году. Данный закон определяет Северную Корею как "антигосударственную организацию" и практически запрещает распространение в позитивном ключе любой информации о КНДР. Попытка выехать на территорию КНДР без разрешения южнокорейского правительства карается тюремным заключением сроком до 10 лет. Согласно данным Международной амнистии, расплывчатые формулировки закона о государственной безопасности " используются для того, чтобы произвольно преследовать отдельных людей и целые группы, якобы критикующие действия правительства, и особенно - политику в отношении Северной Кореи. Пользователи социальных сетей, обсуждающие на этих площадках такие острые вопросы, как проблемы Северной Кореи, всё чаще становятся фигурантами уголовных дел и оказываются под судом"*8+. Административное деление Республики Корея Южная Корея разделяется на 9 провинций (то), 6 городов прямого подчинения со статусом, приравненным к провинциям (кванъёкси), и 1 город особого статуса (тхыкпёльси). Они, в свою очередь, делятся на ряд более мелких образований, включающих: город (си), уезд (кун), городской муниципальный округ (ку), поселок (ып), волость (мён), район (тон) и деревня (ри). Население Корейцы являются коренным и основным народом. С конца XIX века в Корее также проживали несколько десятков тысяч китайцев. На 2006 год их численность оценивалась в 20700 человек. Большинство из них имеют тайваньские паспорта*10+. В последние годы число иностранцев в Корее увеличивается. По данным на ноябрь 2012 года*11+, в Корее находились 1,4 млн иностранцев. Из них по краткосрочным визам (до 3 месяцев) - 293 тыс. человек, по долгосрочным - 944 тыс. человек, на постоянном месте жительства в Корее - 188 тыс. человек. Около половины из них - граждане КНР, из которых примерно две трети - этнические корейцы. 3. Экономическая ситуация в Республике Корея В начале 2000-х годов ситуация в отдельных сферах южнокорейской экономики (прежде всего в сфере производства полупроводников) складывалась крайне благоприятно. За первое полугодие 2000 г. экспорт южнокорейских полупроводников вырос на 31,8% (по сравнению с 1-м полугодием 1999 г.) и достиг уровня в 11,9 млрд долларов*41+. В середине августа южнокорейская экономика демонстрировала устойчивую тенденцию экономического роста, занимая 13-е место в мире. При этом по уровню ВНП Южная Корея была на 13-м месте (406,7 млрд долларов; при том, что по количеству населения Республика Корея была 25-й страной в мире - 46 млн 858 тыс.), по экспорту - на 12-м месте, по импорту - на 14-м, по валютным запасам - на 7-м месте (74 млрд долл. США), по количеству пользователей сотовыми телефонами - на 6-м месте (50 чел. из 100), по кораблестроению - на 2-м месте, по количеству рабочих часов - на 1-м месте (50 часов в неделю). Во второй половине 2000 г. в Южной Корее продолжились экономические реформы, в рамках которых государство ликвидировало убыточные предприятия. Так, в ноябре 2000 г. правительство опубликовало список 18 убыточных фирм, подлежащих ликвидации. Это были частные фирмы известных корпораций, такие как «Коммерческие автомобили Самсунг» (Sansung Commercial Vehicles), крупнейший производитель музыкальных инструментов «Самик» (Samick) и т. п. Были объявлены банкротами и взяты под государственное (судебное) управление 11 фирм. 8 ноября 2000 г. банкротом объявили фирму «Дэу Моторс» (Daewoo Motors). Таким образом, роль государства и планового регулирования в экономике Южной Кореи по-прежнему оставалась очень высокой. При этом в планах правительства роль частного капитала оставалась высокой. 29 марта 2001 г. был открыт новый международный аэропорт в Инчхоне (первая очередь), построенный на острове Ёнчжондо. Сам проект по строительству нового международного аэропорта стал разрабатываться еще в 1992 г., и порядка половины от стоимости строительных работ было профинансировано частным капиталом*42+. По итогам 2000 г. Южная Корея стала 4-м в мире производителем автомобилей. Событие это известной мере можно назвать историческим, поскольку в дальнейшем Южная Корея потеряла это высокое место, опустившись к 2004-2005 гг. на 7-е место в рейтинге автопроизводителей и уступив 6-е место Китаю. 8 2002 г. сфере экономики в Южной Корее наблюдалось продолжение процесса трансформации банковской системы. Так, в апреле 2002 г. было объявлено о возможном слиянии банков Синхан ынхэн («Новый корейский банк») и Корам ынхэн («Корейско-американский банк»). Слияние банков объяснялось ужесточением конкуренции с другими южнокорейскими банками, в частности, с банком Кунмин ынхэн («Гражданский банк»)*43+. 9 июля 2003 г. Корейский институт развития (Когеап ОеуеюртепЪ ГпзШиЪе) опубликовал сообщение, согласно которому прогнозируемый рост южнокорейской экономики (ВВП) в 2003 г. должен был составить 3,1% (против 6,3% в предшествующем 2002 г.). 2003 г. продемонстрировал дальнейшее развитие тенденции переноса южнокорейского производства в Китай, иногда в форме «продажи предприятия» иностранному (китайскому) владельцу. Так, 16 декабря 2003 г. в южнокорейской прессе появилось сообщение о том, что автомобильная фирма «Ссанъён моторе» (Ssаngуоng Motors) будет продана китайской государственной нефтехимической корпорации «Китайская национальная группа Голубая звезда» (Сhina National Bluestar Group). Предполагалось, что Меморандум о намерениях будет подписан к концу декабря 2003 г., а соглашение о покупке 50% акций по цене 11000 вон за штуку - в первом квартале 2004 г.*44+ Однако в целом не все в экономике Южной Кореи вызывало чувство оптимизма. Несмотря на известный контроль со стороны государства в сфере ценообразования, начало 2004 г. сопровождалось очередным ростом цен. По сообщениям Управления статистики Республики Корея (Тхон-гечхон) за февраль 2004 г. значительно выросли цены на основные потребительские товары - на 3,4%, по сравнению с февралем 2003 г., что уже превысило планировавшийся правительством уровень инфляции в 3%*45+. Развитие инфраструктуры, скоростные поезда. Стремительное социально-экономическое развитие Южной Кореи, вовлечение все большего числа населения в сферу высокотехнологичного бизнеса, потребность в большей мобильности граждан и перенаселенность крупных экономических центров Южной Кореи привели к необходимости постройки линии скоростных железных дорог, которая должна была связать все крупнейшие города страны. Проект по постройке скоростной железной дороги, получивший название «Кэй Ти Экс» (КТХ - аббревиатура от англ. Коrеа Тrain Ехрress) был начат в 1992 г. В качестве основы проекта были выбраны французские технологии фирмы «Альфстом» с перспективой постройки производственных мощностей, необходимых для производства и обслуживания подвижного состава. Первые пробные пуски поездов состоялись в 2000-2001 гг. 1 апреля 2004 г. началось регулярное движение скоростных поездов «Кэй Ти Экс». Поначалу на скоро-стоной железной дороге возникали те или иные неисправности, вызывавшие сбой в движении и дававшие повод для критики со стороны противников проекта. Однако в течение последующих лет недоработки были во многом устранены, и линия скоростных железных дорог стала играть важнейшую роль в транспортной системе Республики Корея. В конце апреля 2004 г. в южнокорейской прессе появились аналитические статьи о первом месяце эксплуатации скоростной железной дороги «Кей Ти Экс». Оценки, как и следовало ожидать, были весьма пессимистичными. Так, указывалось на то, что количество пассажиров, пользующихся скоростными железными дорогами, почти в 2 раза меньше расчетной цифры: ежедневное число пассажиров колебалось в пределах 71 тыс. человек вместо запланированных 150 тыс. В то же время число пассажиров, использовавших «традиционную» железную дорогу, несмотря на сокращение количества обычных поездов дальнего следования, оставалось по-прежнему высоким, до 107 тыс. человек в день. Подобные цифры, а также результаты опросов общественного мнения, согласно которым только треть пассажиров была довольна качеством обслуживания на новых скоростных поездах, внушала некоторый пессимизм относительно окупаемости и рентабельности нового вида транспорта. На самом деле это было частью процесса освоения и популяризации нововведения общегосударственного масштаба. Люди не так легко отказываются от своих привычек, в особенности если это связано с большими расходами (стоимость проезда на скоростном экспрессе примерно в 1,7 раза больше, чем в обычном поезде дальнего следования), и не сразу понимают, что дороговизна с лихвой окупается большим комфортом и экономией времени*46+. В апреле 2004 г. стала особо заметной тенденция переноса производственных мощностей крупнейших южнокорейских электронных компаний из Западной Европы в Восточную - в те страны, которые вот-вот должны были стать членами Евросоюза, и имели ряд экспортных налоговых льгот, которые делали производство именно в этих странах более выгодным. Так, компания «Самсунг Электронике» (Samsung Electronics) в марте 2004 г. закрыла линии по производству мониторов в Великобритании и перенесла сборочные заводы в Словакию. Фирма «Эл Джи - Филипс Мониторс» (LG-Philips Моnitors) еще в августе 2003 г. закрыла завод в Уэльсе и в первой половине 2004 г. занималась налаживанием производства в Венгрии. Фирма «Дэу Электронике» (Daewoo Electronics) перенесла завод из Франции в Польшу (Варшава) еще в 1994 г. Однако в преддверии вступления Польши в ЕС фирма планировала расширить производство на имеющихся заводах и в сентябре 2004 г. открыть линии по сборке цифровых телевизоров и жидкокристаллических мониторов*47+. Помимо указанного, процесс переноса южнокорейских производственных мощностей затронул и Китай. К июню 2004 г. четко обозначилась тенденция падения конкурентоспособности южнокорейских товаров, производимых в Китае, и, как следствие, сокращение производства с последующими планами переноса производственных мощностей в страны Юго-Восточной Азии. В частности, в июне 2004 г. руководство компании «Самсунг Электронике» объявило о планах закрытия китайского завода по производству СВЧ-печей и переноса завода в Таиланд. Причиной указанного явления было то, что в Китае до 30% произведенных южнокорейскими фирмами товаров шло на внутренний китайский рынок, в то время как в странах ЮВА до 90% продукции отправлялось на экспорт. В то же время в самом Китае появлялось все больше собственных фирм, производивших товары, аналогичные южнокорейским, но стоившие гораздо дешевле. Поэтому потребление южнокорейских товаров на китайском рынке постоянно сокращалось, что и приводило к убыткам*48+. По июльским прогнозам южнокорейского Центрального банка и «Института экономических исследований Эл Джи» в 2004 г. уровень роста экономики должен был составить не 5,5%, как это предсказывали в мае 2004 г, а 5,4%. Ухудшение показателей экономического роста объяснялось сокращением потребительского спроса, снижением инвестиций в промышленное оборудование, ростом цен на нефть и усиливающейся конкуренция со стороны Китая (рост экономики которого прогнозировался в 8,7%)*49+ Первые годы XXI столетия продемонстрировали тенденцию постепенного качественного изменения южнокорейского рынка труда. Согласно сообщениям Статистического управления Республики Корея (Тхонгечхоп) от 19 октября 2004 г., наибольший рост количества занятых наблюдался среди женщин 40-50 лет. При этом они устраивались либо на поденную работу, либо открывали небольшие собственные предприятия (в большинстве случаев рестораны). Рост числа занятых именно в этой категории населения объяснялся сложностями в экономическом положении в семье (необходимость оплаты дополнительного образования детей или же потеря мужем рабочего места).

Корейская Народно-Демократическая Республика (кор. 조선 민주주의 인민 공화국, 朝鮮民主主義人民共和國), КНДР, Северная Корея — государство в восточной Азии в северной части Корейского полуострова. Граничит с Китаем на севере, с Россией на северо-востоке. На юге граничит с Республикой Корея и отделяется от неё демилитаризованной зоной. С запада омывается водами Жёлтого моря, с востока — Японским морем. Столица — город Пхеньян.

КНДР образована 9 сентября 1948 года на территории советской зоны оккупации, как народно-демократическое государство, после провозглашения Республики Корея 15 августа 1948 года. Официальной идеологией государства являются идеи чучхе, которую её создатели — Ким Ир Сен и Ким Чен Ир определяют как «философскую идеологию, в фокусе внимания которой стоит человек». Власть принадлежит Трудовой партии Кореи во главе с Великим Руководителем (официальный титул) Ким Чен Иром.

География КНДР

Корейская Народно-Демократическая Республика расположена в восточной Азии, в северной части Корейского полуострова. Имеет сухопутную границу с тремя государствами: Китаем по реке Ялуцзян, Россией по реке Туманган и Южной Кореей. На западе омывается Жёлтым морем и Корейским заливом, а на востоке — Японским морем.

Площадь КНДР: 120 540 км² (суша 120 410 км², вода: 130 км²). Правительством КНДР территориальными водами страны объявлена акватория, прилегающая к берегу в пределах 12-мильной зоны (22,224 км).

Территория КНДР преимущественно горная, изрезана множеством долин и оврагов. Прибрежные равнинные участки относительно велики только в западной части страны. В КНДР много заповедников, национальных парков, гор и лесов с чистыми реками, водопадами и высокими горами.

Природные ресурсы, добываемые в стране включают: уголь, свинец, вольфрам, цинк, графит, магний, железо, медь, золото, пирит, соль, плавиковый шпат и др.

Северная Корея имеет муссонный климат с четырьмя отдельными временами года. Зима относительно сухая и холодная (средняя январская температура в Пхеньяне −3 °C днём и −13 °C ночью), а лето жаркое и влажное (средняя августовская температура в Пхеньяне 29 °C днём и 20 °C ночью).

Административное деление

По состоянию на 2004 год Северная Корея была поделена на 9 провинций (то, кор. 도, 道), 2 города прямого подчинения (чикхальси, 직할시, 直轄市) и 3 специальных административных региона. Столица — Пхеньян.

Крупные города КНДР кроме Пхеньяна:
Синыйджу (286 000)
Кэсон (352 000)
Нампхо (467 000)
Чхонджин (330 000)
Вонсан (340 000)
Саривон (161 000)
Сонрим (159 000)
Хамхын (581 000)
Хэджу (227 000)
Канге (208 000)
Хесан (98 000)
Кимчхэк (198 000)

Население

Корейцы — гомогенная нация. Хотя в КНДР нет больших национальных общин, имеются достаточно многочисленное китайское (около 50 000 человек) и небольшое японское (около 1800 человек) меньшинства.

Население: 23 113 019 (2006, оценка).
Ожидаемая продолжительность жизни (2009): все — 63 года (мужчины — 61 год, женщины — 66 лет)
Коэффициент суммарной рождаемости: 2,0 на одну женщину (2009 тот же источник)
Языки: корейский; грамотность — 99 %.

История КНДР

До 1945 Корея была колониальным владением Японии. После окончания Второй мировой войны территория Кореи севернее 38 параллели была оккупирована Советским Союзом, а южнее — Соединёнными Штатами. СССР и США не удалось договориться об объединении страны, что привело к формированию в 1948 году двух различных правительств, северного (просоветского) и южного (проамериканского), каждое из которых претендовало на контроль над всей Кореей.

Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) была образована 9 сентября 1948 года в ответ на образование на юге Корейского полуострова Республики Корея. Политическая власть была монополизирована ТПК начиная с самых первых лет существования КНДР. В хозяйстве была установлена плановая экономика; приблизительно с 1949 года практически вся промышленность, внутренняя и внешняя торговля находится под контролем государства.

В 1950 году противоречия между двумя корейскими государствами привели к началу Корейской войны. 25 июня 1950 года войска КНДР перешли границу с Республикой Корея и вторглись на её территорию. В войне, продолжавшейся в течение трёх лет, погибло около 2,5 миллионов корейцев, было разрушено более 80 % промышленной и транспортной инфраструктуры обоих государств. На стороне Южной Кореи в войне участвовали США, Великобритания и ещё ряд стран (под флагом ООН), на стороне КНДР — Китай (военную помощь оказывал также СССР). Корейская война закончилась с заключением перемирия в 1953 году.

В результате индустриализации население страны достаточно быстро оправилось от последствий войны.

В политическом плане положение КНДР ухудшилось из-за разрыва между Китаем и СССР, который начался в 1960 году.

В 70-х годах рост экономики государства приостановился, и даже наметился регресс по причине высоких цен на нефть после нефтяного кризиса 1974 года, перекоса экономики в сторону тяжёлой промышленности и высоких расходов на армию. Уменьшить военные расходы КНДР не могла[источник не указан 42 дня], кроме того, после слов Ким Ир Сена о том, что обе Кореи воссоединятся ещё при его жизни, расходы на армию только увеличились. В 1980 году в экономике КНДР произошёл дефолт, и до конца 80-х годов объём промышленного производства снижался.

Ким Ир Сен умер в 1994 году, и его преемником стал сын, Ким Чен Ир. В годы его правления экономика страны продолжала стагнировать и оставаться изолированной.

В июле 2002 года было объявлено о начале реформ. Валюта страны была девальвирована, а цены на сельскохозяйственную продукцию отпущены в надежде простимулировать аграрный рынок страны. Коллективное хозяйство в деревне было решено заменить на хозяйства, построенные по семейному принципу. В результате произошло увеличение зарубежных инвестиций: только Китай инвестировал 200 миллионов долларов в экономику страны в 2004 году.

В 2007 г., после визита президента Южной Кореи в КНДР, Северная и Южная Корея совместно обратились в ООН с просьбой содействовать объединению Кореи.

Государственное устройство

Действующая Конституция КНДР принята 27 декабря 1972 года, в неё внесены изменения 9 апреля 1992 года и 5 сентября 1998 года. Статья 1 Конституции определяет КНДР как суверенное социалистическое государство, представляющее интересы всего корейского народа. Согласно Конституции КНДР, власть в стране принадлежит рабочим, крестьянам, трудовой интеллигенции, всему трудовому народу.

Верховное народное собрание (парламент)

Верховное народное собрание состоит из 687 депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием на 5 лет (выборы безальтернативные, официально объявляется, что правительственных кандидатов поддержало 100,0 % избирателей).

Избирательное право с 17 лет.

Политические партии

Трудовая партия Кореи (ТПК) создана в октябре 1945 года. Правящая партия КНДР, её руководящая роль зафиксирована в Конституции.

Социал-демократическая партия Кореи, создана в ноябре 1945. Признаёт руководящую роль ТПК, входит в ЕДОФ.

Партия Чхондогё-Чхонудан («Партия молодых друзей религии небесного пути»), создана в 1946. Признает руководящую роль ТПК, входит в ЕДОФ.

Единый демократический отечественный фронт (ЕДОФ), создан в 1949. Руководящая сила ЕДОФ — ТПК.

Исполнительная власть

Правительство — кабинет министров (Нэгак), члены которого, за исключением министра народной армии, назначаются Верховным народным собранием. Председатель Кабинета министров — Ким Ён Ир (с 2007 г.)

Государственный комитет обороны

Является высшим органом военной власти. После смерти Ким Ир Сена председатель ГКО с 1993 г. — Ким Чен Ир стал фактическим лидером страны.

Судебная власть

Центральный суд, члены суда избираются Верховным народным собранием.

Политическая ситуация после смерти Ким Ир Сена

Смерть Ким Ир Сена в 1994 году совпала с множеством серьёзных проблем в стране, вызванных большими расходами на армию (учитывая развитие ракетно-ядерной программы), распадом социалистического лагеря и разрывом традиционных экономических связей.

Несмотря на необходимость решать эти проблемы, прошло три года после смерти отца, прежде чем Ким Чен Ир занял его пост.

В итоге Ким Чен Ир так и не получил пост президента КНДР. Вместо этого он стал председателем Государственного комитета обороны (ГКО).

В 2000 году Ким Чен Ир, пытаясь вывести Северную Корею из международной изоляции, заявил, что КНДР готова отказаться от программы создания межконтинентальных ракет в обмен на помощь мирового сообщества в развитии северокорейской космонавтики — но уже через две недели обратил своё заявление в шутку. Очевидно, подобная инициатива была на первых порах отвергнута коллективным руководством КНДР. Позднее, однако, жесточайший экономический кризис вынудил северокорейское руководство вернуться к своему предложению.

КНДР и США уже начали обсуждать возможность визита в Пхеньян американского президента Билла Клинтона, но в ноябре 2000 года в США на выборах победил Джордж Буш, объявивший крестовый поход против северокорейского коммунистического режима, и диалог оборвался.

Ряд СМИ регулярно выпускают публикации о возможном наследнике Ким Чен Ира. Среди возможных кандидатов называют его сыновей Ким Чон Нама, Ким Чон Чхоля (в старой транскрипции, принятой в бывшем СССР — Ким Чен Чер) и Ким Чон Уна, а также его зятя Чан Сон Тхэка.

В марте 2010 года в ЖЖ известного корееведа А. Ланькова появились подтверждения назначения Ким Чон Уна (Ким Чон Ына) официальным наследником Ким Чен Ира:

Получены новые и, наконец, надежные подтверждения, что выбор наследника сделан, и кампания по его возвышению набирает обороты. Новым Гением Руководства назначен младший сын нынешнего Гения Руководства, Ким Чон Ын. По всей стране прошли собрания в его честь, выпущены и соответствующие материалы, пока формально закрытые. Есть материалы и в печати, открытой, но не подлежащей распространнию за рубежом.

Во второй половине 1990-х годов в КНДР, по мнению А. Ланькова, произошла «тихая смерть севернокорейского сталинизма». Прекращение помощи со стороны СССР привело к крупномасштабному экономическому кризису, прежде всего к постоянной нехватке питания (в середине 1990-х массовый голод унёс жизни нескольких сот тысяч жителей КНДР, в связи с чем произошла легализация мелкого частного предпринимательства и челночной торговли с Китаем, фактически отменены и многие другие ограничения.

В последние годы в КНДР усилились позиции сторонников жёсткого курса. Затормозились или были свернуты экономические реформы, КНДР нашла повод для отказа от участия в шестисторонних переговорах по ядерной проблеме.

Официальное отношение к Южной Корее стало меняться. Последнее десятилетие в КНДР полулегально проникают южнокорейская музыка и фильмы.

Культура

В КНДР существует развитая киноиндустрия, производящая кинофильмы в духе «социалистического реализма с корейской спецификой». Производятся и мультипликационные фильмы. Утверждается, что северокорейские мультипликаторы нередко выполняют заказы для европейских и американских студий.

Вся культура в КНДР контролируется государством.

Религия

КНДР является светским государством, большинство населения — атеисты. В соответствии с Конституцией КНДР «гражданам гарантируется свобода совести» (глава 5, статья 68).

После создания КНДР церковь была отделена от государства. Новое руководство страны развернуло атеистическую пропаганду и решительную борьбу с религией. В КНДР действуют два православных храма, один католический и один протестантский, все они открыты лишь для иностранцев.

Образование

С 1975 г. в КНДР осуществлён переход к всеобщему обязательному 11-летнему обучению (включая одногодичное дошкольное). В стране работают до 150 вузов, однако качество образования в целом невысокое, поскольку большую часть времени студенты работают. В сфере высшего и среднего специального образования преобладает подготовка по техническим специальностям.

Здравоохранение

В Северной Корее существует государственное медицинское обслуживание и система медицинского страхования. Расходы на здравоохранение составляют около 3 % ВВП. С 1950 года страна уделяет большое внимание здравоохранению, так в период между 1955 и 1986 годами количество больниц выросло с 285 до 2401, количество поликлиник — с 1020 до 5644. Имеются больницы при фабриках и шахтах. Начиная с 1979 года больший акцент был сделан на традиционную корейскую медицину, основанную на лечении травами и акупунктуре.

Ситуация с медицинским обслуживанием населения в Северной Корее резко ухудшилась после 1990 года, в результате стихийных бедствий, экономических проблем и нехватки энергии. Во многих больницах и клиниках КНДР отсутствуют необходимые лекарства и оборудование, а также существует дефицит электричества.

Почти 100 % населения имеет доступ к воде, но она не всегда пригодна для питья. Инфекционные заболевания, такие как туберкулез, малярия и гепатит эндемичны в стране. Средняя продолжительность жизни в Северной Корее 63,8 лет, 170-ое место в мире по оценкам 2009 года.

Среди других проблем со здоровьем отмечается недоедание, так, согласно докладу ООН от 1998 года, от недоедания страдает 60 % детей, а 16 % населения страны испытывает острое недоедание.

Экономика

Экономика страны плановая, командная. Поскольку с начала 1960-х годов КНДР не публикует никакой экономической статистики, то все данные о её экономике являются внешними экспертными оценками. Особенностью является изолированность от остального мира, наличие трудовых лагерей и т. н. «трудовых вахт» — в течение этого времени отменяются отпуска, выходные, рабочие живут на предприятиях, все производства работают круглые сутки. Последние, по-видимому, вводятся только в случае обострения внутриполитической ситуации. Например, при передаче власти. Последняя трудовая вахта началась в 2009 году и должна была продолжаться 150 дней.

В эпоху существования СССР экономика страны опиралась на советскую помощь и первые послевоенные годы (после окончания Корейской войны 1950—1953 гг.) развивалась довольно динамично. Повышение цен на нефть в 1974 году негативно сказалось на развитии страны. В 1980 году в стране произошел дефолт, в течение всех 80-х падение производства продолжалось. С распадом СССР негативные тенденции, порожденные дефолтом 1980 года, усилились и, в том числе в связи со стихийными бедствиями, привели к масштабному голоду в середине 90-х. При этом международным сообществом была предоставлена не менее масштабная гуманитарная помощь.

Прирост ВВП с 2006 года оценивается как 1 % в год. Бюджет 2002 года — 10,1 млрд долл.

В сельском хозяйстве после реформ 2002 года началось переформирование колхозов в предприятия семейного типа. Коллективизация прошла в 1958 году. Из-за гористого характера местности страна испытывает напряжённость в земельных ресурсах. Общая площадь сельскохозяйственных земель составляет немногим более 20 % всей территории, а пахотные земли — лишь 16 %. В среднем на одного жителя республики приходится 0,12 га обрабатываемых земель, что в 3—4 раза меньше, чем в большинстве европейских стран. Главная отрасль сельского хозяйства — растениеводство. Обрабатывается 17 % территории, из них 2/3 орошается. Возделывают зерновые, соевые бобы, хлопчатник, лён, табак, сахарную свёклу. Плантации женьшеня. Овощеводство. Плодоводство. Животноводство: крупный рогатый скот, свиньи, птица. Шелководство. Рыболовство, добыча морепродуктов. Доля сельского хозяйства в ВВП составляет 30 %. Большинство возделываемых земель располагается на юге и на западе страны, именно эти земли пострадали от наводнения в 1995—1996 годах и от засухи в 1997 и 2000 годах. В 2002 году страна располагала поголовьем в 48 тыс. лошадей, 575 тыс. голов крупного рогатого скота, 2,6 млн коз. В 2001 году было поймано 200 тыс. тонн рыбы и собрано 63700 тонн прочих морепродуктов. Несмотря на это, в стране всегда наблюдался дефицит продуктов.

В стране существует лесная промышленность. По различным оценкам в 2002 году в стране было заготовлено 7,1 млн метров круглой древесины.

Электроэнергетическая промышленность базируется на использовании богатых гидроэнергетических ресурсов республики, оцениваемых примерно в 10 млн кВт, и твердого топлива в виде антрацита и бурого угля. В 2001 году на ГРЭС было выработано около 69 % электроэнергии страны, остальное — получено за счет сжигания угля. В 2005 году страна потребляла 25000 баррелей нефти в день и производила только 138.

Большие запасы руд цветных и легирующих металлов (медь, цинк, свинец, никель, вольфрам, молибден и др.). Экспорт цветных металлов — важнейший источник поступления иностранной валюты.

Развиваются нефтеперерабатывающая, химическая, текстильная и пищевая промышленность. Доля промышленности в ВВП в 2002 году — 34 %.

В КНДР выпускают автомобили «Фиат» местной сборки и джипы, автозавод «Сунгри» (Победа) в Токчоне выпускает грузовики.

КНДР поддерживает торговые связи более чем со 100 странами. Объём товарооборота в 2002 году составил 2,4 млрд долл. Основные внешнеторговые партнёры КНДР — Южная Корея (642 млн долл.), Китай (550 млн долл.), Япония (500 млн долл.), страны ЕС (250 млн долл.), РФ (130 млн долл.). В экспорте КНДР преобладают чёрные и цветные металлы, антрацит, морепродукты; в импорте — нефть и нефтепродукты, коксующийся уголь, химические удобрения, продовольствие. Внешний долг КНДР, по оценкам США, составляет 25 млрд долл. (2000), в том числе РФ — 8 млрд долл., Китаю — 4,5 млрд долл.

В 2008 году внешнеторговый оборот КНР и КНДР достиг 2,8 млрд долл. Профицит торговых отношений составил 1,3 млрд долл. в пользу КНР.

Денежная реформа 2009 года была призвана укрепить плановую экономическую систему и уменьшить влияние рынка. Однако по некоторым данным реформа привела резкому росту инфляции и дефициту товаров первой необходимости. В начале 2010 года ответственный за эту реформу председатель государственного планового комитета КНДР Пак Нам Ки был уволен, а в середине марта — расстрелян.

Транспорт

Транспортная сеть в Северной Корее достаточно развита, но устарела. В 1990 году в стране было около 30 000 км дорог, из которых лишь около 1 700 — асфальтированные. После стихийных бедствий в середине 90-х дорожная инфраструктура сильно пострадала, и теперь общая протяженность дорог 25 554 км, из которых 724 километров асфальтированные. Самое крупное и хорошо сохранившееся шоссе из Пхеньяна в Вонсан, длиной около 200 км. Широко распространён железнодорожный транспорт. Железнодорожная сеть имеет длину 5 235 км, из которых электрифицировано 3 500 км. Из-за больших запасов угля в стране по-прежнему используются паровые локомотивы для перевозки грузов и пассажиров. Много рек, проходящих по территории КНДР, являются дополнительным водным путем. Общая протяженность водных путей составляет 2 250 км.

Крупными портами являются города Хамхын, Чхонджин, Кимчхэк, Хэджу и Нампхо. Количество аэропортов — 78, вертолетных площадок — 23. Основной авиаперевозчик Эйр Корё является государственной компанией, с регулярными рейсами в Москву, Пекин, Бангкок, Макао и Владивосток. Городской транспорт является наиболее развитым в столице страны, где население передвигается на трамваях, троллейбусах и метро. Из-за нехватки топлива автобусы используются редко. Автомобили также редки, но велосипеды стали основным способом передвижения широких слоев населения. Однако, женщинам запрещён и этот вид транспорта.

Туризм

Политика изоляционизма, проводимая правительством Северной Кореи, приводит к тому, что международный туризм в стране развит слабо. Несмотря на то, что ограничений на въезд иностранцев в страну практически нет, иностранным туристам запрещено посещать места, где нет правительственной охраны. Иностранных туристов в Северной Корее больше всего привлекают природные достопримечательности и «нео-сталинская» атмосфера в стране. В 2000 году страну посетили почти 130 000 туристов.

Южнокорейские граждане должны получить специальное разрешение от правительства Южной и Северной Кореи, чтобы въехать в страну. В начале XXI века район гор Кымгансан, расположенный возле южнокорейской границы, был утверждён в качестве специальной туристической зоны, куда южнокорейским гражданам не требуется разрешения на въезд.

КНДР является популярным направлением для китайских туристов. Это связано с тем, что для китайских граждан въезд в страну существенно облегчён по сравнению с гражданами других государств, кроме того в Северной Корее есть специальные казино для иностранцев (в Китае они запрещены). Также китайских туристов привлекает дешевизна многих товаров в Северной Корее по сравнению с Китаем.

Армия КНДР

Северная Корея — самая милитаризованная страна мира. По состоянию на 2006 год армия КНДР насчитывает 1 115 тысяч человек и является пятой (по другим данным, четвёртой) по величине в мире после как минимум Китая, США и Индии, и всё это при численности населения в 2006 году в 23 млн чел. и экономической стагнации. В резерве насчитывается около 7,7 млн человек, 6,6 млн из которых являются участниками Рабоче-Крестьянской Красной Гвардии. Комплектование по призыву. Численность родов войск выглядит следующим образом: СВ — ок. 1 млн чел. (включая 87 тыс. бойцов спецназа), ВМС — 60 тыс. чел., ВВС — 110 тыс. (включая 7 тыс. бойцов спецназа). Полувоенные охранные формирования, пограничная охрана и органы охраны общественного правопорядка насчитывают ещё 189 тыс. чел. Северная Корея тратит на содержание армии 27 % НД.

Руководство вооружёнными силами и военным строительством осуществляется Государственным Комитетом Обороны КНДР, во главе которого находится Верховный Главнокомандующий — маршал КНДР Ким Чен Ир. Председатель Государственного Комитета Обороны КНДР командует и руководит всеми Вооружёнными Силами, ведает обороной страны в целом.

Срок службы призывников в сухопутных войсках — 5—12 лет. Основными объединениями и соединениями сухопутных войск являются армия, корпус, дивизия и бригада. Армия постоянного состава не имеет, а развертывается на базе армейских корпусов. Срок службы призывника в ВВС и ПВО составляет 3—4 года. Срок службы призывника в военно-морском флоте — 5—10 лет.

С середины 90-х годов КНДР почти полностью удовлетворяет потребности своей армии в артиллерийско-стрелковом вооружении, отдельных образцах ВВТ.

Организационный состав вооружённых сил выглядит следующим образом. Сухопутные войска (СВ) имеют 19 корпусов: 1 танковый, 4 механизированных, 9 пехотных, 1 артиллерийский, Командование обороны Пхеньяна, Командование пограничной охраны. В составе этих корпусов находятся 27 пехотных дивизий, 15 бронетанковых бригад, 9 бригад РСЗО, 14 пехотных бригад, 21 артиллерийская бригада. Помимо прочего 87 тыс. бойцов спецназа в составе СВ распределены между 10 снайперскими бригадами, 12 бригадами легкой пехоты, 17 бригадами спецназа, 1 воздушно-десантного батальона, еще 8 батальонов выделены в отдельное командование спецназа. В резерве находится 40 пехотных дивизий. Военно-морские силы (ВМС), штаб которых расположен в Пхеньяне, организационно разделены на два флота. Флот восточного моря (штаб в T’oejo-dong) и Флот западного моря (штаб в Namp’o). Первый располагает 9 военно-морскими базами, второй — 10.

Военно-воздушные силы (ВВС) включают в себя 4 командования (33 полка), плюс 3 отдельных батальона. Три командования отвечают за северный, восточный и южный оборонительный сектора, четвёртое — тренировочное — отвечает за северо-восточный сектор. ВВС располагает 11 авиабазами, в основном в приграничном с Южной Кореей районе, несколько — в приграничном с Китаем.

Основная часть сил развернута вдоль хорошо укрепленной Демилитаризованной зоны. По оценкам на вооружении корейской народной армии состоит около 3500 основных боевых (и средних) танков, 560 легких танков, 2500 ед. бронетранспортёров и легкобронированной техники, 3500 стволов буксируемой артиллерии, 4400 САУ, 2500 РСЗО, 7500 минометов, 24 ПУ ракет класса «земля-земля», неизвестное количество ПУ ПТУР, 1700 безоткатных орудий, в сухопутных войсках насчитывается приблизительно 11000 зенитных орудий.

В составе флота насчитывается 92 ПЛ, 3 фрегата, 6 корветов, 43 ракетных катера и МРК, 158 сторожевых (патрульных) кораблей, 103 торпедных катера, 334 патрульных катера, 10 десантных кораблей, 2 батареи береговой обороны, 130 судов на воздушной подушке, 23 тральщика, 1 плавбаза, 8 малых судов, 4 судна обеспечения.

В составе ВВС насчитывается 80 бомбардировщиков, 541 истребителей и истребителей-бомбардировщиков, около 316 транспортных самолётов, 588 транспортных (многоцелевых) вертолётов, 24 боевых вертолёта, 228 учебно-тренировочных самолётов, минимум 1 БПЛА.

Северная Корея имеет военных советников в 12 африканских государствах.

Основу военной доктрины страны составляет активная оборона.

Большое внимание уделяется действиям разведывательно-диверсионных групп. Сведение такого рода войск в крупные соединения является уникальным, типичным только для Северной Кореи решением.

Ядерная программа КНДР

В феврале 2005 КНДР впервые открыто заявила о создании в стране ядерного оружия. 9 октября 2006 был произведён первый ядерный взрыв.

Все ключевые переговоры по программе ядерного вооружения от имени КНДР ведёт вице-министр иностранных дел Ким Ке Гван.

4 апреля 2009 года был произведен пуск новой северокорейской ракеты со спутником связи. Своей цели по выводу спутника на орбиту ракета не достигла, все ступени, включая спутник, затонули в Тихом океане. Данная ракета, по мнению экспертов, является межконтинентальной и способна достигнуть Аляски. Её запуск сильно осложнил 6-сторонние переговоры по ядерной проблеме КНДР.

25 мая 2009 года Северная Корея провела вторые испытания ядерного оружия. Мощность, по заявлениям МО РФ, составила от 10 до 20 килотонн.

Внешняя политика КНДР

После распада СССР контакты с этой изолированной от всего мира страной сильно ослабли. Лишь в 2000 состоялся первый визит главы российского государства в Пхеньян. Тогда были достигнуты договоренности об активизации политических контактов и выработке мер по восстановлению экономического сотрудничества. В последние годы подписаны межправительственные соглашения о воздушном сообщении, о культурном сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, об избежании двойного налогообложения, о взаимных поездках граждан, об экономическом и техническом сотрудничестве; о сотрудничестве в лесной отрасли, в таможенных делах, в сфере борьбы с преступностью и охраны правопорядка, в области использования спутниковых навигационных систем.

Южная Корея

16 августа 2004 года — КНДР заявила об отказе участвовать в заседании рабочей группы по подготовке очередного раунда шестисторонних переговоров по урегулированию ядерного кризиса на Корейском полуострове. Это решение вызвано недавними действиями Южной Кореи, которая вывезла на свою территорию из Вьетнама 460 северокорейских перебежчиков. КНДР прореагировала на это событие очень болезненно, обвинив власти Южной Кореи в похищении северокорейских граждан. Южнокорейская разведка, со своей стороны, предупредила об опасности актов возмездия со стороны КНДР, посоветовав южным корейцам, живущим или выезжающим в Китай и страны Юго-Восточной Азии, а также активистам организаций, помогающих северокорейским беженцам перебираться за пределы КНДР, обратить особое внимание на свою безопасность.
В начале 2009 года произошло очередное обострение межкорейских отношений. 30 января 2009 года власти КНДР объявили о расторжении всех ранее достигнутых договоренностей с Южной Кореей. В официальных заявлениях сказано, что Южная Корея виновна в «непрерывной эскалации враждебных действий».
В мае 2009 г. Северная Корея проводит второе испытание ядерного оружия. В эти же дни она объявляет о выходе из договора о прекращении огня с Южной Кореей, заключенным в 1953 г. Фактически это означает введение военного положения с Южной Кореей.
17 января 2010 г. Глава Северной Кореи Ким Чен Ир заявил о необходимости укреплять Вооруженные силы государства. Такое заявление он сделал во время посещения военных совместных учений сухопутных войск, Военно-морских и Военно-воздушных сил страны, передает Associated Press со ссылкой на местные СМИ. Ранее Государственный комитет обороны КНДР предупредил Южную Корею о возможности объявления против нее «священной войны» и сообщил о полном прекращении диалога между двумя государствами. Жесткая реакция северокорейской стороны последовала после того, как Республика Корея обнародовала свой чрезвычайный план, которым предусмотрена стремительная наступательная операция против КНДР в случае «критической необходимости».

Япония

Ноябрь 2004 — в Пхеньяне в течение недели проходил решающий раунд переговоров между КНДР и Японией по вопросу о японских гражданах, похищенных в 1970—1980-е годы северокорейской разведкой. К этому моменту КНДР освободила пять похищенных и членов их семей. Ранее Ким Чен Ир признал, что всего похищенных было 13 человек, но судьба остальных неизвестна. Япония обвиняет КНДР в нежелании раскрыть информацию об их судьбе и выдать их в случае, если они ещё живы. Всё, что японцы смогли получить в ходе переговоров, — это семь контейнеров с личными вещами и документами похищенных.
Декабрь 2004 — общественное мнение Японии высказывается за введение санкций в связи со скандалом вокруг праха, переданного Токио в ноябре северокорейскими властями. ДНК-анализ останков показал, что они принадлежали не японской девочке Мэгуми Ёкоте, похищенной в 1977 году спецслужбами КНДР, а двум другим людям, не входившим в число похищенных японцев.
10 декабря парламент Японии призвал правительство рассмотреть вопрос о применении к КНДР экономических санкций, в качестве первого шага правительство приняло решение прекратить оказание КНДР продовольственной помощи, в парламенте Японии активизировалось обсуждение вопроса о санкциях, которые могут предусматривать закрытие японских портов для северокорейских судов, запрет на перевод в КНДР средств от проживающих в Японии корейцев и др.
27 июня 2009 — КНДР пригрозила сбить любой японский самолет в своем пространстве. «Военно-воздушные силы Корейской народной армии не потерпят никаких проявлений воздушного шпионажа со стороны поджигателей войны в японских агрессивных силах и беспощадно собьют любой самолет, который осмелится вторгнуться в территориальное воздушное пространство КНДР даже на одну тысячную миллиметра», подчеркивается в сообщении ЦТАК.

Интернет

КНДР имеет в Интернете собственный домен первого уровня.kp. В северной части КНДР уже существуют интернет-кафе, позволяющие осуществлять выход в Интернет (в 2007 году Министерство общественной безопасности страны распорядилось об их закрытии). В настоящее время доступ в Интернет для большей части жителей КНДР закрыт. Доступ к Интернет оформлен для дипломатических объектов и отдельных иностранных предприятий.

В стране имеется внутренняя сеть Кванмён, не подключенная к Интернету.

Внешнеэкономические связи КНДР в XXI веке и перспективы их развития при Ким Чен Ыне

© 2013 Л. Захарова

Статья содержит анализ имеющейся статистики и данных о внешнеэкономических связях КНДР в 2000-е годы, ознаменовавшиеся существенным увеличением объема ее внешней торговли. Автор рассматривает основные тенденции торговых отношений, инвестиционного сотрудничества и реализующихся совместных проектов Северной Кореи с ключевыми партнерами, среди которых, прежде всего Китай и Республика Корея, а также Россия. В заключение делаются выводы о перспективах внешнеэкономического сотрудничества КНДР при новом лидере. Ключевые слова: КНДР, внешнеэкономические связи, торговля, Китай, Республика Корея, Россия, сотрудничество.

В XXI веке Корейская Народно-Демократическая Республика остается одним из наиболее изолированных от мировой экономики государств мира. Официальная идеология чучхе в экономической сфере, по сути, предполагает стремление к достижению самообеспеченности («своими силами с опорой на собственные ресурсы»). В своих выступлениях на конференциях северокорейские ученые настаивают на том, что экономическая структура КНДР является «независимой и современной», и чтобы обеспечить независимость страны, Северная Корея «полностью полагается на внутренние ресурсы (сырье и топливо), а также использует новейшие технологии» (особое значение придается информационным технологиям). При этом важным доказательством независимости и продвинутости экономической системы КНДР, ориентированной на оборонную промышленность, является самостоятельно испытанное ею ядерное оружие и произведенные запуски спутников1.

В то же время, несмотря на декларируемые официальные установки, экономика КНДР объективно не может развиваться без связей с внешним миром. Во второй половине XX в. народнохозяйственный комплекс КНДР создавался в значительной мере с использованием иностранного технического содействия, импортного оборудования и зарубежных технологий2. Существенное ослабление внешнеэкономических связей страны в 1990-е годы привело к серьезному сокращению объема ВВП КНДР, который стал постепенно восстанавливаться только в 2000-е годы, в том числе за счет расширения внешней торговли. В настоящее время Северная Корея представляет собой закрытую, недостаточно обеспеченную собственными ресурсами страну с милитаризированным хозяйством, инфраструктура и производственные мощности которой в гражданской сфере требуют капитальной модернизации. Серьезными вызовами для развития КНДР являются энергетическая и продовольственная проблемы. В связи с этим Северная Корея регулярно вынуждена импортировать топливо и топливное сырье, а также продовольствие и удобрения. Высокий уровень милитаризации приводит к нехватке промышленных товаров для

Захарова Людмила Владимировна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра корейских исследований ИДВ РАН. E-mail: [email protected].

гражданского сектора экономики. В такой ситуации экономическое сотрудничество с иностранными государствами является для КНДР важным источником сырья, промышленных и потребительских товаров, иностранной валюты, инвестиций и новых технологий. При этом внешние экономические связи Северной Кореи существенно ограничены в связи с действующими против нее международными санкциями, а также нехваткой у Пхеньяна свободных валютных средств.

Для внешнего мира КНДР может представлять интерес как поставщик некоторых видов полезных ископаемых и сырья, а также дешевой рабочей силы в СВА. Стоимость северокорейских минеральных ресурсов (среди которых богатые запасы угля, железной руды, меди, золота, цинка, никеля и редкоземельных металлов), по некоторым данным, оценивается в диапазоне от 2 трлн долл.3 до 6 трлн долл.4 Кроме того, Северная Корея активно продвигает идею конкурентоспособности своей рабочей силы на мировом рынке5. Использование сравнительно дешевых и квалифицированных трудовых ресурсов КНДР возможно как за рубежом (крупнейшие принимающие страны - Китай и Россия), так и с открытием предприятий в самой Северной Корее с целью организации производства на давальческом сырье (крупнейшие игроки - РК и Китай). Еще одним конкурентным преимуществом КНДР является ее территориальное положение. В условиях постоянно возрастающего объема грузоперевозок как внутри региона, так и по направлению Азия-Европа транзитный транспортный потенциал Северной Кореи становится все более востребованным.

На фоне официальных лозунгов о независимости и самостоятельности экономики страны, северокорейское руководство признает необходимость экономического сотрудничества с иностранными государствами. Доказательством этому служат как официальные программные заявления, так и практические усилия КНДР по улучшению инвестиционного климата.

Еще с 1990-х годов Северная Корея активизировала деятельность по привлечению иностранного капитала по каналам создания иностранных предприятий и особых экономических районов. В 1992 г. в дополнение к Закону о совместных предприятиях (1984 г.) был принят Закон об иностранных инвестициях, расширивший формы участия зарубежного капитала в экономике страны. В 1991 г. КНДР объявила о создании Специальной торгово-экономической зоны Раджин-Сонбон, в 1997 г. - Торговых зон безналоговой давальческой переработки в Вонсане и Нампхо, Танчхонской специальной горнодобывающей зоны. В 2002 г. в Северной Корее были образованы особый административный район в Синыйджу, особый промышленный комплекс в Кэсоне и особая туристическая зона в Кымгансане. В 2011 г. КНДР приняла Закон о создании экономической зоны на островах Хвангымпхен и Вихва. Одновременно в 2000-е годы северокорейское руководство активно работало и продолжает работать над улучшением нормативно-правовой базы и условий деятельности иностранных инвесторов на территории страны.

После прихода к власти в КНДР нового лидера внешнеэкономическая стратегия государства продолжает быть направленной на расширение внешнеэкономических связей. Работа ведется в области реорганизации соответствующих государственных структур и создания благоприятного инвестиционного климата. В частности, вместо контролируемой военными группы Тэпхун главным органом по привлечению иностранных инвестиций стала контролируемая Кабинетом министров Комиссия по совместным предприятиям и инвестициям, которая в конце 2011 г. открыла свой офис в Пекине. В апреле 2012 г. на очередной 5-й сессии Верховного Народного Собрания 12-го созыва было объявлено, что в целях продвижения экономического и технического сотрудничества с иностранными государствами в КНДР будет усилено развитие особых экономических зон. В попытке сделать инвестиционный климат страны более привлекательным в конце 2011 г. правительство КНДР пересмотрело ряд законов, регулирующих деятельность иностранного бизнеса на территории страны, в том числе Закон об иностранных инвестициях, За-

кон о совместных предприятиях, Закон о налогообложении иностранцев, Закон о банках с иностранными инвестициями и ряд других законов. Также был пересмотрен Закон о ТЭЗ Расон. На территории зоны для иностранных инвесторов были существенно расширены права (прежде всего, в области аренды земли и найма рабочей силы) и налоговые льготы. Кроме того, с целью снижения рисков для иностранных инвесторов в середине марта 2012 г. в Северной Корее была создана компания по страхованию инвестиций. Насколько реальны гарантии для инвесторов в КНДР говорить сложно, однако, учитывая растущий объем зарубежных инвестиций, нельзя не отметить определенный позитивный эффект от усилий руководства страны.

Изучение состояния внешнеэкономических связей КНДР серьезно осложняется нехваткой достоверной и полной информации. Данные официальной экономической статистики Северной Кореи недоступны и уже давно не публикуются. В связи с этим, глав -ным источником статистических данных по экономике КНДР являются различные государственные учреждения Республики Корея (такие как КОТЯА, Министерство объединения, Банк Кореи) и международные организации (среди них - ЮНКТАД, МВФ), собирающие информацию и рассчитывающие показатели по собственной методике, часто оценочно. Информацию о состоянии экономических связей КНДР с отдельными государствами можно также получить у ее торговых партнеров - в виде их таможенной статистики. В результате, любой анализ экономических отношений КНДР с внешним миром неизбежно зиждется на данных, которые не всегда можно перепроверить, и очень часто цифры из разных источников существенно различаются.

По данным Корейского агентства по содействию торговле и инвестициям (КОТИЛ, РК), Северная Корея поддерживает торговые отношения с 70 странами, включая Южную Корею. При этом торговые представительства КНДР имеет в 38 государствах мира6. За период с 2000 по 2009 гг. объем внешней торговли КНДР (включая межкорейскую торговлю, которую сами корейские государства классифицируют как «внутригосударственный обмен») увеличился с 2,395 млрд долл. до 5,089 млрд долл., то есть немногим более чем в 2 раза (средние темпы роста - 8,6% в год)7. Период 2010-2011 гг. характеризовался ускорением темпов роста внешнеторгового оборота Северной Кореи (в среднем около 25% в год), причем особенно быстро увеличивался объем экспорта (более 80% в 2011 г.), в результате чего общий объем внешней торговли КНДР в 2011 г. составил 8,03 млрд долл.8

Особенностью внешней торговли КНДР является хронический дефицит, в 2008 г. достигший исторического максимума в 1,5 млрд долл. При этом в последние годы отрицательное сальдо торгового баланса Северной Кореи имело тенденцию к сокращению в связи с ростом экспорта и в 2011 г. составило около 630 млн долл. 9

Что касается товарной структуры северокорейской торговли, то в 2011 г. основными экспортными товарами КНДР являлись уголь-антрацит (1,17 млрд долл.) и другие полезные ископаемые (прежде всего, железная руда), а также текстильные товары (производимые по каналам процессионной торговли); в импорте преобладали нефть и другие топливные товары (810 млн долл.), машинное оборудование и электроника10. С точки зрения географического распределения, в 2011 г. бол

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

В данной статье рассматривается понятие демократизации, а так­же развитие и становление современных демократических тенденций в КНДР, новый виток развития которых наступил с приходом к влас­ти Ким Чен Ына. Данные тенденции представляются специфичными, противоречивыми даже для азиатского региона и безусловно имеют свои особенности. Также статья включает в себя краткий анализ исторически обусловленных причин и предпосылок современного по­литического курса, оценку современного состояния демократизации страны в различных сферах жизни общества с акцентом на описание структуры общественной жизни, пропитанной идеологией чучхе. Да­лее следует краткий анализ правовой базы, обеспечивающей реализа­цию демократических прав и свобод, а также составление краткос­рочных и долгосрочных прогнозов политического развития в демокра­тическую или антидемократическую сторону.

The democratization, the development and the formation of the modern de­mocracy in DPRK is the subject of the paper. The new wave of democratiza­tion came after Kim Jong-un has become a leader. These tendencies are spe­cific and contradictory, especially for Asian region. This article is also contents the analyze of the historical reasons of modern political direction, evaluation of modern condition of state’s democratization in all spheres of social life with the description of the special social life’s structure full of Juche idea. This article is also aimed at analyzing of law basis about rights and freedoms, and execu­tions of short-term and long-term prognosis.

Ю. Б. Губайду ллина

Корейская Народная Демократическая Республика - самая закрытая страна в системе современных международных отношений, которая, без­условно, является важным актором международных отношений и одним из ключевых в азиатском регионе. Однако автономный и закрытый вектор развития внешней и внутренней политики последних лет делает Северную Корею непредсказуемым партнёром для стран-соседей и всего междуна­родного сообщества. Лидеры западных стран демонизируют образ КНДР, в частности президент Дж. Буш-младший включил Северную Корею в состав «оси зла», а Барак Обама обвинил её в кибератаке, а также ввел систему сан- кционных мер (Российская Газета 2015).

В свою очередь КНДР не скрывает своего негативного отношения к обвинителям, так, например, представи­теля Государственного комитета безопасности КНДР сравнил Б. Обаму с «обезьяной в тропическом лесу» (Associated Press 2014). И несмотря на все «выпады» и критику европейских политических деятелей о внешнем и вну­треннем политическом курсе, структуре и степени развития гражданского общества, в последние несколько лет можно отметить отчётливую тенден­цию к демократизации. Не существует официальной информационной си­стемы, которая помогла бы составить целостную картину внутренних со­циальных, политических и экономических процессов, что ставит Северную Корею в ряд стран, чей внешний и внутренний политический курс является трудно прогнозируемым. С конца 60-х готов XX в. Северная Корея не публиковала официальных данных о своих экономических и социальных по­казателях, следовательно, основной информационный пласт в настоящий момент состоит из различных оценок экспертов и специалистов, способных сделать относительно достоверные выводы и прогнозы.

Перед фактическим анализом и рассмотрением вышеописанных про­цессов в КНДР логично будет уточнить, как именно трактуется демократия в современном научном мире. Термин «демократия» берёт начало ещё из Древней Греции, где впервые при Солоне в Афинах был установлен демо­кратический режим, и с тех пор претерпел множество трансформаций и из­менений. В настоящее время под ним понимают особую форму правления, при которой осуществляется народное правление большинства населения в интересах большинства и с помощью большинства (Стёпина 2001). Стоит отметить тесную связь демократии и гражданского общества, ведь только в настоящем гражданском и социальном обществе граждане способны реали­зовывать свои демократические права и свободы, т. е. участвовать в управле­нии политической жизни страны, развивать гражданские институты и т. д. Такое гражданское общество, следующее системе законов и предписаний, установленных демократическим государством, будет стабильным, эффек­тивным, обладающим мощным созидательным потенциалом. Это и являет­ся ключом к правильному пониманию демократии и объяснением слабого развития стран, в которых общество не способно использовать демократию как инструмент управления и воздействия на государство (Ивина 2004). Подведём итог: под демократическими тенденциями автор статьи понимает комплекс мер, а также совокупность нормативно-правовых актов, которые способствуют установлению в стране такого режима, в котором формиру­ется и функционирует институт гражданского общества и, следовательно, появляется возможность выражения воли народа, его активное участие в политической жизни при соблюдении прав и свобод каждого гражданина.

Очевидно, что Северная Корея, страна с почти столетней историей, на протяжении этого времени имела противоречивые направления развития. Рассмотрим последние и наиболее значимые два десятилетия. После смер­ти Ким Ир Сена в 1994 г. страна находилась в очень нестабильном положе­нии. Был разрушен социалистический блок, что ставило под угрозу поли­тическую систему Северной Кореи. Явный дефицит импорта и зарубежных поставок в сочетании с очень низкой эффективностью сельского хозяйст­ва привели страшному кризису и массовому голоду населения (CNN 2003). В 1997 г. после окончательной концентрации власти в руках Ким Чен Ира он был назначен генеральным секретарем Трудовой партии Кореи и председателем Комитета национальной обороны (BBC News 2006), так как пост президента был навсегда закреплен за его отцом.

С приходом к власти Ким Чен Ира страну потрясли массовые реформы и изменения. Из конституции страны были исключены все упоминания ком­мунизма, взамен которого появилась новая политическая политико-эконо­мическая концепция Сонгун, действующая под девизом «Армия на первом месте». Именно руководствуясь этой концепцией и были проведены главные изменения. В политической сфере, на Сонгун были возложены надежды, как на фундамент для воссоединения Северной и Южной Кореи, которая так­же стала идеологической основой для объединения общества КНДР одной идеей, с помощью которой страна сможет выйти из кризисной ситуации (Korea Overseas Information Service 2007). С помощью Сонгуна правительст­во КНДР надеялось решить ряд экономических проблем, таких как кризис и голод. Однако, по мнению С. Курбанова, - главы института корееведе- ния СПбГУ нувориши (разбогатевшие представители низшего сословия) в КНДР придерживаются и будут придерживаться политики «Армия на пер­вом месте», чтобы уберегать свои богатства (Daily NK 2007). Так или ина­че, командно-административные методы экономики являются безусловно оправданными, ведь в условиях глубокого экономического кризиса только государство может являться тем мобилизационным центром, которое смо­жет грамотно направить ресурсы и усилия страны для преодоления кризи­сной ситуации.

При Ким Чен Ире произошли важные шаги в развитии международных связей. Так, например, был подписан важнейший договор «sunshinepolicy» с Южной Кореей, за которую, кстати, руководитель РК был награждён Но­белевской премией мира, а также Кымгансан был объявлен туристической зоной, доступной также для жителей Южной Кореи (Lankov 2005). В отно­шениях с Китаем также наблюдалось заметное сближение. В середине 1990­х годов из США, Южной Кореи, а также Японии поступила большая гуманитарная помощь, которая помогла частично решить продовольственный вопрос. Вышеизложенные факты дают основание сделать вывод о том, что внешнеполитический курс стал более либерализованным, открытым, а ме­ждународные связи укрепились. Однако в 2008 г. наступил новый период обострения отношений с РК, когда КНДР заморозила все интеграционные процессы, а также расторгнула все международные мирные договорённости и даже заявила о возможности войны, однако к середине 2009 г. конфликт был урегулирован и связь была восстановлена.

Рассматривая юридически-правовую сторону вопроса, стоит отметить, что в 1992 и 1998 гг. были приняты очень важные поправки в Конституции КНДР, которые устанавливали новые рыночные элементы экономики, а также восстановлен кабинет министров, тем самым оформив смену формы власти от президентской республики к парламентской (Политические систе­мы современных государств 2012: 260-262).

Подытожив результат правления Ким Чен Ира, стоить отметить, что страна безусловно предприняла ряд мер к смягчению внутреннего режима и международных внешних связей, либерализовала экономическую сферу, введя элементы рыночной экономики, которые также закреплены юридиче­ски, т.е. Корейская Народная Демократическая Республика под руководст­вом Ким Чен Ира обозначила демократическое направление развития.

Именно на таком базисе и продолжилась поэтапная демократизация под руководством Ким Чен Ына последние 5 лет. Конституция КНДР включает в себя положения о правах и обязанностях граждан КНДР, например, пра­во избирать и быть избранными. Закреплено право избирателей отзывать депутата, если он не оправдал их доверия (ст. 7). Конституция закрепляет суверенную власть за народом, наделяет граждан следующими основны­ми правами, гарантируя их соблюдение: свобода слова, печати, собраний, демонстраций и объединений; свобода совести; право подавать жалобы и заявления; право на труд; свобода научной и литературно-художественной деятельности. Поправки к конституции отражают также изменения, про­изошедшие в экономическом положении КНДР. В 1998 г. была внесена по­правка (ст. 33), согласно которой предполагается управление экономикой с использованием «экономических рычагов, таких как себестоимость, цена, рентабельность». Таким образом, был конституционно закреплен переход к некоторым экономическим методам управления народным хозяйством (По­литические системы современных государств 2012: 260-262).

Стоит отметить, что в КНДР хорошо развита система местного самоу­правления. Местными органами власти являются провинциальные (городов центрального подчинения), городские и уездные народные собрания. На­родные собрания избираются сроком на 4 года на основе всеобщего, равно­го, прямого голосования (Шарев 2009: 152-153).

В КНДР существует система государственного социального обеспечения и социального страхования трудящихся: выплата пенсий по старости и ин­валидности; предоставляются оплачиваемые отпуска по временной нетру­доспособности, 77-дневные оплачиваемые отпуска женщинам по беремен­ности и родам. Около 2/3 детей дошкольного возраста воспитывается в дет­садах и яслях на государственные средства. Установлен 8-часовой рабочий день при шестидневной рабочей неделе. Для женщин-работниц, имеющих трёх и более детей, рабочий день сокращён на два часа без снижения зарпла­ты. Конституция КНДР закрепляет принцип равенства полов (ст. 77). Севе­рокорейское правительство принимает различные меры в целях повышения активности женщин. Труд женщин, в первую очередь женщины-матери, ох­раняется законом. Местные органы власти и местные государственные уч­реждения обязаны создавать ясли и детские сады, а также организовывать для домохозяек надомные промысловые кооперативы (Политические систе­мы современных государств 2012: 264-266).

Также необходимо отметить, что КНДР, несмотря на закрытый статус, интегрировано в ООН и его различные органы: Продовольственной и сель­скохозяйственной организации ООН, ЮНКТАД, ЮНЕСКО, ЮНИДО, Все­мирной организации здравоохранения, ВМО. КНДР также состоит в ряде международных организаций, таких как АСЕАН, Международном фонде сельскохозяйственного развития, Организации Красного Креста и т. д.

Несмотря на то, что Северная Корея безусловно является страной, содер­жащей в себе элементы демократии и социального государства, следует от­метить, что далеко не всегда положения, декларированные в Конституции, соблюдаются в жизни. Так, например, свобода слова абсолютно не соблю­дается. В рейтинге «Свобода прессы 2008», подготовленном Freedom House, КНДР занимает 195-е место из 195 возможных (несвободные СМИ).

ООН, а именно Третий комитет Генеральной Ассамблеи, всерьёз озабо­чен многочисленными фактами нарушения прав человека в КНДР, поэто­му рекомендует передать это дело в Международный уголовный суд (Центр новостей ООН 2004). США также обеспокоены настоящем положением дел в Северной Корее. По многочисленным заявлением беженцев в КНДР про­исходят массовые расстрелы, репрессии. А также зафиксированы массовые случаи похищения жителей других стран властями Северной Кореи. Всё это побудило Америку издать закон о правах человека в Северной Корее в 2004 г., в котором выражено желание содействовать соблюдению прав чело­века, а также защищать беженцев. Знаменитая организация Human Rights Watch подтвердила вышеописанные факты (Human Rights Watch 2004).

Подводя итог, стоить сказать, что современная ситуация в Северной Ко­рее не позволяет назвать страну демократической. Международное сооб­щество пока не имеет достаточно рычагов для защиты прав и свобод жи­телей КНДР, которые несмотря на вполне демократичную Конституцию, не соблюдаются. Безусловно, многие элементы, свойственные гражданскому обществу и социальному государству есть, но это не позволяет говорить о том, что общая тенденция развития государства демократическая. Гово­ря о перспективе, едва ли следует ожидать качественно новых изменений в данном направлении, так как несмотря на вполне заметную либерализацию экономической сферы, политическая и социальная сфера всё ещё тотально контролируется. Страна имеет специфическое сочетание полярно противо­положных элементов. Это и делает КНДР крайне непредсказуемым актором на международной арене. Стоит также отметит, что преемственность влас­ти, всё ещё явное присутствие некоторых черт традиционного государства позволяет прийти к выводу о том, что Северная Корея под руководством Ким Чен Ына продолжит курс на сохранение безусловной и сильной власти правителя, которое возможно и приведёт страну к новым экономическим и технологическим высотам.

Литература

  • Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Под редакцией В. С. Стёпина. М.: Мысль. 2001.
  • Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 2: Азия. М., 2012. С. 260-266.
  • Российская Газета, 02.01.2015.
  • Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. Центр новостей ООН. ООН, 18.11.2014.
  • Шарев П. С. Социально-политические системы государств корейского полуострова. Томск, 2009.
  • Associated Press, 27.12.2014.
  • Kim JongIl: Playing a poor hand skillfully. CNN, 21.08.2003.
  • Lankov A. No sunshine yet over North Korea. Asia Times, 13.05.2005.
  • Malinowski T. Advancing Human Rights in North Korea. Humans Rights Watch, 02.03.2004. Profile: Kim Jong-il. BBC News, 09.10.2006.
  • S. Korea bans 32 pro-N. Korea Internet sites Korea. Korea Overseas Information Service 26.03.200.