» »

Эскадренный миноносец «Стерегущий. Василий новиков трюмный машинист миноносца "стерегущий"

20.09.2019

В этот день (26 февраля по старому стилю) в 1904 году свой подвиг совершили моряки миноносца "Стерегущий".
..
Шла русско-японская война. Адмирал С.О.Макаров, прибыв в Порт Артур, организовал практически ежедневные разведывательные рейды миноносцев. 25 февраля миноносцы «Решительный» (командир - капитана 2 ранга Ф. Э. Боссе) и «Стерегущий» (лейтенант А. С. Сергеев) вышли в такой рейд.
На рассвете 26 февраля в проливе Лаотешань миноносцы были обнаружены и атакованы четырьмя японскими миноносцами, к которым потом присоединились ещё и два легких крейсера. Наши корабли приняли решение прорываться в Порт Артур.
.

«Решительный», находившийся чуть впереди японцев, успешно отбивался и отрывался от преследования, а шедший вторым «Стерегущий» оказался на траверзе сразу двух миноносцев - «Акебоно» и «Сазанами» - и с первых минут боя получил значительные повреждения. Видя, что «Решительный» уходит, японцы сосредоточили весь огонь на «Стерегущем».
Оставшись один против шести японских кораблей, "Стерегущий" продолжал бой, нанося урон врагу. Пробив борт «Акебоно», русский снаряд разорвался в командирской каюте в опасной близости к кормовому патронному погребу. Выясняя характер повреждений, японский миноносец на некоторое время вышел из боя.
Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». Погиб командир миноносца лейтенант
Александр Семёнович Сергеев. Во время боя осколками был перебит фал, на котором держался Андреевский флаг. Моряки прибили флаг гвоздями к мачте. В 7 ч 10 мин утра орудия «Стерегущего» замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников. японцы спустили вельбот и высадились на миноносец.
«В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд — в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки — картина ужасная, — писал в своем донесений командир высадившейся группы Ямазаки, — в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного -только на самой корме лежал один труп.
Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».
На борту японцы обнаружили двух живых защитников «Стерегущего» - легко раненного кочегаря А Осининя и трюмного машиниста В. Новикова.. Вместе с ранее подобранными из воды Ф Юрьевым и И. Хиринским (выброшенных в море взрывом) только они остались в живых. Командир, три офицера и сорок пять человек команды «Стерегущего» погибли в бою.
.

.
Японцы завели буксирный трос, чтобы буксировать повреждённый корабль в качестве трофея. Однако в этот момент подошли со стороны Порт Артура «Новик» и «Баян» и с максимальной дистанции открыли огонь по лежащим в дрейфе японским кораблям.
Это вынудило японцев отказаться от буксировки. Брошеный «Стерегущий» ещё около получаса держался на воде, пока в 9 ч 20 мин волны Жёлтого моря не сомкнулись над ним.
Четырёх пленных русских моряков переправили на японский крейсер. На нём они были доставлены в Сасебо, где их ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы — молодцы.»
Н. П. Сергеева, вдова командира «Стерегущего» на запрос о судьбе её мужа (который она направила в Морское министерство в Токио через месяц после гибели миноносца) получила ответ адмирала Ямамото: «Изъявляю глубокую симпатию всему экипажу русского миноносца "Стерегущий", который выказал храбрость и решительность в бою против нашего более сильного отряда».
Позже она писала касательно "Решительного": «...выходит, выгоднее спасаться самому, чем честь Родины и флага». Адмирал С. О. Макаров имел другое мнение, изложенное в рапорте на имя адмирала Е. И. Алексеева: «Повернуть ему («Решительному») на выручку — значило погубить вместо одного миноносца два. В этих условиях выручить „Стерегущий" было невозможно».
Все офицеры и команда «Решительного» были удостоены наград «за прорыв сквозь неприятеля в свой порт».
Одно из первых сообщений о бое и гибели «Стерегущего» появилось в газете «Новое время» (№ 10 065) от 12 марта 1904 года и затем с различными изменениями перекочевало и в другие издания. Суть публикации сводилась к следующему: когда японцы взяли на буксир русский миноносец, оставшиеся на «Стерегущем» два матроса заперлись в трюме и, несмотря на все уговоры японцев, не только «не сдались врагу, но вырвали у него добычу»; открыв кингстоны, они «наполнили родной миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах».
Было решено поставить памятник "Стерегущему". Скульптор К. Изенберг создал модель памятника «Двум неизвестным морякам-героям» и в августе 1908 года она удостоилась «высочайшего одобрения» Царём.
Однако, как выяснилось позднее, на "Стерегущем" не было кингстонов затопления. Считая, что гибель двух неизвестных матросов, открывших кингстоны, «есть выдумка» и «как выдумка она не может быть увековечена в памятнике», Морской генеральный штаб 2 апреля 1910 года доложил на «высочайшее имя» ситуацию, поставив вопрос: «надлежит ли считать предполагавшийся к открытию памятник сооружённым в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца „Стерегущий", или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца „Стерегущий"?»
«Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца „Стерегущий"», — такова была резолюция Императора Николая II...
26 апреля 1911 года в торжественной обстановке памятник «Стерегущему» открыли на Каменноостровском проспекте в Петербурге.

В ходе русско-японской войны вступивший в командование флотом вице-адмирал Степан Осипович Макаров решил усилить разведку. Для этого он организовал почти ежедневные выходы миноносцев в море. На следующий день после своего прибытия в Порт-Артур он вызвал к себе командиров "Решительного" и "Стерегущего" и поручил им подробный осмотр побережья.

Вечером 25 февраля 1904 года оба миноносца вышли в море. Им надлежало избегать столкновений с вражескими миноносцами, а при встрече крейсеров или транспортов - атаковать их. Через два часа было решено увеличить скорость, чтобы напасть на замеченный с "Решительного" корабль. Из дымовых труб выбросило языки пламени, они были замечены на стоящих неподалёку японских миноносцах. Японцы попытались окружить русские корабли, но те, пользуясь темнотой, сумели укрыться в тени острова Южный Саншантао.

Возвращаясь на рассвете, "Решительный" и "Стерегущий" натолкнулись на четыре японских "истребителя", подошедших к Порт-Артуру. Они выполнили несколько манёвров, но все они были разгаданы японцами и не увенчались успехом. "Решительный" оторвался вперёд, а "Стерегущий" оказался зажат между двумя японскими судами, которые осыпали его снарядами.

Яростно отстреливаясь, русские корабли спешили к Порт-Артуру, но силы были слишком неравные. Попав в правый борт "Решительного", неприятельский снаряд разорвался в пустой угольной яме и повредил паропровод. Миноносец окутался паром, но, к счастью, хода не потерял, и машинной команде, хотя и с трудом, удалось устранить повреждения. В этот момент открыли огонь береговые батареи, но, сделав три выстрела, неожиданно замолчали.

Видя, что "Решительный" уходит и для них недосягаем, японцы сосредоточили огонь на "Стерегущем". Можно только догадываться, какой ад творился на осыпаемой неприятельскими снарядами палубе русского миноносца. Но даже оставшись один против четырех, он продолжал бой.

Пока работала машина, еще оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 часов 40 минут японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Кочегар Иван Хиринский выскочил на верхнюю палубу с докладом. Вслед за ним поднялся наверх машинист Василий Новиков. Оставшиеся внизу кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов и кочегар Алексей Осинин попытались устранить повреждения, но очередной снаряд, разорвавшийся в кочегарке, ранил Осинина. Хлынувшая через пробоину вода залила топки. Задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где стали свидетелями последних минут неравного боя.

Одно за другим замолкали орудия "Стерегущего". Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант А.С.Сергеев и мичман К.В.Кудревич, был убит лейтенант Н.С.Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота. Инженер-механика В.С.Анастасова взрывом снаряда выбросило за борт.

В 7 часов 10 минут орудия "Стерегущего" замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников.

Осматривавший "Стерегущего" перед буксировкой японский мичман Ямадзаки докладывал: "В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: "Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию".

Все были убиты. Живыми были найдены только четыре человека из экипажа. Японцы попытались отбуксировать миноносец, но огонь береговых батарей и приближавшихся со стороны Порт-Артура русских кораблей заставил их отказаться от своих планов и затопить "Стерегущего".

Мужество экипажа русского миноносца настолько потрясло врага, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стела из чёрного гранита со словами: "Тем, кто больше жизни чтил Родину".

Вскоре после этих событий газета "Новое время" опубликовала версию событий, которая очень скоро превратилась в легенду. Суть её сводилась к тому, что, не желая попасть в руки врага и отдать ему российский корабль, оставшиеся в живых моряки Василий Новиков и Иван Бухарев приняли решение потопить судно и открыли кингстоны затопления. Вместе с телами убитых и раненых миноносец "Стерегущий" с развевающимся Андреевским флагом ушел под воду на глазах японцев. Легенда так ярко отражала дух российских моряков, что в неё поверили практически все. Но оказалось, что на "Стерегущем" вовсе не было кингстонов, а Василий Новиков как раз и есть один из четырёх спасшихся и взятых в плен матросов. За этот бой он был удостоен двух Георгиевских крестов. После войны Новиков вернулся в родную деревню Еловку. А в 1919 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам. Такая вот судьба.

Как появился памятник "Стерегущему"? Существует версия, что по окончании русско-японской войны скульптор Константин Изенберг преподнес императору Николаю II сувенир – чернильницу, оформление которой воспроизводило героический и трагический момент гибели “Стерегущего”. Царю понравилось и он приказал поставить памятник “Стерегущему” по этой модели. Морской генеральный штаб представил царю доклад, в котором опроверг миф, распространённый через прессу. Но Николай II ответил: "Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий". Архитектурную часть работы выполнил А.И. фон Гоген.

Торжественное открытие памятника произошло 10 мая 1911 года в Александровском парке. В почётном карауле стоял кочегар Алексей Осинин - один из нескольких выживших при тех событиях матросов. На церемонии присутствовал император Николай II, председатель Совета министров П.А.Столыпин, высшие чины армии и флота. Император был облачен в морскую форму с андреевской лентой. Прибыли также великие князья Кирилл Владимирович, Константин Константинович, Дмитрий Константинович, Сергей Михайлович и супруга Кирилла Владимировича Великая Княгиня Виктория Федоровна. Великий Князь Кирилл сам чудом спасся во время взрыва крейсера "Петропавловск", на котором погибли знаменитый флотоводец адмирал С.О.Макаров и прославленный художник-баталист В.В.Верещагин. Создатель монумента Константин Изенберг был лично представлен императору и пожалован орденом Владимира IV степени.

Памятник представляет самый драматический момент подвига. Двое моряков вращают маховик и открывают кингстоны. Бронзовая вода врывается в машину и начинает заливать героев. Фрагмент корабля по форме напоминает крест, возвышающийся на глыбе серого гранита. Со стороны, обращенной к Каменноостровскому проспекту, по двум сторонам памятника стоят фонари, выполненные в виде маяков. С обратной стороны памятника, на металлической доске, подробно описан подвиг российских моряков.

Интересно, что когда-то этот памятник был еще и фонтаном. Первоначально перед памятником был установлен небольшой декоративный фонтан, а в 1930-е годы с тыльной стороны памятника подвели дополнительные трубы, и из кингстонов полилась самая настоящая вода. В 1970-х годах воду решили отключить, так как она, придавая реалистичность изображенным событиям, разрушала сам памятник.

Впоследствии имя "Стерегущий" не раз присваивалось кораблям российского и советского флота.

Использованные материалы:

Н.Н.Афонин. Стерегущий
Новиков Василий Николаевич
Памятные места нахимовцев
Памятник миноносцу "Стерегущий"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.

110 лет назад, во время Русско-японской войны в неравном бою с превосходящими силами противника погиб русский миноносец «Стерегущий» . Геройская гибель миноносца сделала его имя легендарным. Оно прославлялось в стихах и песнях, а памятник, посвященный подвигу экипажа миноносца и по сей день украшает Санкт-Петербург.

Событие это произошло 26 февраля (старый стиль) 1904 года. Получив приказ провести разведку побережья, эскадренные миноносцы «Решительный» (командир - капитан 2 ранга Федор Боссе) и «Стерегущий» (командир - лейтенант Александр Сергеев) успешно выполнили задачу и на рассвете, около 6 часов утра, возвращались в Порт-Артур. Согласно полученной инструкции командирам миноносцев надлежало «в случае встречи с неприятельскими крейсерами или транспортами» произвести «внезапную атаку», но с миноносцами противника «без особой нужды» в бой не вступать, «стараясь избегать столкновений в целях выполнения основного задания-разведки».

Неожиданно наткнувшись на четыре японских миноносца, к которым вскоре присоединились два вражеских крейсера, командиры русских кораблей приняли решение уклониться от сражения и прорываться к Порт-Артуру. Яростно отстреливаясь от врага, русские истребители (как называли тогда миноносцы), пошли на прорыв. Однако выполнить этот замысел удалось лишь «Решительному». Упустив один из русских миноносцев, японцы сосредоточились на «Стерегущем», который, будучи окруженным со всех сторон, был вынужден принять неравный бой.

Позже вдова лейтенанта А.Сергеева и отдельные публицисты корили капитана «Решительного» за то, что он, спасая свой экипаж, оставил «Стерегущего» на верную гибель. Однако вице-адмирал С.О.Макаров полностью поддержал действия капитана Ф.Боссе, отметив в рапорте, что повернуть «Решительному» на выручку - «значило погубить вместо одного миноносца два». «В этих условиях выручить "Стерегущий" было невозможно», - констатировал прославленный флотоводец. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Федор Боссе был оправдан и «за прорыв сквозь неприятеля в свой порт» удостоен ордена Св. Георгия IV степени, а все моряки «Решительного» также были отмечены наградами.

Но вернемся к «Стерегущему». Отражая атаки противника, «Стерегущий» не оставлял надежды прорваться в Порт-Артур, однако, когда японский снаряд повредил два смежных котла, миноносец стал быстро терять ход. В ходе боя «Стерегущий» получил множество повреждений, а его экипаж понес тяжелые потери. Лейтенант Сергеев был тяжело ранен, но не покинул мостика. Истекая кровью, он продолжал командовать боем. «Истребитель не должен попасть в руки врага!» - такими были последние слова умирающего лейтенанта. Тем временем, новые вражеские попадания сделали в миноносце пробоины, в которые хлынула вода... Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». К 7 часам утра все было кончено - на воде качался лишь разрушенный остов миноносца, лишившийся труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников.


«В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь, - сообщалось в рапорте японского офицера. - С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная, в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико (...) Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя. (...) Положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию»
.

Волны взрывая, летит «Стерегущий»

В туче снарядов навстречу врагам,

И перед смертью с волною бегущей

Шлет он прощанье родным берегам.

Круг замыкает японская стая,

Пушки все реже бросают ответ.

Вот и последняя бомбой подбита.

Бой угасает. Защитников нет.

Лезут японцы. Их жадные взоры

Ищут нетронутый пулей мундир.

Возле орудий лежат командоры.

В рубке убитый лежит командир...

(«Гибель "Стерегущего"» , матросская песня)

Досталось в этом бою и японцам. В один из вражеских миноносцев попало восемь снарядов, в другой - около тридцати. На обоих кораблях были убитые и раненные.

Изрешеченный «Стерегущий» было решено захватить как трофей, отбуксировав его на японскую базу. Однако врагу русский миноносец так и не достался. Преследуемые русскими крейсерами «Баян» и «Новик», вышедшими на подмогу «Стерегущему», японцы приняли решение бросить заполнявшийся водой миноносец. Брошенный японцами «Стерегущий» еще около получаса держался на воде, пока наконец в 9 часов 20 минут не ушел на дно Желтого моря.

Из 49 членов экипажа «Стерегущего» в живых остались только четыре человека: Ф.Юрьев, И.Хиринский, А.Осинин и В.Новиков, поднятые японцами на борт. «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество и защищали его прекрасно, - отмечал, обращаясь к русским морякам японский морской министр адмирал Ямамото. - Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы» . По возвращении на Родину из японского плена все четверо были награждены Георгиевскими крестами.

Героический подвиг «Стерегущего» произвел сильное впечатление на современников. В 1911 году, в присутствии Императора Николая II, в Александровском парке, располагающимся рядом с Петропавловской крепостью в Санкт-Петербурге, состоялось торжественное открытие памятника, посвященного экипажу миноносца-героя. Скульптурная композиция изображает двух матросов, открывающих кингстоны, так как согласно легенде моряки Василий Новиков и Иван Бухарев затопили плененный корабль, чтобы он не достался врагу.

Легенда эта родилась благодаря газетчикам, сообщившим, что двое русских моряков, запершись в трюме, решили вырвать добычу из рук японцев, для чего открыли кингстоны и затопили корабль. Однако, как отмечает историк флота Н.Н.Афонин , на миноносцах данного класса кингстонов не было, и, как удалось выяснить специальной комиссии, не сдавшийся врагу корабль ушел на дно от полученных повреждений. Но когда эта легенда была опровергнута документами, памятник «Стерегущему» был уже отлит и готовился к открытию. Пришлось запрашивать Императора, можно ли открывать памятник, посвященный вымышленному подвигу двух моряков. Резолюция Государя гласила: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий"» .

Между тем, красивое предание о гибели «Стерегущего» получило широкое распространение в народе и нашло отражение в картинах, стихах и песнях.

Но, чу! В миноносце послышались стоны -

Грозные стоны железных болтов.

Это матросы открыли кингстоны,

Вьются воронки с обоих бортов.

Вздрогнуло судно, и, плавно качаясь,

Медленно шел «Стерегущий» ко дну.

Гордо Андреевский стяг, развеваясь,

Отдал салют за родную страну.

Кто это были матросы-герои,

Знает об этом один только Бог.

Но знают наверное, что было их двое.

Дух им воинственный в этом помог.

(«Гибель "Стерегущего"» , матросская песня).

Но и без этой легенды подвиг «Стерегущего» не перестает быть подвигом. Как справедливо отмечал в 1910 г. капитан 2-го ранга Е.Н.Квашин-Самарин, «всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу "Стерегущего" материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько велик был подвиг "Стерегущего" даже и без недосказанного мифа... Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля 1904 года в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец "Стерегущий", потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа!»

В 1962 году честь «Стерегущего» был назван небольшой остров в архипелаге Северная Земля. По существующей во флоте традиции, имя «Стерегущего» и его командира - лейтенанта Сергеева, неоднократно в дальнейшем присваивалось кораблям советского и российского флота.

Помилуй нас, Бог Всемогущий,

И нашей молитве внемли!

Так истребитель погиб «Стерегущий»

Вдали от родимой земли.

Командир прокричал: «Ну, ребята!

Для вас не взойдет уж заря.

Героями Русь ведь богата:

Умремте ж и мы за Царя!»

И вмиг отворили кингстоны

И в бездну морскую ушли

Без ропота, даже без стона,

Вдали от родимой земли.

И чайки туда прилетели,

Кружатся с предсмертной тоской,

И вечную память пропели

Героям в пучине морской.

В том сила России грядущей:

Герои бессмертны у ней.

Так миноносец живет «Стерегущий»

В сердцах всех российских людей.

(Песня «Гибель Стерегущего» ).

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук

Памятник миноносцу «Стерегущий» открыли в присутствии императора Николая II , премьер-министра Петра Столыпина и председателя Госдумы Михаила Родзянко . Среди караульных был кочегар Алексей Осинин - один из четырёх моряков, выживших в бою корабля с четырьмя японскими крейсерами.

Эскадренный миноносец «Стерегущий» заложили в 1900 году на Невском заводе. Но портом приписки для него стал Порт-Артур. Местом гибели в 1904-м году тоже стал Порт-Артур. сайт выяснял, как цепь роковых событий привела к трагической развязке.

Море кишело японцами

В конце февраля 1904 года русско-японская война уже была в разгаре. Японские корабли частенько наведывались на рейд, бомбардировали русскую батарею Порт-Артура, нападали на корабли. Ходили слухи о подготовке к высадке японского десанта на берег. Командование флота, вице-адмирал Степан Макаров , генерал-адъютант, наместник императора на Дальнем Востоке Евгений Алексеев страстно желали узнать, где же базируются японские корабли, откуда они приплывают, откуда они посылают на таран свои теплоходы, начинённые взрывчаткой и зажигательными смесями - не из самой ведь Японии!

«Стерегущий» затонул во время разведывательной операции. Фото: Public Domain

В ночь с 25 на 26 февраля 1904 года разведывательную миссию поручили выполнить двум миноносцам - «Стерегущему» и «Решительному». Им приказали обследовать близлежащие острова, а обнаруженные японские корабли, по возможности, потопить торпедами.

Ночью разведчики наткнулись на одинокий огонь японского крейсера. «Решительный» ринулся в бой, но на полном ходу из его труб стали вырываться языки пламени. Японцы заметили всполохи огня и тоже решили нарушить маскировку. Один за другим стали зажигаться боевые огни. «Решительный» и «Стерегущий» обнаружили японскую базу! И очень вовремя они собрались оттуда убраться и попытаться донести разведданные в порт.

На заре миноносцам удалось оторваться от преследователей. Корабли шли открытым морем прямо в порт, но в 20 милях от него столкнулись с другим караваном японских крейсеров. Они охотились на русские корабли.

Итог завязавшегося боя печален: «Стерегущий» затонул. «Решительный» смог укрыться от японцев под защитой береговой батареи.

Смерть по документам

«Стерегущий» не смог уйти из-под обстрела, потому что один из первых японских снарядов повредил ему два котла, другой пробил борт, и вода затопила топки. Миноносец встал и вынужден был принять бой. Он стоял один против четырёх около часа. Погибли четыре офицера и 44 моряка низших чинов.

Наместник Императора Николая II на Дальнем Востоке генерал-адъютант Евгений Алексеев телеграфировал в Санкт-Петербург: «Командующий флотом вице-адмирал Макаров доносит: 26-го февраля 6 миноносцев, из них 4 под общим начальством капитана 1-го ранга Матусевича, встретились с миноносцами неприятеля, за которыми появились крейсеры. Произошла жаркая схватка, в которой миноносец «Властный», под командой лейтенанта Карцева, миной Уайтхеда потопил неприятельский миноносец. При возвращении миноносец «Стерегущий», под командой лейтенанта Сергеева, был подбит, лишился машины и начал тонуть. В 8 часов утра пять миноносцев возвратились. Когда выяснилось критическое положение «Стерегущего», я перенёс свой флаг на «Новик» и вышел с «Новиком» и «Баяном» на выручку, но у миноносца оказалось 5 неприятельских крейсеров, и приближалась броненосная эскадра. Спасти не удалось, миноносец утонул; уцелевшая часть экипажа попала в плен…»

Сохранились и свидетельства с японской стороны. Мичман Ямадзаки , возглавивший призовую команду (небольшой отряд, выдвигающийся на побеждённый корабль за трофеями), осматривавшую «Стерегущий», докладывал: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперёк, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя».

Японцы попытались отбуксировать миноносец, но он под тяжестью набранной воды затонул.

Две смерти кочегара Новикова

Через некоторое время английская газета «Таймс» опубликовала заметку о том бое, в которой сообщалось, что «Стерегущий» не утонул, а был затоплен героями-матросами, не желавшими сдавать свой корабль врагу. Они видели, что на борт поднимается призовая команда, поэтому заперлись в трюме, открыли кингстоны и утонули вместе с миноносцем.

Скоро это сообщение попало и в русские газеты. О подвиге пошла молва. А в 1905 году даже Морское ведомство опубликовало официальный отчёт об обороне Порт-Артура, в котором упоминалось и о гибели «Стерегущего»: «Два матроса заперлись в трюме, решительно отказались сдаться и открыли кингстоны... Безвестные герои внесли новый неувядаемый лавр в подвиги русского флота».

Некоторые газеты приписывали подвиги морякам Василию Новикову и Ивану Бухареву . В легенду поверили, хотя они вовсе не уснули под волнами.

«Открывавший кингстоны» Василий Новиков за тот бой получил два Георгиевских креста. Вернулся из плена и поселился в родной Еловке Красноярского края. В силу вполне понятных причин герой войны не был на открытии памятника, мог даже и не знать о том, что его героизм и подвиг его товарищей увековечен таким метафоричным образом.

Но, по некоторым данным, моряк всё же увековечил память о себе, правда, не упоминая о своей «первой смерти». В японском плену он якобы встретил капитана I ранга Селецкого , командира парохода Добровольного флота «Екатеринослав». В лагере трюмный машинист Новиков рассказал командиру свою версию гибели миноносца. Селецкий приводит её в своих воспоминаниях: «Стрельба со «Стерегущего» прекращается; машина и котлы его повреждены, команда перебита, и миноносец больше сопротивляться не может. Легко раненный кочегар Алексей Осинин выползает из кочегарного отделения на палубу, так как его котел повреждён, и топки заливает вода. Японцы также прекращают стрельбу и спускают на воду уцелевшие шлюпки, чтобы послать их на «Стерегущий» забрать раненых и завладеть самим миноносцем. В это время из машины показывается чудом оставшийся не только в живых, но и не раненым машинист Василий Новиков. Видя, что японцы спешат на миноносец, он, по совету смертельно раненного сигнальщика Василия Кружкова, начинает выбрасывать за борт сигнальные книги, предварительно завернув их вместе со снарядами во флаги, а затем и все судовые флаги, предварительно обмотав ими снаряды, чтобы они не достались японцам как трофеи. Увидев, что шлюпка с вооружёнными японцами подходит к «Стерегущему», он бросается в машину и закрывает за собой люк, завинтив его изнутри; а затем начинает открывать кингстоны и клинкеты. Окончив свою работу и видя, что вода в машинном отделении начинает подниматься выше его колен, он открывает люк и выходит наверх. Его моментально схватывают...»

Смерть настигла Новикова по легенде в 1904 году. А по-настоящему - в 1919-м. Его убили односельчане за помощь колчаковцам.

Сложно упрекать моряка в симпатиях к адмиралу, с которым он сражался бок о бок, когда тот ещё был лейтенантом и командовал миноносцем «Сердитый».

Памятник «Стерегущему»

Памятник миноносцу. Фото: Public Domain

Конечно, скульптора Константина Изенберга и архитектора Александра фон Гогена на создание памятника вдохновила именно легендарная часть подвига экипажа миноносца. Монумент изображает моряков в трюме, открывающих иллюминатор и кингстоны. На них льётся морская вода. Два героя запечатлены в момент незадолго до их гибели, когда роковое решение уже принято. Был некоторый спор, делать ли памятную надпись о подвиге двух конкретных людей, но он разрешился повелением Николая II - считать, что памятник сооружён в память о подвиге всех моряков миноносца «Стерегущего».

К работе над памятником приступили в 1905 году, на пике славы подвига моряков. Примечательно, что сначала на монумент и впрямь лилась вода и стекала в гранитный бассейн у подножия. Но в 1935 году подачу воды прекратили, чтобы сохранить скульптуру. В 1947 году трубы, подающие воду, восстановили, но в 1971 году воду подавать прекратили окончательно.

Мужество экипажа русского миноносца потрясло и врага. В Японии его команде тоже поставлен памятник: на стеле из чёрного гранита выбиты слова: «Тем, кто больше жизни чтил Родину».

Дважды легендарный миноносец

11 марта 1904 года в ходе русско-японской войны в неравном бою геройски погиб миноносец «Стерегущий».

С тех пор его имя по традиции передается новым кораблям русского флота. Но вот что парадоксально - в Российском флоте было немало кораблей, отмеченных высокими наградами и заслуживших всенародное признание в виде почетного определения - героический. Однако только миноносец «Стерегущий» стал сразу двойной легендой. Во-первых, потому, что его экипаж действительно геройски сражался с врагом. Но гораздо большую и долгую славу обеспечила ему красивая легенда о двух матросах, которые закрылись в нижних помещениях и затопили корабль, чтобы он не достался врагу.

А вот как это было на самом деле. «Стерегущий» принадлежал к крупной и очень удачной серии миноносцев, родоначальником которой был знаменитый «Сокол», построенный по заказу России на одной из английских верфей. После испытаний «Сокола» было решено построить серию таких кораблей на отечественных верфях.

В 1898-1902 годах заложили 26 «Соколов» улучшенного типа, причем 12 из них выполнили разборными. Секции миноносца, построенного на Невском заводе, на пароходах Добровольного флота доставили в Порт-Артур, базу Тихоокеанской эскадры. Там, в 1900 году началась его сборка, а в мае 1903 года «Стерегущий» зачислили в состав 2-го отряда миноносцев Тихоокеанской эскадры.

Водоизмещение нормальное 340 т; длина 57,9 м, ширина 5,6 м, осадка 3,5 м; мощность паровой машины 3800 л. с, скорость хода максимальная 26,5 уз, дальность плавания 600 миль. Вооружение: 1- 75-мм и 3 - 47-мм орудия, 2 - 457-мм торпедных аппарата. Экипаж 52 человека и 3 офицера.

Начало 1904 года. Международная обстановка становится все более напряженной, война с Японией приобретала реальные очертания.

В тихую, темную ночь на 10 февраля стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура 16 основных кораблей Тихоокеанской эскадры были атакованы японскими миноносцами.

в гавани Порт-Артура

Так началась война и боевая служба «Стерегущего». Вместе с другими миноносцами ему часто приходилось выходить в море на поиски японских кораблей, в дозор и в разведку. Активность русского флота, особенно миноносцев, резко возросла после 24 февраля, когда вице-адмирал С. О. Макаров прибыл в Порт-Артур и вступил в командование флотом на Тихом океане.

Степан Осипович Макаров

Особое внимание Макаров обратил на улучшение разведывательной службы. Ежедневно в море на разведку высылались миноносцы. В ночь с 10 на 11 марта для выявления мест базирования японских кораблей вышли в море 2 отряда миноносцев.

отряд миноносцев в Порт-Артуре

Первый отряд направился в Ляодунский залив.

Ночью миноносцы "Выносливый", "Властный", "Внимательный" и "Бесстрашный" вышли из гавани навстречу огням. Как вскоре обнаружили, огни горели на четырех японских миноносцах - "Сиракумо", "Асасиво", "Касуми" и "Акацуки".

Эскадренный миноносец <Сиракумо>, Япония, 1902 г. Построен в Англии фирмой <Торникрофт>. Водоизмещение нормальное 342 т, полное 428 т. Длина наибольшая 67,5 м, ширина 6,34 м, осадка 1,8 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 7000 л.с., скорость 31 узел. Вооружение: одно 76-мм и пять 57-мм орудий, два торпедных аппарата.

Всего построено две единицы: <Сиракумо> и <Асасиво>.

Эскадренный миноносец <Инадзума>, Япония, 1899 г. Построен в Англии фирмой <Ярроу>. Водоизмещение нормальное 306 т, полное 410 т. Длина наибольшая 68,4 м, ширина 6,27 м, осадка 1,6 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 6000 л.с., скорость 30 узлов, Вооружение: одно 76-мм и пять 57-мм орудий, два торпедных аппарата. Всего построено восемь единиц: <Инадзума>, <Икадзучи>, <Акебоно>, <Сазанами>, <Оборо>, <Нидзи>, <Акацуки> и <Касуми>. Последние два отличались увеличенной мощностью механизмов (6500 л.с.) и скоростью (31 уз.). <Нидзи> погиб в результате навигационной аварии 29.7.1900, <Акацуки> - от взрыва на мине 17.5.1904, <Инадзума> - в результате столкновения в декабре 1909 года, <Икадзучи> - от взрыва котла 10.10.1913. <Касуми> в 1913 году переоборудован в плавучую мишень и сдан на слом в 1920 году, остальные списаны в 1921 году.

Было решено внезапно напасть на неприятеля.

миноносец “ Выносливый “

Русские корабли, под прикрытием темноты и горного массива Ляотеньшаня, подбираются незамеченными к вражеским кораблям почти вплотную.

Завязывается бой. Японцы, несмотря на внезапность атаки, быстро пришли в себя и на полном ходу открыли ответный огонь. Два из четырех японских миноносцев сосредотачивают огонь на вырвавшемся вперед "Выносливом", один из снарядов попадает в машинное отделение, и русский миноносец лишается хода. Окружив миноносец с трех сторон японские миноносцы начинают заваливать его снарядами. На "Выносливом" критическая ситуация, в кормовой части вспыхивает пожар, взрыв в боевой рубке ранит начальника отряда. На полном ходу к "Выносливому", ведя огонь из всех орудий, спешит миноносец "Властный". Командир "Властного" Карцев принимает решение таранить ближайший к себе миноносец. Японцы стопорят машины, намереваясь уклониться от атаки миноносца и протаранить его. Карцев поворачивает “ Властный “ и выпускает в борт одного из вражеских кораблей две торпеды. Японский миноносец после двух взрывов крениться и тонет.

Через несколько минут к "Властному" подбирается японский миноносец "Касуми" и, высветив того прожектором, начинает обстрел, но, не выдерживая ответного огня, гасит прожектор и начинает отходной маневр.В это время миноносцы "Внимательный" и "Бесстрашный" ведут бой с "Акацуки". После попадания в машинное отделение вражеский корабль теряет ход, и превращается в неподвижную мишень. Но уничтожить миноносец противника русским морякам не удается, в ходе постоянного маневрирования темнота скрывает его (миноносец "Акацуки"). На смену ему в бой вступает миноносец "Кацуми". Вскоре противники теряют друг друга в темноте, и русские начинают отходить к берегу Лаотеньшаня, где согласно инструкции находится место встречи. "Внимательный" берет на буксир сильно поврежденный "Властный", после чего отряд без происшествий прибывает на базу.

Второй - в составе миноносцев «Решительный» и «Стерегущий» под командованием капитана 2 ранга Ф. Э. Боссе - к островам. Миноносцам предписывалось ночью скрытно пройти по намеченному маршруту вдоль побережья, осмотреть все бухты и места якорных стоянок и на рассвете 26 февраля вернуться обратно. Около 19 часов 25 февраля миноносцы вышли из Порт-Артура.

Море было спокойным, погода идеальная для ведения разведки. Около 21 часа с «Решительного», шедшего головным, заметили огонь японского корабля, находившегося у входа в залив Талиевань. Ф. Э. Боссе решил выйти на него в торпедную атаку. При увеличении скорости из трубы корабля стали вырываться языки пламени. Внезапность была утрачена, и наши корабли решили возвращаться в базу. Теперь их курс проходил вдали от берега. Около 6 часов утра миноносцы находились примерно в 20 милях от Порт-Артура. До базы оставалось каких-нибудь 20 миль, когда наши миноносцы заметили сразу 4 вражеских корабля. Это были японские миноносцы «Усугумо», «Синонаме», «Сазанами» и «Акебано». Всю ночь они безрезультатно рыскали у входа на рейд Порт-Артура, надеясь торпедировать какой-нибудь русский корабль. Этим отрядом японских кораблей командовал капитан второго ранга Цуция. Теперь они уходили на соединение с основными силами японского флота, который в предрассветных сумерках надвигался на Порт-Артур.

Противники увидели друг друга почти одновременно. Японские корабли увеличили скорость и пошли на сближение, отрезая нашим миноносцам путь к Порт-Артуру. Ф. Э. Боссе решил с боем прорваться в базу. Один из первых японских снарядов попал в борт «Стерегущего», вывел из строя два котла и перебил главный паропровод. Миноносец окутался паром и резко потерял скорость. Тем временем «Решительный», отстреливаясь от преследовавших его двух японских кораблей, успел уйти под прикрытие наших береговых батарей.

Упустив «Решительный», японцы в ярости сосредоточили весь огонь на «Стерегущем», который уже почти полностью потерял ход. Ему пришлось вести бой с четырьмя кораблями противника, на которых было 24 пушки против 4 русских.

Это был настоящий ад: вражеские снаряды рвали металл корабля, осколки косили людей. Погиб командир миноносца А.С. Сергеев, тогда командование кораблем принял лейтенант Н. Головизнин.

От «Стерегущего» поднимались густые клубы дыма, он стоял среди вздыбленной взрывами воды и отбивался. Наши моряки стояли насмерть, усилив скромное вооружение корабля отчаянной храбростью и мужеством. Своей жизнью они доказали верность старинной традиции Российского флота: «Погибаю, но не сдаюсь!».

Одно за другим умолкали орудия. Погибла почти вся палубная команда.

Последний из офицеров «Стерегущего», инженер-механик В. Анастасов, принял командование уже погибающим кораблем. В эти минуты смертельно раненый сигнальщик Кружков с помощью кочегара Осинина выбросил за борт сигнальные книги и секретные документы, привязав к ним кусок железа. Сделали это вовремя - к миноносцу подходил вельбот с японскими моряками.

Им предстала ужасающая картина. Вот выдержки из доклада командира вельбота мичмана Ямазаки.

С обоих бортов снаружи следы попадания десятков больших и малых снарядов. Через пробоины близ ватерлинии внутрь корпуса поступает вода. Фок-мачта упала на правый борт. Командирский мостик разбит полностью. Вся передняя половина судна в полном разрушении. На верхней палубе было видно около 20 обезображенных взрывами трупов. Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию. Японцы взяли в плен четырех раненых и обожженных русских моряков, подняли японский флаг и завели буксирный трос.

При буксировке миноносец стал зарываться в волны, натяжение троса возросло, и он лопнул.

В это время со стороны Порт-Артура показались два русских крейсера - “ Баян “ и “ Новик “. Это адмирал С. О. Макаров шел на выручку миноносцу.

крейсер “ Баян “

крейсер “ Новик “

Находившиеся на «Стерегущем» японцы в спешке спустили свой флаг и на полном ходу отошли к своим кораблям. Вскоре «Стерегущий» затонул. Так завершился бой, благодаря которому миноносец «Стерегущий» навсегда вошел в историю Российского флота с такими определениями как легендарный и героический. Но героических кораблей в нашем флоте было немало и далеко не все они удостоились такого внимания и почета, какие выпали на долю «Стерегущего».

Здесь мы подходим ко второй легенде. Именно она обеспечила миноносцу столь долгую память и почитание в нашем народе. Все началось с публикации в английской газете «Таймс», которая в начале марта 1904 года сообщила, что на «Стерегущем» осталось еще два матроса, которые закрылись в трюме и открыли кингстоны. Они погибли вместе с кораблем, но не допустили его захвата противником. Это сообщение было многократно перепечатано в русских изданиях, широко обсуждалось общественностью, а позднее стало настолько привычным и само собой разумеющимся, что вошло даже в Большую советскую энциклопедию 1976 года. Между тем первые сомнения в достоверности этого описания возникли еще в 1910 году при отливке памятника в честь подвига «двух неизвестных моряков-героев» - так первоначально назывался этот памятник, установленный в Петербурге 26 апреля 1911 года. Для выяснения этого вопроса создали авторитетную комиссию, которая изучила все обстоятельства дела, получила необходимые документы из Японии и пришла к выводу, что миноносец затонул от полученных пробоин, а все сообщения о подвиге двух моряков не более, чем красивая легенда. Получив такой доклад, Николай II написал на нем следующую резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память героической гибели в бою миноносца «Стерегущий».

В связи с этим монумент назвали памятником «Стерегущему», имея в виду не каких-то двух мифических матросов, а вполне реальных офицеров и матросов, которые действительно до последней крайности сражались с врагом и погибли во славу русского флага.

памятник “ Стерегущему “

БПК “ Стерегущий “ Тихоокеанского флота СССР