» »

Где родился толстой в каком городе. Лев Толстой: биография и писательская деятельность писателя, личная жизнь и творческое наследие. Лечение в башкирском кочевье Каралык

23.06.2020

Толстой Лев Николаевич (28.08. (09.09.) 1828- 07(20).11.1910 гг.)

Русский писатель, философ. Родился в Ясной Поляне, Тульской губернии, в богатой аристократической семье. Поступил в Казанский университет, но затем оставил его. В 23-летнем возрасте отправился на войну с Чечней и Дагестаном. Здесь начал писать трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

На Кавказе участвовал в военных действиях, будучи артиллерийским офицером. Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и в журнале «Современник» опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которое его разочаровало.

С 1853 по 1863 гг. писал повесть «Казаки», после чего решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, занимаясь просветительской работой в деревне. С этой целью уехал в Ясную Поляну, где открыл школу для крестьянских детей и создал собственную систему педагогики.

В 1863-1869 гг. написал свое фундаментальное произведение «Война и мир». В 1873-1877 гг. создал роман «Анна Каренина». В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, известное под названием «толстовство», суть которого просматривается в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната».

Учение изложено в философско-религиозных трудах «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий», где главный упор делается на нравственном совершенствовании человека, обличении зла, непротивлении злу насилием.
Позже вышла в свет дилогия: драма «Власть тьмы» и комедия «Плоды просвещения», затем серия рассказов-притч о законах бытия.

Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 г. вышел в свет роман «Воскресение».

Последние произведения писателя - рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в жесткой форме ставил перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации.

Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе, как основа всемирного братства людей. В 1901 г. последовала реакция Синода: всемирно известный писатель был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

28 октября 1910 г. Толстой тайно от семьи покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни.

Лев Николаевич Толстой – классик мировой литературы, мыслитель, просветитель, основоположник религиозно-этического учения, граф, член-корреспондент и почетный академик ИАН, четырежды номинант на премию Альфреда Нобеля.

Среди его популярных, не теряющих актуальности произведений – «Война и мир», «Смерть Ивана Ильича», «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Живой труп», «Воскресенье».

Детство и юность

Будущий литературный гений родился 9 сентября 1828 года в поместье Ясная Поляна в семье аристократов. Отец, Николай Ильич, полковник в отставке, происходил из знатного старинного графского рода Толстых. Впоследствии он послужил прототипом Николая Ростова, персонажа из «Войны и мира», брата Наташи. Мать, Мария Николаевна, была дочерью князя, генерала Николая Волконского, славилась незаурядным даром рассказчицы поучительных историй. Она изображена в романе-эпопее в лице княжны Марьи.


У мальчика было три старших брата – Николай, Дмитрий и Сергей, и младшая на два года сестра Маша. Они рано осиротели: мать умерла через полгода после рождения дочери, отец – когда Льву исполнилось 9 лет. До смерти отца воспитанием детей занималась его троюродная сестра Татьяна Ергольская, а после их опекуном была назначена родная тетя, графиня Александра Остен-Сакен. Два старших брата переехали к ней в Белокаменную столицу, двое младших и сестричка остались в поместье.

Спустя 3 года тетушка скончалась. Дети перебрались в Казань ко второй сестре отца Пелагее. В 1844 Лев, воспитанный домашними учителями, вслед за старшими братьями стал студентом местного университета. Он выбрал отделение восточной словесности, но учеба (в отличие от светских развлечений) его не особенно привлекала. Он был недоверчив ко всякому авторитету, экзаменационные испытания полагал досадной формальностью.


В 1847 молодой человек бросил университет и уехал управлять имением по-новому и самостоятельно изучать интересующие науки. Но его ждала неудача в налаживании быта в качестве управляющего, описанная позже в рассказе «Утро помещика».

Несколько лет он вел светскую жизнь в столице и в Москве, отмечая в дневнике свое недовольство собой. Периоды аскетизма, попыток подготовиться к экзаменам на ученую степень и угрызений совести сменяло великосветское безделье и кутежи.

Творческий путь

В 1851 в усадьбу приехал погостить самый старший из братьев, Николай. Он проходил службу на Кавказе, где не первый год шла война, и предложил брату также пойти в армию. Лев согласился, понимая, что ему следует изменить образ жизни, а также из-за большого проигрыша в карты и растущих долгов. Вместе с братом он отправился на окраину империи, получил армейскую должность и служил в казацкой станице под Кизляром, участвуя в боевых операциях.


Одновременно Лев занялся литературной деятельностью и через год завершил повесть «Детство», опубликовав ее в «Современнике». Произведение понравилось читателям и, воодушевленный успешным началом автор в 1854 представил на суд публики вторую часть трилогии, «Отрочество», а со временем и третью, «Юность».

В конце того же 1854 года он перевелся на Дунайский фронт, где ему пришлось пережить осаду Севастополя и все ужасы, выпавшие на долю его защитников. Этот опыт побудил его к созданию правдивых и глубоко патриотичных «Севастопольских рассказов», поразивших современников реалистичным изображением бесчеловечности войны. За оборону города он был удостоен ряда наград, включая Императорский орден Св. Анны «За храбрость».


После окончания военных действий, поручик Толстой оставил службу и отправился в Петербург, где имел большой успех в писательской среде и в светских салонах. Талантом 28-летнего сочинителя восхищались, уже тогда его называли «надеждой отечественной литературы». У него сложились дружеские отношения с Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Дмитрием Григоровичем, Александром Дружининым и другими мастерами пера.

Он стал членом кружка журнала «Современник», бывшего идейным центром демократической общественной мысли, издал «Два гусара», «Метель». Но со временем Толстой стал тяготиться пребыванием в кружке с его бесконечными дискуссиями и конфликтами, и в 1857 отправился в путешествие за рубеж.


Во время поездки молодой писатель побывал в столице Франции, где его неприятно удивило «обоготворение злодея» Наполеона и потрясла публичная казнь. Затем он путешествовал по Италии, Германии, Швейцарии – знакомился с памятниками архитектуры, встречался с художниками, от беспорядочных связей заработал венерическое заболевание, проигрался в пух и прах в Баден-Бадене в рулетку. Свою разочарованность в иностранном образе жизни он высказал в знаменитом произведении «Люцерн».

Документальный фильм о Льве Толстом («Гении и злодеи»)

Вернувшись летом того же года в свое имение, классик написал роман «Семейное счастье», рассказ «Три смерти», продолжил написание «Казаков». Затем он отложил писательский труд и занялся проблемами народного образования.


В 1860 он вновь съездил за рубеж с целью изучения западноевропейской системы образования. Спустя 9 месяцев в Ясной Поляне он стал издавать педагогический журнал, где пропагандировал собственную образовательную методику. Позже он составил несколько учебников для начального обучения с авторскими рассказами и изложениями сказок и басен.


В период с 1863 по 1869 гг. классик русской литературы написал свой знаменитый масштабный эпос «Война и мир», где выразил яростный протест против войн. Книга, ставшая вершиной реалистичного изображения в мировой литературе, имела огромный успех и принесла автору всеобщее признание.


В 1871 из-за проблем со здоровьем он отправился в одно из башкирских кочевьев под Самарой, чтобы по настоянию докторов пролечиться кумысом. Вдохновленный степной природой, в 1873 он взялся за роман «Анна Каренина», создав к 1877 году величайшее произведение о семье, смысле бытия, любви и страсти, и раскрыв тончайшие движения человеческой души.


В 1880-х, на пике литературной славы, для писателя-мыслителя настало время нравственных терзаний, которые едва не довели его до самоубийства. Он создал ряд публицистических трактатов, включая «Исповедь», «О жизни», «Царство божие внутри вас», где изложил тезис ненасильственного сопротивления.

На основе его доктрин возникло движение «толстовство», сторонником которого были такие известные деятели, как Мартин Лютер Кинг и Махатма Ганди. Колонии последователей позже появились в Харьковской, Тверской губернии, в Западной Европе, в Японии, Индии, Южной Африке.


Параллельно с трудами философского толка граф создавал и художественные – «Смерть Ивана Ильича» о поиске смысла бытия, «Крейцерова соната» о гневе ревности, «Отец Сергий» о христианском подвижнике, «Живой труп» об обреченности. В 1899 вышел его роман «Воскресенье», критиковавший армию, систему судопроизводства, институт церкви. Спустя два года Святейший Синод обнародовал решение об отлучении автора от церкви.

Личная жизнь Льва Толстого

Глава русской литературы очень любил женщин. В его большом сердце находилось место горничным, крестьянкам, юным аристократкам и замужним дамам. Его основным настроением в молодости критики называли чувственное влечение к представительницам слабого пола вместе с жаждой семейной жизни.

В 28 лет он задумал жениться на 20-летней дочери дворянина Арсеньева Валерии. Их роман длился около полугода. Но оказалось, что у них было слишком разное представление о семейном счастье. Он мечтал, что его жена в простом платье будет посещать крестьянские избы и подавать помощь, а она – как в роскошных нарядах станет разъезжать по Невскому в собственной коляске.


В 1857 году Лев Николаевич был увлечен дочерью поэта Тютчева Екатериной, но отношения их не сложились. Затем у него была связь с замужней крестьянкой Аксиньей, родившей от него в 1860 сына Тимофея.

В 1862 году он женился на 18-летней Софье Берс. Они прожили вместе 48 лет. За время брака супруга подарила ему 13 детей – 9 сыновей и 4 дочери (пятеро из них умерли в детстве, самым большим ударом стала смерть младшего сына Вани в 1895 году), стала его секретарем, помощницей в делах, переводчицей и неофициальным редактором.


«Левочка мне дал почувствовать, что нельзя удовольствоваться одною жизнью семейною и женою или мужем, а надо что-нибудь еще, постороннее дело», – писала она в дневнике.


Их отношения иногда омрачались размолвками, к примеру, когда писатель хотел раздать все имущество крестьянам и, став вегетарианцем, требовал от близких отказаться от мяса.

Любимым стихотворением сочинителя было знаменитое «Воспоминание» Пушкина , любимыми композиторами – Шопен, Бах и Гендель.

Смерть

В начале ноября 1910 в стремлении привести жизнь в соответствие со своими новыми воззрениями 82-летний дворянин-пацифист тайно покинул родовую усадьбу в сопровождении семейного врача Душана Маковицкого.

По пути в Новочеркасск, где они намеревались получить загранпаспорта для поездки в Болгарию, а в случае отказа ехать на юг, пожилой литератор тяжело заболел крупозной пневмонией. На станции Астапово его сняли с поезда и разместили в доме смотрителя.


Там его пытались спасти шесть докторов, но безуспешно – 20 ноября великий писатель скончался. Похоронили классика в Ясной Поляне.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – русский писатель, публицист, мыслитель, просветитель, являлся членом-корреспондентом при Императорской академии наук. Считается одним из величайших писателей мира. Его произведения многократно экранизировались на мировых киностудиях, а пьесы ставятся на мировых подмостках.

Детские годы

Лев Толстой появился на свет 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне Крапивинского уезда Тульской губернии. Здесь находилось имение его матери, которое она получила по наследству. У рода Толстых были очень разветвлённые дворянские и графские корни. В высшем аристократическом мире всюду имелись родственники будущего писателя. Кого только не было в его родне – бретер-авантюрист и адмирал, канцлер и художник, камер-фрейлина и первая светская красавица, генерал и министр.

Папа Льва, Николай Ильич Толстой, был человеком с хорошим образованием, принимал участие в заграничных походах русских военных против Наполеона, попадал во французский плен, откуда бежал, вышел в отставку подполковником. Когда умер его отец, в наследство достались сплошные долги, и Николай Ильич был вынужден устроиться на чиновничью работу. Чтобы спасти свою расстроенную финансовую составляющую наследства, Николай Толстой сочетался законным браком с княжной Марией Николаевной, которая была уже немолода и родом происходила из Волконских. Несмотря на небольшой расчёт, брак получился очень счастливым. У супругов родилось 5 детей. Братья будущего писателя Коля, Серёжа, Митя и сестра Маша. Лев среди всех был четвёртым.

После того как родилась последняя дочь Мария, у мамы началась «родовая горячка». В 1830 году она умерла. Льву тогда не было ещё и двух лет. А какой замечательной она была рассказчицей. Быть может, отсюда и пошла такая ранняя любовь Толстого к литературе. Пятеро детей остались без матери. Их воспитанием пришлось заниматься дальней родственнице, Т.А. Ергольской.

В 1837 году Толстые уехали в Москву, где обосновались на Плющихе. Старший брат, Николай, собирался поступать в университет. Но совсем скоро и совершенно неожиданно скончался отец семейства Толстых. Его финансовые дела были не закончены, и трём самым маленьким детям пришлось вернуться в Ясную Поляну на воспитание к Ергольской и тётке по отцовской линии, графине Остен-Сакен А. М. Именно здесь прошло всё детство Льва Толстого.

Юные годы писателя

После смерти тётушки Остен-Сакен в 1843 году детвору ждал очередной переезд, на этот раз в Казань под опекунство отцовской сестры П. И. Юшковой. Своё начальное образование Лев Толстой получил на дому, его учителями были добродушный немец Ресельман и французский гувернёр Сен-Тома. Осенью 1844 года, последовав за своими братьями, Лев стал студентом Казанского Императорского университета. Сначала он обучался на факультете восточной словесности, позже перевёлся на юридический, где проучился меньше двух лет. Он понимал, что это совершенно не то занятие, которому хотелось бы посвятить жизнь.

В начале весны 1847 года Лев бросил обучение и поехал в принадлежащую ему по наследству Ясную Поляну. В это же время он приступил к ведению своего знаменитого дневника, переняв эту идею у Бенджамина Франклина, с биографией которого отлично ознакомился в университете. Так же, как и мудрейший американский политик, Толстой ставил себе определенные цели и всеми силами стремился их выполнить, проводил анализ своих неудач и побед, поступков и мыслей. Этот дневник прошёл с писателем через всю его жизнь.

В Ясной Поляне Толстой пытался выстроить новые отношения с крестьянами, а также занялся:

  • изучением английского языка;
  • юриспруденцией;
  • педагогикой;
  • музыкой;
  • благотворительностью.

Осенью 1848 года Толстой поехал в Москву, где планировал подготовиться к кандидатским экзаменам и сдать их. Вместо этого для него открылась совсем иная светская жизнь с её азартом и карточными играми. Зимой 1849 года Лев переехал из Москвы в Петербург, где продолжил вести кутежи и разгульный образ жизни. Весной этого года он начал сдачу экзаменов на кандидата прав, но, передумав идти на последний экзамен, вернулся в Ясную Поляну.

Здесь он продолжал вести почти столичный образ жизни – карты и охота. Тем не менее, в 1849 году Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу для детишек крестьян, где иногда преподавал сам, но в основном уроки вёл крепостной Фока Демидович.

Военная служба

В конце 1850 года Толстой начал работу над своим первым произведением – знаменитой трилогии «Детство». В это же время Лев получил предложение от старшего брата Николая, служившего на Кавказе, присоединиться к военной службе. Старший брат был для Льва авторитетом. После смерти родителей он стал писателю самым лучшим и верным другом и наставником. Сначала Лев Николаевич призадумался насчёт службы, но крупный картёжный долг в Москве ускорил принятие решения. Толстой уехал на Кавказ и осенью 1851 года поступил на службу юнкером в артиллерийскую бригаду под Кизляром.

Здесь он продолжил работу над произведением «Детство», которое закончил писать летом 1852 года и решил отослать в самый популярный в то время литературный журнал «Современник». Он подписался инициалами «Л. Н. Т.» и вместе с рукописью приложил маленькое письмо:

«Я с нетерпением буду ждать ваш приговор. Он либо поощрит меня писать дальше, либо заставит всё сжечь».

На тот момент редактором «Современника» был Н. А. Некрасов и литературную ценность рукописи «Детство» он признал сразу же. Произведение было напечатано и имело огромный успех.

Военная жизнь Льва Николаевича была слишком насыщенной:

  • не один раз он подвергался опасности в стычках с горцами, которыми командовал Шамиль;
  • когда началась крымская война, он перевёлся в Дунайскую армию и принимал участие в сражении при Ольтенице;
  • участвовал в осаде Силистрии;
  • в сражении при Чёрной командовал батареей;
  • во время штурма Малахова Кургана попал под бомбардировку;
  • держал оборону Севастополя.

За военную службу Лев Николаевич получил такие награды:

  • орден Святой Анны 4-ой степени «За храбрость»;
  • медаль «В память войны 1853-1856 годов»;
  • медаль «За защиту Севастополя 1854-1855».

Храбрый офицер Лев Толстой имел все шансы на военную карьеру. Но его интересовало лишь писательское дело. Во время службы он не переставал сочинять и отправлять в «Современник» свои рассказы. Опубликованные в 1856 году «Севастопольские рассказы» окончательно утвердили его в роли нового литературного веяния России, и Толстой навсегда оставил военную службу.

Литературная деятельность

Он вернулся в Петербург, где свёл близкие знакомства с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, И. С. Гончаровым. За время пребывания в Питере он выпустил несколько своих новых произведений:

  • «Метель»,
  • «Юность»,
  • «Севастополь в августе»,
  • «Два гусара».

Но совсем скоро светская жизнь ему опротивела, и Толстой принял решение о путешествии по Европе. Он побывал в Германии, Швейцарии, Англии Франции, Италии. Все увиденные достоинства и недостатки, полученные эмоции он описывал в своих произведениях.

Вернувшись из-за границы в 1862 году, Лев Николаевич женился на Софье Андреевне Берс. В его жизни начался самый светлый период, жена стала ему абсолютной помощницей во всех делах, и Толстой спокойно мог заниматься своим любимым делом – сочинением произведений, ставших впоследствии мировыми шедеврами.

Годы работы над произведением Название произведения
1854 «Отрочество»
1856 «Утро помещика»
1858 «Альберт»
1859 «Семейное счастье»
1860-1861 «Декабристы»
1861-1862 «Идиллия»
1863-1869 «Война и мир»
1873-1877 «Анна Каренина»
1884-1903 «Записки сумасшедшего»
1887-1889 «Крейцерова соната»
1889-1899 «Воскресенье»
1896-1904 «Хаджи-Мурат»

Семья, смерть и память

В браке с супругой и любви Лев Николаевич прожил почти 50 лет, у них родилось 13 детей, пятеро из которых умерли ещё маленькими. Потомков Льва Николаевича очень много по всему миру. Один раз в два года они собираются в Ясной Поляне.

В жизни Толстой всегда придерживался своих определённых принципов. Ему хотелось быть как можно ближе к народу. Он очень любил простых людей.

В 1910 году Лев Николаевич покинул Ясную Поляну, отправившись в путешествие, которое соответствовало бы его жизненным взглядам. С ним поехал лишь его доктор. Определённых целей не было. Он ездил в Оптину пустынь, потом в Шамординский монастырь, затем собрался к племяннице в Новочеркасск. Но писателю стало плохо, после перенесённой простуды началось воспаление лёгких.

В Липецкой области на станции Астапово Толстого сняли с поезда, определили в больницу, шестеро врачей пытались спасти его жизнь, но на их предложения Лев Николаевич тихонько ответил: «Бог всё устроит». После целой недели тяжёлых и мучительных задышек писатель умер в доме начальника станции 20 ноября 1910 года в возрасте 82-х лет.

Усадьба в Ясной Поляне вместе с природной красотой, которая её окружает, является музеем-заповедником. Ещё три музея писателя находятся в селе Никольское-Вяземское, в Москве и на станции Астапово. В Москве также есть государственный музей Л. Н. Толстого.

Лев Николаевич Толстой является одним из самых известных и великих писателей в мире. Еще при жизни его признали классиком русской литературы, его творчество проложило мост между течения двух столетий.

Толстой проявил себя не просто как писатель, он был просветителем и гуманистом, размышлял о религии, принимал непосредственное участие в обороне Севастополя. Наследие писателя столь велико, а сама его жизнь столь неоднозначна, что его продолжают изучать и пытаются понять.

Сам Толстой был сложным человеком, чему доказательства хотя бы его семейные отношения. Вот и появляются многочисленные мифы, как о личных качествах Толстого, его действиях, так и о творчестве и вложенных в него идеях. О писателе написано немало книг, мы же попытаемся развенчать хотя бы самые популярные мифы о нем.

Бегство Толстого. Общеизвестный факт - за 10 дней до своей смерти Толстой убежал из своего дома, что был в Ясной Поляне. Существует несколько версий о том, из-за чего же писатель сделал это. Сразу же стали говорить, что так пожилой уже мужчина пытался покончить с собой. Коммунисты развили теорию о том, что Толстой так высказал свой протест против царского режима. На самом деле причины бегства писателя из родного и любимого дома были вполне бытовыми. За три месяца до этого он написал тайное завещание, по которому все авторские права на свои работы передавал не жене, Софье Андреевне, а своей дочке Александре и своему другу Черткову. Но тайное стало явным - жена узнала обо всем из украденного дневника. Тут же разразился скандал, а жизнь самого Толстого стала настоящим адом. Истерики жены подвигли писателя на поступок, который он задумал еще 25 лет назад - на побег. В эти тяжелые дни Толстой писал в дневнике, что не может больше терпеть этого и ненавидит супругу. Сама же Софья Андреевна, узнав о бегстве Льва Николаевича, взбесилась еще больше - она бегала топиться на пруд, била себя в грудь толстыми предметами, порывалась куда-то бежать и угрожала впредь уж точно никогда и никуда не выпускать Толстого.

У Толстого была очень злая жена. Из предыдущего мифа многим становится ясно, что в смерти гения виновата только лишь его злая и взбалмошная жена. На самом деле семейная жизнь Толстого была столь сложной, что в ней пытаются и сегодня разобраться многочисленные исследования. И несчастной себя в ней чувствовала и сама супруга. Одна из глав ее автобиографии так и зовется - «Мученик и мученица». О талантах Софьи Андреевны вообще мало было известно, она всецело оказалась в тени своего мощного мужа. Но недавняя публикация ее повестей позволила понять всю глубину ее жертвы. А Наташа Ростова из «Войны и мира» пришла к Толстому прямиком из юношеской рукописи его жены. К тому же Софья Андреевна получила отличное образование, она знала пару иностранных языков и даже сама переводила сложные работы своего мужа. Энергичная женщина успевала еще вести все хозяйство, бухгалтерию поместья, а также обшивать и обвязывать все немалое семейство. Несмотря на все тяготы, жена Толстого понимала, что живет вместе с гением. После его смерти она отметила, что почти за полвека совместной жизни она так и не смогла понять, что же он был за человек.

Толстой был отлучен от церкви и предан анафеме. Действительно, в 1910 году Толстой был похоронен без отпевания, что породило миф об отлучении. Но в памятном акте Синода от 1901 года слова «отлучение» нет в принципе. Чиновники от церкви написали, что своими взглядами и лживыми учениями писатель давно поставил себя вне церкви и не воспринимается ею больше, как член. Но сложный бюрократический документ с витиеватым языком общество поняло по своему - все решили, что это церковь отказалась от Толстого. А история эта с определением Синода на самом деле была политическим заказом. Так отомстил писателю обер-прокурор Победоносцев за свой образ человека-машины в «Воскресении».

Лев Толстой основал движение толстовцев. Сам писатель очень осторожно, а порой даже и с брезгливостью относился к тем многочисленным объединениям его последователей и поклонников. Даже после побега из Ясной поляны, толстовская община оказалась не тем местом, где Толстой хотел найти приют.

Толстой был трезвенником. Как известно, в зрелом возрасте писатель отказался от спиртного. Но создания по всей стране обществ трезвости он не понимал. Зачем люди собираются, если они не собираются пить? Ведь большие компании и подразумевают выпивку.

Толстой фанатично придерживался собственных принципов. Иван Бунин в своей книге о Толстом писал, что сам гений порой относился весьма прохладно к положениям своего же учения. Однажды писатель со своей семьей и близким другом семьи Владимиром Чертковым (он был и главный последователь идей Толстого) ели на террасе. Было жаркое лето, всюду летали комары. Один особо надоедливый сел на лысину Черткову, где его и убил ладонью писатель. Все рассмеялись, и только обиженный пострадавший отметил, что Лев Николаевич лишил жизни живое существо, пристыдив его.

Толстой был большим бабником. О сексуальных похождениях писателя известно из его же записей. Толстой рассказал, что в молодости вел очень дурную жизнь. Но больше всего его смущают два события с той поры. Первая - связь с крестьянкой еще до женитьбы, а второе - преступление с горничной своей тетки. Толстой соблазнил невинную девушку, которую затем прогнали со двора. Той самой крестьянкой была Аксинья Базыкина. Толстой писал, что любил ее, как никогда в жизни. За два года до своего брака у писателя появился сын Тимофей, который с годами стал огромным мужиком, похожим на отца. В Ясной Поляне все знали про незаконнорожденного сына барина, про то, что он пьяница, и про его мать. Софья Андреевна даже ходила смотреть на бывшую пассию мужа, не найдя в ней ничего интересного. А интимные сюжеты Толстого - часть его дневников молодых лет. Он писал о мучающем его сладострастии, о желании женщин. Но что-то подобное было обычным делом для русских дворян того времени. И раскаяние за былые связи их никогда не мучило. Для Софьи Андреевны же физический аспект любви был вовсе не важен, в отличие от ее мужа. Но она сумела родить Толстому 13 детей, потеряв пятерых. Лев Николаевич был ее первым и единственным мужчиной. И он был верен ей на протяжении всех 48 лет их брака.

Толстой проповедовал аскетизм. Этот миф появился благодаря тезису писателя, что человек для жизни надо немного. Но сам Толстой аскетом не был - он просто приветствовал чувство меры. Сам Лев Николаевич всецело наслаждался жизнью, просто видел радость и свет в простых и доступных всем вещах.

Толстой был противником медицины и науки. Писатель вовсе не был мракобесом. Он, наоборот, говорил о том, что нельзя возвращаться к сохе, о неизбежности прогресса. Дома у Толстого был дин их первых фонографом Эдисона, электрический карандаш. И писатель радовался, как ребенок, таким достижениям науки. Толстой был очень цивилизованным человеком, понимая, что за прогресс человечество расплачивается сотнями тысяч жизней. И вот такое развитие, связанное с насилием и кровью, писатель уже принципиально не принимал. Толстой не был жестоким к человеческим слабостям, его возмущало, что пороки оправдывались самими врачами.

Толстой ненавидел искусство. Толстой в искусстве разбирался, просто для оценки его использовал свои критерии. И разве он не имел на это права? Трудно не согласиться с писателем, что простой мужик вряд ли поймет симфонии Бетховена. Для неподготовленных слушателей многое из классической музыки звучит, как пытка. А ведь есть и такое искусство, которое отличное воспринимается и простыми сельскими жителями, и утонченными гурманами.

Толстым двигала гордыня. Говорят, что именно это внутреннее качество проявлялось и в философии автора, и даже в быту. Но стоит ли считать гордыней безостановочный поиск истины? Многие люди считают, что куда проще примкнуть к какому-то учению и служить уже ему. Но Толстой не мог изменить себе. А в повседневной жизни писатель был очень внимательным - он обучал своих детей математике, астрономии, проводил занятия по физкультуре. Маленькими Толстой брал детей в Самарскую губернию, что те лучше узнали и полюбили природу. Просто во второй половине жизни гений был озабочен массой дел. Это и творчество, философия, работы с письмами. Вот и не мог Толстой отдавать себя, как раньше, своей семье. Но это был конфликт творчества и семьи, а не проявление гордыни.

Из-за Толстого в России произошла революция. Это утверждение появилось благодаря статье Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции». На самом деле виноватым в революции один человек, будь то Толстой или Ленин, просто не может быть. Поводов было немало - поведение интеллигенции, церкви, царя и двора, дворянства. Именно все они и отдали старую Россию большевикам, в том числе и Толстой. К его мнению, как мыслителя, прислушивались. А ведь он отрицал и государство, и армию. Правда, против революции он как раз и выступал. Писатель вообще сделал немало для смягчения нравов, призывая людей быть добрее, служить христианским ценностям.

Толстой был неверующим, отрицал веру и учил этому других. Заявления о том, что Толстой отвращает людей от веры, очень его раздражали и обижали. Наоборот, он заявлял, что главное в его работах понимание, что не жизни без веры в Бога. Толстой не принимал ту форму веры, которую навязывала церковь. И есть немало людей, которые верят в Бога, но не воспринимают современные религиозные институты. Для них искания Толстого поняты и вовсе не страшны. Многие люди вообще приходят к церкви после того, как погружаются в размышления писателя. Особенно часто это наблюдалось в советские времена. Да и раньше толстовцы поворачивались в сторону церкви.

Толстой постоянно всех поучал. Благодаря этому закоренелому мифу Толстой предстает, как самоуверенный проповедник, рассказывающий кому и как жить. Но при изучении дневников писателя станет ясно, что он всю жизнь разбирался с самим собой. Так куда же ему было поучать других? Толстой высказывал свои мысли, но никогда и никому их не навязывал. Другое дело, что вокруг писателя сложилось сообщество последователей, толстовцев, которые пытались сделать взгляды своего вождя абсолютными. А ведь для самого гения его идеи не были фиксированными. Он считал абсолютным присутствие Бога, а все остальное являлось результатом проб, мучений, поисков.

Толстой был фанатичным вегетарианцем. В определенный момент своей жизни писатель полностью отказался от мяса и рыбы, не желая употреблять в пищу обезображенные трупы живых существ. Но его жена, заботясь о нем, подливала ему в грибной бульон мясной. Видя это, Толстой не злился, а только шутил, что готов каждый день пить мясной бульон, только бы его жена ему не лгала. Чужие убеждения, в том числе в выборе еды, были для писателя превыше всего. У них дома всегда были те, кто ел мясо, та же Софья Андреевна. Но страшных ссор из-за этого не происходило.

Для понимания Толстого достаточно читать его произведения и не изучать его личность. Этот миф мешает настоящему прочтению работ Толстого. Не понимая, чем он жил, не понять и его творчества. Есть такие писатели, которые все говорят своими текстами. А Толстого понять можно только, если знать его мировоззрение, его личные черты, отношения с государством, церковью, близкими. Жизнь Толстого - сам по себе захватывающий роман, который порой перетекал и в бумажную форму. Примером тому - «Война и мир», «Анна Каренина». С другой стороны и творчество писателя влияло на его жизнь, в том числе и семейную. Так что никуда не деться от изучения личности Толстого и интересных аспектов его биографии.

Романы Толстого в школе изучать нельзя - они попросту непонятны старшеклассникам. Современным школьникам вообще трудно читать длинные произведения, а «Война и мир» к тому же наполнена историческими отступлениями. Нашим старшеклассникам подавай сокращенные версии романов, адаптированные под их интеллект. Сложно сказать, плохо это или хорошо, но так во всяком случае они хотя бы получат представление о творчестве Толстого. Думать же, что лучше читать Толстого после школы - опасно. Ведь если не начать его читать в таком возрасте, то потом уже дети и не захотят погружаться в творчество писателя. Так что школа работает на упреждение, заведомо давая более сложные и умные вещи, чем может воспринять интеллект ребенка. Быть может, потом появится желание вернуться к этому и понять до конца. А без изучения в школе такого «соблазна» не появится точно.

Педагогика Толстого потеряла свою актуальность. К Толстому-педагогу относятся неоднозначно. Его идеи обучения воспринимались, как забава барина, который решил обучать детей по своей оригинальной методике. На самом деле духовное развитие ребенка прямо влияет на его интеллект. Душа развивает разум, а не наоборот. И педагогика Толстого работает и в современных условиях. Об этом говорят результаты эксперимента, в ходе которого 90% детей добились отличных результатов. Дети учатся читать по «Азбуке Толстого», которая построена на множестве притч со своими тайнами и архетипами поведения, раскрывающими природу человека. Постепенно программа усложняется. Из стен школы выходит гармоничный человек, с сильным нравственным началом. И по такой методике и сегодня в России занимается около ста школ.

"Мир, возможно, не знал другого художника, в ком вечно эпическое, гомеровское начало было бы так же сильно, как у Толстого. В творениях его живёт стихия эпоса, её величавое однообразие и ритм, подобный мерному дыханию моря, её терпкая, могучая свежесть, её обжигающая пряность, несокрушимое здоровье, несокрушимый реализм"

Томас Манн


Недалеко от Москвы, в Тульской губернии, есть небольшая дворянская усадьба, название которой известно всему миру. Это Ясная Поляна, родился, жил и работал один из великих гениев человечества Лев Николаевич Толстой. Толстой родился 28 августа 1828 года в старинной дворянской семье. Отец его был графом, участником войны 1812 года, полковником в отставке.
Биография

Родился Толстой 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в семье помещика. Родители Толстого принадлежали к высшей знати, ещё при Петре I предки Толстого по отцовской линии получили графский титул. Родители Льва Николаевича рано умерли, у него остались только сестра и три брата. Опеку над детьми взяла на себя тётя Толстого, жившая в Казани. Вся семья переехала к ней.


В 1844 году Лев Николаевич поступает в университет на восточный факультет, а потом учится и на юридическом. Толстой знал более пятнадцати иностранных языков ещё в 19 лет. Он серьёзно занимался историей, литературой. Учёба в университете продолжалась недолго, Лев Николаевич оставил университет и вернулся домой в Ясную Поляну. Вскоре он решает уехать в Москву и посвятить себя литературной деятельности. Его старший брат, Николай Николаевич, уезжает на Кавказ, где шла война, в качестве офицера-артиллериста. Следуя примеру брата, Лев Николаевич поступает на службу в армию, получает офицерский чин и отправляется на Кавказ. Во время Крымской войны Л. Толстой переводится в действующую Дунайскую армию, сражается в осаждённом Севастополе, командуя батареей. Толстого наградили орденом Анны ("За храбрость"), медалями "За защиту Севастополя", "В память войны 1853-1856 г. г.".

В 1856 году Лев Николаевич вышел в отставку. Через некоторое время он едет за границу (Франция, Швейцария, Италия, Германия).

С 1859 года Лев Николаевич активно занимается просветительской деятельностью, открыв в Ясной Поляне школу для детей крестьян, а потом способствуя открытию школ по всей округе, издавая педагогический журнал "Ясная Поляна". Толстой серьёзно увлёкся педагогикой, изучал зарубежные методики преподавания. С целью углубить свои знания в педагогике он отправляется в 1860 году вновь за границу.

После отмены крепостного права Толстой активно участвует в решении споров между помещиками и крестьянами, выступая мировым посредником. За свою деятельность Лев Николаевич получает репутацию неблагонадёжного человека, в результате чего в Ясной Поляне произвели обыск с целью найти тайную типографию. Школа Толстого закрывается, продолжение педагогической деятельности становится почти невозможным. К этому времени Лев Николаевич уже написал знаменитую трилогию "Детство. Отрочество. Юность.", повесть "Казаки", а также множество рассказов и статей. Особое место в его творчестве заняли "Севастопольские рассказы", в которых автор передал свои впечатления от Крымской войны.

В 1862 году Лев Николаевич женится на Софье Андреевне Берс, дочери врача, ставшей на долгие годы его верным другом и помощником. Софья Андреевна взяла на себя все заботы по хозяйству, а кроме того она стала редактором своего мужа и первым его читателем. Жена Толстого вручную переписывала все его романы перед отправлением в редакции. Достаточно представить, сколь сложно было подготовить для печати "Войну и мир", чтобы оценить самоотверженность этой женщины.

В 1873 году Лев Николаевич окончил работу над "Анной Карениной". К этому времени граф Лев Толстой становится известным писателем, получившим признание, ведущим переписку со многими литературными критиками и авторами, активно участвующим в общественной жизни.

В конце 70-х годов - начале 80-х годов Лев Николаевич переживает серьёзный духовный кризис, пытаясь переосмыслить происходящие в обществе перемены и определиться в своей позиции гражданина. Толстой решает, что необходимо заботиться о благополучии и просвещении простого народа, что дворянин не имеет права быть счастливым, когда крестьяне находятся в бедственном положении. Он пытается начать перемены с собственного имения, с перестройки своего отношения к крестьянам. Жена Толстого настаивает на переезде в Москву, так как детям необходимо получить хорошее образование. С этого момента начинаются конфликты в семье, так как Софья Андреевна пыталась обеспечить будущее своих детей, а Лев Николаевич считал, что с дворянством покончено и пришло время жить скромно, как весь русский народ.

В эти годы Толстой пишет философские сочинения, статьи, участвует в создании издательства "Посредник", занимавшегося книгами для простого народа, пишет повести "Смерть Ивана Ильича", "История лошади", "Крейцерова соната".

В 1889 - 1899 годах Толстой заканчивает роман "Воскресение".

В конце жизни Лев Николаевич окончательно решает разорвать связь с обеспеченной дворянской жизнью, занимается благотворительностью, просвещением, меняет порядки в своём имении, давая свободу крестьянам. Такая жизненная позиция Льва Николаевича стала причиной серьёзных домашних конфликтов и ссор с женой, которая иначе смотрела на жизнь. Софья Андреевна переживала за будущее своих детей, была против неразумных, с её точки зрения трат Льва Николаевича. Ссоры становились всё серьёзнее, Толстой не раз предпринимал попытку уйти из дома навсегда, дети переживали конфликты очень тяжело. Былое взаимопонимание в семье исчезло. Софья Андреевна пыталась остановить мужа, но потом конфликты переросли в попытки раздела имущества, а также прав собственности на произведения Льва Николаевича.

В конце концов 10 ноября 1910 года Толстой покидает свой дом в Ясной Поляне и уходит. Вскоре он заболевает воспалением лёгких, вынужден остановиться на станции Астапово (ныне станция Лев Толстой) и там умирает 23 ноября.

Контрольные вопросы:
1. Расскажите биографию писателя с упоминанием точных дат.
2. Объясните, в чём проявляется связь биографии писателя и его творчества.
3. Обобщите биографические данные и определите особенности его
творческого наследия.

Лев Николаевич Толстой

Биография

Лев Никола́евич Толсто́й (28 августа (9 сентября) 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя - 7 (20) ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.

Родился в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии - сподвижник Петра I - П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.
Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении "Кремль". Москва здесь названа "величайшим и многолюднейшим городом Европы", стены которого "видели стыд и поражение непобедимых полков Наполеоновых". Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Он рано осиротел, потеряв сначала мать, а затем и отца. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей.
Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Изучал турецкий и татарский языки у известного тюрколога профессора Казембека. В зрелую пору жизни писатель свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки.
Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня ("История вчерашнего дня"). Тогда же была начата повесть "Детство". Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852-1863). На Кавказе была завершена повесть "Детство", в 1852 г. напечатанная в журнале "Современник".

Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции. Командуя батареей на 4-м бастионе, Толстой был награжден орденом Анны и медалями "За защиту Севастополя" и "В память войны 1853-1856 гг.". Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом, но однако "Георгия" он так и не получил. В армии Толстой пишет ряд проектов – о переформировании артиллерийских батарей и создании штуцерных, вооруженных нарезными ружьями батальонов, о переформировании всей русской армии. Вместе с группой офицеров Крымской армии Толстой намеревался выпускать журнал "Солдатский вестник" ("Военный листок"), но его издание не было разрешено императором Николаем I.
Осенью 1856 г. вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути, он издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (1862). С целью изучить постановку школьного дела в зарубежных странах писатель в 1860 г. вторично отправился за границу.
После манифеста 1861 Толстой вошел в число мировых посредников первого призыва, стремившихся помочь крестьянам решать их споры с помещиками о земле. Вскоре в Ясной Поляне, когда Толстой находился в отъезде, жандармы произвели обыск в поисках тайной типографии, которую писатель якобы завел после того, как общался в Лондоне с А. И. Герценом. Толстому пришлось закрыть школу и прекратить издание педагогического журнала. Всего его перу принадлежат одиннадцать статей о школе и педагогике ("О народном образовании", "Воспитание и образование", "Об общественной деятельности на поприще народного образования" и другие). В них он подробно описал опыт своей работы с учениками ("Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы", "О методах обучения грамоте", "Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят"). Толстой-педагог требовал сближения школы с жизнью, стремился поставить ее на службу запросам народа, а для этого активизировать процессы обучения и воспитания, развивать творческие способности детей.
Вместе с тем, уже в начале творческого пути Толстой становится поднадзорным писателем. Одними из первых произведений писателя стали повести "Детство", "Отрочество" и "Юность", "Молодость" (которая, однако, не была написана). По замыслу автора, они должны были составить роман "Четыре эпохи развития".
В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.
Писатель работает над романом "Война и мир" (1863-1869). Завершив "Войну и мир", Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав "петровского" романа, Толстой отказался от своего замысла. В начале 1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание "Азбуки", а затем и "Новой азбуки". Тогда же им были составлены "Книги для чтения", куда он включил много своих рассказов.
Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини - "Анна Каренина".
Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 - нач. 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В "Исповеди" (1879-1882) писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".
В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?" (1882-1886). В них писатель сделал основной вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!". "Исповедь" и "Так что же нам делать?" представляли собой произведения, в которых Толстой выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий психолог и смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений - по жанру публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины, насыщенные элементами образности,- займет большое место в его творчестве.
В эти и последующие годы Толстой пишет также религиозно-философские сочинения: "Критика догматического богословия", "В чем моя вера?", "Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий", "Царство божие внутри вас". В них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви. В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники создали в Москве издательство "Посредник", печатавшее для народа книги и картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для "простого" народа, был рассказ "Чем люди живы". В нем, как и во многих других произведениях этого цикла, писатель широко воспользовался не только фольклорными сюжетами, но и выразительными средствами устного творчества. С народными рассказами Толстого тематически и стилистически связаны его пьесы для народных театров и, более всего, драма "Власть тьмы" (1886 г.), в которой запечатлена трагедия пореформенной деревни, где под "властью денег" рушились вековые патриархальные порядки.
В 1880 гг. появились повести Толстого "Смерть Ивана Ильича" и "Холстомер" ("История лошади"), "Крейцерова соната" (1887-1889). В ней, а также в рассказе "Дьявол" (1889-1890) и повести "Отец Сергий" (1890-1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.
На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой написал для "домашнего спектакля" комедию "Плоды просвещения". В ней также показаны "хозяева" и "работники": живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически, вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых сценах и их "подает" в ироническом свете.
Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,- писал Толстой в 1892 г.,- но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,- я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Толстого - роман "Воскресение" (1889-1899).
Менее десяти лет отделяют "Анну Каренину" от "Войны и мира". "Воскресение" отделено от "Анны Карениной" двумя десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман от двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении жизни, умение "сопрягать" в повествовании отдельные человеческие судьбы с судьбой народной. Толстой сам указывал на единство, существующее между его романами: он говорил, что "Воскресение" написано в "старой манере", имея, прежде всего, в виду эпическую "манеру", в которой были написаны "Война и мир" и "Анна Каренина". "Воскресение" стал последним романом в творчестве писателя.
В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой был отлучен его от православной церкви.
В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью "Хаджи-Мурат" (1896- 1904), в которой стремился сопоставить "два полюса властного абсолютизма" - европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой создает одну из лучших своих пьес - "Живой труп". Ее герой - добрейшей души, мягкий, совестливый Федя Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему средой, попадает на "дно" и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства "добропорядочных" людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу молчать", в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905–1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя "После бала", "За что?".
Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу "вместе-врозь" уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.