» »

Какие существовали представления о природе общества. Конспект лекций по философии. Предназначение человека, его ценности и смысл жизни

13.09.2024

План

1. Единство и различие природы и общества.

2. Основные исторические этапы взаимодействия природы и общества.

3. Охрана природной среды – актуальная социальная проблема.

4. Список литературы.

1. Единство и различие природы и общества. Географическая среда как постоянное и необходимое условие общественного развития.

Природа и общество находятся в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будет существовать Земля и человек. Понятие природа как философская категория охватывает всю материю, включая и общество. В более узком понятии термин природа означает материальный мир, за исключением общественной формы движения материи, т. е. весь органиче­ский и неорганический мир со множеством сбалансированных свя­зей и установившимся круговоротом веществ и энергии.

К. Маркс и Ф. Энгельс впервые раскрыли научные принципы взаимодействия природы и общества. Человек является частью природы, по выражению К. Маркса - «… непосредственно природным существом», представ­ляющим собой высшую ступень ее развития.

К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали, что и природа и общество обладают двойственным характером. Природа оказывается в результате преобразовательной деятельности общества включённой в систему общественных связей и выступает как один из компонентов материального субстрата жизни общества, его общественного тела. Именно благодаря этому и становится возможным говорить о «социальной роли» природы. Общество же, являлось особой, высшей формой движения материи, не сводимой к другим её формам, не существует помимо своего материального субстрата, включено через него в систему взаимодействий живой и неживой природы, закономерным результатом развития которой явилось появление человечества.

«Человеческая сущность природы, - писал К. Маркс, - существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека зве­ном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в об­ществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия». Вопреки идеалистической фи­лософии, игнорирующей природу как основу обществен­ного развития, отрывающей историю от естествознания и производства, усматривающей «лоно истории» не в материальном мире, а в «туманных облачных образова­ниях на небе», диалектико-материалистическая фило­софия именно в природе видит первооснову развития общества. Таким образом, продолжает К. Маркс, «об­щество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществ­ленный натурализм человека и осуществленный гума­низм природы».

Отмечая значение природы как предпосылки возникновения человека и человеческого общества, классики марксизма указывали на сущностную и предметную связь человека с природой на протяжении всей истории. Природное и социальное в человеке представляют собой внутреннее и сущностное единство. В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга».

Из марксистского решения проблемы единства природы и общества следует, что люди не могут существовать вне природной среды, без непрерывной производственной и других связей и взаимодействий с ней.

Природно-географическая среда - традиционно выделяемый фактор в системе социального детерминизма. Динамика воздействия на общественную жизнь природы как источника средств существова­ния и источника средств труда, воздействие различных сторон гео­графической, природной, среды на разные свойства человеческой натуры были многократно предметом внимания философско-социологических концепций, включая различные версии «географического детерминизма». С учетом воздействия производственной деятельнос­ти общества на природу все это и составляет содержание экологи­ческой проблемы. Об этой проблеме речь будет идти в четвёртом разделе работы, и мы не будем сейчас останавливаться на этом. Заметил только, что охрана природы - это охрана условий жизни человека и здесь имеет место действие по принципу обратной связи: то или иное влияние чело­века на жизнь природы возвращается как бумеранг к человеку доб­рыми или губительными для него самого результатами.

2. Основные исторические этапы взаимодействия

природы и общества.

Исходными предпосылками и критериями периодизации есть как природные, так и особенно социальные факторы, уровень развития производственных сил, науки и техники, характер производственных отношений. Имея это ввиду мы можем отметить следующие основные этапы эволюции взаимодействия природы и общества.

Первый этап характеризуется непосредственным присвоением людьми готовых продуктов природы с помощью самых примитивных орудий труда и форм производства: собирательство, охота, рыболовство и т. д. Основными средствами труда были: лук, каменный нож, лодка и др. Изменение природы происходило стихийно, лишь в силу самого факта борьбы человека за существование. Во взаимодействии между обществом и при­родой влияние последней на той ранней ступени развития было преобладающим. Особенности природной сре­ды имели решающее значение для существования и развития людей.

Крупнейшим завоеванием этого периода, подготовившим переход к следующему, были: овладение огнем, отбор некоторых ценных для человека растений и животных.

Первый этап взаимодействия природы и общества по времени охватывает историю первобытнообщинного строя. В развитии производительных сил этого общества решающим шагом явилась смена каменного века веком металлическим. Использование различных самородных металлов сыграло важную роль в переходе более активным формам воздействия на природу.

Но подлинным переворотом в развитии производительных сил этого общества следует считать возникновение выплавки рудного металла (меди, железа), использование его в качестве материала для выделки различных орудий: топоров, ножей, плугов, а также ору­жия- стрел, копий и дротиков с металлическими наконечниками, мечей, кинжалов и т. д. Использование этих орудий труда подняло человечество на более высокий уровень воздействия на природу.

Но уже на этом этапе взаимодействия природы и общества наметились первые признаки нарушения «гармонии» между ними.

Таким образом, первый этап взаимодействия природы и общества можно охарактеризовать как стихийный процесс пассивного в основном приспособления человека природной среде, как постепенный переход к более активному и сознательному использованию природных ресурсов. .

Второй этап взаимодействия, общества и природы связан с дальнейшим развитием производительных сил. У одних народов интенсивнее развивалось земледелие, у других – скотоводство. Это и ознаменовало первое крупное общественное разделение труда - отделение скотоводства от земледелия. Вслед за этим возникло второе крупное разделение труда - отделение ремесла от земледелия, послужившее толчком к развитию обмена, возникновению частной собственности и классов эксплуататоров и эксплуатируемых.

По времени второй этап охватывает историю рабо­владельческой и феодальной общественно-экономиче­ских формаций.

Труд непосредственных производителей создавал своеобразное равновесие между природой и обществом. Однако оно постоянно нарушалось рабовладельческими войнами, а позднее кровавыми междоусобицами феода­лов.

В целом этот период характеризуется более сущест­венными изменениями в природной среде. На его последней стадии осуществляются некоторые меры по предотвращению ухудшения природы и целенаправленному её преобразованию.

Переход к искусственному производству энергии снял оковы очередного естественного ограничения человече­ских возможностей в преобразовании природы. Энергетические установки стали вторым крупным звеном в опосредовании взаимодействия людей с природными условиями. Это событие вывело общество па путь промышленного развития и вошло в историю как промышленная револю­ция XVIII-XIX вв. Оно явилось по сути дела третьим этапом в истории взаимодействия общества и природы.

Нарастая по типу цепной реакции, воздействие общества на природу во второй половине двадцатого века достигло глобальных масштабов. Вмешательство общества в ход природных процессов привело к тому, что теперь оно не может стихийно и бесконтрольно потреблять при­родные ресурсы, не считаясь с последствиями этого вме­шательства. Возникает объективная необходимость ра­ционально организовать и разумно контролировать ход естественных процессов и управлять ими.

Взаимодействие природы и общества приобретает, таким образом, принципиально новые черты, вступает в новый, высший этап своего развития. На смену сти­хийному естественноисторическому процессу приходит сознательная и планомерная организация воздействия общества на природу. Этот (четвертый ) этап взаимо­действия природы и общества В. И. Вернадский и на­звал «ноосферой». Сущность этого понятия, как мы уже отметили, состоит в том, что на этом этапе общество обретает реальную возможность осуществить сознательное регулирование и контроль над обменом веществ с природой. Человек познаёт и правильно применяет её законы в интересах общественного прогресса.

3. Охрана природной среды – актуальная

социальная проблема.

По отношению к че­ловеку природа - окружающая его среда. В отличие от других животных, лишь приспосабливающихся к условиям внешней среды, человек, являясь существом социальным, обладая созна­нием, аппаратом мышления, способностью производить орудия труда и пользоваться ими, воздействует на среду своего обита­ния, стремясь сознательно и активно изменить ее для удовлетво­рения своих потребностей.

В этом смысле можно выделить два аспекта понятия «окружаю­щая среда». С одной стороны, человека окружают орудия труда и другие люди - участники хозяйственной деятельности. Такое окружение можно назвать производственной или точнее социально-производственной средой, которая формиру­ется человеком практически в одностороннем порядке без участия природы. В этой среде действуют главным образом экономические и социальные законы. С другой стороны, человека окружают объ­екты естественного происхождения - горы и реки, поля и леса, птицы и звери. Такое окружение называют природной средой. Здесь преимущественно действуют законы естественного развития природы. Между тем соци­ально-производственная и природная среды тесно взаимосвязаны между собой, и негативные явления в первой из них способны ока­зать неблагоприятное воздействие на вторую и наоборот, созда­вая тем самым качественно новую структуру, органически соеди­няющую элементы естественной среды с продуктами человеческой деятельности.

Научно-техническая революция и связанные с ней грандиозные масштабы производственной деятельности человека привели к большим позитивным преобразованиям в мире. Вместе с тем рез­ко ухудшилось состояние окружающей среды. Поэтому охрана окружающей среды, защита ее от загрязнений - одна из важней­ших глобальных проблем.

Управление чистотой окружающей природной среды в ши­роком смысле включает:

Определение перспективных нормативов чистоты окружаю­щей природной среды для рассматриваемого периода планиро­вания и региона (территории) и выбор оптимальной стратегии их достижения (прогнозирование и планирование уровня чи­стоты окружающей среды, научно-техническое и ресурсное обеспечение планируемых мероприятий по охране среды от загряз­нения);

Совершенствование социальных механизмов реализации пла­нов охраны окружающей среды от загрязнения (организацион­но-правового, экономического и культурно-образовательного) .

Список литературы:

1. Аскин Я.Ф. О многообразии связей социального и природного // Общество и природа. Вопросы методологии: Межвузовский научный сборник / Под ред. Я.Ф. Аскина. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. – ст. 3-17.

2. Бугреев А.Н. К характеристике научных основ взаимодействия общества и природы // Общество и природа. Вопросы методологии: Межвузовский научный сборник / Под ред. Я.Ф. Аскина. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. – ст. 37-43.

3. Гирусов Э.В. Система «общество – природа». – М.: Изд-во Московского университета, 1976. – 168 с.

4. Гирусов Э.В. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы // «Природа и общество». М., «Наука», 1968. – ст. 48-57.

5. Григорьян Т.Г. Природа и общество. – М.: Изд-во московского университета, 1977. – 150 с.

6. Грин Ф. Проблемы преобразования природы и задачи географии. // «Природа и общество». М., «Наука», 1968.

7. Дубина Н.Е. К. Маркс и Ф. Энгельс о взаимодействии общества и природы // Общество и природа: исторические этапы и формы взаимодействия / Под ред. Кима М.П. – М.: Наука, 1981.

8. Истомина Э.Г. Проблемы взаимодействия общества и природы в исторической науке // Взаимодействие общества и природы в процессе общественной эволюции. – М., 1981. – ст. 17-30.

9. Ким М.П., Есаков В.Д. Природа, общество, наука // Общество и природа: исторические этапы и формы взаимодействия / Под ред. Кима М.П. – М.: Наука, 1981.

10. Лось В.А. взаимоотношение общества и природы. – М.: Знание, 1989. – 64 с.

11. Лысенко Л.П. Природа и общество. – Минск: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1976.

12. Межжерин В. Книга для разумения: Вселенная. Экология. Культура. Ноосфера. – К.: Логос, 2004. – 284 с.

13. Охрана окружающей природной среды: учебник для вузов / Под ред. Г.В. Дуганова. – К.: Вища школа. Главное изд-во. – 304 с.

14. Рахилин В.К. Общество и живая природа: краткий очерк истории взаимодействия. – М.: Наука, 1989. – 215 с.

15. Соломина С.Н. Взаимодействие общества и природы (философские проблемы). – М.: Мысль, 1983. – 252 с.

16. Фёдоров Е.К. Взаимодействие общества и природы. – Ленинград: Гидрометиоиздат, 1972. – 88 с.

17. Хлебопрос Р.Г., Фет А.И. природа и общество. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1990. – 344 с.

Человеческое общество - часть природы, понимаемой как универсум, как Вселенная. Оно представляет собой определенный этап в истории природы, Вселенной. И сама история общества становится частью истории Земли как природного объекта.. Иными словами, общество - продукт природной эволюции, отделившийся от природы и живущий по своим законам.

Однако «вольноотпущенник природы», пользуясь свободой воли и выбора, приобретает качество, которое противопоставляет его окружающей природной среде. Вторгаясь в природу для искусственной переработки ее материала, общество изменяет природу согласно своим интересам: селекционирует культурные растения, одомашнивает скот, пашет землю.

На путях освоения природы человечество прошло несколько этапов, каждый из которых был связан с качественными переворотами в орудиях труда. Такие качественные перевороты называют техногенными революциями. Самая ранняя из них - неолитическая - ознаменовала переход человечества от собирательной экономики к производительной. Первое вторжение человека в природу выразилось как селекция животных и растений. Наряду с дикой природой появляется природа очеловеченная: домашние животные и растения, обширные площади пашни. В междуречье Тигра и Евфрата строятся огромные ирригационные сети. Результатом неолитической революции стало разделение земледелия и скотоводства, возникновение ремесел, городов, государства. Теперь человек рассматривает природу как свою неисчерпаемую кладовую, как территорию для заселения или завоевания. Правда, зависимость сельского хозяйства от природных катаклизмов огромна. Природные катаклизмы грозят голодом и войнами за продовольствие.

В XVIII веке началась промышленная революция, скачок к машинному производству. На индустриальном этапе развития общества человек переходит к организованному, повсеместному, крупному и невосстановимому изъятию природных ресурсов для их переработки в предметы искусственного мира. Резко возрастает население Земли. Возникают огромные города-мегаполисы, производящие миллионы тонн мусора и бытовых отходов. Природные ареалы прорезаются железными и шоссейными дорогами, промышленные предприятия загрязняют атмосферный воздух

В XX веке произошла глубокая аграрная революция - в средствах производства и труда, в способах воздействия на урожайность. Внедряется машинная обработка земли и ухода за растениями, использование техники в животноводстве, широкое применение химических удобрений. Общество обеспечило себя сельскохозяйственными продуктами и сырьем. Но природа понесла серьезный ущерб в результате загрязнения рек и других водоемов, вырубки лесов, кустарников, осушения болот. Во многих странах развилась эрозия почвы, усилилось опустынивание территорий.

Мощь разума вскружила человеку голову. Идеология господства над природой выражалась в броских афоризмах: «Человек - царь природы» или «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их - наша задача». Подобная идеология привела к острому экологическому кризису, то есть конфликту между природой и человеческим обществом. Истоки кризиса лежат в бурном развитии экономики и техники индустриального общества, которое подошло к такой точке, когда дальнейший рост стал несовместим с задачей сохранения биосферы Земли.

Возникает вопрос: а можно ли было избежать такого конфликта? На него с большой долей уверенности можно ответить: «Нет». Экономический рост всегда был приоритетным в истории человечества и особенно ускорился в ходе промышленной и научно-технической революций.

Пальма первенства по самым разрушительным показателям принадлежит высокоразвитым индустриальным странам. На их долю приходится 20 % населения планеты, которые потребляют 80 % природных ресурсов. Если все страны мира будут следовать модели потребления, принятой в индустриальных странах, то для удовлетворения потребностей 7 млрд населения Земли потребуется пять таких планет, как наша. Кризис окружающей среды стал закономерным результатом развития индустриального общества, его ценностей и целей. В повестке дня мирового сообщества возник вопрос о «доминантной социальной парадигме», то есть об изменении господствующих целей развития общества. Поэтому постиндустриальная, информационная революция, происходящая сегодня, сопровождается осознанием экологических рисков и возникновением массовых экологических движений. У многих людей появились совершенно новые потребности, сформировался спрос на экологически чистые продукты.

Государства Западной Европы и США осуществили ряд экологических программ, в результате чего при росте экономики удалось снизить нагрузку на окружающую среду. В России принята целая система законодательных актов и создана система государственных органов по защите окружающей среды.

В настоящее время существуют две стратегии выхода из экологического кризиса. Первая - создание экологической экономики. Стержень данной стратегии можно выразить простой формулой: сохранение и восстановление окружающей среды - экономически выгодно, рентабельно и не снижает объемы производства. Такой стратегии придерживаются индустриально развитые страны, создавшие целую систему ресурсосберегающих технологий.

Другую стратегию предлагает ряд ученых из России. Суть ее в следующем: в нашей стране сохранились огромные территории нетронутых экологических систем, первозданной природы - около 60 % всей территории России. Сохранение этих экосистем и восстановление других должно стать главным вкладом России в поддержание устойчивости биосферы в глобальных масштабах. Данная стратегия отводит второстепенное место технологической стороне разрешения кризиса, то есть созданию ресурсосберегающих технологий.

Вопрос

Каков ваш вклад в охрану окружающей среды? Насколько вы готовы к самоограничению ради сохранения устойчивости биосферы?

Одна из актуальных тем современного обществознания - взаимоотношения общества и природы. И природа, и общество всегда вызывали интерес у философов. В отечественной науке примерно до середины XX в. эти объекты рассматривались, преимущественно, в двух аспектах: историческом и экономическом. Исторический аспект означает анализ условий и путей возникновения и развития общества. Экономический аспект подразумевает изучение ресурсов природы и возможности их использования для удовлетворения потребностей людей.

Но во второй половине XX в. заметно усилилось внимание к негативному для человека воздействию промышленного производства на природную среду. В этой связи становится все более актуальным третий - природоохранительный аспект.

Разумеется, эта проблема существовала и раньше, но она не носила столь острого и повсеместного характера (аварии трубопроводов, танкеров, химических и других опасных производств и т. и.) Поэтому и возникла острейшая глобальная проблема: «Возможно ли выживание человечества в современных условиях?». Прежде чем рассматривать эту проблему, определим основные понятия.

В научной литературе понятие «природа» используется в нескольких смыслах.

Природа (в широком смысле) - это весь мир, Вселенная.

Природа (в узком смысле) - это весь материальный мир, за исключением общества.

Существует ещё более узкое понятие.

Природа - это часть мира, с которой вступает во взаимодействие общество, в этом смысле говорят об окружающей среде.

Понятие «общество» также употребляется в узком и широком смысле.

Общество (узкий смысл) - это совокупность людей, объединенных многообразными связями (материальными и духовными).

В этом смысле понятие «общество» имеет синоним «антропосфера».

Общество (широкий смысл) - люди и часть природы, с которой они взаимодействуют. Здесь синоним - «социосфера».

В понятие «социосфера» включаются предметы как естественной, так и искусственной природы. Таким образом, общество одновременно и включено в природу, и противостоит ей. Это противоречивое положение явилось источником различных позиций человека по отношению к природе.

В философских воззрениях на природу, на ее сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют строгие закономерности.

Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями. В античности природа рассматривалась как образец совершенства, как образование более высокое, превосходящее человека и его творения. Естественная гармония природы вызывала восхищение и желание во всем подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было познать природу и стремление жить в согласии с ней (эпикуреизм, стоицизм). В Средние века взгляды поменялись. Природа и человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира. В эпоху Возрождения природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. В XVII-XV1I1 веках начинают бурно развиваться науки, ставятся и проводятся многочисленные опыты и эксперименты, направленные на становление и развитие производства. В философских воззрениях Нового времени, и в практических действиях всё более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея - человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. Появлению и доминированию таких идей способствовала все увеличивающаяся техническая и энергетическая мощь общества.

Подход к природе лишь как к средству достижения человеческих целей сохранился и все более усиливался, вплоть до середины XX в. И лишь уже на рубеже потенциальной глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях общества и природы, соответствующего осмысления происходящих процессов.

Взаимодействие людей с природой рассмотрим с помощью соответствующих понятий.

Географическая среда - это растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли, т.е. та часть природы, которая вовлечена в сферу жизни общества.

Г еографическая среда оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и, прежде всего, на развитие материального производства. Многообразие природы издавна стало естественной основой разделения труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых и т.д.). От особенностей природной среды зависят конкретные направления человеческой активности, в частности развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах.

Большое значение в жизни общества играет окружающая среда. Это более широкое понятие, чем географическая среда. В структуру окружающей среды входят две важнейшие составляющие: естественная и искусственная среды обитания.

Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы, т.е. геосферу и биосферу.

Геосфера - это одна из концентрических оболочек Земли: атмосфера, гидросфера, земная кора, мантия Земли и ядро Земли. Каждая из геосфер изучается отдельной наукой.

Биосфера есть сфера бытия всего живого. Она включает в себя как сами живые организмы, так и сферу их обитания (верхняя часть земной коры, вода, атмосфера). Положительные для человека результаты освоения и преобразования естественных природных богатств неоспоримы. Это, прежде всего, рост материальных и духовных ценностей общества, более высокий уровень жизни. И все это было взято человеком у природы непосредственно или в преобразованном виде. Но человек не смог бы стать разумным существом, если бы не научился создавать и нечто свое, то, чего нет в природе.

Искусственная среда обитания - это все то, что создано самим человеком: самые разнообразные предметы, а также выведенные им в результате селекции и одомашнивания животные и растения.

С развитием общества значение для человека искусственной среды обитания все более растет. Однако динамика роста искусственной среды обитания и ее влияния на окружающую природу не могут не беспокоить. Объем технической массы (вес всего созданного человеком) уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов). Растущее влияние общества на природу получило своё отражение в учении В.И. Вернадского о ноосфере.

До настоящего времени история взаимодействия природы и общества прошла два главных периода. Сейчас человечество встало перед необходимостью перехода к третьему периоду. Основанием для периодизации служит фактор, определяющий это взаимодействие. Общая периодизация такова.

  • 1. Биогенный (адаптационный) период, около 2 млн - около 30 тыс. лет назад.
  • 2. Техногенный (преобразовательный) период продолжается до настоящего времени.
  • 3. Ноогенный (системно-преобразовательный) период.

Первый и самый продолжительный период охватывает время:

«человек умелый» (примерно до 2 млн лет назад), «человек прямоходящий» (примерно до 1 млн. лет назад) и «человек разумный» (примерно до 30 тыс. лет назад). Определяющим фактором в жизни людей в то время была биосфера. Отсюда и название периода. Древние люди вынуждены были приспосабливаться (адаптироваться) к природным условиям. Уже тогда они наносили ущерб окружающей их среде. В основном это были лесные пожары, истребление некоторых видов животных и растений в местах проживания. Конечно, эти явления носили локальный характер и довольно быстро компенсировались естественными процессами.

Эти проблемы отчасти разрешились при переходе от присвоения природных продуктов к их производству. Речь идет о развитии земледелия и скотоводства. С этими изменениями связано начало второго этапа в отношении общества к природе. Поскольку определяющим фактором здесь стали искусственные орудия {техника), постольку так и называется период. В этот период преобразование природы приняло большие масштабы (уничтожение лесов ради пашни, селекция животных и растений, появление искусственных сооружений и т.д.). Отсюда и второе название данного периода.

Положение людей в борьбе со стихийными силами природы значительно упрочилось. Однако преобразования природы носили стихийный характер, поэтому возрос ущерб окружающей среде. Учащались пожары лесов и степей, все живое там гибло; пастбища деградировали, пахотные земли подвергались эрозии. Именно к этому времени относится появление пустынь в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Эти изменения связаны с аграрным этапом техногенного периода.

Возникновение мануфактурного производства дало начало индустриальному этапу техногенного периода. Промышленность в массовом масштабе стала производить вещи и процессы, которых в естественных условиях не существует. При этом создаются не только нужные человеку продукты, но и множество побочных продуктов производства - отходов. Эти отходы с усложнением промышленных технологий всё чаще становятся не просто лишними, но и очень опасными. Таким образом, загрязнения окружающей среды из локальных превращаются в региональные, а затем и в глобальные. Человечество из-за своих несбалансированных отношений с природой становится на грань экологической катастрофы.

Что такое экология? Этот термин впервые употребил в 1866 г. немецкий биолог Э. Геккель (1834-1919).

Экология (по Геккелю) - учение о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.

Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня мы фактически говорим уже о социальной экологии.

Социальная экология - наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

Экологическую ситуацию в мире охарактеризуют как близкую к критической. К глобальным экологическим изменениям относят :

  • уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
  • в значительной мере истреблен лесной покров;
  • стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
  • мировой океан истощается из-за уничтожения живых организмов и перестаёт быть регулятором природных процессов;
  • атмосфера загрязнена настолько, что чистый воздух становится дефицитом;
  • частично нарушен озоновый слой, защищающий все живое от космического излучения;
  • загрязнена поверхность и обезображены природные ландшафты.

Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения общества к природе. Для человечества становится жизненно необходимым изменение отношения к природе. Эти отношения должны стать гармоничными. Необходимо совместное развитие биосферы и человечества. А для этого нужны новые знания и новая нравственность.

Эти новые знания представлены в ученый о ноосфере. Впервые термин «ноосфера» (букв. - сфера разума) использовал в 1927 г. французский исследователь Э. Леруа (1870-1954). В.И. Вернадский основные идеи учения о ноосфере начал разрабатывать и высказывать в начале XX в. Уже тогда им осмысливались возможности человеческого разума в глобальном преобразовании мира, перспективы влияния человека на природу, необходимость скорейшей гармонизации их взаимоотношений.

Ноосфера означает новый этап существования биосферы и всей планеты в целом, когда сознательная деятельность человека, разума становится не только решающим фактором эволюции биосферы, но одновременно и фактором ее сохранения. При этом общество выходит на уровень сознательного регулирования стихийного сейчас развития промышленности, адекватного вмешательства в природные процессы.

На этапе ноосферы потребности общества должны стать соизмеримы с возможностями гео- и биосферы. Расширение ноосферы будет означать наступление ноогенного периода в истории взаимодействия общества и природы.

В настоящее время важно хотя бы не ухудшать существующее состояние окружающей среды. Нужно не только любить природу, стремиться к сохранению окружающей среды, но и уметь делать это. Для этого необходимо обладать соответствующими знаниями и навыками, владеть экологическим образованием. Основные положения здесь таковы:

  • 1. Природа - не враг, а друг человека. С ней нужно не бороться, а постоянно заботиться о сохранении ее богатств. Охрана окружающей среды есть охрана самого человека.
  • 2. Необходимо отказаться от идеи о неисчерпаемости богатств природы.
  • 3. Требуется поддерживать и развивать различные совокупности животных, растений и микроорганизмов (биоценозы). Человек составляет с ними единую систему, связан различными круговоротами.

Таким образом, необходима система ограничений и запрещений в преобразующей активности людей.

Кроме названых выше угрожающих изменений в окружающей среде, достойной реакции на которые еще не найдено, человечеству предстоит найти ответы еще на две группы глобальных проблем.

Первая связана с необходимостью установить цивилизованные отношения между государствами. Здесь требуется устранить угрозу мировой войны и достигнуть справедливого мирового политического устройства. С этим связана необходимость установить справедливый экономический порядок: преодолеть или значительно сократить разрыв в благосостоянии стран Севера и Юга, Запада и Востока. Нерешенность указанных проблем порождает новые кризисные ситуации, в частности, необходимость борьбы с международным терроризмом.

Вторая группа связана с необходимостью установить гармонические отношения между обществом и личностью. Здесь требуется устранить демографические перекосы в различных странах, найти способы лечения широко распространенных болезней, покончить с абсолютной безграмотностью и недостаточной образованностью, которая недопустима в век сложнейшей техники и технологий. Глобальные проблемы образуют некую целостность, решение любой из них невозможно без решения других.

Приоритетные глобальные цели человечества определены (стратегия выживания ):

  • в политической сфере - уменьшение вероятности и в перспективе полное исключение военных конфликтов, предотвращение насилия в международных отношениях;
  • в экономической сфере - развитие и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, переход на нетрадиционные источники энергии, развитие и повсеместное использование природоохранных технологий;
  • в социальной сфере - повышение уровня жизни, глобальные усилия по сохранению здоровья людей, создание мировой системы продовольственного обеспечения;
  • в духовной сфере - перестройка массового нравственного сознания в соответствии с сегодняшними реалиями.

Вопросы для повторения:

  • 1. Каково содержание понятия «природа»?
  • 2. В чем отличие естественной и искусственной окружающей среды?
  • 3. В чем смысл понятия «ноосфера»?
  • 4. Какие периоды взаимодействия общества и природы вам известны?
  • 5. Какие группы глобальных проблем вам известны?
  • 6. В чем состоит стратегия совместного выживания человечества?

Общество и природа находятся в постоянном взаимодействии. Влияние человека на окружающий мир приобрело такие масштабы, что вопрос сохранения природы стал одним из самых актуальных. Узнаем, в чем заключается взаимосвязь общества и природы, что такое экология и какие варианты защиты Земли существуют.

Природа

Существует два определения данного понятия:

  • в широком смысле: мир во всех его формах и проявлениях;
  • в узком смысле: естественные условия жизни человека, или биосфера.

Рассматривая этапы развития человечества, можно проследить, какими были отношения общества и природы.

  • первобытность: человек уважительно относился к природе, обожествляя ее, и не мог наносить ей серьезный вред;
  • с развитием науки и техники человек все больше вторгался в окружающую его природу, используя ее ресурсы;
  • сложился новый общественный уклад, в котором природные ресурсы стало выгодно добывать – для продажи и получения средств.

Сейчас можно говорить о настоящем экологическом кризисе. Наступила дисгармония в отношениях человека и природы. Засорение земли и почвы, возникновение озоновых дыр – эти и многие другие проблемы отражают новую обстановку.

Экология

Загрязнение окружающей среды затрагивает все сферы жизни и заставляет общество разрабатывать способы ее защиты. Существует целая наука - экология, изучающая взаимодействие общества и природы.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Экологические проблемы современности:

  • климатические изменения
  • исчерпание полезных ископаемых;
  • загрязнение пресной воды;
  • загрязнение земли и воздуха;
  • уменьшение озонового слоя;
  • радиационное загрязнение;
  • исчезновение многих видов растений и животных и многие другие;
  • распространение опасных вирусов.

“Чумой” 20 века стал СПИД, лекарство от которого до сих пор не изобретено. Современная медицина, несмотря на имеющиеся технологии, способные продлить жизнь человека. не способна уменьшить количество больных, число которых постоянно растет.

Причины экологических проблем:

  • бурная хозяйственная деятельность человека;
  • техногенные аварии (аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, японской АЭС «Фукусима-1» в 2011 году);
  • истребление растений и животных с целью получения выгоды (морская корова, голубая антилопа и другие).

Научно-технический прогресс способствует исчезновению 50 тысяч видов растений и животных в год. Сжигаемое заводами топливо загрязняет почву и воздух вредными веществами: серой, золой и пылью.

Проблемы развития и даже выживания человечества заставляют людей серьезно задуматься над экологическими проблемами, разрабатывать общие теории природы и общества, создавать и внедрять новые типы отношения к окружающей среде , ее защите и охране:

  • разработка безотходных технологий, очистных сооружений;
  • составление Красных книг;
  • уменьшение использования ядохимикатов;
  • разработка экологических программ.

В мире создаются специальные организации по защите окружающей среды:

  • 1948 г. Международный союз охраны природы;
  • 1971 г. международная организация “Гринпис”;
  • Всемирный фонд дикой природы.

Эти организации занимаются созданием национальных парков, защищают от истребления редких животных, проводят пропаганду защиты живой природы от отходов фабрик, заводов.

Что мы узнали?

Рассмотрев тему по обществознанию «Общество и природа», мы узнали, что общество неразрывно связано с природой и его существование напрямую от нее зависит. Но человек, развивая хозяйственную деятельность, осваивая природные ресурсы, загрязняя землю, воздух и воду подвергает большой опасности свою жизнь, создавая тем самым глобальные экологические проблемы. Решение этих проблем – одна из главных задач современных государств.

Тема се-го-дняш-не-го урока - «Об-ще-ство и при-ро-да». Мы по-го-во-рим с вами о том, как че-ло-век и об-ще-ство вли-я-ют на при-ро-ду, и как она, в свою оче-редь, ока-зы-ва-ет свое вли-я-ние на них.

Да-вай-те для на-ча-ла опре-де-лим, что мы на-зы-ва-ем при-ро-дой. Так же, как и в слу-чае с об-ще-ством, есть два опре-де-ле-ния при-ро-ды - в ши-ро-ком и в узком по-ни-ма-нии.

В ши-ро-ком смыс-ле при-ро-да - это Все-лен-ная, весь ма-те-ри-аль-ный мир. В узком при-ро-дой на-зы-ва-ет-ся та часть объ-ек-тив-но-го мира, с ко-то-рой че-ло-век всту-па-ет в непо-сред-ствен-ное вза-и-мо-дей-ствие и ко-то-рая яв-ля-ет-ся есте-ствен-ным усло-ви-ем че-ло-ве-че-ской жизни. В узком смыс-ле слова при-ро-дой на-зы-ва-ют био-сфе-ру. Этот тер-мин в 1875 году ввел ав-стрий-ский гео-лог Эду-ард Зюсс.

Точно так же, как об-ще-ство, при-ро-да яв-ля-ет-ся са-мо-раз-ви-ва-ю-щей-ся си-сте-мой. Ее ча-стя-ми яв-ля-ют-ся ли-то-сфе-ра, гид-ро-сфе-ра и тро-по-сфе-ра (рис. 1). При-ро-да по-сто-ян-но раз-ви-ва-ет-ся.

Рис. 1. Струк-ту-ра био-сфе-ры

От-но-ше-ние к при-ро-де в ис-то-рии об-ще-ствен-ной мысли неод-но-крат-но ме-ня-лось. Для ан-тич-ной фи-ло-со-фии ха-рак-тер-на идея гар-мо-нии че-ло-ве-ка и при-ро-ды как жи-во-го, оду-шев-лен-но-го и упо-ря-до-чен-но-го Кос-мо-са.

В сред-не-ве-ко-вой Ев-ро-пе гос-под-ству-ет кон-цеп-ция ущерб-но-сти при-ро-ды как ре-зуль-та-та гре-хо-па-де-ния че-ло-ве-ка. Бог и при-ро-да про-ти-во-по-став-ле-ны. При-ро-да - по-след-нее, низ-шее звено лест-ни-цы.

Мыс-ли-те-ли эпохи Воз-рож-де-ния вновь отож-деств-ля-ли бога и при-ро-ду. Такая кон-цеп-ция на-зы-ва-ет-ся «пан-те-изм».

В ран-нее Новое время был вы-дви-нут ло-зунг «Назад к при-ро-де», ко-то-рый был по-пу-ля-рен по по-ли-ти-че-ским и эти-че-ским при-чи-нам. Фран-цуз-ский фи-ло-соф Жан-Жак Руссо (рис. 2) счи-тал, что наи-бо-лее есте-стве-нен при-род-ный че-ло-век. В XX веке эту идею вос-при-ня-ло дви-же-ние «зе-ле-ных».

Рис. 2. Ж.-Ж. Руссо

В то же самое время по-яви-лось так на-зы-ва-е-мое пре-об-ра-зо-ва-тель-ное по-ни-ма-ние при-ро-ды, вы-ра-жен-ное во фразе «При-ро-да - не храм, а ма-стер-ская». Но с этим были со-глас-ны не все.

В XVIII веке швед-ский био-лог Карл Лин-ней (рис. 3) в своем труде «Си-сте-ма при-ро-ды» вво-дит че-ло-ве-ка как осо-бый вид homo sapiens. Аме-ри-кан-ский физик и со-цио-лог Бен-джа-мин Фран-клин (рис. 4) дает опре-де-ле-ние че-ло-ве-ка как «жи-вот-но-го, де-ла-ю-ще-го ору-дия» (toolmaking animal), а Чарлз Дар-вин со-зда-ет тео-рию эво-лю-ции, со-глас-но ко-то-рой че-ло-век яв-ля-ет-ся неотъ-ем-ле-мой ча-стью при-ро-ды.

Рис. 3. Карл Лин-ней

Рис. 4. Бен-джа-мин Фран-клин

В XX веке по-яви-лась кон-цеп-ция «но-осфе-ры» - «цар-ства ра-зу-ма». Тер-мин ввел в 1927 году фран-цуз-ский уче-ный Эжен Леруа, а его по-пу-ля-ри-за-то-ром и самым из-вест-ным сто-рон-ни-ком тео-рии но-осфе-ры стал В. И. Вер-над-ский.

Кста-ти, неред-ко тео-рию но-осфе-ры под-дер-жи-ва-ли фи-ло-со-фы, взгля-ды ко-то-рых труд-но на-звать ма-те-ри-а-ли-сти-че-ски-ми. В се-ре-дине XX века одним из ак-тив-ных сто-рон-ни-ков этой тео-рии был тео-соф Пьер Тейяр де Шар-ден.

Как бы мы ни вос-при-ни-ма-ли че-ло-ве-ка - как часть при-ро-ды или как ее ан-ти-те-зу, - все равно мы при-зна-ём, что при-ро-да и об-ще-ство вли-я-ют друг на друга. Су-ще-ству-ет спе-ци-аль-ная на-уч-ная дис-ци-пли-на эко-ло-гия. Так на-зы-ва-ют слож-ное объ-еди-не-ние на-уч-ных дис-ци-плин, ис-сле-ду-ю-щих вза-и-мо-дей-ствие живых ор-га-низ-мов, че-ло-ве-ка, че-ло-ве-че-ских со-об-ществ с окру-жа-ю-щей сре-дой.

Этот тер-мин был вве-ден в 1866 году одним из по-сле-до-ва-те-лей Ч. Дар-ви-на, немец-ким зоо-ло-гом Эрн-стом Гек-ке-лем (рис. 5), ко-то-рый опре-де-лял эко-ло-гию как науку об от-но-ше-ни-ях ор-га-низ-мов к окру-жа-ю-щей среде. Мы с вами, ко-неч-но, го-во-рим в первую оче-редь не про-сто об эко-ло-гии, а о со-ци-аль-ной эко-ло-гия - дис-ци-плине, ле-жа-щей на стыке есте-ствен-ных, тех-ни-че-ских, гу-ма-ни-тар-ных и об-ще-ствен-ных наук.

Рис. 5. Э. Гек-кель

Как об-ще-ство вли-я-ет на при-ро-ду? Оно:

Изу-ча-ет и ис-поль-зу-ет при-ро-ду, по-сто-ян-но рас-ши-ряя объем и пре-де-лы ее ис-поль-зо-ва-ния;

Вли-я-ет на струк-ту-ру окру-жа-ю-щей среды;

Вли-я-ет на вос-ста-нов-ле-ние при-ро-ды.

При-ро-да, в свою оче-редь:

Дает сред-ства к су-ще-ство-ва-нию;

Вли-я-ет на раз-ме-ще-ние про-из-во-ди-тель-ных сил;

Вли-я-ет на раз-ви-тие об-ще-ства;

Может уни-что-жать ре-зуль-та-ты че-ло-ве-че-ской де-я-тель-но-сти.

Ко-неч-но, сте-пень за-ви-си-мо-сти об-ще-ства от при-ро-ды в про-цес-се раз-ви-тия со-кра-ща-ет-ся. Пер-вые по-пыт-ки пре-об-ра-зо-ва-ния при-ро-ды в виде стро-и-тель-ства ка-на-лов древ-ние егип-тяне и жи-те-ли Ме-со-по-та-мии пред-при-ни-ма-ли еще в IV ты-ся-че-ле-тии до нашей эры.

Од-на-ко сле-ду-ет учи-ты-вать, что при-ро-да оста-ет-ся важ-ней-шим фак-то-ром об-ще-ствен-но-го раз-ви-тия. Об этом и дру-гих фак-то-рах со-ци-аль-но-го раз-ви-тия мы по-го-во-рим в сле-ду-ю-щий раз. А наш се-го-дняш-ний урок окон-чен. Спа-си-бо за вни-ма-ние.

Пре-мия Дар-ви-на

Как из-вест-но, Чарлз Дар-вин счи-тал, что че-ло-век и обе-зья-на имели общих пред-ков. Неко-то-рые наши со-вре-мен-ни-ки со-вер-ша-ют столь иди-от-ские по-ступ-ки, что ино-гда ка-жет-ся, что жи-вот-ные умнее че-ло-ве-ка.

Таким людям, ко-то-рые со-вер-ши-ли самые иди-от-ские по-ступ-ки с ле-таль-ным ис-хо-дом для себя, при-суж-да-ет-ся Дар-ви-нов-ская пре-мия. Среди ла-у-ре-а-тов - че-ло-век, ко-то-рый по-пы-тал-ся рас-пи-лить гра-на-ту; пре-ступ-ник, ко-то-рый спря-тал-ся от по-ли-ции, пе-ре-брав-шись через стену тюрь-мы. В 1982 году пре-мию при-су-ди-ли по-жи-ло-му аме-ри-кан-цу, ко-то-рый решил по-ле-тать на 50 ме-тео-ро-ло-ги-че-ских шарах, прав-да, остал-ся жив.

Вла-ди-мир Ива-но-вич Вер-над-ский

Го-во-рят, время эн-цик-ло-пе-ди-стов про-шло. Но был в ис-то-рии нашей стра-ны в ХХ веке уче-ный, ко-то-ро-го часто на-зы-ва-ют по-след-ним эн-цик-ло-пе-ди-стом.

Это Вла-ди-мир Ива-но-вич Вер-над-ский (рис. 6). Фи-ло-соф, уче-ный-гео-хи-мик, он был одним из со-зда-те-лей и ли-де-ров пар-тии ка-де-тов, вхо-дил во вре-мен-ное пра-ви-тель-ство Ке-рен-ско-го в долж-но-сти за-ме-сти-те-ля ми-ни-стра. Ор-га-ни-за-тор и пер-вый пре-зи-дент АН Укра-и-ны, ос-но-ва-тель и рек-тор Та-ври-че-ско-го уни-вер-си-те-та.

Рис. 6. В. И. Вер-над-ский

Усло-вия, необ-хо-ди-мые для пе-ре-хо-да био-сфе-ры в но-осфе-ру: все-об-щее ра-вен-ство, де-мо-кра-тия, выход в кос-мос, от-кры-тие новых ис-точ-ни-ков энер-гии, пре-кра-ще-ние войн.

При-ро-да мстит че-ло-ве-ку?

Неред-ко ка-жет-ся, что при-ро-да как бы мстит че-ло-ве-ку. Ка-та-стро-фы сле-ду-ют одна за дру-гой. Но по-доб-ные ка-та-стро-фы бы-ва-ли и рань-ше.

В 1883 году про-изо-шло из-вер-же-ние вул-ка-на Кра-ка-тау (рис. 7), ко-то-рое прак-ти-че-ски уни-что-жи-ло ост-ров. Если до из-вер-же-ния это была гора вы-со-той в несколь-ко сотен мет-ров, то те-перь это три ост-ро-ва, раз-де-лен-ные морем (рис. 8).

Рис. 7. Вул-кан Кра-ка-тау

Рис. 8. Кра-ка-тау после из-вер-же-ния

Но это не озна-ча-ет, что люди никак не вли-я-ют на по-доб-ные ка-та-стро-фы. В 1980-е годы в СССР была предот-вра-ще-на воз-мож-ная ка-та-стро-фа, вы-зван-ная пред-по-ла-га-е-мым по-во-ро-том си-бир-ских рек в Сред-нюю Азию. Се-год-ня ана-ло-гич-ный про-ект ре-а-ли-зу-ет-ся в Китае.

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bobwestvob/obschestvo-i-priroda?seconds=0&chapter_id=347

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=AMaz4klDVyw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ySlJnWfsUIQ

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=_G9fM81d-oQ

источник презентации - http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/obshhestvo-i-priroda.html

источник презентации - http://infourok.ru/konkurs?dwldurl=http%3A%2F%2Fppt4web.ru%2Fuploads%2Fppt%2F111%2Fe142aa7ed02d5ed4346dda892809033e.ppt