» »

Курсы игры на гармони. Игра на гармошке для начинающих Самостоятельное обучение игре на гармони

30.03.2021

Губная гармошка - это небольшой универсальный инструмент, на котором большинство народов мира играет почти любой вид музыки. Хотя на первый взгляд может показаться, что научиться играть на гармошке трудно, на самом деле играть на губной гармошке легко и весело. Читайте указанные ниже действия, чтобы узнать, как играть на губной гармошке.

Шаги

Приступая к работе

Выберите губную гармонь. Есть много различных видов губных гармоней, доступных для покупки, которые различаются по назначению и цене. На сегодняшний день приобрести можно диатоническую или хроматическую гармонику. Для игры самой популярной музыки вроде блюза или фолка можно использовать любой вид.

Узнайте о губной гармошке. Гармоника - это язычковый музыкальный инструмент, в котором используются медные язычки. Язычки используются для создания тона, когда вы дуете или выдуваете воздух через отверстия. Язычки установлены на пластине, называемой язычковая пластина, которая обычно сделана из латуни. Часть гармоники, в которой установлена язычковая пластина, называется гребнем; как правило, ее изготавливают из пластмассы или металла. Мундштук гармоники может быть встроен в гребень, или как в хроматических гармониках, привинчен отдельно. Защитные панели остальной части инструмента могут быть изготовлены из дерева, металла или пластмассы.

  • Направляющая планка хроматической гармоники также сделана из металла.
  • В зависимости от того, вдыхаете вы или выдыхаете в гармонику, различные ноты воспроизводятся язычками. Обычная диатоническая арфа настроена на C (до мажор) на выдохе, и на G (соль мажор) на вдохе. Они прекрасно дополняют друг друга, и нет необходимости добавлять дополнительные отверстия.
  • Язычки внутри губной гармоники тонкие и со временем изнашиваются. Легкая игра и регулярный уход позволят хороший звук как можно дольше.
  • Учитесь читать табулатуру гармоники. Как и гитары, на гармонике можно играть по табулатуре, что упрощает ноты на нотном листе до легко наблюдаемой шаблонной системы отверстий и вдохов/выдохов. Также табулатура подходит для крупных хроматических гармоник, но она несколько отличается от диатонической табулатуры и обычно реже используется.

    • Дыхание отмечено стрелками. Стрелка вверх указывает на выдох; стрелка вниз - на вдох.
      • Большинство отверстий на диатонической гармонике производят две «соседние» ноты при заданной гамме, таким образом играя C, а затем D в той же гамме, это осуществляется дутьем в соответствующее отверстие, а затем втягиванием воздуха из того же отверстия.
    • Отверстия отмечены числами, начиная с самой низкой (левая) ноты и заканчивая самой высокой. Таким образом, две нижние ноты (вверх) 1 и (вниз) 1. На 10-дырочной гармонике самая высокая нота будет (вниз) 10.
      • Некоторые ноты обычной 10-дырочной гармоники частично перекрываются, особенно (вниз) 2 и (вверх) 3. Это необходимо для обеспечения правильного диапазона игры.
    • Более продвинутые методы обозначены косыми чертами или другой небольшой меткой. Диагональные косые стрелками указывают, что требуется кривизна ноты (будет рассмотрено позднее), чтобы получить правильный звук. Шевроны или косые черты на хроматической табулатуре указывают на то, следует ли удерживать кнопку или нет.
      • Не существует стандартизированная система табулатуры, которая использовалась бы всеми гармонистами. Однако, как только вы попрактикуетесь и освоите чтение одного вида, большинство других видов вы сможете освоить без труда.

    Основная техника игры на губной гармошке

    Воспроизведите ноты на выдохе. Самое первое, что нужно сделать - попрактиковаться с новым инструментом, воспроизводя ноты. Выберите отверстие или несколько отверстий на мундштуке и мягко дуйте в них. Соседние отверстия, как правило, рассчитаны автоматически гармонизировать мелодию друг с другом, поэтому постарайтесь, дуя в три отверстия одновременно, воспроизвести приятный звук. Практикуйтесь, то дуя в одно отверстие, то играя аккорды на несколько отверстий.

    • Этот тип игры называется «прямой гармоникой» или «первой позицией».
    • Как вы могли догадаться, количество отверстий, через которые вы дуете, частично контролируются губами. В конечном итоге, вы научитесь использовать переднюю часть языка для блокировки отверстий (это необходимо для обеспечения контроля над играемыми нотами). Об этом мы поговорим ниже.
  • Сделайте глубокий вдох, чтобы изменить ноты. Помня о том, что воздух через язычки нужно вдыхать мягко, вдыхайте, увеличивая ноты на шаг. Вдыхая и выдыхая через мундштук, вы можете получить доступ ко всем настроенным для гармоники нотам.

    • Этот вид игры называется «кросс-гармоникой» или «второй позицией». Ноты кросс-гармоники часто подходят для блюзовых риффов.
    • Если у вас есть хроматическая гармоника, практикуйтесь нажимать и удерживать кнопку для дополнительного контроля нот, которые вы воспроизводите.
  • Попробуйте сыграть весь диапазон. На диатонической гармонике, настроенной на С, C гамма начинается с (до) 4 и поднимается на (до) 7. Стандартный из/в шаблон повторяется за исключением 7-го отверстия, где он переключается (вдох, а затем выход). Эта шкала является единственной полной шкалой на C-настроенной гармонике, но иногда можно играть песни на других диапазонах, при условии, что они не требуют недостающих нот диапазона.

    Практикуйтесь. Продолжайте практиковаться играть диапазон и отдельные ноты, пока не почувствуете себя комфортно, играя только одну ноту за раз. Как только вы сможете достичь нужного контроля над инструментом, выберите простые песни и тренируйтесь на них. Табулатуру для песен, таких как «У Мэри был барашек» и «О, Сюзанна» легко найти в интернете.

    • Попробуйте добавить своеобразия, играя несколько нот одновременно. Следующий шаг в вашей практике - немного ослабить контроль и добавить двух-нотные и трех-нотные аккорды к песням, которые вы отрабатываете, играя два или три смежных отверстия сразу. Это поможет вам больше контролировать рот и дыхание и играть песни более звучно.
      • Не играйте все в аккордах! Попробуйте добавить аккорд в конце стиха или фразы. Важно то, что нужно освоить переключение между одиночными нотами и несколькими нотами.

    Продвинутые техники

    Платите за уроки. С этого момента, если вы начнете заниматься под руководством опытного игрока, вы увидите быстрые и технически обоснованные результаты, хотя можно, конечно, продолжать учиться самостоятельно. Уроки на гармонике различаются по цене и частоте; не стесняйтесь попробовать несколько уроков у одного преподавателя, а затем перейти к другому, если первый вас не устроит.

    • Даже если вы берете уроки, продолжайте полагаться на руководства и книги, чтобы улучшить игру. Нет причин бросать другие материалы только потому, что вы дополняете их профессиональными занятиями.
  • Пропускайте отверстия. Легко привыкнуть к шаблону, постоянно заставляя воздух входить и выходить через гармонику, но как только вы начнете играть более продвинутые песни, необходимо на практике пропускать некоторые отверстия, чтобы достигнуть других. Играйте песни по нотам, которые требуют перепрыгнуть отверстие или два, например, американскую традиционную мелодию «Шенандоа», в которой необходимо перепрыгивать с 4-го на 6-е отверстие, ближе к концу второй фразы (на стандартной C диатонической).

  • Играйте двумя руками, сложенными чашечкой. Начнем с того, что вы, вероятно, удерживали губную гармошку указательным и большим пальцами левой (или неведущей) руки и двигали ею во время игры. Добавьте в игру правую (или ведущую) руку. Дайте отдых пятке правой ладони и большому пальцу левой руки, а затем положите ребром правую ладонь вместе с левой так, чтобы ваши пальцы сомкнулись вокруг левого мизинца. Таким образом вы создадите «звучащее отверстие», которое можно использовать для воздействия на звук, исходящий из гармоники.

    • Добавьте тихую мелодию или вопите, хлопая по звучащему отверстию, открывая его и закрывая. Используйте этот прием в конце стиха, чтобы добавить эмоций или просто попрактиковаться.
    • Создайте эффект паровозного гудка, начиная с открытым звучащим отверстием, затем закрыв его и открыв снова.
    • Играйте приглушенный, тихий звук, оставляя звучащее отверстие почти закрытым.
    • Вы, вероятно, обнаружите, что это положение заставляет вас удерживать гармонику под углом, при котором ее левый край направлен вниз и внутрь. Это положение на самом деле идеально подходит для других техник, так что воспользуйтесь им.
    • Основная техника для изменения нот - сделать губное отверстие очень и очень маленьким и резко втягивать воздух через губы в отверстие, положение которого и нужно менять. Вытягивайте ноты перекрестной гармоники и постепенно сжимайте губы, пока вы не услышите изменение тона. Сжимая губы в большей или меньшей степени, можно дополнительно контролировать тон ноты.
    • Будьте очень осторожны, когда практикуете изменение нот. Потому что воздух пересекает язычки так резко, что он может легко ослабить или согнуть их, разрушая инструмент. Чтобы найти золотую середину между неизменением ноты и ее слишком сильным изменением, необходимы терпение и осторожность.
    • Когда люди начинают играть на губной гармошке, поначалу звучание выходит не очень хорошим - большинству требуется время на то, чтобы научиться воспроизводить хорошие звуки. Практикуйтесь каждый день и не сдавайтесь.
    • При изменении нот вдыхайте/выдыхайте очень глубоко. Изменение нот на гармонике требует основательной подготовки и сильных легких.
  • Наша Школа создана для того, чтобы каждый желающий мог самостоятельно научиться играть на гармони – быстро и просто!

    В чём предназначение “Школы народной игры на гармони”?

    Вносить свой вклад в сохранение разумности, доброты и душевности нашего мира,

    предоставляя всем желающим возможность быстрого, простого и понятного освоения народной игры на гармони и других музыкальных инструментах

    Кто такой Константин Иванин?

    1974 г.р. Родился и живёт до сих пор в г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанской области.

    Дипломированный:
    филолог, инженер, экономист, учитель.

    Профессиональная специализация: анализ и моделирование систем (преимущественно технологических и экономических).

    Хобби на протяжении более 30 лет: народная культура (рукопашный бой, музыка, пляска, пение).

    Последние 20 лет в качестве хобби – инструктор по рукопашному бою, народной пляске и игре на гармони.

    К. Иванин достаточно широко известен среди гармонистов России и зарубежья благодаря выпущенной им серии видео-уроков по обучению игре на гармони.

    (Более 9 тысяч подписчиков на канале Youtube. Порядка 200 обучающих видео - общей продолжительностью более 80ти часов).

    Отзывы пользователей методике, разработанной Константином, Вы можете прочитать на этих каналах.

    Как, зачем и почему возникла эта школа?


    В детстве у меня была мечта: научиться играть на гармони.

    Потом эта мечта сбылась: я достиг именно того уровня игры, о котором мечтал. Которого хотел достичь. Не выше. Но и не ниже.

    Я не стал лучшим гармонистом в России, не стал виртуозом. Потому что я мечтал не об этом…

    Но я стал человеком, который может в любой уместной ситуации достать гармонь, и сыграть людям под пляску, либо спеть с друзьями и роднёй любимые песни, причём даже и без подготовки.

    Именно об этом я мечтал. И именно этому могу научить Вас, если наши мечты схожи.

    Процесс воплощения этой мечты был в чистом виде экспериментом длиной примерно в 10 лет.

    Суть этого эксперимента сводилась к тому, чтобы научиться играть на гармони, вытаскивая знания «из нутра», а не из внешних источников. При этом, разумеется, взаимодействуя с внешним миром.

    В результате этого эксперимента выкристаллизовались и сформулировались не только умение играть. Не только серия обучающих уроков, и не только методика самообучения.
    Но и некая философия, которую я считаю своей личной интерпретацией народной философии.

    Эта философия - не ностальгия по прошлому. Она прекрасно работает в современном мире, позволяя справляться с трудностями и задачами, которые ставит перед человеком урбанистический, «цифровой» мир.

    По моим уроком выучилось огромное количество людей.
    За время существования этих уроков я получил огромнейшее количество благодарностей и отзывов. Поэтому посчитал себя вправе более системно и профессионально делиться своими пониманием, умениями и философией с теми, кому это интересно.

    В чём ценность этой школы?

    Главная ценность нашей школы - в методике преподавания.

    Эта методика является нашей собственной разработкой.
    Она нацелена на быстрое, простое и радостное получение учеником желаемого результата – умения играть на гармони в народной манере.

    По сути, мы знаем последовательность простых действий , которые не только наикратчайшим, но и очень радостным и интересным путём приведут ученика к результату.

    Поэтому в нашей школе эти действия выстроены в прямую и лёгкую дорогу, по которой можно очень быстро пройти.

    Все материалы организованы системно. Они основываются на методических принципах – “последовательности и постепенности”, “посильности”, “наглядности”, “одной трудности”.

    Каждый из этих материалов является частью системы, а не хаотическим фрагментом знания.

    Музыка нужна для радости.

    Музыка - это язык, на котором говорит душа.

    Очень часто во многих музыкальных школах об этом забывают.
    А мы помним об этом всегда. И именно это считаем народным подходом к освоению Игры.

    Наша методика совместила в себе академические и народные знания о преподавании, взяв из них всё самое лучшее. Это такие принципы, как результативность, научность, прагматичность, простота, доброта, свобода импровизации и радость творчества …

    Корни нашей методики - в народной философии, которая назвала игру музыки ИГРОЙ, а не каким-нибудь другим словом.

    Как следствие, ИГРА - с первого дня, и на протяжении всего обучения - это один из основополагающих принципов нашей школы.

    Пониманию народной философии применительно к игре музыки, к методике обучения, посвящён цикл занятий в школе.

    Понимание игры - это ещё один из принципов, на которых строится наша школа.

    В общем, сами всё увидите. А вкратце -
    В нашей школе можно научиться ИГРАТЬ МУЗЫКУ : быстро, легко и радостно:-).
    Именно Играть. И именно Музыку:-).

    Для кого эта школа?


    Для всех, кто хочет с первых часов обучения получить результат.

    А также для тех, кто хочет быстро и с небольшой затратой времени приобрести очень простые, но достаточные умения - и ими довольствоваться,

    И для тех, кто хочет развивать эти умения всю жизнь.

    Для тех, кто хочет занятия музыкой превратить действительно в творческую увлекательную Игру, а не в мучительную многолетнюю каторгу.

    И тех, кто хочет научиться играть на гармони свои любимые песни, а не те произведения, на которые нашлись ноты. И конструировать свою игру на своё усмотрение, а не как написал кто-то.

    Для старых, малых, молодых, юных, зрелых…

    В общем, для всех.

    Кроме тех, кто не любит гармонь:-).

    Что такое “народная игра”?

    Это игра, основанная на методике, совсем недавно существовавшей в городских дворах и деревенских переулках.

    Методике настолько простой и естественной, что мало кто даже задумывался о её существовании.

    Это несложная, лёгкая в освоении игра, которая не требует посвящать обучению времени больше, чем есть у простого семейного рабочего человека.

    Чаще это аккомпанемент, чем виртуозное соло, хотя виртуозность и не исключена.

    Игра, состоящая из понятных и надёжных приёмов.

    Которую можно освоить за пару недель, и остановиться на этом,

    А можно бесконечно развивать свои умения, так и не достигнув предела.

    Как будет проходить обучение?


    • На сайте Школы есть
    • В нём есть несколько курсов: с «первого» по «шестой» классы.
      (Конечно, это условность. Вы можете освоить курс за неделю, можете за пять лет. Зависит от удобного Вам темпа).
    • В каждом курсе - несколько занятий.
      Эти занятия выстроены в последовательности, идеальной для прохождения обучения.
      Вы можете пропустить какое-то из занятий, или даже курс, если считаете, что предлагаемые в них умения Вами уже освоены. Но рекомендую всё-таки идти последовательно.
    • Затем осваиваете материал занятия.
    • Когда посчитаете своё умение сформированным, переходите к следующему занятию.
    • Таким образом, после занятия вы знаете точный ответ на вопросы: «Что делать?» и «Как делать?».
    • Учебные материалы сделаны так, чтобы не отнимать у Вас много времени на просмотр: короткие, и по существу.
    • Если Вы хотите поподробнее пообщаться на тему занятия, Вы можете поучаствовать в вебинаре, посвящённом этой теме. Либо просмотреть запись прошедшего вебинара. Либо предложить провести такой вебинар, если он ещё не проводился.
    • После освоения занятия, Вы можете разместить запись Вашей игры в нашей группе


    Самоучитель игры на двухрядной гармонике
    документ удален по просьбе правообладателя
    для информации, только описание

    1. От автора
    2. Установка инструмента
    3. Постановка левой руки
    4. Схема «Частушки»
    5. Ноты в басовом ключе
    6. Схема левой клавиатуры гармоники
    7. Нотный стан
    8. Басовый ключ
    9. Аккорд (мажорный, минорный, септаккорд)
    10. Октава
    11. Названия основных звуков
    12. Добавочные линейки
    13. Такт
    14. Тактовая черта
    15. Размер, метр
    16. Сильные и слабые доли
    17. Длительности
    18. Составные части ноты
    19. Аппликатура
    20. Расшифровка аккордов левой клавитуры
    Упражнения для левой руки
    21. №1
    22. №2
    23. №3
    24. №4
    25. №5
    26. №6
    27. Постановка правой руки
    28. Скрипичный ключ
    29. Схема расположения нот на правой клавиатуре
    30. Ноты в скрипичном ключе
    31. Частушка
    32. Цыганочка
    33. Во саду ли, в огороде
    34. С горки на гору ходила
    35. Диез
    36. Энгармонизм
    37. Тон, полутон
    38. Частушка
    39. Цыганочка
    40. Весёлая карусель
    41. Пауза
    42. Весёлые гуси
    43. Цыплята. Слова Т. Волгиной, музыка А. Филлипенко
    44. По малину в сад пойдём. Слова Т. Волгиной, музыка А. Филлипенко
    45. Подружка моя
    46. Синкопа
    47. Реприза
    48. Вольта
    49. Нота с точкой
    50. Чешская полька
    51. Наш березник листоватый
    52. Светит месяц
    53. Подружка моя
    54. Лига
    55. Чёте надо?
    56. Штрихи
    57. Терешанские припевки
    58. Октавный перенос
    59. Залигованные ноты одинаковой высоты
    60. Динамические оттенки
    61. По Дону гуляет казак молодой
    62. Игра по слуху
    63. Аккорды от основных ступеней
    64. Схема аккомпанемента №1
    65. Хорошо на Волге жить!
    66. Как пошли наши подружки
    67. Котик
    68. Стоит орешина кудрявая
    69. Пойду ль я, выйду ль я
    70. Схема аккомпанемента №2
    71. Ёлочка
    72. Перевоз Дуня держала
    73. Когда б имел златые горы
    74. Миленький ты мой
    75. Куманёчек
    76. Из-за острова на стрежень
    77. Крыжачок
    78. Мишка с куклой, м. Качурбина
    79. В лесу родилась ёлочка , Л. Бекман
    80. Схема аккомпанемента №3
    81. Коробейники
    82. Мой костёр
    83. Перепёлочка
    84. А я по лугу
    85. Школа бальных танцев
    86. В лунном сияньи
    87. Схема аккомпанемента №4
    88. Отговорила роща золотая. Музыка Г. Пономаренко
    89. Огонёк
    90. Вологда. Музыка Б. Мокроусова
    91. Одинокая гармонь . Музыка Б. Мокроусова
    92. Кому это надо?
    93. Одинокая ветка сирени
    94. Я ОДИН. Слова и музыка С. Друцкого
    95. Схема аккомпанемента №5
    96. Сулико
    97. Матаня
    98. По диким степям Забайкалья
    99. На горе то калина
    100. Ой, матаня, матанёк
    101. Схема №6
    102. Сиреневый туман
    103. Подмосковные вечера . Музыка В. Соловьёва-Седого
    104. Схема №7
    105. Лезгинка
    106. Раскинулось море широко
    107. Ходила младёшенька по борочку
    108. Выйду ль я на реченьку
    109. Барыня
    110. Некоторые приемы варьирования мелодии

    Нотное приложение
    111. Милка, цё?
    112. У ворот, ворот
    113. Что, гармошка, не играешь?
    114. Самарка
    115. Частушки-коротушки
    116. Матаня
    117. Заиграй, моя волынка
    118. Ухарь - купец
    119. Ёлочки -метелочки
    120. Отдавали молоду
    121. Ты воспой в саду, соловейко
    122. Смоленский гусачок
    123. Мы на лодочке катались
    124. Переменный размер
    125. Касимовские припевки
    126. Сормовские частушки
    127. Произвольные длительности. Триоль
    128. ОЙ, ТОПНИ, НОГа (Сербиянка)
    129. Ёлочки, сосёночки
    130. Сеньо
    131. Досада
    132. Рязанские прибаутки
    133. Череповецкие плясовые припевки
    134. Девки, пойте
    135. А говорят, мы боевые
    136. Кесовогорская кадриль
    137. Полька простая
    138. Полька «Гусачок»
    139. Форшлаг
    140. Тонкая рябина
    141. Краковяк
    142. Тирольский вальс
    143. Вот кто-то с горочки спустился
    144. Утушка луговая. Обработка Г. Тышкевича
    145. А ты, зимушка - зима. Обработка Г. Тышкевича
    146. Пересохни, Волга-речка
    147. Калина красная . Музыка Я.Френкеля
    148. Там вдали, за рекой
    149. Окрасился месяц багрянцем. Обработка Г. Тышкевича
    150. Над ОКОШКОМ месяц. Музыка Е. Попова
    151. А Я люблю женатого. Музыка К. Молчаного
    152. Катюша . Музыка М. Блантера
    153. Называют меня некрасивою
    154. Когда весна придет - не знаю ... Музыка Б. Мокроусова
    155. Семеновна. Обработка С. Привалова
    156. Во лесочке комарочки
    157. Гопак
    158. Лезгинка
    159. Частушечные наигрыши. Наигрыши В. Завражнева
    160. Неаполитанские НОЧИ. Д. Ботари. Обработка Г. Тышкевича
    161. Матаня. Упрощенный вариант В. Огурцова
    162. Раскинулось море широко. Обработка В. Огурцова
    163. СОН Степана Разина. Обработка В. Огурцова
    164. Хас-Булат. Обработка В. Огурцова
    165. Мурка. Обработка В. Огурцова

    Данный мастер-класс просто незаменим для всех тех, кто хочет научиться играть на гармони.

    Музыкальный инструмент, который обладает очень приятным звучанием и большими возможностями был популярен всегда. Научиться игре на гармони самому можно и совсем не сложно! А тем, кто прекрасно поет, учится просто обязательно! Песни под собственный аккомпанемент станут визитной карточкой певца, которого будут звать на многие вечера и события.

    Видео-урок «Уроки игры на гармони»

    Часть 1. Варианты боя

    Часть 2. Аккорды справа

    Часть 3. «Змейки» из аккордов

    Часть 4. Аккорды из четырех кнопок

    Русский народный инструмент издревле был атрибутом праздников, веселья, и теплых, дружеских вечеров. Точная история гармони неизвестна. Никто не может точно утверждать, где и кем она была изобретена. Однако, широко распространено мнение, что гармонь родом из Германии, и появилась на свет в начале 19 века. Бытует так же мнение, что гармонь впервые появилась в России, а именно в Санкт-Петербурге, в 18 веке. Интересен тот факт, что во время Великой Отечественной Войны, на фронт, среди боеприпасов и провизии, так же массово посылали гармони, для поддержания морального духа населения. Именно в это время, гармонь приобрела свою широкую популярность в России, став любимым музыкальным инструментом многих людей. В это время появилось много авторских песен, которые исполнялись именно под гармонь.

    1. Во-первых, следует ознакомиться со строением данного инструмента. Он невелик по размерам, компактен и удобен для транспортировки. Гармонь состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из которых находятся клавиши или клавиатура с кнопками. Музыканту необходимо играть обоими руками, одновременно сжимая или разжимая гармонь и нажимая на клавиши или кнопки. На правой клавиатуре играется основная мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Конструкция между клавиатурами называется меховая камера. Она предназначена для накачивания воздуха к звуковым планкам гармони.
    2. Полезно знать, что гармони могут иметь определенную тональность (мажорную или минорную).
    3. Выделяют два вида русских гармоней, в зависимости от типа извлечения звука: есть гармони, на которых при растяжении и сжатии мехов кнопка дает один и тот же звук. У других же гармоней, высота звука может меняться в зависимости от положения и движения мехов.
    4. Для успешного овладения игрой на гармони, стоит усиленно развивать музыкальный слух и чувство ритма. Музыкант просто обязан слышать и чувствовать музыку, которую он играет.
    5. Начинать обучение игры на гармони лучше с самых азов: положения гармониста во время игры. До сих пор не существует единого мнения на сей счет. Многие самоучители предлагают использовать ту же позу, что и баянисты. Однако большинство профессиональных музыкантов считают, что не стоит смешивать техники игры на гармони и на баяне. Главное, что бы поза была удобной для самого гармониста. Самая распространенная поза выглядит примерно так: гармонь ставят мехом на левое бедро, гриф правого полукорпуса упирается в бедро правой ноги, левая рука растягивает мех. Инструмент при этом или плотно прижат к телу, либо выдвигается немного вперед.
    6. В гармони предусмотрены специальные плечевые ремни, которые используются для придания гармони надежности и устойчивости. Во время игры сидя хватает и одного плечевого ремня. Если же музыкант надевает оба, их нужно тщательно отрегулировать так, что бы гармонь не висела, а опиралась на бедро.
    7. Стоит уделять большое внимание положению рук. В видео подробно показано, как надо держать руки во время игры на гармони.

    Эти советы в комплексе с обучающим видео, на котором подробно и понятно показаны основные принципы игры на гармони, помогут новичкам освоить игру на этом прекрасном музыкальном инструменте. Не стоит заниматься только по урокам или книгам, важную часть занятия составляет импровизация, собственные музыкальные поиски и эксперименты. Успехов!

    21-й век на дворе, а голосистая гармошка, как и много лет назад, радует нас своими переливчатыми, задорными напевами. И протяжная мелодия, исполняемая на гармони, не оставит равнодушным ни одного слушателя. Самостоятельное обучение игре на гармошке доступно каждому, кто любит ее звучание и очень хочет исполнять музыку на этом инструменте.

    Для любителей закрепились несколько методик освоения гармони. И поэтому первое, с чем необходимо определиться на начальном этапе обучения, какой методики придерживаться.

    Первый способ – обучение «с рук»

    На просмотре видео уроков опытных мастеров, наблюдении за их игрой со стороны, и опоре на свой музыкальный слух собственно и строится первый способ обучения игре на гармошке. Он заключается в том, чтобы, минуя этап изучения нотной грамоты, приступить сразу к игре на инструменте. Такой вариант подходит для любителей народной музыки, которые никогда не занимались профессионально, но от природы наделены неплохими музыкальными данными.

    В этом случае, как нельзя, кстати, будут записи авторитетных исполнителей в видео-формате, их обучающие видео-материалы. Кроме того, пригодятся аудио песен и наигрышей для подбора мелодий по слуху. А игру на инструменте по нотам вы сможете освоить и позднее, когда решены будут уже многие технические моменты.

    Посмотрите видео-урок Павла Уханова:

    Второй способ – традиционный

    Второй способ обучения является наиболее фундаментальным и традиционным, но и более интересным, более эффективным. И здесь, безусловно, вам никак не обойтись без самоучителей и нотных сборников для начинающих гармонистов и баянистов. В начале этого пути вас ждет знакомство с нотным станом и его жителями, а также с ритмом и длительностями. Освоить музыкальную грамоту на практике оказывается гораздо легче, чем многие себе это представляют. Главное, не отчаивайтесь!

    Если вы не знакомы с нотами, вам на помощь придут самоучители таких авторов, как Лондонов, Бажилин, Тышкевич. Кроме того, от нашего сайта вы можете получить в подарок отличный (дарится всем желающим)!

    Оба описанные выше варианта обучения игре на гармошке, при регулярных и осмысленных занятиях дадут хороший результат. Скорость обучения, конечно, зависит от ваших способностей, количества и качества тренировок. Ну а если же вы воспользуетесь тем и другим способом, заранее спланировав их гармоничное сочетание, то результат не заставит себя долго ждать.

    Правила начинающего гармониста

    1. Постоянство в занятиях – это самое главное правило любого музыканта. Даже если вы посвящаете освоению гармошки всего 10-15 минут в день, то распределите эти небольшие уроки игры равномерно в течение недели. Лучше, если занятия будут проходить каждый день.
    2. Старайтесь всю технологию обучения осваивать не спеша, но правильно с самого начала, не откладывая соблюдение правил на потом («потом» может не наступить из-за того, что что-нибудь перестанет выходить). Если вы в чём-либо не уверены, ищите ответ на свой вопрос в книгах, Интернете или у знакомого музыканта. В остальном действуйте самостоятельно и смело!
    3. Первое упражнение, которое необходимо разучить на инструменте – это гамма до мажор, даже если вы осваиваете игру на слух, а не по нотам, тренироваться на гаммах нужно обязательно. Варьируйте их, играя звукоряд вверх и вниз различными штрихами (отрывисто и связно). Игра гамм повысит вашу технику: быстроту исполнения, связность, управление мехом и т.д.
    4. Мех во время исполнения ведите плавно, не дергайте, не растягивайте до конца, оставляя запас.
    5. Разучивая гамму или мелодию на правой клавиатуре, задействуйте сразу все пальцы, подбирая удобные варианты, а не один или два, так как в быстром темпе одним пальцем вы просто не сыграете.
    6. Так как вы осваиваете гармонь без наставника, то будет хорошо посмотреть свое исполнение в записи, для того чтобы увидеть игру со стороны и исправить ошибки.
    7. Слушайте много песен и наигрышей, исполняемых на гармошке. Это придаст выразительности вашей игре, поможет правильно выстраивать музыкальные фразы.

    Ну вот, пожалуй, и всё для начала. Дерзайте! Вдохновляйте себя, слушая популярных исполнителей и задорные напевы! Трудитесь ежедневно, а результатами ваших трудов будут песни, которым, несомненно, порадуются родные и близкие, собравшись за семейным столом!