» »

Марк Аврелий: биография и размышления. Римский император Марк Аврелий: биография, правление, личная жизнь

10.10.2019

Имя: Марк Аврелий (Marcus Aurelius)

Возраст: 59 лет

Деятельность: римский император

Семейное положение: вдовец

Марк Аврелий: биография

Еще в XVIII столетии английский историк, изучая развитие государственности в Римской империи, условно выделил так называемый период пяти хороших императоров. Все они принадлежали к третьей с начала принципата римской династии Антонинов. Время правления их следует четко друг за другом, а последним из правителей, принесших славу и благополучие Риму, стал Марк Аврелий Антонин.

Детство и юность

Биография Марка Аврелия неоднозначна, а надежной информации о его происхождении и настоящей семье сохранилось немного.


Марк Аврелий Антонин родился 26 апреля 121 года в Риме. Родителями будущего правителя, согласно одним источникам, были Аний Вер и Домиция Луцилла. При рождении мальчика назвали Маркус Аниус Катилиус Северус. Мать его, Домиция Луцилла - младшая, происходила из аристократического рода нобилей Кальвизиев и приходилась родственницей императору Адриану.

Домиция характеризовалась мягким нравом, нисколько не интересовалась политическими делами и посвятила себя воспитанию детей. Кстати, детей в семье было двое. В 121 году родился Маркус Аниус, а спустя год – дочь Анния Корнифиция, которая умерла по неизвестной причине в 36 лет.


По другим источникам, Марк Аврелий родился в семье знатных патрициев, корни которых теряются в соседней Испании. Вскоре мальчика усыновила семья третьего супруга матери императора Адриана - Домиции Луциллы Паулины. Когда скончался первый приемный отец в 139 году, юношу усыновил император Антонин Пий, где мальчик получил другое имя - Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

По велению деда Маркус Аниус обучался в домашних условиях, при этом получил хорошее для тех времен образование и прославился на всю округу эрудицией. Из всех учителей Маркус тепло вспоминал о Диогнете, познакомившем мальчика с философией и одновременно учившем основам живописи. Благодаря хорошему образованию и аналитическим способностям юношу готовили к должности помощника консула. В 198 г. император скончался, а Маркус занял предполагаемую ранее должность и вплотную занялся изучением государственных дел.

Император

Маркусу едва исполнилось 19 лет, когда Антонин Пий жаловал ему должность консула, что стало огромной честью для юноши. В январе 161 года Аврелий избран на третий консульский срок. Спустя три месяца скончался Антонин Пий, а два его сына - Марк Аврелий и Луций Цейоний Коммод Вер - возглавили Римскую империю. Через восемь лет совместного правления Коммод скончался, а власть перешла к Марку Аврелию.


Лейтмотивом правления Марка Аврелия стало подчеркнуто уважительное отношение к высшему органу государственной власти в Риме – сенату. Не меньше внимания новый император уделял и системе правосудия. Причем Марк избегал в этой области сомнительных новшеств, а наоборот, укреплял древние, исконно римские традиции и нормы права. А любовь правителя к мудрости, размышлениям и медитациям стала основой философии тех времен. Причем, хотя император и был сторонником стоицизма, в Афинах успешно работала и оппозиционная кафедра эпикурейской философии, которой он покровительствовал.


В период власти Марка Аврелия в Риме были заложены основы муниципальной поддержки малообеспеченных и многодетных семей. Несмотря на миролюбивый нрав правителя, ему пришлось поучаствовать не в одной войне. Как только умер Антоний Пий, соседний народ из Парфии нарушил суверенитет римских границ, и римляне потерпели разгромное поражение в двух битвах. Тогда страны заключили мир на не самых выгодных для Рима условиях. А уже спустя несколько месяцев на северные границы государства напала германская армия.


Массивное нападение древних германцев по всем фронтам севера Римской империи вынудило Марка Аврелия увеличить финансирование армии, а также организовать дополнительный призыв, создавая новые легионы для защиты границ. В солдаты забирали даже рабов и знаменитых гладиаторов. Дополнительные проблемы у восточных границ империи создавали воинственные и враждебно настроенные племена сарматов. 57-летний император Марк Аврелий лично возглавил армию Римской империи против германцев, римляне успешно наступали, но в этот момент разразилась эпидемия чумы.

Литература

В 146 году Марк увлеченно изучал философию. В роли вдохновителя и учителя молодого человека выступал стоик Квинт Юний Рустик, который также служил консулом.

Насыщенная жизнь императора, его преданность народу и политическим делам не мешала ему изучать философию, к которой он проявлял склонность с юношеских лет. За всю жизнь Аврелий написал двенадцать книг на греческом языке. Многие высказывания философа стали позднее афоризмами и не всегда под силу вспомнить их автора.


Философские труды Аврелия получили название «Рассуждения о самом себе» (альтернативные варианты перевода названия - «К самому себе», «Наедине с собой», «Послания к самому себе»). Труды философа стали важнейшей работой периода позднего стоицизма.

Свои записи Марк вел как личный дневник, но никак не в назидание потомкам, и уж тем более не рассчитывал на публикацию большим тиражом. В основу философских суждений автора легла тема долга и смерти. В книге император описывает ситуации, с которыми он сталкивался в жизни, ищет методы подавления гнева в ответ на подлые поступки людей.


В основе философии этической рефлексии Марка Аврелия лежит осознание чувства ответственности за будущее своего народа. Изнутри римское общество гнило по причине невежества и безнравственности, а снаружи его подрывали военные походы соседних варварских племен. В этот непростой для государства и его правителя период философ старался сохранять душевное равновесие, избегать гнева, ненависти и чувства бессилия.

Несмотря на глубоко философскую жизненную позицию, склонность к самоанализу и раздумьям, философская позиция Аврелия не оригинальны. В основу картины мира философствующего императора легли взгляды и учение философа из Греции, жившего в Риме на правах раба, - Эпиктета. Оба мудреца учили смирению – принимать окружающий мир таким, каким он создан, не стараться изменить его, не горевать из-за его несовершенства.


Хотя в период правления Марка Аврелия официальной религией считалось язычество, а христиане подвергались гонениям, система мироздания императора была близка к исконно христианской. Философ признавал теорию монотеизма – верил в единое высшее начало, некий сверхразум, который управляет всем сущим.

Экземпляр оригинальной рукописи автора до наших дней не сохранился. Текст ее был воссоздан в XVI столетии немецким исследователем, гуманистом-эллинистом Ксиландром на латинском языке. Миф о «Золотой книге Марка Аврелия», авторство которой якобы принадлежало древнеримскому императору, также был развенчан Ксиландром. В подтверждение позиции монотеизма Марка Аврелия Ксиландр в своем анализе «Рассуждений о самом себе» подчеркнул сходство взглядов императора-язычника с христианским Священным Писанием - Новым Заветом.


До начала XVII столетия основателями философского направления стоицизма считались и Эпиктет, а Марку Аврелию отводилась незначительная роль. Аналитическая статья швейцарского ученого Казобона восстановила справедливость, так Марк Аврелий занял почетное место среди основателей стоицизма в мировой философии.

Спустя столетия ученые, занимавшиеся исследованием учения древнеримского императора, также проводили параллели его взглядов с ранним христианством и причисляли Аврелия к неосознанным проповедникам христианской религии в языческом Риме. Книга философа «Рассуждения о самом себе», включающая 12 разделов, стала любимой книгой 42-го американского президента .

Личная жизнь

После смерти Адриана к власти пришел Антонин Пий, и состоялась помолвка государственного мужа Марка Аврелия и дочери нового императора Аннии Галерии Фаустины.


В браке девушка родила 12 детей, но выжили из них только четверо.

Смерть Марка Аврелия

В конце периода правления, когда германские племена угрожали границам Рима, Марк Аврелий стал во главе римской армии, но свирепствующая в Европе чума уносила тысячи жизней. Жертвой страшной болезни стал и римский император. 17 марта 178 года Аврелий умер в Виндобоне (территория нынешней Австрии). Учитывая повышение уровня жизни простых римлян, усиление авторитета Рима среди соседних стран, Марка Аврелия после смерти причислили к богам. Прах императора транспортировали в Рим и захоронили в мавзолее Адриана.

Умирая и отдавая себе отчет в этом, Марк не страшился смерти, но всей душой переживал за будущее Рима и своего народа. В память о мудром императоре остались книги, повествующие об античной философии стоицизма и устройстве государственной власти в гармонии с нравственными принципами человечества, а также конная статуя императора.


Скульптура найдена в Средневековье и водружена на один из семи холмов, где воздвигли Древний Рим – римский Капитолий. Памятник стоит в Новом дворце, на Капитолийской площади в Риме по сей день, напоминая о величии и высокой нравственности правителей Древнего Рима, выраженных в величественной статуе.

Со смертью мудрого императора завершился и период пяти хороших императоров в истории Римской империи. Сын и преемник Марка Аврелия Коммод, склонный скорее к удовольствиям, чем к мудрости и политике, не желая утруждать себя войной с варварами, подписал мирный договор, продемонстрировавший противнику слабость и уязвимость Рима.

Библиография

  • «Рассуждения о самом себе»

Цитаты

«Всё следует делать, обо всём говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним»
«Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот, если какой-либо человек может совершить тот или иной достойный поступок, значит, такой же поступок в состоянии совершить и ты»
«Если кто меня оскорбил - это его дело, такова его наклонность, таков его нрав. У меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе»
«Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан»
«Самый презренный вид малодушия - это жалость к самому себе»

, философ , представитель позднего стоицизма , последователь Эпиктета . Последний из пяти хороших императоров .

Подготовка к власти

Марк Анний Вер (позднее после первого усыновления - Марк Анний Катилий Север, а после второго - Марк Элий Аврелий Вер Цезарь), сын Марка Анния Вера и Домиции Луциллы, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года в сенаторской семье испанского происхождения.

Дед Марка Аврелия по отцовской линии (также Марк Анний Вер) был троекратным консулом (третий раз избран в 126 году).

Марк Анний Вер был первоначально усыновлён третьим мужем матери императора Адриана - Домиции Луциллы Паулины - Публием Катилием Севером (консулом 120 года) и стал именоваться Марком Аннием Катилием Севером.

Сочинения

Единственное сочинение Марка Аврелия - состоящий из отдельных рассуждений философский дневник в 12-ти «книгах» «К самому себе » (др.-греч. Εἰς ἑαυτόν ) . Является памятником моралистической литературы , написанный на греческом языке (койне) в 170-е годы, главным образом на северо-восточных границах империи и в Сирмии .

Образ в кино

Образ Марка Аврелия воплощен Ричардом Харрисом в фильме Ридли Скотта «Гладиатор» и Алеком Гиннессом в фильме «Падение Римской Империи» .

Напишите отзыв о статье "Марк Аврелий"

Примечания

Литература

Тексты и переводы

  • В «Loeb classical library » сочинение издано под № 58.
  • В серии «Collection Budé » начато издание его сочинения: Marc Auréle. Écrits pour lui-même. Tome I: Introduction générale. Livre I. Texte établi et traduit par P. Hadot, avec la collaboration de C. Luna. 2e tirage 2002. CCXXV, 94 p.

Русские переводы

  • Житие и дела Марка Аврелия Антонина цесаря римского, а при том собственныя и премудрыя его рассуждения о себе самом. С немецкого перевел С. Волчков. СПб., . 112, 256 стр.
    • 5-е изд. СПб., 1798.
  • Размышления императора Марка Аврелия О том, что важно для самого себя. / Пер. Л. Д. Урусова. Тула, 1882. X, 180 стр.
    • переизд.: М., 1888, 1891, 1895, 108 с.; М., 1902, 95 с. М., 1911, 64 с. М., 1991.
  • К самому себе. Размышления. / Пер. П. Н. Краснова. СПб., 1895. 173 стр.
  • Наедине с собой. Размышления. / Пер. С. М. Роговина , вступ. очерк С. Котляревского. (Серия «Памятники мировой литературы»). М.: Изд-во Сабашниковых, 1914. LVI, 199 стр.
    • (неоднократно переиздавался с 1991 года )
  • Марк Аврелий Антонин . Размышления. / Пер. и прим. А. К. Гаврилова. Статьи А. И. Доватура, А. К. Гаврилова, Я. Унта. Комм. Я. Унта. (Серия «Литературные памятники »). Л.: Наука, . 245 стр. 25000 экз.
    • 2-е изд, испр. и доп. СПб.: Наука, 1993. 248 стр. 30000 экз.
  • Марк Аврелий . К себе самому. / Пер. В. Б. Черниговского. М., Алетейа-Новый акрополь, . 224 стр.

Исследования

  • Франсуа Фонтен. Марк Аврелий / Перевод Н. Зубкова. - М .: Молодая гвардия, 2005. - 336 с. - 5000 экз. - ISBN 5-235-02787-6 .
  • Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. СПб., 1906.
  • Руднев В. В. Император Марк Аврелий как философ // Вера и разум.1887, № 20, кн. I, отд. фил., С. 385-400.
  • Руднев В. В. Император Марк Аврелий и его отношение к христианству // Вера и разум, 1889, № 13, кн. I, отд. филос. С. 17-36.
  • Унт Я. «Размышления» Марк Аврелия как литературный и философский памятник // Марк Аврелий. Размышления. Пер. А. К. Гаврилова. Л., 1985.- С.93-114.
  • Гаджикурбанова П. А. «Философские медитации» Марка Аврелия // MegaLing-2008. Горизонты прикладной лингвистики и лингвистических технологий: Докл. междунар. научн. конф. 24-28 сент. 2008 г., Украина, Крым, Партенит. Симферополь, 2008. С. 42-43.

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова
  • Пантелеев А. Д. (рус.) . Исследования и публикации по истории античного мира . 2005. .
  • Марк Аврелий.
  • Лисовый И.А. Античный мир в терминах, именах и названиях. Минск,1997 г. стр. 8

Отрывок, характеризующий Марк Аврелий

Немец, закрыв глаза, показывал, что не понимает.
– Хочешь, возьми себе, – говорил офицер, подавая девушке яблоко. Девушка улыбнулась и взяла. Несвицкий, как и все, бывшие на мосту, не спускал глаз с женщин, пока они не проехали. Когда они проехали, опять шли такие же солдаты, с такими же разговорами, и, наконец, все остановились. Как это часто бывает, на выезде моста замялись лошади в ротной повозке, и вся толпа должна была ждать.
– И что становятся? Порядку то нет! – говорили солдаты. – Куда прешь? Чорт! Нет того, чтобы подождать. Хуже того будет, как он мост подожжет. Вишь, и офицера то приперли, – говорили с разных сторон остановившиеся толпы, оглядывая друг друга, и всё жались вперед к выходу.
Оглянувшись под мост на воды Энса, Несвицкий вдруг услышал еще новый для него звук, быстро приближающегося… чего то большого и чего то шлепнувшегося в воду.
– Ишь ты, куда фатает! – строго сказал близко стоявший солдат, оглядываясь на звук.
– Подбадривает, чтобы скорей проходили, – сказал другой неспокойно.
Толпа опять тронулась. Несвицкий понял, что это было ядро.
– Эй, казак, подавай лошадь! – сказал он. – Ну, вы! сторонись! посторонись! дорогу!
Он с большим усилием добрался до лошади. Не переставая кричать, он тронулся вперед. Солдаты пожались, чтобы дать ему дорогу, но снова опять нажали на него так, что отдавили ему ногу, и ближайшие не были виноваты, потому что их давили еще сильнее.
– Несвицкий! Несвицкий! Ты, г"ожа! – послышался в это время сзади хриплый голос.
Несвицкий оглянулся и увидал в пятнадцати шагах отделенного от него живою массой двигающейся пехоты красного, черного, лохматого, в фуражке на затылке и в молодецки накинутом на плече ментике Ваську Денисова.
– Вели ты им, чег"тям, дьяволам, дать дог"огу, – кричал. Денисов, видимо находясь в припадке горячности, блестя и поводя своими черными, как уголь, глазами в воспаленных белках и махая невынутою из ножен саблей, которую он держал такою же красною, как и лицо, голою маленькою рукой.
– Э! Вася! – отвечал радостно Несвицкий. – Да ты что?
– Эскадг"ону пг"ойти нельзя, – кричал Васька Денисов, злобно открывая белые зубы, шпоря своего красивого вороного, кровного Бедуина, который, мигая ушами от штыков, на которые он натыкался, фыркая, брызгая вокруг себя пеной с мундштука, звеня, бил копытами по доскам моста и, казалось, готов был перепрыгнуть через перила моста, ежели бы ему позволил седок. – Что это? как баг"аны! точь в точь баг"аны! Пг"очь… дай дог"огу!… Стой там! ты повозка, чог"т! Саблей изг"ублю! – кричал он, действительно вынимая наголо саблю и начиная махать ею.
Солдаты с испуганными лицами нажались друг на друга, и Денисов присоединился к Несвицкому.
– Что же ты не пьян нынче? – сказал Несвицкий Денисову, когда он подъехал к нему.
– И напиться то вг"емени не дадут! – отвечал Васька Денисов. – Целый день то туда, то сюда таскают полк. Дг"аться – так дг"аться. А то чог"т знает что такое!
– Каким ты щеголем нынче! – оглядывая его новый ментик и вальтрап, сказал Несвицкий.
Денисов улыбнулся, достал из ташки платок, распространявший запах духов, и сунул в нос Несвицкому.
– Нельзя, в дело иду! выбг"ился, зубы вычистил и надушился.
Осанистая фигура Несвицкого, сопровождаемая казаком, и решительность Денисова, махавшего саблей и отчаянно кричавшего, подействовали так, что они протискались на ту сторону моста и остановили пехоту. Несвицкий нашел у выезда полковника, которому ему надо было передать приказание, и, исполнив свое поручение, поехал назад.
Расчистив дорогу, Денисов остановился у входа на мост. Небрежно сдерживая рвавшегося к своим и бившего ногой жеребца, он смотрел на двигавшийся ему навстречу эскадрон.
По доскам моста раздались прозрачные звуки копыт, как будто скакало несколько лошадей, и эскадрон, с офицерами впереди по четыре человека в ряд, растянулся по мосту и стал выходить на ту сторону.
Остановленные пехотные солдаты, толпясь в растоптанной у моста грязи, с тем особенным недоброжелательным чувством отчужденности и насмешки, с каким встречаются обыкновенно различные роды войск, смотрели на чистых, щеголеватых гусар, стройно проходивших мимо их.
– Нарядные ребята! Только бы на Подновинское!
– Что от них проку! Только напоказ и водят! – говорил другой.
– Пехота, не пыли! – шутил гусар, под которым лошадь, заиграв, брызнула грязью в пехотинца.
– Прогонял бы тебя с ранцем перехода два, шнурки то бы повытерлись, – обтирая рукавом грязь с лица, говорил пехотинец; – а то не человек, а птица сидит!
– То то бы тебя, Зикин, на коня посадить, ловок бы ты был, – шутил ефрейтор над худым, скрюченным от тяжести ранца солдатиком.
– Дубинку промеж ног возьми, вот тебе и конь буде, – отозвался гусар.

Остальная пехота поспешно проходила по мосту, спираясь воронкой у входа. Наконец повозки все прошли, давка стала меньше, и последний батальон вступил на мост. Одни гусары эскадрона Денисова оставались по ту сторону моста против неприятеля. Неприятель, вдалеке видный с противоположной горы, снизу, от моста, не был еще виден, так как из лощины, по которой текла река, горизонт оканчивался противоположным возвышением не дальше полуверсты. Впереди была пустыня, по которой кое где шевелились кучки наших разъездных казаков. Вдруг на противоположном возвышении дороги показались войска в синих капотах и артиллерия. Это были французы. Разъезд казаков рысью отошел под гору. Все офицеры и люди эскадрона Денисова, хотя и старались говорить о постороннем и смотреть по сторонам, не переставали думать только о том, что было там, на горе, и беспрестанно всё вглядывались в выходившие на горизонт пятна, которые они признавали за неприятельские войска. Погода после полудня опять прояснилась, солнце ярко спускалось над Дунаем и окружающими его темными горами. Было тихо, и с той горы изредка долетали звуки рожков и криков неприятеля. Между эскадроном и неприятелями уже никого не было, кроме мелких разъездов. Пустое пространство, саженей в триста, отделяло их от него. Неприятель перестал стрелять, и тем яснее чувствовалась та строгая, грозная, неприступная и неуловимая черта, которая разделяет два неприятельские войска.
«Один шаг за эту черту, напоминающую черту, отделяющую живых от мертвых, и – неизвестность страдания и смерть. И что там? кто там? там, за этим полем, и деревом, и крышей, освещенной солнцем? Никто не знает, и хочется знать; и страшно перейти эту черту, и хочется перейти ее; и знаешь, что рано или поздно придется перейти ее и узнать, что там, по той стороне черты, как и неизбежно узнать, что там, по ту сторону смерти. А сам силен, здоров, весел и раздражен и окружен такими здоровыми и раздраженно оживленными людьми». Так ежели и не думает, то чувствует всякий человек, находящийся в виду неприятеля, и чувство это придает особенный блеск и радостную резкость впечатлений всему происходящему в эти минуты.
На бугре у неприятеля показался дымок выстрела, и ядро, свистя, пролетело над головами гусарского эскадрона. Офицеры, стоявшие вместе, разъехались по местам. Гусары старательно стали выравнивать лошадей. В эскадроне всё замолкло. Все поглядывали вперед на неприятеля и на эскадронного командира, ожидая команды. Пролетело другое, третье ядро. Очевидно, что стреляли по гусарам; но ядро, равномерно быстро свистя, пролетало над головами гусар и ударялось где то сзади. Гусары не оглядывались, но при каждом звуке пролетающего ядра, будто по команде, весь эскадрон с своими однообразно разнообразными лицами, сдерживая дыханье, пока летело ядро, приподнимался на стременах и снова опускался. Солдаты, не поворачивая головы, косились друг на друга, с любопытством высматривая впечатление товарища. На каждом лице, от Денисова до горниста, показалась около губ и подбородка одна общая черта борьбы, раздраженности и волнения. Вахмистр хмурился, оглядывая солдат, как будто угрожая наказанием. Юнкер Миронов нагибался при каждом пролете ядра. Ростов, стоя на левом фланге на своем тронутом ногами, но видном Грачике, имел счастливый вид ученика, вызванного перед большою публикой к экзамену, в котором он уверен, что отличится. Он ясно и светло оглядывался на всех, как бы прося обратить внимание на то, как он спокойно стоит под ядрами. Но и в его лице та же черта чего то нового и строгого, против его воли, показывалась около рта.
– Кто там кланяется? Юнкег" Миг"онов! Hexoг"oшo, на меня смотг"ите! – закричал Денисов, которому не стоялось на месте и который вертелся на лошади перед эскадроном.
Курносое и черноволосатое лицо Васьки Денисова и вся его маленькая сбитая фигурка с его жилистою (с короткими пальцами, покрытыми волосами) кистью руки, в которой он держал ефес вынутой наголо сабли, было точно такое же, как и всегда, особенно к вечеру, после выпитых двух бутылок. Он был только более обыкновенного красен и, задрав свою мохнатую голову кверху, как птицы, когда они пьют, безжалостно вдавив своими маленькими ногами шпоры в бока доброго Бедуина, он, будто падая назад, поскакал к другому флангу эскадрона и хриплым голосом закричал, чтоб осмотрели пистолеты. Он подъехал к Кирстену. Штаб ротмистр, на широкой и степенной кобыле, шагом ехал навстречу Денисову. Штаб ротмистр, с своими длинными усами, был серьезен, как и всегда, только глаза его блестели больше обыкновенного.
– Да что? – сказал он Денисову, – не дойдет дело до драки. Вот увидишь, назад уйдем.
– Чог"т их знает, что делают – проворчал Денисов. – А! Г"остов! – крикнул он юнкеру, заметив его веселое лицо. – Ну, дождался.
И он улыбнулся одобрительно, видимо радуясь на юнкера.
Ростов почувствовал себя совершенно счастливым. В это время начальник показался на мосту. Денисов поскакал к нему.
– Ваше пг"евосходительство! позвольте атаковать! я их опг"окину.
– Какие тут атаки, – сказал начальник скучливым голосом, морщась, как от докучливой мухи. – И зачем вы тут стоите? Видите, фланкеры отступают. Ведите назад эскадрон.
Эскадрон перешел мост и вышел из под выстрелов, не потеряв ни одного человека. Вслед за ним перешел и второй эскадрон, бывший в цепи, и последние казаки очистили ту сторону.
Два эскадрона павлоградцев, перейдя мост, один за другим, пошли назад на гору. Полковой командир Карл Богданович Шуберт подъехал к эскадрону Денисова и ехал шагом недалеко от Ростова, не обращая на него никакого внимания, несмотря на то, что после бывшего столкновения за Телянина, они виделись теперь в первый раз. Ростов, чувствуя себя во фронте во власти человека, перед которым он теперь считал себя виноватым, не спускал глаз с атлетической спины, белокурого затылка и красной шеи полкового командира. Ростову то казалось, что Богданыч только притворяется невнимательным, и что вся цель его теперь состоит в том, чтоб испытать храбрость юнкера, и он выпрямлялся и весело оглядывался; то ему казалось, что Богданыч нарочно едет близко, чтобы показать Ростову свою храбрость. То ему думалось, что враг его теперь нарочно пошлет эскадрон в отчаянную атаку, чтобы наказать его, Ростова. То думалось, что после атаки он подойдет к нему и великодушно протянет ему, раненому, руку примирения.
Знакомая павлоградцам, с высокоподнятыми плечами, фигура Жеркова (он недавно выбыл из их полка) подъехала к полковому командиру. Жерков, после своего изгнания из главного штаба, не остался в полку, говоря, что он не дурак во фронте лямку тянуть, когда он при штабе, ничего не делая, получит наград больше, и умел пристроиться ординарцем к князю Багратиону. Он приехал к своему бывшему начальнику с приказанием от начальника ариергарда.
– Полковник, – сказал он с своею мрачною серьезностью, обращаясь ко врагу Ростова и оглядывая товарищей, – велено остановиться, мост зажечь.
– Кто велено? – угрюмо спросил полковник.
– Уж я и не знаю, полковник, кто велено, – серьезно отвечал корнет, – но только мне князь приказал: «Поезжай и скажи полковнику, чтобы гусары вернулись скорей и зажгли бы мост».
Вслед за Жерковым к гусарскому полковнику подъехал свитский офицер с тем же приказанием. Вслед за свитским офицером на казачьей лошади, которая насилу несла его галопом, подъехал толстый Несвицкий.

(имя при рождении - Марк Анний Катилий Север) - римский император, представитель позднего стоицизма, получивший прозвище «философ на троне». Марк Аврелий был потомком старинного испанского рода, его отцом был претор Анний Вера. Мальчик родился (26 апреля 121 г.) и рос в Риме, в обществе, приближенном к императору Адриану.

Марк Аврелий был обладателем превосходного образования. Учитель Диогнет обучал его искусству живописи, философии. Привитые ему философские воззрения, углубленные в ходе дальнейшего образования, влияли и на образ жизни. Так, Марк Аврелий с юных лет воздерживался от любых излишеств, сторонился развлечений, одевался в скромный плащ, выбрал местом для сна голые доски и спал, набросив на себя звериные шкуры.

Несмотря на молодые годы, еще при жизни своего покровителя Адриана Марк был кандидатурой в квесторы и, заняв эту должность 5 декабря 138 г., смог приступить к административной деятельности. В 138 г. состоялась его помолвка с дочерью Антонина Пия, тогда будущего императора. Этот человек, выполняя волю Адриана, усыновил Марка после смерти его отца. После этого его стали звать Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

В 140 г. состоялось первое назначение Марка Аврелия консулом, в 145 г. он стал им во второй раз. Когда Марку было 25 лет, его страстно увлекла философия, к миру которой его приобщал Квинт Юний Рустик, а также другие философы, которых в Рим приглашали специально для обучения Аврелия. Известно, что он изучал гражданское право под началом знаменитого юрисконсульта Л. Волузия Мециана.

Приобщение к управлению государством началось еще 146 г.: тогда Марк Аврелий стал народным трибуном. В январе 161 г. он в третий раз становится консулом, на этот раз с братом, который также был приемным сыном Антонина Пия, - Луцием Вером. Когда их приемный отец в марте того же года умер, они вместе приступили к управлению страной и оба находились у власти вплоть до кончины Луция Вера в 169 г.

О Марке Аврелии осталась память как о гуманном, высоконравственном императоре, который мужественно переносил выпавшие на его долю превратности судьбы. Он старался терпеливо нести свой крест, закрывая глаза на неспособность напарника к управлению страной, аморальность жены, дурной нрав сына, окружающую его атмосферу непонимания.

Будучи философом-стоиком, человеком, который ненавидел насилие и войны, Марк Аврелий вынужден был, тем не менее, большую часть правления провести в военных походах, отстаивая границы вверенного ему государства. Так, сразу же после кончины Антонина Пия в страну вторглись войска парфян, с которыми Аврелий воевал до 166 г. На протяжении 166-180 гг. римские войска участвовали в Маркоманской войне: в римские провинции на Дунае вторглись германцы и сарматы. Эта война еще шла полным ходом, как волнениями заявил о себе Северный Египет. Следствием перманентных военных действий стало ослабление Римской империи, население обеднело, начались эпидемии.

Во внутренней политике император Марк Аврелий наибольшее внимание уделял законодательству, судопроизводству, наведению порядка в бюрократической системе. Аврелий посещал заседания сената, лично ходил на судебные разбирательства. В Афинах им было учреждено 4 философских кафедры (по количеству господствующих философских направлений); профессорам он обеспечил содержание за счет государственной казны.

В 178 г. римская армия под командованием Марка Аврелия предприняла успешный поход против германцев, но стала жертвой начавшейся эпидемии чумы. Это заболевание поставило точку в биографии и самого императора. Случилось это на Дунае, в Виндобоне (ныне Вена) 17 марта 180 г.

После смерти его официально обожествили. Согласно античной исторической традиции, годы его правления считаются золотым веком, а сам Марк Аврелий – один из лучших римских императоров. После него были найдены и опубликованы (впервые только в 1558 г.) 12 «книг» философских записок (позднее им дали общее название «Размышления о самом себе»), отражавших мировоззрение «философа на троне».

Биография из Википедии

Марк Авре́лий Антони́н (лат. Marcus Aurelius Antoninus; 26 апреля 121, Рим - 17 марта 180, Виндобона) - римский император (161-180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета . Последний из пяти хороших императоров.

Подготовка к власти

Марк Анний Вер (позднее после первого усыновления - Марк Анний Катилий Север, а после второго - Марк Элий Аврелий Вер Цезарь), сын Марка Анния Вера и Домиции Луциллы, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года в сенаторской семье испанского происхождения.

Дед Марка Аврелия по отцовской линии (также Марк Анний Вер) был троекратным консулом (третий раз избран в 126 году).

Марк Анний Вер был первоначально усыновлён третьим мужем матери императора Адриана - Домиции Луциллы Паулины - Публием Катилием Севером (консулом 120 года) и стал именоваться Марком Аннием Катилием Севером.

В 139 году после смерти своего приёмного отца он был усыновлён императором Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

Жена Антонина Пия - Анния Галерия Фаустина (Фаустина Старшая) - приходилась родной сестрой отцу Марка Аврелия (и соответственно родной тёткой самому Марку Аврелию).

Марк Аврелий получил прекрасное образование. При жизни императора Адриана Марк Аврелий, несмотря на свой юный возраст, был намечен в квесторы, а через полгода после смерти Адриана вступил в должность квестора (5 декабря 138 года) и начал заниматься административной деятельностью.

В том же году он был помолвлен с Аннией Галерией Фаустиной, дочерью императора Антонина Пия, преемника Адриана на престоле. От брака с ней Марк Аврелий имел детей: Аннию Аврелию Галерию Луциллу, Аннию Аврелию Галерию Фаустину, Элия Антонина, Элия Адриана, Домицию Фаустину, Фадиллу, Корнифицию, Коммода (будущего императора), Тита Аврелия Фульвия Антонина, Элия Аврелия, Марка Анния Вера Цезаря, Вибию Аврелию Сабину. Большинство детей Марка Аврелия умерли в детском возрасте, до взрослых лет дожили только Коммод, Луцилла, Фаустина и Сабина.

Он был намечен Антонином Пием в консулы на 140 год и объявлен цезарем. В 145 году объявлен консулом вторично, вместе с Пием.

В 25 лет Марк Аврелий начал заниматься философией; главным наставником Марка Аврелия был Квинт Юний Рустик. Имеются сведения и о других философах, вызванных для него в Рим. Руководителем Марка Аврелия в изучении гражданского права был знаменитый юрист Луций Волузий Мециан.

1 января 161 года Марк вступил в своё третье консульство вместе с приёмным братом. В марте того же года скончался император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до смерти Луция в январе 169 года, после чего Марк Аврелий правил единолично.

Правление

Марк Аврелий многому научился у своего приёмного отца Антонина Пия. Подобно ему, Марк Аврелий всячески подчёркивал своё уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения.

Большое внимание Марк Аврелий уделял судопроизводству. Общее направление его деятельности в области права: «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право». В Афинах он учредил четыре кафедры философии - для каждого из господствовавших в его время философских направлений - академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание. Так же как и при его предшественниках, сохранялся институт поддержки детей малообеспеченных родителей и сирот через финансирование так называемых алиментарных учреждений.

Не обладавшему воинственным характером Аврелию приходилось многократно участвовать в военных действиях.

Парфяне вторглись в римские владения сразу же после смерти Антонина Пия и в двух битвах нанесли поражение римлянам. Римская империя заключила мир с Парфией в 166 году, по которому к Империи отходила Северная Месопотамия, а Армения признавалась входящей в сферу римских интересов. В том же году германские племена вторглись в римские владения на Дунае. Маркоманы вторглись в провинции Паннония, Норик, Реция и через альпийские проходы проникли в Северную Италию вплоть до Аквилеи. В Северную Италию и Паннонию были переброшены дополнительные воинские контингенты, в том числе и с восточного фронта. Был произведён набор дополнительных войск, в том числе из среды гладиаторов, рабов. Императоры-соправители выступили в поход против варваров. Ещё не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте (172).

В 178 г. Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). После смерти Марк Аврелий был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка Аврелия называют «философом на троне». Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках - этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.

Философия

Бюст Palazzo Nuovo - Капитолийского музея в Риме

Марк Аврелий оставил философские записи - 12 написанных на греческом языке «книг» (глав книги), которым обычно приписывают общее название «Рассуждения о самом себе» . Учителем философии Марка Аврелия был Максим Клавдий.

Будучи представителем позднего стоицизма, Марк Аврелий наибольшее внимание в своей философии уделяет этике, а остальные разделы философии служат целям пропедевтическим.

Предшествующая традиция стоицизма различала в человеке тело и душу, представляющую собой пневму. Марк Аврелий усматривает в человеке три начала, добавляя к душе (или пневме) и телу (или плоти) ещё интеллект (или разум, или нус). Если прежние стоики считали душу-пневму главенствующим началом, то Марк Аврелий называет ведущим началом разум. Разум-нус представляет неиссякаемый источник импульсов, необходимых для достойной человека жизни. Нужно привести свой разум в согласие с природой целого и достигнуть благодаря этому бесстрастия. В согласии со всеобщим разумом заключено счастье.

Сочинения

Единственное сочинение Марка Аврелия - состоящий из отдельных рассуждений философский дневник в 12 «книгах» «К самому себе» (др.-греч. Εἰς ἑαυτόν). Является памятником моралистической литературы, написанный на греческом языке (койне) в 70-е годы II века, главным образом на северо-восточных границах империи и в Сирмии.

Образ в кино

Образ Марка Аврелия воплощен Алеком Гиннессом в фильме Энтони Манна «Падение Римской Империи» (1964) и Ричардом Харрисом в фильме Ридли Скотта «Гладиатор» (2000).

Император-философ: Марк Аврелий

Наша жизнь есть то, что мы о ней думаем.
Марк Аврелий Антонин.

Фигура римского императора Марка Аврелия Антонина (Marcus Aurelius Antoninus) притягательна не только для историков. Этот человек завоевал себе славу не мечом, а пером. Спустя две тысячи лет после смерти правителя его имя произносят с трепетом исследователи античной философии и литературы, потому что Марк Аврелий оставил Европейской культуре неоценимое богатство - книгу "Размышлений о самом себе", которая по сей день вдохновляет философов и иследователей античной философии.

Путь к трону и к философии

Марк Аврелий родился в 121 году в знатной римской семье и получил имя Анний Север. Уже в юности будущий император получил прозвище Справедливейший.

Очень скоро его, спокойного и не по годам серьезного, заметил сам император Адриан. Интуиция и проницательность позволили Адриану угадать в мальчике будущего великого правителя Рима. Когда Аннию исполняется шесть лет, Адриан жалует ему почетный титул всадника и дает новое имя — Марк Аврелий Антонин Вер.

На заре карьеры будущий император-философ занимал должность квестора - помощника консула в юридическом государственном архиве.

В 25 лет Марк Аврелий увлекся философией, его наставником в этом был Квинт Юний Рустик, знаменитый представитель римского стоицизма. Он познакомил Марка Аврелия с трудами греческих стоиков, в частности Эпиктета. Увлечение эллинистической философией стало причиной того, что Марк Аврелий писал свои книги на греческом языке.

Кроме философских записок, Марк Аврелий писал стихи, слушательницей которых была его жена. Исследователи сообщают, что отношение Марка Аврелия к жене было так же непохожим на традиционное для Рима отношение к женщине как к бесправному существу.

ВЬЕН Жозеф Мари
Марк Аврелий, раздающий хлеб людям (1765) Музей Пикардии, Амьен.

Император-философ

Марк Аврелий становится римским императором в 161 году, в 40 лет. Начало его правления было относительно мирным для Империи, возможно, поэтому у императора Марка Аврелия было время не только для упражнений в философии, но и для реальных дел, имеющих значение для всего римского народа.

Государственная политика Марка Аврелия вошла в историю как удивительная попытка создать "царство философов" (здесь для Марка Аврелия авторитетом стал греческий философ Платон и его "Государство"). Марк Аврелий возводит на высокие государственные должности видных философов своего времени: это Прокл, Юний Рустик, Клавдий Север, Аттик, Фронтон. Одна из идей стоической философии - о равенстве людей - постепенно проникает в сферу государственного управления. В годы правления Марка Аврелия разрабатывается ряд социальных проектов, направленных на помощь бедным слоям общества, на образование для малообеспеченных граждан. Открываются приюты и больницы, работающие за счет государственной казны. Под финансированием Рима действовали и четыре факультета Афинской Академии, учрежденной Платоном. В годы гражданских волнений в Империи Император принял решение привлечь к обороне и рабов...

Однако император не был понят широкими слоями общества. Рим привык к жестоким поединкам гладиаторов в Колизее, Рим желал крови, хлеба и зрелищ. Привычка Императора дарить жизнь побежденному гладиатору оказалась не по вкусу знати Рима. К тому же статус императора все же требовал боевых походов. На счету Марка Аврелия успешные войны против маркоманов, парфян. А в 175-м году Марку Аврелию пришлось подавить мятеж, устроенный одним из его генералов.

Закат

Марк Аврелий оставался одиноким гуманистом среди привыкшей к крови и роскоши римской знати. Хотя на его счету тоже есть подавленные восстания и успешные войны, император Марк Аврелий не гнался за славой или богатством. Главное, чем руководствовался философ, - это общественное благо.

От чумы пришла к философу в 180 году. По свидетельству его врача, перед смертью Марк Аврелий произнес: «Кажется, я уже сегодня останусь наедине с собой», после чего его губы тронула улыбка.

Самым знаменитым изображением Марка Аврелия является бронзовая статуя, изображающая его верхом на коне. Первоначально она была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. В XII веке ее перенесли на площадь Латерана. В 1538 году Микеланджело поместил ее на . Статуя очень проста по замыслу и композиции. Монументальный характер произведения и жест, которым император обращается к войску, говорит о том, что это триумфальный памятник, воздвигнутый по случаю победы, вероятно, в войнах с маркоманами. Вместе с тем Марк Аврелий изображен и как философ-мыслитель. На нем туника, короткий плащ, на обнаженных ногах — сандалии. Это намек на его увлечение эллинской философией.

Смерть Марка Аврелия историки считают началом конца античной цивилизации и ее духовных ценностей.

Бронза. 160—170-е гг.
Рим, Капитолийские музеи.
Иллюстрация ancientrome.ru

Марк Аврелий и поздний стоицизм

В чем же заслуги римского императора Марка Аврелия перед мировой философией?

Стоицизм - это философская школа, созданная греческими мыслителями: Зеноном Китийским, Хризиппом, Клеанфом в 4-м веке до н.э. название «Стоя» (stoá) происходит от «Расписного Портика» в Афинах, где преподавал Зенон. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец, бесстрашно встречающий превратности судьбы. Для стоиков все люди, независимо от знатности рода, были гражданами единого космоса. Главным принципом стоиков было - жить в согласии с природой. Именно для стоиков характерно критическое отношение к самому себе, а так же поиск гармонии и счастья внутри себя, независимо от внешних обстоятельств.

Среди греческих стоиков известны Эпиктет, Посидоний, Арриан, Диоген Лаэртский. Римская философия, относящаяся к поздней Стое, кроме Марка Аврелия называет знаменитого Сенеку.

В качестве иллюстраций можно привести ряд цитат, которые позволят нам почувствовать силу духа единственного в истории Рима императора-философа. Следует помнить, что автор в своих сочинениях обращается в первую очередь к самому себе. Стоицизм в целом нельзя назвать нравоучительным учением, хотя он таким и видится на первый взгляд. Однако стоик считал своим долгом начинать перемены с себя, поэтому записи Марка Аврелия ближе к личному дневнику, чем к поучению.

  • Ни с кем не случается ничего такого, что он не в силах был бы вынести.
  • Самый презренный вид малодушия - это жалость к самому себе.
  • Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни.
  • Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе.
  • Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.
  • Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное — и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
  • Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.
  • Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.

Марк Аврелий (имя при рождении - Марк Анний Катилий Север) - римский император, представитель позднего стоицизма, получивший прозвище «философ на троне». Марк Аврелий был потомком старинного испанского рода, его отцом был претор Анний Вера. Мальчик родился (26 апреля 121 г.) и рос в Риме, в обществе, приближенном к императору Адриану.

Марк Аврелий был обладателем превосходного образования. Учитель Диогнет обучал его искусству живописи, философии. Привитые ему философские воззрения, углубленные в ходе дальнейшего образования, влияли и на образ жизни. Так, Марк Аврелий с юных лет воздерживался от любых излишеств , сторонился развлечений, одевался в скромный плащ, выбрал местом для сна голые доски и спал, набросив на себя звериные шкуры.

Несмотря на молодые годы, еще при жизни своего покровителя Адриана Марк был кандидатурой в квесторы и, заняв эту должность 5 декабря 138 г., смог приступить к административной деятельности. В 138 г. состоялась его помолвка с дочерью Антонина Пия, тогда будущего императора. Этот человек, выполняя волю Адриана, усыновил Марка после смерти его отца. После этого его стали звать Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

В 140 г. состоялось первое назначение Марка Аврелия консулом, в 145 г. он стал им во второй раз. Когда Марку было 25 лет, его страстно увлекла философия, к миру которой его приобщал Квинт Юний Рустик, а также другие философы, которых в Рим приглашали специально для обучения Аврелия. Известно, что он изучал гражданское право под началом знаменитого юрисконсульта Л. Волузия Мециана.

Приобщение к управлению государством началось еще 146 г.: тогда Марк Аврелий стал народным трибуном. В январе 161 г. он в третий раз становится консулом, на этот раз с братом, который также был приемным сыном Антонина Пия, - Луцием Вером. Когда их приемный отец в марте того же года умер, они вместе приступили к управлению страной и оба находились у власти вплоть до кончины Луция Вера в 169 г.

О Марке Аврелии осталась память как о гуманном, высоконравственном императоре, который мужественно переносил выпавшие на его долю превратности судьбы. Он старался терпеливо нести свой крест, закрывая глаза на неспособность напарника к управлению страной, аморальность жены, дурной нрав сына, окружающую его атмосферу непонимания.

Будучи философом-стоиком, человеком, который ненавидел насилие и войны, Марк Аврелий вынужден был, тем не менее, большую часть правления провести в военных походах, отстаивая границы вверенного ему государства. Так, сразу же после кончины Антонина Пия в страну вторглись войска парфян, с которыми Аврелий воевал до 166 г. На протяжении 166-180 гг. римские войска участвовали в Маркоманской войне: в римские провинции на Дунае вторглись германцы и сарматы. Эта война еще шла полным ходом, как волнениями заявил о себе Северный Египет. Следствием перманентных военных действий стало ослабление Римской империи, население обеднело, начались эпидемии.

Во внутренней политике император Марк Аврелий наибольшее внимание уделял законодательству, судопроизводству, наведению порядка в бюрократической системе. Аврелий посещал заседания сената, лично ходил на судебные разбирательства. В Афинах им было учреждено 4 философских кафедры (по количеству господствующих философских направлений); профессорам он обеспечил содержание за счет государственной казны.

В 178 г. римская армия под командованием Марка Аврелия предприняла успешный поход против германцев, но стала жертвой начавшейся эпидемии чумы. Это заболевание поставило точку в биографии и самого императора. Случилось это на Дунае, в Виндобоне (ныне Вена) 17 марта 180 г.

После смерти его официально обожествили. Согласно античной исторической традиции, годы его правления считаются золотым веком, а сам Марк Аврелий – один из лучших римских императоров. После него были найдены и опубликованы (впервые только в 1558 г.) 12 «книг» философских записок (позднее им дали общее название «Размышления о самом себе»), отражавших мировоззрение «философа на троне».