» »

Оптинские старцы – кто это такие? История Оптиной Пустыни. Действующие храмы и святыни Оптиной пусты-ни. Преподобные Оптинские старцы

21.09.2019

Оптина пустынь всегда славилась своим оптинскими старцами, которые могли направить на путь спасения. Они помогали страждущим, утешали скорбящих и вразумляли нерадивых.

В наше время монастырь возрождается и, конечно же, у многих православных возникает вопрос: Есть ли в Оптиной прозорливые старцы? Пусть не такие как те, которые были в обители 100 лет назад, но все же, чтобы могли указать дальнейший жизненный путь, подсказать выход в сложной жизненной ситуации и т.д.

Начну с того, что старцы тоже люди, и они так же спасаются, как и все. А потому необходимо и нам позаботится о том, чтобы не стать искушением и препятствием ко спасению для них. Нельзя, к примеру, прийти и сказать: «Батюшка, скажите, сколько мне осталось жить?» или «выйду я замуж или нет?» Старец не гадалка и даже если ему открыто Богом, то вряд ли станет он прямо отвечать на такой вопрос. Истинные старцы отличаются глубоким смирением и тщательно скрывают свою прозорливость и другие дары от окружающих.

Следовательно, надо сделать вывод и просить у старца совета, и молитвенной помощи, а не искушать вопросами «кукушки». Причем называть старца прозорливым при жизни так же не принято. Мы говорим о таких старцах «духовно опытные».

Теперь о современных старцах Оптиной пустыни. Старчество было и будет до скончания века. Это мы знаем из пророчеств тех же Оптинских старцев. Считать, что старцев в наше время уже нет, будет неправильным. Как то спросили одного пустынника о том, будут ли еще старцы. Он ответил: «Старцы есть и будут, а вот послушание умирает».

Поэтому, приходя к старцам за советом, необходимо не только услышать, что скажет старец, но обязательно постараться это исполнить.

Я бывал в Оптиной пустыни несколько раз и то же искал там старцев, могущих помочь мне мудрым советом. И вот что я там нашел.

Не могу сказать, что мое утверждение претендует на непогрешимость. Пусть простят меня те отцы, которые, действительно, получили от Бога дарования старчества, но мне не посчастливилось с ними побеседовать. Назову лишь тех, с которыми меня свел Господь.

Есть в Оптиной схимонах Евфимий - очень смиренный и добрый старец. В разговоре с ним нельзя не заметить искреннего участия, сострадания и желания помочь.


фото иеромонаха Виталия (Белова)

Есть схимонах Иринарх. Этот старец родом из Украины.

Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях - это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение - все есть, нет смирения - ничего нет», - говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России.
Кончина (день памяти): 7/20 сентября 1860 г. Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
Кончина (день памяти): 16/29 июня 1862 г. Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».
Кончина (день памяти): 7/20 августа 1865 г. Ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, - мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный...». Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.
Кончина (день памяти): 18 сентября/1 окт. 1873 г.

Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ - искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления - источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.
Кончина (день памяти): 10/23 октября 1891 г. Скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.
Кончина (день памяти): 25 января/7 февраля 1894 г.
Приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя - двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников.
Кончина (день памяти): 22 августа/4 сент. 1894 г.
Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.
Кончина (день памяти): 9/22 мая 1911 г. Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.
Кончина (день памяти): 1/14 апреля 1913 г. Прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
Кончина (день памяти): 30 июля/12 августа 1922 г. Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
Кончина (день памяти): 25 июня/8 июля 1931 г.
Последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.
Кончина (день памяти): 26 декабря / 8 января 1938 г.

В окружении леса, на берегу реки Жиздры, вдали от шумных городов, где находится Оптина пустынь, стоит старинный монастырь, имевший огромное значение до прихода к власти большевиков.

Сегодня, когда Православная церковь в нашей стране переживает период возрождения, внимание к этой древней обители возвращается.

Многочисленные храмы, закрытые во времена Советской власти, стали доступны верующим. Их великолепная архитектура радует всех, независимо от вероисповедания.

Вконтакте

Географическое расположение и место на карте

Оптина Пустынь имеет следующие GPRS-координаты: 54.053416, 35.831969. Расположена в Калужской области.

От областного центра расстояние составляет 79 километра, от столицы России - 256 километров, от Санкт-Петербурга - 935 км. А самое короткое расстояние от ближайшего городка поз названием Козельск - всего 2000 метров пути.

Краткая история монастыря

На современной территории Калужской области люди жили очень давно. Археологи во время раскопок нашли стоянки людей каменного века. Козельск упоминается в летописях уже в 1146 году.

Небольшой город прославился беспрецедентным отпором татаро-монголам в 1238 году. Семь недель огромное войско не могло взять Козельск. После его взятия городок был сожжен дотла, славные воины и жители убиты.

История монастыря начинается гораздо позже. Точная дата основания монастыря неизвестна, но в 1625 году он уже существовал. Уединенное, безлюдное место среди леса выбрали для монастыря отшельники. В 17 веке здесь были только кельи монахов, да деревянная церковь. В это же время был построен Введенский собор.

Во время правления Петра I монахов почти лишили средств к существованию, отобрав мельницу, переправу через реку, запретили осуществлять ловлю рыбы. А потом монастырь решено было закрыть, правда, не действовал он только 2 года.

Митрополит московский Платон

Митрополит московский Платон и Калужский епископ Филарет сыграли огромную роль в возрождении монастыря.

Важно знать: велика роль отца Авраамия, назначенного настоятелем Оптиной пустыни. Именно он ввел в обители тот уклад, который просуществовал до 20 века — времени закрытия обители.

Его забота о материальном благополучии монастыря, ремонте обветшавших церковных сооружений, привлечении верующих из окрестностей за долгие годы его деятельности сделали монастырь известным не только в Калужской губернии, но и за ее пределами.

Московский митрополит Филарет

Важнейшим периодом в жизни Оптиной Пустыни стало время, когда московским митрополитом стал Филарет. Несмотря на высокий духовный сан, Филарет любил тихую, безмолвную жизнь, и поэтому покровительствовал монастырю, часто его посещал.

Обратите внимание: при Филарете в километре от монастыря был построен скит Иоанна Предтечи, который стал местом жизни всех старцев Оптиной Пустыни.

О старчестве на Руси написано множество книг. Это уникальное, чисто русское явление, восходит ко временам Сергия Радонежского. Старец, как правило, священник – монах, который осуществляет духовное руководство и наставничество над людьми, приходящими в обитель. Это руководство происходит в форме бесед или советов, а также в переписке с духовными чадами.

Старцы-отшельники

Филарет пригласил в Оптину пустынь первых старцев-отшельников. Здесь это удивительное явление получило наибольший расцвет, сделав монастырь духовным центром России.

Интересный факт: не архитектурными чудесами, не древними иконами, а великими оптинскими старцами прославился монастырь.

Почти век огромное количество паломников стремилось в Оптинский монастырь для получения советов, наставлений, духовной помощи. Среди посетителей Оптиной было много знаменитостей: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, философ В.С. Соловьев, В.А. Жуковский, С.Т. Аксаков, Ф.И. Тютчев, П.И. Чайковский, А.Л. Чижевский и многие другие.

Монастырь после революции и СССР

После октябрьской революции духовынй центр России закрыли в 1918 году. Здесь были сельскохозяйственная артель, музей, лесопилка, кожевенный завод, где монахи и старцы работали, а также тайно продолжали религиозную деятельность. В обитель продолжали идти паломники.

Череду различных организаций на территории монастыря сменил Дом отдыха. В 1939 году здесь сделали концлагерь . Он вмещал в себя более пяти тысяч поляков, которых подвергли расстрелу в Катыни.

С началом ВОВ необходим был госпиталь для раненых, место под которое выбрали именно Оптинский монастырь. Уже спустя три года после начала войны переделали госпиталь в лагерь НКВД, предназначавшийся для пленных советских офицеров, вернувшихся из Германии на родину. В 1949 году лагерь сменила военная часть.

1987 год - год возвращения Оптиной Пустыни Русской Православной церкви. Самая первая литургия была отслужена в июне 1988 года в надвратной башне. Предстояли долгие годы работы по восстановлению святой обители.

Современное состояние монастыря

Введенский собор

Сразу после передачи обители церкви, началось ее восстановление. Возглавил работы старец Илий. Речь шла не только о возвращении храмам их первоначального вида, но и о духовном возрождении обители, о возвращении Оптиной ее значения как важнейшего центра православия.

Сегодня на территории располагается 8 действующих церквейв прекрасном состоянии. Восстановлены, помимо храмов, и другие постройки:

  • Введенский собор является главным храмом монастыря. Рака со святыми мощами преподобного Амвросия расположена в северном пределе, рака со святыми мощами о. Нектария - в трапезной;
  • Владимирский храм был построен заново на месте не сохранившегося больничного храма. Этот храм-усыпальница семи великих старцев обители: Льва, Макария, Илариона, Анатолия, Иосифа, Варсонофия, Анатолия;
  • Восстановлен и скит, где жили оптинские старцы. Но доступ в него закрыт для всех, кроме иноков, служащих богослужения день и ночь;
  • Лазаретная башня соседствует с больничным корпусом. Здесь на сегодняшний день открыта гостиница для паломников.

А как же старцы? Есть ли они сегодня в обители?

Это интересно: старец Илия, проживший в обители 20 лет, сегодня является духовником святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, духовником Троице-Сергиевой лавры и Оптиной Пустыни. Учитывая почтенный возраст старца – ему 85 лет – и обремененность делами духовника, он практически неуловим и недоступен для простых людей.

Но слава обители по-прежнему велика. Сюда стремятся паломники, верующие, желающие стать трудниками монастыря, в поисках покоя и смысла жизни.

Оптинские старцы

Скит, построенный при Филарете, стал местом, где жили оптинские старцы. Это место на полтора века стало источником благодати для сотен людей, приезжавших сюда.

Оптинский старец отец Амвросий

О 14 старцах, которые в 19-20 веках жили в ските, сохранилось много письменных свидетельств, книг, воспоминаний. Очень многое стало известно, благодаря архиву обители, который в 1928 году был вывезен поэтессой Н. Павлович в библиотеку им. Ленина.

Старцы были не только духовными учителями своих прихожан. Многие из них обладали даром предвидения, целительства. Известно множество документально подтвержденных случаев излечения ими смертельно больных.

Среди всех оптинских старцев отец Амвросий выделяется своей подвижнической жизнью. Масштабы духовного наставничества о. Амвросия поражают. Каждый день у его скромной кельи собиралась толпа людей со всех концов России и из-за границы. Кроме личных бесед, о. Амвросий вел обширную переписку, при этом он был очень больным человеком.

В дневнике о. Амвросия сохранились записи о том, как непосилен ему труд старчества, об отсутствии достаточного времени на молитву, об отсутствии сил одолеть дорогу до монастыря. За свое служение о. Амвросий получил редкую награду – золотой наперстный крест.

Женский Шамординский монастырь

О. Амвросий стал основателем женского Шамординского монастыря, который существует и сегодня. Здесь священник проводил много времени, находя так необходимое ему уединение и покой.

Отец Нектарий

К началу революции в скиту жили три старца: Нектарий, Никон и Анатолий II. Их судьба сложилась по-разному:

  • О. Нектария арестовали в 1923 г., заключили под стражу, затем потребовали выехать за пределы области. О. Нектарий послушался, он направился в Брянскую область и поселился там у своего духовного сына. Даже в эту далекую деревню к о. Нектарию приходили духовные чада. Он скончался в 1928 году от болезней. Через семь лет на кладбище прибыли грабители, желающие найти сокровища и обогатиться. Разрыв могилу старца, они увидели нетленное тело;
  • О. Никон после закрытия монастыря много работал, пытаясь обеспечить пропитание оставшимся монахам. В 1924 году он переехал в Козельск и служил в Успенском храме. В 1927 году о. Никона арестовали и после трехлетнего заключения в лагере «Кемьперпункт», в невыносимых для жизни условиях, отправили на Север, на Пинегу. Он умер в 1931 году от туберкулеза на руках оптинского монаха в возрасте 43 лет;
  • о. Анатолий Потапов продолжал свою религиозную деятельность в Козельске и его окрестностях, несмотря на большевистский запрет служить. Уехать он отказался и в 1923 году состоялся его арест. Всего их было несколько в жизни о. Анатолий II, в результате он был обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян в 1938 году.

Так закончился удивительный век старчества. Прервалась традиция, возрождение которой займет очень много времени.

Монастырь в духовной жизни России

Оценить огромную значимость в жизни России можно на примере влияния посещения обители на мировоззрение и творчество трех великих писателей – Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского:

  • Н.В. Гоголь трижды посещал монастырь. Время первого визита совпало с глубоким духовным кризисом, усугубленным болезнью. Писателя, уже написавшего свои лучшие произведения, мучают сомнения в правильности выбранного поприща. Гоголь чувствовал в себе призвание монаха, мечтал жить в Оптиной Пустыне, молиться за грехи людей. Гениальный дар писателя противоречил его религиозным убеждениям. В этом заключалась его трагедия. Но старцы, многие из которых были людьми очень образованными, и, конечно, читали его произведения, сделали все возможное, чтобы литературный мир не потерял писателя. Долгие беседы с о. Макарием, о. Порфирием и монахами монастыря благотворно повлияли на Николая Васильевича. Отец Порфирий впоследствии вёл продолжительную переписку с писателем, был его другом и наставником;
  • Лев Толстой посещал обитель несколько раз. Однажды он со спутниками пришел сюда пешком. Взаимоотношения великого писателя с церковью были сложными. Даже неоднократные беседы со старцем Амвросием не вернули его в лоно православия. Но вот странность: не соглашаясь со старцами в религиозных вопросах, писатель считал посещение обители очень важным событием своей жизни;
  • В 1878 году здесь проживал некоторое время великий Фёдор Михайлович Достоевский. У писателя от эпилепсии умер младший, горячо любимый отцом, сын Алёша. В монастыре писатель познакомился и пообщался с о. Амвросием, ставший прототипом старца Зосимы в последнем романе писателя «Братья Карамазовы».

Что обязательно нужно посетить и увидеть

Мощи о. Амвросия и о. Нектария

К сожалению, из-за трагической истории монастыря старых построек на его территории почти не осталось. Все пришлось восстанавливать заново, практически из руин.

Монахи обители сделали очень много для возвращения духовности этому святому месту. Это чувствует любой человек, независимо от веры, оказавшийся здесь.

Итак, что же стоит посетить:

  • Приехав в обитель, надо обязательно побывать на службе в главном Введенском соборе. Особенно торжественны службы во время церковных праздников, а также в Дни памяти великих оптинских старцев. В храме можно поклониться мощам о. Амвросия и о. Нектария, помолиться, просто постоять или поставить свечку у чудотворной иконы Казанской Божьей матери, которая находится справа от алтаря;

Владимирская церковь

  • За Введенским собором расположена Владимирская церковь с маленьким синего цвета со звездами куполом. Здесь находятся мощи шести великих старцев Оптиной;
  • Святые монастырские источники славятся многочисленными исцелениями и чудесами. Три источника Оптиной не исключение:
  • Один из них, самый знаменитый, расположен на территории обители, в честь Пафнутия Боровского Чудотворца;
  • Источник в честь о. Амвросия находится недалеко от скита;
  • Третий источник в честь Сергия Радонежского — сероводородный. Он был недавно вновь открыт монахами. Здесь есть купальня, погружение в воды которой дает необыкновенный прилив сил.

Из любого источника стоит не только попить святой воды, но и взять её домой. Святая вода будет стоять долго. Её нужно пить по утрам, прочитав особую молитву перед принятием святой воды, или в случае болезни членов семьи. Но всё нужно делать с верой.

Приехав в Козельск, можно поехать на такси или маршрутке, но есть и другой путь. В Оптину Пустынь следует идти пешком (путь составляет около 3 км) по лесной дороге, через речку Жиздру. Многочисленные храмы постепенно открываются взору, и суета современного мира остается позади.

Из многих церквей России в Оптину Пустынь устраиваются паломнические поездки, которые являются настоящим праздником для верующих. Еженедельно такие выезда организуют многие туристические фирмы.

Где остановиться

На территории обители есть гостиница для паломников с восьмиместными номерами и двухъярусными кроватями. Удобства и чайник находятся на этаже. Стоимость проживания в сутки — 300 рублей. Бронирование мест возможно только для групп.

Для паломников есть домики, в которых возможно одноместное, двух-, трех-, и четырехместное размещение. Стоимость одного места 1000, 800 и 600 рублей соответственно. Питаться можно в монастырской паломнической трапезной.

Есть несколько небольших новых гостиниц в Козельске. Забронировать места в них можно напрямую или через сайты бронирования гостиниц . Ценовая категория отелей от 1500 до 3000 рублей в сутки за номер.

Посетить Оптину Пустынь стоит всем: и верующим, и атеистам. Удивительная атмосфера этого места, его трагическая история, традиции не оставят равнодушными никого. Посетить службу, поклониться могилам великих старцев, набрать воду из трех источников на территории обители и просто посидеть в окружении тишины – ради этих прекрасных минут стоит сюда приехать.

Интересную информацию о монастыре смотрите в следующем видео:

День Оптинских старцев ежегодно отмечается 24 октября. Что за великие личности были - старцы Оптиной пустыни?

Кто такой Оптинский старец?

Прародителем Оптинского старчества был старец Пасий Величковский. Ученик его Лев - первый Оптинский старец, который возглавил целое движение монахов, перебравшихся жить в которого в то время был архимандрит Моисей. Благодаря его заслугам было много сделано в монастыре: построены гостиницы, трапезные, библиотека, мельница, заводы, корпуса, конные дворы и даже стены с башенками. Архимандриту помогали тысячи паломников, приехавшие в Оптину пустынь.

Но самое главное достояние - углубление в духовность, которое стало возможно благодаря прибытию старцев Льва и Макария. С того времени и начался духовный расцвет. Что за удивительная личность - этот Оптинский старец Лев?

Старец Оптинский - преподобный Лев

Это был человек, живший интересами народа. Он очень любил людей и всячески их жалел. Перед его умом и прозорливостью никто не мог устоять и слезы покаяния катились из глаз каждого. Старец Лев поистине исцелял людей. Деревенские жители принимали его своим отцом.

Но не все так радушно принимали старца. Некоторые запрещали ему общаться с простым людом. Это было несправедливо, что говорило лишь о невежестве. Добрые дела быстро забывались и старчество в то время изрядно притеснялось. Преемником старца Льва стал иеромонах отец Макарий, выходец из дворянской семьи.

Преподобный Макарий

Оптинский старец Макарий все свое отрочество занимался хозяйственной деятельностью. Сначала работал бухгалтером, позже он решил полностью управлять хозяйством, с чем не так уж и хорошо справлялся. Во всех своих бедах он всегда обращался к Священным Писаниям, но над ним за это часто смеялись не только обидчики, но и его семья. Но однажды обидчики Макария пали перед ним в раскаянии. С тех пор Макарий решил посвятить остаток своей жизни Богу. Он отправился в Площанскую пустынь, в которой принял постриг. По прибытии старца Льва в Площанскую пустынь отец Макарий принял его своим духовным учителем.

Оптинский старец Макарий был наставником ученых людей и интеллигенции. Преимущественно общался с теми, кто переводил на русский язык творения отца Паисия и других аскетов.

Настоящий расцвет Оптиной пустыни наступил благодаря старцу Амвросию - приемнику отца Льва и Макария.

Отец Амвросий

Дед Амвросия был священником. Старец родился в один из праздников, когда в доме его деда было множество гостей. Позже Амвросий часто шутил, что родился на людях и живет всю жизнь на людях. Воспитание Амвросия проходило в церковной среде. Он с успехом окончил духовную семинарию благодаря своим уникальным способностям. Свой наставнический путь Амвросий начал с принятия учеников на дому. Позже он стал настоятелем Липецкого духовного училища. Тяжелая болезнь заставила старца уйти в монастырь. Но, поправившись, Амвросий какое-то время все еще продолжал мирскую деятельность. Позже, по совету старца Илариона, Амвросий отправился в Оптину пустынь, где стал помощником отца Макария в издательской деятельности, поскольку знал 5 языков. Все что ни делал монах - он это делал для Господа. Все вокруг это замечали и за это горячо любили Амвросия. И духовная жизнь, и практическая удавалась монаху. Его советы, часто данные в шутливой форме, быстро запоминались. Всеми возможностями он старался спасать человеческие души, иногда даже прибегая к кнуту и епитимиям.

Чудеса целительства

Особую роль в его жизни играла икона Божьей Матери «Спорительница хлебов». Батюшка всех призывал ей молиться. Так, он учил тому, что Божья Матерь заботится не только о душе человеческой, но и о земных нуждах каждого.

Старца Амвросия знали как великого чудотворца. Множество людей исцелил он от беспощадных болезней. Во времена старчества Амвросия начала зарождаться интеллигенция, главной идеей которой было изменение политического строя страны. Но многих настигло разочарование. идеалистов умело заполнял Оптинский старец Амвросий. Он возрождал смысл жизни в умах многих людей. Толпы тянулись в то время в Оптину пустынь. Здесь люди заряжались энтузиазмом жить дальше счастливо и без забот. Посещали этот монастырь и деятели искусства, известные литераторы, политики, философы.

Общественная деятельность

Старец Амвросий более тридцати лет занимался подвижничеством. Последние десятилетия он занимался основанием и устройством женской в которой впоследствии обрело умиротворение более тысячи монахинь. Здесь же была школа, больница и приют для девочек. После смерти старца все погрузились в печаль.

Оптинский старец Иосиф преподобный

Это был ближайший спутник отца Амвросия. Старец воспитывал его в своей хибарке. С самого детства Иосифу являлся дар видеть святых. Ему являлась Божья Матерь. Любимым его занятием было чтение Священных Писаний. Когда родители мальчика оставили этот мир, купец, у которого он тогда работал, захотел женить на нем свою дочь. Но юноша мечтал о другой жизни, о жизни, всецело посвященной Господу. Тогда он решил отправиться к старцу Амвросию и тот настоятельно рекомендовал ему остаться в монастыре. 30 лет Амвросий с огромной любовью заботился об Иосифе. После смерти Амвросия, Иосиф стал настоятелем женской обители в Шамордино. Он принимал посетителей, и многие видели в нем олицетворение самого батюшки Амвросия.

За свою жизнь подвижник терпел множество испытаний. Многие годы у него не было даже места, где он мог бы уединиться в молитве. Он жил прямо в приемной, в которой постоянно было множество людей, но все это только закаляло его.

Старец Иосиф был аскетом. Он практически не ел, мало спал, довольствовался старой бедной одеждой. Но все это только развивало его духовное богатство. Взамен за тяготы Господь наделил его даром прозорливости и возможностью исцелять людей. Толпы паломников обращались к нему за помощью и советом. Всего несколькими словами он мог снимать камень с души, наставлять и утешать. Его благодатная молитва покрывала всех страждущих.

Старец Варсонофий Оптинский

Старец Варсонофий до пострига вел активную мирскую жизнь. Он был полковником, предводителем Оренбургского казачества. В тяжелый момент смертельной болезни старец приказал читать Священные Писания. В этот момент Небеса разошлись, и исцеляющий яркий свет озарил все вокруг. Что-то в душе монаха перевернулось. Небесный голос сказал ему отправиться в Оптину пустынь. Люди в миру не хотели отпускать Варсонофия, пытаясь его удержать всяческими званиями. Хотели его сделать генералом и даже женить. Но старец с легкостью преодолевал все трудности и препятствия.

Спустя десять лет монашества, Варсонофий получил статус иеромонаха. После службы священником в русско-японской войне, он вернулся в Оптину пустынь и возглавил скит.

Много судеб спас старец своими наставлениями, но не всем нравилась его деятельность. Много жалоб поступало на него, и его устранили из Оптиной пустыни.

Старец Оптинский Анатолий

С раннего детства старец Анатолий искал Бога и стремился жить по его законам. Но его строгая мать не желала, чтобы он ходил в монастырь. После ее смерти старец сразу же отправился в Оптину пустынь. Позже он принял прибежище у старца Амвросия и стал его послушником. Преподобные Оптинские старцы воспитывали его в аскезе.

Отец Амвросий попросил Анатолия помогать ему, и тот сразу же погрузился в активную деятельность. Среди своих Анатолий носил прозвище «Утешитель». Особое признание получил он у простого народа, особенно у крестьян. Но и знать прислушивалась к его советам.

Нектарий Оптинский

В юношестве Нектарий (Николай) был смышленым мальчиком. Он был отличным работником в лавке у купца. После предложения женитьбы по совету купца Николай отправился за благословением к Феоктисте, которая посоветовала ему отправиться в Оптину пустынь. Там Николая встретил отец Иларион и отправил его к Амвросию, который убедил его остаться в монастыре.

В 1912 году Нектарий был посвящен в старцы. Но он до последнего не принимал этого звания, смиренно считая себя недостойным его. Старец принимал множество посетителей в своей маленькой хибарке. К каждому он находил свой подход. Некоторым долго давал наставления, а другим просто оставлял книги в приемной. В ожидании своей очереди, люди читали их и все их вопросы разрешались. Интеллигенция и простые люди для старца не имели различий. Он одинаково относился и к тем, и к другим, и говорил на их языках.

В 1923 году монастырь закрыли, а старец Нектарий был взят под арест. После выхода на свободу Нектарий отправился в село Холмищи, но и там его донимали жаждущие совета люди.

В 1989 году Оптину пустынь возродили, а мощи старца Нектария с Холмищ перевезли сюда. Очевидцы говорили, что от мощей старца исходило приятное благоухание, а сами они имели янтарный цвет. Поэтому все, кто обращался за помощью к старцу даже после его смерти, получали его благословение.

Оставили простому люду Оптинские старцы поучения ценные. Никогда не осуждать своих близких, молиться Господу о прощении за осуждение собственного брата. Для достижения успеха всегда необходимо прилагать усилия. Человек должен стать слугой своей жизни, а не она должна ему служить. Никогда не следует становиться рабом своих чувств. К Господу следует идти путем смирения.

Множество великих дел для человечества совершили последние Оптинские старцы. Одним из них был Никон.

Старец Никон

Два брата, Иван и Николай, с детства унаследовали любовь к Богу, привитую родителями. Повзрослев, они решили отправиться в Оптину пустынь. Старец Варсонофий сразу же увидел у Николая особый дар, поэтому взял его в свои ученики.

В 1915 году после пострига Николай получил имя Никон. И уже в 1917 году он получил сан иеромонаха.

После закрытия Оптиной пустыни практически всех старцев изгнали, некоторых арестовали. Старцу Никону поручили принимать прихожан, желающих исповедаться. Так он стал последним Оптинским старцем.

До нашего времени дошли лишь наставления этих богоизбранных монахов. Особую роль в жизни каждого христианина играет молитва Оптинских старцев. Это душевное обращение к Господу уничтожает все препятствия и помогает правильно настраивать свой ум на весь предстоящий день.

Молитва Оптинских старцев полная

"Господи, дайте мне с душевным спокойствием встретить все, что пошлет мне наступающий день. Господи, дайте мне всецело предаться воле Вашей святой. Господи, во всякий час сего дня, во всем наставляйте и поддерживайте меня. Господи, какие бы ни приходили известия в течение всего дня, научите меня принимать их со спокойною душою и твердым убеждением, что на все Ваша святая воля. Господи, прояви Свою святую волю для меня и окружающих. Господь, во всех моих делах и помышлениях, руководи моими чувствами и мыслями. Господи, во всех непредвиденных ситуациях не дай мне забыть, что все это ниспослано Тобой. Господи, научите меня правильно общаться с близкими и окружающими меня людьми, старшими, младшими и равными, чтобы никого не огорчить, но всем принести благо. Господи, дайте мне сил переносить утомление настоящего дня и все события в течение дня. Господи, руководите моей волею, научите меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить".

В таком варианте можно произносить Но у этой молитвы есть и продолжение.

"Господи, не оставьте меня при встрече лицом к лицу с врагами моими, но ради Святого имени Вашего управляйте мною.

Господи, осветите мое сердце и разум, чтобы я мог понимать Ваши вечные законы, которыми управляете Вы миром, чтобы я мог правильно служить Вам и своим ближним.

Господи, спасибо Вам за все, что было со мной и будет, ибо я твердо верю, что тем, кто любит Тебя Ты особо благоволишь. Господи, благослови меня на все слова, помышления и дела, удостой меня с радостью прославлять Тебя, ибо только Ты достоин и прославлен во веки веков. Аминь".

Молитва Оптинских старцев на день заряжает верой и дает защиту. Читая ее каждый день, можно разрешить многие неразрешенные проблемы. Песни Оптинских старцев поистине исцеляют не только тело, но и душу.

Главное отличие настоящего духовника от иных, только пытающихся походить на старца, заключается в мудрости и смирении. Одним из самых известных и загадочных представителей российского духовенства, ставшего символом старейшей монашеской обители в России - Оптиной пустыни, а также личным духовным наставником Российского Патриарха Кирилла является старец Илий. Этот человек - редкий пример легкого, возвышенного и чистого душевного состояния. Именно поэтому сотни людей из всех концов страны ежедневно ищут встречи с ним.

Кто такие старцы?

Каждый человек идет по жизни своим собственным путем. Чтобы не сбиться с верного пути, не угодить в пропасть, ему нужен кто-то, кто укажет ориентир, не даст заблудиться, а в нужный момент поддержит и наставит на путь истинный. Такими помощниками с незапамятных времен на Руси были старцы. Их уважали и боялись одновременно, ведь они - последователи древнерусских волхвов, впитавшие с кровью предков Великую Мудрость. Многие старцы обладали даром предсказания и исцеления, но главная цель настоящего старца - познать откровение Божье и духовно помочь нуждающемуся.

Старец Илий: биография

Родился Илий (в миру - Алексей Афанасьевич Ноздрин) в 1932 году в многодетной крестьянской семье в поселке Становой Колодезь Орловской области. Его отец, Афанасий, во время Отечественной войны в 1942 году был тяжело ранен и скончался в госпитале. Мать, Клавдия Васильевна, в одиночку воспитывала четверых детей. Окончив школу в 1949 году, Алексей прошел срочную службу в армии. В 1955 году поступил учиться в Серпуховский механический техникум, а после его окончания в 1958 году по распределению был направлен в Волгоградскую область для строительства хлопчатобумажного комбината в г. Камышин. Но не найдя себя в решил посвятить свою жизнь Богу, поступив учиться в Духовную семинарию города Саратова. В 1961 году, в связи с хрущевскими гонениями и давлением на церковь, семинария была закрыта, а Алексей был вынужден переехать в Ленинград, где продолжил учебу в духовной академии и принял постриг инока с именем Илиан.

С 1966 года служил настоятелем в Псково-Печерском монастыре, а в 1976 году был отправлен нести послушание в обитель русского великомученика Пантелеймона на Святой горе Афон в Греции. Там будущий старец Илий жил в горном ските и духовничал в Пантелеймоновом монастыре. В конце 1980-х годов был отозван обратно в СССР и направлен в восстанавливаемую Оптину пустынь, которая запустевала на протяжении последних 65 лет. Здесь Илиан принял великую схиму, предусматривающую совершенное отчуждение от мира для воссоединения с Богом, а также постриг с именем Илий.

На протяжении последующих 20-ти лет он возрождал в обители старческое служение, что в итоге вернуло Оптиной пустыни былое величие. В 2009 году старец Илий был назначен духовником Патриарха всея Руси Кирилла и переехал в его резиденцию в Троицко-Сергиевой Лавре в поселке Переделкино Московской области. В апреле 2010 года на праздник Пасхи старец возведен Патриархом в сан схиархимандрита.

История обители

Оптина пустынь - православный монастырь для мужчин, расположившийся в двух километрах от города Козельск в По древнему преданию монастырь был основан на рубеже XIV-XV веков раскаявшимся разбойником Оптой (или Оптием), принявшим монашество под именем Макарий. Оптинская обитель служила пристанищем для старцев и стариц, проживающих в отдельных строениях монастыря, но под духовным руководством одного настоятеля. Первые упоминания об этой обители можно найти в писцовых книгах Козельска, относящихся ко временам царствования Бориса Годунова.

В начале XVIII века Оптина пустынь переживала тяжелые времена в связи с постоянными оброками государству на войну со шведами и строительство Петербурга, а в 1724 году вообще была упразднена согласно Духовному регламенту и присоединена к Спасо-Преображенскому монастырю, расположенному в соседнем городе Белеве. Через два года по монастырь был восстановлен, а на его территории началось строительство новых храмов, которое продолжалось вплоть до начала ХХ столетия.

Оптина стала одним из крупнейших духовных православных центров России, со всех сторон к ней тянулись паломники и страждущие, некоторые из которых поселялись в ските, устроенном в 1821 году. По мере поступления пожертвований обитель приобрела земельные угодья, мельницу.

В 1918 году Оптина пустынь была закрыта согласно указу СНК РСФСР, а в 1939 году на территории монастыря по приказу Л. Берии организован концлагерь для пяти тысяч польских военных, расстрелянных позже в Катыни. С 1944 по 1945 гг. здесь расположился фильтрационный лагерь для советских офицеров, вернувшихся из плена.

Оптина пустынь сегодня

Только в 1987 году Советское правительство передало монастырь в распоряжение РПЦ. С этого момента началось активное восстановление монастыря - как материальное, так и духовное. Идеолог и координатор восстановления монастыря Оптина пустынь - старец Илий. Именно благодаря этому человеку обитель вновь обрела славу крупнейшего центра православия и паломничества. Ее уникальная энергетика и красота храмов привлекает тысячи паломников и туристов со всего мира. На территории монастыря располагаются 7 действующих храмов:

  • Введенский собор - главный храм обители;
  • Храм Иоанна Предтечи и Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту;
  • Храм прп. Илариона Великого;
  • Храм Казанской иконы Божией Матери;
  • Храм Владимирской иконы Божией Матери;
  • Храм Преображения Господня;
  • Храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

Переделкино

Дачный поселок Переделкино расположен в Ближайшие железнодорожные станции - «Переделкино» и «Мичуринец». Городок известен не только благодаря монастырю и старцу Илию, а также тем, что там в свое время проживали и работали известные литераторы и артисты. В их числе Александр Фадеев, Белла Ахмадулина, Валентин Катаев, Булат Окуджава, а также который проводил здесь свои знаменитые костры, где выступали Рина Зеленая, Аркадий Райкин, Сергей Образцов. Здесь расположены дома-музеи Окуджавы, Пастернака, Чуковского и Евтушенко.

Как доехать до монастыря?

Учитывая, что Оптина пустынь находится вблизи станций ЖД «Переделкино» и «Козельск», добраться до нее по железной дороге не составит особого труда. С Киевского вокзала в Москве ходят электрички в направлении Калуги или Сухиничей. До Козельска можно доехать и автобусом от станции метро «Теплый стан».

У владельцев автомобилей, учитывая нынешнее изобилие различных навигационных систем и карт, также не возникнет особых проблем с поиском верного пути. Но если добраться до монастыря - дело не хитрое, то как попасть к старцу Илию на прием - это совершенно иной вопрос. Прежде чем отправиться в путь с этой целью, следует заранее узнать о распорядке дня в обители, а также о расписании приема.

Если Богу угодно

Многие хотят, чтобы с ними пообщался старец Илий (Переделкино). "Как попасть на прием к старцу и примет ли он?" - это основные вопросы приезжающих паломников. Конечно же, схиархимандрит не сможет удовлетворить всех страждущих, но, как говорят местные монахи, если Богу будет угодно, то встреча обязательно состоится. Обычно старец Илий до обеда принимает в трапезной, где за столами располагаются приехавшие, а очередь движется вокруг этих столов. Если люди шумят в очереди или спорят, то он лично разгонит или примирит гостей.

Ближе к 16 часам старец удаляется отдыхать, а когда вернется и вернется ли в этот день, одному Господу известно. У монастыря есть свой интернет-ресурс (www. optina. ru), на котором можно узнать, где сейчас старец Илий и когда состоится очередной прием.

Сила молитвы

Считается, что обладает двойной силой, потому как это молитва просветленного. Поговаривают, что если он помолится об упокоении души, то душа грешного может освободиться даже от адского плена. Удивительный случай произошел и в Оптиной пустыни. Однажды в скит к Илию привезли тяжелораненого в Чечне бойца. Врачи не знали, как спасти военного и не решались на операцию, так как тот был без сознания, а пуля находилась в нескольких миллиметрах от сердца. Молитва старца Илия «Да воскреснет Бог» заставила поверить в чудо отчаявшихся докторов - раненый пришел в себя и открыл глаза. После проведенной операции солдат начал выздоравливать.