» »

Осенние посиделки в детском саду. Средняя группа. Сценарий. Осенние посиделки на Покров. Сценарий фольклорного развлечения для разновозрастной группы в детском саду Народные посиделки в детском саду

14.07.2024

«Капустные посиделки».

Цель : Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи. 1. Развивать интерес к русскому народному творчеству, фольклору.

2. Развивать у детей любовь к русским традициям;

3. Воспитывать чувство патриотизма.

Зал декорирован под русскую избу: печка, лавки, расставлены столы с поделками из капусты, небольшие столики, на которых лежат доски с кусочками капусты, другие овощи.

ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам на праздник. Без гостей праздник – не праздник. Ох, и много праздников раньше было на Руси. Самые веселые и щедрые были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на зиму. Один из осенних праздников Воздвиженье – 27 сентября. С Воздвиженья начало капустникам, вечерам, которые длились две недели. Хозяйки приглашали подруг на вечерки – помочь нарубить на зиму капусты.

(Входят две хозяйки)

ХОЗЯЙКА 1:(обращаясь к зрителям). - Здравствуй, народ честной!

Айда к нам домой

Будем петь и шутить

Да капустку рубить.

ХОЗЯЙКА 2: -Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ.

За дверью раздается пение. Дети в рус. нар. костюмах с песней_"Чей то двор" входят в зал.

ХОЗЯЙКА 1: (приглашает всех) Здравствуйте, гости дорогие! Просим в избу! Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке.

ХОЗЯЙКА 2: Красному гостю – красное место (предлагает сесть на лавки) . Рассаживайтесь. Где потеснее, там веселее.

ХОЗЯЙКА1: В старые времена на Руси был обычай заготавливать по осени капусту. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Молодежь собиралась вместе, ходили из дома в дом и рубили капусту в корытах и квасили ее в бочках. Так они помогали друг-другу. Помощь такая была очень нужна, капусты-то заготавливали много-много, на всю зиму.

ХОЗЯЙКА 2: Капуста - богатый витаминами овощ. Её надо есть и старым, и малым, а также тем, у кого слабое здоровье.

Хозяйка 1: Видов капусты очень много, и все они объединяются под одним видом - «капуста огородная». Как вы думаете почему? (Потому что она растёт на огороде.)

ХОЗЯЙКА2: Ой, какие молодцы! А какие сорта капусты вы знаете? (Кочанная (белокочанная и краснокочанная, цветная, брокколи, пекинская капуста, китайская капуста, брюссельская капуста, савойская капуста, кольраби).

ХОЗЯЙКА1: Молодцы, красны девицы и добры молодцы. Но ведь чтобы что-то при готовить из капусты, её надо было порубить.

ХОЗЯЙКА 2: Эй, подружки, выходите да капусту порубите.

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка её мне усолить!

Выходят красные девицы к столу, имитируют рубку капусты.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трём, трём.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту мнём, мнём

Да в кадушечку кладём.

ХОЗЯЙКА 2: Кончил дело - гуляй смело. А кто знает пословицы про капусту?

ДЕТИ: «Для чего огород городить, коли капусту не садить?»

«Ни один рот без капусты не живёт»

«Сентябрь пахнет яблоками, октябрь-капустой»

«Без капусты щи не густы!»

«Капуста не пуста, сама лезет в уста»

ХОЗЯЙКА 1: Хлеб да капуста лихого не допустят.

ХОЗЯЙКА2: Ай да молодцы! Как солёны огурцы!

ХОЗЯЙКА 1: Вот и кончилась работа.

Веселиться вам охота?

Тогда быстренько вставайте,

Песню громко запевайте.

Песня р. н. п. «Я капустицу полола»

Что за славный денёк! Собирайся, народ, в хоровод!

Хоровод заведём,

дружно все запоём.

Хоровод р. н. п. "На горе то калина"

ХОЗЯЙКА: Вижу я, что вы мастера петь да хороводы водить. А загадки отгадывать умеете? Вот послушайте:

Загадывает загадки, за правильную отгадку вручается приз – соответствующий овощ.

1. Растет она на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

и крупной соли пол мешка.

(капуста)

2. Не шит, не кроен,

а весь в рубцах.

Без счету одежек –

И все без застежек.

(кочан капусты)

3. Лоскуток на лоскуток –

Зеленые заплатки,

Целый день–деньской она

Нежится на грядке.

(капуста)

РОДИТЕЛИ: Да, хорошо вы отгадываете загадки. А ну-ка попробуйте отгадать другие загадки – не про капусту, а про те продукты, которые в нее добавляли, когда квасили, чтобы капуста получилась вкусной.

4. За кудрявый хохолок

лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.

(Морковь)

5. Я красна, я кисла.

На болоте я росла,

Созревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква)

6. Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду пока матрешка

Упадет сама в траву.

(Яблоко)

Правильно, это морковь, клюква и яблоки. Именно их добавляли в капусту, чтобы она стала не только вкусной, но и красивой.

ХОЗЯЙКА: А какой же капустник без шуток и прибауток! Молодцы хотят повеселить вас, да позабавить.

Мальчики инсценируют русскую народную песню «Где был Иванушка?"

ХОЗЯЙКА: Вот так весельчаки-балагуры, всех насмешили, позабавили.

ДЕВОЧКА: Эй девчонки – хохотушки,

Не пора-ли спеть частушки

МАЛЬЧИК: А мальчишки тоже встанут

от девчонок не отстанут!

Дети поют ЧАСТУШКИ

1. Выходи скорей, подружка

Мы на публике блеснем,

И задорные частушки

Про капусту пропоем.

2. Хороша моя капуста,

Ну, а я-то чем плоха?

Вот сижу теперь на грядке,

Поджидаю жениха

3. В огород козла пустил,

Чтоб капусту сторожил.

Несознательный козел

Съел капусту

И ушел.

4. За капусту мы боролись

Каждый день и каждый час.

Только гусеницы все же

Победить сумели нас.

5. Я капустицу полола,

Все боялась не успеть.

Ни травы и ни капусты –

Любо-дорого смотреть!

6. Я соседского мальчишку

К себе быстро присушу.

Каждый день по кочерыжке

На свидание ношу.

7. Положу-ка я в кадушку

Всю капусту поскорей.

Буду петь я ей частушки,

Чтоб хрустела веселей.

8. Я мальчишка складненький

Тонкая фигурочка,

Неужели не полюбит

никакая Шурочка?

9. Всю неделю не пилось,

Не пилось не елось,

В этом зале спеть частушку,

Очень уж хотелось. (родитель)

10. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялась

Как гармошка заиграла,

Я не удержалась. (родитель)

11. Капуста моя,

все четыре кочана.

Никогда я не плясала,

Только нынче начала! (родитель)

ХОЗЯЙКА: Эй, веселый народ,

Не стой у ворот!

Выходи веселей,

Попляши для гостей!

Исполняется ТАНЕЦ

ХОЗЯЙКА: а теперь пора и в игры поиграть, свою ловкость показать, ведь игра - дело серьёзное! А что, ребята, много игр знаете? А какую нам покажете?

РЕБЕНОК: а давайте в «Капусту» поиграем!

ИГРА «КАПУСТА"

Дети водят хоровод и поют; в центре круга – хозяин, он охраняет капусту (мячи). За кругом зайцы. По окончании песни дети опускают руки, а зайцы пытаются забрать капусту. Хозяин может их ловить только на территории круга.

Я на камушке сижу, мелки колышки тешу

Мелки колышки тешу, огород свой горожу

Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали

заинька усатый, медведь толстопятый!

Неожиданно из-за печки раздаётся грохот - это дед свалился с печи. Он встаёт, берёт прут и замахивается на детей.

ДЕД: Вы чего тут расшумелись? Только я пригрелся, уснул, а вы тут со своими песнями, плясками да играми меня разбудили, мешаете мне отдыхать, Вот я вас, озорников! Ну-ка сейчас же прекратите шум и гам, разбегайтесь по углам!

Дети начинают дразнить деда, прыгая вокруг него и приговаривая:

Дед хотел уху сварить

И пошёл ершей кормить,

А за дедом - кот Лаврентий,

За котом - петух Терентий.

Тащат удочки вдоль улочки,

Деду бедному невмочь,

Надо старому помочь.

Проводится игра «Догонялки"

ДЕД: Что-то я с вами разыгрался. Пойду-ка в огород на свою капустку посмотреть.

ХОЗЯЙКА сейчас посоревнуемся.

Проводятся игры-соревнования.

1. Кто точнее определит вес кочана. Тому, кто угадает, в качестве приза дарят этот кочан капусты.

2. Кто скорее нашинкует капусту. (Две мамы или бабушки)

3. Кто быстрее продаст капусту .(двое детей расхваливают только-что нашинкованную капусту, предлагают ее купить детям и гостям)

4. ХОЗЯЮШКА: Урожай у нас хороший,

Будет сыта вся семья!

Отгадать сумей на ощупь

Что в корзинке у меня?

Игра для родителей «Угадай, что в корзинке?"

ХОЗЯЙКА: Спасибо вам, красавицы и добры молодцы! Расскажу вам ещё об одной потехе. На Руси добры молодцы очень любили силой меряться. Садились парни друг против друга, ногами упирались друг в друга, руками палку держали, и каждый ее на себя тянул. Кто перетянет палку на свою сторону - тот и сильнее. Давайте же и мы померяемся силой.

Проводится игра с мальчиками «Перетягивание палки»

Входит дед: Эй, хозяйка, не зевай, Принимай-ка урожай!

А что это вы тут силу понапрасну тратите? Палку перетягиваете? Вот сейчас посмотрим, кто из вас сильней, кто быстрее перенесёт капусту с огорода в дом.

Проводится игра «Перенеси капусту»

ХОЗЯЙКА 1: Ну спасибо тебе, дед, за капусту. Будут у нас и щи густы, будет что и на зиму засолить, будет чем детишек накормить. Садись, дед, отдохни.

ХОЗЯЙКА 2: А сейчас, давайте нашим хороводом большой кочан капусты закрутим!

Мы по кругу пойдем, да капусту завьем!

Такую, чтобы на весь детский сад хватило! Держитесь крепче за руки!

Под р. н. п. «ВЕЙСЯ КАПУСТКА" дети идут по кругу завивая «капусту»

Появляется Козел (взрослый)

КОЗЕЛ: Вот так капуста!

Вот так кочан!

Стоит наливается, меня дожидается.

Сейчас я тебя съем!

Дети разбегаются, козел их догоняет.

ХОЗЯЙКА предлагает построить плетень, чтобы не пустить козла в огород. Для того чтобы плетень был прочнее, зовут на подмогу родителей.

Игра «ПЛЕТЕНЬ"

По окончании все танцуют под Р. Н. Мелодию

КОЗЕЛ: Эх вы, от меня капусту спасаете, а её уже давно едят.

ХОЗЯЙКА: Кто?

КОЗЕЛ: Гусеница!

ХОЗЯЙКА: Ой, и правда, гусеница - первый враг капусты. Сейчас мы её поймаем.

КОЗЕЛ: Да где уж вам без меня! Так и быть, помогу. Дети встают друг за другом «паровозиком» И берут друг друга за пояс, первым встаёт Козёл.

Проводится игра «Гусеница» козёл должен поймать хвост гусеницы, который всё время уворачивается. В конце игры Козёл ловит хвост.

ХОЗЯЙКА: Вот и хорошо, гусеницу мы поймали, теперь она не будет нам вредить. А тебе, Козёл, большое спасибо за помощь и наша песня:

Р. н. п. «КАК У БАБУШКИ КОЗЕЛ»

Хозяюшки и дед выносят на подносе пироги с капустой.

ХОЗЯЙКА1: Пока вы пели да плясали, у меня и пироги капустные поспели. Приглашаю всех на чай с пирогами.

ХОЗЯЙКА2: Как в народе говорится, не красна изба углами, а красна пирогами. А у нас угощение все вкусное, пироги, да салаты капустные.

Все проходят в группу на чаепитие


Галина Кокина
Сценарий праздника Весны «Веселые посиделки» в детском саду

Сценарий праздника Весны

«Веселые посиделки » в детском саду .

Цель : Воспитывать любовь к народному творчеству.

Задачи :

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;

Доставить детям радость.

Взрослые :

Ведущая – Хозяйка

Кикимора

Весна – Несмеяна - девочка

Ход праздника

Дети входят в зал под русскую народную музыку «ручейком» , выстраиваются полукругом. Их встречает хозяйка.

Хозяйка : На завалинке, в светёлке,

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души .

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир,

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок ,

Их бы надо возродить.

Хозяйка : Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

Мальчик : Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

Хозяйка : У меня для каждого найдется и местечко , и словечко.

Мальчик : Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка : Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка : Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю . Выходи честной народ, становись в хоровод.

ХОРОВОД «Со вьюном я хожу»

Хозяйка : Хорош русский хоровод, а пословицы не хуже.

Пословицу сказал – что ягодку сорвал.

ПОСЛОВИЦЫ.

Родина любимая – что мать родимая.

При солнышке – тепло, при матери – добро.

Без дела жить – только небо коптить.

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Труд кормит, а лень портит.

Сам погибай, а товарища выручай.

Землю уважай – она дает урожай.

Хозяйка : А сейчас усложним задание. Я начинаю пословицу, а вы ее заканчиваете :

Волков бояться… Шило в мешке…

Сделал дело… Без труда…

Делу время… Лес рубят…

Хозяйка : А вот еще одна пословица - Родина любимая – что мать родимая. Нет ничего краше, чем Родина наша. Каждый человек помнит те места, где родился, и даже песни об этом слагает.

ПЕСНЯ О РОДИНЕ

Хозяйка : Делу время – потехе час.

Ну-ка, девочки, скорее выходите,

По платочку каждая возьмите,

Танец свой весёлый покажите.

ХОРОВОД «РОССИЯ»

Хозяйка : А сейчас мы добрых молодцев послушаем. Вот они, какие боевые, носы вверх задрали и частушки запевали.

ЧАСТУШКИ МАЛЬЧИКОВ.

1. Проходи, честной народ, не пыли дорожка,

Добры молодцы идут, погулять немножко.

2. Шел деревней – девки спали,

Заиграл в гармошку – встали.

Встали – пробудились, окна отворились.

3. У нас речка не глубока, на дне видны камушки.

Наши девки не гуляют – записались в бабушки.

Девочки («сердятся» руки в боки).

Какие же мы бабушки?

Мы вам сейчас покажем.

ЧАСТУШКИ ДЕВОЧЕК.

1. Я девчонка боевая, боевой остануся.

Плохо будет тому парню, кому я достануся.

2. У меня на сарафане косолапы петухи.

Я сама не косолапа, косолапы женихи.

3. По деревне я пошла и Ванюшу видела.

Под кустом сидел и плакал : «Курица обидела»

4. Как мальчишки разойдутся, никому их не унять.

А как только разоспятся, никому их не поднять.

5. На горе-то дыня, дыня, под горой арбузики.

Нижегородские ребята, точно карапузики.

Хозяйка : А сейчас, ребята, отгадайте – ка загадку.

Она приходит с ласкою и со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

Дети. Весна .

Хозяйка : Собрались мы с вами сегодня не только позабавиться,

пошутить и посмеяться, но и с Весной повстречаться .

Вот и на полянке появились первые цветочки – подснежники.

Девочка. Весна , весна красная ,

Приди, весна , с радостью, с великой милостью,

Хлебами обильными, с дождями сильными.

(раздается свист, появляется Кикимора)

Кикимора. Что за шум? Не разберу, может быть еще я сплю? Слышу музыку, веселье … Что же тут за развлечение?

Хозяйка : У нас веселые посиделки . Да, вообще-то мы Весну закликали . А ты кто такая?

Кикимора. Я – Кикимора-Шишимора! Да не пугайтесь,

Я сегодня добрая, смирная.

Я живу в лесу одна одинокая,

А мои подружки – пиявки да лягушки, очень строгие.

Заставляют по утрам умываться, причесываться. Тоска!

Хозяйка : Если хочешь, мы тебя развеселим игрой . Есть у меня одна игра, собирайся, детвора! Не толкайтесь, не спешите, в круг скорее становитесь.

(Кикимора играет с детьми в игру «Гори, гори ясно» !)

Кикимора. Ух, позабавили вы меня на славу!

Хозяйка : А скажи нам, Кикимора, ты не встречала в лесу Весну-красну ?

Кикимора. Как же, видела! Вы тут веселитесь , а Весна не ест , не пьет, только слезы горькие льет. Стала она жуть как упряма. Одно ей имя – Весна-Несмеяна . Хозяйка : Зови скорее Несмеяну, уж мы её развеселим .

(Кикимора ведет Весну , та плачет)

Хозяйка : Ой, ребята! Кто это пришел в гости на праздник к нам ? Молодая девушка, да какая нарядная, красивая! Только почему она все время плачет? Что всё это значит?

Весна . Ой, беда, ой, беда, в огороде лебеда.

Я царевна – Несмеяна, я реветь не перестану.

Я живу в своей избушке на полянке у опушки,

И чего не захочу – вмиг, тот час же получу.

Что сейчас мне пожелать? Стану плакать я опять!

Хозяйка : Что, Весна , ты слезы льешь? И не ешь ты, и не пьешь?

Кикимора. Есть у меня зелье волшебное, сама варю, Лешего лечу, и тебя, Весна угощу .

Весна . А из чего варишь ты зелье свое?

Кикимора. Из пиявок и хвостов,

Добавляю мухоморов, и березовых листов,

И букашки и пиявки, перемешиваю с травкой.

Довожу все до кипенья, это лучше, чем варенье!

Весна (морщится) . Зелье-то – вонючее!

Буду лучше плакать я, слезы лить горючие (плачет)

Хозяйка. Нет, Весна , так не годится.

Посмотри, идет краса-девица,

С нею парень молодец, хотят песню тебе спеть.

Песня про весну

Хозяйка : (несет ведерко Несмеяне) . Вот тебе водички свежей на чаек.

Он разбавит твой соленый ручеек.

Весна : Чаю пить я не хочу, лучше здесь я погрущу.

Мальчик : Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Девочка : Раздайся, народ, меня пляска берёт,

Пойду попляшу, на людей погляжу.

ТАНЕЦ ПАРНЫЙ

Весна : Нет, я так плясать не стану, топну ножкой – и устану.

Хозяйка : Наши танцы, песни, смех – делим поровну на всех!

Не грусти, а улыбнись, вместе с Кикиморой ты повеселись .

ТАНЕЦ КИКИМОРЫ с девочками

Кикимора. Огонек веселья блеснул в твоих глазах!

Слез как не бывало, и улыбка на устах!

Значит, мне здесь больше делать нечего, пойду лягушек и пиявок своих навещу. (Кикимора уходит)

Хозяйка : Ну что, ребята, возьмем Весну с собой играть ?

А для начала, Весна , отгадай загадку.

В белом сарафане стала на поляне.

Летели синицы, сели на косицы!

Весна : Березка!

Хозяйка : А знаешь, ли ты какое-нибудь стихотворение о березке?

Весна : Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчике,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками!

Хозяйка : Спасибо тебе, Весна , за хорошие стихи. Наши ребята тоже много знают стихов о весне , сейчас они тебе их прочитают.

СТИХИ О ВЕСНЕ

Хозяйка : Мы на празднике светлом о березке споем. Где песня льется, там весело живется .

ХОРОВОД «ЗЕМЕЛЮШКА-ЧЕРНОЗЕМ»

Весна : Пора нам первых вестников весны звать .

Хозяйка : Сейчас многие птицы возвращаются в свои родные места, скоро и ласточки прилетят. Споем песню про них.

Песня «Ласточка»

Весна : Ну, как, хорошо повеселились ? Исстари ведется на Руси печь пироги и гостей угощать. Вот и я хочу вас пирожками угостить. (показывает корзину с пирожками) . Гляньте сюда – вот их сколько! Пирожками вас угощаю, всем здоровья желаю (отдает корзину хозяйке) .

Хозяйка : Ну вот, ребята, как замечательно мы провели время. Давайте скажем весне спасибо ! Будьте здоровы, будьте счастливы, живите без бед много-много лет. А я Вас в гости будут ждать.

Русские ПОСИДЕЛКИ

С детьми и РОДИТЕЛЯМИ

Цель: 1.Продолжить знакомство с традициями русского народа на примере посиделок.

2.Воспитывать любовь и уважение к своей стране, ее культуре и традициям

. Предварительная работа. Разучивание потешек, загадок, считалок, песен, народных игр,

Действующие лица: ведущие – воспитатели; дети и родители 2 младшей группы.

Приглашенные гости: родители воспитанников, педагоги детского сада. Оборудование: народная посуда, предметы быта, русские народные костюмы, вышитые салфетки, выставка книг по фольклору, народные музыкальные инструменты, созданы декорации русской избы

Хозяюшка. Добро пожаловать, гости званые и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Хозяйка. Рады вас видеть у себя в гостях. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по-старинному - посиделками называется.

Хозяюшка. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

Хозяйка. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому сказку, кому правду, кому песенку.

Хозяюшка. Мы гостей встречаем вкусным, румяным караваем.

Хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. И сегодня румяный каравай мы вручаем нашим гостям.

(вручаем хлеб-соль)

Хозяйка. А теперь будем праздник продолжать! Будем петь, шутить, играть!

Хозяюшка. Русь – так наша страна в старину называлась. В России живём мы теперь.

Познакомимся ближе с русской культурой. И сердца наши станут добрей и родней.

Хозяйка. Эй, подружки – хохотушки,

Развеселые болтушки!

Эй, ребята – молодцы,

Озорные удальцы!

Выходите поплясать,

Длинный день скоротать.

Ребята выходят из-за столов и водят с воспитателями хоровод:

Хозяюшка. Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели, (присаживаемся)

Встали, (встаем)

Себя показали. (повертелись)

Попрыгали, (прыгаем)

Потопали (топаем)

В ладошки мы похлопали.

(хлопаем)

Общий хоровод.

Хозяйка. У нас говорят: «Мой дом – моя крепость» У каждого человека есть дом, а как назывался дом на Руси?

Хозяюшка. Правильно, изба. Вот и у нас в детском саду есть своя избушка. А в ней жильцы. Давайте все вместе на них посмотрим .(2-3 слайд)

Приглашаем вас в путешествие по русской избе

(презентация «Путешествие по русской избе» . ( СЛАЙД 4)

Давным давно на Руси предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен и называли избами.

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Почему печь в избе самая главная?
Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит

СЛАЙД 5
С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. Какие? (Готовили пищу, мыли посуду, стирали и т. п.) Женщину в старину называли..? (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий (женский) кут.
Мужской угол -коник, где обычно ставился большой сундук. В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома. В конике выполняли мелкие мужские работы.

В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.
Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога - не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.
А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.
Кто любит труд, того люди чтут. Есть терпенье, будет и уменье.
Гостя встречали с лаской, с поклоном до земли, угощали с радостью, провожали с благоговением. Первой выходила хозяйка в праздничном наряде. Угощение начиналось с хлеба с солью, затем угощали самым лучшим, что было в доме.

После трапезы было чаепитие. На прощанье гостю всегда говорили: «Скатертью дорога».

Хозяюшка. Есть много пословиц, которые отражают основные принципы питания на Руси: "Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – тятька родной!", "Щи да каша - пища наша". А знаете ли вы, ребята, какие блюда готовили на Руси?

Дети: вареники, блины, кисель, пироги, сочни, лепешки, щи, пельмени, квас, каши, окрошка, оладушки, борщ, рассольник, уха, рыбные и мясные солянки, кулебяка, расстегай, калач, пышки, шанежки, ватрушки, сочни, компоты, квасы, морсы.

Хозяйка. В старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в нашей горнице работа найдется. Немного недоглядела, а мой котенька-коток все мешочки с крупой рассыпал. Нужно крупы разобрать, чтобы можно было кашу варить.

Хозяюшка. Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите, Свое уменье покажите!

Игра «Переберём крупу» (фасоль, кукуруза, гречка).

Хозяйка: Хорошо потрудились наши гости. Спасибо вам.

Хозяюшка. Что-то вы, ребятушки, призадумались? Призадумались, закручинились? Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Есть для вас у меня игра-забава.

Игра с погремушками

Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите? Аль плясать вы не хотите? В круг скорее становитесь, Крепче за руки беритесь!

Танец

Хозяйка: Люди русские всегда славились умением песню спеть, станцевать, да на музыкальных инструментах себе подыграть. А вы, ребята, так, как предки, сумеете?

Хозяюшка. Как у нашего соседа

Весела была беседа,

А у нас на весь двор

Еще лучше разговор:

Утки

Дети: В дудки!

Хозяюшка. Кошки

Дети: В ложки!

Хозяюшка. Тараканы

Дети: В барабаны!

Хозяюшка. Чайки

Дети: В балалайки!

Хозяюшка. Кукушки

дети: В колотушки!

Хозяюшка. А веселые скворцы

Заиграли в бубенцы! Играют, играют, Всех потешают!

Ребенок: Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем вам ладком

И про мамочку споём.

Ребята выходят из-за столов, усаживаются на свои места на лавках и получают в руки музыкальные инструменты..

Хозяйка: Ой, ребятки, да какие же вы молодцы, замечательно играете, а поете так, что можно заслушаться.

Хозяйка: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

Хозяюшка. Не красна изба углами, а красна - пирогами!

Видите Самовар уже пыхтит,

Мне на ушко говорит:

«Пора к столу приглашать,

Гостей чаем угощать!»

Хозяйка: Любите чай с пирогами,

С баранками да кренделями?

Тогда садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье!

Сценарий праздника «Веселые посиделки» в детском саду.

Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.

· Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;

· Доставить детям радость.

Взрослые:

· Хозяйка

· Домовой Кузя

· Медведь

· Машенька

Атрибуты:

· Лисья рукавичка

· Корзинка с рыбой

· Платочек для игры, 8 платков для танца

· 2 ведра, коромысло, снежки

· 8 деревянных ложек

· Короб, пирожки

Анализ: На основе данного сценария был проведен фольклорный праздник с детьми подготовительной к школе группе детского сада «Колосок». Стоявшая изначально цель – воспитывать у детей любовь к народному творчеству была достигнута: дошкольники с интересом рассматривали использованные декорации, с удовольствием исполняли русские народные напевы и танцы, с неподдельным задором участвовали в играх фольклорного характера. Детям к изучению были представлены пословицы, поговорки, песни, которые, несомненно, послужили развитию эстетического восприятия народного творчества. Сюжет мероприятия, его действующие персонажи, пляски, песни вызвали у детей огромный интерес, о чем свидетельствовал высокий уровень их концентрации на происходящем на протяжении всего праздника.

Ход мероприятия

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т. д..


/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /

Ведущая: На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

/ Под русскую народную мелодию «Завалинка» выходит Хозяйка и дети /

Танец по показу

Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

/ Хозяйка рассаживает детей /

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка: Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

/ Дети по очереди говорят пословицы /

1) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить – не лукошко шить!

3) Домом жить – не развеся уши ходить!

4) Домом жить – обо всём не тужить!

5) Дом вести – не лапти плести.

6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли.

Девочка: Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?

Хозяйка: С удовольствием.

Песня «Русская изба»

/ музыка и слова /

Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.

Ну, хватит песни распевать, пора и поиграть.

Русская народная игра «Тетера»

Игра «Ленточки»

Хозяйка: Играть-то Вы – мастера, а плясать-то умеете.

Девочка: Веселил нас много раз хороводный перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

Танец по показу «Шел козел по лесу» с родителями

Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)

Правильно! Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.

Печь избу согревает, да освещает.

Хозяйка: Кто это из-за печи со мной разговаривает?


Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Хозяйка: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,

Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети: Да!!!

Хозяйка: Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.

/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят

Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая – ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?

Кузя: Ну…так и быть – слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой –

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

Игра «Домовой»

Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)

Кузя: У меня для Вас подарочек есть. Вот, глядите! (выносит из-за печки решето)

Хозяйка: Кузя, да ведь это же обыкновенное решето.

Кузя: Моё решето – чистое волшебство, в нём песни, сказки, игры да пляски!

Хозяйка: Достань-ка нам, Кузя, еще какую-нибудь игру.

(Домовой сначала достает мешок, затем подушку)

Игра «Бег в мешках»

Хозяйка: А сейчас мы предлагаем вам игру –

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаем мы ребят,

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.

Игра «Бой подушками»

Хозяйка: А какая там сказка? (заглядывает в решето и достаёт оттуда лисью рукавичку)

Да это ж лисья рукавичка! И что это значит, Кузя.

Кузя: А вот что. Решето, решето, свежим лыком обвито. Обвито-обвито, снегами умыто!

Хочу, чтоб сказка к нам явилась!

/ Звучит русская народная мелодия. В зал входит девочка в костюме лисы, в руках у неё корзина с рыбой./


Лиса: Ох, устала я, устала –

Возле реченьки гуляла.

Мужичка перехитрила

И всю рыбу утащила!

Волк: (выбегает) Здравствуй, Лиса, рыжая краса!

Лиса: Как дела, зубастый?

Волк: Ничего идут дела, голова пока цела.

Лиса: Где был?

Волк: На рынке.

Лиса: Что купил?

Волк: Свининки.

Лиса: Сколько взяли?

Волк: Шерсти клок…

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке.

Лиса: Кто отгрыз?

Волк: Собаки! Ну, а ты-то где бродила?

Лиса: Рыбку в проруби ловила.

Только хвостик опустила,

Видишь, сколько наловила… (показывает корзину с рыбой)

Волк: Рыбки тоже я хочу (тянется к рыбе, но Лиса быстро прячет корзину за спину)

Лиса: Так поймай, я научу.

Ты ступай, дружок, к реке,

Сядь в укромном уголке.

Хвост свой в прорубь опускай

И всё время повторяй:

Ловись, рыбка, большая и маленькая.

Волк: Ну, спасибо, Лисавета!

Помогла ты мне советом.

Где тут прорубь? Покажи.

Лиса: (показывает, кричит вслед) Не забудь, слова скажи.

/ Волк и Лиса уходят из зала /

Хозяйка: И, правда, Кузя, твоё решето волшебное. А что там у тебя ещё есть (заглядывает в решето и достаёт красивый платочек). А для чего этот платок? (ответы детей)

Хозяйка: Ну-ка, девочки, скорее выходите,

По платочку каждая возьмите,

Танец свой красивый покажите.

Танец «Красный сарафан»

Кузя: А я Вам хочу загадки загадать.

1) Чудо, чудо сошлось с кругом:

Дыр много, а выскочить некуда. (Решето)

2) Под крышей четыре ножки, под крышей – суп, да ложки. (Стол)

3) Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (Лапша)

4) Веду я внучка по всем комнатам за ручку. (Веник)

5) Мать пузата, сын горяч, а внук кучеряв. Что это такое? (Дым)

Хозяйка: Наши детки тоже знают много загадок!

Кузя: Загадывайте свои загадки! Ваши родители мне помогут их отгадать!

Кузя: Какие у вас родители молодцы! Спасибо вам!

Хозяйка: Кузя, что-то мы давно в твое волшебное решето не заглядывали.

Кузя: Сейчас посмотрим

Игра «Кто у нас хороший»

Игра «Барин»

Хозяйка: Кузя, а что у тебя ещё есть в решете? (Кузя вытаскивает из решета щуку)

/ Звучит русская народная мелодия. В зал входит мальчик в костюме Емели. В руках вёдра /

Емеля: Эге-гей. Кто меня звал, вызывал?

Только по воду пошёл,

Прорубь я в реке нашёл

Стал я вёдра опускать,

Только слышу, что тихонько

Стал меня вдруг кто-то звать.

Испугался я, ребята,

Вёдра задрожали,

Ноги сами в путь пустились,

И вот я перед Вами.

Чудеса со мною всякие случаются,

Но такое первый раз со мною приключается.

Хозяйка: А вёдра-то зачем! Что же сними делать?

/ Выходят мальчик и девочка на середину зала /

Мальчик: Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Девочка: Раздайся, народ, меня пляска берёт,

Пойду попляшу, на людей погляжу.


Танец «Ай чу-чу»

Кузя: Вот ложка в решете почему оказалась, не пойму. Кашу что ли будем есть?

Хозяюшка: А вы, ребята, догадались? (ответы детей)

Ведущая: Велика РОССИЯ наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах

На весь мир молва идёт!

Ложкари играть начнут

Ноги сами в пляс пойдут!

От зари и до зари

Веселятся ложкари.

Ансамбль ложкарей

Кузя: Как известно всем, подружки – мастерицы петь частушки. И Вы, парни, не зевайте, девчатам тоже помогайте.

Частушки

Хозяйка: Кузя, а в твоём решете ещё остались чудеса?(заглядывает в решето и достаёт пирожок)

Да это же пирожок!

/ Звучит русская народная мелодия. В зал входит мальчик в костюме медведя с коробом за спиной. /

Медведь: (подойдя к пеньку) Сяду на пенёк, съем пирожок!

Неси ребяткам угощенье!

Медведь: Ишь, какая глазастая. Высоко сидит – далеко глядит.

Медведь: Сяду на пенёк, съем пирожок!

Машенька: Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси ребяткам угощенье!

Медведь: (подходит к хозяйке) Вам Машенька короб с пирожками прислала.

Хозяйка: Спасибо, Михайло Потапыч. Машеньке кланяйся от нас.

Хозяйка: Молодцы, задорно поиграли, удаль свою показали!

Вот так веселился народ в старину.

А мы к столу всех приглашаем

Пирогами угощаем!

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!

Хозяйка: Наш праздник подошёл к концу. Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много-много лет. А мы вас в гости будем ждать.

(для детей старшего дошкольного возраста)

Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка.

Хозяйка : Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…

В зал под музыку входит первая группа детей с воспитателем.

Хозяйка : Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Воспитатель 1 : Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят (садятся на скамейку)

В зал входит вторая группа детей с воспитателем

Хозяйка : Проходите, гости дорогие! Гостю - почет, хозяину - честь!

Воспитатель 2 :Туда голуби летают, где их привечают! (садятся на скамейку)

В зал входят дети третьей группы.

Хозяйка: Давно вас поджидаем праздник без вас не начинаем!

Ребенок : Дома сидеть - ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать! (садятся на лавочку).

Хозяйка : Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Воспитатель 1 : Гостю-то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте да не в обиде! Ребята, посмотрите, в нашей горнице еще есть гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).

Мы гостей встречаем

Вкусным, румяным караваем

Дети встают в круг, поют русскую народную песню.

«Каравай» - русская народная песня

Хозяйка: Вот какой знатный получился каравай! Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба - соли, гости дорогие!

А теперь будем праздник продолжать!

Будем петь, шутить, играть!

Дети : Смех да веселье!

Хозяйка: Как у нашего соседа

Весела была беседа,

А у нас на весь двор

Еще лучше разговор:

Дети : В дудки!

Хозяйка: Кошки

Дети : В ложки!

Хозяйка: Тараканы

Дети : В барабаны!

Хозяйка: Чайки

Дети : В балалайки!

Хозяйка : Кукушки

Дети : В колотушки!

Хозяйка : А веселые скворцы

Заиграли в бубенцы!

Играют, играют,

Всех потешают!

Ребенок: Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем при народе:

«Во саду ли, в огороде»

« Во саду ли, в огороде»-русская народная песня

(исполняет детский ансамбль русских народных инструментов)

Хозяйка : Ди - ли-ли, ди -ли-ли,

А вы Дуню видели?

Ребенок: Заглянули в огород,

Лебеду там Дуня рвет!

Ребенок: Пошла Дуня в огород,

Во зеленый огород,

Сорвала лопушок

Да под самый корешок.

Сшила Дуня сарафан

И наряден, и не ткан!

Ребенок: Положила в уголок,

В берестяной коробок,

Где ни взялся таракан,

Проел Дунин сарафан!

«Во кузнице» русская народная песня

Хозяйка: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!

Отгадайте-ка, ребятки,

Музыкальные загадки!

Морщинистый Тит

Всю деревню веселит!

Что это за Тит?

Дети: Гармошка

Хозяйка: А теперь немножко

Поиграем на гармошке.

(дети имитируют игру на гармошке)

Хозяйка: А вот моя вторая загадка:

Деревянная девчонка

Петь умеет звонко- звонко.

А ну-ка, угадай- ка, что это?

Дети: Балалайка.

(дети имитируют игру на балалайке)

Хозяйка: Слушайте третью загадку:

Какими инструментами можно щи хлебать?

Дети : Ложками!

Хозяйка: А теперь, ребятки, самая-самая трудная загадка, слушайте:

Срезали ветки острыми ножами,

Что же за инструмент получился?

Дети : Дудочка.

Хозяйка: Заиграли дудки,

Дудки-самогудки!

(дети имитируют игру на дудочке)

Хозяйка: (достает дудочку)

Ой, ду- ду, ой, ду –ду,

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку отдала (отдает дудочку ребенку).

Мальчик: Как без дудки, вот беда,

Ходят ноги не туда,

А как дудочку почуют-

Сами ноженьки танцуют!

(мальчик пляшет под русскую народную мелодию).

Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите?

Аль плясать вы не хотите?

В круг скорее становитесь,

Крепче за руки беритесь!

«На зеленом лугу»- русская народная песня

Хозяйка: Ребята, я слышу какой-то шум за дверью… Кто –то, видимо, опоздал на наши посиделки.

В зал вбегают две соседки, говорят, перебивая друг друга.

Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали?

Хозяйка: Что слыхали? Ничего не пойму…

Вы, соседки, отдохните,

Да все толком расскажите.

Соседка 1: У Иванова двора

Загорелася вода.

Всем селом пожар тушили

А огонь не загасили.

Соседка 2: Пришел дедушка Фома,

Расседая борода,

Он народ погнал в овин,

Затушил пожар один.

Соседка 1: Как Фома тушил пожар,

Он об этом не сказал.

Только слышно стороной,

Что тушил он бородой!

Хозяйка: Проходите, соседушки, в нашу горницу. С нами посидите, отдохните.

(соседки проходят, садятся, продолжая тараторить)

Соседки:

Хозяйка: Вижу я, самое время в молчанку играть.

Раз- два - три- замри!

Игра «Молчанка»

Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?

Хозяйка: Ну что, тараторки,игра-то ведь еще не закончилась, а вы заговорили? Придется вам выполнить какое-нибудь задание (думает)… Придумала!

Вам, девчоночки-болтушки,

Спеть придется нам частушки!

Соседки: Да для нас такое дело

Очень даже просто!

Эх! Душа помолодела

Лет на… девяносто!

Хозяйка: На девяносто??? Да это полная чепуха!

Соседки: Конечно, чепуха!

«Чепуха»-частушки- русская народная мелодия

Соседки: Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети: Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха!

Чипа- чипа, а - ха – ха-

В самом деле, чепуха!

Соседка 1: На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети: Чепуха, чепуха…

Соседка 2: На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети: Чепуха, чепуха…

Соседка 1: На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети: Чепуха, чепуха…

Соседки: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка: Спасибо, соседушки, за частушки потешные!

Где песня льется,

Там легче живется!

Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.

Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите,

Свое уменье покажите!

Игра «Намотай нитку в клубок»

Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.

Раздается смех за дверью.

Хозяйка: Кто это так весело смеется? Пойду погляжу…

В зал вбегают девчонки - хохотушки.

Девчонки: Мы- веселые подружки.

Мы – подружки - хохотушки!

И на празднике на вашем

«Русскую кадриль» мы спляшем!

Хозяйка: Танцы мы очень любим.

Танец «Русская кадриль» - русская народная мелодия.

Хозяйка: Спасибо вам, девицы. Проходите в нашу горницу - гостями будете.

Воспитатель 1: Хозяюшка, засиделись мы что- то слишком.

Не сыграть ли нам в «Ловишки»?

Воспитатель 2: Может, лучше не в «Ловишки», а в «Горелки»?

Хозяйка: Ну что ж?

Давайте, ребята, в « Горелки» играть,

Веселой игрою гостей развлекать!

Игра «Гори, гори ясно» - русская народная мелодия

Воспитатель 1: Ох и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.

Все поют: Мы славно гуляли

На празднике нашем.

Нигде не видали

Мы праздника краше!

Так будьте здоровы,

Живите богато,

А мы уезжаем

До дому, до хаты!

Хозяйка: Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь? Ведь не красна изба углами, а красна - пирогами! Видите

Самовар уже пыхтит,

Мне на ушко говорит:

«Пора к столу приглашать,

Гостей чаем угощать!»

Дети : Любим чай мы с пирогами,

С баранками да кренделями!

Хозяйка: Тогда проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье! (дети уходят в группу на чаепитие.)