» »

Причины неудач в учебе. Исследовательская работа на тему: «Проблема Школьных Неудач. Почему ребенок плохо учится? Тотальный регресс

24.02.2022
  1. Введение
  2. Глава I. Причины неудачи в учёбе
  3. Глава II. Дидактические средства борьбы в учёбе
    • Педагогическая диагностика
    • Педагогическая терапия
    • Опосредованная помощь (педагогическая профилактика)
  4. Заключение
  5. Список литературы

Текст работы

Введение.

Процесс формирования познавательных интересов – процесс сложный и длительный; он требует целостного подхода к личности, учёта учебных возможностей, причин отставания, отношения к учению, к учителю, наличия или отсутствия познавательных интересов в структуре личности. Формировать познавательный интерес слабоуспевающих это ещё труднее. Учитывая общее и своеобразное в личности подростков необходимо варьировать стимул познавательного интереса, актуализируя какую-либо группу или отдельные стимулы с учётом причин отставания школьников.

Целью данной работы является попытка рассмотреть подходы исследователей и, учитывая свой собственный опыт, по вопросу о путях формирования у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Особое внимание сконцентрировано на вопросе формирования познавательных интересов у слабоуспевающих.

Задачами являются:

  1. Выявление причин отставания в учёбе.
  2. Определение критериев неуспеваемости на уроках истории.
  3. Пути преодоления неуспеваемости.
  4. Стимуляция познавательных интересов у слабоуспевающих.

Вопросу о путях преодоления неуспеваемости посвящено очень много работ. Эту проблему исследовали как в отечественной литературе, так и за рубежом (Дж. Брунер, У. Глассер). Среди наших исследователей можно назвать: Захарова А.Б., Бондаренко С.М., Калмыкова З.И., Маркова А.К. и др. все они единодушно отмечают огромную роль учителя в формировании у детей познавательных интересов как средство преодоления неуспеваемости.

Глава I. Причины неудач в учёбе.

Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы, вызываемая причинами, в том числе и социальными.

Причины школьных неудач могут быть самыми различными и сложными. К их числу относятся такие факты, как отсутствие интереса к учёбе, плохое поведение в школе, лень и т.п., которые называются факторами, относительно зависимым от учащихся; плохая воспитательная атмосфера в семье, длительная болезнь, различные недостатки в учебно-воспитательной работе школы, т. е. факторы сравнительно не зависимые от учащихся.

Сложный характер причин неудач ученика в школьной учёбе единодушно отмечают все авторы, которые до настоящего времени занимались их анализом. Однако не все пришли к единому мнению в отношении того, какие среди различных условий, обычно тесно связанных между собой, играют доминирующую роль и, в конечном счёте, предопределяют школьные успехи учеников. Однако исследователи склонны видеть основную причину неудач в плохих общественно-экономических условиях жизни учащихся. Другие полагали, что корень зла нужно искать скорее в дефектах биопсихической «подготовленности» учащихся. Наконец, третьи видели основную причину в несовершенстве работы школы.

Ч. Куписевич, обобщив выводы исследователей, дал характеристику этим группам причин:

  1. Социально-экономические – материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное – недостатки семейной жизни.
  2. Причины биопсихического характера – это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рождённых здоровыми младенцев примерно одинаковые возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и от воспитания.
  3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя – решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям – психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства. Дидактогении – грубый брак в работе учителя.

Исследования показывают и более конкретные причины неудач в учёбе:

  • жёсткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, неудовлетворяющее потребности детей;
  • единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении;
  • неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;
  • пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрёжку.

Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведёт к неудачам в учёбе. Но дидактические причины школьных неудач выступают обычно наряду с другими причинами и взаимно обуславливают друг друга.

Кроме того, некоторые исследователи склонны по-разному оценивать влияние одного и того же набора причин в зависимости, например, от возраста учеников.

Т.к. представленная работа большого объема, то продолжение работы (Глава II, Заключение и Список литературы) представлено в

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Школьная неуспеваемость

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. К.Д.Ушинский

В последнее время в нашем образовательном учреждении возросла проблема школьной неуспеваемости – несоответствия учебных успехов учащегося требованиям школьной программы.

Число неуспевающих школьников (результаты учебной деятельности, которых много ниже требованиям учебной программы) превышает 30% от общего числа учащихся.

От 15 до 40% учащихся начальной школы испытывают различные трудности в процессе школьного обучения.

Понять причины неуспеваемости школьников, найти пути её преодоления, научить детей учиться – цель каждого образовательного учреждения.

Задача педагогического коллектива:

  • создать в школе атмосферу, способствующую развитию личности каждого школьника;
  • формировать у учащихся чувства собственного достоинства, самоуважения, значимости, неповторимости своей личности.

Значение школьного периода жизни человека трудно переоценить. Многие проблемы взрослого человека могут быть лучше поняты, если обратиться к его школьным годам. Дело не в том успешно или не успешно учился человек, а в том, насколько комфортно он себя чувствовал в школе, как складывались его отношения с учителями и одноклассниками. Именно под влиянием этих обстоятельств формируются те или иные личностные качества.

Главным показателем успешности ученика являются отметки. Именно на получение «хорошей» отметки любой ценой настраивают ученика учителя и родители.

Причины школьной неуспеваемости

  • Нейропсихологические (индивидуальные особенности анатомического созревания мозга ребёнка):
  • Требования учебного процесса опережают возрастную готовность к выполнению, поставленных перед ребёнком задач;
  • Условия социальной среды, в которой растёт ребёнок и которая препятствует нормальному периоду развития (внутрисемейные отношения, плохие условия жизни).
  • Психолого-педагогические (возраст ребёнка, дидактико-методическая система обучения):
  • Возраст ребёнка, начинающего систематическое обучение в школе;
  • Дидактико-методическая система обучения (традиционная или по развивающим учебным программам, ориентированным на «завтрашний» день в психическом развитии ребёнка).
  • Психологические (психологическая готовность к школьному обучению, интеллект, темперамент):
  • Расхождение требований, предъявляемых учебным процессом к уровню осуществления познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития (внимание, память, мышление);
  • Психологическая готовность (мотивация, интеллект, воля, характер социального развития);
  • Темперамент (сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический).

В результате многолетней работы педагогический коллектив школы пришёл к выводу, что обучение должно согласовываться с уровнем развития ребёнка, а обучение по развивающим программам поднимает на более высокий уровень психическое развитие учащихся.

Влияние темперамента на успешность учебой деятельности

  • Сангвинический тип темперамента

Особенности темперамента : живость, подвижность, быстрое реагирования на внешние события, сравнительно лёгкое переживание неудач и неприятностей.

: убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения материала обращать внимание на интересные аспекты задания, подбадривать, рассказывать о перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчивости в труде.

В качестве положительных сторон у учеников-сангвиников отмечается энергичность, быстрая реакция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами.

К числу недостатков можно отнести поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, « разбросанность» и многообразие интересов.

  • Холерический тип темперамента

Особенности темперамента : быстрота, порывистость, способность отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешены, склонны к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения.

Рекомендации в работе с учениками : создать спокойную уравновешенную атмосферу социального окружения, предупреждать появления аффектов (переключать внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции на какой-либо «нейтральный» объект).

Учеников-холериков характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение.

Быстрый темп письма отрицательно сказывается на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении приводит к недочитыванию слов или к неправильному их прочтению и как следствие к плохому пониманию прочитанного, ошибки при выполнении вычислительных операций.

Причина трудностей – природная высокая скорость нервных процессов.

  • Флегматический тип темперамента

Особенности темперамента : медлительность, невозмутимость, устойчивость стремлений, постоянство настроения, слабое внешнее выражение душевного состояния.

Рекомендации в работе с учениками : вырабатывать собранность, организованность, умение не тратить личное время на «раскачку». Полезно посадить такого ученика с более подвижным одноклассником.

Сухомлинский называл учеников-флегматиков «молчаливые тугодумы». Он писал: «Учителю хочется, чтобы ученик побыстрее ответил на вопрос, ему мало дела до того, как мыслит ребёнок, ему вынь да положь ответ и получай отметку. Ему и невдомёк, что невозможно ускорить течение медленной, но могучей реки. Пусть она течёт в соответствии со своей природой, его воды обязательно достигнут намеченного рубежа, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой лозинкой отметки – ничего не поможет». Таким детям требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. Они смиряются с тем, что двигаются и говорят медленнее других детей, и не делают ни каких попыток действовать в быстром темпе.

  • Меланхолический тип темперамента

Особенности темперамента : лёгкая ранимость, умственная утомляемость, повышенная аккуратность, старательность, склонность к глубокому переживанию даже незначительных неудач.

У учеников-меланхоликов быстро возникает умственное утомление. Слабость нервных процессов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач. Они производят на таких детей тормозящее, дезорганизующее влияние. Наоборот, систематическое ободрение, внушение веры в собственные силы, раскрытие ещё не использованных резервов даёт такому ученику возможность проявлять преимущества своего темперамента (повышенную аккуратность, старательность, тщательность), что приводит к успехам в учёбе.

Типы неуспевающих школьников

I тип характеризуется низким качеством мыслительной деятельности и положительным отношением к учёбе

Характерные признаки : используют привычные шаблонные способы работы даже тогда, когда с их помощью новые задачи решены быть не могут. Темп работы класса им не под силу, поэтому выполняют всё наспех, небрежно. Неуспех в учении для них не является источником моральных переживаний.

Основной недостаток – ярко выраженная мыслительная пассивность. Для достижения хороших результатов могут списать, подслушать, обмануть. Подчиняются требованиям классного коллектива и устанавливают с ним хорошие отношения.

  1. Развивать мыслительную деятельность.
  2. Проводить воспитательную работу.

II тип характеризуется высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению

Характерные признаки : самоорганизация в процессе работы, успех в учении зависит от того, нравится им предмет или нет. Избегают активной умственной работы на уроках и при подготовке домашних заданий по тем предметам, которые требуют от них больших умственных усилий и напряжения. Компенсируют свой неуспех в учении конфликтами с одноклассниками, протестами, демонстративными занятиями посторонними делами на уроке.

  1. Проводить воспитательную работу, имеющую целью изменение свойств их личности, сформировать новое отношение к школе, к учению.

III тип характеризуется низким качеством мыслительной деятельности и беспечным или отрицательным отношением к учению при частично или полной утрате позиции школьника

Характерные признаки : испытывают существенные трудности при усвоении знаний, не владеют учебными приемами, беспечно относятся к учению, к результатам своей деятельности. В процессе познавательной деятельности не выходят за пределы прочно усвоенных обиходных понятий. Уступая в умственном развитии одноклассникам, тяготятся пребыванием в школе. Стремятся подчинить своему влиянию неустойчивую часть учащихся, пользоваться их услугами в не учебное и учебное время. Их школьные интересы связаны с уроками физкультуры, труда. Вне школы им интересно бродить по улице, играть в азартные игры, сидеть в подъезде и другое.

  1. Формирование познавательных потребностей.
  2. Преодоление отрицательных наклонностей (формировать правильное отношение к труду и к учебному труду в частности через общественно полезную деятельность в коллективе).

Педагогическим коллективом школы выработан психолого-педагогический подход к слабоуспевающим школьникам:

  • обеспечение дозированной помощи взрослого при выполнении школьниками интеллектуальных заданий;
  • предлагать посильные задания для самостоятельного выполнения;
  • обязательно поощрять правильное выполнение заданий;
  • обеспечить индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении;
  • устранять пробелы в знаниях;
  • во время опроса не торопить с ответом, дать возможность его обдумать, ознакомиться с наглядными пособиями;
  • при объяснении нового материала учитывать характер познавательной деятельности учеников, темп их усвоения, более широко использовать наглядные средства обучения;
  • чаще обращаться к ним с вопросами, вовлекать в обсуждения.

В итоге оценивания учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные часто бросают школу, пополняют группы риска.

Исследования установили три группы причин школьных неудач.

1. Социальноэкономические - материальная необес печенность семьи, общая неблагополучная обстановка семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное - недостатки семейной жизни.

2. Причины биопсихического характера - это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцев примерно одинаковые 364

возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и от воспитания.

3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя - решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям - психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства. Дидактогении - грубый брак в работе учителя.

Исследования показывают и более конкретные причины неудач в учебе:

Жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребности детей;

Единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении;

Неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;

Пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрежку.

Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе.

Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства.

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю.Бабанским для этого была предложена концепция оптимизации учебновоспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанский предложен педагогический консилиум совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе группы выравнивания. Пре,; имущества последних в том, что занятия в них проводятся; по результатам серьезной диагностики, с подбором груп <: повых и индивидуальных средств обучения. Их ведут спе j циальные учителя, посещение занятий обязательно. !

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с не | успевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Конечно, неуспеваемость - это комплексная проблема, имеющая дидактический, методический, психологический, медицинский и социальнопедагогический аспекты Комплексным должно быть и ее решение.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Допишите предложения.

Виды контроля составляют текущий, ..., ... . К методам контроля относятся наблюдение........, дидактические..., метод... работ.

2. Дайте определение понятий: проверка знаний, дидактический тест, оценка знаний, неуспеваемость, педагогическая запущенность.

3. Перечислите причины неудач в учебе.

4. Назовите и охарактеризуйте средства преодоления неуспеваемости: щ

Педагогическая профилактика, Щ

- педагогическая терапия,

Литература для самостоятельной работы

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. Ингеншмп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М., 1991. Кпарш М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989. Kynuceem Ч. Основы общей дидактики. М., 1986. Цетлин B . C . Предупреждение неуспеваемости учащихся. М., 1989.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.

Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.

Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

    общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время;

    частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);

    неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая.

Пути устранения школьной неуспеваемости. Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

    Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.

    Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

    Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.

    Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Одно из направлений психологической коррекции при нарушениях учебной деятельности - это стимуляция и поддержка разнообразной познавательной активности ребенка, положительное эмоциональное подкрепление различных ее проявлений, создание условий для ее развития.

Одна из главных задач психологической коррекции - восстановить у ребенка желание учиться. У человека существует врожденная потребность «извлекать смысл из окружающего нас мира и делать это при произвольном контроле».

Литература

    Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. ‑ Издательство: Рассказов А.И., 2002. – 304 с.

    Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников. – Изд-во: КАРО, 2008. – 144 с.

    Колисниченко Н.В. Тестовый контроль знаний. ‑ Издательство: РАГС, 2008. – 44 с.

    Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. /Под ред. В.С. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Рстов н/Д, 2004. – 336 с. (Серия «Педагогическое образование»)

    Федоров В.А., Колегова Е.Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования. – Издательство: Академия, 2008. – 208 с.

Оборудование: доска, мел, компьютер, ММ-проектор, экран.

Технологии: мини-проект, технология группового обучения.

Учебный проект создается студентами с целью выработки обоснованной авторской системы диагностического комплекса (технологии контроля) по управлению образовательным процессом. По окончании работы демонстрируются фрагменты диагностических комплексов и педагогически обоснованных управленческих решений оптимизации образовательного процесса.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С. Полат). Это совокупность приёмов, действий студентов в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи ‑ решения проблемы, лично значимой для студентов и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Технология группового обучения (работа в статических и динамических парах, взаимообмен заданиями, взаимопроверка и контроль и др.). Подобное организационно-методическое решение позволяет детально проработать ситуацию педагогического контроля в малых группах, а также закрепит знания и опыт применения технологии сотрудничества.

В данном случае преподавателю следует выступать в роли куратора. Куратор (от лат. curator) ‑ тот, кто наблюдает за ходом определённой работы или иным процессом.

Вопросы для обсуждения

    Какие методики оценки образовательного процесса наиболее значимы: качественные или количественные? (в сравнении с другими производственными процессами).

    Насколько возможно оценить все (абсолютно все!) компоненты, стороны образовательного процесса при помощи технологий контроля?

    Насколько педагог может предупредить причины неуспеваемости?

    Каков инструментарий коррекционной работы для преодоления неуспеваемости учащихся по вашему предмету?

    Что важнее для человека отметка или оценка на этапах учебной деятельности (в школе), учебно-профессиональной деятельности (в профессиональном учебном заведении), профессиональной деятельности (на производстве)?

    В чем состоит основание мнения, что троечники успешнее на производстве, чем отличники? и т.д.

Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства.

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных мето­дов и форм обучения, новых педагогических технологий, про­блемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю. Бабанским для этого была предложена концепция оптимиза­ции учебно-воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.

2. Педагогическая диагностика - систематический конт­роль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются методы диагностики: беседы учите­ля с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допу­щенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический конси­лиум - совет учителей по анализу и решению дидактических, педагогических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, на Западе группы выравнивания. Преимущества последних в том, что

занятия в них проводятся по результатам серьезной диагности­ки, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспита­тельная работа, которая включает и работу с семьей школьника, она является частью социально-педагогической, психологической работы с трудными учащимися.

Задания на усвоение и проверку

1. Допишите предложения.

Контроль знаний имеет такие виды: текущий, ... , ... . К методам контроля относятся наблюдение, ... , ... , дидак­тические... , метод... работ. См. текст 16.1.

2. Дайте определение понятий: проверка знаний, дидактиче­ский тест, оценка знаний, неуспеваемость, педагогическая запу­щенность. См. текст 16.

3. Перечислите причины неудач в учебе.

4. Назовите и охарактеризуйте средства преодоления неуспе­ваемости: - педагогическая профилактика,

Педагогическая терапия,

- .......................... . См. текст 16.2.3.

Слова для вставки: периодический, итоговый; устный, пись­менный контроль, тесты, практических; педагогическая диагно­стика, воспитательное воздействие.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

17. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

17.1. Принципы образовательной политики

Под системой образования понимается совокупность образо­вательных программ и стандартов, сеть образовательных учреж­дений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы. Характер системы образования в любом государстве определяется социально-эконо­мическим, политическим строем, культурно-историческими, на­циональными особенностями страны.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В насто­ящее время в РФ действуют такие принципы:

Гуманистический характер образования, приоритет общече­ловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;

Единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

общедоступность образования и адаптивность системы обра­зования к потребностям обучаемых;

светский характер образования в государственных учрежде­ниях;

свобода и плюрализм в образовании;

Демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учрежде­ний. См. Закон РФ об образовании, ст.2.

Эти принципы определяют основные направления, приори­теты образовательной политики и, следовательно, характер обра­зования и учебных учреждений в стране.

17.2. Образовательные учреждения

Образовательным называется учреждение, которое ведет учебно-воспитатательный процесс по определенной образователь­ной программе (о программе см. текст 10.3.2). Существуют следующие типы образовательных учреждений.

Дошкольное: ясли, детский сад.

Общеобразовательное, со ступенями (начальное, основное, среднее общее): школы, лицеи, гимназии и пр.

Профессиональное (начальное, среднее, высшее): училища, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии и пр.

Специальные (коррекционные) для обучения детей с откло­нениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и пр.

Учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы и пр.

Учреждения для детей-сирот и детей без попечения родителей: интернаты, детские дома.

Другие учреждения: курсы, институты повышения квалифи­кации, переподготовки и пр.

По организационно-правовым формам образовательные учреж­дения могут быть государственными, муниципальными, негосудар­ственными (частными, общественных и религиозных организаций).

Граждане могут использовать разные формы получения об­разования: в образовательном учреждении, с отрывом от работы или без него, семейное образование, экстернат.

17.3. Органы управления образованием

К органам управления образованием относятся федеральные (общегосударственные), республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (местные). Каждая сту­пень органов управления обладает своей компетенцией. В целом управление - процесс выработки решений, принятия законов в области образования, планирования, организации, регулирова­ния и контроля за деятельностью образовательных служб. Важ­нейшими функциями федеральных органов являются разработка образовательных программ и стандартов, аккредитация и атте­стация учреждений и учителей, формирование образовательной инфраструктуры, финансирование, прогнозирование развития образования. Напомним, что государственные образовательные стандарты - это обязательный минимум содержания каждой

основной общеобразовательной и профессиональной программы с уровнем усвоения, обеспечивающим дальнейшее обучение или работу.

Кроме того, органы управления руководят выпуском учебни­ков, учебных пособий и средств, организуют подготовку и перепод­готовку кадров для образования, обеспечивают развитие педагогической науки.

ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ