» »

Психологический анализ феномена детской застенчивости. Преодоление застенчивости детей шестого года жизни посредством арт-терапии «Семицветик» (методическое пособие)

10.10.2019

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном (какой я, какой я по отношениям ко мне родителей) и Я-идеальном (какой я, каким я могу быть хорошим?) дифференцируются более четко.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи .

Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия (формирование самоконтроля и регуляции), рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций , у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: эмоциональные, моральные, эстетические.

К эмоциональным чувствам можно отнести:

Любопытство;

Любознательность;

Чувство юмора;

Удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

Чувство прекрасного;

Чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

Чувство гордости;

Чувство стыда;

Чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные! нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

У детей старшего дошкольного возраста к 7 годам, уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Психологическая готовность к школе


Компоненты психологической готовности

Содержательная характеристика

Интеллектуальная готовность

Ø Наличие широкого кругозора и запаса знании.

Ø Сформированность начальных умений учебной деятельности.

Ø Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).

Ø Логическое запоминание.

Ø Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

Ø Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

Ø Развитие фонематического слуха


Личностная готовность

Ø Принятие новой социальной позиции.

Ø Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

Ø Развитие познавательных критериев, любознательности.

Ø Развитие желания ходить в школу.

Ø Произвольное управление своим поведением.

Ø Объективность самооценки.

Ø Потеря «детскости», непосредственности


Социально-психологическая готовность

Ø Гибкое владение способами установления взаимоотношений.

Ø Развитие потребности в общении.

Ø Умение подчиняться правилам и нормам.

Ø Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.



Эмоционально-волевая готовность

Ø Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

Ø Эмоциональная устойчивость.

Ø Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.

Ø Умение ограничивать эмоциональные порывы.

Ø Умение систематически выполнять задания.


Диагностический инструментарий:

Диагностика зрительной памяти дошкольников по методике Векслера

Диагностика коммуникативных умений ребёнка

Диагностика образной памяти ребенка

Диагностика памяти опосредованного запоминания для детей 5 - 6 лет.

Диагностика переключения и устойчивости внимания методом сложения чисел с переключением

Диагностика познавательных процессов. «Чем залатать коврик?»

Диагностика произвольной сферы. Методика "вежливость" Н.И. Гуткиной

Диагностика распределения внимания.

Диагностика способности к анализу ситуации детей 5 - 10 лет. "Рассказ по серии сюжетных картинок"

Диагностика уровня развития произвольной сферы. "Домик" Н.И. Гуткиной

Диагностика уровня развития тонкой моторики и умения работать по образцу

Диагностика эмоционального отношения к школе детей 6 - 7 лет.

Зрительно моторная координация. Тест Бендера

Изучение эмоционального отношения к школе для детей 6 - 7 лет.

Исследование вербального мышления детей. И. Шванцара

Исследование способности к умозаключению детей 6 - 8 лет.

Классификация для детей 6 - 8 лет. "Исключи лишнюю картинку, слово"

Комплексная оценка внимания дошкольника: объем, переключение, устойчивость.

Мелкая моторика. Тест на выявление уровня выносливости и быстроту мышц кисти рук

Мелкая моторика. Функциональные пробы руки

Методика диагностики продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-6 лет. "Найди и вычеркни" Т.Д. Марцинковской

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания ребенка. Тест Пьерона-Рузера

Методика исследования мышления детей 5 - 7 лет. "Времена года"

Методика на переключение внимания. "Красно черная таблица"

Методика определения скорости и объема внимания. Таблица Шульте

Проективная методика. "Рисунок человека"

Психодиагностика наглядно действенного мышления детей 5 - 7 лет. Тест "Вырежи фигуру"

Тест «Готов ли ребенок к школе»

Тест готовности к школе Керна-Ирасека

Тест для изучения коммуникативных умений детей 4 - 7 лет.

Тест для исследования ориентации в пространстве. «Графический диктант» Д. Б. Эльконина

Тест для исследования произвольного внимания."ДА И НЕТ" Н.И. ГУТКИНОЙ

Тест Какой вы родитель (родитель или приятель).

тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. ВЕНГЕРА

Тест на внимание детей от 5 до 7 лет "Найди пару"

Тест на воображение детей 5 - 7 лет. "Придумай игру"

Тест на воображение. Опросник для родителей (Фантазия ребенка).

Тест на воображение ребенка. "Нарисуй что нибудь" Т.Д. МАРЦИНКОВСКОЙ

Тест на воображение ребенка. "Придумай рассказ" Р.С. НЕМОВА

Тест на восприятие детей 5 - 5,5 лет. "Эталоны" Л.А. Венгера

Тест на восприятие детей. "коробочка форм"

Тест на восприятие детей. "Нелепицы"

Тест на восприятие детей "Разрезные картинки"

Тест на восприятие дошкольника. "Какие предметы спрятаны в рисунке"

Тест на восприятие ребенка Мюнстерберга

Тест на восприятие. "Чего не хватает на этих рисунках".

Тест на выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке

Тест на выявление уровня развития речи у детей

Тест на зрительное восприятие. "Назови фигуру"

Тест на избирательность внимания. Кюси

Тест на исследование зрительной памяти ребенка

Тест на исследование слуховой памяти детей. "Арифметический тест Векслер"

Тест на креативность

Тест на логическую память детей 5 - 16 лет. "Воспроизведение текста"

Тест на мышление детей 5 - 10 лет. "Последовательные картинки"

Тест на мышление «Обведи контур»

Тест на мышление (планирование и самоконтроль ребенка). "Заселение домика"

Тест на мышление ребенка «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)

Тест на объём и концентрацию внимания детей 6 - 10 лет. "Корректурная проба"

Тест на обьем внимания. «Запомни и расставь точки»

Тест на определение ведущей руки.

Тест на определение уровня развития речи у детей.

Тест на определение уровня развития фонематического слуха детей 6 - 7 лет.

Тест на память "10 предметов"

Тест на память детей 6 - 7 лет. "Запоминание 10 слов А.Р. Лурия

Тест на переключение и распределение внимания. «Проставь значки»

Тест на проверку фонематического слуха. "Найди звук" Н.И. Гуткиной

Тест на произвольное внимание детей 6 - 7 лет. "Фигурные таблицы"

Тест на самооценку ребенка. "ЛЕСЕНКА"

Тест на скорость запоминания и адекватное воспроизведение

Тест на словесно логическое мышление детей 5 - 7 лет. "Невербальная классификация". Т.Д. Марцинковской

Тест на слуховое восприятие."Графический диктакт"

Тест на узнавание. Коган

Тест на умение ребенка устанавливать причинно-следственные связи между явлениями

Тест «Объем зрительной памяти»

Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости С.Л. Банков

Тест перцептивное моделирование" Л.А. Венгера

Тест "Способность к обучению в школе" Г. Вицлака

Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений. Американский психолог Ф. Зимбардо выделил ряд обусловленных застенчивостью трудностей, которые возникают в межличностных отношениях взрослых. Среди них такие, как затруднения при знакомстве с людьми, возникающие отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неудачное предъявление себя, затрудняющее адекватную оценку застенчивого человека другими людьми, чрезмерная сосредоточенность на себе и др.

Проведенный Ф. Зимбардо опрос выявил, что среди американских студентов от 18 лет до 21 года 42% считают себя застенчивыми, а с учетом тех, кто преодолел в себе это качество, число застенчивых людей повышается до 73%. Полученные данные свидетельствуют о чрезвычайной распространенности этого качества и озабоченности застенчивых людей возникающими у них трудностями взаимоотношений с окружающими. Данная проблема уходит своими корнями в детство. В чем кроются причины застенчивости, какова ее природа?

В психологии существует несколько подходов к этой проблеме. Так, психоанализ видит в ней симптом неудовлетворенного эдипова комплекса, бихевиоризм — приобретенную реакцию страха на социальные стимулы. Социологи связывают застенчивость с чувством личного неблагополучия и ищут корни ее в экологии социального Я. Сторонники экзистенциальной психологии также подчеркивают связь застенчивости с чувством личной незащищенности, вызванным страхом быть отвергнутым другими людьми. Исследователи личностных черт рассматривают ее как повышенную чувствительность к опасности, имеющую врожденный характер. В контексте развития эмоций и чувств человека застенчивость рассматривается то как синоним чувства страха (Д. Болдуин, К. Гросс), то как выражение чувства стыда или вины (В. Штерн, В. Зеньковский, Д. Изард). Вместе с тем все психологи отмечают связь застенчивости с особенностями самосознания ребенка и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим.

Несмотря на наличие достаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего носит умозрительный характер и не опирается на конкретные исследования. Сегодня можно констатировать, что многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми. Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни, не выяснена структура его образа Я, их динамика в период дошкольного детства. Эти проблемы и были поставлены в центр экспериментального лонгитюдного исследования, которое проводилось с детьми дошкольного возраста.

Застенчивость рассматривается в данной работе как один из видов амбивалентного отношения ребенка к другим людям и к самому себе, которое проявляется в общении и в межличностных отношениях.

Критерии отбора испытуемых. Работа с индивидуальными вариантами развития требует прежде всего выделения критериев составления выборок испытуемых. Опираясь на имеющиеся в литературе данные, мы выделили комплекс поведенческих симптомов, характеризующих застенчивых детей. В него вошли следующие показатели:

  1. локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения — удаления, чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми;
  2. эмоциональный дискомфорт, который ребенок испытывает при встрече и в ходе общения с посторонними, а иногда и со знакомыми взрослыми;
  3. боязнь любых публичных выступлений, в том числе на занятиях;
  4. избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказ или затруднения в общении с посторонними.

На основании этих показателей были составлены две анкеты: для родителей и для воспитателей. Анкеты для родителей включали вопросы о характере взаимоотношений в семье, предпочтениях в общении, ситуациях, вызывающих застенчивое поведение ребенка, о симптомах этого поведения и пр. Воспитателям задавались вопросы об успехах детей в разных видах деятельности, особенностях контактов с близкими и посторонними взрослыми, о поведении на занятиях и в ходе публичных выступлений. В анкетировании участвовали родители 45 дошкольников и воспитатели тех групп детского сада, которые посещали дети.

Помимо анкетирования взрослых со всеми детьми проводилась предварительная «проба на застенчивость». С этой целью организовывалась ситуация «подзывания», в которой незнакомый ребенку взрослый просил подойти к нему. Проба проводилась во время свободной игры детей в группе детского сада. В этой ситуации фиксировались выделенные выше особенности поведения.

Все эксперименты проводились в тот период, когда дети прошли адаптацию к дошкольному учреждению.

По результатам анкетирования взрослых и предварительной пробы были составлены две выборки, в которые вошли 15 застенчивых и 15 незастенчивых дошкольников.

Все испытуемые участвовали в лонгитюдном исследовании на протяжении четырех лет. В качестве постороннего взрослого выступал экспериментатор.

Первый вопрос, который был поставлен в работе, касался выявления особенностей общения застенчивых детей со взрослым, так как именно в этой сфере закладываются основы межличностных взаимоотношений ребенка с другими людьми.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВЫХ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМ

Поставленная задача решалась в контексте разработанных М. И. Лисиной представлений о генезисе общения детей со взрослыми как о смене его форм — интегральных, целостных образований, характеризующих уровни развития коммуникативной деятельности. Первым в онтогенезе появляется ситуативно-личностное общение, на его основе в раннем возрасте складывается ситуативно-деловое общение (СДО), а затем, на протяжении дошкольного возраста, складываются более сложные формы общения: внеситуативно-познавательная (ВПО) и внеситуативно-личностная (ВЛО).

Ни одна из этих форм не исчезает, меняется лишь их значимость для ребенка, их место в его жизнедеятельности. В качестве важнейших параметров форм общения выступают содержание потребности ребенка, которая удовлетворяется в той или иной форме общения, ведущие мотивы, побуждающие его к определенному типу общения, и соответствующие им средства коммуникации.

Исходя из положений теории генезиса общения, в качестве центрального объекта изучения были выделены особенности взаимодействия застенчивых дошкольников в указанных формах общения.

Методика эксперимента включала три серии опытов. В первой серии взрослый предлагал ребенку совместную предметную деятельность: сборку конструктора, лего, мозаики (СДО); во второй — рассматривание и обсуждение книг познавательного содержания (ВПО); в третьей — беседу на личностные темы (ВЛО). Поведение ребенка в каждой форме общения регистрировалось по двенадцати параметрам, представленным в табл. 1.

Помимо этого проводилось еще несколько проб. Одна из них была направлена на выявление отношения детей к необычному для них виду деятельности, связанному с запретом взрослого, с оценкой, заведомо известной ребенку. Для этого экспериментатор просил его сделать рисунок на листе губной помадой.

Другая ситуация выявляла способность к самовыражению, умению открыто и ярко проявлять свои эмоции в общении. Эта ситуация называлась «Море и корабль». В ней взрослый организовывал игру-драматизацию, в которой ребенок выступал в роли капитана корабля, который должен был, перекрикивая шум волн, успокоить бушующее море и спасти пассажиров во время шторма.

Полученные данные подвергались количественному и качественному анализу. Статистическая обработка проводилась по критерию Уилкоксона или Манна-Уитни.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Во всех экспериментальных сериях, независимо от их содержания, у застенчивых детей были обнаружены выделенные выше общие симптомы застенчивого поведения. Эксперименты позволили расширить его феноменологию и выделить ряд дополнительных признаков застенчивости. Так, застенчивые дети оказались менее инициативными, чем их незастенчивые ровесники; часто испытывали робость, смущение от внимания взрослого, его оценки, независимо от ее характера; избегали взглядов в глаза; проявляли двигательное беспокойство; гораздо реже и менее развернуто обращались к взрослому или отвечали на его вопросы; большинство их инициативных и ответных действий были окрашены амбивалентными эмоциями.

Действуя в совокупности, эти симптомы нарушали естественный ход общения, его диалогический характер. Отличительной особенностью общения застенчивого ребенка была прерывистость, цикличность протекания. Вот пример поведения застенчивого ребенка в ситуативно-деловом общении.

Ира Г., 4,5 лет. Девочка с удовольствием согласилась поиграть со взрослым, однако, усевшись за столик, смущенно улыбнулась и начала теребить платье. Через несколько секунд она робко дотронулась до игрушки и вопросительно взглянула на экспериментатора, не решаясь что-то сказать или спросить. После поддержки взрослого Ира начала сама собирать лего, поглядывая на образец. На протяжении всей сборки она ни разу не обратилась за помощью, а в случаях затруднения лишь бросала робкие вопросительные взгляды на взрослого. На предложения помочь или вместе собрать игрушку Ира кивала головой, замирала и ждала инициативы экспериментатора. Его одобрение она встречала внешне спокойно, но начинала действовать быстрее, увереннее. Замечания вызывали у нее явное смущение. Девочка либо прекращала деятельность и молча смотрела в стол, либо замедляла ее, исподлобья смущенно поглядывая на взрослого. На вопросы отвечала медленно, односложно, очень тихо, не поднимая головы, теребя платье или дергая себя за волосы. Собрав фигурку вместе со взрослым, Ира вновь опустила голову и замерла в неподвижной позе. В ответ на похвалу она облегченно вздохнула, смущенно поежилась, улыбнулась и принялась теребить свои колготки.

В табл. 1 представлены обобщенные данные о различиях в параметрах форм общения у застенчивых и незастенчивых детей.

Таблица 1

Различия в параметрах трех форм общения (СДО, ВПО, ВЛО) у застенчивых и незастенчивых детей в целом по выборке испытуемых

Параметры форм общения

Значимость различий

4-й год жизни

5-й год жизни

6-й год жизни

7-й год жизни

Инициативность

Чувствительность к воздействиям взрослого

Умение развить ситуацию общения

Умение действовать по образцу

Эмоциональная окраска действий

Отношение к похвале за результат деятельности (только в СДО)

Отношение к отрицательной оценке (в СДО и ВПО)

Уровень речевого общения

Зрительный контакт

Двигательное состояние

Переживание успеха в деятельности (в СДО)

Переживание неуспеха в деятельности (в СДО)

Примечание. Знак «+» означает, что различия значимы, знак «-» - незначимы.

Как следует из табл. 1, почти по всем параметрам выявлены статистически значимые различия между двумя выборками детей.

Ситуация «губная помада» показала, что большинство застенчивых детей испытывали особую робость и смущение тогда, когда им предлагалась деятельность, заведомо не одобряемая взрослыми. Сформированный внутренний запрет, боязнь отрицательной оценки иногда буквально парализовали ребенка, вызывали у него гамму амбивалентных эмоций. В этой ситуации дети как будто ждали подвоха, испуганно и смущенно отказывались даже дотронуться до губной помады, прятали руки за спину, испуганно произносили: «Я не могу», «Я не умею», «Я не хочу». Даже после того, как взрослый сам делал на глазах у ребенка рисунок, он отказывался рисовать, просил дать ему карандаши, говорил: «Я дома так не делаю», «Я испачкаюсь».

Если ребенок все же преодолевал свою скованность и начинал рисовать, то делал это осторожно, робко, смущенно поглядывая на экспериментатора. Незастенчивые дети в такой ситуации весело смеялись, воспринимая ее как игру, рисовали охотно, уверенно и смело.

Не меньшее смущение вызывала у застенчивых дошкольников и необходимость проявить себя в игре «Море и корабль». Вот типичное поведение застенчивого ребенка в данной ситуации.

Сережа К., 6 лет. С интересом выслушав правила совместной игры, Сережа взялся со взрослым за руки, но его поза и движения свидетельствовали о внутреннем напряжении и скованности. Изображая вместе со взрослым шум моря и плеск волн, мальчик испытывал одновременно и удовольствие, и смущение. Когда подошла его очередь сыграть роль капитана, Сережа замер на месте, шевеля губами и пытаясь произнести нужные слова, но так и не смог пересилить себя, смущенно-виновато глядя на экспериментатора.

На повторную просьбу взрослого остановить бушующее море, Сережа, чуть не плача, начал высвобождать свои руки из рук экспериментатора, отчаянно повторяя «Я не могу».

Таблица 2

Число детей, проявивших застенчивость в разных формах общения (% от общего числа испытуемых)

Формы общения

4-й год жизни

5-й год жизни

6-й год жизни

7-й год жизни

Наблюдения показали, что и в процессе бесед на личностные темы, когда застенчивый ребенок сталкивается с необходимостью проявить свои желания, чувства, он начинает вести себя особенно сдержанно, испытывает большое внутреннее напряжение.

Лонгитюдный эксперимент позволил выявить возрастные особенности застенчивости у дошкольников. Оказалось, что она является стабильным феноменом. Практически все дети, которые вели себя застенчиво в три года, сохранили это качество до семи лет. Вместе с тем в наших опытах обнаружилась неоднородность проявления застенчивости в разные возрастные периоды детства. Слабее всего она проявлялась в младшем дошкольном возрасте, резко возрастала на пятом году жизни, несколько снижалась к шести и значительно сокращалась к семи годам.

При этом на пятом году жизни в наибольшей степени нивелировались индивидуальные различия между детьми. Усиление застенчивости в этот период имело характер возрастного феномена. Количественный и качественный анализ показал, что выраженность застенчивости очевидным образом связана с периодом становления и с содержанием форм общения ребенка со взрослым. Это подтверждается следующими данными.

1. С возрастом увеличилось число детей, которые проявляли застенчивость в разных формах общения. Эти данные отражены в табл. 2.

Из табл. 2 следует, что в младшем дошкольном возрасте застенчивое поведение чаще всего проявлялось в ситуативно-деловом и внеситуативно-познавательном общении (29%) и намного реже — во внеситуативно-личностном общении (9%). С возрастом число детей, проявивших застенчивость в разных формах общения, резко возросло (до 68%) на пятом-шестом годах жизни и постепенно сократилось и стабилизировалось во всех формах общения к семи годам.

При этом обнаружилась тенденция к распространению застенчивости на все формы общения в целом (т. е. если ребенок четвертого года жизни проявлял застенчивость только в одной форме общения, то после четырех-пяти лет он начинал вести себя застенчиво и при других формах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что застенчивое поведение проявляется в наиболее значимых для ребенка сферах общения.

2. Степень выраженности застенчивости оказалась связанной и с содержанием той или иной формы общения. В наибольшей степени она проявлялась в тех сферах жизни ребенка, которые находились в стадии становления. Так, на пятом году жизни, в период интенсивного формирования внеситуативно-познавательного и зарождения внеситуативно-личностного общения, всплеск застенчивости наблюдался именно в этих формах (в ВПО она повысилась в 30 раз, а в ВЛО превышала показатели всех других форм общения), а по мере их становления застенчивость ослаблялась, хотя и не исчезала совсем.

Исключение составило ситуативно-деловое общение. К семи годам застенчивость проявлялась в нем ярче, чем в других формах общения. Это происходило за счет особого отношения ребенка к результативной стороне предметной деятельности и отношения к оценке, которые с возрастом становились все более важными для него. На обсуждении этого вопроса мы остановимся чуть позже.

Итак, эксперименты показали, что застенчивость проявляется преимущественно в значимых для ребенка ситуациях общения со взрослым даже тогда, когда оно имеет явно игровой характер. Что кроется за застенчивым поведением? Можно ли выделить единое основание для его объяснения?

Для ответа на этот вопрос полученные данные были проанализированы с точки зрения возможных причин застенчивости. Выделение из экспериментальных ситуаций отдельных «эпизодов застенчивости» позволило определить смысловое ядро каждого из них. В результате такого анализа были выделены четыре основные причины застенчивого поведения.

Первая — и наиболее распространенная причина — отношение ребенка к оценке взрослым (как реальной, так и ожидаемой) его деятельности в целом или отдельных действий. У застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки. Приведем пример.

Катя П., 4 года. Собирая из кубиков фигурку по образцу, девочка действовала очень осторожно, исподлобья напряженно поглядывая на экспериментатора. Иногда тихо и робко спрашивала. «Так?» В ответ на порицание Катя опускала голову, смотрела в пол, теребила колготки. Предложение помощи девочка встретила охотно, облегченно вздохнула и продолжила сборку вместе со взрослым. Удача вдохновила и успокоила ее, но малейшее замечание экспериментатора замедляло деятельность и вызывало новый всплеск робости и смущения. Закончив сборку, Катя слабо и неуверенно улыбнулась взрослому, напряженно ожидая его оценки. Получив похвалу, снова облегченно вздохнула и радостно кивнула головой.

Отношение к оценке имеет свою возрастную специфику. В то время, как маленькие дети остро и аффективно реагируют на отрицательную оценку, а в ответ на положительную выражают удовольствие, с возрастом у них формируется парадоксальное отношение к похвале взрослого: его одобрение начинает вызывать амбивалентное чувство радости и смущения.

Вторая причина — собственное отношение ребенка к своим конкретным действиям вне зависимости от оценок взрослого. Ребенок ведет себя застенчиво в ситуациях ожидания неуспеха в деятельности. В случае затруднения он робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, смущенно улыбается, ежится и тихо произносит: «Не получается». Так же, как и в предыдущем случае, смущение может проявляться и при успешном решении задачи. Быстро выполнив задание, ребенок со смешанным чувством гордости и смущения смотрит на взрослого и произносит: «Все, собрал».

Обе выделенные области, как правило, «идут рука об руку»: ребенок одновременно не уверен и в правильности своих действий, и в положительной оценке взрослого. Это ярко проявляется в новых для ребенка ситуациях, страх перед всем новым вообще характерен для застенчивых детей.

Третья причина — общая самооценка ребенка, которая отражается в его неуверенности в положительном отношении к нему взрослого, в одновременном желании и боязни привлечь к себе его внимание, выделиться из группы сверстников, а в целом — оказаться в центре внимания. Эта особенность ярко проявляется в ситуациях встречи взрослого с ребенком, а также в начале любой совместной деятельности. Приведем пример.

Дима С., 3 года. Играет с машинкой рядом со сверстниками в групповой комнате. При появлении взрослого он внимательно посмотрел на него, но встретив его взгляд, смущенно отвернулся. Взрослый попросил мальчика подойти к нему. Дима улыбнулся, быстро встал, сделал несколько шагов навстречу, остановился и начал смущенно топтаться на месте, вертя в руках машинку. Некоторое время он нерешительно поглядывал на взрослого. Когда тот повторно подозвал ребенка, Дима вновь сделал два шага, затем двинулся вперед, выбирая обходную траекторию вокруг столов, подошел и остановился в нескольких шагах от взрослого, снова отошел, затем побежал в туалет, вышел из него, издали вопросительно посмотрел на взрослого. Подошел к нему только после того, как его подозвали в четвертый раз, встал рядом и смущенно поглядывая в глаза, принялся накручивать на палец волосы.

Четвертая причина «примыкает» к третьей и отражает особую, характерную для застенчивых детей потребность оградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства. Эта потребность действует одновременно с доброжелательным отношением ребенка ко взрослому, желанием общаться с ним. У пяти-шестилетних детей в разных вариантах внеситуативно-личностного общения такая причина застенчивости встречается чаще всего. Данная форма общения включала в эксперименте два варианта: беседу о ребенке и рассказ взрослого о себе. Оказалось, что застенчивость проявлялась преимущественно в первом варианте беседы, где внимание привлекалось к личности ребенка, в то время как в ходе беседы о другом человеке ребенок расслаблялся, с интересом слушал взрослого, внимательно и сочувственно смотрел ему в глаза, задавал вопросы.

Итак, основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми связаны со сферой его собственного отношения к себе и отношения других. Какова специфика отношения к себе у застенчивых детей по сравнению с их незастенчивыми сверстниками? Для ответа на этот вопрос была проведена дополнительная серия экспериментов.

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ У ЗАСТЕНЧИВЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В концепции генезиса общения отношение ребенка к себе рассматривается через анализ его образа Я. Образ себя понимается как сложный комплекс, включающий аффективный и когнитивный компоненты. Аффективная часть образа себя представляет собой общую самооценку — целостное отношение ребенка к себе как к значимому, любимому (или незначимому и нелюбимому) существу, а когнитивная часть выражает отношение ребенка к успешности или неуспешности своего отдельного, частного действия или поступка. Таким образом, когнитивная часть образа себя относится к области представлений, знаний о себе, т. е. к познавательной сфере.

Образ себя имеет сложную архитектонику, состоящую из центра, или ядра, где рождается и функционирует общая самооценка, и периферии, куда поступают новые впечатления и знания человека о себе. Существует сложное взаимодействие этих составляющих, взаимно проникающих и корректирующих друг друга.

Образ себя у застенчивых детей изучался с помощью нескольких методических приемов.

Для выявления аффективной части образа себя использовалась методика В. Г. Щур «Лесенка». В ходе беседы с ребенком выявлялось его отношение к себе в целом и к своим отдельным качествам, а также отношение к нему со стороны других людей: родителей, воспитателей и сверстников.

Особенности конкретной самооценки изучались в процессе совместной предметной деятельности ребенка со взрослым через анализ его уровня притязаний и отношение к успеху или неудаче в деятельности.

Уровень притязаний определяется нами вслед за Л. С. Славиной как те достижения ребенка, которых он хочет добиться. Они основываются на возникшей в его предшествующем опыте определенной оценке своих возможностей, т. е. самооценке. Такая самооценка включает в себя как целостное отношение ребенка к себе, так и его представления о своих возможностях в конкретных видах деятельности, т. е. конкретную самооценку. Она и стала объектом нашего внимания.

Уровень притязаний определялся путем выбора ребенком степени трудности задания. Взрослый объяснял ребенку, что среди трех интересных игр есть легкие и трудные и спрашивал, в какую из них он хотел бы поиграть. Ребенок делал выбор, и экспериментатор предоставлял ему возможность выполнить задание, помогая добиться успеха. После того, как задание было выполнено, взрослый хвалил ребенка и предлагал выбрать новое по степени трудности. В ходе встречи ребенок делал такой выбор трижды.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Методика «Лесенка» показала, что на протяжении всего дошкольного возраста застенчивые дети сохраняли высокую общую самооценку и этим не отличались от своих незастенчивых сверстников. Эти данные вносят коррективы в общепринятое представление о низкой самооценке застенчивого ребенка.

Вместе с тем уже в три года у застенчивых детей обнаружилась тенденция к разрыву в оценке себя самим и другими людьми. Последняя оказалась заниженной у 27% детей четвертого года жизни, у 46% — на пятом году, у 69% — на шестом году и у 75% — на седьмом. Наиболее резкие различия наблюдались в отношении оценок детей воспитателями. У незастенчивых детей такие разрывы появились лишь на шестом году жизни. Они наблюдались редко и выражались намного слабее.

Данные об уровне притязаний у застенчивых и незастенчивых детей на основании выбора ими степени трудности задания (конкретная самооценка) показали, что уровень притязаний у застенчивых детей подвержен на протяжении дошкольного возраста большим колебаниям, чем у незастенчивых. У последних он практически не менялся (оставался на уровне 33—36% выборов трудных заданий), а у застенчивых в разные периоды жизни колебался от 9 до 36%.

Самые низкие его показатели у застенчивых дошкольников были обнаружены на четвертом и на шестом годах жизни, самые высокие — на пятом и седьмом годах. В последнем из указанных периодов уровни притязаний у застенчивых и незастенчивых детей практически не различались (соответственно 33 и 36%).

Парадоксальная ситуация наблюдалась у застенчивых детей на пятом году жизни: резкое возрастание уровня притязаний в деятельности и одновременно с этим — ярко выраженные проявления застенчивого поведения. В этом возрасте застенчивый ребенок в наибольшей степени пробует свои силы, заявляет о них и в то же время больше всего смущается и робеет от собственной смелости. Полученные данные, по-видимому, свидетельствуют об особенно переживаемой застенчивым ребенком этого возраста потребности в уважении взрослого, которая интенсивно формируется именно в данный период.

Анализ предметной деятельности показал, что колебания в уровне притязаний и степень выраженности застенчивости не связаны с успешностью в деятельности.

Различий по этому параметру у застенчивых и незастенчивых детей не зафиксировано. Нередко застенчивые дети гораздо лучше справлялись с заданиями, чем их незастенчивые ровесники.

Статистически значимые различия обнаружились лишь в динамической стороне деятельности. Они проявлялись в том, что застенчивые дети были более осторожны в своих действиях, чаще замедляли темп работы в случае неудачи или отрицательной оценки, были менее настойчивы в достижении результата. Очевидно, что этот аспект деятельности связан с особенностями общения застенчивых детей со взрослыми. Неуверенность в положительной оценке взрослого переносилась этими детьми и на отношение к своим действиям.

Другим параметром конкретной самооценки выступило отношение застенчивых детей к успехам и неудачам в деятельности. Для всех застенчивых детей характерно острое и амбивалентное переживание оценки взрослого, часто парализующее как предметную деятельность, так и общение. В то время как незастенчивый ребенок в такой ситуации стремится к активному поиску ошибки и привлечению к этому поиску взрослого, застенчивый дошкольник и внутренне, и внешне сжимается от чувства вины за свою неумелость, опускает глаза и не решается обратиться за помощью.

Анализ собственного отношения застенчивых детей к успеху или неудаче в деятельности показал следующее. Если в три года в репертуаре их поведения преобладали вербальные способы признания неудачи (67% ситуаций), то к шести годам этот вид обращений постепенно сократился до 33%, сменяясь молчаливыми формами признания своего поражения (ребенок, не ожидая оценки взрослого, всем своим обликом как бы выносил себе приговор, его действия становились замедленными и нерешительными, обращения к взрослому резко сокращались, а некоторые дети вообще замыкались в себе, не отвечая на инициативу взрослого).

Таким образом, с возрастом застенчивому ребенку становилось все труднее дать отрицательную оценку своим конкретным действиям. Незастенчивые дети относились к неудаче прямо противоположно. С возрастом у них увеличивалось число прямых сообщений взрослому о своих трудностях и возрастала настойчивость в вовлечении его в совместную деятельность.

В экспериментах очень часто наблюдались парадоксальные реакции застенчивых детей как на похвалу взрослым результата их деятельности, так и на успешный ее результат в случае, когда комментарии взрослого отсутствовали. Начиная с пятого года жизни отношение ребенка к успеху становилось все более амбивалентным (от 28% случаев в четыре года до 72% в шесть лет). Ребенок знал, что он сделал правильно, но радость от успеха смешивалась у него со смущением. Успех в деятельности вызывал целую гамму чувств: радость, гордость и смущение. Как правило, на прямой вопрос взрослого: «Как ты сделал?» — дети отвечали лаконично, с колебаниями и оговорками («Хорошо, но не так уж хорошо»). Незастенчивые дети в случае успеха сообщали о нем гордо и радостно («Все сделал, ни одной ошибочки», «Все! Я говорила, что могу трудные!», «Теперь все! Смотрите! Все! Так быстро!»).

Подводя итог анализу общей и конкретной самооценки детей, следует отметить два момента.

1. У застенчивых детей обнаруживается гораздо более ярко выраженная, чем у незастенчивых дошкольников, дисгармония в общей самооценке. На протяжении всего дошкольного возраста у них сохраняется высокая самооценка и гораздо более низкая оценка с точки зрения других людей.

Ожидание ребенком критического отношения к себе со стороны взрослых во многом определяет его робость и смущение, особенно ярко проявляющиеся в общении с незнакомыми людьми, отношение которых им неизвестно. Не решаясь получить поддержку у взрослого, дети иногда прибегают к своеобразным способам усиления своего Я (в наших экспериментах они приносили на занятие любимую игрушку и прижимали ее к себе в случаях затруднения или соглашались что-либо делать только в присутствии сверстника). Снижение выраженности застенчивости в онтогенезе совпадает с «подтягиванием» оценки взрослого к своей собственной.

2. Конкретная самооценка застенчивых детей более низкая, чем у незастенчивых, при этом успех в деятельности не играет здесь решающей роли. Ребенок как бы заранее готовит себя к неудаче. Именно поэтому в его высказываниях перед и по ходу деятельности так часто звучат слова «У меня не получится». Формула его незастенчивого сверстника звучит иначе: «Я все равно смогу!»

Конкретная самооценка застенчивого ребенка, как правило, подвержена колебаниям на протяжении дошкольного возраста. От неуверенности к себе он переходит к высокому уровню притязаний, но затем снова резко снижает их. При этом его оценка правильности своих действий адекватна с точки зрения точности, но не адекватна с коммуникативной точки зрения: умея правильно оценить свои действия, ребенок не решается сообщить об этом взрослому.

Возвращаясь к вопросу об архитектонике образа себя, т. е. о взаимодействии его центра и периферии, можно сделать следующий вывод. Закрепившееся в центральной его части сомнение в отношении к себе взрослых снижает уверенность ребенка при оценке собственных конкретных действий. Ожидание, что его оценят хуже, чем он сам себя оценивает, сковывает ребенка, и он боится признаться не только в неудаче, но и в успехе.

В целом проведенное исследование позволило уточнить феноменологию застенчивости у дошкольников; выделить наиболее значимые для ребенка области, в которых она проявляется; выявить структуру образа себя у застенчивых детей. На основе полученных данных можно описать обобщенный портрет застенчивого ребенка.

Застенчивый ребенок — это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой — не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом амбивалентном характере отношения застенчивого ребенка к самому себе.

Он имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим и в то же самое время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего. Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складывающуюся у него потребностно-мотивационную сферу, не позволяет ему в полной мере удовлетворять имеющиеся коммуникативные потребности.

Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности.

Тревога о своем Я часто заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыванию поведения, адекватного разным формам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые могут проявляться в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия».

Мучительное переживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить подчас очень хорошие способности, выразить свои переживания. Но в ситуациях, когда ребенок забывает о себе, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

  1. Болдуин Д. М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. М., 1911.
  2. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.
  3. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
  4. Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980.
  5. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1977.
  6. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М., 1966.
  7. Штерн В. Психология раннего детства. Пг., 1915.

Поступила в редакцию 18.IV 2000 г.

С полнотекстом статьи можно ознакомиться в электронной библиотеке МГППУ

Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.

Начальным этапом в работе с проблемными детьми считается комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика ребенка и изучение социальной ситуации его развития.

Изучение ребенка должно начинаться с анализа социальной ситуации его развития, выяснения круга общения, характера и способов взаимодействия в его ближайшем окружении.

Выясняя ситуацию социального развития ребенка, необходимо обратить внимание на режим дня в семье, состояние предметно-развивающей среды и возможности ее динамического изменения в соответствии с запросами и потребностями малыша.

Важно проводить наблюдение.

Проявления застенчивости могут быть различными: от испытываемой время от времени неловкости или дискомфорта в присутствии других людей, до тревоги и необъяснимого страха перед людьми.

Застенчивый ребёнок испытывает большое внутреннее напряжение и оно может проявляться внешне: ерзанье на стуле, опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону и почти никогда в глаза собеседнику, боязнь обратиться к взрослому, проявить свои желания, затруднения при ответе на самые простые вопросы.

Все проявления застенчивости принято подразделять на:

  • 1) внешние (поведенческие);
  • 2) внутренние (психоэмоциональные);
  • 3) физиологические.
  • 4) не задает вопросов, на заданные вопросы отвечает с видимой неохотой, тихим голосом.

Застенчивый человек не может свободно излагать свою точку зрения, ему трудно выразить и проявить себя как собеседник.

Внешне застенчивость проявляется в скованности движений. При общении со взрослым дети принимают вынужденную, напряженную позу, сутулятся, нагибают голову, теребят руки или одежду, трогают волосы или лицо. В подавляющем большинстве они избегают встречаться с собеседником глазами. Типичным для них является взгляд, как бы отведенный в сторону или опущенный. Дети часто краснеют.

Речь застенчивых детей тихая, часто невнятная, неразвернутая. В разговор сами не вступают. Контакт устанавливается медленно и с трудом, продолжительность общения кратковременная

Адаптация к дошкольному учреждению у застенчивых детей происходит медленно, с большим трудом. Педагогам трудно найти подход к установлению контакта с ребенком. Застенчивые дети упорно пытаются уйти от общения, сами безынициативно

Диагностика застенчивости у детей

По данным некоторых исследований застенчивость тесно связана с таким показателем, как тревожность. В связи с этим используется опросник Е.И. Рогова «Выявление уровня тревожности» и проективная методика «Звери пришли на водопой».

Шкала тревожности Лесенка Хухлаевой

Цель: исследование самооценки

Тест «Рисунок семьи»

Цель: выявить внутрисемейные отношения

Шкала тревожности

Цель: выявить уровень тревожности ребенка, сферу значимых

«Шкала тревожности»

Назначение: выявить уровень тревожности ребенка, сферу значимых переживаний.

  • 1. Процесс обучения в детском саду, общение с воспитателями внутри этой деятельности (учебная тревожность)
  • 2. ситуации анализа представлений о себе (самооценочная)
  • 3. ситуации общения (межличностная)

Материал: три цветные карточки - красная, зеленая, голубая (или желтая)

Инструкция: «Я тебе буду говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для тебя, вызывать у тебя страх, беспокойство. У меня здесь три карточки разного цвета. Если тот случай, о котором я говорю, очень неприятен для тебя, ты возьмешь и покажешь мне красную карточку. Если это только немножко неприятно - зеленую. А если этот случай тебе не страшен - голубую». (все выборы и спонтанные комментарии фиксируются.)

Опросник:

  • 1. Ты отвечаешь у доски на занятиях.
  • 2. Тебя ругает папа или мама.
  • 3. Встречаешься с ребятами из детского сада.
  • 4. Идешь в гости к незнакомым людям
  • 5. Ты остаешься дома один.
  • 6. Сам подходишь разговаривать с воспитателем.
  • 7. Не можешь справиться с заданием на занятии.
  • 8. Сравниваешь себя с другими ребятами.
  • 9. Думаешь о своих делах.
  • 10. На тебя смотрят, как на маленького.
  • 11. Ты часто плачешь.
  • 12. Воспитатель тебе неожиданно задает вопрос на занятии.
  • 13. Никто не обращает на тебя внимания на занятии, когда ты хорошо, красиво выполнил работу.
  • 14. С тобой не согласны ребята, спорят.
  • 15. На тебя не обращают внимания, когда ты что - то делаешь, играешь.
  • 16. Тебя снятся страшные сны.
  • 17. Воспитатель дает трудное задание.
  • 18. Выбираешь в игре главные роли.
  • 19. Не понимаешь объяснений воспитателя.
  • 20. Ребята смеются, когда отвечаешь на занятии.
  • 21. Смотришь «ужасы» по телевизору, тебе рассказывают страшные истории.
  • 22. Думаешь о том, что будет, когда вырастешь большим.
  • 23. На тебя сердятся, непонятно почему, взрослые.
  • 24. Воспитатель оценивает работу, которую ты выполнил на занятии.
  • 25. На тебя смотрят, наблюдают за тобой, когда ты что - то делаешь.
  • 24. У тебя что - то не получается.
  • 25. Ребята с тобой не играют, никогда не берут в игру, не дружат с тобой.
  • 26. Воспитатель тебе делает замечание на занятии.

один выбор красного цвета оценивается в 3 балла;

зеленого - 2 балла;

голубого - 0 баллов.

Подсчитывается сумма баллов в целом и по каждому виду тревожности.

  • 1. Учебная - 1, 6, 7, 12, 13, 18, 21, 22, 26, 30.
  • 2. Самооценочная - 5, 8, 9, 11, 17, 19, 20, 23, 24, 28.
  • 3. Межличностная - 2, 3, 4, 10, 14, 15, 16, 25, 27, 29.

Обратить внимание:

  • - на высокий уровень тревожности - более 20 баллов по одному разделу или более 60 баллов в сумме;
  • - очень низкий уровень тревожности - не выше 5 баллов по разделу.

Норма - от 10 до 20 баллов по каждому разделу.

Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка

Инструкция

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, настолько они характерны для вашего ребенка. Если это выражено - ставьте «+», если это проявление встречается периодически, ставьте «0», если отсутствует «-».

Тест выполняют родители детей 4-10 лет.

Ваш ребенок:

Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.

Чуть что - в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.

Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

Все больше грустит и печалится без видимой причины.

Как и в первые годы, снова сосет палец, соску, все вертит в руках.

Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается. Не может сразу прийти в себя утром.

Становится повышено возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

Все быстрее устает, отвлекается, не может сконцентрировать внимание продолжительное время.

Все труднее найти с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.

Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; не редко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

Снижается аппетит, часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.

Возможные варианты ответов:

данный пункт выражен и возрастает в последнее время - 2 балла;

данный пункт проявляется периодически - 1 балл;

данный пункт отсутствует - 0 баллов.

Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему.

От 20 до 30 баллов - невроз.

От 15 до 20 баллов - невроз был или будет в ближайшее время.

От 10 до 15 - нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания.

От 5 до 9 баллов - необходимо внимание к этому ребенку.

Менее 5 баллов - отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.

Тест «Сказка» Луизы Дюсс «Птенец»

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от обоих вместе.

«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

Правильные ответы: «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку), «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильней», «Останется на земле, будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его» и т. д.

Проблемные ответы: «Умрет во время падения», «Умрет от голода (холода, дождя...), «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т. д.

Застенчивость как проблема в общении

2. Методы диагностики застенчивости

Когда люди описывают свои реакции в состоянии застенчивости, они упоминают три основных симптома проявления беспокойства:

· Своим внешним видом, поведением человек сигнализирует другим: “Я застенчив”.

· Проявляются физические симптомы беспокойства, например, красное от волнения лицо.

· Внутренние ощущения неловкости и смущения, перед которыми отступают все остальные чувства.

Исследования показывают, что молчание - одна из вероятных реакций на беспокойство, которое мы ощущаем в определенных ситуациях. На физиологическом уровне застенчивые люди, согласно их собственным словам, испытывают следующие ощущения: учащается пульс, сильно бьется сердце, выступает пот, а в животе словно начинают порхать бабочки, и что не удается скрыть застенчивому человеку - он краснеет.

Все люди время от времени краснеют, чувствуют, как сводит живот или бьется сердце. Однако, застенчивые склонны сосредотачивать внимание на своих физиологических ощущениях. Иногда они не ждут, пока окажутся в ситуации, чреватой для них неловкостью или смущением. Они переживают эти симптомы загодя и, думая только о плохом. Самое примечательное свойство застенчивого человека - неловкость, а неловкость - это внешнее проявление чрезмерной озабоченности своим внутренним миром.

Стэндфордский тест на застенчивость

Считаете ли вы себя застенчивым? 1=да 2=нет

Если да, всегда ли вы были застенчивым? 1=да 2=нет

Если вы ответили «нет» на вопрос I, был ли в вашей жизни период, когда вы чувствовали себя застенчивым?

Если нет, тогда вы закончили этот тест. Спасибо. Если вы ответили «до» на любой из трех вопросов, пожалуйста, продолжайте дальше.

4. Насколько вы застенчивы?

Чрезвычайно застенчив

Очень застенчив

Весьма застенчив

Умеренно застенчив

Отчасти застенчив

Только слегка застенчив

5. Как часто вы испытываете (испытывали) чувство застенчивости?

Ежедневно

Почти каждый день

Часто, почти через день

Раз два в неделю

Реже, чей раз в неделю

Редко, раз в месяц или реже

6.Насколько желательно для вас быть застенчивым?

Очень нежелательно

Нежелательно

Ни то, ни другое

Желательно

Очень желательно

7.Насколько вы застенчивы друга (одного возраста, пола)?

Гораздо более застенчив

Более застенчив

Примерно также

Менее застенчив

Гораздо менее застенчив

8.Имеете (имели) ли вы когда-нибудь проблемы с застенчивостью?

Да, часто

Да, иногда

Да, время от времени

Никогда

9.Когда вы чувствуете застенчивость, можете ли вы скрыть ее от других?

Да, всегда

Обычно нет

10.Считаете ли вы себя интровертом или экстравертом?

Сильный интроверт

Умеренный интроверт

В незначительной степени интроверт

Ни то, ни другое

В незначительной степени экстраверт

Умеренный экстраверт

Сильный экстраверт

(11--19) Что может быть причиной вашей застенчивости?

Беспокойство о негативной оценке

Страх быть отвергнутым

Недостаток уверенности в себе

Недостаток определенной социальной сноровки (опишите поподробнее):

Страх близости с другими

Предпочтение быть одному

Установка на необщественные интересы, хобби и т. д.

Личная неадекватность, дефекты (подробнее);

Другие причины (подробнее):

(20-29) Восприятие вашей застенчивости

Считают аи вас застенчивым следующие люди? Как они оценивают вашу застенчивость? Ответьте, используя шкалу:

Чрезмерно застенчив

Очень застенчив

Весьма застенчив

Умеренно застенчив

Отчасти застенчив

Только слегка застенчив

Не застенчив

Не подходящее определение

Ваша мать

Ваши братья или сестры

Близкие друзья

Ваша постоянная подруга (друг), супруг

Студенческие приятели

Наставники или работодатели, товарищи по работе, которые хорошо знают вас

На чем основывается ваше предположение, что вы застенчивый человек?

1= вы застенчивы в любое время и в любой ситуации

2= вы застенчивы 50% вашего времени, в большинстве ситуаций

3= вы застенчивы от случая к случаю, но эти случаи достоверно показали вам, что вы застенчивый человек

29.Характеризовали ли когда-нибудь вашу застенчивость другими определениями, например, «безразличие», «отрешенность», «уравновешенность»?

Опишите подробнее:

30. Чувствуете ли вы застенчивость в одиночестве? 1 = да 2 = нет

37. Испытывали ли вы когда-нибудь затруднения от одиночества?

1 = да 2 -- нет

32. Если да, опишите, когда, как или почему;

(33-36) Что делает вас застенчивым?

33. Определите, какие из описанных ситуаций, действий или типов людей заставляют вас чувствовать себя застенчивым. (Отметьте каждый подходящий вариант)

любые социальные контакты

большие группы людей

небольшие группы, объединенные одной целью (например, класс в школе, рабочая группа на службе)

небольшие социальные группы (на вечере, на танцах)

общение один на один с человеком одного пола

общение один на один с человеком противоположного пола

любая ситуация, в которой я становлюсь уязвим (например, просьба о помощи)

ситуация, в которой я на ступень ниже других (например, разговариваю с начальством)

ситуации, в которых необходимо отстаивать свои права (например, плохое обслуживание в гостинице или неудовлетворительное качество продукта)

ситуации, в которых я в центре внимания перед большой аудиторией (например, выступаю с речью)

ситуации, в которых я в центре внимания внутри небольшой группы (например, когда меня представляют или спрашивают конкретно мое мнение)

ситуации, в которых меня оценивают или сравнивают с другими (например, опрашивают, критикуют)

любая ситуация, затрагивающая меня лично

ситуация, в которой возможна сексуальная близость

34. Вернитесь к предыдущему номеру и среди выбранных пунктов определите, проявлялась ли ваша застенчивость в подобной ситуации в прошлом месяце

Да, и очень сильно

Да, довольно сильно

Умеренно

Только немного

Нет, ни разу

35. Люди, которые делают меня застенчивым

· родители

· братья или се

· другие родственники

· посторонние

· иностранцы

· люди, обладающие властью (полицейские, учителя, начальство на работе)

· люди, обладающие большими знаниями (интеллектуалы, гении)

· люди более старшего возраста (гораздо старше, чем вы)

· лети (гораздо моложе вас)

· люди противоположного пола, когда они в группе

· люди одного с вами пола, когда они в группе

· люди противоположного пола один на один с вами

· люди одного с вами пола один на один с вами

36.Вернитесь к предыдущему номеру и среди выбранных типов людей определите, была ли ваша застенчивость в прошлом месяце вызвана контактом с одним аз таких людей (или несколькими)

Нет, только в позапрошлом месяце

Да, и очень сильно

Да, довольно сильно

Умеренно

Только слегка

(37-40) Проявления застенчивости

37.По каким признакам вы определили, что вы застенчивы?

Только мои внутренние ощущения, мысли, симптомы

Только мое поведение в данной ситуации

Внутренние реакции и общественное поведение

Физиологические реакция

38.Испытывали ли вы когда-нибудь физиологические реакции, отражающие вашу застенчивость? Поставьте 0 на те реакции, которые вы не испытывали, 1 -- на наиболее частые, обычные для вес реакции, 2 -- отражающие боли сильные чувства и т. д.

учащение пульса

неприятные ощущения в желудке

внутренняя дрожь

сердцебиение

сухие губы

дрожание конечностей

затрудненное дыхание

усталость

другие (опишите подробнее):

Мысли, чувства

39. Какие мысли, ощущения вызывает у вас ваша застенчивость? Поставьте 0 на те ощущения, которые вы не испытывали, 1 -- на наиболее частые, обычные для вас, 2 -- отражающие более сильные чувства и т. д.

позитивные чувства (например, доволен собой)

мысли ни о чем (мечты, неопределенные ощущения)

углубленное самосознание (чрезмерная занятость собой, своими поступками)

мысли о неприятности ситуации (ситуация ужасна, как жаль, что я в ней оказался)

отвлекающие мысли (например, о том, что я мог бы сделать, или о том, что ситуация скоро изменится)

негативные мысли о себе (например, ощущение неадекватности, неуверенности, собственной глупости)

мысли о том, как оценят меня другие (беспокойство о том, что подумают другие)

мысли о самоконтроле (например, какое впечатление я произвел, и как я мог бы этого избежать)

мысли о застенчивости вообще (например, о ее выраженности и обстоятельствах, желание преодолеть ее)

другие (подробности)

Поведение, поступки

40. Если вы когда-либо испытывали чувство застенчивости, как это проявлялось в вашем поведении? Оцените определенные типы поведения по возрастающей: 0 -- действия, вам не свойственные, 1 -- типичное для вас поведение, 2 -- поведение, отражающее более сильные чувства и т. д. (разные варианты могут быть обозначены одинаковыми цифрами)

уклонение от общения с людьми

неспособность смотреть прямо в глаза

молчание (нежелание говорить)

заикание

бессвязная речь

позирование

уклонение от ответственных действий

уход от ситуации

другие (подробности):

(41--42) Последствия застенчивости

Каковы негативные последствия застенчивости? (Выберите те, которые касаются вас)

создаст социальные проблемы; трудности в общении с людьми, приобретении новых друзей

имеет негативные эмоциональные последствия; сознает ощущение одиночества, изоляции, депрессии

мешает позитивной оценке моих способностей другими людьми (например, из-за того, что я застенчив, никто не узнает о моих ценных качествах)

доставляет трудности, когда необходимо отстаивать свое мнение, быть напористым, воспользоваться своими возможностями

способствует неправильной негативной оценке другими людьми (например, меня могут несправедливо посчитать снобом, недружелюбным или слабым человеком)

создает познавательные трудности, препятствует совместному осмысливанию общих тем, общению с другими людьми

поддерживает чрезмерное самосознание, поглощение собой

42.Каковы позитивные последствия застенчивости? (Выберите те, которые касаются вас)

создает трогательный образ скромного, сдержанного человека

помогает избежать конфликтов

обеспечивает удобное состояние анонимности и защищенности

обеспечивает возможность пассивно наблюдать со стороны, действовать внимательно и осторожно

помогает избежать негативной оценки со стороны других людей (например, застенчивый человек ненавязчив, не агрессивен, не обладает амбициями)

обеспечивает возможность быть выделенным среди других

способствует уединению, предлагает удовольствия одиночества

исключает необходимость отталкивать или запугивать людей, причинять им боль. Создает спокойные условия существования

43.Можно ли преодолеть вашу застенчивость?

44.Хотите ли вы серьезно работать над ее преодолением?

Да, конечно

Да, возможно

Еще не уверен

Как развивалась ваша застевчнвостъ?

Напишите мне письмо о том, как развивалась ваша застенчивость. Раскройте следующие пункты:

* Когда вы впервые почувствовали себя застенчивым? Опишите ситуацию, людей, которые в ней участвовали, я ваши ощущения.

а)Какие выводы вы сделали для себя, основываясь на пережитой ситуация?

б)Сказали ли что-нибудь другие люди, что заставило вас чувствовать себя застенчивым? Что именно они сказали? Какие выводы вы сделали для себя, основываясь на том, что сказали другие?

в)Понимаете ли вы сейчас, что это было неверное истолкование (мотивов, ответственности, нераспознанных сигналов)? Опишите, что произошло в действительности и как это было интерпретировано.

г)Был ли кто-нибудь, кто заставил вас чувствовать себя лучше (менее застенчивым) или хуже? Кто? Что он сделал?

д)Ваши выводы относительно себя изменились за прошедшие годы или остались прежними?

** Когда вы почувствовали себя застенчивым в следующий раз?

Вспомните события детства, юношества и прошедшего года, когда вы чувствовали себя застенчивым. Были ли эти случаи похожи на то, что вы испытали в первый раз?

Говорят ли в настоящее время о вас что-то, что делает вас застенчивым? Что именно?

Допускаете ли вы, чтобы другие люди знали о вашей застенчивости? Каким образом вы даете понять о ней, и как скоро это происходит?

Позволяли ли вы когда-нибудь себе действия или слова, делающие других людей застенчивыми?

Убытки и выгоды

Чего вам стоит ваша застенчивость? Какие возможности вы потеряли, и каких жизненных благ лишились из-за застенчивости? Опишите то, что было утеряно, брошено или имело наименьший результат, составив таблицу.

Убытки от застенчивости

Теперь давайте серьезно подумаем о тех едва уловимых выгодах, которые мы получаем, имея клеймо застенчивости. Большинство из нас знает, как извлечь что-нибудь позитивное даже из неприятностей. Что вам дает застенчивость? Обычно мы не признаем этих «вторичных выгод» нашей изначальной несостоятельности, однако некоторые из них могут заключаться в следующем: возможность оправданий, уклонение от рискованных действий, избежание критики, отход от агрессивных людей, неучастие в чужих проблемах и так далее. Составьте таблицу.

Выгоды застенчивости

Анализ влияния личностных качеств руководителя в процессе разработки управленческих решений

В первой главе мы провели теоретический анализ влияния личностных качеств руководителя в процессе разработки управленческих решений. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику...

Возрастная диагностика образа любимого кинофильма

В литературе отмечаются различные методы анализа киноискусства, это прежде всего искусствоведческие, а также те, которые связаны с воздействием кино на зрителя - это педагогические и психологические методы. Самообразование...

1. Одним из наиболее доступных и широко применяемых в педагогической практике методов является наблюдение. Наблюдение - это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта...

Методы диагностики в психологии

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики...

Особенности застенчивости детей старшего дошкольного возраста

ЗАНЯТИЕ 1. Задачи: 1. Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; 2. Развитие эмоционально-выразительных движений; 3. Развитие коммуникативных способностей; 4. Снижение психоэмоционального напряжения Ход занятия 1. Приветствие 2...

Особенности стрессоустойчивости менеджеров среднего звена

Проблемы исследования интеллектуальных и творческих способностей

В первой главе мы теоретически обосновали важность проблемы развития интеллекта и креативности Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить...

Программа диагностики познавательных психических процессов детей младшего школьного возраста

Память человека еще более многоаспектна, чем его внимание, и с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практичес-ки невозможно...

Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению

Методы психологической диагностики - это приёмы оценки собственно-психологических различий и определения с точки зрения нормы в конкретных жизненных ситуациях деятельности и общения состояния психологических переменных...

Связь функциональных состояний и образа жизни личности

Физиологические методы диагностики функциональных состояний представляют собой особый класс методических приемов и показателей, по которым можно надежно и объективно судить о текущем состоянии организма и его изменениях...

Степень конформности у людей с разным уровнем субъективного контроля

Определение уровня субъективного контроля. Цель исследования: определить уровень субъективного контроля. Материал и оборудование: тест-опросник, разработанный Е.Ф. Бажиным и др. на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера, бланки для ответов...

Теоретические проблемы исследования невербальных особенностей речи человека

Термин «экспрессия» используется для описания того компонента эмоций, который проявляется в основном в мимических комплексах, а также в позе речи. Число исследований, в которых используются экспериментальные приёмы...