» »

Рождественское богослужение православной церкви. Когда праздновать рождество

18.10.2019

Православная Рождественская служба с 6 на 7 января проходит в церквях и храмах по всему миру.

Начинаются Рождественские богослужения 6-го января еще утром, завершаются в 1 -3 часа ночи 7-го, однако время от времени уже на рассвете- Литургией с песнопениями колядок…

В канун Рождества, в церковь идут прихожане на вечернюю службу, исповедуются, причащаются. Служители в церкви примерно знают собственный приход, от количества людей зависит длительность службы.

Поэтому и время начала определяют различное - Всенощное бдение бывает в канун огромных церковных праздников, начало в различных Храмах - с 17:00 до 23:00 часов.

Начинается Великая вечерня (великое повечерие) с песнопениями, после время от времени исповедуют практически до полуночи, а потом в 00:00 ночная Рождественская литургия, а время от времени напротив поначалу вся служба,потомисповедь и причастие, тут строгих правил нет…

Служба на праздник Рождества Христова начинается поздно вечером 6-го января. Обычно в 11 часов после полуночи во всех православных храмах совершается особое праздничное богослужение, которое длится приблизительно до 3 — 4 часов утра.

На праздник Рождества Христова в ночь события служится всенощное бдение, часы и божественная литургия Иоанна Златоуста. Всенощное бдение начинается не обычной вечерней, а последованием повечерья. Большая часть богослужебных текстов этой службы вычитывается. Однако, на рождественском повечерьи есть главное торжественное праздничное песнопение. Оно включает в себя пение хором стихов из пророческой книги Исаии о том, что ныне с людьми присутствует сам Бог, который является великим и крепким. Господь именуется в этом песнопении Отцом будущего века. Это песнопение начинается словами «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Само праздничное песнопение именуется кратко по первым словам пророчества Исаии — «С нами Бог».

noname пишет:Я сегодня утром ходил в храм и спросил во сколько начнется Рождественная служба, мне сказали, что в двенадцать. Ого! Я ни разу не был на Рождественской службе и в связи с этим вопрос: сколько времени она длится? Часа 2? Или болшьше? Кто был?

Как я понимаю, в 12 ночи, а не в 12 дня. У вас два варианта: 1) с 12-ти ночи служится рождественское всенощное бдение, состоящее из великого повечерия, утрени и 1-го часа, затем, как обычно: 3, 6 часы и Литургия, 2) либо всенощное бдение служится заранее, вечером, а в 12-ть начинаются часы, исповедь и Литургия. Я почти уверен, что у вас 1-й вариант, хотя всякое случается в нашем королевстве. По 1-му варианту 3-4 часа минимум, по второму — 1,5-3…

Я ж говорю, у нас — было дело — закончили под утро, за час до транспорта, но пришлось оставить открытым вход в монастырь и Большой собор — многие без машин, и не выехать было уже никак. Потом перестали так делать — видимо, решили, что не дело всё-таки, когда посторонний народ ночью по монастырю болтается.

У нас когда приход поменьше был — всегда ночью служили, под утро заканчивали. И до первого транспорта как раз успевали все разговеться вместе. Но сейчас народу стало много, организовать общее разговение сложнее. К тому же раньше те, кто готовил чай и бутерброды, фактически не могли полноценно участвовать в службе (а это не чужие наемники, а наши прихожане и сотрудники храма). Поэтому теперь общий праздник проходит уже не после ночной службы, а днем следующего дня, когда люди уже отдохнули и выспались.
Но если кто-то не успевает по каким-то причинам уехать ночью (например, ехать далеко и с пересадками) — спокойно остаются ночевать в храме, на мороз никого не…

Ночью во всех церквях и храмах России прошли праздничные богослужения. Центром этих торжеств стал кафедральный храм Христа Спасителя в Москве. Свыше 5 тысяч человек собрались там минувшей ночью. Несмотря на то, что вход в храм был свободным, он не смог вместить всех желающих.

В центре храма была установлена икона Рождества, это подарок из Вифлиема на 2000-летие христианства. Возглавил Рождественское богослужение Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй. Он отслужил повечерие, утреню и Божественную литургию.

В ночь с 6-го на 7-ое января заканчивается и Рождественский пост. Поэтому все верующие уже утром устраивают праздничную трапезу. Обычно запекают гуся с яблоками, а не десерт пекут торт в виде часов со стрелками, приближающимися к полуночи.

В деревнях колядуют и обмениваются подарками. Но, пожалуй, самая главная традиция Рождества — творить в эти дни добрые дела, чтобы никто в светлый праздник не чувствовал себя…

Торжественная литургия состоялась и в Храме святой Троицы в Пойковском.

Николай Савин в рождественский сочельник всегда на посту. Помогает вести службу. Для него этот праздник дарует особую радость.

Когда рождается ребенок в доме – какие могут быть чувства? Предвкушение рождения нового человека, а здесь появился ну сам Христос. Появилась сама жизнь для всех нас верующих, неверующих. Спаситель всех, кто ждет спасения, – делится радостью Николай Савин, заведующий хозяйством Храма святой троицы

Помолиться о рождении спасителя мира на всенощную пришли десятки пойковчан. Но именно в этот мироспасительный праздник в церкви всегда много молодёжи. Причем приезжают в храм городского поселения даже из других городов.

В этот светлый праздник принято надевать белые одежды и дарить рождественские подарки. А также ходить колядовать.

Согласно Библии Иисус Христос…

вчера в 02:15

РИА Воронеж

Около 1,5 тыс человек пришли на рождественские службы в храмы Павловска

В Казанском и Покровском храмах Павловска прошли праздничные богослужения, посвященные празднику Рождества Христова в четверг, 7 января. …В храмах зачитали рождественские послания патриарха Московского и всея Руси Кирилла, главы Воронежской митрополии владыки Сергия и правящего архиерея Россошанской епархии владыки Андрея.

Коммерсантъ-Online

Рождество в Храме Христа Спасителя

7 января православные христиане отмечают один из важнейших христианских праздников - Рождество Христово. Как проходило богослужение в Храме Христа Спасителя - в фотогалерее «Ъ». 7 января православные христиане отмечают один из важнейших христианских праздников - Рождество Христово.

Праздничные богослужения прошли по всей планете

Праздничные богослужения…

Бронхит характеризуется воспалением внутренней оболочки (слизистой мембраны) бронхов. Бронхи являются воздушными каналами, которые ведут поток воздуха в легкие. Они выстланы тонкими крошечными волосками, называемые ресничками. Реснички устраняют чужеродные вещества, такие как пыль, чтобы они не проникни в легкие.

Когда бронхи воспалены, работа ресничек сбивается с ритма, и кашель будет являться основным симптомом такого заболевания, как бронхит. Кашель является реакцией организма, который справляется с раздражителями и инфекциями. Он также предотвращает скопление излишка слизи в бронхах и помогает изгнать его из воздушного канала.

Какие основные симптомы бронхита?

Один из самых отличительных признаков бронхита является отхаркивающий кашель, который производит к избытку желтоватой мокроты.

Другие симптомы включают в себя:

Боль в горле; Небольшое повышение температуры; Одышка; Головная боль; Кашель с последующей болью в груди; Озноб; …

Дружинина Елена, 2-«Б» класс, МБОУ СОШ №4 г. Ленск

Руководитель: Плахова О.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ №4

Православные праздники. Рождество Христово.

Один из любимых моих православных праздников – это великий двунадесятый праздник Церкви Рождество Христово.

В то время, когда Марии было предначертано родить младенца, проходила перепись населения Римской Империи по приказу императора Августа. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, поскольку по тому же указу императора для облегчения процесса переписи каждый житель должен был прийти в «свой» город. Оба, и Мария, и Иосиф были из рода Давида, поэтому они должны были отправиться в Вифлеем.

После того, как Мария и Иосиф не смогли расположиться в гостинице, так как все места были заняты, они были вынуждены переночевать в пещере, предназначенной для укрытия на ночь скота. Именно в этой пещере (позже ее назовут Пещерой Рождества) у Марии начались роды. Она родила сына, которого нарекла по…

У православных христиан, празднующих Рождество по юлианскому календарю, в среду наступил рождественский сочельник. По традиции православная церковь празднует его на две недели позже, чем представители других христианских конфессий.

Сочельник - канун праздников Рождества Христова и Богоявления Господня соответственно. В сочельник начинаются Святки - две недели зимних праздников, продолжающихся вплоть до Крещения, которое празднуется Православной Церковью 19 января. По традиции, в сочельник принято отказываться от пищи до первой звезды.

В Литве богослужения начались с утра 6-го января, а в ночь с 6-го на 7-ое число в Пречистенском кафедральном соборе в Вильнюсе пройдет Всенощная служба.

С утра в православных храмах началась служба Навечерия Рождества Христова. В разных храмах она начинается в разное время.

В Литве сегодня насчитывается около 130 000…

Рождество Христово — самый большой православный праздник после Пасхи (Воскресение Христа). Празднуется вечером 6-го января (этот день называется «сочельником») и днём 7-го января. (Эти даты соответствуют 24 и 25 декабрю по старому стилю).

Рождеству Христову предшествует Рождественский пост который длится 40 дней; от 28 ноября и по 6 января (по новому календарю). 6 января — сочельник — день строгого поста, в течение которого полагается полностью воздерживаться от пищи «до первой звезды». Пост же заканчивается с окончанием службы 7-го января.

История рождения Христа. Во время богослужений, чтения и песнопения упоминают о Рождение Иисуса Христа, Спасителя мира (Луки 2:1-21), которое было предсказано многими пророками. В частности упоминается о том, как прошло это историческое событие: «Римский император Август приказал сделать в…

В ночь с 6-го на 7-ое января по новому стилю (25 декабря по старому стилю) Православная Церковь торжественным богослужением встречает, пожалуй, самый радостный христианский праздник – Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Этот великий праздник посвящен воспоминанию пришествия в наш земной мир Безграничного и Безначального Божества – одного из Лиц Пресвятой Троицы – Бога-Сына.

Отнесение праздника Рождества Христова на 25 декабря по старому стилю не обусловлено историческим соответствием этой даты истинному дню рождения Господа, который и в древности, и до настоящего времени остается неизвестным.

Христос родился более двух тысяч лет назад от осененной Духом Святым Пречистой и Непорочной Девы Марии, жившей в городке Назарете со своим мнимым мужем, а скорее попечителем,…

Многие православные люди интересуются, когда праздновать Рождество. Его отмечают, и с 4 на 25 декабря, и с 6 на 7 января - когда посетить храм и какие традиции соблюсти?

Богослужение Рождества с 6 на 7 января - когда посещать храм

Многие православные люди интересуются, когда праздновать Рождество. В самом деле, празднуют Рождество, и с 4 на 25 декабря, и с 6 на 7 января - так когда же посетить храм и как это сделать, какие традиции соблюсти?
Об этом мы расскажем в нашей статье.



Почему Рождество празднуют в разные дни

В главных христианских Церквях разделяется церковный календарь: Православная Церковь совершает праздники и дни памяти святых по старому стилю (юлианскому календарю), Католическая - по григорианскому (это связано с астрономическими явлениями).


В отношении Рождества Христова григорианский календарь удобнее: ведь неделя праздников начинается 24-25 декабря Рождеством и продолжается Новым Годом, а вот православные должны праздновать Новый год скромно, спокойно, чтобы соблюсти пост. Тем не менее, и православный человек может повеселиться в Новый год, стараясь не употреблять мясо или какие-то особо вкусные вещи (если он в гостях). Также и дети в православных семьях не должны быть лишены праздника Нового года, радости от Деда Мороза. Просто многие православные семьи стараются подчеркнуть значимость Рождества более дорогими подарками, более активными совместными посещениями мероприятий и т.д.


Отметим, что Рождество празднуется 25 декабря и рядом Православных Поместных Церквей, но вот Пасху все православные отмечают в один день (этот праздник сдвигается в зависимости фаз луны). Дело в том, что только в Православную Пасху совершается схождение Благодатного Огня в Иерусалиме.



Рождество Христово - двунадесятый праздник

Каждый церковный праздник имеет особый назидательный, воспитательный смысл. Праздники Церкви сохраняют истинное назначение праздников - это обновление жизни, напоминание об особых событиях, а не просто пьяное веселье, разнузданные потехи.


Многие церковные праздники стали поистине народными, к ним приурочили приметы, стали приносить на освящение, то есть благословение Богом в церкви определенные сезонные плоды, молиться об определенных вещах, связанных с праздником.


В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.


Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.


В каждой православной стране эти праздники отражают традиции, национальный менталитет и исторически сложившуюся культуру. Так, в России и Греции в разные праздники приносятся на благословение земные плоды. Элементы славянской обрядовости сохранились, например, в традициях колядования на праздник Рождества на Украине, в России и Беларуси.


Благодаря терпимости и любви Православной Церкви множество древних добрых традиций дошло до наших дней.


Эти дни - словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники.


Двунадесятые праздники делятся по содержанию:


  • Господские (Господние) - восемь праздников,

  • Богородичные - четыре,

  • дни памяти священных событий.

Интересно, что Рождество относится к Господским праздникам, а ризы священников в этот день - Богородичные, то есть голубые и серебряные. Это дань почитания Матери Христа, ведь это и Ее праздник.



Что празднуется в Рождество - история

В Рождество празднуется день рождения Самого Господа Иисуса Христа. Евангелие повествует, что из-за переписи населения Иосиф-Оброчник и Пресвятая Богородица были вынуждены прийти в Вифлеем, на родину Иосифа. Из-за простой бытовой детали - переполнения гостиниц для бедных, на дорогие комнаты денег уже не было - они вынуждены были укрыться в пещере вместе со скота, с домашними животными. Здесь Дева Мария родила Сына Божьего и положила его в ясли, в солому. Сюда пришли призванные Ангелами простые пастухи, чтобы поклониться Младенцу, и ведомые Вифлеемской звездой мудрые волхвы.


Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление - возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему.


В Рождество просят Господа о даровании и воспитании детей, вспоминают о простоте Рождения Богомладенца и стараются делать добрые дела во время Святок - недели между Рождеством Христовым и Крещением.



Сочельник перед Рождеством

День перед Рождеством, 6 января, - Сочельник. В этот день до «вечерней звезды», то есть до сумерек, по Уставу Церкви совсем не ели, можно было только пить воду или чай. В наше время трудно выполнить такой строгий пост. Постарайтесь, особенно если вы не постились в течение поста Рождественского, принести Господу небольшую жертву – воздержитесь с утра в этот день от мясных и молочных продуктов, от рыбы (даже хотя бы от чего-то одного, в том числе от сладостей). Интересно, что существовала историческая шутка, когда граф Суворов ничего не ел во время ужина у Екатерины Второй перед Рождеством. На ее вопрос, отчего, придворные пояснили, что до первой звезды нельзя. Императрица позвала слуг и пожаловала орден - «звезду графу Суворову».


На самом деле в Уставе и поговорке «до первой звезды нельзя» имеет в виду не появление небесных звезд, а пение в церкви слов тропаря, молитвы в честь праздника Рождества Христова, где упоминается слово звезда.



«Рождество Твое, Христов Бог наш, просияло миру как свет разума: в нем звездам служащие (волхвы) учились звездой Тебе поклоняться, Солнцу Правды, и Тебе знать, Идущего с высоты Востока. Господи, слава Тебе».


Вот почему в Сочельник советуют поститься до вечернего Рождественского богослужения, посетить храм, а потом разговеться за праздничным столом.


Это не так сложно, как кажется: ведь многие именно так, вынужденно постясь, проводят 31 декабря: жена в хлопотах по кухне не успевает поесть, а семья, заглядывая в холодильник, слышит от мамы: «Не трогай, это на Новый год!» Зато у поста в Сочельник в преддверии Рождества есть глубокий смысл, отличная от просто «создания праздничного настроя» духовная цель.



Как успеть приготовиться к Рождеству?

Ожидая Рождество, стоит уделить больше внимания содержательной подготовке к празднику, а не ужину. Приготовьтесь, например, к Исповеди и Причастию молитвой и воспоминанием грехов, Исповедуйтесь накануне, потому что в ночь с 6 на 7 января и даже утром 7 января в храмах многолюдно. Исповедоваться будет трудно, а вот причаститься - праздник вдвойне, двойная благодать.


Если вы не планируете причащаться, почитайте Евангелие вслух, всей семьей или расскажите детям о поклонении волхвов, о пении Ангелов и радости пастухов, глядящих на Младенца Христа – Царя Мира, смиренно лежащего в яслях. Об традициях подготовки к Рождеству и праздничных дореволюционных обычаях писал писатель Иван Шмелев в своем удивительном, созданном от лица ребенка романе «Лето Господне». Рождественские главы из него вы тоже можете почитать самостоятельно в Сочельник.



Как зайти в церковь

Многие люди, которые пока не знают о Церкви много, привыкают быть «захожанами» - заходить, когда удобно, ставить свечи и не молиться за богослужениями. Однако Сам Господь говорит о церковной молитве за общим богослужением: «Где двое-трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них».


Изначальное значение слова «Церковь» - собрание учеников Христа, христиан; в переводе - «собрание». Интересно, что первые христиане собирались зачастую не только в зданиях, важно, что они были вместе даже под открытым небом и могли совершать Таинства, молиться.


Поэтому старайтесь не просто прийти в церковь в Рождество, но и помолиться, а еще лучше - подготовиться и причаститься за Литургией. Главная служба в церкви, главное Таинство - Литургия. Самая сильная молитва - это любое поминовение человека за Литургией и, конечно, само причащение. За человека во время Таинства Евхаристии молится вся Церковь. Причащаясь, люди получают великую силу и благодать от Бога.


Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.



Длительность службы в церкви

Отметим, что не в каждом в каждом православном храме совершается ночное богослужение с 6 на 7 января. Могут быть варианты, и вы можете пойти в тот храм, который вам удобнее посетить, по тому графику, к которому вы готовы. Обязательно проверьте на храмовом стенде


Надо сказать, что храмы и соборы открываются в разное время, в разное время совершаются и службы в зависимости от


  • Региона, местоположения;

  • При монастыре ли храм или приходской;

  • Времени года - в малых, сельских храмах.

Перед Рождеством обязательно будет совершено торжественное вечерне богослужение - Всенощное бдение. Название - лишь традиция, богослужение идет не всю ночь, а примерно 2-3 часа в разных храмах.


Всенощное бдение начинается или в 17, или в 18:00. Иногда - в редких случаях, в селе, в удаленной обители - в 16:00. В монастырях богослужения и Литургии, и Всенощного бдения идут дольше.


На следующий день утром, примерно в 9 или 10:00 будет совершена Божественная литургия, за которой можно причаститься Святых Христовых Тайн. Соответственно, вы можете пойти на оба богослужения, или только на одно.


Однако есть и другой вариант. Вечером 6 января богослужение богослужение святого начнется в 23:30. Тогда в течение ночи совершат всенощное бдение, часы и Божественную литургию.


Всенощное бдение начинается повечерьем, на котором читаются пророчества, псалмы, а в середине хор поет торжественное праздничное песнопение «С нами Бог». Оно включает в себя пение стихов из пророческой книги Исаии о том, что ныне с людьми присутствует сам великий Бог, Отец будущего века. Это песнопение начинается словами «С нами Бог, разумейте языцы (то есть народы) и покаряйтеся (покоряйтесь силе Божией), яко (потому что) с нами Бог».


Сразу вслед за великим повечерием совершается праздничная рождественская вечерня. Она начинается литией, частью богослужения, на которой освящаются хлеб, растительное масло (елей), пшеница и вино. Затем совершается богослужение праздничной утрени, на которой хор исполняет многие торжественные песнопения. На утрени читается отрывок из Евангелия, повествующий о событии Рождества Христова.К утрени присоединяются «часы» (краткие богослужения, состоящие из чтения трех псалмов и некоторых молитв). Так заканчивается праздничное Всенощное бдение. Оно займет около полутора часов.


Вы поймете, что Всенощное бдение закончилось, потому что после священник возгласит «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа». Так начнется праздничная Литургия. Она продлится еще около полутора-двух часов. Если вы устанете, можете уйти с Литургии.



Вифлеемская звезда

Изначально восьмиконечная звезда на иконах обозначает Рождественскую или Вифлеемскую. Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление - возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему.


Вифлеемская звезда - это вытянутый ромб, вписанный в квадрат, именно так образуются восемь ее лучей. Такой знак был богословски осмыслен на иконе «Спас в силах», став знаком силы Христа - неслучайно звезда Вифлеемская стала Его звездой.


Восьмиконечная звезда Богородицы, октограмма - это равноконечная звезда. Ее можно увидеть на большинстве образов Божией Матери. С одной стороны, это изображение Вифлеемской звезды, с другой -


Чаще всего икона Божией Матери написана по золотому фону, символизирующему Божественный Свет, или по небесному - символизирующему Небеса, где Она находится. Темно-вишневое верхнее одеяние Богородицы, мафорий, имеет изображение золотой вышивки трех звезд Богородицы: надо лбом и по плечам. Они означают, что Богородица до, во время и после Рождения Ею Сына Божьего оставалась и осталась Девой, сияющей добродетелью целомудрия и другими.


На иконе Богородицы «Неопалимая купина» Ее изображение с Сыном вписано в восьмиконечную звезду (но это не «звезда Богородицы»). Это достаточно поздний иконографический тип, он несет в себе тот же символизм, что и икона Спаса в Силах.



Рождественская или новогодняя игрушка своими руками

Сегодня восьмиконечная звезда - один из наиболее красивых и светлых символов Православия. Она освещает и освящает многие иконные киоты, церковную утварь, украшения благочестивых христианок. Нет греха и в том, чтобы использовать ее в декоре дома на Рождество, напротив, это очень благочестивый и красивый обычай. Можно сделать ее и своими руками, приклеив, например, в центр бумажную икону Рождества Христова.


Восьмиконечная звезда напоминает нам и о силе Божией, и о сиянии Царствия Божия, и о нашем жизненном пути, по которому мы должны идти вслед за Вифлеемской путеводной звездой, словно волхвы навстречу Младенцу Христу. Нужно суметь и самому стать в этом мире путеводной звездой для людей с помощью добрых дел.


Да хранит вас Господь Своей благодатью, да благословит вас Младенец Христос!


Рождество - особенный праздник. Подготовка длится весь пост, и в т.ч. последние несколько дней. Особенно важно суметь подготовится к службе в день самого праздника. Вернее, в ночь… Ведь во многих наших храмах Литургия (а бывает, что и великое повечерие, и утреня) служится именно в ночное время.

Как не испугаться трудностей настоящего «всенощного бдения» и ощутить радость праздника на длительной рождественской службе - об этом мы уже писали: Ночная служба на Рождество – как «выстоять»?

Как подготовиться к рождественному богослужению, настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно, читайте советы архипастыря.

По возможности посетите все уставные праздничные богослужения. Хочу подчеркнуть, что на праздничном всенощном бдении обязательно нужно быть….

Служба на праздник Рождества Христова начинается поздно вечером 6-го января. Обычно в 11 часов после полуночи во всех православных храмах совершается особое праздничное богослужение, которое длится приблизительно до 3 — 4 часов утра.

На праздник Рождества Христова в ночь события служится всенощное бдение, часы и божественная литургия Иоанна Златоуста. Всенощное бдение начинается не обычной вечерней, а последованием повечерья. Большая часть богослужебных текстов этой службы вычитывается. Однако, на рождественском повечерьи есть главное торжественное праздничное песнопение. Оно включает в себя пение хором стихов из пророческой книги Исаии о том, что ныне с людьми присутствует сам Бог, который является великим и крепким. Господь именуется в этом песнопении Отцом будущего века. Это песнопение начинается словами «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Само праздничное песнопение именуется кратко по первым словам пророчества Исаии — «С нами Бог».

По большим праздникам, так называемым двунадесятым, каждый православный христианин старается побывать в храме и принять участие в торжественном богослужении.

Долгие ли службы в православных храмах?

В праздничные дни даже самые маленькие храмы и часовни открывают свои двери для верующих. Службы, с небольшими перерывами, идут одна за другой. Начинаются они подчас совсем рано, ещё до семи утра, а заканчиваются заполночь. Людей полным-полно. Непривычному человеку провести в церкви целый день очень тяжело. Даже воцерковленные, и те не всегда отстаивают все службы. А ведь византийская традиция предполагала круглосуточное служение Богу, без перерывов. Долгое время на Руси сохранялись чины литургий, длившиеся по 8-10 часов. Постепенно чтения молитв, канонов и Священного Писания значительно сократились, теперь даже самая длинная служба не длится дольше трёх-пяти часов. После неё делается перерыв, за которым следует очередная, положенная по правилу.

Как всё…

Рождество - особенный праздник. И служба в этот день особенная. Вернее, в ночь… Ведь во многих наших храмах Литургия (а бывает, что и великое повечерие, и утреня) служится именно в ночное время. Как не испугаться трудностей настоящего «всенощного бдения» и ощутить радость праздника на длительной рождественской службе - об этом для журнала «Начало» рассказал в интервью наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский ИОНА (ЧЕРЕПАНОВ).

Откуда пошло выражение «не есть до первой звезды», и на кого это установление не распространяется? За сколько часов нельзя есть перед Причастием? Если все дни накануне Рождества постные, то когда уделить время приготовлению блюд для праздничного стола?

Ответы на эти и многие другие вопросы…

Праздник Христового рождения православные традиционно отмечают начиная с 6 января. Одними из первых о рождении Спасителя узнали волхвы. Увидев яркую звезду на небосклоне, они пошли на поклон к новоявленному Мессии с символическими дарами. Они принесли ему древесную смолу, как обычному человеку, ладан, как посланнику Господа, и золото, как царю. О рождении Спасителя узнал и Ирод, он не смог достойно принять эту новость, побоялся посланника Божьего и приказал убить всех младенцев, которым не исполнилось 2 лет. Родители вместе с Христом бежали в Египет и таким образом смогли спасти его.

Рождество по праву считается одним из величайших праздников в православии. В установленной иерархии по значимости он находится на втором месте, уступая первенство лишь Пасхе. Чтобы правильно к нему подготовится, необходимо выяснить, когда Рождество 2016 празднуют. Дата его неизменна – все ритуальные празднества начинаются с восходом звезды 6 января. В указанный вечер принято собираться большими…

Рождество - особенный праздник. И служба в этот день особенная. Во многих храмах, но не везде, праздничное богослужение совершается ночью. Как встретить Рождество, чтобы не только ощутить праздничное настроение, но и пережить это событие вместе с Церковью - об этом рассказал в интервью наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона (Черепанов).

*** По возможности посетите все уставные праздничные богослужения.

Хочу подчеркнуть, что на праздничном всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в тот или иной праздникам. Основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается…

Православная Рождественская служба с 6 на 7 января проходит в церквях и храмах по всему миру. Начинаются Рождественские богослужения 6-го января ещё утром, заканчиваются в 1 -3 часа ночи 7-го, но иногда уже на рассвете- Литургией с песнопениями колядок… В канун Рождества, в церковь идут прихожане на вечернюю службу, исповедуются, причащаются. Служители в церкви приблизительно знают свой приход, от количества людей зависит длительность службы. Поэтому и время начала определяют разное - Всенощное бдение бывает в канун больших церковных праздников, начало в разных Храмах - с 17:00 до 23:00 часов. Начинается Великая вечерня (великое повечерие) с песнопениями, после иногда исповедуют почти до полуночи, а затем в 00:00 ночная Рождественская литургия, а иногда наоборот сначала вся служба, потом исповедь и причастие, здесь строгих правил нет - но всё Рождественское богослужение в больших храмах может длиться 6-8 часов, в маленьких приходах 1,5 -2 часа, в среднем рассчитывайте на 3-4…

Рождество Христово

6 января – Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, – последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник. Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко.

– Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

В 9 Традиционная вечерняя Рождественская служба начинается во всех православных храмах вечером в Сочельник 6 января. В полночь проходит всенощная. А сама Рождественская литургия правится уже с утра 7 января.

Вечернее Рождественское богослужение начнется в большинстве церквей вВ пять часов вечера сегодня -В В в Сочельник, 6 января. В полночь с радостного возгласа В«С нами Бог!В» будет происходить всенощное бдение.

Сама же рождественская литургия будет правится уже 7 января в некоторых церквях с девяти утра, а в некоторых с десяти утра. На ней полностью поется один из самых красивых канонов в православном богослужении В - канон «Христос рождается※.

В Киеве на Рождество Митрополит Киевский и всея Украины Владимир отслужит Рождественскую литургию в Киево-Печерской лавре.Святейший патриарх Филарет проведет праздничную литургию во Владимирском соборе.

Во всех храмах в Рождественский сочельник – 6 января – зажигаются огни с наступлением темноты. Традиционно в 17:00 начинается служба, во время которой скорбные мотивы и призывы к достойной встрече родившегося Спасителя постепенно сменяются радостью и ликованием по поводу рождающегося Христа.

В полночь в церквях начинается всенощное бдение с радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!». А сама рождественская литургия правится уже 7 января, традиционно она начинается в 9:00. На ней впервые полностью поется канон «Христос рождается…» — один из самых красивых канонов в православном богослужении, во время которого верующие прикладываются к иконе Рождества Христова.

Чтобы вы не пропустили одно их самых важных православных событий в году, мы составили список церквей, которые вы можете посетить на Рождество, приняв участие в праздничных богослужениях.

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

ГДЕ: Печерский район, ул. Лаврская, 25.

КОГДА: Вечернее богослужение начнется…

Русская православная церковь отмечает 7 января Рождество Христово — второй по значимости после Пасхи великий двунадесятый праздник.В эту ночь местоблюститель патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил праздничное богослужение в кафедральном соборном храме Христа Спасителя, где собрались тысячи верующих.

Праздничные богослужения проходят во всех действующих храмах Москвы, которых вместе с часовнями насчитывается более 800. Всего же в мире — свыше 29 тысяч приходов РПЦ.

Вместе с Русской православной церковью Рождество в ночь с 6 на 7 января встречают Иерусалимская, Сербская и Грузинская православная церкви, а также афонские монастыри, католики восточного обряда (в частности, Украинская греко-католическая церковь) и некоторые протестанты, живущие по Юлианскому календарю.

По уставу Русской Православной Церкви, празднику предшествует многодневный Рождественский пост, который начинается 28 ноября и длится 40 дней по 6 января…

Рождественский пост

Празднование Рождества Христова 7 января начинается с подготовительного периода. За сорок дней до празднования события рождения нашего Господа мы начинаем Рождественский пост, очищая душу и тело для того, чтобы должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник.

Канун Рождества

В канун 6 января во всех православных храмах проходит Вечерня, которая обычно следует за часами, непосредственно начинает празднование, потому что, как мы знаем, литургический день начинается с вечера. Тон праздника задается пятью стихирами на «Господи воззвах…» Они – поистине взрыв радости о даре Христова воплощения, которое совершилось ныне. Восемь библейских чтений показывают, что Христос явился исполнением всех пророчеств, что Его Царство – Царство «всех веков», что вся…

Рождество 2019 отмечается 7 января. Это государственный праздник, официальный выходной день. Его принято справлять в семейном кругу. В православном календаре Рождество выступает одним из 12 главных праздников годового богослужебного круга.

История праздника

В христианской церкви во II-IV веках Рождество отмечалось 6 января. Праздник назывался Богоявлением и был связан с Крещением Господним. В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря. После перехода в 1918 году с юлианского на григорианский календарь православная церковь начала отмечать его 7 января.

В период советской власти празднование Рождества было запрещено. Обычаи распространялись лишь в узком кругу людей. Их хранителями были патриархи и отчасти жители сельской местности. Многие приверженцы религиозных обрядов преследовались. Традиции Рождества Христова начали возрождаться лишь в 90-х годах ХХ века.

Традиции и обряды на Рождество

Рождественский период начинается с…

Свято-Благовещенский кафедральный собор

Благовещенская площадь, 1,

г. Харьков, 61003, тел.: 712-47-37, тел. 777-00-83

16:00 вечерня

06:30 литургия

08:30 литургия

Свято-Покровский мужской монастырь

Ул. Университетская, 8/10,

г. Харьков, 61003, тел.: 731-50-30

17:00 вечерня

00:00 литургия

07:00 литургия

09:00 литургия

Храм 2000-летия Рождества Христова

Просп. Научный, 65,

г. Харьков, тел.: 343-74-26

16:00 вечерня

08:00 литургия

Свято-Успенский Собор

Ул. Университетская, 11,

г. Харьков, 61003

Свято-Пантелеимоновский храм

Ул. Клочковская, 94, г. Харьков,

тел.: 705-15-07, 705-15-06

16:00 вечерня

Сочельник - это неизменно повторяющийся из года в год праздник. Он приходится на канун Рождества и связан с церковными, а также народными традициями и обычаями.

Когда принято отмечать Рождественский сочельник

Сочельник справляют во многих странах, ведь этот день считает значимой вся христианская церковь. Поскольку Рождество - непереходящий праздник (то есть, его дата не меняется ежегодно), сочельник тоже отмечают всегда в один и тот же день. Но даты католического и православного сочельника разнятся, как и даты, в которые принято отмечать Рождество.

Православные христиане празднуют Рождественский сочельник 6 января (а Рождество, соответственно, 7 числа). Католики справляют его 24 декабря, накануне католического Рождества 25 числа. В 2019 году Рождественский сочельник 6 января приходится на воскресный день.

Сочельник в 2019 году: как правильно справлять

Итак, как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно?

По возможности посетите все уставные праздничные богослужения.

Хочу подчеркнуть, что на праздничном всенощном бдении обязательно нужно быть.

Во время этой службы, собственно, и прославляется родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками. Основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась…

Рождество Христово 7 января

7 января православные Украины отмечают праздник Рождества Христова. Вообще праздники рождественского цикла начинаются на Украине 2 января, в день Игната.

Девушки тщательно прибирают жилье. К 4 января, дню Анастасии, дом должен быть празднично убран. Именно в этот день заготавливают все для приготовления будущего праздничного ужина. Нередко на Анастасию кололи свинью, то есть, проводили «свежину». И, в конце концов, - кульминация праздника - Сочельник или, по-другому, Богатая кутья (6 января).

По традиции каждый член семьи в этот вечер должен быть дома, причем, нельзя опаздывать к праздничному столу, так как, считается, что будешь весь год блуждать. Во время ужина нельзя выходить из-за стола и громко разговаривать.

Праздничный стол должен поражать своим многообразием, но не надо забывать, что еще продолжается пост, поэтому любителям рюмки придется немного подождать.

Главным кушаньем на столе…

Днем усиленного приготовления к празднику Рождества Христова считается Рождественский сочельник — канун великого праздника, который наступает 7 января для православных христиан. По строгим правилам до первой звезды верующим рекомендовано отказываться от пищи. Лишь при появлении первой звезды — символа звезды Вифлеемской — можно отведать сочиво (постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня – сочельник.

40-дневный Рождественский пост, усиленная молитва приближали православных людей к великому торжеству. Однако древние христиане его не знали, для них Воскресение Христово заслонило собой Рождество. В конце III — начале IV веков христиане начали отмечать Рождество и Крещение Спасителя в один день — 6 января по юлианскому календарю. Кстати, эту традицию сохраняет Армянская апостольская церковь. И только в середине IV века праздник Рождества отделился от Крещения и стал праздноваться Римской церковью 25 декабря по…

Праздник Рождества Христова относится к наибольшим христианским праздникам, которые Церковь отмечает особенно торжественно. Кульминацией праздничного приготовления является вечер накануне Рождества – день бдения, молитвы и поста. Святвечер имеет не только глубокие по содержанию церковные службы, но, прежде всего, богат в нашем народе исполненными символикой обрядами и обычаями, некоторые из них восходят еще к дохристианским временам, рассказывает Юлия КОЦАН.

«Время нашего спасения уже настало.
Готовься, вертеп, потому что Дева скоро родит»
(Стихира вечерни Навечерия)

История празднования вечера накануне Рождества Христова восходит еще к первым векам христианства. Канун праздника Рождества имеет отдельное богослужение, называемое Большие, или Царские часы, которые составил Иерусалимский Патриарх Софроний, где в псалмах и чтениях пророков из Ветхого Завета собраны основные пророчества относительно обещанного Мессии. Из святого Евангелия читают…

Святой для всех людей праздник — Рождество Христово — приходит в ночь с 6 на 7 января. В этот самый важный для христиан день во всех православных церквях проходят богослужения. Рождество считается самым тихим и самым семейным праздником. Обычно за столом собираются вся семья, приглашаются родственники, гости. Когда-то в давние времена в день Рождества Христова в ваш дом мог войти кто угодно – двери были открыты для всех. Ныне традиции немного изменились, сегодня уже не получится просто так прийти в дом к совершенно незнакомому человек. Хотя есть старинное поверье, что под личиной нищего в дом может войти сам Иисус Христос. О традициях, обычаях и приметах Рождества Христова ГолосUA узнавал у церковнослужителей и историков.

Дверь к блаженной вечности

«Праздник Рождества предваряется длительным Рождественским постом. Соблюдение Поста является самой главной подготовкой к Рождественским праздникам. В Пост человек может углубиться в размышления о том, какое место…

7 января, в первый понедельник 2019 года, православные христиане будут отмечать один из самых главных праздников – Рождество Христово. В отличие от Пасхи, этот день не сразу стал праздничным — все потому, что в еврейской культуре почитать день рождения не принято. Но со временем он занял отдельное место в христианском календаре и считается почти таким же важным праздником, как и Воскресение Христово.

Современная культура воспринимает Рождество по большей части как дополнительный выходной, который в России становится частью новогодних каникул. Это повод порадовать близких подарками, съездить на отдых или просто побыть дома в кругу семьи. Но с каждым годом все больше людей обращаются к традициям и отмечают Рождество так, как делали наши предки 50, 100, 200 лет назад — и речь не только о том, чтобы сходить на праздничную службу.

Тихие предрождественские вечера у накрытого стола, при зажженной свече и в ожидании первой звезды – в этом тоже есть своя прелесть. Теплота, которой…

6 января в 12 часов ночи начинается торжественное богослужение в православных храмах, а 7 января принято поздравлять друзей и родных со светлым праздником Рождества Христова.
Канун Рождества получил название «сочельник», и слово это происходит от ритуальной пищи, вкушаемой в этот день – сочива, каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, смешанной с медом и с миндальным и маковым соком.Пищу в сочельник издавна нельзя было принимать до первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам и Рождестве Спасителя. А с наступлением сумерек, когда загоралась первая звезда, садились за стол и делились облатками, желая друг другу всего доброго и светлого. Однако, есть все подряд нельзя было не только до первой звезды, но и потом — дело в том, что рождественская трапеза, хотя и объявляет о конце 40-дневного Филиппова поста, в действительности – его финал.Правилам поведения в Сочельник не одна сотня лет, и за последние годы никто ничего нового не придумал….

Богослужебные указания за 6 января 2019 года воскресение. Предпразднство Рождества Христова. На вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Прмц. Евге нии.

Служба прмц. Евгении не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства.

Календарные заметки:

В этот день 1-й час к утрене не присоединяется, но совершаются отдельно часы на вечерия и изобразительны. Блаженны читаются.
Литургия св. Василия Великого начинается великой вечерней. Вход с Евангелием. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш…». Чтение паримий с пением припевов. Вместо «Достойно» — «О Тебе радуется…».
По отпу сте литургии клирики перед свещником с зажженной свечой поют тропарь и кондак праздника Рождества Христова.

Порядок чтений, согласно календарю:

На вечерне кафизма 15-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 5-й – 3, и преподобномученицы, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 2-й: «Се вре…

05.01.2014

6 января - Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, - последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова.
6 января православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением.
Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.
Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник.
Наиболее часто задаваемые вопросы:
— Когда начинается ночное богослужение на праздник Рождества Христова?
Ночное богослужение начинается, как правило, в 23 часа 6 января. После Всенощной начинается Литургия, где причащаются многие верующие.
— Как узнать расписание Рождественских богослужений в храмах города Тольятти?
Узнать расписание Рождественских богослужений можно по телефонам всех храмов города Тольятти, размещенных на сайтах благочиний портала » Православный Тольятти»: Центральное благочиние , Тихоновское благочиние , Преображенское благочиние , Невское благочиние .
Как правило, верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и Всенощная и Литургия в обычное время – 17 вечера и утром.
В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?
Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.
Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью.
— Как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи?
Сочельник — название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» - вареные зерна риса или пшеницы).
Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении.
— Что значит «пост до первой звезды»?
Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.
Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром.
Поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.
— Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день?
Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.
— Сколько длится пост до причастия?
Те, кто причащаются на ночной Литургии 7 января — по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера.
И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.
Много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?
Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!
— На Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой.
Апостол Павел заповедовал нам «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа» (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.
Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость.
– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?
Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.
Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.
— Вопросы, связанные с православной традицией трапезы в Рождество.
Основы празднования Рождественского сочельника были установлены Православной Церковью уже в IV в. По традиции, в сочельник принято отказываться от пищи до первой звезды. Эта традиция связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, но в уставе церкви она не записана.
У православных рождественская трапеза начиналась с приема кутьи. Порядок приема пищи определялся строгими правилами: сначала подавались закуски, затем красный борщ, грибной или рыбный суп. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочни — жареные на конопляном масле мучные лепешки. В завершении трапезы на стол подавались сладкие блюда: пряники, рулет с маком, медовики, яблоки, орехи, клюквенный кисель, компот из сухофруктов.

Рождеству предшествует пост, который длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе «малой Четыредесятницей», так же, как и Великий пост. Праздник Рождества Христово имеет пять дней предпраздненств, (такое большое предпраздненство имеет только этот Господский праздник) и 6 дней попраздненства.

В течение пяти дней предпраздненвства служится повечерие. На повечерии поется особый трипеснец и каноны, подобные трипесцам и канонам Страстной седмицы. «В этих песнопениях отражена основная богословская мысль о том, что воплощение Сына Божия явилось для Него Крестом, первым Крестом, может быть, не менее легким, чем Крест последний, т.е. распятие». В некоторые дни Рождественского поста, которые отмечены словом «Алиллуиа», совершается богослужение сходное с богослужением Великого поста и читается молитва прп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко…» с земными поклонами. С Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается пение рождественской катавасии (это цикл ирмосов, которые поются в конце каждой песни канона на праздничной службе): «Христос рождается, славите…». Рождеству Христову предшествует Неделя святых праотец, в эти дни вспоминаются те ветхозаветные праведники, которые спаслись верою в имеющего родиться Христа. Следом за ней идет Неделя святых отец. В Неделю святых отец или Неделю перед Рождеством Христовым, в которую вспоминаются люди, принадлежавшее роду, из которого вышел Спаситель, совершается дополнение к воскресной службе из Октоиха, особая служба из Минеи, и читаются особые Апостол и Евангелие. Канун Рождества, называется Навечерие Рождества Христова или Рождественский сочельник от слова «сочиво» - пшеница с медом. Это день строгого поста. Богослужение Рождества Христова – состоит из ряда служб, совершаемых накануне, в ночь Рождества и вечером в самый день Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В эти службы входят: Царские часы, Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста, вечерня, повечерие, лития, утреня. Порядок служб определяется днем недели, на который приходится Рождество Христово.

Если сочельник Рождества Христова попадает на понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу, то в этот день совершаются: Царские часы с Изобразительными. После них сразу совершается великая вечерня с чтением паремий, Апостола и Евангелия, после которой совершается литургия Василия Великого. После входа с Евангелием и «Свете Тихий» читается 8 паремий :

1. Быт.1:12-14 – содержание этой паремии указывает на то, что воплощение Сына Божия было новым творением 2. Числ.24:2-18 – пророчество Валаама о звезде от Иакова 3. Мих.4:6-8, 5:2-8 – пророчество Михея о рождении Мессии в Вифлееме 4. Ис.11:1-10 – пророчество Исаии о жезле от корня Иесеева, на котором почил Дух Божий 5. Иер.3:36-38, 4:1-4 – пророчество Варуха о явлении Бога на земле между людьми 6. Дан.2:31-45 – пророчество Даниила о нерукосечном камне 7. Ис.9:6-7 – пророчество Исаии о рождении царственного Отрока 8. Ис.7:11-15; 8:1-4, 8-10 – пророчество Исаии о рождении Еммануила от Девы.

После первых трех паремий возглашается особый тропарь, конец которого «С ними же помилуй нас» (поется чтецом), после 6 паремии другой тропарь, конец которого «Жизнодавче, слава Тебе», после 8 паремии произносится малая ектения, затем следует Трисвятое и обычный порядок литургии св.Василия Великого. (Апостол. Евр.1:1-12; Евангелие от Лк. 2:1-20) После литургии происходит праздничное славление: выносят на середину храма свечу и перед ней поется тропарь и кондак празднику. Зажженная свеча знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме, т.е. в каком-то смысле уже наступает Рождество (поскольку вечерня связана с двумя днями, и на вечерни уже поются стихиры праздника, то в каком-то смысле день Рождества растягивается, становится более длинным церковным днем, чем все прочие). Под сам праздник служится всенощное бдение. Но оно не обычное, т.к. оно состоит не из великой вечерни и утрени, а из великого повечерия (т.к.вечерня уже совершалась) и утрени с первым часом. Повечерие заканчивается чтением Великого Славословия, потом лития. На великом повечерии вместо тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» поется кондак праздника. По полиелее – величание. По 50-м псалме вместо «Молитвами святых отец наших…» поется «Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы», стихира «Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящего присно со Отцем…». Вместо «Честнейшую Херувим…» - припев «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу». В конце утрени отпуст праздника «Иже в вертепе родивыйся и яслех возлегий…». В самый день Рождества Христова, пришедшийся на вторник, среду, четверг, пятницу или субботу, совершается литургия Иоанна Златоуста. (Апостол. Гал. 4:4-7; Евангелие Мф. 2:1-12). Поются особые празничные антифоны, «входное», вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа креститеся…», вместо «Достойно…» - Задостойник «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу…». Если сочельник попадает на субботу или воскресенье, то Царские часы в этот день не совершаются, они переносятся на пятницу. При этом литургия в пятницу не совершается. Литургия совершается в субботу или в воскресенье, в день навечерия, при чем служится литургия Иоанна Златоуста, после которой совершается 9-ый час и великая вечерня с чтением паримий. На вечерне Трисвятое не поется, т.к. литургии за ней нет, читается Апостол (Гал.3:15-22), Евангелие (Лк.2:1-20), сугубая ектения, просительная ектения, обычный отпуст, после которого поется тропарь и кондак. Всенощное бдение совершается вечером в сочельник и состоит из Великого Повечерия (обычная вечерня была уже совершена после литургии), утрени с 1 часом. После Всенощного бдения в ночь с 6 на 7 января совершается Литургия Василия Великого. На следующий день после праздника 8 января празднуется – Собор Пресвятой Богородицы. Вечерня бывает великая со входом и великим прокимном: Кто бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса, но утреня лишь славословная. В следующую субботу, называемой Субботою по Рождестве Христовом, положены особые Апостол и Евангелие. Следующая неделя (воскресение) называется Неделя Святых Богоотец. В нее совершается память святых и праведных Иосифа Обручника, царя Давида, Иакова, брата Господня. Двенадцать дней после Рождества Христова называются святками, т.е. святыми днями потому, что эти дни освящены событиям Рождества Христова и Богоявления. С древних времен Церковь освящает эти дни, согласно Уставу, в дни святок: «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиих», и возбранено совершать таинство Брака. Содержание паремий, Евангелия и Апостола, некоторых праздничных песнопений.

Когда Всенощное бдение начинается Великим Повечерием, поется торжественная песнь пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте, языци, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» Частое повторение в этой песни: с нами Бог! - свидетельствует о духовной радости верующих, сознающих среди себя Господа Бога.

Книга пророка Михея (4:6-8, 5:2-8): «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли». Данная паремия, читаемая на первом часе, посвящена пророчеству Михея о рождении Христа в городе Вифлееме. Вифлеем, один из древнейших городов - родиной Давида. Располагается он в 10 верстах к югу от Иерусалима. Первоначально он назывался домом Ефрафы, так как одним из родоначальников жителей этого города был Ефрафа, правнук Иуды (1Пар.4:1-4). Рождение Спасителя пророк предсказал за 700 лет, чтобы люди жили надеждой. Это пророчество читается и на первом часе, и на вечерне, где присоединяется еще несколько строк о милости к «дщери Сионовой», то есть ко всему израильскому народу.

Книга пророка Исаии (7:11-15; 8:1-4,8-10):

«…Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил …… прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, - богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским. И пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется - дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог»! Эта паремия, читаемая на шестом часе, включает пророчество Исаии о рождении от Девы Еммануила, что в переводе означает - «с нами Бог!»: Бог будет с народом Своим, Бог будет потомком Давида, Бог будет Cыном Девы, Его явление в мир ознаменуется чудом. Собственное имя Избавителя - Иисус. Еммануил - имя нарицательное и имеет многие другие значения (например, «Великого совета Ангел» или «Отец будущего века» и др.). «С нами Бог!». Эти слова и следующие за ними звучат как гимн, который особенно близок тем, кто надеется на помощь Божию. Это надо помнить и тем, кто восстает на верных Богу, и тем, кто ищет этой верности, которая не в словах, а в силе веры.

Содержание Евангелия (Утр. - Мф.,1:18-25) . «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус». Содержание Апостола (Лит. – Гал.,4:4-7)

«…но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа».

Слова апостола Павла, обращенные к христианам Галатии, указывают дверь ко спасению для каждого человека путем усыновления Богу, через Его Сына в приобщении Святому Духу.

Содержание Евангелия (Лит. - Мф.,2:1-12). «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».

В те дни восточные мудрецы, которых Евангелие именует волхвами, увидели воссиявшую на небосводе новую звезду. Согласно их учению и преданиям, это означало пришествие в мир великого мужа. Волхвы ведали, что иудейский народ ожидает явления Мессии, своего истинного Царя и Спасителя, и потому направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Его. Слова Евангелиста Матфея читаются в праздник Рождества Христова во свидетельство о рождении истинного Мессии - Спасителя. Волхвы принесли Младенцу Христу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).

Великое повечерие на Рождество Христово. Стихира на литии.

«Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу. Днесь Бог на землю прииде, и человек на Небеса взыде. Днесь видимь eсть плотию, eстеством невидимый, человека ради. Сего ради и мы, славословяще, возопиим Eму: Слава в Вышних Богу, и на земли мир, дарова бо пришествие Твое, Спасе наш, слава Тебе». Перевод: Небо и земля в сей день соединились при рождении Христа. В сей день Бог на землю пришел, а человек на небеса взошел. Сегодня видим Невидимого по естеству во плоти ради человека. Потому и мы, славословя, воскликнем Ему: "Слава в вышних Богу, и на земле мир: его нам даровало пришествие Твое; Спаситель наш, слава Тебе!"

Главная тема этого текста – Появление Спасителя на земле во плоти. Догматическая идея: Христос стал человеком, оставаясь Богом. Он пришел в мир для спасения людей и ради этого стал человеком (открывается смысл пришествия Христа на землю). Художественным образом служат слова «небо и земля соединились», показывая соединение двух, казалось бы, далеких друг другу понятий, соединение Бога и человека, и эти же слова показывают соединение Божественного и человеческого в одном Лице. Если бы Господь не пришел на землю, ни один человек не смог бы взойти на небеса. «В сей день Бог на землю пришел, а человек на небеса взошел». Только с пришествием Христа стало возможным войти в Небесное Царство. Следующим предложением поясняется, что сделал Бог, чтобы такая возможность появилась, Он стал человеком.

Ирмосы канона Рождеству Христову.

Песнь 1. «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися». Перевод: «Христос рождается, - славьте! Христос с небес, - встречайте! Христос на земле, - возноситесь! Пой Господу, вся земля, и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился».

Главной темой ирмоса первой песни является призвание всех разделить великую духовную радость – Празднование Рождества Христова. Догматическая идея: Принявшим Христа следует возноситься умом от земного к Небесному, встречать и принимать Христа сшедшего с Небес и воздавать Ему славу как Спасителю рода человеческого. Сознайте любовь Божию к вам, ободритесь, падшие, и торжествуйте, переносясь мыслию на небо, которое становится вам доступным. Художественные образы - многообразные благодарственные действия в отношении ко Христу: слава и пение Ему, радостная встреча Его, приобщение к Его спасительному пути.

Песнь 3. «Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопим: вознесый рог наш, свят еси, Господи». Перевод: «Прежде веков от Отца нетленно рожденному Сыну, и в последние (времена) бессеменно воплощенному от Девы, Христу Богу воскликнем: возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи!»

Главная тема ирмоса третьей песни канона - основание нашей веры: «во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех времен; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Которым все стало». Догматическая идея: Вневременность Христа, безсеменное воплощение Сына Божия. Художественные образ – созвучие слов ирмоса со словами Символа Веры.