» »

Тема родины в творчестве Блока А.А. Методическая разработка (8 класс) на тему: Проект "Моя Родина в разных видах искусства"

10.10.2019

Тема Родины в живописи


А. Блок. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.


Уметь

  • Уметь


  • Цикл – несколько художественных произведений, объединённых общим жанром, темой, главными героями, единым замыслом, местом действия.


Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов, сосредоточенное в основном на выражении постигаемых идей и смутных чувств и ощущений посредством символа. Символисты выразили тоску по духовной свободе, предчувствие мировых потрясений и вместе с тем доверие вековым духовно-культурным ценностям.


Поэт жил и творил в одну из самых трагических эпох русской истории


Выход из тупика безвременья связывается в сознании А. Блока с образом Родины, России. Поэт должен пережить и познать всё то, что суждено пережить России.


Словарная работа

  • Шлея – часть сбруи, ремень, прикреплённый двумя концами к хомуту.

  • Нести свой крест – быть верным долгу.

  • Чародей – волшебник, колдун.

  • Плат – платок.

  • Острожная песня - тюремная.

  • Расхлябанные колеи – разбитые дороги.







«Духовный – из одного духа и души состоящий; всё относящееся к Богу, церкви и вере; все умственные и нравственные силы человека, ум и воля». (Словарь В. И. Даля).



Тема (что?) Идея (для чего?) Художественные особенности (как?)


К какому направлению относится творчество А. Блока? а) символизм; б) реализм; в) сентиментализм; г) романтизм.


Образ Родины - женщины в платке до бровей – это образ: а) С. А. Есенина; б) А. К. Толстого; в) Ф. И. Тютчева; г) А. А. Блока.


Как называется средство художественной выразительности, используемое А. Блоком в строке «Три стёртых треплются шлеи»?


Как называется многозначительное иносказание, играющее важную роль в воплощении авторского замысла?


Стихотворение «Россия» а) на историческую тему; б) о современности; в) о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.


Что объединяет первую и последнюю строфы? а) тема народа; б) мотив дороги; в) образ женщины; г) тема поэта и поэзии;


Лирический герой стихотворения А. Блока «Россия»: а) иронизирует над вечными законами жизни; б) яростно сопротивляется новым веяниям времени; в) отказывается от прежних убеждений и верований; г) должен пережить всё, что суждено пережить России.


Задание для 1 группы. Аргументируйте тезис: «Россия – символ веры в будущее». В –первых,…. Во-вторых,…. Таким образом,…


Задание для 2 группы. Дайте связный ответ на один из вопросов в объёме 5-10 предложений. Как тема дороги получает своё развитие в стихотворении А. Блока «Россия»? Образ Родины в стихотворении «Россия».


Сегодня мы сделаем анализ стихотворения "Родина" Лермонтова. Автор написал его в год своей гибели - в 1841 году. За основу мы возьмём одну из общепринятых схем исследования лирических произведений, но внесём в неё свои коррективы. План анализа стихотворения "Родина" Лермонтова перед вами. Изучайте, размышляйте вместе с нами.

История

Стихотворение "Родина" было написано в марте 1841 года, а уже в июле великий поэт был смертельно ранен на дуэли. Известно, что изначально оно носило название "Отчизна". Из-за его пришлось поменять? Дело в том, что "отчизна" была термином декабристов, который означал "гражданский долг, патриотизм". Это не совпадало с основной идеей, которую Лермонтов вкладывал в произведение. Краеугольным камнем стихотворения послужили впечатления, которые он получил во время поездки через всю Россию, когда возвращался из Петербурга в полк на Кавказ.

Жанр и композиция произведения

Условно "Родину" можно поделить на две неравные части. Первые шесть строчек - полемические, остальные - элегия. В первой поэт говорит о Родине в общем, о том, какая она большая и красивая. Он вводит в произведение мотив пространства, чтобы показать всё великолепие России. Благодаря сонорным согласным стихотворение звучит очень поэтично. Лермонтов с удовольствием использует гиперболу, аллитерацию, чтобы усилить впечатление читателя.

Далее точка зрения лирического героя меняется - он спускается на землю, видит на холме чету белеющих берёз, деревенские огни. Он подмечает каждую деталь картины, развернувшейся перед ним. Это крестьянская изба со ставнями, полное гумно. К концу стихотворения лирический герой прекращает наблюдать и сам принимает участие в деревенском празднике. Таким образом, композиция стихотворения показывает нам, насколько новы и неожиданны впечатления, которые поэт вкладывает в произведение.

Тема стихотворения "Родина" Лермонтова

Так о чём же это произведение? Главная его тема, безусловно, любовь к отчизне. При этом чувство, по признанию самого лирического героя, странное. Почему? Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо сделать краткий экскурс в творчество Лермонтова.

Рассмотрим стихотворение "Жалобы турка". Оно было написано в 1828 году, когда Лермонтову было всего 14 лет. Уже в нём мы видим, что любовь поэта к России довольно иррациональна. В этом стихотворении Лермонтов гневно описывает всё то, что ненавидит в стране, где человек стонет от рабства и цепей. Но здесь же он утверждает, что любит свою отчизну, свой родимый край.

В другом стихотворении, написанном в 1840 или 1841 году, Лермонтов назовёт Родину "страной рабов, страной господ". Считается, что поэта написал его накануне ссылки на Кавказ. После этого его обвиняли в отсутствии патриотизма. В ответ на критику за несколько месяцев до гибели Лермонтов пишет стихотворение "Родина". В нём поэт пытается объяснить, за что он любит Россию.

Продолжим анализ стихотворения "Родина" Лермонтова. С первых строк он отрицает всё то, что можно было бы посчитать причинами. Это не гражданское служение, воспетое декабристами, не официальный патриотизм и не прошлое России.

Поэт трижды повторяет свою идею - его чувство к отчизне странное, которое не может победить рассудок. Он признается, что сам не знает, за что любит Россию. Такая любовь - вопреки всему - очень напоминает интимные чувства, которые мы испытываем к другому человеку.

Однако всё-таки есть патриотизм в душе Лермонтова. Достаточно посмотреть на то, как он описывает природу родимого края, деревенские гульбища.

Художественные особенности

Первая часть стихотворения звучит торжественно, далее язык становится доступнее и проще. Отсутствие патетики связано с общей концепцией, заложенной в произведение. Из-за этого меняется и размер стихотворения. Начинается оно пяти- и шестистопным ямбом, а затем Лермонтов с легкостью переходит к четырехстопному.

Главными художественно-выразительными средствами являются эпитеты ("степей холодное молчанье") и сравнения ("разливы рек её, подобные морям").

Значимость

Стихотворение "Родина" считается одним из наиболее известных произведений великого поэта. Это совсем неудивительно. Он написал о патриотизме так, как не делал никто до него. Конечно, современники не сразу оценили всю глубину мысли, которую поэт заложил в стихотворение. Однако критики уже тогда поняли важность того, что написал М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Родина" В. Белинский назвал "пушкинским", признав его одним из лучших работ поэта. Н. Добролюбов, в свою очередь, отметил, что Лермонтов, оказывается, "понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно".

Вместо заключения

Анализ стихотворения "Родина" Лермонтова закончен. Не зря оно считается шедевром русской литературы. В заключение отметим, что это стихотворение утвердило в поэзии жанр лирического размышления о родине, дополненного образами деревни и природы. Надеемся, наш анализ стихотворения "Родина" Лермонтова вам понравился!

Международный пленэр по живописи «Образ Родины в изобразительном искусстве» открылся 19 сентября в выставочном зале Могилевского областного музея им. Павла Масленикова. В этом году пленэр посвящен художнику Роберту Генину, и его персональной выставке «В поисках рая».

Уникальная выставка открылась в Могилеве: в художественном музее представлены 22 работы Роберта Генина. Не случайно решили вспомнить имя Роберта Генина - художник родом из Климовичского района, его жизнь и творческая деятельность тесно связана с Могилевщиной. В Международном пленэре приняли участие около двадцати художников из России, Беларуси, Украины, Литвы, Израиля, Армении, Китая. Имя Роберта Генина мало известно, а его творческое наследие разбросано по всему миру. Только благодаря коллекционеру из Санкт-Петербурга Алексею Родионову, который согласился предоставить картины Генина из своей частной коллекции для экспонирования в музее, на выставке были представлены 22 уникальные картины, которые художник создал в 1926 году на острове Бали. Коллекционеру мы обязаны жизнеописанием непростой жизни этого талантливого идеалиста и фантазера, европейского эстета, странника и строителя Дворца Советов. Он, пожалуй, единственный из успешных художников, состоявшихся на Западе, и вернувшийся из эмиграции в Советскую Россию.

Кто же такой Роберт Генин? Четырнадцатилетний еврейский мальчик родом из Климовичей рисовал так хорошо, что дед решил: пусть учится на фотографа. Роберта отправили в Одесское рисовальное училище, но в воображении честолюбивого юноши возникали более заманчивые картины: восторженные статьи критиков, прекрасные поклонницы. И восемнадцатилетний Роберт решил ехать в Мюнхен.
В 1902 году начинается европейский этап в жизни Генина, продолжавшийся 34 года, целиком посвященный творчеству и заполненный самыми разными событиями. Переезд в Париж. Поездка к обеспеченной сестре в Египет и снова возвращение в Париж. Поездки в Италию, сильные впечатления от фресок Джотто. После издания альбома литографий «Фигурные композиции» (1912), к нему впервые приходит известность. Эксклюзивный договор с мюнхенской галереей Танхаузер и первая персональная выставка (1913), когда Генин в своих монументальных картинах изображает идеальных людей в утопическом раю. 66 готовых картин и все будущие работы передаются в галерею Танхаузер. Персональная выставка сопровождается доброжелательной прессой. Известный американский коллекционер Артур Дж. Эдди приобретает работу «Жажда» (в настоящее время в Чикагском художественном институте).
В 1913 году выходит книга по истории искусств профессора Ф. Бургера. В главе, названной «Генин и Милле», сказано: «Картины молодого мастера олицетворяют социалистический идеал, счастье равенства и труда. Быть может, Генин - первый художник, который из социальной идеи делает художественный идеал, ибо искусство 19-го века предпочитает изображать труд как трагическую обязанность человека, мечтающего в глубине души о счастливой поре безделья; для Генина же труд - это закон и красота. Возможно, этим идеям принадлежит ближайшая будущность».
С началом Первой мировой войны темы его работ изменяются, и манера обретает черты развивающегося в это время немецкого экспрессионизма. Вторая персональная выставка в галерее Танхаузер в 1917 году демонстрирует стремительное развитие художника. В начале двадцатых годов Генин много работает в печатной графике, иллюстрируя своими гравюрами сухой иглой и литографиями произведения немецких писателей-экспрессионистов. Генин попеременно живет в Асконе, Берлине и Париже. Многочисленные выставки в Германии и Швейцарии. В 1926 году поездка на острова Ява и Бали, в результате которой появляется много работ с натуры. Особой популярностью у публики пользуются изящные «головки» балиек с цветами или с обезьянками. В 1928 году в Берлине издается книга Генина «Далекий остров» с его рисунками тиражом около 200 тысяч экземпляров. Большая персональная выставка в галерее Бонжан в конце 1931 года имеет успех, о ней пишут известные искусствоведы Поль Фиранс и Андре Сальмон. В 1935 году проходит его персональная выставка в галерее Лилиенфельд в Нью-Йорке.
В тексте небольшой заметки в одном парижском еженедельнике написано: «Блистательный, радостный цвет буквально ослепляет и царит во всем своем блеске на полотнах Генина; именно посредством этого цвета русская душа, восторги юности Генина оживают, перерождаясь в мечту - именно через этот цвет, через его восторженные аккорды, а также через сюжет. Золотистые цвета, теплая киноварь, изысканные розовые, мягкие красные оттенки струятся в его букетах, чередуются в его более меланхолических композициях. Творчество Генина - это очень русское творчество». Поль Фиранс так писал о творчестве Генина начала 1930-х: «Именно в Париже он стал настоящим русским. Лирический элемент появляется в его последних работах «Невесте», «Блондинке», «Художнику», в которых автор выдает свое русское происхождение яснее, чем на любой из ранних стадий своего развития. Именно в этих поздних холстах, Генин добивается наиболее гармоничного решения своих художественных и эмоциональных задач».
В начале тридцатых годов художник все серьезнее задумывается о назначении своего искусства, под влиянием своих мыслей уничтожая часть работ. Он испытывает ностальгию по России, наивно представляя происходящее в СССР в романтическом свете. В своем доме под Парижем пишет фрески с изображением «счастливой юности» и «советского неба». Через советский Красный Крест получает советский паспорт.
В марте 1936 года сбывается мечта Роберта Генина: он приезжает в Москву со страстным желанием писать фрески на новостройках, быть полноценным строителем социалистического общества. Живет - где придется, в основном у знакомых. Получает заказ на фреску для павильона «Совхозы» ВДНХ. Он с воодушевлением работает над ней два года. В августе 1938 года, когда огромная фреска уже перенесена на стену, павильоны решают переделать. Генин работает в коллективе фрескистов, оформляя Дворец Советов. Проходят два года радостного коллективного труда. С началом войны Генин впадает в заметно нервозное состояние. Он идет записываться в ополчение, но в военкомате не принимают 57-летнего добровольца с негнущейся ногой. Генин дежурит на крыше. В конце сентября 1941 года фугасная бомба контузила его, и через несколько дней Генин покончил с собой.

Ни могилы, ни официальной записи о смерти Генина не сохранилось: начиналась битва за Москву, город спешно эвакуировался. Работы Генина, рассеянные по частным коллекциям Германии, Швейцарии, Франции, Голландии и США, иногда появляются на аукционах. В 1969 году творчеством Генина заинтересовался немецкий искусствовед Ральф Енч. Ему удалось собрать некоторое количество работ, которые он показал на трех выставках - в 1970, 1977 и 1980 годах. Часть этих работ была приобретена немецкими музеями. В России и Беларуси мало кто знает о Роберте Генине. Подробную статью о нем написал Дмитрий Северюхин.

Во время работы пленера открыта мемориальная доска художника Роберта Генина на здании Климовичского краеведческого музея.

Рецензии

Татьяна, спасибо, порадовали интересным рассказом! О Роберте Генине не знала. Необыкновенный человек - романтик в жизни, талантливый художник. По-моему, он был новатором в живописи, воспевая романтику и социальную гармонию. Спасибо энтузиастам, которые проводят выставки картин художников, приносящих зрителям радость. И Вам еще раз спасибо за ценное открытие!
Желаю Счастья, Удачи!
Лариса

ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС, ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ.

ТЕМА: «Образ Родины в музыке, литературе, изобразительном искусстве» (обобщение)

ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ:

- Показать образ Родины в синтезе искусств;

Познакомить учащихся с поэтической и государственной символикой России;

Пробудить интерес к изучению истории своей Родины, её государственных символов;

Воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии,

живописи.

ОФОРМЛЕНИЕ:

Выставка книг: «Мне Россия-мать родная, дом родной, земля святая»;

Портретная галерея русских поэтов и музыкантов;

Экспозиция картин русских художников.

ЭПИГРАФ:

О, Россия! С нелёгкой судьбою страна…

У меня ты, Россия, как сердце одна,

Я и другу скажу, я скажу и врагу –

Без тебя, как без сердца, прожить не смогу.

(Юлия Друнина)

ОБОРУДОВАНИЕ:

Магнитофон

Проигрыватель

Фортепиано

ХОД УРОКА:

1. Сегодня на уроке мы совершим экскурс в глубь веков, чтоб ещё раз вспомнить наших предков-СЛАВЯН, откуда пришло название нашего государства - Русь. Мы узнаем, как воспевали в своём творчестве поэты, музыканты, художники нашу Родину. Обобщим наши знания о символах нашего Отечества (и поэтических, и государственных).

О России петь – что стремиться в Храм.

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что любовь, любить, что бессмертным быть.

(И. Северянин)

ЗВУЧИТ МУЗЫКА ГУСЛЕЙ

Давно это было, в стране, где мы живём, не было ни громадных городов, ни каменных домов, ни сёл, ни деревень. Были одни поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек, далеко друг от друга, стояли бедные строения. В них жили наши далёкие предки.

Как их называли? (СЛАВЯНЕ). Это название произошло от слова «слава», т.е. «хвала».

Где же в древности жили наши предки, как же называли землю славянскую? (РУСЬ).

Откуда пришло это название?

В Среднем Приднепровье, где в Днепр впадает река Рось, и находилось славянское племя Русь. Не будем смущаться тем, что в названии этого народа постоянно меняются буквы «о» и «у» («рос», река Рось и «рус», Русь). Так менялись эти буквы и в старину, и в наше время мы тоже говорим двояко: «русский язык», «Россия». Поэт Иван Саввич Никитин так писал о Руси нашей:

«Уж и есть за что, Русь могучая

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову».

2 .ПОДБЕРИТЕ К СЛОВУ «РУСЬ» - СИНОНИМЫ. (РУСЬ – РОССИЯ – РОДИНА – ОТЕЧЕСТВО) (на доске записывается слово «Россия»)

Вглядитесь внимательно в слово… - Как вы его понимаете?

Об этом слове С.Есенин говорил так:

«Россия! Слово – то, какое звонкое и чистое!

Как родниковая вода! Крепкое – как алмаз!

Нежное – как младенец…Дорогое, как мама!»

Какие вы знаете стихи о России?

Россия.


Роса состоит из росинок, Мы вместе: калмыки, чуваши,

Из капелек пара – туман, Буряты, якуты, мордва.

Песок – из мельчайших песчинок, Опорой единственной нашей

Россия – из россиян. Всегда остаётся Москва.

Давно мы по духу едины Земля и вода неразрывны,

И связаны общей судьбой, Как берег или река,

Нас Родина всех вдохновила Неразделимы ливни,

На подвиг, на труд и на бой. И ветер и облака.

Мы вместе: волжане, уральцы, У радуги – нет половинок.

Поморы и степняки – И если волна – то волна,

Похожи на крепкие пальцы И нету полуросинок,

Большой работящей руки. Вот так и Россия – одна. (В.Крючков )


«Привет, Россия, - родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле».

(Н.Рубцов)

Сегодня на уроке мы будем разучивать новую песню

(РЕБЯТА РАЗУЧИВАЮТ ПЕСНЮ «МОЯ РОССИЯ» - муз. Струве, сл. Соловьёвой

3. ПОДБИРАЕМ СЛЕДУЮЩИЙ СИНОНИМ К СЛОВУ «РУСЬ» артикуляционная гимнастика

(на доске записывается слово «Родина»)

Откуда произошло это слово?

Каково его первоначальное значение?

Найдите «корень» в этом слове?

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ даёт следующую информацию:

Общеславянское, производное от слова РОД. Исходное значение – «семья»; далее – «месторождения».

А ТЕПЕРЬ НАЙДЁМ, КАК ОБЪЯСНЯЕТ ЭТО СЛОВО ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

(ребята зачитывают: «родина» - это место, страна, где человек родился) показ песни подготовленными детьми

- Знаете ли вы стихи о Родине? - Кто их написал?

«Если скажут слово «родина», «Родина», - мы говорим, волнуясь,

Сразу в памяти встаёт Даль без края видим пред собой,

Старый дом, в саду смородина, Это наше детство, наша юность,

Толстый тополь у ворот Не минует зрелость нас с тобой.

У реки берёзка – скромница Родина! Отечество святое!

И ромашковый бугор… Перелески. Рощи. Берега.

А другим, наверно, вспомнится Поле от пшеницы золотое,

Свой родной московский двор… Голубые от луны стога.

Или степь от маков красная, Сладкий запах скошенного сена.

Золотая целина… Разговор в деревне нараспев,

Родина бывает разная, Где звезда на ставенку присела,

Но у всех она одна!» До земли чуть – чуть не долетев.

(З.Александрова) Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

«Если крикнет рать святая: Это позабудется едва ли

Кинь ты, Русь, живи в раю». И навек останется святым…

Я скажу: «Не надо рая, Землю ту, что Родиной назвали,

Дайте родину мою» (С. Есенин) Коль придётся, сердцем защитим.

4 . ИГРА . В народе сложено много пословиц и поговорок о России, о Родине. Помните ли вы их?

Мы сейчас проведём небольшую игру. Она называется «Сложи пословицу». Вам будут даны 6 пословиц. Кто быстрее их сложит – тот и молодец.

Человек без Родины, что соловей без песни. На чужой стороне и весна не красна.

Где родился, там и пригодился. Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Родина – мать, умей за неё постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

5 . Русичи – это музыкально одарённая нация. С великой гордостью мы произносим имена русских композиторов, которые воспевали красоту и благородство русской души, величие русской природы, подвиги русских богатырей.

Кого из таких людей вы можете назвать?

(дети перечисляют Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Мусоргского, Бородина)

Что воспевал в своей музыке Чайковский?

В ИСПОЛНЕНИИ УЧИТЕЛЯ ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ ПЬЕСЫ «ОКТЯБРЬ. ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ».


Кого из композиторов по праву считают основоположником русской музыки? (ребята называют Глинку, показывают его портрет).

ЗВУЧИТ ФИНАЛ ИЗ ОПЕРЫ «ИВАН СУСАНИН» - показ видеоматериала (вспомнить арию героя, исполняемую учителем, и дать определение музыки, написанной в народном духе).

А как вы думаете: с чего начинается Родина? На одном из предыдущих уроков вы писали небольшое сочинение на данную тему. Мне очень понравились ваши размышления. Некоторые из них я решила вам зачитать.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» В ИСПОЛНЕНИИ М.Бернеса, муз.Баспера, сл. Матусовского.

итогом ваших творческих работ?

6 . А сейчас мы поговорим о поэтических символах.

Есть ли они у нашей Родины?

Что является её олицетворением? (это берёзка)

Какую песню про берёзку знают все: от мала до велика?

Берёзка – лебедь белая,

Рядком с тобой стою,

Тебе, моя несмелая,

Я песенку пою.

(А.Прокофьев)

РЕБЯТА ИСПОЛНЯЮТ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗКА СТОЯЛА»

Русская берёза – символ русской природы. С давних времён с приближением весны девицы славили бога Солнца, славяне называли его Лель или Люль. Эти слова – имена употребляются во многих славянских песнях. Девушки наряжали берёзки лентами, всякими поделками ручной работы, связывали между собой кольцами веточки берёзы.

О каком народном празднике идёт речь? (ТРОИЦА)

Только ли пели на этих праздниках?

(ребята говорят, что на праздниках водили хороводы вокруг берёз, прославляя своих могучих богов).

РЕБЯТА ВЫБИРАЮТ НАПРЯВЛЯЮЩЕГО И ВОДЯТ ХОРОВОД.
7. Берёза – любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

Вы знаете какие-нибудь стихи о берёзке?

Люблю берёзку русскую Опять о них, кудрявых и белёсых…

То светлую, то грустную, А что тут делать, если на Руси

В белом сарафанчике У всех дорог встречаются берёзы,

С платочками в карманчиках, Хоть день, хоть год, хоть вечно колеси.

С красивыми застёжками, «Россия»-шепчут мне берёзки,

С зелёными серёжками. «Россия» - шепчут камыши,

Люблю её нарядную «Россия» - ключ журчит в ложбинке,

Родную, ненаглядную, И я им тихо вторю: «Русь!»

То ясную, кипучую, Мне не трудны твои нагрузки.

То грустную, плакучую. Я в поле рос, я чубом рус,

Люблю берёзку русскую. И я люблю тебя по-русски,

Она всегда с подружками Моя берёзовая Русь!

Под ветром низко клонится (А.Новиков)

И гнётся, но не ложится.


РЕБЯТАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЭКСПОЗИЦИЯ КАРТИН РУССКОЙ ПРИРОДЫ.

Русскую берёзу запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов.

Писатель В.М.Гаршин, глядя на картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И звонкая весенняя капель, и дымка, и тонкие берёзы – всё это такое знакомое и такое родное. Эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине».

Перед картиной «Берёзовая роща» А.И.Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зелёнокудрые тихие и молчаливые берёзки.

Перед нами картина И.И.Левитана «Берёзовая роща» . Белоствольные берёзки, покрытые молодой яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить

равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.

Глядя на картину «Золотая осень» , невольно вспоминаешь слова Пушкина:

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Левитановские пейзажи, проникнутые любовью к Родине, к её лесам, полям и лугам, не могут не вызывать ответной любви к тому, что он изображает.


8. А сейчас послушайте песню «Что грустишь, берёзонька…» , которую написала наша соотечественница: Петухова Татьяна Ивановна, которая сама пишет и сама исполняет свои песни о родном крае.

О чём эта песня?

ВЫВОД : где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ.

Хлеб, которым человек кормится. Земля, на которой человек живёт. Мать, которая даёт жизнь… Без всего этого человеку жить просто невозможно, но среди всего самого заветного есть у человека Родина. Родина - это земля, город и деревня, где ты родился и живёшь, твои друзья, близкие соседи. Это мать и отец твои, поэтому Родину ещё Отчизной называют, как дом родной – отчим домом.

ЗНАЧИТ ЕЩЁ ОДИН СИНОНИМ К СЛОВУ «РУСЬ» - это слово «ОТЕЧЕСТВО» или «ОТЧИЗНА». НАЙДИТЕ «корень» В ЭТИХ СЛОВАХ И ПОДБЕРИТЕ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

«ОТЕЧЕСТВО» - происходит от слова «ОТЕЦ», греческого слова patria (патриот).

Люблю Отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой.

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю – за что, не знаю сам… (М.Ю.Лермонтов)

9. Мы выяснили, что поэтическим символом нашего государства является берёзка. Но у каждого государства есть ещё и официальные символы. Каждый истинный патриот своей страны должен знать их.

Назовите их мне. (ребята называют герб, флаг и гимн)

С каким государственным символом мы знакомились на наших уроках?

Справились ли вы с домашним заданием?

(ребята рассказывают о том, что такое ГИМН)

Гимн – это торжественная песня, символ государственного единства. Истоки гимнов скрываются в глубинах истории. Впервые потребность в гимне в придворно-военном обиходе возникла при Петре Первом.

Первый официальный гимн России появился в годы правления императора Александра Первого. За образец был взят английский гимн образца 1745 года « God , save the King ». Русский текст к английскому гимну написал В.А.Жуковский. Музыку сочинил А.В.Львов. впервые национальный гимн прозвучал 11 декабря 1833 года в Большом театре Москвы. Он звучал до февраля 1917 года. После февральской революции встал вопрос о новой государственной символике. Композитор А.Т.Гречанинов и поэт К.Д.Бальмонт написали «Гимн свободной России». Но круговорот событий 1917 года не позволил воплотить в жизнь это произведение.

После Октябрьской революции в качестве гимна Советской России, а затем Советского Союза был утверждён «Интернационал» . Русский текст на основе текста Э.Потье сочинил в 1902 году А.Э.Коц.

Новый государственный гимн был написан А.В.Александровым на слова С.В.Михалкова и прозвучал в ночь на 1 января 1944 года. Впоследствии текст гимна перерабатывался. В 1977 году в него были внесены наиболее существенные изменения.

Идея создания российского гимна возникла в 1990 году. В качестве музыки будущего гимна была утверждена «Патриотическая песнь» М.И.Глинки. Но эта песнь не имела поэтической основы и не была утверждена в качестве государственного гимна законодательно. Депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации приняли решение: утвердить государственный гимн России на слова Михалкова и музыку Александрова. Закон «О Государственном гимне Российской Федерации» был принят 8 декабря 2000 года Государственной Думой, одобрен 20 декабря Советом Федерации и подписан 25 декабря 2000 года Президентом РФ.

ПРОШУ ВСЕХ ВСТАТЬ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА РОССИИ.
Наше путешествие закончилось, но оно не последнее. Читайте книги о России, слушайте музыку о России, восхищайтесь красотой России! Будьте настоящими детьми своего Отечества!

Каждый поэт по-своему изображал Родину. Кто-то в образе матери, кто-то утверждал, что родной край - это мать или возлюбленная. Иные персонифицировали ее, пытались показать как отдельного человека, который тоже переживает, страдает, любит и терпит.

Александру Александровичу удалось совместить несколько вариантов образов. При этом, с каждым новым стихотворением открывается новый образ Родины в лирике Блока. Но это не значит, что восприятие родного края у него рассеивается, отношение к нему меняется. Поэт понимает и принимает Родину во всей ее многогранности, величии и бедности, благодати и страданиях.

Понятие Родины для Блока

Тема Родины в не присутствовала изначально. Она стала подытоживающим этапом его жизни. Но именно он и стал одним из самых важных в судьбе поэта.

К такой теме Блок пришел не сразу. Она появилась после долгих скитаний поэта и многих пережитых страданий. Это способствовало полному погружению А. Блока в тему. И именно поэтому он не ограничился шаблонным изображением Родины, как некой абстрактной величины. Или же, наоборот, как определенной территории, существование которой ограничено в пространственно-темпоральном континууме.

То есть, Россия не существует для него только сейчас, и только от одного пограничного столба до другого по поверхности. Она проникает в вещи и судьбы, рассеивается в воздухе, впитывается в землю.

Закономерно, что при таком понимании и переживании темы, образ Родины в творчестве Блока не может иметь одно лицо и такое же отображение в зеркале поэтичного мастерства.

Варианты изображения Родины Блоком

Чтобы максимально точно отобразить свои переживания по поводу родного края, Блок использовал его поэтическое изображение в нескольких вариантах. Литературоведы выделяют такие варианты, в каких отображена Родина в лирике Блока:

  • сказочность - не персонифицированный образ волшебного края, со сказочными существами, загадками, таинственными лесами;
  • романтичность - Родина изображается как возлюбленная молодого юноши, нежная, трепетная, неповторимая;
  • историзм - край, у которого есть прошлое, своя история, и с ними нельзя не считаться;
  • бедность и страдание - не столько образ Родины, сколько обобщение ее жителей, которые претерпевают не самые лучшие времена. Но при этом не предают свой край, а принимают таким, какой есть, но с надеждой на положительные изменения;
  • обобщенный образ живого существа - Родина - это живое существо, подобное человеку, но характеристика дана только посредством абстрактных понятий, а не конкретизации тех или иных черт внешности;
  • оптимистичность - в таком ключе Блок высказывает свои надежды на светлое будущее страны, верит в грядущие благоприятные изменения.

Сказочные мотивы в изображении

Изображение России, как земли сказочной, мифической находим в стихотворении «Русь». Не только описанный пейзаж напоминает фольклорные характеристики придуманной местности, но и упоминание нереальных существ, таких как ведьмы, ведуны, ворожеи, черты и прочие. Элементы окружающего - дебри, болота - тоже часто употребляются в мифологических рассказах.

Цвета, которые всплывают в воображении при этом описании, преимущественно черные, серые, грязно-зеленые, коричневые.

Но резкий переход к спокойному, умиротворенному созерцанию природы не только дает понять, что первое впечатление было ошибочным. Такой резкий контраст подчеркивает загадочность Руси - то темнота и страхи, то тишина и леность (море лениво омывает берега, желтый обрыв, поля).

Романтизация образа Родины

Но мифологизация образа Родины не является нововведением Блока. Многие его предшественники обращались к этому приему. Другое дело, что он подавал сказку и реальность в резком контрасте.

Как известно, мифичные образы присущи эпохе романтизма. Но Блок не был романтиком, потому возвышенные образы в его поэзии приобретают иной характер, чем у предшественников. Так, к судьбе Родины поэт подходил не со стороны философской, отвлеченной. Он любил Россию, как любят женщину - самоотверженно, горячо.

Но, как говорил сам Александр Александрович, это происходит потому, что в мире поэзии, в котором он стремится пребывать повсеместно, нет разделения на свое и общее. Все общее, что касается самого сердца поэта, становится автоматически личным. Интимное в поэзии выносится на всеобщее обозрение, с целью быть услышанным и понятым.

Родина - это женщина. Возлюбленная, молодая красавица, жена, но не мать, как ее представляли в своем творчестве предшественники Блока. Это необузданная, сильная, манящая дива, но при этом нежная, смирная, красивая. Поэт поддает образ интимизации, наделяя его теми чертами, которые присущи и воспетой им же Прекрасной Даме.

Как декадент, он утверждает, что любить стоит только прекрасное. Страдания - тоже возвышенные чувства, которые должен принять и пропустить через себя каждый, но при этом не потерять себя. Потому, для того чтобы полюбить Россию, к ней сначала нужно почувствовать сострадание, постичь глубину ее горестей.

Россия в диахроническом срезе

Тема Родины в творчестве Блока не ограничивается только современностью автора. Для того чтобы лучше постичь природу такого явления, он прибегнул к историческим экскурсам.

Понятия Россия, Родина Блок отождествляет, и потому история страны неразделима с жизнью каждого человека, населяющего ее. Это если рассматривать понятия в романтическом контексте тоже. Так, нас интересует прошлое возлюбленной, ее судьба, как патриота - манит история.

Цикл стихов «На поле Куликовом» посвящен истории России. Он подает панорамное изображение жизни страны от монголо-татарского ига и до современности. Кроме того, поэт высказывает надежды на светлое будущее России, потому что она стремится вперед, многое одолела, перестрадала, а после такого неизменно наступает благоденствие.

Россия - бедная и многострадальная

Как и в контрасте пейзажей, Россия выступает неоднородной страной и в общем благосостоянии. Речь идет и о нищете отдельных граждан, которая соседствует с невероятным богатством других, и о судьбе страны в целом. Тяжело переживая за долю своего родного края в сложных политических и экономических условиях, поэт все же выражает глубокую уверенность, что все изменится.

Даже в «золотые годы» в России трепались «три стертых шлеи», а расписные спицы ввязываются в расхлябанные колеи. То есть, каждый старается приобрести личное материальное благополучие, забывая про общественное. В этом и состоит одна из ключевых, по мнению автора, проблем российского общества.

При этом всем внешнем нищенстве, Блок акцентирует внимание на благодатной почве, богатстве земли. Чувство любви к Родине поэт описывает чистым, наивным, девственным. Именно тема Родины в поэзии Блока перекликается с мотивами переживаний по поводу первой любви и ее слез. Такие же страдания, кристальные, незапятнанные, он переносит, когда задумывается о судьбе страны.

Персонифицированный образ без привязки к конкретике

Новое видение образа родного края дает нам анализ стихотворения «Родина». Блок в своем цикле дарит нам понимание образа России также как существа персонифицированного. Но при этом нет привязки к конкретной личности или собирательному образу.

Родина выступает чем-то, вернее, кем-то обобщенным. Живым, но при этом эфемерным. Она стоит за душой автора в качестве его главного богатства и самого большого страдания.

Страна отрывается от земного, материального и появляется в качестве высшей материи. Скорее, это не сам образ Родины, а именно любви к ней. Это наводит на мысль о частичном отходе Блока от декадентства. Он живет в мире не материальном, а в возвышенном, отрешенном от земных забот. Но тут же признается в привязанности к реальному существу - Родине.

Оптимизм в изображении России

При всем пессимистичном, на первый взгляд, изображении России, тема Родины в поэзии Блока все-таки высветлена в оптимистичном ключе. Автор надеется на скорую перемену положения. Объясняет он это простым законом справедливости, которая обязательно воссторжествует. Россия, которая претерпела множество революций, войн, разрух, нищеты, просто не может не стать сверхсильной богатой державой.

Он сравнивает ее с тройкой, что запряжена лихими скакунами, не знающими отдыха. Таким не страшна ни «расхлябанная колея», ни метель.

Так и родился цикл стихотворений, которые мог написать в то время только Блок - «Родина». Анализ стихов из цикла дарит уверенность в светлом будущем и надежду в лучшие времена.

Средства для создания образа Родины

Одним из самых распространенных средств, которые использует поэт, является персонификация. Тема Родины в творчестве Блока приобретает близкое звучание, сама Россия превращается то в молодую девушку, то в дикую и необузданную женщину, то становится сказочным местом.

Тема Родины в поэзии Блока также раскрывается при помощи развития образа. На этом построены практически все варианты подачи образа, в большей или меньшей мере, чему подтверждением служит анализ стихотворения. «Родина», Блок не зря выбрал такое простое название для цикла. Это итог творчества поэта, выражение на бумаге всех его мыслей и тревог, которые накапливались на протяжении жизни.

Новаторство Блока в изображении Родины

Предшественники поэта при изображении Родины также использовали такое средство, как олицетворение. И многие из них оживляли образ, вселяя его в женское обличие. Но тема Родины в творчестве Блока приобрела новое звучание - это не мать, как описывали ее другие, а подруга, невеста, жена. То есть она и в горе, и радости идет плечом к плечу с лирическим героем. И не покровительствует, а сама нуждается в защите.

Также непривычна и подача образа в виде чего-то живого, но в то же время абстрактного. Россия - не картинка, изображение, а ассоциирующийся у каждого со своими вещами объект.