» »

В каких храмах будет служба на рождество. Дети и поход в церковь. По возможности посетите все уставные праздничные богослужения

21.09.2019

По аналогии с предпасхальным постом, называемым «великой четыредесятницей», пост перед Рождеством иногда тоже назывался четыредесятницей, но «малой». Предвкушение праздника и его ожидание с некоторым испытанием самого себя может быть не менее наполнено духовно, чем сам праздник. И потому церковный календарь настраивает на него задолго, постепенно и по нарастающей.

ОСОБО ВАЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ во время поста, когда накануне совершается Всенощное бдение:

4 декабря - - (двунадесятый праздник)

13 декабря - служба св. апостолу Андрею Первозванному

18 декабря - память прп. Саввы Освященного

Полиелей бывает накануне:

29 ноября - память апостола и евангелиста Матфея

2 декабря - память свт. Филарета Московского

6 декабря - память св. блгв. кн. Александра Невского / свт. Митрофана Воронежского

10 декабря - празднование в честь иконы Божией Матери «Знамение» -

13 декабря - память апостола Андрея Первозванного

26 декабря - память мчч. Евареста, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста

1 января (после окончания Божественный литургии) - молебен на начало Нового Года

2 января - память св. прав. Иоанна Кронштадтского

Накануне Рождества совершается Всенощное бдение - в 16:00.

Ранняя Литургия Рождества Христова в некоторых храмах совершается ночью.

В самом начале поста и в течение этой «малой четыредесятницы» особое местов богослужении занимают памяти ветхозаветных пророков и праведников – Авдия (2 декабря) , Наума, Аввакума, Софонии, Аггея (14, 15, 16 и 29 декабря, соответственно). Они не выделены всенощными службами, но судя по всему, собраны они на этот постный период преднамеренно. Службы этим пророкам носят совсем не праздничный, но покаянный характер. Этим показывается, что до пришествия Христа над человечеством тяготело бремя как падения Адама, так и собственных беззаконий. Но даже это не мешало верным Богу и в те времена смотреть в будущее с надеждой и верой в спасение:

«Господи! Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости!.. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля… Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая основания его до верха…» (песнь Аввакума – Авв. 3, 1-19).

4 декабря - , накануне совершается Всенощное бдение. Введение - двунадесятый праздник, один из особенно почитаемых. В этот день празднуется, как Пречистую Богородицу в трехлетнем возрасте праведные Иоаким и Анна привели в храм и посвятили Богу.

Более чем за месяц до праздника в православных храмах начинают звучать рождественские песнопения. Первый раз – на Всенощной под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, о Которой поется, что «Дева в храме ясно является и Христа всем предвозвещает»: «Христос раждается – славите! Христос с небес – срящите! Христос на земли – возноситеся! Пойте Господеви, вся земля; и веселием воспойте, людие, яко прославися».

Сами эти слова взяты из первых строк «Слова 38, на Богоявление или на Рождество Спасителя» свят. Григория Богослова («Христос рождается: славьте! Христос с небес; выходите в сретение! Христос на земле – возноситесь! Воспойте Господеви вся земля (Пс. 95, 1)! И скажу обоим в совокупности: да возвеселятся небеса, и радуется земля ради Небесного, потом Земного! Христос во плоти; с трепетом и радостию возвеселитесь, - с трепетом по причине греха, с радостию по причине надежды…»).

С этого момента (3 декабря, вечер) на всех праздничных богослужениях, а также в субботу вечером под воскресные дни, мы слышим эти ирмосы Рождественского канона - подробнее: Ирмосы Рождества: история и перевод

А в службах св. апостолу Андрею Первозванному (13 декабря) и свят. Николаю Чудотворцу (19 декабря) добавляются еще рождественские стихиры Предпразднства , как, например, эта из Всенощной под память свят. Николая: «Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?»

Русский перевод: «Благоукрашайся, пещера; ибо Агница грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы-матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?» 30 декабря Церковь совершает память пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила.

На вечерней службе накануне также звучат рождественские песнопения, хотя она и вовсе не праздничная по своему характеру. «Даниил, муж желаний, камень без руки отсечен видев Тя Господи (см. Дан. 2, 31-45), младенца без Семене рождена пронарече (предрек) Тя, из Девы воплощена Слова, непременнаго (неизменного) Бога, и Спаса душ наших».


Благодатная роса от ангела, сохранившая трех отроков, брошенных в разожженную печь по приказу царя Навуходоносора, прообразует Божье снисхождение при зачатии Девой вочеловечившегося Бога… А сами отроки являют собой торжество жизни и воскресения (эпизод с тремя отроками вспоминается особенно в Великую Субботу накануне Пасхи - см. Дан. 3, 24-90).

Песнь трёх отроков не включена в еврейский Масоретский текст Библии, но включена в греческий текст Септуагинты, который и используется в богослужении. Да и в каждой службе в 7-й и 8-й песне любого канона так или иначе круглый год воспевается это чудо сохранения жизни трем отрокам в печи Вавилонской. В Рождественском каноне начало 7-й и 8-й песни можно передать на современном русском языке так: Отроки, воспитанные в благочестии, повелением нечестивым пренебрегши, угрожавшего огня не устрашились, но, стоя посреди пламени, пели: «Боже Отцов, благословен Ты!»

Окропляющая росою печь представила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, как и огонь Божества утробы Девы, в которую нисшел. Поэтому воспоем песнь: «Да благословляет все творение Господа и превозносит во все века!» (перевод иером. Амвросия Тимрота)

Кроме того, два последних воскресных дня перед Рождеством Христовым посвящены вообще всем ветхозаветных пророкам и праведникам и названы в церковном уставе Неделей святых праотец и Неделей святых отец.

Как правило, полиелей совершается и накануне памяти св. вмц. Екатерины 7 декабря (в Церквах, кроме Русской - 8 декабря). Также полиелейные и бденные службы могут совершаться накануне памяти местночтимых святых и святых, в честь которых освящен храм.

31 декабря в храмах Русской Православной Церкви часто служат Новогодний молебен . В последние годы во многих храмах появилась традиция совершать Литургию в новогоднюю ночь - это позволяет провести гражданский праздник и радостно, и с пользой для души. В нашем храме такой молебен не служится. Это связано в связи с общественным транспортом.

И, наконец, 2 января наступают заключительные пять дней предпразднства Рождества Христова, последний из которых – . Начинается более строгий пост.

6 января, в , обычно читаются Царские часы, а по их окончании - Вечерня с Литургией Василия Великого (по уставу ее полагается служить во второй половине дня, но в Русской Церкви это не практикуется). В 2013 году Рождественский Сочельник приходится на воскресенье, в связи с чем Царские часы переносятся на предшествующую пятницу и Литургия после них не совершается.

Таким образом, богослужебное, молитвенное содержание предрождественского поста весьма богато и насыщенно. Именно на него, а не на диетическую сторону, не самую важную, однако зачастую самую волнующую многих современных православных, лучше бы обратить наше внимание! Тем не менее, и без последней никак не обойтись, а потому перейдем от более возвышенной и поэтической части к более прозаической и будничной.

Накануне Рождества совершается Всенощное бдение. Ранняя Литургия Рождества Христова в некторых храмах совершается ночью.

Но в нашем храме всегда утром бывает две Божественные литургии: ранняя в 6:00 утра и поздняя в 8:00

Рождественское богослужение православной церкви является продолжительным и чрезвычайно важным мероприятием, цель которого почтить память Сына Божьего и помочь людям приобщится к добродетелям.

Попразднество - шестидневный цикл повторяющихся гимнов и песнопений в честь Помазанника Иисуса.

Приготовление к празднеству. Воздержание

Церковное празднование начинается с религиозных приготовлений. За 40 дней до 7 января верующие начинают Рождественский пост, очищающий душу от греховных помыслов и тело от вредного влияния «тяжелой» пищи. Воздержание, представляющей собой аскетическую природу, позволяет подойти к священному дню должным образом.

Во время поста нельзя употреблять пищу животного происхождения и заниматься небогоугодными делами, порочащими вечную душу.

  • Рекомендованный рацион в этот период довольно строг. Необходимо исключить не только мясо, но и алкоголь с рыбою.
  • В первый день поста христианские верующие накрывают стол и произносят соответствующие молитвы, хваля Всевышнего за щедрость и милосердие.
  • Рождественское богослужение не проходит без приготовления кутьи - традиционного праздничного блюда.
  • Еще одним украшением стола являются компот и блины на воде. Ими угощали колядующих, чтобы привлечь в дом счастье и достаток.
  • В выходные разрешается готовить пищу с растительным маслом.
  • В период поста рекомендовано чаще, чем обычно, посещать церкви. Это позволяет духовно очищаться.
  • Существовала традиция по привлечению богатства. Хозяйки ходили в гости к подругам, занимались рукоделием и просили у Господа финансового благополучия.
  • В начале поста рекомендуется помогать нуждающимся едой или деньгами. Это приносит большую удачу на следующий год.
  • В канун Рождества не следует вкушать праздничную пищу до появления первой звезды. Здесь прослеживается аналогия с появлением небесного светила в момент рождения Иисуса Христа.
Важно! Без ежедневной молитвы пост превращается в обыкновенную диету. Церковь настоятельно рекомендует регулярно просить Господа о защите, благополучии и лучшем будущем.

Праздничная кутья

Традиции для кануна Рождества

Пост заканчивается с появлением первой звезды на ночном небосклоне, и жизнь разворачивается в новый виток. Предки имели веру, что временной отрезок прошел положенный путь и возобновляет отчет с самого нуля. В прошлом они оставляли все тяжелое и ненужное, поэтому рождественские традиции являются символом рождения и обновления.

  • В современной культуре празднование воспринимается как дополнительный отдых, оно входит в группу новогодних каникул. У людей появляется хороший повод порадовать членов семьи и приятно отдохнуть.
  • В это время две силы борются в человека. Добро устремляет людей к колядам и песнопениям, а темная сторона влечет на ведьмин шабаш.
  • Перед празднованием принято тщательно убирать жилье и начищать посуду. В храмах и домах устанавливали елку, символизирующую вечное существование. Для Рождества характерно сочетание красного и зеленого оттенка, а в качестве символики используются фигурки ангелов, осликов, младенцев в яслях и свечи.
  • Раздача подарков - любимая детьми и самая веселая часть праздника. Переодевшись в Деда Мороза, один из членов семьи приносит сласти и игрушки в мешке. Дети получают подарки с условием, что будут себя вести хорошо и слушаться взрослых.
  • Во время пиршества ведутся беседы о добродетелях и правильных поступках. Раньше за стол приглашались соседи и нищие, в образе которых мог явиться Господь. Каждый человек пробовал все блюда и благодарил за угощения. Сначала подавали закуски, потом супы с лепешками, а десерты - в конце.
  • В церковных условиях на канун праздника идет Рождественская литургия. Она начинается утром 6 января и заканчивается утром следующего дня. Пришедшие верующие присутствуют на службе, исповедуются и причащаются. От количества людей зависит продолжительность церемонии.
На заметку! Рождение святого Помазанника предсказывалось пророками Ветхого Завета и ожидалось века. Иисус Христос появился на свет более 2000 лет назад в пещере около города Вифлеема. Он пришел, чтобы искупить земные грехи, понеся суровую смерть на кресте. Бог вошел в плоть, чтобы человек обрел божественную природу.

Сочельник

В канун Рождества (Сочельник), 6 января, проходит Вечерня, представляющая собственно начало празднования.

Сочельник представляет собой завершение Рождественского поста, который длился 40 дней. В этот день верующие соблюдают самый строгий пост. Принимать пищу не разрешено до появления первой звезды, которая символизирует пришествие в мир Спасителя.

Во время вечерни служится Всенощное бдение и Литургия Василия Великого. По окончании службы в храм вносят изображение звезды Вифлиема, появившейся на небе во время рождения Иисуса.

Всенощное бдение

Всенощное бдение - последующая часть церковного служения с пениями красивейших канонов и прикладываниями к святому лику Спасителя. Это богослужение продолжается от заката до рассвета (с 18 до 6 часов утра) и символизирует аскетическое отречение от сна в пользу молитв и песнопений в честь Господа.

  • Практика известна со времен Ветхого Завета: апостолы рекомендовали круглосуточно бодрствовать и памятовать о пришествии Мессии.
  • В период гонений христиане устраивали собрания именно в ночное время, в тайных местах (кладбищах или катакомбах).
  • С II по IV века монахи не спали, читая молитвы Иисусу и воспевая Псалтири. Так как они прятались в горных пещерах, было опасно покидать эти места в ночью, так как возникала вероятность сорваться в пропасть. Поэтому они не смыкали глаз, восхваляли Господа, а отдыхать шли только на утро.

Василий Великий в своих сочинениях использовал термин «агрипния», что означает «отсутствие сна». Он утверждает: такая практика была широко распространена на Востоке и проходила в канун каждого воскресения, в святую ночь Пасхи и в праздник Богоявления.

Богослужение на Рождество Христово

Порядок всенощного бдения

Существует особая церковная структура всенощного бдения:

  1. Начинается оно с малого колокольного звона и девятого Часа, где произносятся псалмы и молитвы.
  2. Далее идет малая вечерня, великий колокольный звон и зажжение лампад.
  3. Горящие свечи устанавливаются в специальное место перед главными вратами иконостаса.
  4. Иерей глубоко кланяется настоятелям церкви, святым изображениям, хорам певчих, братьям. Он входит в алтарную и надевает епитрахиль, совершает молитву, окуривает кадилом алтарь, отворяет Святые врата и отходит.
  5. Пономарь и священник громко произносят: «Восстаните!», а иерей продолжает окуривать иконы и собравшихся.
  6. Помощник настоятеля читает священное послание к Всевышнему, а после - Псалом 103, который многократно повторяется. В конце ритуала иерей встает перед Святыми вратами и читает светильничные молитвы.
  7. Далее все служители заняты великой ектенией (прошением). После молитв и стихиров в храме появляется духовенство, совместно с которым поется «Богородице Дево» и произносится благословение пшенице, вину и елею.
  8. После чтения апостольских посланий идет полиелейная утреня - самая торжественная часть Всенощного бдения.
  9. Завершается все Часами (первым, третьим, шестым) и Литургией.

Попразднество

На следующий день празднуют Собор Пресвятой Богородицы.

Попразднество - богослужебный период, который характеризуется воспоминаниями о великом происшествии в христианском мире. Священнослужители прославляют само событие и всех участников. Чаще этот период продолжается шесть-семь дней до утренней праздничной службы 7 января.

Попразднество завершается отданием праздника, где происходят самые торжественные богослужения с молитвами и песнопениями.

Важно! Перед празднованием Рождества каждый христианин обязан соблюсти строгий сорокадневный пост, чтобы очистится и стать ближе к вечному блаженству. Существуют особые традиции поведения за трапезным столом, а также в церковных условиях. Соблюдая все эти правила, верующие вспоминают появление Мессии и отдают должное его невероятному подвигу.

Посмотрите видео о богослужении на Рождество Христово

Уже хорошо знают, что в этот праздник принято дарить подарки и поздравлять друг друга красивыми открытками. Некоторые слышали про особенный рождественский ужин с индейкой в странах Запада. Но существует еще один, очень важный и сугубо церковный ритуал, который непременно знаменует это событие - рождественская литургия. Смысл этого действа определяется как общим значением самого Рождества, так и литургическим церковным обрядом. Поэтому необходимо для начала поговорить о каждом из этих элементов в отдельности.

Рождество Христово - история, смысл и значение праздника

Как следует из названия, Рождество Христово - это день Вообще-то дата этого события несколько условна в церковном календаре, так как, во-первых, изначально в церкви это событие не праздновалось. Во-вторых, когда его все-таки приняли, то объединили вместе с крещением Христа и эпизодом посещения восточными волхвами младенца Иисуса вскоре после его появления на свет. Назывался этот объединенный праздник Теофанией, или, по-русски, Богоявлением. И праздновался он 6 января. Ну а в-третьих, чуть позже эти события все же разнесли по разным датам, в результате чего память о Рождестве стала приходиться на 25 декабря - день зимнего солнцестояния (в то время).

Это было не случайно, но и с событием рождения Христа никак не связано. Дело в том, что зимнее солнцестояние - крупный языческий праздник, в который почитались многие солярные божества самых различных пантеонов. Христианские власти империи, чтобы перекрыть древние языческие традиции, в целях евангелизации связали эту дату с рождением Христа - Солнцем правды, как его именуют христиане, очевидно, противопоставляя «ложным» с их точки зрения солнечным богам. С тех пор дата поменялась еще один раз - во время смены юлианского календаря григорианским. Тринадцать дней разницы между ними обуславливают то, что сегодня Рождество в России празднуется 7 января. Эта ситуация актуальна для тех церквей, которые в своей внутренней жизни придерживаются юлианского календаря.

Само по себе Рождество знаменует собой идею Боговоплощения. Христиане верят в то, что сам Бог стал человеком в лице Иисуса, и его рождение от земной женщины и при этом девственницы - великое чудо. Верующие усматривают в этом событии исполнение пророчеств о пришествии Мессии - божественного посланника, который спасет мир. Поэтому для них так важен.

Литургия - определение понятия

Само слово «литургия» с греческого языка переводится как «общее дело». В дохристианские времена им обозначались общественные служения и повинности аристократии на содержание нужд города. В христианской церкви этим термином стало называться главное богослужение, в ходе которого совершалось центральное таинство - Евхаристия. Лейтмотивом всей церемонии служила идея, согласно которой предложенные на алтаре хлеб и вино мистериальным образом пресуществлялись в плоть и кровь Христа (внешне оставаясь хлебом и вином), которыми затем причащались верующие. Это таинство было установлено самим Иисусом во время так называемой и им же было заповедано воспроизводить его во время собраний учеников, то есть христиан. Без участия в этом ритуале, как считается, невозможно обрести спасение, которое предлагает Бог во Христе. Вот почему регулярное служение и участие в литургии так важны для верующих.

Со временем в церквях выработалось огромное множество чинопоследований литургии. Некоторые из них уже не существуют. Другие, развившись, продолжают употребляться до нашего времени.

Чины литургии, используемые в РПЦ

Что касается практики современной Русской Церкви, то сегодня в ней общепринятыми являются три чина литургии: Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургия преждеосвященных даров, употребляющаяся только Великим постом. Наиболее частой, так сказать, повседневной, является литургия А чин Василия Великого идет в ход только десять раз в году. Рождественская литургия - в их числе. Но только в том случае, если навечерие, то есть канун самого праздника, приходится на субботу или воскресенье. В противном случае в день праздника служится рождественская литургия Иоанна Златоуста, а Василия Великого - в канун.

Особенности служения литургии на Рождество

Как и любая праздничная церемония, богослужение, приуроченное ко дню появления Иисуса Христа на свет, имеет свои особенности. Первое, чем отличается рождественская литургия - текст. Так, вместо повседневных псалмов на службе поются праздничные антифоны. Вместо так называемого Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия». Аналогично «Достойно есть» заменяется на «Величай, душе́… Любити убо нам… ». Последнее, чем отличается рождественская литургия - текст библейских чтений, то есть евангелия и апостольского послания, которые в этот день повествуют о поклонении волхвов и воплощении Бога соответственно. Масштаб праздника также подчеркивает время служения Евхаристии. Если во все прочие дни она отправляется рано утром, то в данном случае ночь - обычное время, когда служится рождественская литургия. Сколько длится она - вопрос сложный. Это зависит от пения, от количества причащающихся и от местных традиций. Если в некоторых приходах укладываются за два часа, то в ряде монастырей службу могут растянуть практически на всю ночь.

Рождество и рождественская литургия: 2015 год

Последнее, что стоит отметить, это даты празднования в текущем, 2015 году. Поскольку, как уже было сказано, одна часть церквей придерживается григорианского календаря, а другая - юлианского, то и получается, что одни уже отпраздновали Рождество в этом году 6 января. Для других же рождественская литургия будет отправляться в самом конце 2015 года - 25 декабря. Что касается Русской православной церкви, то она входит в число уже отпраздновавших церквей.

Хочу подчеркнуть, что на праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В афонских монастырях, в частности в Дохиаре, игумен монастыря архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келлию, покидая, таким образом, богослужение.

Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками – стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные поручни. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.

В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью – в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью - вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически - до окончания Литургии.

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае этот вопрос лучше согласовать с духовником.

4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

5. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла - для меня загадка.

По моему мнению, «12 страв» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями.

На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют.

6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день - прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.

Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека важнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.

7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально - в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» - «Ну, поют». - «А сейчас?» - «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.

Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.

Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами.

Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.

Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.

Свеча - это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.

9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром.

В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16.00 до 20.00.

И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе.

Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.

Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон.

Сколько ребенок выдержит - столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

10. Причаститесь обязательно!

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении - внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.

И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, - те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?

Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все – для нас, для каждого из нас.

Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать - то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, - тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать все.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: «Я возвещаю вам, - говорит Ангел вифлеемским пастухам, - великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе!"

В пределах предпразднества и попразднества праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней.

В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками.

В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.

Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда, во мраке вертепа, но сияет всем народам. Перед Евангелием воскуряется кадильный фимиам - в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу

В Рождественских Богослужениях читаются евангельские повествования, а хор и прихожане поют особые песнопения, посвященные Рождеству Христову. В текстах этих песнопений часто используются образы евангельских повествований о Рождестве Христовом.

В великие церковные праздники многие прихожане стремятся причаститься. Поэтому еще до начала всенощного бдения начинается исповедь: ведь к причастию надо подготовиться достойно, а исповедь накануне принятия Святых Христовых Таин - необходимая часть такой подготовки.

Храм постепенно заполняется верующими. Затепляются свечи, прихожане прикладываются к иконам.

Среди прихожан храма всегда много детей. Рождество Христово - праздник, особенно любимый детьми, поэтому в этот праздник в церкви детей заметно больше, чем в другие церковные праздники.

В Рождественский сочельник, в морозную погоду дети приходят на службу в теплой одежде, но на праздничную литургию детей стараются одеть в праздничные одежды.

Украшенные Рождественские ёлки, запах свежей хвои, теплый свет затепленных свечей создают неповторимый колорит праздника. В здании храма воссоздается теперь уже почти забытая атмосфера праздника.

Начинается Богослужение Рождественского всенощного бдения с великого повечерия. В совместных молитвах принимают участие все прихожане храма.

Во время великого повечерия проводится каждение алтаря и всего храма. Хор и прихожане поют тропарь праздника. Это очень красивое и по-детски простое песнопение, в котором излагается основной смысл праздника:

Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума:
в нем бо звездам служащии
звездою учахуся
Тебе кланятися Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока;
Господи, слава Тебе!

Существует множество распевов этого тропаря, все очень красивые - и трудно назвать лучший.

Важной составной частью Рождественского всенощного бдения является освящение хлеба, пшеницы, вина и елея. Освящение начинается с чтения особых молитв, называемых литией. Эти молитвы читаются у входа в храм. В литийных молитвах церковь просит ходатайства перед Богом у всех святых.

Во время освящения проводится каждение, и читаются молитвы об умножении благодатных Божьих даров.

После литии начинается чтение шестопсалмия - шести избранных псалмов из Псалтири.

Во время чтения шестопсалмия в храме гасится весь свет и только у псаломщика в руках остается зажженная свеча.
Дети завороженно слушают, возможно, не до конца понятные слова псалмов.

Во время чтения шестопсалмия священник перед алтарем читает особую молитву.

После окончания чтения псалтири начинается утреня.
Прихожане затепляют свечи.
Храм снова наполняется светом.
Дети тоже стараются поставить свечи самостоятельно.

Отверзаются Царские врата.

Хор поет светлое и торжествующее песнопение

С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся:
Яко с нами Бог.
Услышите до последних земли:
Могущии, покоряйтеся:
Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете:
И иже аще совет совещаваете, разорит Господь:
Яко с нами Бог.
И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас:
Яко с нами Бог.
Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся:
Яко с нами Бог.
С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся:
Яко с нами Бог!

С горящей свечой в руке священник проводит каждение сначала алтаря, затем праздничной иконы.

Проводится также каждение всего храма. Прихожане во время каждения склоняют головы.

Во время утрени читаются Евангелие и Апостол.

Во все время всенощного бдения звучат особенные Рождественские песнопения.
Умиротворяющие ангельские слова звучат в песнопении, предваряющем литию:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя,

благодарим Тя великия ради славы Твоея.

Господи, Царю Небесный, Боже,

Отче Вседержителю,

Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе,

и Святый Душе.

Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь,

вземляй грехи мира, помилуй нас.
Вземляй грехи мира, приими молитву нашу.

Седяй одесную Отца и помилуй нас.

Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос,

во славу Бога Отца, аминь.

На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам!
Благословен еси, Господи Боже отец наших,

и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим

Господи! прибежище был еси нам в род и род.

Аз рех: Господи! помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.
Господи! к Тебе прибегох: научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет.

Пробави милость Твою ведущим Тя!

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,

и ныне и присно и во веки веков, аминь.

Святый Безсмертный, помилуй нас.

Святый Боже, Святый Крепкий,

Святый Безсмертный, помилуй нас!

На утрене звучит величание

Величаем Тя,

Живодавче Христе,

нас ради ныне плотию рождшагося

от Безневестныя и Пречистыя

Девы Марии

В заключительной части вечернего Богослужения проводится елеопомазание, во время которого священник крестообразно помазует лоб прихожан освященным маслом (елеем). Особенную радость елеопомазание доставляет детям. Надо видеть сияющие их глаза после елеопомазания! В них радость от ощущения своей причастности к празднику, от ощущения себя такими же прихожанами, как и взрослые.

…Подходит к концу всенощное бдение. Его основное настроение лучше всего передается словами песнопения

Всяческая днесь радости исполняются,

Христос родися в Вифлееме

Завершилась служба всенощного бдения.

На отпусте священник поздравляет прихожан с праздником.
Завтра утром - праздничная Рождественская литургия!