» »

Жизненные девизы героев романа два капитана. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»). История двух экспедиций

04.03.2020

Все путешествия, когда путешественникам по одиннадцати-двенадцати лет, когда они ездят под вагонами и не моются месяцами, похожи одно на другое. В этом легко убедиться, перелистав несколько книг из жизни беспризорных. Вот почему я не стану описывать нашего путешествия из Энска в Москву.

Семь заповедей тети Даши были вскоре забыты. Мы ругались, дрались, курили – иногда навоз, чтобы согреться. Мы врали: то тетка, поехавшая в Оренбург за солью, потеряла нас по дороге, то мы были беженцами и шли к бабушке в Москву. Мы выдавали себя за братьев – это производило трогательное впечатление. Мы не умели петь, но я читал в поездах письмо штурмана дальнего плавания. Помню, как на станции Вышний Волочок какой-то моложавый седой моряк заставил меня повторить это письмо дважды.

– Очень странно, – сказал он, глядя мне прямо в лицо суровыми серыми глазами, – экспедиция лейтенанта Седова? Очень странно.

И все же мы не были беспризорниками. Подобно капитану Гаттерасу (Петька рассказывал мне о нем с такими подробностями, о которых не подозревал и сам Жюль Верн), мы шли вперед и вперед. Мы шли вперед не только потому, что в Туркестане был хлеб, а здесь его уже не было. Мы шли открывать новую страну – солнечные города, привольные сады. Мы дали друг другу клятву.

Как эта клятва помогала нам!

Однажды, подходя к Старой Руссе, мы сбились с дороги и заблудились в лесу. Я лег на снег и закрыл глаза. Петька пугал меня волками, ругался, даже бил – все было напрасно. Я не мог больше сделать ни шагу. Тогда он снял шапку и бросил ее на снег.

– Ты клятву давал, Санька, – сказан он, – бороться и искать, найти и не сдаваться. Значит, ты теперь клятвопреступник? Сам сказал – клятвопреступник не получит пощады.

Я заплакал, но встал. Поздней ночью мы дошли до деревни. Деревня была староверческая, но одна старушка все же приняла нас, накормила и даже вымыла в бане.

Так от деревни к деревне, от станции к станции мы, наконец, добрались до Москвы. Дорогой мы продали, променяли и проели почти все, что было взято с собой из Энска. Даже Петькин кинжал в ножнах из старого сапога, был продан, помнится, за два куска студня.

Непроданными остались только наши бумаги-клятвы, подписанные кровью «П.С.» и «А.Г.», и адрес Петькиного дяди.

Дядя! Как часто мы говорили о нем! В конце концов, он стал представляться мне каким-то паровозным владыкой: борода по ветру, дым из трубы, пар из-под котла…

И вот наконец – Москва! Морозной февральской ночью мы выбрались через окно из уборной, в которой провели последний перегон, и спрыгнули на рельсы. Москвы было не видать, темно, да мы ею и не интересовались. Это была просто Москва, а дядя жил в Москве-Товарной, седьмое депо, ремонтная мастерская. Два часа мы блуждали по шпалам, путались среди сходящихся и расходящихся рельсов. Начинало светать, когда седьмое депо предстало перед нами – мрачное здание с темными овальными окнами, с высокой овальной дверью, на которой висел замок. Дяди не было. Не у кого было даже спросить о дяде. Утром в комитете седьмого депо мы узнали, что дядя уехал на фронт.

Все кончено! Мы вышли и сели на эстакаду.

Прощайте, улицы, на которых растут апельсины, прощайте, ночи под открытым небом, прощайте, нож за опояской и кривая шашка в серебре!

На всякий случай Петька вернулся в комитет – спросить: не был ли дядя женат? Нет, дядя был холостой. Он жил, оказывается, в каком-то вагоне и так в этом вагоне и поехал на фронт.

Совсем рассвело, и Москва была теперь видна: дома, дома (мне казалось, что все это – вокзалы), огромные кучи снега, редкие трамваи. И снова дома и дома. Что делать?

Так начались плохие дни. Чем мы только не занимались! Мы дежурили в очередях. Мы нанимались к буржуям сгребать снег с панелей перед домами: была объявлена «трудовая повинность». Мы выгребали из цирковой конюшни навоз. Мы ночевали в подъездах, на кладбищах, на чердаках.

И вдруг все переменилось…

Мы шли, помнится, по Божедомке, мечтая только об одном: встретить где-нибудь костер; тогда случалось, что костры разводили и на Кузнецком. Нет, не видать! Снег, темнота, тишина! Холодная ночь. Подъезды, куда ни глянь, закрыты. Дрожа, мы шли и молчали. Боюсь, пришлось бы Петьке снова бить шапкой о землю, но в эту минуту пьяные голоса донеслись из подворотни, мимо которой мы только что прошли. Петька зашел во двор, я сел на тумбу, стуча зубами и засунув в рот дрожащие пальцы. Петька вернулся.

Саня Григорьев и капитан Татаринов… Что связывает этих двух людей, совершенно разных по возрасту и положению? Безусловно, их характеры, смелые, честные, открытые и совершенно по-детски наивные; безусловно, их строгие моральные принципы, не допускающие ни капли лжи или фальши; безусловно, их высокие цели и судьбы, странным образом так сильно переплевшиеся. Потому, наверное, и назвал Каверин свой роман «Два капитана», как бы подчеркивая сходства этих двух разных людей, как бы давая читателю возможность сравнить и сопоставить две человеческие жизни, отдаленные друг от друга временным пространством и, в то же время, никак не отделимые друг от друга. Два капитана…

Но все же я не могу полностью согласиться с автором насчет названия этой замечательной книги. Да, я бы тоже выделила лишь самое главное и самое важное, то, что объединяет наших двух героев. Но это не их родственные связи, не их общественные отношения и даже не их сильные характеры, а их формула жизни, содержащая всего лишь в четырех словах и задачу, и цель, и смысл жизни; это девиз, сформулированный самим героем книги, которого оба капитана и придерживались, с помощью которого и пришли к такой развязке, счастливой развязке.

Так что же это за четыре слова, впервые произнесенные маленьким мальчиком во время детской, наивной и, в то же время, твердой и серьезной клятвы в самом начале этого длинного пути и ставшие потом последними словами на надгробии бессмертного памятника великого человека! «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Вот те слова (да и не просто слова, а слова, ведущие за собой бессмертные дела), которые и стали жизненным принципом этих каверинских героев; вот те слова, которые звучат в сердцах всех деятельных людей, чья жизнь наполнена трудностями и опасностями, которые надо преодолеть; неразрешимыми задачами, которые надо решить; высокими целями, к которым они, несмотря ни на что, приходят; вот те слова, означающие вечное противостояние человека-созидателя - природе, человека будущего - судьбе. Бороться и искать, найти и не сдаваться!

«Бороться» – самая первая и самая главная задача любого человека. Бороться с жизнью, бороться со смертью, бороться с судьбой, но, пожалуй, самое трудное – это бороться с собственными слабостями. Это понимает и Саня Григорьев, победивший в себе эгоизм, но столкнувшийся с жестокостью холодного, расчетливого и лживого мира. Также бороться приходится и капитану Татаринову: бороться с людьми, бороться со стихиями и, в конце концов, бороться с самим собой.

«Искать». Что можно понять под этим словом? Каждый ищет свое, у каждого своя задача, которую надо решить, свой смысл жизни. Вот то-то здесь и имеется в виду, что каждый из нас должен иметь впереди высокую и четкую цель и стремиться к ней наперекор судьбе, наперекор неудачам и другим трудностям, наперекор всему. Каждый из нас… а иначе человек и не будет иметь право называться человеком, если он будет «плыть по течению», проживать (а не жить!) свою жизнь так, как угодно природе, подчиняясь обстоятельствам.

«Найти», обязательно найти, ведь просто поиски никогда не оправдывают ни жизнь, ни поступки. Ведь всякое дело нужно довести до конца, всякое стремление должно завершиться успехом, всякая цель должна быть достигнута. И только по-настоящему стойкий человек с сильной волей может добраться до этого конца. Может увенчать свой долгий путь победой. Пусть даже и придется ему потратить на это много времени, и, может быть, всю жизнь, как это сделали два капитана.

И последнее. Никогда и нигде, достигнув или не достигнув своей цели, выполнив или не выполнив свою задачу, исполнив или не исполнив мечту, никогда и ни где не нужно сдаваться, нельзя сдаваться. Ведь и после осуществления своей цели будут новые и новые препятствия и трудности, ведь время идет, а вместе с ним и жизнь, а соответственно, и все дела, и мысли не могут остановиться и замереть. Жизнь будет идти вперед и приносить нам все новые и новые перемены, а уже от нас зависит, изменится ли все в лучшую или в худшую сторону.
Вот они четыре слова, заключающие весь смысл данного произведения и его главный урок; четыре слова, лишающие человека права на какую-либо слабость, где любое отступление от принципа – шаг в сторону зла. Четыре слова – бороться, искать, найти и не сдаваться – которые я бы и написала на обложке книги Каверина. Вот так:

«Два капитана. Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Ты иди, не сверни и не падай,
Упадешь — поднимись.
И будет тебе наградой
Цели заветной высь!
Евгений Карелов.


В этом году исполняется 115 лет со дня рождения советского писателя, драматурга и сценариста, лауреата Сталинской премии второй степени Вениамина Александровича Каверина (настоящая фамилияЗильбер ). Вениамин Каверин — автор около двух десятков романов и повестей, он писал рассказы, сказки, драматические произведения, эссе и литературоведческие статьи.

Книга писалась на протяжении шести лет, с 1938 по 1944 года. Каверин вспоминал, что создание романа «Два капитана » началось с его встречи с молодым учёным-генетиком Михаилом Лобашёвым в санатории под Ленинградом в середине тридцатых годов. «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство — с удивительной определенностью цели, — вспоминал писатель. — Он умел добиваться успеха в любом деле».

Лобашёв рассказал Каверину о своём детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать учёным.

«Это была история мальчика, у которого было трудное детство и которого воспитало советское общество - люди, ставшие для него родными и поддержавшие мечту, с ранних лет загоревшуюся в его пылком и справедливом сердце» (В. Каверин ).

Ещё одним прототипом главного героя стал военный лётчик-истребитель Самуил Клебано в, героически погибший в 1942 году. Он посвятил писателя в тайны лётного мастерства.

Образ капитана Ивана Львовича Татаринова напоминает о нескольких исторических аналогиях. В 1912 году в плавание отправились три русских полярных экспедиции: на судне «Св. Фока » под командованием Георгия Седова, на шхуне «Св. Анна » под руководством Георгия Брусилова и на боте «Геркулес » с участием Владимира Русанова .

Экспедиция на шхуне «Св. Мария » в романе фактически повторяет сроки путешествия и маршрут «Святой Анны ». Внешность, характер и взгляды капитана Татаринова роднят его с Георгием Седовым . Поиски экспедиции капитана Татаринова напоминают о поисках экспедиции Русанова . Судьба персонажа романа штурмана «Св. Марии» Ивана Климова перекликается с подлинной судьбой штурмана «Святой Анны» Валериана Альбанова .

Кстати, девиз романа — слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться » — это заключительная строка из хрестоматийного стихотворения лорда Теннисона «Улисс» . Эта строка также выгравирована на кресте в память о погибшей экспедиции Р. Скотта к Южному полюсу, на холме Обсервейшн.

Именно за роман «Два капитана» Вениамин Каверин был награждён Сталинской премией второй степени в 1946 году.

Роман выдержал более сотни переизданий, был переведен на многие иностранные языки, дважды экранизирован (1955 год - режиссер Владимир Венгеров ,1976 год - режиссер Евгений Карелов ). В 2001 году по мотивам романа был поставлен мюзикл «Норд-Ост ».

Героям романа «Два капитана » в 1995 году установлен памятник в родном городе автора, Пскове (выведен в книге под названием Энск).

18 апреля 2002 года в Псковской областной детской библиотеке был открыт музей романа «Два капитана ».

В 2003 году главная площадь города Полярный Мурманской области названа площадью Двух Капитанов. Именно отсюда отправились в плавание экспедиции Владимира Русанова и Георгия Брусилова .

«Мои капитаны»

Вениамин Каверин закончил писать книгу в 1944 году, а до меня она дошла спустя пятьдесят лет. Мне было одиннадцать, книга стояла на полке, абсолютно невзрачная, без ярких картинок, достаточно объемная... до сих пор не понимаю, что сподвигло меня взять ее в руки.

Скорее всего, все-таки не обошлось без подстрекательств со стороны мамы, которая всегда была моим главным «рулевым» в море книг. Как бы то ни было, книгу поначалу я взяла с неким сомнением, думала, полистаю немного и закрою. Начала читать... и утонула, провалилась, пропала. Не знаю, как еще объяснить то состояние, в которое меня погрузил этот роман.

Ни одна книга прежде не вызывала у меня таких эмоций и чувств: гнев, обида, сострадание, радость, воодушевление. Книга была прочитана стремительно. Я была буквально оглушена впечатлениями и в то же время ощущала какую-то тоску, пустоту, как будто меня лишили чего-то родного. И, недолго думая, я снова взялась за роман, на этот раз читая более вдумчиво, всматриваясь в характеры, анализируя поступки.

Не знаю, сколько раз я перечитывала «Двух капитанов », но некоторые фразы до сих пор отчетливо всплывают в памяти: «Палочки должны быть попиндикулярны» (уроки письма от Гаера Кулия ), «Третий лимон до дому донести не могу» (милейшую Нину Капитоновну я всегда мечтала видеть своей бабушкой), «больной Г., немота без глухоты» , «Монготимо Ястребиный коготь» , «Молю тебя об одном: не верь этому человеку!» (фраза из письма капитана Татаринова , сыгравшая роковую роль в жизни его семьи).

И, конечно же, я, как Саня Григорьев , пыталась выучить наизусть письма штурмана. Сейчас уже почти все забылось, но первые строки помню и сейчас: «Глубокоуважаемая Мария Васильевна! Спешу сообщить Вам, что Иван Львович жив и здоров. Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну, и со мной тринадцать человек команды...».

Герои книги учили меня терпению и выносливости, дружбе и верности. Но еще я поняла, что в жизни есть жестокость и предательство, ненависть и зависть. Меня настолько поразило противостояние Сани Григорьева и Михаила Ромашева («Ромашки»), что, когда нам в школе впервые дали задание написать реферат на любую тему, я посвятила его тому, что волновало меня на тот момент больше всего, назвав свою работу «История дружбы и предательства в романе Вениамина Каверина «Два капитана».

Меня пугал и отталкивал этот самый Ромашка, пугало то, что подлость и озлобленность могут скрываться за внешней порядочностью и вежливостью. Как хотелось закричать «Не верь ему!» , когда он рассказывал Кате о том, как пытался спасти Саню! И как ликовала я, читая сцену разоблачения Ромашова ! Да простит меня актер Юрий Богатырев , но я никак не могла избавиться от несколько предвзятого отношения к нему из-за, несомненно, блестящего исполнения им роли Ромашки .

Кстати, о фильме. В этом году отмечается сорок лет со дня премьеры шестисерийного фильма режиссера Евгения Карелова «Два капитана ». Лично для меня фильм стал вторым подарком после самой книги. Вообще, с экранизациями у многих читающих людей достаточно сложные отношения: очень редко экранное воплощение совпадает с тем, что они представляли и видели, читая то или иное произведение.

Но фильм Евгения Карелова стал для меня редким исключением, тем самым попаданием в самую точку. Это было то, что я хотела видеть. Благодаря тому, что фильм был снят в нескольких сериях, он достаточно полно воспроизводил сюжет книги. Были, конечно, некоторые отличия, но для меня они особого значения не имели, а в одном моменте я была бы даже рада оставить именно вариант экранизации: в отличие от книги, в фильме сестра Сани не умирает после родов, а благополучно рожает и уезжает с маленьким сыном в эвакуацию.

И, конечно, огромную роль в фильме играет музыка талантливейшего композитора Евгения Птичкина . Увертюра и финальная песня, написанная на слова режиссера Евгения Карелова , сами по себе вызывают целую гамму эмоций.

Не имея в то время возможности скачивать музыку из Интернета, я ставила вплотную к телевизору маленький магнитофон «Легенда » и, дождавшись нужного момента, включала запись. Качество, конечно, оставляло желать лучшего, но я была счастлива уже тем, что, нажав на кнопку, могла снова и снова слушать музыку, которая так меня пленяла, куда-то звала; слушать финальную песню, в которой звонкий голосок мальчишки как будто от лица Сани Григорьева поет такие важные слова. Очень часто при этом у меня к глазам подступали слезы — это были слезы гордости, восхищения людьми, которые способны на Поступки, которые умеют дружить и умеют любить, для которых долг и честь — не пустые слова.

Прошло много лет со времени моей первой встречи с двумя капитанами, но книга по-прежнему занимает достойное место на книжной полке. Сейчас у нее уже несколько затертый и потрепанный вид, но моей вины в этом нет, с книгой я обращалась очень бережно. Просто однажды одноклассница попросила дать почитать её (задали на лето). Совсем не хотелось отдавать книгу, но и прослыть жадиной тоже было нежелательно.

В итоге, в конце лета книга вернулась в ужасном состоянии, с оторванным переплетом... и, что самое обидное, её так и не прочитали. Лучшее применение, которое ей нашли, - быть подставкой для сковородки. Сказать, что я была расстроена, - ничего не сказать. Я рыдала над испорченной книжкой от обиды и какого-то непонятного чувства вины перед ней, как будто не уберегла.

Мне предлагали заменить, купить новую, красивую. Но я отказалась. Пусть эта книга уже старая, потрепанная, с пожелтевшими страницами, но она — моя, родная, любимая. Желая перечитать какой-нибудь эпизод, я точно знаю, на какой странице он находится. И потом, мне казалось, что купив новую книгу, я предам старую, обижу её — тогда что-то разрушится, разорвутся какие-то тонкие связи между мной и книгой. Так я думала в детстве, да и сейчас мои мысли не изменились.

Вот и по сей день со мной рядом живут Саня и Петька , Катя и Саша , Иван Иванович и Иван Павлович , Нина Капитоновна и тетя Даша . Живут и помогают в трудную минуту, потому что они — верные, потому что они — настоящие!

«Куда шли мои капитаны?
Вглядитесь в следы их саней на ослепительно-белом снегу!
Это рельсовый путь науки, которая смотрит вперёд.
Помните же, что нет ничего прекраснее,
чем этот тяжёлый путь.
Помните, что самые могущественные силы души - это терпение,
мужество и любовь к своей стране, к своему делу»

Вениамин Каверин

Урок литературы в 8 классе по роману Вениамина Каверина «Два капитана» (после прочтения повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть ­ то быть лучшим») Береги честь смолоду. I Вступительное слово учителя. (Записать тему, эпиграф к уроку. Вести запись черт характера) II Основное содержание урока. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. В каком произведении, изученном нами, встречались эти слова (такие, как эпиграф)? О чем же мы сегодня будем говорить? (О чести и бесчестии). Эпоха, показанная в «Капитанской дочке» Пушкиным, очень далека, но значит ли это, что современные люди не должны задумываться о проблемах нравственности! Перед нами книга Вениамина Каверина «Два капитана» ­ Что представляет собой по жанру это произведение? (Роман – большое эпическое произведение, которое отражает обширный круг жизненных явлений, охватывает судьбы ряда действующих лиц) Итак, давайте проследим за судьбой наших героев, начиная с их детства и до дней, когда они стали взрослыми людьми. Понаблюдаем за их поступками и ответим на главный вопрос урока – ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ ЧЕСТИ? Роман В. Каверина в двух книгах. От чьего лица ведется повествование в первой книге? Почему? Расскажите о детстве Сани Григорьева. Как характеризуют Саню, одиннадцатилетнего мальчика, такие слова (после ареста отца): «Чем больше я думал, тем все тяжелее становилось у меня на душе. Значит, по моей вине арестовали отца, по моей вине мы теперь голодаем. ­ 2 ­

По моей вине было продано новое драповое пальто, на которое мать целый год копила. По моей вине она должна ходить в присутствие и говорить таким незнакомым голосом и униженно кланяться…» С какой целью повторяется так часто выражение «по моей вине»? Чувство вины, критическое отношение к себе Расскажите, как Саня научился говорить? Почему он сумел победить свою немоту? «Я был настойчив» Почему Саня решил убежать из Энска вместе с Петькой? В какой момент его жизни это произошло? «Тетя Даша и Сковородников решили отдать меня и Саню в приют… И вот я теперь стану арестантом!» Гордость. Тетя Даша, искренно любившая детей и желавшая им добра, «взяла» с Сани «торжественное обещание». Оно заключалось в нескольких отрицательных глаголах. Подумаем, вспомним – в каких? Не воровать Не курить Не грубить Не лениться Не пьянствовать Не ругаться Не драться Легко ли было мальчику, оставшемуся без дома,без родителей выполнить свое обещание? Зато Петька Сковородников придумал клятву, слова которой Саня запомнил на всю жизнь и верность ей хранил с детства. Вспомните самые главные слова этой клятвы. (Бороться и искать, найти и не сдаваться). «Семь заповедей тети Даши были вскоре забыты». А вот клятва много раз помогала ребятам. Как? Несмотря ни на какие трудности, мальчики добрались до Москвы. «Мы ночевали в подъездах, на кладбищах, на чердаках». Но все же ни Саня, ни Петя не стали беспризорниками. Что же с ними произошло? (Саня попал в школу – коммуну) ­ 3 ­

«До первого теплого дня, ­ иначе я и не думал. Спадут морозы – и до свиданья, только меня и видели в детском доме! Но вышло иначе. Я никуда не удрал…» Что же задержало Саню в детском доме? Чтение. Тяга к знаниям. Конечно, в детском доме у Сани появились новые друзья. Вот один из них: « Он был тощий, с большой головой, на которой росли в беспорядке кошачьи желтые космы. Нос у него был приплюснутый, глаза неестественно круглые, подбородок квадратный – довольно страшная и несимпатичная морда. Мы с ним подружились за ребусами. Я хорошо решал ребусы, это его подкупало». (Ромашов) И второй: «…ленивый мальчик со множеством планов. То он собирался поступать в Зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу. В пекарне ему хотелось быть пекарем; из театра он выходил с твердым намерением стать актером…» (Валька Жуков) Назовите Саниных друзей. К кому из них Саня относится с большей симпатией? Почему? С какой целью вводит в роман этих героев автор? (Ромашов – отрицательный герой, бесчестный, подлый. В. Жуков – настоящий друг, порядочный, честный человек). Расскажите о поступках мальчиков, которые бы их характеризовали. Судьба Сани Григорьева очень тесно переплелась с судьбами членов семьи Татариновых. Как произошло знакомство? (Саня помог Нине Капитоновне нести сумки) Стремление помочь. Почему старушка, боявшаяся беспризорников, пригласила Саню в дом? Как случилось, что Саня стал частым гостем в доме Татариновых? «Катерине Ивановне было лет 12 – не больше, чем мне. Но куда там! Хотел бы я так выступать, как она, так гордо закидывать голову, так прямо смотреть в лицо темными живыми глазами. У нее были косички кольцами и такие же кольца на лбу. Она была румяная, но строгая… Вообще она была хорошенькая, но страшно задавалась…» И все таки Саня и Катя подружились. Почему? ­ 4 ­

Любовь к чтению Вспомним историю с лактометром. Какая черта Саниного характера проявилась в этой истории? Честность,решительность. «… Катька догнала меня у ворот. _ Эй ты, Николай Антоныч! – крикнула она. – Куда пошел? Жаловаться?» Как Саня поступит? А как поступит Катя? Как ребят характеризуют их поступки? Послушайте отрывок из романа(кн.1,ч.2,гл.4 со слов «Впервые я почувствовал к себе уважение…») За что стали уважать Саню? За умение драться? Смелость, справедливость. Однажды в доме Николая Антоновича Саня стал невольным свидетелем «странного педсовета». Учителя школы вместе с директором решали судьбу Ивана Павловича Кораблева. «Они хотели прогнать Кораблева из школы». Как поступит Саня? Порядочность. Как отнесся к этому поступку Сани Николай Антонович? «Неблагодарный доносчик, мерзавец, шпион! Чтобы твоей ноги здесь не было! Слышишь? Одной рукой Николай Антоныч открыл двери, а другой выбросил меня на лестницу, как котенка.» Кто же выдал Саню? Зачем? Проходило время. Саня неустанно работал над собой. Давайте же вспомним его «правила для развития воли»: 1.Не выражать наружно свои чувства. 2.Не заботиться о мнении людей, которых презираешь. 3.Спать как можно меньше. 4.С утра определять порядок дня. 5.Помнить цель своего существования. 6.Что решено – исполни. Как характеризуют Саню эти правила? Какие из них особенно вас привлекают? Саня мечтал стать летчиком. Почему он был уверен, что его примут? Сила воли,упорство. Стать летчиком Саня решил еще в Энске. Но чем больше он узнавал Катю, ее семью, тем сильнее было это желание. – Почему? ­ 5 ­

Прослушайте отрывок из романа(кн.1, ч.2,гл.14 «Свидание в соборном саду» Оцените Санин поступок. Какие события последовали после этого? (Марья Васильевна покончила жизнь самоубийством. Николай Антонович во всем обвинил Саню, Катя отвернулась от него). Саня вновь идет в дом к Николаю Антоновичу. Зачем? Легко ли было ему это сделать? «Николай Антонович бросил эти письма мне в лицо, потом плюнул мне в лицо… Старухи Бубенчиковы набросились на меня и чем – то больно ударили в спину. Я махнул рукой и ушел». Смирился ли Саня? Что решил предпринять? Ради чего? (Найти экспедицию) он узнал о судьбе экспедиции капитана Татаринова? Увенчались ли успехом поиски Сани? Что Верность,патриотизм. Как же сложились взаимоотношения Сани и Кати? Почему,отвернувшись от него на похоронах матери, Катя продолжала любить Саню? Через какие испытания прошла их любовь? Ромашов? Исчез ли он из жизни Сани и Кати? Ромашов и Николай Антонович сблизились? Что руководит поступками этих людей? Не раз ещё Сане и Кате случится встретиться с Ромашовым. Расскажите, какой случай из его жизни говорит о полном нравственном разложении этого человека? А что же Почему И все таки роман заканчивается светлыми страницами, торжеством добра, порядочности таких людей как доктор Иван Иванович, тетя Даша, Судья Сковородников, их сын Петя, учитель Кораблев, как Катя Татаринова и Саня Григорьев. Научившись быть настоящим человеком чести в юные годы, герой романа не запятнал свою совесть даже в самые трудные минуты своей жизни. Какие же черты характера должен воспитывать в себе каждый ребенок, чтобы стать настоящим ЧЕЛОВЕКОМ? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем записи, сделанные во время нашей беседы. Почему В. Каверин назвал свой роман «Два капитана»? В чем смысл названия? Какова связь повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и романа В.Каверина «Два капитана»? Почему к уроку по роману взятка»? ­ 6 ­

», приключенческого романа об исследователях Севера, писатель Вениамин Каверин (1902 - 1989) стал известен на всю страну. Его книга, написанная в лучших традициях советского романтизма, выдержала более сотни переизданий и послужила основой для двух экранизаций, а придуманные им герои оказались кумирами детей и подростков.

Для Каверина, не самого известного участника группы «Серапионовы братья», ранее писавшего и фантастические, и реалистические произведения, такой успех, возможно, был неожиданным, однако голову писатель не потерял и за свое «высокое» положение не боялся. Именно он был первым, кто в печати упомянул о запрещенном романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита ». В 1958 году Каверин оказался едва ли не единственным обласканным властью романистом, который не поддержал травлю Бориса Пастернака, в 1965-м он подписал письмо в защиту Юлия Даниэля и Андрея Синявского, а еще три года спустя объявил о разрыве с Константином Фединым , поскольку тот не опубликовал «Раковый корпус » Александра Солженицына.

Во многом Вениамин Каверин был похож на своего героя Саню Григорьева - человека честного, принципиального, влюбленного в жизнь и людей. Именно на этой любви и строится роман «Два капитана».

Мы отобрали 15 вдохновляющих цитат из знаменитой книги:

Бороться и искать, найти и не сдаваться.

Бывают такие минуты, когда жизнь вдруг переходит на другую скорость - все начинает лететь, лететь и меняется быстрее, чем успеешь заметить.

Юность кончается не в один день - этот день не отметишь в календаре: «Сегодня кончилась моя юность». Она уходит незаметно - так незаметно, что с нею не успеваешь проститься.

За горем приходит радость, за разлукой - свидание. Все будет прекрасно, потому что сказки, в которые мы верили, еще живут на земле.

Небо меня не подведет. Вот за землю я не ручаюсь.

Если быть - так быть лучшим!

Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души.

Не так уж много на свете людей, без которых хотя и можно, но не очень хочется жить.

Страсть сама по себе счастье, и заглушать ее в себе, бороться с ней - что может быть глупее?

Любовь - это, в сущности, простейший способ познания мира и что подлинную сущность человека видит только тот, кто действительно любит. Кто писал о «музыке души»? Её-то и слышит тот, кто любит. А все другие слышат в лучшем случае гаммы, а то и уличный шум.

Устала я не от труда, а от борьбы с собственной душой. Не умею я применяться к жизни, все хочется приложить к ней свое, а это «свое», воспитанное в мечтах, слишком хрупко и разлетается на куски при первом же столкновении.

Когда работаешь целый день, разные невеселые мысли приходят и уходят: ничего не поделаешь - помещение занято.

Я легко забываю языки, а с языком теряешь душу народа.

«Дом» - это ведь не хозяйство, не «совместное квартирование», как ты говорил, даже не дети. «Дом» - это когда друг от друга ничего не скрывают.

Жизнь поворачивает туда и сюда и падает, пробиваясь, как подземная река в темноте, в тишине вечной ночи, и вдруг выходит на простор, к солнцу и свету, выходит, и оказывается, что ничто не пропадает даром!