» »

Биография вивальди. Антонио Вивальди. Неизвестная жизнь известного композитора Просмотр содержимого презентации «000 Инструментальные концерты Вивальди»

03.11.2019

Карикатура на Вивальди «Рыжий священник»

Получивший из-за яркого цвета волос прозвище «Рыжий священник», был талантливым скрипачом и одним из великих композиторов эпохи барокко.

Известны его инструментальные концерты, главным образом для скрипки, святые хоралы, а также более 40 опер. Один из его лучших концертов – «Времена года» – пережил множество перерождений, а отдельные его части используются повсеместно. Обратимся к биографии мастера.

Антонио Лучо Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Его отец был скрипачом в соборе Святого Марка . Скорее всего, именно родитель дал Антонио первое музыкальное образование. Вивальди прошел обучение как священнослужитель и, отказавшись от мирских претензий, был рукоположен в 1703 году. Бытует мнение, что он имел намерение подстраховаться от финансовых трудностей, получить бесплатное образование, а также иметь возможность сосредоточиться на музыкальной карьере. Сиротский приют для девочек («Ospedale della Pietà»), которым руководил Антонио

Ходил анекдот о том, что Вивальди сказывался больным, оставлял алтарь и скрывался в ризнице для сочинения очередного произведения. Как бы то ни было, но так начался путь композитора к славе. Умения скрипача и хорошие организаторские способности сделали инструментальный ансамбль сиротского приюта для девочек («Ospedale della Pietà»), которым руководил Антонио, настолько популярным, что на воскресный концерт в церкви Ла Пьета стекались многолюдные сборища.

Становление Вивальди как композитора

Вивальди всегда стремился к простоте и ясности

К 1705 году репутация композитора позволила опубликовать серию из 12 трио-сонат, а три года спустя - сборник сонат для скрипки. Веницианцы начали понимать, что их соотечественник является музыкальным гением, который довел до совершенства концертную форму в стиле барокко, и одновременно нашел новый подход к развитию выразительности в инструментальной музыке. Очень важной в этом плане была публикация сборника 12 концертов «L’Estro Armonico». Эта коллекция стала эталоном организации музыкального материала в единой форме, что открыло огромные возможности для новых исследований.

Вивальди всегда стремился к простоте и ясности, избегая напыщенности и сосредотачиваясь на выразительном раскрытии одной мелодии, сопровождая ее безупречной прозрачной гармонией. Эти концерты стали откровением для современников, перечеркнув все, что было ранее написано в этом жанре. Они же стали вызовом для остальных , которые стремились превзойти Антонио, но мало кто смог приблизиться к такому сочетанию страсти, воображения, изящества и гармонии.

Поэтому не случайно молодой , ознакомившись с «L’Estro Armonico», использовал его в качестве образца для собственных сочинений.

Его биограф Николаус Форкель так прокомментировал этот факт: «Он часто слушал их, с большим вниманием, и, наконец, решил транскрибировать их для своего клавира. Таким образом, он познал логику музыкальных идей, структуру, правильную последовательность модуляций и многое другое…, он научился музыкальному мышлению … брать свои музыкальные идеи не из пальцев, а из воображения».

Обращение Вивальди к вокальным жанрам музыки


Опера «Ottone in villa» ознаменовала собой новый этап в жизни композитора

Вивальди, между тем, не стал почивать на лаврах, заинтересовавшись оперой. Дебют «Ottone in villa» в 1713 году знаменовал собой новый этап в жизни композитора, который стал все больше времени уделять на сочинение, поиск финансирования и руководство постановками опер. Другим важным и переломным моментом был перевод в 1714 году его начальника Гаспарини в Рим. Вследствие этого события Антонио пришлось создавать материал для хора Пьета, в дополнение к работе над своими инструментальными и оперными произведениями.

Уже в конце следующего года Вивальди представил мессу, ораторию, вечерню и более 30 песнопений. До этого, в 1714 году, он успел опубликовать очередную успешную работу в концертном жанре - «La stravanganza». Раз за разом аудитория благодарно принимала его произведения, в которых происходило развитие музыкальных форм, как сольных инструментальных концертов, так и ансамблево-оркестровых концертов – кончерто гроссо (concerto grosso). В 1714 году Вивальди опубликовал очередную успешную работу в концертном жанре - «La stravanganza»

Годы странствий

После серии побед, Вивальди решается взять продолжительный отпуск, путешествует по Италии и Европе. Был период времени, когда он находился на службе у губернатора Мантуи, Филиппа фон Гессен-Гомбургского. Находясь там, Антонио встретил певицу Анну Жиро, которая позднее выступала в качестве сопрано в его операх. Их отношения были довольно близкими, Анна со своей сестрой часто были спутницами композитора в его поездках.

Проживая в Риме, в 1723-1724 годах, композитор получил возможность представить свою музыку Папе, где произвел хорошее впечатление на него.

В Амстердаме он продолжает публиковать концерты. Венцом творчества стал набор из 8 концертов, опубликованный в 1725 году. Сборник, получивший название «Il cimento dell’ armonia e dell’ inventione», включал получившие всемирное признание концерты, названные «Времена года». Они сопровождались краткими стихами, описывающими сезонные зарисовки, которые Вивальди постарался повторить в своей музыке. Другие работы в этом сборнике, например, скрипичные концерты «Буря на море» и «Охота», были не менее живописны.
Концерты, названные «Времена года» Вивальди сопровождались краткими стихами, описывающими сезонные зарисовки

Следующий, последний из опубликованных, цикл концертов «La Cetra» увидел свет в 1727 году. Этот сборник был посвящен австрийскому императору Чарльзу VI, с которым Вивальди познакомился в Вене в начале 20-х годов. Император, будучи композитором-любителем, оказался под впечатлением от произведений Антонио.

Это подтверждено в докладе об их встрече в 1728 году: «Император в течение длительного времени беседовал с Вивальди о музыке, они говорят, что за 15 дней он проговорил наедине с ним больше, чем говорил со своими министрами за два года»

Любопытно, что под названием «La Cetra» существует второй цикл из 12 концертов, также посвященный императору, но содержит только одну общую композицию. Музыка в этом сборнике не менее интересна, чем более ранняя коллекция, при таком же высоком качестве.

Возвращение на Родину и период упадка


С начала 30-х годов А. Вивальди переживает период длительного упадка

С начала 30-х годов слава Антонио Вивальди перешла в период длительного упадка. Новые композиторы и новые стили музыки захватили внимание публики. Его длительное отсутствие в Венеции сделало свое дело, и он уже не смог вернуться к прежней деятельности в Пьете.

Смерть Антонио Вивальди

В 1737 году его оперы были запрещены под предлогом того, что из-за связи с Анной Жиро он больше не может являться священником. Это же привело к разрыву контракта с Пьетой. В конце 1740 года, уставший от длительной изоляции, Вивальди направился в Вену, но его друг, император Карл VI, умер незадолго до приезда композитора, а Австрия погрузилась в войну за королевское наследство. В итоге, не найдя поддержки на закате жизни, Антонио Вивальди умер 28 июля 1741 года, и был похоронен как нищий.

Защита проектной работы

Руководитель:

учитель музыки

Тема моего проекта «Инструментальный концерт». Я решила углубить свои знания о цикле Антонио Вивальди «Времена года». Многие литературные, живописные, музыкальные произведения, связанны с образами природы. Это стихи Пушкина, Есенина, Тютчева, картины Левитана, музыка Грига, Чайковского.

Цель моего исследования – выяснить: как связаны между собой искусство и природа, какие чувства вызывает она у композиторов и в чём секрет популярности музыки Антонио Вивальди?

В ходе работы я решала следующие задачи .

Инструментальный конце́рт - это музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют солист и оркестр: виртуозная партия солиста противопоставлена красочному звучанию оркестра.

Во второй половине 17 века сложились два вида концертов. Кончерто-гроссо и сольный концерт.

Выдающийся итальянский композитор, несравненный скрипач-виртуоз, блестящий дирижер, живший на рубеже XVII–XVIII столетий. Он был создателем жанра инструментального концерта. Известно около 450 его концертов.

Стиль барокко был характерен для эпохи, в которую жил и творил Вивальди. Драма в музыке, контраст между хором и солистом, голосами и инструментами поражали публику. Веду щими инструментами эпохи барокко были: скрипка, клавесин, орган.

В композициях концертов Вивальди чередовались сольные и оркестровые части. Принцип контраста определял трёхчастную форму концерта.

Вершиной творчества Вивальди является цикл «Времена года», созданный в 1723 году. Он объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В каждом из них три части, изображающие три месяца. В этих концертах музыка точно следует за образами стихотворных сонетов, которыми композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Предполагается, что сонеты написаны самим композитором.

Музыка имеет глубокий подтекст, что в целом характерно для барочного искусства. Здесь подразумевается и человеческий жизненный цикл: детство, юность, зрелость и старость.

Концерт «Весна» начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки чудесно имитируют пение птиц. Но вот – гремит гром. Играющий в унисон оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны.

Концерт «Лето». Истома от жары передается тихим звучание музыки, как будто слышно дыхание самой природы, заглушаемое только пением птиц. Сначала кукушки, потом щеглёнка. И вдруг – порыв холодного северного ветра, предвестника грозы. И вот разразилась буря. Порывы ветра, вспышки молний, звуки мелодии стремительно без остановки следуют один за другим, и кульминацией становится грозный унисон всего оркестра.

Концерт «Осень» рисует охоту. Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя.

В концерте «Зима» композитор достигает вершин художественной изобразительности. Уже в первых тактах мастерски передано ощущение пронизывающей зимней стужи. От холода стучат зубы, хочется притопнуть ногами, чтобы согреться, завывает лютый ветер.

Но и зимой есть радости. Например, катание на коньках. В занимательных "кувыркающихся" пассажах скрипки Вивальди иллюстрирует, как можно на льду легко поскользнуться. Вивальди, используя литературную программу в своём концерте, явился основоположником программной музыки.

Я думаю, что природа часто выступает как стимул творчества художника, композитора, поэта, как источник тех или иных чувств, эмоций, настроений, которые они выражают в своих произведениях. Красота природы вдохновляет композиторов, художников, поэтов на создание произведений искусства. В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления.

В чём секрет популярности музыки Антонио Вивальди?

Концерт «Времена года» связан с эмоциональным настроением человека. Слушая музыку композитора, мы хорошо понимаем, что радовало и огорчало этого человека, к чему он стремился, о чём размышлял и как воспринимал мир.

Восприятие окружающего мира, которое звучит в музыке Вивальди позитивно и жизнеутверждающе. Чувства, мысли, переживания современного человека нисколько не изменились по сравнению с прошлым. Именно поэтому его стиль узнаваем для широкого круга слушателей, музыка ярка и никогда не потеряет своих красок. В этом наверное секрет популярности музыки композитора Антонио Вивальди.

Просмотр содержимого документа
«000 Концерт Времена года Вивальди проект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Проектная работа:

(Цикл «Времена года» Антонио Вивальди)

Руководитель: Вакуленко Галина Александровна,

учитель музыки

План:

    Введение ………………………………………………………………………...

    Основная часть…………………………………………………………………

2.1. Что такое «концерт»? История возникновения и развития жанра..……….

2.2. Особенности музыки эпохи барокко…………………………………………

2.3. Краткая биография Антонио Вивальди…………………………………….

2.4. Цикл концертов «Времена года» А. Вивальди……………………………

2.5. Балет «Времена года» на музыку Антонио Вивальди………………………

    Заключение……………………………………………………………………..

    Список литературы……………………………………………………………

I. Введение

Тема моего проекта «Инструментальный концерт». Я решила углубить свои знания о цикле концертов Антонио Вивальди «Времена года». В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления. Очень часто человек стремился выразить в искусстве своё ощущение природы, своё отношение к ней.

Многие литературные, живописные, музыкальные произведения, связанны с образами природы. Это стихи А.Пушкина, С.Есенина, Ф.Тютчева, картины И.Левитана, музыка Э.Грига, П.Чайковского.

Цель моего исследования – выяснить:

Как связаны между собой искусство и природа, какие чувства вызывает она у композиторов.

В чём секрет популярности музыки Антонио Вивальди?

Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи :

1. Изучить историю возникновения и развития жанра концерта.

2. Познакомиться с особенностями эпохи барокко, в которую возник жанр концерта и прошла жизнь композитора Антонио Вивальди.

3. Познакомиться с творчеством Антонио Вивальди.

4. Послушать концерт «Времена года», проанализировать свои впечатления.

5. Найти в интернете сведения о балете «Времена года» на музыку Вивальди.

Для реализации представленных задач используются следующие методы исследования:

Поиск в интернете материала о творчестве композитора Антонио Вивальди, эпохе барокко, истории возникновения и развития жанра концерта.

Изучение и анализ материала по теме проекта в музыкальной литературе.

Поиск видеозаписи концерта «Времена года» А. Вивальди, просмотр и анализ своих впечатлений.

Анализ собранного материала, его систематизация и создание презентации для отчёта

II . Основная часть

2.1. Что такое «концерт»? История возникновения и развития жанра.

Конце́рт (от итальянского concerto - гармония, согласие и от латинского concertare - состязаться) - музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром.

Концерт появился в Италии на рубеже 16-17 веков как вокальное полифоническое произведение церковной музыки (духовный концерт) и развился из сопоставления хоров, широко применявшихся представителями венецианской школы. (Concertiecclesiastici для двойного хора Адриано Банкьери).

Представители венецианской школы широко применяли в духовном концерте инструментальное сопровождение, таковы, в частности, написанные в 1602-1611 годах для 1-4голосного пения с цифровым басом «Сто духовных концертов» Лодовико да Виаданы.

C начала 17 века принцип «состязания» нескольких солирующих голосов постепенно распространялся и в инструментальной музыке (в сюите).

Во второй половине 17 века появились сочинения, основанные на контрастном сопоставлении оркестра (tutti) и солиста или группы солирующих инструментов (в кончерто гроссо) и оркестра.

Первые образцы таких концертов принадлежат Джовани Бонончини и Джузеппе Торелли, однако их камерные сочинения, для небольшого состава исполнителей, были переходной формой от сонаты к концерту; фактически же концерт сложился в 1 половине 18 веке в творчестве Арканджело Корелли и особенно Антонио Вивальди - как трёхчастная композиция с двумя крайними частями в быстром движении и медленной средней частью. В то же время существовала и форма так называемого рипиено концерта (итальянский ripieno - полный) - без солирующих инструментов; таковы многие концерты Вивальди и Брандербургские концерты И. С. Баха.

В концертах 1 половины 18 века, как они представлены в творчестве виднейших представителей барокко, быстрые части обычно основывались на одной, реже на двух темах, которые проходили в оркестре в неизменном виде как рефрен, партия солиста чаще всего носила виртуозный характер; в таком стиле писали концерты, Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридерих Гендель.

Во 2 половине 18 века в творчестве «венских классиков» сформировалась классическая структура концерта.

    1 часть. Аллегро в сонатной форме.

    2 часть. Медленная, чаще в форме арии, в 3-х частях.

    3 часть. Быстрая, в форме рондо или темы с вариациями.

Заложили эту структуру Йозеф Гайдн и Вольфган Амадей Моцарт, а в дальнейшем она утвердилась в творчестве Людвига ван Бетховена.

Развитие жанра концерта как сочинения для одного или нескольких («двойной», «тройной», «четверной» концерт) солирующих инструментов с оркестром продолжилось в 19 веке в творчестве Никколо Поганини, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона, Ференца Листа, Петра Чайковского и многих других композиторов. При этом в сочинениях композиторов-романтиков наблюдался отход от классической формы концерта, в частности, был создан одночастный концерт малой формы и крупной формы, по построению соответствовавший симфонической поэме, с характерным для него принципом «сквозного развития».

К жанру концерта композиторы часто обращались и в 20 веке: широко известны фортепианные концерты Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского.

На протяжении 18-20 веков были созданы концерты практически для всех «классических» европейских инструментов - фортепиано, скрипки, виолончели, альта и даже контрабаса.

2.2. Особенности музыки эпохи барокко .

Барокко - один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв. Предположительно происходит от португальского - жемчужина причудливой формы.

В самом деле - это жемчужина в цепи меняющихся художественных ценностей в живописи, архитектуре, скульптуре и музыке. Для мастера барокко было важно запечатлеть божественную красоту жизни. Именно с возникновением барокко музыка продемонстрировала свои возможности в мире душевных переживаний. Эпоху барокко принято считать с 1600-1750 годы. За эти полтора столетия были изобретены музыкальные произведения, которые существуют и в настоящее время. У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века.

Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера , появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660-1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И.С. Баха и Генделя.

Такие формы духовной музыки, как месса и мотет , стали менее популярны, но форме кантаты уделили внимание множество композиторов, в том числе Иоганн Бах. Развились такие виртуозные формы сочинения, как т окката и фуга.

Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров.

За эти полтора века музыка претерпела невероятные изменения: были «изобретены» формы, просуществовавшие не один век, на долгие годы утвердился совер­шенно новый гармонический язык.

В этот период формируется два типа концерта:

кончерто-гроссо (сопоставление всего ансамбля (тутти) с несколькими инструмента­ми);

сольный концерт (состязание солиста-виртуоза с оркестром).

Сотни произведений, написанных Корелли, Вивальди, Альбинони и

другими композиторами для одного инструмента и ансамблей, свидетельствуют о поразительной жизнеспособности итальянского сти­ля, который завоевал всю Европу.

Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальные шедевры эры барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».

2.3. Краткая биография Антонио Вивальди .

Антонио Вивальди - выдающийся итальянский композитор, несравненный скрипач-виртуоз, блестящий дирижер, живший на рубеже 17-18 столетий.

Вивальди родился 4 марта 1678 в Венеции в семье профессионального скрипача: его отец играл в соборе Святого Марка, а также принимал участие в оперных постановках. Рыжий священник - такое прозвище получил Антонио Вивальди в мемуарах Карло Гольдони. И действительно, он был и рыжим и священником.

12-ти лет от роду Вивальди уже заменял в лучшем городском оркестре своего отца, а в 15 лет принял монашеский сан. В 25 лет Вивальди был признан первым скрипачом своего родного города - Венеции, ещё через десять лет стал одним из знаменитейших композиторов Европы.

Антонио получил церковное образование и готовился стать священником. Но вскоре после того, как он был посвящен в священники (1703), что давало ему право самостоятельно служить мессу, он отказался от этого, сославшись на плохое состояние здоровья (он страдал астмой, явившейся следствием перенесенный при рождении травмы грудной клетки).

В 1703 он числился учителем игры на скрипке в Оспедале делле Пиета. Монашеский сан позволил Вивальди стать музыкальным руководителем женской консерватории Ospedalle della Pieta. Тогда в консерваториях обучались способные к музыке дети от 7 до 18 лет. Основным назначением консерваторий являлась подготовка кадров для оперного театра: певцов, певиц, оркестрантов, композиторов. Вивальди преподавал воспитанницам пение, игру на клавесине, скрипке, флейте, генерал-бас и контрапункт (сочинение музыки). Однако главным в его работе оставались еженедельные концерты консерваторского оркестра, или, как тогда говорили, капеллы. В оркестре играли исключительно девочки. Под руководством Вивальди они достигли такого мастерства, что на их выступления слушатели приезжали со всех концов Европы. Сам композитор выступал с капеллой как солист-скрипач и сочинил для этого огромное число концертов, больше 450.

Антонио Вивальди писал оперы для театров Венеции (участвовал в их постановке). Как скрипач-виртуоз концертировал в Италии и др. странах. Последние годы провёл в Вене. Умер 28 июля 1741, здесь же в Вене.

2.4. Концерт «Времена года» Антонио Вивальди.

Среди музыкантов всех времён было популярно подражание птичьим голосам. Мыслители, учёные, музыканты искали в пении птиц истоки музыки. Недаром соловей стал одним из символов искусства вообще, а сравнение с ним похвала для певца. Композиторы эпохи барокко писали много прекрасной «птичьей» музыки». «Ласточка» К. Дакена, «Влюблённый соловей» Ф. Куперена, «Кукушки» А. Вивальди. Самым совершенным инструментом в эпоху барокко была скрипка. Скрипка - самый важный инструмент оркестра, «Золушка» современного симфонического оркестра. У неё чудесное звучание и невероятный диапазон. В своих произведениях А. Вивальди показал яркость и красоту звучания скрипки, как солирующего инструмента.

Созданные в 1723 году, четыре концерта «Времена года», композитор посвятил зиме, весне, лету и осени. В каждом из них три части, изображающие три месяца.

Для каждого концерта в качестве литературной программы Вивальди написал сонет. Замысел композитора, конечно, не ограничивается только темой смены сезонов в природе. Музыка имеет глубокий подтекст, что в целом характерно для барочного искусства. Здесь подразумевается и человеческий жизненный цикл (детство, юность, зрелость и старость), и четыре итальянских области с востока на запад, и четыре четверти суток от восхода до полуночи, и многое другое. Тем не менее, композитор пользуется броскими изобразительными музыкальными приёмами и не чужд юмору: то и дело мы слышим собачий лай, жужжание насекомых, раскаты грома. А выверенная форма и великолепные мелодии сделали эти произведения шедеврами высокого искусства.

1-й КОНЦЕРТ - "ВЕСНА" (LA PRIMAVERA )

I ч. Allegro .

Приход весны встречая звонким пеньем,

Летают птички в голубых просторах,

И слышен плеск ручья, и листьев шорох,

Колеблемых зефира дуновеньем.

Но вот грохочет гром, и молний стрелы

Шлют небеса, внезапной мглой одеты,

И это все - весенних дней приметы!

Утихла буря, небо просветлело,

И вновь кружит над нами птичек стая,

Веселым пеньем воздух оглашая.

II ч . Largo e pianissimo.

Среди цветов, с овчаркой - верным другом,

Лег пастушок; им сладко спится

Под шелест трав, под шум листвы влюбленной,

III ч. Allegro .

Волынки звук разносится над лугом,

Где хоровод веселых нимф кружится,

Весны волшебным светом озаренный.

Концерт начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки чудесно имитируют пение птиц. Но вот – гремит гром. Играющий в унисон оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны.

Парящая мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль.

Буйство энергии и веселое настроение соответствует концу весны, яркость красок свидетельствует о пробуждение природы. Вивальди смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все оттенки радости – пассажами скрипок!

2-й КОНЦЕРТ - "ЛЕТО" (LESTATE )

I ч. Andantino (вступление)

Лениво бродит стадо, вянут травы,

От тяжкого, удушливого зноя

Страдает и томится всё живое.

II ч. Allegro .

Поёт кукушка в тишине дубравы,

Воркует горлинка в саду, и нежно

Вздыхают ветерки... Но вдруг мятежный

Взвился Борей, пронесся вихрем в небе

И плачет пастушок, кляня свой жребий.

III ч. Adagio e piano

Боится он, заслышав гром далёкий,

От молнии в испуге замирает,

Свирепых мошек рой его терзает...

IV ч. Presto

Но вот гроза, бурлящие потоки

С крутых высот в долины низвергая,

Ревет, бушует на несжатых нивах,

И град жестокий бьет, у горделивых

Цветов и злаков головы срывая.

Истома от жары передается тихим звучание музыки, как будто слышно дыхание самой природы, заглушаемое только пением птиц. Сначала кукушки, потом щегленка. И вдруг – порыв холодного северного ветра, предвестника грозы. Ветер уносит грозу, возвращается настроение изнеможения от жары. Скрипка передает интонации жалобы. Это жалоба пастуха, его страх перед неумолимой стихией природы. И вновь врывается ветер, и грозные раскаты грома приближающейся грозы. Динамический контраст мелодий не оставляет сомнений, стихия приближается.

Неожиданно наступает затишье, это перед бурей... И вот буря разряжается. Открываются небеса и проливают на землю потоки воды, изображаемые гаммаобразными пассажами. Порывы ветра, вспышки молний, звуки мелодии стремительно без остановки следуют один за другим, и кульминацией становится грозный унисон всего оркестра.

3-й КОНЦЕРТ - "ОСЕНЬ" (L " AUTUMNO )

I ч. Allegro

Бодрящий воздух, ясная погода,

Сады и рощи в убранстве осеннем;

Счастливый пахарь праздничным весельем

Встречает золотое время года.

На нивах собран урожай отменный,

Конец трудам, заботы спало бремя,

Для песен, игр и плясок нынче время!

Из бочек льется Вакха дар бесценный,

И кто стакан до капли осушает,

Тот крепким сном блаженство довершает.

II ч . Adagio ( сон )

III ч . Allegro

Трубят рога, и рыщет гончих стая;

Охотники в тени густого бора

Идут по следу, зверя настигая.

Почуяв близость гибели грозящей,

Стрелой помчался зверь, но злая свора

Его загнала насмерть в темной чаще.

Осенняя часть начинается танцем и песней крестьян. После грозы приходит осенний праздник урожая. Ритмом мелодий передаётся жизнерадостное настроение. Крестьяне танцуют нетвердой походкой, они поют, хоть и трудно различить слова.

В конце песни скрипка замирает, все погружаются в безмятежный сон. Тихо спускается ночь, делая звуки таинственными и обманчивыми.

Начинается осенняя охота. Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя.

4- й КОНЦЕРТ - " ЗИМА " (LINVERNO)

I ч . Allegro поп molto

Морозной гладью стелется дорога,

И человек, иззябшими ногами

Протаптывая путь, стуча зубами,

Бежит, чтобы согреться хоть немного.

II ч. Largo

Как счастлив тот, кого теплом и светом

Родной очаг укрыл от зимней стужи, -

Пусть снег и ветер злятся там, снаружи...

III ч. Allegro

Ходить по льду опасно, но и в этом

Для юности забава; осторожно

Идут по кромке скользкой, ненадежной;

Не удержавшись, падают с размаху

На тонкий лёд - и прочь бегут от страха,

Клубятся вихрем снежные покровы;

Как будто вырвались из заточенья,

Бушуют ветры встречные, в сраженье

Друг против друга ринуться готовы.

Тяжка зима, но радости мгновения

Порой смягчают лик её суровый.

В этом концерте композитор достигает вершин художественной изобразительности. Уже в первых тактах мастерски передано ощущение пронизывающей зимней стужи (под порывами ледяного ветра все живое дрожит в снегу).

Конец зимы у Вивальди является одновременно и предвестником новой весны. Поэтому несмотря на грусть холодного периода, нет пессимизма ни в музыке, ни в стихах. Произведение завершается достаточно оптимистично. Очень холодно. От холода стучат зубы, хочется притопнуть ногами, чтобы согреться, завывает лютый ветер. Но и зимой есть радости. Например, катание на коньках. В занимательных "кувыркающихся" пассажах скрипки Вивальди иллюстрирует, как можно на льду легко поскользнуться.

Но вот подул южный ветер – первая знак приближающейся весны. И между ним и северным ветром разворачивается борьба. Победой южного ветра и наступлением весны рано или поздно закончится это противоборство, но этой бурной драматической сценой противоборства завершается "Зима" и цикл Времен года.

Вивальди, используя литературную программу в своём концерте, явился основоположником программной музыки. В 19 веке возникла программная музыка – произведение, в основе которого лежит литературная основа.

Программная музыка – род инструментальной музыки. Это музыкальные произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатлённое в ней содержание.

Концерты в творчестве А. Вивальди явились продолжением развития жанра инструментального концерта, получив законченную форму, ставшую образцом для последующих поколений европейских композиторов.

2.5. Балет «Времена года» на музыку Антонио Вивальди.

Музыка – один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является образным отражением жизни. Каждое искусство говорит на своем языке. Музыка – язык звуков и интонаций – отличается особой эмоциональной глубиной. Именно эту эмоциональную сторону вы почувствовали при прослушивании музыки А. Вивальди.

Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставлять наслаждение или, напротив, вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать к размышлениям и открывать перед слушателем неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что их порой невозможно описать словами.

Когда соревнуются в мастерстве солист и оркестр, они непременно должны играть для зрителя. Именно в этом непрестанном чередовании звучания оркестра и ярко звучащей солирующей скрипки, в ощущении театра и дискуссии, в гармоничности и стройности музыкальной формы ощущаются характерные черты музыки барокко.

В 1984 году был создал балет прекрасный балет на всеми любимую музыку Вивальди. Он был исполнен на знаменитой площади Святого Марка в Венеции. В отсутствии театральных декораций задником служила византийская архитектура собора. На фоне древних камней и архитектурных форм танец приобрёл новые измерения. На открытой площади, в отсутствии стен воздух находится в движении и становится заметен и включается в действие. Ветер эффектно подчеркивает одежду и линии тел.

Особенно эффектно осенью – скульптурные формы танцовщиков не классические спокойные, а вивальдиевские барочные, напряжённые, порывистые, складки одежд развеваются. К тому же ветер, постоянное движение воздуха рифмуется с генеральной темой – с движением времени.

Структура постановки проста и задана структурой музыкального произведения. К четырём концертам (весна, лето, осень, зима), каждый в трёх частях, итого 12 номеров, добавлен 13-й номер (снова на музыку «Весны»), в качестве финала.

Строгая математическая структура диктует и строгую геометрическую хореографию – сюжетом являются и линии и фигуры. Музыка Вивальди и танец дуэтов, трио, ансамблей сливаются в единое целое.

III . Заключение

В чём секрет такой популярности А. Вивальди? Музыка – язык звуков и интонаций – отличается особой эмоциональной глубиной. Именно эту эмоциональную сторону вы почувствовали при прослушивании музыки А. Вивальди.

Каким же должно быть эмоциональное состояние человека, так воспринимающего природу? В концерте «Весна» это радость, ощущение счастья, ликование, торжество, восторг. Через целую гамму чувств раскрывается красота весенней поры, обновления жизни.

Большую роль в понимании музыки играют сонеты. Музыка точно следует за образами стихотворения. Литературный текст подобен музыкальному и также рассказывает о состоянии человека, его чувствах вызванными приходом весны.

Слушая музыку композитора, мы хорошо понимаем, что радовало и огорчало этого человека, к чему он стремился, о чём размышлял и как воспринимал мир.

Как же связаны между собой природа и искусство? Я думаю, что природа часто выступает как стимул творчества художника, композитора, поэта, как источник тех или иных чувств, эмоций, настроений, которые они выражают в своих произведениях (вдохновляет на создание произведений искусства). Поэт – в словах, художник – в цвете, композитор – в звуках.

Концерт «Времена года» связан с эмоциональным настроением человечества. Восприятие окружающего мира, которое звучит в музыке Вивальди позитивно и жизнеутверждающе. Чувства, мысли, переживания современного человека нисколько не изменились по сравнению с прошлым. Именно поэтому его стиль узнаваем для широкого круга слушателей, музыка ярка и никогда не потеряет своих красок. В этом наверное секрет популярности музыки композитора Антонио Вивальди.

IV . Список литературы

    Арнонкур Н . Программная музыка – концерты Вивальди ор. 8 [Текст] / Н. Арнокур // Советская музыка. – 1991. – № 11. – С. 92-94.

    Белецкий И.В . Антонио Вивальди [Текст]: краткий очерк жизни и творчества / И. В. Белецкий. – Л.: Музыка, 1975. – 87 с.

    Зейфас Н . Старик с поразительной неистощимой страстью к композиции [Текст] / Н. Зейфас // Советская музыка. – 1991. – № 11. – С. 90-91.

    Зейфас Н . Concerto grosso в творчестве Генделя [Текст] / Н. Зейфас. – М.: Музыка, 1980. – 80 с.

    Ливанова Т . История Западноевропейской музыки до 1789 года [Текст]. В 2 т. Учебник. Т. 1. По 18 век / Т. Ливанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Музыка, 1983. – 696 с.

    Лобанова М . Западноевропейское барокко: проблемы эстетики и поэтики [Текст] / М. Лобанова. – М.: Музыка, 1994. – 317 c.

    Раабен Л . Музыка барокко [Текст] / Л. Раабен // Вопросы музыкального стиля / Ленинградский гос. ин – т театра, музыки и кинематографии. – Ленинград, 1978. – С. 4-10.

    Розеншильд К . История зарубежной музыки [Текст]: учебник для исполн. фак. консерваторий. Вып.1. До середины 18 века / К. Розеншильд. – М.: Музыка, 1969. – 535 с.

    Соловцов А.А . Концерт [Текст]: научно-популярная литература / А. А. Соловцов. – 3-е изд., доп. – М.: Музгиз, 1963. – 60 с.

Просмотр содержимого презентации
«000 Инструментальные концерты Вивальди»


Проектная работа

Выполнила:

Антонова Софья

ученица 6г класса

Научный руководитель: Вакуленко Г.А.


Цель проекта выяснить:

- как связаны между собой искусство и природа, какие чувства вызывает она у композиторов?

  • в чём секрет популярности музыки Антонио Вивальди?

Задачи:

1. Изучить историю возникновения и развития жанра концерта.

2. Познакомиться с особенностями эпохи барокко, в которую возник жанр концерта и прошла жизнь композитора Антонио Вивальди.

3. Познакомиться с творчеством Антонио Вивальди.

4. Послушать концерт «Времена года», проанализировать свои впечатления.

5. Найти в интернете сведения о балете «Времена года» на музыку Вивальди.



Кончерто-гроссо

Сольный концерт

Группа инструментов

и весь оркестр

Солист-виртуоз

и весь оркестр


Антонио Лючио Вивальди

(1678 - 1741)


Эпоха барокко

XVII – XVIII (1600-1750)


  • 1-я часть – быстрая, энергичная, обычно без медленного вступления
  • 2-я часть – лирическая, певучая, более скромная по размерам
  • 3-я часть – финал, подвижный, блестящий

Антонио Вивальди «Времена года»


КОНЦЕРТ - "ВЕСНА"

Приход весны встречая звонким пеньем,

Летают птички в голубых просторах,

И слышен плеск ручья, и листьев шорох,

Колеблемых зефира дуновеньем.

Но вот грохочет гром, и молний стрелы

Шлют небеса, внезапной мглой одеты,

И это все - весенних дней приметы!

...Утихла буря, небо просветлело,

И вновь кружит над нами птичек стая,

Веселым пеньем воздух оглашая.


КОНЦЕРТ - "ЛЕТО«

Но вот гроза, бурлящие потоки

С крутых высот в долины низвергая,

Ревет, бушует на несжатых нивах,

И град жестокий бьет, у горделивых

Цветов и злаков головы срывая.


КОНЦЕРТ - "ОСЕНЬ"

Трубят рога, и рыщет гончих стая;

Охотники в тени густого бора

Идут по следу, зверя настигая.

Почуяв близость гибели грозящей,

Стрелой помчался зверь, но злая свора

Его загнала насмерть в темной чаще.


КОНЦЕРТ - "ЗИМА"

Морозной гладью стелется дорога,

И человек, иззябшими ногами

Протаптывая путь, стуча зубами,

Бежит, чтобы согреться хоть немного.


Ходить по льду опасно, но и в этом для юности забава; осторожно идут по кромке скользкой, ненадежной;

Не удержавшись, падают с размаху на тонкий лёд - и прочь бегут от страха, клубятся вихрем снежные покровы;

Как будто вырвались из заточенья, бушуют ветры встречные, в сраженье друг против друга ринуться готовы.



ВИВАЛЬДИ (Vivaldi) Антонио (1678-1741), итальянский композитор, скрипач-виртуоз. Создатель жанра сольного инструментального концерта и наряду с А. Корелли — кончерто гроссо. Его цикл «Времена года» (1725) — один из ранних образцов программности в музыке. Св. 40 опер, оратории, кантаты; инструментальные концерты различных составов (465) и др.

Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди, скрипача собора св. Марка; возможно, композиции — у Джованни Легренци, возможно, также обучался у Арканджело Корелли в Риме.

18 сентября 1693 пострижение Вивальди в монахи. 18 сентября 1700 возведен в сан дьякона. 23 марта 1703 Вивальди рукоположен в сан священника. На следующий день отслужил первую самостоятельную мессу в церкви Сан-Джованни ин Олео. За непривычный для венецианцев цвет волос его прозвали рыжим священником. 1 сентября 1703 года принят в приют Пьета как маэстро по классу скрипки. Заказ от графини Лукреции Тревизан отслужить 90 обетных заутреней в церкви Сан-Джованни ин Олео. 17 августа 1704 получает дополнительное вознаграждение за преподавание игры на viola d’amore. Отслужив половину обетных заутреней, Вивальди отказывается по состоянию здоровья от заказа Лукреции Тревизан. 1706 первое публичное выступление во дворце французского посольства. Издание «Путеводителя по Венеции», подготовленного картографом Коронелли, в котором упоминаются как скрипачи-виртуозы отец и сын Вивальди. Переезд с площади Брагора в новый более просторный дом в соседнем приходе Сан-Проволо.

В 1723 первая поездка в Рим. 1724 — вторая поездка в Рим на премьеру оперы «Джустино». Аудиенция у папы Бенедикта XIII. 1711 публикация 12 концертов «L’estro armonico» («Гармоническое вдохновение») Op. 3.1725 в Амстердаме издан op. VIII "Il Cimento dell’Armonia e dell’Invenzione. В этот цикл «Искус гармонии и инвенции» или («Спор Гармонии с Изобретением»), Op. 8 (приблизительно 1720), который уже тогда произвел неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством, вошли ныне четыре всемирно известных концерта «Времена года». Работавший в то время во французском посольстве в Венеции Жан Жак Руссо высоко ценил музыку Вивальди и любил сам исполнять кое-что из этого цикла на любимой им флейте. Также широко известны концерты Вивальди — «La notte» (ночь), «Il cardellino» (щегленок), для флейты с оркестром, концерт для двух мандолин RV532, отличающиеся художественной изобразительностью и гармонической щедростью, свойственной его произведениям, а также духовные сочинения: «Gloria», «Magnificat», «Stabat Mater», «Dixit Dominus».

В 1703—1725 — педагог, затем дирижёр оркестра и руководитель концертов, а также с 1713 — руководитель оркестра и хора в «делла Пьета» в Венеции, доме призрения сирот, который славился как одна из лучших музыкальных школ для девочек. В 1735 вновь недолго был капельмейстером.

Вивальди — крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо (concerto grosso). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста.

Еще при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Хотя обласканный Вивальди Гольдони, после смерти рыжего священника высказался о нем в мемуарах как о довольно посредственном композиторе. Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И. С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования классической симфонии. В Сиене создан Итальянский институт имени Вивальди (возглавлял Ф. Малипьеро).

В середине мая 1740 музыкант окончательно оставляет Венецию. Он прибыл в Вену в неудачное время, только что скончался император Карл VI и началась война за австрийское наследство. Вене было не до Вивальди. Всеми забытый, больной и без средств к существованию скончался в Вене 28 июля 1741 года. Квартальный врач зафиксировал смерть «преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления». Похоронен на кладбище для бедняков за скромную плату 19 флоринов 45 крейцеров. Месяц спустя сестры Маргарита и Дзанетта получили извещение о кончине Антонио. 26 августа судебный пристав описал его имущество в счет погашения долгов.

Современники нередко критиковали его за чрезмерное увлечение оперной сценой и проявленные при этом поспешность и неразборчивость. Любопытно, что после постановки его оперы «Неистовый Роланд», друзья звали Вивальди, не иначе как Дирус (лат. Неистовый). Оперное наследие композитора (примерно 90 опер) в настоящее время еще не стало достоянием мировой оперной сцены. Лишь в 1990-е годы в Сан-Франциско успешно поставлен «Неистовый Роланд».

Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на И. С. Баха, величайшего немецкого композитора 1-й половины XVIII века. В первой биографии Баха, опубликованной в 1802 году, ее автор, Иоганн Николаус Форкель, выделил имя Вивальди среди мастеров, ставших предметом изучения для молодого Иоганна Себастьяна. Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кётенский период его творчества (1717—1723) непосредственно связано с изучением музыки Вивальди. Но его воздействие проявилось не только в усвоении и переработке отдельных выразительных приемов, — оно было значительно шире и глубже. Бах настолько органично воспринял стиль Вивальди, что он стал его собственным музыкальным языком. Внутренняя близость с музыкой Вивальди ощутима в самых различных произведениях Баха вплоть до его знаменитой «Высокой» мессы си минор. Влияние, оказанное музыкой Вивальди на немецкого композитора, несомненно, было огромным. По словам А. Казеллы, «Бах — его величайший почитатель и вероятно единственный, кто в то время смог понять все величие гения этого музыканта».

Сочинения
Более 40 опер, в том числе «Роланд — мнимый безумный» (Orlando fiato pozzo, 1714, театр «Сант-Анджело», Венеция), «Нерон, ставший Цезарем» (Nerone fatto Cesare, 1715, там же), «Коронация Дария» (L’incoronazione di Daria, 1716, там же), «Обман, торжествующий в любви» (L’inganno trionfante in amore, 1725, там же), «Фарначе» (1727, там же, позднее также под названием «Фарначе, правитель Понта»), «Кунегонда» (1727, там же), «Олимпиада» (1734, там же), «Гризельда» (1735, театр «Сан-Самуэле», Венеция), «Аристид» (1735, там же), «Оракул в Мессении» (1738, театр «Сант-Анджело», Венеция), «Ферасп» (1739, там же); оратории — «Моисей, бог фараона» (Moyses Deus Pharaonis, 1714), «Торжествующая Юдифь» (Juditha Triumphans devicta Holo-fernis barbarie, 1716), «Поклонение волхвов» (L’Adorazione delli tre Re Magi, 1722) и др.;
Автор более 500 концертов, в том числе:
44 концерта для струнного оркестра и бассо континуо;
49 кончерти гросси;
352 концертов для одного инструмента с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (253 для скрипки, 26 для виолончели, 6 для виоль д’амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины);
38 концертов для 2 инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин);
32 концерта для 3 и более инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо.

Одно из самых известных произведений — цикл из 4 скрипичных концертов «Времена года» — ранний образец программной симфонической музыки. Существенен вклад Вивальди в развитие инструментовки (он первым применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие).

Выдающийся скрипач и композитор Антонио Вивальди (1678-1741) - один из ярчайших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века. Его значение, особенно в создании сольного скрипичного концерта, выходит далеко за пределы Италии.

А. Вивальди родился в Венеции, в семье отличного скрипача и педагога, члена капеллы собора Сан-Марко Джованни Баттисты Вивальди. С раннего детства отец учил его игре на скрипке, брал на репетиции. С 10 лет мальчик стал заменять отца, работавшего также в одной из консерваторий города.

Руководитель капеллы Дж. Легренци заинтересовался юным скрипачом и занимался с ним игрой на органе и композицией. Вивальди бывал на домашних концертах у Легренци, где прослушивались новые сочинения самого хозяина, его учеников - Антонио Лотти, виолончелиста Антонио Кальдары, органиста Карло Поларолли и других. К сожалению, в 1790 году Легренци умер и занятия прекратились.

К этому времени Вивальди начал уже сочинять музыку. Его первым дошедшим до нас сочинением является духовное произведение, датируемое 1791 годом. Отец счел наилучшим дать сыну духовное образование, так как сан и обет безбрачия давали Вивальди право преподавать в женской консерватории. Так началось духовное обучение в семинарии. В 1693 году он был посвящен в сан аббата. Это обеспечило ему доступ в наиболее авторитетную консерваторию «Ospedale della Pieta». Однако священный сан оказался в дальнейшем помехой развертыванию огромного таланта Вивальди. После аббата Вивальди продвигался по ступеням духовных чинов и наконец в 1703 году был посвящен в последний нижний чин - священника, что давало ему право служить самостоятельную службу - мессу.

Отец вполне подготовил Вивальди к преподаванию, сам занимаясь тем же в Консерватории «нищих». Музыка в консерватории была главным предметом. Девушек учили петь, играть на разных инструментах, дирижировать. Консерватория обладала одним из лучших в то время в Италии оркестров, в нем участвовало 140 воспитанниц. Об этом оркестре восторженно отзывались Б. Мартини, Ч. Бёрни, К. Диттерсдорф. Вместе с Вивальди здесь преподавал ученик Корелли и Лотти Франческо Гаспарини, опытный скрипач и композитор, чьи оперы шли в Венеции.

В консерватории Вивальди обучал игре на скрипке и «английской виоле». Консерваторский оркестр стал для него своего рода лабораторией, где могли осуществляться его замыслы. Уже в 1705 году выходит из печати его первый опус трио-сонат (камерных), в которых ощущается еще влияние Корелли. Характерно, однако, что в них не заметно никакого признака ученичества. Это зрелые художественные сочинения, привлекающие свежестью и изобразительностью музыки.

Как бы подчеркивая дань гению Корелли, он завершает сонату № 12 теми же вариациями на тему Фолии. Уже в следующем году выходит и второй опус - concerti grossi «Гармоническое вдохновение», появившиеся на три года раньше концертов Торелли. Именно среди этих концертов находится знаменитый а-moll"ный.

В консерватории служба шла успешно. Вивальди поручают руководство оркестром, затем и хором. В 1713 году в связи с уходом Гаспарини Вивальди становится главным композитором с обязательством сочинять по два концерта в месяц. В консерватории он работал почти до конца жизни. Оркестр консерватории он довел до высшего совершенства.

Слава о Вивальди - композиторе быстро распространяется не только в Италии. Его сочинения выходят в Амстердаме. В Венеции он встречается с Генделем, А. Скарлатти, его сыном Доменико, который учится у Гаспарини. Вивальди получает известность и как скрипач-виртуоз, для которого не существовало неисполнимых трудностей. Его мастерство проявлялось в импровизированных каденциях.

Об одном таком случае присутствовавший на постановке в театре «Сан Анджело» оперы Вивальди об его игре вспоминал: «Почти в конце, аккомпанируя великолепно соло певице, напоследок Вивальди исполнил фантазию, которая меня по правде испугала, потому что это было что-то невероятное, подобно которому никто не играл и не может сыграть, ибо своими пальцами он забрался так высоко вверх, что для смычка уже не оставалось никакого места, и это на всех четырех струнах исполняя с невероятной скоростью фугу». Записи нескольких таких каденций остались в рукописях.

Вивальди сочинял стремительно. Из печати выходят его сольные сонаты, концерты. Для консерватории он создает свою первую ораторию «Моисей, бог Фараона», готовит первую оперу - «Оттон в Вилле», прошедшую с успехом в 1713 году в Виченце. В последующие три года он создает еще три оперы. Затем наступает перерыв. Вивальди писал так легко, что даже сам иногда отмечал это, как на рукописи оперы «Тито Манлио» (1719) - «сработано за пять дней».

В 1716 году Вивальди создает для консерватории одну из лучших своих ораторий: «Юдифь торжествующая, побеждающая Олоферна варваров». Музыка привлекает энергией и размахом и в то же время удивительной красочностью, поэтичностью. В том же году во время музыкальных торжеств в честь приезда герцога Саксонского в Венецию были приглашены для выступлений два молодых скрипача - Джузеппе Тартини и Франческо Верачини. Встреча с Вивальди оказала на их творчество глубокое воздействие, особенно на концерты и сонаты Тартини. Тартини говорил, что Вивальди - сочинитель концертов, а думает, что он по призванию - оперный композитор. Тартини оказался прав. Оперы Вивальди ныне забыты.

Педагогическая деятельность Вивальди в консерватории постепенно приносила успех. У него занимались также и другие скрипачи: Дж. Б. Сомис, Луиджи Мадонис и Джованни Верокаи, служившие в Петербурге, Карло Тессарини, Даниель Готлоб Трой - капельмейстер в Праге. Воспитанница консерватории - Санта Таска стала концертирующей скрипачкой, затем придворным музыкантом в Вене; выступала и Хиаретта, у которой занимался видный итальянский скрипач Дж. Федели.

Кроме этого Вивальди оказался и хорошим вокальным педагогом. Его воспитанница Фаустина Бордони за красоту голоса (контральто) получила прозвище «Новая Сирена». Наиболее известным учеником Вивальди стал Иоганн Георг Пизендель - концертмейстер Дрезденской капеллы.

В 1718 году Вивальди неожиданно принимает приглашение работать руководителем капеллы ландграфа в Мантуе. Здесь он ставит свои оперы, создает многочисленные концерты для капеллы, посвящает графу кантату. В Мантуе он встретил свою бывшую воспитанницу, певицу Анну Жиро. Он взялся развивать ее вокальные способности, преуспел в этом, но серьезно ею увлекся. Жиро стала известной певицей и пела во всех вивальдиевских операх.

В 1722 году Вивальди возвратился в Венецию. В консерватории он должен теперь сочинять по два инструментальных концерта в месяц и проводить по 3-4 репетиции с ученицами для их разучивания. В случае отъезда он должен был присылать концерты с курьером.

В этом же году он создает Двенадцать концертов, составивших ор. 8 - «Опыт гармонии и фантазии», куда входят знаменитые «Времена года» и некоторые другие программные концерты. Он был издан в Амстердаме в 1725 году. Концерты быстро распространились в Европе, а «Времена года» приобрели огромную популярность.

В эти годы интенсивность творчества Вивальди была исключительной. Только для сезона 1726/27 года он создает восемь новых опер, десятки концертов, сонат. С 1735 года развертывается плодотворное сотрудничество Вивальди с Карло Гольдони, на либретто которого он создает оперы «Гризельда», «Аристид» и многие другие. Это сказалось и на музыке композитора, в творчестве которого ярче проявляются черты оперы-буффа, народные элементы.

О Вивальди - исполнителе известно немногое. Он выступал как скрипач очень редко - лишь в Консерватории, где он иногда играл свои концерты, и иногда в опере, где имелись скрипичное соло или каденции. Судя по сохранившимся записям некоторых его каденций, его сочинениям, а также дошедшим до нас отрывочным свидетельствам современников о его игре, это был выдающийся скрипач, виртуозно владевший своим инструментом.

Он и как композитор мыслил по-скрипичному. Инструментальный стиль просвечивает и в его оперном творчестве, ораториальных сочинениях. О том, что это был выдающийся скрипач, свидетельствует и тот факт, что у него стремились заниматься многие скрипачи Европы. Черты его исполнительского стиля, безусловно, отражены и в его сочинениях.

Творческое наследие Вивальди огромно. Уже издано свыше 530 его сочинений. Им написано около 450 различных концертов, 80 сонат, около 100 симфоний, более 50 опер, свыше 60 духовных сочинений. Многие из них до сих пор остаются в рукописи. Издательство Рикорди выпустило 221 концерт для солирующей скрипки, 26 концертов для 2-4 скрипок, 6 концертов для виоль д"амур, 11 концертов для виолончели, 30 сонат для скрипки, 19 трио-сонат, 9 сонат для виолончели и другие сочинения, в том числе и для духовых инструментов.

В любом жанре, к которому прикасался гений Вивальди, открывались новые неизведанные возможности. Это проявилось уже в его первом сочинении.

Двенадцать трио-сонат Вивальди впервые были изданы, как ор. 1, в Венеции в 1705 году, но сочинены были задолго до того; вероятно, в этот опус вошли избранные произведения данного жанра. По стилю они близки к Корелли, хотя обнаруживают и некоторые индивидуальные черты. Интересно, что, подобно тому, как это имеет место в ор. 5 Корелли, заканчивается сборник Вивальди девятнадцатью вариациями на популярную в те времена тему испанской фолии. Обращает на себя внимание неодинаковое (мелодическое и ритмическое) изложение темы у Корелли и у Вивальди (у последнего более строгое). В отличие от Корелли, обычно разграничивавшего камерный и церковный стили, Вивальди уже в первом опусе дает образцы их переплетения и взаимопроникновения.

По жанру это все же скорее камерные сонаты. В каждой из них партия первой скрипки выделена, ей придан виртуозный, более свободный характер. Сонаты открываются пышными прелюдиями медленного, торжественного характера, за исключением Десятой сонаты, начинающейся быстрым танцем. Остальные части почти все жанровые. Здесь - восемь аллеманд, пять жиг, шесть курант, которые инструментально переосмыслены. Торжественный придворный гавот, к примеру, он использует пять раз как быстрый финал в темпе Allegro и Presto.

Форма сонат достаточно свободна. Первая часть дает психологический настрой целому, подобно тому, как это делал Корелли. Однако Вивальди отказывается далее от фугированной части, полифонии и разработочности, стремится к динамическому танцевальному движению. Порой все остальные части идут практически в одном темпе, тем самым нарушая старинный принцип контрастности темпов.

Уже в этих сонатах ощущается богатейшая фантазия Вивальди: никаких повторений традиционных формул, неистощимая мелодичность, стремление к выпуклости, характерности интонаций, которые найдут затем развитие и у самого Вивальди, и у других авторов. Так, начало Grave второй сонаты затем проявится во «Временах года». Мелодия прелюдии одиннадцатой сонаты скажется в основной теме Концерта Баха для двух скрипок. Характерными чертами становятся и широкие движения фигурации, повторность интонаций, как бы закрепляющих в сознании слушателя основной материал, последовательное проведение принципа секвентного развития.

Особенно ярко проявилась сила и изобретательность творческого духа Вивальди в концертном жанре. Именно в данном жанре написана большая часть его произведений. При этом в концертном наследии итальянского мастера свободно сочетаются произведения, написанные в форме concerto grosso и в форме сольного концерта. Но даже и в тех его концертах, которые тяготеют к жанру concerto grosso, явственно ощущается индивидуализация концертирующих партий: они нередко приобретают концертный характер, и тогда бывает нелегко провести грань между concerto grosso и сольным концертом.

скрипичный композитор вивальди

Наиболее ярким представителем итальянского скрипичного искусства XVIII века считается композитор, дирижёр, педагог и скрипач Антонио Вивальди, биография и творчество которого до сих пор интересуют многих профессионалов и любителей. В Европе он получил признание ещё при жизни.

Творчество Антонио Вивальди наиболее популярно благодаря интрументальным, особенно скрипичным концертам. Но вместе с этим он считается непревзойдённым мастером и в других жанрах, таких как опера, кончерто гроссо.

Детство Вивальди

Долгое время дата рождения композитора оставалась загадкой для биографов, но в середине прошлого века, благодаря найденным церковным записям, она установлена точно. 1678 года в Венеции в семье цирюльника Джованни первый ребёнок Антонио Вивальди. Биография его до сих пор полна тайн и противоречий. Из-за хилости и угрозы смерти мальчик был крещён акушеркой в день рождения.

Талант ребёнка проявился рано, уже в десятилетнем возрасте Антонио заменял отца в периоды его отсутствия в капелле собора. Первое сочинение у ребёнка появилось уже в тринадцатилетнем возрасте. Именно родитель мальчика и стал его первым учителем, а его повлияла на выбор карьеры.

Юные годы

Пятнадцати с половиной лет от роду он получил низшую степень священства, по которой он имел право открывать ворота церкви. А несколько лет спустя Антонио заслужил звание священника, а также право служить обедню. В это время он приобрёл славу виртуозного скрипача. Но уже через год он не хотел служить мессу из-за физического недомогания, хотя некоторые его современники утверждали, что он притворялся, используя это время для написания в ризнице своих музыкальных композиций. Именно за такое поведение он и был отрешён от церкви, что вызвало большое количество пересудов.

Венецианская "консерватория"

В 1703 году Антонио Вивальди (краткая биография которого в сане священника на этом была закончена) был приглашён в одну из лучших венецианских консерваторий. Это послужило началом педагогической и молодого человека.

Оказавшись в среде блистательных музыкальных традиций, он написал большое количество сочинений светской и духовной инструментальной музыки, преподавал теорию музыки, репетировал с оркестром, занимался с хористами, дирижировал концертами. Из-за многогранной и плодотворной деятельности Антонио его консерватория стала заметна среди других.

Начало композиторского пути

В первые годы работы Антонио Вивальди, биография и творчество которого были насыщены сочинением большого количества инструментальных пьес, предстал перед обширной публикой и музыкальной общественностью в качестве автора трио-сонат. А немного позднее издательство опубликовало ещё 12 произведений крупной формы под одним опусом. В следующем содержалось такое же количество сонат для скрипки с чембало.

В 33 года Вивальди приобретает славу уже далеко за пределами родного города. В это время он имеет твёрдый оклад и становится главным руководителем концерта воспитанниц. Его произведения слушают датские вельможи и даже король.

Далеко за пределами страны начинают исполняться и издаваться его произведения. Впервые в Голландии выходит его опус из двенадцати концертов для 1, 2 и 4 скрипок с сопровождением. Наиболее исполняемыми являются лучшие произведения данного опуса.

Новизной, яркостью ощущений и образов поражает современников музыка Антонио Вивальди. Биография его в этот период становится насыщеннее, а творческая деятельность - успешнее.

Оперное творчество

Уже в возрасте 35 лет он является главным композитором "Пиеты". Это обязывает Вивальди регулярно сочинять музыку для учащихся. Одновременно с этим он решает обратиться к неизведанному для себя жанру - опере. Ещё долгие годы она будет наиболее значимой сферой его деятельности.

Для того чтобы поставить в Винченце свою первую оперу "Отгон на вилле" Антонио берёт месячный отпуск. Постановка стала успешной и привлекла внимание импресарио Венеции. Начиная со следующей, в течение пяти лет следует целый ряд премьер, которые прочно закрепляют за ним славу оперного композитора.

С этого момента Антонио Вивальди, биография которого идёт на новый творческий виток, стремится завоевать признание самых широких масс слушателей.

Невзирая на предложения из других мест, которые были весьма заманчивы, а также ошеломительный успех на оперном поприще, после длительных отпусков он всё равно оставался верен и возвращался в венецианскую "консерваторию".

Театральное творчество

Первые две оратории на латинские тексты появляются в это же время, когда он страстно увлёкся театром. "Юдифь торжествующая" стала одним лучших творений Вивальди.

Ученики того времени почитают за честь учиться у него, но ни они, ни большое количество композиторской работы не могут отвлечь Антонио от активной работе в театре, где он выполняет заказ на двенадцать главных арий для оперы "Нерон, сделанный цезарем".

Для этого же театра была создана и опера "Коронация Дария". Всего за пять лет слава композитора стремительно растёт и выходит за пределы своей страны далеко в Европу.

После первых лет оперного турне, связанного с Венецией, композитор Антонио Вивальди решает изменить ситуацию и поступает на трёхгодичную службу к возглавлявшему войска австрийского императора в Мантуе маркграфу Филлипу фон Гессен-Дармштадскому.

Служба у маркграфа

Этот период очень знаменателен для Вивальди: именно он оказывает влияние на всю его дальнейшую жизнь. Он знакомится с дочерью французского цирюльника и оперной певицей Анной Жиро, которую Антонио представляет всем своей ученицей. Её сестра приняла на себя заботы о здоровье композитора и стала его постоянной спутницей.

Со стороны церкви поступали постоянные нарекания за такие неподобающие для духовного лица взаимоотношения, ведь сёстры жили в доме композитора и сопровождали его в турне. Впоследствии эти отношения приведут к очень неблагоприятным для музыкального творца результатам.

По окончании службы он возвратился в Венецию, но путешествия по европейским столицам продолжаются. Несмотря на блистательные премьеры сочиненных опер, наиболее яркими произведениями современники считают программные концерты, в особенности "Времена года".

Последний период жизни

Работоспособность Антонио Вивальди (фото его вы видите в нашей статье) поражала: она не стала ниже, несмотря на Его оперы исполняются на многих европейских сценах и имеют ошеломляющий успех. Но в 59 лет его настигает страшный удар судьбы. Апостольский нунций в Венеции от имени кардинала Руффо запретил композитору въезд в одну из Папских областей (Феррару) в самый разгар подготовки к карнавалу.

В то время это было неслыханным позором и влекло за собой полную дискредитацию как Вивальди - духовного лица, так и материальный ущерб. Отношения в "Пиете" стали ухудшаться, а музыка Антонио стала считаться устаревшей из-за появления в то время большого количества молодых творцов. Ему пришлось уйти.

В "консерватории" он упоминается в последний раз в связи с распродажей по крайне низкой цене большого количества его музыкальных концертов. После этого творец навсегда покидает свою родину.

От внутреннего воспаления он умер в Вене в возрасте 63 лет, всеми покинутый и забытый.