» »

Анализ эпизода художественного произведения как жанр ученических сочинений. Анализ эпизода художественного произведения как жанр ученических сочинений Любовь и преданность

01.03.2021

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова - два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова - нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони - идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня - высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина - Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, - она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом - оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, - восклицает Раскольников, - тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом - любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Урок литературы в 10 классе

Раскольников и Соня Мармеладова. «Правда» Сони.

подготовила

учитель русского языка и литературы

Радькова Юлия Николаевна

Брянск-2018

Цель:совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения;

показать, в чём Достоевский видит источник обновления жизни; осмыслить последние

страницы романа, ответить на вопрос: «Как происходит открытие христианских

ценностей Раскольниковым через любовь к Соне?»; воспитывать гуманную личность,

ответственную за свои поступки.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

- Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему:

«Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть

не только светить, но и греть». Кто же в романе несет этот тёплый свет?

Соня Мармеладова.

- Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова.

Именно Сонечка, беззащит- ная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу,

взбунтовавшегося против несправедливос- ти и бесчеловечности, пожелавшего

подчёркивает в Соне Достоевский? В чём «правда» героини? Над этими вопросами мы

и поразмышляемсегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

- Расскажите о жизни Сони.

Мачеха Сони, Катерина Ивановна, фактически обрекает ее на жизнь по

желтому билету. Исто- щенные голодом дети выжили только благодаря Соне. Она

отдает Мармеладову последние «гре- ховные гроши» на его непристойное пьянство в

трактире… После гибели отца, смерти мачехи именно Соня смысл своей жизни

видит в заботе об осиротевших малолетних детях.

- Жизнь тяжела и дня Сони, и для Раскольникова. Но одинаково ли её

воспринимают герои?Как смотрит на жизнь Раскольников и по каким законам живет

Соня Мармеладова?

Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он

протестует против несправед- ливости. Теория толкает его на путь насилия над

другими ради своего благополучия. Он готов пере- ступить через трупы других,

стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить

жизнь, стремится возвыситься над этим «муравейником». Идея и преступление

Расколь- никова рождают конфликт в его душе, ведутк разъединению с людьми,

заставляют героя прези- рать себя больше всего за человечность и чуткость к

страданиям других. Соня идет другой доро- гой.Она смиряется и страдает. Ее

жизнь строится по законам самопожертвования. Во имя любви к людям она

избирает путь насилия над собой, ради спасения других берёт на себя тяжести

- Зачем Раскольников идёт к Соне? Как он сам объясняет свой первый визит к

Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале

Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони.

Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению и хочет понять, как она с

этим живёт, что поддерживает ее, во имя чего она преступила.

- Почему Раскольников задаёт вопросы, которые доводят Соню до исступления?

Почему он беспощаден в своих прогнозах?

Раскольников специально пришёл мучить Соню, чтобы испытать глубину её

человеческого терпе- ния, «ненасытного страдания», её стойкости, истокикоторой

ему непонятны. Он считает, что Соня –более преступница, чем он сам, ведь она

напрасно погубила себя, ничего в мире не изменив. Отдалив гибель своих близких, Соня

не может и не пытается уничтожить на земле зло.

- «Никому ты этим не помогаешь, и никого ни от чего не спасаешь», - говорит

герой Соне, но, дума- ется, говорит и сам себе. Мы знаем, что, убив старуху,

Раскольников тоже никому этим не помог и никого ни от чего не спас.

Отправляясь к Соне, Раскольников ожидал увидеть человека,

сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за

малейшую надежду, но увидел нечто иное, поро- дившее вопрос: «Почему она так

слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в

силах была броситься в воду».Что же дает Соне силы жить дальше?

Вера, глубокая, способная творить чудеса. Соня уповает на Бога и ждет

избавления.

- Религиозность Сони влияет на него, и он просит ее прочитать легенду о

воскрешении Лазаря.Почему выбран именно этот эпизод из Евангелия?

Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но

не сознает себя живым –сознает мертвым, он –Лазарь, который 4 дня как во гробе.

Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в «этой нищенской

комнате убийцу иблудницу, странно сошед- шихся за чтением вечной книги»,

теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.

- Обратимся к тексту. Каково состояние Сони во время чтения Евангелия?

преобразилась. Она читала, желая, чтобы Раскольников, ослепленный и неверующий,

уверовал в Бога, и дрожала от радостного ожидания чуда.

- Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по

иным законам, зако- нам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и

жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь и сострадание живут в

героине.Слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, её проникновенное чтение

Евангелия, Раскольников понимает, что Соня «переступила» ради блага го- лодных

детей, думая не о себе, а о своих ближних. Уходя от девушки, он говорит, что скажет,

кто убил: «Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал». В романе важно не

квартире у портного Капернаумова, где Соня снимает комнату. Капернаумов –

фамилия значимая.

Иисус Христос после то- го, как оставил Назарет, и Капернаум стал называться «Его

городом». В Капернауме Иисус совершил много чудес и исцелений. «И когда Иисус

возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним и учениками

Его. Увидевши то, Фарисеи сказали ученикам Его: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с

нуждуво враче, но больные».

Так и в комнате Сони в квартире портного Капернаумова сходятся грешники,

страдальцы, убогие –все больные и жаждущие исцеления. Сюда приходит и

Раскольников, чтобы сознаться в преступле- нии. Почему именно Соне герой

признается в убийстве? Что она испытывает к нему?

Соня полна сострадания к Раскольникову и думает только о том, как тяжело

ему жить, испыты- вая мучения совести. Говорит: «Говори, я про себя пойму». Все

окружающее она воспринимает сердцем, душой, а не разумом, как Раскольников.

- Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму?

Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем

Лужину, то Расколь- ников тем самым был бы ею оправдан: вышло бы, что он имел

право убить процентщицу. Но Соня не может решать: кто должен жить, а кто

-Как Соня принимает признание Раскольникова?

Она понимает, как мучается Раскольников, и сама испытывает эти мучения

вместе с ним.

- Почему Соня считает, что Раскольникова Бог «дьяволу предал»?

Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена

ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским.

Рассудочная, бездушная теория стала его верой и законом.

-Какой путь предлагает Соня Раскольникову?

«Страдание принять и искупить себя им, вот что надо», - говорит Соня. Она

считает, что един- ственный путь спасения – через покаяние и искупление

страданием. Но героиня понимает, что Раскольникову одному не справиться со своей

гордыней, и готова идти с ним до конца, да и себя она считает грешницей.

- Чуда воскрешения ждет теперь Раскольников от Сони. На Сенной площади,

когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «...

все разом в нем размягчилось, и хлы- нули слезы... он стал на колени среди площади,

поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием».

Окончательное освобождение Раскольникова от его прежних идей

предстаёт герой на каторге?

«…Он не раскаивался в своём преступлении…он вновь обсудил и обдумал все

прежние свои поступки и совсем не нашёл их так глупыми и безобразными, как

казались они ему в то роковое время, преж- де», «Вот в чём одном признавал он своё

преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною». Каторжане

его не любили и избегали, «его даже стали …ненавидеть…Презирали его, смеялись

над ним».

- А как каторжане относились к Соне?

Её все полюбили, встретив Соню, каторжане снимали шапки и кланялись. «Они

любили даже её походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идёт, и хвалили

её… к ней даже ходили лечиться».

- Возрождение приходит к Раскольникову как преодоление болезни. Какие сны

видит он в это время?

Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все

люди вообразили себя Героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести

человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед:

ведь гением- предводителем чувствует себя каждый. Разгораются споры, которые

переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества люди

убивают друг друга –«все и всё погибало».

- Пустая земля, где люди перебили друг друга, - вот логический итог теории

Разделы: Литература

Цель урока: определить, в чем “правда” Сони Мармеладовой; проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на “преступление” Сонечки, как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне; осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока.

Оформление урока: портрет Ф.М.Достоевского, выполненный В.Г. Перовым в 1872 г., картина И.Н. Крамского “Христос в пустыне” 1872 г., Микеланджело “Страшный суд”, рисунки учащихся, музыка “Аве Мария”, Нагорная проповедь.

Предварительно учащимся было задано прочитать 4 главу 4 части, обратить внимание на поведение героев при встрече, выписать авторские ремарки; определить, в каком контексте звучит библейская притча о Воскресении Лазаря; подумать о том, какие нравственные уроки, заключенные в ней, извлекут для себя герои романа.

Обрести Христа – значит обрести
собственную душу.

Ф.М. Достоевский

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

Мы продолжаем работу над произведением Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Произведение “Преступление и наказание” учит нас тому же, что и Библия: милосердию, состраданию, добру, ответственности перед высшим судом за каждый свой шаг. Но прежде, чем приступим к анализу произведения, хочу обратить ваше внимание на картину Крамского “Христос в пустыне” и портрет Ф.М. Достоевского. Постараемся увидеть, что в них общего.

Посмотрите внимательно на картину Ивана Николаевича Крамского “Христос в пустыне” 1872 года. Основа сюжета этой картины трактуется по-разному:

2. Сообщение учащегося.

1) Христос, приняв крещение и услышав голос с небес о его мессианском назначении на земле, уходит в пустыню, где в течение 40 дней пребывает в полном уединении, без пищи, он размышляет о своем назначении, о том, как трудно это выполнить, как трудно на это решиться.

2) Преданный одним из своих учеников Иудой, Христос удалился на ночь в пустыню, чтобы решить: скрыться ли от властей иудейских или погибнуть за свою идею.

3. Беседа.

Что, по-вашему, в картине является композиционным и смысловым центром? (Руки Иисуса – до боли сжатые, словно пытается связать воедино мир, землю и небо.)

Перед нами драма: превращение частного человека в посланника божьего среди людей, страдающего за людей. Обратите внимание на портрет Ф.М.Достоевского, выполненного В.Г.Перовым в 1872 году. Что общего в этих двух, на первый взгляд, разных картинах? (У Достоевского тоже руки сжаты до боли, взгляд сосредоточен, боль в глазах.)

4. Слово учителя.

Романы Ф.М. Достоевского – это размышления о пути человеческом, о выборе, который делает человек: путь совести, сострадания – нелегкий путь. В портрете Достоевского заключена вся боль за каждого из нас, стремление создать на земле царствие добра, любви, милосердия, справедливости. По Достоевскому, путь к этому – нравственное совершенствование каждого человека.

5. Послушайте стихотворение Льва Болеславского “Чудных отцу в небесной синеве”. (Читает ученик.)

6. Беседа.

Одним из основных библейских мотивов романа Достоевского является мотив страшного суда за грехи человеческие. Перед вами картина Микеланджело “Страшный суд”. Какой эпизод из “Преступления и наказания” может стать иллюстрацией страшного суда? (4-й сон Раскольникова.)

Какие основные евангельские заповеди он нарушил? (Не убий, возлюби ближнего своего.)

Итак, Раскольников совершил преступление, которое завело его в тупик. Соня же в это время получила желтый билет. Линии их жизни пересеклись в самой критической точке для них: именно в тот момент, когда нужно было раз и навсегда решить, как жить дальше. Старая вера Раскольникова уже пошатнулась, а новую он пока еще не обрел. Обреченность и невольная жажда смерти как выход из тупика овладели им.

Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: “Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть.” Кто же в романе несет этот свет? (Таким теплым светом становится Соня.)

Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени. В этом утверждают нас встречи героя с ней.

Именно Сонечка, беззащитная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу, взбунтовавшегося против несправедливости и бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как Наполеон. Это она спасла душу Раскольникова

Почему падшая женщина спасает душу Раскольникова? (Соня преступила через себя для других. Она живет по законам любви к людям, совершила преступление над собой, принесла себя в жертву во имя любимых ею людей.)

Какие черты подчеркивает в ней Достоевский? (Достоевский постоянно подчеркивает ее робость, застенчивость, даже запуганность.)

Расскажите о жизни Сони.

(Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее на жизнь по желтому билету. Истощенные голодом дети выжили благодаря Соне. Ее жертва теплотой проникает в души людей. Она отдает Мармеладову последние “греховные гроши” на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях. Даже людям, окружавшим ее, такой поступок кажется воистину христианским, а ее грехопадение в этом случае кажется святым.)

Скажите, пожалуйста, как на жизнь смотрит Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова? (Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправедливости. Его теория толкает на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов переступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим “муравейником”. Идея и преступление Раскольникова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя презирать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой дорогой. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижения, в условиях, казалось бы, исключающих всякую чистоту (моральную), она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу.)

Итак, Раскольников идет к Соне. Как объясняет он свой первый визит к Соне? Чего он ждет от него? (Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению.)

Как можно объяснить поведение Раскольникова, бесцеремонно осматривающего комнату? Кого он ожидал увидеть? (Он хочет понять, как она преступница живет, чем дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается, голос его становится тихим.

Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос: “Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду”.)

Каким представляет себе Раскольников будущее девушки? (“Броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат.”)

Три дороги и все погибельные. Почему она не сделала этого? В чем же причина? (Вера, глубокая, способная творить чудеса. Сила. В Соне увидел силу, позволяющую ей жить. Ее источник в заботе о чужих детях и их несчастной матери. Уповает на Бога и ждет избавления.)

Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, законам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь, сострадание живут в ней.

Книга, которую заметил на комоде в комнате Сони Раскольников, оказалась Новым Заветом в русском переводе. Евангелие принадлежало Лизавете. Невинная жертва принимает смерть безмолвно, но она будет “говорить” Божьим словом. Раскольников просит прочитать ему про Воскресение Лазаря. Почему выбран этот эпизод из Евангелия? (Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в “этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги”, теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.)

7. Работа с текстом.

Прочитайте эпизод чтения Соней отрывка из Евангелия, проследите за состоянием Сони. Почему такое состояние испытывает она? (Звучит музыка “ Аве Мария”. У Сони дрожали руки, голоса не хватало, не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг вся преобразилась.

Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания чуда. Раскольников смотрел на нее, слушал и понимал, как Иисус любит тех, кто страдает. “Иисус прослезился”, – в это время Раскольников обернулся и увидел, “что Соня дрожит в лихорадке”. Он ожидал этого.)

Она хотела, чтобы Раскольников принял веру во Христа и через нее смог пройти к возрождению путем страдания. Почему Евангелие читают преступник и блудница? (Евангелие показывает путь к возрождению, почувствовали соединение душ.)

Достоевский выделил слова “Я есмь Воскресение и жизнь”. Почему? (Пробуждается душа.)

С каким впечатлением о Соне Раскольников уходит? (Раскольников, слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о ней. Христианской любовью любит людей Соня. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о власти над всею тварью дрожащею, понял правду Сони, ее жертвенную чистоту.)

Уходя от Сони, он сказал, что скажет, кто убил. “Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал”. В романе важно не только к кому приходит с признанием Раскольников, но и где это происходит – в квартире у портного Капернаумова, где Соня комнату снимает. Капернаумов – фамилия значимая.

8. Сообщение ученика.

Капернаум – город, часто упоминаем в Новом Завете; здесь поселился Иисус Христос после того, как оставил Назарет, и Капернаум стал называться “Его городом”. В Капернауме Иисус совершил много чудес и исцелений, сказал много притчей: “И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним и учениками Его. Увидевши то, Фарисеи сказали ученикам Его: “ Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?”. Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные”.

В комнате Сони в квартире портного Капернаумова сходятся грешники и страдальцы, убогие – все больные и жаждущие исцеления: сюда приходит и Раскольников, чтобы сознаться в преступлении.

Знаем, что здесь символичны числа. В 11 часов Раскольников приходит к Соне. В Евангелии от Матвея есть притча о работниках в виноградниках.

9. Сообщение ученика.

“Царствие Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в 11. … и пришедши около одиннадцатого часа получили по динарию.” “Так будут последние первыми, а первые последними; ибо много званых, а мало избранных”.

Итак, мы видим, что для Раскольникова еще есть возможность покаяться, искупить свой грех страданием (в 7 часов рассоединил свою жизнь с богом) и воссоединиться с Богом.

10. Инсценирование разговора Раскольникова с Соней.

11. Беседа.

Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму? (Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем Лужину, то Раскольников тем самым был бы ею оправдан: вышло бы, что он имел право убить процентщицу. Она не может решать: кто должен жить, а кто нет.)

Почему Раскольников признается Соне в убийстве? Что она испытывает к нему? (Соня полна сострадания к Раскольникову и думает только о том, как тяжело ему жить, испытывая мучения совести.

Говорит: “Говори, я про себя пойму”. Все окружающее она воспринимает сердцем, душой, а не разумом, как Раскольников.)

В чем причина совершения преступления, по мнению Сони? (“От бога вы отошли, и вас поразил, дьяволу продал”.)

Как вы понимаете это выражение? (По мнению Сони, теория, рожденная в ненависти и презрении к людям, преумножающая зло и нравственное опустошение, отрицает добро, любовь, сострадание.

Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.)

Какой путь предлагает Соня Раскольникову? (Страдание принять и искупить себя им, вот что надо. Она не может мыслить иначе, для нее нет ни вопроса, ни сомнения.)

12. Слово учителя.

Главная проблема романа: имеет ли право человек решать, кому жить, кому не жить.

Сонина правда победила. Она помогла сгореть индивидуалистической философии Раскольникова. Своей жалостью и человечностью вернула ему ту полноту восприятия себя самого и окружающего, которая, казалось, навсегда была утрачена, стерта переживаниями о содеянном. Но он еще не принимает крест от Сони. Крест – это человеческие страдания. Тяжкий крест не для себя, а для других. Он еще к этому не готов.

13. Чтение сцены на Сенной площади.

14. Беседа.

Раскольников нарушил главную библейскую заповедь “не убий”, а верующая Соня обнимает его. Почему? Ответьте словами Нагорной проповеди. (Прощайте да прощены будете.)

Смогла ли Соня привести Раскольникова к вере, когда это происходит? (В эпилоге, на каторге.)

Как к Соне относились каторжники? (Били ее, кланялись ей.)

Что значит для писателя эпилог? (Раскольников с Соней, которая последовала за ним на край света, которая спасла и спасает его ежедневно, ежечасно, не давая погаснуть едва тлеющему огоньку добра в его душе. Именно здесь происходит человеческое прозрение Раскольникова, которое отрешает его от болезни индивидуализма, от стены, которую в своих мыслях он чуть не возвел между собой и другими “обыкновенными” людьми.)

Возрождение приходит к герою романа как преодоление болезни. Что необычного мы в нем видим, чего ни в одной сцене не видели? (Слезы – это очищение, просыпается душа…)

15. Слово учителя.

Слезы – рубеж нового этапа его жизни. Ему становится легче дышать. Он начинает видеть высокий смысл тех, кого считал обыкновенными. Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные идеалы, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освещенных религией.

На последней странице романа вновь появляется число “семь”, означающее союз человека с Богом. “Им оставалось еще семь лет”. Это начало очищения, а впереди 7 лет, только тогда может наступить полное очищение. В чем же сила Сонечки? (В умении любить, сострадать, в самопожертвовании во имя любви.)

Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменяется лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” – вот вывод, к которому приходит Достоевский.

“Блаженный тот, на которого сойдет благодать Божья”, – так сказано в Нагорной проповеди, которую Достоевский считал бесценной. “Блаженны”… ведь это о Сонечке и о тех людях, которые умеют сострадать другому человеку. Хотелось бы, чтобы вы так же, как и Соня, любили людей такими, каковы они есть, умели прощать и дарили бы свет, исходящий от вашей души, другим людям.

16. Домашнее задание.

Согласны ли вы с тем, что Раскольников обрел душу? (Письменная работа.)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Урок литературы в 10 классе

Раскольников и Соня Мармеладова. «Правда» Сони.

подготовила

учитель русского языка и литературы

Радькова Юлия Николаевна

Брянск-2018

Цель: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; показать, в чём Достоевский видит источник обновления жизни; осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: «Как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне?»; воспитывать гуманную личность, ответственную за свои поступки.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

- Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть». Кто же в романе несет этот тёплый свет?

Соня Мармеладова.

Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Именно Сонечка, беззащит-ная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу, взбунтовавшегося против несправедливос-ти и бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как Наполеон. Это она спасла душу Раскольни-кова. Какие черты подчёркивает в Соне Достоевский? В чём «правда» героини? Над этими вопросами мы и поразмышляем сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

Расскажите о жизни Сони.

Мачеха Сони, Катерина Ивановна, фактически обрекает ее на жизнь по желтому билету. Исто-щенные голодом дети выжили только благодаря Соне. Она отдает Мармеладову последние «гре-ховные гроши» на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи именно Соня смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях.

Жизнь тяжела и дня Сони, и для Раскольникова. Но одинаково ли её воспринимают герои? Как смотрит на жизнь Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова?

Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправед-ливости. Теория толкает его на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов пере-ступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим «муравейником». Идея и преступление Расколь-никова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя прези-рать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой доро-гой. Она смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. Во имя любви к людям она избирает путь насилия над собой, ради спасения других берёт на себя тяжести греха, идет на унижение и позор, при этом сохраняет в себе чуткую и отзывчивую душу.

Зачем Раскольников идёт к Соне? Как он сам объясняет свой первый визит к ней?

Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению и хочет понять, как она с этим живёт, что поддерживает ее, во имя чего она преступила.

Почему Раскольников задаёт вопросы, которые доводят Соню до исступления? Почему он беспощаден в своих прогнозах?

Раскольников специально пришёл мучить Соню, чтобы испытать глубину её человеческого терпе-ния, «ненасытного страдания», её стойкости, истоки которой ему непонятны. Он считает, что Соня - более преступница, чем он сам, ведь она напрасно погубила себя, ничего в мире не изменив. Отдалив гибель своих близких, Соня не может и не пытается уничтожить на земле зло.

- «Никому ты этим не помогаешь, и никого ни от чего не спасаешь», - говорит герой Соне, но, дума-ется, говорит и сам себе. Мы знаем, что, убив старуху, Раскольников тоже никому этим не помог и никого ни от чего не спас.

Отправляясь к Соне, Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, поро-дившее вопрос: «Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду». Что же дает Соне силы жить дальше?

Вера, глубокая, способная творить чудеса. Соня уповает на Бога и ждет избавления.

Религиозность Сони влияет на него, и он просит ее прочитать легенду о воскрешении Лазаря. Почему выбран именно этот эпизод из Евангелия?

Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым - сознает мертвым, он - Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в «этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошед-шихся за чтением вечной книги», теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.

Обратимся к тексту. Каково состояние Сони во время чтения Евангелия?

У Сони дрожали руки, голоса не хватало, она не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг Соня вся преобразилась. Она читала, желая, чтобы Раскольников, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога, и дрожала от радостного ожидания чуда.

- Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, зако-нам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь и сострадание живут в героине. Слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, её проникновенное чтение Евангелия, Раскольников понимает, что Соня «переступила» ради блага го-лодных детей, думая не о себе, а о своих ближних . Уходя от девушки, он говорит, что скажет, кто убил: «Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал». В романе важно не только к кому придёт с признанием Раскольников, но и где это произойдёт - в квартире у портного Капернаумова, где Соня снимает комнату. Капернаумов - фамилия значимая.

Капернаум - город, часто упоминаемый в Новом Завете; здесь поселился Иисус Христос после то-го, как оставил Назарет, и Капернаум стал называться «Его городом». В Капернауме Иисус совершил много чудес и исцелений. «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним и учениками Его. Увидевши то, Фарисеи сказали ученикам Его: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные».

Так и в комнате Сони в квартире портного Капернаумова сходятся грешники, страдальцы, убогие - все больные и жаждущие исцеления. Сюда приходит и Раскольников, чтобы сознаться в преступле-нии. Почему именно Соне герой признается в убийстве? Что она испытывает к нему?

Соня полна сострадания к Раскольникову и думает только о том, как тяжело ему жить, испыты-вая мучения совести. Говорит: «Говори, я про себя пойму». Все окружающее она воспринимает сердцем, душой, а не разумом, как Раскольников.

Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму?

Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем Лужину, то Расколь-ников тем самым был бы ею оправдан: вышло бы, что он имел право убить процентщицу. Но Соня не может решать: кто должен жить, а кто нет.

Как Соня принимает признание Раскольникова?

Она понимает, как мучается Раскольников, и сама испытывает эти мучения вместе с ним.

Почему Соня считает, что Раскольникова Бог «дьяволу предал»?

Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским. Рассудочная, бездушная теория стала его верой и законом.

Какой путь предлагает Соня Раскольникову?

«Страдание принять и искупить себя им, вот что надо», - говорит Соня. Она считает, что един-ственный путь спасения - через покаяние и искупление страданием. Но героиня понимает, что Раскольникову одному не справиться со своей гордыней, и готова идти с ним до конца, да и себя она считает грешницей.

Чуда воскрешения ждет теперь Раскольников от Сони. На Сенной площади, когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «... все разом в нем размягчилось, и хлы-нули слезы... он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием».

Окончательное освобождение Раскольникова от его прежних идей Достоевский показывает в финале романа, но происходит это далеко не сразу. Каким предстаёт герой на каторге?

«…Он не раскаивался в своём преступлении…он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашёл их так глупыми и безобразными, как казались они ему в то роковое время, преж-де», «Вот в чём одном признавал он своё преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною». Каторжане его не любили и избегали, «его даже стали …ненавидеть…Презирали его, смеялись над ним».

А как каторжане относились к Соне?

Её все полюбили, встретив Соню, каторжане снимали шапки и кланялись. «Они любили даже её походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идёт, и хвалили её… к ней даже ходили лечиться».

- Возрождение приходит к Раскольникову как преодоление болезни. Какие сны видит он в это время?

Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все люди вообразили себя Героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед: ведь гением-предводителем чувствует себя каждый. Разгораются споры, которые переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества люди убивают друг друга - «все и всё погибало».

Пустая земля, где люди перебили друг друга, - вот логический итог теории Раскольникова. Только после этого сна начинается освобождение героя из-под власти идеи, именно сон помогает ему сде-лать последний шаг - сознательно отказаться от своей теории. Раскольников излечился не только от физической болезни, но и от болезни индивидуализма, рухнула та стена, которую в своих мыслях он возвел между собой и другими, «обыкновенными» людьми. Герой вдруг осознал, как важна, как дорога для него Соня: «как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам». Впервые в глазах Раскольникова появляются слёзы - символ очищения, рубеж нового этапа его жизни. «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково». Раскольников понимает, что стать человеком - значит обрести те нравственные идеалы, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений.

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым героем, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки русскому народу: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. Своей жалостью и человечностью Соня вернула герою ту полноту восприятия себя самого и окружающего , которая, казалось, навсегда была утрачена, стёрта. Утверждая «правду» Сони, Достоевский убеждает нас, что источник обновления мира не в борьбе и протесте, не в переустройстве общества, а в нравственном усовершенствовании личности.

4.Д/З: написать сочинение на материале романа «Преступление и наказание» по одной из тем:

Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…

Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?

Может ли человек ставить себя выше общества?

Использованная литеитература:

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. - М.: ВАКО, 2003

Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. - М.: АСТ, 2016

Сначала он говорит о том, что знает, кто убил старуху и Лизавету, говорит, что он знаком с этим человеком. Соня с ужасом слушает его откровения и вдруг понимает, что убийца перед ней и это он – Родион Раскольников. И вот здесь проявляется вся сущность Сони – человека очень тонко чувствующего, жалеющего и берущего на себя весь ужас этого мира. В ней нет осуждения, есть только бесконечная жалость к Раскольникову. «Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» - это говорит Соня. После этого Раскольников начинает рассказывать Соне о своей теории, о своем «праве», о том, что «хотел сделаться Наполеоном». Но все это звучит как-то мелко и неубедительно в сравнении с горем Сони и ее ужасом перед преступлением и болью за Раскольникова. Она не очень слушает его и, наверное, не все понимает из его «теории». Ее переполняет жалость к этому человеку. На вопрос Раскольникова что же ему теперь делать, она советует ему покаяться и предлагает ему надеть крест. Потом этот кипарисный крестик будет с Раскольниковым, когда он сознается в преступлении. «Возьми его, это мой крест! Мы вместе его понесем». Этими словами она бескорыстно и искренне предлагает ему разделить с ней последствия преступления, предлагает помощь и раскаяние. Но Раскольников еще не готов для раскаяния, он уходит к себе. Признание Соне не облегчает его состояние, он пока ничего не может решить. Решение придет только после третьей встречи с Соней. Третий визит Раскольникова к Соне Третий визит Раскольникова к Соне – самая короткая из их встреч. Причем здесь герои меньше разговаривают и больше действуют. Раскольников решается признаться в своем преступлении. Но сделать это ему по-прежнему очень трудно и он ищет близкого человека, который был бы рядом. В семье он не может найти такого человека и, видимо, сам не хочет нанести такой удар по семье. Остается один единственный близкий ему человек – Соня. Он опять что-то говорит, но соня чувствует, что все его слова это «напускное», а на самом деле в его душе «волнение и страх». В этой сцене опять возникает крест и на это раз Раскольников надевает его. «Я за твоими крестами, Соня», говорит он ей. И она надевает на него кипарисный крест. Второй крест, который принадлежал Лизавете она оставляет себе. Она опять самоотверженно разделяет тяжелую моральную ношу Раскольникова. Раскольников не разрешает Соне идти с ним, останавливает ее и идет один. Раскольников видит ее уже после площади, где он стоял на коленях под насмешками людей. Он понимает, что она тайно пошла за ним, не потому что сомневалась в его желании сознаться, а потому, что как настоящий друг стремилась быть с ним до конца. Это окончательно уверяет его в правильности его поступка и он идет и заявляет о своем преступлении. Мне кажется, что главная роль в понимании Раскольниковым своего преступления и решении признаться играет именно Соня Мармеладова. Только ее поддержка дает силы Раскольникову и на суде и на каторге. И именно она помогает придти герою к моральному возрождению.