» »

Детектив как жанр художественной литературы. Детектив как жанр литературы Детективный жанр

07.08.2020

Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы, написанные в 1840-х годах, но элементы детектива использовались многими авторами и ранее.

Например, в романе Уильяма Годвина (1756 – 1836) "Приключения Калеба Вильямса" (1794) один из центральных героев – сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали "Записки" Э. Видока, опубликованные в 1828 году. Однако именно Эдгар По создал первого Великого Сыщика – сыщика-любителя Дюпена из рассказа "Убийство на улице Морг". Потом появились Шерлок Холмс (К.Дойл) и патер Браун (Честертон), Лекок (Габорио) и мистер Кафф (Уилки Коллинз). Именно Эдгар По ввёл в сюжет детектива идею соперничества в раскрытии преступления между частным сыщиком и официальной полицией, в котором частный сыщик, как правило, берёт верх.

Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У.Коллинза "Женщина в белом" (1860) и "Лунный камень" (1868). В романах "Рука Уайлдера" (1869) и "Шах и мат" (1871) ирландского писателя Ш.Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом.

Основоположником французского детектива является Э.Габорио – автор серии романов о сыщике Лекоке. Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в ("Бриллианте раджи").

Обычно в качестве происшествия в детективе выступает преступление, автор описывает его расследование и определение виновных, и конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.

Основной признак детектива как жанра – наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие – это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (например, в "Записках о Шерлоке Холмсе", относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю во всей полноте до завершения расследования. Читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты.

Детектив содержит три основных сюжетообразующих элемента : преступление, расследование и разгадку.

Особенности жанра классического детектива:

– полнота фактов (к моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение)

– обыденность обстановки (условия, в которых происходят события, в целом обычны и хорошо известны читателю)

– стереотипность поведения персонажей (поступки предсказуемы, а если персонажи имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю)

– существование априорных правил построения сюжета (рассказчик и сыщик не могут оказаться преступниками)

Отличительным свойством классического детектива является заложенная в нем нравственная идея , или моральность, отмечающая в разной степени все произведения этого жанра. Детектив заканчивается наказанием преступника и торжеством справедливости.

Жиркова М.А.

Детектив: история возникновения и развития жанра

Учебное пособие

Введение

Постановка проблемы. Своеобразие детективного жанра

Вопросы и задания

Литература

Глава I. Рождение детектива, пути его развития в 19 веке и на рубеже веков

Рождение детективного жанра в США

1.1.Эдгар Аллан По

1.2. Развитие детектива во второй половине XIX в., женское лицо американского детектива: Энн Кэтрин Грин, Каролин Уэллс, Мэри Робертс Райнхарт

1.3. Выпуск массовых детективных изданий

Вопросы и задания

Литература

Возникновение и развитие английского детектива

2.1. Предпосылки возникновения английского детектива

2.2. Чарльз Диккенс

2.3. Уилки Коллинз

2.4. Английский детектив во второй половине XIX в.: Эллен Вуд, Джозеф Шеридан Ле Фаню, Мэри Элизабет Бреддон

2.5. Роберт Льюис Стивенсон

2.6. Артур Конан Дойл

2.7. Гилберт Кит Честертон

2.8. Эдгар Уоллес

Вопросы и задания

Литература

Возникновение и развитие французского детектива

3.1. Предпосылки возникновения французского детектива

3.2. Эмиль Габорио

3.3. Гастон Леру

3.4. Морис Леблан

Вопросы и задания

Литература

Глава II. Развитие детективного жанра в ХХ веке

Развитие американского детектива

1.1. 1920-30-ые гг. ХХ века: Стивен Ван Дайн, Эрл Дерр Биггерс, журнал «Черная маска»

1.2. Крутой детектив в творчестве Дешила Хэммета, Реймонда Чандлера и других американских писателей

1.3. Жанр судебного детектива: Эрл Стенли Гарднер

1.4. Классический детектив в творчестве Рекса Стаута, Эллери Квина, Джона Диксона Карра

1.5. 1950-ые гг. Полицейский детектив Эда Макбейна

1.6. 1990-ые гг. Юридический детектив Джона Гришэма

Вопросы и задания

Литература

Развитие английского детектива

2.1. Кризис жанра на рубеже 1920-30 гг. Творчество Энтони Беркли

2.2. Классический детектив в творчестве Дороти Сэйерс, Найо Марш

2.3. Творчество Агаты Кристи

2.4. Развитие «крутого детектива» в творчестве Питера Чейни и Джеймса Хедли Чейза

2.5. Шпионский роман Грэма Грина, Иена Флеминга и Джона Ле Карре

2.6. «Крутые детективы» и боевики Алистера Маклина и Фредерика Форсайта

2.7. «Спортивный» детектив Дика Френсиса

Развитие французского детектива

3.1. Цикл романов Пьера Сувестра и Марселя Аллена о Фантомасе

3.2. Социально-психологический детектив в творчестве Жоржа Сименона

3.3. Традиции американского «крутого» детектива и «черный роман» в творчестве Лео Мале

3.4. Новая структура романа и саспиенс в детективном творчестве



Пьера Буало и Тома Нарсежака

3.5. Антидетективы Себастьяна Жапризо

3.6. Юмористические детективы Фредерика Дара

3.7. «Черный роман», нуар, полар и неополар: немного терминологии

Вопросы и задания

Литература

Вопросы к зачету

Библиография

Интернет-ресурсы

Словарь

Приложение

С. Ван Дайн. Двадцать правил для писания детективных романов

Р. Нокс. Десять заповедей детективного романа

Р. Чандлер. Случайные заметки о детективном романе

Синхронистическая таблица

ВВЕДЕНИЕ

Всегда читала и читаю детективы: в отпуске, просто в свободное время в рабочий период, спасаясь от стресса при большой нагрузке. В какой-то момент возникло желание систематизировать прочитанное, так появился спецкурс для студентов по истории развития детектива, итогом которого стали студенческие дипломные и курсовые работы, посвященные детективному жанру в русской литературе XIX и ХХ вв., а также в детской литературе на материале советской классики и произведениях последних лет. Работа со студентами и подготовка курсовых и дипломных работ во многом определили содержание предлагаемого пособия.

Материал курса охватывает в первую очередь детективные произведения зарубежных стран: США, Англии, Франции, где этот жанр зародился и стал особенно активно развиваться, истории русского, советского и современного детектива в России будет посвящено следующее. Изложение подчинено хронологическому принципу: от его зарождения до конца 20 века, при этом условно литература делится на два периода: с конца XIX века до первых десятилетий XX века и с 20-30-х годов до конца XX века. С большой осторожностью подхожу к новейшим произведениям, написанным в детективном жанре, боюсь разочарования, поэтому остановимся на данном периоде.

Учебное пособие не претендует на охват всего материала, для этого существуют различные энциклопедические и справочные издания. Цель – проследить историю возникновения и становления детективного жанра, обозначив основные направления его развития в разных странах.



Задачи курса :

– определение жанрового канона детектива и его разновидностей,

– изучение истории детективного жанра,

– рассмотрение основных этапов развития и становления детективного жанра в отдельных странах,

Детективные произведения принято относить к беллетристике, массовой литературе, приравниваемой нередко к низкопробной. Занимательность чтения, увлекательный сюжет – то, что составляет главное достоинство детектива, оценивается также нередко как недостаток в противовес серьезной, «настоящей» литературе. При этом забывается, что и серьезные писатели отдали дань уважения детективу и не считали легкой задачей его написание (Ч. Диккенс, У. Фолкнер, И Шоу и др.). Несмотря на такую точку зрения, давно утвердился иной взгляд на детектив. Среди многообразной детективной литературы выделяется классический пласт; отмечается высокий уровень детективных произведений не только классических, но и современных, заслуживающих филологического внимания. Подтверждению этого служат многочисленные литературоведческие работы, посвященные различным аспектам детективного жанра; появление диссертационных исследований.

К сожалению, временные рамки спецкурса ограничены, отсюда возникает сложность с изучением развития зарубежного детектива в других странах, зарубежного детектива на современном этапе, поэтому данный материал предлагается для самостоятельной разработки в качестве одного из вариантов зачетной работы.

После каждого раздела указан список литературы, послужившей источником материала. Каждая тема также завершается вопросами и заданиями к практическим занятиям, которые могут развиться в доклады и сообщения на практических занятиях, а также, возможно, в студенческие курсовые и дипломные работы.

Предлагаемый Словарь содержит определение терминов и понятий, которые встретились при подготовке пособия. Многие жанровые обозначения имеют широкую сферу употребления, в данном случае важна соотнесенность именно с детективной литературой. Некоторые термины очень близки и пересекаются в своем значении, нам важно обозначить ту небольшую разницу, которая между ними существует. Необходимо учитывать, что сами художественные произведения не всегда исчерпываются одним определением, можно выделить несколько жанровых разновидностей внутри одного текста. На формирование определения также существенно влияют национальные особенности развития детектива.

В Приложении представлена синхронистическая таблица, в которой собраны различные сведения, имеющие прямое или косвенное отношение к детективу, которая позволит увидеть общую картину истории развития детективного жанра, а также его развитие в отдельной стране.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

ГЛАВА I

Эдгар Аллан По

Благодаря «логическим рассказам» или рациоцинациям (ratiocinations), по определению самого Эдгар Аллан По (1809 – 1849) , известна точная дата рождения детективного жанра – это публикация в апреле 1841 г. новеллы «Убийство на улице Морг» . Новеллы Э. По тесно связаны с романтической эстетикой; большое значение в них имеют категория «ужасного», «страшного», соединение «таинственного» и интеллектуального анализа, «необычного» и четкой логики. Малый объем становится структурообразующим элементом, а криминальное расследование – предметом беллетристического повествования. Для «логических рассказов» Э. По характерны аналитичность и рационализм, наличие пространного описания и рассуждений; тщательность разрабатываемой системы деталей, впечатление достоверности вымысла, натуралистичность и правдоподобие. Происходит утверждение жесткой структуры детективных рассказов:

1) информация о преступлении,

2) описание безуспешных попыток поиска полиции,

3) обращение к герою-сыщику за помощью,

4) неожиданное раскрытие тайны,

5) разъяснение хода мысли главного героя.

Первое появление классической пары главных героев: личность поразительных аналитических способностей, интеллектуал, эрудированный, склонный к наблюдению и анализу, и обычный человек, очень искренний, наивный рассказчик истории, хроникер, коммуникативная функция помощника. Исключительность и эксцентричность сыщика-любителя (склонность к уединению, к замкнутой жизни, ночному времени, закрытые шторы, зеленые очки), Огюста Дюпена, для которого разгадывание тайны преступления является увлекательной игрой ума. Значение человеческого интеллекта. Сосредоточенность новелл Э. По не столько на расследовании преступления, сколько на человеке, его раскрывающем. Писатель открывает читателю все сведения о преступлении, давая возможность разгадки самим читателем.

Ослабленность внешнего сюжета, который компенсируется напряженным внутренним действием, работой мысли. Акцент в рассказах писателя стоит на процессе разгадывания тайны преступления, а не на самой разгадке и мотивов преступления. В новеллах Э. По происходит художественное исследование деятельности интеллекта. Ю.В. Ковалев замечает: «Эдгар По не просто говорит об интеллектуальной деятельности героя, но показывает ее в подробностях и деталях, раскрывая процесс мышления, его принципы и логику. Именно здесь и сосредоточено главное действие рациоцинаций, их глубинная динамика. Говоря о пафосе детективных рассказов По, следует признать, что он не только в раскрытии тайны. Блистательное решение загадки демонстрирует красоту и огромные возможности разума, торжествующего над анархическим миром “необъяснимого”. Детективные рассказы По – это гимн интеллекту». Индукция + дедукция + интуиция – это главные составляющие успеха героя Э. По.

В рассказах Э. По выстраивается хронотоп детективной новеллы: прямолинейное движение времени с экскурсом в прошлое. Писатель первым представляет разработку замкнутого пространства в детективном жанре – модель «запертой изнутри комнаты» в рассказе «Убийство на улице Морг» (1841) . Реальная история американки Мэри Сэсили Роджерс и рассказ «Тайна Мари Роже» (1842) . Иллюзия документальности, введение газетных статей, раскрытие преступления через их анализ, перевес анализа над действием, событийностью в ущерб цельности и занимательности сюжета.

«Похищенное письмо» (1844) , по мнению А. Адамова, можно рассматривать как психологический этюд на тему о хитрости и мудрости, перед нами пример удивительной наблюдательности, логического анализа и тонкого знания человеческих характеров и страстей.

Новую структуру встречаем в рассказе «Ты еси муж, сотворивший сие» (1844) . Рассказчик выступает в роли сыщика, иронический стиль повествования.

К логическим рассказам также относят «Золотого жука» (1843) – о тайнописи и кладоискательстве с главным героем Вильямом Леграном. В центре рассказа также работа интеллекта, раскрытие процесса мышления.

Кроме этого к детективным рассказам иногда относят новеллы самообличения: «Черный кот», «Бес противоречия», «Сердце-обличитель», «Бочонок Амонтильядо», в которых присутствует преступление как таковое, могут быть полицейские, но само расследование отсутствует. В центре внимания сам преступник, а расплата за преступление происходит фатальным или мистическим образом.

С 1945 г. вручается одна из самых престижных премий в области детективного жанрапремия Эдгара Аллана По.

Чарльз Диккенс

Сюжетной основой многих произведений Чарльза Диккенса (1812 – 1870) становится тайна. Детективная тайна лежит в основе социальных романов писателя.

В романе «Барнеби Радж» (1841) произошло убийство владельца усадьбы, в пруду обнаружен еще один труп, в одежде управляющего, а из усадьбы исчезает садовник, на которого и падает подозрение в двойном убийстве. Но основной темой романа являются исторические события, детектив вплетен в историческую тему. В своей рецензии на роман Диккенса Эдгар По анализирует детективную линию и отмечает очевидность тайны (писатель отгадал, кто настоящий убийца уже в 5 главе из 82) и предсказывает финал романа еще до его публикации.

Роман «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» (1844) сосредоточен на семейных отношениях и погоней за богатым наследством. Тайну убийства раскрывает частный сыщик Нэджет. Выведен он не очень уважительно: для него интересен и важен сам процесс выслеживания преступника, а не восстановление справедливости и наказание преступника.

В романе «Холодный дом» (1853) появляется инспектор Бакет, прототипом которого послужил инспектор лондонской полиции Чарльз Фредерик Филд, которого писатель изображает с большим уважением в отличие от сыщика Нэджета. Это социально-психологический роман, содержащий сатиру на английское правосудие.

Диккенс оказывает поддержку департаменту по расследованию преступлений при лондонской полиции. Он публикует ряд статей и рассказов о работе лондонских полицейских и с детективными элементами («Три рассказа о сыщиках», «На работе с инспектором Филдом», «Вниз по течению», «Пара перчаток», «Сыскная полиция»). Также отправляется вместе с полицейскими по лондонским притонам, добывая этим себе литературный материал.

Рассказ «Пойман с поличным» (1859) основан на реальном уголовном деле отравителя Томаса Гриффитса Уэйнврайта, которого Диккенс посетил в тюрьме Ньюгейт. Детективные элементы присутствуют в романе «Наш общий друг» (1865).

Неоконченный роман «Тайна Эдвина Друда» (1870) ,породил новые тайны:«очень любопытная и новая идея, которую нелегко будет разгадать… богатая, но трудная для воплощения» (Ч. Диккенс).

Главные герои романа: мистер Джон Джаспер и его племянник Эдвин Друд, наблюдается внешняя любовь и забота дяди по отношению к племяннику, но ненависть к нему как к сопернику в любви. Эдвин Друд и Роза Бутон, между которыми дружеская привязанность. Отвращение и ужас Роза Бутон испытывает по отношению к Джону Джасперу. Спокойной, сдержанной Елене Ландлес противопоставлен ее вспыльчивый, но благородный брат Невил. Абсолютная доброта мистера Криспаркла. Всепоглощающая страсть Джона Джаспера к Розе Буттон может служить мотивом убийства. Присутствует множество деталей, намекающих на убийцу и способ убийства, но не дающих ответов о способе и герое его разоблачения.

Сфокусированность романа на тайне человеческих характеров (Е. Гениева). Двойственность человеческой природы: яркая, музыкально одаренная, артистическая натура Джаспера и страстная, темная, одурманенная опиумом, патологическая сторона его личности.

Неразгаданные тайны: 1) судьба Эдвина Друда: был ли он убит, если да, то кем и как, и где спрятано его тело? Если нет, то где он, что с ним и появится ли он в романе? 2) Кто такой мистер Дэчери, незнакомец, появившийся после исчезновения Эдвина Друда? 3) Кто такая старуха, курящая опиум, и почему она преследует мистера Джаспера?

«Самая обманчивая из всех написанных Диккенсом книг», вопросы и версия Джоржа Карминга Уолтерса. Неоднократно выдвигались различные варианты финала романа. Разгадыванию тайны помогают рисунки на обложке первого издания, выполненные Ч.О. Коллинзом.

В 1914 г. состоялся суд над Джаспером с участием Б. Шоу, Г. Честертоном. В результате обвиняемый Джон Джаспер был признан виновным в непреднамеренном убийстве.

Уилки Коллинз

Уильям Уилки Коллинз (1824 – 1889) получил образование в старейшей лондонской юридической корпорации Линкольн-Инн; профессия юриста дала большой материал для творчества. Пишет детективные рассказы и повести. В рассказе «Страшная кровать» (1852) впервые появился офицер полиции, а «Украденное письмо» (1854) можно рассматривать как первый английский детективный рассказ; в «Дневнике Энн Родуэй» (1856) появляется первая женщина-сыщик в английской литературе – модистка, расследующая смерть своего друга и предающая убийцу в руки правосудия. «Укушенный кусака»(1858) можно рассматривать как первый юмористический детективный рассказ. Детективные элементы присутствуют и в других произведениях писателя.

В 1851 г. состоялось знакомство с Ч. Диккенсом, которое переросло в многолетнюю дружбу и творческое сотрудничество. Совместное творчество писателей: «Праздное путешествие двух ленивых подмастерьев», 1857; «Доктор Дулькамара, член парламента», 185; «Нет выхода», 1867 и др. У. Коллинз сотрудничает с журналом «Круглый год», издаваемым Диккенсом.

В 1860-е годы писатель обращается к романной форме: «роман тайн» «Женщина в белом» (1860) и детективный роман «Лунный камень» (1866) . В первом отсутствует герой-детектив, тайну и преступления сэра Персиваля Глайда раскрывает художник Хартрайт. Один совершает жуткие преступления во имя богатства, второй ведет благородную борьбу во имя любви и справедливости.

Сюжет романа «Женщина в белом» писатель нашел в «Справочнике знаменитых судебных процессах» (1808 г.) из французской юридической практики М. Межана, где, в частности, рассказывалось о несчастной маркизе де Духо, которую в 1787 г. родной брат под вымышленным именем посадил в сумасшедший дом, чтобы завладеть ее состоянием. Хотя маркизе удалось бежать, восстановиться в законных правах у нее так и не получилось, поскольку официально она числилась умершей. Судебная тяжба длилась несколько лет, маркиза умерла, так и не дождавшись решения по своему вопросу.

Для второго знаменитого романа сюжет писатель почерпнул в «Подлинной истории драгоценных камней» Д. Кинга. Сама история Лунного камня, похищения его из буддийского храма, появление его в Англии, индусы-жрецы, ведущие за ним слежку – все это создает особую атмосферу тайны и экзотики. В романе появляется сыщик Скотленд-Ярда мистер Кафф, но тайну украденного лунного камня и ему не удается сразу раскрыть. При этом Кафф очень умен, наблюдателен, он сочетает научные методы с психологическими.

Коллинз придумал на этот раз такой «ход», который вообще не мог быть разгадан, ибо не только не поддавался какому-либо логическому или психологическому анализу, но и в принципе, теоретически нельзя было предположить что-либо подобное. Роман «Лунный камень» богат психологическими характеристиками действующих лиц. Писатель использует прием рассказа от разных героев, что позволяет посмотреть на события изнутри, раскрыть характеры действующих лиц. Такой прием позволяет придать повествованию дополнительную загадочность, поскольку ни один из рассказчиков не знает того, что знает и потом сообщит другой. А этот другой иной раз неожиданно опровергает, казалось бы, вполне убедительные соображения предыдущего рассказчика или вдруг затевает с ним спор, а то и просто высмеивает его (А. Адамов).

В романе «Лунный камень» Коллинз также привлекает реальное дело 16-летней девицы Констанс Кент, о котором много писали в газетах в 1861 г. Она была арестована в 1860 г. по обвинению в убийстве маленького брата на основании свидетельства инспектора Уичера из Лондонского сыскного департамента. Инспектор обратил внимание на то, что в домашней записи о белье числилась ночная женская рубашка, которую не могли найти, очевидно, потому что на ней остались пятна крови, и она была уничтожена. Такое косвенное доказательство было недостаточной уликой для обвинения, при этом сержанта Уичера все осуждали. Лишь спустя несколько лет, в 1865 г., девушка сама призналась своему духовному отцу, что совершила убийство, чтобы отомстить своим родителям.

Оригинальность и новизна романа «Лунный камень» состояла в том, что детективная тайна стала главным содержанием романа, фактически перед нами первый английский детективный роман . В своих произведениях писатель придерживается убеждения, что с читателями нужно поступать «честно» и последовательно предоставляет все улики и ключи к разгадке тайны. Для творчества У. Коллинза в целом характерны драматизм и жизненный материал, а в его романах произошло смещение акцентов: с вопроса «кто убил?» на «почему?».

2.4. Английский детектив во второй половине XIX в.:

Роберт Льюис Стивенсон

Детективные элементы присутствуют в авантюрно-приключенческих циклах Роберта Льюиса Стивенсона (1850 – 1894) «Клуб самоубийц» и «Алмаз Раджи» , входящие в книгу «Новые тысяча и одна ночь» (1878) . В них представлена пародия на авантюрно-приключенческую и сенсационную литературу, написанная на современном материале.Главный герой – таинственный принц Флоризель, правитель Богемии. В стиле повествования заметна авторская ирония.

Приключенческий роман «Остров сокровищ» (1882) принес писателю мировую славу. Известно, что начало работы над романом связано с созданием карты острова и чтения только что написанных глав в кругу родных и друзей. В первой журнальной публикации роман появился с указанием авторства капитана Джорджа Нортона. В отдельном издании 1883 г. роман вышел под настоящей фамилией писателя. Доверительный рассказ главного героя Джима Хокинса создает иллюзию достоверности, живой картины событий, впечатление точности и психологической достоверности происходящего. Неоднозначным героем представлен в романе Джон Сильвер, он жесток, коварен, но и умен, хитер, способен внушить жалость и уважение.

После прочтения во французском переводе романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в 1885г. Стивенсон пишет повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886) о раздвоении личности путем химического препарата, в результате которого добродушный доктор Генри Джекил становится преступником, жестоким убийцей, вызывающим отвращение и гадливость Эдвардом Хайдом. Мистер Хайд – чистое зло, выделенное из человеческой личности путем химии, но постепенно овладевающий душой и телом доктора Джекила. Свободный выбор оказался неуправляемым. В повести наблюдается сочетание фантастики, мистики, детектива и психологизма.

Отражение романа Ф.М. Достоевского можно увидеть и в рассказе «Маркхейн»(1885). В 1889 г. Р.Л. Стивенсон закончил роман «Владетель Баллантрэ», в котором вновь исследуются границы добра и зла.

Артур Конан Дойл

Артур Конан Дойл (1859 – 1930) доктор медицины, путешественник, политик, публицист, спортсмен, спиритуалист и писатель исторических, детективных и фантастических произведений.

В 1887 г. выходит повесть «Этюд в багровых тонах» , в которой впервые появляется Шерлок Холмс. Отдельным изданием она выйдет в 1888 г. с рисунками отца Артура Конан Дойла – Чарльза Дойла. Писатель признавался, что был увлечен творчеством Эдгара По и Эмиля Габорио. Так появилось первое детективное произведение в его литературных опытах.

Написанную в 1886 г. повесть долго не удавалось пристроить. Наконец, издатели соглашаются, но ставят ряд условий: повесть выйдет не ранее следующего года, гонорар за нее составит 25 фунтов, а автор передаст издательству все права на произведение. Стоит обратить внимание на то, что в 1892 г., когда издатели просили продолжения рассказов о Шерлоке Холмсе, Дойл, надеясь, что от него отстанут, заявил сумму в 1000 фунтов, на что сразу получил согласие, а в 1903 г. американские издатели предложили писателю заплатить по 5 тысяч долларов за каждый рассказ, если он придумает, как воскресить своего героя.

Обычно доктора, профессора Эдинбургского университета, Джозефа Белла (1837-1911) рассматривают как прообраз Шерлока Холмса. Именно из наблюдательности, анализа и выводов профессора вытекает дедуктивный метод Шерлока Холмса. Будучи студентом университета, Дойл удивлялся и восхищался способностью профессора по внешнему виду определить род занятий или прошлое больного, даже внешне писатель делает своего героя похожего на Белла: такой же высокий, худощавый, темноволосый, с орлиным носом, серыми проницательными глазами. Хотя сам Белл говорил, что настоящий прообраз Холмса – это сам Артур Конан Дойл. Прототипом доктора Ватсона писатель называл майора Альфреда Вуда, который около 40 лет был секретарем Конан Дойла.

В детективном творчестве писателя складывается классическая пара героев: эксцентричный Шерлока Холмса и приземленный доктора Ватсона. В образе Шерлока Холмса сочетаются черты благородного рыцаря и эгоцентризм, гениальность и романтизм, точные знания и любовь к музыке; аналитический талант, мощь человеческой мысли, направленная на борьбу со злом, защиту человека от насилия, предотвратить которое полиция оказывается бессильна. Холмс идет в ногу со своим временем; при расследовании преступлений широко пользуется дости­жениями науки (например, химии), искусно гримируется (кэмбен, моряк, нищий, старец) и приме­няет дедуктивный метод при восстановлении картины преступления. Холмс раскрывает преступления не только ради торжества справедливости, но и ради любопытства, интереса к новым сложным делам, иначе он тоскует, страдает от бездействия и скуки.

Его верный помощник и хроникер – доктор Ватсон, возможно, наделен излишней эмоциональностью в отличие от бесстрастного и сдержанного Холмса, но он также обладает сердечным добродушием, деликатностью и искренней преданностью своему другу. Он по-человечески очень обаятелен и симпатичен.

Для произведений Дойла характерны повторяемость сюжетной схемы: энергичное и интригующее начало рассказа, способное сразу увлечь читателя; появление посетителя со своей просьбой или тайной; расследование, которое нередко ведется параллельно с полицией; загадочное поведение Холмса и недоумение Ватсона; возможна опасность, которой подвергается сыщик; раскрытие и объяснение всех загадок в конце истории. А отсутствие описаний, второстепенных подробностей, сосредоточенность на главной сюжетной линии создает лаконичный, деловой и напряженный стиль повествования.

Писатель сохраняет точность в деталях, создавая образ старой Англии конца XIX века на страницах своих произведений. Честертон отмечает, что Кона Дойл окружил своего героя поэтической атмосферой Лондона.

В рассказе «Последнее дело Холмса» в 1893 г. К. Дойл «убивает» Шерлока Холмса, чтобы отдохнуть от своего героя, который заслонил самого писателя и мешает работать над серьезной литературой: историческими и социальными романами (например, «Белый отряд», 1891; «Родни Стоун», 1896 и др.), которую писатель рассматривает как свой главный литературный труд. Но смерть литературного героя вызвала негодование у читателей; журнал «Стрэнд», где публиковались рассказы К. Дойла, потерял 20 тыс. подписчиков; а сама редакция завалена письмами разгневанных подписчиков.

В 1900 г. писатель отправляется на англо-бурскую войну в качестве хирурга полевого госпиталя, своеобразным итогом становится книга «Великая бурская война» (1900). В 1902 г. Конан Дойлу присвоен рыцарский титул за заслуги перед родиной в англо-бурской войне.

Возвращение Шерлока Холмса состоялось в романе «Собака Баскервилей»(1901) . Замысел возник из истории рассказанной журналистом Флетчером Робинсом, у которого Дойл гостил в Девоншире. Писатель услышал легенду о жестоком, необузданном и ревнивом сэре Ричарде Кэббелле, убившем свою жену, но и самом погибшем от собаки, которая бросилась на него, защищая свою хозяйку. «Воскрешение» представлено в рассказе «Пустой дом» (1903) ; включенном в сборник «Возвращение Шерлока Холмса» (1905) .

Конан Дойл не раз участвовал в уголовных процессах, благодаря его усилиям были оправданы невинно осужденные. Например: дело Джорджа Эдалджи , который обвинен в жестоких убийствах домашних животных и приговорен к 7 годам каторги в 1903 г. В 1906 г. отпущен без оправдания; тогда же он обращается с письмом к Конан Дойлу, прося о помощи. В 1907 г. Д. Эдалджи оправдан. Дело Оскара Слейтера , обвиненного в убийстве в 1908 г. и приговоренного к пожизненному заключению. Конан Дойл подключился к этому делу в 1912 г., но только в 1927 г. Оскар Слейтер был оправдан.

А. Конан Дойлу принадлежат также фантастические произведения о профессоре Челленджере: «Затерянный мир» (1912), «Отравленный пояс» (1913) и более позднее «Маракотова бездна»(1929), которые в отличие от исторических романов имели успех. Но читатели ждали от писателя именно детективы.

В детективном романе «Долина страха» (1915) можно отметить элементы американского детектива: изображение организованной преступности во главе с профессором Мориарти. Последний сборник рассказов «Архив Шерлока Холмса» вышел в 1927 г.

Интересно, что методы Шерлока Холмса при изучении места преступления нашли отражение в первом учебнике по криминалистике Г. Гросса «Руководство для судебных следователей» (1893).

К сочинению рассказов о Шерлоке Холмсе подключились другие писатели, породив целую серию книг, например: Адриан Конан Дойл, Джон Диксон Карр « Неизвестные приключения Шерлока Холмса» или «Подвиги Шерлока Холмса»; Эллери Квин «Этюд в жестоких тонах» или «Шерлок Холмс против Джека Потрошителя» и др.

Артуру Конан Дойлу принадлежит также книга воспоминаний: «Воспоминания и приключения» (1924).

В 1990 г. состоялось открытие музея Шерлока Холмса в Лондоне (Бейкер-стрит, 221-b) с точным воссозданием интерьера на основе произведений А. Конан Дойла. Началом музея послужила выставка в 1954 г.; а в 1999 г. недалеко от музея был установлен памятник Шерлоку Холмсу.

В 2002 г. литературный герой Конан Дойла Шерлок Холмс был принят в члены Британского королевского общества химии.

Гилберт Кит Честертон

Жанровое своеобразие новелл Гилберта Кита Честертона (1874 – 1936) связано с притчевым и проповедническим характером, теологией и психологией. Ю.М. Лотман назвал детективные рассказы Честертона научно-психологическими этюдами в художественной форме. Цель Честертона заключалась не только в описании занимательной истории и проведении увлекательного расследования, а крылась в гораздо более глубокой философской и нравственной подоплеке, отображенной прежде всего в наставлениях его главного героя отца Брауна (Л. Романчук).

А. Адамов: «жанр детектива у Честертона внезапно и в то же время вполне закономерно раздвинул свои границы, проявил ценнейшую способность вобрать в себя глубокие философские и нравственные взгляды и истины, сделать произведения этого жанра отнюдь не только увлекательными или даже поучительными, но мировоззренческими, заставить решать проблемы бытия и веры, человеческой сути и предназначения, то есть встать вровень с “подлинной”, “высокой” литературой века в тех рамках буржуазного, католического мироощущения и миропонимания, в которых оставался сам Честертон».

Религиозность писателя сыграла значимую роль в жизни и творчестве писателя. В 1904 г. состоялось его знакомство с католическим священником Джоном ОʼКоннором, который произвел сильное впечатление глубиной своего знания человеческой натуры и которого писатель делает прототипом своего главного героя детективных рассказов – отца Брауна. Священник стал другом и духовником писателя. В 1922 г. Честертон переходит из англиканской веры в католичество. После смерти Честертона Д. ОʼКоннор написал книгу о нем: «Отец Браун о Честертоне» (1937).

Сборник рассказов «Клуб удивительных промыслов» (1905) можно рассматривать как пробу пера, своеобразную пародию на жанр детектива. Сыщик-любитель Руперт Грант повсюду видит признаки преступления, а его старший брат, отставной судья Бэзил Грант, в каждом случае раскрывает если не преступление, то ту или иную загадку.

Один из самых необычных сыщиков-любителей – отец Браун, наделенный способностью «подмечать все странное». Он появляется в первом сборнике «Неведение отца Брауна» (1911) . Характерные особенности главного героя: смиренность, простодушие, комичность, неуклюжесть, нелепость и внешняя заурядность. Это незаметный сельский священник, который вызывает вначале пренебрежительную усмешку, от такого никто не ждет силы ума, тонких наблюдений, оказывается чутким и проницательным психологом, для которого характерны внимательность и уважение к человеку. Не случайно сами названия сборников рассказов звучат иронично: «Неведение отца Брауна» (1911), «Мудрость отца Брауна» (1914), «Недоверчивость отца Брауна» (1926), «Тайна отца Брауна» (1927), «Позор отца Брауна» (или «Скандальное происшествие с отцом Брауном»)(1935). Иронический подтекст характерен для многих рассказов Честертона в целом.

Непростые отношения связывают отца Браун и Фламбо. Образ Фламбо дан как образ романтического героя, это и гений воровства, и великий артист.

Метод отца Брауна заключается в психологическом подходе к раскрытию преступлений и постижении сути человека. Интерес к преступнику, внимание к внутреннему миру, тайным и явным мотивам поступков, к психологии человека, умение взглянуть на мир его глазами. Главное для отца Брауна – спасение души преступника. Цель отца Брауна не столько в том, чтобы наказать преступника, сколько в том, чтобы установить истину, избавить от наказания невинно подозреваемого, перевоспитать виноватого (И. Кашкин). Поэтому у Честертона появляется возможность создания детектива без преступника, так как возможно раскаяние и исправление. Например, история Фламбо.

Основанием действий отца Брауна является христианский мотив спасения, поэтому его процесс расследования весьма своеобразен. Отец Браун пользуется нестандартными методами раскрытия преступлений, он часто обращается к интуиции, выявляет логические неувязки в рассуждениях персонажа, выдающих его истинное лицо.

Другие циклы писателя, например: цикл рассказов о Хорне Фишере: «Человек, который слишком много знал» (1922) , где главный герой раскрывает политические и околополитические интриги, опираясь на хорошую осведомленность жизни высших кругов общества. Речь идет уже о преступности всей государственной системы.

В сборнике рассказов «Поэт и безумцы» (1929) преступления раскрывает художник и поэт Гэбриел Гейл. Здесь преступления имеют психиатрическую подоплеку, и Гейл как метод использует свою способность смотреть на мир глазами сумасшедшего.

Близко к детективу стоят еще два сборника рассказов Честертона: «Охотничьи рассказы» (1925) и «Пять праведных преступников» (1930).

Сборник «Парадоксы мистера Понда» выходит уже после смерти Честертона. Главный герой рассказов – высокопоставленный чиновник, раскрывающий преступления, пользуясь логикой парадокса, и его спутники: дипломат сэр Хьюберт Уоттон и капитан Гэхеген,

В 1928 г. в открытом в Лондоне «Клубе детективных писателей» первым председателем стал Гилберт Честертон.

Честертону принадлежит и ряд статей, посвященных детективному жанру,

Определение

Детектив - значение и определение понятия термина, словарь литературоведческих терминов:: Textologia.ru

ДЕТЕКТИВ (англ. - сыщик; от лат. - раскрытие) - художественное произведение с особым типом сюжета, связанным с раскрытием загадочных преступлений, противостоянием добра и зла, где, как правило, добро побеждает зло. Для детектива как жанра характерны следующие основные ограничительные признаки: 1) наличие тайны преступления (чаще всего убийства); 2) моральное и физическое столкновение на этой почве сыщика-профессионала или сыщика-любителя и преступника; 3) процесс расследования, при котором проверяются и отрабатываются различные версии случившегося, испытанию подвергаются разные подозреваемые и сам ведущий расследование; 4) установление личности преступника; 5) восстановление всех обстоятельств преступления.

Данный литературный жанр имеет уже длительную историю в европейской литературе. Его зачинателем считается американский писатель Эдгар Алан По, который в новелле «Убийство на улице Морг» (1841) впервые вывел образ сыщика-любителя, наделенного выдающимися способностями к логическому анализу.

 Д.Н. Ушаков, Большой толковый словарь современного русского языка (онлайн версия)

ДЕТЕКТИ́В дэтэ, детектива, ·муж. (·англ. detective). Сыщик, агент сыскной полиции.

Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство <ЮНВЕС>. Москва. 2003.

ДЕТЕКТИ́В Английское – detective (сыщик).

Латинское – detego (обнаруживаю).

Слово «детектив» заимствовано из английского языка во второй половине XIX в. Оно имеет два значения. Первое – «сыщик», второе – «жанр литературного произведения или кинофильма».

Производное: детективный.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Детекти́в (англ. detective , от лат. detego - раскрываю, разоблачаю) - преимущественно литературный и кинематографический жанр , произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление , и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием , завершающимся победой справедливости .


Жанровые особенности детектива

Основной признак детектива как жанра - наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие - это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам.

Важное свойство классического детектива - полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы - найдены ответы.

Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):

  • Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что - странным, выходящим за рамки.
  • Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе - мотивы преступления) персонажей.
  • Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив - недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена - свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Еремей Парнов указывает на следующие особенности классического детективного жанра:

  • читателю детектива предлагается соучастие в своего рода игре - разгадке тайны или имени преступника;
  • «готическая экзотика » -

Начиная с инфернальной обезьяны, родоначальника обоих жанров (фантастики и детектива) Эдгара По, с голубого карбункула и тропической гадюки Конан Дойля, с индийского лунного камня Уилки Коллинза и кончая уединёнными замками Агаты Кристи и трупом в лодке Чарльза Сноу, западный детектив неисправимо экзотичен. Кроме того, он патологически привержен к готическому роману (средневековый замок - излюбленные подмостки, на которых разыгрываются кровавые драмы).

  • схематичность -

В отличие от научной фантастики детектив зачастую пишется только ради детектива, то есть сыщика! Иначе говоря, преступник подстраивает свою кровавую деятельность под детектива, подобно тому как опытный драматург подгоняет роли под конкретных актёров.

Типичные персонажи


    • Сыщик - непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда - совершенно случайные люди. Сыщик не может оказаться преступником. Фигура сыщика - центральная в детективе.
    • Сыщик-профессионал - работник правоохранительных органов. Может быть экспертом очень высокого уровня, а может - и обычным, каких много, работником полиции. Во втором случае в сложных ситуациях иногда обращается за советом к консультанту.
    • Частный детектив - для него расследование преступлений - основная работа, но он не служит в полиции, хотя может быть полицейским в отставке. Как правило, имеет чрезвычайно высокую квалификацию, деятелен и энергичен. Чаще всего частный детектив становится центральной фигурой, а для подчёркивания его качеств в действие могут вводиться сыщики-профессионалы, которые постоянно делают ошибки, поддаются на провокации преступника, встают на ложный след и подозревают невиновных. Используется противопоставление «одинокий герой против бюрократической организации и её чиновников», в котором симпатии автора и читателя оказываются на стороне героя.

    • Сыщик-любитель - то же самое, что и частный детектив, с той лишь разницей, что расследование преступлений для него - не профессия, а хобби, к которому он обращается лишь время от времени. Отдельный подвид сыщика-любителя - случайный человек, никогда не занимавшийся подобной деятельностью, но вынужденный вести расследование в силу острой необходимости, например, чтобы спасти несправедливо обвинённого близкого человека или отвести подозрение от себя. Сыщик-любитель приближает расследование к читателю, позволяет создать у него впечатление, что «я тоже мог бы в этом разобраться». Одна из условностей серий детективов с сыщиками-любителями (вроде мисс Марпл) - в реальной жизни человеку, если он не занимается расследованием преступлений профессионально, вряд ли встретится такое количество преступлений и загадочных происшествий.
    • Преступник - совершает преступление, заметает следы, пытается противодействовать следствию. В классическом детективе фигура преступника явно обозначается лишь в конце расследования, до этого момента преступник может быть свидетелем, подозреваемым или потерпевшим. Иногда действия преступника описываются и по ходу основного действия, но таким образом, чтобы не раскрыть его личность и не сообщить читателю сведений, которые нельзя было бы получить в ходе расследования из других источников.
    • Потерпевший - тот, против кого направлено преступление или тот, кто пострадал в результате загадочного происшествия. Один из стандартных вариантов развязки детектива - потерпевший сам оказывается преступником.
    • Свидетель - лицо, обладающее какими-либо сведениями о предмете расследования. Преступник нередко впервые показывается в описании расследования как один из свидетелей.
    • Компаньон сыщика - человек, постоянно находящийся в контакте с сыщиком, участвующий в расследовании, но не обладающий способностями и знаниями сыщика. Он может оказывать техническую помощь в расследовании, но главная его задача - более выпукло показать выдающиеся способности сыщика на фоне среднего уровня обычного человека. Кроме того, компаньон нужен, чтобы задавать сыщику вопросы и выслушивать его объяснения, давая читателю возможность проследить ход мыслей сыщика и обращая внимание на отдельные моменты, которые сам читатель мог бы упустить. Классические примеры таких компаньонов - доктор Уотсон у Конан Дойля и Артур Гастингс у Агаты Кристи.
    • Консультант - человек, обладающий выраженными способностями к ведению расследования, но сам в нём непосредственно не участвующий. В детективах, где выделяется отдельная фигура консультанта, она может являться главной (например, журналист Ксенофонтов в детективных рассказах

Введение. 3

1.1 Детектив как литературный жанр. 5

1.2 Стилистические приемы в английском детективном романе. 10

Глава II 20

1.1 Стилистический анализ детективного романа Робин Стивенс «Murder Most Unladylike». 20

Заключение. 37

Библиография. 39


Введение

На сегодняшний день детективная литература является одной из самых популярных в системе жанров массовой литературы. Это связано с рекламой детективных произведений в средствах массовой информации и создании на их основе различных кинофильмов, телесериалов и графических романов. Помимо этого, популярность детективной литературы заключается в том, что на протяжении всего времени своего существования она вбирала в себя самые болезненные, острые и скрытые от глаз общества проблемы. Тайны, секреты, необычные и загадочные ситуации привлекают читателя, способствуют повышенному вниманию, вызывают напряжение. Также популярность детективных произведений связана с катартической функцией детектива: с эмоциональным переживанием, страхом и очищением, которое приносит расследование детективом какой-либо загадки.

Актуальность данной курсовой работы связана с ростом популярности детективной литературы в англоговорящих странах на протяжении последних 10 лет. За этот период в категорию «Лучший детектив» вошло более 5 000 детективных произведений .

Предметом исследования является детективный роман Робин Стивенс «Murder Most Unladylike».

Объект – стилистические приемы, использованные в детективном романе Робин Стивенс «Murder Most Unladylike».

Цель данной курсовой работы – выявление и анализ стилистических приёмов на примере детективного романа Робин Стивенс «Murder Most Unladylike».

Задачи курсовой работы:

1. Проанализировать исходный текст;

2. Выявить стилистические приемы;

3. Дать анализ выявленных стилистических приемов.

Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования:

1. Стилистический анализ перевода;

2. Теоретический анализ научных источников по проблеме исследования.

Методологической базой исследования в курсовой работе явились труды В.А. Кухаренко «Практикум по стилистике английского языка», Гальперина И.Р. «Стилистика английского языка», Арнольд И.В. «Стилистика современного английского языка».

Теоретическая значимость заключается в определении и анализе стилистических приемов детективных произведений на примере детективного романа Робин Стивенс «Murder Most Unladylike».

Глава I

Детектив как литературный жанр

Детектив (англ. detective, от лат. detego – раскрываю) – литературное произведение или фильм, в основе которого лежит расследование запутанного преступления, чаще убийства .

Детективная литература – вид литературы, включающей художественные произведения, сюжет которых посвящён раскрытию загадочного преступления, обычно с помощью логического анализа фактов .

Детектив (лат. detectio – раскрытие) – художественное произведение, в основе сюжета которого лежит конфликт между добром и злом, реализованный в раскрытии преступления .

Существует большое количество трактовок детектива как жанра, но из словарных статей можно выделить следующие устойчивые жанровые показатели детектива: раскрытие загадочного преступления, использование логического анализа фактов, столкновение между справедливостью и беззаконием, победа справедливости.

Главным в детективе является логическая структура, ведущая к единственному и верному выводу. Благодаря этому читатель может ощутить себя участником процесса расследования.

Родоначальником детективной литературы считается Эдгар Аллан По, американский писатель, поэт, литературный критик и редактор. В своих новеллах он создал тип Великого Детектива, технику дедуктивного раскрытия преступления, многие сюжетные ходы, такие как ложные ключи, тайна запертой комнаты. Но детектив как популярная литературная форма начал утверждаться не сразу. Литературоведы считают, что распространение детектива связано с острыми социальными проблемами в обществе и ослаблением религиозного начала. Особый интерес к детективной литературе читатель начал проявлять в 1840-х годах, когда начало появляться большое количество регулярных полицейских сил и различных сыскные конторы, которые не всегда решали поставленные перед ними задачи благополучно, в то время как в детективе добро всегда побеждает зло, справедливость – беззаконие.

Большую роль в дальнейшем развитии детектива как литературного жанра сыграл английский писатель Артур Конан Дойль, создавший популярный образ частного детектива Шерлока Холмса. На сегодняшний день этот образ является одним из самых популярных и узнаваемых во всём мире. Артур Конан Дойль писал, что в детективе обязательно должны присутствовать две сюжетные линии: о жертве и преступнике и о преступнике и сыщике. Эти сюжетные линии могут пересекаться, намеренно запутываться автором, но непременно приводить к развязке, где автор должен дать ответы на все вопросы. Также А. Конан Дойль считал, что преступник ни в коем случае не должен выглядеть героем.



Английский мыслитель, писатель и журналист Гилберт Кит Честертон стал первым теоретиком детектива как особого жанра. В своей статье «В защиту детективной литературы» он сделал упор на то, что детектив – это совершенно законченный литературный жанр .

После первой мировой войны детективная литера заметно изменилась. Сюжет стал более сложным, появились непредвиденные повороты интриги и развязка.

Выделяются два сюжетных типа детективной литературы: интеллектуальный, где основной интерес сосредотачивается на самом процессе расследования, и приключенческий, где сюжет построен на нагнетании новых драматических эпизодов, часто новых преступлений .

Детектив характеризуется следующими признаками:

1) Высокая степень стандартизации;

2) Развлекательная функция;

3) Доступность содержания;

4) Увлекательность и занимательность .

На данных признаках основывается универсальная формула детектива как художественного произведения. Формула включает в себя стереотипные образы персонажей, общую сюжетную схему, традиционные способы описания людей и предметов. В основе всех произведений массовой литературы лежат такие формулы, так как они позволяют наиболее полно реализовать жанр. В каждом конкретном детективной произведении конкретного автора детективная формула приобретает свое неповторимое наполнение.

В основе любого детективного произведения выделяются три основных этапа: загадка, ход расследования и разоблачение, что соответствует завязке, кульминации и развязке. В детективах-перевертышах эта последовательность может быть нарушена.

Детектив-перевертыш – детективное произведение, где завязка, кульминация и развязка идут в обратной последовательности.

Цель любого детективного произведения – решение загадки, раскрытие преступления. Раскрытие преступления – обязательная и единая развязка любого детектива.

Согласно венгерскому литературоведу Тибору Кёстхейи, существует следующая классификация детективов:

1) Детектив-загадка и задача (произведения Артура Конан Дойля),

2) Исторический детектив (произведения Джона Диксона Карра),

3) Социальный детектив (произведения Дороти Ли Сэйерс),

4) Реалистический детектив (произведения Эрл Стенли Гарднера),

5) Натуралистический детектив (произведения Дэшила Хэмметта) .

Также выделяются такие детективы, как политический детектив, фантастический детектив, готический детектив, плутовской детектив, шпионский детектив.

В период с 1918 по 1939 детективная литература обогатилась новыми и колоритными образами сыщиков. К авторам произведений с такими персонажами относят Агату Кристи, Фримена Крофтсиса, Энтони Куинна, Марджери Аллингем и других. Но каким бы ни был детектив и его автор, главным героем всегда должен выступать человек с такими общими чертами, как: эрудиция, непревзойденный ум, развитая интуиция, решительность, чудаковатость, своеобразное чувство юмора.

Американская школа «крутого детектива» (англ. hard-boiled fiction) нанесла большой удар по привычному читателям образу сыщика-любителя. Новые сыщики оставались честными, но стали жестокими и неразборчивыми в средствах. Чаще всего в роли сыщика выступал агрессивный человек, умеющий хорошо ориентироваться в какой-либо конкретной обстановке и подстраиваться под определенные события. Преступником мог оказаться кто угодно, даже лучший друг главного героя, как, например, в детективном романе Дэшила Хэметта «Стеклянный ключ». Детектив становится прагматическим. Для поиска истины используется не аналитические способности, а хитрость, изворотливость. Авторы «крутой школы» пытались уйти от старой схемы виновный пойман – наказан. Они считали, что главный герой не обязательно должен быть положительным, стиль повествования, желательно, должен быть мрачным, а развязка – пессимистичная.

Но эксцентричные сыщики не исчезли. В работах Джорджа Чесбро главным героем выступает карлик Монро, колоритный персонаж, профессор криминологии, каратист и циркач.

Во второй половине 1900-х годов существенным нововведением жанра стало появление сыщиков-женщин. Они, как и мужчины, имеют лицензию на сыск и ничуть не хуже справляются с опасными и запутанными делами. Примерами таких героинь могут послужить Шэрон Маккоун из детективных романов Марсии Мюллер и Кинси Милхоун из произведений Сью Графтон.

Главные герои современных детективных произведений отличаются от тех, что были два столетия назад. Сегодняшний герой может быть и сыщиком-экстрасенсом, и слепым сыщиком, сыщиком-князем, он одновременно может быть и жертвой. Поиск истины может быть осуществлён только с помощью какого-либо личностно-нравственного переворота. Такой герой может не блистать умом или силой. Это связано с тем, что в детективной литературе нет устоявшихся канонов и литературного типа сыщика как такового. Например, Лоуренс Сандерс и Гарри Кемельман в своем творчестве вышли за формальные рамки детектива.

Таким образом, детектив – это художественное произведение, в основе которого лежат распутывание тайн и преступлений путем логического анализа фактов и борьба добра со злом, справедливости с беззаконием.

Во все времена человечество было охвачено стремлением найти истину или, по крайней мере, насладиться процессом её поиска. Считаете, что это спорное утверждение? Откройте любой новостной агрегатор и пробегитесь глазами по заголовкам – каждая третья статья обязательно будет связана с громкими расследованиями и информационными скандалами.

Время появления: XIX век

Место появления: США

Канон: строгий, но гибкий

Распространение: изначально только европейские и американские литературы, на данный момент встречается практически везде

Особенности: относится к жанровой литературе

Своеобразным доказательством интереса человека к раскрытию тайн служит особый бум нашего времени на героя Конан Дойля: фильмы Гая Ричи, сериал BBC, и всё это, не считая совсем недавнего «Мистера Холмса», где роль отчаянно стареющего детектива, борющегося с деменцией, блестяще сыграл главный волшебник кино Йен МакКеллен).

В литературе это желание докопаться до правды воплощено в жанре детектива, который воистину всенароден: сложно найти другие такие литературные примеры, когда коммерчески успешны и безусловно популярны оба полюса жанра - и сниженно-бульварный (Дарья Донцова) и интеллектуально-рафинированный (например, роман Умберто Эко «Имя розы»).

Зарождение детектива

К основному признаку детектива как жанра относится наличие таинственного происшествия, обстоятельства которого запутанны, загадочны и должны быть выяснены. В подавляющем большинстве произведений таким происшествием становится преступление.

Безусловно, преступление появляется одновременно с человеком. Литература, естественно, тоже не обходит его стороной: сюжет многих мифов и легенд строится вокруг преступлений и наказаний за них богами. О жестоких убийствах и кровавой мести пишут уже Эсхил и Софокл, страшные мучения для грешников всех сортов выдумывает в «Божественной комедии» Данте,

к политическим злодеяниям обращается в своей сатире Свифт, и список этот можно продолжать до бесконечности. И тем не менее все эти произведения детективами не являются. Почему?

Потому что преступление является в детективе лишь завязкой, а всё развитие сюжета строится на процессе расследования, когда читатель вместе с главным действующим лицом может ознакомиться с фактами и догадками по делу, выстроить гипотезы и опровергнуть их новой уликой. Вэл Макдермид, шотландская писательница, автор детективов, не без основания считает, что появление жанра стало возможным только после того, как судебный процесс стал основываться на доказательствах, а не на перевесе, например, белых или чёрных камушков, которые клали на весы в пользу невиновности или виновности подсудимого жители полиса в Древней Греции.

Поэтому разговор о детективе как жанре начинается в XIX веке, когда само преступление становится социальной категорией, когда появляется интерес к криминальному расследованию. В литературе возникают яркие образы преступников всех мастей: от благородного «Робин Гуда» Жана Вальжана в «Отверженных» В. Гюго и идейного убийцы Раскольникова до харизматичного бальзаковского Вотрена и откровенно неприятного Фейгина в «Оливере Твисте» Ч. Диккенса.

Появляются они, однако, тоже неслучайно.

Поэтому разговор о детективе как жанре начинается в XIX веке, когда само преступление становится социальной категорией, когда появляется интерес к криминальному расследованию.

Считается, что реально существовавшим прототипом и Вотрена, и Жана Вальжана, и нескольких других героев был легендарный Эжен Франсуа Видок, французский преступник, впоследствии - руководитель Управления национальной безопасности, который довольно скоро простился со столь головокружительной карьерой (потому что полицейские не простили ему криминального прошлого, а преступники - сотрудничества с властями) и стал одним из первых частных детективов, «отцом» уголовного розыска.

В 1828 году, не без помощи литературного негра, Видок издаёт автобиографическую книгу «Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции», которая пользуется огромной популярностью и к которой обращается, например, Эжен Сю при написании своих «Парижских тайн», а также уже упомянутые Бальзак и Гюго. Доподлинно известно, что и о самом Видоке, и о его записках знал Эдгар По, зачинатель детектива как жанра.

Эдгар По у истоков жанра

Основоположником детектива справедливо считается Эдгар Аллан По - человек, который на самом деле стоял у истоков многих жанров: научной фантастики, психологической американской новеллы, а его творчество в целом во многом предвосхитило такое литературное течение как декаданс, которое характеризовалось особой атмосферой обречённости, мистицизмом, иррациональностью происходящего.

Строго говоря, Эдгар По написал всего четыре рассказа: «Убийства на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842), «Золотой жук» (1843) и «Похищенное письмо» (1844), которые с некоторой натяжкой (к которой мы вернёмся чуть позднее) можно назвать детективными, и именно на них опирается его слава родоначальника этого жанра, признанная не только критиками, но и самими литераторами. Так, например, Артур Конан Дойль, не последний человек в мире детектива, писал: «Эдгар Аллан По,

разбросавший, со свойственной ему гениальной небреж-ностью, семена, из коих проросли столь многие совре-менные литературные формы, был отцом детективного рассказа и очертил его границы с такой полнотой, что я не вижу, как последователи могут найти новую террито-рию, которую они осмелились бы назвать собственной... Писатели вынуждены идти узкой тропой, постоянно раз-личая следы прошедшего перед ними Эдгара По...».

Сам По не использовал слово «детектив», которого в его время просто не существовало, и называл свои рассказы «логическими». Вообще, один из первых «сводов» жанра появился только в 1928 году и связан с именем английского писателя Стивена Ван Дайна, который, опираясь на детективы прошлых лет, вывел двадцать характерных законов, по которым строится повествование.

Разговор Дюпена с матросом. Иллюстрация к рассказу «Убийство на улице Морг» художника Байэма Шоу (1909)

Так вот с точки зрения этих законов, (перечислять которые здесь не имеет смысла: их легко найти в интернете) рассказы По, конечно, не канонические. В «Похищенном письме» и «Золотом жуке» нет убийства. Для всех четырёх рассказов характерны длинные описания, которые, по мнению Ван Дайна, детективу противопоказаны.

Английский детектив

Одна из любопытных особенностей детективного жанра связана с его национальной спецификой, что, вероятно, обусловлено тем, что та или иная нация по-разному мыслит, а именно процесс мышления и составляет сюжетную основу повествования.

«Писатели вынуждены идти узкой тропой, постоянно различая следы прошедшего перед ними Эдгара По...».

Своеобразной классикой жанра стал английский детектив, который начинается с Уилки Коллинза, чей роман «Лунный камень» (1868 г.) считается первым детективным романом на английском языке.

В 1891 году выходит рассказ Артура Конан Дойля «Скандал в Богемии», который будет первым произведением из серии «Приключения Шерлока Холмса» и превратит детектива (появившегося впервые в образе Огюста Дюпена у Эдгара По) в Великого Сыщика - человека, наделённого острейшим умом и умеющего распутывать самые, казалось бы, безнадёжные дела, всегда верящего в разум и логику и пытающегося объяснить мир посредством нахождения связи между самими разнообразными явлениями.

Английский детектив называют «аналитическим», ведь он довольно герметичен: действие, как правило, происходит в одной, максимум нескольких комнатах, и, конечно, в голове того, кто ищет. В некоем экзистенциальном плане это - детектив оптимистический: преступник своими действиями приносит в мир хаос, а сыщик буквально исправляет последствия, восстанавливает утраченную гармонию.

Золотой век детектива в Англии - 30-70-е гг. ХХ века, когда на авансцену выходит, например, Агата Кристи, создавшая настоящие символы жанра: Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Кристи - мастер «детектива закрытого типа», в котором, по мнению исследователя Дмитрия Спиридонова, происходит трансформация роли сыщика: «В послевоенном мире, лишённом традиционных ценностных ориентиров, изначально негармоничном сыщик оказывается эксцентричным «чужаком» (Эркюль Пуаро, мисс Марпл), «подсматривающим» за внешними событиями».

С приходом Яна Флеминга, отца Джеймса Бонда, английский детектив превращается в новый жанр - шпионский роман и начинает сближаться с американским детективом: разгадка тайны становится менее важной, роман держится на образе харизматичного главного героя, своеобразного архетипа маскулинности.

Американский детектив

Американский детектив в полной мере начинается с Дэшила Хэммета, лучшим романом которого считается «Мальтийский сокол» (1930), блестяще экранизированный в Голливуде (в главной роли Хамфри Богарт) и представляющий публике тип совершенно нового детектива - Сэма Спейда, отголоски которого находят даже в образе героя популярной компьютерной игры, «Макса Пейна». Пожалуй, лучше всего о нём скажут критики творчества Хэммета.

Ричард Лаймэн называет его «нокаутирующим детективом», человеком, который настолько поглощён целью, что ни шальная пуля, ни роковая женщина, ни закон, которому он, в общем-то, служит, остановить его не способны.

Шотландский писатель Уильям К. Харви называет Спейда отцом всех крутых частных детективов и по-зловещему мрачным персонажем. «Именно он, по мнению Скотта, в ответе за бутылку виски в ящике стола каждого частного детектива в США, без которой те почувствуют себя безоружными, буквально голыми», - пишет Википедия.

Исследователи отмечают, что в американском «крутом» детективе сыщик трансформируется из мыслителя и наблюдателя в активное действующее лицо, которое не просто отгадывает загадку, но и физически ловит преступника.

Французский детектив

Самым, пожалуй, известным представителем французского детектива является Жорж Сименон, создавший комиссара Мэгре, мудрого полицейского, которого невозможно представить себе без трубки в зубах.

В некоем экзистенциальном плане это детектив оптимистический – преступник своими действиями приносит в мир хаос, а сыщик буквально исправляет последствия, восстанавливает утраченную гармонию.

За свой метод работы - а Мегрэ надо было понять подозреваемого, поставить себя на его место и разобраться в мотивах совершённого преступления - и то, что зачастую больше сочувствовал преступнику, чем жертве, полицейский заслужил прозвище «человечный комиссар».

Среди создателей французского детектива стоит упомянуть Себастьяна Жапризо, который обладал прекрасным чувством юмора, поэтому его детективы (особенно ранние, где ещё не так много психоанализа) - прекрасный коктейль из загадки, жизнерадостного оптимизма и иронии.

Вообще во Франции детектив стал как бы разновидностью жанра психологического романа, потому что при всех хитросплетениях сюжета авторов куда больше интересуют преступники как люди, их переживания, обстоятельства их жизни, толкнувшие на убийство или грабёж, чем непосредственная разгадка тайны.

Современное осмысление детективного жанра

Королями детективного жанра современности стали скандинавы. Датчанин Питер Хёг и норвежец Ю Несбё, кажется, совместили три самых известных национальных варианта детектива в один, добавив в этот коктейль знание повседневности и критику современности.

Мы читаем «Смиллу и её чувство снега» Хёга не только затем, чтобы узнать, как и почему всё-таки погиб маленький мальчик, нас увлекает форма подачи и те вечные вопросы, которые всплывают на поверхность: роман написан от лица женщины-гренландки, которая знает семьдесят определений снега и вынуждена жить в городе, где её умениям и знаниям негде пригодиться, где она чужая и непонятая ещё и потому, что больше любит снег и холод, чем тепло и любовь.

Несбё чуть более «детективен» - серия его книг о полицейском Харри Холе пользуется огромной популярностью, а сам главный герой чем-то напоминает «крутых» американских сыщиков, которые могли и загадку разгадать, и «в морду дать». Однако и его детектив - всё меньше детектив и всё больше саспенс - литературная американская горка, где есть место и завораживающему ужасу, и облегчённому смеху.

Среди последних вышедших детективов стоит отметить романы Джоан Роулинг, которые публиковались как под её настоящим именем («Случайная вакансия»), так и под псевдонимом Роберт Гэлбрейт («Зов кукушки», «Шелкопряд», «Карьера зла»). Многие критики отмечают, что детективы Роулинг похожи на детективы Агаты Кристи: прекрасный язык, проработанная интрига, но кажутся немного ученическими.

Довольно интересно разрабатывает детективный жанр Борис Акунин, чья серия о необыкновенном сыщике Эрасте Фандорине пользовалась огромным успехом. Фандорин - русский интеллектуал и японист (как, впрочем, и его создатель), а потому одинаково легко ориентируется как в российских реалиях (он распутывает дела, связанные и с генералом Скобелевым, и с ворами с Хитровки), так и в японских. Так, например, время действия первого тома романа «Алмазная колесница» - русско-японская война, и умудрённый опытом Эраст Петрович встаёт на пути внедрённых в Россию японских агентов, а второй том и вовсе переносит нас в Японию 1878 года, где разворачивается история любви молодого Фандорина и красавицы Мидори.

Интерес к разгадке тайн, кажется, не отпустит нас никогда, поэтому детектив, бесконечно модифицируясь, становясь то триллером, то нуаром, то боевиком, то историческим романом, всё равно будет оставаться собой - жанром, который даёт надежду на то, что можно найти ответ на любой вопрос, каким бы неприятным он ни был. ■

Екатерина Орлова