» »

Геноцид армян в османской империи

10.10.2019

Для армян на территории Турции, это было тяжелое время. Они подверглись геноциду, подобное признано во всем мире, кроме самой Турции разумеется.Причины.Османы никогда не были особо дружелюбны. В 1915, в правах не были уравнены армяне и коренные жители империи. Было разделение не просто по национальностям но и по вере исповедания. Армяне же христиане, поэтому ходили в церковь. А турки, на тот момент все они были суннитами. Армяне мусульманами не были, поэтому облагались высокими налогами, не могли иметь средства защиты, так же не могли выступать свидетелями в судах. Этот народ, в тот момент жил бедновато, работали на земле, подчеркну что на своей. Но турки, армян не любили, считали их расчетливыми и хитрыми. Если смотреть кавказские места в империи Османов, там ситуация была более печальной. Мусульмане которые жили на тех территориях, часто выступали в конфликты с армянами. В общем, ненависть росла.

Первая Мировая.

В 1908 произошел переворот. К власти пришли младотурки, основой нового правления стал национализм и пантюркизм, короче говоря, ничего положительного для иных народностей живущих на этих землях не предлагалось. И вот 1914, набеги на армян начались когда турки вступили в первую мировую, подписав договор с Германией. Немцы, обещали тем что помогут Турции выбраться на Кавказ. Проблема заключалась в том, что на землях Кавказа на тот момент жило много армян. На самой же турецкой территории стали доставать не мусульман, могли отобрать имущество, был объявлен джихад. Как известно, это война против неверных, а неверный это каждый не мусульманин.Начало.Конечно во время начала боевых действий на первой мировой, на войну призвали и армянских людей. Основная масса армян, воевало против Персии и России. Но Турция, терпела поражения по всем фронтам, а виноватыми стали армяне. Стали лишать оружия всех людей этой национальности, прошли конфискации, тогда же начались убийства. Те военные армянской национальности которые не шли на выполнения новых приказов, были расстреляны. Искаженные новости, распространяли информацию о том, что этот народ предатель, они шпионы, общество узнавало такие новости из СМИ.

Депортации.

24 апреля, 1915. На сегодня, этот день является днем памяти, днем который ассоциируется с геноцидом целого народа. В Стамбули арестовали всю армянскую элиту, потом их депортировали. Данной процедуре и до событий в столице подвергались жители иных населенных пунктов. Но тогда, подобные отправки прикрывались желанием переселить людей в иные районы, которые не затронула война. Но, на деле люди были отправлены в пустыни, где не было даже воды, не было продуктов, условий для жизни. Сделано это было специально, и отправляли туда старых людей, женщин и детей. Мужчин же, брали под арест, чтобы не мешали. В мае, Анатолия подверглась гонениям. А 12 апреля, в городе под названием Ван, началось восстание армян. Люди, осознавали что их ожидает голодная, мучительная смерть, и они взялись за оружие чтобы себя защищать. Дрались месяц, на помощь пришли войска русских, которые остановили кровопролитие. Тогда, погибло где 55 тыс, людей, и это только армянские. За время акции изгнания, было несколько подобных стычек, а власти Турции как могли поджигали ненависть между народами. В июне 15 года, был отдан приказ депортировать почти все армянское население. Как все делалось. Брался один регион, количество жителей мусульман, и армян. Нужно было высылать так, чтобы армянского население было процентов десять от мусульманского. Конечно были закрыты и школы этого народа, новые поселения пытались размещать как можно дальше друг от друга. Подобные действия, прошли по всей империи. Но, в крупных городах все происходило не так трагично и массово, власть боялась шума. Ведь о том что твориться, могли узнать иностранные СМИ. Убивали организованно, специально и массово. Умирали люди во время дороги, так же в концлагерях. Позже, станет известно что по инициативе властей, над людьми ставили опыты, пробовали вакцину от сыпного тифа. Жандармы издевались и пытали людей каждый день.На сегодня.До сих пор активно изучается этот вопрос. Количество погибших, так и не известно. В пятнадцатом году, говорили о трехсот тысячах погибших. А вот немецкий исследователь Лепсиус, назвал иную цифру в миллион погибших. Иоганнес Лепсиус, изучал все подробно. Так же этот ученый заявлял, в мусульманство насильно обратили около трехсот тысяч человек. Сейчас, турки говорят о двухсот тысячах погибших, но свободная пресса пишет о двух миллионах. Есть известная энциклопедия, называется «Британника», там цифры от шестисот тыс, до полутора мил.

Военный трибунал.

Конечно хотели скрыть все свои действия, но заграница прознала. И в 1915 году, страны союзницы Великобритания, Франция, Россия, подписали декларацию, она призывала Стамбул прекратить подобное. Естественно, смысла не было, ничего останавливать не собирались. Остановилось все только в 1918 году, Турция проиграла в первой мировой. Страну оккупировали антанты, это те три страны о которых написано выше, у них был на тот момент союз который именовался Антанта. Конечно сама власть сбежала. Пришла новая власть, а союз трех стран потребовал разбора полетов. Уже в 18 году, все документы изучались военным трибуналом. Доказали, убийства населения были спланированы, организованны, были признаны международным военный преступлением. Виновного номер один определили, им стал Мехмед Талаат паша, на момент зверств этот человек занимал пост министра внутренних дел и Великого визиря. Так же, Энвер паша, он был одним из лидеров партии, Ахмед Джемаль паша, тоже партиец. Все эти люди, были приговорены к казни, но бежали из страны.В 19 году, в Ереване собралась армянская партия, которая представила список тех, кто был инициатором событий пятнадцатого, там были сотни человек. Легальные методы борьбы в Ереване не восприняли, стали искать виновных и убивать. Началась акция «Немезис». В течении четырех лет, убивали разные лица которые имели отношение к власти, которые имели отношение к убийствам мирных жителей. Главного виновного Талаата пашу убил человек по имени Согомон Тейлирян, это случилось в 1921, в марте в городе Берлине. Конечно человек был арестован, но его защищали лучше немецкие адвокаты, убийца был оправдан, позже переехал в штаты. Следующего истязателя убили в Тифлисе, случилось это в двадцать втором году. А Энвер погиб уже во время боевых действий, воевал он кстати против красной армии. Вот такая ужасная кровавая река, ужасный след в истории который будет всегда на руках потомков, жителей, в сердцах родственников погибших.

Конечно сложно описать эмоции, когда возвращаешься в те исторические события. Жаль людей, жалко детей. Совершенно не жаль тех, кого лишили жизни за действия, которые привели к смертям миллионов. А вот сама Турция и ее друг Азербайджан, геноцид армян не признали, видимо помнят что рыльца в пушку. Сейчас мы только с ужасом можем вспоминать те события, по книгам, фильмам которые все еще снимают. Один день в году, мы помним а потом живем дальше. Только один день который позволяет задумать над ценностью жизни, в том числе детской. Ничто и никогда не сможет оправдать массовые убийства детей. Это же слишком.

Перевод с армянского

1. Перс Мешали Гаджи Ибрагим рассказал следующее:

«В мае 1915 г. губернатор Тахсин-бей призвал к себе четебаши Амрванли Эюб-оглы Гадыра и, показав ему приказ, полученный из Константинополя, сказал: «Здешних армян я поручаю тебе, доведешь их невредимыми до Кемаха, там на них нападут курды и другие. Ты для вида покажешь, что хочешь их защищать, применишь даже раз-другой оружие против нападающих, но, в конце концов, покажешь, что не можешь справиться с ними, оставишь и вернешься». Немного подумав, Гадыр сказал: «Ты мне приказываешь связанных по рукам и ногам овец и ягнят отвести на бойню; это — жестокость мне не подобающая; я солдат, пошли меня против врага, пусть либо он сразит меня пулей, и я храбро паду, либо я его поражу и спасу свою страну, а марать свои руки в крови невинных я никогда не соглашусь». Губернатор очень настаивал на том, чтобы он исполнил приказ, но великодушный Гадыр наотрез отказался. Тогда губернатор призвал Мирза-бека Вераншехерли и сделал ему вышеприведенное предложение. Этот тоже утверждал, что нет нужды убивать. Уже в такие условия, сказал он, ставите вы армян, что сами они по дороге помрут, и Месопотамия такая жаркая страна, что они не выдержат, погибнут. Но губернатор настоял на своем, и Мирза принял предложение. Мирза полностью выполнил взятое на себя жестокое обязательство. Через четыре месяца он вернулся в Эрзерум с 360 тысячами лир; 90 тысяч он отдал Тахсину, 90 тысяч — корпусному командиру Махмуду Камилю, 90 тысяч — дефтердару, а остальное — мехердару, Сейфулле и сообщникам. Однако при дележе этой добычи между ними возник спор, и губернатор арестовал Мирзу. А Мирза пригрозил сделать такие разоблачения, что мир удивится; тогда его отпустили на свободу». Эюб-оглы Гадыр н Мирза Вераншехерли лично рассказали эту историю персу Мешади Гаджи Ибрагиму.

2. Погонщик верблюдов перс Кербалай Али-Мемед рассказал следующее: «Я перевозил боеприпасы из Эрзинджана в Эрзерум. Однажды в июне 1915 г., когда я подъехал к Хотурскому мосту, перед глазами моими предстало потрясающее зрелище. Несметное количество человеческих трупов заполнило 12 пролетов большого моста, запрудив реку так, что она изменила течение и бежала мимо моста. Ужасно было смотреть; я долго стоял со своим караваном, пока эти трупы проплыли, и я смог пройти через мост. Но от моста до Джиниса вся дорога была завалена трупами стариков, женщин и детей, которые уже разложились, вздулись и смердили. Такое ужасное стояло зловоние, что пройти нельзя было по дороге; мои два погонщика верблюдов от этого зловония заболели и умерли, а я вынужден был переменить свою дорогу. Это были жертвы и следы неслыханного и ужасного злодеяния. И все это были трупы армян, несчастных армян».

3. Алафтар Ибрагим-эфенди рассказал следующее: «О выселении армян из Константинополя был получен весьма жесткий и срочный приказ следующего содержания: вырезать без пощады всех мужчин от 14 до 65-летнего возраста, детей, стариков и женщин не трогать, а оставить и обратить в магометанство».

ЦГИА Арм, ССР, ф. 57, oп. 1, д, 632, л. 17—18.

по "Геноцид армян в османской империи”, под.ред. М.Г.Нерсисяна, М.1982, стр.311-313

Геноцид (от греч. genos - род, племя и лат. caedo - убиваю), международное преступление, выражающееся в действиях, совершаемых с целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.

Действия, квалифицируемые Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года, как акты Геноцида совершались неоднократно в истории человечества начиная с древнейших времен, в особенности во время истребительных войн и опустошительных нашествий и походов завоевателей, внутренних этнических и религиозных столкновений, в период раздела мира и образования колониальных империй европейских держав, в процессе ожесточенной борьбы за передел поделенного мира, приведшей к двум мировым войнам и в колониальных войнах после второй мировой войны 1939 - 1945 г.

Однако термин "геноцид" был впервые введен в обиход в начале 30 - х гг. XX века польским юристом, евреем по происхождению Рафаэлем Лемкиным, а после второй мировой войны получил международный правовой статус, как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества. Р Лемкин под Геноцидом подразумевал резню армян в Турции в годы первой мировой войны (1914 - 1918), а затем истребление евреев в фашистской Германии в период, предшествовавший второй мировой войне, и в оккупированных гитлеровцами странах Европы в годы войны.

Первым геноцидом XX века считается уничтожение боле 1,5 миллиона армян в течение 1915 - 1923 гг. в Западной Армении и других частях Османской империи, организованное и планомерно осуществленное младотурецкими правителями.

К Геноциду армян следует отнести и массовые убийства армянского населения в Восточной Армении и в Закавказье в целом, совершенные турками, вторгшимися в Закавказье в 1918 гаду, и кемалистами во время агрессии против Армянской Республики в сентябре - декабре 1920 гадов, а также организованные мусаватистами погромы армян в Баку и Шуши в 1918 и 1920 соответственно. С учетом погибших вследствие чинившихся турецкими властями периодических погромов армян, начиная с конца XIX в., число жертв Геноцида армян превышает 2 миллиона.

Геноцид Армян 1915 - 1916 - массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи, осуществленные правящими кругами Турции в период первой мировой войны (1914 - 1918). Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов.

Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую с середины XIX в. исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов. Вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания "Большого Турана". Под этими планами подразумевалось присоеденение к империи Закавказья, Северного Кавказа, Крыма, Поволжья, Средней Азии.

На пути к этой цели агрессорам надо было покончить прежде всего с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов. Планы уничтожения армянского населения младотурки начали разрабатывать еще до начала мировой войны. В решениях съезда партии "Единение и прогресс", состоявшегося в октябре 1911 в Салониках, содержалось требование относительно отуречивания нетурецких народов империи.

В начале 1914 местным властям было направлено специальное предписание относительно мер, которые должны были быть предприняты в отношении армян. Тот факт, что предписание было разослано до начала войны, неопровержимо свидетельствует: уничтожение армян было запланированной акцией, вовсе не обусловленной конкретной военной ситуацией. Руководство партии "Единение и прогресс" неоднократно обсуждало вопрос о массовой депортации и резне армянского населения.

В октябре 1914 на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган - Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать истребление армянского населения; в его состав вошли главари младотурок Назим, Бехаэтдин Шакир и Шюкри. Замышляя чудовищное преступление, лидеры младотурок учитывали, что война предоставляет удобный случай для его осуществления. Назим прямо заявил, что столь удобного случая может больше не быть, "вмешательство великих держав и протест газет не будут иметь никаких последствий, т.к. они встанут перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет решен... Наши действия должны быть направлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался в живых".

Предпринимая уничтожение армянского населения, правящие круги Турции намеревались достичь нескольких целей:

  • ликвидация Армянского Вопроса, что положило бы конец вмешательству европейских держав;
  • турки избавлялись от экономической конкуренции, в их руки перешло бы все достояние армянского народа;
  • устранение армянского народа поможет проложить путь к захвату Кавказа, к достижению великого идеала туранизма.

Исполнительный комитет трех получил широкие полномочия, оружие, деньги. Власти организовали спецотряды «Тешкилати и махсусе», состоявшие преимущественно из освобожденных из тюрем преступников и прочего уголовного элемента, которые должны были принять участие в массовом уничтожении армян.

С первых же дней войны в Турции развернулась оголтелая антиармянская пропаганда. Турецкому народу внушалось, что армяне не хотят служить в турецкой армии, что они готовы сотрудничать с врагом. Распространялись измышления о массовом дезертирстве армян из турецкой армии, о восстаниях армян, угрожавших тылу турецких войск и т. д.. Антиармянская пропаганда особенно усилилась после первых серьезных поражений турецких войск на Кавказском фронте. В феврале 1915 года военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии (сначала войны в турецкую армию было призвано около 60 тыс. армян в возрасте 18 - 45 лет, т.е. наиболее боеспособная часть мужского населения). Этот приказ был выполнен с беспримерной жестокостью.

В ночь на 24 апреля 1915 года представители полицейского управления Константинополя ворвались в дома самых видных армян столицы и арестовали их. За несколько последующих дней восемьсот человек - писатели, поэты, журналисты, политики, врачи, адвокаты, юристы, ученые, преподаватели, священники, педагоги, деятели искусства - были отправлены в центральную тюрьму.

Спустя два месяца, 15 июня 1915 года, на одной из площадей столицы были казнены 20 интеллигентов - армян - членов партии Гнчак, которым было предъявлено сфабрикованное обвинение в организации террора против властей и стремлении создать автономную Армению.

То же самое происходило во всех вилайетах (областях): в течение нескольких дней были арестованы тысячи людей, в том числе все известные деятели культуры, политики, люди умственного труда. Депортация в пустынные районы Империи была заранее спланирована. И это было заведомым обманом: как только люди отдалялись от родных мест, их безжалостно убивали те, кто должен был их сопровождать и обеспечивать их безопасность. Армян, работавших в правительственных органах, одного за другим уволили; всех военных врачей бросили в тюрьмы.
Великие державы были всецело втянуты во всемирную конфронтацию, и они поставили свои геополитические интересы выше судьбы двух миллионов армян...

С мая - июня 1915 началась массовая депортация и резня армянского населения Западной Армении (вилайеты Ван, Эрзрум, Битлис, Харберд, Себастия, Диарбекир), Киликии, Западной Анатолии и других местностей. Осуществлявшаяся депортация армянского населения на деле преследовала цель его уничтожения. Посол США в Турции Г. Моргентау отмечал: "Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации".

Подлинные цели депортации были известны и Германии, союзнице Турции. В июне 1915 посол Германии в Турции Вангенгейм сообщал своему правительству, что если вначале изгнание армянского населения ограничивалось провинциями, близко расположенными к Кавказскому фронту, то теперь турецкие власти распространили эти действия на те части страны, которые не находились под угрозой вражеского вторжения. Эти действия, заключал посол, способы, которыми производится высылка, свидетельствуют о том, что турецкое правительство имеет своей целью уничтожение армянской нации в турецком государстве. Такая же оценка депортации содержалась в сообщениях германских консулов из вилайетов Турции. В июле 1915 германский вице-консул в Самсуне сообщал, что проводимая в вилайетах Анатолии депортация имеет целью или же уничтожить, или же обратить в ислам весь армянский народ. Германский консул в Трапезунде в это же время сообщал о депортации армян в этом вилайете и отмечал, что младотурки намерены таким образом положить конец Армянскому вопросу.

Выводившиеся из мест своего постоянного проживания армяне сводились в караваны, которые направлялись вглубь империи, в Месопотамию и Сирию, где создавались специальные лагеря для них. Армяне уничтожались как в местах своего проживания, так и по пути в ссылку; их караваны подвергались нападениям турецкого сброда, курдских разбойничьих банд, охочих до добычи. Вследствие этого до мест назначения доходила небольшая часть депортированных армян. Но и дошедшие до пустынь Месопотамии не были в безопасности; известны случаи, когда депортированные армяне выводились из лагерей и вырезались тысячами в пустыне. Отсутствие элементарных санитарных условий, голод, эпидемии являлись причиной гибели сотен тысяч людей.

Действия турецких погромщиков отличались беспримерной жестокостью. Этого требовали лидеры младотурок. Так, министр внутренних дел Талаат в секретной телеграмме, отправленной губернатору Алеппо, требовал положить конец существованию армян, не обращать никакого внимания ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести. Это требование неукоснительно выполнялось. Очевидцы событий, армяне, пережившие ужасы депортации и геноцида, оставили многочисленные описания неимоверных страданий, выпавших на долю армянского населения. Корреспондент английской газеты "Таймс" сообщал в сентябре 1915: " Из Сасуна и Трапезунда, из Орду и Эйнтаба, из Мараша и Эрзрума поступают одни и те же сообщения о зверствах: о мужчинах, безжалостно расстрелянных, распятых, изувеченных или уведенных в трудовые батальоны, о детях, похищенных и насильно обращенных в магометанскую веру, о женщинах, изнасилованных и проданных в рабство в глубокий тыл, расстрелянных на месте или высланных вместе с детьми в пустыню на запад от Мосула, где нет ни пищи, ни воды... Многие из этих несчастных жертв не дошли до места назначения..., и их трупы точно указывали путь, по которому они следовали".

В октябре 1916 в газете "Кавказское слово" была опубликована корреспонденция о резне армян в деревне Баскан (Долина Вардо); автор приводил рассказ очевидца: " Мы видели, как с несчастных сначала срывали все ценное; затем раздевали, и иных тут же на месте убивали, а иных уводили в сторону от дороги, в глухие углы, и тут приканчивали. Мы видели группу из трех женщин, которые в смертельном страхе обнялись. И их невозможно было уже разъединить, разлучить. Всех троих убили... Крик и вопль стояли невообразимые, волосы становились у нас дыбом, кровь леденела в жилах..." Варварскому истреблению подверглась и большая часть армянского населения Киликии.

Резня армян продолжалась и в последующие годы. Были уничтожены тысячи армян, согнанных в южные регионы Османской империи и содержащихся в лагерях Расул - Айна, Дейр - зора и др. Младотурки стремились осуществить геноцид армян и в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились большие массы беженцев из Западной Армении. Совершив агрессию против Закавказья в 1918, турецкие войска учинили погромы и резню армян во многих местностях Восточной Армении и Азербайджана.

Заняв в сентябре 1918 Баку, турецкие интервенты вместе с азербайджанскими националистами организовали страшную резню местного армянского населения, убив 30 тысяч человек.

В результате геноцида армян, осуществленного младотурками в 1915 - 1916, погибло боле 1,5 миллиона человек, около 600 тысяч армян стали беженцами; они рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины. Образовалась армянская диаспора («спюрк» - арм.).

В результате геноцида Западная Армения лишилась своего исконного населения. Лидеры младотурок не скрывали своего удовлетворения по поводу успешного осуществления задуманного злодеяния: германские дипломаты в Турции сообщали своему правительству, что уже в августе 1915 министр внутренних дел Талаат цинично заявил, что "действия в отношении армян в основном осуществлены и Армянского вопроса больше не существует".

Сравнительная легкость, с которой турецким погромщикам удалось осуществить геноцид армян Османской империи, объясняется отчасти неподготовленностью армянского населения, а также армянских политических партий к надвигающейся угрозе истребления. Во многом облегчила действия погромщиков мобилизация в турецкую армию наиболее боеспособной части армянского населения - мужчин, а также ликвидация армянской интеллигенции Константинополя. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что в некоторых общественных и клерикальных кругах западных армян считали, что неподчинение турецким властям, отдававшим приказы о депортации, может привести лишь к увеличению числа жертв.

Осуществленный в Турции геноцид армян нанес громадный ущерб духовной и материальной культуре армянского народа. В 1915 - 1916 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Разрушение историко-архитектурных памятников на территории Турции, присвоение многих ценностей культуры армянского народа продолжается по настоящее время. Пережитая армянским народом трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти.

Прогрессивное общественное мнение мира осудило злодейское преступление турецких погромщиков, пытавшихся уничтожить армянский народ. Общественно - политические деятели, ученые, деятели культуры многих стран заклеймили геноцид, квалифицируя его, как тягчайшее преступление против человечества, приняли участие в осуществлении гуманитарной помощи армянскому народу, в частности беженцам, нашедшим прибежище во многих странах мира.

После поражения Турции в первой мировой войне лидеры младотурок были обвинены в том, что втянули Турцию в пагубную для нее войну, и преданы суду. Среди предъявленных военным преступникам обвинений было и обвинение в организации и осуществлении резни армян в Османской империи. Однако приговор в отношении ряда лидеров младотурок был вынесен заочно, т.к. после поражения Турции им удалось бежать из страны. Смертный приговор в отношении некоторых из них (Талаат, Бехаэтдин Шакир, Джемал паша, Саид Халим и др.) был впоследствии приведен в исполнение армянскими народными мстителями.

После второй мировой войны геноцид был квалифицирован как тягчайшее преступление против человечества. В основу правовых документов о геноциде легли основные принципы, разработанные международным военным трибуналом в Нюрнберге, судившим главных военных преступников гитлеровской Германии. В дальнейшем ООН приняла ряд решений относительно геноцида, основными из которых являются Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948) и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, принятая в 1968 гаду.

Армянский народ один из древнейших. Он пришёл из такой отдалённой древности, когда не было ещё французов, англичан, итальянцев, русских - не было даже римлян и эллинов. А армяне уже жили на своей земле. И это лишь потом, гораздо позднее, оказалось, что многие из армян живут на своей земле временно .

Хотели решить армянский вопрос наипростейшим способом

Долго рассказывать, как живший более трех тысяч лет на Армянском нагорье народ отстаивал себя в борьбе с многочисленными завоевателями. Как на армян шли ассирийцы, персы, римляне, парфяне, византийцы, туркмены, монголы, сельджуки, турки. Как не единожды страна с тёмно-зелёным и коричневым ландшафтом окрашивалась кровью её жителей.

Турки-османы начали завоевание Малой Азии и Балканского полуострова в XIV веке. В 1453 году турками был взят Константинополь и Византийская империя, Второй Рим, прекратила своё существование. К началу XVI века уже вся Передняя Азия была в руках турок, и, как писал поэт Валерий Брюсов, много времени отдавший изучению армянской истории и поэзии, «на нее спустился глубокий мрак дикости и невежества. Гораздо менее чем сельджуки и монголы, турки-османы были склонны к культурной жизни; их призвание было сокрушать и уничтожать, и тяжесть такого гнета пришлось увидеть всем завоёванным ими народам, в том числе - армянам».

А теперь перенесёмся сразу в начало ХХ века. В 1908 году в Турции к власти пришли свергнувшие султана Абдул Гамида II младотурки. Очень быстро они показали себя крайними националистами. И при Абдул Гамиде турки резали армян: в 1890-х годах было уничтожено 300 тысяч мирных беззащитных людей, эти избиения привели к тому, что ведущие державы мира начали обсуждать армянский вопрос - положение армян в Турции. Но новые турецкие правители решили действовать гораздо более решительнее, чем то делал султан.

Младотурки, руководимые Энвер-пашой, Талаат-беем, Джемаль-пашой, были одержимы сначала идеями панмусульманизма - весь мир только для мусульман! - а затем пантюркизма: самого лютого национализма, какой только можно себе представить. Им мерещилась Великая Турция, простирающаяся на значительную часть Европы и чуть ли не на всю Азию. И исполнение этих планов они захотели начать с истребления христиан-армян. Как султан Абдул Гамид, они хотели решить армянский вопрос наипростейшим способом, истребив весь армянский народ.

Цель депортации - ограбление и уничтожение

В начале 1915 года состоялось тайное совещание младотурецких лидеров. Ставшие потом известными выступления на этой сходке говорят сами за себя. Один из руководителей партии младотурок (партии «Иттихад ве Тераки») доктор Назым-бей говорил тогда: «Армянский народ надо уничтожить в корне, чтобы ни одного армянина не осталось на нашей земле (в Османской империи. - Ю.Ч. ) и забылось само это имя. Сейчас идёт война (Первая мировая. - Ю.Ч. ), такого удобного случая больше не будет. Вмешательство великих держав и шумные протесты мировой прессы останутся незамеченными, а если они и узнают, то будут поставлены перед совершившимся фактом, и тем самым вопрос будет исчерпан. На этот раз наши действия должны принять характер тотального истребления армян; необходимо уничтожить всех до единого... Я хочу, чтобы на этой земле турки и только турки жили и безраздельно господствовали. Пусть исчезнут все не турецкие элементы, к какой бы национальности и религии они не принадлежали».

В таком же каннибальском духе выступали и другие участники совещания. Тут и был составлен план поголовного истребления армян. Действия были хитрыми, методичными и беспощадными.

Вначале правительство под предлогом мобилизации в армию призвало на службу всех молодых армян. Но вскоре их быстро разоружили, перевели «в рабочие батальоны» и отдельными группами тайно расстреляли. 24 апреля 1915 года в Стамбуле были арестованы и затем вероломно уничтожены несколько сот самых видных представителей армянской интеллигенции: писателей, художников, адвокатов, представителей духовенства.

Так 24 апреля вошло в историю армянского народа как черный день. Ныне армяне всего мира каждый год вспоминают Мец Егерн - «Величайшее Злодеяние», причиненное их народу. В этот день Армянская церковь (армяне - христиане) молится о жертвах геноцида.

Покончив так с основной активной мужской частью населения, младотурки перешли к массовой резне женщин, детей и стариков. Всё шло под девизом мнимого переселения западных армян в Месопотамию (позднее подобную тактику будут использовать нацисты, уничтожая евреев). Турецкое правительство для отвода глаз официально заявляло будто оно, исходя из военных соображений, временно «изолирует» армян, депортируя их вглубь империи. Но это была ложь. И никто в это не верил.

Генри Моргентау (1856-1946), посол США в Османской империи (1913-1916 годы), позднее он написал книгу о геноциде армян, первом геноциде ХХ века: «Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации, они это прекрасно понимали и в разговорах со мною не делали особых попыток скрыть этот факт».

А вот несколько цифр, показывающих, что означала «депортация». Из 18 000 высланных эрзерумских армян добрались до места назначения лишь 150 человек. Из городов Харберд, Акн, Токат и Себастия были депортированы 19 000, из них осталось в живых всего 350 человек...

Он подбивал лошадиные подковы к ступням своих жертв

Армян просто и откровенно убивали. Причём, жестоко. Потеряв человеческий облик, турки топили свои жертвы в море и реках, душили дымом и жгли огнём в намеренно запертых домах, сбрасывали со скал, убивали после неслыханных пыток, глумлений и бесчинств.

Местные власти нанимали мясников, которые за ремесло убийцы, обращаясь с армянами, как со скотом, получали за свою работу по 1 фунту в день. Женщин связывали с детьми и бросали с большой высоты вниз. Людей кидали в глубокие колодцы или ямы, закапывали.

Многие иностранные наблюдатели рассказали в своих книгах - ссылки на них можно найти, например, в сборнике «Геноцид армян в Османской империи», изданной в Ереване в 1983 году - про жестокие избиения палками, вырванные глаза, ногти и волосы, отпиленные и отрубленные носы, руки, ноги и другие части тела, про прижигание калёным железом, подвешивание к потолку. Применялось всё, что только может вообразить себе изощрённая фантазия закоренелого убийцы.

Генри Моргентау в книге «Трагедия армянского народа. История посла Моргентау» вспоминал 1919 год: «Я имел беседу с одним ответственным чиновником-турком, который рассказал мне о применяемых пытках. Он не скрывал, что правительство одобряет их, и, как и все турки из правящего класса, сам горячо одобрял такое обращение с ненавистной ему нацией. Этот чиновник сказал, что все эти подробности пыток обсуждались на ночном заседании в штаб-квартире «Единение и прогресс». Каждый новый метод причинения боли расценивался как превосходное открытие, и чиновники постоянно ломают головы над тем, чтобы изобрести какую-нибудь новую пытку. Он рассказал мне, что они даже обращались к отчетам испанской инквизиции... и переняли всё, что находили там. Он не сказал мне, кому достался приз в этом ужасном состязании, но прочная репутация, которую завоевал себе в Армении Джевдет-бей, вали Вана, даёт ему право на превосходство в невиданной подлости. По всей стране Джевдет был известен как «подковщик из Башкале», так как этот знаток по части пыток изобрёл то, что, конечно, было шедевром, лучшим из всего, известного ранее: именно он подбивал лошадиные подковы к ступням своих жертв-армян».

После подобных расправ некоторые турецкие губернаторы спешили телеграфировать-рапортовать в центр, что в управляемых ими округах уже не осталось ни одного армянина. Под шумок при этом вырезали не только армян, но и людей других национальностей, например, халдеев, айсоров, вся вина которых была лишь в том, что они не турки и попались под горячий нож.

Побывавший в 1916 году в Западной Армении французский публицист Анри Барби в своих путевых заметках отмечал: «Кто ни проезжает сейчас по опустошенной Армении не может не содрогаться, так необычайно много говорят эти бесконечные дали развалин и смерти. Нет ни одного дерева, ни одного утеса, ни одного клочка мха, который не был бы свидетелем избиений человека, который не был бы осквернён потоками пролитой крови. Нет ни одного протока, реки или речки, которая не несла бы к вечному забвению сотни, тысячи мёртвых тел. Нет ни одной пропасти, ни одного ущелья, которые не были бы могилами под открытым небом, в глубине которых не белели бы открытые груды скелетов, так как почти нигде убийцы не дали себе ни времени, ни труда хоронить свои жертвы.

В этих обширных областях, когда-то оживлённых цветущими армянскими поселениями, царствует сегодня разорение и безлюдие».

«Декрет о “Турецкой Армении”»

Свою политику геноцида армян младотурки, очевидно, хотели осуществить и в Восточной Армении и в Закавказье. К счастью, поражение Германии и союзной ей Турции в 1918 году вынудило их оставить Закавказье в покое.

Общее число жертв геноцида армян? При султане Абдул Гамиде погибло 350 тысяч человек, при младотурках - 1,5 миллиона. 800 тысяч армян-беженцев оказались на Кавказе, арабском Востоке, в Греции и других странах. Если в 1870 году в Западной Армении и Турции проживало около 3 миллионов армян, то в 1918 году - всего 200 тысяч.

Прав был посол Генри Моргентау. Он писал по свежим следам: «Я уверен, что во всей истории человечества нет стольких ужасающих фактов, как эта резня. Великие избиения и гонения, наблюдавшиеся в прошлом, кажутся почти незначительными по сравнению со страданиями армянской нации в 1915 году».

Знал ли мир об этих преступлениях? Да, знал. Как реагировал? Державы Антанты, считавшие армян своими союзниками в борьбе с турками, отделались опубликованием заявления (24 мая 1915 года), где возложили на правительство младотурков ответственность за резню армян. США даже такого заявления не сделали.

Горячо протестовали в печати Максим Горький, Валерий Брюсов, Юрий Веселовский в России, Анатоль Франс, Ромэн Ролан - во Франции, Джеймс Брайс - в Англии, Фритьоф Нансен - в Норвегии, революционные социал-демократы («тесняки») - в Болгарии (турки имели привычку резать в своих владениях и греков, и болгар, и сербов и других славян), Карл Либкнехт, Иоганнес Лепсиус, Иозеф Маркварт, Армин Вегнер - в Германии и многие другие прогрессивные деятели той поры почти во всех странах мира.

На стороне армян выступило и молодое Советское правительство в России. Оно 29 декабря 1917 года приняло «Декрет о “Турецкой Армении”». Этот документ подписал Владимир Ильич Ленин. Чрезвычайному комиссару по делам Кавказа Степану Шаумяну поручалось оказать всяческое содействие армянам-беженцам, «насильственно выселенным во время войны турецкими властями». По указанию Ленина тогда Советская Россия приютила десятки тысяч армян на Северном Кавказе, в Крыму и в других районах страны.

Больше 20-ти стран мира признали факт геноцида армян (в том числе за это проголосовал и Парламент Российской Федерации). В том же ряду обвинителей стоят: Совет Европы, Европарламент, подкомиссия ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств, Комиссия ООН по военным преступлениям, Всемирный совет церквей и многие другие авторитетные организации.

В ряде стран ЕС (Бельгии и Швейцарии, к примеру) за отрицание исторического факта геноцида армян введена уголовная ответственность. В октябре 2006 года парламент Франции принял законопроект, в соответствии с которым отрицание геноцида армян станет уголовным преступлением, аналогичным отрицанию холокоста.

А вот современная Турция, спустя почти столетие, так и не признала ни факта геноцида, ни отдельных случаев массовых убийств. Тема геноцида армян все еще фактически в Турции подлежит табу. Более того, турки не ограничиваются отрицанием геноцида - они хотели бы стереть саму память об армянах в современной Турции. Так, к примеру, с турецких географических карт исчезли слова «Армянское нагорье», их заменило название «Восточная Анатолия».

За стремлением турецких властей отрицать все и вся стоят, прежде всего, опасения, что мировое сообщество может потребовать от Турции возмещения материального ущерба или даже возвращения Армении территорий. Ведь согласно конвенции ООН «О не применимости срока давности к военным преступлениям и преступления против человечности (от 26 ноября 1968 года), геноцид - преступление, срок ответственности за которое не истекает, сколько бы ни прошло времени с момента произошедших событий.

В истории геноцида некоторые историки выделяют два периода. Если на первой стадии (1878-1914 годы) задачей было удержание территории порабощенного народа и организация массового исхода, то в 1915-1922 годах во главу угла было поставлено разрушение этнического и политического армянского клана, препятствовавшего осуществлению программы пантюркизма. До Первой мировой войны разрушение армянской национальной группы осуществлялось в форме системы повсеместных одиночных убийств в сочетании с периодической массовой резней армян в отдельных районах, где они составляли абсолютное большинство (резня в Сасуне, убийства по всей империи осенью и зимой 1895 года, резня в Стамбуле в районе Вана).

Исходная численность народа, жившего на этой территории, является спорным вопросом , так как значительная часть архивов была уничтожена. Известно, что в середине XIX века в Османской империи немусульмане составляли около 56 % населения.

Согласно данным армянского патриархата, в 1878 году в Османской империи проживали три миллиона армян. В 1914 году армянская патриархия Турции оценила количество армян в стране в 1 845 450 человек. Армянское население уменьшилось более чем на миллион из-за резни в 1894-1896 годах, бегства армян из Турции и насильственного обращения в ислам.

Пришедшие к власти после революции 1908 года младотурки продолжили политику по жестокому подавлению национально-освободительного движения. В идеологии старая доктрина османизма была заменена на не менее жесткие концепции пантюркизма и панисламизма. Была начата кампания насильственного отуречивания населения, запрещены нетурецкие организации.

В апреле 1909 года произошла Киликийская резня, массовое убийство армян вилайетов Адана и Аллепо. Жертвами резни стали около 30 тысяч человек, среди которых были не только армяне, но и греки, сирийцы и халдеи. В целом в эти годы младотурки подготовили почву для полного решения "армянского вопроса".

В феврале 1915 года на специальном совещании правительства идеолог младотурок доктор Назим-бей изложил план полного и повсеместного уничтожения армянского народа: "Необходимо полностью истребить армянскую нацию, не оставляя на нашей земле ни одного живого армянина. Даже само слово "армянин " должно быть стерто из памяти…".

24 апреля 1915 года , в день, ныне отмечаемый как День памяти жертв геноцида армян, в Константинополе начались массовые аресты армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты, что привело к полному уничтожению целой плеяды виднейших деятелей армянской культуры. Были арестованы и впоследствии убиты более 800 представителей армянской интеллигенции, в числе которых были писатели Григор Зохраб, Даниел Варужан, Сиаманто, Рубен Севак. Не вынеся смерти друзей, лишился рассудка великий композитор Комитас.

В мае-июне 1915 года началась массовая резня и депортация армян в Западной Армении.

Всеобщая и систематическая кампания против армянского населения Османской империи заключалась в высылке армян в пустыню и последующих расстрелах, смерти от банд мародёров или от голода или жажды. Депортации были подвергнуты армяне из почти всех основных центров империи.

21 июня 1915 года, во время заключительного акта депортации, ее главный вдохновитель министр внутренних дел Талаат-паша приказал выслать "всех армян без исключения", живших в десяти провинциях восточного региона Османской империи, за исключением тех, кто был признан полезным для государства. В соответствии с этой новой директивой, депортация производилась по "принципу десяти процентов", согласно которому армяне не должны были превышать 10 % от мусульман в регионе.

Процесс изгнания и уничтожения турецких армян завершился серией военных кампаний в 1920 году против беженцев, вернувшихся в Киликию, и во время резни в Смирне (современный Измир) в сентябре 1922 года, когда войска под командованием Мустафы Кемаля вырезали армянский квартал в Смирне, а затем, под давлением западных держав, разрешили эвакуироваться оставшимся в живых. С уничтожением армян Смирны, последней уцелевшей компактной общины, армянское население Турции практически прекратило существование на своей исторической родине. Оставшиеся в живых беженцы рассеялись по миру, образовав диаспоры в нескольких десятках стран.

Современные оценки количества жертв геноцида разнятся от 200 тысяч (некоторые турецкие источники) до более 2 миллионов армян. Большинство историков оценивают количество жертв от 1 до 1,5 миллиона человек. Свыше 800 тысяч стали беженцами.

Точное число жертв и выживших определить сложно, поскольку с 1915 года, спасаясь от убийств и погромов, множество армянских семей сменило вероисповедание (по некоторым источникам — от 250 тысяч до 300 тысяч человек).

Уже много лет армяне всего мира добиваются того, чтобы международное сообщество официально и безоговорочно признало факт геноцида . Первым специальный декрет, признающий и осуждающий страшную трагедию 1915 года, принял парламент Уругвая (20 апреля 1965 года). Законы, постановления и решения по геноциду армян были в дальнейшем приняты Европарламентом, Государственной Думой России, парламентами других стран, в частности Кипра, Аргентины, Канады, Греции, Ливана, Бельгии, Франции, Швеции, Швейцарии, Словакии, Нидерландов, Польши, Германии, Венесуэлы, Литвы, Чили, Боливии, а также Ватиканом.

Геноцид армян признали свыше 40 американских штатов , австралийский штат Новый Южный Уэльс, канадские провинции Британская Колумбия и Онтарио (город Торонто включительно), швейцарские кантоны Женева и Во, Уэльс (Великобритания), около 40 итальянских коммун, десятки международных и национальных организаций , в том числе Всемирный совет церквей, Лига прав человека, Гуманитарный фонд Эли Визеля, Союз еврейских общин Америки.

Государственная Дума РФ 14 апреля 1995 года приняла заявление "Об осуждении геноцида армянского народа в 1915-1922 годах".

Правительство США уничтожение 1,5 миллиона армян в Османской империи, но отказывается называть его геноцидом.

Армянская община США уже давно принятия конгрессом резолюции, признающей факт геноцида армянского народа.

Попытки провести эту законодательную инициативу предпринимались в конгрессе не раз, однако они так и не увенчались успехом.

Вопрос признания геноцида в нормализации отношений между Арменией и Турцией.

Армения и Турция до сих пор не установили дипломатических отношений, а армяно-турецкая граница закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары.

Турция традиционно отвергает обвинения в геноциде армян, утверждая, что жертвами трагедии 1915 года были как армяне, так и турки, и крайне болезненно реагирует на процесс международного признания геноцида армян в Османской империи.

В 1965 году на территории католикосата в Эчмиадзине был сооружен памятник жертвам геноцида. В 1967 году в Ереване на холме Цицернакаберд (Ласточкина крепость) была завершена постройка мемориального комплекса. В 1995 году около мемориального комплекса был построен Музей-институт геноцида армян.

Девизом армян всего мира к 100-летию геноцида армян выбраны слова "Помню и требую", а символом — незабудка. Этот цветок на всех языках имеет символический смысл — помнить, не забывать и напоминать. В чашечке цветка графически изображен мемориал в Цицеркаберде с его 12-ю пилонами. Этот символ будет активно использоваться в течение всего 2015 года.

атериал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников