» »

Государственный и частный сектор экономики. Приватизация как реальная основа создания частного сектора экономики Появление частного сектора экономики

21.12.2021
  • 4.Собственность в государственном и муниципальном секторе. Основные типы коммерческих организаций в государственной и муниципальной собственности: государственные унитарные предприятия
  • 5.Особенности управления организациями государственного и муниципального сектора.
  • 6.Содержание понятий «государственный сектор », «муниципальный сектор», «общественный сектор»
  • 7. Человек как субъект экономики и общества.
  • 8.«Человек экономический» и «человек институциональный». Диалектика эгоизма и альтруизма определяет развитие человека.
  • 9. Потребности и интересы человека как фактор развития экономики государственного и муниципального сектора.
  • 10.Теория мотивации а. Маслоу. Закономерности развития потребностей.
  • 12. Индикаторы развития человека в экономике государственного и муниципального сектора.
  • 13.Человеческие ресурсы, человеческий капитал и человеческий капитал: роль в экономике государственного и муниципального сектора.
  • 14.Социальный капитал и социальный ресурс экономики государственного и муниципального сектора.
  • 16. Основные экономические функции государственного и муниципального сектора.
  • 17.Инструменты,с помощью которых государство воздействует на экономику, выполняя свои экономические функции.
  • 18.Сущность государственного и муниципального управления,общие принипы управления, методы управления.
  • 19. Государственная служба и местное самоуправление в системе управления государственным и муниципальным сектором: сущность, виды, принципы.
  • 20. Ресурсы государственного и муниципального сектора.
  • 21. Управление в муниципальном секторе. Вопросы местного значения.
  • 22. Органы местного самоуправления. Муниципальная служба.
  • 23.Провалы рынка- наличие монополий(монополизация рынка). Формы вмешательства государства.
  • 24. Провалы рынка- информационная асимметрия. Регулирующее воздействие государства по ее преодолению.
  • 25.Провалы рынка- внешние и внутренние эффекты. Формы вмешательства государства.
  • 26 Провалы рынка – общественные блага: свойства и классификация.
  • 27. Государственный и муниципальный сектор и производство общественных благ.
  • 28. Макроэкономические провалы рынка связаны:
  • 29 Проблемы переполнения и теория клубных благ.
  • 30 Естественные монополии и пути преодоления противоречий между экономическими и социальными аспектами их деятельности.
  • 31 Проблема «безбилетника» и необходимость участия государства
  • 32 Агентские отношения. Асимметричная информация в общественном секторе.
  • 33Теоретические основы экономического равновесия: понятие общего и частичного равновесия. Отличие от равновесия в государственном и муниципальном секторе от рыночного равновесия.
  • 34 Первая и вторая фундаментальные теоремы экономики благосостояния.
  • 35 Парето – эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса
  • 36 Общее (бюджетное) и частичные равновесия в государственном и муниципальном секторе.
  • 37 Два подхода к формированию бюджетной политики: кейнсианский и подход с позиции сбалансированности бюджета.
  • 38 Предложение общественных благ. Условия Самуэльсона-Парето оптимального производства общественных благ.
  • 39 Сущность и специфика общественного выбора в государственном и муниципальном секторе.
  • 40 Механизм голосования избирателей, принцип принятия решения большинством.
  • 41.Парадок избирателя- центриста,порядок и процедура учета интересов меньшенства.
  • 42 Теория общественного выбора в современной экономике.
  • 43 Группы социальных интересов. Логроллинг.
  • 44 Лоббизм. Поиск политической ренты.
  • 45 Необходимость производства товаров и услуг в государственном и муниципальном секторе.
  • 46.Масштабы государственного производства.
  • 47 Проблемы эффективности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, их реструктуризация.
  • 3.Возникновение и развитие государственного сектора экономики.

    В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства, где мотивация оказывается недостаточной.В мировой экономической науке понятие государственного сектора связано не столько с самой государственной собственностью, сколько со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределение, обмене и потреблении.В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции (в сфере распределения удельный вес государства велик, в производстве должен быть минимальным, в обмене практически равен нулю)

    Государственный сектор является одновременно 1) объектом и 2) инструментом воздействия на частное хозяйство.

    Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике изменяется не только в результате национализации, строительства и приобретения слабых предприятий, но и вследствие прямо противоположных действий государства: передачи объектов государственного сектора частным капиталам, разгосударствлению.

    Вопрос о целесообразности и эффективности государственной или частной собственности часто носит идеологизированный характер. Считается, что государственная собственность связана с социалистическим выбором, тогда как частная - непременный атрибут капитализма. При этом упускается из виду, что госпредприятия эффективно работают и в условиях рыночной экономики, а частный бизнес совместим с социалистическим выбором: вспомним мелкие предприятия в странах Варшавского договора или крупный бизнес современного Китая. Широко известны слова Дэн Сяопина: все равно, какого цвета кошка - лишь бы ловила мышей.

    4.Собственность в государственном и муниципальном секторе. Основные типы коммерческих организаций в государственной и муниципальной собственности: государственные унитарные предприятия

    Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:

    1) несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);

    2) самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);

    В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган.

    3) юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

    Частное право- совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена.

    Под муниципальным сектором экономики (МСЭ) понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием муниципального имущества, закрепленного за А) муниципальными унитарными предприятиями (МУП), Б) муниципальными (бюджетными) учреждениями (МУ), В) муниципальной казны, Г) а также имущественных прав органа местного самоуправления (МСУ), вытекающих из его участия в коммерческих организациях.

    Муниципальный сектор экономики представлен муниципальными предприятиями.

    Основная сфера деятельности – жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство, незначительно присутствует торговля, строительство, сельское хозяйство, бытовое обслуживание населения.

    Как правило, МУП остаются там, куда коммерческий капитал средств не вкладывает в силу малой доходности бизнеса.

    Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

    Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия.

    Сущность унитарного предприятия

    Унитарность - специфическая форма организации деятельности.

    Унитарность характеризуется:

      созданием юридического лицапутем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;

      сохранением права собственности на имущество за учредителем;

      закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве(хозяйственного ведения или оперативного управления);

      неделимостью имущества;

      отсутствием членства;

      единоличными органами управления.

    К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

      необходимость использования имущества, приватизациякоторого запрещена;

      осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;

      обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

    "

    Понятие частного сектора, его значение для экономики.

    Частный сектор экономики - часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики.

    Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие частного сектора экономики. Первая - это причины кардинального (общеэкономического) характера. Заложенные в экономической политике государства, вторая - локального (преимущественно организационного) характера.

    Таким образом, по мнению российских авторов, суть новой социально - экономической стратегии и стержень концепции реформирования страны - в ее постепенном, поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни людей, динамичной рыночной экономикой при значительной роли государства в ее трансформации и регулировании.

    А функции государства здесь будут следующими:

    • Ш Создание общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для лиц, действующих в рыночной экономике
    • Ш Прямое государственное владение и управление основными элементами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствами;

    Разработка и проведение активной промышленной политики, участии в ключевых инвестиционных, структурно - технологических программах путем полного или частичного их финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи частного сектору экономики.

    Партнерские отношения между частным сектором и государством являются основополагающим элементом функционирования экономики стран. Эти отношения включают в себя широкий спектр видов деятельности и различных действующих лиц, что затрудняет четкое определение понятия партнерства. Партнерские отношения формируются в процессе объединения ресурсов, финансовых средств и знаний частного сектора и государством с целью: (а) снижения затрат; (б) обеспечения повышения качества услуг и (в) совершенствования механизма их предоставления. Деятельность, в рамках которой складываются партнерские отношения, сравнима с созданием некоего общественного блага, которое частный сектор либо не может, либо не желает создавать самостоятельно.

    Одна из возможностей для государства более активно налаживать партнерские отношения с частным сектором - организация специальных органов, занимающихся поддержкой частных компаний. Эти органы занимаются двумя потенциальными партнерами в частном секторе: Агентства содействия инвестициям занимаются иностранными компаниями, осуществляющими прямые инвестиции, а Агентства по поддержке малого бизнеса занимаются мелкими компаниями. Другой путь поддержания хорошего корпоративного управления - через развитие образовательных инструментов, которые могут использоваться деловыми и судебными секторами в понимании комплекса сложных законов и постановлений, регламентирующих эту область.

    В России данный механизм до конца еще не сформирован.

    Опыт развивающихся стран в развитии частного сектора.

    Реальный прогресс в формировании рыночных институтов существенно изменил положение государства в экономике. В конечном счете это и было центральной задачей пост социалистической трансформации (становление рыночных институтов в значительной мере, хотя и не полностью, является "зеркальным" отражением отказа государства от всевластия в экономике). Поэтому в своей основе (с точки зрения формальных "правил игры") восточноевропейские экономики к середине 90-х годов стали рыночными системами. Вместе с тем перспективы нынешнего подъема, связанные, как отмечалось, с деятельностью «нового» частного сектора и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, подрываются многолетним кризисом в тяжелой промышленности и финансовой системе.

    Этот кризис вызван тем, что государство по-прежнему является собственником крупных предприятий и практически единственным источником социальных фондов, будучи не в состоянии обеспечить прежний уровень финансирования промышленности и поддержки населения Бирюков В. и др. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения - 2001 - № 12, с. 57 - 64. Кризис проявляется, в частности, в высоких дефицитах госбюджета, а в последнее время и текущего платежного баланса в связи с необходимостью погашения внешнего долга (из-за чего возник термин "двойной дефицит"). Поэтому в середине 90-х годов, после либерализации, завершения финансовой стабилизации и создания правовой базы рыночной системы, "большая" приватизация и бюджетная реформа стали приоритетами в экономической политике государства в Восточной Европе.

    Приватизация с самого начала реформ занимала важное место в планах рыночной трансформации. Но если передача новым собственникам малых и части средних предприятий через аренду, продажу и реституцию прошла в 1990-1993 гг. довольно легко и успешно, то "большая" приватизация столкнулась с существенными трудностями. Так, польскому правительству в 1990-1991 гг. удалось продать, используя западные методики оценки и приватизации имущества, только два десятка предприятий. В последующие годы менее 200 предприятий были проданы с торгов и около 30 - через фондовую биржу там же. К тому же вскоре стало ясно, что формальная смена собственника не дает непосредственного экономического эффекта в виде роста производства, повышения конкурентоспособности и т.п. Поэтому центр тяжести экономической политики в большинстве стран (кроме Чехии и Словакии) был перенесен на либерализацию и макроэкономическую стабилизацию. "Большая" приватизация откладывалась как в «реформаторских» странах, так и в тех, которые обычно относят к аутсайдерам реформ.

    Наиболее успешная в пост социалистическом мире чехословацкая модель массовой приватизации была подвергнута принципиальным изменениям в Словакии. Летом 1995 г. неожиданным решением руководства страны обмен ваучеров на акции инвестиционных приватизационных фондов был прекращен. Не распроданное к тому времени государственное имущество было централизовано в специальный государственный фонд, который начал осуществлять программу постепенной продажи предприятий, в том числе за нереализованные ваучеры.

    Но при всех недостатках различных моделей практика ряда стран, особенно Болгарии и Румынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков проведения приватизации. Хотя большая часть промышленности остается в руках государства, оно в условиях хозяйственной либерализации утрачивает реальные рычаги контроля и управления. Растущие потери госпредприятий компенсируются кредитами государственных банков или бюджетными субсидиями, углубляя тем самым кризис финансовой сферы.

    Однако непосредственной причиной подъема нынешней волны приватизации явился острый финансовый кризис, вызванный резким падением бюджетных доходов и традиционно высокими для пост социалистических стран государственными расходами Донцов Л. В. «Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы» // Менеджмент в России и за рубежом, 2000, №4, с. 34 - 40.. Поэтому приватизация проводится главным образом путем продажи предприятий с целью разгрузки бюджета и обеспечения государству доходов. При этом главная трудность состоит в том, чтобы привлечь покупателей к крупным объектам, характеризующимся высокой убыточностью, отягощенным большой социальной инфраструктурой, устаревшим оборудованием и избыточной занятостью. Например, в Венгрии в течение 1995 г. одни и те же энергетические и транспортные компании приходилось выставлять на торги несколько раз Бирюков В. и др. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения - 2001 - № 12, с. 57 - 64.

    В числе объектов, которые были выставлены на продажу в течение последних полутора лет, - компании ТЭК. В перспективе намечается и продажа "стратегических" компаний (Венгрия, Чехия); задержка вызвана, главным образом, организационной и финансовой реструктуризацией с целью повышения стоимости этих объектов. Вследствие высокой капиталоемкости крупных компаний и предприятий наиболее вероятными покупателями могут быть зарубежные инвесторы. Реформы первой половины 90-х годов, в частности, корпоратизация госпредприятий и приватизация по ваучерной и "инсайдерской" моделям, привели к глубокому изменению положения предприятия в экономико-правовой системе. Однако известная "размытость" прав собственности в результате этих процессов, проявляющаяся в смешении и неустойчивости прав и интересов новых собственников, а зачастую и в недостаточной юридической определенности их положения по отношению к другим собственникам и приватизированному имуществу, резко ухудшила управляемость предприятиями и затруднила процедуру принятия долгосрочных инвестиционных решений. Так, в ходе реализации чешской модели приватизации, в которой участвовало более 600 ваучерных фондов, формальный контроль над многими предприятиями приобрели небольшие фонды, которые не в состоянии модернизировать производство и поэтому ограничиваются кадровыми перестановками на предприятиях.

    Прошедшая в Чехии в 1994 г. кампания торговли ваучерами и акциями между самими фондами и слияние ряда фондов (иногда называемая "третьей волной приватизации") уменьшили их число более чем вдвое. Однако эти фонды не стали "эффективными собственниками", способными возродить производство на основе крупных долгосрочных инвестиций. Кроме того, примерно 2/3 оставшихся фондов контролируется государственными банками, что не только усложняет управление производством, но и побуждает иностранные компании задерживать инвестиции в ожидании определенности в статусе банков (правительство намерено их приватизировать) и в их экономической политике.

    Становление частного сектора экономики в России.

    Отказ государства от доведения обязательных плановых заданий предприятиям и прямого вмешательства в их деятельность сопровождался мерами по созданию многоукладной экономики - формированию частной собственности и преобразованию государственных предприятий и организаций в частные и смешанные.

    Приняты законы, которые легализовали деятельность частных предприятий и предусматривали государственную поддержку малого бизнеса. В 1992-1994 гг. сеть частных предприятий быстро расширялась, особенно в торговле и сфере услуг, однако затем темпы замедлились. В 1995 г. зарегистрированы 900 тыс. малых предприятий, преимущественно частных.

    На начало 1997 г. органами госстатистики зарегистрированы 2,5 млн. предприятий и организаций, из них к частной форме собственности относились 68%, государственной и муниципальной - соответственно 9,3 и 7,4% Логуа Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. - М.: 1994. - 272 с.

    Ведущую роль в формировании многоукладной экономики сыграла приватизация собственности. В 1992-1995 гг. изменили форму собственности около 122 тыс. предприятий (объектов), созданы 29 тыс. акционерных обществ там же, определены перечни стратегически важных предприятий, не подлежащих приватизации, а также тех, чей контрольный пакет акций сохраняется в государственной собственности.

    Однако форсированная приватизация отодвинула на второй план работу по улучшению управления госпредприятиями и собственностью (в частности, принадлежащими государству пакетами акций). В обстановке кризиса руководители предприятий и трудовые коллективы основное внимание уделяли не модернизации производства, а перераспределению доходов и собственности.

    Многие из сложившихся ранее экономических связей в условиях рынка для приватизированных предприятий оказались невыгодными.

    Но и там, где прежние контракты оставались целесообразными, их осуществление затруднялось ухудшением финансового положения, ростом задолженности и неплатежей.

    Не решена в должном объеме и предусмотренная программой приватизации задача создания конкурентных рынков. Хотя монопольное положение госпредприятий было подорвано появлением на рынке новых компаний и фирм (в том числе иностранных), однако при этом экономическая монополия государства сменилась монополией новых частных собственников, которые использовали ее в своих интересах.

    Для выправления кризисной ситуации в экономике правительство предприняло ряд мер по восстановлению государственного управления в тех сферах, где рыночные регуляторы оказались недостаточными или неспособными нормализовать положение.

    Совместно с Центральным банком осуществлялось регулирование курса рубля по отношению к доллару и другим конвертируемым валютам.

    Вследствие отказа в начале реформ от поддержания фиксированного курса и перехода к рыночному принципу его определения в зависимости от динамики цен в стране. Спроса и предложения валюты курс рубля по отношению к доллару снизился с 414,5 руб. в 1992 г. до 4 640 руб. в 1995 г. (особенно резкий обвал имел место в октябре 1995 г.). Ивашковский С. Н. «Макроэкономика» - М.: Дело, Чтобы уменьшить возможности валютных спекуляций. Снизить инфляционные ожидания и ограничить спрос на валюту, был введен "валютный коридор", фиксирующий рамки возможных колебаний валютного курса. Его уровень стабилизировался и в середине 1996 г. составлял около 5 тыс.руб. за доллар. С 1996 г. введен наклонный валютный коридор, когда пересмотр курса осуществляется раз в квартал.

    В целях борьбы с инфляцией восстановлено регулирование цен естественных монополий путем установления ограничений уровня рентабельности и введения предельных соотношений допустимого повышения цен на энергоносители и электроэнергию, а также транспортных тарифов по отношению к росту отпускных цен на продукцию промышленности. Реализация принятых правительством в 1995 г. решений стала важным рычагом замедления роста цен в производственном секторе, подавления инфляции издержек производства.

    В этих целях намечается осуществить реформу предприятий и в ее рамках провести реструктуризацию их задолженности. Тем хозяйствующим субъектам, которые своевременно вносят текущие платежи в бюджет, предоставляется право выпустить дополнительное количество акций и за счет полученных средств погасить в течение 2-3 лет образовавшуюся задолженность. По отношению к платежеспособным предприятиям намечено применять процедуры банкротства и реорганизации.

    Не дали пока существенных результатов и многочисленные постановления об усилении борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией. Это объясняется не только их слабой экономической проработкой, но и крупными пробелами в законодательстве. Расширение теневой экономики продолжается, и ее доля в ВВП 1996 г., по оценке Госкомстата РФ, увеличилась до 23%.

    Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все еще не сформирована. Наиболее важными из нерешенных задач являются Логуа Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. - М.: 1994. - 272 с.:

    • * преодоление кризиса неплатежей и ликвидация массовой просроченной задолженности;
    • * оздоровление экономического положения предприятий, в том числе оставшихся в собственности государства и находящихся под его контролем, включая улучшение управления принадлежащими государству пакетами акций акционерных предприятий;
    • * активизация инвестиционной деятельности, проведение структурной перестройки экономики, повышение ее технического уровня, эффективности и конкурентоспособности;
    • * поддержка потенциально жизнеспособных отечественных предприятий, в первую очередь в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, развитие которых имеет важное значение для обеспечения экономической независимости и безопасности страны;
    • * перекрытие каналов нелегальной утечки капитала за рубеж, улучшение контроля экспортом и возвратом валюты в страну;
    • * создание условий, препятствующих расширению теневой экономики и способствующих условий возврату отвлеченных в нее финансовых и материальных ресурсов в рамки нормальной, разрешенной законами экономической деятельности.

    Таким образом, существующая в настоящее время система государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность эффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.

    В переходной экономике наиболее главным шагом в создании условий для конкуренции и предпринимательства является приватизация государственной собственности. Начатая широкомасштабная демонополизация государственной собственности стала важнейшим институциональным преобразованием, центральным звеном экономической реформы в Кыргызстане. Проведение собственно приватизационной политики в русле основных экономических реформ предполагало этапность с выделением четко обозначенных целей, задач и рычагов реализации.

    В ходе первого этапа (конец 1991 г. - конец 1993 г.) была заложена законодательная база, организационная инфраструктура, широко апробирован приватизационный инструментарий. Достигнуты высокие темпы "малой приватизации". Начата приватизация предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства и других отраслей. Переводу спонтанного приватизационного процесса на законодательно регулируемую базу способствовало принятие Закона "Об общих началах разгосударствления, приватизации и предпринимательства в Республике Кыргызстан" (1991 г.) и Программы разгосударствления и приватизации государственной и коммунальной собственности на 1991-1993 гг. (январь 1992 г.). Программа ставила целью приватизации создание конкурентной среды в экономике путем изменения соотношения форм собственности в пользу частной и смешанной. Основные задачи включали: быстрые темпы приватизации, упор на мелкие и средние предприятия, приватизация крупных предприятий промышленности и сельского хозяйства.

    Завершение первого этапа приватизации обнаружило в основном чисто количественные успехи: 59% оставалось в руках государства; 7,7%- кооперативная и общественная; 9,2% - колхозная; 9,3% - в руках трудовых коллективов; 14,3% - совместная собственность государства и трудовых коллективов; 0,5% - собственность частных лиц. Относительно успешным было преобразование объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания в рамках так называемой "малой приватизации". В этих секторах экономики приватизация осуществлялась через аукционы, конкурсы и прямые продажи. В результате уже в 1991-1993 гг. в торговле было приватизировано 86,7%, а в бытовом обслуживании-97,2% магазинов, ресторанов, кафе, предприятий бытовых услуг, которые перешли в основном в частные руки. Положительным итогом "малой приватизации" стало разрушение государственной монополии в торговле и сфере услуг, создание конкурентной среды, ликвидация товарного дефицита, хотя она и не могла решить проблему преобразования государственной собственности в целом.

    Из-за новизны и сложности процесса первая Программа приватизации осуществлялась при значительных недостатках законодательной и нормативно-методической базы. Это особо проявилось в ходе приватизации крупных и средних предприятий. Здесь преобладающей формой приватизации было акционирование, предполагающее концентрацию в руках государства большей части акций, а за Фондом государственного имущества закреплялась возможность использования этих акций для создания холдингов или продажи их третьим лицам. Данные по методам разгосударствления, приватизации в Кыргызстане на первом этапе (см. Приложение, таблицу Ь 5) свидетельствуют о довольно быстром росте числа зарегистрированных акционерных обществ. Если по количеству приватизированных объектов наибольшую долю - 28% составил выкуп в коллективную собственность, то по стоимости имущества преобладало акционирование - 79%. С начала приватизационного процесса в республике было создано 169 акционерных обществ, из них 36% - в промышленности, 14% - в строительстве, 25% - в торговле. Однако их создание было в значительной мере формальным преобразованием, ибо основными держателями и вкладчиками в Уставной фонд являются государственный аппарат и администрация предприятий. Так, на 1 января 1994 г. доля Фонда госимущества в среднем по всем созданным акционерным обществам составляла 56,9%, трудовых коллективов - 33,6%, "третьих" учредителей - 9,5%.

    Таким образом, недостатки первого этапа приватизации проявились в следующем. Значительная часть собственности государственных предприятий оставлялась на льготных условиях (по крайне низким ценам) трудовым коллективам, что не способствовало появлению реальных собственников, притоку инвестиций и, следовательно, обновлению производства. Государственная доля акций в акционированных предприятиях в большинстве случаев передавалась в управление министерствам или госконцернам, которые в силу своего отраслевого характера противодействовали процессу приватизации и оказывали отрицательное влияние на поведение новых собственников. В результате министерства и госконцерны продолжали играть ключевую роль в ценообразовании, определении профиля производства, снабжении и распределении материальных и финансовых ресурсов.

    В 1992 г. началась программа массовой приватизации с использованием начисленных населению специальных платежных средств. (СПС). Но из-за несовершенства нормативно-производственной базы, связанной прежде всего с крайней ограниченностью их использования, в 1993 г. было реализовано только 3% СПС. Во многом это было связано с низкой осведомленностью населения о формах приватизации, неэффективным методом самого использования СПС. В результате сложилось отрицательное общественное мнение к массовой приватизации. Положение стало улучшаться лишь в 1994 г., когда СПС населения были заменены на приватизационные купоны, представлявшие собой ликвидные ценные бумаги.

    Начало второго этапа приватизации (1994-1995 гг.) охарактеризовалось очень низким уровнем выполнения программных задач: за 3 квартала 1994 г. приватизировано только 25% годовых объемов. Причины сложившегося положения: ограниченность используемых методов приватизации, несовершенство нормативной базы, недостаточная скоординированность деятельности Фонда госимущества и отраслевых министерств. Значительно была ослаблена финансовая дисциплина, т.к. многие предприятия имели задолженность по выкупу приватизированного имущества, нарушались сроки по погашению ранее выданных кредитов, не практиковался учет начисления дивидендов на государственный пакет акций. Приватизация крупных предприятий промышленности, строительства, оптовой торговли была приостановлена. Отсутствовала нормативная база по внедрению новых методов управления госсобственностью. Практически не проводилась работа по задействованию механизма ликвидации и реорганизации неплатежеспособных предприятий, затянулся процесс обмена СПС на купоны.

    В целях разрешения этих и многих других проблем была разработана вторая Программа приватизации, которая включала три основных элемента:

    • - первое - все оставшиеся малые предприятия должны быть проданы на конкурсной основе с аукционов за наличные деньги;
    • - второе - доля акций государства в предприятиях, приватизированных уже на 1 этапе, должна быть продана на приватизационные свидетельства и на наличных аукционах, с участием индивидуальных владельцев приватизационных свидетельств, а также инвестиционных фондов;
    • - третье - средние и крупные предприятия должны быть приватизированы следующими методами: бесплатным распределением 5% акций предприятия руководителям и рабочим (ранее коллективу безвозмездно передавалось 25-27%); продажей на ваучерных аукционах 25% акций; продажей оставшихся 70% акций через аукцион или по конкурсу.

    При прямой продаже оставшихся акций целевым инвесторам, включая и иностранных, считается, что они должны иметь стратегическую позицию в данном секторе промышленности. В начале 1995 г., в качестве варианта конкурсных приватизационных предложений, была принята "схема ключевого инвестора", в соответствии с которой участникам торгов не требуются предоставления бизнес-планов и предложения цены в качестве единственных критериев оценки. В целом, второй этап отличается новым, качественным подходом к приватизации: отмена льгот трудовым коллективам, преобразование государственных предприятий только в Акционерные Общества открытого типа, применение таких методов приватизации, как конкурс конкурирующих проектов, индивидуальные проекты приватизации, метод стратегических инвесторов.

    В осуществлении программы приватизации Правительству Кыргызстана была оказана помощь Всемирного Банка по кредиту Международной Ассоциации Развития (МАР) - 60 млн. долл., под названием РЕ8АК. В 1994 -1995 г.г. по данной Программе было проведено диагностическое обследование 27 крупных убыточных предприятий промышленности относительно их жизнеспособности. В середине 1994 г. при Кабинете Премьер-министра было организовано Агентство по реконструкции и принятию решений по предприятиям (АРПРП) как временный орган для наблюдения над пассивной реконструкцией этих предприятий и ликвидации нежизнеспособных предприятий посредством контроля над убытками, снятия социальных и политических издержек, связанных с ликвидацией и реконструкцией предприятий, уведомления предприятий о том, что Правительство вынуждено ввести для них бюджетные ограничения. В 1996 г. из 27 обследованных предприятий 2 - добровольно покинули программу АРПРП, 7 - признаны нежизнеспособными (из них 6 - убыточных промышленных предприятий подверглись процедуре банкротства, 1 - подлежит ликвидации), на 11 - завершена реконструкция, остальные 7 находятся в программе. На основе обследования от предприятий отделены объекты социальной и производственной инфраструктуры, находящиеся на их балансе, с последующей передачей этих объектов в местные органы управления, сокращена численность занятых на 50%, определены пути приватизации этих предприятий. Программа АРПРП, рассчитанная на 1994-1998 гг. предусматривает в дальнейшем: не допускать никаких бюджетных отчислений предприятиям в 1997 г.; финансовые отчисления на счет самого АРПРП проводить только для завершения его роли как ликвидатора; все претензии и иски к ликвидированным предприятиям уладить в течение 1998 г., после чего программа прекратит свою работу.

    В ходе реализации процесса приватизации в Кыргызстане за 1991-1996 гг. приватизировано около 6 тысяч предприятий или 60% от общей численности государственных объектов. В разрезе отраслей экономики уровень приватизации составляет: в промышленности - 77%; сельском хозяйстве - 40%; строительстве - 54%; транспорте - 46%; торговле - 95%; бытовом обслуживании - 100%; в непроизводственной сфере - 18%; в остальных отраслях - 11%. Из всех приватизированных предприятий 37% составили частные предприятия, 38% - коллективные, 21% - акционерные общества, 4% - общества с ограниченной ответственностью. Этот довольно значительный количественный результат приватизации не сопровождался к сожалению, качественными изменениями в социально-экономической ситуации.

    За период 1991-1995 гг. Кыргызстан сделал упор на формальном разгосударствлении, причем на количественном его аспекте, собственно темпах приватизации, что было довольно слабо связано с финансовой стабилизацией, антимонопольной политикой, структурной перестройкой, привлечением новых инвестиций. В результате не произошло существенных изменений, которые способствовали бы созданию духа предпринимательства, конкурентной борьбы, предпосылок к новым подходам в организации производства и управления. Приватизированные предприятия оказались неспособными оплатить поставщикам за сырье, материалы, электроэнергию и вынуждены были работать не в полном режиме. Из-за этого резко сократился их объем производства и ухудшились финансовые результаты.

    Критическая оценка процессов приватизации, сделанная Правительством республики, вызвала необходимость разработки новой государственной Программы разгосударствления и приватизации на 1996-1997 гг. Согласно Программе будет преобразовано 499 государственных предприятий со стоимостью основных фондов более 433 млн. сомов. На данном этапе предстоит преобразование средних и крупных предприятий, а также более действенное использование механизма санации нерентабельных хозяйствующих субъектов или их банкротства. Реализация Программы предусматривает следующие основные направления:

    • - денежная продажа объектов государственной собственности и реализация индивидуальных проектов приватизации;
    • - создание условий для формирования отечественных управляющих фирм и обеспечение их участия в процессе приватизации;
    • - формирование системы государственных мер защиты интересов инвесторов - собственников ценных бумаг;
    • - реализация мер по эффективному управлению оставшейся государственной собственностью.

    Что касается массовой приватизации, связанной с безвозмездным обменом приватизационных купонов граждан на акции реорганизованных предприятий, то она также вступает в завершающую стадию. На купонные аукционы будут выставлены акции наиболее привлекательных для граждан предприятий и организаций производственных отраслей и социальной сферы. Приватизационные купоны, не реализованные в ходе обмена СПС, направлены на приобретение акций приватизируемых объектов, рентабельных предприятий - "Кыргызэнергохолдинга", госконцерна "Кыргызалтын", "Кыргызтелекома" с передачей права получения дивидендов по акциям Социальному фонду на цели поддержки социально уязвимых слоев населения, пенсионеров и инвалидов. Реализация указанной двухлетней программы приватизации в целом должна способствовать завершению процесса разгосударствления экономики и приватизации собственности, созданию полноценных институтов рыночной инфраструктуры, формированию реального класса собственников, преодолению иждивенческого поведения населения, адаптации всех хозяйствующих субъектов к рыночным условиям.

    УДК: 332.1 (470+571) ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ

    Тунаева З.А.

    Цель: теоретическое обоснование места и роли государственного и частного секторов в современных условиях, их сравнительный анализ, определение особенностей и перспектив развития секторов.

    Методы проведения работы: в исследовании использовались метод анализа и синтеза, экономико-статистический метод и метод сравнительного анализа.

    Результаты: рассмотрены точки зрения отечественных экономистов на соотношение государственного и частного секторов, проанализированы данные за 1995-2010 годы, характеризующие динамику развития секторов и численность занятого в них населения, исследованы позитивные и негативные стороны развития секторов, преимущества и недостатки работы на частных и государственных предприятиях.

    Область применения результатов: результаты исследования могут быть использованы государственными структурами при разработке планов развития частного сектора экономики, а также при совершенствовании процессов преобразования отношений собственности.

    Ключевые слова: частный сектор; государственный сектор;

    соотношение секторов; занятость.

    PROBLEMS OF CORRELATION OF PUBLIC AND PRIVATE SECTORS OF ECONOMY

    Purpose: theoretical justification of the place and role of public and private sectors in modern conditions, their comparative analysis, defining characteristics and prospects of the development of sectors.

    Methodology: in the research used the method of analysis and synthesis, the economic-statistical method and the method of comparative analysis.

    Results: considered the points of view of domestic economists on the correlation of public and private sectors, analyzed the data for the years 1995-2010, describing the dynamics of the sectors and the number of people employed in these sectors, have been studied both positive and negative aspects of the development of sectors, the advantages and disadvantages in the private and public enterprises.

    Practical implications: results of the study can be used by state agencies in drafting plans for the development of the private sector, to improve the processes of transformation of property relations.

    Keywords: private sector; public sector; the correlation of sectors; employment.

    В современном мире основой эффективного функционирования экономики является многообразие форм собственности. Наличие предприятий различных форм собственности приводит к здоровой конкуренции на рынке, необходимой для более продуктивной деятельности предприятий.

    Существуют различные точки зрения экономистов на необходимость государственного регулирования экономики. Одни считают, что рынок должен регулироваться автоматически, а участие государства должно быть минимизировано. Другие же наоборот утверждают, что полная монополия

    государства на рынке является источником роста.

    Достижение баланса в экономике путем поиска наиболее оптимального соотношения государственного и частного секторов, каждый из которых имеет собственный потенциал развития, имеет не только теоретический интерес, но и практическое значение. Равноправное функционирование двух секторов способствует формированию конкурентной среды и является стимулом к более эффективному производству. При этом монополия одного из секторов не желательна, так как каждый из них имеет свои особенности. Слабые стороны одного сектора должен компенсировать другой. Дисбаланс секторов может создать неправильный тип общественного устройства.

    Большой российский государственный сектор по причине недостаточной эффективности имеет тенденции к сокращению. Во время экономического кризиса частный сектор не обладает достаточной силой для преодоления появившихся проблем, поэтому отсутствие государственной поддержки в такие периоды может привести к самым нежелательным последствиям. Там, где частный бизнес не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами, на помощь должно приходить государство. В то же время государственные предприятия не всегда являются рентабельными, в отличие от частных, основная цель которых заключается в получении прибыли. Частный сектор является более мобильным, легче адаптируется к технологическим изменениям и внедряет инновации. Поэтому те сферы, где государство не в силах обеспечить эффективность производства, должны регулироваться частными структурами.

    Первостепенные интересы госсектора обычно сводятся к улучшению экономических показателей развития страны, социальному благополучию населения, получение прибыли отходит на второй план. В России неэффективность госсектора обусловлена скорее всего тем, что во времена реформ наиболее успешные предприятия были переданы в собственность частных структур, так как убыточные предприятия не пользовались спросом.

    Среди наиболее прибыльных приватизированных предприятий можно выделить «ЮКОС», «Сибнефть», «Норильский никель», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Сиданко» и другие .

    Частный сектор включает в себя предприятия, ориентированные на получение максимальной прибыли, социальная ориентация сохраняется не на всех предприятиях.

    Соотношение государственного и частного секторов может варьироваться под влиянием проводимых государством мероприятий, таких как приватизация и национализация. Смысл этих двух антагонистических категорий заключается в радикальном преобразовании ранее существовавших институтов собственности. Так, при переходе на рыночные рельсы в 90-х годах 20 века, российское правительство кардинально изменило соотношение двух секторов в пользу частного путем массовой приватизации государственного имущества. Поспособствовшие этому представления о неэффективности государственного сектора предполагали, что смена собственника значительно повысит производительность труда и повлечет за собой рост экономических показателей. Динамика количества предприятий государственного и частного секторов приведена ниже в таблице 1.

    Таблица 1

    Распределение предприятий и занятого в них населения в экономике Российской Федерации по формам собственности за 1995-2010 гг.

    (тысяч предприятий на конец года / тысяч человек)

    Годы Всего Государственная и муниципальная Частная Прочие

    Число предприя тий Число занятых Число предприя тий Число занятых Число предприя тий Число занятых Число предприя тий Число занятых

    1995 2250 66330 520 27945 1426 22750 304 15635

    2000 3346 64517 368 24371 2510 29776 468 10370

    2005 4767 66792 412 22499 3838 36178 517 8115

    2006 4507 67174 413 22038 3639 37223 455 7913

    2007 4675 68019 405 21796 3855 38327 415 7896

    2008 4772 68474 393 21530 3976 39110 403 7834

    2009 4908 67463 383 21097 4128 39014 397 7352

    2010 4823 67577 365 20566 4104 39585 354 7426

    Данные за 1995-2010 гг., приведенные в таблице 1, наглядно демонстрируют постепенное сокращение доли государственного присутствия в экономике. В 1995 году доля госсобственности составляет 23,1% от общего числа российских предприятий и организаций, а в частном секторе сосредоточено 63,4% предприятий. В 2000 году государственный сектор экономики сокращается на 12,1% по сравнению с 1995 годом, и составляет 11% всех предприятий. В 2005 году эта цифра достигла 8,6%. Параллельно со снижением доли государственного сектора наблюдается поэтапное увеличение количества частных предприятий. Их доля возросла с 63,4% в 1995 году до 75% в 2000 году. В последующие 5 лет прирост составил 10,5%. В 2010 году в частной собственности находится 85% всех российских предприятий. И это еще не предел. В соответствии с последним прогнозным планом приватизации планируется передать в частные руки большое количество государственных

    предприятий.

    Очевидно, что приватизация имеет позитивные стороны, но осуществлять ее нужно в соответствии с принятыми в развитых странах нормами.

    Кононкова Н.П. считает, что: «Оптимального соотношения между секторами не существует, если не считать оптимальным ненулевой государственный сектор». Перегруженный функциями вследствие незавершенных преобразований российский госсектор, имеет подвижные границы, которые зависят от множества факторов. Размеры секторов варьируются под влиянием качественного состояния экономики. Чем оно выше, тем больше шансов на разрастание частного сектора экономики. В случае низкого качественного состояния национальной экономики, имеет тенденции к увеличению государственный сектор экономики .

    Е. Балацкий считает, что оптимальное соотношение государственного и частного секторов определяется по правилу "золотого сечения". Распределение собственности между государством и частными структурами должно производиться в соответствии с пропорцией 38 на 62%. Если доля государственного сектора близка к 38%, то в стране реализуется капиталистическая модель экономического развития. Если же наоборот доля частного сектора близка к 38%, то считается, что в стране реализуется социалистическая модель экономического развития. В случае отклонения от золотой пропорции государство попадает в зону риска .

    Получается, что по Балацкому, Россия более не нуждается в повторной приватизации, а скорее наоборот. На долю частного сектора приходится более чем 62%, а следовательно «золотое соотношение» вновь не достигнуто.

    Однако, увеличение частного сектора не всегда связано с приватизацией государственного имущества. Это может быть создание новых предприятий на базе частной собственности и расширение деятельности уже имеющихся в его арсенале предприятий. Соответственно сокращение государственного сектора

    может происходить вследствие ликвидации некоторых предприятий и прекращения их деятельности. Это наглядно подтверждают данные таблицы 1. Количество частных предприятий за период с 2000 по 2010 годы увеличилось на 1594 тыс. Количество государственных и муниципальных предприятий вместе взятых сократилось на 3 тыс. В эти годы приватизационная политика была приостановлена. Следовательно рост частного сектора произошел за счет появления новых частных предприятий. Скорее всего этому способствовала политика государства, направленная на поддержку частной инициативы, а также создание условий для процветания малого и среднего предпринимательства.

    С ростом частного сектора, увеличивалось и количество занятого в нем населения. Поэтому одним из показателей, характеризующих масштаб частного и государственного секторов, является численность занятого в них граждан.

    Анализ официальных данных Госкомстата показывает, что с 1995 года происходит значительный отток занятых из государственных предприятий в частные. Далее с каждым годом количество занятых в государственном секторе с каждым годом сокращается. Соответственно темпы развития частного сектора набирают обороты, обеспечивая население рабочими местами. К 2000 году доля занятых в госсекторе достигает 38%, а в частном 46%. А в 2010 году в госсекторе уже занято на 8% граждан меньше, в то время как частный сектор демонстрирует рост на 13%. В итоге в частном секторе сосредоточено 59% занятого российского населения.

    При этом преимущества работы на частном предприятии не являются настолько значительными, чтобы способствовать такому увеличению количества занятого в частном секторе граждан. Считается, что на частном предприятии наемный работник получает более высокую оплату за проделанную работу, чем на государственном. Однако заработная плата работника частного предприятия напрямую зависит от результата проделанной работы. На частном предприятии контроль за деятельностью рабочих носит

    более суровый характер, поскольку собственник первостепенно нацелен на получение максимальной прибыли. Чего не скажешь о предприятии госсектора, основное предназначение которого сводится к предоставлению социально значимых товаров и услуг по доступным для населения ценам, вследствие чего они не всегда являются прибыльными. К тому же на государственном предприятии работник получает пакет социальных гарантий, а на частном рабочие чувствуют себя менее социально защищенными. Владельцы частного бизнеса всячески стараются укрывать часть доходов от налоговых структур, в том числе не производят в полном объеме пенсионные отчисления. Работники государственного предприятия могут рассчитывать на получение пенсии в старости. В то же время не все частные работодатели удерживают процент из заработной платы своих работников для ежемесячных отчислений в пенсионный фонд.

    В последнее время все чаще наблюдается взаимодействие двух секторов в качестве партнеров. В данном случае сокращается бюджетная нагрузка на государство благодаря финансовым и материальным ресурсам частного сектора, а частный сектор получает государственную поддержку в качестве надежной нормативно-правовой базы, субсидий, гарантий. К тому же партнерство позволяет государству и бизнесу реализовать те проекты, которые самостоятельно они реализовать не в силах.

    Существенное влияние на развитие секторов и их взаимодействие оказывает общество. Выступая в роли общественных организаций, партий и средств массовой информации, оно обладает определенной движущей силой. Необходимо учитывать общественные интересы, иначе смысл проводимых мероприятий теряется, если в итоге конечная цель - благосостояние народа, не достигается. Однако степень его влияния на государство и бизнес должна иметь ограничения, иначе при слабости двух секторов доминирующая роль общества может привести к анархии.

    Помимо поиска оптимального соотношения секторов экономики,

    необходимо решить вопрос эффективности производства в каждом их них, будь то государственное предприятие или частное. Одного изменения соотношения между ними недостаточно, так как вопрос об относительной эффективности секторов является спорным. Неэффективность госсектора не является доказанной.

    В настоящее время выход из стагнации видится правительством в развитии частного сектора экономики и приватизации многих государственных предприятий. Бесспорно, это снижает нагрузку на государственный бюджет и стимулирует привлечение инвестиций в страну. Однако приватизация не является гарантом более эффективной экономики. В случае полного исключения государства из экономической жизни страны возможна дезорганизация экономических отношений. Передача прав собственности частному сектору необходимо производить селективно. Политика приватизации в каждом регионе должна проходить избирательно, и быть направлена на сглаживание региональной дифференциации.

    Природные ресурсы, такие как леса, недра, водные объекты, биологические ресурсы должны оставаться в собственности государства. Передача их в частную собственность российских, а тем более иностранных компаний, является несовместимым с идеей технологического прорыва и экономического роста. Стратегический сырьевой ресурс России, должен принадлежать народу, а не избранным представителям частных структур.

    Список литературы

    1. Калабеков И. Г. Российские реформы в цифрах и фактах (справочное издание). М.: РУСАКИ, 2007. - 16 с.

    2. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2011. 792 с.

    3. Кононкова Н.П. Государственный сектор в рыночной экономике: вопросы теории и современной российской практики: Дис. ... д-ра экон. наук.

    М., 2010. 325 с.

    4. Балацкий Е., Ефимова Н. История цивилизаций в контексте соотношения государственного и частного секторов экономики // Общество и экономика. 2006. №4. С. 186-189.

    5. Варнавский В.Г. Концессии в экономических отношениях государства и частного сектора: Дис. ... д-ра экон. наук. М., 2003. 379 с.

    6. Козин М.Н., Мартышов Е.П. Диалектика развития государственного и

    частного секторов экономики в России // Аудит и финансовый анализ. 2008. №4. [Электронный ресурс]. URL:

    http://www.auditfin.eom/fin/2008/4/Kozin/Kozin%20.pdf (дата обращения: 29.02.2012).

    7. Милославский С.Л. Эволюция государственного и частных секторов российской экономики в период трансформации отношений собственности: Дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2006. 294 с.

    1. Kalabekov I.G. Rossiyskie reformy v tsifrakh i faktakh . Moscow. 2007. 16 p.

    2. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. Moscow: Russian State Statistics Committee, 2011. 792 p.

    3. Kononkova N.P. Gosudarstvennyy sector v rynochnoy economike: voprosy teorii i sovremennoy rossiyskoy praktiki . Moscow, 2010. 325 p.

    4. Balatskiy E., Efimova N. Istoriya tsivilizatsiy v kontekste sootnosheniya gosudarstvennogo i chastnogo sectorov economiki . Obshchestvo i ekonomika, no. 4 (2006): 186-189.

    5. Varnavskiy V.G. Kontsessii v economicheskikh otnoshemiyakh gosudarstva i chastnogo sectora . Moscow, 2003. 379 p.

    6. Kozin M.N., Martyshov E.P. Dialektika razvitiya gosudarstvennogo i

    chastnogo sectorov economiki v Rossii . URL:

    http://www.auditfin.com/fin/2008/4/Kozin/Kozin%20.pdf (accessed February 29, 2012).

    7. Miloslavskiy S.L. Evolutsiya gosudarstvennogo i chastnogo sectorov rossiyskoy economiki v period transformatsii otnosheniy sobstvennosti . St. Petersburg, 2006. 294 p.

    Тунаева Зайнаб Абидиновна, аспирантка кафедры «Экономика и социология труда»

    Дагестанский государственный университет Ул. Батырая, 4, г. Махачкала, 367000, Россия z. tunaeva@gmail. com

    DATA ABOUT THE AUTHOR Tunaeva Zaynab Abidinovna,

    post-graduate student of the chair Economics and labour sociology

    Dagestan State University

    4, Batyraya st., Makhachkala, 367000, Russia

    z. tunaeva@gmail. com

    Рецензент:

    Мирзабалаева Ф.И., кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика и социология труда» Дагестанского государственного университета

    Основу частной экономики, как и частного сектора, составляют следующие компоненты:

    Натуральное хозяйство - модель частной экономики; ей свойственен дефицит товарно-валютного обмена внутри хозяйства и создание продукта теми, кто его употребляет.

    Подобная модель выступает как рыночное хозяйство, которое зародилось вследствие формирования товарно-валютного обмена. Присутствие данного обмена - черта рыночной экономики. Изготовители формируют частные блага с целью реализации (продукты), а покупатели удовлетворяют собственные частные необходимости, приобретая их за свои ресурсы (за ).

    Товары и финансы - основные значения рыночной экономики. Замена продуктов на финансы (товарно-финансовый обмен) характерны только лишь рыночной экономике. Продукты - частные блага, которые с поддержкой средств удовлетворяют частные необходимости.

    Рыночное хозяйство - модель частной экономики, которой свойственно присутствие товарно-валютного обмена внутри хозяйства и изготовление продукта и услуг для их реализации с целью извлечения выгоды. Рыночное хозяйство превалирует над натуральным хозяйством, благодаря этому фактору оно представляется более современным. Данное превосходство состоит в способности к саморегуляции, значащей, что изготовители формируют только те продукты, какие необходимы покупателям.

    Представление частного сектора, его значимость для экономики

    Частный сектор экономики - элемент экономики государства, не находящийся под контролем самой страны. Частный сектор формируют хозяйства и компании с частной капитализацией. Частный сектор разделяется на коллективный, экономический и индивидуальный секторы экономики.

    Допускается сделать акцент на 2 категории факторов, ограничивающих формирование частного . Первоначальный фактор - это основания первостепенного (общеэкономического) характера, заложенные в финансовой политике страны, второстепенный фактор – условия местного (в основном координационного) характера.

    Суть новой общественно - финансовой стратегии и основание концепции реформирования государства, приняты в ее постепенном, раздельном преобразовании к российскому принципу сообщества постиндустриального вида. Стратегия формируется на новой основе с передовыми чертами особенностей существования людей, активной рыночной экономикой, при существенной значимости страны в развитии модификаций ее регулирования.

    Функции страны, в результате чего трансформируются на:

    • Создание единых законодательных предпосылок, собственного ряда законов исполнения для лиц, функционирующих в рыночной экономике;
    • Прямое обладание и руководство ключевыми составляющими инфраструктуры общенародного хозяйства, природными монополиями, особенно значимыми в общественно-политическом, финансовом и экономическом взаимоотношении производствами;
    • Разработку и осуществление интенсивной индустриальной политики, участие в основополагающих инвестиционных, структурно - научно-технических программах посредством абсолютного, либо неполного их финансирования, предоставления финансовых гарантий, дотационных кредитов и иных типов экономической поддержки частного сектора экономики.

    Партнерские взаимоотношения между частным сектором и страной представлены основным компонентом функционирования экономики государств. Данные взаимоотношения включают в себя обширный диапазон типов работы и разных функционирующих участников, что усложняет конкретное установление определения партнерства.

    Партнерские взаимоотношения создаются в ходе союза ресурсов, экономических средств и познаний частного сектора и государства с целью сокращения расходов; обеспеченья увеличения качества услуг; улучшения приспособления их предоставления. Деятельность, в рамках какой формируются партнерские взаимоотношения, сравнима с формированием некоего социального блага, которое частный сектор или никак не имеет возможность реализовать, или никак не хочет формировать собственноручно.

    Одной из перспектив для страны, где преобладает стремление динамично формировать партнерские взаимоотношения с частным сектором, выступает создание учреждений и специализированных организаций, занятых организацией помощи для частных фирм. Данные органы занимаются возможными партнерствами в частном секторе в качестве учреждения содействия вложений, занимаются заграничными фирмами, исполняющими непосредственные вложения, а учреждения помощи небольшого бизнеса занимаются маленькими фирмами.

    Иной способ укрепления оптимального коллективного управления – это формирование образовательных подразделений, которые могут применяться -секторами в оценке комплекса трудных законов и распоряжений, регламентирующих данную сферу.

    Приватизация и модификация в рыночной экономике в качестве источника развития частного сектора

    В нормативных бумагах, отображающих проблемы управления госсектором, в свойстве главного инструмента регулировки его состава и структуры рассматривается разгосударствление. При этом подразумевается, что сектор в его нынешнем варианте необходимо уменьшать, сохраняя за страной только основные компании (с точки зрения защиты, общественной политики и т.д.). Разгосударствление – это всего лишь первостепенный метод перемены масштабов госсектора. Альтернативой представляется , т.е. выплата страной компаниям пакетов акций частных собственников. Согласно ряду справедливых факторов этот способ сегодня никак не применяется, тем не менее, его использование может быть целесообразно. Можно напомнить и о методе численного модифицирования госсектора, как стадии формирования и видоизменения (устранение, объединение, уничтожение, соединение) госпредприятий.

    Встроенным блоком приспособления управления объектами сектора становится инструмент, разрешающий отказываться от субъективизма при принятии постановлений о приватизации, национализации, реструктуризации, ликвидации определенного объекта. Подобное следует для того, чтобы сберечь стратегически значимые предметы в составе сектора и исключить угрозы сохранения их без залога бюджетной экономической подпитки.

    Стратегия правительственного регулирования экономики ориентирована в настоящее время на постепенное уменьшение непосредственного вмешательства страны при усилении непрямого влияния на частный сектор. Объемы помощи сфер, производственных комплексов и компаний за расчет денег бюджетов весьма незначительны, при этом совершается трансформация от экономного финансирования больших проектов к помощи единичным и качественно трудящимся фирмам.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш