» »

Характеристика хора. Типы хоров. Количественный состав хора. Хоровой коллектив. Структура хора. Количественный и качественный состав Переложения однородных хоров с переменным количеством голосов для смешанных хоров

03.11.2019

Государственное образовательное учреждение РФ

Ростовский педагогический колледж им.К.Д.Ушинского

АННОТАЦИЯ

на хоровое произведение для смешанного хора acappella

Р. Шумана «Ночная тишина»

Выполнила: студентка 41 группы

Сапункова Вера

Преподаватель: Пясецкая Т.И

Ростов,2008 г.


Роберт Александр Шуман (1810-1856) – немецкий композитор, пианист, музыкальный критик. Родился в семье книгоиздателя. В 1828 г. поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. Кроме этого, учился у Фридриха Вика на фортепиано (1830 год). В 1829 году Шуман переводится в университет Гейдельберга, который в 1830 году бросил. Учась в университете, он побывал в Мюнхене, где познакомился с Гейне, а также в Италии. Начал заниматься композицией и переложениями у Дорна. В 1834 г. основал «Новую музыкальную газету». В 1840 г. Шуман женился на Кларе Вик (в этот период он написал много песен и циклов: «Мирты», «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта»). В 1850 г. выступал как хоровой и симфонический дирижёр. В 1856 г. после двух лет безрезультатного лечения в психиатрической больнице Шуман скончался.

Выразитель эстетики немецкого романтизма. Создатель программных фортепианных циклов («Бабочки», 1831; «Карнавал», 1835; «Фантастические пьесы», 1837; «Крейслериана», 1838), лирико-драматических вокальных циклов («Любовь поэта», «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», все 1840); внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций («Симфонические этюды», 2-я редакция 1852). Опера «Геновева» (1848), оратория «Рай и Пери» (1843), 4 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром (1845), камерные и хоровые сочинения, музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (1849). Написал «Жизненные правила для музыкантов».

Хоровые произведения – «Доброй ночи», «Ночная тишина», «Реквием» на стихи Гете, «Сцены из Фауста», «Странствия Розы» для хора и оркестра, «Мужские хоры», «Черно-красно-золотой». Кроме этого написал более 130 песен, в том числе на стихи Гейне и Гете,музыка к драмматической комедии к Манфреду.

Р. Шуман относится к романтикам, а им свойственно было стремление к миниатюрам, такой миниатюрой является «Ночная тишина», где музыка выражает чувства композитора, его мысли, переживания.(Нотное приложение)

Ночью звезды на бархатном небе не спят,

В реке отражаясь, горят.

Все спокойно, безмолвно, заснул каждый лист.

Воздух ночи прозрачен и чист.

Льет на землю луна свой серебряный свет.

Близок раннего утра рассвет,

И блеснет солнца луч золотой,

Солнца свет над землей.

Хоровой жанр: хор acappella

Жанр произведения: хоровая миниатюра.

Музыкальная форма.

Музыкальная форма: одночастная

Тематический анализ

Музыкальные темы: 1-е предложение (1-8 т)- контрастная тема в сравнении с другими, в соответствии с музыкальной формой сходства тем нет, сложный мелодический язык (усложнен скачками в мелодии),красивая, яркая мелодия.

Стиль письма: склад письма - смешанный, с преобладанием гомофонно-гармонического. С 1-11 такты – гомофонно-гармонический склад письма, с 12-14 такта – элементы полифонии (иммитация), далее до конца - гомофонно-гармонический.

Ладотональный план.

Основная тональность – Es-dur.

Отклонения в тональности – преобладают отклонения в субдоминатовую сферу. По строению он состоит из трёх предложений (1е -7 тактов, 2е -7 тактов, 3е -11 тактов) с дополнением (4 такта).

Метроритмика

Ритм: в целом ритмический рисунок достаточно сложный. Характерные ритмические фигуры – пунктирный ритм, триоли. Основой ритмического движения для всех партий является пунктирный ритм (рис.1) (восьмая с точкой и шестнадцатая). В 22-23 т. есть дробление ритма у сопрано, альтов и теноров (триоли) для активизации движения при подведении к кульминации. Есть эпизод (21 такт) где у теноров,сопрано и альтов – триоли.

Размер: 3/4. В элегической хоровой миниатюре Шумана слышен как бы отголосок вальса, своеобразная вальсовость. Таким образом передает атмосферу природы ночью, предрассветной природы. Напротяжении всей миниатюры размер неизменен.

Гармонический язык. Красочный, богатый гармонический язык отражает картину ночной природы, он сложен по своей структуре, яркие и одновременно светлые, мягкие сочетания голосов образуют очень насыщенный гармонический язык, особенно красивы и богаты сочетания партий теноров,альтов и сопрано.

Голосоведение. Поступенное и плавное мелодическое развитие мелодического рисунка соответствует образной сфере покоя или созерцательности этого хорового произведения. Хотя в начале произведения с 1-7 такты мелодия скачкообразная, это несколько подчеркивает текст 1-ого предложения. Мелодия выразительна, это подчеркивают первые 2 предложения по образно-эмоциональной уравновешенности.

Сопрано- скачкообразная мелодическая линия практически напротяжении всего произведения,характерны скачки на кварту и квинту,с 18 по 23 такты деление сопрано на 1 и 2.

Альты – плавная мелодическая линия, но встречаются и скачки (на кварту).

Тенора – скачкообразная мелодическая линия с элементами иммитации, опевания звука, пропевание на одном звуке.

Басы – плавная мелодическая линия, удержание на одном звуке.В 28-29 т. деление на басы и октависты.

Темп: спокойный и умиротворенный темп Andante. Агогическое отклонение – фермата в 23 т.

Динамика: почти полное господство динамики р и рр действительно создают ощущение ночной тишины и полного умиротворения. В тексте возникают предрассветные ощущения («Близок раннего утра рассвет…»), которые озаряются солнечными красками в кульминации (тт. 22-23) на словах «Солнца свет над землёй». Все музыкально-выразительные средства направлены на достижение кульминации: дробление ритма для активизации движения, crescendoдо f, уплотнение фактуры, за счёт увеличения количества голосов (Aделятся на A1 и A2), устремлённое движение вверх у S1, вводный септаккорд с квартой в тональность Dна сильную долю (с ферматой), и плавное разрешение с diminuendoдо ррp.(Пр.1)

Вокально-хоровой анализ

Тип хора: смешанный.

Диапазон партий

Тесситурное неудобство есть у басов (си субконтроктавы), сопрано (ля 2-й октавы). Это создает вокально-хоровые трудности у этих партий, требующих разрешения при работе с хором. Неравноценность тесситурных соотношений голосов хоровой партитуры может повлечь за собой задачу искусственного динамического «выравнивания» неансамблирующих созвучий.

Ансамбль: естественный ансамбль (уравновешен во всех партиях).

Строй: вертикальный (гармонический)

Вокальные трудности: СОПРАНО – в 1,2,4,5 тактах большие скачки на квинту, сексту Б и М, в 19 такте ля 2 октавы, преобладает позиционная неровность в исполнении восходящих и нисходящих мелодических скачков, в17,18,19 тактах деление на 1 и 2 сопрано, встречаются хроматические ходы, в 22 такте триоли и в 23 такте фермата, в 26,27 тактах – скачки на сексту, квинту вниз. Вокальные трудности подобного рода преодолеваются в процессе «впевания» произведения. Хоровое исполнение невозможно без активного певческого дыхания, с помощью которого преодолеваются не только вокальные трудности, но и трудности строя. АЛЬТ – позиционная ровность напротяжении всего произведения, за исключением 4,5,18,25 тактов, где есть скачки на квинту, сексту. В 17,20,21,22 и 23 такте деление на 1е и 2е альты, в 23 такте фермата, встречаются хроматические ходы. Вокальные трудности подобного рода преодолеваются в процессе «впевания» произведения. Хоровое исполнение невозможно без активного певческого дыхания, с помощью которого преодолеваются не только вокальные трудности, но и трудности строя. ТЕНОР – позиционная ровность всей партии, встречаются скачки в 4,14, 25 тактах на сексту, кварту, есть хроматические ходы(Пр.2), знаки альтерации, трудность – шестнадцатые длительности, опевание отдельных звуков. Вокальные трудности подобного рода преодолеваются в процессе «впевания» произведения. Хоровое исполнение невозможно без активного певческого дыхания, с помощью которого преодолеваются не только вокальные трудности, но и трудности строя. БАСЫ – позиционная ровность партии, за исключением 24,25,28,29 тактов. В 28,29 тактах си контроктавы – низко для басов!Пунктирный ритм, хроматических ходов нет. Вокальные трудности подобного рода преодолеваются в процессе «впевания» произведения. Хоровое исполнение невозможно без активного певческого дыхания, с помощью которого преодолеваются не только вокальные трудности, но и трудности строя.

Чтобы преодолеть эти трудности, необходимо помнить, что медленный темп не способствует сохранению строя, особенно в исполнении a cappella, а быстрый темп осложняет исполнение интонационно неудобных моментов. Поэтому в процессе репетиционной работы необходимо чередовать различные темпы, а отдельные мелодические ходы или аккордовые соединения по вертикали отстраивать вне ритма по руке дирижера. Выверению строя способствует исполнение закрытым ртом, при котором слуховой контроль исполнителей становится более пристальным. Преобладание тихой звучности может повлечь за собой ослабление роли дыхания и потерю ощущения крепкой вокальной опоры в исполнении, поэтому целесообразно чередовать пропевание произведения или его фрагментов в различной динамике и с применением различных вокальных штрихов.

Дыхание: так как преобладают длительные музыкальные фразы в медленном темпе, то преимущественно используется цепное дыхание. Дыхание на паузах в 9,10,23 тактах,есть так же короткое дыхание, связанное со стремительным движением музыки к кульминации с 18 по 22 такты, что создает трудности в вокально-хоровой технике.Свободное дыхание у басов, благодаря небольшим фразам в партии и длительным паузам.

Характер звуковедения и атака звука: звуковедение плавное, мягкое, на legato.Характер звука – светлый, мягкий, нежный, прозрачный, собранный, прикрытый, аккуратный, передающий ощущение ночного покоя и тишины, но к концу более насыщенный, яркий, солнечный, светлый, ведущий к кульминации. Звуковедение и атака звука неразрывно связаны с певческим дыханием. С 1-7 такты дыхание общегрупповое для S, А, Т, с 8-11 и с 14-18 т. общегрупповое для S, А, Т, В. С 18-22 цепное дыхание у Sи А.

Характер певческого дыхания - спокойное, цепкое, легкое. Особенность в 23 такте – фермата для всего хора.

Дикционные трудности: в раскрытии образа важную роль играет дикция. Текст следует произносить мягко, распевно, произносить «р» в словах утрированно (пример: бархатном, отражаясь, рассвет и т.д.),окончания фраз на «т» (лист, спят, горят, чист, рассвет и др.), в 22 такте с триолями «и блеснет солнца луч золотой» быстрое проговаривание текста,четкое пропевание звонких согласных звуков. У басов в последних 2х тактах звуки поются с закрытым ртом. Так как произведение медленное и фразы длительные, применяется редуцирование «е» и «а», воизбежание отделения слов и следовательно, потери характера. Пример: Ночь-юзвез дынабар-хат-номне-бене-спят. Гласные пропеваются, согласные в конце слова произносятся оглушенно.

Тембры голосов и бесконечное разнообразие их нюансов зависят от характера произношения текста, его образно-смыслового воплощения в пении. Эта ансамблевая задача является одной из наиболее важных в кругу исполнительских средств, характеризующих хор как единственный в своем роде «говорящий» музыкальный инструмент.


Дирижерские трудности

Передать с помощью небольшого и мягкого жеста на legatoобраз ночной природы, ее красоты, покоя и тишины.Основные дирижерские трудности: маленькая амплитуда жеста, работает кисть,пунктирный ритм, выдержанные звуки на 3 долю, вступление басовой партии с 8 такта, в 11 такте ауфтакт на 3 долю вступают сопрано и альты «воздух ночи», в 12 такте точный показ вступления теноров – это создает элемент полифонии, точность вступления по руке в 8,9,10 тактах после пауз, в 22 такте триоли показ активным увеличивающим амплитуду жестом, смена динамики, а значит и жеста на более активный с увеличивающейся амплитудой при подходе к кульминации,фермата, окончание на «р» и «т» - точное снятие и уменьшение жеста, мягкость, уход к концу на p. Снятия и ауфтакты мягкие с задержкой, отдача легкая, плавная.

Вывод: в этом хоровом произведении музыка гармонично сочетается с литературным текстом. Как слова, так и звуки передают красоту ночной природы, ее умиротворение и покой. Очень хорошо сочетается текст и динамические оттенки. Переходя от pк fкомпозитор изображает сначала ночной покой, а затем приход утра и просыпание природы от ночного сна. «Солнца луч золотой, солнца свет» на эти слова приходится кульминация всего произведения, так как это отражает значимость солнца в нашей жизни, ведь солнечный свет – это жизнь,а каждый новый день – это новая жизнь.Это так же ярко подчеркивают и использованные композитором средства музыкальной выразительности: динамические переходы, тембр, мелодия, насыщенная гармония, умеренный темп, непростой ритм. Разучивая и исполняя данное произведение хор приобретет очень важные качества: аккуратный собранный звук, мягкое и плавное звуковедение, умение менять динамику с pна f, голосовые навыки – пение на высоких и низких звуках, пропевание сложных скачков и гармонических сочетаний в партиях. Дирижер так же приобретает важные качества: умение держать хор на p, умение показать жестом смену динамики, вступление различных партий, приобретает мягкость, легкость, плавность жеста с последующей активизацией к концу. Это произведение может научить контролю над хором поющим на pи главное правильному выражению и показу идеи произведения, его характера.

Смешанный хор образуется в результате соединения детского или женского хора с мужским; в смешанном хоре — две группы голосов: верхняя — женские или детские голоса, нижняя — мужские голоса.
Типичный состав четырехголосного смешанного хора имеет партии сопрано, альтов, теноров и басов. Примером такого состава может служить хор из I действия оперы «Руслан и Людмила» Глинки — «Светлому князю и здравье и слава»:

А. Неполный состав смешанного хора
Смешанный хор может иметь в своем составе не все названные партии, а лишь некоторые из них. Например, в хоре могут быть альты, тенора и басы; пли же сопрано, альты и тенора; любая комбинация одной из хоровых партий верхней группы может сочетаться с одной из партий нижней группы (сопрано + тенора, альты + басы, альты + тенора и т. д.). Такие составы образуют неполный смешанный хор.

Б. Удвоения голосов в смешанном хоре
В зависимости от фактуры музыкального произведения, смешанный хор может петь в унисон (редкий случаи) или в октаву, так называемый октавный унисон (распространенный случай); может также петь и на два голоса, в последнем случае партия сопрано обычно дублируется в октаву партией теноров, а партия альтов — партией басов. Все одноголосные и двухголосные хоровые произведения, таким образом, могут быть исполнены смешанным хором с октавными удвоениями.
При исполнении смешанным хором музыкального произведения, изложенного на три голоса, наиболее распространенный прием дублирования — октавные удвоения между первыми сопрано и первыми тенорами, между вторыми сопрано и вторыми тенорами, между альтами и басами.
Примером дублирования голосов в унисон и октаву могут служить помещенные ниже отрывки из оперы «Князь Игорь» И. Бородина:

В. Возможности смешанного хора в связи с разделением голосов

Выше было сказано, что смешанный хор в своей основе имеет четырехголосие. Однако возможности смешанного хора далеко превосходят это типичное для пего изложение. Если в хоровых партитурах, рассчитанных на однородный состав, разделение доходит до четырех, пяти, шести и даже семи голосов, то нетрудно представить возможности разделения партий смешанного хора, имеющего в своем составе два однородных хора.
Рассмотрим некоторые комбинации, получающиеся от разделения голосов смешанного хора, приняв для этого следующие условные обозначения: голоса обозначаются буквами (С — сопрано, А — альты, Т — тенора, Б — басы); цифры возле буквы обозначают исполняемую партию — первую или вторую и т. д. Например, С 1 обозначает первые сопрано, С 2 — вторые сопрано и т. д.

1. (С 1 +С 2)+А+Т+Б
2. С+(А 1 +А2)+Т+Б
3. С+А+(Т 1 +Т 2)+Б
4. С+А+Т+(Б 1 +Б 2)

1. (С 1 +С 2) + (А 1 +А 2)+Т+Б
2. (С 1 +С 2)+А+(Т 1 +Т 2)+Б
3. (С 1 +С 2)+А+Т+ (Б 1 +Б 2)
4. С+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+Б
5. C+(A 1 +A 2)+T+(Б 1 +Б 2)
6. C+A+(T 1 +T 2) + (Б 1 +Б 2)

1. (C 1 +C2)+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+Б
2. C+(A 1 +A2)+(T 1 +T 2)+(Б 1 +Б 2)
3. (С 1 +С2)+А+(Т 1 +Т 2)+(Б 1 +Б 2)
4. (С 1 +С2)+(A 1 +A 2)+Т+(Б 1 +Б 2)

(С 1 +С 2)+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+(Б 1 +Б 2)

Возможны и иные комбинации. Нередки случаи, когда музыкальное произведение требует исполнения на два и даже на три хора.
Таким образом, по числу голосов, на которое рассчитано исполняемое произведение, смешанный хор может быть одноголосным, двухголосным, трех-, четырех-, пяти-, шести-, семи-, восьмиголосным и т. д.

В русской музыкальной литературе много многоголосных хоров. Рекомендуем учащемуся проанализировать хоры Танеева ор. 27.

Быть певчим Данилова монастыря — великий труд. Ведь хор в монастыре — участник практически всех его мероприятий. Это, конечно же, воскресные и праздничные богослужения (а учитывая количество храмов и престолов в монастыре, праздники бывают по нескольку раз на неделе). Это служение акафистов, молебнов, панихид и отпеваний. Очень часто хор принимает участие в Патриарших и Архиерейских службах в монастыре и за его пределами.

А быть участником концертного состава хора тяжело вдвойне. Ведь кроме такой активной богослужебной деятельности, существует не менее активная концертно-просветительская. Выступления по Подмосковью,туры по России и за рубежом... У певчих почти не бывает не только свободных дней, но иногда и свободных часов!

Многие артисты хоров Москвы подрабатывают певчими, и многие певчие московских храмов работают в хоровых коллективах Москвы. Но почти никого из участников хора Данилова монастыря вы не встретите в других коллективах. Невозможно совмещать из-за нехватки времени!

Конечно, такую нагрузку можно выдержать только будучи искренне привязанными к монастырю и хору, а именно такими и являются все певчие этого коллектива. Несмотря на то, что некоторые из них работают здесь с момента основания — большая часть по 10-15 лет, а самым молодым участникам еще нет 30 — хор для них большая семья, где они делятся друг с другом самым сокровенным, сопереживают и стараются помогать друг другу во всем. Такую атмосферу в коллективе на протяжении долгих лет создавал и поддерживает по сей день художественный руководитель и главный регент хора — Георгий Сафонов. Он, не только как внимательный учитель, хороший товарищ, но и как добрый отец опекает каждого из своих артистов, знает все об их семьях, быте, каждому из них помог или помогает устраиваться в жизни.

По заверению Георгия Сафонова, каждый из его певчих уникален. Конечно, у каждого из них высшее хоровое или вокальное образование, опыт артистической и ансамблевой работы, музыкальная грамотность на высшем уровне. Но самое главное в его артистах — умение абстрагироваться от внешних обстоятельств, забыть о своих проблемах и выложиться на выступлениях на 200%. Именно это и отличает Праздничный мужской хор Данилова монастыря от других хоровых коллективов — целеустремленность,искренность, одухотворенность, полное единение со зрителем, какую бы программу не исполнял хор.

Художественный руководитель и главный регент

Георгий Сафонов родился 3 июля 1964 года в Белоруссии, в городе Минске. В 1971 году в возрасте семи лет поступил в Среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской Государственной консерватории по классу хорового дирижирования. Пел в хоре мальчиков под руководством заслуженного артиста России И. А. Журавленко.

Школу закончил в 1982 году. В этом же году поступил в Российскую Академию музыки им. Гнесиных в класс заслуженной артистки России, доцента М. А. Бондарь (ученицы известного в России дирижера, последнего регента Синодального хора, профессора Московской консерватории Н. М. Данилина).

Учебу в Академии совмещал с работой в двух коллективах — детском камерном хоре Детского Дома культуры «Москворечье» (художественный руководитель) и камерном хоре «Виват» Музыкального общества Московской области (хормейстер). В 1988 году на Первом Всероссийском конкурсе дирижеров в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) стал лауреатом (II премия). По окончании пяти курсов поступил в ассистентуру-стажировку Академии, которую закончил в 1991 году.

В период ассистентуры являлся преподавателем кафедры хорового дирижирования Академии (класс дирижирования и хоровая аранжировка). В 1990 стал главным дирижером хора Московского Баховского центра, а в 1991 году художественным руководителем и главным дирижером Московского ансамбля солистов «Русское возрождение».

С 1989 года был приглашен певчим на клирос в Московский Новодевичий монастырь, где начал обучаться регентскому делу. С 1991 года начал певческую карьеру в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре РПЦ г. Москвы.

Солисты хора

Корогод Александр Иванович. Первый тенор.

В монастыре поет с ноября 2012 года.

Родился в г. Михайловке Волгоградской области. Окончил Волгоградске училище искусств имени П.А. Серебрякова, Академию хорового искусства им. В.С. Попова. Сотрудничал с хором Сретенского монастыря. Является основателем, арт-директором и продюсером эстрадной арт-группы «Хор Брависсимо».

Денисов Денис Николаевич. Второй тенор.

В монастыре поет с 2002 года.

Получил музыкальное образование в Православном Свято-Тихоновском Богоявленском Институте на факультете церковного пения, окончил аспирантуру РАМ им. Гнесиных. С 2003 по 2013 год художественный руководитель и главный дирижер хора Церкви Святого Тихона Патриарха Всероссийского в Клину.

Савенков Дмитрий Викторович. Тенор-альтино.

В монастыре поет с 2011 года.

Родился на Украине в г. Харькове. Окончил РАМ им. Гнесиных, в 2010 году поступил в МГК имени П.И. Чайковского на кафедру оперно-симфонического дирижирования. Работал хормейстером Государственной Русской хоровой капеллы имени А. А. Юрлова п/р Г. А. Дмитряка, сотрудничал с Московским камерным хором В. Н. Минина, Государственным академическим русским хором им. А. В. Свешникова, Государственной академической симфонической капеллой В. Полянского. Служил как певчий во многих монастырях Москвы и Подмосковья.

Обухов Валерий Петрович. Бас.

В монастыре поет с 2011 года.

Заслуженный артист России, окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, ГИТИС имени А. В. Луначарского. Солист Московского государственного академического Детского музыкального театра имени Н. И. Сац. В составе хора Данилова монастыря выступает с 1995 года, провел более ста гастрольных выступлений в России и за рубежом.

Певчие хора

Алексей Замлелый. Тенор.

Окончил Ставропольское краевое училище искусств, Ростовскую государственную консерваторию имени С. В. Рахманинова и аспирантуру по классу хорового дирижирования. Был певчим и хормейстером Донской хоровой капеллы «Анастасия», сотрудничал с Ростовским мужским хором «Светилен». Служил регентом в храме св. Димитрия Ростовского, руководил профессиональным смешанным хором имени св. Димитрия Ростовского.

Александр Пронин. Тенор.

Получил образование в Российской академии музыки им. Гнесиных. Работал в Московском камерном хоре под руководством В. Н. Минина, параллельно был солистом Московской филармонии. В хоре Данилова монастыря поет с начала 2000-х годов.

Игорь Краснощеков. Тенор.

Окончил Ростовскую государственную консерваторию имени С. В. Рахманинова по классу альта. Как альтист сотрудничал с Оркестром Радио и Телевидения, большим симфоническим оркестром п/у В. И. Федосеева и Симфоническиим оркестром кинематографии. Работал певчим в капелле имени А. А. Юрлова, а также в синтез-капелле п/у Г. Шайдуловой.

Александр Кандзюба. Бас.

Родился в Донецке. Выпускник Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского. Работал в Кемеровском государственном институте культуры преподавателем кафедры хорового дирижирования, параллельно являлся регентом собора Николая Чудотворца в Кемерово. Организовал I фестиваль церковных хоров Урала и Сибири «Встреча».

Андрей Украинцев. Бас.

Родился в Челябинске, где окончил музыкальное училище и институт искусств, работал регентом в кафедральном соборе Челябинска.

Увлекается рыбалкой, собирает грибы, занимается консервированием и виноделием, а также вяжет на спицах.

Евгений Ильинский. Бас.

Получил образование в РАМ им. Гнесиных, работал в камерном хоре министерства культуры СССР п/у. В. Полянского, в ансамбле «Пересвет». Лауреат международного конкурса в Лос-Анжелесе в составе «Хоровой Академии» п/у. А. Седого. В хоре Данилова монастыря с 1997 года.

Александр Безденежных. Баритон.

Служит в хоре Данилова монастыря более 20 лет, помощник художественного руководителя как на клиросе, так и за его пределами. Окончил отделение церковного пения Московской городской учительской семинарии, работал с хором «Православные певчие» п/у Г. Смирнова.

Кирилл Кисляков. Баритон.

Родился в Болгарии, город Варна. Окончил Академию хорового искусства имени В. С. Попова. Сотрудничал с благотворительным фондом «Мир искусства» п/у В. М. Тетерина в разных областях России, занимался музыкой с детьми-сиротами и инвалидами. Занимается организацией концертов.

Александр Конев. Баритон.

Родился в Республике Коми. Выпускник РАМ им. Гнесиных. Регент, занимается организацией концертной деятельности хора Данилова монастыря.

Сергей Герасимов. Бас.

Родился на Урале, с детства любил народную музыку, играл на гармонике и баяне. Учился вокальному пению у профессора Содовской Хелены Багиславовны. Певчий хора Данилова монастыря с 1998 года. Успешно сочетает медицинскую практику психиатра-нарколога с пением в церковном хоре.

Иван Пименов. Тенор.

Родился в Москве. В 2005 году закончил Московскую Православную Духовную Семинарию. Работал в Архитектурном бюро. Владеет греческим языком, благодаря чему сотрудничает с Александрийским подворьем, Греческим культурным центром, МГУ, МИД. В монастырском хоре поет с 2006 года.

Увлекается спортом, любит кататься на велосипеде и горных лыжах.

Алексей Юрченко. Баритон.

Родился на Камчатке. В 2000 году окончил Камчатское областное музыкальное училище и поступил в Астраханскую Государственную Консерваторию по классу хорового дирижирования. С 2004 года служил регентом мужского хора «Скимен» при Иоанно-Предтеченском монастыре. В 2007 году создал хор мальчиков «Воскресение». С 2009 по 2011 — художественный руководитель мужского хора при Астраханской филармонии. В монастыре поет с 2013 года.

Родился и живет в Москве. Музыкальное образование получил сначала в Московской капелле мальчиков, затем в Московском училище при Московской консерватории как хоровой дирижер. После училища поступил в ГИТИС на факультет «актер музыкального театра». Работал солистом в Московском государственном академическом детском музыкальный театре им. Н. И. Сац. Служил певчим в хорах под управлением В. К. Полянского, А. Седова, В. Н. Минина. Был солистом ансамблей ГСВГ (группа советских войск в Германии) и «Дон Казакен» (Германия). Поет в хоре Данилова монастыря с 2010 года.

Николай предпочитает классическую музыку, джаз и советские фильмы.

Петр Фомин. Тенор.

Родился в Москве. В 1988 году закончил Московский Энергетический Институт. С 1983 по 1989 год пел в Хоре Молодежи и студентов под управлением Б. Г. Тевлина, с 1991 по 1993 год — в хоре Новоспасского монастыря. Служил в хоре «Древнерусский распев», а так же в подворье Псково-Печерского монастыря в Москве (Сретенский монастырь). С 1989 г. по 1991 г., а затем с 1999 года — работа в хоре Данилова монастыря.

Александр Кадин. Бас.

Родился в городе Ош, Киргизской АССР. В 1982 году переехал в Абхазию, закончил школу в городе Тудаута и музыкальное училище города Сухуми. С 1998 года работал на клиросе Ново-Афонского монастыря и в Абхазской хоровой капелле. С 2007 года живет в Москве. В Даниловом монастыре поет с 2010 года.

Александр женат, воспитывает 6-х детей.

Александр Гаркуша. Баритон.

Святое крещение принял в Южно-Казахском городе Туркестан, где проживало много ссыльных греков, за счет которых сформировалась сильная церковная община. Навыки пения в церкви приобрел у своей бабушки, которая служила Богу на клиросе. По окончании школы поступил в музыкальное училище на отделение фортепиано. С 1973 по 1975 год служил в войсках специального назначения. В 1983 году окончил дирижерско-хоровой факультет Алма-Атинской государственной консерватории, после чего был принят в группу ударных инструментов Государственного симфонического оркестра. С 1986 года работает артистом-инструменталистом в Казахском гастрольно-концертном объединении «Казахконцерт». В дальнейшем — работа аккомпаниатора и преподавателя фортепьяно в детских музыкальных школах Подмосковья. С 1990 года служба певчим в Новодевичьем монастыре, после чего в 1993 году принят на должность певчего братского хора, а затем праздничного клироса Данилова монастыря, где служит и по настоящее время.

Александр с огромным интересом относится к российскому спорту, любит футбол и соревнования по боями без правил.

Смешанный хор. Полный смешанный хор, имеющий в своём составе все хоровые партии – сопрано, альты, тенора, басы, по праву считается наиболее совершенным типом хорового коллектива с уникальными вокально-техническими возможностями. Благодаря этим возможностям смешанному хору доступны произведения различной степени сложности. Общий диапазон – «ля» контроктавы - «до» третьей октавы.

Широкий спектр тембровых характеристик партий позволяет хормейстеру добиться различного их сочетания. Виртуозность исполнения партии сопрано дополняется глубиной звучания партии басов. Мощность, объёмность звучания хору придаёт наличие басов-октавистов. Роль гармонического заполнения выполняют серединные партии теноров и альтов.

Смешанный хор обладает уникальными динамическими возможностями. Особой красотой звучания в смешанном хоре отличаются произведения распевного, широкого характера.

Все профессиональные хоровые коллективы в большинстве своём являются смешанными. Именно для этого типа хоров написано множество различных по объёму, содержанию, стилю и средствам музыкальной выразительности произведений.

Неполные смешанные хоры (юношеские) встречаются крайне редко. Они существуют как учебные коллективы в хоровых училищах и реже как самодеятельные в общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях. При работе с юношеским хором необходимо учитывать его специфику. Юношеское пение требует щадящей вокальной нагрузки. Следует избегать форсированного пения на крайних звуках диапазона. Репертуар для юношеских хоров состоит из произведений с облегчённым видом переложений.

Однородный мужской хор: состав – партия Теноров, партия Басов, возможно наличие октавистов. В практике хорового исполнительства профессиональные мужские хоровые коллективы встречаются крайне редко. Диапазон мужского хора - «ля» контроктавы - «до» второй октавы. Нижние звуки диапазона поручаются октавистам. Верхний отрезок диапазона иногда исполняется тенорами фальцетом. Ведущей партией мужского хора является партия тенора, исполняющая, как правило, основную мелодическую линию.

Произведения для мужского хора можно встретить в хоровом творчестве старых мастеров (Лассо, Палестрина), в западной и русской хоровой классике (Шуман, Мендельсон, Чайковский, Римский-Корсаков и др.). Для этого состава хора были сделаны прекрасные обработки народных песен. Произведениями для мужского хора богата православная духовная музыка и оперная литература.

Женский хор: состав – партия Сопрано, партия Альтов. Звучание женского хора отмечается своеобразным тембровым богатством и достаточно большими техническими и исполнительскими возможностями. Общий диапазон женского хора – «фа» малой - «си» второй, «до» третьей октавы. Чаще всего используется рабочий диапазон от «соль»» малой октавы до «ля» второй октавы.



Для женского хора написано довольно большое количество оригинальных классических и современных хоровых сочинений.

Количественный состав хора

Норма минимального состава смешанного хора 12-16 человек. В настоящее время минимальным составом хора принято считать 16-24 человека. Меньшее количество обычно называют ансамблями (в настоящее время 12-20 человек. Средний состав хора не менее 24 (32-40) участников предполагает разделение каждой хоровой партии на две. Большой хор – 80-120 человек.

Петербургская хоровая капелла – 90 человек, Большой хор Всесоюзного радио – 95 человек, Государственный мужской хор Эстонии – 80 человек, Государственная русская республиканская капелла им. А.Юрлова – 80 человек.

Максимальный состав хора - 120-130 человек.

Сводные хоры в странах Балтии – до 10 тысяч человек.

П.Г.Чесноков: «При трёх умелых певцах является возможным образовать минимальную по составу хоровую партию. Наименьшее количество певцов для каждой партии – три».

Сопрано – 3

Альты – 3

Тенора – 3

Басы - 3

Всего – 12 человек - такой хор мы называем малым смешанным хором (неполный хор – чистое четырёхголосие).

Когда количество певцов в каждой партии хора удвоится (а в басовой партии утроится), он превратится в средний смешанный хор с наименьшим количеством певцов (полный)

Первых Сопрано – 3

Вторых Сопрано – 3

Первых Альтов - 3

Вторых Альтов - 3

Первых Теноров – 3

Вторых Теноров 3

Баритонов - 3

Г л а в а в т о р а я

СОСТАВ ХОРА

По составу хора наиболее распространенными являются три главных типа: 1. Хор женских или детских голосов (или тех и других вместе), 2. Хор мужских голосов, 3. Хор смешанных голосов.*

Хор первого типа, состоящий из сопрано и альтов, и хор второго типа, состоящий из теноров и басов, называются однородными хорами. От соединения этих двух однородных хоровых групп (верхней и нижней) получается одна смешанная группа, так что хоры первого и второго типа можно считать за две половины хора третьего типа. Этим отнюдь не отрицается их самостоятельное значение, но обе вместе они образуют наиболее совершенный тип хора - смешанный хор.

Хор первого типа составляют: 1-е сопрано, 2-е сопрано (или меццо-сопрано), 1-е альты и 2-е альты (или контральто).

Если иллюстрировать этот состав простейшим хоровым аккордом, то голоса хора располагаются так:

Хор второго типа составляют: 1-е тенора, 2-е тенора, баритоны, басы и октависты.

Тот же аккорд для хора этого состава следует расположить так:


Соединив однородные хоровые группы 1-го и 2-го типа, мы получим полный смешанный хор, наиболее совершенный тип хора, который должен состоять из девяти партий: 1) 1-е сопрано, 2) 2-е сопрано, 3) 1-е альты, 4) 2-е альты, 5) 1-е тенора, 6) 2-е тенора, 7) баритоны, 8) басы и 9) октависты.

Расположение аккорда для полного смешанного хора будет следующим:

При сличении диапазонов и регистров хоровых партий мы увидим (подробно в гл. III, ч. I), что полный смешанный хор распадается на четыре группы родственных голосов:

1) 1-е сопрано и 1-е тенора, 2) 2-е сопрано и 2-е тенора, 3) альты и баритоны, 4) басы и октависты.

Графически это можно изобразить так:

Вместе с тем по регистрам хор подразделяется (этому подразделению мы придаем особенное значение) на три слоя соответственно звучности аккорда (при удвоениях): 1) слой верхних голосов, 2) слой средних голосов и 3) слой нижних голосов, как это видно из таблички и нотного примера:

1. Слой верхних гол. - 1-е conp. + 1-е тен.

2. Слой средних гол. - 2-е conp. + 2-e тен. + альт. + барит.

3. Слой нижних гол. - басы + октависты

Недостаточно хорошая хоровая звучность нередко бывает обусловлена, между прочим, и тем, что эти три слоя голосов звучат в хоре неравномерно, неуравновешенно по силе звука: верхний слой - сильно, нижний - слабее, средний - еще слабее. (Подробнее об этом мы будем говорить в главе об ансамбле.)

Немаловажное значение имеет вопрос о наименьшем количестве певцов в каждой хоровой партии. Правильное разрешение его даст возможность обосновать дальнейшие выводы.

Если мы возьмем одного певца на партию, то, конечно, хоровой партии не получится, так как один певец - это солист.

Составят ли хоровую партию два певца? Нет, не составят: в тот момент, когда один певец будет брать дыхание, другой будет в положении солиста.

Если же мы возьмем на партию трех певцов, то партия составится: когда один из троих будет брать дыхание, то все же поющих остается два. Следовательно, при трех умелых певцах является возможность образовать минимальную по составу хоровую партию. Наименьшее количество певцов для каждой хоровой партии - три.

Если мы каждую партию составим из наименьшего количества певцов, то у нас получится:

Следовательно, для образования правильно организованного смешанного хора требуется не менее 12 певцов, распределенных по три на каждую партию. Такой хор мы назовем малым смешанным хором. Малый хор есть в то же время неполный хор**, он вынужден ограничиваться, как принято выражаться, «чистым четырехголосием».

Равномерно увеличивая каждую партию малого хора, мы будем приближаться к наименьшему количеству среднего (но уже полного) смешанного хора. Когда количество певцов в каждой партии малого хора удвоится (а в басовой партии - утроится), он превратится в средний смешанный хор с наименьшим количеством певцов, а именно:

В басовой партии, как видно из таблички, сделана перегруппировка: за счет октавистов прибавлен один певец в басовую партию. Это рекомендуется сделать потому, что басовую партию, как основную, нужно немного усилить. В отношении же октавистов можно допустить отклонение от основного принципа - «наименьшее количество певцов для партии - три»; партия октавистов, по существу, не является обособленной партией - эта прекрасная по звуку партия до некоторой степени уже роскошь в хоре (впрочем, почти необходимая). Партию эту следует использовать очень осторожно, не допуская злоупотреблений, иначе красочность ее звучания будет обесценена и даже станет надоедливой.

Средний смешанный хор наименьшего состава (27 человек) может исполнять за очень малыми исключениями почти всю хоровую литературу, так как это хор полный, т. е. составленный из 9 хоровых партий.

Равномерно увеличивая все его партии, мы будем приближаться к наименьшему составу большого смешанного хора. Когда количество певцов среднего смешанного хора удвоится, он превратится в большой смешанный хор с наименьшим количеством певцов:

Этому мощному хору доступна вся хоровая литература, так как каждая партия его может образовать по четыре правильные группы из 3 певцов на каждую.

Приведенные вычисления могут показаться несколько отвлеченными. Мы категорически на них не настаиваем, но считаем нужным указать, что они - результат многолетних наблюдений и опыта. Указывая начальное наименьшее число певцов большого смешанного хора, мы не беремся определить его предельную наибольшую численность, но считаем необходимым оговорить, что существует граница, за которой музыкальная звучность большого хора уже перерастает в шумовую звучность.

Что касается расстановки хора, то вопрос этот трактуется по-разному. Попытаемся все же найти для его разрешения объективные обоснования.

Хор, как выше говорилось, разделяется на четыре группы родственных голосов. Поставим партии первой группы в противоположных концах эстрады. Удобно ли им будет петь? Конечно, нет: они, как имеющие однородные диапазоны и регистры и поющие при удвоениях в октавах, всегда стремятся быть ближе одна к другой. Попробуйте октавистов отставить от басов, и вы услышите ропот первых: «Неудобно, не слышно басов, не на кого опереться». Поэтому родственные партии должны стоять в одной группе. При этом партии, составляющие слой верхних голосов и принимающие на себя большую часть мелодического материала, должны стоять с правой стороны от дирижера. Партии среднего слоя, заполняющие гармоническим материалом пространство между верхним и нижним слоями, размещаются по всему хору. Наконец, партии нижнего слоя, как фундаментальные партии, как основа, на которой покоится вся тяжесть хорового аккорда, должны тяготеть к центру.

Предлагаемая расстановка хора проверена опытом и наблюдениями. Но это не есть что-либо безусловно обязательное; иногда помещение и акустические условия могут потребовать некоторых изменений в расстановке хора***.

Рассмотрев различные виды хора и порядок его расстановки, остановимся на некоторых организационных вопросах.

Дирижер хора должен иметь помощников как по музыкально-художественной, так и по организационной части. Помощник дирижера по музыкальной части ведет подготовительную работу с хором и замещает дирижера в случае его отсутствия по каким-либо причинам.

Помощник дирижера по музыкальной части входит в состав хора, участвует во всей работе дирижера, усваивая его требования, чтобы в случаях замены не вносить от себя никаких новых истолкований. Двух влияний на хор и разных направлений в работе быть не должно. Само собой разумеется, что помощник дирижера должен иметь соответствующее музыкальное образование.

Помощником дирижера по организационной части должен быть староста хора.

Главная задача старосты хора - обеспечить тот порядок, ту организованность, которая необходима для художественной работы.

В каждой из четырех хоровых партий должен быть, кроме того, староста хоровой партии, который несет за нее ответственность как с организационной, так и с музыкальной стороны. Староста хоровой партии должен быть отличным опытным певцом, достаточно музыкально образованным. Староста хоровой парии - ее представитель, живая связь ее с дирижером. Он должен всесторонне знать каждого певца своей партии. Замечая недостатки певцов своей партии, он может и должен их указывать, добиваясь таким образом совершенствования каждого певца в отдельности и всей партии в целом. Малоопытного, технически слабо подготовленного певца староста должен отдать под руководство опытного певца, который руководит им до тех пор, пока он не приобретет опытности и не усовершенствует технику. Это руководство имеет большое практическое значение. Как бы ни был хорош по своим данным вновь вступивший в хор певец, он встречается с манерой пения, с приемами дирижера, ему еще не знакомыми, а потому сразу ставить его на положение совершенно самостоятельного певца нерационально. Староста хоровой партии является в этом случае незаменимым помощником дирижера. Непременно присутствуя при испытании голоса, слуха, знаний и навыков вновь вступающего в хор певца, староста должен немедленно выделить в своей хоровой партии опытного певца и отдать новичка ему под руководство.

Отсюда ясно, что в хоровую партию можно вновь принимать лишь столько певцов, сколько в ней есть опытных, могущих руководить новичками. При соблюдении такого порядка вновь вступивший не может быть тормозом для своей партии, мешать ей: при первой же ошибке он будет остановлен старшим певцом-руководителем. С течением времени, когда такой новичок постепенно приобретет опытность, усвоит приемы дирижера, научится поддерживать как частный, так и общехоровой ансамбль, строй и пр., - он становится самостоятельным певцом. Такому прошедшему учебный стаж певцу полезно дать со временем на выучку кого-либо из малоопытных: наблюдая ошибки своего ученика, он ясно поймет, кик необходимо было самому ему пройти этот «курс».

Староста хоровой партии должен, выбрать из ее состава одного певца, который ведал бы нотами своей партии. Рекомендуется при этом завести пять хороших, прочных папок - четыре для хора (по одной на партию) и одну для дирижера. Библиотекарь, получив от дирижера указание, какие сочинения и в каком порядке будут прорабатываться на репетиции, сообразно этому раскладывает ноты по папкам и передает их выделенным в каждой партии певцам. Дирижер объявляет вещь, подлежащую проработке. Ведающие нотными папками раздают ноты и, по окончании работы над данной вещью, тут же собирают их обратно в папки; даже староста не должен, помимо ведающих папками, распоряжаться нотами, - при соблюдении этого правила папки с нотами поступят по окончании репетиции к библиотекарю в том же порядке, в каком он их выдал. Папкой дирижера ведает непосредственно библиотекарь.

Все перечисленные организационные мероприятия имеют большое практическое значение. В хоре все должно быть связано, скреплено, спаяно. При четкой организации никакое нарушение музыкальной или общественной стороны дела не должно иметь места: организационные функции точно распределены, каждый раздел организационной работы отдан в надлежащие руки. Каждое звено разумно согласует свою работу с другим во имя интересов общего дела, в хор прочно внедряются организованность и дисциплина, необходимые для плодотворной художественной деятельности.

Нередко на дирижера, требующего дисциплины, бывают нарекания: его упрекают в излишней строгости, в чрезмерно повышенных требованиях. Конечно, все необоснованные требования подлежат осуждению.

Постараемся глубже вникнуть в этот вопрос.

Нам из опыта известно, к каким неутешительным результатам приводят иногда такие «требования». Как можно требовать, например, личного к себе расположения или искреннего и сердечного участия в общей художественной работе? Этого можно только желать, а достигается это не требованиями, а иными путями. Надо быть требовательным прежде всего к себе самому и знать, что всякая работа дирижера с хором должна быть творческим актом, что подъем, контролируемый чувством художественной меры, должен быть постоянным спутником дирижера и в подготовительной работе, и при публичном исполнении.

Дирижер всегда должен быть внешне опрятен, приветлив, никогда не допускать грубости: он должен твердо усвоить, что грубость и тонкая художественная работа исключают друг друга.

Дисциплину хора мы подразделяем на внешнюю и внутреннюю. Внешняя дисциплина - это порядок, обязательное условие для проведения всякой коллективной работы. Это внешняя дисциплина необходима как средство для воспитания и утверждения дисциплины внутренней, необходимой при художественной работе. Забота о поддержании внешней дисциплины - прямое дело старосты хора и старост хоровых партий, они спокойно и разумно устанавливают внешний порядок, нужный для работы. Но если о поддержании внешней дисциплины заботятся всегда только старосты, то это не прочно. Дирижер и сам должен постепенно и терпеливо прививать хору разумную и сознательную внешнюю дисциплину. Необходимо, чтобы певец, под влиянием мягкого настойчивого воздействия дирижера, дисциплинировал сам себя, отчетливо понял, что внешняя дисциплина зависит от него, что она необходима и что только при ее наличии хор способен к творческой художественной работе.

Внешняя дисциплина создает в хоре атмосферу серьезности, глубокого уважения к искусству, тот внешний порядок и ту сосредоточенность, которые вводят хор уже в область внутренней художественной дисциплины. Таким образом, дисциплина внутреннего порядка тесно связана с дисциплиной внешней. Без нее дирижеру вместе с хором трудно будет сделать свои занятия творчески содержательными. Творческая работа и тем более художественное исполнение - процесс тонкий и сложный. Для нее требуется необычайная сосредоточенность, вдумчивость, настроенность, углубленность. Творческий подъем, обусловливающий подлинное художественное исполнение, нельзя вызвать искусственно и поспешно. Но подготовить для него пути мы можем. Эти пути - укрепление внешней дисциплины и обеспечиваемое ею преодоление технических трудностей прорабатываемого материала. Когда дисциплинированный хор преодолевает эти трудности, тогда и проясняются пути, ведущие в область дисциплины внутреннего художественного порядка, при наличии которой только и может проявиться подъем и вдохновение.

Только при тщательном соблюдении всех требований внешней и внутренней дисциплины хор становится способным к вдохновенно-художественному исполнению и дело хора становится подлинным делом искусства.

Для успешной работы хора большое значение имеет музыкальная одаренность каждого певца. Поэтому при приеме нового певца дирижер должен обратить на его музыкальную одаренность достаточное внимание. У музыкально одаренного певца есть представление о красоте звука, а следовательно, и стремление найти такой звук; понадобится очень немного указаний и советов, чтобы надлежащий звук был найден. При усвоении элементарных сведений о дыхании и образовании звука музыкально одаренный певец с помощью очень немногих упражнений быстро достигает хороших результатов. Чем больше в хоре музыкально одаренных певцов, тем легче хор понимает и воспринимает требования дирижера, тем больше он успевает в своей работе.

Два слова о количестве и длительности репетиций. Из практики многих лет мы приходим к выводу, что наименьшее количество репетиций для самодеятельных хоров две в неделю. При одной репетиции в неделю результаты проделанной работы почти без остатка рассеиваются к следующей, приобретенные навыки сглаживаются. При этих условиях результаты не ощущаются, у певцов падает интерес к работе.

Профессиональные хоры должны заниматься ежедневно (кроме выходных дней). Длительность репетиций не должна превышать 2½ часов: первое отделение 1¼ ч., отдых - ¼ ч. и второе - 1 ч.

__________________

* Рассматривая вопрос о составах хора, П. Г. Чесноков не дает характеристики художественно-исполнительских возможностей того или иного типа хора. (Прим. С. Попова).

* Обращаем внимание на своеобразное употребление терминов: «полный хор» и «неполный хор». Под «неполным» - П. Г. Чесноков понимает хор малого состава, «полный» же хор - это такой хор, в котором хоровые партии могут делиться на группы. Это противоречит принятому в настоящее время пониманию вышеприведенных терминов. Под «неполным» понимается хор, в котором отсутствует какая-нибудь хоровая партия, например хор, состоящий из сопрановой, альтовой и теноровой партий. «Полным» же считают хор, в котором налицо все хоровые партии (сопрановая, альтовая, теноровая и басовая), вне зависимости от численного их состава. (Прим. С. Попова).