» »

Иерей Геннадий Ульянич. "Ангел покаяния". Священник Геннадий Урсов: в нашем селе и в советское время причащались все

21.09.2019

Родился 12 апреля 1942 г. в Москве. Воспитывался в семье деда — Андрея Козьмича Нефедова, бывшего одно время казначеем храма Преображения Господня в Богородском.

В годы учебы в средней общеобразовательной школе № 368 города Москвы прислуживал в алтаре и читал за богослужениями в храме Воскресения в Сокольниках. После переезда семьи на жительство в Богородское пономарил в храме Преображения Господня в Богородском, а затем — в храме Знамения Божией Матери у Рижского вокзала.

Закончив в 1959 г. общеобразовательную школу, в 1961-1964 гг. служил в рядах Вооруженных сил СССР. После возвращения из армии был алтарником и чтецом в храме иконы Божией Матери «Знамение» у Рижского вокзала.

В 1965 г. поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С весны 1966 г. нес иподиаконское послушание при епископе Ювеналии (Пояркове), а затем — исполнял послушание келейника и иподиакона при митрополите Никодиме (Ротове).

В 1969 г., закончив семинарию, поступил в Московскую духовную академию. В связи с перенесенной болезнью и поступлением в академию освобожден от исполнения обязанностей келейника митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима с 1 сентября 1969 г.

В 1969-1971 гг. совмещал обучение в академии с нештатным сотрудничеством в «Журнале Московской Патриархии».

Весной 1971 г. участвовал в подготовке и проведении Поместного Собора Русской Православной Церкви. 17 августа 1971 г. Советом Московской духовной академии была выражена благодарность за понесенные труды.

С 1971 г. нес иподиаконское послушание при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Пимене.

В 1973 г. закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за диссертацию по кафедре Пастырского богословия на тему «Значение опыта Церкви в жизни и служении пастыря» (руководитель — профессор протоиерей Алексий Остапов).

После окончания академии оставлен профессорским стипендиатом по кафедре Нравственного богословия (руководитель — профессор протоиерей Александр Ветелев) и назначен на должность дежурного помощника инспектора семинарии. В этом же 1973 г. начал преподавательскую деятельность в Московской духовной семинарии как преподаватель Общецерковной истории во 2 классе, а с января 1974 г. — Нравственного богословия в 3 и 4 классах.

9 сентября 1973 г., в день памяти преподобного Пимена Великого, в храме преподобного Пимена Великого г. Москвы Святейшим Патриархом Пименом рукоположен во диакона и оставлен на иподиаконской должности посошника.

17 апреля 1975 г. во внимание к церковным заслугам награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени.

3 мая 1975 г., в Великую субботу, в Богоявленском Патриаршем соборе города Москвы Святейшим Патриархом Пименом рукоположен во священника с возложением набедренника, камилавки и золотого наперсного креста.

С сентября 1975 г. по май 1976 г. нес послушание чтеца Крестового храма Владимирской иконы Божией Матери при Московской Патриархии в Чистом переулке.

21 апреля 1976 г. ко дню Святой Пасхи «за добросовестное и усердное несение пастырских обязанностей» в Богоявленском Патриаршем соборе г. Москвы Святейшим Патриархом Пименом возведен в сан протоиерея.

С 1 сентября 1976 г. Ученым советом МДА определен преподавателем Нравственного богословия на III и IV курсах академии.

1 сентября 1979 г. освобожден от должности дежурного помощника инспектора семинарии и от чтения лекций по Нравственному богословию на III и IV курсах академии и в 3 и 4 классах семинарии и назначен преподавателем Литургики в 3 классе семинарии.

18 ноября 1981 г. указом Святейшего Патриарха Пимена назначен настоятелем храма Преображения Господня в Богородском, «с предложением восстановить полный порядок в Преображенском храме».

15 апреля 1982 г. ко дню Святой Пасхи награжден правом ношения наперсного креста с украшениями.

В 1982-1991 гг. — сотрудник редакции «Журнала Московской Патриархии» и редактор Богослужебного отдела.

17 октября 1990 г. назначен настоятелем переданного Церкви храма Богоявления б. Богоявленского монастыря в Китай-городе — храм находился в аварийном состоянии, свод храма разрушен, барабан и купол отсутствовали.

10 декабря 1992 г. назначен благочинным церквей вновь образованного Китай-городского округа г. Москвы, в которое вошли все православные храмы города, находящиеся в границах бывших стен Китай-города.

1 февраля 1992 г. освобожден от преподавания в Московской духовной семинарии и Регентской школе при МДА.

1 сентября 1992 г. восстановлен в должности преподавателя Практического руководства для пастырей в 3 классе Московской духовной семинарии и Основ православной нравственности в Регентской школе при МДА.

12 сентября 1993 г. во внимание к усердным трудам и в связи с 20-летием священнослужения награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III ст.

29 декабря 1993 г. в дополнение к несомому послушанию назначается исполняющим обязанности настоятеля Патриаршего подворья в Китай-городе с храмами святителя Николая Мирликийского — «Красный Звон» и святых бессребреников Космы и Дамиана в Старых Панех, с поручением «озаботиться о скорейшем возвращении Церкви вышеуказанных храмов, а также принадлежащих им строений и земельных участков».

22 декабря 1994 г., в дополнение к несомому послушанию, назначен настоятелем вновь учрежденного Патриаршего подворья при воссоздаваемой часовне в честь Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот, что у Красной площади г. Москвы, «с поручением забот о каноническом соответствии данной часовни и об оборудовании ее всем необходимым для возобновления в ней богослужений».

11 апреля 1995 г. включен в состав вновь созданной Экзаменационной группы при Епархиальном совете г. Москвы под председательством протопресвитера Матфея Стаднюка для собеседования с лицами, поступающими в духовные учебные заведения.

В связи с происшедшими изменениями в административно-территориальном делении г. Москвы и образовании новых благочиннических округов, 1 апреля 1996 г. назначен благочинным церквей Покровского благочиннического округа г. Москвы, включающего в себя храмы и часовни, расположенные в территориальных управлениях «Китайгородское» (исключая Казанский собор на Красной площади) и «Таганское» Центрального административного округа города Москвы.

26 февраля 1997 г. за труды по восстановлению храма Богоявления в Китай-городе и плодотворное взаимодействие с городскими органами власти награжден государственной медалью «В память 850-летия Москвы».

7 октября 1997 г. во внимание к усердным трудам в Московской духовной семинарии и в связи с 55-летием со дня рождения награжден орденом прп. Сергия Радонежского II ст.

20 апреля 1998 г. «за усердное служение Церкви Божией, административные труды в Покровском благочинии стольного града и инициативу, проявленную по организации реставрационно-восстановительных работ по воссозданию былого благолепия в порушенной Святыне, организацию и открытие преподавания в учительской семинарии и в связи с 25-летием священнослужения» удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни.

С сентября 1998 г. — ректор Московской регентско-певческой семинарии при храме Богоявления в Китай-городе и ее преподаватель.

В 2000 г. преподавал Литургику в Николо-Угрешской духовной семинарии.

15 мая 2000 г. за «организационное руководство работами по реставрации и воссоздание памятника архитектуры XVII века "Собор Богоявленского монастыря" (Богоявленский проезд, 2/6)» стал лауреатом конкурса на лучшую реконструкцию, реставрацию и строительство зданий в историческом центре Москвы, завершенных в 1999 г.

11 августа 2000 г. награжден государственной медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II ст.

15 декабря 2000 г. вновь утверждается благочинным храмов Покровского округа города Москвы, включающего в себя «все храмы и часовни, расположенные в территориальных управлениях (управах) "Китайгородское" и "Таганское" Центрального административного округа г. Москвы с поручением попечения о Новоспасском мужском и Покровском женском монастырях».

12 апреля 2002 г. во внимание к многолетним усердным трудам и в связи 60-летием со дня рождения награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II ст.

3 мая 2005 г. во внимание к усердным трудам и в связи с 30-летием священнического служения награжден орденом прп. Серафима Саровского II ст.

В мае 2005 г. за «огромный вклад в воспитание подрастающего поколения» награжден памятной юбилейной медалью «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.»

С 20 февраля 2007 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II включен в состав Государственной комиссии по вопросам помилования г. Москвы.

17-18 мая 2007 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II участвовал во II Всероссийской конференции «Семья, дети и демографическая ситуация в России».

18 мая 2007 г. префектом Центрального административного округа г. Москвы объявлена благодарность «за большой личный вклад по возрождению духовности и культуры в Центральном административном округе и в связи с 15-летием образования территориальных органов исполнительной власти города Москвы».

28 апреля 2008 г. за усердное служение Церкви Божией, просветительско-миссионерские труды и в связи с 35-летием священнослужения и к празднику святой Пасхи удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш...».

В 2012 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен благочиным Иверского округа г. Москвы.

Отошёл ко Господу 28 июля 2017 года, на семьдесят шестом году жизни. Похоронен на Старо-Марковском кладбище г. Москвы.

Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы отец Геннадий Заридзе был хорошо известен в Воронежской области и до минувшего Рождества, когда в гостях у него побывал Владимир Путин. В прошлом году после многолетнего строительства при храме был, наконец, открыт детский приют. Он задумывался в помощь органам опеки, как место призрения детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Но волею судьбы приют стал прежде всего убежищем для ребят из Луганска, Донецка, Славянска, Краматорска, Алчевска. Однако разговор с отцом Геннадием мы начали с него самого - слишком нечастое явление, чтобы священнослужитель пришел к Богу из научной среды.

культура: Науку нередко противопоставляют религии, а в Вашей жизни они связаны. Как это получилось?

Заридзе: Меня с детства волновал вопрос: живет ли душа после смерти и в чем смысл нашего существования? Но мой отец преподавал в университете политэкономию и научный коммунизм, поэтому говорить о Боге в нашем доме было не принято. Я пытался найти ответы рациональным путем - изучал законы естествознания и в какой-то момент понял, что душа непременно должна жить всегда, как, например, волна, на которой работает радиоприемник, - ведь когда он ломается, индивидуальная волна продолжает быть. Точно так же и тело умрет, а мое «я» продолжит существовать.

Этот факт я хотел познать с научной точки зрения, может, потому и выбрал биофак, занимался физиологией нервных импульсов. Позже в поисках ответов поехал в питерский Институт мозга, где хотел найти хоть что-то важное, связанное с нейрофизиологией смерти. Нашел. Эти исследования известны: ученые фотографировали в высокочастотных разрядах умирающих людей, и в момент клинической смерти пленка фиксировала, как от тела отделялась шарообразная структура диаметром в десять сантиметров и уходила вверх. Против всех законов физики...

Я тогда ясно осознал, что моя научная диссертация по большому счету будет никому не нужна, и уж точно ни радости, ни любви никому не принесет. А служа Богу, я буду помогать и своей собственной душе обрести гармонию, и, возможно, конкретным людям - обрести священное знание, покой и поддержку уже в этой, земной, жизни.

В 1982 году судьба испытала меня на прочность - подкосила тяжелая болезнь. Понадобились годы, чтобы поправить здоровье, а тогда я был на волосок от смерти - мое тело, не подававшее признаков жизни, увезли в морг. Но я пришел в сознание в полной уверенности, что «тот мир» есть. Я знал теперь совершенно точно, что «там» Бог решал вопрос: оставить меня на покаяние на земле или нет.

культура: Несколько месяцев назад Вы осуществили свою давнюю мечту - открылся детский приют при вашем храме. Говорят, это далось Вам нелегко...

Заридзе: Да, еще в 2008-м, не имея средств, но с Божьей помощью мы всем миром приступили к стройке. Я сердцем чувствовал необходимость этого богоугодного дела. Помощь поступала не только из Воронежской области, но и других регионов: Москвы, Липецка, Тамбова. В итоге получился теплый дом для детей, оказавшихся на обочине жизни. Это не совсем приют в привычном понимании: мы обустроили десять квартир, в каждой - четыре комнаты, где могут проживать по шесть ребят вместе с патронатной мамой. В их распоряжении - просторная кухня с холодильником и плитой, комната для занятий, ванная со стиральной машиной и два санузла. Все по-домашнему уютно и красиво.

Но так получилось, что первыми постояльцами стали жители юго-востока Украины, бежавшие от войны. С мая прошлого года мы приняли около 980 человек, в том числе детей. Те, кто затем перебирался на постоянное место жительства, получал от прихода и неравнодушных прихожан помощь - деньги, вещи, посуду, постельное белье. Что касается детей из Новороссии, то мне особенно отрадно, что теперь они смогут сформировать для себя новую картину, понять, что дружба и любовь сильнее вражды и ненависти.


культура: А какие главные качества Вы воспитываете в детях?

Заридзе: Человека, даже маленького, переделать невозможно. Но мы пытаемся направить его в правильное русло, помогаем развивать все хорошее, а негативное нивелировать. Лучшим помощником в этом является простая беседа, объяснение ребенку последствий его проступков. Дети не всегда могут заглянуть в будущее, а мы им обрисовываем перспективу: будешь ругаться дурными словами, в твоем сердце поселится ненависть, начнешь сеять вокруг себя злость, близкие станут относиться к тебе плохо. Сделал гадость - получишь в три раза больше. Хочешь этого? Даже малыши задумываются...

Моя методика проста. Она основана на жизненном опыте, заповедях Божьих и любви. Без любви ничего хорошего не получается. Я молюсь за детей, потому что молитвой можно многое решить. Ведь человек - это совокупность духа, души и тела, которые без благодати Божьей потенциально разрозненны. Человек без Бога теряет целостность своего существа. И здесь крайне велика миссия священнослужителя. Из-за дефицита общения со священником даже у взрослых людей возникает очень много вопросов - к Богу, к церкви, к судьбе.

культура: Вы приравниваете молитву к целительной энергии?

Заридзе: Все виды энергии, которые есть во Вселенной, созданы Богом. Тепловая, световая, кинетическая, потенциальная... Человек научился различным образом определять их частицы и оперировать ими в своих исследованиях. Но есть еще один вид энергии - благодать Божья, которая исходит от Его сознания. Это идеальный и недоступный для человека вид энергии, который мы не можем пощупать, измерить, зафиксировать, но можем почувствовать по проявлениям. Взять, к примеру, схождение Благодатного огня в канун Воскресения Христова в Иерусалиме - это яркое проявление благодати. Необжигающий огонь противоречит всем известным законам физики.

Божественная энергия дает импульс для движения ядра в любом атоме. Нет других причин! Сама по себе жизнь противоречит земному закону термодинамики, который гласит, что все самопроизвольные процессы в природе идут с увеличением энтропии. То есть хаос может только порождать хаос, а жизнь - это усложнение процесса, значит, она не естественный природный закон, а подарок Всевышнего.

Только Богу подвластно нарушать все земные законы. Возьмем закон сохранения вещества. Как объяснить появление маслянистой влаги на иконах или мощах святых? Капли берутся из ниоткуда и стекают струями вниз, причем мироточить может и бумажная икона, и металлическая. Опять же против всех законов физики. А как объяснить, что вот уже почти 1700 лет тело праведника Спиридона Тримифунтского пребывает в неповрежденном виде: у него сохранились мягкие ткани, которые имеют температуру живого человеческого тела - 36,6 градуса?


культура: Став священником, Вы не отказались от научного познания мира?

Заридзе: Конечно, нет. Наука и вера - лишь разные способы исследования. Более того, наука, как вы помните, вышла из церкви, из монастырей.

Многие сегодня об этом не знают, да и вообще, будучи рационально воспитанными в русле псевдонаучного образования, считают подобный исторический факт нонсенсом. Именно поэтому мы и организовали Объединение православных ученых, куда входят более 250 авторитетных россиян со всех уголков страны. Сейчас наши ряды пополнились также представителями из Болгарии, Сербии, Польши, Греции. Я убежден, наука должна иметь морально-нравственное лицо, чтобы действовать людям во благо, а не во зло.

Ученые нашего Объединения тоже занимаются познанием мира. Одно из последних исследований - изучение чуда, происходящего ежегодно в храме острова Кефалония в празднование Успения Божией Матери. Засохшие сорванные лилии, лежавшие как украшение киота более четырех месяцев, не имеющие корня и воды, распускаются и цветут. Один из цветущих стеблей наши ученые взяли на исследование и доказали, что имеют дело с абсолютно жизнеспособным, настоящим растением. Ну и, разумеется, в рамках Объединения мы проводим беседы со школьными преподавателями «Основ православной культуры». К сожалению, многие из них пока очень отдаленно представляют себе суть предмета.

культура: Вы интересуетесь светской жизнью, политикой?

Заридзе: Политику не люблю. Но как гражданин своей страны хочу, чтобы правда и добро всегда торжествовали. Понимаю, что дьявол не перестанет искушать людей, но люди могут и должны обороняться и спасаться от дьявольского воздействия.


В мире немало тех, кто заинтересован в уничтожении Православной церкви, в том, чтобы всеми средствами ее опорочить, обесчестить, осрамить. На эти цели выделяются огромные средства, которые отрабатываются политиками, «экспертами», средствами массовой информации. Помните заявление бывшего министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта о том, что именно Православие представляет главную угрозу для западной цивилизации?

культура: Каким образом, мы, россияне, каждый на своем месте, можем дать отпор западной пропаганде?

Заридзе: Рецепт очень простой - надо укреплять веру в себе. Вера - это великая ценность. Если вера будет крепкой, Россию ждет колоссальная перспектива в будущем. Если же она будет утрачена, мы станем рабами на чужих плантациях.

И, наконец, надо все сделать, чтобы противостоять тем интервенциям, цель которых - окончательно рассорить и разделить народы, некогда объединенные в СССР. Хочу напомнить историю Византии, которая выстояла против войн, грабежей, но именно жесткий национализм поставил точку в ее существовании. Когда между людьми появляется разобщенность, выяснение отношений на почве национальностей, рушатся все основы. Когда один человек считает, что он на гривну дороже, чем его сосед, - это не от большого ума. Каждый христианин должен осознавать себя «гражданином Неба», понимая, что перед Богом нет национальностей. Тем более, что все мы дети Адама и Евы, по сути, родственники.

культура: А в чем Вы видите главную угрозу для современного российского общества?

Заридзе: В дохристианские времена у многих племен и народностей практиковались дикие нравы: принесение в жертву людей, бахвальство убийством женщин и детей, половая распущенность и т.д. Нравы скотские - обычаев никаких! Христос дал людям совсем другие принципы, общечеловеческие ценности - мы сейчас по ним живем. Но сегодня процветают и попытки ренессанса разного рода мерзостей, потакание низменным чувствам и извращениям, разрушение института брака. И все это выдается под соусом свободы личности. Никакой свободы в этом нет, это нарушение Божьих заповедей. Распущенность не может быть свободой.

культура: Но честнее ли вести себя непотребно с крестиком на груди?

Заридзе: А кто сказал, что так нужно поступать? Я верю, что люди должны осознанно прийти к Богу, должны понимать основополагающие принципы веры, осознавать смысл всего происходящего, должны знать, в кого они верят и зачем - иначе это слепая вера.


Наш приход проводит активную разъяснительную работу среди прихожан. Для дошколят при храме действует досуговый центр «Теплый дом». Мы выпускаем научный журнал, четыре газеты, в том числе детскую, молодежную и для многодетных семей. Детская киностудия «Журавлик» снимает мультфильмы. Есть свой Театр зверей с дрессированными кошками, собаками, петухами, крысами, хомячками.

В воскресной школе обучение ведется по 11 предметам, среди них - музыка, хоровое и церковное пение, лепка, керамика. И, конечно, закон Божий.

Два года назад по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия запустили семейное музыкально-разговорное «Радио Благовестие» на частоте 73,55 УКВ.

культура: Не могу не спросить о впечатлении, которое произвел на Вас Владимир Путин, побывавший на Рождественском богослужении в вашем храме...

Заридзе: Я, признаюсь, очень обрадовался его приезду. Я увидел перед собой искреннего христианина, глубокого человека, который обладает громадной силой духа, чтобы говорить правду. Это сегодня мало кто может себе позволить.

Марина КАЛИНИНА , Воронежская область

Новоусманского района Воронежской области и Воронежского храма-часовни в честь святителя Митрофана Воронежского , клирик Воронежской епархии , автор и исполнитель духовных кантов под псевдонимом Странник

Работал заведующим издательским отделом Воронежской епархии . Занимался телепрограммами: "Православный собеседник" (по 40 минут в прямом эфире), "Слово, обращённое к душе" (в записи на 41-м канале по 15 минут). По субботам участвовал в подготовке десятиминутных радиопередач в программе "Панорама". Тогда же начал проводить беседы в разных аудиториях по православной антропологии . В январе года у него случился инфаркт, и деятельность на радио и телевидении пришлось оставить.

Позже, когда стало лучше со здоровьем, был назначен служить в Покровский храм села Отрадного Новоусманского района Воронежской области.

В 2016 году упоминается как председатель Объединения православных ученых .

Женат, имеет нескольких детей (на апрель 1982 года - двоих) и внуков. Сын - священник Георгий Заридзе .

Сочинения

Автор и исполнитель большого количества духовных кантов под гитару, выпущенных в музыкальных и книжных вариантах под творческим псевдонимом Странник. Духовные канты о. Геннадия - о трудном пути человека к покаянию, о заблудшем и пробуждающемся к познанию Бога сердце, о земных и небесных странствиях души, о великой любви Бога к людям. На гитаре играет как самоучка со студенческих лет.

О том, когда и как он начал писать свои песни, о. Геннадий рассказывал:

"...Когда ещё учился в университете [...] тогда я, подогреваемый юношеским энтузиазмом, пришёл в городской клуб туристов и потребовал маршрутную книжку. Опытные туристы посоветовали мне прежде куда-нибудь сходить для тренировки. И с группой спелеологов я поехал в Абхазию , в горы. Там научился спускаться по верёвкам в пещеры, прошли мы несколько пещер. Спелеологи на категорию сдавали, а я просто вместе с ними везде ходил - мне было интересно. И в одной из пещер я застрял - верёвка попала в щель. Пещера эта имела вид огромной колбы глубиной 32 метра и называлась «Кабаний провал». Верёвка застряла в тот момент, когда я спускался через узкую горловину, – и вот завис в воздухе .

"В таком состоянии хорошо переосмысливается жизнь. Тогда я и написал первую песню. Помню только начальные её строчки: «Это вовсе не дождь, это бьётся в пещере вода, по провалам сочится, в скале вырезая узор, лишь страховка и Бог могут знать, оборвутся когда и верёвка, и жизнь - и с пещерой начавшийся спор». Потом были и другие песни - менее пессимистические, я их практически не помню, они все утрачены. Но писать я продолжал и после того, как побывал при смерти .

"- Батюшка, благословите, - я перестану писать песни. Кому это нужно? Всё-таки я в священном сане - и буду на гитаре бренчать...

"Он помолчал, помолился и говорит:

"- Нет, пиши.

"Я заспорил было:

"- Батюшка, зачем «пиши»-то?

"- Нет, пиши - и всё.

"Странно это мне было. Не хотелось писать, я и не писал ничего лет десять - с 1988 года. Ну, а где-то году в -м ко мне привели одного человека, который во мне, скажем так, что-то всколыхнул. Был он неоязычник , и на «Радио-101» в прямом эфире хулил Христа . [...] Ну, меня это очень, конечно, разозлило, я расстроился и написал по этому поводу песню. После чего они начали писаться .

"Я снова и снова задавал себе вопрос - надо ли писать? Переспрашивал у одной старицы:

"- Может, всё-таки не стоит писать?

"- Нет, надо, – получил ответ.

"- Благословите...

"Недавно ещё раз переспросил у одного схимника и снова услышал:

Награды

Церковные:

Светские:

Использованные материалы

  • "Странник. Духовные канты под гитару", официальный сайт творчества протоиерея Геннадия:
  • Биография с обложки книги: Протоиерей Геннадий Заридзе. Странник. Духовные канты (под гитару). Избранные стихотворения , Воронеж: Издатель О. Ю. Алейников, 2011.
  • Добросоцких Алла, Орлова Екатерина, "Протоиерей Геннадий Заридзе «Если человек реализует талант вне Бога - он себя обкрадывает...»", сайт православного интернет-журнала Прихожанин :

Цит. по Добросоцких Алла, Орлова Екатерина, "Протоиерей Геннадий Заридзе «Если человек реализует талант вне Бога - он себя обкрадывает...»", сайт православного интернет-журнала Прихожанин ,

Протоиерей Геннадий Иванович Махровский родился в 1857 году в семье псаломщика Костромской губернии. В 1881 году окончил Казанскую Духовную Академию кандидатом богословия с правом на получение степени магистра без нового устного испытания и 15 августа стал преподавать церковную историю в Саратовской духовной семинарии (в которой прослужил до 1914 года).

13 февраля 1882 года он был рукоположен во священника к Свято-Троицкой церкви или, как ее еще называли, «Старому собору» — старейшему храму саратовской земли, построенному и освященному в 1697 году. И затем 37 лет о. Геннадий совершал Бескровную Жертву Тела и Крови Христовых в стенах, где хранится и поныне старинный чудотворный образ Спаса Нерукотворенного — список с фрески кисти прп. Андрея Рублева, находившейся в Троицком соборе Сергиевой Лавры. Этот образ был принесен в XVII веке в Саратов стрельцами городского гарнизона, как благословение обители прп. Сергия.

На протяжении шестнадцати лет с 1884 по 1900 гг. почти ежегодно отец Геннадий в каникулярное время исправлял должность семинарского инспектора.

С 1 декабря 1887 года по 28 июня 1889 года он состоял членом Саратовского епархиального ревизионного комитета. С 7 сентября 1888 года по 27 сентября 1898 года был членом совета Саратовского отделения епархиального училищного совета.

Когда разразился страшный голод после неурожая 1891 года, отец Геннадий с 1892 года стал членом новообразованного епархиального комитета о голодающих. 15 ноября 1894 года он был утвержден старшим священником Свято-Троицкой церкви.

С июня 1894 по 1901 год отец Геннадий состоял членом испытательной комиссии для кандидатов на хиротонию во диакона. 21 января 1895 года был утвержден помощником благочинного саратовских приходских церквей. 24 октября 1895 года утвержден членом Саратовского епархиального училищного совета. С 1 января 1899 года по 4 октября 1901 года состоял членом совета Саратовского епархиального женского училища. С 4 октября 1901 года по 20 сентября 1902 года состоял председателем совета этого училища.

По благословению священномученика Гермогена (Долганёва), епископа Саратовского и Царицынского, отец Геннадий стал товарищем председателя Строительного комитета, который занялся реконструкцией старейшего собора, проводимой по инициативе Преосвященнейшего Гермогена, тогда еще Вольского викария Саратовской епархии. Строительный комитет издал уникальное исследование члена Саратовской ученой архивной комиссии В. П. Соколова «Саратовский Троицкий (старый) собор».

С 7 сентября 1904 года по 1914 год состоял заместителем председателя Саратовского епархиального училищного совета.

20 февраля 1906 года Император Николай II в связи с созданием Государственной думы подписал указ о преобразовании функций Государственного совета в верхнюю законодательную палату. В связи с этим были назначены выборы в Гос. Совет и 20 мая 1906 года Определением Священного Синода протоиерей Геннадий Махровский был утвержден в звании заместителя к членам Гос. Совета на трехлетний срок, который в 1909 года был продлен в том же звании еще на три года.

С 9 июня 1913 года он стал председателем Сметного комитета. 1 августа 1914 года согласно прошению уволен от должности преподавателя семинарии. Указом Саратовской духовной консистории от 16 января 1916 года за № 776 ему выражена была благодарность епархиального начальства за безмездное и успешное ведение дела в Правительствующем Сенате об освобождении церковной земли от земского обложения. В 1917 г. состоял членом совета епархиального женского училища. Был кандидатом в Учредительное собрание.

По должности священника казенного содержания не получал, а кружечного дохода около 2400 р. в год. Кроме того, получал пенсию по должности преподавателя духовной семинарии в размере 780 р. в год, но как сказано в послужном списке о. Геннадия «в сем 1918 году этой пенсии лишился благодаря Октябрьской революции».

За годы службы протоиерей Геннадий был награжден: 27 декабря 1882 г. — набедренником; 28 марта 1886 г. — скуфьей; 29 апреля 1891 г. — награжден камилавкой; 12 апреля 1895 г. — наперсным крестом; 6 мая 1900 г. — орденом Св. Анны III степени; 11 мая 1907 г. — Библией от Св. Синода; 6 мая 1910 г. — орденом Св. Анны II степени; 6 мая 1914 г. — орденом Св. Владимира IV степени; В 1918 г. — палицей.

В семье отца Геннадия и его супруги Лидия Ивановна (родилась 14 февраля 1863 г.) было восемь детей: Александр, род. 8 января 1883 г., учитель Петровского Духовного училища; Виктор, род. 10 марта 1886 г. окончил курс Петроградского технологического института; Константин, род. 9 июня 1887 г. состоял ординатором при военном госпитале; Елена, род. 17 января 1889 г., окончила курс консерватории и состояла преподавателем в Архангельском музыкальном училище; Надежда, род. 10 июня 1890 г., обучалась на Высших медицинских курсах в Саратове; Антонина, род. 25 марта 1892 г., жила при отце; Анна, род. 3 февраля 1896 г.; Серафима, род. 5 марта 1899 г. — обе обучались в Саратовском университете. Проживали они на углу Обуховского переулка и Покровской (ныне — Лермонтова) улицы в доме № 4, который принадлежал Старому собору.

9 августа 1919 года председателем Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контр-революцией, спекуляцией и саботажем был выписан ордер № 5091 на арест гражданина Махровского, Геннадия Ивановича. На следующий день протоиерей Геннадий был арестован и в регистрационной карточке (п. 16 п/п. «д») было указано, что он арестован как кандидат в Учредительное собрание.

В протоколе обыска и ареста было указано, что «взято в комиссию одно письмо и памятная книжка». В рапорте, составленном товарищем Арефьевым, производившем обыск сказано: «Священник Махровский показал: "Я служу 37 лет в старом соборе, имею 8 человек детей, политикой я как священник не занимался. Что касается Власти, я признаю каждую власть, которая возьмет в свои руки физической силой. По поводу Учредительного собрания я буквально ничего не говорю, я говорю одно, кто имеет физическую силу, тому Богом поручена власть"». После этого текста стоит подпись о. Геннадия.

На регистрационной карточке протоиерея Геннадия Махровского наложена лаконичная резолюция: «В концентрац[ионный] лагерь».

25 сентября 1919 года представители партий анархистов и социалистов-революционеров взорвали в Москве дом №18 по Леонтьевскому переулку, где размещался Московский горком РКП(б). Целью террористов был В. И. Ульянов (Ленин), и покушение не удалось совершенно случайно: председатель Совнаркома РСФСР не смог приехать на проходившее собрание партийных работников. При взрыве погибли 12 человек, в числе которых был секретарь МГК Владимир Михайлович Загорский, в 1910 году ведший партийную работу в Саратове. В ответ на это покушение, «согласно резолюций саратовского совета и рабочей беспартийной конференции» 29 сентября 1919 года саратовская «чрезвычайка» постановила «провести красный террор». К расстрелу были приговорены 28 человек, в числе которых были протоиерей Геннадий Махровский и иерей Олимп Диаконов. Все приговоренные были казнены на следующий день, 30 сентября 1919 года на окраине саратовского Воскресенского кладбища.

Сохранилась выписка из протокола заседания ГубЧК от 29 сентября 1919 года. Комиссия заседала в тюрьме № 3 в составе Лобова, Крумина, Чумака и за отсутствием Герасимова т. Байковского и постановила: «На полном собрании Комиссия еще раз утверждается постановление о расстреле бывших полицейских: Махровского Геннадия Ивановича».

Больше в деле о. Геннадия не имеется ничего, кроме заключения Прокуратуры Саратовской области о реабилитации. 62-летнего маститого заслуженного протоиерея, продержав почти два месяца в концентрационном лагере, расстреляли как «полицейского» без единого допроса и без возможности оправдаться, оставив сиротами 8-х детей.

3 июля 1997 года Прокуратура Саратовской области в своем заключении постановила: «Изучение дела показало, что никаких доказательств контрреволюционной деятельности со стороны Махровского Г. И. в деле не имеется. Сведений в деле об активном участии Махровского в должности полицейского в борьбе против рабочего класса и революционного движения не имеется. Махровский Г. И. репрессирован по социальному признаку». «На основании ст. 3. п. «Б» и ст. 5 п. «Е» Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года Махровский Геннадий Иванович реабилитирован».

Жизненный подвиг протоиерея Геннадия Махровского, 37 лет до дня ареста прослужившего в старейшей церкви Саратовской епархии — Свято-Троицком соборе, заключается в верности своему пастырскому долгу и в доброй памяти, которую сохранили воспитанники Саратовской духовной семинарии и епархиальных училищ о своем преподавателе, всю свою жизнь укреплявшем свою паству в добродетелях веры, надежды и любви и скончавшему свои земные дни в день памяти славных мучениц Христовых, носящих имена сих добродетелей — Веры, Надежды, Любови и матери их Софии († ок. 137).

Память о мученической кончине настоятеля Свято-Троицкого собора отразилась в сохранившихся записях на странице старинного синодика Троицкой церкви г. Саратова с записью о заупокойном поминовении «Протоiерея Геннадiя» с пояснением: «Махровскiй разстр. 17 сент. 1919 г.», который ныне находится в экспозиции Саратовского областного музея краеведения. А на форзаце принадлежавшей о. Геннадию Следованной Псалтири сохранились слова: «Эта книга принадлежала настоятелю Св. Троицкого собора протоиерею о. Геннадию Махровскому погибшему в 1919 году. Да упокоит Господь его душу». Книга ныне хранится в Свято-Троицком соборе г. Саратова.

Свято-Троицкий собор, в котором служил протоиерей Геннадий Махровский, был возвращен Церкви 8 октября 1942 года и на долгое время стал кафедральным собором всей Саратовско-Волгоградской епархии.

При подготовке материала были использованы:

1. Клировая ведомость Свято-Троицкой церкви г. Саратова за 1918 год. // ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8469. Л. 5об, 6, 6об.

2. Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-36081. Л. 1, 2, 3об, 4, 4об, 5, 6, 7.

4. ГАСО. Ф. Р.-507. Оп. 1. Д. 255. Л. 113.

5. Список лиц духовного звания, представляемых к наградам за заслуги в 1894 г. // ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 4383. Л. 6об.

6. В. П. Соколов. Саратовский Троицкий (старый) собор. Саратов, 1904. С. 149.

7. Из жизни духовно-учебных заведений Саратовской епархии. // Саратовские Епархиальные Ведомости, № 16 от 15 августа 1914 года. С. 67.

Геннадий Ильич Свирин. Родился 19 сентября 1937 года в Москве. Его отец - Илья Ильич - крестьянин, после службы в армии работал на заводе. Мать - Варвара Анисимовна - работала на заводе, позже - воспитателем и директором в детском саду. У Геннадия Ильича было три брата: Иван, Валерий и Владимир. Окончив семилетку, в 1954 году Геннадий Свирин поступил в Московский архитектурно-строительный техникум, по окончании которого в 1958 году - в Московское областное художественное педагогическое училище изобразительных искусств памяти восстания 1905 года. Особое влияние на формирование Геннадия Свирина как художника имел Михаил Владимирович Добросердов, преподававший в училище около тридцати лет. Он умел передать своим ученикам любовь к Родине, умение видеть прекрасное в обыденном. Добросердов никогда не подавлял своих учеников, не навязывал своего мнения, но помогал раскрытию собственного дара подопечных. Геннадий Свирин унаследовал традиции русской живописи, но пошёл своим путём.

После окончания училища Геннадий Свирин в 1963 году поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Художник старался систематически выезжать летом на пленэр в Смоленскую и Ярославскую области, на Вологодчину и под Рязань. Много времени Геннадий Ильич проводил в селе Подвислово Ряжского района Рязанской области на этюдах. Певец русской природы, он старается детально отобразить красоту Рязанщины, пусть неброскую, но до боли родную. В 1971 г. Г. И. Свирин был принят в Союз художников СССР. В это время он – художник-график Комбината графического искусства Московского отделения художественного фонда СССР. Начиная с 1963 года картины Свирина регулярно экспонируются на Московских и Всероссийских выставках.


Первой зарубежной выставкой для Г. И. Свирина стала выставка советской живописи в г. Осака (Япония) в 1975 г. Много раз картины отправлялись на выставки-продажи, организованные художественным салоном по экспорту художественного фонда СССР в Англии, Швеции, Дании, Германии, Монголии, Венесуэле, Японии, Польши, Швейцарии, Франции, Финляндии.
Семь лет понадобилось художнику Геннадию Свирину после того, как в 1990 году митрополит Симон предложил ему стать священником. В 1997 году живописец уже был рукоположен в сан. Сейчас отец Геннадий – настоятель церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Троица-Лесуново Кораблинского района.
Произведения мастера находятся в коллекциях нескольких музеев, а его имя входит в «Реестр русских художников 18-21 веков».