» »

Роспись бересты. Творчество В. Петрова, художника-земляка, «Народного мастера Воронежской области». «Художественная роспись по бересте»

30.01.2022

Береста - это кора березы, которая является уникальным природным материалом. Милые береза- украшение русских лесов, олицетворение юности и целомудрия

Среди бесконечного огромного мира растений Земли только береза имеет белоснежную кору.

Кора березы имеет своеобразное строение. Поверхностный слой ее выделяется белым цветом.

За ним следуют тончайшие многочисленные желтоватые слои, которые составляют так называемую бересту - прочный, гибкий, не поддающийся гниению материал, уникальное природное образование.

Эти свойства поставили бересту в ряд жизненно необходимых для человека материалов. Из бересты гнали черный деготь, ладили легкие лодки, кровлю для шалашей,

плели лапти и болотные сапоги, куртки и картузы, бутылки и чернильницы, рожки и дудочки, ласкающие ухо.

В специально изготовленных туесах и коробах хранились жидкие вещества - молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыба и многое другое.

Туеса из бересты - что термос: сметана в них не скисает, рыба зимой не смерзается, а в жару не портится.

Все эти продукты могли хранится бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Швы в изделиях заделывались так плотно, что не пропускали влагу.

Из специально обработанной бересты изготавливали сумки, одежду, обувь, которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи. В стародавние времена на Руси бересту в большом количестве использовали для письма. До наших дней хорошо сохранились письмена древних новгородцев - берестяные грамоты, донесшие до нас картины жизни той далекой поры.

Береста - один из самых поэтических материалов народного декоративно- прикладного искусства. Подобно одеждам, она надежно защищает дерево от различных невзгод. По весне, в яркие солнечные дни, белоснежная кора отражает палящие лучи светила. Осенью берестяной «плащ» защищает ствол от попадания влаги, гнилостных микробов, в зимнюю пору - от трескучих морозов.

Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний. Прорезную бересту использовали для украшения художественных изделий.

В каждом крупном центре производства берестяных изделий складывались свои приемы украшения вещей, в которых нередко использовались узоры, орнаменты с изображением птиц и растений.

Всевозможные изделия из бересты мастер выполняет с тончайшей резьбой и тиснением, в сочетании они гармоничны. Искусно варьируя узоры, он заставляет каждый предмет как бы звучать по-своему.

Береста очень теплый материал. Даже в холодной комнате она на ощупь теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Очень часто приходится слышать от женщин, долгое время работающих на компьютере, что обод из бересты снимает усталость, а зачастую и нормализует давление.

Каждое изделие неповторимо.

Изделия из бересты очень красивы - их мягкое очарование с налетом русской старины заставляет людей тянутся к таким предметам всей душой…

ПРОРЕЗНАЯ РЕЗЬБА ПО БЕРЕСТЕ. МАСТЕР-КЛАСС

Многие люди, начинающие работать с берестой, задаются вопросом: как делать прорезную резьбу Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо.

Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо. Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву

Набор стамесок. Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.

Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.

Начинаем работу

Первое, что нам необходимо сделать - это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур. Далее ножом-пером, стамесками прорезаем контуры.

Чтобы сделать тиснение на бересте можно использовать много различных приспособлений, но чтобы получить полную гамму рисунков, советую использовать инструмент для тиснения по коже.

Вот несколько примеров тиснения по коже:

Эффект будет таким же, только ввду того, что береста более хрупкая, рассчитывайте силу при ударе молотком Потренируйтесь на не нужном куске бересты.

Рамка вокруг рисунка обводится с помощью металлической линейки, это вполне проверенный способ сделать ровную линию.

Роспись по дереву, лубу и бересте была развита на Вологодской земле не меньше, чем резьба. Еще в давние времена стали известны районы, расписные изделия которых распространялись не только по территории края, но и вывозились за его пределы.

Особый интерес представляет художественная роспись народных бытовых предметов, занимавшая важное место в декоративном искусстве народов Севера. Роспись по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по Сухоне и ее притоку Югу и Лузе. Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек, поставцев, дуг, вальков и т.д.

Особенно любимым предметом для украшения среди двинских и сухонских крестьян была прялка. Наиболее частыми были сюжеты, отражавшие мечты крестьянина о счастливой и благополучной жизни: свадебные путешествия, гуляния, чаепития, деревенские посиделки, народные пляски, сцены охоты и т.д. Он чаще всего на прялках двинских крестьян встречается растительный орнамент, мотивы которого отражают любовь художника к северной природе. Двинские и сухонские прялки отличаются красотой украшения. В их росписях на белом или желтом фоне умело сочетаются красный и черный, зеленый и голубой цвета.

На Севере был особенно развит графический тип народных росписей – с четким контуром изображений и последующей раскраской внутри. Крупным центром такой расписной посуды и утвари было Пермогорье на Северной Двине, где уже в XVIII веке расписывали короба и лукошки, туеса и хлебницы, люльки и санки, чаши, стаканы, пивные кружки, а позднее – прялки.

Плавный растительный орнамент с характерным мотивом стрельчатого листа подчеркивает строгую выразительность форм предметов. Стиль пермогорских росписей сложился под воздействием развитых по соседству сольвычегодских и великоустюжских эмалей, чернения по серебру, тиснения и резьбы по бересте. Этот пласт древнерусской культуры дополнили птицы Сирины, единороги и львы из гравюр и лубочных картинок, а в XIX веке сценки и образы реальной жизни, все больше привлекавшие внимание народных мастеров. Поэтому в пермогорской росписи среди пышного травного узорочья можно видеть плывущую рыбу, хлопотливую курицу и гордо вышагивающего петуха, сцены катаний в санях, застолий и чаепитий.

Характерное для народного искусства изображение части вместо целого применил мастер, расписавший туесок из собрания Русского музея: два окошка и кисти от тяжелых занавесей должны обозначать пышные палаты, где происходит праздничное застолье. Тесно сидят за столом пять человеческих фигур в нарядных одеждах и головных уборах. Как картина в раме, сценка выделяется среди густого растительного орнамента.

На прялке, исполненной известным пермогорским мастером Д. А. Хрипуновым в 1911 году, изображены мужчина и женщина за чаепитием. Подробно переданы стол с самоваром, характерный жест, которым держат блюдца. У ног сидящих кошка и собака, расхаживают куры. На медальоне ножки – пряха за работой и мужчина с гармонью в руках. В таких сценках народный художник запечатлевал свои редкие минуты отдыха. Поэтому они выглядят торжественным ритуалом.

Роспись бересты — древний вид народного творчества. Для росписи изделий из бересты мастера применяли разные приёмы, но цвета росписи были традиционными: красный, жёлтый, зелёный. Коричневый и сине-голубой тоже использовались, но реже.

В наши дни, как и в далёком прошлом, расписываются корзинки, коробки, шкатулки, посуда и ёмкости для хранения продуктов.

Так называемые туески для хранения чая, соли, а также сухарницы, конфетницы .

Все эти берестяные изделия расписываются растительными мотивами, причудливыми птицами или сценками из жизни людей. На поверхности берестяного изделия расцветают цветы невиданных форм, появляются букеты и дополняют роспись листья и завитки.

Подготовка бересты

Перед тем как расписать изделие из бересты его необходимо подготовить. Подготовка состоит в том чтобы место расположения росписи было ровным, поэтому его грунтуют. В состав грунтовки входит мел и столярный клей Смесь должна быть как густая сметана. Поверхность покрывают слоем грунтовки, наносят её на поверхность тонким слоем и разравнивают шпателем. Потом изделие из бересты сушится при комнатной температуре (6-8 часов), затем обрабатывается наждачной бумагой (мелкой) и окрашивается белилами (в 2 слоя) и вновь сушится. Теперь береста готова к росписи. Выбранный рисунок наносят на изделие и затем расписывают красками (гуашь, темпера). Последний этап росписи - лакировка. Роспись лакируют в два слоя, причём каждый слой после нанесения масляного лака просушивают в течение 24 часов.

Любимая народом, воспетая поэтами и писателями, русская берёза - один из самых распространённых символических образов России.

Однако издревле её любили не только за красоту. Берёза широко использовалась нашими предками и в прикладном назначении.

Она могла напоить своим соком, обуть (из бересты плели лапти), украсить человека и его жилище; согреть (берёзовыми дровами топили печи), вылечить (берёзовые угольки сосали при расстройстве желудка, настоем из берёзовых почек лечат некоторые заболевания).

А уж что говорить о знаменитых берёзовых вениках для бани!

Бересту использовали для переписки или даже для деловых документов (берестяные грамоты).

Из берёзы изготавливали посуду и другие предметы быта - туеса, солонки, тарелки, ложки. Использовали в хозяйственных целях. Короба, грузила, колыбели.

На бересте народные мастера вырезали тончайшие узоры, которые можно сравнить с кружевами (ажурная резьба, роспись, мозаика, профилировка, аппликация)

Береста - уникальный природный материал с очень интересной бархатистой фактурой.

Поверхность бересты красива сама по себе, множество горизонтальных темных полосок (чечевичек) делают ее необычной.

Природная окраска коры имеет множество оттенков от золотисто-медовых до красновато-коричневых, все они удачно сочетаются друг с другом. Именно эту особенность бересты можно использовать при создании различных картин, панно.

Технология подготовки бересты к работе

Желательно снимать кору с упавших деревьев в лесу или с березовых бревен. Чем рельефнее кусочек бересты, тем интереснее на нем можно сделать рисунок.

Обработка бересты

  1. Отшелушить с куска высохшую бересту.
  2. Промыть кусок бересты водой.
  3. Снять несколько верхних слоёв до появления ровного, гладкого слоя, на котором можно рисовать.
  4. Обезжирить бересту ваткой, смоченной в спирте или водке.

Для рисования требуется:

калька или полиэтилен (калька предпочтительнее);

рисунок-образец.

Рисование

  1. Внимательно рассмотреть.
  2. На выбранный рисунок положить кусочек полиэтилена и обвести его ручкой.
  3. Кусочек полиэтилена положить на бересту и снова обвести.
  4. (Лучше обводить ручкой другого цвета, чтобы было видно, что именно обведено, а что нет).
  5. Обвести и раскрасить рисунок черной краской, тушью, акварелью, либо другой краской.

Для изготовления картины понадобятся:
- готовая деревянная рамка;
- лист фанеры, ДВП или ДСП размером с рамку;
- клей ПВА;
- маленький ножичек;
- краски, кисти разной толщины.

Технологическая карта изготовления картины на бересте:

1.Маленьким ножом почисти бересту в тех местах, где будет рисунок. Оставь на бересте несколько наростов, которые можно использовать в композиции рисунка.

2. Обработать спиртом места на бересте, предполагаемых изображения.

3. На выбранный рисунок положить кусочек полиэтилена и обвести его ручкой.

4. Кусочек полиэтилена положить на бересту и снова обвести.

5. Сначала коричневой краской (неяркой, полупрозрачной) нанести общий фон изображений (животные, дома). Должно получиться нечто похожее на однотонные пятна с формой изображаемых предметов. Рисунок наносится кистью так, чтобы места, предназначенные для снега, реки оставались нетронутыми.

6.Тонкой кистью, тушью, ручкой прорисовать все маленькие детальки.

Оставить только деревья, травинки и кусты, так как их рисуют позже более темной краской.

7.Определить источник освещения и с его стороны предметы прорисовать более светлым тоном краски.

8. Внести коррективы в сюжет, дополнить деталями.

Этап 2.

Отслоения на краях бересты можешь убрать с помощью клея ПВА.

Этап 3.
Когда выбран сюжет рисунка, придумана композиция и подобраны цвета, можно начинать рисовать. Только надо помнить, что рисование на бересте ведется постепенно и, только соблюдая все правила, можно получить чудесную картину.

Сначала коричневой краской (неяркой, полупрозрачной) наносится общий фон изображений (церкви, дома). Должно получиться нечто похожее на однотонные пятна с формой изображаемых предметов. Рисунок наносится кистью так, чтобы места, предназначенные для снега, оставались нетронутыми.

Пока краска не высохла (на бересте она сохнет долго), с одной стороны изображения наносятся светлые, желтоватые мазки, а с другой стороны - матово-голубые. Эти условные введения делают рисунок объемным. На первый взгляд, получается некрасиво и размазано, однако это не должно пугать.

Этап 4.
Этот этап самый трудный, и от него зависит качество всей работы.
Возьми самую тонкую кисть и черной краской наноси почти чертежный рисунок : прорисовываются церкви, дома, окна, заборы… Все маленькие детальки вырисовывай тонкими линиями.
Оставь только деревья, травинки и кусты, так как их рисуют позже более темной краской.

Этап 5.
Все оттенки снега можно найти в бересте. Подбери колер к более темному оттенку и с разной насыщенностью нарисуй снег на крышах, на деревьях, на деталях домов, заборах и кустах. Этим же колером сделай тени под домами, нарисуй травинки на фоне темных домов.
Слегка засветлив колер белилами, сделай несколько светлых мазков на деревьях и кустах переднего плана.

Этап 6.
Все предыдущие этапы работы предусматривают использование того цвета, который мы находим в бересте. Благодаря этому снег не смотрится белилами, а деревья и архитектура органично вписываются в орнамент бересты. Для освещения окон используется светловато-оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, малиновый, зеленовато-красно-оранжевый цвета. Это делается для придания картине радости, таинственности.
Затем темно-малиновой, малиновой или светло-малиновой краской нанеси сеточку на окна церквей и прорисуй рамы в окнах домов.

Завершающие работы

Когда работа закончена, необходимо ее еще раз проанализировать и, если есть необходимость, черные наросты на бересте забели краской, которой ты рисовал снег.
Вставь готовую картину в рамку, заклей ее с обратной стороны толстой бумагой или картоном и положи под пресс на 24 часа.

Елена Александровна Горячевских, учитель Угутской СОШ

Занятие 4.

Тема: Творчество В. Петрова художника-земляка, «Народного мастера Воронежской области». Мастер-класс« Художественная роспись по бересте».

Цель: Познакомить с творчеством художника-земляка В.Петрова, показать простейшие приёмы росписи по бересте.

Задачи:

    Развитие эстетических чувств и воображения.

    Привитие уважения и почтения к березе, к историческому прошлому своей Родины, развитие интереса к народным промыслам и традициям своей страны, края.

    Воспитание чувства радости и удовлетворения от полученных результатов.

Ход ООД

1.

Ребята, сегодня я познакомлю вас с творчеством нашего земляка, Петрова Валерия Ивановича, мастера художественной росписи по бересте. Валерий Иванович (фото) выпускник Бутурлиновского педагогического училища художественно-графического отделения. Занимается обработкой бересты с 1997 года. Разработал индивидуальную технику рисунка акварелью на бересте. Основная тематика его работ - православное зодчество и памятники русской архитектуры. В 2004 году Валерий Иванович создал детскую художественную студию в Доме культуры села Елизаветовка Павловского района, где обучает детей классическому рисунку и работе с берестой. Мастер активно участвует в выставках и фестивалях от областных до всероссийских. В V Московской Межрегиональной выставке-конкурсе он представлял Воронежскую область и вошел в пятёрку лучших мастеров России, работающих с берестой.

Впервые в истории Павловского района в 2012 году местному жителю было присвоено звание «Народный мастер Воронежской области». Валерий Петров занимается этим ремеслом15 лет, написал более тысячи картин. В копилке произведений художника – изображение Троице-Сергиевой лавры, Задонского Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря, Белогорского Воскресенского мужского монастыря и другие.

Павловский художник участвует во многих выставках, конкурсах, фестивалях по всей стране. Он – участник Всероссийских фестивалей в Москве, Чебоксарах и Воронеже, лауреат Воронежского областного конкурса декоративного творчества 2011 года, дипломант VII межрегионального фольклорного фестиваля «Лето красное», прошедшего в Белгородской области.

Картины Валерия Петрова выставляются в Павловском краеведческом музее. Ему также делают заказы. Так, например, перед визитом в Павловск митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия городская администрация попросила художника написать картину с изображением павловского Казанского храма, которая и была впоследствии передана в дар митрополиту.

    Мастер-класс« Художественная роспись по бересте».

Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о волшебном дереве – березе! Мы с вами имеем представление о народных промыслах и их видах. Красота и необычность росписи на бересте не оставит вас равнодушными. Материал береста – так прост, доступен, но уникален, потому что рисунки на каждом из кусочков бересты индивидуальны и неповторимы! Именно за это качество еще с древних времен полюбили бересту народные умельцы и художники. Береста уникальна и волшебна по своей сути: гибкая и пластичная, непромокаемая и прочная, не гниет!, Бесценная, но дешевая, простая, но красивая!

В древней Руси слово «береза» означало «светлый и белый». Из бересты крестьяне делали: туеса, корзины, туески, набирушки, лукошки, детские погремушки-шаркунки, солонки, плошки. Строители использовали бересту для изоляции от сырости. По бересте можно выполнять: резьбу, теснение, выжигание, аппликацию, роспись.

Бересту называют теплым деревом. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Достаточно некоторое время посмотреть на нее, подержать в руках – и вы сразу же успокоитесь, если были чем-то взволнованы.

Бересту нельзя заготавливать с живых берез. Снимают берёсту с дров, чурок заготовленных на дрова, с упавших деревьев в лесу (она легко отслаивается).

Хранят бересту , сложив ее в стопку изнаночной стороной вниз. Сверху желательно положить гнет, чтобы во время хранения пласты не скручивались. Хранить бересту лучше всего в прохладном затемненном помещении или в кладовке. Воздух в помещении не должен быть очень сухим и теплым.

Чтобы береста легко расслаивалась, ее надо замачивать в соленой воде.

Вглядевшись в кусочки бересты, в ее естественные природные узоры: черточки, пятна, наросты, - вы различите силуэты зверей, птиц, изображения лесных цветов, россыпи звезд и блеск северного сияния.

Этапы выполнения росписи на бересте:

1. подобрать бересту по цвету и фактуре

2. почистить бересту – подготовить под роспись

3. приклеить бересту на твердый картон

4. нарисовать эскиз на бумаге

5. перевести рисунок на бересту

6. разметить детали

7. расписывать бересту в соответствии с эскизом

Поэтапный показ выполнения работы.

Продуктивная деятельность.

Посмотрите, какие красивые работы у вас получились! Береста - это хороший материал для творчества, в нем самом уже заключена половина работы, нужно только уметь внимательно рассматривать основу для картины. Когда ваши картины высохнут, мы устроим выставку для родителей.

Источники: