Индивидуальный план логокоррекционной работы. Планирование индивидуальной работы логопеда с детьми Индивидуальные планы по логопедии
Аннотация: Методическая разработка — Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [л].
Цели:
- Относительно педагога:
- Коррекция звукопроизношения путем взаимодействия мелкой моторики и речи у ребенка 6 года жизни с выраженным наглядно-образным мышлением и двигательной активностью, на примере системы индивидуальных коррекционных упражнений: достижение правильного произношения звука [л], активизация его в речи, дифференциация.
- Относительно ребенка:
- Осознано подходить к своему речевому дефекту, научиться правильно произносить звук [л], закрепить это произношение в самостоятельной речи.
- Совместная цель:
- Достичь правильного произношения звука [л] путем взаимной деятельности педагога и ребенка, раскрытие коммуникативных навыков, определение необходимости самоконтроля для дальнейшей успешной деятельности.
Задачи:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата.
- развитие мелкой моторики.
- постановка звука [л] с опорой на зрительный и слуховой контроль.
- автоматизация и дифференциация звука [л] в самостоятельной речи.
- развитие внимания, памяти.
- развитие навыков самоконтроля.
Тема, Цель занятия |
Количество |
Предполагаемый результат каждого занятия |
Виды и способы деятельности |
Критерии оценивания результата |
Организация рефлексии |
1. «Развитие подвижности артикуляционного аппарата» Цель : выработать необходимые артикуляционные движения и позы |
Развить точность артикуляционных движений, умение фиксировать правильное положение органов артикуляционного аппарата |
Упр. для губ: «Лягушка — хоботок» (с чередованием), «Бегемотик» (широко открыть рот) Упр. для языка «Лопаточка», «Щетка-сметка», «Качели», «Парус», «Маляр», «Иголочка», «Змейка» Упр. для мелкой моторики (пальчиковая гимнастика с использованием потешек, с частой сменой фигур) Физминутка |
Удерживает / не удерживает позу, с помощью/без помощи, точность выполнения движений. |
Отметить успехи ребенка в работе |
|
2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [л]» Цель : познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата |
Правильное понимание ребенком положения органов артикуляции при произношении звука [л] |
Показ артикуляции перед зеркалом Показ профиля данного звука Показ положения языка кистью руки Артикуляционная гимнастика Упр. для развития мелкой моторики, составление из пальцев фигурок животных, сопровождая рифмовками «Крокодил», «Кошка» и т.д. Физминутка 1-2 раза |
Успешность выполнения предлагаемых упражнений |
Проанализировать с ребенком, все ли сразу получилось, что больше понравилось? |
|
3. «Постановка звука» Цель: Поставить звук [л] |
Правильное произнесение изолированного звука [л] |
1 способ постановки звука: Вызывание межзубного [л] : «Улыбка», прикусывание языка посередине и дуть на него (язык широкий); так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса. Постановка звука [л] от вспомогательных звуков [а] или [ы] : «Качели» (для губного [л]); «Качели» — с одновременным произнесением «А – А — ААА» или «ы-ы-ыыы» Механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам. Игровые приемы при постановке звука – «Улиточка», «Пирамидка», «Кнопочки» Физминутка 2 – 3 раза |
Правильность воспроизведения поставленного звука, выполнение рекомендаций логопеда. |
Похвала за достигнутый результат, поощрение (маленькие и большие звездочки за проделанную работу) |
|
4. «Коррекция звука [л]» Цель: добиться точного, правильного воспроизведения звука [л] |
Точность воспроизведения изолированного звука |
Игры для развития физиологического речевого голоса и дыхания. Используются упражнения по А.Н. Стрельниковой «Ладошки», «Поясок», «Поклон» и т.д. Упр. «Музыкальная игрушка» (используя музыкальный инструмент металлофон, логопед с помощью силы удара молоточком по инструменту регулирует силу голоса ребенка, которому необходимо подстроиться к инструменту. Пение – ла-ла-ла.) Упр. по развитию мелкой моторики «Чудесный мешочек»(в мешочке предметы в названиях которых встречается звук [л]- лошадка, лягушка, ложка..) Физминутка 2-3раза |
Точность, плавность, чистота произнесения звука |
Спросить у ребенка, понравилось ли ему петь, хорошо ли это у него получается, какая игра ему особенно понравилась. |
|
5. «Автоматизация поставленного звука в слогах» Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия |
Добиться четкого произнесения звука в слогах, различение звука [л] в потоке звуков, слогов |
Закрепление произношения звука [л] в слогах. Чистоговорки, гуделки, рифмовки, повторение за логопедом слоговых рядов. Игровые приемы с пальчиками «Волшебная веревочка», «Лабиринт», «Заборчик» Упр. на фонематическое восприятие «Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог» Физминутка 2-3 раза |
На сколько четко произносит звук в слогах. |
Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах, выяснить что больше всего его заинтересовало, что понравилось. Осознанность ребенком достижения главного результата – правильного воспроизведения звука. Игра «Поставь себе оценку» Игра «Выбери картинку» (картинки с эмоциями) |
|
6. «Автоматизация поставленного звука в словах» Цель: автоматизировать поставленный звук в словах, развивать слуховое внимание и память., развитие фонематического восприятия |
Добиться четкого произнесения звука в словах, различение звука [л] в потоке слов. |
Повторение за логопедом трех слов (лавка – лапа – лампа, лоб – лом — лось), назови 4-5 слов по памяти; По называемому слогу подобрать соответствующую картинку «Соотнеси картинку» «Большой — маленький» (по картинке перечислить всех изображенных животных, от самого большого к самому маленькому и наоборот) Пальчиковая игра «Изобрази животное» Упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности» - «Отхлопать ритмическую структуру слова» - «Подобрать слово на заданный звук, слог» Физминутка 2-3 раза |
На сколько четко произносит звук в словах, проследить за тем в каких упражнениях возникают сложности. |
||
7. «Автоматизация поставленного звука в предложениях, тексте» Цель: автоматизировать поставленный звук в предложениях, тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение |
Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие психических процессов, различение звука [л] в предложениях |
К слову – признаку подобрать картинку, четко выделяя звук [л], произнести пары слов Составить предложения в которых будет много звуков [л] Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам) Игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук [л]) Произношение звука [л] в пословицах, поговорках, скороговорках, стихах Игры на развитие мелкой моторики с природным материалом «Украсим картинку» Упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов» Физминутка 2-3 раза |
Как ребенок справляется с заданиями, где возникают сложности |
||
8. «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи» Цель: закрепление звука [л] в речи |
Чистота и легкость произношения звука [л] в самостоятельной речи |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок Инсценировка сказок Придумывание рассказа по началу Упр. на развитие мелкой моторики «Путешествие» (ребенок катит рукой машинку по карте-маршруту, и на ходу придумывает сюжет по серии вопросов логопеда) Отгадывание загадок Рассказывание стихотворений Физминутка 2-3 раза |
На сколько активно ребенок в самостоятельной речи использует поставленный звук [л] |
Игра «Я и сказочный герой» Предложить ребенку соотнести себя со сказочным персонажем |
Индивидуальный план по коррекции звукопроизношения представленный учителем - логопедом Булганиной Н.Н. является авторской разработкой. План позволяет формировать правильное звукопроизношение, развивать подвижность артикуляционного аппарата, осуществлять постановку и коррекцию звуков индивидуально с каждым ребенком.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения»
Индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения
Ф.И. учащегося | Холопова Эльвира, 1 класс |
|||
Логопедическое заключение: | Общее недоразвитие речи, дизартрия. |
|||
Индивидуальный план разработан на основе рабочей программы «Коррекция нарушения звукопроизношения учащихся 1 – 5 классов, имеющих ТНР» (60 часов) |
||||
Последовательность постановки звуков: [Л], [С], [С′] [З], [З′], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]. Автоматизация поставленных звуков разных групп проводится параллельно. |
||||
Наименование разделов (тем) | Характеристика основных видов деятельности | Количество часов | Даты (отметки о выполнении) |
|
Звук [Л] |
||||
Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые). Самостоятельные упражнения | ||||
Формирование артикуляционной моторики | Звуки речи. Способ образования звука [л]. Артикуляция. Выработка кинестетических ощущений для данного звука | |||
Формирование артикуляционной моторики, слухового внимания и памяти | Подготовительные артикуляционные упражнения для формирования правильного произношения звука [л]. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. | |||
Постановка звука [л] автоматическим путём или по подражанию. | Формирование правильного произношения звука [л]. Имитационные игры. Отработка артикуляционных движений под счёт. Специальные упражнения для звука [л]. | |||
Постановка [л] и первичная автоматизация | Закрепление правильной артикуляции звука /л/. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор. Автоматизация его в прямом слоге и в начале слова. Чтение слогов с буквой Л. Определение позиции в словах (начало, середина) с использованием моделей. | |||
Автоматизация звука [л] | Закрепление правильной артикуляции звука [л]. Имитационные игры. Автоматизация его в прямом слоге и в середине слова. Определение позиции звука в слове с использованием моделей. Словоизменение, словообразование. | |||
Автоматизация звука [л] | Закрепление правильной артикуляции звука л]. Специальные упражнения для звука. Автоматизация его в закрытом слоге. Чтение слогов с буквой Л. Определение позиции в словах (начало, середина, конец) с использованием моделей слова. | |||
Автоматизация звука [л] | Закрепление правильной артикуляции звука [л] и автоматизация его в сочетании с согласными в слогах и словах. Koppeкция звука, работа над точностью, чистотой, темпом (от замедленного к быстрому) достижение уcтoйчивости полученного результата. Звуковой анализ слогов и слов со стечение согласных. | |||
Автоматизация звука [л] | Закрепление правильной артикуляции звука [л] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. Повторение словосочетаний и предложений, верификация, составление по картинке и опорным словам. | |||
Автоматизация звука [л] | Закрепление правильной артикуляции звука [л] и автоматизация его в связной речи. Определение частотного звука и слов со звуком Л в тексте. Ответы на вопросы по тексту полными предложениями, пересказ по плану, по картине, по серии картин. | |||
Дифференциация звуков [л] – [р] | Дифференциация звуков [р] – [л] в слогах, словах, предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Рядоговорение, получение слов заменой Р на Л, чистоговорки, загадки, стихи. | |||
Дифференциация звуков [рь] – [ль] – [й] –[в] | Дифференциация звуков [рь ]- [ль] - [й] - [в ] в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Повторение и верификация предложений. Загадки, чистоговорки. | |||
Дифференциация смешиваемых звуков в связной речи. Заучивание стихов, пересказ текстов, составление рассказа по серии картин. | ||||
Итоговое занятие | ||||
Звуки [С], [С ′ ], [З], [З ′ ], [Ц] |
||||
Формирование артикуляционной моторики | Звуки речи. Способы образования звуков [с], [сь], [з] – [зь]. Профили, артикуляция. | |||
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звуков [с], [з]. | ||||
Постановка звуков [с], [з] с механической помощью или по подражанию. | Формирование правильного произношения звуков [с], [з]. Имитационные игры. Отработка артикуляционных движений под счёт. Специальные упражнения для звуков [с],[з]. | |||
Постановка [с], [з] и первичная автоматизация | Закрепление правильной артикуляции звуков [с],[з]. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор. Автоматизация в прямом слоге и в начале слова. | |||
Автоматизация звуков [с], [з] | Закрепление правильной артикуляции звука [с], [з]. Автоматизация в прямом слоге и в середине слова. Чтение слогов с буквами С, З (СА, СО, СУ, СЫ, СЭ, ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЭ) Определение позиции звуков в словах (начало, середина) с использованием моделей. | |||
Автоматизация звуков [с], [з] | Закрепление правильной артикуляции звуков [с],[з]. Автоматизация в закрытом слоге. Чтение слогов АС, ОС, УС, ИС, ЫС и др., сравнение с прямыми слогами. Определение позиции звуков в словах (начало, середина, конец) с использованием моделей. | |||
Автоматизация звуков [с], [з] | Закрепление правильной артикуляции звуков [с],[з] и автоматизация в сочетании с согласными. Koppeкция звуков, работа над точностью, чистотой, плавностью, темпом (от замедленного к быстрому) достижение уcтoйчивости полученного результата. | |||
Автоматизация звуков [с], [з] | Закрепление правильной артикуляции звуков [с],[з] и автоматизация в словосочетаниях и предложениях. Повторение словосочетаний и предложений, верификация, составление по картинке и опорным словам. Чистоговорки. | |||
Автоматизация звуков [с], [з] | Закрепление правильной артикуляции звуков [с], [з] и автоматизация в связной речи. Ответы на вопросы по тексту полными предложениями, пересказ по плану, по картине, по серии картин. Отработка правильного произношения в стихах. | |||
Постановка или уточнение артикуляции звуков [сь], [зь] | Уточнение произнесения изолированных звуков /сь/, /зь/. Формирование правильного, четкого произнесения изолированных звуков и их автоматизация. | |||
Дифференциация звуков [с] – [сь] | Дифференциация звуков [с] – [сь] в слогах, в словах, в предложениях. Рядоговорение. Чтение и сравнение слогов СЕ-СЭ, СЁ-СО, СЮ-СУ, СИ-СЫ, СЯ-СА. Дифференциация в предложениях, чистоговорках, стихах. | |||
Дифференциация звуков [з] – [зь] | Дифференциация звуков [з] – [зь] в слогах, в словах, в предложениях. Рядоговорение. Чтение и сравнение слогов ЗЕ-ЗЭ, ЗЁ-ЗО, ЗЮ-ЗУ, ЗИ-ЗЫ, ЗЯ-ЗА. Дифференциация в предложениях, чистоговорках, стихах. | |||
Дифференциация смешиваемых звуков | Дифференциация смешиваемых звуков в связной речи (чистоговорки, загадки, считалки, стихи, тексты) | |||
Постановка или уточнение артикуляции звука [ц] | Формирование правильной артикуляции звука [ц]. Автоматизация его в обратном слоге. Чтение слогов АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ, ЕЦ, ЯЦ, ЁЦ, ЮЦ. | |||
Автоматизация звука [ц] | Закрепление правильной артикуляции звука [ц] и автоматизация его в прямом слоге. Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец) с использованием моделей. | |||
Автоматизация звука[ц] | Закрепление правильной артикуляции звука [ц] и автоматизация его в слоге со стечением согласных. Звуковой анализ слогов. | |||
Автоматизация звука[ц] | Закрепление правильной артикуляции звука [ц] и автоматизация его в словах, словосочетаниях и предложениях. Повторение словосочетаний и предложений, верификация, составление по картинке и опорным словам. | |||
Дифференциация смешиваемых звуков | Дифференциация артикуляции звуков [ц] – [т’] в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными согласными. | |||
Дифференциация смешиваемых звуков | Дифференциация артикуляции звуков [ц] – [с] в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными согласными. Повторение предложений, заучивание чистоговорок. Ответы на вопросы полными предложениями. | |||
Дифференциация смешиваемых звуков | Дифференциация артикуляции звуков [з] – [с] –[ц] в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными согласными. Повторение предложений, заучивание чистоговорок. Ответы на вопросы полными предложениями. | |||
Итоговое занятие | Автоматизация и дифференциация в речи поставленных звуков. | |||
Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] |
||||
Формирование артикуляционной моторики | Подготовительные артикуляционные упражнения для правильного произношения звуков [ш], [ж]. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые) | |||
Формирование артикуляционной моторики. | Подготовительные артикуляционные упражнения для формирования правильного произношения звуков [ш], [ж]. Развитие слухового внимания и памяти. | |||
Формирование артикуляционной моторики | Звуки речи. Способы образования звуков [ш], [ж]. Профили, артикуляция. Выработка кинестетических ощущений. | |||
Постановка звуков [ш], [ж] механическим способом или по подражанию. | Формирование правильного произношения звуков [ш], [ж]. Имитационные игры. Отработка артикуляционных движений под счёт. Специальные упражнения для звуков [ш], [ж]. | |||
Постановка [ш], [ж]. и первичная автоматизация | Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж]. Автоматизация в прямом слоге и в начале слова. Чтение слогов. Определение позиции звуков в словах (начало, середина) с использованием моделей. | |||
Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж]. Имитационные игры. Автоматизация в прямом слоге и в середине слова. Определение позиции звука [ш], в слове (начало, середина, конец) с использованием моделей. | ||||
Автоматизация звуков [ш], [ж]. | Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж]. Специальные упражнения для звука. Автоматизация в закрытом слоге в словах разной слоговой структуры. Звуковой анализ слов. Словоизменение и словообразование. Уточнение словаря. | |||
Автоматизация звуков [ш], [ж]. | Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж] и автоматизация в сочетании с согласными. Koppeкция звуков, работа над точностью, чистотой, плавностью, темпом (от замедленного к быстрому) достижение уcтoйчивости полученного результата | |||
Автоматизация звуков [ш], [ж]. | Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж]. и автоматизация в словосочетаниях и предложениях (повторение, составление по картинке, опорным словам, верификация). Чистоговорки, загадки. Полные ответы на вопросы. | |||
Автоматизация звуков [ш], [ж]. | Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж] и автоматизация в связной речи (стихи, загадки, тексты). Полные ответы на вопросы, пересказ, заучивание стихов. | |||
Дифференциация звуков /ш/ - /ж/ | Уточнение артикуляции звуков /ш/ - /ж/. Дифференциация в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Рядоговорение. Чистоговорки. | |||
Дифференциация звуков [ш] – [ж] | Уточнение артикуляции звуков и дифференциация в предложениях, стихах, связной речи. | |||
Постановка звука [щ] или уточнение артикуляции | Формирование правильной артикуляции звука [щ]. Автоматизация его в обратных слогах. Чтение слогов АЩ, ОЩ, УЩ и др. | |||
Автоматизация звука [щ] | Закрепление правильной артикуляции звука [щ] и автоматизация его в прямых слогах. Чтение слогов ЩА, ЩУ, ЩИ, ЩО, ЩЕ. Определение позиции звуков в слове (начало, середина, конец) с использованием моделей. | |||
Автоматизация звука [щ] | Закрепление правильной артикуляции звука [щ] и автоматизация его в словах разной слоговой структуры (словоизменение, словообразование, загадки, уточнение словаря) | |||
Автоматизация звука[щ] | Закрепление правильной артикуляции звука [щ] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях (повторение, верификация, составление по картинкам) | |||
Дифференциация смешиваемых звуков | Уточнение артикуляции звуков [щ] – [с] и дифференциация в слогах, словах, предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Чистоговорки, загадки, стихи. | |||
Дифференциация смешиваемых звуков | Уточнение артикуляции звуков [щ] – [ш] и автоматизация в слогах, словах, предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Чистоговорки, загадки, стихи. | |||
Постановка звука [ч] и первичная автоматизация | Формирование правильной артикуляции звука [ч]. Автоматизация его в обратных слогах. Чтение слогов АЧ, УЧ, ОЧ, ИЧ, ЕЧ | |||
Автоматизация звука | Уточнение правильной артикуляции звука [ч] и автоматизация его в прямых слогах. Чтение слогов ЧА, ЧУ, ЧО, ЧИ, ЧЕ Определение позиции звуков в слове (начало, середина) с использованием моделей. | |||
Автоматизация звука [ч] | Уточнение правильной артикуляции звука [ч] и автоматизация его в слогах со стечением согласных. Звуковой анализ слогов. | |||
Автоматизация звука [ч] | Закрепление правильной артикуляции звука [ч] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. | |||
Дифференциация смешиваемых звуков | Уточнение артикуляции звуков [ч] – [с] и дифференциация в слогах, словах, предложениях. | |||
Дифференциация смешиваемых звуков | Уточнение артикуляции звуков [ч] – [щ] и дифференциация в слогах, словах, предложениях. | |||
Дифференциация смешиваемых звуков | Уточнение артикуляции звуков [ч] – [ц] и дифференциация в слогах, словах, в предложениях. | |||
Итоговое занятие | Автоматизация и дифференциация в речи поставленных звуков. |
Комарова Валентина Викторовна
Индивидуальная рабочая программа по постановке звука [р] на логопедических занятиях
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 17»
Индивидуальная рабочая программа на логопедических занятиях
учитель-логопед : Комарова В. В
Абакан 2017
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе следующих документов :
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
2. Устава МБСКОУ «Школа № 17» .
3. Адаптированной образовательной программы начального образования».
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Исходя из этого, логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Особенности речевого развития ребенка
Состояние артикуляционного аппарата : Отклонений в строение артикуляционного аппарата нет. Подвижность достаточная,
Произношение : Нарушение произношения звука р .
Фонематический слух : не сформирован.
Словарный запас : беден, не выходит за пределы обиходной речи.
Грамматический строй речи : не сформирован.
Цели и задачи программы :
Цели программы :
1. Коррекция звукопроизношения путем взаимодействия мелкой моторики и речи у ребенка достижением правильного произношения звука [р] .
Задачи программы :
Осознано подходить к своему речевому дефекту, научится правильно произносить звук [р ] .
Достичь правильного произношения звука [р] путем взаимной деятельности педагога и ребенка, раскрытие коммуникативных навыков, определение необходимости самоконтроля для дальнейшей успешной деятельности.
Развитие мелкой моторики
Постановка звука [р] с опорой на зрительный и слуховой контроль.
Автоматизация и дифференциация звука [р] в самостоятельной речи.
Развитие внимания, памяти.
Развитие навыков самоконтроля.
Режим проведения занятий :
С 1 октября по 15 мая проводится коррекционно - логопедическая работа на индивидуальных занятиях 2 раза в неделю . Занятия проводятся в соответствии с расписанием, даты занятий фиксируются в журнале и могут варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей ребенка, особенностей их речевого дефекта. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, использование дидактического материала в соответствии с темой программы .
Устранение дефектов звукопроизношения (не имеет расчасовки; планируется параллельно с формированием фонематических процессов, с учетом динамики коррекции учащегося).
Предварительный этап
На этом этапе создаётся артикуляционная база для постановки звуков . Большое внимание уделяется развитию общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса. Проводится работа над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.
Этап постановки звуков
Развитие восприятия речи;
Формирование фонематического анализа;
Развитие артикуляторной моторики;
работа по непосредственной постановке звука .
Этап автоматизации звуков . На этом этапе проводится работа
По имитации слогов с отрабатываемым звуком (слоги без стечения согласных, со стечением согласных, слоги с переносом ударения;
Автоматизация звука в словах ;
Автоматизация звука в словосочетаниях , чистоговорках, в предложениях, связной речи.
Этап дифференциации звуков . Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях : развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.
Особое внимание уделяется дифференциации фонетически близких звуков : твёрдвх и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков , входящих в их состав. Последовательность дифференциации звуков следующая : б – п, д – т, г – к, з – с, ж – ш, с – ш, з – ж, ц – с, ч – т, ч – щ.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза ).
В структуру логопедического занятия входят :
Упражнения для развития артикуляционной моторики;
Упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
Дыхательная гимнастика;
Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков ;
Формирование фонематических процессов;
Раздел Количество часов
Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. В течении года
Психомоторика Общая, ручная, пальчиковая, мимическая. В течении года
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков ; В течении года
формирование фонематических процессов; В течении года
работа со словами , звуко- слоговой анализ слов ;
В течении года
-работа над предложением ;
Обогащение и активизация словарного запаса;
Развитие связной речи В течении года
Календарно-тематическое планирование
Тема, Цель занятия Предполагаемый результат каждого занятия Виды и способы деятельности Дата по факту Корректировка даты
1. «Развитие подвижности артикуляционного аппарата»
Цель : выработать необходимые артикуляционные движения и позы Развить точность артикуляционных движений, умение фиксировать правильное положение органов артикуляционного аппарата Упр. для губ : «Лягушка - хоботок» (с чередованием, «Бегемотик» (широко открыть рот)
Упр. для языка «Лопаточка» , «Щетка-сметка» , «Качели» , «Барабан» , «Маляр» , «Автомат» , «Змейка»
Упр. для мелкой моторики (пальчиковая гимнастика с использованием потешек, с частой сменой фигур)
Физминутка
2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [р] »
Цель : познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата Правильное понимание ребенком положения органов артикуляции при произношении звука [р] - показ артикуляции перед зеркалом
Показ профиля данного звука
Показ положения языка кистью руки
Артикуляционная гимнастика
Упр. для развития мелкой моторики, составление из пальцев фигурок животных, сопровождая рифмовками «Крокодил» , «Кошка» и т. д.
Упражнение на развитие правильной воздушной струи «Фокус» .
3. «Постановка звука »
Цель : Поставить звук [л] Правильное произнесение изолированного звука [р] 1 способ постановки звука :
Вызывание звука[р] от упражнения «барабанщик» быстро произносим «д-д-д» , сильно выдыхая воздух последний раз.
2 способ :
- постановка звука [р] - произносить «жжжж» с открытым ртом и вращать руками перед грудью,вызывая звук р
3способ :
Механическая помощь при постановке звука : вызывать искусственное дрожание кончика языка при помощи зонда (зондозаменителя, при одновременном произношении звука д-д-д
Физминутка 2 – 3 раза
4. «Автоматизация поставленного звука в слогах »
Цель : автоматизировать поставленный звук в слогах , развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия Добиться четкого произнесения звука в слогах , различение звука [р] в потоке звуков , слогов Закрепление произношения звука [р] в слогах .
Чистоговорки, гуделки, рифмовки, повторение за логопедом слоговых рядов .
Игровые приемы с пальчиками «Волшебная веревочка» , «Лабиринт» , «Три ступеньки»
«Поднять руку на заранее обусловленный звук , слог»
Физминутка 2-3 раза
5. «Автоматизация поставленного звука в словах »
Цель : автоматизировать поставленный звук в словах , развивать слуховое внимание и память, развитие фонематического восприятия Добиться четкого произнесения звука в словах , различение звука [р] в потоке слов . Повторение за логопедом трех слов (рак-трап-рог; рим-трам-кран; арка-арфа-марка., назови 4-5 слов по памяти;
По называемому слогу подобрать соответствующую картинку «Соотнеси картинку»
«Большой - маленький» (по картинке перечислить всех изображенных животных, от самого большого к самому маленькому и наоборот)
Пальчиковая игра «Изобрази животное»
Упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности»
- «Отхлопать ритмическую структуру слова»
- «Подобрать слово на заданный звук , слог»
Физминутка 2-3 раза
6. «Автоматизация поставленного звука в предложениях , тексте»
Цель : автоматизировать поставленный звук в предложениях , тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие психических процессов, различение звука [р] в предложениях - к слову – признаку подобрать картинку, четко выделяя звук [р] , произнести пары слов
Составить предложения в которых будет много звуков [р]
Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам)
Игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук [р] )
Произношение звука [р] в пословицах , поговорках, скороговорках, стихах
Игры на развитие мелкой моторики с природным материалом «Украсим картинку»
Упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов»
Физминутка 2-3 раза
7. «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи»
Цель : закрепление звука [р] в речи Чистота и легкость произношения звука [р] в самостоятельной речи - составление рассказа по серии сюжетных картинок инсценировка сказок
Придумывание рассказа по началу
Упр. на развитие мелкой моторики «Путешествие» (ребенок катит рукой машинку по карте-маршруту, и на ходу придумывает сюжет по серии вопросов логопеда )
Отгадывание загадок
Рассказывание стихотворений
Физминутка 2-3 раза
Сроки проведения первичной и итоговой диагностики :
С учетом того, что коррекционная работа продолжается в течении одного учебного года, первичную диагностику мы проводим в начале учебного года, используя диагностическую карту, итоговая диагностика проводится в конце учебного года, используя диагностическую карту.
Материально-техническое обеспечение
1. Логопедия/ под ред . Л. С. Волковой
2. Т. Г. Филичева, Н. А. Чевелёва, Т. В. Чиркина. Основы логопедии .
3. Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.
6. Л. Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
7. М. Ф. Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения.
8. Логопедическая гимнастика .
9. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика.
11. М. М. Безруких, С. П. Ефимова. Упражнения для занятий с детьми , имеющими трудности при обучению письму.
12. Н. И Соколенко дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей.
13. Сюжетные картинки по развитию речи 1 класс
План индивидуальной работы логопед составляет ежедневно на каждого ребенка с учетом структуры речевого дефекта.
Основные направления (задаги) работы угителя-логопеда с детьми:
1. Развитие артикуляционного аппарата:
Общая и специальная артикуляционная гимнастика, направленная на развитие подвижности губ, языка, мягкого неба;
Логопедический массаж (расслабляющий, активирующий, I лицевой мускулатуры, точечный).
2. Развитие физиологического дыхания с помощью специальных упражнений.
3. Развитие общей, тонкой моторики.
4. Развитие динамической стороны речи (темп, ритм, интонация).
6. Постановка и автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, предложениях, связной речи.
Цели и задачи комплексной программы совпадают с основными задачами коррекционной программы.
Пользоваться регью как средством общения с детьми и взрослыми.
Занятия логопеда проводятся утром с подгруппой детей, которая комплектуется с учетом возраста, логопедического заключения (диагноза), особенностей характера, развития личности, сформированности психических функций, поведения, внимания, состояния здоровья и т. д. Групп может быть от 2 до 4-х, возможно, будут такие дети, с которыми надо заниматься только индивидуально.
Распределение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми (подготовительной к школе группы) на неделю.
Например: По результатам первичной диагностики скомплектованы 2 группы:
I подгруппа - дети 2-го года обучения;
II подгруппа - дети 1-го года обучения.
Возраст всех детей от 6 до 7 лет.
Диагноз: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития).
Напомним, что логопед в неделю проводит два тематических занятия:
Ознакомление с новой лексической темой;
Знакомство с новым звуком и буквой.
86_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЩА ДОУ 1
Важно помнить, что с каждой группой отрабатывается одна | и та же тема «Весна», но игры, задания, речевой материал, 1 методики, технологии и способы подачи данной лексической 1 темы будут разными.
Например: с детьми с повышенной возбудимостью, исто- ] щаемостью и с несформированностью познавательной деятельности логопед использует разнообразие игровых моментов, необычность подачи материала (сюрпризы, появление сказоч- i ных героев), обеспечивает смену видов деятельности, проводит с детьми не одну физминутку, а две. Дети данной подгруппы не сидят за столами, они «путешествуют» по всей группе, выполняя разные задания. Возможно, что данную лексичес-кую тему логопед будет повторять с детьми еще раз, но в другой форме, создавая другие ситуации, используя другие игровые приемы.
Готовясь к проведению подгрупповых занятий, логопед со-етавляег план-конспект, который поможет подобрать речевой и неречевой материал, создать ситуацию, которая подскажет детям, чем они сегодня будут заниматься.
Например: На столах вазочки с цветами: мать-и-мачеха, подснежники, фиалочки. На ковролине: деревья, зеленая травка, цветы. Дети в облегченной одежде рассматривают цветок мать-и-мачеху. На деревьях птицы - грачи, около деревьев воробьи, галки. На вопрос логопеда: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? - дети отвечают: «О цветах».
Ситуация, созданная логопедом подсказала детям тему за- 1 нятия. Они рассматривают цветы, составляют описательный рассказ, составляют букет из нарциссов, тюльпанов, гвоздик, роз, подбирают вазы и т. д.
Перспективное планирование логопед пишет 1 раз в квартал. План обсуждается и утверждается на медико-педагогическом совещании:
сентябрь-октябрь-ноябрь - I период обучения; декабрь-январь-февраль - II период обучения; март-апрель-май - III период обучения.
Если логопед работает в июне, то план составляется только на один месяц.
Согласно «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении» (см. Приложение 2), в речевую группу зачисляются дети с 2 лет с алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием, а также дети, имеющие лепетную речь или резко выраженное недоразвитие речи.
Данное планирование строится на понимании алалии как системного речевого расстройства, представляющего собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно-логопедической направленности. Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, невропатолога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, врача ЛФК, массажиста и, конечно же, родителей.
Каждый раздел раскрывается более подробно с учетом реализуемых программ (комплексной и коррекционной), результатов первичной диагностики детей, логопедического заключения, возраста и периода обучения.
Например: один из разделов перспективного планирования.
Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического слогового анализа предложения).
Возраст: 6-7 лет.
Диагноз: Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития.
I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ) СЕНТЯБРЬ
Обследование фонематического восприятия (повтори, покажи).
Регевой материал:
па-ба ба-па том - дом
та-да да-то богка - погка
ка-га га-ка мишка - мышка
та-да-та да-та-да миска - мишка
ка-га-ка га-ка-га рожки - ложки
Обследование: Языковой анализ и синтез. Регевой материал:
Есть ли звук [М] в словах: дом, кот, мама, сук.
Инструкция:
Хлопни, если в слове услышишь звук [М].
Какой первый звук в слове: Аня, Оля, утка, Ира?
Какой звук в конце слова, в начале, в середине: дом, мак, лук?
Сколько звуков в слове: кот, каша, кошка?
Составь слово из слогов: па-па, ко-ра, лож-ка, со-ба-ка.
Составь слово из звуков: [Д], [О], [М], [К], [О], [Т], [В], [О]. [Д], [А], [Л], [О], [Д], [К], [А].
Начальные навыки чтения и письма.
ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ
1. Развития слухового внимания на материале нерегевых звуков (звучашие игрушки, хлопки, шум леса, улицы, действие взрослых с предметами и т. д.)
2. Знакомство с понятием «гласные звуки». Упражнять в пропевании звуков [А], [О], [У], [Э], [Ы], [И], использовать символы гласных звуков (по артикуляции):
90_______________ _______________ I
3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков:
АУ. УА, АУА, АИУ.
Игры: «Путешествие в лес».
С помощью символов гласных звуков составь свою песенку:
л покажу символ звука, а ты назови звук: - звук У.
«Разберем картинки». Символы гласных звуков помогут нам выполнить задание правильно.
Символ: - А.
Картинки: аист, арбуз, автобус, апельсин. Символ: - У.
Картинки: улитка, ухо, удочка, утка и т. д.
«Прочитай». Символы:- ребенок назы- \
вает звуки: А У И.
Логопед предлагает назвать первый (последний) звуки.
4. Выделение гласного в нахале слова
(Аня), в конце слова
(вода, игра, пила), в середине односложных слов
(мак, дом, !
лук, кит).
Игры: «Разберем картинки» (звук А).
«Найди ошибки у Незнайки».
Картинки: игрушки, иголка, индюк, лук.
Ребенок убирает картинку «Лук» и объясняет почему.
5. Подбор слов на гласные звуки.
Игры: «Назови лишнее слово» (азбука, апельсин, жук, арбуз).
6. Знакомство с понятием «согласные звуки».
Учить разли
чать понятия «гласные звуки» и «согласные звуки». Гласные
звуки можно петь, они произносятся голосом, согласные про
износятся отрывисто ([М], [П], [К]), иногда с участием голоса
([Б], [Д]...) а иногда тихо почти шепотом ([Ш], [П]...)
Согласные звуки: [М]-[М"] ; [Б]-[Б"], [Д]-[Д"]> [Н]-[Н"], [В]-[В"], [Г]-[Г], [П]-. [Т]-[Г], [Ф]-[Ф"], [К]-[К-]. [Х]-[Х"].
7. Выделение изугенных согласных звуков из слова
(начало,
конец, середина). (Перечень см. п. 4.)
____________________ ВОПРОС 12 _____________________ 92
8. Знакомство с понятиями «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Использовать сказки логопедического содержания. Например: «Сказка о Миле и Маше». (В сказке даются характеристики девочкам: Мила добрая, нежная, Маша упрямая, постоянно ссорится...)
9. Анализ обратных и прямых слогов с изугенными звуками (AM, MA, ОМ, МО).
10. Полный звуковой анализ и синтез односложных слов с
изугенными звуками
(дом, кот, мак). Работа со схемой:
Упражнять в умении придумывать слова к схемам, отбирать картинки, рисовать предметы, названия которых соответствуют схеме.
11. Знакомство с буквами А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, В, Г, П, Т, Ф, К, X.
12. Выкладывание букв из деталей, палогек, нитогек, мозаики, гтение прямых и обратных слогов с изугенными буквами (AM, MA, ТА, АП, УК).
II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ)
Раздел:
Материал подбирается на основе промежуточной диагностики детей, динамики развития каждого ребенка, реализуемых программ, с учетом постепенного усложнения.
1. Знакомство со звуками [С]-[С], -, [Ц], [Ш], [Ж],
[Щ], [Ч] и буквами С, 3, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч.
Важным моментом является то, что знакомство ребенка со звуками возможно только при условии чистого, без искажения, произношения звука.
2. Обугение полному звуковому анализу слов типа: мама,
мука, коза, кошка (на материале изугенных звуков).
92________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________________
Методика фонематического анализа:
Выделение звука на фоне слова;
Определение места звука с слове;
Определение положения звука по отношению к другим ] звукам;
Определение последовательности звуков в слове;
Определение количества звуков в слове.
3. Обугение детей умению разлагать на слух твердые и
мягкие согласные {при составлении схемы слова)
обознагатъ твердые со-
гласные синим, а мягкие согласные зеленым цветом. Угить придумывать слова, отбирать картинки к предъявленным детям схемам.
4. Обугение детей умению преобразовывать слова путем
замены или добавления звука.
(Игры со словом: ребусы, крос
сворды, шарады).
Например: Игра: «Как из слова КОСА сделать слово РОЗА» (путем замены по одной букве в слове):
КОСА - (с-з) - КОЗА (к-р) - РОЗА
ДОМ - (д-к) - КОМ (м-т) - КОТ
Слова подбираются заранее с учетом индивидуальных особенностей развития и возможностей каждого ребенка.
5. Обугение детей умению делить слова на слоги, ввести
1
понятия «слог», «слог как гасть слова».
Познакомить с правилами определения, сколько слогов в слове:
а) сколько гласных в слове, сколько и слогов.
МАК - один гласный звук А, один слог: МАК. МАМА - два гласных звука А, два слога МА-МА.
б) по количеству хлопков при произношении слова. (Этот
прием использовать на начальном этапе ознакомления с по
нятием качества слогов.)
6. Знакомство с понятием «предложение», составление гра-
фигеской схемы предложений без предлогов, а затем с просты
ми предлогами.
Например: МАША РИСУЕТ ДОМ. Схема предложения:
______________________ ВОПРОС 12 _______________________ 93
7. Знакомство с элементарными правилами правописания:
Раздельное написание слов в предложении;
Точка в конце предложения;
Употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;
Правила правописания буквы И после букв Ж, Ш.
8. Продолжение знакомства с буквами, обугение составлению слова из пройденных букв.
9. Обугение детей послоговому ътению слов.
III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (АПРЕЛЬ, МАЙ, ИЮНЬ)
Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, представлений.
1. Знакомство со звуками [Й], [Л"], [Р], [Р"]. Знакомство с буквами Й, Л, Р, Ь, Я, Е, Ё, Ю.
2. Обугение детей звуковому анализу и синтезу слов из 3-6 звуков (дом, ваза, волк, собака) без наглядности, подбору слов по схемам, моделям.
Фоматический синтез:
Звуки произносятся логопедом с паузой и с учетом последовательности нахождения звуков в слове ([К], [О], [Т] - слово КОТ);
Более сложный вариант произнесения звуков в нарушенной последовательности ([Л], [К], [У] - слово ЛУК).
3. Закрепление навыков слогового анализа слов и анализа предложений.
4. Формирование навыка послогового слитного гтения слов, предложений, коротких текстов.
5. Знакомство с двумя способами обознагения мягкости согласных на письме:
а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь,
коньки);
б) с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю.
4____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
Таким образом логопед раскрывает все разделы перспективного планирования.
Данные варианты перспективного планирования не являются обязательными. Логопеды могут использовать эти материалы для написания собственного планирования.
* Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций.- СПб.: Детство-Пресс, 2000. (РГПУ им. А И Герцена).
В настоящее время, пока проблема классификации далека от своего разрешения, целесообразно использовать многоуровневое логопедическое заключение, считает Г. А. Волкова*.
Для подобного логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкретном случае объединять их.
Медицинский аспект классификации предполагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигатель-ный или речеслуховой), в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом), какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в процессе его или после того, как речь уже сформирована).
Логопедический аспект предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено: голос, ритм, темп речи, фонетический, фонематический, лексический, грамматический, семантический строй речи.
Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение, каковы тенденции спонтанного развития расстройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства.
Наталья Андреянова
Планирование индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям :
Артикуляционная гимнастика. Цель которой - выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата.
Развитие дыхания. Цель : выработать правильное речевое дыхание.
Звукопроизношение.
Пальчиковая гимнастика – улучшение координации пальцев рук.
Слоговая структура слова.
Развитие фонематического восприятия (1-й год обуч.) и подготовка к грамоте (2-й год обучения) – уточнение и закрепление материала с которым ребенок не справился на фронтальном занятии.
Закрепление словообразования.
Работа над связной речью .
Упражнения на развитие высших психических функций (внимание, память, мышление) или ориентировки в пространстве.
Планы индивидуальных занятий строятся на основании индивидуального образовательного маршрута.
Планирование индивидуального занятия строится в виде таблицы.
Примерное планирование индивидуального занятия .
2-й год обучения.
Октябрь. Тема «Овощи» , 2-я неделя.
Направления работы Октябрь , 2 неделя
Артикуляционная
Гимнастика Для свистящих звуков – отработка четкости артикуляционных движений
Звукопроизношение Лабиринт № 3
Пальчиковая гимнастика «Созрели овощи» , 94
Развитие дыхания «Большая тыква»
Слоговая структура
Слова «Один – пять» , 79
Грамота Д/И «Лунтик» (дифференц. зв.
[с] -[с"] Составление схем слов ГУСЬ, СЫР
Словообразование № 4 стр. 5 № 7 стр. 7 № 9 стр. 9
Развитие связной речи № 2 стр. 3 № 14 стр. 13
ВПФ, простран. ориентации № 13 стр. 12 № 16 стр. 14
*логопед отмечает качество выполнения каждого занятия условным знаком
Планирование строится на следующем материале :
Артикуляция и постановка звука.
1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей : учебно-метод. пособие/В. А. Акименко. – Изд. 2-е – Ростоа н/Д : Феникс, 2209. – 110 с.:илл.
2. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика : Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2007. – 92 с.:илл.
Звукопроизношение.
1. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги» , 2008. – 248с.: илл. ; 32с. вкл. цв.
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация звуков у детей : комплект из четырех альбомов/ Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. – Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 216 с.: ил.
3. Сорокина Н. А. «Звуковые дорожки» для закрепления звуков у детей и взрослых. - М.: В. Секачев, 2014. (2 альбома)
4. Перегудова Т. С., Османова Г. А. Вводим звуки в речь : Картотека для автоматизации звуков. – СПб.: КАРО, 2010. (на все группы звуков) .
5. Батяева С. В. Логопедические пазлы. – ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС» , 2012.
6. Комарова Л. А. Автоматизациязвука в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. (на все группы звуков) .
7. Фадеева Ю. А, Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков : Речевые игры на автоматизацию звуков. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с.
8. Куликовская Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей : пособие для педагогов и родителей/ Т. А. Куликовская. – М.:: Издательство ГНОМ, 2012.
9. Трушина Л. П, Голомага Е. А., Дмитриева С. Г. Логопедические пазлы. – Издательство «Речь» . (на все звуки) .
Слоговая структура слова.
1. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова : Системный метод устранения нарушений. – М.: ООО «Национальный книжный центр» , 2011.
Развитие речевого дыхания.
1. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхыния детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
2. С. В. Леонова. Игротека речевых игр. Выпуск 12. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.
Пальчиковая гимнастика.
1. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики : Картотека пальчиковых игр. - СПб.: КАРО, 2010.
2. Османова Г. А. Превращение ладошки : Играем и развиваем мелкую моторику/ Г. А. Османова. – СПб.: КАРО, 2013.
3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Авт. -сост. О. А. Зажигина. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС» , 2013.
4. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками : творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
Лексико-грамматические категории и связная речь.
1. Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет – М.: АРКТИ. (на все лексические темы) .
Публикации по теме:
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога с детьми 6–7 лет с нарушением зрения «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда, учителя - дефектолога в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. Сказка:.
Летний план работы учителя-логопеда Цель: Укрепление психо-физического здоровья детей Задачи: Продолжить закреплять правильное речевое развитие путём чтения.
Направления работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по обогащению глагольного словаря Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми.
Перспективное планирование работы учителя-логопеда в подготовительной к школе группе. I этап работы. 1. Развитие общих речевых навыков. 1. Вырабатывать четкие, координированные движения органов речевого аппарата. 2. Обучать.
План работы по самообразованию учителя-логопеда Тема: «Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Цель: повышение своего теоретического.