» »

Как проверить психологическую готовность ребенка к школе – лучшие методики и тесты

10.10.2019

Определение готовности ребенка к школе

I. Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти

Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов. Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.

Инструкция. "Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю."

Затем четко произнесите подряд 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке.

Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.

Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените следующие характеристики ребенка:

A) если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшается, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости;
Б) зигзагообразная форма кривой указывает на рассеянность, неустойчивость внимания;
B) "кривая" в форме плато наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.

II. Методика Джекобсона по определению объема памяти

Названные вами цифры ребенок должен повторить в том же порядке.
Инструкция. "Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне их назовешь."


Второй столбец контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки, задание по данной
строке повторяется из другого столбца.

При воспроизведении:

III. Методика по определению концентрации и распределения внимания

Подготовьте лист бумаги 10x10 клеток. В клетках поместите в случайном порядке 16-17 разных фигур: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок и пр.

При определении концентрации внимания ребенок должен ставить на заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания ставить на одну фигуру крестик, а на другую - нолик.

Инструкция. "Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь".

При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить крестик в выбранную вами фигуру, а в другую нолик. В остальные ничего не ставить.

Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно ребенок выполняет задание.

IV. Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации

Во весь лист бумаги начертите квадрат. Каждую из сторон разделите на 6 частей. Соедините разметку так, чтобы получилось 36 клеток.

Изготовьте 6 кружков разной величины: от наибольшего, помещающегося в клетку, до наименьшего. Эти 6 постепенно уменьшающихся кружков поместите в 6 клеток нижнего ряда слева направо. То же проделайте с остальными 5 рядами клеток, помещая в них сначала шестиугольники (по убыванию размеров), а потом пятиугольники, прямоугольники (или квадраты), трапеции и треугольники.

В результате получается таблица с геометрическими фигурами, расположенными по определенной системе (по убывающей величине: в левой крайней колонке наибольшие размеры фигур, а в правой - наименьшие).


Теперь уберите фигуры из середины таблицы (16 фигур), оставьте только в крайних рядах и колонках.

Инструкция. "Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них фигуры разной формы и величины. Все фигуры расположены в определенном порядке: каждая фигура имеет свое место, свою клетку.

А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеток. У тебя внизу под таблицей 5 фигур. (Из убранных 16 оставьте 5). Для них есть свои места в таблице. Посмотри и скажи, в какой клетке должна стоять эта фигура? Положи ее. А эта фигура в какой клетке должна быть? "

Оценка ведется из 10 баллов. Каждая ошибка снижает оценку на 2 балла.

V. Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать

Подготовьте по 5 карточек, изображающих мебель, транспорт, цветы, животных, людей, овощи .

Инструкция. "Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом". Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.

Оценка: 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа; 8 баллов за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу оценка снижается на 2 балла.

VI. Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет

Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков):

1) 4 рисунка зверей; один рисунок птицы;
2) 4 рисунка мебели; один рисунок бытовой техники;
3) 4 рисунка игр, один рисунок работы;
4) 4 рисунка наземного транспорта, один рисунок воздушного транспорта;
5) 4 рисунка овощей, один рисунок с изображением любого фрукта;
6) 4 рисунка одежды, один рисунок обуви;
7) 4 рисунка птиц, один рисунок насекомого;
8) 4 рисунка учебных принадлежностей, один рисунок детской игрушки;
9) 4 рисунка с изображением продуктов питания; один рисунок с изображением чего-то несъедобного;
10) 4 рисунка с изображением разных деревьев, один рисунок с изображением какого-нибудь цветка.

Инструкция. "Здесь изображены 5 рисунков. Рассмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно быть, который не подходит к остальным."

Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие.

Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.

Из 10 баллов за каждое невыполненное задание оценка снижается на 1 балл.

VII. Методика для выявления уровня развития образных представлений

Ребенку поочередно даются 3 разрезанные картинки. Инструкция дается для каждой разрезанной картинки. Время сбора каждой картинки контролируется.

А) Мальчик. Перед ребенком лежит разрезанный на 5 частей рисунок мальчика.
Инструкция. "Если правильно сложить эти части, то получится красивый рисунок мальчика. Сделай это как можно быстрее."

Б) Медвежонок. Перед ребенком лежат части рисунка медвежонка, разрезанного на части.
Инструкция. "Это разрезанный на части рисунок медвежонка. Сложи его как можно быстрее".

В) Чайник. Перед ребенком лежат 5 частей рисунка чайника. Инструкция. "Сложи рисунок как можно быстрее" (Название объекта не дается).

Из трех полученных оценок вычисляется средняя арифметическая.

VIII. Название цвета по показу

Приготовьте 10 карточек разного цвета: красного , оранжевого , желтого , зеленого , голубого , синего , фиолетового , белого, черного , коричневого .

Показывая ребенку карточку, спросите: "Какого цвета карточка? "

За 10 правильно названных карточек - 10 баллов. За каждую ошибку снижать 1 балл.

IX. Исследование качества звукопроизношения

Предложите ребенку назвать то, что изображено на картинках, или повторить за вами слова, в которых встречаются звуки, относящиеся к группам:

А) свистящих: [с] - твердое и мягкое, [з] - твердое и мягкое

Самолет - бусы - колос Заяц - коза - воз
Сито - гуси - лось Зима - газета - витязь

Б) шипящих: [ж], [ш], [щ], [ч], [ц]

Цапля - яйцо - нож Чашка - бабочка - ключ
Жук - лыжи - нож Щетка - ящерица - нож
Шишка - кошка - мышь

В) небных: [к], [г], [х], [й]

Крот - шкаф - замок Халва - уха - мох
Гусь - угол - друг Йод - зайка - май

Г) Сонорных: [р] - твердое и мягкое, [л] - твердое и мягкое

Рак - ведро - топор Лопатка - белка - стул
Река - гриб - фонарь Лейка - олень - соль

При подборе других слов важно, чтобы звук встречался в начале, середине и конце слова.

Оценка 10 баллов - за чистое произношение всех слов. Невыговаривание одного звука снижает оценку на 1 балл.

X. Методика определения уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили)

Ребенку предлагается альбом из 12 листов, в котором 10 заданий. На левой стороне (при развороте каждой позиции) вверху и внизу расположены 2 кружка диаметром 3 см, на правой - цветные картинки (пейзажи, звери, птицы, машины и т.д.).

Инструкция. "Вот альбом, в нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочередно на каждый кружок, сначала на верхний. И так на каждой странице. На картинки смотреть нельзя ." (Последнее слово интонационно подчеркивается.)

Выполнение всех 10 заданий без отвлечений на картинки оценивается в 10 баллов. Каждое невыполненное задание снижает оценку на 1 балл.

XI. Методика, определяющая уровень развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга (изучается посредством графического диктанта и метода Керна - Йерасека)

Образец графического диктанта

Ребенку дают листок бумаги в клеточку и карандаш. Показывают и объясняют, как нужно проводить линии.

Инструкция. "Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Сначала я покажу тебе, как нужно рисовать, а потом я буду тебе диктовать, а ты внимательно слушай и рисуй. Давай попробуем."

Например: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз.

"Видишь какой рисунок получился? Понял? Теперь выполни задание под мою диктовку, начиная вот от этой точки." (Ставится точка в начале строки.)

Первое графическое изображение

Инструкция. "Теперь внимательно слушай меня и рисуй только то, что я буду диктовать:

Одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз."

Оценка: за все задание - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

Второй графический диктант

Инструкция. "Теперь нарисуй еще один рисунок. Слушай меня внимательно:

Одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо."

Оценка: за все задания - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

Третий графический диктант

Инструкция. "Теперь нарисуем еще один узор. Слушай меня внимательно:

Одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо."

Оценка: за все задание - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 0,5 баллов.

XII. Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения)

Инструкция. "Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же. Вот здесь (указать где)."
Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно предлагается 10 бланков.
За каждое правильно выполненное задание - 1 балл. Максимально - 10.

XIII. Методика Керна - Йерасека

Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.

Методика состоит из трех заданий:

1. Срисовывание письменных букв.
2. Срисовывание группы точек.
3. Рисование мужской фигуры.

Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

А. Копирование фразы "Ей дан чай"

Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай", написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.

Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши так же."

10 баллов - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.

7-6 баллов - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

5-4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.

3-2 балла - каракули.

Б. Срисовывание группы точек

Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.

Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где).

10-9 баллов - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.

8-7 баллов - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.

6-5 баллов - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.

4-3 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.

1-2 балла - каракули.

В. Рисунок человека

Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)." Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

При оценке рисунка человека учитывается:

Наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

10-9 баллов - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища.

8-7 баллов - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги.

6-5 баллов - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4-3 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек".

1-2 балла - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

XIV. Методика определения уровня развития коммуникативной сферы

Уровень развития общительности ребенка определяется в детском саду воспитателем во время общих детских игр. Чем активнее ребенок в общении со сверстниками, тем выше уровень развития коммуникативной системы.

10 баллов - сверхактивный, т.е. постоянно тормошит сверстников, вовлекая в игры, общение.
9 баллов - очень активный: вовлекает и сам активно участвует в играх и общении.
8 баллов - активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.
7 баллов - скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.
6 баллов - трудно определить, активный или пассивный: позовут играть - пойдет, не позовут - не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.
5 баллов - скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.
4 балла - пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают.
3 балла - очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает.
2 балла - замкнутый, не реагирует на игры сверстников.

XV. Методика по определению состояния долговременной памяти

Попросите ребенка назвать ранее заученные слова через час. Инструкция. "Вспомни те слова, которые я тебе читал".

Оценка 10 баллов - если ребенок воспроизвел все те слова. Каждое невоспроизведенное слово уменьшает оценку на 1 балл.

Оценка результатов

Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребенка к школе определяется отношением суммы оценок к числу методик. При этом КПГ до 3 баллов оценивает неудовлетворительную готовность, до 5 баллов - слабую, до 7 баллов - среднюю, до 9 баллов - хорошую и до 10 баллов - очень хорошую готовность.

Статья подготовлена по методической разработке А.И. Фукина и Т.Б. Курбатской

Диагностика готовности ребенка к школе

(Н.Я.Кушнир).

Понятие «готовность к школе» в возрастной и педагогической психологии довольно распространено, что обусловлено несколь­кими вариантами вступления детей в школьную жизнь (с шести или семи лет), а также отбором дошкольников в гимназию, лицей, профильные и специализированные классы. В связи с этим возникла проблема разработки показателей, критериев го­товности ребенка к школе и, как следствие, диагностических методик, тестов, которые позволяют установить степень его го­товности, прогнозировать развитие в процессе обучения.

Нами определены два подхода к изучению этого вопроса (см. схему 2). Первый подход можно назвать педагогическим, сог­ласно которому готовность к школе определяют по наличию у детей 6 - 7 лет учебных навыков (умение читать, считать, писать, рассказывать).

Однако использование для диагностики только предметных тестов, проверочных заданий, диагностических методик дает од­ностороннюю информацию о ребенке. Не решенными остаются вопросы, связанные с его актуальным и потенциальным психи­ческим развитием, соответствием психологическому возрасту, возможным отставанием или опережением. В связи с этим педагогический подход не имеет прогностической валидности: он не позволяет прогнозировать качество, темп, особенности усво­ения знаний конкретным ребенком в детском саду или начальной школе.

Психологический подход к проблеме готовности к школе нельзя назвать универсальным. Тем не менее при большом раз­нообразии диагностических средств, используемых психологами для определения готовности к школе, существует общее теоре­тическое представление, которое заключается в том, что готов­ность к школе - результат общего психического развития ре­бенка на протяжении его дошкольной жизни.

Психологами разработано множество специальных тестов, проб, методик для определения готовности детей к обучению в школе. Исследователи выделяют разные стороны психического развития в качестве самых важных показателей такой готовнос­ти.

Обобщая эмпирические данные по проблеме психологичес­кой готовности в отечественной психологии, специалисты выде­ляют четыре параметра (аффективно-потребностная, произ­вольная, интеллектуальная и речевая готовность), на основе ко­торых создаются диагностические методики, разрабатываются задания, пробы и т. д.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ПРИ ПРИЕМЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

Анализ диагностических средств изучения психологической готовности к школе шести-семилетних детей позволил выделить следующие параметры: уровень развития мотивационной, интеллектуальной, произвольной, речевой готовности, сформированное необходимых предпосылок учебной деятельности.

Одним из методов получения информации об уровне разви­тия детей 6 - 7 лет при приеме в шкоду может быть экспресс-диагностика, основная цель которой заключается в том, чтобы определить, какие дети нуждаются в проведении коррекцион-но-развивающей работы.

    «Тест в картинках» помогает определить предпочитаемый вид деятельности

    Методика «Нарисуй самого себя» помогает определить уровень сформированное образных представлений (групповой тест).

    Тест «Кубики» помогает определить уровень наглядно-образного мышления

    Методика «Классификация» помогает выявить уровень сформированности понятий посредством операции классификации

    Методика «Третий подходящий» помогает определить уровень сформированности понятий

    Тест «Правая - левая рука» выявляет способность ребенка к позиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнение других

    Методика Пьерона-Рузера помогает определить уровень сформированности саморегуляции и обучаемости (групповой тест)

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕМИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

    Методика «Тест в картинках» помогает определить пред­почитаемый вид деятельности.

    Тест «Персонификация мотивов» выявляет наиболее зна­чимые мотивы для обучения в школе

    Методика «Выбери фигуру» помогает определить уровень сформированности наглядно-образного мышления

    Методики для определения уровня словесно-логического мышления

4.1. Классификация. Психолог говорит ребенку: «Из пяти слов выбери то, которое считаешь лишним»

4.2. Аналогии.

    Тест «Правая - левая рука» помогает определить спо­собность к позиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнение других людей

    «Тест Куглера» помогает определить уровень развития аналитико-синтетической деятельности

    Тест «Шифровка» Векслера помогает определить уровень развития саморегуляции, обучаемости (групповое тестирование)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ШЕСТИ СЕМИ ЛЕТ

Задание 1 «Нарисуй кружочки» выявляет умение запоми­нать, руководствоваться инструкцией при выполнении задания.

Задание 2 «Графический диктант» выявляет умение следо­вать указаниям психолога, помогает самостоятельно решать пос­тавленную задачу

Задание 3 «Четыре правила» выявляет способность ребенка планировать свои действия согласно правилу, осуществлять са­моконтроль

Задание 4 «Кодирование» помогает определить уровень обу­чаемости, саморегуляции

Задание 5 «Палочка и крестик» помогает определить уровень саморегуляции

Задание 6 «Дорисуй фигуру» помогает определить уровень восприятия

Задание 7 «Найди слова» (тест Мюнстерберга) помогает оп­ределить уровень устойчивости и избирательности внимания

Задание 8 «Поиск образцов» помогает определить особен­ности избирательности внимания

Задание 9 «Узнавание фигур» (тест Бернштейна) помогает выявить особенности образной памяти

Задание 10 «Девять геометрических фигур» помогает опре­делить особенности образной памяти

Задание 11 «Парные связи» помогает определить уровень произвольного запоминания с использованием приема функци­ональных связей

Задание 12 «Пиктограмма» выявляет способность к ассоци­ативному зрительно-словесному запоминанию

Ребенку дается лист бумаги, простой карандаш.

Инструкция. "Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунка не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл "слова".

Набор слов: веселый мальчик, вкусный обед, строгая воспитательница, сложная работа, холодно, простуда, обман, дружба, развитие, слепой мальчик, страх, веселая компания.

Самое непохожее

Инструкция. Одну из фигур(любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку и просят: "Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая - только одна." указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают: "Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?" Каждый ребенок выполняет задание с 2-3 фигурками.

Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному параметру (например, большой и маленький синий квадрат), спросить: "Чем эти фигурки отличаются друг от друга?". Так же можно помочь выделить и другие признаки - цвет и форму.

Последовательные картинки

Инструкция. "Посмотри эти картинки. Как ты думаешь, о чем здесь рассказывается? А теперь расположи карточки так, чтобы получился связный рассказ".

Если ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь вопросами: "Кто изображен? Что они делают?" и т.д. Убедившись, что ребенок понял общее содержание картинок, предложите разложить их по порядку: "Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой оканчивается". В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать ребенку. После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в рассказе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так, чтобы что бы пожарные потушили пожар, а потом он возник, или чтобы сначала собака стащила курицу, а потом она опять оказалась в корзинке. Если ребенок самостоятельно ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.

Графический диктант.

После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения: "Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня - я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает дверь. Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева на право длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я не отрывая руки, провожу на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия).Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно. Вот я, не отрывая руки провожу линию на три клетки налево - к окну (на доске соответствующая линия). Все поняли как надо рисовать?".

После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит: "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы - две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнять инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.

По прошествии времени, отведенного для самостоятельного узора, проверяющий говорит: "Теперь поставьте карандаш на следующую тоску. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".

Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, проверяющий говорит: "Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаш. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клеточки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжите рисовать этот узор".

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: "Поставьте карандаш на самую последнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одну клетку вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, проверяющий и ассистент собирают у детей листки. Общее время проведение методики обычно составляет около 15 минут.

Тесты школьной мотивации

Задайте ребенку приведенные ниже вопросы и запишите полученные ответы.

  1. Ты хочешь идти в школу?
  2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
  3. Чем тебе больше всего нравиться заниматься в детском саду (дома)? Почему?
  4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
  5. Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку?
  6. Какие у тебя любимые книжки?
  7. Почему ты хочешь идти в школу?
  8. Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
  9. Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?
  10. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
  11. Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?
  12. В игре в школу что у нас будет длиннее - урок или перемена?

Тест Лесенка

Покажите ребенку лесенку и попросите его поместить на этой лесенке всех знакомых тебе детей. На трех верхних ступенях окажутся дети хорошие: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше ("хорошие", "очень хорошие", "самые хорошие") А на трех нижних ступеньках - плохие. Чем ниже, тем хуже ("плохие", "очень плохие", "самые плохие"). На средней ступеньке дети не плохие и нехорошие. На какую ступеньку ты поместишь себя? Почему?

Затем задайте ребенку вопрос: "Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь какой ты на самом деле и каким хотел бы быть". После этого спросите: "На какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, воспитательница и др.)".

Анализ результатов.

Пиктограмма

Методика для исследования опосредованной памяти, образного мышления. Ребенку дается лист бумаги, простой карандаш.

Проведение теста. Взрослый читает слово, а ребенок рисует. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. Взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал. После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунок, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относиться. Через 20-30 минут после окончания рисования детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки. Вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают. Если вместо слова "разлука" ребенок говорит "расставание" или вместо "вкусный ужин" - "сладкий ужин", это ошибкой не считается.

Для детей 6-7 лет нормой будет воспроизведение 10-12 слов из 12. О развитии образного мышления говорит характер рисунков, а именно: связь их с темой, отражение сути предмета.

Уровни выполнения:

  • Ниже среднего уровня - рисунки мало связаны с с темой, либо эта связь поверхностная (но слово "холодно" ребенок рисует дерево и объясняет, что ему тоже холодно).
  • Средний уровень - адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов (например, развитие).
  • Высокий уровень - рисунки отражают суть данного предмета. Например, для "вкусного ужина" может быть нарисован или торт, или стол с каким-то блюдом, или тарелка с едой.

Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало несвязанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. В данном случае это является показателем хорошей механической памяти, которая компенсирует недостаточный уровень развития мышления.

Самое непохожее

Л.А. Вагнер

Позволяет изучить мышление и восприятие детей.

Проведение теста. Перед ребенком в ряд выкладывается 8 геометрических фигур:

  • 2 синих круга (маленький и большой) 2 красных круга (маленький и большой),
  • 2 синих квадрата (маленький и большой), 2 красных квадрата (маленький и большой).

Дети 6-7 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, величина, форма - и ориентируются на весе эти параметры при выборе фигурки.

Уровень выполнения задания определяются количеством признаков, на которые ориентируется ребенок при выборе "самой непохожей" фигурки и которые он назвал.

  • Ниже среднего - преобладание выбора по одному признаку без называния признака.
  • Средний уровень - преобладание выбора по двум признакам и называние одного.
  • Высокий уровень - преобладание выбора по трем признакам и называние одного - двух.

Последовательные картинки

Методика направлена на изучение словесно-логического мышления. Ребенку предлагается серия картинок (5-8), в которых рассказывается о каком-то событии. Используются последовательные картинки теста Д. Векслера: Соня, Пожар, Пикник.

Проведение теста. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются картинки.

Анализ результатов. При анализе результатов учитывают, прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.

Ребенок должен расположить не только в логической, но и в "житейской" последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.

Уровни выполнения:

  • Ниже среднего уровня - картинки раскладываются в случайном порядке, и по ним составляется рассказ.
  • Средний уровень - картинки раскладываются и описываются, следуя житейской логике.
  • Высокий уровень - дети раскладывают и описывают картинки, следуя логике изображенного содержания.

Графический диктант.

Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Методика проводиться следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками (см. рис.). В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости дополнительные данные. После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения.

Обработка результатов.

Результаты выполнения тренировочного узора не оценивается. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производиться по следующей шкале:

  • Точное воспроизведение узора - 4 балла неровность линий, "дрожащая" линия, "грязь" и т.п. не учитывается и не снижается оценка).
  • Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, - 3 балла.
  • Воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла.
  • Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, - 1 балл.
  • Отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 баллов.
  • За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале.
  • Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну - за выполнение диктанта, другую - за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4 .

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 7.

Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводиться итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

Тест-опросник на определение сформированности "внутренней позиции школьника".

Учитываются ответы на вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12.

При сформированной "внутренней позиции школьника" ответы на вопросы будут такими.

№ 1 - Хочу идти в школу.

№ 2 - Не хочет еще на год остаться в детском саду (дома).

№ 3 - Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.)

№ 4 - Люблю, когда мне читают книги.

№ 5 - Сам прошу чтобы мне прочитали.

№ 10 - Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

№ 11 - Хочу быть учеником.

№ 12 - Пусть будет длиннее урок.

Тест Лесенка

В процессе выполнения этого задания наблюдайте за ребенком: колеблется ли он, раздумывает, аргументирует свой выбор, задает вопросы и т.д.

Если ребенок не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку, считает, что мама (другой взрослый) оценивает его так же, аргументируя свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого: "Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама сказала", то можно предположить, что у него неадекватно завышенная самооценка.

О высокой самооценке можно говорить, если после некоторых раздумий и колебаний ребенок ставит себя на самую высокую ступеньку, называя свои недостатки и упоминая совершенные промахи, объясняет их внешними, не зависящими ото него. Причинами и считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: "Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный".

Если, обдумав задание, он ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия ссылаясь на реальные ситуации и достижения, что оценка взрослого такая же либо ниже, то можно говорить об адекватной самооценке.

Если ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: "Мама так сказала", то это свидетельствует о заниженной самооценке.

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он не понял задание либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказывается выполнять задание, на все вопросы отвечает "Не знаю.".

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям 4-5 лет: они не видят своих ошибок, на могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Дети старшего дошкольного возраста способны анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка 6-7 лет становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях, привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка может быть завышенной.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как свидетельство неблагополучного эмоционального развития личности.

Литература.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под ред. Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой Ярославль, Академия развития 2006 г.)

2. Справочник психолога начальной школы. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Издание 4-е. Ростов-на-Дону "ФЕНИКС" 2006 г.

3. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения. М.Н. Ильина Москва, Санкт - Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск. Питер 2004 г.

Здравствуйте , уважаемые читатели и гости блога !

Конец мая, заканчивается у детей подготовительных к школе групп садовская жизнь в дошкольном образовательном учреждении. Совсем скоро выпускной утренник… но об этом позже. Сейчас актуальный вопрос на консультации только один – «готов ли наш ребенок к школе?»

Одно из направлений моей профессиональной деятельности - диагностическое. Сегодня буду рассматривать диагностику готовности ребенка к школьному обучению.


Существует разнообразие материала по этому направлению. В основном выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная и социальная готовность ребенка к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность:

Дифференцированное восприятие (выделение фигуры из фона);

Концентрация внимания;

Мышление, определение основных связей между явлениями, логическая последовательность;

Умение воспроизводить образец, развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Хочу остановиться только на некоторых методиках, которые легки в проведении и обработке. И предполагают получить сведения о сформированности школьной зрелости.

Диагностическая методика (

Исследование аффективно-потребностной сферы.
а) методика по определению доминирующего мотива у ребенка
Оборудование: На столе заранее расставляются игрушки.
Ребенка приглашают в комнату, показывают игрушки, которые он рассматривает в течение одной минуты. Затем экспериментатор подзывает ребенка к себе и предлагает послушать интересную сказку (но не очень длинную). На самом интересном месте чтение сказки прерывается и задается вопрос: «Чего тебе сейчас хочется больше: дослушать сказку или пойти поиграть с игрушками?»
Дети с развитым познавательным интересом просят дочитать сказку, с слабым – идут играть (но игра, как правило, носит манипулятивный характер – хватают то одну игрушку, то другую).

б) Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника
Беседа должна содержать вопросы, которые бы косвенным образом позволяли определить наличие познавательных или учебных потребностей.
Вопросы могут быть такими:

  • Что ты знаешь о школе?
  • Как ты думаешь, что там будет интересного?
  • Ты со своими друзьями играешь в школу?
  • А кем тебе больше нравится быть: учителем или учеником?
  • Тебе нравятся мультики или фильмы про школу?
  • А сам ты умеешь читать?
  • А ты хочешь научиться читать, писать?
  • Как ты думаешь, зачем детям надо идти в школу?
  • Как ты думаешь, как лучше учиться: в школе с учительницей или дома с мамой?
  • Кем ты хочешь быть? А что для этого нужно?

Число положительных ответов 6 и более свидетельствует о наличии познавательных или учебных потребностей.

Диагностические методики для изучения мотивов учения

Исследование мотивации с помощью детских рисунков
Ребенку предлагается нарисовать рисунок на тему «Что тебе нравится в школе?». Вариантов интерпретации может быть много, но все их можно разделить на две группы: либо рисунок соответствует заданной теме, либо нет.
а) Рисунок не соответствует теме:

1. изображение игровых ситуаций означает мотивационную незрелость ребенка, у него отсутствует школьная мотивация, а преобладает, чаще всего, игровая;

2. отказ рисовать вообще или рисование того, что лучше всего, получается, свидетельствует о детском негативизме, что свойственно детям с высоким уровнем самооценки и высоким уровнем притязаний. Можно прогнозировать трудности в приспособлении к школьным правилам;

3. непонятная тема рисунка или срисовывание у соседа говорит о неправильном понимании поставленной задачи, что характерно чаще всего для детей с ЗПР.

б) Рисунок соответствует теме:

1. изображение учебных ситуаций свидетельствует о высокой школьной мотивации, об учебной активности, о наличии познавательных мотивов;

2. ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами говорят о положительном отношении к школе, но при внешней мотивации;

3. игровая ситуация в школе обозначает положительное отношение к школе, но преобладание игрового мотива.

Исследование произвольной сферы
а) Методика «Домик».
Цель: Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку, какую ты видишь здесь (положить перед ребенком образец с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно. Тебе понятно задание?»

Рисунок выглядит следующим образом:

Пока ребенок рисует, стоит отметить:

Ведущую руку;

- как работает с образцом;

Быстро или медленно проводит линии;

Отвлекаемость во время работы;

Сравнивает ли свой рисунок с образцом по окончании работы;

исправляет ли сам ошибки.

Ошибками считается:

Отсутствие какой-либо детали на рисунке;

- увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих размеров рисунка;

Неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;

Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;

- разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;

- наложение линий одна на другую.

За каждую ошибку начисляется один балл.
Таблица 1 Уровни оценки результатов для детей 6 и 7 лет

Исследование интеллектуальной сферы .
а ) Методика исследования обучаемости А . Ивановой .
б ) Сюжетные картинки
Методика предназначена для исследования развития логического мышления , речи и способности к обобщению .
Материал : 3-4 сюжетные картинки , предъявляемые в неправильной последовательности .
Инструкция : « Посмотри , перед тобой лежат картинки , на которых нарисовано какое - то событие . Порядок картинок перепутан , и тебе надо догадаться , как их поменять местами , чтобы стало ясно , что нарисовал художник . Подумай , переложи картинки , как ты считаешь нужным , а потом расскажи по ним рассказ о том событии , которое здесь изображено ».

Оценка :
Высокий уровень – если ребенок все сделал правильно или же при неправильной раскладке картинок сочинил логичную версию рассказа .
Средний уровень – если картинки разложены правильно , но рассказ ребенок смог составить только при помощи наводящих вопросов .
Низкий уровень – если ребенок не справился с заданием .
Считается , что ребенок не справился с заданием в том случае , если :

  • не смог выложить последовательность картинок и отказался от рассказа;
  • по выложенной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
  • выложенная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность, несоответствующую рассказу);
  • каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными – в результате рассказа не получается;
  • на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

В случае если наблюдаются феномены, описанные в пунктах 4 и 5, требуется дополнительная проверка интеллектуальных способностей ребенка, т.к. подобные нарушения характерны для детей с ЗПР.
Данная методика позволяет определить и уровень развития речи ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д. Но не менее важно и умение выделять на слух в слове различные звуки, т.е. развитие фонематического слуха.

Исследование речевой сферы

Методика «Звуковые прятки».
Предназначена для проверки фонематического слуха.
Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в прятки со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.
Инструкция: «Давай с тобой поиграем в прятки со звуками. Мы с тобой загадаем какой-нибудь звук, который надо будет искать. Потом я буду называть тебе слова, а ты мне будешь говорить, есть в них звук, который мы ищем, или нет». Разобрать пример: «у» - шуба.
Предлагается по 4 слова на каждый звук:
«о» – кошка, море, точка, баня;
«а» – мама, парта, стол, каша;
«ш» – шайба, ручка, школа, суша;
«с» – суп, киска, лужа, свет.
Оценка:
Высокий уровень – ни одной ошибки;
Средний уровень – 1 ошибка;
Низкий уровень – более 1 ошибки.
Если ребенок на все слова подряд отвечает, что искомый звук есть, или, что разыскиваемого звука нигде нет, то правильные ответы стоит рассматривать как случайные.
Общие итоги: готовность ребенка к школе определяется преобладанием высокого и среднего уровней по каждой из четырех обследуемых сфер. Наличие низкого уровня по одной или двум сферам свидетельствует о недостаточном развитии соответствующих способностей. В связи с этим родителям даются соответствующие рекомендации по развитию отстающих способностей, и в конце августа проводится повторное тестирование.

Мелкие движения
Методика «Езда по дорожкам»
Материал: 2 варианта рисунка, карандаш
Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги».


Итоговый уровень:

Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;
Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невидимая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;
Средний – все остальные варианты.



Обобщение методом исключений

Методика «4 лишний» Цель: Выявление уровня развития способности обобщения методом исключения
Материал: 5 наборов по 4 карточки. В каждом наборе 3 карточки связаны между собой по общему признаку, а 4-ая - лишняя.



Инструкция: «Посмотри на эти картинки и скажи, какой предмет здесь лишний? А как, одним словом можно назвать оставшиеся три предмета? »
Оценка:
«0» - не найдено лишнее изображение;
«1» - изображение лишнего предмета найдено, обобщения нет;
«2» - обобщение сделано точно, в грамматически точной, развернутой форме.

Произвольное внимание, пространственные представления

Методика «Графический диктант»

Цель: Определение уровня развития мелкой моторики, пространственной ориентации и понимания словесных инструкций
Материал: листочек в клетку, карандаш
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводи только те линии, которые я скажу. Когда проведешь, жди, пока я не скажу, как нужно проводить следующую линию. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая. Карандаш от бумаги не отрывай. Давай начнем первый рисунок».
1 рисунок: 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо. Дальше ребенок должен продолжить рисунок самостоятельно. Здесь можно подсказывать, направлять ребенка. На выполнение самостоятельного рисунка дается 1,5-2 минуты.
2 рисунок: 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо. Дальше ребенок продолжает работать самостоятельно также 1,5-2 мин.
Оценивается только второй рисунок.
Понимание слов инструкции:
4 балла – все задание выполнено безупречно;
3 балла – 1-3 ошибки;
2 балла – более 3-х ошибок;
1 балл – более 5 ошибок.
Уровень развития моторики:
Наличие разрывов – 1 балл;
Дрожание руки – 1 балл;
Выход за площадь клетки – 1 балл.

Поведение в условиях обследования
Контактность.
3 балла – ребенок охотно идет на контакт, стремится продолжить общение, задает много вопросов.
2 балла – ребенок самостоятельно не проявляет инициативы, но идет на общение по принуждению
1 балл – ребенок не идет на контакт, отвечает односложно
Работоспособность.
3 балла – ребенок прилагает все силы на выполнение задания, стремится доделать до конца, не отвлекается во время работы, пытается самостоятельно справиться с трудностями.
2 балла – ребенку требуется в некоторых случаях стимулирование, помощь и психологическая поддержка при преодолении трудностей.
1 балл – ребенок быстро устает, часто отвлекается, при возникновении трудностей отказывается выполнять задание.
Интерес.
3 балла – ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, просит продолжить ситуацию обследования, вносит элементы фантазирования, охотно поддерживает игру.
2 балла – интерес к отдельным заданиям или сначала проявляется интерес, но потом быстро угасает.
1 балл – интерес отсутствует.


Список используемых методик

Название методики

Основная направленность методики / теста /

Литературный источник

10 слов

Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания

Лурия А . Г .

Диагностический комплект . Семаго

Исследование зрительной памяти

Выявление особенностей зрительного восприятия

Семаго М . М .

Диагностический комплект . Семаго

Корректурная проба

Исследование устойчивости внимания

Пьерон - Рузер

Диагностический комплект . Семаго

Простые аналогии

Семаго

Диагностический комплект . Семаго

Исключение понятий и предметов

Невербальное и вербально логическое мышление

Семаго

Диагностический комплект . Семаго

Чего недостает

Исследование внимания

Векслер

Дорисуй

Исследование восприятия

Головина Т . Н .

Практический материал для проведения п - п обследования детей . С . Д . Забрамная , О . В . Боровик

Последовательность событий

Исследование процессов мышления

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования и далее основную образовательную программу основного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огромные возрастно-психологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего.

Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.

Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.

Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы, имеет следующие причины:

недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;

обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Исследования готовности детей к обучению в школе

при переходе от предшкольного к начальному общему образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.

Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.

Координация движений исследуется при помощи следующих заданий.

1. Упражнения «Коза», «Заяц».

Педагог просит дошкольника сделать из пальцев «Козу» (вытянуть вперед указательный палец и мизинец; при этом средний и безымянный пальцы прижаты большим к ладони), а затем превратить её в «Зайца» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы; при этом мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони). Далее упражнения выполняются попеременно. Учитывается способность быстро менять местами пальцы.

2. Вставь нитку в иголку.

Ребёнку предлагают вставить тонкую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 35 мм, с большим ушком.

3. Упражнения «Ладонь, ребро, кулак».

Руки ребёнка лежат на краю стола, нужно в правильной последовательности, не сбиваясь, положить на стол ладонь, ребро ладони, сжать ладонь в кулак и т. д.

4. Упражнения на выявление сформированности ориентировки в схеме своего тела. Педагог просит ребенка показать правое ухо, левый глаз, топнуть правой ногой, подпрыгнуть три раза на левой ноге. Оценивается умение ориентироваться в своём теле, умение понимать словесную инструкцию.

Мелкая моторика руки исследуется при помощи заданий:

    рисование: педагог просит ребенка нарисовать из заданной точки прямую линию, прямоугольник, треугольник, круг; продолжить рисование «забора» ломаной линии;

    обрывание листа бумаги. Нужно получить прямоугольник способом обрывания по контуру, учитывается способность распределить функции рук, содружество обеих рук в работе;

    работа с ножницами. Ребёнок должен вырезать круг, нарисованный на бумаге. Оценивается точность повторения контура

    упражнения на выявление уровня развития тактильных ощущений. Играя с волшебным мешочком, по просьбе педагога ребенок, оперируя ведущей рукой, достает круглый предмет, металлический предмет, мягкий предмет, конкретный предмет и т.д.;

    «Катание шарика» Педагог предлагает дошкольнику покатать между указательным и средним пальцами ведущей руки пластилиновый шарик диаметром 10 мм в течение 1 минуты

    упражнение на выявление силы мышечного напряжения кистей рук. Педагог протягивает ребёнку свою руку и просит сжать её как можно сильнее одной рукой, двумя руками.

Психологическая готовность к школе – сложная системная характеристика психического развития ребёнка 6-7 лет, которая предполагает сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребёнком новой социальной позиции школьника; возможность выполнения им учебной деятельности сначала под руководством учителя, а затем переход к её самостоятельному осуществлению; усвоение системы научных понятий; освоение ребёнком

новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками.

Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру :

1. личностная готовность,

    умственная зрелость,

    произвольность регуляции поведения и деятельности.

Личностная готовность включает

1.мотивационную готовность,

2.коммуникативную готовность,

3.сформированность Я — концепции и самооценки, эмоциональную зрелость.

Мотивационная готовность предполагает сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), учебных и познавательных мотивов. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой - развитие любознательности и

умственной активности.

Мотивационная готовность характеризуется первичным соподчинением мотивов с доминированием учебно-познавательных мотивов.

Школьная мотивация выявляется в ходе беседы, где главными вопросами являются: «Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?». Критерии оценивания:

    если ребёнок отвечает полным ответом, чему он хочет научиться в школе – 3 балла;

    если ребёнок не может раскрыть значение слова «Учиться», ответ односложный – 2 балла;

    если ребёнок отвечает, что хочет пойти в школу, потому что ему купят красивые вещи, портфель, но не мотивирован на учение – 1 балл.

Коммуникативная готовность выступает как готовность ребёнка к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачи и учебного содержания. Коммуникативная готовность создаёт возможности для продуктивного сотрудничества ребёнка с учителем и трансляции культурного опыта в процессе обучения.

Сформированность Я — концепции и самосознания характеризуется осознанием ребёнком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, способностью оценки своих достижений и личностных качеств, самокритичностью. Эмоциональная готовность выражается в освоении ребёнком социальных норм выражения чувств и в способности регулировать своё поведение на основе эмоционального предвосхищения и прогнозирования.

Тест на развитость самооценки (самоконтроля)

Способность к самоконтролю предполагает обращение внимания ребенка на содержание собственных действий, способность к оценке результатов этих действий, а также своих возможностей.

Задание. Предложите ребенку рассмотреть по очереди 4 картинки. Попросите его описать изображенные на них ситуации и предложить свои варианты разрешения проблем.

Результат ы:

Если ребенок объясняет, что причина неудач в лейке, горке, скамейке, качелях, т. е. неудачи происходили по не зависящим от персонажей причинам, значит, он еще не научился оценивать себя и контролировать свои действия. Скорее всего, столкнувшись с неудачей, он бросит начатое дело и займется чем-нибудь другим.

Если ребенок видит причину события в самих персонажах и предлагает им потре­нироваться, подрасти, набраться сил, позвать на помощь, значит, у него хорошая способность к самооценке

Когда ребенок видит причину неудач и в персонаже и в объекте, это говорит еще и о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации .

Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является сформированность высших чувств – нравственных переживаний, интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). Выражением личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции школьника, подразумевающей готовность ребёнка принять новую социальную позицию и роль ученика, иерархию мотивов с высокой учебной мотивацией.

Умственную зрелость составляет

    интеллектуальная,

    речевая готовность,

    сформированность восприятия, памяти, внимания, воображения.

Обследование памяти включает в себя:

1. Обследование кратковременной слуховой памяти.

Педагог зачитывает ребенку следующие слова: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, таз. Ребенок должен в любой последовательности воспроизвести те слова, которые запомнил. Норма – 5-6 слов.

2. Обследование смысловой памяти .

Ребенку предлагается запомнить пары слов: шум-вода, стол-обед, мост-река, рубль-копейка, лес-медведь. Затем педагог произносит первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово. В норме ребенок должен вспомнить все пары.

Интеллектуальная готовность к школе включает особую познавательную позицию ребёнка в отношении мира (децентрацию), переход к понятийному интеллекту, понимание причинности явлений, развитие рассуждения как способа решения мыслительных задач, способность действовать в умственном плане, определённый набор знаний, представлений и умений.

Общая осведомленность об окружающем мире исследуется в ходе беседы:

    Назови свою фамилию, имя, отчество.

    Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

    У тебя есть брат, сестра? Как их зовут? Кто старше?

    Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения?

    Сейчас утро, день или вечер?

    Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Что бывает раньше – обед или ужин?

    Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

    Кем работает твой отец, мать?

    Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?

    Каких птиц ты знаешь?

    Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?

Уровень развития мышления определяется с помощью выполнения дошкольником ряда субтестов:

    словесно-логическое мышление (умение анализировать, рассуждать, классифицировать предметы) исследуется в ходе игры «Четвертый лишний». Педагог предлагает рассмотреть четыре предметных картинки (четыре варианта) и назвать лишний предмет, при этом доказать свой ответ, назвав общим словом характеристику трех, по его мнению, однородных предметов. Возможны варианты ответов, если они логичны, то засчитываются, как правильные. В норме ребенок справляется с заданием полностью.

Читаете ребенку первую пару слов: огурец - овощ. Даете задание: «Надо подобрать к слову «гвоздика» такое слово, которое подходило бы к нему так же, как слово «овощ» к слову «огурец». Показываете ряд слов, из которых он должен выбрать нужное слово: сорняк, роса, садик, цветок, земля. Вторично читаете; «Огурец (пау­за) - овощ, гвоздика (пауза) - … читаете весь ряд предлагаемых на выбор слов. Какое слово подходит?» Дополнительные вопросы не задавайте.

Ваш будущий ученик должен безошибочно справляться с этими заданиями. Если с первого раза не получилось, предложите подумать еще раз. Но оценку при этом придется снизить.

Следующее задание.

С помощью рисунка на развороте вы можете проверить у своего малыша образное мышление, т. е. убедиться, действительно ли он видит и понимает то, на что смотрит, как он воспринимает, сравнивает, классифицирует.

Ребенок должен рассмотреть картинку с изображениями различных животных. Пусть он найдет и покажет на ней:

всех диких животных ,

всех домашних животных ;

выделит: птиц, зверей, рыб .

Если какой-либо ответ покажется вам ошибочным, попросите объяснить, почему он так считает.

для выявления умений находить причинно-следственные связи ребенку

предлагают серию картинок с изображением последовательных событий с просьбой разложить картинки в нужной последовательности и пояснить своё мнение. Оценивается правильность нахождения причинно-следственных связей.

    навыки сравнения исследуются в ходе работы с иллюстрациями в вопросно-ответной форме, например: покажи картинку, где девочка выше мальчика, но ниже дерева и т.д.

Речевая готовность предполагает сформированность фонематической, лексической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи;

развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи, диалогической и начальных форм контекстной речи, формирование особой теоретической позиции ребёнка в отношении речевой действительности и выделение слова как её единицы. Восприятие характеризуется всё большей осознанностью, опирается на использование системы общественных сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий, основывается на взаимосвязи с речью и мышлением. Память и внимание приобретают черты опосредованности, наблюдается рост объёма и устойчивости внимания.

Речевое развитие исследуется на разных уровнях:

    речевой слух,

    словарный запас,

    грамматический строй,

    связная речь.

Для исследования речевого слуха педагог просит ребенка:

    прослушать слова и хлопнуть в ладоши при наличии в слове заданного звука. Например: звук «с» в словах соловей, цапля, зяблик;

    определить место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце);

    повторить слово сложной слоговой структуры (милиционер, велосипед, электропоезд и т.д.).

Исследование словарного запаса включает в себя задания на выявление уровня развития:

    предметного словаря: педагог выкладывает перед ребенком предметную картинку с изображением машины, стула, рубашки и просит назвать предмет и его части;

    глагольного словаря: педагог просит помочь рассказать историю, вставив подходящие слова (по дорожке мишка …, к большому дубу …., через речку …);

    словаря признаков: исследование проходит в виде игры «Скажи по-другому». Педагог: «Ваза из стекла, она какая?» (Стеклянная). Исследуя словарь признаков, следует выявить знание слов противоположных по значению (антонимов), обозначающих цвет, величину, время, пространственные признаки (высокий-низкий);

Исследование грамматического строя включает в себя задания по образованию имен существительных множественного числа, согласованию имен существительных с числительными, употреблению в речи сложных предлогов (из-под, из-за и т.д.).

Исследование связной речи проходит в виде игры «Собери сказку»: педагог предлагает рассмотреть четыре сюжетные иллюстрации, расположить их в нужном порядке и рассказать сказку (могут быть использованы сюжеты русских народных сказок, известных ребенку). Учитываются: грамматическая правильность речи, ее эмоциональность, разнообразие лексики.

Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребёнком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для её достижения. Произвольность выступает, как умение строить своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.

Не меньшее значение имеет проблема психологической готовности детей и при переходе обучающихся на ступень основного общего образования. Трудности такого перехода - ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения - обусловлены следующими причинами:

необходимостью адаптации обучающихся к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т. д.);

совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);

недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия,

контроль, оценка);

недостаточно подготовленным переходом с родного языка на русский язык обучения.

Все эти компоненты присутствуют в программе формирования универсальных учебных действий и заданы в форме требований к планируемым результатам обучения . Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения, учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий.

Поскольку основной проблемой нашей школы является индивидуально-дифференцированное обучение, то для того, чтобы обучение детей было наиболее эффективным, уже в детском саду мы должны начинать обследование детей, чтобы определить каждого ребенка в соответствующий уровню его развития класс.

Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться психологом в группах развития и учителем на уроках. Но осуществить индивидуальный подход (включающий коррекционно-развивающую работу) в классе, где собраны дети без учета особенностей их психического развития, очень трудно. Задача несколько облегчается, если будущие учащиеся подбираются в классы на основе сходства их развития.

Неверная оценка характера и причин затруднений, возникающих у учеников на начальных этапах обучения, запоздалое выявление детей, нс готовых к овладению учебной деятельностью, предъявляющей высокие требования не только к познавательной сфере ребенка, но и ко всей его личности в целом, порождают круг еще более сложных проблем, преодоление которых с каждым годом становится все труднее. Как правило, именно эти проблемы, не будучи разрешенными в дошкольном и младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития на последующих этапах онтогенеза, с особой остротой обнаруживая себя в подростковом возрасте, где эффективность коррекционной помощи редко достигает желаемого уровня.

Классы, сформированные дифференцированно, позволяют учащимся в процессе обучения развиваться в оптимальном для каждого ребенка режиме. Следует подчеркнуть, что речь идет не о разных знаниях, которые будут получать учащиеся начальной школы, а о разных методах и темпах обучения и развития, т.е. о воплощении на практике тезиса об индивидуальном подходе.

Исходя из этого, диагностическая работа по определению готовности ребенка к школе должна помочь учителю не только правильно организовать набор учащихся впервые классы, но и осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к ним в процессе всего периода обучения.

По итогам проведенных исследований и анализа анкеты педагог составляет беседу с родителями. Особое внимание следует уделить подготовке беседы с родителями детей, продемонстрировавших низкий уровень готовности к обучению. Педагог должен в тактичной форме, опираясь на протоколы диагностики, познакомить с результатами и совместно наметить план коррекционной работы (желательно, чтобы исследование проводилось в мае) и пригласить на повторную беседу в августе.

Литература.

1.«Ты меня понимаешь?» Тесты для детей 5-7 лет с рекомендациями психолога. Составитель Васильева Т.В. Под редакцией кандидата психологических наук Гулиной М.А. С-П: «Акцент», 2004

2.сайт http://standart.edu.ru :

коррекционно-развивающая работа; планируемые результаты.

    Рыжков Н.Ю. Методика исследования уровня готовности детей к обучению в школе. «Ученик и школа», М-2006, №8.

    Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Педагогические методы изучения личности. М: «Флинта»,1998.