» »

Конспект индивидуального логопедического занятия в школе VIII вида «Подготовка к постановке звука ». Постановка звука

13.10.2019

Тема: Постановка звука [ Щ ]

Цель:

1.Образовательные:

Закреплять умение правильно произносит звук [щ];

2. Коррекционные:

Развитие фонематического слуха;

Развитие навыков фонематического анализа;

3.Воспитательные:

Воспитывать положительное отношение к занятию;

Оборудование: картинка (слон), профиль артикуляции звука [щ].

План:

I .Орг.момент

Приветствие. Сообщение темы занятия.

II .Основная часть

1.Артикуляционная гимнастика

3.Пальчиковая гимнастика

4. Упражнение на развитие речевого дыхания

5. Упражнения по развитию мимической выразительности

6.Объявление темы занятия.

8.Постановка звука.

9. Физминутка.

11.Развитие фонематического слуха.

III .Итог

Оценка деятельности ребенка.

Ход занятия

I .Орг. момент.

Приветствие

Здравствуй. Сегодня к нам на занятие пришел вот такой замечательный слон. Его зовут Дамбо. Наш слон, очень умный, умеет говорить, знает почти все звуки и буквы, но вот звук [щ] у него произносить не получается. Поможешь слонику?

II . Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика

-Сейчас мы будем делать упражнения, слоника мы посадим рядом с зеркалом, перед тобой, чтобы ты ему показывал, как правильно нужно их выполнять.

«Улыбка»

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, - говорит,
-Я теперь - лягушка!

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Если у Дениса плохое настроение,
Ест Дениска наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.

« Накажи непослушный язычок»

Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5-10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.

Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

«Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.

«Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние

«Большой и маленький»

3.Пальчиковая гимнастика

Давай покажем слонику, как хорошо мы с тобой делаем пальчиковую гимнастику.

Наши пальцы сжались тесно,

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало,

Их укроем одеялом.

Сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.

4. Упражнение на развитие речевого дыхания.

Давай научим слоника делать дыхательные упражнения. Спокойно вдохни через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем выдохни протяжно, плавно выдох через рот.

«Заморозим подбородок»

Цель: формировать длительный, непрерывный ротовой выдох, активизировать губные мышцы.

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз под подбородок, выполнять молча и на одном выдохе.

«Дождик»

Цель: формирование речевого дыхания, умения произносить слова на одном выдохе.

1 - попеременно выставлять прямые руки вперед - «ловить капли» (вдох); 2 - на выдохе произносить: « Кап-кап-кап!»; 3 - попеременно выставлять прямые руки вперед - «ловят капли» (вдох); 4 - на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3-4 раза.

5. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Представь, что сейчас (в ноябре) к нам пришел Дед Мороз.

Представь себе, что у нас на коленях пушистый котенок. Он мурлычет, а ты его гладишь.

Дед и баба слепили Снегурочку, и она на их глазах ожила. Что выражают лица деда и бабы?

Покажи, как Аленушка сидит и смотрит на братца Иванушку.

6.Объявление темы занятия.

Сейчас мы с тобой будем учится правильно произносить звук [щ]. И научим слоника.

7. Анализ артикуляции по плану.

При звуке [щ] губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.

8.Постановка звука.

Сейчас я расскажу тебе сказку, про маленький паровозик. Маленьким паровозиком будет у нас язычок, а рельсами будут коренные зубы. У паровозика никак не получается встать на рельсы, давай ему поможем? Хорошо, – в путь! Боковые края языка, словно колёса, прижимай к верхним коренным зубам. Следи, чтобы «колёса» крепко стояли на рельсах и ни в коем случае с них не съезжали!(Ребёнок должен почувствовать, как боковые края язычка крепко прижимаются к верхним зубам). А теперь подуй на паровозик, чтобы он поехал. Хорошо, молодец.

Способы запасные, если не получаются предыдущие методы:

1.Самый простой способ постановки Щ от звука Ч. Для этого Ч нужно тянуть долго и тогда в конце будет слышаться звук Щ. Дальше нужно как можно дольше протягивать этот звук, стараясь говорить, как можно быстрее.

Внимание! Не забывайте следить, чтобы при произнесении звука Ч/Щ ребенок вытягивал губы вперед и поднимал язык к верхним зубам.

2.Слитно произносить шч. Следует обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука щ губы улыбаются, зубы видны, язык поднят за верхние зубы.

9. Физминутка.

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

10.Закрепление изолированного звука.

Скажи мне ты видела, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит: «щщ...» Как оно шипит?.. А ты видела в зоопарке змей? Знаешь, как они шипят? Послушай: «щщщ...». Повторим теперь вместе, как шипят змеи...

-А теперь давай энергично почистим одежной щёткой брюки: «Щ-Щ-Щ - …»

Давай с тобой проговорим скороговорку:

АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: в огороде вырос хвоЩ.

УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.

11.Развитие фонематического слуха .

-«Поймай звук»: хлопни в ладоши, когда услышишь звук щ среди других звуков, слогов,: ца, ре, [ощ], та, ш, щи, [са], зо, [щу],не, [ащ]

III . Итог занятия.

Молодец, ты сегодня очень старалась, я тобой очень довольна. Слоник, тебе тоже говорит спасибо, ты ему очень помогла.Скажи, какой звук мы сегодня учились произносить? Что тебе понравилось в нашем занятии?Можешь быть свободна.

Тема занятия: «Звук [Ш]»

Задачи:

  • Закрепить артикуляционный уклад звука [Ш];
  • Автоматизировать звук [Ш] в слогах (прямых, обратных, со стечением), в словах, предложениях;
  • Развивать фонематический слух;
  • Совершенствовать навыки нахождение позиции звука [Ш] в слове;
  • Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование:

  • Предметные картинки: Шина, кукушка, уши, пушка, бабушка; Даша под душем моет шею и уши, Миша вешает шубу, Наташа ест сушки, Дедушка лежит на кушетке.
  • Карточки с картинками со звуком [Ш] и без него.

Ход занятия

I. Артикуляционная гимнастика.

  • Широко открыть рот;
  • Часики;
  • Футбольный мяч;
  • Чашечка;
  • Дотянуться языком до носа, до подбородка.

II. Артикуляционный уклад звука [Ш].

Скажите где находится язык, когда мы произносим звук [Ш]?
Он широкий или узкий?

III. Автоматизация звука

✒ Изолированно:
Ин.: Скажи, как шипит змея.

Упражнение «Шарик лопнул».
Надуваем воображаемый шарик, затем он сдувается со звуком [Ш].
Все это сопровождается движениями.

✒ В слогах:
Ин.: Повтори за мной:
ша - ша - ша
шо - шо - шо
шу - шу - шу
ши - ши - ши
ше - ше - ше ша - шо - шу - ши - ше
шо - шу - ши - ше - ша
шу - ши - ше - ша - шо
ши - ше - ша - шо - шу
ше - ша - шо - шу - ши

✒ В словах:
Ин.: Назови картинки.

Шина, кукушка, уши, пушка.

Ин.: Повтори за мной слова - тройками:

Петушок - гребешок - ремешок.
Шина - машина - крушина.
Малыши - камыши - ландыши.
Дышу - ношу - тушу.
Маша - Даша - Паша.
Андрюша - Танюша - Валюша.
Ваша - наша - каша.
Миша - Паша - Яша.
Наташа - Танюша - Катюша.

Игрушки «спрятались» в разных местах комнаты: мишка на шкафу, кошка под шкафом, щенок за шкафом, кукла между стульчиком и шкафом на полу.

В о п р о с ы.

  1. Где спрятались игрушки?
  2. Где спрятался мишка?
  3. Где спряталась кошка?
  4. Где спрятался щенок?


IV. Формирование фонематического слуха.

Ин.: Если услышишь звук [Ш] хлопни в ладоши.

Шуба, стол, шмель, тюль, шарф, клен, каштан, торт, штанга, шолк.

Ин.: скажи, где находится звук [Ш] в словах (в начале, середине или в конце слова).
Соедини каждую картинку с нужной схемой.
Ватрушка, ошейник, кошелек, штанга, душ, шина, шоколад, камыши.

Ин.: Посмотри на картинки и скажи, что на них изображено.
Дедушка.
Дедушка что делает? (Дедушка лежит на кушетке.)
Это Наташа, Наташа, что делает? (Наташа ест сушки)
Это Миша, Миша что делает? (Миша вешает шубу)
Это Даша, что она делает? (Даша в душе моет шею и уши).

V. Развитие памяти, внимания, мышления.

Ин.: Назови картинки. Запомни их.
Закрой глаза. (Логопед убирает вначале одну, затем больше картинок и просит ребенка сказать чего не стало).
Ин.: Перед тобой карточки, назови, что на них нарисовано.
Телевизор, компьютер, магнитофон, лягушка.
Ин.: Что лишнее? Почему? (Лягушка)
Пакет, сумка, портфель, шапка.
Ин.: Что лишнее? Почему? (шапка)
Шар, бабочка, сороконожка, пчела.
Ин.: Что лишнее? Почему? (шар)

VI. Подведение итогов.

Ин.: Раскрась только те картинки, в которых есть звук [Ш].

Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.

Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.

Цели

  1. Постановка и автоматизация звука [С].
  2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
  3. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.

Задачи

Образовательные:

  • Постановка и закрепление фонемы [С]в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
  • Обогащение словаря.

Коррекционные:

  • Формирование навыков слогового анализа.
  • Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
  • Развитие мышление, память, внимание.
  • Развитие .
  • Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.

Воспитательные:

  • Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
    Оборудование

Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.

Ход занятия

Организационный момент

Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?

Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.

Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.

Игра “Услышь и хлопни”

Цель: развить фонематический слух.

  • Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].

Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.

  • Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.

А теперь приготовимся к разминке.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.

Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).

Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.

  • Улыбка

Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.

  • Лопатка

Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.

  • Варенье

Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.

  • Иголка

Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.

Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.



Дыхательная гимнастика

Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.

  • Надуваем щеки

Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.

  • Трубач

Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.

Пальчиковая гимнастика

А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.

Постановка звука

Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.

  • Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
  • Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
  • Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
  • А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
  • Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
  • Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
  • А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.

Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.

Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.

Механический способ

Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.

Постановка звука:

  1. Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
  2. Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
  3. Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.

Автоматизация звука

Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.

Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.

  • в слогах

Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.

Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.

Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления .

  • в словах

А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.

Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.

Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?

  • в предложениях

Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.

  • в текстах

Посмотри на картинку. Что ты видишь?

Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.

Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.

Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.

А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.

Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.

Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.

Итог занятия

Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!

Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.

Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.

Конспект содержит материал по постановке шипящего звука Ш- специально подобранный комплекс упражнений, направленный на выработку верхнего подъема языка, описаны способы постановки звука. Занятие проводится в итересной игровой форме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

Упражнение в правильности произнесения звука Ш.

Коррекционно-развивающие :

Развитие артикуляционного аппарата;

Развитие фонематического слуха;

Устранение дефектного произношения звука Ш;

Развитие грамматического строя речи;

улучшение мелкой моторики.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям;

Воспитание самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия

1.Организационный момент

2. Артикуляционная гимнастика

Статические подготовительные упражнения для языка

«Ковшик»

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Язычок - баловничок,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи.

Динамические упражнения для языка

«Часики»

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома.

3. Постановка звука .

1-й способ При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка подъязычная коротка и упражнение "чашечка" не даётся, действует такой способ.

Нам пригодится деревянный шпатель.

Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий к Ш.

2-й способ При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.

Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» - ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.

4. Анализ артикуляции

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

5. Закрепление изолированного произнесения звука

Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

6. Развитие фонематического слуха

А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

7. Домашнее задание

Придумай как можно больше слов, где звук Ш слышится:

В начале слова;

В середине слова;

В конце слова.

8.. Итог занятия.

Сегодня на занятии ты побывал в осеннем лесу, встретил Машу и Медведя и научился шуршать, как шуршат осенние листья и это здорово у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш- согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старался, молодец!


Звук [ш]

Подготовительный этап

Занятие 1

Пространственная ориентировка

Перекрестная ориентировка.

— Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке.

«Поднимаемся на гору, спускаемся с горы». Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца.

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3—4 раза.

Упражнение для губ

«Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].

Упражнения для языка

«Язычок ищет щелочку в заборе». Просовывать широкий язык в зазор между зубами.

«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.

Координация дыхания, артикуляции и фонации

Игровые задания

«Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой.

Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляционным признакам звуков. Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.

Занятие 2

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Футбол». Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи.

Произнесение гласных звуков а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утрированной артикуляцией.

Упражнения для губ

«Широкая трубочка». Сомкнуть зубы. Округлить вытянутые вперед губы. Углы губ при этом не соприкасаются. Губы не закрывают зубов. Удерживать губы в такой позиции под счет до 6.

Упражнения для языка

«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Повторить 5—6 раз.

«Язычок идет в гости к носику». Приоткрыть рот, приподнять широкий передний край языка к носу. Удерживать его в таком положении под счет до 5—6.

«Зубки с язычком играют в прятки». Приоткрыть рот, закрыть языком верхние зубы.

«Разговор Кукушки и Совушки». Произнесение слогов и звуков ку-ку, ку-ку, ку-ку; у-э, у-э, у-э со сменой интонации.

Развитие фонематического восприятия

Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне слогов и слов. Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с]. Слоги: са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы. Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [ш].

Занятие 3

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

Закрыть широким языком на верхнюю губу, поднести полоску бумаги (чуть выше носа). Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

«Самолет гудит». Произношение звука [у] со сменой высоты и силы голоса.

Упражнение для губ

Чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка».

Упражнения для языка

«Язычок качается на качелях». Широко открыть рот, поднять широкий язык к носу, затем опустить к подбородку.

«Спрячем зубки». Закрыть широким языком верхние зубы, затем — нижние.

«Приклей конфетку». Положить на край высунутого изо рта языка кусочек конфеты. Предложить приклеить ее к небу за верхними зубами.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

«Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением указательных пальцев обеих рук.

Развитие фонематического восприятия

Определение звука [ш] в словах. Найти игрушки, в названии которых есть звук [ш]. (Матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик. )

шарик, мишка, малыш.

Занятие 4

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по- середине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

Упражнение для губ

«Хобот слона». Округлить губы и вытянуть их вперед. Удерживать губы в таком положении под счет до 6.

Упражнения для языка

«Качели». Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем — нижней.

Кончик языка подвести под верхнюю губу, затем со щелканьем оторвать его.

«Чашечка».

— Приготовь «чашечку», я буду угощать тебя соком. Какой сок будешь пить?

— Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять кончик и боковые края языка вверх, в средней части языка должно образоваться углубление.

«Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).

Развитие фонематического восприятия

Найти картинки по теме «Одежда», в названии которых есть звук [ш]. Определение позиции звука [ш] в словах шапка, шарфик, рубашка, штаны, душ.

Расставить картинки на наборном полотне. Предметы, в названии которых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю — те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю — те, в названиях которых звук в конце.

Занятие 5

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

Упражнение для губ

«Хобот большого слона и маленького слоненка». Чередование широкой и узкой «трубочки».

Упражнения для языка

«Едем на лошадке». Пощелкивание языком. Широкий кончик языка присасывается к небу и со щелканьем отрывается от него.

«Лепесток розы». Язык «чашечкой» снаружи, затем внутри рта. Следить, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

«Разговор Бегемотиков». Произнесение слоговых сочетаний бда-бда, бдо-бдо, бду-бду, бды-бды; бда-бдо-бды, бда-бда-бду-бды со сменой интонации.

Развитие фонематического восприятия

Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, крепыш, коротыш, глупыш, голыш.

Занятие 6

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

Упражнения для губ

Повторение упражнений предыдущих занятий.

Выработка согласованных движений губ и языка. Губы вытянуть «трубочкой», а язык — «чашечкой» (снаружи рта).

Упражнения для языка

Повторение упражнений предыдущих занятий.

«Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Приклеить язык к небу, затем, не опуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения рот открывать все шире, а язык удерживать все дольше.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

Бегемотик Буби учится произносить слоги бди-бди-бди, бди-бде, бдя-бде, бде-бдя-бди.

Развитие фонематического восприятия

Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в названиях которых — [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает картинки, в названиях которых есть звук [ш].

Постановка звука [ш]

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [ш]

Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1—2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло.

Приемы работы по постановке звука [ш]

Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука «Шумелочки». Звукоподражания

Шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар.

Формирование зрительного образа звука [ш]

Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.

Формирование ощущения положения органов артикуляции с помощью игрушек. Посмотри, как обезьянка поднимает язычок «чашечкой» за верхние зубы.

ёёё129 Рисунки к заданиям, используемым на этапе автоматизации звука [с]

Показ правильной артикуляции звука [ш]. Обратить внимание ребенка на положение губ, зубов и языка.

Пластическое изображение формы языка кистями рук

Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой — небо.

Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной (1965)

Постановка звука [ш] по подражанию

Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.

Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].

Постановка звука [ш] на базе звука [т]

Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. Затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.

Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].