» »

Консультация на тему: Как выбрать спортивную секцию для ребенка. Выбираем вид спорта для ребёнка, учитывая его характер, телосложение, темперамент и состояние здоровья

10.10.2019

Научить вручать подарки

Объясните, что поздравление - это проявление любви и уважения. Если ребенок не может преодолеть смущение, оказавшись в непривычной роли - превратите вручение подарка в карнавальное шоу. Перевоплощение часто помогает детям справиться с застенчивостью.


Ничто так не укрепляет здоровье ребенка, как занятия спортом. Но какой вид спорта выбрать при том богатстве возможностей, которое есть сейчас у родителей?

Дети, рано начавшие плавать, быстрее начинают ходить, разговаривать, читать и писать Спорт может быть командным или одиночным, и совсем необязательно, что в одиночники идут скромные тихони, наоборот, командные виды спорта могут помочь раскрыться замкнутым и стеснительным детишкам (скромнягам гораздо тяжелее показать себя без поддержки), а детям-лидерам подойдут и те, и другие виды спорта.

Главное здесь – желание самого ребенка и ваша разумная забота, потому что, выбирая физическую нагрузку, стоит подумать о том, не навредит ли она ребенку.

Давайте посмотрим на спорт с точки зрения медиков и разберемся, какой вид спорта и что развивает, и как сделать развитие гармоничным.

Плавание врачи называют самым полезным видом спорта. Некоторые родители начинают учить плаванию детей прямо с рождения. И правильно делают – такие «тренировки» в ванной просто необходимы грудничкам с проблемами опорно-двигательного аппарата, кривошеей или гипотрофией мышц. Плавание укрепляет и заставляет работать практически все мышцы, улучшает дыхание и кровообращение. Особенно рекомендовано детям со сколиозом и лишним весом. Хотя некоторые врачи сейчас говорят о том, что плавание в большом бассейне провоцирует у ребенка тревожность, неуверенность в себе и страх открытого пространства.

Футбол, баскетбол, волейбол и хоккей – любимые виды спорта мальчишек. Бегать за мячом или шайбой они могут часами в любую погоду и время суток. Если взглянуть на эти виды спорта глазами медиков, то можно сказать, что футбол развивает мышцы тазового пояса и ног, укрепляет нервы и легкие. Баскетбол – отличный помощник врача, если у ребенка слабый вестибулярный аппарат. Волейбол отлично развивает ловкость, точность и быстроту реакции. Хоккей рекомендован при начинающемся остеохондрозе, он укрепляет мышцы, сердечно-сосудистую и нервную систему ребенка.

Большой теннис давно поднялся на пик родительской популярности, что вполне оправданно - даже если ребенка не выйдет на корты Ролан Гарроса, у него будет отличная координация и сильные легкие. Теннис рекомендуют детям с остеохондрозом и нарушенным обменом веществ.

Восточные единоборства – отличный выбор для гиперактивных деток, кроме общеукрепляющего действия эти виды спорта помогают с пользой «выплеснуть» избыток энергии. Ушу и каратэ подойдут детям с частыми ОРВИ , поскольку дыхательная гимнастика во всех единоборствах занимает большое место.

Зимние виды спорта, так же как и плавание, развивают все группы мышц, полезны для опорно-двигательного аппарата, нервов и легких, тренируют выносливость и повышают работоспособность. Лыжи и коньки будут особенно полезны детям со сколиозом и нарушением обмена веществ.

Художественная гимнастика и аэробика – самый красивый и любимый спорт среди девочек, отлично развивает пластику, гибкость и координацию движений. Подходит при нарушении осанки , гипотрофии и остеохондрозе.
Перед тем, как начать растить чемпиона, обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

Некоторые виды спорта бывают строго противопоказаны при тех или иных заболеваниях. Например, детям с ослабленным зрением не подходят футбол, хоккей, контактные единоборства. Детишкам с хроническими синуситами и тонзиллитами, гайморитом не рекомендованы лыжи и коньки. Детям с искривлением позвоночника не советуют выбирать те виды спорта, где при неправильных тренировках может произойти ассиметричное развитие мышц – это теннис, бадминтон, коньки и горные лыжи. Особенно внимательно стоит выбирать вид спорта для деток с заболеваниями сердца, нестабильностью шейных позвонков и сахарным диабетом. Обычно врачи советуют заниматься неконтактными видами спорта, при условии, что нагрузка в секции будет снижена на 50%.

В каком возрасте можно начинать занятия спортом с минимальным риском для здоровья?

  • 4 года – плавание
  • 5-6 лет – гимнастика и фигурное катание
  • 7-8 лет – легкая атлетика, футбол, хоккей, лыжи, теннис
  • 9-10 лет – борьба, бокс, тяжелая атлетика, гребля, восточные единоборства (некоторые из них рекомендуются с 13 лет)

Сентябрь - это не только начало учебного года. Совсем скоро начнутся и занятия в различных кружках и клубах. Редко какой родитель не мечтает приобщить детей к творчеству, спорту, изучению языков…
Но как понять, какие кружки и секции подойдут именно вашему ребенк у?

  • На что нужно обратить внимание, выбирая дополнительные занятия?
  • И что делать, если ребенок увлекается всем подряд, но быстро остывает?
  • А если вообще не хочет ничем заниматься?
  1. Ребенку нужно давать такие задания, с которыми он может справиться, чтобы сохранялся интерес и желание двигаться дальше. Дети разные, и даже дети одного возраста могут иметь разный уровень умений. Это нормально, и, выбирая кружок, нужно сопоставить его соответствие вашему ребенку по возрасту и развитию.
  2. Дополнительные занятия - это и нагрузка, нужно реально смотреть на режим дня, в котором должно быть место и для учебы, и для отдыха , и для кружка. Загружая ребенка развитием, можно незаметно и здоровье подорвать перегрузом. Нормы нагрузки в настоящее время очень расплывчатые, каждый родитель полагается на свою разумность.
  3. Кружки должны соответствовать интересу ребенка, который родитель должен уметь отличать от своего. Порой родители грешат, реализуя свои детские мечты через детей, у которых мечты совсем другие.

Дополнительные занятия и кружки - очень важная составляющая жизни ребенка. Это возможность для него развиваться, заниматься любимым делом, развивать свои способности, расширять знаний и опыт.

На мой взгляд, особенно кружки нужны тому ребенку, который без особого увлечения учится в школе, когда он учится по принципу "надо", а не по принципу "хочу" (при этом не важно, на сколько хорошо он учится).

Отсюда несколько правил выбора дополнительного занятия для ребенка.

1. Опирайтесь на желание и интерес ребенка. Спросите его, куда бы он хотел ходить, чем бы хотел заниматься. Понятно, что первый выбор ребенка может быть довольно случаен - хочу ходить туда, куда ходит мой друг/подружка, или это красиво смотрится по телевизору. Дайте ребенку возможность попробовать на собственном опыте, "его" это или нет.

Безусловно, иногда выбор кружка определяют родители. Например, отдают ребенка в языковой кружок, потому что "в современном мире не обойтись без знания иностранного языка", или отдают в спортивную секцию, т.к. "ребенку важно двигаться, а не сидеть за компьютером". Это совсем не плохо. Важно, чтобы ребенок был согласен с выбором родителей.

Иногда на консультациях я слышу душераздирающие истории о том, на какие ухищрения идет ребенок, чтобы не посещать кружок - прогуливает, говорит родителям, что занятие отменили, жалуется, что у него что-то болит, просто плачет и отказывается идти. Уверена, что при таком поведении ребенка целесообразнее поменять занятие.

2. Предоставляйте возможность пробовать разные кружки, разные увлечения ребенка. Иногда родители уверены, что если ребенок сам выбрал кружок (просил, уговаривал настаивал), то и ходить он должен туда "до конца" (не очень, правда, понятно, что будет критерием это "конца"). Но мы с вами уже выяснили, что выбор ребенка (особенно младшего школьного возраста) может быть довольно случайным, поэтому ему действительно может разонравиться ранее выбранное занятие.

Мне кажется, что родителей пугает частая смена выбора ребенка, т.к. им кажется, что тем самым их ребенок демонстрирует легкомысленность, отсутствие целеустремленности, он боится трудностей. Это не совсем так. Я уже писала, что дополнительные занятия - это возможность развивать способности, возможность заниматься любимым делом, а настойчивость и целеустремленность лучше развивать в тех видах деятельности, в которых ребенок видит смысл и хочет получить какой-то результат.

Представьте, что вас заставят постоянно копать яму, а потом ее засыпать, а потом снова копать. Надолго ли вас хватит? И будет ли ваш отказ выполнять эти бессмысленные действия означать, что у вас нет целеустремленности?

3. Не ставьте возможность заниматься любимым делом в зависимость от успешности учебы в школе: "Если еще раз получишь двойку, то не будешь ходить на футбол!". В этом случае вы лишаете ребенка иногда единственной радости жизни. И несмотря на то, что школьное образование - обязательно, не каждый ребенок обязан быть отличником. Ведь все мы разные, у нас у всех разные интересы и разные способности. И если вашему ребенку не дается математика, а дается футбол, позвольте ему реализоваться именно в футболе! В этом случае именно дополнительные занятия могут стать основой для дальнейшего профессионального выбора вашего ребенка.

Вспоминаю одну консультацию.
Мама рассказывает, что ее сыну всегда трудно давалась учеба, она много сил вкладывала, чтобы его "тянуть" - многочасовое выполнение домашних занятий, репетиторы. Теперь он учится в 8-м классе и категорически отказывается учится! Я спрашиваю: "А чем увлекается ваш сын? Чем он любит заниматься? Ведь скоро он закончит 9 классов, и ему надо будет определяться с выбором профессии ". На что мне мама отвечает: "Нам некогда было ходить в кружки, все время у нас занимала учеба в школе".

И в этот момент мне стало очень жаль этого мальчика: он 8! лет целыми днями занимался нелюбимым делом, более того, его усилия не приносили никаких результатов (учился он неважно)! В свои 15 лет он не знал, что такое успех, радость достижения, увлеченность! И я предложила маме оставшиеся 1,5 года потратить не на "вытягивание" сына в школе, а на поиски его интересов, на развитие его способностей. Скорее всего, это будет что-то, связанное с получением конкретных результатов (ремонт автомобилей, приготовление еды, строительство, работа с деревом).

4. Если ваш ребенок говорит, что ему ничего не интересно, то, по моему опыту, это может быть связано с тремя причинами:

  • Родителям не нравятся интересы ребенка. Например, ребенок любит музыку и хотел бы играть в музыкальной группе, но родители говорят: "Лучше бы делом занялся, чем бренькать на гитаре/бить на барабанах/петь". Здесь задача родителей поддержать интерес ребенка и помочь вывести его на новый, более продуктивный уровень. Например, если ваш ребенок увлекается компьютерными играми, возможно, его может заинтересовать программирование (новых игр) или робототехника.
  • Ребенок "ничего не хочет", если родители все решают за ребенка, не дают возможность выбора, а просто принуждают его к посещению тех или иных занятий. Т.е. его никогда и не спрашивали, а чего он хочет!
  • Отказ чем-либо заниматься может быть связан с опасением негативной оценки. Ребенок размышляет примерно так: "Я сейчас выберу занятие, у меня не будет получаться, и родители будут критиковать меня, мол, сам же выбрал!" или "А что, если не получится? Лучше и начинать!".

Поэтому, если вам кажется, что вашему ребенку "ничего не интересно", понаблюдайте за ним: что он делает с бОльшим усердием, на что у него "загораются глаза", о чем он вас чаще всего просит. Это и есть сфера интересов ребенка. Теперь ваша задача предлагать ребенку более систематичный подход к его увлечению. Ведь даже если ваш ребенок любит просто гонять по улице с друзьями, возможно, он неплохой коммуникатор, значит важно развивать его навыки общения, и он сможет вырасти успешным руководителем.

- На что нужно обратить внимание, выбирая дополнительные занятия для ребенка?

Есть самый распространенный и самый "древний" метод изучения - НАБЛЮДЕНИЕ. Необходимо понаблюдать, что интересно именно Вашему ребенку, к чему он тянется.

Так, если девочка просит бабушку показать ей, как вязать крючком или спицами, то это и надо сделать. Вязание развивает мелкую моторику рук, прививает чувство красоты, позволяет сформировать интересы и к другим видам рукоделия.

Если мальчик тянется к папе в гараж, чтобы ремонтировать машину, надо разрешать ему это. Да, возможно, испачкается ребенок, но он будет знать, как, например, поменять лампочки в фарах...

- Что делать, если ребенок увлекается всем подряд, но быстро остывает?

Надо поддерживать разные интересы, "подогревать" их, но только не переусердствовать.

Например, играть на скрипке ребенку нравится, но вот амбициозные родители, желающие сделать из своего ребенка гениального исполнителя, заставляют его играть часами в ущерб другим занятиям. Вот это уже рискованно. Любому ребенку важно перемежать занятия, разнообразить хобби. Мы вот раньше успевали и в музыкальную школу ходить, и носить то, что сами связали и сами для себя сшили... И редиску в огороде было в кайф посадить, и почитать, а иногда на лавочке с детьми поиграть в "Монах в красных штанах" или на улице поиграть в лапту...

Моя мама никогда не говорила "некогда, отойди, не мешай". Она всегда готова была отложить какие-то свои дела, чтобы научить дочерей чему-то. Я, например, платье на выпускной вечер сама себе сшила, сама вышивку сделала на воланах, поступила на фортепианное отделение музыкального училища и ноты носила в связанной своими руками сумке, пока дипломат не появился (тогда они были в страшном дефиците)...

- А если ребенок вообще не хочет ничем заниматься?

Надо научиться общаться с ним конструктивно, быть ему примером!

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители - пример тому.

Вообще ничего не хотят (и учиться тоже) дети безразличных родителей, не интересующихся внутренним миром своего ребенка. Если родитель сам "горит", у него много интересов, ребенок ходит с ним в кино, обсуждает героев мультиков, вместе учит стихи, вместе пекут печенье, бегают по утрам, плавают по воскресеньям и т.п. (то есть поддерживает ребенка во всех его начинаниях!), то агрессивного, скучного или депрессивного Унылыша из него ну никак не получится!

Скука - это удел ленивых, равнодушных и мало чего умеющих людей, потому что скуку и апатию испытывают те, у кого внутренние ресурсы слабоваты, да еще и внешние возможности отсутствуют.

Тем, у кого "золотые руки", скучно в жизни не бывает. Творческое мышление создает такие яркие образы, которые эти люди готовы и ОЧЕНЬ ХОТЯТ воплотить в жизнь. Это и обеспечивает потом ощущение счастья жить, быть собой, состояться как Личность, повысить экспертность в выбранной профессии ! К тому же хобби и творчество - это колоссальный ресурс для снятия стресса , которым наполнена жизнь современного человека.

Следовательно, сфера хобби - это корабль, который в течение жизни помогает выплыть из трудных жизненных ситуаций.

Коллеги, принявшие участие в этом круглом столе, хорошо и подробно написали, на что можно ориентироваться в поведении ребёнка при выборе дополнительных занятий. Подводные камни и распространенные трудности тоже хорошо осветили. Чтобы не повторяться, об этих темах писать не буду. Остановлюсь коротко на теме, о которой сейчас не упомянули.

Думаю, родители, выбирающие дополнительные занятия для ребёнка (или соглашающиеся с ребёнком в этом вопросе), осознают, что это одно из проявлений контроля и ответственности родителей за текущую и будущую жизнь ребёнка. В связи с этим считаю важным для родителей обратить внимание на 2 фактора:

  1. Информация о дополнительном занятии. То есть ваша задача как родителей - хорошо разузнать особенности и нюансы того вида деятельности, на который пал предварительный выбор. Например, физические требования для того или иного вида спорта, какова будет временная нагрузка через год-два и так далее. Об неинформированность частенько разбиваются надежды детей и родителей через какое-то время, принося боль, горечь и тем, и другим.
  2. Как бы тщательно и идеально вы ни занимались выбором доп.занятия, далеко не факт, что ребенок вас не разочарует. Иногда доп.занятия становятся в дальнейшем профессией и определяют дальнейшую жизнь ребёнка, а иногда вспоминаются, как страшный сон . Как это будет в вашем случае, никто не сможет предугадать. Ограничения наших, родительских, возможностей при формировании будущего наших детей важно учитывать и принимать. Иначе вы рискуете окунуться в яму сожалений и раздражения своей несостоятельностью как родителя, а ребёнка погрузить в чувство вины.

Когда ребенку исполняется 5 или 6 лет, родители начинают размышлять о выборе спортивной секции. В многообразии различных видов тренировок тяжело подобрать вариант, который не только понравится ребенку, но и будет укреплять его здоровье. Чтобы сделать осознанный и безопасный для малыша выбор, изучите наше руководство по выбору спортивных занятий для дошколят.

Детский спорт с пользой для здоровья

Прежде чем отдавать свое чадо в спортивную секцию, сходите с ним на осмотр к специалисту. В данном случае лучше выбрать врача при спортивном клубе, нежели участкового педиатра, поскольку терапевт не всегда знает специфику отдельных видов нагрузок. Только заручившись одобрением доктора, можно планировать график тренировок.

  1. Любые серьезные проблемы с дыхательной или кровеносной системой могут быть противопоказанием к занятиям активными видами спорта. Если у ребенка повышенное давление, нарушенные сердечный ритм или бронхиальная астма, ему идеально подойдет лечебная физкультура.
  2. Выбирая вид спорта, учитывайте существующие хронические заболевания ребенка. Если малыш плохо видит, ему не подойдут ни контактные виды единоборств, ни такие подвижные игры, как волейбол, баскетбол или футбол.
  3. Если кроха часто простужается и тяжело переносит заболевания дыхательной системы, ему противопоказаны любые виды спорта, требующие продолжительного контакта с холодным воздухом, будь то лыжи, коньки или хоккей. Страдающим хроническими тонзиллитами и синуситами не подойдет и плавание в бассейне. От водных видов спорта стоит воздержаться малышам с болезнями мочеполовой системы.
  4. В возрасте 5-6 лет деткам не стоит заниматься теми видами спорта, которые могут приводить к неправильному формированию мышц в случае неправильных тренировок. К таким видам спорта относятся, например, бадминтон и большой .

Не стоит заставлять ребенка интенсивно тренироваться с дошкольного возраста. Неокрепший растущий организм негативно реагирует на чрезмерные нагрузки, вызванные неправильным режимом тренировок. Если ребенок быстро устает, капризничает без повода, легко отвлекается и плохо спит, задумайтесь о снижении спортивных нагрузок или смене тренера.

Любые подвижные занятия могут быть полезны для здоровья малыша, но их можно улучшить, если проводить на свежем воздухе. Именно занятия на улице принесут вашему чаду максимум пользы. Отлично укрепляет иммунитет и плавание в бассейне. Спортивные занятия, которые проводятся в просторных, хорошо проветриваемых помещениях всегда предпочтительнее маленьких спортзалов без вытяжки. Такого мнения придерживается эксперт Юлия Ермак, видеосюжет которой вы можете посмотреть на нашем канале.

На что обращать внимание, выбирая спортивную секцию?

  • В первую очередь, у ребенка должно быть желание заниматься спортом. Понять, какая секция подойдет вашему дошкольнику может быть сложно. Покажите ему видео различных спортивных состязаний, расскажите о правилах и преимуществах. Это поможет малышу определиться.
  • Во-вторых,учитывайте физические и психологические особенности своего дошкольника. Если он невысок ростом, не пытайтесь отдавать его на волейбол или баскетбол. Полноватого ребенка не стоит отдавать на или . Подобные занятия только укоренят в психике малыша комплексы из-за того, что вы поставили его в заведомо невыгодные условия.
  • Удачный выбор секции зависит и от характера ребенка . Общительным малышам будете весело играть в команде. Если ваш кроха любит быть в центре внимания, ему подойдут занятия легкой атлетикой, ведь победой не придется делиться ни с кем. Для замкнутых и стеснительных деток идеальным выбором станут индивидуальные виды спорта, такие как плавание, теннис, гимнастика.
  • Третий важный фактор при выборе секции - это хороший тренер . Он должен сочетать в себе и умение преподавать и знания детской психологии. Не всегда прославленный спортсмен может найти общий язык с детьми и создать для них комфортную атмосферу для развития. Побывайте на занятиях выбранного тренера, прежде чем записывать своего ребенка к нему в группу. Пообщайтесь с мамами других деток, которые уже занимаются с данным тренером и узнайте их мнение.
  • Учитывайте и расположение спортивной школы. В идеале она должна быть недалеко от дома или садика, чтобы ребенок меньше времени проводил в дороге и мог быстрее попасть с тренировки домой. С другой стороны, расположение не должно быть решающим фактором, если малышу не подходят виды спорта или тренеры ближайшего детского спортивного клуба.
  • Помните, что некоторые виды спорта требуют значительных затрат на снаряжение. Например, если ваша дочка будет участвовать в танцевальных конкурсах, ей понадобятся туфли и костюмы. Если вы не готовы к дополнительным расходам, выбирайте секции, не требующие специальной экипировки.

Какую спортивную секцию выбрать для ребенка 5-6 лет?

  • Плавание - один из наиболее щадящих и полезных для детского здоровья видов спорта. Детки могут плавать с первых дней жизни, потому в возрасте 5 или 6 лет ничто не помешает им начать посещать бассейн. При выборе бассейна обратите внимание на отношение администрации к медицинским справкам, необходимым для допуска в воду. Перед покупкой абонемента также стоит изучить состояние спорткомплекса, температуру воды и качество ее очистки.
  • Активным компанейским мальчишкам идеально подойдут занятия или баскетболом , или волейболом . Все эти виды спорта оказывают общеукрепляющее воздействие на растущий организм, укрепляют дыхательную и сердечно-сосудистую системы, развивают ловкость и повышают скорость реакции. Игра в команде также развивает коммуникативные навыки и способствует лучшей адаптации в новом коллективе. С другой стороны, командные виды спорта могут быть весьма травматичными, потому потребуются расходы на качественную экипировку: удобную спортивную обувь и защитное снаряжение.
  • Боевые искусства, будь то или восточные единоборства , позволят ребенку выплеснуть избыток энергии и получить полезные навыки самообороны. Вопреки распространенному мнению, такие секции подходят не только для мальчишек, но и для девчонок. Боевые искусства развивают ловкость и координацию, повышают скорость реакции. Дыхательные практики восточных единоборств служат профилактикой простудных заболеваний и успокаивают нервную систему. Высокий риск травм можно свести к минимуму при помощи защитной экипировки.
  • отлично развивает гибкость и грациозность, гарантирует хорошую осанку. Такие занятия подойдут артистичным деткам, которые любят выражать себя в движении. В качестве менее травмоопасной альтернативы гимнастике можно выбрать спортивные или бальные танцы.
  • Любые дисциплины легкой атлетики укрепляют мышечную и костную системы, развивают ловкость, скорость и силу. Однако однообразные тренировки могут быстро наскучить малышам, потому такие секции подойдут только действительно увлеченным и целеустремленным деткам.
  • Зимние виды спорта, такие как и , укрепляют иммунитет за счет закаливания и развивают выносливость. Такие секции подойдут малышам, которые легко переносят холод. Минусами занятий являются высокая травматичность и солидная стоимость снаряжения.
  • подойдет амбициозным крошкам, которые любят побеждать. Занятия улучшат координацию и ловкость, укрепят опорно-двигательный аппарат и дыхательную систему. К сожалению, стоимость тренировок обычно очень высока.

Как выбрать спортивную секцию для детей?

Взрослые, которые думают, куда бы отправить детей заниматься спортом, часто решают его, исходя из собственного вкуса и своих нереализованных желаний. Однако родителям стоит отдавать себе отчет в том, что секцию они выбирают для ребенка, а значит, прежде всего, следует ориентироваться на его способности и возможности.
Остановимся на основных моментах.
Самое главное – не спешить. Во-первых, у малышей еще практически невозможно выявить предрасположенность к тому или иному виду спорта. Во-вторых, тренеров, способных к работе с детьми, легко пересчитать.

О территориальном расположении спортивной школы следует подумать в первую очередь. Большие расстояния утомительны. И практика показывает, что первыми устают от дальних поездок на тренировку отнюдь не дети, а взрослые. Именно со стороны взрослых провоцируются прогулы, а в дальнейшем – и отказ от занятий.

Индивидуальные особенности.
Если ребенок слаб здоровьем – значит, спорт не для него. Спорт в данном случае воспринимается как источник нагрузок, которые подвергают опасности и без того уязвимый организм. Основания для такой позиции – плохая кардиограмма, например, заболевания органов дыхания, частый травматизм. Но не все так однозначно. Единственная серьезная причина исключить спорт из повседневности – инвалидность. Все остальное – сигнал к тому, чтобы поискать вид спорта, подходящий конкретному ребенку. Скажем, проблемы с давлением и сосудами – повод держаться подальше от единоборств, но шанс заняться волейболом или горными лыжами. Бронхиальная астма подразумевает отказ от беговых нагрузок, но вполне допускает водные виды, различные типы борьбы и автоспорт.

Рекомендации по выбору спортивной секции.
Прежде всего – все зависит от индивидуальных особенностей самих детей. Лучше всего предрасположенность ребенка к определенному виду спорта видна в интервале от 5 до 7 лет.

Вот, например, у ребенка лишний вес, а его тащат в секцию футбола, исходя из того, что он заодно и похудеет. Это неправильно. В футболе важны подвижность и координированность, а конституция этого ребенка – гарантия того, что тренировочный процесс для него превратится в сплошное унижение. Разумеется, все это может привести к неприятию спорта в целом. Полным детям гораздо больше подойдут плавание, дзюдо, некоторые разновидности легкой атлетики или хоккей – это, кстати, тот самый игровой вид спорта, в котором изрядный вес даже приветствуется.

Далее – рост. Не секрет, что высокие люди особо ценятся в таких играх, как баскетбол и волейбол. Длина тела в сантиметрах – настолько важный для этих игр фактор, что тренеры готовы простить потенциальным воспитанникам и некоторую медлительность и посредственную координацию движений. Так что если ребенок хорошо растет – нужно обратить внимание в первую очередь на «паркетные» виды спорта. Кроме того, исходя из роста родителей, можно спрогнозировать и будущие габариты ребенка. Кстати, бывают случаи, когда высокий рост становится помехой для занятий. В спортивной гимнастике, например, долговязых не любят, считая их нескладными и бесперспективными.

Что касается футбола и хоккея, то здесь есть достаточно жесткие критерии: скорость, ловкость, резкость. Скорость – это единственное качество, которое невозможно «привить» – она дается от природы, и увеличить ее в ходе тренировок можно лишь на 10% – научно доказано.

Другие особенности при выборе секции.
Делать из ребенка олимпийского чемпиона совсем необязательно. Вполне достаточно того, чтобы он просто был физически подготовлен и все время занят.
Как следует все обдумав, можно отправить ребенка в спортивную секцию. Осталось самое главное: определиться, в какую именно секцию пойти. Отметим некоторые положительные и отрицательные моменты в наиболее распространенных видах спорта, доступных возрасту старшего дошкольника.

Боевые искусства (всевозможные дзюдо, карате и пр.). Эти спортивные дисциплины поспособствуют развитию точности движений, гибкости, гармоничному развитию вашего ребенка. Для мальчика нет ничего важнее, чем уметь за себя постоять. Учитель как старший наставник, должен нести философию детям, а не вырабатывать в душах обучаемых агрессию.
Гимнастика (спортивная или художественная). Способствует развитию гибкости, красоты, точности движений, творческому восприятию мира. Гибкие фигурки обычно прельщают родителей девочек. Ловкие рассчитанные движения радуют глаз, но... растянутые связки и мышцы, вывихнутые суставы – далеко не весь список травм, характерных для этого вида спорта. Но вполне можно предложить своей дочке заниматься, например, танцами или ритмикой, которые развивают

те же самые качества, а негативных последствий гораздо меньше.
Силовые нагрузки: тяжелая атлетика, бодибилдинг и все, что с ними сопряжено, должны быть полностью исключены. Пока организм вашего ребенка растет, не стоит перегружать его. Гибкие детские кости, не до конца сформировавшиеся суставы и так испытывают огромную нагрузку в период роста, а потому не стоит нагружать их еще больше. Развитие силовых способностей можно начинать в четырнадцать – шестнадцать лет. Раньше никаких результатов вы не добьетесь, а вот навредите наверняка.
Плавание. О положительном влиянии этого вида спорта спорить не приходится – только польза.

Лыжи. Далеко не в каждом городе есть возможность пройтись на лыжах. Вам крупно повезло, если вы живете недалеко от леса или хотя бы парка. В этом случае в вашем районе, скорее всего, есть лыжная секция.

Легкая атлетика (бег, метание копья, толкание ядра, спортивная ходьба, прыжки в длину, высоту и пр.). Конечно, принятого в секцию ребенка пяти – семи лет не поставят сразу же толкать ядро или бежать марафон. Его научат правильному дыханию, постановке ноги при беге и ходьбе, что очень важно, дабы, играя в «догонялки» на детской площадке, не получить травму.

Большой теннис. Вид спорта, ставший очень модным, а потому весьма дорогой. Если достаток позволяет – почему бы нет: ловкость, быстрота реакции, умение побеждать и, что немаловажно, проигрывать еще никому не повредили.

Как поступить, если ребенку не нравится секция.
Что делать, если ребенок вернулся разочарованным с первого же занятия и наотрез отказывается от дальнейшего посещения? Для начала следует обдумать, не был ли выбор спортивной секции обусловлен какими-либо неудовлетворенными амбициями. Может, родители всегда хотели заниматься гимнастикой, а ребенку ближе что-то другое? Достаточно трудно бывает признаться самому себе в этом. Практика показывает, что родители зачастую стараются реализовать себя в ребенке. Папа, мечтавший быть хоккеистом, но в силу обстоятельств не ставший им, отдает ребенка в хоккейную секцию, а у малыша душа лежит, скажем, к музыке, рисованию или чему-то другому.
Если же родители не амбициозны, тогда стоит поговорить с ребенком. Может быть, его отказ посещать занятия обусловлен просто плохим приемом. Возможно, он некомфортно чувствует себя среди занимающихся или ему несимпатичен тренер.

При выборе полезных для ребенка занятий обязательно надо ориентироваться на его личные желания. Зачастую, только совместными усилиями можно сделать правильный выбор, и тогда ребенок вырастет здоровым, умным и морально устойчивым человеком.

Об индивидуальных особенностях характера.

При выборе спортивной секции крайне важно учесть темперамент ребенка. Достаточно часто детей стремятся отдать заниматься спортом, в том числе и для того, чтобы направить в организованное русло энергию ребенка. Желание вполне оправданное, однако, не стоит забывать вот о чем.
Спорт – удовольствие, а не повинность.


Подведем итоги.

Выбирая спортивную секцию для своего ребенка, надо помнить о том, что глобальная задача – доставить ему будущими занятиями удовольствие, стимулировать желание идти рука об руку со спортом всю жизнь, а не просто загрузить его некоей повинностью. Выбирая секцию, также следует принимать во внимание два фактора – личностные качества малыша и удаленность потенциального места тренировок от дома. Не нужно драматизировать ситуацию по пустякам и внушать ребенку смолоду, что для спорта он слишком слаб и болезнен. Ну, а когда выбор сделан, надо заняться поиском более квалифицированного тренера, который будет внимательно относиться к каждому конкретному обучаемому.


Историй, когда дети приносят родителям дипломы об окончании музыкальной школы или , а потом забрасывают инструмент куда подальше, прячут кисти и мольберты и больше к ним не прикасаются, огромное количество. Так обычно происходит, когда родители выбирают ребенку творческие студии или спортивные секции, не учитывая его интересы и природные склонности, а, исходя из собственных нереализованных желаний. Психологи уверены – это путь, который не принесет ребенку счастья. Портал «Я-родитель» дает рекомендации, как выбрать центр для творческого или спортивного развития малыша, чтобы занятия были не в тягость, а в радость.

Как выбрать творческую студию

Залогом успеха будет любовь. Любовь ребенка к тому, что он делает, его искренний интерес к дополнительным занятиям. Любовь родителей, которые принимают и уважают выбор своего малыша, не стараясь его переубедить, и учитывают его предпочтения. Так, например, если ребенок с раннего детства постоянно танцует, хорошо попадает в такт музыки, ориентируется в модных танцевальных направлениях, было бы странно отдавать его на ИЗО вместо танцев. легко определить по играм с музыкальными игрушками и инструментами (детскими трубами, синтезаторами и так далее), тяге к игре на фортепиано, интересу к просмотру концертов по телевизору. Такие дети, как правило, хорошо поют и попадают в ноты, даже при исполнении очень сложных песен.

Кроме оценки внешних проявлений , прислушайтесь к мнению самого малыша. Поговорите с ним и выясните, какие у него предпочтения, и чем бы он сам мечтал заниматься. Если ребенок задумывается о занятиях, к которым у него нет явных склонностей, не стоит сразу отказывать ему или пытаться переориентировать. Возможно, у него есть скрытые таланты в выбранной области. А если нет, и занятия не подойдут, он сам от них откажется. Но у ребенка не останется чувства горечи и обиды, что родители не поддерживают и не верят в него.

Сегодня клубы по интересам и творческие студии предлагают бесплатные пробные занятия. Это позволит вам вместе с ребенком сходить на любое их них и на практике убедиться, действительно ли они интересны малышу. При помощи таких тестовых уроков можно скорректировать список предпочтений и выбрать по-настоящему интересные занятия.

Если же ребенок не может определиться с выбором, но заниматься каким-нибудь видом творчества очень хочет, выбирайте занятия, учитывая психологические особенности ребенка. Так, например, стеснительным детям рекомендуют уроки музыки, которые позволяют развить чувство ритма и слух. Причем речь идет как об игре на музыкальных инструментах, так и о пении – хоровом или индивидуальном. Детям, которые не особенно мягки в поведении: резкие, угловатые – подойдут хореографические классы. Они помогают развить гибкость, ловкость и уступчивость. Единственное – нужно определиться с направлением: классика, латиноамериканские танцы, народные и так далее. Ребенку, который отличается чрезмерной активностью и нервной возбудимостью, рекомендуют различные прикладные виды творчества, направленные на развитие усидчивости и обучающие терпению. Подобного рода увлечения способствуют улучшению мелкой моторики и развивают воображение. Художественные направления отлично подойдут для детей ранимых, с тонкой душевной организацией. Они позволяют ребенку раскрыть себя и проявить свой талант в полной мере. Педагог по живописи, психолог Центра детского развития «Сияние детства» Мария Климакова рассказывает о формировании первых навыках рисования у малышей:

Как выбрать вид спорта для ребенка

Современные родители, кроме развития в ребенке творческого начала, стараются не забыть и о его физическом здоровье. При этом выбор подходящей спортивной секции может быть не легче, чем подбор творческих занятий. Опираться нужно, в первую очередь, на таланты ребенка. Но в раннем возрасте довольно сложно определить склонность к тому или иному виду спорта. Выбор лучше делать, когда малышу исполняется пять-семь лет. Учитывайте физические возможности ребенка, его психологические особенности и телосложение. Например, полного ребенка не стоит отдавать на слишком подвижные виды спорта, например, футбол. Таким детям отлично подойдут плавание, дзюдо, атлетика и так далее. Рост также имеет немаловажное значение – высоким детям традиционно рекомендуют волейбол, баскетбол. Для гимнастов же, наоборот, высота является достаточно спорным фактором, который может не позволить заниматься полноценно.

Скорость и ловкость или замедленность также влияют на выбор подходящей спортивной секции. Для «медленных» детей не подойдут те виды спорта, где требуются быстрые движения, например, хоккей. Спокойный ребенок может заниматься боулингом, шахматами и так далее. Психолог Центра детского развития «Сияние детства» Николай Лукин рассказывает, как игра в шахматы помогает развивать у ребенка мышление, память и восприятие:

Часто секции можно условно поделить и по половому признаку. Так, например, боевые искусства больше подходят для мальчиков, где они могут показать всю свою силу и ловкость. Художественная гимнастика, традиционно, удел девочек, которые более гибкие и обладают плавными движениями.

Дополнительные факторы при выборе занятий для ребенка

Выбирая подходящую секцию или творческую студию, рассматривайте варианты их расположения в шаговой или минимальной транспортной доступности к дому. Рекомендуется затрачивать на дорогу не более 40-50 минут. В противном случае, как утверждают психологи и медики, занятия могут быть во вред. Ведь они нарушают режим дня, в котором кроме дополнительных занятий есть и обязательные – уроки, подготовка к школе и многое другое. И если слишком много времени тратить на путь туда и обратно, выполнять домашнее задание придется поздним вечером или ночью, что, естественно, скажется на успеваемости.

Кроме того, отдавая ребенка на занятия – будь то творчество или спорт – не нужно самим настраиваться на лидерство и настраивать малыша на идеальный результат. Ведь в погоне за идеалами можно упустить саму радость от занятий. Если у ребенка есть творческий или спортивный потенциал, тренеры и педагоги сообщат вам об этом и предложат свои варианты дальнейшего развития данных навыков, которые подойдут вашему малышу, и не сломают привычный уклад жизни.

Анна Шатохина

Пройдите тест, подготовленный нашими психологами, и узнайте, понимаете ли вы своего ребенка.