» »

Лира, арфа; кифара, псалтерий – что есть что, значение и оппозиции. Арфа: история, видео, интересные факты, слушать Изображение арфы

03.11.2019
Прародительницей всех струнных инструментов исследователи считают именно арфу. К тому же этот инструмент овеян флёром романтики и любви.
«На арфе играет лишь тот,
Кто свободен и знатен,
Она никогда не звучит
Под рукою раба...»
(автор неизвестен).

И не плениться арфой, наверное, невозможно.

Арфе посвящали стихи, песни, о ней писали в своих произведениях многие прозаики. Например, Лев Толстой в «Войне и мире» рассказывает, как на арфе играла Наташа Ростова.

Доподлинно установить, сколько веков насчитывает история , не представляется возможным. По словам учёных, появилась она в глубокой древности, по ведущей гипотезе, на создание арфы, как музыкального инструмента человека навёл обыкновенный лук во время охоты. Кто-то из охотников, обладая утончённым слухом и способностью чувствовать прекрасное заметил, что при натягивании тетивы, она издаёт нежный приятный звук.

Повторив своё действие несколько раз, и убедившись в правильности своего восприятия, он стал экспериментировать. Натянутая рядом с первой более короткая тетива, издавала немного другой звук, а вместе с первой их звучание создавало уже мелодию. Пусть и примитивную, но способную усладить слух древних людей. Таким образом, и появился первый струнный щипковый инструмент.

Позднее к первой и второй струне были присоединены последующие, которые имея разную длину, издавали разные звуки. Этот древнейший музыкальный инструмент назвали арфой.

Арфы были очень популярны в Древнем Египте. Один из древних иероглифов означавших слово «прекрасное» одновременно означал и слово «арфа».

Их изображения на фресках, относящихся к XV веку до нашей эры, всё ещё напоминают лук. Одно время даже считалось, что родиной арфы был Египет.

Древнеегипетские арфы поражают красотой: их покрывали золотом, серебром, инкрустировали перламутром и драгоценными камнями.

Постепенно они усовершенствовались, появились арфы дугообразные и угловые, большие и малые.

Играли на них стоя, и лишь малую угловую арфу сидящий музыкант ставил на колени, и защипывал струны пальцами или плектром.

Мелодия арф звучала, и во время , на придворных церемониях, в театрах, и в частных домах.

Древний Египет славился множеством талантливых арфистов и арфисток. Сохранились даже некоторые имена.

Например, имена Неферхотеба и Онху – египетских арфистов, живших 4000 лет тому назад, арфиста Александра, который вызывал восторг слушателей своей игрой на арфе во II веке н.э., певиц-арфисток Бакит, Сешешет. В папирусах можно найти и другие имена музыкантов древности.

В Древней Месопотамии – Междуречье, арфу называли не иначе, как «царицей инструментов».

Вавилонский гимн о сотворении человека исполнялся под аккомпанемент одних только арф.

Но чаще всего арфы звучали в больших оркестрах, в которые входило до 500 музыкантов.

В древнейших гробницах в Уре были обнаружены захоронения арфистов в драгоценных венках вместе с арфами.

Одной из древнейших арф считается арфа обнаруженная археологами при раскопках шумерского города Ура в Месопотамии. Учёные считают, что этой арфе не менее четырёх с половиной тысяч лет.


Историк Иосиф Флавий, живший в 1 веке нашей эры, писал, что в Палестине во время праздничных торжеств, на арфах играли до 40 000 арфистов.

Известна была арфа и в Иудее, так как на арфе играл ещё царь Давид.

В античные времена арфа была распространенным музыкальным инструментом не только на Востоке, большой популярностью она пользовалась в Древней Греции и Риме, куда, по-видимому, и пришла с Древнего Востока… Хотя древние греки считали, что арфу изобрёл Гермес.

С арфой всегда появлялась муза танца и песни .

Арфу считали символом искусства, красоты, гармонии, спокойствия.

Древнегреческие арфы были треугольными.

В древности арфы были частью культуры кельтов. Их бог огня Дагда управлял сменой времён года игрой на арфе. Сейчас арфа является эмблемой Уэллса.

Обнаружены арфы и при раскопках на территории Средней Азии. Например, портрет арфистки с инструментом в руках обнаружен в Таджикистане среди настенных росписей древнего города Пенджикента.

Фреска с играющей на арфе женщиной найдена при раскопках города крепости III века Топрак-Кала, на территории Древнего Хорезма, во дворце шахов.

Обнаружили археологи арфу и на Алтае в Пазырыкском кургане. По мнению учёных, эта арфа была изготовлена в V – III веках до н.э.

В Европе арфа особенно была популярна в Средние века.

Самыми лучшими исполнителями считались ирландские арфисты, которые под аккомпанемент маленькой переносной арфы исполняли ирландские саги. Сохранилась ирландская скульптура, изображающая арфу, которая относится к VIII веку.

У ирландцев есть своя легенда о возникновении арфы.
В ней рассказывается, что когда-то давным-давно одна молодая женщина задремала на берегу моря и сквозь сон услышала звучание подобное ветру, перебирающему сухожилия на скелете кита. Эта мелодия настолько ей понравилась, что она рассказала о ней своему мужу, который и изготовил первую арфу из дерева, натянув на ней жилы кита.

Но учёные считают, что первую арфу в Ирландию завезли мореплаватели на купеческих кораблях около 1200 лет до нашей эры. Сами ирландцы продолжают утверждать, что свою арфу они изобрели сами. Её прототипом они называют музыкальный инструмент под названием круит, который они усовершенствовали, сделав крепкую раму, а конские волосы заменили золотыми и серебряными струнами, и назвали инструмент арфой.

Но прежде всего арфы в средневековье звучали в церковных оркестрах и хорах. В те времена именно монастыри и соборы были своеобразными центрами музыкального искусства. И среди монахов было много талантливых исполнителей, теоретиков и педагогов.

Трактаты об инструментах, которые дошли до наших дней, написаны именно учёными монахами.

В XI-XII веках арфы были распространены в домах знати. И лишь в XIII – XV веках она становится народным инструментом и поёт в руках бродячих музыкантов, жонглеров и других.

Было время, когда в Англии арфа была под запретом, закон изданный английским правительством в 1367 году запрещал исполнителям музыки на арфе пересекать границу Англии.

Однако, чем больше запретов, тем сильнее желание познать запретный плод.

В XV – XVII веках в Италии, Франции, Англии и других странах появились большие арфы, которые во время игры ставились на пол. Постепенно назрела необходимость усовершенствования арфы.

Делались разные попытки, так в Италии одно время существовала арфа с двойным рядом струн, для обеих рук, называлась она двойная арфа – «doppia». Но во второй половине XVII века от её использования отказались.

В 1720 году Якоб Хохбрукер усовершенствовал арфу, приделал инструменту семь педалей, которые через проводники присоединялись к грифу и воздействовали на крючки, производившие повышение тона. Играть на арфе стало проще.

В 1810 году знаменитый фортепьянный мастер Себастьян Эрар создал педали двойного действия, которые давали возможность повышать звук на полутон и тон, соответственно диапазон звучания арфы расширился с пяти октав до шести с половиной.

Арфа имеет треугольную форму и состоит из резонансного корпуса, длиной около одного метра, к которому присоединена плоская дека, посередине которой прикреплена тонкая и узкая рейка из твёрдого дерева. В рейке пробиваются отверстия для крепления жильных струн. В верхней части прикрепляются колки для настройки этих струн. Для оказания сопротивления натяжения струн между грифом и резонансным корпусом в форме колонны приделывается брус.

Количество струн у арфы постепенно возрастало, сначала с 7 до 30. А у современной большой арфы их уже от 45 до 47. Весить арфа может до 20 килограмм.

Как и в прежние времена, арфу стараются сделать красивой и её изящную раму украшают резьбой и всевозможными орнаментами.

В России арфа появилась в XVIII веке, во времена императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Играли на ней девушки из аристократических семейств, в том числе и царевны.

Позднее готовить арфисток стали в Смольном институте, основанном Екатериной II.

Из этого института вышли первая русская арфистка Глафира Романовна Алымова (1758 – 1826), которую изобразил играющей на арфе художник Д. Г. Левицкий, В.М. Пушкарева, профессор Московской консерватории К.А. Эрдели.

В XIX веке уже считалось, что уметь играть на арфе должна каждая благовоспитанная девица из порядочного семейства.

Но на арфе играли и крепостные, например, Прасковья Ивановна Ковалева, по сцене Жемчугова, которая впоследствии стала женой графа Н. Шереметьева.

В наше время арфа довольно сильно отличается от своих древних и средневековых предшественниц и используется и как солирующий инструмент, и как один из инструментов оркестра.

Для арфы писали такие известные композиторы, как И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Г.Берлиоз, Р. Вагнер и Ф. Лист, К. Дебюсси, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, А. Алябьев, М. Глинка, С. Рахманинов, С. Прокофьев и многие другие.

Своим непревзойдённым звучанием, способностью передавать звуки природы, рисовать воображению волшебные картины, арфа, как ни один другой инструмент во все времена вдохновляла не только композиторов, но и поэтов.

«Нет! Арфу слышу я: её волшебный звук.
На розах, дремлющих согласьем тихострунным,
Как эхо, мне вдали щекочет нежно слух;
Иль шумом будит вдруг вблизи меня перунным».

(Г. Р. Державин).

«Когда на арфу ты положишь руку,
Чтоб струны вздрогнули в игре чудесной,
Ты вспомнишь вдруг, прислушиваясь к звуку:
«Его я развлекала этой песней…»

(Адам Мицкевич).

«Слыхал ли в сумраке глубоком
Воздушной арфы лёгкий звон,
Когда полуночь, ненароком,
Дремавших струн встревожит сон?..»

(Фёдор Тютчев).

- (лат. harpa, от древн. герм. harpha). 1) музыкальный инструмент в виде большого прямоугольного треугольника с струнами неравной длины. 2) слизняк из семейства трубянковидных. 3) мозговая белая пластинка с поперечными палочками, между задних ножек … Словарь иностранных слов русского языка

"Арфа" - «АРФА», любовное стих. раннего Л. (1830 31). Состоит из двух октав с мужскими рифмами. Образ звучащей после смерти певца арфы стал особенно популярен в рус. поэзии после баллады Жуковского «Эолова арфа» (1814), в к рой явно ощущается связь с… … Лермонтовская энциклопедия

арфа - Ирландская арфа часто фигурирует на страницах кельтских мифов и легенд. Сохранились ее многочисленные изображения на резных каменных рельефах, датируемые VIII X вв. и сохранившиеся в разных провинциях Ирландии и на западе Шотландии. В то же время … Энциклопедия мифологии

Арфа - Арфа. АРФА (от древнегерманского harpa), многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения в 3 м тысячелетии до нашей эры. Различного типа арфы встречаются у многих народов мира. Современная педальная арфа изобретена в 1801 С.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

арфа - Арфа. арфа креольская (arpa criolIa), старинная диатоническая арфа без педалей, обычно в строе до мажор. С XVI в. была распространена преимущественно в городах тихоокеанской зоны Южной Америки, а также Мексики, позже проникла в сельские местностиЭнциклопедический справочник «Латинская Америка»

АРФА - (от нем. Harfe) многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения в 3 м тыс. до н. э. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 С. Эраром (S. Erard) во Франции … Большой Энциклопедический словарь

АРФА - АРФА, арфы, жен. (от лат. harpa) (муз.). Музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами, которые перебираются пальцами. ❖ Эолова арфа (спец.) ящик с натянутыми струнами, которые мелодично звучат от действия… … Толковый словарь Ушакова

АРФА - жен. стоячие гусли; музыкальное струнное орудие треугольником, с ножкою на долгом углу; объем арфы в шесть октав, для полутонов есть подножки; струны (металлические и кишечные) перебирают пальцами. Арфные, арфовые звуки. Арфичные ноты. Арфист муж … Толковый словарь Даля

арфа - хордофон, дуадастанон, чанг(и), решето, сито Словарь русских синонимов. арфа сущ., кол во синонимов: 8 арпанетта (1) … Словарь синонимов

Книги

  • Арфа Давида. Сборник христианских песен , Ю.В. Пастернак. Арфа Давида. Сборник христианских песен… Купить за 241 руб
  • Арфа и бокс , Виктор Голявкин. В настоящее издание вошел замечательный лирический роман Виктора Голявкина "Арфа и бокс" (1969), адресованный взрослым… Купить за 190 руб
  • Арфа кельтская, арфа оркестровая, висл, пандеретта и виола да гамба. История одного принца , Ольга Пикколо. Приглушённое звучание ирландской арфы и изящной виолы под пальцами артистки ирландского оркестра Reelroad Анастасии Карасёвой (ирландская арфа) и артиста Мариинскоготеатра Владимира Гаврюшова…

Возможно, арфа является самым древним струнным иранским музыкальным инструментом, название которого чаще других музыкальных инструментов упоминается в книгах, который оказал большую роль в древней истории.


Согласно достоверным источникам в виде изображений резьбы на камне в Вавилоне, Ассирии и прилегающих к ним территорий, можно сделать вывод, что восемь веков до рождества Христова на указанных территориях достигли своего развития различные музыкальные инструменты, которые использовали музыканты.

Роль, которую играли музыкальные инструменты в начале длительного периода человеческой цивилизации, свидетельствует о том, что арфа подобно сантуру и гануну является очень древним музыкальным инструментом, который был распространен в указанных районах за два тысячелетия до рождества Христова.

Первые арфы имели треугольную форму и состояли из доски длиной примерно в один тамариск и одного деревянного стержня, обычно форма арфы напоминала форму человеческой руки.

Обычно этот инструмент имел восемь или девять струн, которые были натянуты параллельно друг к другу вдоль деревянного стержня. Один конец струн крепился к доске, а другой конец наматывался вокруг колышек или ушек, которые располагались на деревянном стержне, с них свисали концы струн. Арфы, которые были распространены в последний исторический период Вавилона и Ассирии, сильно отличались в более поздний период как по форме изготовления, так и по манере игры на арфе.

Увеличилось количество струн. Звуковая коробка арфы иногда была прямой, то есть без излома, а иногда была измененной формы. Способ игры на этом музыкальном инструменте также изменился, то есть инструмент брали таким образом, чтобы струны находились в вертикальном положении к земле, то есть не так как делали это раньше, когда деревянный стержень должен был быть в параллельном положении к земле, однако струны не были вертикальны к земле. Другой отличительной чертой игры на этом музыкальном инструменте было то, что во время игры не использовался медиатор, играли руками, причем в игре были задействованы две руки.


Во время династии Сасанидов арфа была самым известным и самым любимым музыкальным инструментом, в Шахнаме Фирдоуси также часто упоминается название этого музыкального инструмента. Накиса - известный музыкант при дворе Хосро Парвиза обладала высшим искусством игры на арфе.

Сегодня арфа состоит из трех основных частей: грифа, колоны и резонансного ящика. Струны крепятся к грифу и натягиваются параллельно к колоне и соединяются с резонансным ящиком. Для игры на арфе ладонью давят на струну и/или только касаются струны и/или щипают струну. В конце средневековья в Западной Европе получили распространение арфы треугольной формы. В 1720 году в Баварии к основанию арфы добавили педали, что сделало звучание арфы более мощным.

В 1810 году Себастьян Ара изменил форму арфы, которая используется и в наши дни, новая форма сделала возможным звучание всей гаммы больших и малых октав. В этого времени арфа стала обычным музыкальным инструментом, использовавшимся в составе оркестра. Сегодня арфа состоит из 47 струн и 7-ми педалей.

До ислама арфа была известна среди арабов. В различные исторические периоды на территориях, расположенных далеко друг от друга, называли арфы по разному. Так, население северного Афганистана называло арфу «Занбураком», что означает «маленькая пчела», а тюркоязычные узбеки Средней Азии называли арфой иранский сантур.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Российский государственный профессионально-педагогический университет" (РГППУ)

Институт искусств

Факультет кино и телевидения

Кафедра звукорежиссуры, продюсерства кино и телевидения

История и акустические характеристики арфы

Студента группы №ЗР 316

Мазуро А.М.

Преподаватель Келлер В.В.

Екатеринбург 2012

Введение

Происхождение и история

2. Особенности и конструкция

4. Виды арф

5. Использование инструмента

Заключение

Список использованной литературы

арфа струнный музыкальный акустика

Введение

Арфа - щипковый струнный музыкальный инструмент. Считается одним из самых красивых инструментов в оркестре. Её рама украшена резьбой, мозаикой и орнаментом, иногда и золотом с перламутром, а изящные очертания скрывают треугольную форму. Много веков насчитывает история арфы, как одного из древнейших музыкальных инструментов. Появилась она еще на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов, а так же являлась первым струнным щипковым инструментом. "Волшебным инструментом" называли арфу поэты, восхищенные ее нежными звуками.

Однако на протяжении своей 5000 летней истории, арфа, конечно же, не оставалась неизменной. Сохранился лишь принцип: арфа - это многострунный щипковый инструмент, струны которого вертикально натянуты на раме, являющейся одновременно резонатором звука. Что же на самом деле представляет из себя этот инструмент в наше время и каким он был раньше? На данный момент, знания об арфе среди людей, в большинстве своём имеют лишь тот сказочный и волшебный шарм, что создали ей композиторы и исполнители, но не реальную осведомлённость о том, что это за инструмент. Именно поэтому я счел должным осветить все эти вопросы, а так же вопросы, связанные с музыкальной акустикой, что и будет показано в моей работе.

1. Происхождение и история

Арфа - один из самых древних музыкальных инструментов человечества. Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Ранние изображения музыкального лука были найдены в виде наскальных рисунков (например, в пещере Trois Freres, 15000BC, Ariege, France). Эти инструменты дали основу для развития лучной арфы, которая переживала свой золотой век в эпоху заката Египетской цивилизации. Даже в 15 века до нашей эры арфы, изображенные на фресках из египетских гробниц (бенты), своей формой еще напоминают луки, а эти арфы не самые древние, самую древнюю арфу археологам удалось обнаружить при раскопках шумерского города Ура в Мессопотамии - она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры. Арфа была распространенным и любимым музыкальным инструментом на древнем Ближнем Востоке, в Греции, Риме. Вариацией арфы была лира, которая в дальнейшем стала очень популярной в Греции. В эпоху эллинизма лира была неотъемлемым атрибутом поэтов и певцов, что можно наблюдать на различных картинах и письменных памятниках. Древние арфы были меньше и легче. Они были спутницами певцов и музыкантов почти у всех народов мира.

Древние арфы были различного вида: дугообразные и угловые, большие и малые. Размер арфы варьировался, вид малой лучной арфы перешел из Греции в Европу и достиг сферы влияния на кельтов. Затем, арфа была снабжена вертикальной перекладиной, с этим видом арфы мы и знакомы. Эта техника строения инструмента была основой развития Cithara Anglica и Nabulum в Средневековье и классической арфы Ренессанса. В Европу арфа попала в начале средних веков и пользовалась большой популярностью, особенно в Ирландии, где до сих пор ее изображение используется во многих государственных символах, в том числе, на гербе и президентском флаге.

Так как арфа уже и в прежнее время имела значительный звуковой объём (пять октав), а помещение для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то на арфе натянуты струны только для добывания звуков диатонической гаммы. На арфе без педалей можно сыграть только одну гамму. Для хроматических повышений в прежние времена струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа. Около 1660 года в Тироле изобрели первую арфовую механику с крючками; на колковой раме около каждой струны были ввинчены железные крючки, которые при повороте, прикасаясь к струне, укорачивали ее, и благодаря этому происходило повышение звука на полтона. Такие арфы оказывались крайне неудобными для исполнителей; недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретенным Якобом Хохбрукером из Донаувёрта (Бавария, Германия) в 1720 году. Этот мастер приделал к арфе семь педалей, действовавших на проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу и там приводили крючки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всем объёме инструмента хроматические повышения. Позже были эксперименты и с большим числом педалей (8, 9, 14), но главной целью пожалуй так и остался эксперимент.

В 1810 году Себастьен Эрар усовершенствовал механизм Хохбрукера и запатентовал в Париже арфу с двойной педалью, которая и используется в настоящее время. Этими педалями можно дважды перестроить струну, повысив звук на полутон и тон, и тем самым обеспечить хроматический звукоряд в диапазоне шести с половиной октав.

В 1897 году в Париже Г. Лион сконструировал хроматическую беспедальную арфу с перекрестными струнами. Упразднение педалей привело к необходимости увеличить количество струн почти вдвое. Второй набор их, подобно черным клавишам фортепиано, обеспечивал хроматические ступени на всем протяжении звукоряда арфы. Новый инструмент поначалу нашел сторонников, которых привлекло отсутствие педалей и, следовательно, упрощение механизма игры. В дальнейшем, однако, хроматическая арфа не получила широкого распространения и вскоре вышла из употребления, так как потеряла многие характерные и наиболее ценные свои исполнительские особенности и, прежде всего - эффектное глиссандо.

В 18 веке арфа появилась и в России и вскоре приобрела большую популярность. Значительную роль в формировании арфового исполнительства и подготовке арфисток в России сыграл Смольный институт благородных девиц. Основанный Екатериной II как фешенебельное великосветское учреждение для воспитания девушек из знатных дворянских семей, институт имел довольно обширную для того времени образовательную программу. Обучались воспитанницы и музыке. Здесь впервые был создан класс игры на арфе. Преподавание велось на крепкой профессиональной основе: в качестве педагогов приглашали лучших музыкантов из Европы.

К 20 веку арфа прочно утвердилась в европейской музыке в качестве сольного, ансамблевого и оркестрового инструмента. В наше время трудно назвать композитора, который не использовал бы ее в том или ином жанре своего творчества.

Особенности и конструкция

Арфа, как уже было сказано, тип щипкового музыкального инструмента, в котором жильные и металлические струны возрастающей длины натянуты между резонаторным корпусом с декой и т.н. шейкой. На раму натягивают струны, в среднем может использоваться 45-48 струн разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку, но в разные времена и у разных народов их количество было от 7 до 30. В отличие от гитары она не имеет грифа, высота тона определяется фиксированной длиной струн. Вес арфы может достигать 20 килограмм.

Для рассмотрения конструкции арфы более подробно, за пример возьмём оркестровую арфу (Рис. 1).

Рис. 1. Общий вид арфы

Колонна

Резонатор с декой

Боковая планка

Шейка (дуга)

Верхушка (капитель)

Металлические пластины, ограждающие механику

Диски педального механизма

Цоколь (постамент)

Педальная коробка

Ножки

Конструкция арфы представляет собой жесткую и прочную раму, на двух сторонах которой параллельно третьей натянуты струны разной длины и толщины. Рама состоит из резонансного корпуса с плоской декой (1); колонны, внутри которой размещены передаточные соединители педального механизма (2), размещенного в ее основании; верхней дуги с колками и дисками (3). Механизм звукообразования включает передачу механической энергии струнам щипком (генератор), возбуждение колебаний струн (вибратор) и усиление колебаний за счет передачи энергии от струн к деке и резонансному корпусу (резонатор).

В современной арфе с двойными педалями обычно 44-47 струн (у маленьких арф - 30). Струны жильные (сейчас часто нейлоновые); на нижних одиннадцати басовых металлических струнах используют навивку для большей жесткости. Струны закреплены внизу на деке, в верхней части рамы они вставлены в колки (специальные двойные винты). Струны арфы настроены на диатонический звукоряд в строе Ces-dur. Нижняя струна имеет длину 1503 мм, диаметр керна 1,6 мм, диаметр навивки 0,5 мм. Она натянута с силой 410 Н, ее частота настройки 30,87 Гц (С1). Верхняя струна длиной 69 мм, диаметр 0,5 мм, усилие натяжения 37 Н и частота настройки 2960 Гц (G7).

Для изменения строя арф на полтона и тон используется специальный двойной педальный механизм. Этот механизм при нажатии педалей, помещенных в основании рамы арфы, с помощью специальных металлических соединителей, проходящих внутри трубчатой вертикальной колонны (третьей стороны рамы арфы), приводит в действие систему спаренных дисков с укрепленными на них парами стержней ("пальцами"). При повороте дисков струна укорачивается либо на 1/18, либо на 2/18, при этом высота издаваемых ею звуков повышается на полтона или тон. Этот механизм устроен так, что при нажатии какой-либо одной из семи педалей на одну зарубку в отверстии поворачиваются диски для всех одноименных струн (например, для всех струн "до", или струн "ре" и т.д.); соответственно все эти струны укорачиваются, и звук повышается на полтона во всех октавах. Более глубокое нажатие той же педали, с опусканием ее на две зарубки, приводит в действие вторые, лежащие ниже диски, пальцы которых укоротят все соответствующие струны; при этом звук этих струн повысится еще на полтона, а в сумме - на целый тон.

Рис. 2. Система дисков для укорачивания струн

Таким образом, при однократном нажатии всех семи педалей все семь ступеней звукоряда во всех октавах повысятся на полтона; арфа тогда будет звучать в строе C-dur. Нажатие всех семи педалей на вторую зарубку дает строй Cis-dur (т. е. поднимает его еще на полтона). Комбинируя разные глубины нажатия различных педалей, можно получить мажорные и минорные звукоряды, используемые в современной музыке.

Рис. 3. Резонаторный корпус с излучающими отверстиями

Нижняя сторона рамы является резонансным корпусом, служащим для усиления звука струн; он имеет форму конусообразной коробки со срезанным сверху сегментом.

Поверхность корпуса закрыта декой из резонансной ели с поперечным расположением волокон в виде удлиненного равнобедренного треугольника, ширина и толщина которого увеличиваются по направлению к басовым струнам соответственно от 100 до 300-400 мм и от 2 до 8-10 мм.

Рис. 4. Вид педалей

По средней линии деки с верхней стороны приклеены две продольные деревянные планки, к которым прикреплены нижние концы струн, передающие колебания деке. Для увеличения прочности деки на ее нижней половине внутри корпуса приклеены два продольных ребра-пружины симметрично относительно средней линии.

Снизу корпус снабжен пятью большими овальными отверстиями, через которые и происходит основное звукоизлучение. Формы резонансных колебаний деки арфы показаны на Рис. 5.

Рис. 5. Формы колебаний на резонансних частотах

Для небольшой шотландской арфы (с декой длиной 930 мм, шириной - от 100 до 300 мм), первые резонансы оказались равными 170 Гц, 288 Гц, 583 Гц. Резонансы внутреннего объема ящика согласуются с резонансами деки (например, для той же арфы первый резонанс объема воздуха составляет 190 Гц), что позволяет усиливать звук в области совпадений.

Верхняя изогнутая сторона рамы современной арфы несет на себе, во-первых, порожки и колки, служащие для натягивания струн при их настройке, а во-вторых, заключенный в особую коробку сложный дисковый механизм для изменения высоты звуков.

3. Акустические характеристики

Рис. 6. Спектр звучания струн арфы при разных точках возбуждения

Как видно из рисунка, количество обертонов в спектре не очень велико. Основная энергия колебаний сосредоточена в диапазоне 100-1250 Гц. Форманта находится в области 250 Гц.

Динамический диапазон звучания арфы не превышает 20 дБ. Звук арфы относительно слабый, т. к. она имеет сравнительно небольшие по сравнению с другими инструментами площадь деки и объем корпуса резонатора; кроме того, применение жильных струн не позволяет использовать сильное натяжение.

Переходные процессы аналогичны другим щипковым инструментам. Арфа имеет короткое время атаки (10-30 мс) и сравнительно длинное время спада (до 200 мс).

Тембр: арфа имеет нежный, но относительно тихий тембр. У нее нет четко выраженных регистров, можно только приблизительно разделить по тембру: нижний регистр - немного глуховатый; средний - полнозвучный и мягкий; высокий - звонкий и светлый; высший - резкий, слабый. В звучании арфы имеется небольшое количество шумовых призвуков, характерных для щипковых инструментов.

Виды арф

Исходя из уже упомянутых ранее арф, стоит отдельно сказать о некоторых видах или же вариантах изготовления арф.

Эолова арфа - (Эол - бог ветра) струнный музыкальный инструмент. Состоит из узкого деревянного ящика, служащего резонатором, внутри которого натянуты струны (9-13) различной толщины, настроенные в унисон (обычно g). Движение воздуха, поступающего через специальное отверстие, вызывает колебания струн, издающих различные обертоны общего тона. В зависимости от силы ветра звучание эоловой арфы меняется в широких пределах - от совсем тихого, нежного до весьма громкого при сильных порывах. Известны случаи, когда данные арфы располагались на пути следования врага таким образом, что ветер извлекал звуки, кажущиеся ужасающими. К сожалению, нет информации о высоте звука Эоловых арф, но должно быть он был довольно впечатляющим, чтобы достичь подобной реакции. Размеры инструмента могли достигать 7,5 и 10 метров. Ныне вышла из употребления.

Кельтская (или же Леверсная) - кельтскими сейчас принято называть арфы, довольно разнородные по размеру, весу, звуку, и объединенные одной особенностью: для повышения-понижения высоты звучания струн используется не педальный механизм, как у оркестровых арф, а специальные рычажки - леверсы. Именно эта особенность дала таким арфам их официальное название: леверсные арфы. Кельтской же такую арфу называют в основном из-за того, что арфа была и остается значимым символом кельтской (ирландской) культуры и неразрывно с ней связана в воображении современного человека. Однако подобные инструменты издревле существовали и у большинства других народов. Впрочем, время и технологии не стоят на месте, и современная кельтская арфа существенно отличается от своих древних сородичей материалами и особенностями конструкции, поэтому иногда ее называют еще "нео-кельтской".

За время существования инструмента создавались и другие вариации в зависимости от направленности идеи: различные размеры, модификации и эксперименты или же особенностей различных стран, культур и народов. Вариаций достаточно много, арфа пережила массу вариантов в своём изготовлении, но и приживались не многие, поэтому наиболее целесообразным будет упоминать обо всех возможных вариантах уже в рамках отдельного и более глубокого изучения именно исторического вопроса данного инструмента.

Использование инструмента

Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджий, глиссандо - скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-нибудь аккорд, флажолеты. Звук извлекается посредством защипывания струн пальцами или, очень редко, плектрами, прикрепленными к пальцам.

При возбуждении колебаний с помощью щипка струна оттягивается в сторону, затем освобождается, после чего начинает совершать свободно затухающие колебания. Форма импульса возбуждения имеет вид, аналогичный импульсу в гитаре. Состав обертонов в спектре, а следовательно и тембр звучания также зависит от способа отщипывания и от места возбуждения. При отщипывании с помощью мягкой части пальца получается более мягкий, бедный обертонами звук; при помощи ногтя происходит сильная деформация струны, что дает более резкий звук с большим количеством обертонов. Как и у всех струнных инструментов, место приложения силы влияет на состав обертонов в спектре: при возбуждении точно в центре струны превалируют в основном нечетные гармоники. Сдвигая место возбуждения ближе к подставке, можно увеличить количество высших гармоник и сделать звучание более ярким. Поскольку на арфе нет специальных демпферов, как, например, у рояля, то после исполнения каждого аккорда и пассажа исполнитель приглушает струну прикосновением ладони.

Из особых акустических эффектов на арфе применяется игра флажолетами. Для этого к струне слегка прикасаются пальцем точно в середине, одновременно отщипывая ее в какой-то точке ближе к одному из концов. Получающийся при этом звук лишается своего основного тона, звучит на октаву выше и приобретает несколько смягченный тембр вследствие ослабления в нем некоторых гармоник.

В целом звук арфы имеет относительно небольшое количество обертонов, что обусловлено применением жильных струн, имеющих большое внутреннее трение. Кроме того, сам способ возбуждения с помощью мякоти пальца также приводит к снижению уровня высоких частот. Для звучания струн арфы также характерна некоторая негармоничность, обусловленная указанными ранее причинами.

Композиторы используют арфу, когда нужно создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать звучание народных струнных инструментов.

Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Арфа часто аккомпанирует разным инструментам оркестра, в других случаях ей поручают эффектные соло. Очень часто арфа солирует в балетах. Она звучит в "Вальсе цветов" из "Щелкунчика", в сцене из "Лебединого озера" и Адажио из "Спящей красавицы" Чайковского, в сочинениях Римского-Корсакова, а так же в произведениях таких композиторов как М. Глинка, С. Рахманинов, С. Прокофьев и многих других. Для арфы написана вариация в "Раймонде" Глазунова. Советские композиторы Р.М. Глиэр и С.Н. Василенко написали концерты для арфы с оркестром. Много произведений создано для арфы как концертного сольного инструмента.

Переложения для нее делали выдающиеся мастера-исполнители на этом инструменте, в частности, замечательная советская арфистка Вера Дулова. Из европейских композиторов 19 века, арфой наиболее широко пользовались Г. Берлиоз, Р. Вагнер и Ф. Лист. Известная партия из двух арф в "Вальсе" из "Фантастической симфонии" Берлиоза положила начало тому виртуозному стилю, который стал ведущим в трех последних веках. Раньше, с момента своего появления в симфоническом оркестре 18 столетия вплоть до Берлиоза, арфа имитировала звук лютни, гитары (как у Глинки в "Арагонской охоте") или клавесина.

Арфу использовали также в тех случаях, когда нужно было вызвать ассоциацию с античностью. Примерами могут служить "Орфей" Глюка или "Прометей" Бетховена. В оркестре обычно пользуются одной-двумя арфами, но в некоторых случаях их число увеличивается. Так, в "Младе" Римского-Корсакова - три арфы, а Рихард Вагнер в своей опере "Золото Рейна" использовал в оркестре шесть арф. Для арфы создавали свои сочинения и многие другие композиторы прошлого, которых стоит упомянуть: И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит и др.

Известные арфисты:

Никола Бокса, Марсель Гранжани, Вера Дулова, Марсель Турнье, Татьяна Тауэр, Альфонс Хассельманс, Ксения Эрдели, Торла ОКаролан, Алан Стивелл, Франсуа Жозеф Дизи, Андреас Фолленвайдер, Джоанна Ньюсом, Анастасия Паписова.

Заключение

Рассмотрев арфу с позиции исторической и технической, можно смело сделать вывод о том, что инструмент этот никогда не был безразличен человеку. Своеобразное звучание и возможности использования всегда притягивали композиторов и слушателей, словно приковывая их внимание своей особенностью. Специфичность внешнего вида арфы за всю историю создала ей определённый шарм, сказочность в слухах и притчах людей. А желание человека сделать звучание этого инструмента ещё лучше, мотивировало его экспериментировать и искать новые и новые пути развития и совершенствования арфы.

В наше время - время технологического развития, образуются новые возможности для создания музыки, звука и музыкальных инструментов и абсолютно естественно и то, что разработчики не обошли стороной и арфу. Например, была создана "лазерная арфа" - электронный музыкальный инструмент, состоящий из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать, по аналогии с щипками струн обычной арфы. Но ведь как ни крути, весь этот "волшебный изыск", который был создан за тысячи лет благодаря живой арфе, останется только при ней и его уже не перекроет никакая другая инновация. Важность и особенность любых живых инструментов в музыке неизменна и это становится ясно сразу, как только мы слышим гармонию в живой, инструментальной музыке. Арфа является одним из тех инструментов, которые невозможно забыть.

В данной работе я взглянул на арфу исходя из дисциплины "Музыкальная акустика" и произвел достаточно полный обзор инструмента. На мой взгляд, этот инструмент всегда будет интересен и полезен в достижении творческого замысла, а особенность и возможности его звучания предоставляют достаточную широту для действий композитора, что позволит быть полностью удовлетворённым достигаемым качеством воплощения идеи.

Список использованной литературы

1.Журнал Touchstone 1999 (№49), в переводе Yudiv в 2001.

.Алдошина И., Приттс Р. - "Музыкальная акустика", 2006 г.; Санкт-Петербург; "Композитор".

.Покровская Н.Н. - "История исполнительства на арфе", 2001 г.

.Дулова В.Г. - "Искусство игры на арфе", 1975 г.

Инструмент, состоящий из ряда струн, натянутых на раму треугольной формы, был известен в глубокой древности у различных народов.
Арфа употреблялась для сопровождения голоса, а впоследствии, в более усовершенствованном виде, и для аккомпанемента различным сольным инструментам.
История арфы, как инструмента, прочно вошедшего в музыкальную практику, начинается с XVIII века, когда был найден способ изменять высоту звучания ее струн.
Вначале изменение высоты струн производилось вручную, а затем был изобретен сложный механизм педалей.
На первых порах педали изменяли высоту звука каждой струны в пределах полутона (простая педаль), и лишь в 1820 году С. Эраром была разработана конструкция механизма двойных педалей, которая и составляет основу устройства современной арфы.
Рама арфы служит для натяжения между ее сторонами 46 кишечных струн, которые закрепляются на ее нижней стороне, представляющей собой резонаторный ящик. Другая сторона рамы (противоположная исполнителю) называется колонкой. В ней проходят передаточные рычаги механизма двойных педалей.
Верхняя (изогнутой формы) сторона рамы несет на себе колки для натяжения струн и диски механизма педалей. Струны натянуты параллельно колонке.

Педали расположены в основании арфы у места соединения колонки с резонаторным ящиком. Их всего семь, по числу тонов диатонической гаммы, то есть каждая из них воздействует на все одноименные струны полного диапазона арфы. У каждой ледали имеются три зарубки.
Если какая-либо педаль стоит на верхней зарубке, то связанные с ней одноименные струны звучат всей своей длиной, и звук их соответствует ноте с бемолем.
При передвижении педали вниз на вторую зарубку приходит в движение верхний ряд дисков со штифтами у всех одноименных струн. Штифты зажимают струны и укорачивают их на отрезок, равный полутону.
В этом случае во всех октавах получается нота с бекаром.

Если педаль передвинута на нижнюю зарубку, то второй ряд дисков со штифтами укорачивает одноименные струны еще на полтона и во всех октавах получается нота с диезом.
Основным строем арфы (при всех открытых струнах) является Ces-dur. Соответственно перестраивая те или иные ноты арфы, можно получить любую тональность, кроме тональностей с дубль-диезами и дубль-бемолями. В этом случае арфу нужно настраивать энгармонически, например:

Педали H, С, D нажимаются левой ногой, остальные - правой.
Если учесть, что для нажатия педалей арфы необходимо какое-то, хотя бы минимальное время, можно себе представить, что перестройка двух педалей, нажимаемых одной ногой, займет больше времени, чем двух педалей, нажимаемых разными ногами. Перестройку педалей во время игры рекомендуется делать в сравнительно медленном темпе и одновременно не более чем по одной педали.

Примечание. Механизм педалей на арфах почти всех систем не воздействует на две нижние струны, которые редко употребляются в музыкальной практике.

Полный диапазон арфы равен:

Все перестройки строго выписываются по ходу исполняемого произведения (если они не соответствуют буквально перемене ключевых знаков).
Способ записи перестроек может быть подробный, например: С muta in Cis, или лаконичный - С# (после того как ранее было С бекар или С бемоль).
Если перестройка приводит к звукоряду новой мажорной гаммы, то можно просто надписать новую тональность, например: E-dur, C-dur и т. д.
Всякую перестройку лучше записывать не перед началом новой тональности, а сразу же после предыдущей, чтобы исполнитель мог спокойно приготовить необходимый строй. Перед каждой новой тональностью хорошо еще раз напомнить полученный звукоряд, чтобы облегчить репетиционную работу, изобилующую повторениями различных кусков произведения.
Очень сложную и быструю перестройку хорошо подготовлять, заранее, предлагая по очереди перестраивать струны, не участвующие в данный момент в исполнении.
Часто сложная перестройка приводит к непривычной, но единственно возможной нотации, например:

Если допускает последовательность перестроек, то следует стремиться записывать все бемолями, а не диезами, так как звучание незажатых струн ярче и чище, нежели зажатых, а это- имеет большое значение для такого капризного и постоянно расстраивающегося инструмента, как арфа.

Играют на арфе (защипывают струны) всеми пальцами обеих рук, кроме мизинцев, причем большие пальцы рук направлены в сторону более коротких струн (иначе говоря, в сторону корпуса исполнителя). В отличие от фортепиано, расположение рук на арфе параллельное, а не противоположное-это как бы две левые руки, лишенные мизинцев.
Если при этом учесть, что благодаря малому расстоянию между струнами на арфе возможны значительно большие, чем на фортепиано, растяжения, то станет очевидным, что на арфе вполне исполнимы следующие аккорды:

Совершенно ясно, что в партии арфы нельзя писать для каждой руки аккорды, состоящие более чем из четырех звуков (так как не используются мизинцы).
Обычно всякий аккорд на арфе берется немного arpeggiato; если же необходимо добиться от арфиста одновременного щипка всех входящих в состав аккорда струн, то следует пометить: поп arpeggiato. Иногда, пользуясь arpeggiato, арфе записывают широкие аккорды:
На самом деле такой аккорд будет исполняться так:

Так как на арфе нет демпферов (глушителей), то после исполнения каждого аккорда и пассажа арфист, во избежание гула, глушит струны прикосновением ладони. Если же необходимо дать аккорду свободно прозвучать вплоть до естественного замирания звука, то следует сделать специальную пометку: tenuto или sonore, или же записать аккорд нотами большой длительности.
Специфическим эффектом арфы, очень звучным и бравурным в forte и нежным, красочным в piano, является glissando. Оно исполнимо обеими руками в любом темпе и в любом направлении на всем протяжении диапазона арфы.
Glissando, в виде -исключения, можно исполнять двойными и даже тройными нотами в каждой руке (glissando аккордами). В этом случае выигрывается сила звучания, но теряется четкость:

Кроме чисто динамических, декоративных гаммообразных glissando, особый интерес представляют различные гармонические аккордовые glissando.
Пользуясь энгармонизмом, арфу можно настроить на различные септаккорды. Наиболее удобны в этом отношении уменьшенные септаккорды:

Другие септаккорды, в состав которых входит одна большая терция (доминантсептаккорд и малый септаккорд), возможны не на всех ступенях:

В еще большей мере это относится к септаккордам с двумя большими терциями (большой септаккорд):

Наконец, увеличенное трезвучие, состоящее из одних больших терций, на арфе вообще невозможно исполнить glissando.
Таким образом, настройка арфы на аккорды glissando зависит от больших терций. Нужно каждый раз определять, возможно ли путем энгармонической замены сделать аккордовыми тонами ноты, лежащие между тонами больших терций.
Флажолеты на арфе возможны и получаются в том случае, если одновременно со щипком пальцами в то же мгновение слегка прикоснуться к струне в месте половины ее длины нижней частью ладони левой руки (или суставом большого пальца правой руки).
Полученный флажолет звучит на октаву выше открытой струны и записывается так:

Звук флажолета, исключительно прозрачный и легкий, хорошо слышен лишь в абсолютной тишине.
В левой руке возможны флажолеты из двух и даже из трех нот:

Аккорды флажолетов могут быть получены только при тесном их расположении (не шире прикасающейся в середине струн ладони).
Возможно также извлечь квинтовый флажолет прикосновением ладони во время щипка в месте 7з длины струны, но этот флажолет звучит очень тускло и поэтому не употребляется.
Флажолеты хорошо звучат далеко не на всем диапазоне арфы. Наименее пригодны для их извлечения короткие струны верхнего регистра.
Практически хорошо ограничиться флажолетами не выше:

Чем флажолеты выше, тем они становятся суше и беззвуч¬нее.
С другой стороны ниже:

флажолет теряет специфическую прозрачность тембра и звучит вяло. Одна из причин плохого звучания флажолетов на низких струнах заключается в том, что струны, обвитые канителью, плохо поддаются извлечению флажолетных звуков.
Звучание и регистры арфы. По характеру звучания арфа является одним из самых нежных инструментов оркестра. Звук ее относительно слаб и легко заглушается другими инструментами.
Арфа не имеет резких границ между регистрами, и поэтому можно лишь приблизительно подразделить ее диапазон на:

Продолжительность звучания струн зависит от их длины: чем короче струны, тем скорее они перестают звучать.
Техника игры на арфе. К числу весьма неудобных приемов игры на арфе нужно отнести репетиции. Для этого рода техники нужно беспрерывно защипывать одну и ту же струну, то есть немедленно заглушать ее, не давая как следует прозвучать.