» »

План конспект гоголь мертвые души похождения чичикова. Урок литературы: «Чичиков- новый герой времени». II. Вычленение проблемы урока. Сообщение темы и цели урока

04.03.2020

Урок литературы разработан для 9 класса по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души". Тема урока "Образ Чичикова" позволяет в технологии "обучение в сотрудничестве" рассмотреть и проанализировать главного героя произведения. Учащиеся должны прийти к выводу: образ Чичикова - положителен или отрицателен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 класс

Тема: «Образ Чичикова»

Учитель: Ерюшева Н.А.

Цель урока : обобщить и систематизировать материал по образу Чичикова;

Задачи:

Раскрыть истинную сущность героя;

Формировать умение обобщать материал и делать выводы;

Развивать умения выделять главное, существенное;

Развивать речи учащихся;

Формировать коммуникативные умения в процессе работы в группе;

Совершенствовать умение объективной само- и взаимооценки.

Воспитывать интерес к литературе как виду искусства и учебному предмету;

Воспитание внимательного отношения к слову;

Воспитывать правильные нравственные ориентиры.

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и приемы : работа с рабочими листами, чтение, анализ, комментирование, дискуссия

Педагогическая технология: «обучение в сотрудничестве»

Средства обучения : презентация, художественный текст, рабочая карточка

Ход урока:

I. Начало урока.

В книгах, как и в жизни, мы встречаемся с «хорошими» и «плохими» людьми. Прочитав художественное произведение, посмотрев фильм, мы примерно так же оцениваем героев, деля их, как правило, на два разряда – положительные и отрицательные.

ІІ. Основная часть.

1.Постановка цели и задач.

Сегодня в конце нашего урока мы вынесем такое решение по отношению к главному герою произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души» господину Чичикову.

2. Предварительная работа в группах.

Разделите, пожалуйста, ваши листы для индивидуальной работы на 2 части и запишите, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать положительный герой, а какими отрицательный (время работы – 3 минуты).

* Возможные варианты ответов:

Положительный герой

Отрицательный герой

Добрый, сильный, честный, благородный, отзывчивый, мудрый, решительный, великодушный, неподкупный, справедливый, смелый, романтичный, милосердный, красивый, жизнерадостный, с чувством юмора, вежливый, аккуратный, заботливый, волевой, целеустремлённый, скромный, самоотверженный, уравновешенный, умеющий любить, способный сострадать, бескорыстный, мыслящий, ответственный, с чувством долга, порядочный, чистый душой.

Эгоистичный, завистливый, заносчивый, узко мыслящий, коварный, жадный, самолюбивый, бесчестный, трусливый, хитрый, подлый, наглый, злой, малодушный, корыстный, грубый, жестокий, вредящий обществу, язвительный, бескультурный, пустой, не уважающий других, продажный, неискренний, способный к предательству, низкий, лживый, чересчур гордый.

Давайте послушаем, что же у нас получилось?

Спасибо! Ваши размышления и выводы очень интересны. Они помогут вам ответить на вопрос, поставленный в теме нашего урока, а именно:

3. Работа по осмыслению образа.

«Чичиков: кто же он такой?»

Однако я бы не советовала спешить с выводами, потому что ответ на этот вопрос далеко не однозначен, а споры о гоголевском персонаже не утихают до сих пор.

Так современные литературоведы Пётр Вайль и Александр Генис считают, что… (вывешивается плакат с цитатой) Чичиков – это «заурядный, серый «господин средней руки» (…) Маленький человек с маленькими страстями, который слишком мелок для России».

А вот В. Кожинов называет этого героя «по-настоящему сильной личностью» (вывешивается плакат на другую сторону доски).

Известный русский писатель Вл. Набоков называл Чичикова «колоссальным шарообразным пошляком» и считал, что… (плакат) «дурак в нём виден потому, что он с самого начала совершает промах за промахом».

А вот исследователь И. Золотусский хоть и считает Чичикова подлецом, но говорит, что «он всё же подлец какой-то странный…» (плакат).

Такие прямо противоположные мнения лишь подтверждают замечание молодого Чернышевского о том, что у Гоголя «это характер самый трудный» (плакат).

Итак, кто же такой Чичиков: яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»? Самый «мёртвый» из всех гоголевских персонажей или новый герой эпохи?

Попытаться ответить на все эти вопросы – цель нашего урока.

А скажите, что необходимо знать, чтобы составить мнение о человеке?

(нужно знать, какой он, как он воспитывался, какие поступки он совершает, нужно выяснить качества его личности)

Верно. И сейчас я предлагаю вам в группах поработать над вопросом: «Чичиков: какой он?»

Ваша задача: проанализировать определённый этап жизни героя, его взаимоотношения с другими персонажами и сформулировать самые яркие качества его личности, те качества, которые помогли ему стать таким, каким мы видим его в конце I тома гоголевской поэмы.

Результаты этой работы каждый из вас должен будет записать в такую таблицу (таблица чертится на доске и в тетради; можно заранее начертить на боковой доске!)

I. Детство героя, учёба в городском училище.

II. Государственная служба.

III. Взаимоотношения с помещиками и чиновниками.

Стремление выбиться в люди,

Замкнутость,

Эгоизм, индивидуализм,

Упорство,

Экономность,

Бережливость;

Практицизм,

Приспособляемость;

Ум,

Льстивость,

Лицемерие,

Безнравственность,

Способность добиться желаемого любой ценой, переступая через любые преграды,

Хитрость,

Целеустремлённость,

Расчетливость,

Умение найтись везде и во всём.

Исключительная целеустремлённость,

Воля, энергия,

Настойчивость,

Упорство,

Практическая сметка,

Постоянная активность,

Угодливость,

Вежливость,

Умение вести себя в обществе,

Цепкость ума,

Живучесть,

Изумительная изворотливость,

Приспособляемость,

Предприимчивость,

Ловкость,

Оборотистость,

Угодливость,

Прозорливость,

Умение возрождаться,

Экономность,

Расчётливость,

Стремление к обогащению.

Великолепное знание людей,

Поразительное умение приспосабливаться к любым условиям (хамелеонство),

Наблюдательность,

Дипломатичность,

Терпеливость,

Настойчивость,

Угодливость,

Умение убеждать,

Деятельность, энергичность.

Льстивость,

- «великая тайна нравиться»,

Наблюдательность

Работая в группе, вы заполняете одну колонку, а затем, слушая выступления других, делаете остальные записи.

(Класс разделен на 4 групп по 5-6 человек (группа № 4 работает по теме «Отношение Гоголя к своему герою»).

*Обобщающие выводы:

(записываются по ходу рассуждений после выступления групп)

1) Почему Чичиков стоит в самом низу «лестницы типов»? Почему он самый

«мёртвый» среди героев поэмы?

Чичиков сознательно безнравственен.

2) Почему «подлец» = «хозяин», «приобретатель»?

Чичиков – человек новой исторической эпохи; точнее сказать, переходный тип, вобравший в себя все основные качества «старого» и уже имеющий целый ряд «новых» достоинств. Чичикова сформировала социальная среда, в которой все его положительные задатки приобрели подлую направленность.

4. Групповая работа

(каждая группа получает карточку с вопросами для анализа эпизода – см. приложение к уроку;

учитель во время работы групп подходит к каждой, следит за ходом рассуждений, помогает при затруднениях, отвечает на возникающие вопросы).

5. Оглашение результатов работы групп № 1, 2, 3

(один человек оглашает результаты, другой записывает их в таблицу на доске, все заполняют таблицы в своих тетрадях).

6. Проблемный вопрос:

Итак, перед нами развёрнутая характеристика Чичикова.

7. Дискуссия.

Ответьте теперь на вопрос, поставленный в теме урока: кто же он такой? Яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»?

* Ответ должен вызвать затруднения учащихся.

Кажется, всё ясно, но почему-то ответить на вопрос однозначно не получается. Назвать Чичикова заурядным, особенно на фоне остальных персонажей поэмы, я думаю, нельзя, но и согласиться с тем, что он яркая, сильная личность тоже почему-то не представляется возможным. А почему?

* Ответы учащихся.

Давайте подумаем, что такое «личность», какого человека можно назвать яркой, сильной «личностью»? Какими качествами он должен обладать?

* Ответы учащихся.

(примерное содержание ответов: это должен быть человек незаурядный, думающий, размышляющий о жизни и о своём месте в ней, человек ищущий, стремящийся к чему-то возвышенному, идеальному, человек неудовлетворённый, неспокойный, сильный духовно, понимающий, осознающий свои недостатки и пороки, умеющий сострадать, любить, признавать свои ошибки, самокритичный, честный, правдивый, не боящийся говорить правду всегда, везде и всем, это, безусловно, положительный герой)

Что же мешает Чичикову стать положительным героем?

8. Проблемное задание.

Проследите по таблице, какие качества личности Чичикова являются ведущими, повторяются чаще других? (подчеркните их)

Есть ли среди этих качеств любовь, сострадание, сочувствие, желание помочь?

Вспомните «лестницу типов». Где стоит Чичиков? Почему?

9. Осмысление образа.

Главное, что мешает Чичикову стать положительным героем, – совершенное отсутствие в нём живых человеческих чувств, нравственных идеалов и ориентиров, отсутствие совести, души, нравственных исканий, метаний и, прежде всего, – любви, как самого светлого и сильного человеческого чувства. Душа Чичикова практически умерщвлена, раздавлена его воспитанием и, прежде всего, им самим. И даже когда робкие ростки живого чувства пытаются пробиться наружу (вспомним встречи с блондинкой), они тут же погибают под воздействием его небывалого практицизма и страсти к приобретательству.

Безнравственность героя, его сознательное подавление и систематическое истребление в себе всех человеческих чувств – главная причина, по которой Гоголь ставит его на самый низ своей «лестницы типов». И эта же причина позволяет считать Чичикова самым «мёртвым» (в нравственном отношении, конечно) среди всех героев поэмы (схема «Лестница типов»).

* Записывается вывод № 1 (обобщающие выводы

Закономерно возникает вопрос: а как же сам автор относится к своему герою? Что думает Гоголь о Чичикове?

Попросим представителей группы № 4 ответить на этот вопрос.

* Выступает представитель группы № 4, который должен сказать, что на протяжении всей поэмы автор постоянно иронизирует над Чичиковым, а в ХI главе открыто называет его подлецом («подлец» - негодяй; подлый, низкий, безнравственный, бесчестный человек).

Спасибо. Ну вот, кажется, и найдено слово для определения сущности нашего героя. Но… поэма ещё не закончена. На последних страницах I тома Гоголь рисует величественный образ Руси-тройки, бег которой устремлён в будущее…

Каким же образом в тройке, олицетворяющей вдохновлённую Богом Русь, может находиться подлец, человек бесчестный и безнравственный? Почему в будущее, куда несётся эта Русь-тройка, Гоголь отправляет самого «мёртвого» из всех своих персонажей? Неужели писатель видел грядущее России столь ужасным?

Позицию гоголя в этих вопросах постараются нам разъяснить представители группы № 4.

Выступают учащиеся из группы № 4.

Примерное содержание ответов.

1) В первый раз Гоголь называет своего героя подлецом перед тем, как собирается познакомить читателя с его биографией.

После подробного рассказа о жизни Чичикова писатель вновь возвращается к этому определению, но теперь он уже не столь категоричен в своих оценках: вместо слова «подлец» он употребляет такие существительные, как «хозяин» и «приобретатель».

Почему же такая замена оказывается возможной?

Таким образом, мы видим, что Чичиков – это человек новой, буржуазной формации – «приобретатель», хищник, хозяин. Это герой новой исторической эпохи.

Можно сказать, что это переходный тип, сочетающий в себе и свойства «старого», и признаки нарождающегося «нового».

Как это проявляется в его личности?

Хотя Чичиков является «собирателем» основных черт практически всех персонажей поэмы, он обладает такими качествами, которых нет у помещиков и чиновников, а именно: энергией, волей, целеустремлённостью, цепкостью, выживаемостью в любых условиях и в любые времена, терпеливостью, настойчивостью.

Учитель:

Если посмотреть на эти качества отстранённо, взять их отдельно от личности Чичикова, какими они будут: отрицательными или положительными?

(Разве плохо быть энергичным, целеустремлённым, терпеливым?)

Ответ:

Взятые отдельно от личности Чичикова, эти качества вовсе не отрицательные, а очень даже положительные. Другое дело, на достижение каких целей они направлены. Здесь вполне можно согласиться с мнением И.Золотусского о том (высказывание на доске), что Чичиков не простой «подлец». С уверенностью можно сказать, что это человек, положительные задатки которого приобрели подлую направленность.

А почему это произошло?

Гоголь подробно воспроизводит «формирование души» своего героя и целенаправленно подводит читателя к выводу, что в тех условиях, в которых он рос, усваивал отцовскую философию, служил, ничего другого не могло и получиться. И получилась не душа, а ларчик с бумагами, деньгами и прочим добром.

Это, безусловно, нисколько не оправдывает героя, но показывает, что он способен меняться. Поэтому именно Чичиков, по замыслу Гоголя должен был пройти через горнило испытаний и страданий, осознать неправедность своего пути и возродиться к новой жизни.

И поэтому именно Чичикова везёт «вдохновенная Богом» Русь-тройка.

** Записывается вывод № 2 (обобщающие выводы).

11. Письменная работа: мини-сочинение

А сейчас предлагаю вам, обобщая всё, сказанное на уроке, письменно ответить на вопрос: Так кто же такой Павел Иванович Чичиков: беда или надежда России? Высказанное мнение прошу обосновать. Объём работы – 5 - 8 предложений. Время работы - 5 минут.

(если остаётся много времени, объём работы можно не ограничивать).

ІІІ. Итоги урока.

НО… Но грандиозный замысел Гоголя остался незавершённым, читатель не видит ни страданий, ни тем более перерождения главного героя.

Исследование характера Чичикова в I томе заканчивается словами, обращёнными к читателям: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова? – Да, как бы не так!» - Гоголь видел, что чичиковщина, проникая в общество, несёт истребление человечности. Поэтому миром чичиковщины, самым низким кругом, завершается I том поэмы, охватывающий все те явления, которые заслуживают сатирического отрицания писателя.

Всё верно. Многогранный и противоречивый образ Павла Ивановича Чичикова, созданный великим Гоголем, заставляет задуматься о многом. Но самое главное, что, как мне кажется, хотел показать писатель в образе Чичикова, – это то, что человек – это арена постоянной, непрекращающейся борьбы светлых и тёмных сил за живую человеческую душу:

VI. Домашнее задание.

Дома предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Актуален ли образ Чичикова сегодня?»

VIII. Рефлексия.

Поднимите руки те, кому сегодняшний урок помог лучше понять поэму Гоголя.

Стала ли личность писателя вам ближе, понятнее или нет?

Над какими нравственными, морально-этическими вопросами заставляет задуматься образ Чичикова?

Зачем нужна человеку «живая» душа?

Что важнее: материальное или духовное?

К чему приводит отсутствие высоких моральных принципов и ориентиров?

Группа № 1

Тема: «Детство Чичикова. Учёба в городском училище». (глава ХI)

Проанализируйте картину раннего детства Павлуши Чичикова. Есть ли упоминание о матери? Почему? Какие черты характера должны сформироваться в ребёнке, у которого было такое детство?

Внимательно прочитайте наказ, который даёт отец Чичикову перед тем, как оставить его одного в городе. Чему учит мальчика-подростка отец? Какие качества в нём формируют слова родителя?

* Вспомните другие произведения русской литературы, где отцы дают наказы своим сыновьям. – «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Сравните эти наказы.

Подумайте, какое значение имеет детство и позиция родителей в формировании личности человека? Мог ли Павлуша Чичиков вырасти другим (иным)? (не забывайте, что речь идёт о первой трети 19 века).

Исполняет ли Павлуша отцовский наказ? Отвечая на этот вопрос, проанализируйте следующие эпизоды из жизни Чичикова в городском училище:

Отношения с товарищами,

Отношение к полтине (50 копеек), данной отцом,

Отношение к учителю.

какие качества личности были сформированы у Чичикова в детстве и ранней юности?

Группа № 2

Тема: «Государственная служба Чичикова». (глава ХI)

Проанализируйте материал ХI главы, рассказывающий о государственной службе Чичикова, по следующему плану:

Служба Чичикова в казённой палате:

а) отношение Чичикова к службе и чем оно определяется;

б) путь, которым Чичиков добыл себе место повытчика;

в) порядок брать взятки, заведённый Чичиковым.

2. Чичиков – член строительной комиссии:

а) почему строительство казённого здания так и не состоялось;

б) катастрофа, которую пережил Чичиков, и его отношение к жизни после неё.

3. Служба Чичикова в таможне:

а) цель поступления на службу;

б) Чичиков – гроза контрабандистов;

в) путь, которым шёл Чичиков к повышению по службе;

г) Чичиков вступает в соглашение с обществом контрабандистов;

д) новая катастрофа.

Сделайте обобщающий вывод по теме своего исследования:

какие качества личности проявил Чичиков во время государственной службы?

* Подтвердите свои выводы короткими цитатами из текста.

Группа № 3

Тема: «Взаимоотношения Чичикова с помещиками».

Проанализируйте взаимоотношения Чичикова с каждым помещиком (главы II–VI) и ответьте на следующие вопросы:

а) Как меняется поведение Чичикова в зависимости о характера его собеседника?

б) В чём причины изменчивости героя? Что позволяет Чичикову так быстро и удачно приспособиться к каждому из помещиков?

(*Чтобы верно ответить на этот вопрос, присмотритесь к Чичикову в те моменты, когда он остаётся наедине с самим собой, когда ему нет нужды маскироваться и изменять себя ради приспособления).

в) Чем хитроумный путешественник похож на тех, с кем он обделывает свои дела?

2. Сделайте вывод:- какие качества личности помогают Чичикову найти общий язык с помещиками и добиться от каждого из них того, что ему нужно?

Какое свойство характера позволяет главному герою поэмы легко оказаться зеркалом своего собеседника?Ччто отличает Чичикова от «небокоптителей»?

* Подтвердите свои выводы короткими цитатами из текста.

Тема: «Взаимоотношения Чичикова с чиновниками».

Проанализируйте взаимоотношения Чичикова с чиновниками губернского города NN (глава I) и ответьте на следующие вопросы:

а) какое мнение сложилось у чиновников о Чичикове?

б) в чём его «великая тайна нравиться»?

2. Сделайте вывод:

какие качества личности помогают Чичикову войти в полное доверие к чиновникам губернского города N?

* Подтвердите свои выводы короткими цитатами из текста.

Группа № 4

Тема: «Отношение Гоголя к своему герою». (глава ХI)

Как называет Гоголь своего героя перед тем, как собирается познакомить читателя с его биографией?

Какими определениями Гоголь заменяет слово «подлец»? Почему такая замена оказывается возможной?Чтобы верно ответить на этот вопрос, вспомните, какое время изображено в поэме, что было характерно для данного исторического периода?

Чтобы верно ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что время, в которое создавалась поэма (I т. – 1835 - 1841 гг., а время, изображённое в нём, это примерно 1830 - 1832), – это время, когда в России и Европе начиналась эра коммерции и спекуляции, когда в гору пошли напористые Чичиковы, способные делать деньги из чего угодно и готовые пойти на что угодно ради этих же денег.

Что роднит Чичикова с другими персонажами поэмы (помещиками, чиновниками)? А что отличает «подлеца - приобретателя» от простых «накопителей»?

Сделайте обобщающий вывод по теме своего исследования:

Почему Гоголь сделал подлеца Чичикова героем своей поэмы?

* Подтвердите свои выводы короткими цитатами из текста.

Оценочная карта ученика

Ф.И.О._____________________________________________________________

Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

Урок-исследование

по литературе

Проблема:

«Живая» душа Чичиков или «мёртвая»?

Тема:

Учитель русского языка

и литературы I категории

МОУ СОШ №22

Никишова Ирина Владимировна

2009-2010 г.

Урок-исследование в 10 классе

Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Цели урока :

    выявить отношение Гоголя к современной ему действительности;

    раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

    в ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса.

Задачи:

    продолжить формирование мыслительной деятельности, читательских умений, способствующих проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления;

    продолжить развитие исследовательской и коммуникативной компетентности учащихся, навыков анализа текста.

    продолжить воспитание социально-адаптированной личности.

Организационные формы: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщение учащегося, презентация учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; текст поэмы, критические статьи, мультимедийная презентация урока

Опережающее задание: подготовка учащимися презентации “Средства раскрытия образа Чичикова”, сообщение учащегося “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”.

Ход урока

Работа осуществляется с применением презентации учителя.

    Вступительное слово учителя о главном деле жизни писателя – поэме “Мёртвые души”; учитель напоминает о результатах работы на прошлых уроках, ставит проблемный вопрос для предстоящего исследования, знакомит с эпиграфом (одновременно демонстрируются слайды 1 — 3 презентации).

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”. Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 лет из них были отданы работе над этой поэмой.

На предыдущих уроках мы с вами увидели, что, показывая похождения Чичикова, автор создал незабываемые образы помещиков и чиновников.

А кто же такой Чичиков? Подлец и мошенник? Может быть, но не более, чем любой чиновник города N, “знающий дело”. Подлость Чичикова – выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Приобретение в 40-е годы XIX века – своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.

Мы с вами пришли к выводу, что, действительно, “…не ревизские – мёртвые души”, а помещики и чиновники города N. А как же аферист Чичиков? “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”? Это центральный, проблемный вопрос нашего урока.

Эпиграф нашего урока-исследования – слова И. Золотусского: “…Он всё же подлец какой-то странный…”.

    Исследовательская деятельность.

Исследование 1 — “Замысел писателя”

Учитель представляет вопросы для 1 исследования, схему замысла поэмы (работа со слайдами 4 – 6)

    В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос.

“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!” (из письма к В.А.Жуковскому от 12 ноября 1836 года). (писатель хотел показать “всю Русь”).

    Почему замысел писателя не был полностью осуществлён? (работа со схемой на слайде 6)

Комментарий к слайду: “Мёртвые души” задумывались по аналогии с “Божественной комедией” Данте — в трёх частях.

(Гоголю удалась лишь первая часть, где показаны тёмные стороны жизни. Второй том не удовлетворил писателя и был им лично сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Разговор шёл не о политической, а о духовной революции, о внутреннем перерождении человека, спасении его души.)

Исследование 2 – “Чичиков и помещики”

Исследовательская работа в группах. (работа со слайдами 7 – 10)

    Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, что роднит Чичикова с помещиками и в чём его отличие от них. У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 1). Вам предстоит поработать в 5 группах. Каждая группа должна выявить то качество, которое роднит того или иного помещика с Чичиковым.

Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему (слайд 9).

    Посмотрите на эпиграф урока. И. Золотусский назвал Чичикова “странным подлецом”. Так есть ли отличительные черты в характере героя, что делает его первым лицом в галерее подлости?

Учащиеся обсуждают вопрос в группах, затем представители от групп высказывают мнения “за” и “против”. На слайд выводятся те черты, которые являются отличительными в характере Чичикова (слайд 10):

    Гибкость

    Выживаемость

    Приспособляемость

    Угодливость

    Энергичность

    Воля

    Наблюдательность

Исследование 3 – “Средства раскрытия образа Чичикова”

(работа со слайдами 11 – 13)

    Для раскрытия образов персонажей Гоголь использует различные средства. Просмотрите заранее подготовленную учащимися презентацию по теме 3 исследования.

    Найдите то средство, которое используется в большей степени только для характеристики Чичикова (биография героя).

Учащиеся в группах знакомятся с презентацией по данной теме, находят то средство, которое используется для характеристики только Чичикова, оценивают содержательность представленной работы. Отвечают на вопросы, аргументируя ответ.

    Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова? (Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

    Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова? (Да, через покаяние.)

    А что необходимо для покаяния, очищения души? (Внутреннее “я”, внутренний голос, а он как раз есть у Чичикова. Гоголь постоянно фиксирует чувства и раздумья своего героя. А иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос и сливается с ним в поэтических отступлениях.)

    Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел?

Ребята выдвигают свои предположения, затем слушаем сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя” (Приложение 2).

(Ученик расскажет, что Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу”, занимают исключительно важное место.)

Исследование 4 – “Необычное превращение: тройка Чичикова – Русь-тройка

(работа со слайдами 14 – 19)

    Смысл финала – лирического отступления о Руси-тройке – загадочен. Гоголь знал, что книгу допишет время. Давайте попробуем приоткрыть эту завесу тайны, загадки.

Прослушайте отрывок, заключающий I том, в исполнении Качалова (слайд 16).

    Какой мотив лежит в основе этого лирического отступления и всей поэмы в целом? (мотив дороги)

    Выявите контраст, лежащий в основе данного отрывка, на основании схемы (работа со слайдом 18).

Учащиеся делают вывод по этому исследованию. Говорим о том, что Чичиков постоянно в дороге, он “движется”, в отличие от других персонажей. Его тройка вырывается из замкнутого, неподвижного круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное.

Обобщение по теме, ответ на проблемный вопрос, выводы

(слайды 20, 21)

    Возвратимся к теме нашего урока и проблемному вопросу одновременно. “Живая” душа Чичиков или “мёртвая”?

(Можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – “живая” душа. Сам автор сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые” души Гоголя.)

    Проговорим ещё раз те выводы, к которым мы пришли в результате исследования.

Учащиеся проговаривают те положения, которые помогли ответить на проблемный вопрос, записывают их в тетрадях. Все положения выводятся на слайд.

Вывод: Чичиков – “живая” душа в большей степени, чем “мёртвая”. Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси – тройки.

    Скажите, а только ли Чичикову даёт Гоголь надежду на спасение? (Нет, всему человечеству. Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, у кого душа ещё совсем не “омертвела”. В этом и заключалась одна из “сверхзадач” поэмы “Мёртвые души”.)

III. Заключительное слово учителя

(слайд 22)

    А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: “Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”. Мне бы хотелось, чтобы всё доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.

IV. Домашнее задание

(Слайд 23)

Напишите небольшое рассуждение на тему: “Есть ли Чичиковы в наши дни? Какое положение занимают подобные люди в современном обществе?”

Приложение 2

(сообщение учащегося)

Смысл названия поэмы.

Тайна имени главного героя

Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который «всех наставляет и выводит на прямую дорогу», занимают исключительно важное место.

В предсмертной записи Гоголь писал: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник». По Гоголю, души его героев не вовсе умерли. В них, как и в каждом человеке, таится жизнь – образ Божий, а вместе с тем и надежда на возрождение.

В Толковом словаре В.Даля одно из значений слова «мёртвый» — «человек невозрождённый, недуховный». Это значение близко к тому, в котором его употребляет Гоголь.

Итак, писатель шёл от евангельской традиции, к которой восходит понимание «мёртвой» души как духовно умершей. Гоголевский замысел созвучен христианскому нравственному закону, сформулированному святым апостолом Павлом: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все живут». С этим связана и главная идея «Мёртвых душ» — идея духовного воскресения падшего человека. И её должен был воплотить в первую очередь главный герой поэмы с символическим именем Павел.

«И, может быть, в сем же Чичикове… заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес», — предсказывает автор грядущее возрождение своего героя, то есть оживление его души.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Образ Чичикова в поэме Н.В Гоголя «Мёртвые души » Чичиков - главный персонаж поэмы Н.В. Гоголя

Портрет Чичикова Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.

Портрет Чичикова

Одежда Чичикова Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное не могу сказать, кто делает, Бог их знает, я никогда не носил таких косынок … Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой.

Манеры и речь Приезжий во всем как-то умел найтися и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его. Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил. Никогда он не говорил: «вы пошли», но: «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек.

Происхождение: Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает. Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприятно…ни друга, ни товарища в детстве!

Наставления отца Наставления отца, в соответствии с которыми герой строил всю свою жизнь: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… Больше всего береги и копейку, эта вещь надежнее всего на свете-, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был.»

Учеба в училище: Уже здесь у Павлуши обнаружились таланты «со стороны практической»: Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же.

Служба - в казенной палате: - работа на таможне, помощь контрабандистам чуть не составила Чичикову большого состояния. Послужив честно и ревностно, он дослужился до права «производить всякие поиски»:

Характеристика другими персонажами До появления сплетни Чичиков положительно оценивается всеми персонажами, его достоинства даже преувеличиваются.

«Говорящая фамилия» Фамилия Чичикова напоминает чириканье воробья, создается эффект подпрыгивания, пощелкивания.

Чичиков – «мёртвая» душа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...

Образ Ноздрёва в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Данный материал поможет учителю подготовиться к урокам по поэме "Мёртвые души". В презентации содержатся необходимые вопросы для учащихся, иллюстрации к поэме, информация для размышления....

Разделы: Литература

Цели урока:

Показать отношение Гоголя к современной ему действительности;

Раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

В ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса.

1) научить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления;

2) развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.

Организационные формы: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщение учащегося, презентация учащихся.

Оборудование: компьютеры, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация урока

Опережающее задание: подготовка учащимися презентации “Средства раскрытия образа Чичикова”, сообщение учащегося “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”.

Ход урока

Работа осуществляется с применением презентации учителя (Приложение 1 )

I. Вступительное слово учителя о главном деле жизни писателя – поэме “Мёртвые души”; учитель напоминает о результатах работы на прошлых уроках, ставит проблемный вопрос для предстоящего исследования, знакомит с эпиграфом (одновременно демонстрируются слайды 1 - 3 Приложения 1).

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”. Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 лет из них были отданы работе над этой поэмой.

На предыдущих уроках мы с вами увидели, что, показывая похождения Чичикова, автор создал незабываемые образы помещиков и чиновников. В том порядке, в котором Гоголь знакомит нас с помещиками (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) есть глубокий внутренний смысл: писатель стремился раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души.

Чичиков – подлец и мошенник, но не более, чем любой чиновник города N, “знающий дело”. Подлость Чичикова – выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Приобретение в 40-е годы XIX века – своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.

Мы с вами пришли к выводу, что, действительно, “…не ревизские – мёртвые души”, а помещики и чиновники города N.

А как же аферист Чичиков? “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”? Это центральный, проблемный вопрос нашего урока.

Эпиграф нашего урока-исследования – слова И. Золотусского: “…Он всё же подлец какой-то странный…”.

II. Исследовательская деятельность.

  • Исследование 1 - “Замысел писателя”

Учитель представляет вопросы для 1 исследования, схему замысла поэмы (работа со слайдами 4 – 6 Приложения 1)

В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос.

“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!” (из письма к В.А.Жуковскому от 12 ноября 1836 года)

(Писатель хотел показать “всю Русь”.)

Почему замысел писателя не был полностью осуществлён? (работа со схемой на слайде 6 Приложения 1)

Комментарий к слайду: “Мёртвые души” задумывались по аналогии с “Божественной комедией” Данте - в трёх частях.

(Гоголю удалась лишь первая часть, где показаны тёмные стороны жизни. Второй том не удовлетворил писателя и был им лично сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Разговор шёл не о политической, а о духовной революции, о внутреннем перерождении человека, спасении его души.)

  • Исследование 2 – “Чичиков и помещики”

Исследовательская работа в группах

Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, что роднит Чичикова с помещиками и в чём его отличие от них. У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 2 ). Вам предстоит поработать в 5 группах. Каждая группа должна выявить то качество, которое роднит того или иного помещика с Чичиковым.

Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему (слайд 9 Приложения 1).

Посмотрите на эпиграф урока. И. Золотусский назвал Чичикова “странным подлецом”. Так есть ли отличительные черты в характере героя, что делает его первым лицом в галерее подлости?

Ребята обсуждают вопрос в группах, затем представители от групп высказывают мнения “за” и “против”. На слайд выводятся те черты, которые являются отличительными в характере Чичикова

(слайд 10 Приложения 1).

Гибкость

Выживаемость

Приспособляемость

Угодливость

Энергичность

Наблюдательность

  • Исследование 3 – “Средства раскрытия образа Чичикова”

(работа со слайдами 11 – 13 Приложения 1)

Для раскрытия образов персонажей Гоголь использует различные средства. Просмотрите презентацию ребят по теме 3 исследования (Приложение 3 ).

Найдите то средство, которое используется в большей степени только для характеристики Чичикова (биография героя).

Ребята в группах работают возле компьютеров, знакомятся с презентацией по данной теме, находят то средство, которое используется для характеристики только Чичикова, оценивают содержательность представленной работы. Отвечают на вопросы, аргументируя ответ.

Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова? (Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова? (Да, через покаяние.)

А что необходимо для покаяния, очищения души? (Внутреннее “я”, внутренний голос, а он как раз есть у Чичикова. Гоголь постоянно фиксирует чувства и раздумья своего героя. А иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос и сливается с ним в поэтических отступлениях.)

Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел?

Ребята выдвигают свои предположения, затем слушаем сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя” (Приложение 4 ).

(Ученик расскажет, что Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу”, занимают исключительно важное место.)

  • Исследование 4 – “Необычное превращение: тройка Чичикова – Русь-тройка”

(работа со слайдами 14 – 19 Приложения 1)

Смысл финала – лирического отступления о Руси-тройке – загадочен. Гоголь знал, что книгу допишет время. Давайте попробуем приоткрыть эту завесу тайны, загадки.

Прослушайте отрывок, заключающий I том, в исполнении Качалова (Приложение 5 ).

Какой мотив лежит в основе этого лирического отступления и всей поэмы в целом? (мотив дороги)

Выявите контраст, лежащий в основе данного отрывка, на основании схемы (работа со слайдом 18 Приложения 1).

Ребята делают вывод по этому исследованию. Говорим о том, что Чичиков постоянно в дороге, он “движется”, в отличие от других персонажей. Его тройка вырывается из замкнутого, неподвижного круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное.

  • Обобщение по теме, ответ на проблемный вопрос, выводы

(слайды 20, 21 Приложения 1)

Возвратимся к теме нашего урока и проблемному вопросу одновременно. “Живая” душа Чичиков или “мёртвая”?

(Можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – “живая” душа. Сам автор сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые” души Гоголя.)

Проговорим ещё раз те выводы, к которым мы пришли в результате исследования.

Учащиеся проговаривают те положения, которые помогли ответить на проблемный вопрос, записывают их в тетрадях. Все положения выводятся на слайд.

Вывод: Чичиков – “живая” душа в большей степени, чем “мёртвая”. Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси – тройки.

Скажите, а только ли Чичикову даёт Гоголь надежду на спасение?

(Нет, всему человечеству. Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, у кого душа ещё совсем не “омертвела”. В этом и заключалась одна из “сверхзадач” поэмы “Мёртвые души”.)

III. Заключительное слово учителя

(Слайд 22 Приложения 1)

А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: “Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”. Мне бы хотелось, чтобы всё доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.

IV. Домашнее задание

(Слайд 23 Приложения 1)

Напишите небольшое рассуждение на тему: “Есть ли Чичиковы в наши дни? Какое положение занимают подобные люди в современном обществе?”

Приложение 1 - мультимедийная презентация урока

Приложение 2 - схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гогол я”

Приложение 3 – презентация учащихся “Средства раскрытия образа Чичикова”

Приложение 4 - сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”

Приложение 5 – звукопись (отрывок из поэмы о Руси-тройке в исполнении Качалова)

Класс 9

Тема:

Особое место образа Чичикова. Чичиков – новый герой эпохи.

Общие цели:

Учащиеся будут знать содержание 11 главы поэмы «Мертвые души»; смогут проанализировать образ Чичикова; сделать выводы о том, кем является Чичиков. Смогут определить свое отношение к герою. Сделают для себя выводы о том, каковы их жизненные цели и приоритеты.

Результаты обучения:

Учащиеся знают:

-

Понимают:

Анализируют

Активные приемы обучения

«Ассоциации», «Анализ текста», «Таблица», «Кластер»

Оценивание для обучения, оценивание обучения

«Шкала оценивания»

Ход урока

Этот характер самый трудный.

Н.Г.Чернышевский

1. Орг. момент

2. Мотивация. 1)Кроссворд.

Догадайтесь: о ком идет речь?

Даже колодец у него был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. (Собакевич).

6. Как звали детей Манилова? (Алкид, Фемистоклюс ).

… вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки… (Коробочка ).

…говорил он о том, как бы хорошо было от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…(Манилов).

Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сильным для женщины. (Плюшкин)

Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. (Ноздрев).

Ч

И

Ч

И

К

О

В

Сегодня в конце нашего урока мы вынесем такое решение по отношению к главному герою произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души» господину Чичикову.

2) Составление кластера «Чичиков-новый герой эпохи» - начало работы (ассоциации)

Прием «Ассоциации»


В книгах, как и в жизни, мы встречаемся с «хорошими» и «плохими» людьми. Прочитав художественное произведение, посмотрев фильм, мы примерно так же оцениваем героев, деля их, как правило, на два разряда – положительные и отрицательные.

3. Предварительная работа в группах.

Разделите, пожалуйста, ваши листы для индивидуальной работы на 2 части и запишите, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать положительный герой, а какими отрицательный (время работы – 3 минуты).

* Возможные варианты ответов:

Положительный герой

Отрицательный герой

Добрый, сильный, честный, благородный, отзывчивый, мудрый, решительный, великодушный, неподкупный, справедливый, смелый, романтичный, милосердный, красивый, жизнерадостный, с чувством юмора, вежливый, аккуратный, заботливый, волевой, целеустремлённый, скромный, самоотверженный, уравновешенный, умеющий любить, способный сострадать, бескорыстный, мыслящий, ответственный, с чувством долга, порядочный, чистый душой.

Эгоистичный, завистливый, заносчивый, узко мыслящий, коварный, жадный, самолюбивый, бесчестный, трусливый, хитрый, подлый, наглый, злой, малодушный, корыстный, грубый, жестокий, вредящий обществу, язвительный, бескультурный, пустой, не уважающий других, продажный, неискренний, способный к предательству, низкий, лживый, чересчур гордый.

Давайте послушаем, что же у нас получилось?

Спасибо! Ваши размышления и выводы очень интересны. Они помогут вам ответить на вопрос, поставленный в теме нашего урока, какого?:

Как вы думаете, почему я дала вам такое необычное задание? Как оно связано с сегодняшним героем?

4. Обсуждение в парах вопроса:

С каким из высказываний о Чичикове вы бы согласились и почему?

2. Целеполагание. Как видите, все имеют разные точки зрения. Чего вы ожидаете от урока?

Знать:

- биографию Чичикова, историю его похождений;

понимать:

Каковы причины поступков героя;

Что оказало влияние на формирование личности Чичикова;

Оценивать характеристику, поступки героя, анализировать текст поэмы «Мертвые души» (11 глава); делают выводы, доказывают свою точку зрения.

Выберите название урока:

Чичиков – подлец, приобретатель или…

Чичиков – новый герой эпохи?

3. Источником информации на уроке будет 11 глава поэмы «Мертвые души»

Как сам автор поясняет, почему до последней главы он не рассказывает о биографии Чичикова? (Автор признается, этому даже рад, находя таким образом случай поговорить о своем герое; ибо доселе, как читатель видел, ему беспрестанно мешали то Ноздрев, то балы, то дамы, то городские сплетни, то, наконец, тысячи тех мелочей, которые кажутся только тогда мелочами, когда внесены в книгу, а покамест обращаются в свете, почитаются за весьма важные дела. Но теперь отложим совершенно всё в сторону и прямо займемся делом).

4. Составление кластера «Чичиков-новый герой эпохи» - продолжение работы (ассоциации)

6. Чем близки помещики, с которыми встречается Чичиков, и сам герой?

Заполнение таблицы (раздаточный материал)

- Итак, Чичиков, в понимании критиков «плут», «синтетический характер», «заурядность», «приобретатель» - и совсем противоположная точка зрения: «сильная личность».

Послушаем тех, у кого Чичиков скупал мёртвые души. (Учащиеся читают эти характеристики – работа с текстом )

Помещики о Чичикове:

Манилов Коробочка считает его плутом, Ноздрёв Собакевич Плюшкин

А что говорят о нём чиновники?

Губернатор считает Чичикова благонамеренным человеком. Такого же мнения и остальные, в том числе и дамы города NN).

таким образом, Чичиков произвёл на всех приятное впечатление. Значит он – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Герцен назвал «мёртвыми душами», а Гоголь – «небокоптителями».

Вопрос? Что же сближает Чичикова с помещиками?

(Учащиеся работают в группах. Каждая группа – по одному помещику.)

Задание: заполнить таблицу «Сходство Павла Ивановича Чичикова с помещиками»

(Полученные записи):

Помещик и его отличительная черта

(написано в таблице)

Как эта черта проявляется в характере Чичикова

(учащиеся заполняют самостоятельно)

Манилов - «слащавость», приторность, неопределенность

Все жители губернского города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях. «Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нём изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор – что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты – что он знающий и почтенный человек; полицмейстер – что он почтенный и любезный человек… Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны… сказал ей (жене): «…преприятный человек»

В маниловском духе он размечтался на вечеринке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком.

Коробочка – мелочная скаредность

Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки. Хранит в мешочке деньги

Ноздрёв - самовлюблённость

Желание и умение всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех – вот потребность и необходимость для Чичикова: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную; раскланивался направо и налево; по обыкновению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех…»

Собакевич - грубая прижимистость и цинизм

Даже Ноздрёв замечает, что в Чичикове нет «…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич».

Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города NN «…оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать её хорошенько», а затем герой «…свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать всё, что ни попадалось».

ИТОГ:

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характера помещиков.

Чичиков не заботится об общественном благе. С точки зрения нравственных критериев, таких, как забота об общественном благе, о справедливости, о ближнем, Чичиков ничем не лучше помещиков: вся его деятельность корыстна и противоречит высоким идеалам нравственности и человечности.

Таким образом, Чичиков является «собирателем» отрицательных черт всех помещиков.

7. Какие качества отличают Чичикова от других героев произведения?

Чем Чичиков отличается от помещиков?

У Чичикова есть прошлое. В отличие от помещиков вся его жизнь проходит перед нами.

Проследим по тексту историю жизни Чичикова. (работа с текстом )

История Жизни Чичикова (Гл. 11)

Этапы жизни

Описание

(Вопросы по ходу работы с этапом жизни Чичикова?

Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, всё было серо, уныло, болезненно – «вот бедная картина первоначального его детства…», «кисло-неприютное» детство.

Какое впечатление оставило детство в памяти Чичикова? Как это могло сказаться на дальнейшей жизни?

Образование:

А) наказ отца

Б) обретение собственного опыта

Получил образование в классах городского училища, куда его отвёз отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, кто побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде тебя первый выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь, всё прошибешь на свете копейкой».

Сумел построить отношения с товарищами так, что они его угощали; сумел собрать денег, пристрастив их к собственной копейке. Для накопления денег использовал любые возможности:

    слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;

    накупил на рынке съестного и предлагал товарищам побогаче, когда те проголодались;

    выдрессировал мышь и продал её;

    был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.

    Как выполнил этот наказ Чичиков, идя по жизни?

    Диспут:

1 группа учащихся попробует доказать, что в этом наказе нет ничего плохого, а в жизни, действительно, «всё прошибешь» копейкой;

2 группа учащихся должна опровергнуть это и доказать, что не всё в жизни зависит от денег, важна нравственная сторона (не все средства хороши для наживы)

Какие черты характера проявились уже в данный период жизни?

(предприимчивость, изобретательность, лицемерие, подхалимство, умение извлечь выгоду, проницательность)

А) начало службы

Б) продолжение карьеры

Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год…» Благодаря железной воле, умению себе во всём отказать, сохраняя при этом аккуратность, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих;

Для продвижения карьеры воспользовался проверенным способом – угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».

Поменял два-три места, «добрался до таможни».

Какие черты характера помогли Чичикову?

(воля и терпение)

Как поступил с дочерью начальника и как начальник охарактеризовал героя?

Приобретение «мёртвых душ»

После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новое дело. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного»

Унывает ли Чичиков после каждого «провала» в работе? О каких чертах это говорит

(продолжает искать новое место, не теряет силу духа)

Появление в губернском городе

Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать губернский город. Умеет найти подход к каждому.


Учитель: Итак, что отличает Чичикова от помещиков?

(Запись в тетрадях):

    Характер дан в развитии;

    Чичиков обладает энергией и волей;

    Чичиковым «не овладело скряжничество и скупость». «В нём не было привязанности собственно к деньгам ради денег. Не, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах…»

    У Чичикова есть цель, к которой он, преодолевая любые преграды, неустанно стремится.

    Качества героя, способствовавшие карьерному росту, а следовательно, обогащению (условно положительные:

    умение предпринять что-нибудь в нужный момент, спланировать «дело»;

    целеустремлённость;

    умение вести «дела» (из разряда нечистых);

    умение поддерживать разговор;

    широта интересов;

    знание человеческой психологии;

    умение произвести хорошее впечатление;

    типичная внешность делового благополучного человека;

    приспособляемость;

    умение выстоять «под ударами судьбы»

(Проблемный вопрос!): Итак, в Чичикове есть всё, что ведёт к карьерному росту, к обогащению. Если создать портрет Чичикова по этим характеристикам, то получится портрет интересного молодого человека. Почему же автор всё же называет Чичикова подлецом?

?? (учащиеся пробуют ответить)

Единственная цель – деньги. Нет нравственных идеалов. Все средства для достижения цели хороши: спекуляция, угодничество, предательство, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации (афера с мёртвыми душами).

Чичиковым движет одна страсть – приобретение. Может быть, желание иметь деньги не так уж и плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют и он не гнушается, не брезгует никакими средствами.

Наряду с положительными качествами явно проступают отрицательные: (запись в тетрадях)

    лицемерие;

    безнравственность;

    предательство;

    угодничество;

    подхалимство;

    взяточничество;

    способность пуститься на любые аферы

  • Можно ли назвать Чичикова «мёртвой душой»?

    Многие исследователи творчества Гоголя считают, что главный герой пополнил галерею мёртвых душ. Так ли это? Обратимся к тексту.

    Проанализируем сцену с губернаторской дочкой на балу.

    «Герой наш …остановился вдруг, будто оглушённый громом… Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова…». Вместо показного красноречия – беспомощность, неловкость героя. Он вдруг потерял бдительность и на вопросы дам «отвечал решительным невниманием, и приятные фразы канули, как в воду».

    О чём это говорит?

    И.Золотусский даёт такую оценку этому эпизоду: «Таким образом, Чичиков, потеряв бдительность, осторожность, снова терпит крах. И причиной очередного падения стала способность Чичикова на живое движение души».

  • Есть ли надежда на возрождение героя?

    Замысел Гоголя был провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзость к нравственному возрождению. Но как ни верил Гоголь в духовное возрождение героя, его исправление давалось с трудом. И, как вы знаете, за девять дней до смерти Гоголь сжигает чистовик второго тома.

  • 8. Кто же такой Чичиков? Составление кластера «Чичиков-новый герой эпохи» - окончание работы.

    Итог урока.

    Реши ребус: что, по-вашему, может означать ребус (Всё общество знати в целом зависит друг от друга и все в чем-то одинаковы: и чиновники, и помещики, и сам Чичиков. В обществе, как в природе, происходит круговорот. А внутри его пустота и омертвление душ.)

    А теперь вернёмся к нашим вопросам в начале урока:

    «Кто же такой Чичиков…» запишите высказывание того литературоведа, которое вам ближе».

    10. Рефлексия.

    Поднимите руки те, кому сегодняшний урок помог лучше понять поэму Гоголя.

    Стала ли личность писателя вам ближе, понятнее или нет?

    Над какими нравственными, морально-этическими вопросами заставляет задуматься образ Чичикова?

    Зачем нужна человеку «живая» душа?

    Что важнее: материальное или духовное?

    К чему приводит отсутствие высоких моральных принципов и ориентиров?

    11. Домашнее задание.

    Дома предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Актуален ли образ Чичикова сегодня?»

    Оценивание работы на уроке. Прием «Шкала оценивания»

    Рабочая карта урока

    Работа в парах

  • Даже колодец у него был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли..

    Как звали детей Манилова?

    - … вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки…

    - …говорил он о том, как бы хорошо было от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…

    Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сильным для женщины.

    Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами.

  • - С каким из высказываний о Чичикове вы бы согласились и почему?

  • В.Кожинов «Чичиков по-настоящему сильная личность…»

    П.Вайль «Заурядность, серость Чичикова.. ограниченность – главная его черта. Маленький человек с маленькими страстями»

    А.И.Герцен «Один деятельный человек – Чичиков, и тот ограниченный плут»

    В.Г. Маранцман «Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже мёртвая душа. Ему недоступна «блистающая радость жизни»

  • Выберите название урока

    Чичиков – положительный или отрицательный герой?

    Чичиков – беда или надежда России?

    Чичиков – живая или мёртвая душа?

    Чичиков – «подлец», «приобретатель» или…

    Чичиков – новый герой эпохи?

  • Помещики о Чичикове:

    Манилов с восторгом отзывается о Чичикове, Коробочка считает его плутом, Ноздрёв имеет несколько мнений: от шпиона до наполеона, Собакевич с уважением думает о Чичикове как о большом мошеннике, Плюшкин до глупости и жадности своей благодарен Чичикову)

  • Ч чиновники о Чичикове:

    Губернатор считает Чичикова благонамеренным человеком. Такого же мнения и остальные, в том числе и дамы города NN

  • Оцени свою работу на уроке