» »

Презентация по музыке на тему "сергей васильевич рахманинов". Презентация по музыке на тему "сергей васильевич рахманинов Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности з

05.01.2021

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сергей Васильевич Рахманинов 1873-1943 Композитор Пианист Дирижёр

Рахманинов – один из крупнейших музыкантов рубежа 19-20 вв.. Его творчество отличает жизненная правдивость, искренность. Тема Родины, любовь к русской земле, к истории народа, к православной вере - центральное звено в его творчестве. Основные черты музыки – мелодизм и колокольность. Писал в разных жанрах: оперы, симфонии, концерты для фортепиано с оркестром, хоровая, камерная вокальная и инструментальная музыка

Родился в дворянской семье, в имении Онег Новгородской губернии. Род Рахманинова уходит к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию. С 4 лет играл на фортепиано. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки.

Несколько лет Рахманинов провёл в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанниками которого были и другие выдающиеся русские музыканты. Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен П.И.Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

Рахманинов был замкнутым, сдержанным в общении, очень тяжело сходился с людьми. Чувство одиночества постоянно его сопровождало, и единственной отрадой в жизни была музыка. В 19 лет блестяще окончил Московскую консерваторию с золотой медалью как пианист, а через год как композитор.

Музей-усадьба Рахманинова

Рахманинов - пианист Рахманинов был гениальным пианистом. Его мастерство оказывало почти магическое действие на слушателей. Обладал феноменальной техникой.

Революция 1917г. Революционный переворот Рахманинов воспринял как катастрофу. «Россия шагнула в пустоту», «лица людей превращаются в зверские дикие рыла». Спустя месяц после прихода к власти Большевиков Рахманинов навсегда покидает Россию. Он стал изгнанником родины, скитальцем, утерявшем самые дорогие стимулы к творчеству. «Лишившись родины, я потерял самого себя».

Эмиграция В годы эмиграции Рахманинов много гастролировал, выступал на лучших сценах мира. Слава выдающегося исполнителя виртуоза возрастала. Ему рукоплескали в Европе и Америке. Но писать музыку в течение первых 10 лет эмиграции не мог. Боль утраты родины не покинула его до конца дней.

Война 1941-1945гг.. Нападение фашистов на СССР Рахманинов воспринял как личную трагедию. Забыв старые обиды на большевиков, он пытался оказать влияние на богатых русских эмигрантов, призывая их материально поддержать свою родину в трудный для неё час. Свои гонорары от концертов он тоже перечислял в фонд обороны страны.

Изменилось отношение советского правительства к Рахманинову. Осенью 1942г. Советская общественность отметила 50-летний юбилей артистической деятельности великого русского музыканта. А в Америке эта дата осталась незамеченной. Умер Рахманинов, не дожив нескольких дней до своего 70-летнего юбилея.

Он остался русским композитором и русским человеком. Его всегда волновала судьба его страны. «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Жизнь и творчество Сергея Есенина"

Данный урок проводится в 11-м классе. Он знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Урок сопровождается презентацией в Power Point....

" Жизнь и творчество Сергея Ивановича Танеева"

Презентация "Жизнь и творчество Сергея Ивановича Танеева" представляет собой мультимедийное учебное пособие для преподавателей и учащихся по предмету " Музыкальная литература" в ДМШ и ДШИ. В ра...

Рахманинов – один из крупнейших музыкантов рубежа вв.. Его творчество отличает жизненная правдивость, искренность. Тема Родины, любовь к русской земле, к истории народа, к православной вере - центральное звено в его творчестве. Рахманинов – один из крупнейших музыкантов рубежа вв.. Его творчество отличает жизненная правдивость, искренность. Тема Родины, любовь к русской земле, к истории народа, к православной вере - центральное звено в его творчестве. Основные черты музыки – мелодизм и колокольность. Основные черты музыки – мелодизм и колокольность. Писал в разных жанрах: оперы, симфонии, концерты для фортепиано с оркестром, хоровая, камерная вокальная и инструментальная музыка Писал в разных жанрах: оперы, симфонии, концерты для фортепиано с оркестром, хоровая, камерная вокальная и инструментальная музыка


Родился в дворянской семье, в имении Онег Новгородской губернии. Родился в дворянской семье, в имении Онег Новгородской губернии. Род Рахманинова уходит к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию. Род Рахманинова уходит к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию. С 4 лет играл на фортепиано. С 4 лет играл на фортепиано. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки.


Несколько лет Рахманинов провёл в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанниками которого были и другие выдающиеся русские музыканты. Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен П.И.Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта. Несколько лет Рахманинов провёл в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанниками которого были и другие выдающиеся русские музыканты. Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен П.И.Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.



Рахманинов был замкнутым, сдержанным в общении, очень тяжело сходился с людьми. Рахманинов был замкнутым, сдержанным в общении, очень тяжело сходился с людьми. Чувство одиночества постоянно его сопровождало, и единственной отрадой в жизни была музыка. Чувство одиночества постоянно его сопровождало, и единственной отрадой в жизни была музыка. В 19 лет блестяще окончил Московскую консерваторию с золотой медалью как пианист, а через год как композитор. В 19 лет блестяще окончил Московскую консерваторию с золотой медалью как пианист, а через год как композитор.











Революция 1917г. Революционный переворот Рахманинов воспринял как катастрофу. «Россия шагнула в пустоту», «лица людей превращаются в зверские дикие рыла». Спустя месяц после прихода к власти Большевиков Рахманинов навсегда покидает Россию. Он стал изгнанником родины, скитальцем, утерявшем самые дорогие стимулы к творчеству. «Лишившись родины, я потерял самого себя».




Эмиграция В годы эмиграции Рахманинов много гастролировал, выступал на лучших сценах мира. Слава выдающегося исполнителя виртуоза возрастала. Ему рукоплескали в Европе и Америке. Но писать музыку в течение первых 10 лет эмиграции не мог. Боль утраты родины не покинула его до конца дней.




Война гг.. Нападение фашистов на СССР Рахманинов воспринял как личную трагедию. Забыв старые обиды на большевиков, он пытался оказать влияние на богатых русских эмигрантов, призывая их материально поддержать свою родину в трудный для неё час. Свои гонорары от концертов он тоже перечислял в фонд обороны страны. Нападение фашистов на СССР Рахманинов воспринял как личную трагедию. Забыв старые обиды на большевиков, он пытался оказать влияние на богатых русских эмигрантов, призывая их материально поддержать свою родину в трудный для неё час. Свои гонорары от концертов он тоже перечислял в фонд обороны страны.


Изменилось отношение советского правительства к Рахманинову. Осенью 1942г. Советская общественность отметила 50-летний юбилей артистической деятельности великого русского музыканта. А в Америке эта дата осталась незамеченной. Изменилось отношение советского правительства к Рахманинову. Осенью 1942г. Советская общественность отметила 50-летний юбилей артистической деятельности великого русского музыканта. А в Америке эта дата осталась незамеченной. Умер Рахманинов, не дожив нескольких дней до своего 70-летнего юбилея. Умер Рахманинов, не дожив нескольких дней до своего 70-летнего юбилея.



Он остался русским композитором и русским человеком. Его всегда волновала судьба его страны. Он остался русским композитором и русским человеком. Его всегда волновала судьба его страны. «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды».

Рахманинов С.ВДата рождения
20 марта(1 апреля) 1873
Место рождения
Семёново, Новгородская
губерния,
Дата смерти
28 марта 1943
Место смерти
Беверли –
Хиллз
Профессии
Композитор, дирижёр,пианист
Похоронен Рахманинов С.В
в Валхалле, близ Нью- Йорка

Детство

Родился Рахманинов
в дворянской семье
в Старорусском
уезде Новгородской
губернии в имении
Онег 20 марта 1873 г.

Родители

Юность

Со своими двоюродными сёстрами и братом Сатиными:
С. А. Сатина, С. В. Рахманинов, Н. А. Рахманинова (урождённая
Сатина) - жена С. В. Рахманинова, В. А. Сатин (1902)

Годы учёбы

С 4-5 лет играл на
фортепьяно.
С 1882 учился в
Петербургской
консерватории, с 1885 - в
Московской
консерватории у Н. С.
Зверева и А. И. Зилоти
(фортепьяно), С. И.
Танеева и А. С.
Аренского (композиция).
В возрасте 13 лет
Рахманинов был
представлен
Чайковскому.

Начало творческого пути

В годы учения сочинил
ряд произведений, в том
числе романс "В
молчанье ночи тайной",
1-й концерт для
фортепьяно с оркестром
(1891, 2-я редакция 1917).
Окончил Московскую
консерваторию по
классам фортепьяно
(1891) и композиции
(1892, с большой золотой
медалью).

Дипломная работа

Дипломная работа
Рахманинова одноактная опера
"Алеко" (либретто
Вл. И. НемировичаДанченко по поэме
А. С. Пушкина
"Цыганы", пост.
1893, Большой театр,
Москва).

Ранний период

Начинался под знаком
позднего романтизма,
усвоенного главным
образом через стиль
Чайковского (Первый
Концерт, ранние
произведения)

Синтез традиций

Однако уже в Трио реминор (1893),
написанном в год смерти
Чайковского и
посвящённом его памяти,
Рахманинов даёт пример
смелого творческого
синтеза традиций
романтизма
(Чайковский),
«кучкистов»,
древнерусской
церковной традиции и
современной бытовой и
цыганской музыки.

Период зрелости

Центральное
произведение этого
периода - грандиозная
поэма «Колокола» для
хора, солистов и
оркестра, на слова
Эдгара По в переводе
К.Бальмонта(1913).
Ярко новаторское,
насыщенное небывало
новыми хоровыми и
оркестровыми
приёмами, это
произведение оказало
огромное влияние на
хоровую и
симфоническую музыку
XX века

Рахманинов с дочерьми

С дочерьми Ириной,
в замужестве
Волконской (1903–
1969) - стоит,
и Татьяной,
в замужестве Конюс
(1907–1961) на даче
в окрестностях
Дрездена на Эмзер
Аллее (1924)

В кругу семьи

Наталия Александровна
и Сергей Васильевич
Рахманиновы на даче
в Беверли-Хиллс (1942)
С внуками Софинькой
Волконской и Сашей
Конюсом

Рахманинов - пианист

Имя Рахманинова как
пианиста стоит в одном
ряду с именами Ф. Листа и А.
Г. Рубинштейна.
Феноменальная техника,
певучая глубина тона, гибкая
и властная ритмика всецело
подчинялись в игре
Рахманинова высокой
одухотворённости и яркой
образности выражения

Особенности фортепианного стиля Рахманинова С.В

Рахманинов-пианист стал эталоном
для многих поколений пианистов
разных стран и школ, он утвердил
мировой приоритет русской
фортепианной школы,
отличительными чертами которой
являются:
1)
глубокая содержательность
исполнения;
2)
внимание к интонационному
богатству музыки;
3)
«пение на фортепиано» - имитация
средствами фортепиано вокального
звучания и вокальной интонации.

Поздний- зарубежный период

Стиль Рахманинова
складывается из
цельного сплава самых
различных
стилистических
элементов: традиций
русской музыки - и
джаза, древнерусского
знаменного распева - и
«ресторанной» эстрады
1930-х гг., виртуозного
стиля XIX века - и
жёсткой токкатности
авангарда.

Певец русской природы

Музыка
Рахманинова,
обладающая
неистощимым
мелодическим и
подголосочнополифоническим
богатством, впитала
русские народнопесенные истоки и
некоторые
особенности
знаменного распева.

Список сочинений

оперыАлеко (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текст
Пушкина, ор. 24, 1904; поставлена 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либретто М. И. Чайковского по 5-й песне "Ада" из
"Божественной комедии" Данте, ор. 25, 1904; поставлена 1906, Большой театр);
для солистов, хора и оркестракантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова "Зелёный шум", ор. 20, 1902), поэма Колокола (на слова Э. По в переводе
К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913);
для оркестра3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906-07; a-moll, op. 44, 1935-36), фантазия Утёс (по стихотворению M. Ю.
Лермонтова, ор. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симфоническая поэма Остров мёртвых (по картине А.
Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940);
для фортепиано с оркестром4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890-91, 2-я редакция 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914-26, 2-я редакция
1929, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934);
камерно-инструментальные ансамблиРоманс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, ор. 6 (№ 1 и 2, 1893), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (№1 и 2, 1892) и
соната g-moll, ор. 19 (1901) для виолончели и фортепиано. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Памяти
великого художника, d-moll, ор. 9, 1893);
для фортепиано2 сонаты (d-moll, ор. 28, 1906-07; b-moll, op. 36, 1913, 2-я редакция 1931), Вариации на тему Шопена, ор, 22 (1902), Вариации на
тему Корелли, ор. 42 (1931), Пьесы-фантазии (1892), Салонные пьесы (1893-94), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (1896), 10
прелюдий, ор. 23 (1902), 13 прелюдий, op. 32 (1910), 6 Этюдов-картин, op. 33 (1911), 9 Этюдов-картин, op. 39 (1916-17), Bocточный
эскиз (1917), Осколки (Fragments, 1917);
для фортепиано в 4 руки6 пьес, ор. II (1894);
для 2 фортепиано2 сюиты (1-я- Фантазия, ор. 5, 1892; 2-я op. 17, 1900-01);
для хора с оркестромТри русские песни, ор. 41 (1926);
для голоса с фортепиано6 романсов, ор. 4 (1891-93), 6 романсов на слова А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893), 12 романсов, ор. 14 (1896), 12 романсов, op. 21
(1902), 15 романсов, op. 26 (1906), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908), 14 романсов, ор. 34 (1912), Из
Евангелия от Иоанна (1915), 5 романсов, ор. 38 (1916);
транскрипции и переложения (для фортепиано)своих романсов Сирень (издано 1941) и Маргаритки (издано 1940), сочинений других авторов-Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме
А. Доде "Арлезианка" (1903), M. П. Мусоргский. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка" (издано 1921), Ф. Крейслер. Вальс "Муки
любви" (издано 1926) и вальс "Радость любви" (издано 1943), Н. А. Римский-Корсаков, "Полёт шмеля" из оперы "Сказка о царе
Салтане" (издано 1931), И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скрипки соло (издано 1933 и 1941), Ф, Мендельсон.
Скерцо из музыки к пьесе У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (издано 1938), П. И. Чайковский. "Колыбельная" на слова А. Н.
Майкова (изд. 1941), балет "Спящая красавица" (для фортепиано в 4 руки);

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в дворянской семье. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Дед композитора, Аркадий Александрович, был музыкантом. Его отец также был музыкально одарённым, но музицировал исключительно любительски.

3 слайд

Описание слайда:

Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать. В 1882 году Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории. Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и в 1885 году он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории. В 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в его судьбе.

4 слайд

Описание слайда:

В 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера - «Алеко» по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

5 слайд

Описание слайда:

В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года - дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова. За недолгое время он успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.

6 слайд

Описание слайда:

Рахманинов рано приобрёл известность. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии, которая окончилась полным провалом из-за некачественного исполнения, и - главным образом - из-за новаторской сущности музыки. Считается, что определённую роль сыграла неопытность Глазунова - руководителя оркестра.

7 слайд

Описание слайда:

После этого в течение 1897-1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь доктора Николая Даля помогла ему выйти из кризиса. В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно - вступление в следующий, зрелый период творчества.

8 слайд

Описание слайда:

Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии, затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая, как пианист и дирижёр. Также, в 1909 году был написан Третий фортепианный концерт. Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой и дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился в Копенгаген. Там он впервые выступил, сыграв свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом. До конца сезона он провёл множество концертов, что дало ему возможность расплатиться с долгами.

9 слайд

Описание слайда:

Местом постоянного жительства он избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, - Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт. Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз от рака кожи.