» »

Рассказ о Безуховых в эпилоге романа «Война и мир. Художественная роль эпилога в «Войне и мире Анализ эпилога война и мир

01.02.2021

Мыслимои - плод всей умственной работы моей жизни…

Л.Толстой

ЛевНиколаевич Толстой - художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающийо смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия.Все это в полной мере отразилось в его крупнейшем и прекраснейшем творении«Война и мир».

Напротяжении романа автор много размышляет об интересующих его темах. В нашебыстротекущее время почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо егоколоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобыпроникнуться «русским духом», патриотизмом, истинной народностью, а не тойнаносной суетой, которая так активно насаждается в последнее время различнымиисточниками.

ФилософиюТолстого понять сложно, но необходимо. И эпилог романа «Война и мир»приоткрывает дверь в тайную кладовую автора. Можно соглашаться или несоглашаться с писателем, творившим в середине XIX века, нам - читателям XXI. Ноистинный художник, он предвидел изменения, грядущие во времени, и гениальносказал об этом. «Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самомсебе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого,-так и каждая личность носит в самом себе свои цели и между тем носит их длятого, чтобы служить недоступным человеку целям общим…

Человекудоступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другимиявлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов». Разворачиваяогромное полотно исторических событий 1805-1820, Толстой поначалу неспешноведет рассказ, включая в повествование огромные пространства и бесчисленноеколичество героев. Главным историческим событием, 1812 годом, это неспешноеповествованием заканчивается, и в эпилоге автор конкретно рассказывает одальнейших судьбах своих любимых героев: Безуховых и Ростовых. Жизнь неостанавливается, что бы ни происходило, и герои подчиняются течению времени, ане наоборот. Жизнь намного мудрее, чем все рассуждения философов о ней.

Вэпилоге мы видим идеал женщины, созданный писателем. Княжна Мария и НаташаРостова, некогда романтические девушки, становятся добрыми подругами мужей,верными наставницами детей, истинными ангелами-хранительницами семейного очага.Налет романтичности сошел, как ненужный, а осталась душевность, искренность,доброта. Они ограничиваются кругом семейных проблем, но исподволь влияют и намужей. Так, Николай Ростов невольно смягчается под влиянием жены, становитсятерпимее к людским слабостям и несовершенствам. И когда все же «срывается»,именно Мари помогает мужу обрести душевное равновесие.

Ноне только о ценностях семьи говорит Толстой, писатель рассказывает о техполитических изменениях, которые произошли в русском обществе после 1812 года.Толстой предполагал написать продолжение романа, где бы показал декабристскоевосстание. Можно предположить, что Пьер не остался бы в стороне от стольвеликих событий. А Наташа? Она последовала бы за мужем. Но нам остаются толькодогадки и домыслы. А в эпилоге - конкретное описание семейного уклада людейпервой четверти XIX века, их мысли, переживания, мечты и помыслы. Многоеизменилось с тех пор, но неизменными остались патриотизм, трепетное отношение кРодине, непреходящая ценность семьи и воспитания детей.

Рассуждаяв эпопее о важных общественных проблемах и событиях, Толстой лишь в эпилогеприступает к тому идеалу, который видел в предназначении женщины - матери ихранительницы домашнего очага. Без этого не был бы понятен образ «опустившейся»Наташи, ее нежелание жить в свете. Л. Н. Толстой, нисколько не принижая лиженщины, высказывает свои взгляды на воспитание детей, любовь, общественнуюроль человека в жизни страны.

Вэпилоге повествование убыстряет свое течение, события концентрированы и даныавтором в общем виде. Понимаешь, что дальше последует продолжение, жизнь необрывается концом романа. Но писателю не удалось продолжить эпопею, осуществитьзадуманное. Эпилог к роману «Война и мир» явился не столько послесловием кпроизведению, сколько достойным завершением его, связующим с жизнью. Ибо герои,созданные фантазией художника, продолжают жить в нашей памяти.

Список литературы

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/

Прошло семь лет после 12-го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие...

Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как движение времени, двигалось человечество...

В России в этот период происходила реакция, главным виновником которой был Александр I. В русской литературе много написано про его ошибки в этот период царствования. Историки одобряют Александра за либеральные начинания, борьбу с Наполеоном, поход 1813 года, но осуждают за создание Священного Союза, восстановление Польши и реакцию 20-х годов.

В 1813 году Наташа вышла замуж за Пьера, и это было последнее радостное событие в семье Ростовых. В тот же год умер граф Илья Андреевич и старая семья распалась. Николай Ростов в это время был с русскими войсками в Париже. Получив известие о смерти отца, он подал в отставку и приехал в Москву. После смерти графа обнаружилось, что у семьи Ростовых много долгов, о существовании которых никто раньше не подозревал: «долгов было больше, чем имения». Родные и близкие советовали Николаю отказаться от наследства, но он не хотел и слышать об этом. Младший Ростов принял наследство, обязуясь выплатить все долги. Кредиторы с каждым днем все настойчивее требовали деньги, и Николай был вынужден поступить на службу и поселиться с матерью и Соней на маленькой квартире.

Наташа и Пьер в это время жили в Петербурге. Николай, заняв у Пьера денег, скрывал бедственное положение. Ему трудно было содержать семью на свое жалованье, тем более что мать не могла и не хотела понять нового положения и постоянно требовала то денег, то дорогие кушанья, то экипаж. Все домашнее хозяйство теперь вела Соня, стараясь скрыть от графини то положение, в котором они оказались. Николай восхищался ее терпением и преданностью, но постепенно отдалялся от нее.

Положение Николая, несмотря на все его усилия, с каждым днем становилось все хуже, и он не видел никакого выхода из создавшегося положения. Знакомые советовали ему жениться на богатой наследнице, но гордость не позволяла Николаю сделать этого. Он смирился и уже ничего хорошего не ждал от будущего.

В начале зимы княжна Марья приехала в Москву. Из городских слухов она узнала о положении Ростовых и о том, как «сын жертвовал собой для матери», - так говорили в городе.

«Я и не ожидала от него другого», - говорила себе княжна Марья, чувствуя радостное подтверждение своей любви к нему. Вспоминая свои дружеские и почти родственные отношения ко всему семейству, она считала своей обязанностью ехать к ним. Но, вспоминая свои отношения к Николаю в Воронеже, она боялась этого. Сделав над собой большое усилие, она, однако, через несколько недель после своего приезда в город приехала к Ростовым.

Николай первый встретил ее... При первом взгляде на нее лицо Николая вместо выражения радости, которую ожидала увидать на нем княжна Марья, приняло невиданное прежде княжной выражение холодности, сухости и гордости. Николай спросил о ее здоровье, проводил к матери и, посидев минут пять, вышел из комнаты.

Когда княжна выходила от графини, Николай опять встретил ее и особенно торжественно и сухо проводил до передней. Он ни слова не ответил на ее замечания о здоровье графини. «Вам какое дело? Оставьте меня в покое», - говорил его взгляд...

Но со времени ее посещения старая графиня всякий день по нескольку раз заговаривала о ней.

Графиня хвалила ее, требовала, чтобы сын съездил к ней, выражала желание видеть ее почаще, но вместе с тем всегда становилась не в духе, когда она о ней говорила.

Николай старался молчать, когда мать говорила о княжне, но молчание его раздражало графиню...

После своего посещения Ростовых и того неожиданного, холодного приема, сделанного ей Николаем, княжна Марья призналась себе, что она была права, не желая ехать первая к Ростовым. «Я ничего и не ожидала другого, - говорила она себе, призывая на помощь свою гордость. - Мне нет никакого дела до него, и я только хотела видеть старушку, которая была всегда добра ко мне и которой я многим обязана».

Но она не могла успокоиться этими рассуждениями: чувство, похожее на раскаяние, мучило ее, когда она вспоминала свое посещение. Несмотря на то, что она твердо решилась не ездить больше к Ростовым и забыть все это, она чувствовала себя беспрестанно в неопределенном положении. И когда она спрашивала себя, что же такое было то, что мучило ее, она должна была признаваться, что это были ее отношения к Ростову. Его холодный, учтивый тон не вытекал из его чувства к ней (она это знала), а тон этот прикрывал что-то. Это что-то ей надо было разъяснить; и до тех пор она чувствовала, что не могла быть покойна.

Зимой, когда княжна Марья занималась с племянником, ей доложили о приезде Ростова. Посмотрев на Николая, она поняла, что это был простой визит вежливости. Они поговорили на общие, ничего не значащие для них темы, и Николай собрался уходить.

Прощайте, княжна, - сказал он. Она опомнилась, вспыхнула и тяжело вздохнула.

Ах, виновата, - сказала она, как бы проснувшись. - Вы уже едете, граф; ну, прощайте...

Оба молчали, изредка взглядывая друг на друга.

Да, княжна, - сказал, наконец, Николай, грустно улыбаясь, - недавно кажется, а сколько воды утекло с тех пор, как мы с вами в первый раз виделись в Богучарове. Как мы все казались в несчастии, - а я бы дорого дал, чтобы воротить это время... да не воротишь.

Княжна пристально глядела ему в глаза своим лучистым взглядом, когда он говорил это. Она как будто старалась понять тот тайный смысл его слов, который бы объяснил ей его чувство к ней.

Да, да, - сказала она, - но вам нечего жалеть прошедшего, граф. Как я понимаю вашу жизнь теперь, вы всегда с наслаждением будете вспоминать ее, потому что самоотвержение, которым вы живете теперь...

Я не принимаю ваших похвал, - перебил он ее поспешно, - напротив, я беспрестанно себя упрекаю; но это совсем неинтересный и невеселый разговор.

И опять взгляд его принял прежнее сухое и холодное выражение. Но княжна уже увидала в нем опять того же человека, которого она знала и любила, и говорила теперь только с этим человеком.

Я думала, что вы позволите мне сказать вам это, - сказала она. - Мы так сблизились с вами... и с вашим семейством, и я думала, что вы не почтете неуместным мое участие; но я ошиблась, - сказала она. Голос ее вдруг дрогнул. - Я не знаю почему, - продолжала она, оправившись, - вы прежде были другой и...

Есть тысячи причин почему (он сделал особое ударение на слово почему). Благодарю вас, княжна, - сказал он тихо. - Иногда тяжело.

«Так вот отчего! Вот отчего! - говорил внутренний голос в душе княжны Марьи. - Нет, я не один этот веселый, добрый и открытый взгляд, не одну красивую внешность полюбила в нем; я угадала его благородную, твердую, самоотверженную душу, - говорила она себе. - Да, он теперь беден, а я богата... Да, только от этого... Да, если б этого не было...» И, вспоминая прежнюю его нежность и теперь глядя на его доброе и грустное лицо, она вдруг поняла причину его холодности.

Почему же, граф, почему? - вдруг почти вскрикнула она невольно, подвигаясь к нему. - Почему, скажите мне? Вы должны сказать. - Он молчал. - Я не знаю, граф, вашего почему, - продолжала она. - Но мне тяжело, мне... Я признаюсь вам в этом. Вы за что-то хотите лишить меня прежней дружбы. И мне это больно. - У нее слезы были в глазах и в голосе. - У меня так мало было счастия в жизни, что мне тяжела всякая потеря... Извините меня, прощайте. - Она вдруг заплакала и пошла из комнаты.

Княжна! постойте, ради бога, - вскрикнул он, стараясь остановить ее. - Княжна!

Она оглянулась. Несколько секунд они молча смотрели в глаза друг другу, и далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным...

Осенью 1814-го года Николай женился на княжне Марье и с женой, матерью и Соней переехал на житье в Лысые Горы.

В три года он, не продавая именья жены, уплатил оставшиеся долги и, получив небольшое наследство после умершей кузины, заплатил и долг Пьеру.

Еще через три года, к 1820-му году, Николай так устроил свои денежные дела, что прикупил небольшое именье подле Лысых Гор и вел переговоры о выкупе отцовского Отрадного, что составляло его любимую мечту.

Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она страстно желала и теперь сама кормила. Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка. Очень редко зажигался в ней теперь прежний огонь. Это бывало только тогда, когда, как теперь, возвращался муж, когда выздоравливал ребенок или когда она с графиней Марьей вспоминала о князе Андрее (с мужем она, предполагая, что он ревнует ее к памяти князя Андрея, никогда не говорила о нем), и очень редко, когда что-нибудь случайно вовлекало ее в пение, которое она совершенно оставила после замужества. И в те редкие минуты, когда прежний огонь зажигался в ее развившемся красивом теле, она бывала еще более привлекательна, чем прежде.

Со времени своего замужества Наташа жила с мужем в Москве, в Петербурге, и в подмосковной деревне, и у матери, то есть у Николая. В обществе молодую графиню Безухову видели мало, и те, которые видели, остались ею недовольны. Она не была ни мила, ни любезна. Наташа не то что любила уединение (она не знала, любила ли она или нет; ей даже казалось, что нет), но она, нося, рожая, кормя детей и принимая участие в каждой минуте жизни мужа, не могла удовлетворить этим потребностям иначе, как отказавшись от света. Все, знавшие Наташу до замужества, удивлялись происшедшей в ней перемене, как чему-то необыкновенному...

Осенью 1820 года Наташа с Пьером и детьми гостила у брата. Пьер на некоторое время уехал в Петербург по делам.

С того времени, как вышел срок отпуска Пьера, две недели тому назад, Наташа находилась в неперестававшем состоянии страха, грусти и раздражения....

Наташа была все это время грустна и раздражена, в особенности тогда, когда, утешая ее, мать, брат или графиня Марья старались извинить Пьера и придумать причины его замедления...

Она кормила, когда зашумел у подъезда возок Пьера, и няня, знавшая, чем обрадовать барыню, неслышно, но быстро, с сияющим лицом, вошла в дверь...

Наташа увидала высокую фигуру в шубе, разматывающую шарф.

«Он! он! Правда! Вот он! - проговорила она сама с собой и, налетев на него, обняла, прижала к себе, головой к груди, и потом, отстранив, взглянула на заиндевевшее, румяное и счастливое лицо Пьера. - Да, это он; счастливый, довольный...»

И вдруг она вспомнила все те муки ожидания, которые она перечувствовала в последние две недели: сияющая на ее лице радость скрылась; она нахмурилась, и поток упреков и злых слов излился на Пьера.

Да, тебе хорошо! Ты очень рад, ты веселился... А каково мне? Хоть бы ты детей пожалел. Я кормлю, у меня молоко испортилось. Петя был при смерти. А тебе очень весело. Да, тебе весело.

Пьер знал, что он не виноват, потому что ему нельзя было приехать раньше; знал, что этот взрыв с ее стороны неприличен, и знал, что через две минуты это пройдет; он знал, главное, что ему самому было весело и радостно. Он бы хотел улыбнуться, но и не посмел подумать об этом. Он сделал жалкое, испуганное лицо и согнулся...

Пойдем, пойдем, - говорила она, не выпуская его руки. И они пошли в свои комнаты...

Все радовались приезду Пьера.

Николенька, который был теперь пятнадцатилетний худой, с вьющимися русыми волосами и прекрасными глазами, болезненный, умный мальчик, радовался потому, что дядя Пьер, как он называл его, был предметом его восхищения и страстной любви. Никто не внушал Николеньке особенной любви к Пьеру, и он только изредка видал его. Воспитательница его, графиня Марья, все силы употребляла, чтобы заставить Николеньку любить ее мужа так же, как она его любила, и Николенька любил дядю; но любил с чуть заметным оттенком презрения. Пьера же он обожал. Он не хотел быть ни гусаром, ни георгиевским кавалером, как дядя Николай, он хотел быть ученым, умным и добрым, как Пьер. В присутствии Пьера на его лице было всегда радостное сияние, и он краснел и задыхался, когда Пьер обращался к нему. Он не проранивал ни одного слова из того, что говорил Пьер, и потом с Десалем и сам с собою вспоминал и соображал значение каждого слова Пьера. Прошедшая жизнь Пьера, его несчастия до 12-го года (о которых он из слышанных слов составил себе смутное поэтическое представление), его приключения в Москве, плен, Платон Каратаев (о котором он слыхал от Пьера), его любовь к Наташе (которую тоже особенною любовью любил мальчик) и, главное, его дружба к отцу, которого не помнил Николенька, - все это делало для него из Пьера героя и святыню.

Из прорывавшихся речей об его отце и Наташе, из того волнения, с которым говорил Пьер о покойном, из той осторожной, благоговейной нежности, с которой Наташа говорила о нем же, мальчик, только что начинавший догадываться о любви, составил себе понятие о том, что отец его любил Наташу и завещал ее, умирая, своему другу. Отец же этот, которого не помнил мальчик, представлялся ему божеством, которого нельзя было себе вообразить и о котором он иначе не думал, как с замиранием сердца и слезами грусти и восторга. И мальчик был счастлив вследствие приезда Пьера.

Гости были рады Пьеру, как человеку, всегда оживлявшему и сплочавшему всякое общество. Взрослые домашние, не говоря о жене, были рады другу, при котором жилось легче и спокойнее...

Вот что, - начал Пьер, не садясь и то ходя по комнате, то останавливаясь, шепелявя и делая быстрые жесты руками в то время, как он говорил. - Вот что. Положение в Петербурге вот какое: государь ни во что не входит. Он весь предан этому мистицизму (мистицизма Пьер никому не прощал теперь). Он ищет только спокойствия, и спокойствие ему могут дать только те люди «...», которые рубят и душат все сплеча...

Ну, и все гибнет. В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, - мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят! Все видят, что это не может так идти. Все слишком натянуто и непременно лопнет, - говорил Пьер (как, с тех пор как существует правительство, вглядевшись в действия какого бы то ни было правительства, всегда говорят люди). - Я одно говорил им в Петербурге...

В это время Николай заметил присутствие племянника. Лицо его сделалось мрачно; он подошел к нему.

Зачем ты здесь?

Отчего? Оставь его, - сказал Пьер, взяв за руку Николая, и продолжал: - Этого мало, и я им говорю: теперь нужно другое. Когда вы стоите и ждете, что вот-вот лопнет эта натянутая струна; когда все ждут неминуемого переворота, - надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе. Все молодое, сильное притягивается туда и развращается. Одного соблазняют женщины, другого почести, третьего тщеславие, деньги - и они переходят в тот лагерь. Независимых, свободных людей, как вы и я, совсем не остается...

Николай почувствовал себя поставленным в тупик. Это еще больше рассердило его, так как он в душе своей, не по рассуждению, а по чему-то сильнейшему, чем рассуждение, знал несомненную справедливость своего мнения.

Я вот что тебе скажу, - проговорил он, вставая и нервным движением уставляя в угол трубку и, наконец, бросив ее. - Доказать я тебе не могу. Ты говоришь, что у нас все скверно и что будет переворот; я этого не вижу; но ты говоришь, что присяга условное дело, и на это я тебе скажу: что ты лучший мой друг, ты это знаешь, но, составь вы тайное общество, начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить - ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хочешь...

Когда все поднялись к ужину, Николенька Болконский подошел к Пьеру, бледный, с блестящими, лучистыми глазами.

Дядя Пьер... вы... нет... Ежели бы папа был жив... он бы согласен был с вами? - спросил он.

Пьер вдруг понял, какая особенная, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли должна была происходить в этом мальчике во время его разговора, и, вспомнив все, что он говорил, ему стало досадно, что мальчик слышал его. Однако надо было ответить ему.

Я думаю, что да, - сказал он неохотно и вышел из кабинета...

За ужином разговор не шел более о политике и обществах, а, напротив, затеялся самый приятный для Николая, - о воспоминаниях 12-го года, на который вызвал Денисов и в котором Пьер был особенно мил и забавен. И родные разошлись в самых дружеских отношениях.

Когда после ужина Николай, раздевшись в кабинете и отдав приказания заждавшемуся управляющему, пришел в халате в спальню, он застал жену еще за письменным столом: она что-то писала.

Мари вела дневник, но боясь неодобрения мужа, никогда не говорила ему об этом.

Она бы желала скрыть от него то, что она писала, но вместе с тем и рада была тому, что он застал ее и что надо сказать ему.

Это дневник, Nicolas, - сказала она, подавая ему синенькую тетрадку, исписанную ее твердым, крупным почерком.

Дневник?.. - с оттенком насмешливости сказал Николай и взял в руки тетрадку...

Николай взглянул в лучистые глаза, смотревшие на него, и продолжал перелистывать и читать. В дневнике записывалось все то из детской жизни, что для матери казалось замечательным, выражая характеры детей или наводя на общие мысли о приемах воспитания. Это были большей частью самые ничтожные мелочи; но они не казались таковыми ни матери, ни отцу, когда он теперь в первый раз читал этот детский дневник.

«Может быть, не нужно было делать это так педантически; может быть, и вовсе не нужно», - думал Николай; но это неустанное, вечное душевное напряжение, имеющее целью только нравственное добро детей, - восхищало его. Ежели бы Николай мог сознавать свое чувство, то он нашел бы, что главное основание его твердой, нежной и гордой любви к жене имело основанием всегда это чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена.

Он гордился тем, что она так умна и хороша, сознавая свое ничтожество перед нею в мире духовном, и тем более радовался тому, что она с своей душой не только принадлежала ему, но составляла часть его самого…

Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна. На лице ее выступило строгое выражение затаенного высокого страдания души, тяготящейся телом. Николай посмотрел на нее.

«Боже мой! что с нами будет, если она умрет, как это мне кажется, когда у нее такое лицо», - подумал он, и, став перед образом, он стал читать вечерние молитвы.

Наташа, оставшись с мужем одна, тоже разговаривала так, как только разговаривают жена с мужем, то есть с необыкновенной ясностью и быстротой познавая и сообщая мысли друг друга, путем противным всем правилам логики, без посредства суждений, умозаключений и выводов, а совершенно особенным способом...

С того самого времени, как они остались одни и Наташа с широко раскрытыми, счастливыми глазами подошла к нему тихо и вдруг, быстро схватив его за голову, прижала ее к своей груди и сказала: «Теперь весь, весь мой, мой! Не уйдешь!» - с этого времени начался этот разговор, противный всем законам логики, противный уже потому, что в одно и то же время говорилось о совершенно различных предметах...

Наташа рассказывала Пьеру о житье-бытье брата, о том, как она страдала, а не жила без мужа, и о том, как она еще больше полюбила Мари, и о том, как Мари во всех отношениях лучше ее. Говоря это, Наташа призналась искренно в том, что она видит превосходство Мари, но вместе с тем она, говоря это, требовала от Пьера, чтобы он все-таки предпочитал ее Мари и всем другим женщинам, и теперь вновь, особенно после того, как он видел много женщин в Петербурге, повторил бы ей это.

Пьер, отвечая Наташе, рассказывал, как ему скучно было на вечерах и обедах, делился впечатлениями о поездке, высказывая порой, по мнению Наташи, «великие мысли».

Наташа не сомневалась бы в том, что мысль Пьера была великая мысль, но одно смущало ее. Это было то, что он был ее муж. «Неужели такой важный и нужный человек для общества - вместе с тем мой муж? Отчего это так случилось?» Ей хотелось выразить ему это сомнение. «Кто и кто те люди, которые могли бы решить, действительно ли он так умнее всех?» - спрашивала она себя и перебирала в своем воображении тех людей, которые были очень уважаемы Пьером. Никого из всех людей, судя по его рассказам, он так не уважал, как Платона Каратаева.

Ты знаешь, о чем я думаю? - сказала она, - о Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?

Пьер нисколько не удивлялся этому вопросу. Он понял ход мыслей жены.

Платон Каратаев? - сказал он и задумался, видимо, искренно стараясь представить себе суждение Каратаева об этом предмете. - Он не понял бы, а впрочем, я думаю, что да.

Я ужасно люблю тебя! - сказала вдруг Наташа. - Ужасно. Ужасно!

Нет, не одобрил бы, - сказал Пьер, подумав. - Что он одобрил бы, это нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас...

В это же время внизу, в отделении Николеньки Болконского, в его спальне, как всегда, горела лампадка (мальчик боялся темноты, и его не могли отучить от этого недостатка)...

Николенька, только что проснувшись, в холодном поту, с широко раскрытыми глазами, сидел на своей постели и смотрел перед собой. Страшный сон разбудил его. Он видел во сне себя и Пьера в касках - таких, которые были нарисованы в издании Плутарха. Они с дядей Пьером шли впереди огромного войска. Войско это было составлено из белых косых линий, наполнявших воздух подобно тем паутинам, которые летают осенью... Впереди была слава, такая же, как и эти нити, но только несколько плотнее. Они - он и Пьер - неслись легко и радостно все ближе и ближе к цели. Вдруг нити, которые двигали их, стали ослабевать, путаться; стало тяжело. И дядя Николай Ильич остановился перед ними в грозной и строгой позе. - Это вы сделали? - сказал он, указывая на поломанные сургучи и перья. - Я любил вас, но Аракчеев велел мне, и я убью первого, кто двинется вперед. - Николенька оглянулся на Пьера; но Пьера уже не было. Пьер был отец - князь Андрей, и отец не имел образа и формы, но он был, и, видя его, Николенька почувствовал слабость любви: он почувствовал себя бессильным, бескостным и жидким. Отец ласкал и жалел его. Но дядя Николай Ильич все ближе и ближе надвигался на них. Ужас обхватил Николеньку, и он проснулся.

«Отец, - думал он. - Отец (несмотря на то, что в доме было два похожих портрета, Николенька никогда не воображал князя Андрея в человеческом образе), отец был со мною и ласкал меня. Он одобрял меня, он одобрял дядю Пьера. Что бы он ни говорил - я сделаю это. Муций Сцевола сжег свою руку. Но отчего же и у меня в жизни не будет того же? Я знаю, они хотят, чтобы я учился, И я буду учиться. Но когда-нибудь я перестану; и тогда я сделаю. Я только об одном прошу бога: чтобы было со мною то, что было с людьми Плутарха, и я сделаю то же. Я сделаю лучше. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною». И вдруг Николенька почувствовал рыдания, захватившие его грудь, и заплакал.

А дядя Пьер! О, какой чудный человек! А отец? Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...

В эпилоге две части. В первой части автор размышляет о том, какую роль в войне 1812 года и вообще в истории сыграли император Александр Первый и Наполеон. Затрагивается область филосфских вопросов таких, как что такое «случай», «гений». Так же рассказывается дальнейшая жизнь семейства Ростовых и Болконских. Пьер и Наташа, Николай и Марья женятся, и описывается их семейная жизнь: быт, отношения между ними, рассказывается о том, как они воспитывают детей.

Во второй части автор поднимает различные философские вопросы (что такое свобода, власть и т.д.), на которые, наверное, нельзя давать однозначного ответа. Эта часть больше предназначена для того, чтобы читатель попытался сам найти ответы на те вопросы, на которые рассуждает автор. Таким образом, получается, что эпилог написан не только с целью рассказать о том, что случилось с главными героями, но и побудить читателя мыслить. Так же в первых главах первой части писатель, рассуждая о войне с философской точки зрения, пытается помочь читателю рассмотреть тему войны и мира с разных точек зрения. Для этого кроме своих собственных, автор приводит мнения различных историков, чтобы читатели могли, прочитав несколько мнений, выбрать правильное или же составить свое собственное.

Читать краткое содержание Толстой Война и мир Эпилог по частям и главам

Часть 1

Глава 1

После войны 1812 года прошло 7 лет. В этой главе автор рассуждает о движущих силах в истории и какую роль сыграли в историческом развитии Александр Первый и Наполеон. Автор не оценивает однозначно полезными или вредными были их действия, потому что нельзя точно определить для чего именно они могли казаться таковыми.

Глава 2

Написаны размышления о понятиях «случай» и «гений». Этим понятиям нельзя дать точное определение, потому что они ничего конкретного не обозначают. Если причина возникновения какого-либо явления неизвестна, то говорят: случай. Если люди видят определённое действие, которое нельзя сравнить с общечеловеческими, то тогда это гений.

Глава 3

Размышления о том, почему возникло движение народов Европы с запада на восток и наоборот. Говорится о том, что Наполеон занял важную роль случайно. Что дело не в его гениальности, а причины глупость и подлость, в той степени, в которой их не было ни у кого.

Глава 4

Случайная роль, отведённая Наполеону закончилась, после того как действие свершилось. Рассуждения о том, какую роль занимал Александр в движении народных масс с востока на запад. Народ не нуждался в нём во время народной войны, но после того, как началась европейская война, он выходит на первый план. Философствование о том, как может личность служить общим целям. Но личность может лишь только наблюдать за жизнью, осознавая недостижимость конечной цели.

Глава 5

Говорится о том, что свадьба Пьера и Наташи стало последним радостным событием в семье Ростовых. Все несчастья, случившиеся с родными графа, сильно подорвали его здоровье и, после свадьбы дочери, он умер, оставив денежные дела в плачевном состоянии. Николай выходит в отставку и устраивается на гражданскую службу. Его средств с трудом хватает на то, чтобы содержать мать и Соню, которая во всём ему помогает. Николай понимает, что он в огромном долгу перед ней, но осознаёт, что не сможет её полюбить, даже за её совершенство. Дела у Николая идут всё хуже и хуже, и он видит только два выхода: женитьба на богатой наследнице или смерть матери, но обо всём этом он и думать не хочет. Всё это время Наташа и Пьер живут в Петербурге и не имеют точного представления о делах Ростовых.

Глава 6

В Москву приезжает княжна Марья. Ей становится известно о самопожертвовании Николая и она убеждается в том, что никогда не заблуждалась на его счёт. Княжна наносит визит Ростовым, но Николай принимает её холодно. Марья Болконская уезжает о них в полной уверенности в том, что больше не будет общаться с Николаем. Спустя какое-то время, Ростов приезжает к ней с визитом. Марья говорит ему, что он изменился, на что он отвечает, что тому есть причины. Княжна догадалась, что причина такого общения – это её богатство. Эта догадка подтверждает её уверенность в благородстве Николая. Но чувства берут вверх и Марья и Николай решают быть вместе.

Глава 7

Николай Ростов и княжна Марья женятся и селятся в Лысых Горах. Николай стал очень хорошим хозяином и за 3 года смог расплатиться со всеми долгами, купить землю близ Лысых Гор и начать вести переговоры о покупке имения Ростовых Отрадного. Марья не вмешивалась в дела своего мужа, а только восхищалась им.

Глава 8

Описывается семейная жизнь Николая и Марьи. Ростов имел вспыльчивый нрав и мог распустить руки на слуг. Но после одного случая со старостой, жена просит его перестать так делать. Николай обещает ей. Соня живёт вместе с ними, и Ростов рассказал Марье всё, что было между ним и Соней и просит жену пожалеть её. Но у неё не получается этого сделать. В разговоре с Наташей, Безухова называет её «пустоцветом», но Соня не может этого чувствовать так, как они. Она живёт так, как получается.

Глава 9

Канун зимнего Николина дня. В Лысых Горках начинают собираться гости. Николай был не в духе, а Марья решила, что муж разлюбил её. Он успокаивает, говоря ей, что это не так. Читателя знакомят с детьми Ростовых. Графиня Марья чувствует себя очень счастливой.

Глава 10

В замужестве Наташа сильно изменилась. Она нарушала общепринятое правило о том, что в замужестве девушка не должна опускаться. Наташа полностью погрузилась в семейную жизнь, жила лишь заботами о муже и детях. Когда Пьер был дома, жена старалась угадать малейшее желание мужа. А он видел своё отражение в лице жены.

Глава 11

Из-за того, что Безухов задерживается в Петербурге, Наташа находится в тревожном состоянии. Но он возвращается прямо в праздник и женщина очень этому рада. Правда, она ругает его за то, что его долго не было, но граф знает, что он в этом не виноват и Наташа скоро перестанет злиться. Безухов приходит в детскую, где всё своё внимание уделяет маленькому ребёнку. Наташа, видя его трогательное отношение, говорит, что он прекрасный отец.

Глава 12

Все гости были рады приезду Пьера, особенно был рад ему Николенька Болконский. Безухов всегда привозил всем много подарков, но, несмотря на это, он замечает, что его денежные дела стали лучше и радуется этому. Не забывает граф и о старой графине Ростовой, которой кажется, что её существование потеряло всякий смысл. Домашние понимают её чувства и заботятся о ней.

Глава 13

Пьер рассказывает графине о петербургской жизни. При старой графине стараются не затрагивать политические темы, потому что она их всё равно не понимает. Потом граф уходит в детскую, где играет с детьми.

Глава 14

Безухов говорит, что Николенька становится очень похожим на отца, что вызывает гордость мальчика. После обеда мужчины уходят в кабинет Николая, где Безухов рассказывает о том, что император всё больше интересуется мистицизмом, в стране начинается упадок и в обществе растёт недовольство аракчеевщиной. Он говорит, что всё это приведёт к перевороту и возникает необходимость в создании тайного общества. Николай Ростов не согласен с ним и говорит, что ничего этого не произойдёт, что это лишь фантазии Пьера. Николенька встаёт на защиту Безухова и говорит, что если бы его отец был, то он непременно его бы поддержал. Граф понимает, какая серьёзная умственная работа происходит в голове у мальчика и гордится этим.

Глава 15

Графиня Марья показывает свой дневник, в котором она пишет о жизни детей, мужу. Николай в восхищении от своей жены, от её душевного над ним превосходства. Он рассказывает ей о споре с Пьером и говорит, что не сможет принять его взглядов. Княжна Марья соглашается и выражает беспокойство по поводу племянника, которого взволновала речь Пьера. Она просит мужа вывести ребёнка в общество и он обещает ей выполнить её просьбу.

Глава 16

Граф Безухов рассказывает жене о разговоре с её братом. Наташа пытается отвлечь мужа и заводит разговор о Платоне Каратаеве. На её вопрос одобрил бы он его мнение, Пьер говорит, что не знает этого, но его семейный уклад ему бы понравился, и что Пьер бы с гордостью показал ему своих детей. Описываются семейные отношение четы Безуховых. Николеньке снится сон, навеянный мыслями об отце и Пьере. Проснувшись, мальчик уверен, что его отец одобрил бы мысли Безухова, и он принимает решение учиться, чтобы все им гордились.

Часть вторая

Глава 1

Глава 2

Рассуждения о силе, которая может управлять народными массами. Спор с историками, которые считают, что это власть, присущая только определённым людям.

Глава 3

Философские размышления о том, какая сила влияет на исторические события. Спор с историками, которые описывают историю отдельных личностей.

Глава 4

Размышления о том, для чего нужна власть. Описание противоречий историков о вопросе власти.

Глава 5

Глава 6

Философствование о влиянии приказаний на события. Войско рассматривается как объединение людей общей целью. Размышления об отношениях начальников и подчинённых в войске.

Глава 7

О том, как могут быть связаны исторические личности с народом, и как может совпасть событие с желанием кого-нибудь одного или нескольких людей.

Глава 8

Рассуждения о свободе воли.

Глава 9

Рассматривается предмет истории и затрагивается вопрос о свободе и необходимости.

Глава 10

Свобода и необходимость.

Глава 11

Как история определяет свободу при помощи законов разума. Автор критикует данное определение. Предметом истории является отыскание законов движения народных масс.

Глава 12

Борьба между старым и новым видением истории. Говорится о законе необходимости в истории. Историческая личность зависит от внешнего мира, времени и причин, что служит основой для появления исторических законов.

Итоги и выводы

Из первой части становится понятно, что война изменила всех главных героев, их взгляды на жизнь. Особенно, это касается тех, кто участвовал в военных действиях. В стране назревает переворот, потому что государь постепенно удаляется от дел и в обществе растёт недовольство. И Пьер поддерживает это настроение, понимая, что переворот – это закономерный итог в сложившейся ситуации. И читателю показывается и другая половина общества, верная присяге и государю в лице Николая Ростова. И автор через этих героев показывает то общественное противостояние, которое царило в жизни народа. В Николеньке Болконском, который обожает Безухова и поддерживает его, можно провести аллегорию того, что будущее будет за теми, кто стремится учиться и развиваться.

Во второй части все размышления автора – это и народные мысли, потому что для многих людей жизнь после той войны изменилась, поменялись ориентиры и люди стали задумываться о том, что такое война, власть, свобода. И эти размышления были естественной реакцией народа на произошедшие с ними события.

Эпилог был написан, скорее всего для того, чтобы читатель смог лучше прочувствовать именно настроение послевоенное настроение общества и попробовать поискать ответы на эти философские вопросы.

Картинка или рисунок Война и мир Эпилог

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Волшебник из Страны Оз (Баум)

    В Канадской степи стоял маленький деревянный домик. Он был серого цвета. Все, что находилось в степи, приобретало такой скучный цвет. Даже люди становились серыми и грустными, такими, как тётя и дядя девочки по имени Дороти.

  • Краткое содержание Золя Карьера Ругонов

    Роман начинается со знакомства главного героя - Сильвером, и его возлюбленной Мьетты. Рабочий класс выступает против монархии, и Сильвер с Мьеттой становятся во главе протестующих.

  • Краткое содержание Пушкинский дом Битов

    Произведение начинается повествования жизни Левы Одоевцева. Предки нашего главного героя принадлежали к древнему роду князей Одоевских. Соответственно, Лева тоже был из них.

  • Краткое содержание Грин Зеленая лампа

    В начале истории один из героев в прекрасной ситуации: зрелый уважаемый и влиятельный миллионер. Вот только эта власть, видимо, наскучила ему. Захотелось чего-то большего, что продавать и покупать, нанимать и увольнять.

  • Краткое содержание эпилога Преступления и наказания Достоевского

    Роман «Преступление и наказание» заканчивается тем, что Раскольников идет в полицию и признается в

Сочинения по литературе: Роль эпилога в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» Мысли мои - плод всей умственной работы моей жизни... Л. Толстой Лев Николаевич Толстой - художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающий о смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия. Все это в полной мере отразилось в его крупнейшем и прекраснейшем творении «Война и мир». На протяжении романа автор много размышляет об интересующих его темах.

В наше быстротекущее время почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо его колоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобы проникнуться «русским духом», патриотизмом, истинной народностью, а не той наносной суетой, которая так активно насаждается в последнее время различными источниками. Философию Толстого понять сложно, но необходимо. И эпилог романа «Война и мир» приоткрывает дверь в тайную кладовую автора. Можно соглашаться или не соглашаться с писателем, творившим в середине XIX века, нам - читателям XXI. Но истинный художник, он предвидел изменения, грядущие во времени, и гениально сказал об этом. «Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого,- так и каждая личность носит в самом себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим... Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни.

То же с целями исторических лиц и народов». Разворачивая огромное полотно исторических событий 1805-1820, Толстой поначалу неспешно ведет рассказ, включая в повествование огромные пространства и бесчисленное количество героев. Главным историческим событием, 1812 годом, это неспешное повествованием заканчивается, и в эпилоге автор конкретно рассказывает о дальнейших судьбах своих любимых героев: Безуховых и Ростовых. Жизнь не останавливается, что бы ни происходило, и герои подчиняются течению времени, а не наоборот. Жизнь намного мудрее, чем все рассуждения философов о ней.

В эпилоге мы видим идеал женщины, созданный писателем. Княжна Мария и Наташа Ростова, некогда романтические девушки, становятся добрыми подругами мужей, верными наставницами детей, истинными ангелами-хранительницами семейного очага. Налет романтичности сошел, как ненужный, а осталась душевность, искренность, доброта. Они ограничиваются кругом семейных проблем, но исподволь влияют и на мужей. Так, Николай Ростов невольно смягчается под влиянием жены, становится терпимее к людским слабостям и несовершенствам. И когда все же «срывается», именно Мари помогает мужу обрести душевное равновесие. Но не только о ценностях семьи говорит Толстой, писатель рассказывает о тех политических изменениях, которые произошли в русском обществе после 1812 года.

Толстой предполагал написать продолжение романа, где бы показал декабристское восстание. Можно предположить, что Пьер не остался бы в стороне от столь великих событий. А Наташа? Она последовала бы за мужем. Но нам остаются только догадки и домыслы. А в эпилоге - конкретное описание семейного уклада людей первой четверти XIX века, их мысли, переживания, мечты и помыслы. Многое изменилось с тех пор, но неизменными остались патриотизм, трепетное отношение к Родине, непреходящая ценность семьи и воспитания детей.

Рассуждая в эпопее о важных общественных проблемах и событиях, Толстой лишь в эпилоге приступает к тому идеалу, который видел в предназначении женщины - матери и хранительницы домашнего очага. Без fl Г0 не был бы понятен образ «опустившейся» Наташи, ее нежелание жить в свете. Л. Н. Толстой, нисколько не принижая ли женщины, высказывает свои взгляды на воспитание детей, тобовь, общественную роль человека в жизни страны. В эпилоге повествование убыстряет свое течение, события концентрированы и даны автором в общем виде. Понимаешь, что дальше последует продолжение, жизнь не обрывается концом романа. Но писателю не удалось продолжить эпопею, осуществить задуманное. Эпилог к роману «Война и мир» явился не столько послесловием к произведению, сколько достойным завершением его, связующим с жизнью.

Ибо герои, созданные фантазией художника, продолжают жить в нашей памяти.

Когда, много лет спустя, Толстого спросили, должен ли был бы Николенька Болконский выступить в романе из эпохи декабристов, Толстой «с улыбкой, осветившей его лицо, сказал: – О, да! Непременно!» Повествование о судьбе «полу-вымышленных» героев романа закончено. Оно вылилось из-под пера автора стройно и не подвергалось переделкам ни в плане идейном, ни композиционном.

Он слушал спор Пьера с Николаем, и «всякое слово Пьера жгло его сердце». Ему важно было узнать, согласился ли бы с Пьером его отец. Пьер подтвердил это. Взволновавший мальчика спор претворился в страшный сон, увиденный им в ту же ночь. Он видел себя и Пьера в касках впереди огромного войска, «легко и радостно несущимся к цели». Пьер вдруг заменился отцом, который «ласкал и жалел» сына. Проснувшись от рыданий, Николенька думал о том, какой «чудный человек» дядя Пьер, и мечтал о том, что он сделает то, чем бы отец его был доволен. В эпилоге нет князя Андрея; его роль продолжит сын, будущий декабрист.

Пьер «со времени женитьбы, после необычайных открытий, сделанных им о том, что настоящее супружество есть подвластность, с удовольствием покорился своей участи и в этой подвластности нашел новые силы и опору».

Роль Наташи, выходила за пределы семьи. Если бы осуществился замысел романа «Декабристы», судьба Наташи стали бы судьбой жены декабриста. Завершает эпилог (как в первой редакции его, так и в окончательной) пятнадцатилетний Николенька Болконский. Своего дядю Николая он любил, но «с чуть заметным оттенком презрения». Предметом его «восхищения и страстной любви» был Пьер. Николенька «не хотел быть ни гусаром, ни георгиевским кавалером, как дядя Николай, он хотел быть ученым, умным и добрым, как Пьер».