» »

Виды полотенец на руси нарядные. История полотенца. Полотенце - носитель славянских традиций

07.08.2020

Полотенце - носитель славянских традиций

У древних славян полотенце представляло собой кусок домоткани, сотканной вручную из хлопковых или льняных нитей на горизонтальном или вертикальном станке. Такие полотенца украшали всеми возможными способами: вышитыми крестом или гладью узорами, кружевами, лентами, узкими полосками из цветастого ситца (кумача).

Обычные полотенца, предназначенные для ежедневного пользования, называли утирками или утиральниками. Их украшали по минимуму, лишь скромным орнаментом.

К свадьбе невесты готовили целую гору новых, нарядных полотенец, обычно от 30 до 100 штук. Суженый выбирал самое красивое полотенце и завязывал его на поясе. Ближайшие родственники тоже должны были украсить свои пояса подобным образом.

В свадебном обряде фигурировало еще одно очень маленькое, но богато расшитое полотенце - так называемая ширинка. Перед венчанием невеста утирала ширинкой свои девичьи слезы. Жених обвязывал этим полотенцем невесте правую руку, чтобы вывести свою суженую из родительского дома. А во время венчания ширинкой связывали руки жениха и невесты.

На 2-й день образования новой семьи молодая жена развешивала в доме мужа по стенам все свои полотенца, чтобы новая родня смогла по достоинству оценить ее рукоделие.

Банные полотенца в Европе и Америке

Вплоть до начала XIX века, когда текстильную промышленность начали механизировать, банные полотенца были очень дорогими, поскольку их ткали вручную, и этот процесс отнимал много времени. Поэтому полотенце для человека средневековья не играло такой же большой роли, как для человека современного.

В XIX веке полотенце получило большее распространение. Его вешали позади умывальника, на раковину или подкладывали под кувшин с водой. Эти полотенца все еще были сотканы в основном вручную из равномерно распределенных нитей. По размерам они скорее походили на современные салфетки. Ими вытирали только лицо и руки. Особенно модными считались полотенца, сотканные на жаккардовом станке, выкрашенные в красный или белый цвет.

И только к 1890 году мягкая махровая ткань заменила довольно жесткие льняные образцы в домах людей. Когда механизировали хлопковую промышленность, европейцы и американцы получили возможность покупать не только готовые полотенца, но и материал для них - метражом.

Любая американская домохозяйка могла прийти в универсам и заказать по почте готовое турецкое полотенце, сотканное, расшитое узорами и обработанное по краям. Но почти все они были сделаны из грубого и жесткого полотна. И лишь когда американская промышленность начала в массовом порядке производить махровую хлопковую ткань, а произошло это к концу XIX века, необходимость в покупке полотенец за границей у жителей США отпала.

История турецкого полотенца

Традиционное турецкое полотенце представляет собой банное полотенце размером 0.9 м на 1.1 м с небольшой петелькой в центре. Полотенца всегда играли очень важную роль в общественной жизни Турции, но первоначальное назначение турецкого полотенца - церемониальное омовение невесты перед свадьбой.

Не менее важны были полотенца для турецких купален. Жители довольно активно ими пользовались, принимая ванны. Для этой сложной церемонии был нужен комплект полотенец, по одному для каждой части тела: для груди, ног, плеч, бедер и головы. Именно турки сделали из обычного, заурядного полотенца роскошный предмет обихода. Они привнесли в производство полотенец стиль, воображение и ткацкие навыки, полученные благодаря многовековому и всегда виртуозному изготовлению ковров.

Вафельные полотенца, которые сегодня используют по всему миру, первоначально были сотканы в турецком местечке Бурса в XVIII столетии. Местные ткачи изобрели множество способов изготовления полотенец в зависимости от вида переплетения нитей. Но именно вафельные полотенца обрели мировую известность и получили название «турецкие полотенца». Поскольку первые вафельные образцы изготовлялись вручную, на один день работы приходилось не более 3-4 новых полотенец.

Вместо заключения

Как видите, в каждой стране полотенце имеет свою уникальную историю, прочно переплетенную с местными традициями и ритуалами. И как же все-таки здорово, что сегодня мы имеет возможность выбирать полотенце не просто для того, чтобы вытирать им лицо и тело, но и для того, чтобы один его вид радовал нас своими яркими красками и причудливыми узорами. Ведь в современном мире полотенце перестало быть просто необходимым предметом домашнего обихода, а стало еще и модным отражением наших с вами вкусов.




Солнце Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).








Конь Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.


Дерево Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо- дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.






Родильное полотенце Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.






Вытиральное полотенце У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.


Свадебное полотенце На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Вышивали на них птицу-паву в знак любви, дополняли вышивку растительными элементами и маленькими птичками. Это пожелание молодым добра и счастья.


Погребальное полотенце И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души. Знак перекликается с символом земли, но ромб, состоящий из трех пар пересекающихся линий, оставался внутри пустым.




Сегодня я хочу рассказать о рушниках, истории возникновения, значениях и народных традициях на Руси, с ними связанных. Меня чрезвычайно интересует история народной вышивки, с удовольствием расскажу, и покажу фото. Мы никогда не узнаем, кто начал первым вышивать, но возникнув в древности, искусство вышивки крестом, стало любимым рукоделием русских женщин. Народные традиции, связанные с любимыи творчеством, вызывают у меня особый трепет, желание побольше узнать.

Рушники — история возникновения

В разные времена, вышивали нитями конопли, хлопка, льна, шелка и натуральным волосом. Не так давно, на территории России археологи обнаружили фрагменты одежды, относящиеся к IX-XII векам, вышитых золотом.

Вышивали рукодельницы полотенца, постельники, головные уборы, повседневную одежду и праздничные наряды.

Но вышитые крестом полотенца — это не только предмет быта. За многие века вышивка стала неразрывно связана со старинными обрядами и обычаями русского народа. Каждый рушник имел свое значение.

Значение рушников — фото

С раннего детства девочек обучали искусству вышивания, и к 13-15 годам они становились настоящими мастерицами. По вышивке судили, насколько хозяйственна и трудолюбива будущая невеста. Приданное девочки вышивали сами, и во время сватовства будущие родственники внимательно рассматривали его.

Ни одна свадьба на Руси не обходилась без рушников, традиции соблюдались свято.

Молодых встречали караваем, красующимся на расшитом красными и золотыми нитями полотенце. Во время венчания молодые становились на венчальный белый рушник. Руки невесты и жениха связывали «союзным» рушником, на которых вышивались имена жениха и невесты, слова «Совет да любовь», «На счастье». Как символ жизненного пути, по которому вместе пойдут муж и жена.

Свадебные полотенцасохранялись в семье, передавались из поколения в поколение, от матери к дочери.

Вышитыми крестом полотенцами украшали иконы, это были длинные домотканые холсты с узорами на концах, или вышивкой вдоль одной стороны. Божник вышивался обычно с преобладанием голубого цвета — цвета Богородицы. Обязательно вышивали две начальные буквы от имени Б.М. (Богородица Мать) или И.С. (Иисус Христос).

Были и специальные хлебные полотенца-хлебники. На них клали хлеб, поскольку положить хлеб на непокрытый стол считалось большим грехом.

Визитные полотенца говорили о достатке в доме, оберегали жилье от злых сил. Их вешали в горнице, украшали двери, окна, углы.

Вышитые полотенца для крестин обязательно вышивала крестная мать. Она вышивала их в светлых и ярких красках, чтобы жизнь у ребенка получилась счастливой и радостной. Черный цвет не использовался никогда.

Помню, в детстве, в нашем доме был рушник, от старости он стал тоненьким, мать вырезала середину и сшила. Сколько лет ему было, и кто вышивал, я не знаю, и мне ужасно жаль. Интересно, в вашей семье имеются рушники и традиции, связанные с ними? И знаете ли вы историю возникновения и значения их?

information]Интересном рукоделие:

В каждой семье в ванной, на кухне висит полотенце. Вернее, не одно, а несколько полотенец: для лица, рук, ног, тела, посуды. Этот домашний атрибут так привычен, что люди просто не задумываются о его уникальности. Главная функция полотенца заключается в устранении остатков влаги, и примечательно то, что за тысячи лет альтернатива ему не найдена. Да, история полотенца измеряется тысячелетиями, с тех самых времён, когда люди только-только освоили выращивание сельскохозяйственных культур.

Лён в Древнем Египте считался самой востребованной культурой

Самым первым сырьём для ткани у древних цивилизаций стал лён. Его культивировали для получения волокна в Древнем Египте, Вавилоне, Ассирии. Льняная ткань считается самый стариной с возрастом не менее 10 тыс. лет. Древние ткачи создавали такую тонкую ткань, что через её 5 слоёв просвечивалось тело, а льняная одежда протаскивалась через кольцо.

К слову сказать, лён обладает хорошими бактерицидными свойствами. Ни бактерии, ни грибки на нём не живут. Он прекрасно впитывает влагу и быстро сохнет. Все эти плюсы и сделали лён популярным тысячи лет назад. Легко догадаться, что первые полотенца начали делать из льна, и эта практика оставалась незыблемой в течение десятков веков.

Страны Средиземноморья и Месопотамии использовали именно льняные полотенца. А тяга к водным процедурам возникла на этих землях 5 тыс. лет тому назад. Появилась целая культура омовения, которая постоянно совершенствовалась. Но все древние народы в тяге к чистоте тела перещеголяли римляне.

Для них омовение стало своеобразным культом. Водные процедуры были доступны всем: и богатым сенаторам, и простым гражданам, и легионерам, и рабам. В городах Римской империи прокладывали акведуки и возводили термы, чтобы римляне могли в любое время насладиться водными процедурами.

А после омовения граждане империи вытирали тела и лица льняными полотенцами. Помимо терм люди умывались и утром, а поэтому без полотенец обойтись им было никак нельзя. Следует заметить, что в Древнем Египте в процессе мумификации мумии заворачивали в длинные льняные полотенца, пропитанные специальным смоляным составом.

Таким образом, лён долгое время занимал лидирующие позиции в культуре омовения. Но вот на Ближнем Востоке кому-то пришло в голову соткать полотенца по той же технологии, по которой ткали ковры. И на свет появились махровые полотенца. Они были мягкими, ворсистыми, а впервые ими стали пользоваться в Турции. При этом на смену льну пришёл хлопок.

Надо сказать, что турецкая культура водных процедур ничем не уступала римской. Жаркие купальни были важной составляющей повседневной жизни турок-османов. Вполне понятно, что без полотенец в турецких банях делать было нечего. Любители помыться шли в баню с целым набором самых разных полотенец. Для головы, плеч, груди, ног, ступней были свои куски ткани. Именно турки превратили полотенце в роскошный атрибут, радующий не только тело, но и глаза.

Сделанные их хлопка махровые полотенца широко распространились в Европе и на Востоке в XVIII веке. Хлопчатая ткань по своей структуре более мягкая, нежная и водопоглощающая, чем льняная. А махровые ворсинки при обтирании создавали приятный массажный эффект и при этом не раздражали кожу. Таким образом, история полотенца вышла на новый, более прогрессивный уровень.

Вафельные полотенца

Примечательно то, что турки придумали и ещё одни вид ткани для обтирания – вафельное полотенце. Соткали его впервые в городе Бурсе в XVIII веке. Там жили чрезвычайно профессиональные мастера, обладавшие разными техниками переплетения нитей. Вот они и придумали полотно, напоминающее по своей структуре современное кондитерское изделие – вафли. К новой оригинальной ткани изготовители одежды отнеслись скептически, а вот полотенца из неё стали пользоваться спросом.

Самые первые вафельные полотенца ткались вручную. За одни день мастер создавал 2-3 таких вещи. Соответственно и цена у них была выше, чем у льняных полотенец. Последние были вне конкуренции до конца XIX века. Лишь после 1890 года, когда ткацкое производство полностью механизировалось, грубоватая льняная продукция стала сдавать свои позиции. Махровые и вафельные полотенца, сделанные из хлопка, заполонили рынок и стали на нём доминировать.

Но в наши дни лён и холопок уже не являются основными компонентами, из которых делают полотенца. На смену натуральным пришли синтетические волокна и микрофибра – полотно из микроволокна с капиллярной структурой. Такие микрофибровые полотенца чрезвычайно мягкие, лёгкие и отлично впитывают влагу. Применяются на практике и одноразовые полотенца из нетканого материла спанлейса.

А как история полотенца развивалась на Руси? У славян лён считался основной тканью. Именно из него делали самое известное славянское полотенце – рушник. Его использовали в самых разных ритуалах: на свадьбах, при рождении детей, на похоронах. А вот куски льняной ткани для вытирания лица, рук, посуды именовали утирками или утиральниками. Рушник же для таких целей не предназначался. Он выполнял функции культовой вещи.

Славянские рушники с узорами

В зависимости от предназначения рушники были разными. Подорожный , его брали в путь купцы и паломники. Родильный , в который заворачивали новорождённое дитя. Крестильный , им вытирали младенца после купели. Свадебный , применяемый на свадьбах. Хлебосольный , его используют и в наши дни. Именно на таком рушнике выносят хлеб с солью при встрече дорогих гостей.

Классический рушник из льна имел в ширину 40 см и 3 метра в длину. Это полотнище украшали разнообразной вышивкой. Наносили птиц, зверей, сказочных животных. Изображали кресты, растения, геометрические фигуры. До XVIII века узоры на рушниках имели сакральный смысл. Но постепенно он стал теряться, а ему на смену пришли обычные узоры. Они не несли в себе никакой обрядовой составляющей, а только радовали людей разнообразием фигур и расцветкой. В наши дни красоте полотенец уделяется большое внимание, так как именно эстетическое наслаждение выходит на первый план.

Ольга Тимонина - кандидат педагогических наук, преподаватель Воскресной школы Успенского Колмовского храма Тимонина указывает на христианский смысл полотенец для венчания: они должны напомнить о словах Апостола Павла, которые читаются во время венчания, о том, что сочетание двух любящих людей – это "тайна", которая должна быть сокрыта от постороннего взгляда. Вышитые на полотенцах виноградная лоза, гроздь, древо жизни символизируют Царствие Небесное, в котором должны оказаться венчающиеся.

***

Искусство ткачества и вышивания имеет многовековую историю, оно известно еще со времен Ветхого Завета, где упоминаются женщины, мудрые сердцем, прядущие для храма Соломона и составляющие искусные ткани. Согласно Библейским текстам, Сам Бог исполнил сердце их мудростью, "чтобы делать всякую работу искусного ткача и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссоновой ткани". Археологам известны фрагменты вышивки, сохранившиеся со времен Древнего Египта и расцвета Вавилонской культуры, находят фрагменты вышивки и в древних славянских курганах. Колыбелью вышивки общепринято считать Восток.

О распространении вышивки в Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 векам, времени крещения Руси. В это время широкое распространение приобретает вышивка золотом. Ее мотивы и узоры были восприняты из Византии. Постепенно вышивка стала одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. К 19 веку, как свидетельствуют этнографические материалы, на Руси уже все женщины владели искусством вышивки, вышивали ширинки и полотенца шерстью, льном, шелком, золотом. В фольклорных текстах находим упоминания об этом:

Она шила вышивала шириночку,
Шила вышивала чистым серебром,
Она строки строчила красным золотом.

Полотенца бывали и ткано-бранные, что также нашло отражение в народной поэзии:

Как во той ли да во светлице
Как сидела тут красна девица
Душа Аннушка полотно ткала,
Радость Карповна да миткалинное,
Что по краешкам круги золоты,
По уголышкам ясны соколы…"

В вышитых узорах полотенец, как и в фольклорных текстах, раскрываются народные представления о мироздании, венчает которое Божья Церковь.

Замечу, что такие имена как Макошь, Даждьбог, Перун и пр. в фольклорных текстах если и поминаются, то как идолища и с эпитетом "поганые".

Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века, среди музейных экспонатов этого времени распространенными вышитыми произведениями народного искусства являются полотенца.

Использование вышитых полотенец до сих пор тесно связано с народными православными обычаями и обрядами. В таинстве духовного рождения младенца сразу после купели восприимник принимает в крестильные пелены. На полотенце - подножии стоят молодые в таинстве венчания. Убрус или божник покрывает иконы в храмах и в святых углах современных домов. На вышитых полотенцах несут иконы во время крестных ходов, вешают пелены-полотенца под иконы в храмах, застилают полотенцами аналой, дарят полотенце в Церковь на сороковой день на помин души, жертвуют Церкви полотенца перед венчанием и крещением, на полотенце выносят молодым хлеб-соль, полотенцем пользуются священники в алтаре, ими протирают иконы.

Однако большинство искусствоведов, этнографов и культурологов говорят преимущественно об отживших языческих обрядах, ритуалах и народных суевериях, связанных с узорами и использованием полотенец. Эти толкования носят нередко предположительный характер. В свое время Рыбаков предпринял попытку обобщить и систематизировать весь материал о языческих верованиях, отображенных, по его мнению, в русском народном православном искусстве.

Ученые до сих пор рассматривают весь археологический и изобразительный материал, находящийся в большом хронологическом промежутке между скифо-сарматскими древностями, с одной стороны, и этнографическими сборами XIX - XX вв. – с другой, с точки зрения древних языческих верований.

Теперь, после того как учеными исследованы все исторические и этнографические данные о славянских божествах и рудиментах этого культа в народной культуре, мы можем приступить к рассмотрению обрядовой роли полотенец в православной традиции

В зависимости от использования в старину, полотенце называли по-разному. Всего можно насчитать около 30 названий. Наиболее древнее из этих названий - "убрус". В этом наименовании православное предание хранит истинные причины особого почитания шитого и шито-бранного полотенца и широту его обрядового использования в народной православной культуре.

Согласно этому восточному преданию 4 в. н.э., первой иконой стал Нерукотворный образ Христа, который запечатлелся на полотенце-убрусе, которым Господь отер Свой Лик. Таким образом, полотенце - это вещь, избранная Самим Богом для нерукотворного запечатления Своего Образа в первые века нашей эры.

В словаре живого великорусского языка Владимира Даля находим упоминания о следующих полотенцах и их ритуальном использовании в православных обрядах: "УБРУС м. плат, платок; фата; ширинка, полотнище, полотенце, особ. нарядное и браное; || низанный начельник, под венцом, на образах угодниц, или вообще не кованый иконный оклад, а шитый, браный, низанный, женской работы. Убрус новоженный, стар. почетная ширинка, подносимая молодою, на поклон; статья эта обратилась в налог, и местами, в наше время, ширинки взимались с новоженов, как дань. А кто дочерь дает замуж, и он волостелю дает, за повоженный убрус, четыре деньги, Акты. Отирая слезы убрусцем, летописн. Убрусный окладец. НАБОЖНИК, БОЖНИК м. смол. полотенце, повешенное на иконе.

ПЕЛЕНА ж. вообще, широкая, или сшитая полотнищами ткань, для покрытия чего; ткань, для обвою, обертки чего. Стол накрыт белой пеленою, скатертью. Окна завешены цветными пеленами, занавесками. Пелены постельные, простыни. Гробные пелены, плащаница, во что в древности, а иные народы и поныне, завивали трупы. || Убрусец, подвешиваемый под икону, нередко шитый золотом, низанный. На образ убрус, под образом пелена. Пелена младенца, пеленка, простынька, в которую кутают его, доколе он не носит одежи. || Церк. плат, с нашитым крестом, для покрытия престола и жертвенника. Какова пелена (т. е. ткань), такова ей а цена. Я еще в пеленках - а уж лень моя с теленка! Свят муж, только пеленой обтереть, да в рай пустить. Оленка в пеленках. Пеленальная покромь, свивальник. Сев. пялить произн. пелить и пелиться: вероятно, пялить одного корня с пела, означая: шириться, тянуться вдаль и вширь. ЛЕНТИЕ ср. греч. церк. утиральник, ширинка, полотенце, ручник. ОБЫДЕННОЕ ПОЛОТЕНЦЕ, обыденный, овыденный, сев. вост. однодневный, одноденный, суточный, в один день сделанный, одни сутки длящийся. Обыденная церковь есть в Москве и Вологде; по преданью, они выстроены миром в сутки, по обету, после чумы или мора: вологодский Спас овыденный в 1618 г. Это путь обыденный, в сутки сходить либо съездить. Обыденник, запад. полотенце, ширинка на икону; прядется и точется, по обету, в сутки. За хорошего жениха, она Богородице обыденник обещалась.

В Таинстве Крещения пелены символизирует духовную чистоту, которую обретает крещаемый. Во время таинства венчания полотенце - подножие также знаменует собою чистоту и святость брака, супружескую верность. В этом таинстве невеста прообразует Церковь, возлюбившую Христа, а жених – Самого Бога, возлюбившего Церковь Христову. Подножием ног Господних в Библейских текстах именуется ковчег откровения (ср. Пс 79:2; 98:5; 131:7; 1 Парал. 28:2; 2 Цар. 6:2; 4 Цар 19:15), которому поклоняться велит слово Божие (Пс. 98:5; 131:7). Значение прообраза духовной чистоты и благоговения перед святыней сохраняется и за пеленой под иконою и убрусом, божником, набожником, покрывающим иконы и в изображениях полотенец в фресковой живописи. Их символическое значение сродни символическому значению титлов над буквами в церковнославянском языке.

До сих пор полотенце, освященное в церковных Таинствах Крещения или Венчания, становится семейной святыней и хранится в красном углу. Каждый узор на нем для верующих - это не просто украшение.

Исследователь христианской церковной археологии А.С. Уваров писал: "Тут каждое изображение имеет свое символическое значение, соответствующее известному понятию или известному выражению… Главным источником для символических изображений (христианских -О.Т.) были языческие памятники. Произведения языческих писателей также послужили для заимствования известных выражений или типичных формул… При выборе символических изображений христиане опирались на творения св. Климента Александрийского (? – до 225 г.), главы Александрийской богословской школы, стремящийся к единению христианской веры и эллинской культуры, а также других современных ему авторов. Именно св. Климент указал на удобство применения египетских иероглифов для символического языка христиан. Из них изначально были позаимствованы знаки ладьи, птицы (голубя), рыбы, лиры и якоря. Св. Климент советует христианам расширять язык символов, но при этом гнушаться тех, которые напоминают мерзость некоторых таинств языческих божеств, человеческие жертвоприношения и тому подобное. Первенствующая Церковь к его совету прислушалась. Язык символов стал пополняться, в первую очередь, новыми заимствованными из Библейских книг или теми символами, которые упоминались у церковных писателей, предшествующих св. Клименту".

Перечислим некоторые из этих символов, встречающихся в христианской символике и подробно истолкованных А.С. Уваровым. К прообразу ладьи (Церковь Земная и Небесная) со временем добавились сетчатый орнамент (мрежа, невод – Царствие небесное), трезубец (знак апостольского служения, уловление человеческих душ верою во Святую Троицу). Из растительных знаков можно выделить следующие прообразы. Виноградная лоза – Иисус Христос, ветви – Его ученики, виноградная гроздь – кровь Христа и святых мучеников Древо Жизни - Древко Креста Господня, Райская Церковь, Премудрость Божия. Деревце, цветок – праведник, родовое древо праведника, цветы на нем – праведные человеческие души, два цветущих деревца – Рай, пребывание святых душ в Раю. Трава, лист – бренность человеческой плоти. Плоды – плоды добродетелей, плоды Святаго Духа, духовная зрелость души. Венок – честь, слава. Засеянное поле – мир. Зерно, семя – Слово Божие, посеянное в мир, Сыны Царствия, Царствие Небесное. Чаша (бочка), колоски - знак Евхаристии (причастия), то же, что и хлеб и вино. Из зооморфных символов Библейских книг стали изображаться олень - прообраз христианского смирения, конь – символ служения Господу и покорного следования Его Воле, прообраз целого народа или человека, ведомого Богом, лев – неподобное подобие Господа нашего Иисуса Христа, два льва - Небесные Силы, помогающие праведникам. Птица – прообраз молитвенной души, вкушающей плоды добродетелей, пава – прообраз нетления и бессмертия, петух - знак Воскресения. Наконец, антропоморфные знаки. Всадник – Ангел или человек, исполняющий Волю Бога, женская фигурка – Церковь Земная, воздетые вверх руки – молитва Земной Церкви.

Встречаются и заимствованные геометрические знаки. И это далеко не весь список символов, рассматриваемых Уваровым на основе церковной археологии и предании Церкви. Все они встречаются в вышитых композициях на полотенцах, ширинках, подзорах и на одежде православных народов. О каждом из этих знаков за двадцать веков проповеди христианской веры написано немало. Судя по всему, русский народ очень хорошо был знаком и с устным преданием Церкви и с этими письменными источниками, так как нет такого народного узорочья, в котором не проповедовалось бы Православие. Эти же знаки мы встречаем и в православной храмовой архитектуре, и на алтарных преградах, и на тканях священнических облачений, и на вышитых крестьянских полотенцах.

Безусловно, свое православное значение имеет и цвет вышивок. И по сей день во все праздники православные священники облачаются в праздничные одежды определенного цвета, а в Пасху во время Богослужения снимают с себя великопостные темные одеяния и облачаются в одежды всех праздничных цветов, по очереди. Венчает эту радугу красок в пасхальной череде – белый цвет. Та же символика цвета имеет место и в окраске куполов, по которым за версту можно было определить, в честь какого события освящен храм. Рассмотрим, как соотносится символика цвета в многовековом искусстве православной Церкви и в устном народном творчестве.

Красный (алый, багровый, бардовый, розовый) цвет. В фольклорном слове: "Расчесал милый кудри, утеха моя! По алому кафтану, надежа моя!", "Да еще все цветики аленьки, один всех алее, да еще все дружочки миленьки, один всех милее". Красный в русском фольклоре – это синоним прекрасного, возвышенного, имеющего царское достоинство, посвященного Христу. Это цвет Крестной Жертвы Христа, цвет пасхальной радости, радости вечной любви и жизни вечной. Именно этот цвет преимущественно используется в народной вышивке. Не случайно и венчальный, свадебный сарафан был красного цвета.

Белый цвет. В фольклорных текстах: "бело личико", "белы рученьки", "как лебедь белая". На Руси вышивали красным по белому и белым по красному. Белый цвет - цвет неземной чистоты и святости, цвет божественного, ангельского достоинства, цвет духовного преображения.

Серебряный и золотой цвет. Цвет святых угодников Божиих, которые в священных текстах сравниваются с золотом и серебром очищенным. Ангелы препоясаны по груди золотыми лентами, праведникам Господь обещает золотые венцы, венцы славы и чести. Парчовые золотые и серебряные облачения носят священники в дни памяти преподобных.

Золотыми и серебряными венцами, украшенными жемчугом и дорогими каменьями, в Церкви венчают непорочных молодых, вступающих в благословенный Богом брак, во время этого ритуала принято обмениваться кольцами. О Новом Иерусалиме, убранном как невеста, украшенная для мужа своего, в Библии говориться: город - чистое золото, как прозрачное стекло.

В фольклорных текстах: "злат перстень", "колечко золотое", "золотой венец", "венец жемчужный", "Он в козловы сапоги обряжается, он во цветное платье снаряжается, он походит, молодец, во Божью Церковь… Он ведь крест – от кладет по писанному, он молитву творит сам Иисусову, на все стороны четыре поклоняется, в три ряда у него кудри завиваются. Во первой ряд завивались чистым серебром, во второй раз завивались красным золотом, во третий ряд завивались скатным жемчугом". "Она шила, вышивала чистым золотом"...

Синий (голубой, лазоревый) цвет. Цвет небесной, девственной чистоты пресвятой Девы Марии. В одежды голубых и белых оттенков облачаются священники в дни памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников.

В произведениях фольклора: "что лазоревый цветок – красны девушки у нас", "синь кафтан оболокала".

Зеленый цвет. Цвет Святаго Духа, который все животворит, Им все дышит, все растет и процветает. Зеленый цвет - цвет жизни вечной, цвет неувядающих райских садов, которые не знают смерти и тления, цвет вечной весны и лета Господня. В зеленых облачениях священники выходят в День Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим и в дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, исполненных Духа Святаго. В священных текстах кедры ливанские, зеленые виноградники, цветущие травы, густая листва, ветви - прообразуют собой праведников, увядание трав и цветов – бренность человеческой жизни, сухие травы – грешников.

В фольклорных текстах: "травушка муравушка зелененькая", " верба моя вербочка, с винограду веточка", " что за травушка за муравушка! Что за молодцы разудалые", "Не созревши, зеленую (черемушку) нельзя заломать, - не узнавши, красную девку нельзя замуж взять".

Черный цвет. Иноческие облачения имеют черный цвет. Он прообразует отрешенность от мира, глубокое покаяние, углубленное самосозерцание, как бы постоянное пребывание человеческой души во аде, с надеждой взирающей на Господа, смерть для греха. Это цвет земли и тления. В Великий пост священство и носит темные одежды в память о крестных муках Христа, Его погребении и сошествии во ад. В музеях России и в частных коллекциях есть образцы мужских рубах с вышивкой черной нитью по белому.

В фольклорных текстах: "черная тоска – кручинушка", "черна черничка, красна земляничка", "чернички мои, сестрички мои", "черна ряса". Все эти цвета и символические знаки известны еще с эпохи верхнего палеолита, с приятием христианства все они были переосмыслены, в Слове Божием (в Библии) им возвращен богоданный и изначальный смысл. Поиски многоразличных языческих дохристианских толкований индоевропейского узорочья, безусловно, имеют научный интерес, но к искусству русского православного народа они не имеют уже никакого отношения.

Ольга Тимонина

Цитировано по:

Обрядовая роль полотенец в православной традиции //

Записки Филиала РГГУ в г. Великий Новгород. Выпуск № 8