» »

Южная осетия война. Потери в технике Грузии. Официальные российские данные

22.09.2019

Интересные подробности Цхинвальской войны на суше, на море и в воздухе, хотя статья и весьма объемна.

"Особую озабоченность вызвали результаты боевых действий авиации, судя по всему, не связанных единым замыслом, в ходе которых она понесла сравнительно большие потери, и фактическое бездействие войсковой ПВО, не принявшей достаточных мер по воспрещению действий авиации противника".


Вооруженный конфликт в Южной Осетии и Абхазии 8-12 августа 2008 г.

А. Рубан

Предыстория конфликта.

Грузино-абхазский конфликт.
4 мая 1921 г. на территории Абхазии была установлена советская власть, и 31 марта того же года Абхазия была провозглашена Социалистической Советской республикой. Существовавший к тому моменту Ревком Советской Социалистической республики Грузии признал ССР Абхазию в качестве независимого государства, более того, это случилось даже за 10 дней до провозглашения ССР Абхазии.
Добровольное вхождение ССР Абхазии в состав ССР Грузии произошло 16 декабря 1921 г. 13 декабря Абхазия в составе Грузии вошла в состав Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР), в свою очередь 30 декабря 1922 вошедшей в состав СССР вместе с РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР.


19 февраля 1931 г. ССР Абхазии была преобразована в автономную республику. За понижением статуса Абхазии последовали шаги по искусственному увеличению численности грузинского населения Абхазии и уменьшению доли лиц абхазской национальности в партийном и советском руководстве республики. С этого же времени было отменено преподавание в средних школах абхазского языка, которое было заменено обязательным изучением грузинского. В итоге к началу 1990-х годов абхазы составляли всего 17% от общей численности населения Абхазской АССР.
Все эти шаги, ущемлявшие абхазское национальное самосознание, привели к развитию межнационального конфликта, наиболее яркими проявлениями которого стали массовые выступления абхазского населения автономной республики с требованиями о выходе из состава Грузинской ССР и о вхождении в состав РСФСР, имевшие место в апреле 1957 г., апреле 1967 г. и мае-сентябре 1978 г.
Очередное обострение конфликта произошло в июле 1989 г., когда в результате столкновений между грузинами и абхазами в г. Сухуми погибли 16 человек и около 140 были ранены. Для ликвидации массовых беспорядков были применены Внутренние войска МВД СССР. Атмосфера накалялась и в дальнейшем. Это было связано с избранием первым президентом Грузии крайнего националиста З. Гамсахурдиа.
После распада СССР, 21 февраля 1992 г. правящий тогда в ставшей независимой Грузии Военный совет (свергнувший Гамсахурдиа, но в целом разделявший его националистические взгляды) объявил об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 г. и восстановлении действия Конституции Грузинской демократической республики 1921 г. Абхазское руководство восприняло отмену конституции Грузинской ССР как фактическую отмену автономного статуса Абхазии, и 23 июля 1992 г. Верховный Совет Абхазской АССР (при бойкоте сессии со стороны депутатов грузинской национальности) восстановил действие Конституции ССР Абхазии 1925 г., согласно которой Абхазия являлась суверенным государством.
14 августа 1992 г. между Грузией и Абхазией началась война, продлившаяся до сентября 1993 г., и закончившаяся поражением Грузии и фактическим изгнанием грузинского населения с территории Абхазии. 14 мая 1994 г. в Москве между грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. На основе этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня 1994 г. размещены Коллективные силы по поддержанию мира (КСПМ) СНГ, в задачу которых входило поддержание режима прекращения огня в зоне конфликта.
КСПМ СНГ, полностью укомплектованные российскими военнослужащими, контролировали 30 километровую зону ограничения вооружений вдоль тогдашней административной границы Грузии и Абхазии. Максимальное количество контингента КСПМ было определено в 3 тыс. человек, причем эта квота до 2008 г. Россией не выбиралась.
2 апреля 2002 г. был подписан грузино-абхазский протокол, согласно которому патрулирование верхней части Кодорского ущелья (территория Абхазии, оставшаяся под контролем Грузии) было поручено КСПМ СНГ и военным наблюдателям ООН.
Обострение обстановки в зоне грузино-абхазского конфликта началось после прихода в 2003 г. к власти в Грузии проамериканского руководства во главе с президентом М. Саакашвили, поставившим перед собой цель любой ценой добиться возвращения бывших абхазской и югоосетинской автономий в состав Грузии.
25 июля 2006 г. подразделения грузинских вооруженных сил и МВД численностью до 1,5 тыс. человек были введены в Кодорское ущелье для проведения операции против местных вооруженных формирований Э. Квициани, отказавшегося подчиниться требованию тогдашнего министра обороны Грузии сдаться властям. Официальные переговоры между Сухуми и Тбилиси после этого были прерваны. Грузинскими властями на территории Кодорского ущелья было размещено т.н. «правительство Абхазии в изгнании».
Все это время напряженность в зоне грузино-абхазского конфликта постоянно нарастала, и весной 2008 г. военно-политическим руководством России было принято решение об увеличении численности КСПМ до официально разрешенных 3 тыс. человек. В течение лета 2008 г. происходили постоянные инциденты, связанные с полетами над Абхазией грузинских БПЛА, несколько из которых было уничтожено.

Грузино-югоосетинский конфликт.
Современная Южная Осетия вошла в состав Российской империи в 1801 г. в составе Грузии. После Октябрьской революции Южная Осетия стала частью Грузинской демократической республики, в то время как Северная Осетия стала частью Терской Советской Республики. В 1918-20 гг. произошла серия восстаний осетинского населения Грузии, требовавшего независимости. Правительство Грузинской демократической республики силой подавило эти выступления.
После установления в Грузии советской власти, в апреле 1922 г. в ее составе была образована Юго-Осетинская автономная область.
В ноябре 1989 г., на волне роста национального самосознания народов Советского Союза, Совет народных депутатов Юго-Осетинской Автономной области Грузинской ССР принял решение о преобразовании ее в автономную республику в составе Грузинской ССР. Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным, после чего в конце ноября при непосредственной помощи высших должностных лиц республики более 15 тысяч человек грузинской национальности пыталось прибыть в административный центр ЮАО г. Цхинвали, чтобы провести там митинг. В результате стычек между участниками акции, осетинами и милицией шесть человек погибли и 167 получили ранения. В Южную Осетию для поддержания порядка были введены Внутренние войска МВД СССР.
20 сентября 1990 г. Советом народных депутатов ЮАО была провозглашена Южно-Осетинская Советская Демократическая Республика с принятием декларации о ее государственном суверенитете.
9 декабря 1990 г. прошли выборы в Верховный Совет Южно-Осетинской Республики. В этот же день Верховный Совет Грузинской ССР принял постановление об упразднении югоосетинской автономии.
В ночь с 5 на 6 января на территорию Южной Осетии были введены подразделения грузинской милиции. После трех недель вооруженных столкновений с местной милицией и ополченцами, грузинская милиция покинула Южную Осетию. Одновременно Грузия начала экономическую блокаду Южной Осетии, прекратив подачу электроэнергии югоосетинским потребителям.
В течение всего 1991 г. на территории Южной Осетии продолжались боевые действия, главным образом, в форме артиллерийских обстрелов Цхинвали с господствующих над городом высот.
4 мая 1991 года Собрание депутатов Советов Южной Осетии всех уровней проголосовало за отмену самопровозглашенной Южно-Осетинской Советской Демократической Республики и возвращение к статусу автономной области. Это решение также было отвергнуто Верховным Советом Грузинской ССР.
1 сентября 1991 года Совет народных депутатов Южной Осетии отменил решения Собрания депутатов Советов всех уровней от 4 мая как юридически неправомочное, упразднила Собрание как неконституционный орган и провозгласила Республику Южная Осетия в составе РСФСР. Это решение также было аннулировано Верховным Советом Грузии.
В декабре 1991 г. части Внутренних войск МВД СССР покинули республику, передав вооружение югоосетинским формированиям.
19 января 1992 года в Южной Осетии прошёл референдум по вопросам независимости Республики Южная Осетия и воссоединении ее с Россией.
В феврале 1992 г. возобновились обстрелы г. Цхинвали грузинской артиллерией. Но, в конечном итоге, Грузия, истощенная начавшейся в конце 1991 г. гражданской войной, была вынуждена в июле 1992 г. пойти на подписание т. н. Дагомысских соглашений, согласно которым на территории Республики Южная Осетия был установлен режим прекращения огня, сформирована трехсторонняя Смешанная контрольная комиссия по урегулированию конфликта и образованы Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ), состоявшие из российского, грузинского и югоосетинского контингентов (примерно по 500 человек в каждом). Такая форма организации миротворческих сил была обусловлена тем, что в отличие от Абхазии, на территории которой после войны почти не осталось грузинского населения, на территории Цхинвальского и Знаурского районов Южной Осетии соседствуют между собой населенные пункты с преобладающим грузинским или югоосетинским населением, а в Ленингорском (Ахалгорском) районе проживает практически только грузинское население.
Также, как и в случае с Абхазией, осложнение обстановки в Южной Осетии было связано с действиями администрации президента М. Саакашвили, благодаря своей резкой антироссийской позиции попавшего под особое покровительство западных государств. В течение 2004-2008 гг. происходило постоянное нагнетание напряженности в зоне грузино-югоосетинского конфликта, вылившееся в конечном итоге 8-12 августа в боевые действия.

Ход боевых действий.

В ночь с 7 на 8 августа с.г. грузинские вооруженные силы предприняли попытку проведения операции по установлению контроля над территорией непризнанной Республики Южная Осетия. Замыслом операции, по некоторым данным, предусматривалось, после непродолжительной артиллерийской подготовки, силами пехотных соединений при поддержке танков нанести удар в направлении административного центра Южной Осетии г. Цхинвали, установить контроль над ним, затем, введя в бой вторые эшелоны, развивать наступление в направлении районного центра г. Джава и Рокского перевала, и к исходу первых суток операции выйти на линию государственной границы Грузии с Россией. В ходе операции предполагалось также активно использовать авиацию и подразделения специального назначения.
Грузинское командование заблаговременно начало создание соответствующей группировки войск в составе трех пехотных бригад (2, 3 и 4 пб), отдельного танкового батальона, подразделений артиллерийской бригады, а также подразделений боевого и тылового обеспечения. Общая численность этой группировки составляла примерно 13 тыс. человек. Для управления грузинскими войсками был организован командный пункт, дислоцированный в р-не г. Гори. Здесь же были сосредоточены войска второго эшелона, в том числе 2 пб, и тыл группировки. Войска первого эшелона составляли 3 и 4 пб, а также подразделения отб. Общее руководство операцией осуществлялось объединенным штабом вооруженных сил Грузии и лично президентом Грузии М. Саакашвили.
Грузинским войскам противостояли югоосетинские вооруженные формирования общей численностью порядка 2000 человек, вооруженные стрелковым оружием и минометами, а также несколькими единицами танков, артиллерийских орудий и систем залпового огня. Кроме того, в зоне конфликта находились Смешанные силы по поддержанию мира.
Боевые действия начались поздним вечером 7 августа - через несколько часов после объявленного президентом Саакашвили прекращения огня, которому предшествовал двухсуточный период серьезного обострения обстановки в зоне грузино-югоосетинского конфликта. Характерно, что военнослужащие грузинского контингента ССПМ непосредственно перед началом боевых действий покинули свои позиции.
В первые часы операции грузинским войска удалось захватить несколько населенных пунктов в Цхинвальском и Знаурском районах и к утру 8 августа выйти к южным окраинам г. Цхинвали, где завязались бои с югоосетинскими вооруженными формированиями. В результате серьезного сопротивления, оказанного грузинским войскам, выполнить поставленные задачи в установленные сроки они не смогли. С утра 8 августа грузинские войска приступили к обстрелу г. Цхинвали с господствующих высот ствольной и реактивной артиллерией и из танковых орудий. Находившийся в зоне конфликта российский контингент ССПМ (2 мсб 135 мсп 19 мсд 58 ОА Северокавказского военного округа, не имевший тяжелого вооружения), понес потери от огня грузинских войск (12 человек).
В связи с началом боевых действий и потерями среди российского контингента ССПМ, политическое руководство Российской Федерации приняло решение о развертывании Объединенной группировки войск (сил) ВС РФ и ее вводе в зону конфликта. Уже в первой половине дня 8 августа батальонные тактические группы 429, 503 мсп и 135 мсп 19 мсд 58 ОА СКВО, преодолев Рокский перевал, вошли на территорию Южной Осетии и практически с ходу вступили в бой с частями грузинских вооруженных сил. Авиация Вооруженных сил РФ после 14 часов 8 августа приступила к выполнению задач по завоеванию превосходства в воздухе, непосредственной авиационной поддержке своих войск и поражению вторых эшелонов (резервов) грузинских войск в районе г. Гори.
Для управления созданной Объединенной группировкой войск (сил) в зоне конфликта на базе управления 58 ОА был создан командный пункт в г. Владикавказ.
Утром 9 августа Президентом России Д. Медведевым было официально объявлено о начале операции по принуждению грузинских властей к миру.
9 и 10 августа части и подразделения ОГВ(С) Вооруженных сил РФ вели боевые действия с целью вытеснения грузинских войск из г. Цхинвали, овладения господствующими над городом высотами, подавления артиллерийских батарей противника, развернутых в окрестностях Цхинвали и предотвращения в дальнейшем обстрелов города грузинской артиллерией и авиацией. Боевые действия в этот период велись в основном силами батальонных тактических групп 429, 503, 693 и 135 мсп 19 мсд, 71 мсп 42 гв. мсд 58 ОА, 76 гв. дшд и 98 гв. вдд во взаимодействии с югоосетинскими вооруженными формированиями при поддержке ствольной и реактивной артиллерии 292 сап и 1415 ореадн 19 мсд 58 ОА и авиации 4 ВА ВВС и ПВО и авиационных частей и соединений Центра. Одновременно происходило наращивание Объединенной группировки войск (сил) ВС РФ на территории Южной Осетии: был продолжен ввод соединений и частей 58 ОА, в том числе 136 гв. омсбр; также в зону боевых действий были переброшены 45 гв. орп СпН ВДВ, 10 и 22 обр СпН ГРУ ГШ.
Прикрытие войск объединенной группировки от нападений с воздуха возлагалось на 481 зрп 19 мсд, вооруженный самоходными ЗРК «Оса-АКМ» и на 67 зрбр 58 ОА, укомплектованную самоходными ЗРК «Бук-М1».
Помимо применения авиации, штабом ОГВ(С) на 9-10 августа были спланированы ракетные удары по отдельным целям на территории Грузии. По некоторым данным, для выполнения задач в соответствие с этим планом были привлечены дивизион ОТРК «Искандер-М» 60 учебного центра боевого применения РВиА и дивизион ТРК «Точка-У» из состава 114 ракетной бригады СКВО.
В целом, по информации Генштаба ВС РФ, численность группировки российских Вооруженных сил в зоне конфликта - 12 тыс. человек - примерно соответствовала численности противостоящих грузинских войск.
Фронтовая и дальняя авиация ВВС РФ 9-10 августа подвергла бомбардировкам военные объекты, находившиеся вблизи н. п. Сенаки, Поти, Хони, Копитнари, Они, Марнеули и Омаришара (последний находится в Кодорском ущелье).
Одновременно с началом боевых действий в зоне грузино-югоосетинского вооруженного конфликта обострилась и обстановка в зоне грузино-абхазского вооруженного конфликта. Связанное с Южной Осетией договором о военной помощи, абхазское правительство 9 августа отдало приказ своим войскам выдвинуться в зону ограничения вооружений в верхней части Кодорского ущелья. Здесь, однако, выдвигающиеся абхазские формирования были остановлены постами КСПМ СНГ. Абхазская артиллерия и авиация начали обстрел верхней части Кодорского ущелья. В этой обстановке было принято решение об усилении контингента КСПМ. 8 августа из базы Черноморского флота в Севастополя в зону конфликта вышел отряд военных кораблей ВМФ РФ в составе гвардейского ракетного крейсера «Москва», сторожевого корабля «Сметливый», малого ракетного корабля «Мираж», ракетного катера Р-109, малого противолодочного корабля МПК-199 «Касимов», большого десантного корабля «Цезарь Куников» и базового тральщика «Турбинист». На борту БДК «Цезарь Куников» находилось подразделение морской пехоты численностью не менее 100 человек с вооружением и техникой. Из Новороссийска вышел и 10 августа присоединился к указанному отряду кораблей БДК «Саратов» с личным составом и техникой усиленной батальонной тактической группы 7 гв. дшд. 10 августа эти подразделения были высажены с десантных кораблей на берег в р-не г. Очамчира. Одновременно на сухумский аэродром «Бабушара» посадочным способом были высажены еще четыре усиленные батальонные тактические группы 76 гв. дшд и 31 гв. одшбр. Железнодорожным транспортом на территорию Абхазии были переброшены части 20 мсд. В общей сложности, по данным МО РФ, дополнительная группировка российских войск в Абхазии насчитывала более 9 тыс. человек и свыше 350 единиц техники.
В 18-45 10 августа российские военные корабли были атакованы пятью грузинскими ракетными катерами, один из которых («Тбилиси»), по данным Генштаба ВС РФ, был поражен двумя ПКР, запущенными с МРК «Мираж». Около 19-10 МРК «Мираж» произвел пуск ЗУР по еще одному катеру, который получил повреждения. После этого грузинские катера атаку прекратили и вернулись в свою базу. Впоследствии, однако, информация о поражении РКА «Тбилиси» противокорабельными ракетами была опровергнута независимыми источниками. По их данным, «Тбилиси» действительно был уничтожен, но не в ходе морского боя, а позднее, подразделением российских воздушно-десантных войск, в своей базе Поти вместе с другими грузинскими военными кораблями.
10 августа, примерно в это же время, грузинские власти дали согласие на ввод дополнительных сил КСПМ на территорию Зугдидского района Грузии.
В течение 11 августа части и подразделения ОГВ(С) Вооруженных сил РФ выполняли задачи по нанесению поражения грузинским войскам на территории Южной Осетии и к исходу дня установили полный контроль над городами Цхинвали и Знаури и их окрестностями. Российская военная авиация 11 августа продолжала выполнение задач по поражению наземных целей, как в тактической глубине грузинской обороны, так и по целям на территории Грузии в районе н. п. Поти, Хони, Сенаки, Зугдиди, Коджори, Вазиани, Кутаиси, Гори, Шавшеби, Карели, Мцхета, Болниси, Марнеули, Сачхере а также по целям в окрестностях г. Тбилиси.
Поздним вечером 11 августа среди личного состава грузинских войск, находившихся в районе г. Гори стал распространяться слух о наступлении российских войск в направлении города. Этот слух не подтвердился, однако он спровоцировал стихийное неорганизованное бегство грузинских военнослужащих из окрестностей Гори. В ходе беспорядочного отхода в самом городе и вдоль шоссе Гори-Тбилиси было брошено значительное количество тяжелого вооружения и военной техники. При этом управление грузинскими войсками было полностью потеряно. Глубокой ночью с 11 на 12 августа остатки горийской группировки грузинских войск без тяжелого вооружения сосредоточились в р-не н.п. Мцхета в 15 км от Тбилиси. После этого организованное сопротивление грузинских войск в зоне грузино-югоосетинского вооруженного конфликта прекратилось.
12 августа части и подразделения ОГВ(С) при поддержке фронтовой и армейской авиации перешли административную границу Республики Южная Осетия с Грузией и установили контроль над соседними районами Грузии.
С утра этого же дня абхазские вооруженные формирования начали боевые действия против подразделений МВД Грузии, находящихся в верхней части Кодорского ущелья. В результате к полудню 12 августа подразделения грузинского МВД были разоружены и покинули Кодорское ущелье. Одновременно в Зугдидский район Грузии был осуществлен ввод дополнительного контингента КСПМ, решение о котором было принято вечером 10 августа.
К 15-00 12 августа боевые действия в Грузии были прекращены, и президент России Д. Медведев объявил о завершении операции по принуждению грузинских властей к миру. К этому моменту части Вооруженных сил РФ контролировали территорию Южной Осетии и прилегающие к ней районы, в том числе Горийский, зону ограничения вооружений вдоль административной границы Грузии и Абхазии, а также города Зугдиди, Сенаки и Поти.
18 августа, в соответствии с подписанным при посредничестве президента Франции Н. Саркози планом урегулирования грузино-югоосетинского конфликта, начался вывод подразделений ВС РФ с территории Грузии, полностью завершившийся к 9 октября. В этот же день Советом глав МИД стран СНГ было принято техническое решение о прекращении деятельности Коллективных сил по поддержанию мира на территории Абхазии. Для обеспечения безопасности Республики Абхазия и Республики Южная Осетия высшим военно-политическим руководством России было принято решение о развертывании на их территории двух мотострелковых бригад численностью 3800 человек в каждой.

Потери сторон конфликта.

По информации Генерального штаба ВС РФ в ходе боевых действий безвозвратные потери Вооруженных сил России составили 71 человек убитыми и 323 - ранеными. Официально признана потеря трех штурмовиков Су-25 и одного дальнего бомбардировщика Ту-22М3 (по неофициальным данным потери авиации ВС РФ составили семь самолетов: дальний бомбардировщик Ту-22М3, фронтовой бомбардировщик Су-24, самолет-разведчик Су-24МР и четыре штурмовика Су-25). Еще один штурмовик Су-25 был поражен ракетой ПЗРК «Игла», но сумел вернуться на свой аэродром. В связи с многочисленными публикациями в СМИ относительно целесообразности применения в конфликте самолетов дальней авиации, представляется нужным отметить, что эти самолеты, помимо большой дальности полета, обладают также и значительной боевой нагрузкой, и при грамотном применении небольшое количество самолетов ДА могут нанести ощутимый ущерб противнику. С этой точки зрения применение дальних бомбардировщиков Ту-22М3 в конфликте выглядит вполне оправданным.
Точные данные о потерях грузинских войск отсутствуют. По данным иностранной печати, было убито 198 грузинских военнослужащих, ранено - 1700. Уничтожены практически все самолеты и вертолеты ВВС Грузии, в том числе 12 штурмовиков Су-25 различных модификаций. В порту Поти был уничтожен весь корабельный состав грузинских ВМС. Большое число вооружений и техники грузинских сухопутных войск досталось России в качестве трофеев.
Данные о потерях югоосетинских и абхазских вооруженных формирований отсутствуют.

Итоги конфликта.

Военные итоги.
Военным итогом вооруженного конфликта стало нанесение серьезного поражения грузинским вооруженным силам и значительное уменьшение военной опасности для Южной Осетии и Абхазии. Вооруженные силы РФ в целом успешно выполнили поставленные перед ними задачи. Главными факторами, определившими поражение грузинских войск, являлись решительность действий российских войск и низкий уровень морально-психологического состояния личного состава грузинских войск.
Применение Вооруженных сил РФ в данном вооруженном конфликте было осуществлено в форме создания Объединенной группировки войск (сил), ранее неоднократно опробованной в ходе внутренних вооруженных конфликтов на Северном Кавказе, и в очередной раз подтвердившей свою целесообразность и эффективность.
В дни конфликта в прессе было высказано много упреков в адрес высшего военного руководства РФ за якобы проявленные им нерешительность и медлительность в принятии решений на развертывание и применение объединенной группировки войск, в отсутствии заранее разработанных планов реализации этих мероприятий. Как представляется, многие из этих упреков необоснованны. Совершенно очевидно, что для того, чтобы развернуть ОГВ(С) в течение двух суток, необходимо было провести предварительную разработку и утверждение планов такого развертывания, что требует значительного времени. Сам ввод войск, с учетом особенностей данного театра военных действий, также был проведен в минимально возможные сроки. Возможно, до некоторой степени справедливы упреки в адрес разведывательных органов Вооруженных сил России, чья более своевременная и точная информация о планах грузинского нападения позволила бы сэкономить время и задействовать объединенную группировку на более ранних этапах конфликта.
Особую озабоченность вызвали результаты боевых действий авиации, судя по всему, не связанных единым замыслом, в ходе которых она понесла сравнительно большие потери, и фактическое бездействие войсковой ПВО, не принявшей достаточных мер по воспрещению действий авиации противника. Эти недостатки, видимо, можно объяснить существующими трудностями в организации взаимодействия авиации вооруженных сил, в том числе и по линии ПВО, с объединенными группировками войск (сил), которые при данной организационно-штатной структуре не удается преодолеть.
В целом, вооруженный конфликт в Южной Осетии вновь подтвердил актуальность создания в России межвидовых оперативно-стратегических объединений (по образцу американских объединенных командований), уже в мирное время включающих в свой состав как части сухопутных войск, так и ВВС и ПВО, а на приморских направлениях - и флота. Действуя по единому замыслу и под единым командованием, такие объединения смогли бы добиться более впечатляющих результатов, чем те, которые имеются сейчас - при применении существующих объединенных группировок.
На тактическом уровне также было отмечено несколько симптоматичных эпизодов, свидетельствующих о тревожном состоянии Вооруженных сил. Например, вызывает недоумение факт применения зенитного ракетного комплекса «Оса-М» МРК «Мираж» против надводной цели при отражении атаки грузинских ракетных катеров. Малые ракетные корабли проекта 12341, к которому принадлежит «Мираж», оснащены противокорабельным ракетным комплексом «Малахит» с шестью пусковыми установками ПКР П-120, что делает их очень опасным оружием. Применение только двух ПКР из шести может говорить либо о произошедшем во время боя отказе комплекса «Малахит», либо о недостаточном количестве ПКР на борту корабля, шедшего в зону боевых действий. Само по себе неудачное применение ракетного комплекса «Малахит» также весьма показательно.

Политические итоги.
Главным политическим итогом конфликта стало признание Россией, ранее поддерживавшей территориальную целостность Грузии, государственной независимости Абхазии и Южной Осетии и драматическое изменение формата отношений России с ведущими западными странами. В течение всех прошедших с момента окончания «холодной войны» лет Запад в своей политике исходил из предположения о том, что Россия, отказавшаяся от коммунистической идеологии, стремиться стать частью Запада. Поэтому все попытки России заявить о самостоятельности ее внешней политики и неприятия навязываемого неравноправного «партнерства» с Западом воспринимались последним лишь как имперские рецидивы, которые вредят долгосрочным интересам самой России (в том виде, в каком понимал их Запад), и которые, в конечном счете, следует просто игнорировать. Последняя попытка донести российскую точку зрения с помощью риторики была предпринята президентом Путиным в т. н. «мюнхенской речи», произнесенной им в феврале 2007 г. Тем не менее, никаких существенных сдвигов в подходах Запада к России после этого не произошло. Стало очевидно, что подтвердить свои претензии Россия сможет, лишь одержав убедительную военную победу в одной из точек геополитического противостояния с Западом. Это произошло в Грузии. В краткосрочной перспективе меры, которые пытается предпринять в отношении России Запад для т.н. «наказания» России, не окажут серьезного влияния на существо отношений между ними. В долгосрочном же плане, в случае, если западные страны не сделают из всего произошедшего верных выводов (а все говорит о том, что верных выводов сделано не будет), и не изменит своего поведения в отношении России, то угроза международному миру может сильно возрасти. России необходимо быть к этому готовой.

Вооруженные силы Грузии до начала конфликта.

После прихода к власти в Грузии президента М. Саакашвили, взявшего курс на евроатлантическую интеграцию, правительства США и других ведущих стран Запада приняли решение об оказании Грузии масштабной помощи в решительной модернизации ее вооруженных сил. Эта помощь оказывается как в форме поставок вооружений и военной техники, так и в форме обучения личного состава.

Органы высшего военного управления.
По конституции Грузии главнокомандующим вооруженными силами республики является ее президент. Административное управление вооруженными силами осуществляется министерством обороны, а оперативное - объединенным штабом.
Министерство обороны осуществляет общее политическое руководство вооруженными силами и решает административные вопросы комплектования и материально-технического обеспечения войск. Объединенный (бывший генеральный) штаб отвечает за разведку, разработку планов подготовки и применения вооруженных сил, осуществляет непосредственное управление войсками.
Органы высшего военного управления ВС Грузии действуют в тесном контакте с представителями вооруженных сил стран НАТО (в основном США), находящимися в стране на постоянной основе.
Военный бюджет МО Грузии на 2008 г. составляет около 1 млрд. долл. (порядка 8% ВВП страны).
Вооружение и военная техника частично досталась Грузии в наследство от бывшего Закавказского военного округа Вооруженных сил СССР, а также была импортирована из США, Великобритании, Франции, Турции, Греции, Израиля, Чехии, Болгарии, Литвы, Латвии, Эстонии и Украины.

Состав вооруженных сил.
Вооруженные силы Грузии (26500 человек) состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил и национальной гвардии. Кроме того, в состав ВС Грузии входит группа специального назначения (около 1500 человек), подчиненная непосредственно начальнику объединенного штаба.

Сухопутные войска.
Сухопутные войска (21750 человек) являются основным и самым многочисленным видом ВС Грузии. Организационно они состоят из пяти пехотных, артиллерийской и инженерной бригад, и семи отдельных батальонов (бронетанкового, легкой пехоты, военной полиции, радиоэлектронной разведки, материального обеспечения, связи и медицинского).
Пехотная бригада (3300 человек) считается основным тактическим соединением сухопутных войск Грузии, способным вести самостоятельные боевые действия. Она состоит из штаба (60 чел.), штабной роты (108 чел.), трех батальонов легкой пехоты (по 591 чел.), смешанного механизированного батальона (380 чел.), артиллерийского дивизиона (371 чел.), батальона МТО (288 чел.), разведывательной роты (101 чел.), инженерной роты (96 чел.) и роты связи (88 чел.). На вооружении пехотной бригады находятся 30 танков Т-72, 17 БМП, 18 122-мм орудий Д-30, 12 120-мм минометов, 4 ЗСУ-23-4. Подразделения пехотных бригад насыщены переносными противотанковыми и зенитными ракетными средствами (всего в сухопутных войсках насчитывается порядка 150 комплектов ПТРК и до 200 - ПЗРК).
Артиллерийская бригада (1200 человек) является резервом объединенного штаба. В нее сведены все артиллерийские системы калибром 152 мм и выше, а также РСЗО. Бригада состоит из штаба, штабной батареи и четырех артиллерийских дивизионов. На ее вооружении находятся 60 артиллерийских орудий и 42 установки залпового огня (3 152-мм орудия 2А36 «Гиацинт-Б», 11 2А65 «Мста-Б», 6 203-мм САУ 2С7 «Пион», 1 152-мм САУ 2С19 «Мста-С», 26 152-мм СПГ «Дана», 13 152-мм САУ 2С3 «Акация», 16 122-мм РСЗО БМ-21, 6 122-мм РСЗО RM-70, 12 128-мм РСЗО «Пламень», 4 160-мм РСЗО LAR-160, 4 262-мм РСЗО «Оркан»), а также 10 легкобронированных тягачей МТ-ЛБ и 15 зенитных орудий ЗУ-23-2.
Инженерная бригада оснащена двумя инженерными машинами разграждения ИМР-2, двумя путепрокладчиками БАТ-2, пятью танковыми мостоукладчиками МТУ-20, тремя танковыми мостоукладчиками МТ-55А, а также 100 комплектами переносных зарядов разминирования H-PEMBS и 50 - L-PEMBS.
Отдельный бронетанковый батальон состоит из штаба, штабной роты, двух бронетанковых рот (200 чел.), механизированной роты (120 чел.) и артиллерийского дивизиона. Батальон имеет на вооружении 35 танков Т-72, 17 боевых машин пехоты и 12 120-мм минометов.
Кроме того, в интересах сухопутных войсках применяются подразделения БПЛА, формально входящие в состав МВД Грузии, на вооружении которых стоят беспилотные самолеты-разведчики «Hermes-450» израильского производства.

Военно-воздушные силы.
ВВС (1815 человек) предназначены для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам, прикрытия объектов вооруженных сил и гражданской инфраструктуры от ударов с воздуха, ведения разведки, высадки тактических воздушных десантов и осуществления перевозок личного состава и воинских грузов.
Организационно ВВС состоят из эскадрильи самолетов-штурмовиков, дислоцированной на аэродроме «Марнеули», вертолетной эскадрильи (аэродром «Алексеевка»), двух зенитно-ракетных дивизионов, отдельного дивизиона ПВО и пяти радиолокационных постов.
В ВВС насчитывается 60 самолетов и вертолетов (10 Су-25КМ, 2 Су-25УБ, 10 L-39, 6 Ми-24, 16 Ми-8, 10 UH-1H, 6 AB-212, 2 Ми-14, 2 Ми-2), а также 8 ПУ ЗРК С-125М «Нева-М», 6 ПУ ЗРК «Бук-М1», 10 самоходных ЗРК «Оса-АКМ», 15 зенитных орудий С-60, 5 РЛС (2 36Д6-М, 3 1РЛ131), комплекс радиотехнической разведки «Кольчуга-М».

Военно-морские силы.
ВМС страны (890 человек) предназначены для охраны побережья и территориальных вод, оказания поддержки войскам, действующим на приморских направлениях и высадки десантов. В боевом составе ВМС насчитывается до 20 военных кораблей малого водоизмещения и катеров, в том числе: ракетные катера «Диоскурия» (пр. «Комбатанте-2») и «Тбилиси» (быв. РКА «Конотоп» пр. 206-МР), артиллерийский катер «Акмета» (быв. торпедолов пр. 368Т), малые десантные корабли «Гурия» и «Атия» (пр. 106К «Выдра»), патрульные катера американского производства типа «Пойнт» Р-210 «Цотне Дадиани» и Р-211 «Генерал Мазниашвили», а также патрульные катера «Гантиади» (переоборудован из сейнера) и «Кутаиси» (пр. АВ-30 «Тюрк»), сторожевые катера «Георгий Торели» (быв. поисково-спасательный катер пр. 205П), «Иверия» и «Местия» (переоборудованы из спасательных катеров Р-267 «Дилос» и Р-269 «Линдос»).

Национальная гвардия.
Грузинская национальная гвардия (550 человек) предназначена для оказания помощи населению во время стихийных бедствий, подготовке резервистов, проведения мобилизации, проведения различных воинских ритуалов. В ее составе находятся: мобилизационные штабы, учебный центр горной подготовки, учебные центры подготовки резервистов, рота почетного караула и медицинский батальон.

Оперативная и боевая подготовка.
Оперативная и боевая подготовка личного состава вооруженных сил Грузии проводится по планам, согласованным с представителями вооруженных сил США. Она проводится в ходе повседневной деятельности и ежегодных учений. Особое внимание уделяется воспитанию личного состава в духе национализма, выработке необходимых морально-психологических качеств, которые до настоящего времени пока еще остаются на довольно низком уровне.

Комплектование.
Комплектование грузинских вооруженных сил осуществляется на добровольной основе. Кроме того, в Грузии создан резерв вооруженных сил, также формируемый добровольно. Количество подготовленных резервистов составляет 15 тыс. человек, однако, в планах командования ВС Грузии увеличить это число до 100 тыс. человек.
Подготовка сержантского состава и младших офицеров проводится в учебных центрах на территории Грузии. Подготовка старших офицеров (уровня командира батальона и выше) ведется в соответствующих военных учебных заведениях зарубежных стран: США, Турции, Франции, Болгарии, Венгрии, Латвии, Эстонии, Украины.

Сокращения, принятые в статье:

гв.вдд - гвардейская воздушно-десантная дивизия
гв. дшд - гвардейская десантно-штурмовая дивизия
гв. одшбр - гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада
гв. орп - гвардейский отдельный разведывательный полк
зрбр - зенитная ракетная бригада
зрп - зенитный ракетный полк
мсб - мотострелковый батальон
мсд - мотострелковая дивизия
мсп - мотострелковый полк
обр - отдельная бригада
омсбр - отдельная мотострелковая бригада
омсп - отдельный мотострелковый полк
ореадн - отдельный реактивный дивизион
отб - отдельный танковый батальон
пб - пехотная бригада
сап - самоходный артиллерийский полк

Иллюстрации

Грузинский танк Т-72, захваченный российскими войсками
Малый ракетный корабль «Мираж» пр. 12341 из состава 166 Новороссийского дивизиона малых ракетных кораблей 41 бригады ракетных катеров ЧФ ()
Ракетный катер «Тбилиси», уничтоженный подразделением ВДВ РФ
Большой десантный корабль «Цезарь Куников» пр.775 из состава 197 бригады десантных кораблей 30 дивизии надводных кораблей ЧФ ()
Подразделение грузинских войск на марше
Специальное транспортное средство ГАЗ-2330-14 «Тигр» из состава 10 обр СпН ()
Фотографии брошенной грузинской техники в окрестностях Гори сделаны Артемом Драбкиным 12 августа 2008 г.:
армейские автомобили типа М35
122-мм самоходные пушки-гаубицы «Дана», поставленные из Чехии
122-мм самоходная пушка-гаубицы «Дана», поставленная из Чехии
Противотанковое орудие МТ-12 советского производства

Четыре года назад, в ночь на 8 августа 2008 года, грузинские войска атаковали Южную Осетию и разрушили часть ее столицы Цхинвали.

После вооруженного конфликта, длившегося до лета 1992 года, Грузия потеряла контроль над Южной Осетией. С тех пор Цхинвали добивался признания независимого статуса Южной Осетии, в то время как в Тбилиси продолжали считать эту территорию составной частью Грузии, предлагая осетинам лишь автономию.

Обстановка в зоне грузино-осетинского конфликта вечером 1 августа . Массированным обстрелам с грузинской стороны подверглись город Цхинвали и ряд других населенных пунктов. В зоне конфликта несколько часов шел бой с применением стрелкового оружия, гранатометов и минометов. Появились первые человеческие жертвы и значительные разрушения. Южная Осетия начала эвакуацию своих жителей в Северную Осетию, в первые два дня после обстрелов 2,5 тысяч жителей покинули свои дома.

2 августа посетивший Южную Осетию госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили после встреч с представителями миссии наблюдателей ОБСЕ, с начальником штаба миротворческих операций минобороны Грузии генералом Мамукой Курашвили и командующим Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) генералом Маратом Кулахметовым заявил, что власти Грузии не видят альтернативы прямым переговорам между Тбилиси и Цхинвали и высказывают готовность к проведению переговоров без предварительных условий. Власти Грузии, сказал Якобашвили, примут все ситуации.

3 августа грузинская сторона к границам Южной Осетии. Со стороны военной базы в Гори к Цхинвали выдвинулась артиллерийская колонна в составе одного дивизиона артиллерийских установок Д-30 и двух минометных батарей, являющихся составной частью четвертой мотопехотной бригады министерства обороны Грузии.

16 августа план по урегулированию конфликта в Грузии подписал президент России Дмитрий Медведев.

17 августа в непризнанной республике было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц. На территории Цхинвали был введен комендантский час, то есть запрет гражданам находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, с 21 часа 00 минут до 6 часов 00 минут.

20 августа с 21:00 чрезвычайное положение на всей территории Южной Осетии и комендантский час в Цхинвали "в связи со стабилизацией обстановки в Южной Осетии".

21 августа Абхазия и Южная Осетия по результатам "общенациональных сходов" президентов и парламентов республик с просьбой признать независимость самопровозглашенных государств.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Картирование конфликта.

Вооруженный конфликт в Южной Осетии в августе 2008 года.

Вооруженный конфликт в Южной Осетии происходил в августе 2008 года, 7-16 августа. Конфликт происходил на территории республики Южная Осетия, на границе Грузии и России. Соответственно в конфликте принимали участие Грузия с одной стороны и Россия, Южная Осетия, Абхазия с другой стороны.

Источники Страны-участники

Южная Осетия

Во многих источниках относительно Южно Осетинского конфликта наблюдается обвинительная позиция к Грузии. Бесспорными участниками, т.е. явными, в данном конфликте, на основе публикаций СМИ, являются Грузия, Южная Осетия., Россия. Но прослеживается тенденция к введению в этот конфликт такого участника как США.

Анализ ресурсов сторон: со стороны Грузии – вооруженные силы Грузии и предположительно участие иностранных инструкторов или наемников. Со стороны Южной Осетии – Вооруженные силы Южной Осетии, а так же 15 тыс. личного состава России.

Экономические ресурсы: в экономическом плане Грузия находилась на хорошем уровне, что создало почву для создания необходимой военной мощи. В ходе конфликта Грузия понесла значительные экономические убытки в военном отношении. Южная Осетия же в экономическом плане, на мой взгляд сама по себе несколько слаба, но покровительство России в сыграло важную роль в этом конфликте.

Вооруженный конфликт в Южной Осетии возник по причине:

Согласно официальной позиции Южной Осетии, России и Абхазии: Ответ на агрессию Грузии против мирных жителей Южной Осетии и российских миротворцев. В южноосетинской интерпретации, война вызвана агрессией Грузии против Южной Осетии, произошедшей в канун Олимпийских игр. Кодовое название блицкрига - «Чистое поле» - раскрывает суть планов Грузии - провести этническую чистку, превратить в «чистое поле» всю Южную Осетию.

Согласно официальной позиции Грузии: Проведение военной операции в Цхинвальском регионе в ответ на провокации южноосетинских вооружённых формирований; агрессия России против Грузии, которая началась с территории Украины за 6 дней до боевых действий в Южной Осетии. Грузинская сторона заявила, что действия грузинской армии в Южной Осетии были ответом на нарушение режима прекращения огня.

Конфликт Грузии и Южной Осетии это не только вооруженное противостояние в августе 2008 года, этот конфликт имеет давнюю историю и появление данного конфликта как таковое выделить трудно. Рост конфликта происходил в течении многих лет и самый пик его настал в августе 2008 года. Во многом на рост конфликта повлиял не только тот факт что Южная Осетия автономизировалась от Грузии, но факт неблагоприятных отношений России и Грузии.

В начале 2008 года происходило нарастание напряженности в зоне конфликта, а также в отношениях между Россией и Грузией.

6 марта 2008 года было объявлено, что Россия вышла из режима запрета торгово-экономических и финансовых связей с Абхазией; решение Москвы было расценено МИД Грузии как «поощрение сепаратизма в Абхазском регионе и неприкрытая попытка посягательства на суверенитет и территориальную целостность Грузии».

В конце июля - начале августа происходила эскалация грузино-южноосетинского конфликта. Регулярно происходили перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности. Мирные жители Южной Осетии в массовом порядке стали покидать зону конфликта.

Утром 8 августа 2008 года, спустя несколько часов после начала артиллерийского обстрела грузинскими войсками города Цхинвали и позиций российских миротворцев, Россия потребовала немедленного созыва чрезвычайного заседания Совета Безопасности ООН для выработки совместных действий по прекращению насилия «в связи с агрессивными действиями Грузии в отношении Южной Осетии - международно признанной стороны конфликта».

В ходе боевых действий погибли не только члены вооруженных сил противников, но так же многочисленное мирное население и российские миротворцы.

Уже 12 августа 2008 г.было сделано заявление о прекращении миротворческой операции Россией «по принуждению Грузии к миру» и о восстановлении безопасности мирного населения и миротворцев. При встрече с представителями ЕС был создан план об урегулировании конфликта (план Медведева-Саркози):

1. Не прибегать к использованию силы.

2. Окончательно прекратить все военные действия.

3. Свободный доступ к гуманитарной помощи.

4. Вооружённые силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации.

5. Вооружённые силы РФ выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий.

6. Начало международного обсуждения о вопросах будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности.

Главным итогом всего конфликта стал факт сецессии и признание Россией независимости Южной Осетии.

На данный момент ситуация со статусом Южной Осетии так и осталась «висеть в воздухе». Многие аналитики придерживаются мнения что она так и останется непризнанной республикой. Прогноз конфликта таков что противостояние Грузия- Южная Осетия возможно еще продолжится, т.к. за Грузией стоит США, а за Южной Осетией – Россия, эти две силы сами по себе тоже являются противоборствующими сторонами, поэтому ситуация отношений Грузия – Южная Осетия останется неизменной.

Список литературы:

1. М. Макарычев «Кавказский узел. Трагедия в Южной Осетии», Российская газета, 29 декабря 2008 г.

2. Российская газета, «Барак Обама: Россия действует вразрез с международными нормами права», 8 декабря 2008 г.

4. «Американские журналисты опровергли версию грузинского руководства о начале войны в Южной Осетии», 10 ноября 2008г.

5. ООН о конфликте в Южной Осетии.

6. Georgia – South Ossetia conflict escalates

8. Материалы ru.wikipedia.org

Российская военная операция, проходящая с 08.08.2008 по 12.08.2008 года, получила название «Пятидневная война». Данная операция носила миротворческий характер, и явилась ответом на грузинскую агрессию в сторону Южной Осетии. Данная военная операция была первой за всю историю Российской Федерации, которая проходила за пределами её территории.

Война в Южной Осетии началась ночью с 7 на 8 августа. В эту ночь артиллерия Грузии нанесла мощный удар по Цхинвалу, положив начало российско-грузинскому конфликту. Сразу после неспровоцированного артиллерийского удара, нанесённого Грузией, российские войска, которые располагались на границе и территории Южной Осетии, перешли к активным действиям, продолжавшимся на протяжении 5 дней.

Нарастание конфликта в начале 2008 года

Конфликт Грузии и Южной Осетии был обострён ещё с конца 1980-х годов. Первые кровопролитные сражения между Грузией и самопровозглашённой республикой Южная Осетия произошёл ещё в 1991-1992 годах. Тогда Грузия установила полную экономическую блокаду Южной Осетии, что привело к массовой гибели детей и стариков в зимние месяцы. Вследствие данного конфликта огромное количество беженцев старались попасть на территорию России, по пути часто подвергаясь нападениям грузинских военных.

В 2004 году конфликт между Грузией и Южной Осетией опять обострился. Грузинская сторона начала масштабную кампанию по восстановлению целостности страны, считая территорию Южной Осетии исконно своей. В 2004 году на территорию Южной Осетии были введены грузинские войска, а впоследствии началась планомерная бомбардировка осетинских городов и сёл. Только вмешательство России спасло молодую республику от захвата её территории Грузией. Одновременно это обострило российско-грузинские отношения.

В 2008 году, когда напряжённость в южноосетинском регионе достигла предела, Россия сняла квоту фланговых ограничений на размещение военных сил на северном Кавказе. Уже в апреле 2008 года некоторые подразделения 7-ой десантно-штурмовой дивизии были введены на территорию Абхазии и расположились возле грузинской границы.

В конце мая 2008 года на абхазскую территорию вошли железнодорожные российские войска, общей численностью около 400 человек. Данный ввод войск вызвал настоящую истерику у властей Грузии, которые на весь мир заявили, что Россия готовится к полномасштабному вторжению на территорию Грузии, прикрываясь оказанием помощи Южной Осетии.

Вторая половина июля была ознаменована совместными учениями США и Грузии, на которых, по словам военных экспертов, отрабатывалось нападение и захват территории Южной Осетии. В это же время Россия проводила учения «Кавказ-2008», в которых принимали участие подразделения различных военных и силовых структур. Кроме учений, российские железнодорожные войска полностью восстановили железнодорожные пути на территории Абхазии.

Обострение военного конфликта в грузино-осетинском регионе в конце лета 2008 года

Начиная с конца июля на территории Южной Осетии стали систематически происходить различные перестрелки и налёты, от которых правительство Грузии старательно отнекивалось. В результате нестабильности, регион спешно стали покидать мирные жители. Так как конечной целью всех налётов стал город Цхинвал, премьер-министр Южной Осетии Юрий Морозов подписал документы о производстве массовой эвакуации жителей данного города.

В первых числах августа 2008 года концентрация военных сил грузинской армии на границе с Южной Осетией достигла критического предела. Хотя и Грузия, и Россия отрицают присутствие своих регулярных частей на территории Южной Осетии до начала конфликта, некоторые события свидетельствуют о том, что и грузинские, и российские военные подразделения специального назначения уже тогда находились в Южной Осетии. Гибель некоторых контрактников с той и другой стороны в первый день конфликта (8 августа) косвенно свидетельствует об этом.

Кто развязал данный конфликт, мнения противоборствующих сторон

Вплоть до настоящего времени конфликтующие стороны обвиняют друг друга в развязывании данного конфликта. Чтобы разобраться, кто виноват на самом деле, нужно услышать все стороны конфликта и сделать из этого выводы:

  • Мнение правительства Грузии является однозначным и непоколебимым. Они утверждают, что данный конфликт был развязан южноосетинской стороной, которая войдя в сговор с Россией, провела ряд провокаций. По словам Грузии, их вторжение на территорию Южной Осетии было связано с тем, что грузинские военные успели перехватить секретный телефонный разговор, в котором «всплыла» информация о том, что русские войска уже 7 августа вторглись на территорию Южной Осетии;
  • Позицию России в данном вопросе чётко озвучил глава МИД России Сергей Лавров. Он заявил, что единственной причиной ввода Российских войск на территорию Южной Осетии стала военная агрессия Грузии против Южной Осетии. Последствиями грузинской агрессии стали 30 тысяч беженцев, гибель мирных жителей Южной Осетии, гибель российских миротворцев. Все действия грузинской армии на территории Южной Осетии были квалифицированы российской стороной как полномасштабный геноцид. По мнению России, ни одна страна в мире не останется безучастной после нападения на своих миротворцев и мирных граждан, оказавшихся на территории Южной Осетии, поэтому ввод российских войск на территорию Южной Осетии является закономерным и обоснованным;
  • Так как в Европе тоже были заинтересованы выяснить, кто же виноват в российско-грузинском конфликте, была создана Международная независимая комиссия во главе с швейцарским дипломатом Хайди Тальявини. Данная комиссия признала Грузию виновной в развязывании конфликта в Южной Осетии, так как именно Грузия начала бомбардировку Цхинвала. При этом было отмечено, что грузинская атака была начата после множественных актов провокации со стороны Южной Осетии. Российская сторона также была уличена во множестве случаев нарушения международных прав.

Ход боевых действий с 7 по 10 августа 2008 года

Для того чтобы проследить всю хронологию военного конфликта, получившего название «пятидневная война», его нужно изучать, начиная за один день до официального начала, и закончить днём позже, после окончания конфликта.

7 августа все грузинские средства массовой информации поместили информацию о том, что лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты подготовился к ведению массовых боевых действий по захвату территорий Грузии. Так как нападение небольшой южноосетинской армии на Грузию звучало абсурдным, СМИ сообщили, что вместе с армией Южной Осетии против Грузии выступят многочисленные отряды российских добровольцев, которые на самом деле являются регулярными частями российской армии. Сам лидер Южной Осетии находится в Джавы, откуда он и будет руководить боевой операцией.

Вторая половина дня 7 августа была посвящена телевизионному обращению президента Грузии Михаила Саакашвили, который призывал грузинских военных прекратить огонь в одностороннем порядке, а Россию призвал стать гарантом переговоров Грузии с Южной Осетией, в которых он гарантировал дать Южной Осетии максимально широкую автономию в составе Грузии.

Вместе с этим Саакашвили гарантировал полную амнистию всем вооружённым формированиям Южной Осетии, к которым он относил и армию. В результате данных переговоров, обе стороны договорились прекратить огонь до переговоров, которые планировалось провести 8 августа.

В 23.30 Грузия открыла массированный огонь по Цхинвалу. Грузинское правительство заявило, что вынуждено было открыть огонь, так как Южная Осетия не прекращала обстрел Грузинских посёлков во время перемирия.

Ночью 8 августа Цхинвал был подвергнут массовому обстрелу из реактивных установок залпового огня «Град». В 3.30 ночи грузинские войска начали штурмовать Цхинвал с помощью танков. В результате данного штурма, столица Южной Осетии была взята в окружение, а 6 южноосетинских сёл захвачены грузинскими войсками.

В это же день в Нью-Йорке по требованию России состоялось заседание Совета безопасности ООН. Представитель Грузии заявил, что вина за обстрелы лежит полностью на Южной Осетии. Хотя Совет безопасности ООН выразил крайнюю обеспокоенность ситуацией в Южной Осетии, решение предлагаемое Россией его не устроило.

К 21.00, по официальной информации грузинских СМИ, вся территория Южной Осетии кроме поселения Джава, оказалась под контролем грузинских войск. К этому времени на помощь Южной Осетии были отправлены 7 тысяч добровольцев из Северной Осетии. Ещё 3 тысячи добровольцев, собравшись в штабе Владикавказа, ожидали отправки. К концу дня войска Российской Федерации вышли к западной окраине города Цхинвали.

В ночь на 9 августа Совет безопасности ООН так и не принял никаких решений по поводу ситуации в Южной Осетии. Пока ООН пыталась придумать решение данного конфликта, российские войска перешли к активным действиям. Пока грузинская армия бомбила и обстреливала российские и осетинские позиции, российская авиация вела точечную бомбёжку различных военных и стратегических объектов Грузии. Артиллерия России вела обстрел огневых грузинских точек в районе Цхинвали.

В это же время корабли России приступили к патрулированию территориальных вод Грузии.

10 августа боевые действия в Южной Осетии были в самом разгаре. Грузинская армия планомерно бомбила населённые пункты Южной Осетии и позиции российских и осетинских войск. Российская авиация, в свою очередь, продолжила авиационные удары по следующим объектам в Грузии:

  • Все известные позиции дислокации зенитно-ракетных комплексов Грузии;
  • Военные радары;
  • Различные военные базы по всей территории Грузии;
  • Морские порты;
  • Аэродромы;
  • Мосты по всей стране, с целью ограничения подвижности военных частей грузинской армии.

Хотя Грузинская сторона до сих пор настаивает на том, что Россия наносила многочисленные удары по населённым пунктам Грузии. На самом деле, все потери, которые были среди гражданского населения Грузии, носили случайный характер, так как подобные потери всегда неизбежны в ходе военных действий. Российская сторона полностью опровергает все разговоры о том, что её авиационные удары были направлены против мирного населения Грузии.

Вечером этого дня российская авиация нанесла мощный авиационный удар по военному аэропорту, который располагался на окраине Тбилиси.

Российская сторона увеличила количество своих войск в Южной Осетии до 4 полков, кроме того, были привлечены значительные авиационные и артиллерийские силы. Общая численность российских войск, официально участвующих в данном конфликте, приблизилась к отметке в 10 тысяч человек. В ответ на это грузинская сторона в срочном порядке начала переброску своей пехотной бригады, которая находилась в Ираке.

В этот же день войска Абхазии решили воспользоваться данной ситуацией, и выдвинулись в Кодорское ущелье. Уже к середине дня абхазские войска заняли позиции на реке Ингур. Обеспокоенное последними событиями правительство Грузии вручило российскому консулу ноту, в которой сообщалось о прекращении грузинской стороной всех военных действий в Южной Осетии. Несмотря на это, перестрелки с грузинской стороны продолжались всю последующую ночь.

Ход боевых действий с 11 по 13 августа

Ночью 11 августа военно-воздушные силы Российской Федерации нанесли мощный авиационный удар по военной базе, которая находилась недалеко от Тбилиси. Об этом сообщило Министерство внутренних дел Грузии. Кроме того, по информации МВД Грузии, в эту же ночь российские ВВС совершили массовый налёт на целый ряд грузинских городов:

  • Батуми;
  • Тбилиси;
  • Поти;
  • Зугдиди.

По информации МИД Грузии, Россия ночью 11 августа провела массированную атаку по мирным грузинским городам, задействуя в этой операции не менее 50 единиц бомбардировщиков. Россия в свою очередь отрицает факт авиационных ударов по мирному населению, заявляя, что все удары были направлены на уничтожение военных объектов Грузии.

Министерство обороны РФ заявило, что в результате непрекращающихся военных действий, число погибших российских военных продолжает увеличиваться, достигнув 18 человек. Кроме того, Россия официально заявила, что потеряла 4 боевых самолёта. По информации грузинской стороны, их военные сбили 19 военных самолётов, принадлежавших России. Учитывая склонность к преувеличению, которой отличаются официальные источники, можно предположить, что в реальности Россия потеряла 8-10 самолётов, хотя данную информацию невозможно проверить.

В этот же день президент Грузии Саакашвили подписал официальный документ о прекращении огня. Тем не менее, на всей территории Южной Осетии продолжались бои с отрядами грузинских военных, которые были отрезаны от основных сил Грузии и ничего не слышали (или не желали слышать) о подписании столь важного документа.

11 августа столица Южной Осетии была полностью зачищена от присутствия грузинских военных сил. Бои с использованием обеими сторонами тяжёлой артиллерии и авиации продолжались. Грузинские войска продолжали на расстоянии обстреливать Цхинвали из дальнобойной артиллерии и миномётов.

В эти же дни серьёзно активизировались украинские националисты, которые объявили сбор добровольцев в поддержку армии Грузии. Официальные власти Киева заявили, что не поддерживают это движение. Кроме того, у националистов недостаточно средств даже для покупки билетов в Грузию для желающих там воевать.

Все пути сообщений между Россией и Грузией были прерваны. Вечером бои между российской и грузинской стороной проходили в радиусе 25 км от Тбилиси. Президент России Дмитрий Медведев заявил, что основная часть операции по принуждению Грузии к мирному урегулированию южноосетинского конфликта завершена.

Утром 12 августа перешли в наступления вооружённые силы Абхазии. Их целью было полное вытеснение грузинских вооружённых сил из Кондорского ущелья. До этого в течение 2-х дней абхазская артиллерия и ВВС наносили удары по военным объектам Грузии, располагающимся в верхней части Кодорского ущелья. В данном наступлении участвовали не только абхазские регулярные войска, но и резервисты ВС Абхазии.

В это же время ВВС России нанесли мощный бомбовый удар по Гори. Грузинское телевидение сумело снять на камеры этот удар и показать его по телевидению.

Президент России Дмитрий Медведев днём 12 августа заявил, что им принято решение о завершении военной операции по принуждению Грузии к миру. В тот же день в Тбилиси прошёл митинг, на котором президент Саакашвили заявил, что Грузия выходит из состава СНГ, а Южная Осетия и Абхазия объявляется оккупированными территориями.

13 августа российские корабли, которые находились в районе Поти, подверглись внезапной атаке катеров, принадлежавших Грузии. Данный акт спровоцировал вход в порт российских военных кораблей, которые уничтожили 3 грузинских корабля береговой охраны. При этом никакого сопротивления российским военным никто не оказал.

В это же день Россия и Грузия объявили траур по погибшим в ходе этой военной операции.

На протяжении всего дня грузинские средства массовой информации и официальные лица неоднократно сообщали о том, что российская армия продолжает бомбить грузинские населённые пункты, захватила Гори, а российские танки ускоренными темпами идут на Тбилиси. В ответ на эти заявления Министерство обороны РФ заявляло, что все передвижения российских войск по территории Грузии связаны только с выводом российских войск из Южной Осетии и Абхазии.

Кроме того, глава МИД сообщил, что некоторое количество войск российской армии остаются на территории Грузии в районах Гори и Сенаки. Это связано с тем, что грузинские военные бросили на произвол судьбы склады военной техники и боеприпасов, которые могут быть разграблены мародёрами или различными бандами сепаратистов. Кроме того, российские войска оказывают местному населению посильную гуманитарную помощь.

Военные преступления, которые совершались в ходе конфликта в Южной Осетии

Так как российские и грузинские власти обвиняют друг друга в различных преступлениях и этнических чистках, следует прислушаться к мнениям независимых экспертов, так как каждая из сторон будет выгораживать себя, очерняя при этом действия противника.

Данным конфликтом серьёзно заинтересовалась правозащитная организация «Amnesty International», которая в 2008 году, пока ещё все последствия военного конфликта были видны и свежи в памяти местного населения. Уже в ноябре 2008 года данная ассоциация опубликовала официальный доклад, в котором подробно рассказывалось о большой части военных преступлений. Вот основные выводы из этого доклада:

  • Когда грузинская армия штурмовала Цхинвал, её солдаты совершали множество нападений на мирных жителей, в результате чего десятки из них погибли, а сотни получили серьёзные ранения. Кроме этого, была значительно повреждена инфраструктура города, которая не относилась к объектам военного значения (школы, больницы и так далее);
  • Самые масштабные разрушения Цхинвал получил от применения грузинских систем залпового огня «Град», которые обладают крайне низким параметром точности;
  • Во время военного конфликта российская авиация совершила около 75 боевых вылетов. Именно эти вылеты грузинская сторона обвиняет в причинении огромного вреда мирному населению. По результатам проверки, сёла и города в результатах авиационных ударов пострадали незначительно, было разрушено несколько улиц и некоторые отдельно взятые дома. Естественно, что пострадали и люди, которые в них находились;
  • Иногда и российские военные, нападая на грузинские населённые пункты, причиняли вред мирному населению. На это российская сторона отвечает, что все нападения на гражданских спровоцированы их агрессивным поведением;
  • В докладе отмечено, что дисциплина российских военнослужащих существенно отличалось от поведения осетинских бойцов и ополченцев, которые часто вели себя как мародёры. Опрошенные мирные жители Грузии подтверждают, что российские военные редко вели себя недисциплинированно;
  • Солдаты Южной Осетии были замечены в серьёзных военных преступлениях на территории Грузии. Это незаконные убийства, поджоги, избиения, угрозы, изнасилования и грабежи, которые совершались подразделениями и ополченцами Южной Осетии.

Организация «Amnesty International» призывает стороны расследовать каждое военное преступление и наказать виновных.

Военная кампания в Грузии 2008 года показала, что российская армия нуждается в срочном реформировании, так как многие роды войск оказались не в состоянии слаженно действовать в рамках отдельной боевой операции. Боевые потери России были несопоставимы с масштабом данного военного конфликта.

Минуло ровно 25 лет со дня начала первой миротворческой военной операции на постсоветском пространстве. Она развернулась 14 июля 1992 года в Республике Южная Осетия. Своими воспоминаниями о событиях четвертьвековой давности с корреспондентом «НВО» Александром ШАРКОВСКИМ поделился генерал-полковник Станислав СУАНОВ. Это был первый опыт, связанный с разделением враждующих сторон и предотвращением кровопролития, в новейшей России. Общее руководство операцией со стороны РФ было возложено на тогдашнего председателя Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) Сергея Шойгу.

Отметим по случаю одно любопытное совпадение: сегодня, 14 июля, одновременно с осетинами и россиянами эту дату отмечают также свободолюбивые французы, у которых День взятия Бастилии является самым главным национальным праздником.


– Станислав Николаевич, расскажите, что происходило в Грузии и Южной Осетии до ввода миротворческих сил?

– После выборов, состоявшихся 28 октября 1990 года, к власти в Грузии пришли националисты во главе со Звиадом Гамсахурдиа, в те годы активно по всей республике распространялся лозунг «Грузия для грузин». Осетины, которые в то время проживали по всей территории Грузии, сразу же почувствовали на себе давление со стороны грузинских националистов, потоки беженцев потянулись на север. Люди целыми семьями уезжали за Главный Кавказский хребет и оседали там.

В ответ на националистические устремления нового тбилисского руководства 20 сентября 1990 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области выпустил постановление о создании Юго-Осетинской республики. В декабре Гамсахурдиа ввел чрезвычайное положение в Цхинвали и Джавском районе. 4 января жители Цхинвали разоружили грузинских милиционеров, началось жесткое противостояние Грузии и Южной Осетии. Ситуация осложнилась после плебисцита, который состоялся 31 марта 1991 года, на нем подавляющее большинство грузин проголосовали за независимость. Жители Южной Осетии и Абхазии не согласились с результатами этого референдума, их стремление выйти из состава Грузии вызвало агрессивные действия со стороны Тбилиси, союзное руководство очень вяло реагировало на это.

После распада СССР Южная Осетия приняла декларацию независимости. В это время периодически возникали вооруженные столкновения между осетинскими отрядами самообороны и грузинской милицией. С приходом к власти в Тбилиси Эдуарда Шеварднадзе ситуация не улучшилась. К началу лета 1992 года Южная Осетия со стороны Грузии находилась в состоянии энергетической и экономической блокады, военное противостояние продолжалось. 24 июня 1992 года в Сочи Борис Ельцин и Эдуард Шеварднадзе подписали соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, в присутствии Ахсарбека Галазова (глава Северной Осетии) и Тореза Кулумбегова (глава Южной Осетии).

Организацию миротворческой операции в 1992 году российское руководство поручило главе ГКЧС Сергею Кужугетовичу Шойгу, который до этого уже работал в Южной Осетии. Насколько мне известно, первая его командировка, как главного спасателя страны, состоялась еще до распада СССР. Он выехал на ликвидацию последствий землетрясения в югоосетинском поселке Джава весной 1991 года.

– Сам Сергей Кужугетович так оценивал ситуацию: «К 92-му конфликт между Южной Осетией и Грузией тянулся уже два года. Союзные власти то вводили туда силы правопорядка, то выводили обратно. Южная Осетия, когда я впервые в ней оказался, поразила меня тем, что выглядела ничейной, что ли, брошенной всеми землей. Республика, в которой нет власти. Формально она есть, но при этом нет суда, нет прокуратуры, нет милиции. А еще нет электричества, нет газа, нет воды, а люди живут…» Станислав Николаевич, опишите пожалуйста обстановку, в которой начиналась миротворческая операция в Южной Осетии. С какими трудностями вам пришлось столкнуться?

– К тому времени Российская армия сама переживала серьезный кризис, ее реорганизация проходила в сложной обстановке, по сути, рушилась ее структура. И в этой обстановке снабжение войск велось плохо. Моя военная карьера так же обрушилась с распадом СССР. Незадолго до этого я окончил Академию Генерального штаба и уже ждал назначения на должность командира корпуса. И тут все пошло прахом, мне предложили возглавить Общевойсковое командное училище в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ), а потом пришлось уйти с военной службы вообще, правда, чуть позже я благодаря Сергею Кужугетовичу, как говорится, вернулся в строй.

В соответствии с договоренностями, принятыми в Сочи и подписанными в Дагомысе, было решено: для прекращения кровопролития и разделения враждующих сторон создать два батальона – осетинский и грузинский – и обеспечить их всем необходимым. Россия также выделила батальон для миротворческих целей. К тому же сама Республика Южная Осетия находилась в состоянии, близком к гуманитарной катастрофе. Надо было наладить снабжение населения продовольствием, обеспечить электроэнергией и наладить медицинское обслуживание.

– Оказанием гуманитарной помощи Южной Осетии еще до подписания сочинского соглашения занимался Сергей Шойгу. Он в свое время рассказывал: «На поляне неподалеку от бесланского аэропорта развернули госпиталь и начали принимать раненых. Их доставляли вертолетом. Где-то на второй день нашего пребывания разбивается вертолет с ранеными. Сейчас трудно судить, разбился он сам или его сбили. Я все-таки больше склоняюсь к последнему. И тогда мы вместе с несколькими народными депутатами подготовили записку президенту: мол, надо срочно ситуацию разрешать». Ситуация действительно была очень сложной?

– Да, это так! После подписания сочинского соглашения на меня возложили обязанности по формированию батальона с отмобилизованием через военкоматы Северной Осетии. С помощью Сергея Кужугетовича удалось добиться выделения экипировки, обмундирования и стрелкового вооружения для этого подразделения. Две роты посадили на БТР-60ПБ и одну – на БМП-1. Набором личного состава занимался я лично, вызывали людей через военкомат, но призывали только добровольцев. Каждого кандидата тщательно проверяли. Бойцов пришлось обучать практически заново.

– Сергей Шойгу вспоминал: «Борис Николаевич встретился в Дагомысе с Шеварднадзе, они подписали соглашение о формировании в регионе миротворческих сил, создании коридоров безопасности и выставлении смешанных постов. Мало кто знает, что первоначально была идея создать миротворческие силы из бывших «афганцев» – ребят, объединенных между собой боевым братством, им было бы проще друг с другом договориться. Но быстро пришло понимание, что грузинская сторона никаких «афганцев» никуда не пустит. Примерно два раза в неделю я летал в Тбилиси на встречу с Шеварднадзе, он упорно твердил, что это не грузинские войска ведут обстрел мирных жителей, мол, это все на совести неких неконтролируемых формирований. Чуть что, все сваливал на них. У них танки, у них установки залпового огня «Град».

– Именно Сергей Кужугетович занимался этой проблемой на высоком уровне. У меня же была своя узкая задача. Мне доверили набор личного состава из расчета укомплектования двух смен. Ротация планировалась через каждые два месяца. Его первый состав совершил марш по Транскавказской магистрали из Владикавказа в Цхинвали 14 июля и тут же приступил к выполнению возложенной на него боевой задачи. Заранее совместно с грузинской стороной были определены линии разграничений и расположение блокпостов, заслонов, наблюдательных пунктов и т.д. Трудность еще состояла в том, что были села со смешанным населением, где проживали вперемешку грузины и осетины. И эту проблему мы также решали.

Грузинская сторона тоже сформировала миротворческий батальон, их позиции были определены заранее, хотя имелись трудности с набором личного состава, и формирование батальона шло с задержкой. Кстати, нам пришлось выделить для них обмундирование, ГСМ и сухие пайки, поскольку у Тбилиси в то время все было в большом дефиците. Активно задействовался батальон российских ВДВ, который дислоцировался в Цхинвали и имел штатную технику и вооружение.

Миротворцы много занимались гуманитарными проблемами, были восстановлены хлебозавод, инженерные сети, в том числе водоснабжение, электроснабжение.

– Враждующие стороны удалось развести во многом благодаря грузинскому министру обороны Тенгизу Китовани. При участии Китовани для эвакуации мирных жителей был создан коридор безопасности, который определялся на дальность выстрела из гаубицы. Были написаны все документы и соглашения, по которым миротворцы жили вплоть до 8 августа 2008 года. Эти же документы, кстати, были привнесены в Приднестровье.

– Действительно, все было впервые, потом эти наработки использовались в Приднестровье. После того как миротворцы заняли предначертанные им позиции, конечно же, были небольшие инциденты. Главное – нам полностью удалось остановить кровопролитие. Работали под руководством Шойгу совместно с представителем от Вооруженных сил РФ генерал-полковником Филатовым, генералом Георгадзе, который представлял грузинскую сторону, на все происшествия выезжали на одном «уазике». Я работал там всего два месяца, но это было самое острое время, которое мне никогда не забыть.

Действительно, с трудом верится, что с тех пор прошло уже 25 лет, но отрадно, что наш труд, наши усилия прошли не напрасно, что они смогли остановить кровопролитие и сохранить жизни тысячам людей. Та работа, которую мы проводили под руководством Сергея Кужугетовича Шойгу, заложила основы всей миротворческой деятельности России на десятилетия вперед.