» »

Закон РФ О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации. Закон РФ 'О потребительской кооперации'

01.10.2019

Создание потребительских обществ и кооперативов в России регулируется Законом 3085-1. Он предписывает правовые нормы в деятельности таких формирований и определяет следующие задачи :

  • формирование и функционирование торговых организаций для обеспечения потребительских сообществ необходимыми товарами и услугами;
  • проведение закупки у физических и юридических лиц сельскохозяйственной продукции для ее дальнейшей обработки;
  • производство пищевой и непродовольственной продукции и ее реализация через организации розничной торговли;
  • производственные и бытовые услуги членам кооперативов;
  • информирование и пропаганда идей и принципов кооперации.

Данный правовой акт гарантирует государственную поддержку потребительских организаций и обеспечивает правовую базу для их функционирования наряду с другими законодательными актами РФ.

Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» утвержден 19 июня 1992 . С момента вступления в силу документ дорабатывался и оптимизировался в соответствии с актуальными нормами законодательства. Последние изменения в редакцию Закона о кооперации были внесены 2 июля 2013.

Документ по своей структуре подразделяется на следующие главы :

  • общие положения;
  • порядок формирования потребительского общества;
  • членство в кооперативе;
  • органы управления организации;
  • имущество потребительского общества;
  • основы деятельности и функционирования;
  • процедура реорганизации и ликвидации;
  • союз потребительских обществ.

В общих положениях Закона о кооперации даются основные понятия и определения законодательства в данной сфере. Предписывается взаимодействие государства и системы потребительских сообществ, а также особенности их деятельности. Для создания такой кооперации закон определяет следующие принципы :

  • добровольность вступления и выхода из организации;
  • обязательность в уплате вступительных и паевых взносов;
  • демократичное управление и взаимопомощь пайщиков;
  • ограниченность выплат в обществе;
  • свободный доступ к информации о функционировании организации для всех ее членов;
  • акцентирование внимания на повышении культурного уровня пайщиков.

Порядок создания данной организации основывается на определенных предписаниях:

  • учредителями такого общества могут быть граждане от 16 лет, для создания требуется от 5 физических или от трех юридических лиц;
  • принятие решение о создании кооперации основывается на предписаниях данного закона;
  • формируется учредительное собрание, которое определяет устав общества, список пайщиков, организует органы управления и органы контроля, все решения оформляются протоколом;
  • организация проходит государственную регистрацию.

Глава 3 Закона 3085-1 регулирует членство в кооперации . Предписывается порядок принятия новых пайщиков, их права и обязанности. Определяется процедура выхода из кооператива и возврат паевого взноса.

Закон о кооперации регулирует функционирование органов управления и их структуру. Учитываются полномочия общего собрания пайщиков, а также порядок принятия решений. Регламентируется деятельность совета и правления кооперации, полномочия и ответственность ревизионной комиссии.

Глава 5 Закона 3085-1 определяет имущество кооператива и его источники. Регулируются размеры паевого взноса и формирование фонда потребительского общества. Учитывается получение доходов и их распределение, а также имущественная ответственность членов организации.

Союз потребительских коопераций согласно положениям закона формируется по следующим предписаниям:

  • основные принципы создания и функционирование союза;
  • порядок формирования, документы;
  • имущество, органы управления и контроля объединения;
  • полномочия общего собрания представителей кооперации, порядок принятия решений;
  • совет и правление объединения, ревизионная комиссия;
  • реорганизация и упразднение союза, прекращение членства.

В переходные положения данного правового акта включены предписания о порядке приведения документации действующих обществ. Она должна быть надлежащим образом оформлена не позднее 12 месяцев с момента утверждения данного правового акта.

Последние изменения, внесенные в закон 3085-1

Последние изменения Закона о кооперации были введены 2 июля 2013 года . Поправки внесли коррективы в редакцию следующих положений:

  • в пункте 1 статьи 11 в восьмом абзаце формулировка «образованием, профессиональной подготовкой » сокращена до «квалификацией », в 9 абзаце слова «на учебу в образовательные учреждения » заменены формулировкой «на обучение в образовательные организации »;
  • в п 4 ст 21 и в п 3 ст 33 «учреждения » заменены на «организации ».

Текст закона о потребительской кооперации

Скачать Закон 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» можно по . Документ представлен в последней редакции с изменениями, актуальными на 2017 год. Текст будет востребован гражданами и юридическими лицами, заинтересованными в вопросах создания или функционирования данных организаций.

Потребительская кооперация предполагает добровольное объединение физических и юрлиц на основе членства. Ее целью выступает удовлетворение нужд субъектов в услугах и товарах. Первоначальное имущество таких объединений формируется из паевых взносов. Рассмотрим далее, как происходило развитие потребительской кооперации.

Зарождение

История потребительской кооперации началась в 19-м столетии. Родиной первых объединений была Великобритания. В то время предприятия потребительской кооперации открывались благотворителями. Они стремились улучшить условия труда и положение рабочих. С 1820-1830 гг. владельцами кооперативных магазинов, хлебопекарен, мельниц становились сами трудящиеся. Создававшиеся объединения позволяли приобретать продукцию по сниженным ценам. В 1844-м английскими ткачами был открыт кооператив, принципы формирования которого стали основными для последующих предприятий этой категории. К этим основам относят следующие положения:

  1. Небольшие паевые взносы.
  2. Равноправие среди всех кооператоров и наличие одного голоса у каждого.
  3. Ограниченное количество паев для каждого члена объединения.
  4. Реализация продукции осуществляется по умеренным рыночным ценам и за наличный расчет.
  5. Стоимость товара для всех одинакова (в том числе для тех, кто не входит в объединение).

Организации потребительской кооперации в СССР

В советское время распространение получили торгово-заготовительные объединения. Сельскохозяйственная потребительская кооперация, существовавшая в СССР, решала ряд актуальных задач. В их числе, в частности, были вопросы по:

  1. Реализации. Розничная торговля в сельской местности осуществлялась, преимущественно, за счет потребкооперации.
  2. Закупке. Сформированные объединения приобретали у совхозов, колхозов, населения материалы и сырье, дикорастущие грибы, ягоды и плоды, лекарственные травы.
  3. Производству. Система потребительской кооперации способствовала развитию пищевой промышленности (на базе местной с/х продукции) и выпуск непродовольственных товаров (из с/х и иного местного сырья).

К 1990 году объединения обслуживали около 40 % населения. Их членами было порядка 30 млн человек. На долю объединений приходилась 1/4 розничного товарного оборота, около 1/2 заготовок картофеля, 1/3 овощных закупок, больше трети хлебной продукции. На сегодняшний день в стране действует порядка 20-25 потребительских кооперативов.

Основы современных объединений

Российская потребительская кооперация сегодня представляет собой многоотраслевую социально-экономическую структуру. Целью ее функционирования выступает удовлетворение индивидуальных, общественных и прочих нужд членов-пайщиков в услугах и товарах. Кроме этого, потребительская кооперация в России обеспечивает обслуживание финансовых интересов производителей продукции, объединившихся в ней. Вместе с этим достигается определенная выгода остальных участников.

Особенности потребительской кооперации

Одной из отличительных черт рассматриваемой структуры выступает специфичное сочетание социальных и хозяйственных функций. Именно из этого комплекса исходят особенности формирования и совершенствования форм кооперации. Управленческая структура объединяет в себе два начала. Одно из них - организационно-правовая форма выступает как узаконенная основа объединения хозяйствующего субъекта, обладающего правами юрлица. Он осуществляет производство и реализацию услуг и товаров, используя имущество, закрепленное за ним. Второе начало формируется последовательно соподчиненных и работающих при этом параллельно управленческих органов. Деятельность структуры регулирует Закон "О потребительской кооперации".

Структурная специфика

Потребительская кооперация включает в себя следующие управленческие схемы:

  1. В структуре "союз-союз".
  2. Внутри общества.
  3. В системе "объединение-союз".

Организационная форма выступает в качестве конструктивного элемента, который:

Социальный статус

Характеризуясь перечисленными выше отличительными чертами, потребительская кооперация обладает в определенной степени самобытностью. Каждое объединение представляет собой некоммерческую структуру, которая выполняет общественные задачи. При этом свою хозяйственную деятельность предприятие планирует на базе кооперативной идеологии, ценностях и принципах, что определяет его потенциал и преимущества по отношению к прочим субъектам рынка.

Выступая в качестве некоммерческого, объединение закрепляет и фиксирует сферу экономических взаимодействий между администрацией и пайщиками по вопросам реализации объектов общей собственности. Вместе с этим потребительская кооперация устанавливает порядок осуществления взаимосвязи с внешней средой. К ней, в частности, относят муниципальные структуры власти и государство. Это взаимодействие обеспечивается через страховые и финансовые компании, налоговую службу и так далее. В этой связи потребительская кооперация рассматривается в качестве единственной структуры, тесно интегрирующей государственный интерес с социальными группами.

Элементы структуры

Нормативные акты о потребительской кооперации в РФ характеризуют ее как комплекс обществ и союзов, сформированных для удовлетворения материальных и прочих нужд их участников. В этой связи выделяют следующие ее элементы:


Самоорганизация

Системный характер, которым обладает потребительская кооперация, позволяет сформулировать ее основные свойства. Они, собственно, составляют содержание социальной и экономической функций структуры. Одним из таких свойств выступает самоорганизация. Она является основным способом формирования кооперативов любого вида. Самоорганизация базируется на инициативности и собственных средствах граждан, которые они объединяют добровольно для решения насущных вопросов. Именно этот механизм позволяет сконцентрировать и внедрить в экономический оборот неиспользуемые запасы на национальном, региональном и местном уровнях для скорейшего удовлетворения текущих нужд населения и самих пайщиков.

Структурность

Свойство системности предполагает, что те или иные формы потребительских объединений (общества и их союзы) определенным образом взаимодействуют друг с другом. Эта взаимосвязь обеспечивается сохранением вертикальных уровней управления и власти, коммуникационных каналов и механизма решения задач. Это позволяет проанализировать деятельность разных структурных элементов кооперации, например, относительно выпуска товаров, совокупных трудовых ресурсов, реализации единых стратегических планов и так далее.

Специфика обществ

Потребительское объединение представляет собой добровольную структуру. Оно формируется гражданами и юрлицами по территориальному признаку на основе членства. Общество объединяет имущественные паевые взносы для осуществления производственной, заготовительной, торговой и прочей деятельности для удовлетворения потребностей участников материального характера. Данное определение отражает следующие специфические черты объединений:


Классификация

Потребительские общества разделяются по:

1. Территориальному признаку на:

  • сельпо;
  • горпо;
  • райпо.

2. Профессиональному или социальному составу участников на:

  • рабочие кооперативы;
  • рыболовецкие объединения;
  • студенческие общества;
  • ученические объединения.

Потребительские общества считаются первичными структурными элементами. Они объединяют участников и формируют более крупные элементы. Проще говоря, если не будет потребительских обществ, не будет и союзов, а следовательно, и самой кооперации. Комплекс объединений разного уровня обеспечивает более устойчивое правовое положение в стране в целом и регионе в частности. Социально-экономическая деятельность обществ, состоящих в союзах, отличается лучшей организованностью и обеспечена защищенностью в рамках рынка.

Структурные уровни

Организационное построение потребительской кооперации основывается на принципе административно-территориального разделения в стране. Каждое объединение или их группа располагается на том или другом вертикальном уровне. Первый сформирован потребительскими обществами, выступающими в качестве добровольных объединений физических (реже юридических) лиц в одном либо нескольких населенных пунктах (горпо, сельпо). На следующей ступени находятся районные союзы. Они сформированы объединениями обществ на территории определенных районов.

На третьем уровне располагаются республиканские, краевые, областные союзы. На четвертой ступени находится добровольное объединение всех обществ страны. Оно представлено Центральным союзом. Переход с четырех- на трехуровневую структуру способствует уменьшению количества обществ, их укрупнению. Это, в свою очередь, упрощает управляемость всей системы. Большая часть районных союзов и объединений, присутствующих в них, преобразованы в райпо. Основным преимуществом создания районных обществ считается концентрация капитала. Это способствует упрочению положения объединений. Райпо сегодня выступают как крупные конкурентоспособные структуры, действующие на рынке.

Участники обществ

Потребительские объединения и их союзы как юрлица имеют специфические контрольные органы и управленческий аппарат. В зависимости от числа участников и территориального расположения выделяют:

  1. Общества без участков. Такие небольшие объединения формируются тогда, когда количество пайщиков небольшое и их всех можно привлечь для участия в общих собраниях.
  2. Общества с участками. Такие объединения создаются, если участники проживают в нескольких населенных пунктах, а общее число членов достаточно велико.

Следует отметить, что Закон "О потребительской кооперации" не устанавливает пределы по количеству пайщиков. Так, в обществе могут состоять как несколько сотен, так и тысяч участников. На сегодняшний день преобладают крупные объединения. В таких обществах созвать общее собрание невозможно. В этой связи для обеспечения участия всех членов в принятии решений формируются кооперативные участки. Высшим управленческим органом в таких объединениях выступает собрание пайщиков от каждой местности. В качестве кооперативного участка может выступать село, несколько (или один) населенных пункта, городская улица или иная территориальная структура, в которой состоит не более 300 человек.

Органы контроля и управления

Для потребительского общества без участков характерна следующая административная система:

  1. Высший управляющий орган представлен собранием пайщиков. Оно созывается не реже раза в год.
  2. Представительный орган - совет. Он избирается на общем собрании. Совет выполняет функцию управления в периоды между собраниями.
  3. Исполнительный орган - правление. Оно назначается советом и выступает в качестве структуры профессионального менеджмента. В его задачи входит руководство финансово-экономической деятельностью объединения.
  4. Контролирующий орган - ревизионная комиссия. Она избирается на общем собрании. В ее задачи входит обеспечение контроля над соблюдением уставных положений объединения, осуществлением хозяйственной и финансовой деятельности.

Потребительское общество с участками включает в себя:

Отличие между этими структурами в том, что в административные и надзорные подразделения в первом случае входят непосредственно все пайщики одного общества, а во втором - представители от каждого участка этого объединения. Управление в организациях потребкооперации осуществляется органами самоуправления (советами, собраниями, ревизионными комиссиями) и профессионального управления (правлением). Такая структура обеспечивает качественное администрирование обществами и позволяет реализовывать право каждого пайщика участвовать в принятии решений и контроле над их исполнением.

Не действует Редакция от 19.06.1992

ЗАКОН РФ от 19.06.92 N 3085-1 "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Настоящий Закон определяет и закрепляет правовые, экономические и социальные основы деятельности потребительской кооперации, устанавливает принципы ее взаимоотношений с государством, обеспечивает возрождение и развитие демократических начал ее деятельности, защиту интересов пайщиков и обслуживаемого населения.

Глава 1. Общие положения

Потребительская кооперация в Российской Федерации - это совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих на основании уставов с целью удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов.

Пайщиками потребительских обществ могут быть: граждане, достигшие 16-летнего возраста, крестьянские, фермерские хозяйства, кооперативы и иные предприятия и организации.

Потребительская кооперация в интересах пайщиков осуществляет заготовительную, торговую, производственную, посредническую и иную деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, всемерно содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры, ведет благотворительную деятельность, участвует в международном кооперативном движении.

Законодательство о потребительской кооперации состоит из настоящего Закона, других законов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Глава II. Основные права и обязанности пайщиков

1. Пайщики имеют право:

объединяться на добровольной основе в потребительские общества и добровольно выходить из них с возвращением первого взноса и соответствующей этому взносу доли приращенного имущества;

получать долю дохода, подлежащего распределению между пайщиками;

участвовать в управлении потребительским обществом, избирать и быть избранным в распорядительные и контрольные органы;

пользоваться преимуществом при сбыте и переработке продукции личного хозяйства и промысла через предприятия потребительской кооперации;

быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество;

пользоваться другими правами и преимуществами, определенными уставом потребительского общества.

2. Защита прав пайщиков осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставами потребительских обществ.

3. Пайщики обязаны:

соблюдать устав потребительского общества;

выполнять обязательства перед потребительским обществом с участием в его деятельности.

Глава III. Потребительское общество. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов с государственными органами

1. Потребительское общество является юридическим лицом. Потребительские общества могут быть сельскими, поселковыми, районными, городскими и любыми другими.

2. Высшим органом потребительского общества является общее собрание пайщиков (или уполномоченных), которое принимает устав, при необходимости вносит в него изменения и дополнения, определяет размер вступительного и паевого взносов, избирает распорядительные и контрольные органы потребительского общества, заслушивает отчеты об их деятельности, устанавливает средства на их содержание, решает вопросы о создании союзов ассоциаций и других объединений (союзы, ассоциации и другие объединений потребительских обществ - в дальнейшем "союзы") о вступлении в них и выходе их них, о делегируемых союзам правах, а также иные вопросы, отнесенные к его компетенции настоящим Законом и уставом общества.

Решение общего собрания пайщиков (их уполномоченных) считается действительным, если за него проголосовало более 50 процентов всех пайщиков. Уполномоченные могут быть допущены к голосованию при наличии доверенности пайщиков. Выборы распорядительных и контрольных органов потребительских обществ осуществляются тайным голосованием.

3. Деятельность потребительского общества прекращается по решению общего собрания пайщиков (или уполномоченных).

При прекращении деятельности (ликвидации) потребительского общества порядок использования его имущества, оставшегося после уплаты налогов, выполнения обязательств перед банками и другими кредиторами выплаты пайщикам паевых взносов, дивидендов на них, определяется общим собранием пайщиков (или уполномоченных).

4. Потребительские общества по решению пайщиков могут объединяться в союзы, ассоциации и другие объединения, имеют право свободного выхода из них с получением своей доли имущества и соответствующей долевому вкладу части имущества, приращенного за время совместной деятельности.

Решение вопроса о вступлении в союз или выходе из него принимается на общем собрании пайщиков (или уполномоченных) тайным голосованием, если за него проголосовало более 50 процентов пайщиков (их уполномоченных).

Союз потребительских обществ является юридическим лицом, действует на основании своего устава в соответствии с делегируемыми ему потребительскими обществами правами. Он не несет ответственности по обязательствам потребительских обществ и не наделен по отношению к ним организационно-распорядительными и контрольными функциями.

Высшим органом союза является общее собрание представителей потребительских обществ, вошедших в союз.

Взаимоотношения между потребительскими обществами и их союзами, а также между союзами строятся на договорной основе.

1. Имущество потребительских обществ принадлежит пайщикам на праве частной (общей, долевой, общей совместной) собственности. По решению пайщиков (или уполномоченных) работники потребительской кооперации могут иметь право на выдел части имущества. Условия и порядок выделения имущества определяются уставами.

2. Собственность потребительских обществ образуется за счет взносов пайщиков, дохода, получаемого в результате хозяйственной деятельности, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

3. Собственность потребительских обществ охраняется государством. Она может быть отчуждена только по решению пайщиков, а также изъята в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

1. Органы государственной власти и управления не вправе вмешиваться в хозяйственно-финансовую деятельность потребительских обществ, их союзов, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Потребительские общества, союзы, их предприятия и организации самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития. Акты органов государственной власти или управления, нарушающие права потребительских обществ, их союзов, обжалуются в установленном порядке в арбитражный суд.

Ущерб, причиненный потребительским обществам, их союзам в результате незаконного вмешательства в их хозяйственную и иную деятельность, возмещается в установленном порядке.

2. Потребительские общества, их союзы, а также созданные ими предприятия и организации считаются учрежденными и приобретают статус юридического лица со дня их государственной регистрации районными, городскими, районными в городе Советами народных депутатов по месту их учреждения.

Для регистрации потребительского общества представляются следующие документы: заявление, устав, протокол общего собрания пайщиков (или уполномоченных) и свидетельство об уплате государственной пошлины.

Решение о регистрации должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи документов. Потребительское общество, союз потребительских обществ должны быть уведомлены о регистрации или отказе в ней в недельный срок. Отказ в регистрации или уклонение от регистрации могут быть обжалованы в арбитражный суд.

3. Потребительские общества, их союзы ведут бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Глава IV. Экономические основы деятельности потребительских обществ, их союзов

1. Доходы потребительских обществ, их союзов и созданных ими предприятий и организаций формируются за счет средств, получаемых от результатов их деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Порядок распределения и использования части доходов, оставшихся после обязательных платежей, определяется в потребительских обществах общим собранием пайщиков (их уполномоченных), а в союзах - собраниями представителей потребительских обществ.

Потребительские общества и их союзы для выполнения своих уставных обязанностей могут создавать заготовительные, торговые, производственные и другие предприятия, учебные заведения, научные организации, а также учреждать банки, страховые общества. Имущество закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления.

2. Налогообложение предприятий и организаций потребительских обществ, их союзов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

1. Трудовые отношения в потребительских обществах и их союзах регулируются законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации о труде, настоящим Законом, а также в потребительских обществах - их уставами, в союзах - уставами союзов.

2. Потребительские общества, их союзы для выполнения своих задач самостоятельно осуществляют наем работников и определяют размеры оплаты труда.

3. Трудовые отношения с работниками, занимающими выборные должности в потребительских обществах и союзах, регулируются их уставами.

Дисциплинарные взыскания (вплоть до освобождения от занимаемой должности) на работников выборных органов потребительских обществ и союзов налагаются только органом, избравшим их.

1. Потребительские общества и их союзы в соответствии с законодательством Российской Федерации могут устанавливать международные связи с организациями и предприятиями зарубежных стран, пользоваться кредитами банков Российской Федерации и зарубежных банков в иностранной валюте.

2. Средства в иностранной валюте, полученные потребительскими обществами, их союзами от экспорта товаров (оказания услуг), после отчисления государству налога поступают в их распоряжение и изъятию не подлежат.

Президент Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН РФ от 19.06.92 N 3085-1 "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН РФ от 19.06.92 N 3085-1 "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ЗАКОН РФ от 19.06.92 N 3085-1 "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Нам до сих пор продолжают поступать вопросы в связи с изменениями в Гражданский Кодекс РФ, которые затронули потребительские общества, поэтому принято решение рассказать об этом ещё раз.

Тем более, что подобная статья от января 2014 г. () в части своей устарела. Вот эту «устаревшую часть» и рассмотрим.

Поэтому, будем обсуждать «первоисточники» (цитаты выделены коричневым цветом, курсивом) заново.

Первое.

ГК РФ. Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации.
Пункт 1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Пункт 3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
1) потребительских кооперативов …

далее рассматриваем Статью 5 «нашего любимого» Закона №3085-1 от 19 июня 1992г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах их союзах) в Российской Федерации» , в которой сказано:

Потребительское общество созданное в форме потребительского кооператива…

Т.е. организационно-правовая форма , установленная с 01.09.2014г. для вновь создаваемых организаций по Закону 3085-1 — потребительский кооператив. По действующему ОКОПФ (Общероссийский классификатор организационно-правовых форм) вновь создаваемому юридическому лицу по Закону 3085-1 органы гос.статистики должны присвоить код 2 01 00 (Потребительские кооперативы).

Как будет сказано дальше, наименование «потребительское общество» для вновь создаваемых юр. лиц, действующих по Закону 3085-1, лучше уже не применять, чтобы не получить отказ в гос.регистрации. Статья по этому поводу была опубликована на нашем сайте в сентябре 2014 г, там же были размещены сканкопии ответов налоговых органов. В наименовании есть и другие нюансы, которые обозначили налоговики в своих ответах в 2014 году и о которых тоже расскажем.

Второе.

ГК РФ. Статья 48. Понятие юридического лица.
Пункт 2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пункт 3. …
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации.

Про интересующую нас организационно-правовую форму вопрос уже разобрали. О корпоративных организациях, к которым теперь относятся потребительские кооперативы, поговорим как-нибудь в другой раз.

Здесь хочется обратить внимание на следующее:

До 01.09.2014 г. данная статья ГК РФ существовала в другой редакции и самое ценное для нас там было то, что пайщики, уже по Гражданскому Кодексу, имели обязательственные права в отношении потребительского общества (потребительского кооператива), членами которого они являлись.

Почему законодатели «выкинули» эту формулировку из ГК РФ, трудно сказать. Может, консультанты у них были «троечниками». Или мы не поняли «гениальность» такого «маневра».

Но, в любом случае, мы рекомендуем про обязательственные права пайщиков прописать в Уставе или хотя бы в «Положении об имуществе и фондах», которое принимается общим собранием и имеет фактически «продолжение» Устава, которое не регистрируется в налоговой.

Кто заказывал у нас документооборот после 01.09.2014 г., мы это предусмотрели и такие формулировки внесли в Устав. Кто заказывал ранее этого срока, тому высылали (по требованию) обновления образцов документов, в том числе новую редакцию «Положения об имуществе и фондах».

Кто не является нашим заказчиком, делал документы сам или с привлечением сторонних лиц, очень рекомендуем найти старую редакцию Статьи 48 ГК РФ и вставить формулировку про обязательственные права пайщиков в свой Устав или другой документ, принимаемый общим собранием.

Третье.

Статью 116. Потребительский кооператив — аннулировали с 01.09.2014 г.

Теперь вместо неё введены в ГК РФ две статьи, цитаты из которых:

ГК РФ Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях.
Пункт 1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.
Пункт 2. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов…
Пункт 4. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

ГК РФ Статья 123.2. Основные положения о потребительском кооперативе
Пункт 1. Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Пункт 2. Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова «потребительское общество».

Кроме того, в Законе 99-ФЗ (которым и введены изменения в ГК РФ, касающиеся потребительской кооперации), есть Статья 3. , а в ней Пункты 7 и 8 , в которых сказано следующее:

Пункт 7. Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции настоящего ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции настоящего ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции настоящего ФЗ) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

8. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 ГК РФ (в редакции настоящего ФЗ):
3) к потребительским обществам… — о потребительских кооперативах (статьи 123 дробь 2 и 123 дробь 3);

Основные моменты, на которые обращаем внимание:

а). Наименование «Потребительское общество» отдали обществам взаимного страхования. Хочется спросить наших законодателей (а вернее тех, кто документы законодателям готовит): «с какого перепуга»? Но «наше дело маленькое», придётся подчиняться и называть наши организации «Потребительский кооператив …» или просто «Кооператив …»

Формы потребительской кооперации существуют в России очень давно. К ним можно отнести общины крестьян, бытовые артели, общества взаимопомощи и т. д. На сегодняшний день потребительская кооперация (потребкооперация) остается одной из лидирующих кооперативных систем, которая имеет законодательно закрепленные принципы функционирования и систему взаимоотношений с государственной властью.

Закон №3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)» принят в 1992 г. После этого в закон несколько раз вносились поправки. Последняя редакция – от 02 июля 2013 года на основе Федерального закона №185-Ф3. Рассмотрим в данной статье основные изменения, внесенные в Закон №3085-I.

Основные сферы, которые регулируются законом № 3085-I:

  • определение правовой, социальной и экономической сфер для деятельности потребкоопераций;
  • отношения и взаимосвязи с государственными органами;
  • определение прав пайщиков и их интересов;
  • установление обязанностей пайщиков;
  • рассмотрение вопросов по налогообложению, трудовым отношениям, доходам и зарплатным выплатам для работников общества;
  • имущественные права потребительских обществ (потребобществ).

Целевое предназначение кооперации потребителей состоит в том, чтобы осуществлять деятельность, разрешенную законодательно, в целях обеспечения интересов пайщиков.

(например: торговля, производство, заготовки, посредничество и т. д.)

На государственном уровне кооперации нужны для содействия развитию социальной и бытовой инфраструктуры, участия в благотворительных акциях.

Существенные правки в закон 1992 года были внесены законом №37-Ф3 от 23.04.2012 года. Перечислим ниже блоки, в которых были сделаны поправки.

Блоки следующие:

  • правила созыва общего собрания;
  • введение института наблюдателей (выборы и полномочия);
  • механизм отчуждения недвижимых объектов собственности;
  • ведение документооборота;
  • правила приостановления членства в союзе.

Общее собрание

Ст. 15 устанавливает, что главный орган потребобщества – это общее собрание. Пункт 5 ст.16 с внесенными поправками гласит, что созыв этого собрания регулируется не только Законом № 3085-I, но и уставом самого общества.

В 16 статье закрепляются основные правила созыва общего собрания:

  • Совет потребобщества обязан письменно сообщить всем своим членам, а также союзам (в которых он состоит) данные о том, когда и где будет проведено собрание.
  • Уведомления должны быть получены членами за 1 неделю до собрания.
  • Повестка и материалы по вопросам из нее отправляются с уведомлением.

Согласно ст. 18 представители союзов участвуют в принятии решений. Решение считается принятым, если большинство голосовавших его поддерживают.

К исключениям относятся: имущественные вопросы по недвижимым объектам, исключение из членства в обществе, выход из членства в союзе. Для этих конкретных случаев требуется – минимум ¾ голосов от присутствующих для вынесения решений. Реорганизация потребобщества может решаться только единогласно.

П. 5 ст. 18 разрешает пайщикам представлять интересы 1-го другого члена общества при наличии нотариальной доверенности.

Важно! Потребобщества далеколежащих населенных пунктов, в которых большое число членов, могут организовывать собрания кооперативных участков.

Созыв и принятие решений на участках происходит по аналогии с общим собранием.

В промежутках между общими собраниями все возникающие вопросы решает совет потребобщества. До внесения изменений членами совета могли быть только лица, которые ранее трудились в потребкооперации и имели соответственный опыт.

Согласно внесенным изменениям, теперь членам совета не обязательно иметь опыт, а достаточно быть членом общества или его представителем. Единственное ограничение – это только то, что у пайщика не должно быть правонарушений.

Закон №37-Ф3 устанавливает, что состав членов совета более не имеет строгих ограничений и может включать как сотрудников общества, так и не сотрудников. Ранее большинство членов совета не должны были быть работниками общества.

Введение института наблюдателей

Первая статья в новой редакции дополняется институтом наблюдателя. Им принято считать лицо, которое осуществляет защиту прав и интересов членов общества. Данный институт вводится с целью минимизации злоупотреблений в области потребкооперации и назначается советом союза.

Пункт 2 ст. 38.1 определяет конкретные случаи, когда назначают наблюдателя:

  • члены общества имеют жалобы и претензии к работе органов управления потребит. кооперации;
  • окончание финансового года с убытками в размере 20% от общей суммы активов;
  • потребобщество не предоставляет отчетную документацию союзу;
  • в течение 2-х финансовых лет общество имеет убытки, которые составляют 10% от суммарных активов.

Важно! Ст. 38.1 в п.1 обязывает нижестоящие по иерархии потребсоюзы и общества предоставлять вышестоящим документацию (бухгалтерского и финансового характера), согласно предписаниям этих союзов.

После назначения наблюдателя в потребобщество или союз, они уведомляются об этом в течение 3 дней. Кандидатура наблюдателя, а также отчеты по его проверкам могут быть оспорены в суде согласно ст. 38.1 п.12.

Назначение наблюдателя осуществляется не более чем на 3 календарных месяца за один финансовый год. Повторное назначение возможно только если в новых жалобах членов будет поднят вопрос, который ранее не рассматривался.

Ст. 38.1 закрепляет полный список прав и обязанностей наблюдателя. По результатам проведенной проверки, наблюдатель не выносит каких-либо решений, а лишь предоставляет отчет и рекомендации для дальнейших действий общему собранию пайщиков.

На срок проведения наблюдательской проверки, органы управления потребобществ лишаются права проводить юридические (приобретение, продажа имущества и т.д.) и финансовые сделки (займы, поручительства, кредиты и т. д.). подобные операции проводятся с письменного согласия наблюдателя.

Отчуждение недвижимого имущества

Согласно закону № 37-Ф3 на общем собрании может выноситься вопрос по передаче прав на недвижимость любой стоимости (ранее были ограничения по сумме). Для утверждения решения необходимо ¾ голосов пайщиков.

Прекращение членства в союзе

Поправки коснулись также и прекращения членства в союзе.

Ст. 32.1 определяет случаи прекращения членства:

  • общество исключается из союза и соответственно теряет членство;
  • потребобщество ликвидировано или прекратило деятельность по результатам реорганизации;
  • общество принимает добровольное решение о выходе из союза.

Дополнение списка обязательной документации

Новая редакция дополнена обязательным перечнем документации, которые должно вести потребительское общество. В предыдущей редакции необходимые типовые документы и их ведение определяло само общество в своем уставе.

В перечень обязательных документов теперь входят:

  • квитанции, чеки, расписки или другие документы подтверждающие оплату, возврат или получение паевых взносов;
  • протоколы решений всех собраний и заседаний потребит. общества;
  • документация о приеме и исключении членов;
  • реестр, с данными о членах общества.

Дополнительно общество должно вести документацию, которая предусмотрена законодательством России с учетом сферы деятельности.