» »

Участники вечной пасхи. История преступления николая аверина Мужской монастырь 3 убитых монаха

11.04.2024
Способ убийства Нанесение ранений холодным оружием
Оружие Нож
Место Оптина пустынь , Калужская область
Дата 18 апреля 1993 года
Нападавшие Николай Аверин
Убитые трое
Число убийц 1

Убийство монахов в Оптиной пустыни 18 апреля 1993 года - убийство троих монахов Русской православной церкви - иеромонаха Василия (Рослякова) и иноков Ферапонта (Пушкарёва) и Трофима (Татарникова) , совершённое в монастыре Оптина пустынь в пасхальную ночь на 18 апреля 1993 года душевнобольным Николаем Авериным.

Николай Аверин

Николай Николаевич Аверин родился 13 июня 1961 года в Калужской области . В 1990 году он впервые попал в поле зрения правоохранительных органов , совершив изнасилование , однако жертва забрала заявление. Через год, в апреле 1991 года, Аверин вновь совершил изнасилование, сопряжённое с нанесением тяжких телесных повреждений своей жертве. Однако 8 августа 1991 года его отправили в психиатрическую клинику, признав невменяемым.

В феврале 1992 года Аверина выписали из стационара. Ему дали третью группу инвалидности . Аверин вернулся в родное село Волконское в Калужской области, находившееся неподалёку от Оптиной пустыни.

18 апреля 1993 года

После убийства Аверин бросил нож и скрылся в лесу.

Расследование убийства. Арест Аверина

Тела монахов обнаружили спустя час. По тревоге были подняты все подразделения местной милиции.

Опрос свидетелей <…> принёс поразительный результат: паломники ясно различали в утренних сумерках звонарей…, видели как упали один за другим иноки, но нападавшего не рассмотрел никто. Так, три паломницы видели, что через ограждение звонницы перепрыгнул некто, одетый в черную морскую шинель, и побежал прочь; все три женщины независимо друг от друга решили, что звонарям стало плохо и побежавший человек сейчас приведёт доктора. Женщины эти подошли к звоннице и какое-то время не решались приблизиться к монахам, решив, что их недомогание вызвано строгостью пасхального поста. Лишь когда на досках помоста стала различима вытекавшая из ран иноков кровь, паломницы поняли, что оказались свидетелями преступления. Другие две женщины наблюдали сам момент нападения, но также не смогли дать сколь-нибудь удовлетворительного описания преступника; по их словам, произошедшее выглядело так, словно иноки беззвучно упали сами по себе и нападавшего не было видно до тех самых пор, пока он не побежал от звонницы в сторону Скитских ворот. Безусловно, следствие столкнулось с неким любопытным феноменом субъективного восприятия, но следует признать, что во всём, связанном с судьбою погибших монахом, немало мистического, рационально необъяснимиого .

Обнаруженный на месте преступления нож был отправлен на экспертизу, которая установила, что отпечатки пальцев на рукоятке принадлежали жителю соседнего села Аверину. Тем временем убийца лесами ушёл в Тульскую область , где в одном из кооперативов совершил кражу , затем решил вернуться домой, где и был задержан .

Аверин подробно рассказал обо всех убийствах. Судебно-психиатрическая экспертиза признала его невменяемым, поставив диагноз - шизофрения . После этого Аверина отправили в спецлечебницу закрытого типа. Дальнейшая его судьба точно неизвестна, возможно, он до сих пор находится в психиатрической больнице .

, Калужская область

Убийство монахов в Оптиной пустыни 18 апреля 1993 года - убийство троих монахов Русской православной церкви - иеромонаха Василия (Рослякова) и иноков Ферапонта (Пушкарёва) и Трофима (Татарникова) , совершённое в монастыре Оптина пустынь в пасхальную ночь на 18 апреля 1993 года душевнобольным Николаем Авериным.

Николай Аверин

Николай Николаевич Аверин родился 13 июня 1961 года в Калужской области . В 1990 году он впервые попал в поле зрения правоохранительных органов , совершив изнасилование , однако жертва забрала заявление. Через год, в апреле 1991 года, Аверин вновь совершил изнасилование, сопряжённое с нанесением тяжких телесных повреждений своей жертве. Однако 8 августа 1991 года его отправили в психиатрическую клинику, признав невменяемым.

В феврале 1992 года Аверина выписали из стационара. Ему дали третью группу инвалидности . Аверин вернулся в родное село Волконское в Калужской области, находившееся неподалёку от Оптиной пустыни.

18 апреля 1993 года

После убийства Аверин бросил нож и скрылся в лесу.

Расследование убийства. Арест Аверина

Тела монахов обнаружили спустя час. По тревоге были подняты все подразделения местной милиции.

Опрос свидетелей <…> принёс поразительный результат: паломники ясно различали в утренних сумерках звонарей…, видели как упали один за другим иноки, но нападавшего не рассмотрел никто. Так, три паломницы видели, что через ограждение звонницы перепрыгнул некто, одетый в черную морскую шинель, и побежал прочь; все три женщины независимо друг от друга решили, что звонарям стало плохо и побежавший человек сейчас приведёт доктора. Женщины эти подошли к звоннице и какое-то время не решались приблизиться к монахам, решив, что их недомогание вызвано строгостью пасхального поста. Лишь когда на досках помоста стала различима вытекавшая из ран иноков кровь, паломницы поняли, что оказались свидетелями преступления. Другие две женщины наблюдали сам момент нападения, но также не смогли дать сколь-нибудь удовлетворительного описания преступника; по их словам, произошедшее выглядело так, словно иноки беззвучно упали сами по себе и нападавшего не было видно до тех самых пор, пока он не побежал от звонницы в сторону Скитских ворот. Безусловно, следствие столкнулось с неким любопытным феноменом субъективного восприятия, но следует признать, что во всём, связанном с судьбою погибших монахом, немало мистического, рационально необъяснимиого .

Обнаруженный на месте преступления нож был отправлен на экспертизу, которая установила, что отпечатки пальцев на рукоятке принадлежали жителю соседнего села Аверину. Тем временем убийца лесами ушёл в Тульскую область , где в одном из кооперативов совершил кражу , затем решил вернуться домой, где и был задержан .

Аверин подробно рассказал обо всех убийствах. Судебно-психиатрическая экспертиза признала его невменяемым, поставив диагноз - шизофрения . После этого Аверина отправили в спецлечебницу закрытого типа. Дальнейшая его судьба точно неизвестна, возможно, он до сих пор находится в психиатрической больнице .

Здания Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря, более известного как Оптина пустынь, были переданы в ведение РПЦ в ноябре 1987 года. Скоро в возвращенную церкви обитель в Калужской области потянулись паломники со всей России: воцерковленных православных привлекала слава канонизированного на следующий год оптинского старца Амвросия Оптинского (1812-1891), интеллигенцию - имя Достоевского, который искал здесь утешения после смерти своего трехлетнего сына Алеши и вывел преподобного Амвросия в «Братьях Карамазовых» под именем Зосимы, неформальную молодежь подкупало небрежное упоминание Оптиной в одном из первых больших интервью культового тогда Бориса Гребенщикова.

В июле 1988-го, когда братия монастыря кроме наместника насчитывала лишь двух иеромонахов, двух иеродиаконов и четырех послушников, здесь отслужили первую литургию, которая запомнилась очевидцам «такой волной благодати, что незнакомые люди, как родные, бросились обнимать друг друга». В еще не отстроенной после десятилетий запустения (при советской власти здесь располагалось профтехучилище, в котором готовили механизаторов) обители в те годы царит атмосфера экзальтации: паломники называют ее «страной чудес», и, возвращаясь домой, охотно делятся рассказами об особой благодати этого места и окружающих его чудесах и знамениях.

Ездить сюда становится модно - несмотря на спартанские условия в отведенном для гостей корпусе скита, почти армейскую дисциплину и пугающую строгость оптинских исповедников. Под руководством монахов паломники выполняют «послушания»: трудятся на восстановлении монастырских стен, мастерят мебель, таскают воду, заготавливают дрова, работают на кухне. «При обители тогда жили подростки - из тех, кого в наше время называют "хиппи", а в старину называли "бродяжки". Сироты, полусироты, они с 8-12 лет бродяжничали от притона к притону, где ребенку вместо молока давали наркотик и шприц. И прилепились они к обители еще не по избытку веры, но скорее по тому инстинкту, по какому замерзающие воробьи жмутся в морозы к теплому жилью. В Оптиной их так и называли - наши "воробушки"», - описывала сложившуюся вокруг монастыря общину молодых волонтеров-«трудников» литератор Нина Павлова.

Жители окрестных деревень, впрочем, относились к вернувшимся в эти места священнослужителям по-разному. Однажды в начале 1990-х на стене обители появилась издалека заметная черная надпись «МОНАХИ - ПСЫ ****** [блудливые]», но кто именно ее оставил, неизвестно.

Идиллия в Оптиной неожиданно прервалась в апреле 1993 года, на Пасху, когда в монастыре было совершено тройное убийство.

Василий, Трофим и Ферапонт

Выпускник журфака МГУ москвич Игорь Росляков приехал в Оптину пустынь в год, когда восстановление монастыря только начиналось. Священнослужители отмечали, что молодой послушник - человек старательный, молчаливый и скромный: любую работу он выполнял безотказно.

В университете Росляков учился прилежно. Старший преподаватель факультета журналистики Тамара Черменская отзывалась о нем как об очень талантливом юноше. «Студенты в те годы увлекались дзен-буддизмом, и с Запада шел поток философской литературы, замешанной на оккультизме. Я постаралась, чтобы этот яд не коснулся души Игоря, благо, что при его потребности советоваться сделать это было легко», - делилась воспоминаниями воцерковленная преподавательница. Росляков стал частым гостем в ее доме, однако, утверждает Черменская, в православие студента обратила не она - со временем Росляков якобы сам потянулся к вере.

Первой перемены в сыне заметила его мать. Неожиданно Игорь, до того кропотливо собиравший домашнюю библиотеку, вынес из дома все книги Льва Толстого: «Мама, да он же еретик!». Толстого заменили сочинения святителя Игнатия Брянчанинова, молодой человек стал ходить на церковные службы, а потом уехал в Оптину пустынь.

Лишь спустя несколько лет после того, как Росляков поселился в монастыре, случайно выяснилось, что в миру Игорь был капитаном сборной МГУ по водному поло - кто-то из паломников нашел его фотографию с кубком в газете «Известия». В Оптиной молодой послушник держался обособленно и о своей прошлой жизни не распространялся. По словам насельников монастыря, он приложил много сил для восстановления обители и вскоре стал иноком, а затем и иеромонахом, приняв имя Василий.

Полной противоположностью Рослякову был Леонид Татарников, позже нареченный иноком Трофимом. Братия и прихожане хорошо его знали - молодой человек, приехавший в Оптину в августе 1990 года из Бийска, выделялся живостью характера; он быстро сновал по монастырю и, не мешкая, брался за любую работу. В миру Татарников успел сменить несколько профессий - после службы в танковых войсках поработал в Сахалинском рыболовстве, занимался художественной фотографией, побывал фотокорреспондентом в районной газете, сапожником, пастухом и пожарным. Родственникам свой уход в монастырь он объяснил знамением: видел, как от одной из икон в храме исходит ослепительный свет, и слышал неземной голос.

Будучи человеком нетерпеливым, Татарников спешил стать монахом. В Оптиной вспоминали, что как-то раз он пришел просить, чтобы постриг совершили поскорее. «А может, тебя сразу в схиму постричь?» - спросил его иерей, к которому он обратился. «Батюшка, я согласен!» - воскликнул тогда Татарников. За это - или какую-то другую провинность - Татарникову на два месяца отказали в проживании в стенах монастыря. Молодой человек поселился в землянке неподалеку, но не пропустил ни одной службы. В обители он заведовал паломнической гостиницей, работал звонарем, переплетчиком и чинил часы.

Меньше, чем через год после приезда, Татарников добился своего и принял постриг под иноческим именем Трофим. «Трофим был духовный Илья Муромец, и так по-богатырски щедро изливал на всех свою любовь, что каждый считал его своим лучшим другом. Я - тоже. Он был каждому брат, помощник, родня», - вспоминал о Татарникове игумен Владимир.

Еще один будущий насельник Оптиной - сибиряк Владимир Пушкарев - появился в монастыре в июне 1990 года, преодолев пешком 75 километров от Калуги. Местные утверждают, что, дойдя до ворот монастыря, он не стал стучать, а встал на колени и так стоял до самого утра, терпеливо дожидаясь, пока его впустят.

Уроженец Новосибирской области, Пушкарев прослыл в монастыре человеком замкнутым - много часов он просиживал в собственной келье или столярной мастерской. Художник-резчик Сергей Лосев, работавший тогда в монастыре, говорил, что в Пушкареве «чувствовался огромный внутренний драматизм и напряженная жизнь духа, какая свойственна крупным и сложным личностям». «Что за этим стояло, не знаю. Но это был человек Достоевского», - говорил о сибиряке Лосев.

Неожиданно хорошие отношения у этого немногословного человека сложились с околомонастырскими «воробушками» - молодежь ему доверяла и охотно училась резьбе по дереву. За полтора года до гибели Пушкарев стал иноком и принял имя Ферапонт. Он стал заведовать столярной мастерской: резал кресты, готовил доски для икон, делал мебель.

Пасха-93

Убийству иеромонаха и иноков в Оптиной пустыни, вспоминали верующие очевидцы, предшествовали знамения, а сами монахи как будто предчувствовали приближавшуюся смерть. Летом 1992 года инок Трофим якобы обратился к одной из паломниц: «Лена, чего киснешь? Жить осталось так мало, может быть, год. Унывать уже некогда. Радуйся!». И с этими словами, утверждала паломница, вручил ей букет полевых цветов. Местный житель Николай Жигаев рассказывал, что и в разговоре с ним Татарников предсказывал свою скорую гибель. «Сердцем чую. Но полгода еще проживу», - приводил слова монаха Жигаев.

Уже после убийства в монастыре заговорили, что Великим постом к иноку Трофиму в переплетную мастерскую приходил незнакомый мужчина, заявлявший, что «монахов надо убивать». На предложение успокоиться и пообедать в стенах обители неизвестный не отреагировал и пообещал, что скоро церковников начнут «резать». «Ты наш, наш!» - якобы повторял гость, ухватив на прощанье инока за руку.

В Оптиной вспоминали, что сразу несколько послушников внезапно поранились в алтаре накануне Пасхи, а под вечер Страстной субботы над монастырем стояло странное марево - «воздух будто дрожал, контуры предметов двоились, а сердечники хватались за сердце». Необычные атмосферны явления на Пасху местные жители, как говорят, видели и раньше - перед аварией на Чернобыльской АЭС.

Пасхальная литургия 18 апреля 1993 года закончилась около пяти утра. Монастырские автобусы увезли из Оптиной пустыни жителей окрестных деревень, с ними уехали и милиционеры, охранявшие участников богослужения. Обитатели монастыря и паломники отправились в трапезную. Отец Василий, которому предстояло провести еще две службы, лишь немного посидел за столом и, поздравив всех с Христовым Воскресением, поднялся к себе в келью.

Инок Трофим (Татарников) с родственниками

К шести часам утра монастырский двор опустел. Последним уходил в скит игумен Александр, встретивший по дороге инока Трофима. «Благословите, иду звонить», - попросил Трофим и, получив благословение, отправился в сторону звонницы.

С крыльца храма Трофим увидел инока Ферапонта. Они вместе встали к колоколам, когда Ферапонт вдруг упал на деревянный настил, пронзенный насквозь длинным ножом. Затем удар в спину настиг инока Трофима, но перед смертью он сумел подтянуться на веревках к колоколам и ударить в набат. Затем тело молодого человека обмякло, и звон резко оборвался. Иеромонах Василий направлялся в это время исповедовать паломников в скит, но, услышав звук набата, повернул к колоколам и пошел навстречу убийце.

«Это случилось на Пасху в 6.15 утра. Мы разговлялись за чаем в иконописной мастерской, когда благовест колоколов вдруг оборвался и раздался тревожный звон. “Какой странный звук, - сказал Андрей, разливая чай. - Скорее набат”. А я еще подумала с досадой: “Вечно Андрей со своими шуточками - ну, какой же набат? Пасха ведь!”», - рассказывала потом иконописец Тамара Мушкетова.

Первой к упавшему отцу Василию подбежала двенадцатилетняя Наташа Попова. За два года до этого девочку из Киева привезли в Оптину пустынь родители. Иеромонах лежал на дорожке возле ворот скита. Четки при падении отлетели в сторону. «Почему он упал, я не поняла. Вдруг увидела, что батюшка весь в крови, а лицо искажено страданием. Я наклонилась к нему: “Батюшка, что с вами?”. Он смотрел мимо меня - в небо. Вдруг выражение боли исчезло, а лицо стало таким просветленным, будто он увидел ангелов, сходящих с небес», - рассказывала потом Попова.

В седьмом часу утра, когда в скиту началась литургия, в храм ворвался молодой послушник Алексей, кричавший: «Братиков убили! Братиков!». Умирающего иеромонаха перенесли в храм, положив возле раки с мощами преподобного Амвросия. Бледный священнослужитель уже не мог говорить и, судя по движениям губ, сосредоточенно молился. «Он молился до последнего вздоха, и молилась в слезах вся Оптина. Шла уже агония, когда приехала “скорая”. Как же все жалели потом, что не дали отцу Василию умереть в родном монастыре!» - пишет в своей книге Нина Павлова. Священник скончался по дороге в больницу.

Местные жители отмечали, что после убийства монахов в Оптину пустынь как будто вернулась зима - задул холодный ветер, пошел дождь, а потом снег. Люди собрались у залитой кровью звонницы, плакали и молились за убитых монахов.

«Сатана 666»

«Так, осмотр начинается. В центральном месте, рядом с деревянной скамейкой, покрытой зеленым байковым одеялом в белую клетку лежит труп… Это отец Василий? А, это инок Ферапонт», - прокурор-криминалист Лариса Гриценко проводит осмотр места преступления, пока ее коллега фиксирует происходящие на видеокамеру.

Сотрудники правоохранительных органов идут по двору и недалеко от места убийства находят армейскую шинель - военные пожертвовали монастырю большую партию обмундирования, такие шинели раздавали прибывшим паломникам. Убийца повесил свою на колья деревянного забора.

«В кармане обнаружен нож. Александр Васильевич, как его назвать? Нож по типу кинжала, около ручки выбиты три шестерки», - продолжает Гриценко. Еще один длинный меч с обмотанной изолентой рукоятью находят у монастырской стены. Именно этим оружием, как выяснят эксперты, монахам и были нанесены смертельные раны. На клинке меча неумело выгравирована надпись «Сатана 666».

Позже следователи установят, что убийство было тщательно спланировано: местные жители расскажут им, что перед Пасхой неизвестный мужчина приходил в монастырь и подолгу сидел на корточках у звонницы. У восточной стены обители найдут сложенную ступеньками поленницу - по этой заблаговременно сложенной лестнице нападавший скрылся с места убийства, оставив на виду шинель с документами монастырского кочегара в кармане, чтобы сбить следствие со следа.

Напасть на след убийцы удалось спустя два дня - лесничий из соседней деревни сообщил милиции, что к нему в дом вломился вооруженный обрезом двуствольного ружья мужчина, которого, впрочем, удалось успокоить с помощью спиртного. Неизвестный поел, выпил, попросил чистую одежду и через полчаса покинул жилище, не тронув никого из семьи лесника. С его слов был составлен фоторобот странного визитера.

«В это время случайно в РОВД заходила женщина, которая опознала этого человека. Назвала его фамилию, сказала, как его зовут и сказала, что они с ним живут в одной деревне», - рассказывал эксперт-криминалист Дмитрий Осипов. Так правоохранительным органом стало известно имя подозреваемого - им оказался 32-летний житель села Волконское Николай Аверин, 1961 года рождения. Позже вину Аверина подтвердила дактилоскопическая экспертиза - отпечаток его пальца сохранился на третьем слое изоленты, которой была обмотана рукоятка меча. Вскоре он был задержан в райцентре Козельск - Аверин, несколько дней скрывавшийся в лесу, приехал к своей тетке и, не понимая, что за ее домом уже наблюдают, спокойно лег спать.

Как объясняли позже в прокуратуре, убийца прошел службу в Афганистане и «приехал домой без единой царапины, но со сломленной психикой». Впервые в поле зрения милиции он попал летом 1990 года, когда вместе с приятелем попытался изнасиловать пожилую женщину. Но мужчины тогда извинились, пенсионерка простила их и отозвала заявление.

В апреле 1991 года Аверина вновь обвинили в попытке изнасилования. На этот раз он сильно избил женщину; дело против него рассматривалось в Козельском районном суде. Проведенная психиатрическая экспертиза показала, что обвиняемый страдает шизофренией, а поэтому должен быть направлен на принудительно лечение. До февраля 1992 года Аверин находился в Москве в психиатрической больнице имени Ганнушкина, после чего вернулся домой к родителям.

В окрестностях Оптиной пустыни утверждали: Аверин обещал убить монахов задолго до того, как ему удалось воплотить свой замысел. В колхозной мастерской вспоминали, как перед Пасхой убийца зашел заточить меч на станке, выставив выпивку.

Николай, на кого зуб точишь - на будущую тещу? - пошутил кто-то из мастеров.

Нет, монахов подрезать хочу, - якобы отвечал Аверин.

С работниками мастерской беседовал и 29-летний следователь по особо важным делам прокуратуры Калужской области Александр Мартынов, расследовавший убийство оптинских монахов. Там рассказали, что Аверин был не единственным, кто обращался к ним с подобного рода заказами: мода на «сатанинскую» символику в Калужской области будто бы возникла после телевизионного показа фильма «Омен» - триллера 1970-х годов о пришествии Антихриста.

Летчики аэродрома сельхозавиации, где перед убийством работал Аверин, вспоминали, как он демонстрировал им меч, которым позже убил монахов, заявляя: «Я еще прославлюсь на весь мир!». Аверин, отмечали они, был при этом совершенно трезв, да и вообще не пил, хотя активно приторговывал водкой.

Одновременно в монастырь шли анонимные письма с угрозами. Один из священнослужителей якобы получил две фотографии гроба и обещанием убить его «золотым шомполом в темя». А незадолго до Пасхи некий человек, вспоминали очевидцы, прокричал в храме: «Я тоже могу быть монахом, если трех монахов убить!».

Приговор Аверину

Три гроба поставили в храме перед открытыми Царскими вратами, плачущие люди подходили к ним со словами: «Христос воскресе, отец Василий!», «Христос воскресе, Трофимушка!», «Христос воскресе, отец Ферапонт!». Прихожане клали в гробы освященные пасхальные яйца.

По итогам судебного рассмотрения убийца монахов был признан невменяемым. Версия о том, что Аверин состоял в некоей секте сатанистов или был приверженцем оккультного учения, была полностью опровергнута следствием.

Из материалов дела известно, что Николая Аверина с детства мучили безотчетные страхи, он боялся спать в темноте. После возвращения с войны мужчина уверовал и, по словам его родителей, проводил много времени в храме, иссушая себя постами, и вскоре начал «слышать голоса». В какой-то момент Аверин объявил родственникам, что на самом деле он - Иисус Христос. Но позже голос, звучавший в его голове, принялся издеваться над несчастным: он заставлял мужчину против воли биться головой о стену, есть бумагу и выбрасываться из окон. Аверин несколько раз вскрывал себе вены. Постепенно в его сознании оформилась и окрепла мысль, что бог желает ему зла, а, следовательно, заступничества следует искать у сатаны. Аверин решил мстить жестокому богу, уничтожая его воинство - монахов.

По словам опрошенных свидетелей, в быту убийца производил впечатление спокойного, вежливого, безобидного человека «со странностями». Он неплохо ориентировался в житейских реалиях, а в делах проявлял разумность.

Николай Аверин дает интервью телепередаче «Приговоренные пожизненно».

Родители Аверина показали, что их сын не раз приходил в Оптину Пустынь и беседовал с монахами; те упрекали его в гордыни и советовали лечиться. Следуя этому совету, Аверин обращался к врачам и экстрасенсам, но безуспешно.

В медицинском заключении, которым подследственный признавался невменяемым, отмечалось, что Аверин не отдает себе отчета в собственных действиях и не может руководить ими. Он одержим бредовыми идеями и нуждается в принудительном лечении, поскольку представляет особую социальную опасность, заключили врачи. Аверин был заключен в психиатрическую клинику.

«Бога я не мог достать, потому что его не достанешь. Это машина самая коварная и, грубо сказать, самая чистая во вселенной. Я могу повторить, что они [монахи] умерли достойной смертью», - объяснял Аверин в интервью съемочной группе Вахтанга Микеладзе, снимавшего цикл передач «Приговоренные пожизненно». Не понравилось Аверину лишь то, что двое из троих монахов «не по мужски ушли» - перед смертью кричали, как женщины. «Зла у меня на них никакого не было, на этих ребят. Я же не убил кого-то в корыстных целях, не отобрал деньги, вы понимаете», - объяснял Аверин.

Вопреки версии следствия, в монастыре ходили слухи, что Аверин убивал монахов не в одиночку, а в Оптиной действовала целая группа сатанистов, целью которой было устрашение православных верующих. Две паломницы, издалека видевшие, как упали зарезанные Трофим и Ферапонт, вспоминали, что рядом с ними якобы стояли двое мужчин, и один из них сказал: «Только пикните, и с вами будет то же». В церковных кругах вдруг вспомнили о тайных орденах, человеческих жертвоприношениях и «психических атаках СС», которые, по слухам, применялись против советских войск во Вторую мировую.

Обидело православную общину и то, что следователи искали убийцу в первую очередь внутри Оптиной, подозревая кочегара и других насельников. Но сильнее всего задевали чувства верующих последовавшие за трагедией газетные публикации - сначала журналисты предположили, будто убийство было совершено на почве гомосексуальной страсти, а затем представили Аверина как лишившегося разума героя войны.

«Пресса дружно сделала из Аверина героя-афганца и объявила его “жертвой тоталитаризма”. Судмедэкспертизы еще не было, но пресса уже ставила свой диагноз: “психика молодого человека не выдержала испытаний войной, в которую он был брошен политиками” (газета “Знамя”). “Искореженная нелепой войной душа молодого крепкого парня, оставленного без моральной поддержки, металась” (“Комсомольская правда”). Можно привести еще цитаты», - негодует Нина Павлова на страницах своей книги. Она же утверждает, что в боевых действиях Аверин на самом деле никогда не участвовал: в 1981 году он, окончив Калужское культпросветучилище, работал в Доме культуры Волконска, в эти же годы он прошел курсы подготовки шоферов. «Каждый, кто получал права, знает, что для этого требуется справка психиатра об отсутствии психических заболеваний. Такую справку Аверину дали, и до дня убийства он ездил на личной машине», - замечает автор.

Когда дело об убийстве оптинских монахов было закрыто, общественно-церковная комиссия провела самостоятельное расследование, выводы которого затем опубликовала газета «Русский вестник». «У комиссии есть данные, что в убийстве участвовало не менее трех человек, которых видели и могут опознать свидетели», - говорилось в заключительном отчете. Однако требования православной общественности о повторном расследовании дела и проведении независимой психиатрической экспертизы были проигнорированы.

«Но сколь неправеден суд человеческий, столь взыскателен Суд Божий. И когда в Оптиной стали собирать воспоминания местных жителей, то оказалось, что среди тех, кто разрушал монастырь в годы гонений, нет ни одного человека, который бы не кончил потом воистину страшно», - мрачно замечает Павлова.

Клинок, которым Аверин убил отца Василия и иноков Трофима и Ферапонта, в настоящее время хранится в музее МВД в Москве. О том, где сейчас пребывает сам Аверин, ничего не известно. Передача Вахтанга Микеладзе, вышедшая на ДТВ в 2009 году, была последним его упоминанием в СМИ.

В разговоре со съемочной группой Аверин тогда держался спокойно и уверенно. Он говорил, что нисколько не раскаивается в содеянном и вряд ли когда-нибудь раскается.

«Идет война между богом и сатаной, я, можно сказать, был одним из лучших его учеников. Я против бога, да, и рад, что я с сатаной. Потому что я - добро», - улыбался, глядя в камеру, Аверин.


Мне довелось быть в это время в Оптиной, видеть смерть о. Трофима и опустить три гроба в сырую весеннюю калужскую землю. Много чего прошло за эти годы, но мне кажется, что я помню в деталях каждый миг той трагедии, так она потрясла тогда всех очевидцев. О некоторых мигах того великого дня будет мой короткий рассказ.

Я уже не жил в Оптиной и приехал в гости на Пасху. Предпасхальный вечер был тих и прекрасен: закатное красно солнышко раскрасило милым теплым цветом и в нем не было ничего тревожного. Даже странно, что закат несмотря на красноту нельзя было назвать кровавым, настолько он был нежный и приятный для глаз. Ничто не предвещало беды, хотя беда уже была рядом, рядом с каждым из нас. Убийца приготовил злодеяние и только ждал толчка своего «голоса, который не мог ослушаться». Он был в Оптиной, рядом, очень близко, он искал свою жертву. Но никто из людей не знал и не догадывался об этом.

Гуляя по монастырю, я заметил вышедшего из Введенского собора о. Василия. Он стоял у северного входа в храм и любовался красотой заката. А я в свою очередь остановился и стал любоваться картиной с его участием: стоит возле белоснежного храма красивый монах. Русак, стройный, спортивный, тихий и мирный, разумный для своих лет, явно будущая оптинская слава.

Пройдет много лет, он станет еще мудрее и опытнее, будут приходить к нему тысячи людей за советом и утешением и будет у нас новый оптинский старец. Ведь обещали, что будет семь светильников. Может это будет один из них. «Эх, как же он хорош, это воин Христов, – думал я, – дай Бог тебе, дорогой, не сойти со своего пути и остаться человеком, накопить мудрости и любви и одаривать ими народ Божий». Отец Василий почувствовал, что кто-то смотрит на него, обернулся и, увидев меня, улыбнулся. Мы не виделись несколько месяцев, обменялись издалека поклонами и решили сохранить тихость своего состояния. Но улыбка, его лучезарная улыбка запала в моей памяти и теперь уже будет жить со мной до самой смерти.


Началась служба. Пришла в храм братия монастыря, в том числе о. Ферапонт. С о. Ферапонтом никто не дружил. Вовсе не потому, что он был злой или плохой человек. Просто он, несмотря на относительную младость своих лет и раннее монашество, умудрился стать настоящим монахом - не входил не в какие группы или кружки по интересам, которые часто образуются в монастырях, жил очень сокровенной и истинно монашеской жизнью, без ссор и конфликтов, без пустых разговоров за чаем и пересудов во время послушаний. Жизнь таких монахов принято называть красивым русским словом сокровенной, как сказано в послании апостола «потаеный сердца человек, в неистлении кроткого и молчаливаго духа, еже есть пред Богом многоценно».

Пришел в храм о. Трофим. Он слегка опоздал на службу, т. к. много работал на подсобке. С утра до позднего вечера его видели то на тракторе, то на мотоблоке. Всегда радостный, энергичный, невероятно живой. Полная противоположность замкнутому и молчаливому о. Ферапонту. Вокруг о. Трофима всегда бурлила жизнь и кипела работа. У него было множество друзей, очень общительный и позитивный человек. Он подошел к левому клиросу, у которого я стоял, улыбнулся своей открытой улыбкой, мы крепко обнялись и расцеловались.

Быстрый обмен новостями, крепкие рукопожатия. Кто бы знал, что спустя несколько часов его не будет в живых. Живой, энергичный, веселый. Ну не мог он умереть молодым. Еще много-много лет впереди. Но человек предполагает, а Бог располагает.

Так и остались в моей памяти эти три улыбки. Такие разные и каждая по своему красивая. А потом были другие улыбки и они запечатались в моей памяти еще крепче.


Закончилась пасхальная литургия. Вся братия пошла в трапезную, разговелась, большая часть пошла отдыхать, звонари Трофим и Ферапонт пошли на звонницу, а о. Василий на скитскую литургию, чтобы исповедовать народ. Я в это время был в скиту и отдыхал в келье скитоначальника. Только началась скитская литургия, как в дверь постучали. Стук становился все настойчивее и я решил открыть дверь.

На пороге стоял дежурный скитской гостиницы и в крайне нервной форме сообщил, что в монастыре произошло убийство – каких-то монахов кто-то убил. Ему позвонили из проходной монастыря и просили предупредить скитоначальника и всю скитскую братию. Я отправил дежурного в храм, а сам собрался и пошел в монастырь. В сообщении было что-то абсурдное, какое могло быть убийство в монастыре, в Оптиной?! Это явный бред и чья-то глупая шутка. Кто бы знал, что одновременно со мной по дорожке, только прячась в кустах и в другом направлении прошел убийца.

В Оптиной было очень безлюдно. Ведь даже никто не смог увидеть убийцу, разошлись все. Прослышав про злодеяние, начала собираться братия. Первым я увидел о. Ферапонта. Он лежал на звоннице, пробитый насквозь коротким мечом, изготовленным из автомобильной рессоры. Как потом выяснилось, что «работать» таким орудием очень трудно - нужно обладать или огромной силой или много тренироваться.

Убийца Аверин был щупленьким человеком, но тут ему явно помог истинный вечный убийца человеков. Только этой нечеловеческой силой можно объяснить силу удара Аверина: помимо тела в трех местах был пробит кожаный монашеский пояс. Нанеся единственный удар строго в печень, он опустил тело Ферапонта на землю и закрыл его лицо клобуком. Почему он так сделал сам объяснить не смог. Затем быстро встал и вторым ударом смертельно ранил о. Трофима. Тот даже не успел ничего понять - оба монаха стояли почти спиной друг ко другу и Трофим не видел, что произошло, только услышал, что звон прекратился и обернулся в сторону товарища, но было уже поздно - холодный окровавленный клинок пробивал его печень.

Аверин так же опустил Трофима, так же накрыл его лицо клобуком и спокойно пошел в сторону скита, вслед за уходящим о. Василием. Третий удар и третий человек пал на землю. После убийца побежал за дом возле скитской башни, бросил там свой страшный меч, перелез через забор и убежал в лес. Только убегающую фигуру в серой шинели смогли рассмотреть три паломницы. Больше никаких следов и примет (кроме меча). Но уже на третий день в доме Аверина сидела засада и проводились розыски по ближайшим лесам. (С тех пор я точно знаю, что если наши власти хотят раскрыть какое-то убийство, то раскрывают его быстро. Они могут (а может могли тогда) это сделать, если захотят).

Самого убийства я не видел, но на моих руках испустил дух о. Трофим. Лицо его было полно скорби и боли. Было видно, что он испытывал сильнейшие страдания. Отошел он тихо. Просто замер и все. Отец Василий прожил дольше всех и умер уже в машине скорой помощи по дороге в Козельск. Его натренированное тело всячески сопротивлялось смерти, но рана была слишком страшна.

Потом приехала милиция, начались оперативные действия, всех убитых увезли на вскрытие. Спустя несколько часов их привезли в храм св. Илариона. Насколько помню я был единственный мирянин, который присутствовал при этой первой молитве у тел убиенных братий, видел их тела еще непокрытыми, без облачений. По традиции миряне не должны быть при облачении монахов, но для меня сделали исключение. И я благодарю судьбу, что присутствовал на этой молитве. Поверьте, никогда более я не видел и не ощущал чего-то подобного. Прежде всего надо сказать о лицах убиенных братий.

Знаете, что меня поразило тогда? Все трое умерли в страшных муках, от немыслимой боли и эта боль осталась в момент смерти на их лицах. Но вот прошло несколько часов и я видел совершенно другие лица. Их даже можно смело назвать ликами, так они светились и сияли. Это не было моим экзальтированным восприятием, все отметили странное преображение лиц - на всех трех была светлая, тихая и мирная улыбка. Очень покойная и уверенная. Такое ощущение, что они увидели что-то радостное. Вот что удивительно: дух покинул тело, но преобразовал его после смерти. Вот об этих трех улыбках я говорил вначале своего рассказа. Именно их я не смогу забыть никогда. Вот явное доказательство бытия загробного мира.


Трудно передать словами состояние братии монастыря. Думаю, что нечто подобное испытали апостолы после казни Христа и ученики оптинских старцев, после их смерти. С одной стороны ужас от происшедшего и горечь расставания, с другой радость за своих братьев. Ведь все они сейчас у Престола Божия. Они начали праздновать Пасху на Земле и закончили ее на Небесах. И мы верим, что там их Пасхальная радость будет вечной. Они заслужили ее своей земной жизнью и сподобились принять мученический венец.

Многие вечером того дня произнесли такие слова: а я оказался недостоин за грехи свои.

Перед написанием этого краткого воспоминания я нашел запись речи оптинского иеромонаха Феофилакта, сказанной по отпевании убиенных оптинских иноков. Не знаю точна ли цитата, но она очень верна по сути и многое передает из наших тогдашних переживаний: «…сегодня здесь совершается нечто необычное, чудное и дивное… Всякий христианин, хорошо знакомый с учением Церкви, знает, что на Пасху так просто не умирают, что в нашей жизни нет случайностей, и отойти ко Господу в день Святой Пасхи составляет особую честь и милость от Господа. С этого дня, когда эти трое братии были убиты, по-особому звучит колокольный звон Оптиной пустыни. И он возвещает не только о победе Христа над антихристом, но и о том, что теперь земля Оптиной пустыни обильно полита не только потом подвижников и насельников, но и кровью Оптинских братьев, и эта кровь является особым покровом и свидетельством будущей истории Оптиной пустыни. Теперь мы знаем, что за нас есть особые ходатаи пред Престолом Божьим».

25 лет назад в ночь, когда вся страна праздновала Воскрешение Христа, произошло страшное убийство. От руки неизвестного погибли сразу три священнослужителя. Гораздо позднее выяснится имя убийцы - Николай Аверин. В 1993 году подробности и истинные цели этого поступка потрясли всех, кто принимал участие в расследовании. Сегодня вы узнаете, за что расправился с иноками и монахами этот жестокий человек, и какой приговор вынес суд.

Монастырь

Пасха - праздник победы любви над смертью. Именно он собрал всех местных верующих жителей в монастырь Оптина. В разное время сюда приходили десятки тысяч людей со всей страны. Духовного совета и утешения искали здесь Гоголь, Тургенев, Толстой и Достоевский. Шел 1993 год, и народ в это время отчаянно нуждался в сочувственном и добром слове. Среди посещающих службу стало как никогда много молодежи. Но тяжелое положение в стране сильно ударило и по монастырю. Рост цен грозил уничтожить все хозяйство - не на что было кормить кур, коров и прочую живность. Прихожане жертвовали, но это были гроши, ведь они сами жили буквально впроголодь.

Скромный быт монахов не требовал больших расходов, но при монастыре жили 20 семей, которым некуда было пойти, их нужно было кормить. Служители церкви не спрашивали у страждущих, кто они и откуда пришли. Помощь оказывали всем, не требуя ничего взамен. В ущерб себе, но спасали десятки жизней.

Но вернемся к тому дню. С иконой в руках иеромонах Василий встречает всех прихожан. Его убьют через 5 часов - в 6 утра. Но сначала умрут от руки убийцы два других служителя церкви. Первый погибнет инок Ферапонт, когда он будет звонить в колокол, возвещая всем радость о Христе Воскресшем. Вторым умрет инок Трофим. Его убьют здесь же, на звоннице, в тот момент, когда он созывал народ к заутрене. Он не услышит предсмертного крика Ферапонта. Звон колоколов заглушит все остальные звуки. Иеромонах Василий подвергнется нападению, когда выйдет из кельи и направится в скит исповедовать паломников. Убийца смертельно ранит его, настигнув сзади. Через час святой отец умрет от полученных травм. Трудно поверить, что в великий церковный праздник трое монахов, служители воскресшего Бога, погибли от руки человека. Прошло 25 лет, и сегодня мало кто вспомнит даже по фото Николая Аверина. В Оптине же убитых монахов помнят по сей день, и к их могилам не зарастает тропа.

Мистика

Любопытные показания давали паломники. Несколько десятков человек рассказали, что в момент убийства небо над Оптиной окрасилось в темно-бордовый цвет. Свидетели, все как один, утверждали, что ранее таких явлений замечено не было за всю историю. В юности отцу Василию задавали вопрос: что в жизни самое страшное? Ответ был пророческим: «Нож в спину». Для него это был знак предательства, символ иуды. Гораздо позже выяснилось, что и сам преступник делал все для того, чтобы внешне не отличаться от богомольцев.

Начало расследования

В управлении внутренних дел города Калуги о совершенном преступлении стало известно уже через 20 минут после убийства. Через полчаса следователи уже выехали на место происшествия. Делом занялись 8 опытных оперативников. Так как это преступление потрясло даже видавшие виды прокуратуру. Поиск убийцы начался практически сразу. Перекрывались дороги, ведущие к монастырю, проверялись подозрительные лица, опрашивались свидетели. Уже к полудню 18 апреля в монастыре работала межведомственная следственная группа. Поиск по горячим следам не дал результата, но стало очевидно, что убийства спланированы заранее.

Почти сразу были обнаружены паспорт и трудовая книжка монастырского кочегара, подбросив которые, убийца попытался направить оперативников по ложному пути. Доблестные милиционеры поспешили взять под стражу бомжа, который топил монастырские печи. Перепуганный мужчина уже через 4 часа давал признательные показания. Верить в его причастность к преступлению не стали. Оперативники поняли, что бездомного просто подставили. Картина преступления прояснялась, но мотив его оставался непонятен.

Место преступления

Мужской монастырь расположен в 75 километрах от Калуги и совсем рядом со старинным городом Козельском. Он был основан в пятнадцатом веке и закрыт в 1917 году. В 1987-м возвращен православной церкви. Один из главных духовных центров России. В тетрадке инока Ферапонта была последняя запись: «Молчание есть тайна будущего». Безмолвными оставались и места, где были совершены зверские преступления. Оперативники нашли неподалеку от монастырского креста шинель военного образца. Она висела на ограде и не имела никаких знаков отличия. На этикетке вместо привычной фамилии солдата было написано «666». В кармане обнаружили нож по типу кинжала. Эта находка заинтересовала все - около ручки на металле были выбиты три шестерки. Судя по всему, нож был самодельным. На лезвии были обнаружены остатки бурого вещества. Определить сразу, кровь это или земля, не удалось. Холодное оружие отправили на экспертизу.

В пяти метрах от шинели около стены был обнаружен еще один нож, который можно назвать мечом или тесаком. Этим оружием и была принесена страшная жертва. Очевидцы утверждали, что преступник воспользовался большой горой строительного мусора, чтобы перелезть через стену, там же он бросил свой нож, которым совершил убийства. Преодолев забор, неизвестный бежал в лес. Передвигался он очень быстро и умело уходил от преследователей. А охотились на него поднятые по тревоге войсковые подразделения. Анализировалась любая поступавшая от людей информация. Кольцо поисков постепенно сжималось.

Случайный свидетель

На второй день после совершения убийства была получена информация, что в одной из деревень проживал старый лесник с женой. К нему и пришел неизвестный мужчина. Он был вооружен огнестрельным оружием и вел себя агрессивно. Но фронтовик старой закалки быстро понял, как найти подход к незваному гостю. Он предложил ему выпить, поесть и успокоиться. Перевозбужденный мужчина успокоился и миролюбиво попросил одежду. Получив все необходимое, он поспешно ушел. Всего 30 минут он пробыл в доме, но этого хватило, чтобы лесник рассмотрел чужака и смог достаточно точно описать его сотрудникам милиции. Фоторобот получился таким хорошим, что случайно оказавшаяся в тот момент в РОВД женщина тут же опознала мужчину.

Первая улика

Она сразу же назвала его имя и фамилию. Оказалось, что они живут в одной деревне. Оставалось только выяснить, где сейчас Николай Аверин залег на дно. У следователей к тому моменту уже был отпечаток пальца убийцы. Достать его было крайне сложно - преступник стер все следы на рукоятках, но не учел одного фактора. Рукоятка меча была обмотана несколькими слоями изоляционной черной ленты. Милиционеры начали разматывать ее и вскоре обнаружили единственный след от большого пальца. Его сфотографировали и сравнили с отпечатками Николая Аверина. Все сомнения отпали - это был он, убийца из монастыря. Его отпечатки уже давно хранились в картотеке органов внутренних дел.

Меч

Орудие убийства было сделано в домашних условиях. Меч был обнаружен на месте происшествия и представлял собой остро заточенную металлическую пластину. Чтобы рука не скользила, если на рукоятку попадет кровь, она была обмотана изолентой. Самое любопытное открытие ждало оперативников на самом лезвии - выгравированное слово «Сатана» и число 666. Отпечаток пальца, найденный на рукоятке меча, сравнили с отпечатком ранее судимого Николая Аверина, 1961 года рождения, жителя деревни Волконск, Козельского района. Круг замкнулся.

Кто это такой?

В эта личность уже хороша была знакома оперативникам. Первый раз он попал в милицию по обвинению в изнасиловании. В 1990 году пожилая женщина написала заявление, но до суда дело не дошло. Она поверила искренним слезам Аверина и его приятеля. Он заявил, что предпринял насильственные действия только по причине того, что был пьян. Сейчас это считается отягчающим обстоятельством, но пенсионерка предпочла простить и не отправлять за решетку молодого человека. Уже тогда следователям было известно, что это далеко не первая попытка изнасилования со стороны этого человека. Его спасло то, что он не нанес женщине никаких травм. Тогда наказания Николай Аверин не понес.

В 1991 году правосудие настигло насильника. В этот раз он жестоко избил свою жертву. До изнасилования дело не дошло. Слезы и раскаяние не помогли - уголовное дело было заведено. Никто не сомневался, что в этот раз Аверин попадет за решетку. Оперативники за месяц справились со своей работой и отправили дело на рассмотрение в суд, который решил проверить подсудимого на вменяемость. Психиатрическая экспертиза показала, что у него шизофрения. Вместо тюрьмы он отправился в психиатрическую больницу имени Ганнушкина. Спустя год «успешного» лечения он оказался на свободе с удостоверением инвалида третьей группы.

Сомнения

Несмотря на все доказательства, следствие все же имело основания предполагать, что убийства совершил не Николай Аверин. Фото этого человека и описание его соседки ясно дало понять, что человек он тщедушный и малого роста. От него отбились несколько женщин, а он смог убить трех мужчин? Причем двух практически мгновенно. Как так могло произойти? Сомнения имели под собой почву. Чтобы понять их, нужно знать биографию священнослужителей и самого преступника.

Убийство отца видела одна из прихожанок - 13-летняя девочка. Она рассказала следователям, что неизвестный мужчина нагнал монаха, когда тот уже подходил к скиту. Сначала он завязал с ним короткий разговор, а потом сделал вид, что уходит. Когда отец отвернулся, то он в считаные секунды набросился на него сзади и вонзил меч в спину. После чего большими скачками добежал до стены и был таков. Остальным паломникам девочка рассказала, что после убийства неизвестный преобразился и стал похож на зверя. Удивительно то, что еще почти час иеромонах был жив и в ясном сознании, но наотрез отказался сообщать приметы своего убийцы.

Когда девочка позвала на помощь, окровавленное тело перенесли к святым мощам. Место, где монаха настиг меч убийцы, было пропитано кровью. Позже ее собрали вместе с землей духовные чада отца Василия. Жизнь не покидала его тело еще 40 минут, хотя у него была пробита мечом почка, легкое и диафрагма. Монах молился до последнего вздоха и не стал рассказывать, о чем он говорил с убийцей за минуту до его нападения. Возможно, это ускорило бы расследование.

В прошлом иеромонах Василий был членом сборной СССР по водному поло и носил имя Росляков Игорь Иванович. Имел звание чемпиона Европы в этом виде спорта. Сильный и спортивный молодой человек окончил МГУ и мог стать журналистом, но избрал другой путь. Он был одним из первых, кто приехал в Оптину пустынь возрождать монастырь. Не раз посещал колонии строгого режима и проводил миссионерские работы с заключенными. В его келье было очень много книг, репродукции икон Андрея Рублева и нетронутый пасхальный кулич. Отец Василий так и не успел разговеться.

Инок Трофим

Татарников Алексей Иванович был моряком на рыболовецком судне. Все, кто знал этого человека, говорили о нем как о трудяге с золотыми руками. До пострига он успел освоить несколько профессий: фотограф, пожарный, пастух. Он брался за любую работу: пахал на тракторе монастырскую землю, которая служила огородом. Обладал невероятной физической силой. Были свидетели, лично видевшие, как он закручивал узлом кочергу и пальцами гнул большие гвозди. Такой богатырь мог легко сломать нападавшего на него убийцу Николая Аверина, и именно такое несоответствие смутило следователей.

Одна из паломниц вспоминала, как инок Трофим разговаривал в ней летом 1992 года и говорил, что нужно обязательно радоваться жизни, ведь осталось жить всего лишь год. Одному из местных жителей он говорил, что чувствует приближение смерти, но полгода точно еще проживет. В монастырь его привело знамение: однажды он увидел яркий свет от иконы и услышал неземной голос.

Он воспринял это как благословение свыше и поспешил к батюшке, чтобы тот скорее постриг его в монахи. С такой просьбой он обращался несколько раз, чем разгневал священнослужителя, и он запретил ему жить в монастыре в течение 2 месяцев. Но Алексей так просто не сдался: он нашел неподалеку землянку и каждый день посещал службу. Через год его постригли, и он сразу стал любимцем всех насельников. Добрый, отзывчивый и всегда радушный, он дарил свою любовь всем и всех считал своими близкими друзьями.

Инок Ферапонт

Пушкарев Владимир Леонидович тоже был чрезвычайно сильным человеком. За его плечами до пострига числилась пятилетняя служба в войсках Советской Армии. Причем в составе сил специального назначения. В монастыре он работал в столярной мастерской. Неразговорчивый и нелюдимый инок неожиданно для всех быстро нашел подход к местной молодежи. Ребятишки со всего района стекались к его столярному станку, и он с удовольствием учил их резьбе по дереву. Известен случай, когда на него совершили нападение три наркомана, которые искали приют в стенах монастыря. Прямо на пороге паломнической столовой, куда эти зависимые люди приходили обедать. Отец Ферапонт так быстро разбросал и обезоружил нападавших, что свидетели не успели не только прийти на помощь, но даже понять, что произошло. В целом это был тихий и незаметный человек. После его смерти не все монахи даже смогли понять о ком идет речь, настолько он не любил привлекать внимания к своей персоне. Скорее всего, обладал даром предвидения или чувствовал, что скоро умрет. За несколько дней до происшествия он отдал все свои инструменты другим насельникам монастыря и заявил, что они ему больше не понадобятся.

Биография Николая Аверина

Дата рождения - 13 июня 1961 года. Расстройство психики у этого человека наблюдалось еще с ранних лет. Его постоянно мучили необоснованные страхи, он боялся оставаться один в темноте. Со временем такие отклонения могли просто исчезнуть, но ему не повезло оказаться в Афганистане. Причем проходить военную службу в самый разгар войны - с 1982 по 1983 год. За время службы он не только избежал серьезных ранений, но и не получил ни единой царапины. Но для психического здоровья это был страшный удар, и вернулся он совсем другим человеком.

Родители рассказали, что после войны он вдруг стал постоянным гостем в храме. Тогда это не вызвало никакой тревоге - все думали, что парень пытается найти утешение в доме Бога. Но вскоре появились первые тревожные звоночки: после очередного поста парень заявил, что слышит голоса в голове. Вскоре дошло до того, что он уверовал в то, что он является Иисусом Христом. В этом состоянии он пробыл недолго - голоса в голове стали приносить ему нечеловеческие муки. Они издевались над ним и заставляли делать жуткие вещи: есть бумагу, разбивать голову об стены, выпрыгивать из окон. Чтобы навсегда избавиться от их влияния, он несколько раз пытался совершить суицид, вскрывая себе вены. Все попытки закончились госпитализацией, в конечном счете воспаленный мозг Аверина выдал следующее - Бог хочет ему навредить, следовательно, просить защиты нужно у Сатаны.

Окружающие не видели в нем угрозы: просто человек со странностями, но вполне безобиден и даже вежлив. У него не возникало проблем ни с кем из его круга общения, все вспоминали его как человека крайне спокойного и рассудительного. Где находится Оптина, Николай Аверин знал с ранних лет. Но до 1987 года храм был заброшенным местом и открылся только после капитального ремонта и реконструкции. Николай Аверин в Оптину пустынь захаживал часто. Он подолгу разговаривал с батюшкой, который уговаривал его отправиться на лечение. Мужчине мешала жить его гордыня и мания величия. Позднее некоторые прихожане вспоминали, что незадолго до убийств какой-то человек во время службы крикнул, что может стать монахом, если убьет трех монахов. С большой вероятностью можно сказать, что это был сумасшедший Николай Аверин.

Подготовка

По рассказам насельников и паломников, этот человек готовился к убийству долго и тщательно. Вскоре следствие нашло этому подтверждение. Его видели несколько раз около звонницы. Он спокойно сидел и наблюдал за действиями монахов. В то время никому и в голову не пришло, что этот тихий прихожанин запоминает все детали и строит план кровавой расправы. Неподалеку от того места, где его часто видели, нашли поленницу дров. Он аккуратно сложил ее в форме ступеней, чтобы без лишнего шума пробраться наверх. Пройти обычным путем ему бы никто не позволил, хотя ранним утром церковь и двор почти опустели. И он это знал, поэтому и просчитывал все возможные варианты.

Перед самой Пасхой и походом в Оптину пустынь Николай Аверин заглянул в колхозную мастерскую. Там он заточил свой самодельный нож. Мужики, посмеиваясь, спрашивали у него, на кого это он точит зуб. А он совершенно серьезно сказал, что пойдет монахов резать. Никто не придал этому значения - пошутил мужик, с кем не бывает. Их не смутило это признание, потому что такие заказы для них не редкость. В это время был расцвет всех оккультных и сатанинских сект. Молодые люди часто заходили в мастерскую и просили сделать подобную гравировку. Этому было простое объяснение - люди насмотрелись зарубежного фильма под названием «Омен», и число «666», или, по-другому, «Метка дьявола», стало очень популярным. Но никаких преступлений, связанных с религиозными или сатанинскими обрядами, в округе, не происходило. Поэтому ни у кого не вызвало опасения объяснение Николая Николаевича Аверина.

В Оптине монахи тем временем получали письма с угрозами. Один рассказал, что получил послание с фотографией гроба, а другой со словами, что скоро его убьют. Доказать, что это были послания от Аверина, не удалось.

Убийства иноков

Вскоре стало ясно, почему два очень сильных монаха не смогли дать отпор щуплому преступнику. Как и на отца Василия, он напал на них сзади. Тут сыграло свою роль положение отцов Ферапонта и Трофима. Они стояли друг к другу спиной и не могли видеть происходящего. Убийце Монахов Николаю Аверину помог и громкий звон колоколов - криков раненых не слышали люди внизу.

Чуть позже две прихожанки рассказали, что видели все произошедшее, но не догадались, что это было убийство. Человек появился из ниоткуда и в то же мгновение оба монаха упали. Неизвестный быстро спустился вниз и бросился бежать. Свидетели подумали, что он спешит вызвать медицинскую помощь. Пост только закончился, и ослабшие монахи могли упасть от недостатка сил и бессонной ночи. Когда кровь стала капать на землю, и свидетели, наконец, поняли, что произошло, убийца успел далеко уйти. Еще один интересный момент: когда две женщины догадались, в чем дело, то парочка стоящих мужчин им пригрозила, что если они хоть кому-нибудь об этом расскажут, то их ждет та же участь. Следствие этот факт во внимание не приняло и отказалось искать пособников убийцы.

Побег

Дальнейшие действия Аверина только доказывали его невменяемость. Лесами и полями он добрался до Тульской области. Оставаться в чужом краю он не захотел и, совершив кражу на одной из дач, решил отправиться домой. Это свойственно всем шизофреникам - они чувствуют себя в безопасности только среди знакомых предметов и людей. В чужой местности они быстро теряются и перестают совершать логические действия. Автобусом добрался до Калуги, а оттуда уже дошел до Козельска и остановился в доме тетки. По всей видимости, нахождение в знакомом месте благоприятно отразилось на его восприятии, поэтому отправиться в родную деревню он все же не решился.

Любой нормальный человек догадался бы, что по прошествии такого долгого времени его уже раскрыли, и теперь за любым местом, где он может объявиться, усиленно наблюдают. Но тишина и покой теткиного дома совсем лишили его чувства самосохранения, и он даже совершил звонок своим соседям. Попросил, чтобы они сообщили родителям, что он в полном порядке и ждет не дождется их в Козельске. После со спокойной душой лег спать.

Задержание и признание

Оперативная группа не стала вламываться в дом сразу после появления преступника. Арест Николая Аверина решили отложить до темноты. А в это время пока понаблюдать за его действиями. Милиционеры вошли уже под покровом ночи и скрутили спящего убийцу Николая Аверина. Понять, что происходит, он смог лишь в тот момент, когда увидел на своих руках наручники. Его доставили в отделение, где он сразу же стал давать признательные показания. В тот момент никто не сомневался, что этот человек находится в здравом уме, ведь он четко и логично отвечал на все вопросы и подробно рассказывал о причинах своего ужасного поступка. Следователь был уверен, что он сочиняет небылицы, чтобы избежать высшей меры наказания. Мораторий на смертную казнь будет принят только в 1996 году, и у убийцы были все шансы быть расстрелянным. Но суд решил иначе.

Об убийствах Николай Аверин рассказывал охотно. Он поведал, что не мог достать бога, поэтому решил убить его верных служителей. Причем он не раз повторил, что монахи умерли достойной смертью, но ему не понравилось, что двое последних кричали как женщины. Не по-мужски ушли. При этом он утверждал, что никакого зла он на них не держал и корыстных побуждений не было. Идет война между Богом и Сатаной, а он является одним из лучших его учеников. Поэтому он и выступил против Господа. Но в то же время он очень рад, что он с Сатаной, потому что он за добро и никогда не совершал плохих поступков и всем помогал. Раскаялся Николай Аверин? Нет. И никогда не будет раскаиваться. Ему жаль монахов, но он уверен, что сейчас они в раю, ведь он знает загробную жизнь.

По приговору суда его признали невменяемым и отправили на пожизненное лечение в психиатрическую больницу, где и сейчас Николай Аверин доживает свои годы. Место, где располагается эта клиника, не разглашается. Он никогда не выйдет из этого заведения, но еще несколько лет вокруг этого дела ходило множество слухов и домыслов. Общественно-церковная комиссия нашла свидетелей, которые утверждали, что сатанист Николай Аверин действовал не в одиночку. У него было как минимум два сообщника, и это могут подтвердить несколько человек. Их не только видели, но и смогут опознать. Но дело было закрыто, заново проводить расследование милиция и прокуратура отказалась.

Отголоски

Большим потрясением для всех церковных служителей стали статьи в прессе. Охочие до горячих новостей журналисты сначала выставили Аверина как гомосексуалиста, который совершил убийства на почве страсти, а потом и вовсе окрестили героем войны. Печатные издания кричали о том, что молодого мужчину сломала война, и нет его вины в том, что его в пекло Афганистана кинули политики.

Общество же вовсе не откликнулось на это происшествие. Не было возмущений или каких-либо протестов. Как будто это было самым заурядным событием. Трудно сказать, почему так произошло. В то время люди не понимали, как дальше жить и к чему приведет их новый президент. Страна болезненно переживала распад СССР и каждый думал только о своем благополучии. А до новомучеников и Николая Аверина никому не было дела. По телевидению говорили только о ситуации в Чечне и обсуждали Чемпионат мира по хоккею. К тому же в скором времени должен был пройти референдум и политические партии стремились завоевать лидирующие позиции, а для этого они забирали львиную долю эфирного времени. Власти не принести официального соболезнования монастырю, православной церкви и ее верующим. Только Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прислал телеграмму со словами соболезнования и скорби.