» »

Биография — Островский Александр Николаевич. Последние дни и похороны А. Н. Островского Где и когда родился островский

05.03.2020

1823 , 31 марта (12 апреля) – родился в Москве на Малой Ордынке в семье Островского Николая Фёдоровича, судебного стряпчего, занимавшегося имущественными и коммерческими делами, коллежского асессора, в 1839 году получившего дворянство.

1835–1840 – учёба в Московской губернской гимназии, окончил девятым из одиннадцати учеников в своей группе.

1840 – зачислен студентом юридического факультета Московского университета. По настоянию отца поступает на нелюбимый юридический факультет вместо желанного историко-филологического.

1843 – стал чиновником Московского совестного суда.

1845 – переходит на службу в Московский коммерческий суд. Переписывая и разбирая сначала дела в Совестном суде гражданские дела, а потом в Коммерческом суде дела финансовые, чиновник-переписчик не столько продвигался по службе, сколько собирал материал.

1847 – в "Московском городском листке" публикуются первые произведения Островского – "Записки замоскворецкого жителя", отрывки из комедии "Несостоятельный должник" и одноактная комедия "Картина семейного счастья".

1848 – первая поездка в имение отца Щелыково (Костромская губерния). С 1868 года Островский проводит здесь каждое лето.

1849 – закончена первая большая комедия – "Банкрот" ("Свои люди – сочтемся"). В процессе работы «Несостоятельный должник» превратился в «Банкрота». Эту четырехактную пьесу восприняли уже не как первый шаг начинающего таланта, а как новое слово в русской драматургии. [ ]

1849–1850 , зима – Островский и П. Садовский читают пьесу "Банкрот" в московских литературных кружках. Пьеса своей обличительной силой и художественным мастерством производит на слушателей, в особенности на демократическую молодежь, огромное впечатление.

1851 , 10 января – Островский уволен в отставку ввиду установленного за ним полицейского надзора. (В 1850 г. секретное отделение канцелярии московского генерал-губернатора начало "Дело о литераторе Островском" в связи с запрещением его комедии "Свои люди – сочтемся".)

1853 – закончена и впервые поставлена на сцене Малого театра комедия "Не в свои сани не садись", в бенефис Никулиной-Косицкой. Представление прошло с большим успехом. Это была первая пьеса Островского, сыгранная на театральной сцене. Начало февраля – Островский находится в Петербурге, руководит постановкой комедии "Не в свои сани не садись" в Александринском театре.
Ноябрь – в любительском спектакле, в Москве, в доме С. А. Пановой, Островский сыграл роль Маломальского в комедии "Не в свои сани не садись". Островский закончил комедию "Бедность не порок".
Конец декабря – Островский находится в Петербурге, наблюдает за репетициями пьесы "Бедность не порок" в Александринском театре.

1854 , январь – в Петербурге Островский присутствует на обеде у Н. А. Некрасова . Встречается с И. С. Тургеневым .
Состоялось первое представление комедии Островского "Бедность не порок" в Малом театре. Представление прошло с огромным успехом.
9 сентября – состоялось первое представление комедии Островского "Бедность не порок" в Александринском театре в бенефис режиссера Яблочкина. Представление прошло с большим успехом.

1856 , 18 января – состоялось первое представление комедии Островского "В чужом пиру похмелье" в Александринском театре в бенефис Владимировой.
Апрель–август – поездка по верховьям Волги. Написана комедия "Доходное место".

1858 , 17 октября – дозволено цензурой печатание Собрания сочинений Островского в двух томах, в издании гр. Г. А. Кушелева-Безбородко (на титульном листе издания стоит дата – 1859 год).
7 декабря – закончены сцены из деревенской жизни – пьеса "Воспитанница".

1859 , 10 марта – Островский в Петербурге произнес речь на обеде в честь великого русского артиста А. Е. Мартынова; он встретился здесь с Н. Г. Чернышевским, Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Л. Н. Толстым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым.
Переведена "Гецира" Теренция. Написана драма "Гроза" .
2 декабря – состоялось первое представление драмы Островского "Гроза" в Александринском театре в бенефис Линской.

1860 , январь – в № 1 "Библиотеки для чтения" напечатана драма Островского "Гроза".
23 февраля – в Петербурге на литературном вечере в пользу Литфонда Островский читает отрывок из комедии "Свои люди – сочтемся".
Октябрь – в № 10 журнала "Современник" напечатана статья Н. -бова (Н. А. Добролюбова) "Луч света в темном царстве".

1861 , январь – Островский в Петербурге руководит постановкой комедии "Свои люди – сочтемся" в Александринском театре.
16 января – состоялось первое представление комедии Островского "Свои люди – сочтемся" в Александринском театре в бенефис Линской.
Декабрь – окончена работа над драматической хроникой "Козьма Захарьич Минин-Сухорук".

1862 , 9 января – Островский в Петербурге у председателя Литфонда Е. П. Ковалевского прочитал свою драму "Козьма Захарьич Минин-Сухорук".
Февраль – Островский отказался поставить свою подпись под протестом группы петербургских реакционных и либеральных писателей против демократического журнала В. Курочкина "Искра", резко критиковавшего реакционные статьи Писемского в "Библиотеке для чтения".
Конец марта – перед отъездом за границу Островский в Петербурге встретился с Н. Г. Чернышевским .

1863 , 1 января – состоялось первое представление комедии Островского "За чем пойдешь, то и найдешь" ("Женитьба Бальзаминова") в Александринском театре.
Январь – состоялось первое представление драмы Островского "Грех да беда на кого не живет" в Александринском театре.
27 сентября – состоялось первое представление комедии Островского "Доходное место" в Александринском театре в бенефис Левкеевой.
22 ноября – состоялось первое представление пьесы Островского "Воспитанница" в Александринском театре в бенефис Жулевой.

1864 , 15 апреля – дозволен цензурой № 3 (мартовский) журнала "Русское слово", в котором напечатана статья Д. И. Писарева о творчестве Островского "Мотивы русской драмы".


1865 , конец февраля – начало марта – Островский в Петербурге хлопочет о разрешении учредить Московский артистический кружок.
23 апреля – состоялось первое представление комедии Островского "Воевода" в Мариинском театре, в присутствии автора.
25 сентября – состоялось первое представление комедии Островского "На бойком месте" в Александринском театре в бенефис Левкеевой.

1866 , 6 мая – состоялось первое представление драмы Островского "Пучина" в Александринском театре в бенефис Васильева 1-го.

1867 , 16 января – дозволено цензурой либретто оперы В. Кашперова "Гроза", написанное Островским.
25 марта Островский в Петербурге в зале Бенардаки выступает с публичным чтением в пользу Литфонда драмы "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский".
4 июля – Островский посетил Н. А. Некрасова в Карабихе.
30 октября – состоялось первое представление оперы В. Кашперова "Гроза" одновременно в Мариинском театре в Петербурге и в Большом театре в Москве.
Островский и его брат Михаил Николаевич купили у мачехи, Эмилии Андреевны Островской, имение в Щелыкове, где драматург проводил впоследствии летние месяцы.

1868 , 1 ноября – состоялось первое представление комедии Островского "На всякого мудреца довольно простоты" в Александринском театре в бенефис Бурдина.
Ноябрь – в № 11 журнала "Отечественные записки", выходившего с начала 1868 года под редакцией Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина , напечатана комедия Островского "На всякого мудреца довольно простоты". С этого времени Островский сотрудничает в "Отечественных записках" постоянно, вплоть до закрытия журнала царским правительством в 1884 г.

1869 , 29 января – состоялось первое представление комедии Островского "Горячее сердце" в Александринском театре в бенефис Линской.
12 февраля – Островский вступает в церковный брак с артисткой М. В. Васильевой (Бахметьевой). (От этого брака у Островского было четыре сына и две дочери.)

1870 , февраль – в № 2 "Отечественных записок" напечатана комедия Островского "Бешеные деньги".
16 апреля – состоялось первое представление комедии Островского "Бешеные деньги" в Александринском театре.

1871 , январь – в № 1 "Отечественных записок" напечатана комедия Островского "Лес".
25 января – Островский выступает с публичным чтением в пользу Литфонда комедии "Лес" в зале Петербургского собрания художников.
Сентябрь – в № 9 "Отечественных записок" напечатана комедия Островского "Не все коту масленица".
1 ноября – состоялось первое представление комедии Островского "Лес" в Александринском театре в бенефис Бурдина.
3 декабря – в Петербурге Островский на обеде у Н. А. Некрасова читал комедию "Не было ни гроша, да вдруг алтын".

1872 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын".
13 января – состоялось первое представление комедии Островского "Не все коту масленица" в Александринском театре.
17 февраля – состоялось первое представление драмы Островского "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" в Мариинском театре в бенефис Жулевой; присутствовавшему на спектакле Островскому преподнесены от труппы вызолоченный венок и адрес.
27 марта – московские купцы, почитатели таланта драматурга, чествуют Островского обедом и преподносят ему серебряную вазу с изображениями Пушкина и Гоголя.
20 сентября – состоялось первое представление комедии Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын" в Александринском театре в бенефис Малышева.

1873 , конец марта – апрель – Островский окончил пьесу "Снегурочка" .
Сентябрь – в № 9 журнала "Вестник Европы" напечатана пьеса Островского "Снегурочка".
21 декабря – в Петербурге Островский заключил договор с Н. А. Некрасовым и А. А Краевским на издание собрания своих сочинений.

1874 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Поздняя любовь".
21 октября – в Москве состоялось учредительное собрание Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, организованное по инициативе Островского. Драматург единогласно был избран председателем Общества.
Выходит из печати собрание сочинений Островского в восьми томах, в издании Некрасова и Краевского.

1875 , ноябрь – в № 11 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Волки и овцы".
Состоялось первое представление комедии Островского "Богатые невесты" в Александринском театре в бенефис Левкеевой.
8 декабря – состоялось первое представление комедии Островского "Волки и овцы" в Александринском театре в бенефис Бурдина.

1876 , 22 ноября – состоялось первое представление комедии Островского "Правда – хорошо, а счастье лучше" в Александринском театре в бенефис Бурдина.

1877 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Правда – хорошо, а счастье лучше".
2 декабря – состоялось первое представление комедии Островского "Последняя жертва" в Александринском театре в бенефис Бурдина.

1878 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Последняя жертва".
17 октября – Островский окончил драму "Бесприданница".
22 ноября – состоялось первое представление драмы Островского "Бесприданница" в Александринском театре в бенефис Бурдина.
Декабрь – вышел из печати IX том сочинений Островского в издании Салаева.

1879 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана пьеса Островского "Бесприданница".

1880 , февраль – Н. А. Римский-Корсаков начал оперу "Снегурочка", самостоятельно составив либретто по тексту одноименной пьесы Островского.
24 апреля – Островский посетил И. С. Тургенева, приехавшего в Москву в связи с подготовкой пушкинских торжеств.
7 июня – во время обеда, устроенного Московским обществом любителей российской словесности в Благородном собрании для литераторов-участников пушкинских торжеств, Островский произнес "Застольное слово о Пушкине".
12 августа – Н. А. Римский-Корсаков закончил оперу "Снегурочка".

1881 , апрель – Островский руководит постановкой комедии "Свои люди – сочтемся" в первом частном театре Москвы – Пушкинском театре А. Бренко.
1 ноября – в Петербурге Островский участвовал в заседании комиссии по пересмотру Положения о театрах и представил комиссии "Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время". Островский принимал участие в работе этой комиссии в течение нескольких месяцев, однако "комиссия была в действительности обманом надежд и ожиданий", как писал потом о ней Островский.
6 декабря – Островский окончил комедию "Таланты и поклонники".

1882 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Таланты и поклонники".
Состоялось первое представление комедии Островского "Таланты и поклонники" в Александринском театре в бенефис Стрельской.
Состоялось первое представление оперы Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка" в Мариинском театре.
12 февраля – И. А. Гончаров в своем письме поздравил Островского с 35-летним юбилеем его литературной деятельности и высоко оценил творчество драматурга.
19 апреля – Александр III разрешил Островскому учредить в Москве частный театр.

1883 , 28 апреля – состоялось первое представление комедии Островского "Невольницы" в Александринском театре с участием М. Н. Ермоловой в роли Евлалии.
Лето – Островский начал работу над пьесой "Без вины виноватые".
17 декабря – в Петербурге Островский посетил М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1884 , 20 января – состоялось первое представление пьесы Островского "Без вины виноватые" в Александринском театре.
В № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана драма Островского "Без вины виноватые".
5 марта – Островский был принят Александром III в Гатчинском дворце в связи с пожалованием ему пожизненной пенсии в размере трех тысяч рублей (вместо просимых шести тысяч).
20 апреля – правительство закрыло журнал "Отечественные записки", в котором Островский с 1868 года поместил 21 пьесу, в том числе две написанные в сотрудничестве с другими авторами и одну переводную.
28 августа – Островский закончил "Автобиографическую заметку", в которой подвел итог своей многолетней литературно-театральной деятельности.
19 ноября – в Петербурге Островский подписал договор с издателем Мартыновым об издании собрания своих сочинений.

1885 , 9 января – состоялось первое представление пьесы Островского "Не от мира сего" в Александринском театре в бенефис Стрепетовой.
С января по май вышли тт. I–VIII Собрания сочинений Островского в издании Н. Г. Мартынова.
4 декабря – в Петербурге Островский продал Н. Г. Мартынову право на второе издание своих драматических переводов.

1886 , 1 января – Островский вступил в должность заведующего репертуарной частью Московских императорских театров.
19 апреля – Общество любителей российской словесности избрало Островского своим почетным членом.
23 мая – Л. Н. Толстой обратился к Островскому с письмом, в котором просил разрешить издательству "Посредник" перепечатать некоторые пьесы Островского в дешевом издании. В этом письме Л. Н. Толстой называет Островского "несомненно общенародным в самом широком смысле писателем".
2 июня – в 10 часов утра от сильного припадка грудной жабы (стенокардии) скончался в своей рабочей комнате в Щелыкове великий русский драматург Александр Николаевич Островский.

Отец Островского, Николай Федорович, в свое время окончил курс в Духовной Академии. Служил в Гражданской палате, занимался частной адвокатурой. Под конец жизни заслужил и приобрел чин потомственного дворянина.

Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника. Родила мужу одиннадцать детей, из которых выжило четверо. Умерла в 1831 году. Детей воспитывала няня, Авдотья Ивановна Кутузова, а впоследствии – вторая жена Николая Федоровича.

Мачеха Островского, баронесса Эмилия Андреевна фон Тесин, по происхождению была шведкой. Она воспитала детей Николая Федоровича и привила им любовь к европейскому искусству. Во многом благодаря ей дети в семье Островских говорили на нескольких языках. Александр, в частности, знал греческий, французский, немецкий, позже - английский, итальянский, испанский языки.

1835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию.

1840 год – Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Московского Университета. Отец хочет, чтобы Александр стал юристом, но стремление к литературному творчеству и увлечение театром оказываются сильнее.

1843 год – Островский прерывает учебу в Университете (его мало интересует юриспруденция), но по настоянию отца поступает на службу писцом в Московский совестный суд. Эта работа очень помогла Островскому как писателю, дала богатый материал для будущего творчества, ведь перед ним проходили непридуманные истории из частной жизни обычных людей. Александр Николаевич записывал все сколько-нибудь примечательные случаи из купеческого и дворянского быта.

1846 год – Островский задумывает написать комедию. По разным источникам, она называлась «Несостоятельный должник» или «Картина семейного счастья». Окончательный вариант, впрочем, был назван «Свои люди – сочтемся!» и появился позже.

1847 год – наброски будущей комедии и очерк «Записки замоскворецкого жителя» опубликованы в «Московском городском листке». Одну сцену пьесы Островский писал в соавторстве с провинциальным актером Дмитрием Горевым, в результате чего под первой публикацией стояли инициалы не только «А.О.», но и «Д.Г.». Недоброжелатели Александра Николаевича впоследствии воспользовались этим обстоятельством и раздули большую кампанию по обвинению драматурга в плагиате.

Лучшие дня

Весна 1848 года – семья Островских переезжает в имение Щелыково в Кинешемском уезде Костромской губернии. Это было желание Николая Федоровича, который решил под старость вернуться в родные места. Александр Николаевич, который уже давно жил отдельно от семьи, тем не менее, посещает Щелыково. Его очаровывает среднерусская природа, а Волга производит неизгладимое впечатление. Впоследствии восхищение великой русской рекой отразится во многих произведениях драматурга.

Конец 40-х годов – Александр Николаевич и его первая жена, московская мещанка Агафья Ивановна, начинают жить гражданским браком.

1849 год – Островский пишет свою первую комедию «Свои люди – сочтемся!» (сначала названную «Банкрут»).

1850 год – «Свои люди – сочтемся!» опубликована, но указом императора Николая I комедия запрещена к постановке на сцене. Автор же был уволен со службы и отдан под надзор полиции. Надзор сняли только после воцарения Александра II. Однако пьеса получила одобрение И.А. Гончарова и Н.В. Гоголя. Островский становится известным. Он начинает сотрудничать с журналом «Московитянин», входит в круг писателей, художников и других работников искусства. В этом году были также написаны пьесы «Утро молодого человека» и «Неожиданный случай».

1855 – 1860 годы – в этот период Александр Николаевич сближается с революционными демократами. Характерная черта произведений этого времени – противопоставление «властителей» «маленькому человеку». Островский пишет «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанницу».

1856 год – Островский начинает сотрудничать с журналом «Современник». В этом же году Великий Князь Константин Николаевич предлагает российским писателям командировку – описать различные области страны в плане бытовом и промышленном. Островский берет на себя Волгу, от верховьев реки до Нижнего Новгорода. Он путешествует на пароходе, по пути делая многочисленные записи.

1857 год – Островский пишет пьесу «Не сошлись характерами».

1859 год – написана «Гроза». В этом же году были напечатаны два тома сочинений А.Н Островского.

1860 год – Добролюбов, высоко оценив «Грозу», пишет статью «Луч света в темном царстве».

1860-е годы – в этот период творчества Островский обращается к исторической тематике. Пишет хроники «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», психологическую драму «Василиса Мелентьева».

1861 год – разрешена постановка пьесы «Свои люди – сочтемся!».

1863 год – Островский награжден Уваровской премией. Избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Второй женой Александра Николаевича стала актриса Малого театра Мария Васильевна Бахметьева. Она была намного моложе Островского.

1864 год – у Островских появляется первенец, сын Александр. Всего же у Александра Николаевича было шесть детей: в 1866 году родился сын Михаил, в 1867 году дочь Мария, в 1869 сын Сергей, в 1874 – вторая дочь Любовь, в 1877 году – четвертый сын Николай.

1865 – 1866 годы – в это время (точная дата не определена) Островский создает в Москве Артистический кружок, откуда впоследствии на Московскую сцену вышли многие талантливые театральные деятели. С начала 1866 года Александр Николаевич назначен заведующим репертуарной частью московских императорских театров.

Период 1870-х годов – Островский в своих произведениях обращается к жизни дворянства. Выходят пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Снегурочка», «Волки и овцы». В первой половине десятилетия в Москве было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, председателем которого Александр Николаевич был до самой смерти.

1870 – 1880 годы – известны как последний период творчества Александра Николаевича Островского. Для произведений характерно обращение к судьбе русской женщины в постреформенной России: «Последняя жертва», «Бесприданница», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники» и другие пьесы.

1881 год – при дирекции имперских театров учреждена Комиссия «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления». Островский принимает самое живое участие в работе Комиссии, и его стараниями были приняты многие изменения, значительно улучшившие материальное положение актеров.

1883 год – Император Александр III жалует Островскому пенсию в размере 3000 рублей в год.

1885 год - Островский назначен заведующим репертуарной частью московских театров и одновременно начальником театрального училища.

2 (14) июня 1886 года – Александр Николаевич Островский умирает в имении Щелыково. Похоронен на местном кладбище. Всего, по разным данным. Островским было написано 47 или 49 пьес.

Свою судь-бу име-ют не толь-ко кни-ги и их твор-цы - пи-са-те-ли, но и жё-ны пи-са-те-лей. Сре-ди жён рус-ских пи-са-те-лей ХIХ ве-ка, ве-ро-ят-но, са-мой горь-кой бы-ла судь-ба Ага-фьи Ива-нов-ны, пер-вой же-ны дра-ма-тур-га Алек-сан-д-ра Ни-ко-ла-е-ви-ча Ос-т-ро-вско-го.

Свою судьбу имеют не только книги и их творцы - писатели, но и жёны писателей.

Среди жён русских писателей ХIХ века, вероятно, самой горькой была судьба Агафьи Ивановны, первой жены драматурга Александра Николаевича Островского . Собственно женой юридически и законно мы не имеем права её назвать, так как Александр Николаевич Островский и Агафья Ивановна - (а фамилии её мы не знаем!) - были не венчаны и в законном браке не состояли, хотя прожили вместе 20 лет и родили четырёх детей. Трое детей умерли ещё при жизни матери, а старший сын Алексей, не имевший фамилии отца (он был Алексеем Александровичем Александровым ), умер спустя несколько лет после её кончины в возрасте около 27 лет. Как видим, загадок уже довольно, но они только начинаются.

Казалось бы, всё должно быть известно исследователям жизни и творчества великого русского драматурга (1823-1886), но и они стояли в недоумении перед некоторыми фактами и событиями жизни Островского.

Уже в детстве мальчика постигло горе: его мать умерла после тяжёлых родов, когда ему исполнилось восемь лет. Безоблачное счастливое время оборвалось. Отец, уже известный в Москве юрист, остался один с шестью детьми на руках; родившиеся близнецы умерли вслед за матерью.

Лермонтов, Некрасов, Лев Толстой, Достоевский, как и Островский, потеряли своих матерей в раннем детстве. И это сделало их восприимчивыми к чужой боли больше, чем обычных людей. У Пушкина, Тургенева, Салтыкова-Щедрина матери были равнодушны к своим сыновьям, что наложило, несомненно, особую печать на силу их прозорливости в понимании окружающей жизни. Лишь в конце века Александр Блок и Антон Чехов показали всему миру образы сыновней любви - то, что в старину называли «любовь до гроба», но не к женщине, а к матери. Возможно, что раннее сиротство, испытанное корифеями русской литературы, и взрастило мощь и глубину созданных ими произведений.

Детские лишения давали и особый взгляд на людей. Заглянувший в могилу матери ребёнок - это крушение мира. Это случилось и с Островским.

В 1847 году, когда предположительно произошло знакомство 24-летнего Островского с Агафьей Ивановной, оба переживали личную неустроенность. Александр Николаевич к этому времени, поступив по настоянию отца и проучившись три года на юридическом факультете Московского университета, оставил его и поступил на службу в Московской Совестной суд в должности младшего канцелярского служителя - или попросту писца. Только что начавшая выходить в Москве газета «Московский городской листок» магистра математики В.Драшусова уже опубликовала сочинения Островского: «Сцены из комедии «Несостоятельный должник», «Картина семейного счастья» и прозаические «Записки замоскворецкого жителя». Однако отец относился к литературным работам сына скептически и не мог простить ему, что тот не окончил университета. Семья жила на берегу реки Яузы в одном из древнейших урочищ города, у подножия одного из семи московских холмов.

По преданию, здесь пролегал торговый путь по реке, на берегу шла сухопутная дорога на Коломну и Рязань. В ХVII веке здесь располагалась стрелецкая слобода полковника Воробина, поддержавшего Петра I, когда начался стрелецкий бунт. Памятником этим событиям стала церковь Николая Чудотворца, что в Воробине, а вся местность получила имя сподвижника царя. Здесь же была и слобода мастеров царского серебряного денежного двора - «серебряников». В то время там стояли в приходах церкви Троицы в Серебряниках и Николы в Воробине - богатые дворы купцов и знати, двор князя Юсупова, адмирала, в Николо-Воробинском переулке в 1775 году - двор и сад «артиллерии капитана и архитектора В.И. Баженова ».

В 1847 году в Николо-Воробинском переулке поселилась и молодая (возраста её тоже никто не знал точно) Агафья Ивановна, приблизительно ровесница Александра Николаевича, вместе со своей 13-летней сестрой, без семьи, без родных, будто осколок какого-то крушения. Поселилась рядом с домом, где жил Островский.

Мы не знаем, где и как состоялась их первая встреча. Можно предположить, что не в церкви, ибо молодой Островский зачитывался статьями Белинского и романами Жорж Санд . Однако уже или в конце 1847, или в 1848 году у молодых людей родился сын Алексей. Условий для воспитания ребёнка не было никаких, и его пришлось поместить временно в воспитательный дом.

Можно себе представить, как был разгневан отец Островского, получивший с детьми не так давно дворянство (1839) и женатый на баронессе Эмилии Тессин из обедневшего шведского рода, предки которой переселились в Россию, что его старший сын не только бросил университет, но и «спутался» с мещанкой по соседству.

Весь 1847, 1848 и половину 1849 года Островский работал над своей пьесой «Банкрот, или Свои люди - сочтёмся». Отец всячески пытался разорвать отношения Александра Николаевича и Агафьи Ивановны, но Островский проявил твёрдость: весной 1849 года, когда отец с мачехой и их малыми детьми выехал в недавно купленное поместье в Костромской губернии Щелыково, он привёл в свой деревянный домик, стоявший рядом с отцовским, Агафью Ивановну, и они поселились вместе на 18 лет, что отпустила им судьба.

Может быть, к решительным действиям молодого литератора подвигли и суровые события русской жизни: в апреле власти, напуганные революцией 1848 года во Франции, разгромили кружок Петрашевского, среди арестованных был и Ф.М. Достоевский. Даже, казалось бы, отдалённые катастрофы порой приводят к подвижке льдов, и человек легко совершает то, на что не мог решиться вчера.

В ноябре этого же года пьеса Островского была запрещена цензурой. Цензор написал: «Все действующие лица пьесы… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». С не меньшей суровостью расправился со своим сыном и отец Островского: он лишил его всякой материальной помощи.

Мы не знаем, когда молодые родители смогли взять своего сына Алексея из воспитательного дома, но жизнь началась у них трудная. Отец с мачехой всячески противились их церковному браку. Однако Островский остро нуждался в любви своей Гаши, как он называл Агафью Ивановну. Заботы Агафьи Ивановны, видимо, носили и материнский характер, были необходимы молодому человеку, рано потерявшему мать, росшему с суровым отцом и холодной мачехой.

Одной из загадок жизни Островского является пропажа всех его писем к брату Михаилу Николаевичу, который дослужился до чина министра государственных имуществ. Письма Михаила к Александру целы - их около 400, письма же драматурга к брату пропали. Переписка между братьями велась интенсивно всю жизнь, и там, конечно, погибли и все сведения о личной жизни Островского. Невозможно сомневаться в том, что он подробно описал и Агафью Ивановну, и то, как они сблизились и стали необходимы друг другу.

Из какой семьи происходила Агафья Ивановна? Какова была её фамилия? Где она родилась? Сколько ей было лет? Кто были её родители? Почему она оказалась одна вместе с малолетней сестрой? Вопросов много - ответов нет.

Агафья Ивановна числилась московской мещанкой. В мещане можно было попасть из крестьян, выкупившись из крепостной зависимости, а можно было и «выписаться в мещане» из купеческого сословия, не оплатив вовремя «гильдейский капитал», то есть купеческое свидетельство, которое давало право производить торговлю. Такой скандал в московской купеческой среде описывает известный литератор А.П. Милюков в своих воспоминаниях «В Москве 1820-1830-х годов», когда купца «выписали в мещане» («Очерки московской жизни».Сост. Б.С. Земенкова, М., 1962. С. 76, 356). Известно и ядовитое письмо С.П. Шевырёва А.Н. Верстовскому о спектакле «Гроза»: «Островский записал русскую комедию в купеческую гильдию, начал с первой, довёл её до третьей - и теперь она, обанкрутившись, со слезами выписывается в мещанки. Вот результат «Грозы»…» («Литературное наследство». А.Н. Островский. Новые материалы и исследования. Книга первая. М., Наука, 1974. С. 600).Такое могло случиться и с семьёй Агафьи Ивановны. Об этом заставляют задуматься свидетельства друзей драматурга.

С.В. Максимов, писатель и этнограф, назвал Агафью Ивановну «первой спутницей его жизни в суровой нужде, в борьбе с лишениями». Агафью Ивановну, по свидетельству С.В. Максимова, они «шутя приравнивали к типу Марфы Посадницы». Но ведь Марфа Посадница в Великом Новгороде во время завоевания его Иваном III в 1470-е годы потерпела страшные потери: детей, дома, имущества. Все богатства её были конфискованы московским государем, сыновья погибли, а сама она увезена из родного города.

Знал ли С.В. Максимов что-то о прошлом Агафьи Ивановны?

Видимо, знал. Он пишет: «Агафья Ивановна, простая по происхождению, очень умная от природы и сердечная по отношению ко всем окружавшим, поставила себя так, что мы не только глубоко её уважали, но и сердечно любили». Он же утверждает, что она хорошо понимала не только мещанскую жизнь со всеми её нравами, обычаями, языком: «Хорошо понимала она и московскую купеческую жизнь, в её частностях, чем, несомненно, во многом послужила своему избраннику. Он сам не только не чуждался её мнений и отзывов, но охотно шёл к ним навстречу, прислушливо советовался и многое исправлял после того, как написанное прочитывал в её присутствии, и когда она сама успевала выслушать разноречивые мнения разнообразных ценителей. Большую долю участия и влияния приписывают ей вероятные слухи при создании комедии «Свои люди - сочтёмся!», по крайней мере относительно фабулы и её внешней обстановки. Сколь ни опасно решать подобные неуловимые вопросы положительным образом с полною вероятностью впасть в грубые ошибки, тем не менее влияние на Александра Николаевича этой прекрасной и выдающейся личности - типичной представительницы коренной русской женщины идеального образца - было и бесспорно и благотворно» (Там же. С. 463).

Поразительное признание С.В. Максимова заставляет нас многое пересмотреть: например, мнение, что Островский не только на службе в суде черпал свои находки в языке и сюжетах пьес. Агафья Ивановна влияла на Островского и помогала ему, нисколько не робея высказывать прилюдно своё мнение! Участвовала в обсуждении пьесы! Обращают на себя внимание и слова Максимова об Островском как «своём избраннике» Агафьи Ивановны.

Особо все отмечают необычайные способности Агафьи Ивановны как хозяйки, которая при скудости средств могла создать в доме тепло и уют. Максимов пишет: «Нижний этаж дома отдавался жильцам, а сам хозяин ютился сначала и долгое время наверху. Борьба с нуждой велась незримо для посторонних глаз, но ясна была для окружающих, а от близких и доверенных лиц в крайних случаях и не скрывалась», но «её искусному хлопотливому уряду обязана была семейная обстановка нашего знаменитого драматурга тем, что, при ограниченных материальных средствах, в простоте жизни было довольство быта. Всё, что было в печи, становилось на стол с шутливыми приветами, с ласковыми приговорами».

Максимов рассказывает, что Агафья Ивановна обладала жизнерадостным и общительным характером: «Беззаботное и неиссякаемое веселье поддерживалось её деятельным участием: она прелестным голосом превосходно пела русские песни, которых знала очень много».

Ссылаясь на друзей Островского, об Агафье Ивановне так же пишет и П.Д. Боборыкин: «Ей он - по уверению этих приятелей - был многим обязан по части знания быта и, главное, языка, разговоров, бесчисленных оттенков юмора и краснобайства обитателей тех московских урочищ». А.Писемский, актёр Ф.Бурдин, П.Якушкин, брат Михаил - все передавали приветы Агафье Ивановне, благодаря её за гостеприимство и заботу. С Агафьей Ивановной познакомился и Лев Толстой, который говорил в старости об Островском: «Я его за то выбрал и предложил ему на ты, что он самостоятельный, простой, и жена его простая» (Владимир Лакшин. А.Н. Островский, М., 2004. С. 418).

Однако церковный брак с Агафьей Ивановной драматург не оформил даже после смерти своего отца в 1853 году (22 февраля). Почему? Можно лишь строить догадки. Месяцем раньше 14 января на московской сцене Малого театра в спектакле «Не в свои сани не садись» - первой поставленной пьесе драматурга - прогремела актриса Любовь Павловна Косицкая-Никулина . «Вся Москва бегала смотреть на Косицкую в «Не в свои сани не садись», - вспоминал П.Д. Боборыкин.

Знакомство драматурга с актрисой состоялось давно. Как и Агафья Ивановна, она прекрасно пела народные русские песни и знала их множество. Увлечение Островского Косицкой, видимо, назревало исподволь и вспыхнуло глубокой страстью. Премьера «Грозы» с Косицкой в роли Катерины в 1859 году имела оглушительный успех: считается, что рассказы её о своём детстве драматург использовал в монологах героини.

Вскоре произошёл личный разрыв: актриса влюбилась в своего поклонника молодого купчика Соколова, который бросал деньги на дорогие подарки, и написала прощальное письмо Островскому.

Не зря Агафью Ивановну звали друзья Марфой Посадницей: она знала о чувстве Александра Николаевича к Косицкой, но душевные муки перенесла достойно и не потеряла ни его уважения, ни нежного его к себе отношения. Знала она и о скоро возникшей у него связи с молоденькой артисткой Малого театра Марией Васильевной Васильевой-Бахметьевой, и о двух родившихся у них детях. Всё это ей пришлось пережить, но когда Агафья Ивановна тяжело заболела, Островский не отходил от её постели. Она скончалась 6 марта 1867 года. А через год умерла и Косицкая, в полной нищете, обобранная и брошенная своим разорившимся купчиком.

Островский обвенчался с Марией Васильевной лишь спустя два года после смерти Агафьи Ивановны. Существует письмо внучки драматурга М.М. Шателен в июне 1960 года, адресованное исследователю творчества Островского А.И. Ревякину, где она причину неоформленного брака его с первой женой видит в ней самой: «Она не соглашалась на законный брак, чтобы не мешать ему, не осложнять взаимоотношений с его родными. Кроме того, она считала, что она, «простая женщина», ему не пара».

Поясняя это и соглашаясь, Ревякин, автор единственной статьи об Агафье Ивановне «Первая жена Островского», пишет: «Стесняясь своей «простоты», Агафья Ивановна ни в какие общественные собрания (в купеческий или дворянский клуб, театры) не выезжала, всегда хоронилась от мало знакомых людей, навещавших драматурга. Она появлялась и во всей своей непосредственности раскрывалась лишь перед ближайшими друзьями Островского» (Там же. С. 465). Однако с этим трудно согласиться.

Ревякин приводит записи в исповедных книгах церкви Николы в Воробине, где она исповедовалась. Но никакой священник не мог бы признать внецерковный брак, и то, что её допускали к исповеди и, следовательно, к причастию, доказывает, что жизнь без венчания была не по вине и не по желанию Агафьи Ивановны, что она была скорее подневольная сторона, и священник шёл ей навстречу, сострадая. Тем более что дети Островского и Агафьи Ивановны умирали (у невенчанных родителей?), и только старший Алексей пережил мать.

Что же касается посещения купеческого и дворянского клубов, то женщины допускались туда большей частью лишь на балы и торжественные обеды. Невенчанные, Островский и Агафья Ивановна, даже если бы захотели, не смогли бы появиться без публичного скандала ни в клубах, ни в театрах, ни у графини Ростопчиной . В своей статье об Островском и Агафье Ивановне я высказала даже гипотезу, что, возможно, она побывала замужем в купеческой семье и отсюда её такое тонкое знание этого быта и невозможность выйти замуж за Александра Николаевича («А.Н. Островский. Материалы исследования». Шуя, 2010, С. 35-36).

Знаменитый «неравный брак» крепостной актрисы Параши Ковалёвой-Жемчуговой с графом Шереметевым был известен всей России (Косицкая до 10-летнего возраста тоже была крепостной).

И вряд ли Параша, венчаясь со своим хозяином, чувствовала себя большей парой ему, чем Агафья Ивановна, которую любили и почитали все друзья Островского, включая будущего строгого министра брата Михаила. Ради жизни детей пошла бы под венец Агафья Ивановна!.. Может быть, неслучайно, что героиня пьесы «Горячее сердце» (1869) названа Парашей. В.Я. Лакшин считал, что это имя для автора «рифмовалось с именем Гаши, Агафьи Ивановны, умершей незадолго в 1867 году, первой жены Островского… Можно предположить, что Параша - это и воспоминание о ней, о её молодых летах - род запоздалой эпитафии… Роль Параши не слишком получалась на сцене. Возможно, виною тому поэтико-риторический налёт, лежащий на этом образе, чрезмерная идеальность, что ли, характера героини, народно-песенный склад её речи, парящий над стихией густого быта. А может быть, для исполнения этой роли - горячего, страстного сердца - ещё не нашлась актриса такой искренности, открытого, заразительного темперамента» («Театр». 1987. № 6). Когда писалась пьеса, Косицкой уже тоже не было в живых. Думается, что и мысль драматурга о Параше Жемчуговой, которую взял же в супруги Шереметев (а вот он не взял в жёны Агафью Ивановну), каким-то отдалённым крылом могла здесь пройти собственным сожалением и запоздалым раскаянием.

Могила Агафьи Ивановны, похороненной на Пятницком кладбище, давно затерялась. Не осталось никаких следов и переписки её с Островским. В.Я. Лакшин высказал предположение, что вторая жена Марья Васильевна «подвергла селекции эту часть архива как неприятное напоминание о прошлой жизни Островского».

Горькая судьба Агафьи Ивановны давно меня поражала своей несправедливостью: ведь даже фамилии её никто не знает. Я поняла, что сохранить о ней память могла только церковь. И вот размышления привели меня в ЦГИАМ - Центральный государственный архив Москвы. Говоря об исповедных книгах, Ревякин указал другой архив - ГИАМО, Государственный исторический архив Московской области, причём никаких шифров не было сообщено. Мне это казалось каким-то недоразумением, ошибкой. Вспоминая свои прежние архивные разыскания, я знала, что исповедные и метрические книги церквей Москвы находятся в её архиве.

Как узнать, сохранилась ли до наших дней метрическая книга церкви Николы в Воробине, рядом с которой в своём домике жил Островский с Агафьей Ивановной и где она умерла?

Замечательный архивист Галина Михайловна Бурцева меня обнадёжила: метрическая книга церкви Николы в Воробине за 1867 год есть в архиве Москвы, но находится в таком ветхом состоянии, что её сейчас микрофильмируют. Мне предстояла поездка, но я её отменила: даже подумать не могла, что уеду из Москвы прежде, чем загляну в эту книгу. Вместе с тем я понимала, что надежд найти Агафью Ивановну у меня очень мало: её активно искали и до меня.

Поиски в архивах, конечно, сродни азарту охотника: вот ты напал на след, но волнуешься - а вдруг там нет именно того дня, который тебе нужен, вдруг пятно чернил или повреждение… Словом, трудно передать моё состояние, когда наконец долгожданная плёнка микрофильма была вставлена в катушку, проектор, повороты ручки… Январь, февраль, наконец март 1867 года. 6 марта - день смерти. Есть… Не верю своим глазам, но это правда!

Итак, передо мной «Метрическая книга Московской Духовной Консистории Ивановского сорока в Николаевскую что в Воробине Церковь для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших». Часть третья - это умершие. В графе «день смерти» стоят два числа: 6-9 марта. День смерти и день похорон: ровно через трое суток. В графе «умершая»: «Московская мещанка девица Агафья Иванова ». Почему - девица? Ведь родила четверо детей, видимо, потому что невенчанная… Лета умершего - 42. Значит, Агафья Ивановна 1825 (или 1824) года рождения, на два года моложе Островского. От чего умер - «От водяной болезни». Кто исповедовал и причащал - «Николаевской, что в Воробине Церкви священник Пётр Фёдоров Таболовский, при нём был дьячок Иван Цветков ». (Отчество дьячка не указано). Кто совершал погребение и где погребены - «Николаевской, что в Воробине, Церкви Священник Пётр Фёдоров Таболовский, с диаконом Ильёю Соловьёвым, дьячком Иваном Цветковым и пономарём Алексеем Дьяконовым - на Пятницком кладбище».

Подлинные свои подписи поставили в книге все, кто совершал погребение.

Итак, фамилия Агафьи Ивановны - Иванова . Прав оказался В.Я. Лакшин, когда писал: «Вероятно, родители первой жены Островского были крестьяне, выкупившиеся из крепости и записавшиеся в мещанство. В таком случае её должны были звать Агафьей Ивановной Ивановой. Однако всё это лишь догадки» (Владимир Лакшин. А.Н. Островский. С. 119).

И тут неминуемо встают два вопроса: почему нет отчества? И почему «девица»? Ответы нашлись неподалёку в соседних записях. Под 20 апреля в Метрической книге записаны родившиеся мальчики Георгий и Александр у «московской девицы Ксении Еремеевой православного вероисповедания незаконнорожденные». Значит, если женщина рожала вне брака, её всё равно считали «девицей».

Почти рядом с записью об Агафье Ивановне 3-6 февраля обозначена смерть «московской мещанки вдовы Стефаниды Егоровой», скончавшейся «от старости» в 75 лет и отпетой теми же, что и Агафья Ивановна, и так же похороненной на Пятницком кладбище. Отчества у неё нет, как и у Агафьи Ивановны. Однако отчества стоят у женщин купеческого звания: «московского купца дочь младенец Любовь Михайлова Жучкова», «московская купчиха Агриппина Иванова Рысакова» (умерла в 54 года от тифозной горячки 9-12 мая).

В записях о браке то же правило: у мещан и крестьян отчества не указываются («невеста крестьянка вдова Елена Петрова вторым браком 30 лет», жених - «костромской мещанин Павел Иванов первым браком 32 лет» и т.д., отчеств нет). Как мы видели, даже диакон, дьячок и пономарь были записаны в Метрической книге без отчества.

Что стало с могилой Агафьи Ивановны? Ухаживать за ней было некому, о судьбе сестры её, жившей вместе с ней у Островского, мы ничего не знаем, кроме того, что она самоотверженно помогала Агафье Ивановне. Достоверно можно сказать только то, что в 1907 году, когда составлялся Великим князем Николаем Михайловичем Романовым с помощниками «Московский некрополь» - надписи на надгробных памятниках всех московских кладбищ - её уже не существовало.

Мир душе Агафьи Ивановны! Православная церковь сохранила для нас то, что могло уцелеть. Скажем спасибо нашим замечательным архивам и архивистам, которые берегут сокровища.

Светлана КАЙДАШ-ЛАКШИНА

Александр Николаевич Островский — драматург, театральный деятель. Он родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в купеческом районе Москвы — Замоскворечье. Отец его был сыном священника, который после окончания духовной академии состоял на государственной службе, за что позднее получил дворянство. Мать писателя, красивая женщина с прекрасной душой, была из семьи бедного священника. Она рано умерла (1831), и отец Александра женился во второй раз. Мачеха принадлежала к старинному дворянскому роду обрусевших шведов. Она изменила патриархальный замоскворецкий уклад жизни семьи на дворянский, стремилась дать детям (своим и пасынкам) хорошее образование. В семье царил достаток, потому что отец писателя успешно занимался частной практикой. С 1841 года он был преуспевающим присяжным стряпчим Московского коммерческого суда. Писатель получил хорошее образование. Он учился в одном из лучших средних учебных заведений гуманитарного профиля — первой Московской гимназии, которую закончил в 1840 году. С 1840 по 1843 годы Островский занимается на юридическом факультете Московского университета. Здесь в это время преобладали антикрепостнические настроения, были прекрасные преподаватели.

Островский начал писать еще в гимназии. В студенческие годы он продолжал заниматься литературой, много времени проводил в театре. Великие актеры того времени П. С. Мочалов и М. С. Щепкин были кумирами молодежи. Скоро увлечение литературой и сценой привели к тому, что Островский решил уйти из университета. Уступив настояниям отца, он поступает на службу в Московский совестный суд. Здесь разбирались имущественные споры, преступления несовершеннолетних. В 1845 году Островский переходит на работу в Московский коммерческий суд, но там он служит только до 1851 года. Это занятие молодой Островский оставляет, чтобы посвятить себя литературе. Он сочиняет стихи, пишет очерки, пробует свои силы в драматургии. 14 февраля 1847 года Островский с успехом читает свою пьесу «Семейная картина» в доме литератора С. П. Шевырева. Это событие писатель считал началом своей профессиональной деятельности. В 1849 году драматург пишет пьесу «Свои люди — сочтемся!», которая была напечатана в журнале «Москвитянин». Эта пьеса принесла известность Островскому, но ее постановку цензура запретила. Автор оказался под негласным надзором полиции.

В 50-е годы он активно сотрудничает с журналом «Москвитянин» под редакцией М. Н. Погодина. Вместе с Л. Л. Григорьевым, Е. Н. Эдельсоном, Б. Н. Алмазовым Островский входит в состав «молодой редакции», выступающей за реалистическое искусство, обращенное к народному быту и фольклору. Это был кружок единомышленников и друзей, в него входили актеры, музыканты, художники и скульпторы. Благодаря дружбе с исполнителями народной песни писатель мог пополнить свои знания в области народного фольклора и живой речи городского простонародья.

В сороковых годах Островский вступает в гражданский брак с мещанкой Агафьей Ивановой. Это была умная и тактичная женщина, которая сыграла большую роль в жизни драматурга. В 1867 году Иванова умирает, и через два года Островский женится на актрисе Малого театра Марии Васильевне Васильевой. У них к этому времени уже были дети. Васильева вела светский образ жизни, и это осложняло ее отношения с мужем. Материальное положение Островского было очень тяжелым. Будучи признанным главой среди драматургов России, все время напряженно работая, он сильно нуждался. Но это не мешало Островскому стать одним из основателей и активным сотрудником «Литературного фонда» (1859), призванного помогать трудовой интеллигенции. Он создал «Артистический кружок» (1865) для помощи начинающим актерам, «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов» (1874), которое защищало их авторские права. «Общество» пропагандировало произведения русских драматургов, издавая литографированные пьесы, организовывало публичные спектакли. Островский все время работал с актерами и начинающими драматургами, пытаясь компенсировать отсутствие государственной поддержки русского театра.

Писатель постоянно жил в Москве. Он любил этот город, считал его сердцем России.

Часто Островский жил в костромском имении Щелыкове, которое его отец купил в 1847 году. Первый раз писатель поехал туда в 1848 году. По пути он побывал в старинных русских городах Переславле-Залесском, Ростове, Ярославле, Костроме. После смерти отца имение перешло во владение Островского и его брата. Писатель любил бывать в этом имении и написал здесь многие пьесы. В Щелыкове он умер, работая над переводом пьесы Шекспира «Антоний и Клеопатра» 2(14) июня 1886 года.

Творческий путь Островского можно разделить на следующие периоды: ранний, 1847—1851 годы — поиски своего пути, завершившиеся триумфом комедии «Свои люди — сочтемся!», произведения этого периода можно отнести к «натуральной школе»; москвитянинский период, 1852—1854 годы — сотрудничество в журнале «Москвитянин», участие в его «молодой» редакции, которая находилась под влиянием взглядов славянофилов (пьесы «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется»); предреформенный период, 1855— 1860 годы — сближение с революционно-демократическим лагерем (пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза»); с 1861 года начинается последний, пореформенный период.

До 1861 года Островский находится в поиске: он ищет свой собственный путь в творчестве. К моменту создания «Грозы» (1859) мировоззрение и основные творческие принципы Островского уже определились. Эта пьеса стала вершиной творчества драматурга. В ней писатель показал народный героический характер. Так Добролюбов называет главную героиню «Грозы» «лучом света в темном царстве» («Луч света в темном царстве» ).

Добролюбов подчеркивает важность того, что Катерина выросла в том же патриархальном Калинове, который сформировал и других героев драмы. В характере этой женщины, при внешней ее подчиненности патриархальному укладу, живет неистребимая любовь к «воле», что видно даже из ее рассказа о своем девичестве. Катерина ощущает себя личностью, ее любовь далека от стремления к запретным удовольствиям. Это одухотворенное и сильное чувство. Однако Катерина воспитана так, что считает свою любовь страшным грехом. Катерина очень одинока. Все, в чем она пытается найти поддержку, рушится, оказывается пустой оболочкой без содержания. Мир патриархального семейного уклада умирает, в нем нет места человечности, там царит лицемерие и ханжество. Так социально-бытовая драма из жизни купечества у Островского становится трагедией. Катерина живет в эпоху исторического перелома, и поэтому ее «личная» трагедия становится столь масштабной и символичной. В статье «Луч света в темном царстве» Добролюбов дает революционно-демократическое толкование этой драмы.

Значение творчества Островского для русской литературы огромно. Именно он создал русский национальный театр. Особенно остро проблема создания такого театра встала в середине XIX века. Публика хотела видеть на сцене свою жизнь. Островский и создал театр для новых демократических слоев театральной публики. Его театр проповедовал гуманные идеалы, близкие всем зрителям в театре. Пьесы Островского удивительно точно и чутко реагировали на явления общественной жизни современников. Он стоял на позициях демократического просветительства, был противником революционного пути преобразования общества. Его пьесы всегда доносят авторское отношение к изображаемому, жизнь в них увидена глазами тех, кто трудится. Их нравственные критерии служат эталоном для драматурга.

Островский создавал разные по жанру произведения, но больше всего он написал комедий. Это объясняется традицией русской комедии, которая позволяет критиковать социальные недостатки и несет в себе элементы драмы.

Новаторство Островского заключается в том, что в его пьесах действие развивается неторопливо, напоминая роман. С другой стороны, в них присутствуют элементы древнего театра — зрелища, обрядового действа. В его драматургии четко выражено стремление к сохранению жанра, амплуа и типажности персонажей. Он показал влияние острых проблем современности на жизнь «человека простого сознания». Как театр Шекспира в Англии или театр Мольера во Франции уходят своими корнями в народную культуру, так и театр Островского в России стал национальным вариантом европейской драмы.

Именно фамилия А. Н. Островского стоит у истоков развития русского драматического театра. Его драмы и по сей день пользуются огромной популярностью благодаря необыкновенному колориту его таланта как писателя и драматурга, который всегда чувствовал, чего ждет от него светская публика. Поэтому интересно знать, каким был человеком Александр Островский. Книги его вместили в себя огромное творческое наследие. Среди самых знаменитых его произведений: «Без вины виноватые», «Бесприданница», «Гроза», «Волки и овцы», «Снегурочка», «На чужом пиру похмелье», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Свои люди - сочтемся», «Бешеные деньги» и т. д.

Александр Николаевич Островский. Краткая биография

Александр Николаевич родился весной 31 марта (12 апреля) 1823 года. Он вырос на Малой Ордынке в Москве. Его отец был сыном священника, а звали его Николай Федорович. Получив семинаристское образование в Костроме, он пошел учиться в Московскую духовную академию. Но священником так и не стал, а начал практиковать стряпчим в судебных учреждениях. Со временем он дослужился до титулярного советника и получил дворянский титул.

Биография Островского (краткая) рассказывает, что мама Островского - Любовь Ивановна - умерла, когда ему было 7 лет. В семье осталось шестеро детей. В дальнейшем заботу о семье взяла на себя их мачеха - Эмилия Андреевна фон Тесин, которая была дочкой шведского дворянина. Семья Островских ни в чем не нуждалась, много внимания уделялось образованию и воспитанию детей.

Детство

Практически все свое детство Островский провел в Замоскворечье. У его отца была большая библиотека, мальчик рано приступил к изучению русской литературы и почувствовал тягу к писательству, но отец хотел, чтобы сын стал юристом.

С 1835 по 1940 год Александр учился в Московской гимназии. Потом он поступил в Московский университет и стал учиться на юриста. Но ссора с преподавателем не дала ему закончить последний курс университета. И тогда отец устроил его на службу в суд. Первое жалованье он получил в размере 4 рублей, но потом оно выросло до 15 рублей.

Творчество

Дальше биография Островского (краткая) указывает, что известность и популярность Александру Островскому как драматургу принесла пьеса «Свои люди - сочтемся!», изданная в 1850 году. Эту пьесу одобрили И. А. Гончаров и Н. В. Гоголь. Но московскому купечеству она пришлась не по нраву, и купцы пожаловались государю. Тогда по личному распоряжению Николая I ее автора уволили со службы и взяли под полицейский надзор, снятый только при Александре II. А в 1861 году пьеса опять увидела театральные подмостки.

В опальный период Островского первая поставленная пьеса в Петербурге называлась «Не в свои сани не садись». Биография Островского (краткая) включает информацию о том, что на протяжении 30 лет его пьесы ставились в Петербургском Александринском и Московском малом театрах. В 1856 году Островский начинает работать в журнале «Современник».

Островский Александр Николаевич. Произведения

В 1859 году Островский при поддержке Г. А. Кушелева-Безбородко выпускает первый сборник сочинений в двух томах. В этот момент русский критик Добролюбов отметит, что Островский - точный изобразитель «темного царства».

В 1860 году, после «Грозы», Добролюбов назовет его «лучом света в темном царстве».

Действительно, умел пленять своим недюжинным талантом Александр Островский. «Гроза» стала одним из самых ярких произведений драматурга, с написанием которой связана и личная его драма. Прототипом главной героини пьесы стала актриса Любовь Павловна Косицкая, с ней его долгое время связывали близкие отношения, хотя они оба были несвободными людьми. Она же первой исполнила эту роль. Островский образ Катерины сделал по-своему трагичным, так он отобразил в нем все страдания и мучения души русской женщины.

Колыбель талантов

В 1863 году Островский был удостоен Уваровской премии и стал избранным членом-корреспондентом Академии наук Петербурга. Позже, в 1865 году, он организовал Артистический кружок, который стал колыбелью многих талантов.

Островский принимал у себя в доме таких именитых гостей, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев и т. д.

В 1874 году писателем-драматургом было основано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, председателем которого до самой смерти оставался Островский. Он также работал в комиссии, связанной с пересмотром законоположений театрального управления, приведшим к новым преобразованиям, благодаря которым положение артистов было значительно улучшено.

В 1881 году в Мариинском театре состоялся бенефис оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Биография Островского (краткая) свидетельствует, что в эти минуты Островский был несказанно доволен музыкальным оформлением великого композитора.

Последние годы

В 1885 году драматург стал заведовать репертуарной частью театров Москвы и возглавил театральное училище. Денежные проблемы были у Островского почти всегда, хоть и сборы от пьес он собирал хорошие, и пенсия была, назначенная императором Александром III. У Островского было много планов, он буквально горел на работе, это и повлияло на его здоровье и истощило его жизненные силы.

2 июня 1886 года он скончался в своем имении Щелыково под Костромой. Ему было 63 года. Его тело было похоронено рядом с могилой отца у Храма Святителя Николая Чудотворца в Костромской губернии в деревне Николо-Бережки.

Вдове, актрисе Марии Андреевне Бахметьевой, трем сыновьям и дочери царем Александром III была назначена пенсия.

Его усадьба в Щелыкове ныне представляет собой мемориальный и природный музей Островского.

Заключение

Островский создал свою театральную школу с ее целостной концепцией театральной постановки. Главная составляющая его театра заключалась в том, что в нем не было экстремальных ситуаций, а изображались жизненные ситуации, уходящие в быт и психологию человека того времени, которые очень хорошо знал Александр Николаевич Островский. Краткая биография описывает, что в театре Островского было много идей, но для их претворения в жизнь нужны были новая сценическая эстетика и новые актеры. Все это уже потом доводили до ума К. С. Станиславский и М. А. Булгаков.

Драмы Островского послужили основой для экранизации кинофильмов и телесериалов. В их числе фильм «Женитьба Бальзаминова», снятый в 1964 году по пьесе «За чем пойдешь, то и найдешь» режиссером К. Войновым, фильм «Жестокий романс», снятый в 1984 году по «Бесприданнице» режиссером Эльдаром Рязановым. В 2005 году Евгений Гинзбург снял фильм «Анна» по пьесе «Без вины виноватые».

Островский создал обширный репертуар для сцены русского театра, куда входили 47 весьма оригинальных пьес. Он работал в соавторстве с талантливыми молодыми драматургами, среди которых П. М. Невежин и Н. Я. Соловьев. Драматургия Островского стала национальной благодаря своим истокам и традициям.