» »

Чем характеризуется реализм как литературное направление. История развития реализма. Этапы развития реализма в мировом искусстве

17.04.2021

Возникновение реализма

Общий характер реализма

Заключение

Список литературы

Введение:

Актуальность:

Сущность реализма применительно к литературе и его место в литературном процессе осознается по-разному. Реализм - художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаются посредством типизации фактов действительности. В широком смысле категория реализма служит для определения отношения литературы к действительности, независимо от принадлежности писателя к той или иной литературной школе и направлению. Понятие «реализм» равнозначно понятию жизненной правды и применительно к самым разнородным явлениям литературы.

Цель работы:

рассмотреть сущность реализма как литературного движения в литературе.

Задачи:

Изучить общий характер реализма.

Рассмотреть этапы реализма.

Возникновение реализма

В 30-х годах XIX в. значительное распространение в литературе и искусстве приобретает реализм. Развитие реализма в первую очередь связано с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Пушкина и Гоголя в России, Гейне и Бюхнера в Германии. Реализм развивается первоначально в недрах романтизма и несет на себе печать последнего; не только Пушкин и Гейне, но и Бальзак переживают в юности сильное увлечение романтической литературой. Однако в отличие от романтического искусства реализм отказывается от идеализации действительности и связанного с ней преобладания фантастического элемента, а также от повышенного интереса к субъективной стороне человека. В реализме преобладает тенденция к изображению широкого социального фона, на котором протекает жизнь героев ("Человеческая комедия" Бальзака, "Евгений Онегин" Пушкина, "Мертвые души" Гоголя и т. д.). Глубиной понимания социальной жизни художники-реалисты иногда превосходят философов и социологов своего времени.



Общий характер реализма

«Реализм противопоставляется, с одной стороны, направлениям, в которых содержание подчинено самодовлеющим формальным требованиям (условная формальная традиция, каноны абсолютной красоты, стремление к формальной остроте, «новаторству»); с другой стороны - направлениям, берущим свой материал не из реальной действительности, а из мира фантазии (какого бы происхождения ни были образы этой фантазии), или ищущим в образах реальной действительности «высшей» мистической или идеалистической реальности. Реализм исключает подход к искусству как к свободной «творческой» игре и предполагает признание реальности и познаваемости мира. реализм- то направление в искусстве, в котором природа искусства как особого рода познавательной деятельности наиболее ясно выражена. В общем и целом реализм является художественной параллелью материализма. Но художественная литература имеет дело с человеком и человеческим обществом, т. е. со сферой, которой материалистическое понимание последовательно овладевает только с точки зрения революционного коммунизма. Поэтому материалистическая природа допролетарского (непролетарского) реализма остается в значительной мере неосознанной. Буржуазный реализм сплошь и рядом находит свое философское обоснование не только в механическом материализме, но в самых разнообразных системах - от разных форм «стыдливого материализма» до витализма и до объективного идеализма. Только философия, отрицающая познаваемость или реальность внешнего мира, исключает реалистическую установку.»

В той или иной мере всякая художественная литература обладает элементами реализма, так как действительность, мир общественных отношений, является ее единственным материалом. Литературный образ, совершенно оторванный от действительности, немыслим, а образ, искажающий действительность дальше известных пределов, лишен всякой действенности. Неизбежные элементы отражения действительности могут быть однако подчинены иного рода заданиям и так стилизованы в соответствии с этими заданиями, что произведение теряет всякий реалистический характер. Реалистическими можно назвать только такие произведения, в которых установка на изображение действительности является преобладающей. Эта установка может быть стихийной (наивной) или сознательной. В общем и целом можно сказать, что стихийный реализм свойствен творчеству доклассового и докапиталистического общества в той мере, в какой это творчество не находится в рабстве у организованного религиозного мировоззрения или не попадает в плен определенной стилизующей традиции. реализм же как спутник научного миросозерцания возникает только на определенном этапе развития буржуазной культуры.

Поскольку же буржуазная наука об обществе или берет своей руководящей нитью произвольную, навязанную действительности идею, или остается в болоте ползучего эмпиризма, или пытается распространить на человеческую историю научные теории, выработанные в естествознании, постольку буржуазный реализм не может еще в полной мере считаться проявлением научного миросозерцания. Разрыв между научным и художественным мышлением, впервые заостряющийся в эпоху романтизма, ни в какой мере не изживается, а только замазывается в эпоху господства реализма в буржуазном искусстве. Ограниченный характер буржуазной науки об обществе приводит к тому, что в эпоху капитализма художественные пути познания социально-исторической действительности сплошь и рядом оказываются гораздо более действенными, чем пути «научные». Острое зрение и реалистическая честность художника сплошь и рядом помогают ему показать реальную действительность вернее и полнее, чем искажающие ее установки буржуазно-научной теории.

Реализм включает в себя два момента: во-первых, изображение внешних черт определенного общества и эпохи с такой степенью конкретности, которая дает впечатление («иллюзию») действительности; во-вторых, более глубокое раскрытие действительного исторического содержания, сущности и смысла социальных сил посредством образов-обобщений, проникающих дальше поверхности. Энгельс в знаменитом письме к Маргарите Харкнесс формулировал эти два момента так: «На мой взгляд, реализм подразумевает, кроме правдивости деталей, верность передачи типичных характеров в типичных обстоятельствах».

Но, несмотря на их глубокую внутреннюю связь, они отнюдь не неотделимы один от другого. Взаимная связь этих двух моментов зависит не только от исторического этапа, но и от жанра. Наиболее прочна эта связь в повествовательной прозе. В драме, тем более в поэзии, она гораздо менее устойчива. Внесение стилизации, условной фантастики и т. п. само по себе отнюдь не лишает произведения реалистического характера, если основная его установка направлена на изображение исторически-типических характеров и положений. Так, «Фауст» Гёте, несмотря на фантастику и символику, - одно из величайших созданий буржуазного реализма, ибо образ Фауста дает глубокое и верное воплощение определенных черт восходящей буржуазии.

Проблема реализма разработана марксистско-ленинской наукой почти исключительно в применении к повествовательным и драматическим жанрам, материалом для которых являются «характеры» и «положения». В применении к другим жанрам и другим искусствам проблема реализма остается совершенно недостаточно разработанной. В связи с гораздо меньшим числом прямых высказываний классиков марксизма, могущих дать конкретную руководящую нить, здесь в значительной мере еще царят вульгаризация и упрощенчество. «При распространении понятия «реализм» на другие искусства следует особенно избегать двух упрощающих тенденций:

1. тенденции отождествлять реализм с внешним реализмом (в живописи мерить реализм степенью «фотографического» сходства) и

2. тенденции механистически распространять на другие жанры и искусства критерии, выработанные на повествовательной литературе, не учитывая специфики данного жанра или искусства. Таким грубым упрощенчеством в отношении живописи является отождествление реализма с прямой социальной сюжетностью, какую мы находим например у передвижников. Проблема реализма в таких искусствах есть прежде всего проблема образа, построенного соответственно специфике данного искусства и наполненного реалистическим содержанием.»

Все это относится и к проблеме реализма в лирике. Реалистическая лирика есть лирика, правдиво выражающая типичные чувства и мысли. Для того чтобы признать лирическое произведение реалистическим, недостаточно, чтобы выражаемое ею было «общезначимым», «общеинтересным» вообще. Реалистическая лирика есть выражение чувств и умонастроений, конкретно типичных для класса и эпохи.

Этапы развития реализма XIX века

Формирование реализма происходит в европейских странах и в России практически в одно и то же время – в 20 – 40-е годы XIX века. В литературах мира он становится ведущим направлением.

Правда, это одновременно означает, что литературный процесс этого периода несводим только в реалистической системе. И в европейских литературах, и – в особенности – в литературе США в полной мере продолжается деятельность писателей-романтиков: де Виньи, Гюго, Ирвинга, По и др. Таким образом, развитие литературного процесса идет во многом через взаимодействие сосуществующих эстетических систем, и характеристика как национальных литератур, так и творчества отдельных писателей предполагает обязательный учет этого обстоятельства.

Говоря о том, что с 30 – 40-х годов ведущее место в литературе занимают писатели-реалисты, невозможно не отметить, что сам реализм оказывается не застывшей системой, а явлением, находящимся в постоянном развитии. Уже в пределах XIX века возникает необходимость говорить о «разных реализмах», о том, что Мериме, Бальзак и Флобер в равной мере отвечали на основные исторические вопросы, которые им подсказывала эпоха, и в то же время их произведения отличаются и различным содержанием и своеобразием формы.

В 1830 – 1840-х годы в творчестве европейских писателей (прежде всего – Бальзака) проявляются наиболее примечательные черты реализма как литературного направления, дающего многогранную картину действительности, стремящегося к аналитическому исследованию действительности.

«Литература 1830 – 1840-х годов питалась во многом утверждениями о привлекательности самого века. Любовь к XIX веку разделяли, например, Стендаль и Бальзак, не перестававшие удивляться его динамизму, многообразию и неисчерпаемо энергии. Отсюда и герои первого этапа реализма – деятельные, с изобретательным умом, не боявшиеся столкновения с неблагоприятными обстоятельствами. Эти герои во многом были связаны с героической эпохой Наполеона, хотя воспринимали двуликость его, вырабатывали стратегию своего личного и общественного поведения. Скотт и его историзмом вдохновляет героев Стендаля на поиски своего места с жизни и истории путем ошибок и заблуждений. Шекспир заставляет Бальзака сказать о романе «Отец Горио» словами великого англичанина «Все – правда» и увидеть в судьбе современного буржуа отголоски суровой судьбы короля Лира.»

«Реалисты второй половины XIX века будут упрекать своих предшественников в «остаточном романтизме». С подобным упреком трудно не согласиться. Действительно, романтическая традиция весьма ощутимо представлена в творческих системах Бальзака, Стендаля, Мериме. Не случайно Сент-Бев называл Стендаля «последним гусаром романтизма». Черты романтизма обнаруживаются:

– в культе экзотики (новеллы Мериме типа «Маттео Фальконе», «Кармен», «Таманго» и др.);

– в пристрастии писателей к изображению ярких индивидуальностей и исключительных по своей силе страстей (роман Стендаля «Красное и черное или новелла «Ванина Ванини»);

– в пристрастии к авантюрным сюжетам и использованию элементов фантастики (роман Бальзака «Шагреневая кожа» или новелла Мериме «Венера Ильская»);

– в стремлении четко разделить героев на отрицательных и положительных – носителей авторских идеалов (романы Диккенса).»

Таким образом, между реализмом первого периода и романтизмом существует сложная «родственная» связь, проявляющаяся, в частности, в наследовании характерных для романтического искусства приемов и даже отдельных тем и мотивов (тема утраченных иллюзий, мотив разочарования и т.п.).

В отечественной историко-литературной науке «революционные события 1848 года и последовавшие за ними важные изменения в социально-политической и культурной жизни буржуазного общества» принято считать тем, что делит «реализм зарубежных стран XIX века на два этапа – реализм первой и второй половины XIX века». В 1848 году народные выступления превратились в серию революций, прокатившихся по всей Европе (Франция, Италия, Германия, Австрия и др.). Эти революции, а также беспорядки в Бельгии и Англии проходили по «французскому образцу», как демократические протесты против классово-привилегированного и не отвечающего потребностям времени правления, а также под лозунгами социальных и демократических реформ. В целом 1848 год ознаменовал единый огромный переворот в Европе. Правда, в результате его повсюду к власти пришли умеренные либералы или консерваторы, кое-где даже установилась более жестокая авторитарная власть.

Это вызвало всеобщее разочарование в результатах революций, и, как следствие этого, пессимистические настроения. Многие представители интеллигенции разочаровались в массовых движениях, активных выступлениях народа на классовой основе и перенесли свои основные усилия в частный мир личности и личностных отношений. Тем самым общий интерес был направлен на отдельную личность, важную саму по себе, и лишь во вторую очередь – на взаимоотношения ее с другими личностями и окружающим миром.

Вторая половина XIX века традиционно считается «триумфом реализма». К этому времени реализм в полный голос заявляет о себе в литературе не только Франции и Англии, но и ряда других стран – Германии (поздний Гейне, Раабе, Шторм, Фонтане), России («натуральная школа», Тургенев, Гончаров, Островский, Толстой, Достоевский), и т.п.

В то же время с 50-х годов начинается новый этап в развитии реализма, который предполагает новый подход к изображению и героя и окружающего его общества. Социальная, политическая и нравственная атмосфера второй половины XIX века «повернула» писателей в сторону анализа человека, которого трудно назвать героем, но в судьбе и характере которого преломляются основные приметы эпохи, выраженные не в крупном деянии, значительном поступке или страсти, спрессованно- интенсивно передающих глобальные сдвиги времени, не в масштабном (как в социальном, так и психологическом) противостоянии и конфликте, не в доведенной до предела типичности, часто граничащей к исключительностью, а в будничной, обыденной каждодневной жизни.

Писатели, начавшие работать в это время, как и те, кто вошел в литературу раньше, но творил в указанный период, например, Диккенс или Теккерей, безусловно, ориентировались уже на иную концепцию личности, которая не воспринималась и не воспроизводилась ими как продукт прямой взаимосвязи социального и психолого-биологического начал и жестко понимаемых детерминат. В романе Теккерея «Ньюкомбы» акцентируется специфика «человековедения» в реализме этого периода – необходимость понимания и аналитического воспроизведения разнонаправленных тонких душевных движений и непрямолинейных, не всегда проявленных социальных связей: «Трудно даже представить себе, сколько разных причин определяет каждый наш поступок или пристрастие, как часто, анализируя свои побуждения, я принимал одно за другое…». Эта фраза Теккерея передает, пожалуй, главную особенность реализма эпохи: все сосредоточивается на изображении человека и характера, а не обстоятельств. Хотя последние, как и должно в реалистической литературе «не исчезают», но их взаимодействие с характером приобретает иное качество, связанное с тем, что обстоятельства перестают быть самостоятельными, они все более и более характерологизируются; их социологическая функция теперь более имплицитна, чем это было у того же Бальзака или Стендаля.

Из-за изменившейся концепции личности и «человекоцентризма» всей художественной системы (причем «человек – центр» вовсе не обязательно был положительным героем, побеждающим социальные обстоятельства или гибнущим – морально или физически – в борьбе с ними) может создаться впечатление, будто писатели второй половины века отказались от основного принципа реалистической литературы: диалектического понимания и изображения взаимосвязей характера и обстоятельств и следования принципу социально – психологического детерминизма. Тем более, что у некоторых наиболее ярких реалистов этого времени – Флобера, Дж. Элиот, Троллота – в том случае, когда говорится об окружающем героя мира, появляется термин «среда», нередко воспринимаемый более статично, чем понятие «обстоятельства».

Анализ произведений Флобера и Дж. Элиот убеждает в том, что эта «застолбленность» среды нужна художникам прежде всего для того, чтобы описание окружающей героя обстановки было более пластичным. Среда нередко повествовательно существует во внутреннем мире героя и через него, приобретая иной характер обобщения: не плакатно-социологизированный, а психологизированный. Это создает атмосферу большей объективности воспроизводимого. Во всяком случае с точки зрения читателя, который больше доверяет такому объективированному повествованию об эпохе, так как воспринимает героя произведения близким себе человеком, таким же, как он сам.

Писатели указанного периода нисколько не забывают еще об одной эстетической обстановке критического реализма – объективности воспроизводимого. Как известно, Бальзак был настолько озабочен этой объективностью, что искал способы сближения литературного знания (понимания) и научного. Эта идея пришлась по душе многим реалистам второй половины века. К примеру, Элиот и Флобер много размышляли об использовании литературой научных, а значит, как им казалось, объективных приемов анализа. Особенно много об этом думал Флобер, который понимал объективность как синоним бесстрастности и беспристрастности. Однако это было веяние всего реализма эпохи. Тем более, что творчество реалистов второй половины XIX века пришлось на период взлета в развитии естественных наук и расцвета экспериментаторства.

В истории науки это был важный период. Бурно развивалась биология (в 1859 году была опубликована книга Ч.Дарвина «Происхождение видов»), физиология, происходило становление психологии как науки. Широкое распространение получила философия позитивизма О. Конта, сыгравшая позднее важную роль в развитии натуралистической эстетики и художественной практики. Именно в эти годы предпринимаются попытки создать систему психологического понимания человека.

Однако, и на этом этапе развития литературы характер героя не мыслится писателем вне социального анализа, хотя последний приобретает несколько иную эстетическую сущность, отличную от той, которая была свойственная Бальзаку и Стендалю. Безусловно, что в романах Флобера. Элиот, Фонтане и некоторых других бросается в глаза «новый уровень изображения внутреннего мира человека, качественно новое мастерство психологического анализа, заключающееся в глубочайшем раскрытии сложности и непредвиденности человеческих реакций на действительность, мотивов и причин человеческой деятельности» .

Очевидно, что писатели этой эпохи резко изменили направление творчества и повели литературу (и роман в частности) в сторону углубленного психологизма, а в формуле «социально-психологический детерминизм» социальное и психологическое как бы поменялось местами. Именно в этом направлении сконцентрированы основные достижения литературы: писатели начали не просто рисовать сложный внутренний мир литературного героя, а воспроизводить хорошо отлаженную, продуманную психологическую «модель характера», в ней и в ее функционировании художественно соединяя психолого-аналитическое и социально-аналитическое. Писатели обновили и оживили принцип психологической детали, ввели диалог с глубоким психологическим подтекстом, нашли повествовательные приемы для передачи «переходных», противоречивых духовных движений, которые ранее были недоступны литературе.

Это вовсе не означает, что реалистическая литература отказалась от социального анализа: социальная основа воспроизводимой реальности и реконструируемого характера не исчезла, хотя и не довлела над характером и обстоятельствами. Именно благодаря писателям второй половины XIX века литература стала находить непрямые способы социального анализа, в этом смысле продолжив серию открытий, сделанных писателями предшествующих периодов.

Флобер, Элиот, братья Гонкуры и др. «научили» литературу выходить на социальное и то, что свойственно эпохе, характеризует ее социальные, политические, исторические и нравственные начала, через обыденное и повседневное существование ординарного человека. Социальная типизация у писателей второй половины века – типизация «массовидности, повторяемости». Она не столь ярка и очевидна, как у представителей классического критического реализма 1830 – 1840 -х годов и чаще всего проявляется через «параболу психологизма», когда погружение во внутренний мир персонажа позволяет в конечном счете погрузиться в эпоху, в историческое время, каким его видит писатель. Эмоции, чувства, настроения носят не надвременной, а конкретно-исторический характер, хотя аналитическому воспроизведению подвергается прежде всего обыденное повседневное существование, а не мир титанических страстей. При этом писателями нередко даже абсолютизировались серость и убогость жизни, тривиальность материала, негероичность времени и персонажа. Именно поэтому, с одной стороны, это был период антиромантический, с другой – период тяги к романтическому. Такой парадокс, например, характерен для Флобера, Гонкуров, Бодлера.

Есть и еще одни важные моменты, связанные с абсолютизацией несовершенства человеческой природы и рабской подчиненности обстоятельствам: нередко писатели воспринимали негативные явления эпохи как данность, как нечто непреодолимое, а то и трагически роковое. Поэтому в творчестве реалистов второй половины XIX века так сложно выражено положительное начало: проблема будущего их интересует мало, они находятся «здесь и сейчас», в своем времени, осмысливая его предельно нелицеприятно, как эпоху, если и достойную анализа, то критического.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

от греч. kritike - искусство разбирать, судить и лат. realis - вещественный, действительный) - название, закрепившееся за основным реалистическим методом искусства XIX в., получившим развитие и в искусстве XX в. Термин «критический реализм» подчеркивает критический, обличительный пафос демократического искусства по отношению к существующей действительности. Предложен этот термин Горьким для отличия этого типа реализма от социалистического реализма. Ранее использовался неудачный термин «буржуазный Р.», но и ныне принятый неточен: наряду с острой критикой дворянско-буржуазного общества (О. Бальзак, О. Домье, Н. В. Гоголь и «натуральная школа», М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. Ибсен и др.) мн. произв. К. р. воплотили положительные начала жизни, настроения передовых людей, трудовые и нравственные традиции народа. Оба начала в рус. литературе представляют Пушкин, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков, Толстой, А. П. Чехов, в театре - М. С. Щепкин, в живописи - «передвижники», в музыке - М. И. Глинка, композиторы «Могучей кучки», П. И. Чайковский; в зарубежной литературе XIX в.- Стендаль, Ч. Диккенс, С. Жеромский, в живописи - Г. Курбе, в музыке - Дж. Верди, Л. Яначек. В конце XIX в. сложился т. наз. веризм, совмещавший демократические тенденции с некоторым измельчанием социальной проблематики (напр., оперы Дж. Пуччини). Характерный жанр литературы критического реализма- социально-психологический роман. На базе К. р. сложилась русская классическая художественная критика (Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Стасов), гл. принципом которой стала народность. В критическом реализме социально обосновываются формирование и проявление характеров, судьбы людей, общественных групп, отдельных классов (разорение поместного дворянства, укрепление буржуазии, разложение традиционного уклада крестьянской жизни), но не судьба общества в целом: изменение социального устройства и преобладающей морали мыслится в той или иной мере как следствие совершенствования нравственности или самосовершенствования людей, а не как закономерное возникновение нового качества в результате развития самого общества. В этом заключается присущее критическому реализму противоречие, в XIX в. неизбежное. Кроме социально-исторического и психологического детерминизма, как дополнительный художественный акцент (начиная с творчества Г. Флобера), в критическом реализме используется биологический детерминизм; у Л.Н.Толстого и других писателей он последовательно подчинен социальному и психологическому, но, например, в некоторых произведениях литературного направления, глава которого - Эмиль Золя теоретически обосновал и воплотил принцип натурализма, этот тип детерминации был абсолютизирован, что нанесло ущерб реалистическим началам творчества. Историзм критического реализма обычно строится на контрасте «века нынешнего» и «века минувшего», на противопоставлении поколений «отцов» и «детей» («Дума» М. Ю. Лермонтова, И.С.Тургенев «Отцы и дети», «Сага о Фарсайтах» Дж. Голсуорси и др.), представлениях о периодах безвременья (например, у О. Бальзака, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, ряда писателей и художников начала XX в.). Историзм в таком понимании нередко препятствовал адекватному отражению прошлого в исторических произведениях. В сравнении с произв. на темы современности, произв. К. р., глубоко отражающих исторические события, немного (в литературе - эпопея «Война и мир» Толстого, в живописи - полотна В. И. Сурикова, И, Е. Репина, в музыке - оперы М. П. Мусоргского, Дж. Верди). В зарубежном искусстве в XX в. Критический реализм приобретает новое качество, сближаясь с разными видами модернизма и натурализмом. Традиции классического К. р. развивают и обогащают Дж. Голсуорси, Г. Уэллс, Б. Шоу, Р. Роллан, Т. Манн, Э. Хемингуэй, К. Чапек, Лу Синь и др. В то же время мн. художники, особенно во второй пол. XX в., увлекаясь модернистской поэтикой отступают от худож. историзма, их социальный детерминизм приобретает фаталистический характер (М. Фриш, Ф. Дюрренматт, Г. Фаллада, А. Миллер, М. Антониони, Л. Буньюэль и др.). К большим достижениям К. р. в киноискусстве относится творчество режиссеров Ч. Чаплина, С. Креймера, А. Куро-савы; разновидностью критического реализма был итальянский неореализм.

Заключение

Как уже отмечалось ранее, реализм является литературным направлением мирового масштаба. Примечательной чертой реализма становится также то, что он имеет длительную историю. В конце XIX и в XX веках всемирную известность получило творчество таких писателей как Р.Роллан, Д.Голусорси, Б.Шоу, Э.М.Ремарк, Т.Драйзер и другие. Реализм продолжает свое существование вплоть до настоящего времени, оставаясь важнейшей формой мировой демократической культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.В. Саянов Романтизм, реализм, натурализм – Л. – 1988.

2. Е.А. Аничков Реализм и новые веяния. – М.: Наука. - 1980.

3. М.Е. Елизарова История зарубежной литературы XIX века – М. – 1964.

4. П. С Коган Романтизм и реализм в европейской литературе XIX в. – М. – 1923

5. Ф. П. Шиллера Из истории реализма XIX в. на Западе – М. – 1984.

Західноєвропейська культура ХІХ-ХХ століть

У культурному житті Європи в першій третині XIX ст. домінував романтизм. В його основі лежав творчий метод, який проголосив своїм головним принципом абсолютну і безмежну свободу особистості...

Искусство Западной Европы второй половины XIX в.

Критический реализм, существовавший в искусстве европейских стран и США, был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставленных богатым, сочувствие неблагополучной судьбе бедных...

Культурологический аспект развития Западной Европы начала ХIХ века

Третьим крупным стилистическим направлением в культуре ХIХ века являлся реализм. Реализмв широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства...

Направления, течения и стили в искусстве

РЕАЛИЗМ (лат. realis -- вещественный) -- 1) философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, толкуемую либо как бытие реальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания...

Причина одного из самых мучительных и затяжных кризисов Голливуда начала 1960-х годов

Английский кинематограф также претерпел в 1950-1960 годы немалые изменения. Начало им было положено в 1954 году, когда Кэрел Рейс и Линдсей Андерсон основали движение "Свободное кино". Они выпускали картины...

Реалистичный портрет

Термин "реализм" происходит от позднелатинского realis - что означает вещественный, действительный. Реализм в искусстве и есть художественная истина, или, иначе говоря, жизненная правда, выраженная в художественных образах...

Современные направления искусства

Реализм (от фр. realisme, от лат. realis - вещественный) - в искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества...

Творчество импрессионистов как проявление противоречивости исторической эпохи

Романтизм - ідейний і художній напрямок, що виник у європейській і американській культурі кінця 18 століття - першої половини 19 століття, як реакція на естетику класицизму...

Французький живопис ХVIII-XIX століття. Романтизм

Романтизм - це естетична революція, що замість науки й розуму ставить художню творчість індивідуума, що стає зразком, "парадигмою" для всіх видів культурної діяльності. Новими критеріями в мистецтві стали воля самовираження...

Французький живопис ХVIII-XIX століття. Романтизм

Французький живопис ХVIII-XIX століття. Романтизм

Батьківщиною романтизму можна вважати Францію. Його поява була результатом розчарування в колишніх ідеалах устрою світу. Віра просвітителів в існування суспільства на "природних" і "розумних" засадах серйозно похитнулася...

Французький живопис ХVIII-XIX століття. Романтизм

Французький романтизм сформувався пізніше, ніж англійський і німецький. Статус загальнонаціонального явища він набув лише у 20-х рр. ХІХ ст. Каталізатором розвитку романтизму завжди ставав розвиток буржуазних настроїв у суспільстві...

Французький живопис ХVIII-XIX століття. Романтизм

Історичні рамки романтизму обмежуються періодом з 1770 по 1840 рік. У його розвитку фахівці виділяють три етапи: предромантизм (1770-1800); зрілий романтизм (1800-1824), викликаний французькою революцією 1789 року і військовими кампаніями Наполеона (Гойя...

Французький живопис ХVIII-XIX століття. Романтизм

Современное естествознаие, которое одно лишь дотигло вестороеенего, систематического и научного развития, как и вся новейшая история, датирует от то занаменательной эпохи, которую немцы назвали реформацией, французы ренессансом, а итальянцы-квинквенеченто.

Эта поха начинаетсчя со второй половины XV столетия. Расцветает в области искусства в это время-одна из сторон величайшенго величайшего прогрессивного переворота, характеризуюегося ломкой феодальных устоев и развитием новых экононмических отношений. Королевская валасть, опираясь на горожан, сломила моь феодального дворянстчва и основала крупные по существу национальные монархии, в которых получили свое развитие современные европейские науки. Сдвиги эти, происходившие в обстановке мощного народного подъема, тесно связаннчы с борьой за незавииу от религии светскую культуру. В XV-XVI веках создается передовое реалистичекое икусство

В 40-е годы XIX в. влиятельным течением в искусcтве становится реализм. Его основой стали непосредственное, живое и непредвзятое восприятие и правдивое отражение реальной действительности. Как и романтизм, реализм критиковал действительность, но при этом он исходил из самой действительности, в ней же и пытался выявить пути приближения к идеалу. В отличие от романтического героя, герой критического реализма может быть аристократом, каторжником, банкиром, помещиком, мелким чиновником, но он всегда - типичный герой в типичных обстоятельствах.

Реализм XIX века, в отличие от эпохи Ренессанса и Просвещения, по определению А.М. Горького, является, прежде всего, реализмом критическим. Главная его тема - разоблачение буржуазного строя и его морали, пороков современного писателю общества. Ч. Диккенс, В. Теккерей, Ф. Стендаль, О. Бальзак раскрыли социальное значение зла, видя причину в материальной зависимости человека от человека .

В спорах между классицистами и романтиками в изобразительном искусстве постепенно закладывалась основа для нового восприятия - реалистического.

Реализм, как визуально достоверное восприятие действительности, уподобление природе, приближался к натурализму. Однако уже Э. Делакруа отмечал, что "реализм нельзя смешивать с видимым подобием действительности". Значительность художественного образа зависела не от натуралистичности изображения, а от уровня обобщения и типизации.

Термин "реализм", введенный французским литературным критиком Ж. Шанфлери в середине XIX в., применялся для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академическому идеализму. Первоначально реализм сближался с натурализмом и "натуральной школой" в искусстве и литературе 60-80-х гг.

Однако позднее происходит самоопределение реализма как течения, не во всем совпадающего с натурализмом. В русской эстетической мысли под реализмом подразумевается не столько точное воспроизведение жизни, сколько "правдивое" отображение с вынесением "приговора о явлениях жизни".

Реализм расширяет социальное пространство художественного видения, заставляет "общечеловеческое искусство" классицизма говорить национальным языком, отказывается от ретроспективизма более решительно, чем романтизм. Реалистическое миропонимание - обратная сторона идеализма[ 9, с.4-6].

В XV-XVI веках создается передовое реалистическое искусство. В эпоху средневековья художники, подчиняясь влиянию церкви, отошли от реального изображения мира, присущего художникам античности (Аполлодору, Зевксису, Паррасию и Палефилу). Искусство отошло в сторону отвлеченного и мистического, реальное изображения мира, стремление к знанию, считалось делом греховным. Реальные образы казались слишком материальными, чувственными, а, следовательно, и опасными в смысле искушения. Падала художественная культура, падала изобразительная грамота. Ипполит Тен писал: "смотря на церковные стекла и статуи, на примитивную живопись, мне кажется, что род человеческий выродился, чахоточные святые, безобразные мученики, плоскогрудые девы, процессия бесцветных, сухих, грустных личностей, отражающих на себе страх угнетения".

Искусство эпохи Возрождения в традиционные религиозные сюжеты вкладывает новое прогрессивное содержание. В своих произведениях художники прославляют человека, показывают его прекрасным и гармонически развитым, передают красоту окружающего мира. Но что особенно характерно для художников того времени - они все живут интересами своего времени, отсюда та полнота и сила характера, та реалистичность их картин. Широчайший общественный подъем и обусловил подлинную народность лучших произведений эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения - время величайшего культурного и художественного подъема, положившего начало развития реалистического искусства последующих эпох. Складывалось новое мировоззрение, свободное от духовного гнета церкви. В основе его - вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни. Огромный интерес к человеку, признание ценностей и красоты реального мира определяют деятельность художников, развитие нового реалистического метода в искусстве на основе научных изысканий в области анатомии, линейной и воздушной перспективы, светотени и пропорций. Эти художники создали глубоко реалистическое искусство.

Реализм — литературно-художественное направление, которое окончательно сформировалось приблизительно в середине ХIХ ст. и разработал принципы аналитического осмысления действительности и жизненно достоверного ее изображения в художественном произведении. Реализм раскрывал сущность жизненных явлений через изображение героев, ситуаций и обстоятельств, «взятых из самой действительности». Писатели этого направления исследовали внешние (конкретные социально-исторические) и внутренние (психологические) факторы описываемых ими событий, воплощали в персонажах не только индивидуальные человеческие характеры, а и типичные черты представителей определенных общественных слоев (именно благодаря реализму возникло представление о социально-психологических типах).

Глубокий анализ в реалистических произведениях объединялся с острой критикой общественной жизни, нарушением моральных и философских проблем. С реализмом ХIХ ст. связаны имена Стендаля, О. де Бальзака, П. Мериме, Г. Флобера, В. Теккерея, Ш. Бронте, Ч. Диккенса, И. Гончарова, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова, М. Некрасова, Т. Фонтане, Марка Твена и других писателей.

Прежде всего нужно определить расположение реализма и романтизма во времени и установить соотношение между ними. Было бы большим упрощением считать, что романтизм приходится лишь на первую половину XIX ст., а реализм — на вторую и они ограничиваются жесткими временными рамками.

На самом деле романтизм в литературе продолжал развиваться и во второй половине столетия, позднее трансформируясь в неоромантизм, а развитие реализма началось уже в 40-х годах XIX ст.

Итак, романтизм и реализм — это основные художественные системы XIX ст., которые развивались как во временной последовательности, так и синхронно. Однако при этом романтизм был доминирующим художественным направлением в литературе первой половины XIX ст., а реализм — во второй его половине, по крайней мере к последним десятилетиям.

Вместе с тем невозможно четко разграничить романтическую и реалистическую литературу, особенно в первой половине XIX ст. В творчестве многих выдающихся писателей 40-х годов, которые принято было однозначно относить к реалистам (Стендаль, О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Н. Гоголь и прочие), мощно ворвалась романтическая струя, а их индивидуальные стили каждый на свой порядок синтезировали реалистические, романтические и другие элементы. Таким образом, удавшись к общему размежеванию, пришлось бы резать творчество этих художников пополам или на несколько частей. Да и сами они не сознавали себя реалистами, вместе с тем признавая принадлежность к «современному искусству», противоположного «старому», классическому, к искусству, которое объединяло реалистические и романтические тенденции. Выделение реализма как художественного направления и размежевание его с романтизмом состоялось уже во второй половине XIX ст. и то не до конца.

Вообще же реалистическая литература, сравнительно с романтической, — это другой духовный и художественный мир, рожденный другим историческим периодом. Романтизм расцвел в буревые времена, центром которых была Великая французская революция 1789-1799 гг., и стал мощным художественным воплощением этих пор, ее идеальных надежд и — еще большей мерой — ее горьких разочарований. Относительно реализма, то он возник в «прозаичную эпоху», которая настала после великих потрясений конца XVIII — начала XIX ст. В этот период стабилизации и «мирного» развития нового буржуазного общества, когда на первый план выступили утилитарно-практические ценности, составлялся другой тип взаимоотношений между людьми, другая мораль и психология. Конечно, такие изменения требовали новых средств и форм художественного выражения, новой художественной системы, внутренне соответствующей современности, ее духа и стиля жизни, способной наиболее адекватно ее постигнуть и высказать. Такой художественной системой и был реализм 80-х годов XIX ст.

Реализм — литературно-художественное направление

Другие сочинения по теме:

  1. Цель: познакомить учеников с литературным направлением классицизма, его особенностями, основными правилами, причинами возникновения; вызвать интерес учеников к теме, дать возможность...
  2. Авторы андеграунда (или «подполья») требования к себе устанавливали сами. В выборе тем и поисках новой эстетики им не приходилось подстраиваться...
  3. Рассматривая эти направления нельзя утверждать, что, дескать, когда закончился романтизм, то начался реализм. Это совсем не так, поскольку как романтизм,...
  4. Если романтизм начинался с теории, то пути становления классического реализма были другими. Сам термин (от лат. «телесный», «конкретный», «материальный», «вещевой»)...
  5. На рубеже ХVII-ХІХ столетий в европейской литературе утвердило новое направление — романтизм. Толчок зарождению этого направления дали события Французской буржуазной...
  6. Ценные литературно-эстетические идеи выдвигали и другие критики и писатели второй половины XIX века. Так, Аполлон Григорьев, выдвинув учение об «органической...
  7. Горизонты прозы раздвинулись. Новые явления и конфликты, характеры и ситуации получили жизнь в литературе. Утверждая реалистическую поэтику героического, Русская проза...
  8. Характерными чертами стиля являются элементы импрессионизма (франц. — впечатление) и романтизма, которые развивались на реалистическом фоне. Многие писатели анализировали творчество...
  9. Новое направление — последовательная противоположность романтизма. На каждый тезис предыдущего стиля он ответил антитезой. Писатели-Реалисты сосредоточились на самых злободневных (хотя...
  10. Творчество Флобера становится наиболее ярким, полным и совершенным в смысле художественного мастерства воплощением реализма 50 — 60-х годов. Будучи связано...
  11. Характерными чертами сложившегося литературного направления, как правило, бывают: ясность концепции, определяющей деятельность писателей, и наличие известного коллектива авторов, связанных общими...
  12. Проблемы романтизма становятся предметом горячих споров в критике. Новое литературное направление находит и страстных защитников, и ожесточенных противников. Среди разноголосицы...
  13. Родовым признаком реализма является его способность правдиво воспроизводить типические характеры в типических обстоятельствах. Реализм впервые в истории искусства стал объяснять...
  14. Французский символизм — первое направление модернизма Модернизм (от слова модерн — новый, современный) — это совокупность новых антиреалистических направлений в мировом искусстве конца 19 — первой...
  15. Принято, считать, что «Дубровский» — это роман (широкая картина отображенной действительности, многоплановость, историчность, сюжетная занимательность подчинена социальной проблематике), хотя по...
  16. Полную нежизнеспособность барства в сложных современных условиях Бунин изобразил в рассказах «Золотое дно». В произведении «Золотое дно» снова затрагивается тема...
  17. Русский сентиментализм прошел в своем развитии четыре этапа, которые объединяет использование писателями-сентименталистами одного и того же творческого метода, а разделяет...

1. Сформулируйте основные черты реализма как литературного направления. В чем заключается принципиальное отличие реализма от классицизма и романтизма?

В 1830-х годах произошел переход к новому направлению в искусстве - реализму, появление которого было подготовлено всеми существовавшими ранее направлениями. А уже к началу 1840-х годов реализм в искусстве стал преобладающим направлением. Ключом к человеку у древнерусской литературы была вера, у классицизма - разум, у романтизма - чувство.

В реализме универсальным ключом является правдивое воспроизведение жизни во всей совокупности ее проявлений. Исходя из этого, важнейшей особенностью реалистического искусства становится верность действительности, стремление к точной достоверности изображения. Каждый человек несет в себе систему нравственных и культурных ценностей своей эпохи. До возникновения реализма подход к изображению человека в литературе был несколько односторонним. В классицизме человек изображался со стороны его обязанностей перед государством и очень мало интересовались его бытом, семейной, частной жизнью. Сентименталисты отражали личную жизнь, чувства и переживания. Романтики так же заглядывали в мир чувств и страстей человека, наделяя их исключительной силой, помещая героя в нестандартные условия.

Реалисты в своих произведениях отображали стороны действительности объективно, но вместе с тем делали это с свойственной только им высотой и истинностью личности автора. Реалисты воспроизводили типичные характеры и конфликты. Ситуации также были обычными, несмотря на их художественную индивидуализацию. Под последним подразумевается конкретизация каких-либо уникальных национальных, социальных или исторических явлений, а также физических и интеллектуальных черт героев. Авторы реалистических произведений отдавали предпочтение способам изображения форм бытия, однако это сопровождалось использованием условностей (образы-символы, мифы, гротеск). Интересовались писатели-реалисты проблемой взаимоотношений личности и общества. Реализм в литературе отличается противостоянию социума и нравственности, человека и массы, общественного сознания и сознания отдельного индивида. Часто в произведениях наблюдаются внутренние конфликты личности.

Реалистическому произведению присущ психологизм - изображение типичного характера во всех сложных и противоречивых особенностях человеческой натуры, во взаимосвязи с окружающей его средой, природой и людьми.

2. Творчество каких литераторов подготовило возникновение реализма в России?

У истоков реализма стоит И. Крылов, который начал использовать в своих баснях разговорную речь, вводил в них детали народного быта, создавал узнаваемые жизненные образы, а главное - широко использовал народную мудрость в качестве моральной основы своих басен.

Приметы реализма присутствуют также в творческом наследии писателей-просветителей. В комедии «Недоросль» Д. Фонвизин ярко, убедительно раскрыл картину нравов провинциальных помещиков и их слуг, раскрывая индивидуальность своих персонажей через речь, которая колоритно отражает передающую их характеры.

Ёмкий вклад в развитие реализма внес А. Грибоедов («Горе от ума»). Переход к реализму совершается и в творчестве А. Пушкина («Борис Годунов») «Евгений Онегин» по мнению ученых стал первым реалистическим романом). Реализм обосновывается в произведениях М. Лермонтова («Герой нашего времени») и Н. Гоголя («Ревизор», «Мертвые души»).

3. Какую роль в развитии русской культуры сыграл Белинский?

Вместе с развитием реализма в России появляется профессиональная критика, у истоков которой стоит великий В.Г. Белинский (1811-1848). Роль Белинского в развитии литературной критики очень велика. Его вклад в совершенствование русской мысли огромен: он выработал новые методы и приемы, проанализировал огромное количество произведений, обновил критические жанры. Белинский обладал гениальным эстетическим чутьем, чутко улавливал в авторах произведений зерна таланта. Именно он открыл миру и читателю читателям М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, И. Гончарова, Ф. Достоевского. Вершиной литературной критической деятельности Белинского являются статьи о гениях русской литературы -Пушкине и Лермонтове.

4. Каковы темы и сюжеты картин художников-реалистов?

В начале XIX века реализм так же затрагивает и живопись С начала века в русской живописи становится популярным бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов (1780-1847), чьи картины из быта крестьян отмечены печатью сентиментализма («На пашне. Весна», «На жатве. Лето»).

Одним из ярчайших представителей бытового жанра в живописи был П.А.Федотов (1815-1852). Он стал родоначальником жанра критического реализма в русском изобразительном искусстве. В серии карикатур, акварельных батальных сцен, карандашных зарисовок, портретов П.А.Федотов к середине 1840-х гг. формулирует программу критического реализма, призванного, прибегая к сатире, обличать нравы и сочувствовать обездоленным: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!».

Большое значение в развитии русской живописи сыграло творчество А. А. Иванова (1806-1858). Художник, проникнувшись верой в пророческую и просветительскую роль искусства, возможность с его помощью преобразить человечество, пытался осмыслить в своем творчестве основные вопросы бытия человека, выдвинуть наиболее значимые философские и нравственные проблемы. («Явление Христа народу»). Евангельский сюжет трактовался А. А. Ивановым как реальное историческое событие, в основе которого - духовный переворот в жизни угнетенного человечества. Над этим гигантским полотном художник работал более 20 лет.

Художник В. Тропинин - известный мастер портрета. Его картины «Портрет сына», «Портрет А.С. Пушкина», «Автопортрет» поражают не столько портретным сходством с оригиналом, сколько необыкновенно тонким проникновением во внутренний мир человека.

Знаменитый художник-реалист И. Е. Репин (1844-1930) с начала 1870-х гг. выступает как художник-демократ, борющийся против неотражающего жизнь академического искусства. И. Е. Репин обличал эксплуатацию народа, одновременно показывая зреющий в нем протест и скрытую силу («Бурлаки на Волге», «Отказ от исповеди»).