» »

Как называется праздник троица. Святая Троица: что за праздник. Что значит слово Троица в Библии

29.09.2019

Святая Троица – один из самых главных христианских праздников. Он знаменует собой не только чудо явления Святого духа, но и появление христианской церкви, как таковой. В России Троица – особенно почитаема; она приходится на пятидесятый день после Пасхи, как раз на то время, когда природа входит в свой летний цикл и всё радуется обновлению и новой жизни.

Церковь. Начало

В один из жарких дней, уже после Вознесения Христа, апостолы собрались в одной из горниц Иерусалима. Тот день стал знаковым не только для них, но и для всей последующей христианской культуры и традиции. В этот день апостолы прошли инициацию Святым Духом «Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси – Святого Духа, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Пятидесятница в Ветхом Завете

Почему второе название праздника – пятидесятница? Всё дело в том, что именно на 50 день после Пасхи апостолы собрались в том самом доме на горе Сион, где проходила тайная вечеря. Собрались они там неслучайно. Была Пятидесятница, только ещё не христианская, а ветхозаветная. Этот день был 50 днём выхода евреев из Египта, когда Моисей получил скрижали с заповедями. Большинство апостолов были в Иерусалиме, что называется, не местными, но по завету Христа не могли уезжать из города. То, что обряд инициации апостолов Христа произошёл именно в этот день – глубоко символично. Именно так сформировалось триединство Отец-Сын-Дух, ставшее для любого христианина той самой Святой Троицей.

Нерабочий понедельник

До революции Духов день, следующий за Троицей, приходившейся на воскресение, был нерабочим днём. Патриархальное крестьянство считало, что в Духов день земля освящается, и поэтому особенно перекапывать её не нужно, на земле работать лучше уже завтра, на 3-й день Троицы. Вместо этого шли в храм, так как там могли испытать явление благодати Святого духа. Таким образом, это был нерабочий понедельник, в наше время представляющийся оксюмороном и это не могло не вызывать дополнительного уважения рабочего населения к христианскому празднику.

Цветы и цвета

Троица - невероятно красивый праздник. В этот день церкви по-особому украшаются. Прихожане приходят в храм с цветами. Интересно, что букеты цветов также несут в себе символику Троицы: белый цвет как символ Святого Духа, красный – символ крови Христа, голубой как символ Отца небесного. Зелёный цвет, который является доминантным на Троицу, символизирует собой жизнь и процветание.

Троица и семик

В России праздник Святой Троицы слился со славянским народным праздником семик, вобрав в себя много языческих обрядов, связанных, главным образом, с почитанием духов трав, деревьев и цветов. Поэтому на Троицу принято было украшать дома зеленью, водить хороводы вокруг березки.
В четверг перед Троицей пекли пироги, лепешки, курники, яичницы, лапшинники, варили похлебку из домашней птицы. Потом с этими кушаньями ходили в лес, расстилали скатерти под деревьями, ели и пили пиво. Выбирая ветвистую березу, молодежь разделялась на пары и завивала венки, не отламывая веток от дерева.В Троицын день опять шли в лес - развивать венки. Каждая пара, находя свой венок, судила о своем будущем счастье, которое зависело от того, увял венок или нет, поблек или еще зелен. Наложение традиций язычества и христианства делает Троицу особенным праздником.

Хождение в народ

Троица – праздник, который справляли всем миром. До революции Троица была днём «хождения царя в народ». Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Процессия входила в Успенский собор. Впереди шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. Начиналась праздничная служба. Женская часть двора на троицкой неделе приобщалась к народным традициям. Царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-хороводами. Для игр были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми - вероятно - «игрались» те же самые песни, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси.

Не о быте

По народной традиции на Святую Троицу нельзя заниматься никаким физическим трудом, за исключением некоторой работы по обслуживанию домашнего хозяйства. Можно кормить и поить домашних животных, скот и птицу. Однако чистить, расчесывать и убирать, то есть делать "грязную" работу нельзя.
Также нельзя шить, стирать, резать, стричься, убирать дом, копать землю, сажать растения. Ни в коем случае нельзя косить траву, рубить деревья. Троица - праздник особенный. В дни троицкой недели наша связь с горним миром необычайно тонка, об этом говорит и православие и дохристианская славянская традиция. Это время, когда нам даётся шанс. Для христиан - шанс благодати Святого духа.

Троица (Пятидесятница) (греч. Pentekoste) - величайший христианский праздник, празднуемый в 50-й день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы. В Православной Церкви великий двунадесятый праздник .

Название Пятидесятницы праздник получил потому, что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память дарования еврейскому народу Закона при горе Синай; он праздновался в 50-й день после Пасхи и приходился на окончание жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в храме.

Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель - Дух Святой - должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей. «Я умолю Отца, - говорит Господь апостолам, - и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, - Духа Истины... Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам... Он - Дух Истины... Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 14:16-17).

Этот день именуется Троицей потому что именно Сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего лица Пресвятой Троицы, и учение Иисуса Христа о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты. Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры. Событие Сошествия Святого Духа на апостолов считается началом Христианской Церкви.

Излияние Духа Святого на учеников

Именно в этот день, в 50-й день по Воскресении Иисуса Христа, все 12 апостолов собрались вместе. Готовясь к принятию Святого Духа после Вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120-ти человек) находились в Иерусалиме в так называемой «Сионской горнице».


Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю. Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им «Обетование Отца» и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49). Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-ый день после Его воскресения.

И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей вдруг сделался шум, «как бы от несущегося сильного ветра… и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные», которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу. Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. (Деяния апостолов, 2:1-47).


И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках. Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнем, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем.

Апостолы, исполнившись Духа Святого, начали прославлять Бога на разных языках, которых прежде не знали. Когда произошел шум, то многие из народа сбежались к дому, где были апостолы, и услышав, что они говорят на разных языках, с удивлением говорили друг другу: «Не все ли они галилеяне (т.е. евреи из места Галилеи, и знающие один еврейский язык)? Как же мы слышим их говорящими на разных языках?» А люди, не понимавшие иностранных языков, насмехались и говорили: «Они, должно быть, пьяны». Тогда апостол Петр встал на возвышенном месте и сказал собравшемуся народу: «Что вы удивляетесь нам? А иные еще говорят, что мы пьяные. Нет, мы не пьяны. Но мы получили Духа Святого. Вы знали Иисуса, посланного с неба. Он творил между вами великия чудеса, а вы убили Его, пригвоздив к кресту. Сей Иисус воскрес, вознесся на небо и послал на нас Духа Святого».


Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших. Слышавшие слова апостола умилились и сказали Петру и прочим апостолам: «Что же нам делать?» Петр сказал: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа, и вы также получите дар Святого Духа» . Многие, уверовавшие в Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах и крестились. Число их было около 3 000 человек.

Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой - этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!

История праздника Дня Святой Троицы

Празднование Дня Святой Троицы или Пятидесятницы, как и праздник Пасхи, уходит своими корнями еще в ветхозаветные времена. На 50-й день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта), у горы Синай, пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви.

Подобным образом День Святой Троицы связан с новозаветной Пасхой, потому что на 50-й день после своего воскресения из мертвых и на 10-й день после Вознесения к своему Небесному Отцу, Иисус Христос послал апостолам Утешителя - Духа Святого.

Сошествием Святого Духа всему человечеству был дан благодатный закон любви и утверждено новозаветное священство.

Сионская горница, в которой Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов, стала первым христианским храмом, а день сошествия Святого Духа стал днем основания на земле Новозаветной Церкви .

Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников или иереев) и диаконов.

Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо - в ее святых таинствах, через преемников-апостолов - пастырей Церкви - епископов и священников.

ДОГМАТ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ




Догмат о Пресвятой Троице - основной догмат христианства. Бог един по Существу и троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Вера в Пресвятую Троицу отличает христианство от других монотеистических религий: иудаизма и ислама.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом.

По учению свв. отцов, без веры в Троицу невозможно и само бытие Церкви , ибо «на ней основана Церковь, и кто от этой веры отпадает, тот не может быть и даже называться христианином». «Для Православной Церкви Пресвятая Троица - непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни, всякого духовного опыта».
Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения. На нем основывается учение о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т.д. Однако, по словам В. Н. Лосского, учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо... познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте - значит... войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы».

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

1. Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3. Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Никео-Цареградский Символ веры , составленный на Первом и Втором Вселенских соборах, и зафиксировавший догмат о Пресвятой Троице, занимает центральное место в богослужебной практике многих христианских церквей и является основой христианского вероучения.

Согласно ему:

  • Бог Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит
  • Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца
  • Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца

Все три Лица (Ипостаси, Личности) Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир, промышляет о нём и освящает его.

По учению церкви, Бог, единый в трех лицах, является бестелесным невидимый духом (Ин.4:24), живым (Иер.10; 1Фес.1:9), вечным (Пс.89:3; Исх.40:28; Рим.14:25), вездесущим (Пс.138:7-12; Деян.17:27) и всеблагим (Мф.19:17; Пс.24:8). Его невозможно видеть , поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир.

Православная церковь допускает только символическое изображение невидимой и непостижимой Троицы. Общепризнанной иконой Троицы служит образ русского иконописца Андрея Рублёва. На этом изображении подчёркивается равенство всех трёх Фигур и Их полное единство (почти зеркальное), притом, что лица Их и одежды на Них разные.

Икона Троицы Андрея Рублева

Празднование Дня святой Троицы

Праздник Пятидесятницы имеет один день предпразднства и шесть дней попразднства. Первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем , а второй, т. е. понедельник - во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем . Отдание Пятидесятницы совершается в следующую после праздника субботу.


В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, - должным посвящением Ему начатков весны.

Троица — это великий христианский праздник, который является переходящим (двунадесятым) праздником у православных верующих и отмечается на 50-й день после Пасхи, в воскресенье.

Другие его названия - День сошествия Святого Духа, День святой Троицы, Пятидесятница.

Свое первое название светлый праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса.

Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога и его единство.

После этого события апостолы получили благословения от самого Господа на строительство духовного храма.

Что означает Троица

В Библии сказано, что благодать, дарованная апостолам Святым Духом, снизошла на них именно в этот день.

Люди увидели третье лицо Бога — Святой Дух, и узнали, что единство Бога проявляется в трех лицах – Отец, Сын и Дух.

Можно сказать, что значение Троицы в том, что Бог людям открывается поэтапно, а не сразу.

В современном христианстве Троица означает то, что Отец, создавший все живое, послал людям Сына — Иисуса Христа, а затем и Духа Святого.

Для верующих людей значение Пресвятой Троицы сводится к восхвалению Бога во всех его ипостасях.

Этот день признан знаменательной датой, к которой причислено первое появление церкви на Земле.

История Троицы

Согласно книге Деяний апостолов, которая входит в Новый Завет, Святой Дух сошел на апостолов именно на 50-й день после Воскресения Христова. О том, что это произойдет, Иисус поведал своим ученикам ещё при жизни.

После воскресения Иисус Христос еще сорок дней был со Своими учениками, укрепляя их в вере, готовя к будущему служению. На сороковой день Иисус вознесся на небо, пообещав, что пошлёт Дух Божий, который сойдёт на учеников, давая им силу проповедовать Его учение.

Через десять дней после вознесения ученики Иисуса и его мать Мария собрались в Иерусалиме в Сионской горнице.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников. И начали говорить они на разных языках.

Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов.

Дух Божий сошел на учеников, и они получили особые дары - дар говорить на разных языках, дар целительства, дар проповедовать о делах Божьих.

После сошествия Святого Духа св. апостол Петр произнес свою первую проповедь, в которой сообщил и о славном событии, совершившемся в этот день. Обращение апостола было кратким и простым, после него многие иудеи покаялись, уверовали и крестились.

А в IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне.

Сам праздник Святой Троицы в воспоминание великого события сошествия Святого Духа был установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа ученики Христа начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16).

На следующий день после Троицы отмечается Духов день, который посвящен прославлению Святого Духа.

Этот день посвящается воспоминанию и прославлению сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Дата праздника переходящая, но всегда она выпадает на понедельник.

Традиции празднования Троицы

В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году.

Накануне, в субботу вечером (Троицкая родительская суббота) служится праздничное всенощное бдение.

На утрене служится полиелей и читается Евангелие от Иоанна, 65-е зачало; на утрени поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.

В сам праздник служится праздничная литургия.

После литургии служится девятый час и великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, во время вечерни трижды молящиеся во главе со священником совершают коленопреклонение - встают на колени, а священник читает семь молитв о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых») - этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

По народному календарю Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками.

По русской традиции, пол храма (и домов верующих) в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются березовыми ветвями, а цвет облачений - зеленый, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа (в других православных Церквах употребляются также облачения белого и золотого цветов).

В народе же перед Троицей принято было убирать жилище, а после этого украшать его зеленой травой и полевыми цветами.

Смысл этого обычая в том, что молодые растения обязательно принесут семье благополучие, процветание и хороший урожай.

Прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев для освящения, дома украшались березками.

Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.

Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную).

Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.

Ближе к вечеру народ собирался на массовые гуляния с играми и песнями. Также в этот день организовывались ярмарки.

Троицкие празднества включали в себя и поминовение умерших. Они проводились в Троицкую субботу, предшествующую дню святой Троицы и считавшуюся у русских главным весенним поминальным днем, и в Духов день. Поминая предков в дни возрождения природы, люди надеялись на их помощь, защиту, доказывали, что для умерших нет забвения.

Славянские обычаи на Троицу — березовый праздник

Воскресенье проводили в лесу, где росли березки.

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой.

Семик — весенний народный праздник, отмечавшийся в четверг на седьмой неделе после Пасхи. Неделя, на которую он приходился, называлась семицкой (семиковой) неделей и заканчивалась Троицей.

Семик считается древним языческим праздником — одним из тех, что играли важную роль в весеннем периоде жизни людей.

Во многих деревнях в дни Семицкой недели перед Троицей исполнялись чисто девичьи обряды, которые символизировали готовность девушек к браку.

Ведь расцвет природы весной рассматривался, как женское начало, и ассоциировался с девушками, достигшими брачного возраста.

Завить березку (завивание березы) - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем. Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления.

Завивание березки - один из главных обрядов Семика, суть которых состояла в чествовании возрождающейся после зимы природы.

В деревнях центральной и южной части Европейской России, а также в Сибири культ растительности принял особенно яркие формы. Основой обрядности здесь стало завивание березки, начальный этап которого приходился на Семик, а окончание - на Троицу.

Обряд совершали девушки, которые втайне от мужского населения деревни отправлялись в четверг семицкой недели в лес, на берег реки или к ржаному полю для выбора ритуального дерева.

Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые;
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные;
Не вам пироги несут,
Лепешки, яичницы,
Ио, ио, Семик да Троица.
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут…

Выбрав березу с плакучими ветвями, девушки начинали завивать их, т. е. скручивать ветви друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле и там закреплять колышками, связывать несколько веток ленточками и т.п.

После этого вокруг березы водили хороводы:

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красные пришли,
Пирога принесли
Со яичницей.

Затем под ней устраивали пиршество, основными блюдами которого были яйца, яичница, лепешки, пироги, пиво.

На Троицу девушки отправлялись в лес развивать березку. Они расплетали ветки, развязывали ленты, а затем опять устраивали праздничную трапезу с яичницей и лепешками, водили хороводы, пели песни.

Кумление - один из обрядов Семика-Троицы, который исполняли девушки брачного возраста. Он проводился, как правило, в день завивания березки.

Наиболее распространенным был вариант, когда девушки две близкие подруги - подходили с двух сторон к завитому на березе венку, троекратно целовались через него, говорили друг другу: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться». Затем обменивались нательными крестиками и небольшими подарками.

Кумление могло происходить и несколько иначе. Желающие покумиться девушки заплетали две «мотушки» - косы из ветвей березы и ленточки, приговаривая: «Кукушка, кукушка, сбереги мою мотушку», а затем обменивались крашеными яйцами, лепешками.

Покумившиеся девушки называли друг друга кумой, кумочкой, гуляли вместе по деревне, не ссорились, поверяли секреты, шептали друг другу разные пожелания, дарили друг другу подарки.

Русские крестьяне считали, что покумившиеся девушки вступали в своего рода духовное родство, аналогичное тому, которое возникает между людьми, крестившими в церкви одного ребенка.

Через неделю, обычно в воскресенье, следовавшее за Троицей, девушки снова отправлялись на место кумления. Там они под песню «Я в лес пойду, я венок разовью, раскумися, кума, разбранися, душа» развивали венки, расплетали «мотушки», возвращали друг другу подарки. Это означало, что узы, связавшие покумившихся девушек, распадались.

Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы.

Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.

После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку.

Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех самая красивая из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни.

На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В некоторых областях в троицкое воскресенье березу выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит».

На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

В сам праздник принято было ходить друг к другу в гости, чтобы поздравить и одарить подарками.

В обычай также вошел запрет на купание в открытых водоемах из-за русалок, которые там жили.

Считалось, что они могут заманить к себе в воду и там защекотать до смерти.

Троицкое гадание на венках

Гадание на троицких венках было одним из самых популярных у славян.

Венки на Троицу делали, конечно же, из березовых веток, вплетая туда полевые цветы и украшая лентами.

В Троицкое воскресенье девушки расставались с венком, сплетенным в Семик.

Бросали его на воду и громко спрашивали, суждено ли выйти замуж в этом году, а затем наблюдали.

Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, и вообще, к неприятностям. Но еще худшим знаком считалось, если венок расплетется в воде и вытянется в цепочку.

Если венок вертится на одном месте – означает семейные ссоры и то, что свадьба неожиданно расстроится.

Если венок остается на одном месте, никуда не уплывая, – замужество будет не скорое.

Если венок быстро плывет – хороший знак, а если уплыл дальше всех и почти скрылся из глаз – означает крупное везение.

Но самым лучшим знаком считается, если венок, проплыв какое-то расстояние, пристал к берегу – это означает и удачное замужество, и счастье в браке.

Пословицы, поговорки и приметы на Троицу

Бог любит Троицу.

Без Троицы дом не строится.

Троица перстов крест кладет.

Троица три дня строится.

Троица Троицей, а трех свечей на стол не ставят.

Троица – граница между весной и летом.

На Троицу дождь – много грибов.

На Троицу дождь – к теплой погоде.

Если на Троицын день идет дождь, то в продолжение лета будет много.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

Троица тремя праздниками богата – цветами, травами и румяным летом.

На Троицу каждая веточка – помощник и лекарь.

На Троицу не купаются – русалки лютуют, на дно заманивают.

Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок - то будя женишок.

Если парень девушку на Троицу под березой поцелует, быть девице его женой.

Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

Святая Троица - богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности . Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

В Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» - «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в , где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в : “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на “Правмире”:

В этом году православная церковь отмечает праздник Троицы 27 мая. В жизнь верующих — это один из значимых праздников в календаре, когда стоит пойти в церковь, обратится молитвой к Всевышнему, пересмотреть свои поступки и покаяться. Историю и суть Троицы необходимо понимать каждой православной семье, чтобы передавать эти знания своим потомкам.

Троица праздник что означает, суть, история, значение в православии: история возникновения праздника

День Святой Троицы является одним из важнейших праздников в христианстве. Он выпадает на пятидесятый день после Пасхи. Следовательно, каждый год, как и Светлое Воскресение, дата празднования Троицы отличается от предыдущей.

Как известно, каждому верующему из Святого Писания на 40 день после чудесного Воскресения произошло вознесение духа Иисуса Христа на небо, а на десятый день после этого события на его апостолов снизошел Святой Дух. Праздник Святой Троицы происходит ровно через семь недель после Пасхи.

Святое писание повествует о чуде, которое произошло с апостолами Иисуса Христа. В тот день все ученики Спасителя вместе с Богородицей Марией собрались в одном доме в Иерусалиме. В городе было много представителей еврейского народа из разных стран, которые собрались по случаю праздника Пятидесятница, который посвящен дню, когда иудеям было дарованы Торы на горе Синай при исходе из Египта.

Внезапно апостолы услышали сильный шум, напоминающий ветер и идущий прямо с неба. В комнате появились языки пламени, которые замерли над каждым из верных учеников Христа. Апостолы наполнились Духом Святым и обрели неведомые ранее знания языков мира, чтобы прославлять имя и дела Спасителя для разных народов.

По еврейскому счету времени произошло это чудо в три часа дня, для верующих нашей страны на часах было десять утра.

Когда гости города услышали необыкновенный шум, то с любопытством собрались у дома с апостолами. Многие евреи из других стран были поражены услышать речь на своем родном языке. Кто-то из толпы предположил, что вышедшие из дома ученики Иисуса не трезвы. Тогда апостол Петр поведал собравшимся, что сбылось предсказание пророка Иоиля и на них снизошел Дух Святой, чтобы нести слово Божье и прославлять Иисуса Христа.

Слова проповедей просветленных апостолов на разных языках мира так взволновали слушавших, что многие приняли веру и приняли крещение. Около трех тысяч человек в тот день стали частью Церкви Христовой.

Троица праздник что означает, суть, история, значение в православии: значение этого дня для верующих

Когда Дух Святой снизошел на апостолов, это подтвердило им тройственность Бога, о которой проповедовал Иисус Христос своим ученикам при жизни. Суть Троицы лежит в понятии, что Бог един в трех своих проявлениях: Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе. Каждый верующий знает, что все молитвы заканчиваются словами "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа."

Языки пламени, которые освятили верных последователей учения Иисуса несут свой особый смысл. По словам Иоанна Златоуста "огонь служит знаком обилия и силы". Сила огня способна опалять грешные дела, очищать мысли и сознание, согревать и освящать души пришедших к вере людей.

Языки пламени и огонь можно интерпретировать как источник света и тепла, уничтожение всего плохого и очищение места для нового.

День схождения Духа Святого на апостолов считается началом образования Новозаветной апостольской церкви.

Троица праздник что означает, суть, история, значение в православии: отображение в иконописи

Привычный сюжет на иконе, который известен верующим как Троица, отображает другую историю из Писания. В 18-й главе книги Бытия описывается встреча праотца Авраама с тремя ангелами, которые были приглашены в дом и за столом поведали ему и его жене Сарре о чудесном рождении сына Исаака и том, что от Авраама произойдет "народ великий и сильный".

Три ангела, которые по мнению многих христиан и являются прообразом пресвятой и единосущной Троицы, изображены за трапезой за столом в доме Авраама.

Икона, которая передает суть приближающегося праздника, имеет другой сюжет. Иконописцы изображают апостолов, а в верхней части иконы — лучи света и пламени, которые опускаются на головы учеников Спасителя. Икона с такими символами называется "Сошествие Святого Духа."

Праздник Троицы очень почитаем церковью и истинно верующими людьми. В этот день дома украшаются зелеными веточками деревьев и цветами, как символом жизни и цветущих плодов добродетелей, а так же в память в той роще, где Авраам встретил трех ангелов. В церкви после воскресной литургии традиционно совершается вечерня с чтением коленноприклонных молитв о даровании верующим Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия.