» »

Как сделать вашу речь красивой и привлекательной! Правильная речь – залог успешного общения

17.10.2019

Начать, пожалуй, стоит с универсальных советов, которые подойдут как начинающим, так и тем, кто взобрался на средний уровень.

Сделайте хорошей традицией запись собственной речи, возможно, на первых порах это занятие будет казаться бесполезным и бессмысленным, однако именно благодаря ему вы сможете вычленить тот массив ошибок, которые допускаете в произношении.

Диалоги должны быть прочитаны вслух. Мы не беремся оспаривать тот факт, что чтение и говорение не стоят на одной функциональной языковой ступени, но и от него можно получить эффект.

Систематическое чтение вслух - это своеобразный тренажер речевого аппарата. В английском языке часто задействуются те мышцы, которые практически не участвуют в формировании русских звуков, а значит, они требуют тренировки, активной и постоянной. Специалисты рекомендуют посвящать таким упражнениям не менее 10 минут, при этом тренировки должны проходить ежедневно.

Для успешной практики на просторах всемирной сети найдите диалоги с текстовой расшифровкой, которые в идеале можно предварительно прослушать в записи.

В качестве оппонента возьмите такого же страдальца, грызущего языковой английский гранит. Совет: вместо диалогов можно использовать комиксы.


Вам никто не запрещает петь или читать стихи, первое пользуется большей популярностью. Любимая мелодия и возможность выполнения упражнения в любом месте (в машине или душе) создает положительный настрой, а значит, рано или поздно, даст свои результаты.

У вышеописанного метода есть существенное преимущество - большинство песен - это активный живой словарь, фразы которого используются в разговорной речи. Вот и начинайте с «We Will Rock You» или «We are the champions».


Проводите массу времени на YouTube, просматривая веселые ролики? Постарайтесь делать то же самое, только на английском языке. Прослушав пару предложений, жмите на паузу и повторяйте, повторяйте, повторяйте. В качестве источника рекомендуются короткие веселые ролики, длинные слишком сложны для восприятия и концентрации внимания.

Не бойтесь своих ошибок и работайте над ними целенаправленно. В разговорной речи существует целый ряд ошибок, которые присущи русскоговорящему населению, ознакомьтесь с ними и устройте направленную тренировку для их ликвидации. В этом помогают скороговорки на основе одного-двух звуков.

Немало шума вокруг двух вариантов английского. Те, кто только берется за изучение, нередко задается вопросом, какой вариант выбрать, поймут ли меня в США, если я буду использовать британскую версию? Конечно, поймут! Важно уяснить, что «правильного» английского не существует (хотя каноническим и считается английский Оксфорда и Кембриджа), многообразие диалектов и широкая распространенность языка дают вам небольшую вольность в фонетическом и лексическом плане. Главное условие - выбрать для себя один вариант и следовать ему.

Чтение, как способ развития речи


С самого детства нам твердят, что чтение - это залог богатой речи и грамотности. Так ли это на самом деле? Если речь идет об английском языке, то чтение, несомненно, играет достаточно важную роль, однако оно должно быть правильным, в противном случае вы научитесь быстро читать, но так и не начнете говорить.


Предлагаем вам способы совершенствования речи с помощью чтения:

  1. Предугадывание. Вот у вас в руках интересная книга или статья, прочитав часть, постарайтесь предугадать, чем она закончится. Свои мысли, сгенерированные интуицией, озвучьте.
  2. Если вы читаете вслух литературное произведение (не диалог) наделяйте героев различными интонациями, «играйте» голосом. Пусть чтение превратится для вас в театр.
  3. Да и пересказ прочитанного никто не отменял. Специалисты рекомендуют рассказывать содержание сначала от лица одного героя, затем другого. Это станет отличной тренировкой использования различных грамматических форм. Еще один совет - используйте не только хорошо знакомую вам лексику, но и ту, которая впервые встретилась в прочитанном тексте.
  4. Старайтесь выбирать тексты, которые укомплектованы различными упражнениями, особенно ценными будут предлагающие ответы на вопросы. К данному пункту будет актуален предыдущий совет - лексика должна быть разнообразной и хотя бы наполовину состоять из новых слов.
  5. Если вы изучаете иностранный язык не в гордом одиночестве и у вас есть компания хотя бы из двух человек, разыграйте сценку, используя диалоги. Кроме того, вы можете придумать свою концовку диалогу, которая пойдет вразрез предлагаемой автором. Это отличный способ немного развлечься и пообщаться.

Skype - на связи со всем миром улучшаем речь


Для тех, кто уже преодолел страх живого общения, предлагаем отправиться в Skype.

Скайп, как способ тренировки разговорной речи, можно использовать в двух направлениях - найти преподавателя, который за определенную сумму будет погружать вас в языковые недра или же выудить себе native speaker, с которым можно поболтать на досуге. Относительно последних существует несколько правил:

  1. В большинстве своем это люди, которые вряд ли захотят тратить свое время на растолкование грамматических правил в том или ином случае, особенно если они не увлечены изучением вашего родного языка.
  2. Определите, какую форму языка вы хотите освоить. Если во сне вы видите себя интеллигентным жителем Лондона, прогуливающимся по Бейкер Стрит, вряд ли задорный парень из Техаса вам сможет помочь.
  3. Учитывайте разницу в часовых поясах и смотрите на вещи реально.
  4. В своем письме обязательно опишите круг своих интересов (жизненных, профессиональных). Это поможет сразу определить точки соприкосновения и обоюдно интересные темы для дискуссии.
ОК, вы «выловили» себе нейтива, как и о чем с ним говорить. Сразу отметим, что темы о погоде, семье и месте жительства очень быстро себя исчерпывают и относятся к категории не самых интересных, хотя и необходимых для знакомства.

Перед созвоном обязательно подготовьте перечень вопросов, которые вы зададите своему собеседнику, это позволит исключить досадные паузы и неприятное «mmm...».

Не ждите от собеседника развернутых ответов о грамматике или исправления ошибок вашей речи. Многие (в силу своего воспитания или лени) общаются по принципу «понял и хорошо». К слову, этот момент стоит оговорить заранее.

Темы для общения:

  1. Культура. Здесь нельзя задавать вопрос «Расскажите о своей культуре», ограничьте хотя бы чем-то такую обширную тему, например, спросите «У вас невесту на свадьбе воруют?».
  2. Работа и коллеги. «Как проходит ваш рабочий день» заменяем на что-то более интересное, например, «Как вы празднуете день рождения коллеги», «Ваш босс - зануда»?
  3. Быт, образование, здравоохранение. «Как вызвать скорую и сколько это стоит»?
Это лишь скромный перечень, который должен показать вам вектор выбора вопросов для общения в Skype. В общей сложности, для совершенствования речи нет необходимости лететь за океан, хотя этот способ и считается наиболее эффективным.

Подробнее о методах улучшения разговорной речи смотрите в этом видео:

Разве не приятно слушать дикторов радио или ведущих телевизионных шоу, у которых яркая правильная речь? Оказывается, стать таким же оратором может каждый, кто готов усердно работать над своим звучанием. Для красивого рассказа придется выучить правила языка, на котором происходит общение. Но одних только прописных истин о грамматике, лексике, фразеологии будет мало. Чего еще не хватает правильной речи? Как сделать так, чтоб она улучшилась?

Тренировать речевое дыхание

Хорошее речевое (фонационное) дыхание - залог правильной расстановки пауз в рассказе, оптимальной длительности проговариваемых фраз. Тренировки мышц груди и живота повышают выносливость, заряжают бодростью и даже положительно влияют на вокальные данные. Одно из наиболее эффективных упражнений этой методики делается в таком порядке:

  1. принять удобную позу лежа;
  2. расслабить все мышцы, сконцентрироваться на своем дыхании;
  3. постараться сделать вдох так, чтобы грудная клетка не вздымалась — перейти на брюшной тип дыхания;
  4. медленно выдохнуть;
  5. повторять действия до тех пор, пока не появится ощущение, что дышать “животом” (а не диафрагмой) стало легче.

“Настроить” громкость

Оратор, выступающий с трибуны, говорит громко, гулко. При повседневном общении звучание другое — более ровное, спокойное. Если поменять ситуации местами, получится нелепость. Тихого ритора никто не услышит. Слушатель, на которого вдруг начали резко повышать тон, скорее всего не поймет такой перемены и обидится.

В обычном разговоре с друзьями, коллегами, близкими используется более мягкий тон, без преувеличения эмоций. Рассказ со сцены, наоборот, звучит немного театрально, звонко. Как тренировать ораторский голос:

  • читать прозу или драмы в голос, стараясь преподнести кульминационные моменты максимально ярко, звучно;
  • начинать говорить длинную фразу почти шепотом, а заканчивать практически криком и наоборот;
  • пытаться отображать громкость услышанных звуков;
  • экспериментировать с тембром, пародировать голоса известных людей.

Правильное дыхание, описанное в первом совете, тоже хорошо помогает в постановке громкости звучания.

Следить за темпом речи

Спикер вышел на сцену. Он одет в чистый аккуратный костюм. На его лице читается готовность побуждать к действиям, решительность. Походка уверенная. Зал затаивает дыхание. Остановившись у микрофона, выступающий приветствует аудиторию. Все идет по плану, ничто не должно помешать успеху.

Но срывает весь процесс одна непродуманная деталь .

Нет, это не проблемы в тексте речи, не резкая поломка микрофона. Диктор вдруг начинает говорить, как пятиклассник, не любящий декламировать стихи. Он тараторит, “заглатывает” окончания слов, часто оговаривается. Возникает ощущение, будто бы он пытается поскорее отделаться от публики. И залу это не нравится. Слушатели даже не понимают, о чем идет речь. Оратор же упрямо не замечает проблемы

На самом деле все просто. Выступление — это стресс. Когда человек нервничает, в его организме все процессы моментально ускоряются. Темп речи — не исключение. Как справиться:

  • за 10 минут до выхода на сцену начать говорить очень медленно, растягивать фразы;
  • заниматься артикуляционной гимнастикой — она поможет четко проговаривать каждое слово даже в стрессовой обстановке;
  • во время выступления задать вопрос человеку из зала, настроиться на темп его ответа, а лучше — на еще более медленный;
  • дома озвучить рассказ, используя секундомер и подсчитывая, сколько времени занимает воспроизведение каждого блока. На мероприятие взять секундомер или таймер с собой, чтобы сверяться с ним.

В быту играет роль еще и темперамент собеседника. Меланхолики, флегматики любят неспешные, долгие беседы. Холерики, сангвиники предпочитают узнавать все как можно быстрее. Уловив и переняв манеру разговора у знакомого, можно лучше донести до него информацию.

Работать с интонацией

Полностью нейтральный тон приемлем только в научном докладе. В остальных ситуациях передача эмоций улучшает рассказ.

Правильная смена интонации обеспечивает плавный переход между смысловыми блоками речи, создает впечатляющий эффект контраста, неожиданности. Живость звучания воздействует на зрителей лучше, чем самые достоверные факты или аргументы. Для тренировки интонационного фона, как и для голоса, подойдет декламация произведений.

Улучшать дикцию

“Зажеванные”, “проглоченные”, исковерканные звуки не украсят ни общественного спикера, ни простого рассказчика. Хорошей дикции можно достичь несколькими способами:

  • проговаривать скороговорки, практиковать распевки, пение частушек;
  • произносить сложные связки согласных звуков (дбди-дбде-дбда, рж-рш-шр-жр, скрпо-скпро);
  • заниматься гимнастикой речевого аппарата;
  • изучать словари для выявления правильных ударений в словах;
  • читать тексты вслух с винной пробкой, шариком или камнем, зажатым между передними зубами.

Можно использовать эти методы по отдельности, но в комплексе они возымеют гораздо больший эффект.

Очистить язык

  • вульгаризмов, грубостей, тем более — нецензурной лексики;
  • заимствованных лексем там, где можно использовать родной язык;
  • бесцельных тавтологий — повторов одних и тех же слов или словосочетаний;
  • неуместных терминов, жаргонизмов, профессионализмов, сленга;
  • инверсии — неправильного порядка слов.

Выждать полторы секунды перед ответом

Это простое правило решает сразу несколько проблем. Оно позволяет убедиться в том, что собеседник закончил свою реплику, а значит — не будет перебит ответом. Вежливость, знание правил этикета — так же важны, как и дикция или грамотность.

В то же время секундная заминка дает возможность собраться с мыслями, начать новую фразу четко, организовано, ясно. Мозгу хватит всего полторы секунды, чтобы начать выстраивать логические цепочки. У мгновенного ответа такого преимущества нет. Эта пауза не будет слишком длинной, а для собеседника, вполне возможно, что и вовсе останется незаметной.

Попросить помощи

Порой самостоятельно справиться с задачей кажется непосильным заданием. Просить о помощи в таких случаях — нормально. К кому же обратиться?

К знакомым. Можно попросить близких прислушаться к повседневным разговорам или тексту выступления и указать на ошибки. Дефекты речи, ее скудность, частые повторы, отход от основной темы, недостаточно отточенное чувство юмора — вот что могут выявить друзья или родные.

К специалистам. Курсы ораторства, культуры речи, дикции помогут развить навыки общения. Кроме того, красиво заговорить позволят посещения:

  • коучей по личностному развитию (уверенный человек говорит соответствующе);
  • логопеда;
  • невропатолога (прописывает препараты для улучшения мозговой деятельности, кровообращения);
  • психолога или психотерапевта (как в примере с коучем, только все на более глубоком уровне).

К интернету. Если не хочется платить за успех, можно попробовать вариант с ютуб-каналами. Здесь соберется большое количество блогеров, которые делятся своими “рецептами” по улучшению разговорных навыков. Однако есть минус — в речи этих “специалистов” порой проскакивают серьезные ошибки. Поэтому лучше будет найти сайт признанного эксперта и поискать видео в его блоге. Иногда на таких площадках бесплатно проводятся онлайн-вебинары.

Помочь может и хороший диктофон. Достаточно будет записать свою декламацию, а затем внимательно прослушать ее, выявляя ошибки, а затем старательно их прорабатывая.

Правильная речь не ставится за считанные минуты. Чтобы овладеть искусством общения, придется заниматься прилежно и ежедневно. Однако вслед за потраченным временем и усилиями придет достойное вознаграждение. Окружающие будут слушать истории оратора, жадно “заглатывая” каждое слово. Ускорится ход мыслей. Люди начнут чаще прислушиваться к советам или предложениям. Укрепится хорошая репутация. Грамотное звучание — надежный атрибут успеха.

Умение хорошо говорить дано не каждому. Но это не проблема — научиться можно всему, имея желание.

Ораторское мастерство ведет человека к успеху. Не надо быть диктором, тамадой, экскурсоводом, профессором, чтобы применять свое умение. Если индивидуум умеет четко выражать свои мысли, то окружающие люди формируют положительное мнение о нем. Как правило — такие собеседники не устраивают споры, четко доносят свои мысли к окружающим, убеждая их в своей правоте, благодаря уместным аргументам.

Как научиться красиво и грамотно говорить и излагать свои мысли: 10 лучших советов и правил

Правильная, четкая речь со сменой интонаций — это хорошая практика расположить к себе оппонентов. Если обладать таким искусством, то можно не только хорошо продвинуть свой бизнес, а и достичь больших высот в политической деятельности.

Хорошо, когда начиная с младшего возраста, родители дают уроки развития речи, учат своих малышей правильно произносить слова своим примером. Если в детстве не было такого шанса, не стоит расстраиваться можно учиться ораторскому мастерству самостоятельно. Главное, выполнять следующие советы:

  • Читайте литературу, пополняйте свой словарный запас. Именно с этого необходимо начинать подготовку к выступлениям на публике. Не помешает подучить и словарь синонимов. Не эстетично употреблять одинаковые выражения очень часто в тексте своей речи. Желательно их заменять похожими по смыслу фразами.
  • Для подготовки выступления старайтесь подбирать примеры схожих по смыслу лекций. Обратите внимание на TED. Здесь вы сможете найти себе понравившихся ораторов. Оценивайте их выступления, старайтесь замечать мелочи. Анализируйте жестикуляцию оппонентов.
  • Учитесь самостоятельно составлять тексты. Перед зеркалом проводите репетиции, излагайте эти рассказы. Для тренировки воображения, логики составляйте маленькие рассказы из заданных слов.
  • Запишите свою речь на видео или диктофон. Прослушайте, что у вас получилось. Исправьте ошибки дикции и произношения слов, недочеты в тексте.
  • Выразительность, образность речи тренируют при чтении стихов. Причем такие произведения лучше учить наизусть. Это прекрасно помогает передать эмоции, мысли в той или иной речи, выделить главное.
  • Регулируйте свой темп речи. Слишком быстрые изречения, не все оппоненты понимают. Если вы будите волноваться, то ваше выступление будет провалено. Также контролируйте тембр голоса. Дрожание, громко произносимые фразы, могут раздражать слушателя и не совсем правильно им восприниматься.
  • Неуместная мимика, слишком широкие жесты воспринимаются слушателями, как минимум странно. Поэтому тренируйтесь заранее перед зеркалом. А на публике, контролируйте свои телодвижения.
  • Самый главный приоритет в данном деле занимает дикция. Все дефекты речи можно устранить упорным трудом и упражнениями. Логопеды справляются даже с самыми запущенными случаями.


ВАЖНО : В общем, процесс улучшения своего профессионализма в ораторском искусстве состоит из трех основных составляющих: четкого произношения словосочетаний, увеличения запаса слов, работы над речевыми ошибками, исправлениями их.

Как работать над своей речью: упражнения

Жаль, что иногда встречаются случаи, когда у индивидуума огромный словарный запас и есть умение вести себя перед публикой, но нет чистоты речи. Точнее, оратор глотает буквы и не произносит их членораздельно или же того хуже неверно произносит звуки и т.п. В таких случаях ему необходимо обратиться к врачу-логопеду, который назначит ряд упражнений. И особа благодаря упорству сможет достичь хорошего результата. Ведь никто не будет слушать ведущего радиостанции, который не может верно произносить половину букв алфавита.

Во время разговора на публике ваше дыхание должно быть правильным, тогда не будет незаконченных фраз либо затянувшихся пауз. Это сильно искажает произносимые фразы. Другими словами, чтобы не заикаться дышите специальным образом. Экономно расходуйте воздух, вовремя вдыхайте кислород. Для этого рекомендованы тренировки, надо научиться дышать с помощью диафрагмы.

  • Полезное упражнение учиться говорить тексты на выдохе . Для этого вначале разбейте выражения на небольшие фразы, произносите их на выдохе. Далее делайте небольшой вдох и говорите следующую часть фразы. На следующем выдохе говорите предложение целиком, не разбивая на фразы. Тренируйтесь при этом дышать спокойно без резких вдохов. Такие тренировки позволят уравновесить ваше дыхание и речь ваша будет ровной.
  • Тренируйте свою речь путем произношения слов в разном темпе. Делайте это быстро, а потом медленно, четко, обращая внимание на то, как вы говорите. В этом вам поможет зеркало.
  • Произносите скороговорки, следите, чтобы все звуки были четкими без ошибок. Если не получается с первого раза, то пробуйте проговаривать их до тех пор, пока не выйдет.
  • Потом делайте акценты на разные согласные звуки. Произносите с акцентом вначале на одни согласные, потом на другие.
  • Учитесь говорить с орешками во рту так, чтобы получалось как-будто вам ничего не мешает. Делайте это упражнение с осторожностью, чтобы не подавиться.


После вышеперечисленных упражнений нужна практика правильного произношения словосочетаний. Ее проводят следующим образом:

  1. Запишите на диктофоне вашу речь.
  2. Прослушайте ее, критично оцените качество.
  3. Пусть оценят ваш доклад другие и укажут на ошибки.
  4. Без обид сопоставьте все мнения, выделите недочеты, исправьте их.


Обратите внимание, какие ошибки бывают чаще всего в произношении фраз:

  1. Неверное произношение: е, и, а, о, я, ю и т.п. (гласных безударных звуков).
  2. Пропуск некоторых согласных.
  3. «Съедание» гласных.
  4. Неверное употребление согласных (не в той очередности).
  5. Неправильное произношение: с, ш, щ, з, ж, ц.
  6. Нечеткое произношение мягких согласных.


Специалист-логопед сразу же укажет на все недочеты речи оратора. Подскажет, как можно исправить ошибки. Не надо стесняться обращаться к ним в случае надобности. Иногда самостоятельно справиться с проблемой невозможно при всем желании.

Видео: Как красиво говорить на русском языке?

Механизм формирования речи у ребенка запускается с самого первого дня жизни. Чтобы этот процесс протекал быстро и гладко, нам, взрослым, необходимо стать самыми активными его участниками. Это долгосрочное вложение наших сил и эмоций окупится с лихвой уже через три-четыре года, когда мы получим интересного собеседника со своим нестандартным мышлением и суждениями. Развитие речи у детей — это ежедневная работа малыша и родителей. Давайте рассмотрим этапы развития речи у ребенка.

С чего же начать? Родители являются речевым образцом для ребенка. Вот почему так важно тщательно следить не только за тем, что вы говорите, но и как вы говорите. С самых первых дней стимулируйте речь малыша: говорите с ребенком как можно больше — произносите слова четко, медленно, но эмоционально. Озвучивайте все, что вы делаете, при этом старайтесь не ограничиваться только бытовой речью. Читайте потешки, стихотворения — все то, что ритмично и хорошо ложится на слух. Вместе рассматривайте, точнее, изучайте картинки в полюбившейся малышу книжке, задавайте вопросы. Сначала он будет только показывать то, что вы просите, а затем и пытаться повторить за вами. Играйте вместе с ребенком в игрушки, в театр. Давайте ему образец выстраивания диалогов, ситуаций, и постепенно ребенок ответит вам, а затем и сам будет придумывать условия игры.

Речь — это сама жизнь, поэтому не замыкайте обучение в рамках печатной продукции и интерактивных игрушек . Окружающий мир, природа вдохновят вашего малыша на новые словесные открытия, разовьют фантазию и пробудят воображение. На прогулках старайтесь обращать внимание на такие детали, как свернувшийся сухой лист, похожий на трубочку, который может стать подзорной трубой или капельку росы, которая вполне может стать самым настоящим морем для муравьев. Летом стройте замки из песка с извилистыми ходами, запускайте совместно бумажные самолеты, выкладывайте на песке рисунки из природного материала. Осенью собирайте букеты листьев (заодно выучите названия деревьев, оттенки цветов), желуди, семена клена, которые потом пойдут на поделки. Зимой лепите снеговиков и раскрашивайте их красками, принесите домой сосульку — пусть она растает в тазике. Весной пускайте кораблики в ручьях, покажите малышу капель, прислушайтесь к чириканью воробьев. Все эти действия укладываются в режимные моменты ребенка и не требуют специальных затрат. Но вот если упустить время, предоставить малыша самому себе, то ближе к школе придется наверстывать упущенное семимильными шагами и то, что так естественно закладывалось в детстве, придется впихивать большими порциями. А от такого информационного переедания, сами знаете, что бывает: усталость, нервозность, нежелание учиться.

К сожалению, далеко не у каждого родителя есть время и возможность заниматься со своим ребенком системно. На помощь могут придти специалисты-педагоги, — в том числе детские логопеды в детских развивающих центрах. Чаще всего программы в них направлены на то, чтобы ребенок развивался гармонично, получая и усваивая информацию в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Как продолжить обучение ребенка

Что же происходит дальше? А дальше мы учим ребенка пользоваться тем, что он накопил, то есть правильно и складно выражать свои мысли — объяснять, доказывать, выстраивать логику повествования и сочинять. Это уже более сложный процесс, выходящий за рамки бытовой речи и имеющий отношение к словесному творчеству. Здесь берут свои истоки будущие сочинения.

Начнем данный этап с азов — умения составить небольшой рассказ о любом живом и неживом объекте или предмете. В будущем подобного рода информация пригодится вашему первокласснику для подготовки докладов: ведь очень часто именно неумение правильно распорядиться большим объемом информации приводит к тому, что ребенок затрудняется начать повествование, составить рассказ по картинке. Этот процесс сравним с вопросом из взрослой жизни: "Как дела?", когда можно долго и разнообразно говорить на предложенную тему, но большинство ограничивается ответом: "Нормально". Воспользуемся схемами — этими универсальными картами, которые являются четкими пошаговыми инструкциями и не дают сбиться с верного пути словотворчества, в тоже время, избавляя от повторов и запинок в речи.

Что же представляет собой схема рассказа?
Кто → К какой группе относится → Описание → Где живет → Чем питается → Какую пользу приносит → Особенности

Например, вот какой рассказ о собаке можно составить по данной схеме:

"Собака — это домашнее животное. Внешний облик собаки зависит от породы. Таксы — маленькие, с длинным телом, вытянутой мордой и длинным хвостом. Лапы у них короткие. Эти собаки предназначены для охоты на лис в узких норах. Боксеры имеют приплюснутую морду, широкую грудь, крепкие лапы — это бойцовская порода. В деревнях собаки живут на улице в конуре. В городах собак держат в квартирах. Они питаются мясом, специальным кормом. Издавна собака была другом и незаменимым помощником человека. Она помогала ему сторожить дом, пасти овец, охотиться на волков, лис, птиц, спасала человека и на воде, и в горах. Есть специальные собаки-поводыри для слепых".

Подобная схема действует и для неживых предметов.
Что → К какой группе относится → Части → Из чего сделан → Для чего нужен

После того, как ребенок научился составлять рассказы-описания, можно переходить к следующему этапу — обучению составления рассказов по серии картинок. Здесь важно умение выстроить логическую цепочку: разложить картинки в правильном порядке, ведь все наши действия в обычной жизни совершаются по неким схемам.

Важно донести до ребенка, что картинки и происходящие на них события — это не абстрактные истории, а то, что окружает малыша в повседневной жизни. Пусть ребенок отождествит себя с главным героем. Расскажет, что бы он почувствовал, сказал и сделал на месте персонажа. Пусть даст свое имя и имена своих друзей нарисованным детям.

Пусть малыш расскажет правила игры в прятки, салочки, что нужно сделать, чтобы почистить зубы, вскипятить воду в чайнике или спуститься на первый этаж.

Очень важно расширять кругозор ребенка, рассказывать обо всем, что его окружает — это в значительной степени поможет обогатить словарный запас вашего малыша и быстрее развить полноценную грамотную речь. Старайтесь бывать с вашим ребенком в разных местах, перепробовать как можно больше разных дел, поиграть в самые разные игры. Например, если малыш ни разу не был на рыбалке, он не сможет сочинить рассказ о веселых приключениях мальчишек-рыболовов на речке, так как здесь действуют свои законы, своя терминология.

Затем мы учим ребенка составлять рассказы по картинке. Подключим воображение и превратим одну картинку в серию из трех, мысленно представив начало, а потом и концовку нашего рассказа.

И последний этап — наиболее сложный — это умение составить рассказ-описание природы по картинке. На первый взгляд, здесь нет ни действия, ни героев, только один лес. Но, закрыв глаза и шагнув из реальности в самую чащу воображаемого леса, обнаруживаешь, что жизнь здесь бьет ключом. Чтобы не заблудиться в этой чаще, на помощь нам придет, опять же, схема-описание примет времен года.

День и Ночь → Погода → Растительный мир → Мир птиц, зверей, насекомых.

Вот пример рассказа об осени, составленного по данной схеме:

"Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. В начале осени стоят погожие дни. Это время называют „бабье лето“. Но потом небо хмурится, затягивается тучами и целыми днями моросит нудный дождик. Дует пронзительный холодный ветер. Деревья наряжаются в расписные одежки — желтые, красные, оранжевые, пурпурные. Дунет ветер — и посыплется с деревьев разноцветный дождь из листьев. Осень — пора листопада. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Животные готовятся впасть в спячку, нагуливают жирок, делают запасы еды на зиму. Белки, зайцы меняют свои летние шубки на зимние".

И напоследок - общение с ребенком

В дошкольном возрасте естественная среда обитания ребенка — это игра, поэтому превратите учебу в игру. Занимайтесь, то есть общайтесь на прогулке, по дороге в сад, магазин. Не сидите дома за столом, как в школе: просто дайте ребенку полистать книгу, и то задание, которое его заинтересует, выполните вместе. Если ваш ребенок мотивирован на учебу, то, наоборот, можно поиграть с ним в школу. В любом случае, руководствуйтесь индивидуальными особенностями вашего ребенка, найдите к нему подход, и он ответит вам заинтересованностью, восприимчивостью и понятливостью.

Внимательно выслушивайте ребенка, не перебивайте и не торопите его, не ругайте и не сравнивайте с другими. Занимайтесь в то время, когда у ребенка хорошее настроение, когда он выспался и не голоден.

Русский язык, как и любой другой, требует регулярности, поэтому лучше заниматься каждый день по 15-20 минут, чем один раз в неделю по часу. Когда наши дети, начинают изучать иностранный язык — мы понимаем, что только регулярные занятия могу гарантировать результат и эффективность, изучение русского языка и развитие речи также не является исключением и требует системного подхода.

Уже с малых лет необходимо приучать ребенка говорить не только на языке быта, но использовать в своей речи все богатство русского языка. Общение — одна из основных потребностей человека, и ваш малыш нуждается в нем как никто другой. У каждого есть возможность творить, и мы можем это делать ежеминутно, создавая маленькие словесные шедевры. Язык не только одно из важнейших средств коммуникации, но и живой материал, имеющий свой цвет, форму и вкус. Нам предстоит открыть это детям, научив их творить в рамках определенных законов. Это долгий путь, и от нас, взрослых, зависит, будет ли им узкая блуждающая тропинка или широкая дорога на пути к новым знаниям, открытиям и свободному общению.

  • Т.Ю. Бардышева, Т.А. Чохонелидзе "Пересказы и рассказы".
  • Т.А. Ткаченко "Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша".

Марина Киселева учитель-логопед

Обсуждение

У, моей дочки тоже не совсем хорошо с пересказыванием текстов и так далее... Но, единственное, что память у нее просто отличная на запоминание стихов, а вот пересказ, как то не удается.

Ребенок он как маленькая копия, он всегда старается повторить за вами, вы родитель - вы авторитет...
В статье замечательно все рассказано.
Но не забывайте что бы ребенок слушал сказки.
В интернете достаточно много сайтов детскими аудиокнигами, попробуйте зайти и скачать.
Потом ставьте на компьютере или запишите на диск и пусть ребенок слушает.
Правильно произнесенные слова в той же сказке... дадут возможность привыкать к правильно поставленной речи. И родной язык будет нравится ребенку. Потому что песни, сказки, рассказы... его уведут в другой мир... Да и глаза будут напрягаться меньше чем при сидении перед телевизором.
Попробуйте. Да и просите малыша рассказать что он слышал...
Выйдете из помещения на 5 минут... и... пусть он восстановит вам ход событий пока вас не было...и сравните с тем что на диске...вот и работа над ошибками...
УДАЧИ ВАМ.
[ссылка-1]

Не знаю, как это объяснить, но мой старший ребенок вообще не умел рассказывать по картинкам, не понимал очередность.. сколько я ни билась - результата не было...
А ведь он был очень развитым ребенком, говорил чисто с полутора лет, большой словарный запас, легко и быстро научился читать и считать и вообще соображал хорошо, сейчас тоже все в полном порядке...
Короче, мой вывод, что ни о чем это умение не говорит.. Просто кто-то видит эти картинки и умеет складывать в истории, кто-то нет. Допускаю также, что это полезно:) Но и неумение - не фатально:)

Статья действительно хорошая.
Но - скажу сразу - я -пед, не _лого_пед. Но речевыми проблемами своих детей пришлось заняться плотно, конкретно и э-э-э массированно.
Т.к. старший уже взрослый - а у него была куча речевых диагнозов - и, по сути, все выправили и он вообще в учебе и развитии показал вполне хороший результат, я посмею покритиковать: идея приучния маленького ребенка к схемам - крайне порочна.
Да, есть шанс получить в младшей школе отличника. Может быть это почетное звание продержится до средней и даже до старшей школы. И что?
В одной из лучших московских школ (собственно, что скрывать? - в 2007 *-)) существует методика, направленная на исправление "схематичной", "школярской" системы мышления - то есть избавления от последствий дрессуры, о которой нам рассказывают в этой статье. К сожалению, в этой школе нет начальных классов и учить ребенка мыслить не схемами начинают только лет в 11... Скажу честно - методика помогает далеко не всем *-(

Приличная статья и по делу, что приятно

Комментировать статью "Маленький оратор. Как развивать речь ребенка?"

Развитие речи ребенка 2, 8 лет. Подскажите, как можно развивать дитя в этом направлении. Абсолютно правильно вам сказали до 4 (а то и Элле П. - Развитие речи ребенка 2-х лет. Что касается развития речи, то это еще не переход к предложениям в речевом смысле, а как бы в...

Обсуждение

буквально недавно читала в одной книге как раз. типа - надо учить правильно просить - мол полезно уметь формулировать просьбы правильно.
надо поправлять ребенка до фраз типа: прошу дать мне воды ИЛИ вася, дай мне карандаш

Я ХОЧУ - это либо сам, либо волшебница какая то чудесные хочухи исполняет, мол.

С точки зрения психологии и логики он выражается правильнее, чем Вы от него ожидаете.
Наверно просто разные подходы в воспитании.
Речь, конечно, можно развивать разными методиками. Если есть цель.

У нас инициатором развития речи у детей был мой муж, он считает очень важным для достижения А куда мама планирует засунуть развивающие речь упражнения или курсы ИМХО, разговорная речь в 14 лет - ни разу не показатель. Это пик подростковости, когда...

Обсуждение

Нужно писать 2 типа текстов:
1. где нужно будет четко выражать мысли. история или даже естественные науки. Это проще и дано многим. Кроме совсем безнадежных гуманитариев, которые неспособны мыслить логичесли.
2. Где нужно четко выражать мысль художественно. Дано не всем. Но гуанитариям от этого отталкиваться проще.

15.12.2015 10:47:03, __nevazhno___

Не зависит одно от другого совершенно.

про лекарства "для речи ". Врачи, поликлиники. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями про лекарства "для речи ". Были мы сегодня у нервопатолога - как я и думала, написала задержка речевого развития.

Обсуждение

Про логосад - идите уже брать направление на комиссию, в нашему районе они уже идут. Да, и у нас, например, даже один сад перевели в разряд обычных - желающих туда мало, все хотят в современные сады с бассейнами и т.п., а логосады у нас в старых зданиях.
У меня младший ребенок до 3 не говорил вообще (кроме мама, папа, да)... когда я пришла к логопеду, мне было сказано "А где вы были в 1.5 года?, а где вы были в 2 года?". В общем мы получили направление в ЦВЛ (центр восстановит. лечения, наподобие логосада для малышей 2-4 лет, но с массажем и врачами, они подчиняются минздраву и являются по сути лечебным учреждением), сейчас ходим, с осени - в логосад.
Ему применение препаратов ничего не дало, хотя назначал очень грамотный невролог со словами, что вот-вот заговорит...
По сути, еще имеет смысл сделать ЭХО-ЭГ (как там с давлением), аудиометрию (слух может влиять на речь), УЗДГ (сосуды). На основании этих данных невролог может назначить препараты, которые ПОМОГУТ работе с ребенком.
Поверьте маме трех логопедических детей - не ведитесь на фразы "подождите еще, скоро заговорит", "а вот наш до 4 лет лет не говрил, а потом как затараторил"... Логопедия это то, где лучше перебдеть, чем недобдеть, ибо цена уж больно высока.

Мой сын совсем не говорил до 2,7. Указательный палец и звук "Ы" - были основными помощниками в общении. С 2,9 начали заниматься с логопедом. У нас основной стопор заключался в том, что сын не умел иммитировать (повторять звуки, действия за другими людьми). Через месяц процесс пошел. Сейчас, через 4 месяца занятий, до сих пор не умеем строить предложения, но словарный состав - огромный, называет вещи, действия своими именами, начал иммитировать (повторяет все как попугай:). Лекарства, там где мы живем, врачи, при задержке речи, не выписывают.

Обсуждение

Юрий Каплан

Родная речь

Стихи о русском языке. Стихи Родная речь. Как школьник, нараспев Твержу родную речь. Юрий Каплан.

От счастья оробев
(Сумею ли сберечь?),
Как школьник, нараспев
Твержу родную речь,

Как школьник в сентябре,
Пронзённый новизной.
Как птицы на заре,
Согласные со мной.

Причудлив путь корней,
Ведь ими вскормлен вихрь.
Что может быть родней
Созвучий корневых?

Причастья сладкий груз,
В стене сиротства брешь,
Пленительный союз,
Родительный падеж…

В спиралях часа пик,
В кругу случайных встреч,
Как верный ученик,
Твержу прямую речь:

– Глагола колыбель,
Наречья отчий дом,
Тебе, одной тебе, –
В склонении любом.

Моей любви залог,
Моей вины рубеж.
Страдательный залог.
Винительный падеж.
***

20.09.2011 14:05:10, ллл

Иван Бунин

Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
***
Анна Ахматова

МУЖЕСТВО

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
***
Николай Заболоцкий

Читая стихи

Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?

Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.

20.09.2011 14:01:19, ллл

Общение - это то, что управляет нашим миром. И также это один из самых важных навыков, которым нужно владеть. Хотите ли вы быть более раскованным с другими людьми или хотите лучше высказывать свои идеи на работе, вот несколько советов, которые помогут вам этого достичь.

Следите за языком тела

Говорите собеседнику, что рады его видеть, и скрещиваете руки на груди? Или говорите, что внимательно его слушаете, и утыкаетесь в телефон? Если это про вас, то вам точно следует заняться языком своего тела. Наши жесты влияют на разговор так же, а то и сильнее, чем слова. Научитесь управлять своими жестами. Некоторые на Лайфхакере могут вам в этом помочь.

«Эээ», «ммм» - не самые лучшие слова для того, чтобы вести беседу. Вы стараетесь с их помощью избавиться от неловких пауз, но делаете только хуже. Начните с отслеживания этих слов, чтобы избавиться от них раз и навсегда. Эти паузы гораздо менее заметны, чем вам кажется.

Подготовьте несколько тем для разговора

Ситуации, когда вам нужно перекинуться парой слов с человеком, случаются часто. И хорошо, если вы от природы коммуникабельны и не страдаете замкнутостью. Если же тему для разговора придумать сложно, воспользуйтесь такими темами для разговора:

  1. Семья.
  2. Профессия.
  3. Развлечения, хобби.
  4. Мечты.

Эти темы составляют метод FORD (family, occupation, recreation, dreams). Спросите собеседника об этом, и ваш небольшой разговор превратится в интересную беседу.

Расскажите историю

Вот только не говорите, что у вас скучная жизнь и нет ни одной интересной истории. Иногда истории, которые нам кажутся уже обыденными, могут произвести фурор. А поможет вам улучшить свои навыки в сторителлинге.

Не бойтесь задавать вопросы

Спросите собеседника о его планах на лето, о работе, о детях. В конце концов, поставьте себя на его место и подумайте, какой бы вопрос вы бы хотели услышать. Придумали? Смело задавайте.

Также не бойтесь переспрашивать, если не расслышали что-то. Это гораздо лучше, чем сказать «угу» и после понять, что вас спрашивали о любимом фильме.

Не отвлекайтесь

Мы знаем, как вы любите свой смартфон, но не дайте узнать об этом вашему собеседнику. Мне кажется, что нет ничего хуже, когда во время твоего рассказа собеседник утыкается в смартфон. Ещё раз поставьте себя на место собеседника и поймите, что смартфон подождёт.

Помните о своей аудитории

Аудитория может быть разной. Это могут быть ваши сотрудники по работе, друзья вашего ребёнка из детского сада или друзья на вечеринке. Одно можно сказать точно: стиль вашей речи должен отличаться во всех трёх случаях. Вы не будете орудовать сложными словами, чтобы донести своё послание детям. И также не будете гримасничать и веселить своих сотрудников по работе. Выбирайте тот стиль, который подходит под вашу аудиторию.

Выражайтесь чётко

Не лейте лишнюю воду во время беседы. В этом пункте нужно знать меру. С одной стороны, эпитеты, описания и различные метафоры могут украсить вашу речь и сделать её интереснее. С другой стороны, излишняя пространность сделает вашу беседу мутной и непонятной собеседнику. Поэтому будьте в меру понятным, точным и кратким.

Сопереживайте и ставьте себя на место собеседника

Если вы стараетесь ставить себя на место собеседника, то уже заранее можно сказать, что вы понимаете, как нужно вести себя в беседе. Подобная техника сделает беседу более непринуждённой и уберёт неловкость, которая часто возникает, когда ваши точки зрения не сходятся.

Слушайте

Важнее этого не может быть ничего. Слушать, действительно слушать - не самая простая задача, но усилия, потраченные на её освоение, окупятся с лихвой. И если вы встретите такого же слушающего человека, ваша беседа точно станет интересной.

Мы все владеем искусством общения, а значит, у каждого из нас есть свои методы сделать беседу интереснее. Делитесь ими в комментариях!