» »

Какой самый древний город руси

16.10.2019

Сегодня я решила затронуть такую тему как «древнерусские города» и выявить, что способствовало развитию и формированию русских городов в IX-X веках.

Хронологические рамки данного вопроса падают на IX-XIII столетия. Прежде чем ответить на выше поставленные мною вопросы, стоит проследить процесс развития древнерусских городов.

Данный вопрос интересен не только для историка Российского государства, но и для научного общества и мировой истории. Это легко проследить. Крупнейшие города появлялись там, где ранее не существовали и развивались не под чьим-либо влиянием, а самостоятельно, развивая древнерусскую культуру, что вызывает особый интерес для мировой истории. Аналогично развивались города Чехии и Польши.

Освещенность данного вопроса имеет огромное значение для современного общества. Здесь я подчёркиваю то культурное наследие, сохранившееся в виде архитектуры, живописи, письменности и города в целом, так как он, в первую очередь, является основным источником наследия общества и государства.

Соответствующие предметы наследия передаются из поколения в поколение и чтобы не прервать эту цепочку необходимы определённые знания в этой сфере деятельности. Тем более в наше время нет недостатка информации. С помощью довольно большого накопившегося материала можно проследить процесс образования, развития, уклад жизни, культуру древнерусских городов. И к тому же знания о становлении русских городов и, следовательно, об истории древнерусского государства говорят о культурном развитии человека. А сейчас, в наше время, это очень актуально.

В письменных источниках русские города упоминаются впервые в IX веке. Анонимный баварский географ IX века перечислял, сколько городов было у разных славянских племен в то время. В русских летописях первые упоминания о городах на Руси тоже датированы IX веком. В древнерусском смысле слово «город» означало, прежде всего укрепленное место, однако летописец имел в виду и какие-то другие качества укрепленных поселений, так как городами им действительно названы города. В реальности существования русских городов IX века нет сомнений. Вряд ли возможно, чтобы какой-либо древнерусский город появился ранее IX-X веков, так как только к этому времени на Руси сложились условия для возникновения городов, одинаковые на севере и на юге.

Другие иностранные источники упоминают русские города с X века. Византийский император Константин Багрянородный, оставивший записки «Об управлении империей», писал о русских городах с чужих слов. Названия городов в большинстве случаев искажены: Немогардас-Новгород, Милинск-Смоленск, Телюцы-Любеч, Чернигога-Чернигов и т.д. Поражает отсутствие каких-либо названий, которые могут быть отнесены к названиям скандинавского или хазарского происхождения. Даже Ладога не может считаться построенной скандинавскими выходцами, так как в самих скандинавских источниках этот город известен под другим названием. Исследование названий древнерусских городов убеждает нас в том, что подавляющее большинство их носит славянские названия. Таковы Белгород, Бело-озеро, Васильев, Изборск, Новгород, Полоцк, Псков, Смоленск, Вышгород и т.д. Из этого следует, что древнейшие древнерусские города были основаны восточными славянами, а не каким-либо другим народом.

Наиболее полные, как письменные, так и археологические, сведения имеются по истории древнего Киева. Предполагают, что Киев появился путем слияния нескольких поселений, существовавших на его территории. При этом сопоставляют одновременное существование в Киеве городища на Андреевской горе, на Киселевке и в Щековице с легендой о трёх братьях – основателях Киева – Кие, Щеке и Хориве [Д.А. Авдусин, 1980]. Город, основанный братьями, был незначительным поселением. Значение торгового центра Киев получил в позднейшее время, и рост города начинается только в IX-X веках [М.Н. Тихомиров, 1956, с.17-21].

Аналогичные наблюдения можно сделать и над территорией других древнерусских городов, в первую очередь Новгорода. Первоначальный Новгород представляют в виде трёх разноэтничных одновременных посёлков, соответствующих последующему делению на концы. Объединение этих посёлков и обнесение единой стеной знаменовало появление Нового Города, получившего, таким образом, своё название от новых укреплений [Д.А. Авдусин, 1980]. Усиленное развитие городской жизни в Новгороде, как и в Киеве, происходит в определенное время – в IX-X столетиях.

Несколько иную картину дают археологические наблюдения, сделанные в Пскове. Раскопки на территории Пскова подтвердили, что Псков уже в IX столетии был значительным городским пунктом. Таким образом, Псков возник раньше, чем Новгород, и в этом нет ничего невероятного, так как торговая дорога по реке Великой восходит к очень раннему времени.

В понятие средневекового города на Руси, как и в других странах, входило, прежде всего, представление об огороженном месте. В этом и было первоначальное отличие между городом и сельской местностью, к которому позже прибавляется представление о городе как ремесленном и торговом центре. Поэтому при оценке хозяйственного значения древнерусского города не следует забывать о том, что ремесло на Руси IX-XIII веков находилось ещё на начальной стадии отделения от сельского хозяйства. Археологические раскопки в русских городах IX-XII веков подтверждают постоянную связь горожан с сельским хозяйством. Степень значения сельского хозяйства для горожан была не одинаковой в мелких и больших городах. Сельское хозяйство доминировало в маленьких городах, подобных Райковецкому городищу, меньше всего было развито в больших центрах (Киеве, Новгороде и т.д.), но в том или ином виде существовало везде. Тем не менее, не сельское хозяйство определяло хозяйство русских городов X-XIII веков, а ремесло и торговля. Крупнейшие городские пункты не могли уже существовать без постоянной связи с ближайшей земледельческой округой. Они потребляли продукты сельского хозяйства в большей мере, чем их производили, являясь центрами ремесла, торговли и административного управления [М.Н. Тихомиров, 1956, с.67-69].

Ремесленный характер русских городов хорошо показан археологами. При раскопках главной и частой находкой являются остатки ремесленных мастерских. Встречаются кузнечные, ювелирные, сапожные, кожевенные и многие другие ремесленные мастерские. Обычны находки веретен, ткацких челноков и пряслиц – несомненных следов домашнего производства тканей [Д.А. Авдусин, 1980].

Существование ряда литейных форм, употреблявшихся для выпуска ремесленных изделий одного и того же типа, привело некоторых исследователей к предположению о работе этих мастерских на рыночный сбыт. Но понятие товара само по себе предполагает существование определённого рынка для сбыта. Такой рынок был известен под названием торга, торговища, торжища. Товарное производство, несомненно, уже в какой-то мере существовало в Древней Руси, но значение его нельзя преувеличивать. Известные нам письменные свидетельства в подавляющем большинстве говорят о ремесленном производстве на заказ. Преобладала, именно, работа на заказ, хотя товарное производство тоже имело место в Древней Руси.

Торговля городов IX-XIII веков развёртывалась в условиях господства натурального хозяйства и слабой потребности в привозных товарах. Поэтому торговля с иноземными странами была уделом в основном больших городов, мелкие городские пункты были связаны только с ближайшей сельскохозяйственной округой.

Внутренняя торговля была явлением повседневным, мало привлекавшим к себе внимание писателей того времени. Поэтому отрывочны сведения о внутреннем обмене в Древней Руси. Несомненно, что такие связи, как торговля внутри города, между городом и деревней и между различными городами, существовали, но их трудно уловить вследствие единства древнерусской культуры. Можно проследить связь городского рынка с окружающими деревнями (голод в городе обычно связывается с неурожаем в области) и зависимость деревни от городского ремесла и торговли (запросы деревни в железных предметах удовлетворялись деревенскими и городскими кузницами).

Значительно больше известно о торговле иноземной, «заморской». Внешняя торговля в основном обслуживала потребности феодалов и церкви; только в голодные годы хлеб становился товаром, доставляемым заморскими купцами. В ещё большей степени деревня являлась поставщиком экспортных товаров: мёд, воск, меха, сало, лён и прочее доставлялись в город из деревни, которая таким образом втягивалась в торговый оборот, хотя эти предметы и поступали на рынок не путём непосредственной продажи, а в составе оброка или дани [М.Н. Тихомиров, 1956, с.92-103].

С самого своего появления Русь славилась густонаселенными и укрепленными селениями. Славилась настолько, что варяги, которые позже стали ею править, называли славянские земли «Гардарики» - страна городов. Скандинавов поражали укрепления славян, так как сами они проводили большую часть жизни в море. Сейчас мы можем разобраться, что же такое древнерусский город и чем он знаменит.

Причины появления

Не секрет, что человек - существо социальное. Для лучшего выживания ему необходимо собираться в группы. И если раньше таким «центром жизни» становилось племя, то с уходом варварских обычаев пришлось искать цивилизованную замену.

На самом деле, появление городов в жизни людей настолько естественно, что вряд ли могло бы быть по-другому. От села или деревни они отличаются одним важным фактором - укреплениями, которые защищали поселения. Проще говоря, стенами. Именно от слова «городить» (укрепление) и пошло слово «город».

Образование древнерусских городов связано, прежде всего, с необходимостью защиты от врагов и создания административного центра для княжества. Ведь именно в них чаще всего находилась «голубая кровь» Руси. Для этих людей было важно чувство безопасности и комфорта. Сюда стекались все торговцы и ремесленники, превращая поселения в бурлящие жизнью Новгороды, Киевы, Луцки.

Кроме того, вновь созданные поселения становились прекрасными торговыми центрами, сюда могли стекаться купцы со всего света, получая обещание находиться под защитой военной дружины. По причине невероятной важности торговли города на Руси чаще всего возводились на берегу рек (например Волги или Днепра), поскольку на тот момент водные пути были наиболее безопасным и быстрым способом доставки товаров. Находящиеся на берегах рек поселения обогатились как никогда раньше.

Население

Прежде всего, город не имел возможности существовать без правителя. Это был либо князь, либо его наместник. Здание, в котором он проживал, было самым богатым светским жильем, оно становилось центром поселения. Он решал различные правовые вопросы и устанавливал порядки.

Вторая часть древнерусского города -это бояре - люди, приближенные к князю и способные влиять на него непосредственно своим словом. Они занимали различные чиновнические должности и жили в таких поселениях богаче всех, кроме разве что купцов, но те долго на одном месте не засиживались. В то время их жизнь представляла собой бесконечную дорогу.

Далее надо вспомнить про различных ремесленников всех возможных профессий, начиная от иконописцев и заканчивая кузнецами. Как правило, их жилищные помещения находились внутри города, а рабочие мастерские - за стенами, снаружи.

И последними в социальной лестнице были крестьяне, они не жили внутри поселения, а располагались на тех землях, которые обрабатывали. В древнерусский городони, как правило, попадали только по торговым или правовым делам.

Собор

Центр древнерусского города - церковь. Собор, находившийся перед главной площадью, был настоящим символом. Самое монументальное, украшенное и богатое здание, храм был центром духовной власти.

Чем больше становился город, тем большей церквей появлялось внутри него. Но ни одна из них не имела права быть грандиознее, чем главный и первый храм, который олицетворял собой все поселение. Княжие соборы, приходские и домашние церкви - все они должны были будто тянуться к главному духовному центру.

Особую роль играли монастыри, которые иногда становились буквально городами внутри городов. Часто укрепленное поселение вообще могло возникнуть именно вокруг места жительства монахов. Тогда главный храм монастыря становился доминирующим в духовной жизни города.

Соборы активно украшали, и позолоченные купола появились не просто так: их было видно за много километров, и они являлись «путеводной звездой» для путешественников и заблудших душ. Храм своей пышностью должен был напоминать людям, что земная жизнь - ничто, и истинной может считаться только Божья красота, которой и была церковь.

Ворота

Воротам, которых в укрепленных селениях было до четырех штук (по сторонам света), уделялось, как ни странно, огромное значение. Как единственный проход в древнерусский город они представляли собой огромное символическое значение: «открыть ворота» значило отдать город врагу.

Ворота пытались максимально украсить, а лучше сделать из хотя бы одних парадный въезд, через который въезжал бы князь и знатный люд. Они должны были моментально потрясать приезжего и свидетельствовать о зажиточности и счастье местных жителей. На хорошую отделку ворот не жалели ни денег, ни сил, часто ремонтировали их всем городом.

Также было принято считать их неким сакральным местом, которое защищали не только земные войска, но и святые. В помещениях над воротами часто находилось множество икон, а прямо радом с ними была небольшая часовня, цель которой было уберечь вход Волей Божьей.

Торг

Небольшая площадь, как правило, возле реки (около них основывались большинство поселений) была необходимой частью экономической жизни. Древнерусские города России вряд ли могли бы существовать без торговли, главными в которой были купцы.

Здесь, на торге, они размещали и выгружали свои товары, здесь же проходили основные сделки. Часто, уже стихийно, здесь появлялся рынок. Не тот, где торговали крестьяне, а богатое, созданное для элиты города место с множеством заграничных товаров, дорогих украшений. Он представлял не символический, а истинный «знак качества» поселения. Именно по торгу можно было понять, насколько богато поселение, ведь купец не будет простаивать там, где нет выгоды.

Хоромы

Воплощением светской власти было жилье князя или наместника. Оно было не только местом проживания правителя, но и административным зданием. Здесь решались различные правовые вопросы, проходил суд, собиралось войско перед походами. Часто это было наиболее укрепленное место в городе, имеющее защищенный внутренний двор, куда должны были сбегаться все жители в случае военной угрозы.

Вокруг покоев правителя располагались менее богатые боярские дома. Чаще всего они были деревянными, в отличие от княжьего дома, который мог позволить себе Древнерусские города были архитектурно богаты именно благодаря жилищам знати, которые старались максимально украсить свой дом и показать материальный достаток.

Простой люд же размещался в отдельных деревянных одноэтажных домах либо ютился в бараках, которые чаще всего стояли на самом краю города.

Укрепления

Как уже было сказано, города древнерусского государства создавались, прежде всего, для защиты людей. Для этого были организованы укрепления.

Вначале стены были деревянными, однако со временем все чаще и чаще появлялись каменные защитные сооружения. Понятное дело, что подобное «удовольствие» могли позволить себе только зажиточные князья. Укрепления, созданные из тяжелых заостренных сверху бревен, назывались острогами. Подобное слово изначально обозначало каждый город в старорусском языке.

Кроме самого частокола, поселение защищал земляной вал. Вообще, чаще всего поселения появлялись уже в выгодных стратегических точках. В низине город просуществовал бы недолго (до первого военного конфликта), а потому чаще всего они основывались на высоких точках. Можно сказать, что мы не знаем ничего о плохо укрепленных поселениях, потому что они моментально пропадали с лица земли.

Планировка

Для современных, весьма хаотичных и запутанных населенных пунктов, настоящий образец - древнерусский город. Крепость,в которой проживала большая часть населения, была действительно умело и точно распланирована, как диктовала бы сама природа.

По сути, города того времени представляли собой округлую форму. Посреди, как уже было сказано, возвышалось два важных центра: духовный и светский. Это главный собор и княжье поместье. Вокруг них, закручиваясь спиралью, шли богатые дома бояр. Таким образом, обвивая, например, холм, город спускался все ниже и ниже, до стен. Внутри он делился на «улицы» и «концы», которые нитями проходили сквозь спирали и шли от ворот до главного центра.

Чуть позже с развитием поселений мастерские, которые изначально находились вне основной черты, также ограждались стенами, создавая вторичные укрепления. Постепенно, с ходом веков города разрастались именно подобным образом.

Киев

Безусловно, современная столица Украины - самый известный древнерусский город.В нем можно найти подтверждение всех тезисов, сказанных выше. Кроме того, его необходимо считать первым по-настоящему крупным укрепленным селением на территории славян.

Основной город, окруженный укреплениями, находился на возвышении, а Подол занимали мастерские. Там же, рядом с Днепром, находился торг. Главный вход в Киев, его парадный въезд - это известные Золотые ворота, которые, как было сказано, имели не только практическое, но и сакральное значение, тем более что названы они так в честь врат Царьграда.

Стал духовным центром города. Именно к нему тянулись остальные храмы и церкви, которые он превосходил и по красоте, и по величию.

Великий Новгород

Древнерусские города России нельзя перечислять, не упомянув Этот густонаселенный центр княжества служил важнейшей цели: это был крайне «европейский» город. Именно сюда стекались дипломаты и торговцы из Старого Света, так как Новгород находился посреди торговых путей Европы и остальной Руси.

Главное, что мы сейчас получили благодаря Новгороду, - это несравненно огромное количество различных исторических памятников Уникальная возможность увидеть их прямо сейчас, купив билет на самолет, есть потому, что Новгород не был разрушен и захвачен во времена монгольского ига, хотя платил непомерную дань.

Широко известен так называемый «новгородский Кремль», или Новгородский Детинец. Эти укрепления долгое время служили надежным фортом великому городу. Кроме того, нельзя не упомянуть Ярославово дворище - огромный район Новгорода на берегу Волхова, где располагался торг и множество домов самых разных зажиточных купцов. Кроме того, предполагается, что именно там находилась и обитель князя, хотя найти ее в Великом Новгороде до сих пор не удалось, возможно, из-за отсутствия в истории поселения цельной княжной системы как таковой.

Москва

История древнерусских городов, конечно, не поддается описанию без присутствия в списке такого грандиозного поселения, как Москва. Она получила возможность разрастись и стать центром современной России благодаря уникальному местоположению: фактически каждый большой северный торговый путь проходил мимо нее.

Конечно же, главной исторической достопримечательностью города является Кремль. Именно с ним сейчас возникают первые ассоциации при упоминании этого слова, хотя изначально оно обозначало просто «крепость». Изначально, как и для всех городов, защита Москвы была деревянной и значительно позже приобрела знакомый нам вид.

В Кремле также находится главный храм Москвы - Успенский Собор, который прекрасно сохранился до наших дней. Его внешний вид буквально олицетворяет собой архитектуру своего времени.

Итог

Многие названия древнерусских городов здесь не прозвучали, однако и не преследовалось цели создать их список. Трех вполне хватает для наглядной демонстрации, насколько консервативны были русские люди в закладывании поселений. И не скажешь, что это качество у них имелось незаслуженно, нет, тот внешний вид, который имели города, был продиктован самой природой выживания. План был максимально практичен и, кроме того, создавал символ настоящего центра области, коими укрепленные поселения и являлись. Сейчас подобное построение городов больше не актуально, но возможно, что и про нашу архитектуру когда-нибудь будут говорить так же.

Вопрос о том, когда славяне появились на территории, где позднее сложилось , до сих пор окончательно не решен. Некоторые исследователи считают, что славяне являются исконным населением этой территории, другие полагают, что здесь обитали неславянские племена, а славяне переселились сюда уже значительно позже, лишь в середине I тысячелетия н. э. Во всяком случае славянские поселения VI — VII вв. на территории современной Украины уже хорошо известны. Они расположены в южной части лесостепи, почти на границе степей. По-видимому, обстановка здесь в это время была достаточно спокойной и можно было не опасаться вражеских нападений — славянские поселения строились неукрепленными. Позже обстановка резко изменилась: в степях появились враждебные кочевые племена, и здесь стали сооружать у города.

“Городом” в древнерусских источниках до XVI в. назывались огражденные населенные пункты и крепости , независимо от их экономического значения. В более позднее время так стали называться ремесленно-торговые поселения и крупные населенные пункты, независимо от того, имели ли они крепостные сооружения или нет. Кроме того, когда речь заходит об историческом исследовании, в нем под термином “город” имеется в виду не совсем то (а иногда и совсем не то), что подразумевалось под этим словом в Древней Руси.

Что же называют древнерусским городом современные исследователи?

Вот некоторые типичные определения:

“Город есть населенный пункт, в котором сосредоточено промышленное и торговое население, в той или иной мере оторванное от земледелия”.

Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселение в отличие от веси или села — неукрепленной деревни. Поэтому городом называли всякое укрепленное место, как город в социально-экономическом значении этого слова, так и собственно крепость или феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескую усадьбу. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом. Более того, вплоть до XVII в. этим словом часто называли сами оборонительные стены.

В древнерусских письменных источниках, особенно в летописях , имеется огромное количество упоминаний об осаде и обороне укрепленных пунктов и о строительстве крепостных сооружений — городов.

Укрепления раннеславянских градов были не очень крепкими; их задачей было лишь задержать врага, не дать ему внезапно ворваться внутрь поселка и, кроме того, предоставить защитникам прикрытие, откуда они могли бы поражать врагов стрелами. Да у славян в VIII — IX, а частично даже и в Х в., еще и не было возможностей строить мощные укрепления — ведь в это время здесь только слагалось раннефеодальное государство. Большинство поселений принадлежало свободным, сравнительно немноголюдным территориальным общинам; они, конечно, не могли своими силами возводить вокруг поселения мощные крепостные стены или рассчитывать на чью-либо помощь в их строительстве. Поэтому укрепления старались строить так, чтобы основную их: часть составляли естественные преграды.

Наиболее подходящими для этой цели были островки посреди реки или среди труднопроходимого болота. По краю площадки строили деревянный забор или частокол и этим ограничивались. Правда, у таких укреплений имелись и очень существенные изъяны. Прежде всего в повседневной жизни очень неудобной была связь такого поселения с окружающей местностью. Кроме того, размер поселения здесь целиком зависел от естественных размеров островка; увеличить его площадь было невозможно. А самое главное, далеко не всегда и не везде можно найти такой остров с площадкой, защищенной естественными преградами со всех сторон. Поэтому укрепления островного типа применялись, как правило, только в болотистых местностях. Характерными примерами такой системы являются некоторые городища Смоленской и Полоцкой земель.

Там, где болот было мало, но зато в изобилии встречались моренные всхолмления, укрепленные поселения устраивали на холмах-останцах. Этот прием имел широкое распространение в северо-западных районах Руси. Однако и такой тип системы обороны связан с определенными географическими условиями; отдельные холмы с крутыми склонами со всех сторон есть также далеко не везде. Поэтому наиболее распространенным стал мысовой тип укрепленного поселения. Для их устройства выбирали мыс, ограниченный оврагами или при слиянии двух рек. Поселение оказывалось хорошо защищенным водой или крутыми склонами с боковых сторон, но не имело естественной защиты с напольной стороны. Здесь-то и приходилось сооружать искусственные земляные препятствия — отрывать ров. Это увеличивало затраты труда на строительство укреплений, но давало и огромные преимущества: почти в любых географических условиях было очень легко найти удобное место, заранее выбрать нужный размер территории, подлежащей укреплению. Кроме того, землю, полученную при отрывании рва, обычно насыпали вдоль края площадки, создавая таким образом искусственный земляной вал, который еще более затруднял противнику доступ на поселение.

Какой самый древний город России и какой самый древний город Руси? Этот вопрос очень распространенный среди большинства ученых, так как они до сих пор не могут прийти к единому ответу.

На данный момент, даже археологам сложно ответить на этот вопрос со всеми их возможностями. Всего сейчас выделяют три самые распространенные версии, в которых рассказывается о самом древнем городе на Руси.

Дербент — самый древний город России

Впервые об этот городе стало известно благодаря старым летописям VIII века до нашей эры. Большинство ученых, называют Дербент самым древним городом Руси и это является наиболее распространенной версией. Точной даты возникновения города нет, но есть удивительные факты того, что на момент создания этого города еще не существовала ни Российской империи, не Киевской Руси.

До недавнего времени, это поселение никто не мог назвать городом, а также в состав России оно не входило, пока не завоевали Кавказ. Поэтому на данный момент возникает немало сомнений по поводу утверждения, действительно ли Дербент наистарейших город Руси.

Впервые об этом городе вспоминает географ Древней Греции Милетский Гекатей. За долгое время своего существования город не раз подвергали упадкам, штурму и разрушению. Но наперекор всему этому, в истории есть много периодов настоящего расцвета города. На сегодняшний день Дербент является очень популярным и известным туристическим центром, здесь можно увидеть огромное количество музеев.

Великий Новгород — самый старый российский город

Эта версия является более амбициозной, она говорит, что самый древний город России — это Великий Новгород. Едва ли не каждый житель этого города уверен в этой версии. 859 год — дата основания Великого Новгорода. Этот город является предком христианства на Руси, он омывается рекой Волхов. Многие, кто поддерживается этой версии твердят о том, что этот город на всех этапах своего развития являлся городом России.

Старый Ладога — один из претендентов на звание самого старого города России

Многие ученые, которые долгое время изучают самые древние города России утверждают, что самым старым городом Руси является Старый Ладога. Впервые город был упомянут в VIII веке. В 9-11 веках этот город был городом-портом. На месте современного города активно развивалась торговля, собирались разные купеческие караваны. Стоит также отметить, что в летописях Ладога входит в десятку самых древних городов России 862 года.

Городское население в древней России составляло главную основу государственного быта и решительно преобладало над сельским населением. Летописи упоминают в дотатарскую эпоху до трехсот городов. Но, без сомнения, это число далеко не соответствует их действительному количеству, если под городом разуметь то, что и разумелось в древности, то есть всякое укрепленное или огороженное поселение.

До объединения Руси под одним княжеским родом и вообще в языческую эпоху, когда каждое племя жило особо и дробилось на многие общины и княжения, не только внешние враги, но и частые взаимные ссоры заставляли население огораживаться от неприятельского нападения. Города неизбежно и постепенно умножались вместе с переходом славяно-русских племен от кочевого и бродячего быта к оседлому. Еще в VI веке, по известию Иорнанда, леса и болота заменяли славянам города, т.е. служили им вместо укреплений против неприятелей. Но и это известие нельзя принимать буквально. Уже в те времена, по всей вероятности, были укрепленные поселения и даже существовали значительные торговые города. С большим развитием оседлости и земледелия число их сильно возросло в последующие века. Около трех столетий спустя после Иорнанда другой латинский писатель (неизвестный, по имени географ Баварский) перечисляет славянские и неславянские племена, населявшие Восточную Европу, и считает у них города десятками и сотнями, так что в сложности получается несколько тысяч городов. Если бы его известие и было преувеличено, все-таки оно указывает на огромное количество городов в древней России. Но из такого количества еще нельзя заключать о густоте и многочисленности самого населения страны. Города эти были собственно городки или небольшие селитьбы, окопанные валом и рвом с прибавлением тына, или частокола, и только частью имели стены из плетней и бревенчатых срубов, наполненных землей и камнями с башнями и воротами. В мирное время население их занималось земледелием, скотоводством, рыбным и звериным промыслом в окрестных полях, лесах и водах. На эти сельские занятия горожан прямо указывает летопись, влагая в уста Ольги следующие слова, обращенные к осажденным жителям Коростеня: "Чего хотите досидеться; все ваши города уже передались мне и обязались платить дань и возделывают свои нивы и свою землю; а вы хотите лучше голодом поморить себя, чем заплатить дань". Но при первой военной тревоге население укрывалось в свои городки, готовое выдержать осаду и дать отпор неприятелю. Сообразно с потребностями защиты и самое место для города обыкновенно выбирали где-нибудь на береговом возвышении реки или озера; по крайней мере с одной стороны он примыкал к дебрям и болотам, которые не только препятствовали неприятельскому нападению с этой стороны, но и служили укрытием на случай взятия городка. Разумеется, чем открытее была страна, чем более подвергалась неприятельским нападениям, тем большая потребность существовала в поселениях, окопанных валами, как это и было в южной полосе Древней Руси. В местах же лесистых, болотистых и вообще защищенных самой природой, укрепленных таким способом селений встречалось, конечно, меньше.

Когда русское племя посредством собственных дружин распространило свое господство в Восточной Европе и когда эти дружины объединили восточных славян под властью одного княжеского рода, естественно, должны были уменьшиться и опасность от соседей, и взаимные драки между славянским племенами. Русь, с одной стороны, обуздывала внешних врагов, которых нередко громила в их собственной земле; а с другой стороны, княжеская власть запрещала в своих владениях драки, возникшие из-за обладания полем, лесом, пастбищем, рыбною ловлею или из-за похищенных женщин, а также нападения с целью грабежа, добычи рабов и т.п. Налагая дани на туземное население, князья взамен, кроме внешней защиты, давали им суд и расправу, т.е. обязывались более или менее защищать слабых от обид сильнейшего, другими словами, полагали начало государственному строю. Поэтому жители множества городков вследствие большей чем прежде безопасности могли постепенно расселяться по окрестным местам в неукрепленных хуторах и поселках, чтобы удобнее заниматься сельским хозяйством; самые городки нередко получали более мирный характер, постепенно превращаясь в открытые селения. Отсюда все более и более размножалось сельское население, преданное земледелию и другим хозяйственным занятиям. Так было преимущественно во внутренних областях; но по окраинам и там, где существовало более опасности, а также в землях покоренных инородцев князья уже сами заботились о поддержании и сооружении хорошо укрепленных городов, в которых размещали своих дружинников. Вообще в эту русско-княжескую эпоху постепенно выработалось различие между городским и сельским населением.

Если число укрепленных селитьб не было так многочисленно, как прежде, зато самые города сделались значительнее и стали вмещать в себе население более разнообразное по своему делению на классы и сословия. Они постепенно становятся средоточием для окрестной области как в военно-правительственном отношении, так и в промышленно-торговом; по крайней мере, это должно сказать о городах наиболее значительных. Такие города обыкновенно состояли из двух главных частей: "детинца" и "острога". Детинец, иначе кремль, считался внутренней частью, хотя он редко приходился внутри, а обыкновенно одной или двумя сторонами был расположен над самым береговым спуском. В нем помещались соборный храм и двор князя или его посадника, а также дворы некоторых бояр и духовных лиц. Здесь пребывала и часть младшей дружины, или детские, составлявшие городскую оборону (от них и название "детинца"). Острогом назывался внешний, или окольный, город, примыкавший к детинцу. Он также опоясывался валом, стенами и башнями, а с наружной стороны – еще рвом, наполненным водой; такой крепостной ров обыкновенно назывался греблею. Стены и башни в Древней Руси были деревянные; только в немногих городах встречались каменные. Понятно, что при обилии леса и недостатке гор и камня укрепления в Восточной Европе носили иной характер, чем в Западной, где замки и города укреплялись еще по образцу римских колоний. Впоследствии окольный город стал более известен под именем "посада"; в нем преимущественно жило население торговое и разного рода ремесленники. Необходимой принадлежностью его было "торговище", или "торжок", куда в известные дни съезжались люди из окрестных деревень для обмена своих произведений. В больших городах с умножением населения вокруг острога заводились новые селитьбы, носившие названия "предгородия", "застенья", а впоследствии – "слобод", обитатели которых занимались или земледелием, или огородничеством, рыбной ловлей и другими промыслами. Эти предгородия в свою очередь опоясывались валом. Кроме того, около больших городов в более или менее значительном от них расстоянии насыпались валы с той целью, чтобы в случае неприятельского нашествия окрестные сельские жители могли укрыться за ними не только с своими семьями и с хлебными запасами, но и со своими стадами. Особенно в Южной Руси, где грозила постоянная опасность от кочевников, и доселе можно видеть остатки многочисленных валов по соседству с важнейшими древними городами.

В те времена, когда еще не было строгого деления по сословиям и занятиям, когда была так сильна потребность в защите себя, своей семьи, своего имущества и жилища, все свободное население должно было иметь привычку к оружию, чтобы в случае нужды встать в ряды войска. Горожане по преимуществу сохраняли свой воинственный характер; при обороне городов, равно и в больших походах княжие дружинники составляли только ядро военной силы; но, конечно, они были и лучше вооружены, и более привычны к воинскому делу, более искусны в употреблении оружия. Земская рать, по-видимому, имела своих особых начальников в лице "тысяцких" и "сотских". Названия эти напоминают те времена, когда все свободное население делилось по тысячам и сотням и с таким делением выступало на войну. А потом сотские и десяцкие обратились в земских чиновников, заправлявших некоторыми текущими делами, особенной раскладкой и сбором даней и повинностей .


Пособиями для общественных отношений и учреждений Древней Руси служат Плошинского "Городское состояние русского народа в его историческом развитии". СПб. 1852. Погодина "Исследования и лекции". Т. VII. Соловьева "История отношений между князьями Рюрикова дома". М. 1847. В. Пассека "Княжеская и докняжеская Русь" (Чт. Общ. И. и Др. 1870, кн. 3). Сергеевича "Вече и князь". М. 1867. (Подробную рецензию Градовского на это сочинение см. в Ж. М. Н. Пр. 1868. Октябрь.) Беляева "Лекции по истории русского законодательства". М. 1879. Лимберта "Предметы ведомства веча в княжеский период". Варшава. 1877. Самоквасова "Заметки по истории Русского государственного устройства и управления" (Ж. М. Н. Пр. 1869. Ноябрь и Декабрь). Его же "Древние города России". СПб. 1870. Его же "Начала политического быта древнерусских славян". Вып. I. Варшава. 1878. В двух последних сочинениях проф. Самоквасов доказывает несостоятельность прежде господствовавшего мнения о малочисленности городов в древнейшей Руси – мнения, основанного на нескольких гадательных фразах летописца о быте русских славян до так наз. призвания Варягов. (Некоторые писатели, по недостатку критики, до того полагались на эти фразы, что самое построение городов на Руси считали делом призванных Варягов.) Лучшая рецензия по теории о городах проф. Самоквасова принадлежит проф. Леонтовичу (Сборник Госуд. Знаний. Т. II. СПб. 1875).

В последнем сочинении г. Самоквасова ("Начало политического быта") представлен обзор разных теорий политического быта русских славян в эпоху призвания; таковы теории: родовая, общинная, задружно-общинная и смешанная. Представителями патриархального и родового быта являются Соловьев и Кавелин, общинного – Беляев, Аксаков и Лешков, задружно-общинного – Леонтович (см. его статью в Ж. М. Н. Пр. 1874. №№ 3 и 4), а смешанного – Затыркевич ("О влитии борьбы между городами и сословиями на образование строя Русского государства в домонгольский период". Чт. Об. И. и Др. 1874). Критика на него проф. Сергеевича в Ж. М. Н. Пр. 1876. № 1. Проф. Никитский ("Теория родового быта в древней Руси". "Вестник Европы". 1870. Август) развивает теорию рода фиктивного или политического. Помянутого проф. Самоквасова "Главнейшие моменты в государственном развитии древней Руси". Варшава. 1886. (Примыкает к родовой теории междукняжеских отношений.) Проф. Хлебникова "Русское государство и развитие русской личности (Киев. Университет. Известия. 1879. № 4). Мы не входим в разбор всех этих теорий; так как они более или менее исходным своим пунктом берут мнимое призвание Варяжских князей, считая его историческим фактом и полагая его началом Русской государственной жизни. Даже г. Затыркевич, признавая более древнее происхождение Русского государственного быта, в то же время как-то сплетает его с призванием Варягов и считает Русь выходцами из Скандинавии. С своей стороны мы возводим начало нашего государственного быта с туземными русскими князьями во главе ко времени гораздо более раннему, чем эпоха мнимого призвания Варягов. Во внутренних отношениях видим в Древней Руси существование общины и веча рядом с дружинно-княжеским началом, но при явном подчинении сему последнему. (Несколько моих мыслей о происхождении государственного быта вообще см. в Известиях Моск. Общ. Естествознания, Антропологии и Этнографии за 1879 г.: "О некоторых этнографических наблюдениях".) Что касается до местных славянских князей, существовавших до подчинения их Киеворусскому княжему дому, то летопись сохранила нам несколько имен. Таковы: в X веке древлянский Мал и полоцкий Рогволод, а позднее встречаем у Вятичей Ходоту, современника Владимиру Мономаху. Вятичи позднее других племенных князей подчинились Киевскому княжему роду. Этот род на место побежденных князей сажал своих членов, или своих посадников.