» »

Политическая подсистема общества. Подсистемы политической системы общества: понятие, функции и элементы

01.10.2019

Политическая система чрезвычайно сложное явление. Ее структуру составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности. Структурирование политической системы зависит от подхода к изучению структуры и функций политической системы, либо исходя из системного подхода, либо из структурно-функционального подхода М.А. Курьянов, М.Д. Наумова, Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие - Тамбов, 2010, С.-54..

Системному подходу положил начало Д. Истон, четко определивший границы политической системы и применивший понятие "входа" и "выхода" в политическую систему. На "входе" он определяет два элемента - требования и поддержку, на "выходе" - решение и действия.

Структурно-функциональный подход дает видимо, больший простор для структуры политической системы общества. В литературе имеются разные мнения авторов, но критерии у всех почти одни и охватывают одни и те же элементы, за небольшой и несущественной для настоящей курсовой работы, разницей. Составные элементы называются диалектическими сторонами, а политическая система представляется как диалектическое единство этих сторон Под.ред. Н.И. Матузова., А.В. Малько, Теория государства и права: Курс лекций - М., 2011, С.-116.. Некоторые авторы полагают, что политическая система состоит из подсистем Политическая система, http://www.sibupk.nsk.su или элементов А.В. Мелехин, Теория государства и права: Учебное пособие - М., 2010, С.-48..

Ниже нами сделана скромная попытка представить структуру политической системы общества в обобщенном виде из нескольких вариантов, ставших нам известными. Учитывая, что каждая составляющая часть политической системы в свою очередь может представлять собой совокупность сложных взаимоотношений собственных элементов или компонентов, нам представляется наиболее приемлемым обозначать составные элементы политической системы - подсистемами.

Итак, политическая система общества состоит из следующих основных подсистем:

  • 1) институциональной - государство, политические партии, социально-экономические и другие организации (и их взаимоотношения), образующие в совокупности политическую организацию общества и связанные с функционированием политической власти. Центральное место в ней принадлежит государству Политическая система, http://www.sibupk.nsk.su.
  • 2) регулятивной или нормативной - право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и так далее, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества;
  • 3) функциональной - методы и способы политической деятельности, составляющие основу политического режима, то есть совокупность методов и способов осуществления власти.
  • 4) идеологической - политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология, то есть совокупность различных по своему содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества.

Некоторые авторы выделяют также культурную и коммуникативную подсистемы. Культурная подсистема включает комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности и является интегрирующим фактором политической системы. Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия и является совокупностью отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики М.А. Курьянов, М.Д. Наумова, Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие - Тамбов, 2010, С.-54..

А.И. Демидов отмечает, что организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми характерными чертами:

  • · общая цель для всех участников организации;
  • · иерархичность структуры отношений внутри организации;
  • · дифференцированность норм для руководителей и руководимых, что содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции между руководителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации - появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей Под ред. Н.И. Матузова., А.В. Малько, Теория государства и права: Курс лекций - М., 2011, С.-121..

В структуру политической системы включают и политические движения, в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей.

В структуру политической системы включает и такие организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации. Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и так далее.

Имеются некоторые спорные моменты в вопросе отнесения некоторых общественных образования в структуру политической системы.

Так, спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической системы. Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия, церковь имеет право участия в политической жизни государства. В светском же государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации не относятся к компонентам политической системы. Хотя в общественной жизни она может играть активную роль - заниматься благотворительностью, воспитанием и тому подобным, но церковь не может преследовать политических целей.

Иногда к элементам политической системы относят средства массовой информации (СМИ). СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика. Вместе с тем, они разрозненны, часто меняют политическую ориентацию. В этой связи вряд ли можно безоговорочно отнести СМИ к основным элементам политической системы общества. В крайнем случае, их можно признать в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных структурных элементов политической системы Под ред. Лазарева В.В. Общая теория права и государства,/Учебник, М., - 2011, С.-76..

И в порядке информации, необходимо отметить также деление политической системы на подсистемы трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень), и неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Данное деление требует более детального изучения, что является задачей невыполнимой в рамках данной курсовой работы.

Политическая система как устойчивая форма человеческих отношений Под ред. Лазарева В.В. Общая теория права и государства,/Учебник, М., - 2011, С.-76., имеет и свои функции, которые позволяют эти решения принимать и реализовывать, и осуществлять сложные взаимосвязи между ее подсистемами. Прежде чем приступить к освещению функций, считаем необходимым уяснить, что означает термин "функция".

Функция - это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Она представляет собой способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды. В современной политической науке существуют, следующие основные классификации функций политической системы Политическая система, http://www.sibupk.nsk.su.

Как известно, функции политической системы, как и структура политической системы, определяется либо исходя из системного подхода, либо из структурно - функционального подхода М.А. Курьянов, М.Д. Наумова, Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие - Тамбов, 2010, С.-55..

Применив системный подход к определению функций политической системы, Г. Алмонд и Г. Пауэлл разработали классификацию функций политической системы, основываясь на своем представлении об основных её качествах, обеспечивающих взаимодействие политической системы с внешней средой. Политическая система должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, то есть обеспечивать координацию поведения индивидов и групп. Во-вторых, распределительной способностью, связанной с предоставлением индивидам и группам социальных благ. В-третьих, экстрактивной способностью, заключающейся в извлечении из внешней среды необходимых для функционирования ресурсов. В-четвертых, реактивной способностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извне воздействия. В соответствии с этим Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группы функций:

  • · преобразования,
  • · адаптации и сохранения системы.

Первая группа, преобразования включает шесть функций, различаемых в зависимости от "входа" и "выхода". На "входе" выделяют две функции:

  • 1) артикуляция (выражение) интересов;
  • 2) агрегирование (обобщение и иерархизация) интересов.

На "выходе" четыре функции:

  • 3) разработка норм,
  • 4) применение норм,
  • 5) контроль за применением норм,
  • 6) политическая коммуникация.

Вторая группа адаптации и сохранения системы, включает две основные функции - политическое рекрутирование и политическую социализацию.

Политическое рекрутирование представляет собой процесс подбора и подготовки кадров для политической системы.

Функция политической социализации означает воздействие политической системы на процесс усвоения индивидом норм политической культуры.

Близкую по смыслу классификацию функций предложил Д. Эптер. На "входе" он рассматривает четыре функции: политическое рекрутирование и социализация, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. На "выходе" три - принятие правил, применение правил, судопроизводство.

Политическое руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.

Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция). Она объективно обусловлена существованием разнонаправленных политических процессов, за которыми стоят различные политические силы, борьба которых между собой всегда чревата самыми тяжелыми последствиями для общества, т.е. согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства, обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

Регулятивная функция. Она связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе. Данная функция связана с системой ценностей, в которых находят свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более или менее разрозненные его части. Итак, регулятивная функция проявляется не только в создании особой подсистемы социально-политических норм права, морали, но и в выработке стереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественно приемлемого и разумного поведения.

Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.

Дистрибутивная функция, направленная на распределение материальных ресурсов и духовных ценностей между его членами.

Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам Политическая система, http://www.sibupk.nsk.su.

В государствах где политическая система находится в переходном состоянии, стадии формирования, как, например, нынешняя российская, кыргызская и других постсоветских государств, то для нее будут характерны и некоторые другие функции, в частности функция преодоления кризисов, особенно политических кризисов М.А. Курьянов, М.Д. Наумова, Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие - Тамбов, 2010, С.-55..

В литературе имеется многообразие идей и представлений по вопросу определения функций политической системы общества. И каждая из них представляет известную ценность и интерес в изучении темы данной курсовой работы. Однако, в силу известных ограничений, мы вынуждены ограничиться изложенным выше.

В завершение вопроса о функциях политической системы, считаем возможным коротко остановиться на неотъемлемой части функций - функциональном кризисе системы. Жизнь политической системы протекает как постоянная смена равновесных состояний и кризисов разного рода - от частных кризисов отдельных подсистем и структур (правительственных, партийных, парламентских и многих других) до общих кризисов системы, которые обычно связаны с кризисом ее социального окружения и вливаются в совокупность политического, экономического (сырьевого, ресурсного), национального, правового и других кризисов, что сопровождается обострением социальных противоречий и классовой, политической, идейной борьбы, борьбой за гражданские права и другими конфликтами. Функциональный кризис системы, или кризис перегрузки, наступает, когда она вынуждена решать задачи, которые она решить не может. При этом кризис может быть процедурным, который разрешается частичной или полной перестройкой системы (сменой руководства, структур власти, правящих сил, лидеров, политического курса и тому подобными перестройками). Такой кризис связан с антагонистическими конфликтами в обществе, которые порождают новые формы существующего общественного строя и сохраняют его политическую систему. Более глубокие кризисы, так называемые кризисы развития, связаны со сменой политической системы и типа общества или его существенных характеристик (форм собственности, экономических отношений и тому подобное) и могут сопровождаться более или менее серьезными революционными преобразованиями.

Таким образом, неспособность реализации политической системой своих важнейших функций вызывает кризис политической системы:

  • - когда установленные в обществе нормы регуляции политических отношений не принимаются его членами в качестве авторитетных;
  • - деятельность государственного аппарата, замкнутая рамками его специфического интереса, не способствует улучшению состояния социального организма, а структура государственных институтов создается вопреки традициям и историческому опыту народа Под ред. Н.И. Матузова., А.В. Малько, Теория государства и права: Курс лекций - М., 2011, С.-48..

Одной из ключевых тем в политической науке является теория политических систем. Этимология термина «система» восходит к древнегреческому слову «соединение». Это античное понятие используется в современном мире для обозначения целостности, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Популяризатором термина «система» считается австрийский биолог Карл Людвиг фон Берталанфи, который ввел его в научный оборот в 1930-1940-е гг. и стал автором концепции, названной «Общая теория систем». Ученый на примере физических систем и живых организмов вывел ряд признаков, свойств и особенностей функционирования, которые присущи всем системам. В частности, им было определено, что на систему воздействует окружающая среда, с которой система взаимодействует через так называемые вход и выход. Внешние импульсы поступают через «вход» и вызывают определенную реакцию, результаты которой проявляются на «выходе» из системы. Система имеет сложную структуру, включающую взаимодействующие компоненты, связанные не только между собой, но и с окружающей средой.

Применение термина «система» к социальным феноменам и изучение социальных процессов с системных позиций связаны с именем американского социолога Толкотта Парсонса. В его трудах делается акцент на исследовании внутренней структуры системы, а также выявление роли отдельных компонентов по отношению к целостности. Поэтому Парсонс почитается и как представитель системного подхода, и как основатель структурного функционализма (модификации системного подхода). Ученый рассмотрел общество в качестве системы, состоящей из четырех подсистем: политической подсистемы с функцией целедостижения, экономической с функцией адаптации, «фидуциарной» с функцией латентности (основана на ценностях, ориентируется на воспроизводство образца) и «социетальной общности» (включающей ряд коллективов, поведение которых регулируется определенными нормами) с функцией интеграции.

Вслед за Парсонсом социологи стали рассматривать общество как систему, которая состоит из ряда элементов: политической, экономической, социальной и духовной подсистем. В то же время каждая из этих подсистем является самостоятельной целостностью, состоящей из элементов, поэтому можно говорить о политической, экономической и других системах.

Любая система обладает рядом свойств, общими из которых для всех систем выступают автономность, иерархичность и целостность (системный эффект). Свойство автономности указывает на определенную замкнутость и обособленность любой системы от окружающей среды, а также приоритетность внутренних связей между ее элементами. В то же время следует иметь в виду, что система - это искусственно вычлененная сущность, которая в реальной действительности не функционирует в изоляции от иных общественных систем и среды. Так, например, политическая система общества в целом тесно связана с экономической, а отдельные элементы политической системы взаимодействуют с компонентами экономической системы, однако внутренние связи между политическими институтами прочнее, нежели их внешние коммуникации.

Иерархичность подразумевает встроенность системы в суперсистему и подразделение ее на подсистемы: политическая система является частью общества как надсистемы, вместе с тем подразделяется на институциональную, нормативную, функциональную и другие подсистемы.

Как общество не сводится к простой сумме составляющих его индивидов, так и система превосходит по своим качествам, возможностям и свойствам составляющие ее элементы. Система в целом демонстрирует принципиально новые возможности, что принято обозначать как «системный эффект» или называть целостностью.

Описанные свойства приписываются любым системам. В середине XX столетия с системных позиций стала рассматриваться политическая жизнь. Впервые термин «политическая система» был использован американским политологом Дэвидом Истоном в 1950-е гг. Теория политической системы получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони и др.

В таких работах, как «Политические системы», «Системный анализ политической жизни» и «Анализ политической структуры», Истон определял политическую систему как саморегулирующийся, постоянно изменяющийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы. По мнению американского ученого, система интегрирует отдельные элементы, образующие единое автономное целое, которое воздействует на внешнюю окружающую социальную среду по принципу обратной связи. Исследуя политическую систему, мыслитель особое внимание уделял формам социального взаимодействия между индивидами и группами, считая, что в политике оно связано с «авторитарным распределением ценностей в обществе». Следовательно, политическая система в его трудах выступает в качестве механизма по выработке властных решений, связанных с распределением ограниченных ресурсов и ценностей в обществе.

Другой американский политолог Габриэль Алмонд рассмотрел политическую систему как существующую во всех самостоятельных обществах «систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения». В трудах «Сравнительная политика: концепция развития» и «Сравнительная политика сегодня» Алмонд обращает внимание на совокупность функций, выполняемых составляющими политическую систему элементами. Он уделяет особое внимание именно роли и функциям различных институтов в политической жизни, а не самим институтам как таковым. Система настолько прочна, насколько дифференцированы, но при этом взаимосвязаны и отвечают насущным потребностям политические роли ее компонентов, обеспечивающих целостность и стабильность общего организма.

Понятие «политическая система» во второй половине XX столетия стало широко применяться в политической науке, однако единого подхода выработано не было. Термин остался полисемантичным, насчитывается не менее 20 его определений только в американской политологии. К числу популярных оценок, помимо теорий Д. Истона и Г. Алмонда, относится мнение Роберта Даля, который представил политическую систему как «любой устойчивый тип человеческих отношений, включающий в себя в качестве главных компонентов: власть, руководство или авторитет ». Многие исследователи вслед за Далем считают, что фундаментом политической системы является власть, точно так же как в экономической системе подобной основой выступает собственность.

В отечественной политологии конца XX в. были выработаны два варианта трактовки политической системы: в рамках расширительного подхода политическая система отождествлялась с политической сферой общественной жизни, а узкоинституциональная интерпретация политической системы предполагала ее рассмотрение исключительно сквозь призму политической организации общества (система как набор политических институтов).

В западной политической и юридической литературе во второй половине XX в. были дифференцированы термины «политическая система» и «система правления». Дефиниция «политическая система» считается шире понятия «система правления», использовавшегося в политологии до середины XX в., так как для последнего характерно отождествление политики сугубо с деятельностью государства. По мнению немецкого политолога Клауса фон Бейме, дефиниция «политическая система» была необходима, чтобы восполнить «теоретический вакуум», связанный с отождествлением политики с государственной деятельностью, так как в современной политической жизни значительная роль принадлежит СМИ, партиям, движениям, ассоциациям и отдельным гражданам, поэтому термин «система правления» считается устаревшим.

По сей день трактовка политических систем отличается вариативностью, что обусловлено различными толкованиями понятий «власть» и «политика», с которыми тесно связана категория «политическая система». В современном языке термин «политическая система» чаще всего используется в двух значениях:

  • 1) ментальный конструкт, абстрактная модель, отражающая политические явления вне конкретной действительности (например, авторитарная и демократическая системы редко существуют в чистом виде, в основном в теоретической проекции);
  • 2) реальный механизм формирования и функционирования власти в том или ином государстве (например, политическая система современной России).

В современной науке политическая система понимается как саморегулирующаяся иерархическая совокупность взаимодействующих институтов, взаимосвязанных процессов, отношений, принципов, норм и ценностей, обеспечивающих реализацию политической власти. Подчеркивается, что политическая система конкретного общества всегда обусловлена его историческим опытом, культурными традициями и правовыми нормами.

Политическая система рассматривается как «универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования власти». Таким образом, политическая система строится вокруг механизма распределения, функционирования и организации политической власти. Социальный базис политической системы составляют конкретные люди, социальные группы и общности, а также создаваемые ими институты, в разной степени вовлеченные в политическую жизнь и включенные в орбиту политической власти. Разница интересов субъектов политики (активных участников политической жизни), ограниченность ресурсов и асимметричный доступ к власти порождают политическую конкуренцию и провоцируют конфликты. Политическая система представляет собой совокупность взаимодействий партий, ассоциаций, лидеров, элиты и масс, которые выполняют различные роли в системе политических отношений. Все виды и формы этого взаимодействия, отражающие многообразие интересов, ценностей и целей действующих субъектов политики, также иллюстрируют политическую систему общества, которая призвана согласовывать интересы и обеспечивать их реализацию исходя из имеющихся ресурсов, не допуская конфликтов и столкновений субъектов политико-властных отношений.

Политическая система на сегодняшний день оценивается как одна из наиболее значимых, сложных и эффективных систем общества. Ей приписывается ряд признаков, во-первых, это уже упомянутые выше общие свойства систем, такие как автономность, целостность и иерархичность. Кроме того, политическую систему принято считать ведущей системой общества, поскольку вырабатываемые в ее недрах политические решения определяют направление и экономической, и социальной, и культурной политики. Таким образом, политическая система задает определенные рамки другим явлениям общественной жизни и вырабатывает нормы, определяющие разнообразные социальные процессы. Политические решения, закрепленные нормативными правовыми актами, становятся общеобязательными правилами поведения.

Политическая система не только определяет функционирование других систем (экономической, культурной) внутри данного общества, но и задает тон международным отношениям. Открытость или закрытость конкретной политической системы, степень допускаемого насилия определяют положение государства в мире, уровень его взаимоотношений с другими странами и мировым сообществом в целом.

От экономической или культурной систем политическая система отличается высокой степенью формализованное™. Она обладает специфической внутренней организацией и структурой, каждый элемент которой имеет свое предписанное формально-ролевое предназначение. Функционирование политической системы жестко регулируется правовыми и политическими нормами.

Особенностью политической системы считается перманентное стремление к стабильности (устойчивости), которая воспринимается как норма функционирования системы. В условиях значительной турбулентности политические системы должны обладать достаточной гибкостью для обеспечения приспособляемости к изменяющимся условиям окружающей среды. Например, глобализация, распространение информационных технологий и действие сетевых структур в политике создают новые вызовы для конкретных политических систем. Инстинкт самосохранения определяет задачу усложнения политических систем в современном мире.

Политическая система - это образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. Внутри этого организма представляется целесообразным выделить четыре подсистемы в зависимости от их роли и выполняемой функции: политические организации; политические нормы; политические отношения; политическое сознание. Понятие “политическая система” показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности. Понятие “система” означает в политологии все действия и структуры, так или иначе влияющие на процесс принятия и осуществления политических решений. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия и др. Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение. Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функционально, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества.

Структура полит. системы: - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;- политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;- социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;- политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;- политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта. В структуре политической системы выделяют такие ее подсистемы как: Институциональная подсистема. Центральное место в ней принадлежит государству, государство обладает наибольшими возможностями в воздействия на различные стороны общественной жизни. Нормативная подсистема. Через нее политическая система оказывает влияние на деятельность институтов и поведение граждан. Функциональная подсистема. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на защиту существующего механизма осуществления власти. Коммуникативная подсистема. Она включает формы взаимодействия как внутри системы, так и взаимодействие с другими политическими системами. Культурная подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых представлений в обществе, а также характер и способ мышления. Элементы полит. системы: Центральным элементом, стержнем политической системы является политическая власть, подобно тому как в экономической системе таким элементом является собственность. Политическая власть в основе своей государственная. Она составляет, по определению основоположников марксизма, суть политики, политической борьбы. Выделение политической власти как основополагающего элемента политической системы помогает установить компоненты этой системы, т. е. определить ее структуру, границы. Кроме политических организаций в состав политической системы общества входят политические отношения. Они представляют собой разновидность общественных отношений и складываются в процессе осуществления политической власти либо по поводу нее. В зависимости от субъектного состава политические отношения можно разделить на три группы: Прежде всего это отношения между классами, нациями и государствами. Другую группу составляют отношения, одной из сторон которых является политическая организация, функционирующая в данном обществе. В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями. Существенным элементом политической системы являются политические принципы и нормы. Они составляют ее нормативную основу. Указанные нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы. К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура. Являясь отражением и формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и всю политическую динамику.

Функции полит. системы: Основные ф-ии ПС разделяются на внешние и внутренние. К внутренним относится: защита сущ. эк-их и соц-ых систем; регулирование хоз. деят-ти, уп-ие экономикой страны; регулирование соц. отношений; охрана общественного порядка. Внешние ф-ии: защита суверенитета; развитие взаимовыгодного сотрудничества с др. странами; участие в решении глобальных проблем современности. Основные функции ПС, как правило, сводятся к проблемам защиты, упрочения и развития сложившихся общ. отношений в интересах опред. групп.

Классификация политических систем..В зависимости от политического режима:- демократические; - тоталитарные. С учетом географических факторов:- европейские;- азиатские;- североамериканские;- и т.д. По общественно-экономическим формациям (с позиций марксисткой теории) существуют политические системы:- рабовладельческого общества;- феодального общества;- буржуазного общества; - социалистического общества. Национальные, религиозные, языковые, общие и особенные черты предопределяют характер политических систем: - арабских;- индуистских;- мусульманских;- и т.д

17) Функции политической системы: социализация, адаптация, регуляция, реагирование и коммуникации. Функции политической системы - это любые действия, направленные на поддержание системы в устойчивом состоянии. Они представляют собой способы реагирования на изменения ее внутреннего состояния и внешней среды.

Социализация есть процесс, посредством которого люди приобретают опыт, понимают суть культуры, в которой они ро­дились, и осваивают установки, соответствующие их социальным ро­лям. Люди почти не имеют врожденных моделей поведения. Но они в гораздо большей мере, чем любое животное, наделены способностью усваивать сложные навыки (например, язык). Социализация дает лю­дям не только возможность общаться между собой посредством ос­военных ролей, но и обеспечивает сохранение общества в ходе смены поколений, прививая новым членам общества общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения. Функция политической социализации состоит в том, чтобы обеспе­чить непрерывность функционирования и развития политической систе­мы на основе преемственности поколений. Итак, политическая социализация - это процесс постоянного обучения, в ходе которого индивид осваивает культуру и приспосабливается к обществу, которое для него (индивида) является жизненной средой.

Адаптация политической системы - процесс активного приспособления индивида (социальной группы) к изменяющимся условиям политической среды. Она направлена на устранение или максимальное ослабление действия различных политических факторов, нарушающих динамичное равновесие состояния человека (социальной группы).

Функция регуляции – заключается в управлении и координации поведения индивидов и групп путем установления соответствующих норм и правил, применения административных и иных мер к нарушителям этих правил.

Функция реагирования – заключается в своевременном и адекватном реагировании политической системы на внутренние и внешние импульсы. Эта функция становится особенно важной в те моменты, когда ситуация в обществе и вне общества резко меняется, появляются новые запросы, требования и вызовы, угрожающие обществу дезинтеграцией и распадом.

Политическая коммуникация представляет собой процессы выработки, передачи и обмена политической информацией, которая структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики. Ее значение в политической жизни общества, его культуры, сравнимо со значением нервной системы для человека.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Политическая система общества

1) Политическая система общества (ПСО): понятие, структура, функции, типология

2) Основные субъекты политической власти и их характеристика:

- государство,

- политические партии,

- общественно-политические движения,

- группы давления,

- общественные организации,

- церковь,

- СМИ

Категория «политическая система общества » сравнительно недавно вошла в научный оборот теории государства и права – 1960-е годы. Исходным для исследования ПСО является представление о ней как разновидности социальных систем .

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов , взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям (вспомните синергетический эффект, присущей системе, когда 1+1+1+1=7).

Как систему, ПСО характеризуют:

Ø целостность

Ø внутренняя структура и взаимодействие ее элементов

Ø конкретные функции

Ø наличие внешних границ и необходимость реагировать на влияние извне

Ø способность поддерживать свою устойчивость.

В отличие от других систем общества – ПСО имеет легальное право применять принуждение для поддержания социального порядка в обществе.

Политическая система общества (ПСО) - это совокупность таких социальных институтов, как государственные органы, политические партии, общественные движения, организации, осуществляющих политическую власть на основе права и иных социальных норм, и обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок.

В политической жизни принимают участие различные субъекты: в первую очередь, это государство (специально предназначенное для этой цели), в 19-20 веке на политическую авансцену выходят политические партии, движения, профсоюзы, общественные организации и т.п.

Однако в ПСО входят не все общественные объединения, а только юридически признанные , т.е. легитимные, для чего они должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законом . В РФ регистрация проходит в Министерстве юстиции.

Возникновение ПСО

ПСО возникает в процессе деления общества на классы и появления государства. Первобытные общества, где власть держалась на авторитете вождей, старейшин, соблюдении традиций и обычаев, не имели политической системы . Но уже в эпоху античности, с возникновением классов, государства возникает политическая система общества. Политическая система античного общества, конечно, крайне отличалась от политической системы современных демократических обществ. Политическая система античного общества была менее сложной, разветвленной. Многие элементы, присущие политической системе современного общества, такие как парламентские партии , борющиеся за власть, современная структура власти (законодательная, исполнительная, судебная ), множество общественных организаций , отсутствовали в политической системе античного общества.

Политическая система может долгое время эволюционизировать, как, например, в Англии, но может изменяться быстро, революционно, как бывший СССР или страны Восточной Европы.

Несмотря на всю несхожесть политической системы, они имеют более или менее однотипную структуру. Различия заключаются в основном в содержании составляющих ее элементов.

Выделяют следующие компоненты или 4 подсистемы политической системы:

1) Институциональная подсистема - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) Нормативная подсистема – социально-политические и правовые нормы - регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти:


3) Коммуникативная подсистема - политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти:


4) Культурная подсистема - политическое сознание, поведение, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

Также представляет интерес предложенный Д.Истоном системный подход к структуре ПСО:

Обмен ресурсами и взаимодействие политической системы со средой осуществляются по принципу «входа - выхода».

Д. Истон различал два типа «входа»: требования и поддержка .

Требование можно определить как обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе.

Д.Истон предложил рассматривать функционирование политической системы следующим образом:

Требования

В политической системе существует связь между тем, что Истон определил как «ввод» и «вывод» (или «вход» и «выход»).

«Ввод» в политическую систему представляет собой требования и проявления поддержки со стороны общества.

«Требования» со стороны гражданского общества могут касаться:

а) распределительные заработной плате и рабочем времени, об условиях получения образования, медицинских и иных услуг);

б) регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над производителем и рынком и т.д.);

в) коммуникативные (о предоставлении попитической информации, об использовании политической силы, свобода слова и т.д.).

«Поддержка» означает усиление политической системы. Она охватывает все позиции и варианты поведения, благоприятные для системы. Формы проявления поддержки весьма разнообразны:

– соблюдение законов;

– уплата налогов;

– активность на выборах;

– уважение к власти, государственной геральдике;

– служба в армии

«Выход» представляет решения и действия правительства, включая те или иные программы, принятие законов, решения о налогообложении и распределение общественных средств. Если решения политической системы устраивают людей, то они оказывают ей соответствующую поддержку.



Функции ПСО:

1. Определение целей, путей развития общества и организация общества для достижения поставленных целей

2. Распределение материальных и духовных ценностей

3. Согласование разнообразных интересов государства и различных социальных общностей

4. Разработка правил и законов поведения людей и контроль за соблюдением их соблюдением

5. Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического курса

6. Формирование политического сознания и приобщение людей к политическому участию и деятельности


Наиболее популярной на сегодняшний день является типология А.Алмонда:

1 тип Англо-американская политическая система, которая сформировалась в Великобритании, США. Канаде, Австралии, Новой Зеландии.

В истории этих стран не было революционных форм смены форм правления, достигнута высокая степень политической стабильности, что определяет следующие сходные черты:

1. гомогенность (однородность) политической культуры граждан через признание ценностей общества : свобода личности; идея массового благополучия; всеобщая безопасность; антиэтатизм (негативное отношение к усилению роли государства);

2. устоявшаяся двухпартийная система , при которой партия власти олицетворяет собой центризм и ориентируется на настроение электорального центра;

3. преемственность истории , т.е. приход новой администрации не может принципиально поменять выбранный ранее политический курс, и не порождает ожидания изменений, строительства чего-то нового.

2 тип Континентально-европейская политическая система, характерная для Франции, Италии, Германии, Россия также относится к этой группе стран. Эти страны объединяет:

1. Неоднородность политической культуры , т.е.отсутствие согласия по поводу основополагающих ценностей и идеалов. Политика воспринимается как борьба различных идеалов и интересов. До сих пор ведутся споры о расширении роли государства или свободе рынка. Это связано с тем, что наличие в истории этих стран революционных форм смены форм правления оставило в обществе сторонников того или иного курса.

2. Электорат поляризуется на «левых» и «правых» при достаточно малочисленном центре. Как следствие формируется многопартийная система. В силу того, что в этих странах в ХХ веке кардинально менялись политические режимы, в России, например, до сих пор существуют т.н. «красные» пояса – территории, в которых электорат на выборах в большинстве своем отдает голоса за «левые» партии. В Германии – «коричневые», в которых голосуют за крайне правые партии нацистского толка. Во Франции несколько лет назад чуть не стал президентом, вышедший во второй тур, националистически настроенный кандидат (Ле Пенн).

3. Многопартийность

4. Цикличность истории , т.е. смена партии или лидера у власти может привести к новому витку истории (С 1789 по 1958 годы во Франции сменилось 16 режимов).

3 тип – Доиндустриальная политическая система сформировалась в ряде стран Азии, Африки, Латинской Америки (бывшие колонии). Для нее характерна:

смешанная политическая культура : смесь западных ценностей и этнических и религиозных традиций;

неотчетливое разделение властей , при котором армия и бюрократический аппарат часто берут на себя законодательные функции, а законодательные органы вмешиваются в судебные процедуры;

4 тип – Тоталитарная политическая система (Германия, Италия, СССР 30-50-х гг. ХХ в.) характеризуется:

единая идеология (классовой или расовой) и ориентация на харизматического лидера;

тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни

­– монопартийная система

– политическое участие носит только декоративный характер ;

сформирован образ врага ,

Политическая система общества имеет свои функции , среди которых исследователями выделяются:

  • 1) определение целей, задач и путей развития общества;
  • 2) организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;
  • 3) политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности);
  • 4) формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;
  • 5) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;
  • 6) контроль за выполнением законов и правил; пресечение действий, нарушающих политические нормы;
  • 7) разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;
  • 8) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;
  • 9) распределение материальных и духовных ценностей.

Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее функций, которые способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. Если такие изменения не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью.

В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях осуществляются перемещения элементов в системе и их приспособление друг к другу. Устанавливаются также прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволяет ей совершенствоваться и не допускать социальных взрывов.

Политическая система - это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью.

В зависимости от времени и места понятие политической системы имеет различное содержание, так как значимость компонентов политической системы меняется соответственно типу политического режима.

Кроме того, политическую систему определяют как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности. Любая система имеет следующие характеристики:

  • * состоит из многих частей;
  • * части составляют единое целое;
  • * система имеет границы.

Системный подход в политологии впервые был применен Д. Истоном. Он разделил основные компоненты своей модели на «входящие» факторы (требование и поддержка) и «исходящие», связанные с первой путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования - всего лишь «исходный материал», из которого формируется конечный продукт, называемый решениями. Другой вид входящих импульсов - поддержка. Она выступает в разных формах: материальной, воинской службе, соблюдении законов и директив государственной власти, уважении к государственной символике.

Структура политической системы состоит из институциональной, нормативной, функциональной и коммуникативной подсистем.

Институциональная подсистема - это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации.

Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику.

Функциональная подсистема - это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).

Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения.

Прежде всего, политическая система осуществляет верховную власть, решения которой обязательны для всего общества. Понятие власти - это основная характеристика политической системы в отличие, например, от экономической системы, для которой главное - это понятие собственности.

Основными функциями политической системы являются следующие:

  • 1. Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны.
  • 2. Мобилизация ресурсов и организация деятельности общества для осуществления его целей и задач.
  • 3. Укрепление единства общества.
  • 4. Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека.
  • 5. Урегулирование конфликтов.

Кроме того, политические системы выполняют два базовых набора функций - функции «ввода» и функции «вывода».

К функциям «ввода» относятся:

  • 1. Политическая социализация и привлечение к участию.
  • 2. Артикуляция интересов, т.е. наличие групп интересов как связующего звена между гражданами и государством.
  • 3. Агрегирование интересов, т.е. превращение требований в альтернативы государственной политики.
  • 4. Политическая коммуникация.

Функции «вывода» :

  • 1. Разработка норм-законов.
  • 2. Применение норм.
  • 3. Контроль за соблюдением норм.

Условия политической стабильности.

Основные условия и факторы политической стабильности:

  • - эффективное функционирование политической системы, всех ее подсистем, успешное разрешение обществом насущных задач развития и обеспечения прогресса;
  • - согласие основных или ведущих социальных групп и выражающих их интересы политических организаций по основным вопросам общественного развития;
  • - необходимый уровень доверия к деятельности властных институтов со стороны общества, их умение в достаточной степени выражать интересы большинства;
  • - высокая эффективность и легитимность политического режима, легальность властей;
  • - наличие правовой системы, создающей необходимые условия для рационального и естественного функционирования данного общества;
  • - обеспечение основных прав и свобод человека, нахождение оптимума между участвующими в политике и абсентеистами;
  • - разумное распределение полномочий между центральными и местными властями, оптимизация количества политических подсистем, уровня их автономизации;
  • - руководство страной в соответствии с основными традициями, нормами морали, этики и религии, нахождение их оптимального взаимодействия. Нахождение оптимального взаимодействия между правом, моралью и политической культурой общества;
  • - недопущение резкой социальной дифференциации общества;
  • - отсутствие (предотвращение и эффективное разрешение) острых социальных, национально-этнических и религиозных конфликтов;
  • - эффективность господствующего, инициируемого руководством страны (общества) потока политической коммуникации;
  • - умение руководителей властных структур и общественных движений использовать международный опыт, международные и региональные стабилизационные факторы в интересах национального развития, социального прогресса и политической стабильности общества;
  • - наличие общих элементов политической культуры у “управляющих” и “управляемых”.

Рассмотренные выше условия и факторы в своей совокупности представляют идеальную модель политической стабильности. Ясно, что в реальной жизни степень их наличия и реализации различна. Однако во всех случаях ключевыми условиями политической стабильности являются легитимность, легальность и эффективность существующего режима, политической системы общества; наличие необходимой социальной базы поддержки властных институтов; согласие ведущих социально-политических сил по поводу основных целей и задач развития страны; консолидация общества на основе общепризнанной цели; своевременное разрешение и предупреждение острых конфликтов; значимость и действенность господствующего, инициируемого властными структурами, потока политической коммуникации.

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ -- способность государственной системы длительное время функционировать без значительных изменений, обеспечивая планомерное развитие, преемственность власти, благоприятный инвестиционный климат и экономический рост.

Вероятно, первым государством, пришедшим к пониманию стабильности как высшего блага для подданных, стал древний Китай, принявший идеи Конфуция в качестве государственной доктрины. «Не дай вам бог жить в эпоху перемен!» -- до сих пор одно из любимых пожеланий китайцев, наряду с традиционными для всех землян пожеланиями счастья, здоровья и успехов.

Однако в своем современном смысле признание ценности политической стабильности как части общей идеологии гуманизма, закрепилось в политическом дискурсе уже после Второй мировой войны, став своеобразным ответом человечества на ее ужасы и разрушения.

Политическая стабильность -- одно из важных условий равномерного экономического роста и привлечения инвестиций, как внутренних, так и внешних, что делает ее достижение и сохранение чрезвычайно желательным не только для развивающихся, но и для развитых стран.

Достичь политической стабильности, особенно развивающимися и реформируемыми системами, довольно сложно, т. к. степень вовлечения государственного бюрократического аппарата в общественные процессы в таких странах, как правило, слишком велика, что, с одной стороны, тормозит необходимые изменения системы в целях улучшения ее функционирования, а с другой, приводит к тому, что даже незначительное отклонение от взятого политического курса требует радикального переустройства всего существующего порядка вещей.

Политическая стабильность достигает своего минимума во время революций, чей инновационный эффект нередко сильно преувеличивается, зато разрушительные последствия очевидны. Выступая 10 мая 1907 г. на прениях по земельному вопросу в Госдуме, премьер-министр Российской империи П. Столыпин говорил: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения -- нам нужна Великая Россия!».

Слова Столыпина не потеряли актуальности в наши дни. Считается, что самым важным шагом на пути обретения политической стабильности является наличие конституции, а также усложненного механизма внесения поправок в нее, что обеспечивает более или менее стабильное правовое поле внутри страны. Минимум политических партий в государстве тоже способствует равномерному -- в случае двухпартийности -- синусоидальному движению системы, создавая, таким образом, необходимые условия стабильности.

Политическую стабильность невозможно увязать с политическим устройством государства, будь то демократия или тирания. Стабильность это прежде всего гарантия того, что определенные правила, какими бы плохими они ни были, не будут переписываться во время игры.

Есть мнение, что политическая стабильность невозможна в демократическом государстве, что она достигается лишь при длительном пребывании у власти единственной политической силы и при существенном ограничении гражданских свобод. Однако практика показывает: подобные схемы утопичны. Системы, основанные на однопартийности и безальтернативности власти, не отвечают требованиям постоянно меняющейся среды; они неэффективны и склонны к стагнации.

Не обладая другими механизмами сглаживания политических и прочих противоречий, кроме механизма подавления и ограничения, они обречены на крах. Настоящая стабильность не противоречит развитию, а наоборот способствует ему.

Политическая система, как и экономическая, правовая, духовная, а также социально-классовая системы, является подсистемы общества. Если существенным признаком экономической системы является собственность, правовой - правовые нормы как регуляторы общественной жизни, духовной - формирование ценностей, воспроизведение личным занятости, адекватной этим ценностям, то существенный признак политической системы заключается в формировании и осуществлении политической, государственной власти. Именно властные отношения характеризуют политическую систему.

В отличие от других систем, особенности политической системы заключаются в том, что:

  • - во-первых, она обладает монополией на власть в масштабах всего общества;
  • - во-вторых, определяет стратегию общественного раз-развития в целом и экономическую, социальную, культурную и внешнюю политику частности;
  • - в-третьих, определяет и представляет интересы господствующих социальных групп или всего общества на государственном уровне;
  • - в-четвертых, обеспечивает политическую и административно-дер-государственное управление общественными процессами;
  • - в-пятых, способствует стабилизации или дестабилизации об-ной жизни;
  • - в-шестых, формирует правовую систему и функционирует в ее рамках или выходит за пределы правового поля.

Одни политологи понятие «политическая система» отождествляют и оценивают с политическим режимом этой системы, другие - с политическими организацией, третьи значительно расширяют объем и содержание понятия «политическая система», включая в ее структуру элементы, которые нельзя считать собственно политическими.

В целом политическая система - это совокупность институтов, которые формируют и распределяют государственную власть и осуществляют управление общественными процессами, а также представляют интересы определенных социальных групп в рамках соответствующего типа политической культуры.

Политическая система имеет свою структуру. Большей частью, в отечественной литературе в структуру политической системы включают: политические отношения, политические институты (организации), политические и правовые нормы, политическое сознание и политическую культуру.

На наш взгляд, в структуре политической системы можно выделить ряд структурных уровней:

  • - институциональный (организационно-нормативный), который раскрывает характер функционирования основных институтов политической системы;
  • - процессуальный - характер групповых и массовых субъектов политики;
  • - интеракционистский - характер взаимодействий на межличностном, групповом и институциональном уровнях.

Для того чтобы выделить структурные элементы политической системы на институциональном уровне, необходимо, прежде всего, дать ответ на следующие вопросы: как осуществляется государственная, региональная и местная власть, какие механизмы формирования этой власти, качество ментальных и деятельно-практических компонентов политической системы.

Отвечая на них, выделим следующие структурные элементы: государство, региональные и местные органы самоуправления, партийная система, избирательная система, политическая культура.

Интеракционистский уровень структуры политической системы включает совокупность различных форм взаимодействия (сотрудничества, консенсуса, конкуренций, конфликта).

С позиции этого подхода можно выделить содержанию компонентом политической деятельности. Предложенная нами структура политической системы позволяет сгруппировать различные политические явления и процессы в единую целостную систему, раскрыть ее структурный и функциональный характер как на макро-, так и на микроуровнях, т.е. на институциональном, межличностном и групповом уровнях.

Политическая система в обществе выполняет ряд функций: властно-политическую, национальной интеграции, стабилизации социально-политической жизни, социально-политической модернизации, управления, правовую.

Властно-политическая функция. Суть ее сводится к механизму формирования, использования и поддержки власти в соответствии с уровня политической культуры и интересов субъектов политического процесса.

Механизм распределения власти в политической системе зависит от типа политического режима, содержания форм взаимодействия субъектов политического процесса, а также от степени цивилизованности других систем общества, геополитического положения, тенденций мирового развития.

Политическая система с точки зрения механизма формирования власти может характеризоваться:

  • 1) равновесием жесткой конкуренции и конструктивного сотрудничества в получении и использовании власти;
  • 2) дисбалансом распределения власти между официальными государственными факторами и скрытыми интересами;
  • 3) недоразвитыми формами конкуренции и сотрудничества;
  • 4) отсутствием равных условий для реализации интересов групповых субъектов политики при добытой власти;
  • 5) перманентной насильственной борьбой за власть.

Итак, политическая система развитых обществ функционирует на основе баланса жесткой конкуренции и конструктивного сотрудничества в распределении власти или с преобладанием механизмов консенсуса над механизмами противовесов. Политические системы других обществ характеризуются недоразвитыми формами конкуренции и сотрудничества или разрушительной борьбой за власть.

Функция национальной интеграции. Политическая система по обеспечению интеграции племен в народность, а народностей в нацию. При этом политическая система осуществляет национальную интеграцию в рамках империи-государства и национального государства. В рамках империи-государства политическая система обеспечивает национальную интеграцию путем принуждения и насилия, предоставляя народу метрополии определенные привилегии и лишая народы колоний права на выражение своей этнической идентичности.

В рамках национального государства политическая система осуществляет национальную интеграцию несколькими путями:

  • 1) насильственным путем объединяет этнически родственные территории (как это имело место в Германии во времена Бисмарка) вокруг центральной власти;
  • 2) создает новую политическую нацию этнически пестрого населения бывшей колонии путем консолидации на принципах гражданства;
  • 3) формирует нацию на основе коренного этноса, лишая некоренные этносы гражданских прав;
  • 4) формирует нацию на основе коренного этноса и пытается присоединить территории соседнего государства, где живут этнические «родственники».

Национальная интеграция сегодня возможна только при условии учета политическими факторами специфики разносторонних интересов (религиозных, социальных, идеологических) и создание соответствующего механизма консолидации социально-политических сил, преодоления партикуляризма и клановости.

Функция стабилизации социально-политической жизни. Стабилизационная деятельность политической системы заключается в ее способности выяснять причины разнообразных конфликтов (классовых, групповых, межэтнических, межпартийных, межгосударственных), предупреждать их углубления, находить выход из конфликтных ситуаций путем достижения компромиссов, восстановление консенсуса.

Закономерностью политической системы, по Д. Истону, есть стремления к равновесию, то есть обеспечение уравновешенности подсистем. Такое равновесие может обеспечиваться либо путем жесткого контроля общественной жизни с помощью политических институтов, либо путем согласования социальных интересов.

Еще одной закономерностью политической системы является закономерность маятника. Суть этой закономерности заключается в том, что система, выведенная из оптимального равновесия в сторону доминирования авторитаризма или демократии, непременно сначала переходит в свою противоположность и амплитуда колебаний за время якобы равнозначна. Если, например, период диктата продолжался несколько поколений, то переход к состоянию демократии длиться столько же времени. Итак, переход от одной политической системы к другой всегда сопровождается дестабилизационными процессами.

Для стабильности политической системы нужны следующие условия:

  • - наличие механизмов достижения и сохранения постоянного равновесия общественно-политической жизни;
  • - своевременное опережение и вытеснение в политической системе элементов, нарушающих ее нормальное функционирование;
  • - постоянное обновление внутренних структур системы;
  • - связь внутреннеполитических элементов с мировым политической жизнью;
  • - усиления универсальной и глобальной адаптивности системы.

Функция социально-политической модернизации. Суть ее сводится к тому, что политическая система реформирует все стороны общественной жизни. Если политическая элита не обладает соответствующим реформистским потенциалом, то переход от одной системы к другой сопровождается затяжными катаклизмами, стагнационными процессами, постоянным воспроизведением старых структур, способов мышления и поведения. Выбор пути модернизации общественной жизни, поиск особых (именно для этой нации) вариантов развития зависит от того, насколько институты политической системы обнаруживают способность к самообновлению, решительно порывают с отжившими традициями.

Правовая функция. Политическая система формирует право и функционирует в его рамках. Правотворческая функция политической системы зависит не только от законодательного органа государства, но и от способности всех субъектов политического процесса (партий, общественных организаций, групп давления) достичь согласия по выработке таких правовых норм, способствует стабилизации общества, гармонизации интересов социальных групп.

Если субъекты политического процесса пренебрегают правом, предпочитают групповым интересам, в обществе господствует дезинтеграция и дезорганизация, появляется соблазн стабилизировать общественные отношения тоталитарными способами. Поэтому важно оценивать деятельность той или иной политической организации сквозь призму ее способности упорядочивать свою деятельность в рамках правовых норм и выдвигать правотворческие инициативы. Без высокой правотворческой способности субъектов политического процесса политическая система перестает действовать в рамках правового поля, становится средством бюрократического произвола и беззакония.

Важным аспектом изучения политической системы является ее типология. С точки зрения формационного подхода, политическую систему можно классифицировать как рабовладельческую, феодальную, буржуазную, коммунистическую и посткоммунистическую. За культурологической классификацией ее разделяют на западную, восточно-православную, латиноамериканскую, китайскую, японскую, мусульманскую, индусскую, африканскую. Согласно теории трех стадий, существует политическая система аграрного, индустриального и постиндустриального общества.

Такая типология основывается на определении типа политической системы, исходя из анализа типа общества и культуры в их генетическом и структурно-функциональных измерениях. Речь идет о том, что с помощью этого анализа является возможность проследить не только сегодняшнее состояние общественного развития, но его историю, на основе которой возникают и функционируют политические системы.

Возможен также подход на основе анализа типов политических систем по способу и масштабом их влияния на общество, а также характеру осуществления собственно своих основных функций. Согласно такому подходу выделяют три типа политических систем: административно-командную, соревновательную, социопримирительную.

Административно-командная система характеризуется тем, что объединение общественных структур происходит не благодаря естественному процессу борьбы и сотрудничества социально-политических сил, а благодаря бюрократической централизации, отрицанию политического плюрализма и администрированию в решении всех политических проблем:

  • - ликвидируются автономные центры принятия решений;
  • - исключительная роль политического лидера выражается в культе его личности;
  • - нивелируется гражданский статус человека, ограничиваются его права и свободы;
  • - значительно распространяется политическая демагогия о защите интересов народа;
  • - превалирует откровенное насилие;
  • - царит бюрократия (теократическая, королевская, военная или партийно-государственная), построенная на принципах феодальной иерархии с соответствующими льготами и привилегиями.

Командная политическая система прошла исторический путь от правления египетских фараонов, тиранам Греции, императоров Рима, абсолютных монархов до современных тоталитарных и авторитарных режимов. Историческая практика показала, что, хотя на определенных этапах общественного развития этим политическим системам удавалось достичь определенного успеха, в итоге они становились тормозом общественного прогресса.

Для соревновательной политической системы характерны политических плюрализм, влияние на государственную власть социальных сил, жесткая конкуренция политических сил за власть, наличие различных центров принятия политических решений, конституционные гарантии прав и свобод личности. Утвердилась такая система в условиях свободной конкуренции. Хотя она и сейчас существует во многих странах (СЕЛА, Италия, Греция), однако постепенно начинает эволюционировать в сторону социопримирительной политической системы.

Социопримирительная политическая система имеет такие признаки:

  • - приоритет решения социальных проблем перед заданиями политическими,
  • - замена политической конкуренции политическим сотрудничеством,
  • - распределение властных полномочий путем коллегиальности и консенсуса,
  • - учета большинством потребностей меньшинства,
  • - распыление-децентрализация, а не концентрация власти,
  • - преобладание решений прямой демократии над представительной,
  • - стремление властных структур к утверждению социального мира, социальной справедливости.

Такая система утвердилась, прежде всего, в Швейцарии, Исландии, частично в Швеции, Германии, Голландии, Австрии и других странах.

Политические системы можно типологизировать по их политических режимам и политическим культурам. В таком аспекте можно принять термины «политическая система тоталитарного режима» или «англо-американская политическая система».