Рассуждение на тему герой нашего времени. Сочинение на тему "герой нашего времени - кто он?". Что общего между Печориным и Онегиным
М.Ю Лермонтова и сегодня порассуждаем над тем, каким образом и при помощи каких литературных средств автор пытался решить в романе нравственные проблемы своего времени.
Текст сочинения
Лермонтов относится к тому поколению русского дворянства, молодость которого пришлась на эпоху реакции в царствование Николая I, вступившего на престол в день декабрьского восстания. Тяжелая нравственная атмосфера этого времени, доносы, ссылки, слежка, вошедшие в моду, сделали для передовых людей того времени невозможным выражение собственных общественно-политических взглядов. Это и повлекло за собой появление нового «героя».
«Герой» Лермонтова лишен возможности проявить себя в социальном плане, поэтому автор намеренно сосредоточивает взгляд на его нравственных позициях. При этом все, что написано о Печорине с точки зрения автора, Максима Максимыча, и самого главного героя, нельзя считать положительно оцениваемым. Лермонтов судит свое поколение, недоволен им и дает нам понять, что вовсе не разделяет нравственных позиций своего героя.
Подобно многим современникам Лермонтова, Печорин очень эгоистичен. Решая нравственную проблему цели и смысла жизни, он не смог найти применения своим способностям («Зачем я жил? Для какой цели я родился… А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные… Но я не угадал его» ) В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, оставляет у всех, с кем встречается, самое неблагоприятное впечатление о себе, коверкает судьбы. («Да и какое дело мне до несчастий и бед человеческих »). Справедливости ради надо сказать, что Печорин замечает свое воздействие и скорбно думает, что «он всегда играл роль топора в руках судьбы ». Он даже способен осудить себя за некоторые поступки, но общая система его нравственных ценностей от этого не меняется.
На первом плане у Печорина всегда его собственные интересы, он похож в этом на Онегина и других молодых людей, о которых Пушкин писал: «Двуногих тварей миллионы, для них название одно… » Особенно хорошо это видно из рассуждений Печорина о счастье. Он пишет в «Журнале»: «Счастье — это насыщений гордость», «я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе ».
Особенно интересны нравственные представления Печорина о любви и женитьбе. Он, в соответствии с кодексом дворянской чести, способен вступиться за «честь невинной девушки » и вызвать на дуэль Грушницкого за его россказни о княжне Мери. Но в то же самое время он совершенно бездумно разрушу судьбы Мери и Бэлы, рассуждая при этом, что «вдохнуть аромат едва распустившегося цветка » есть величайшее наслаждение, а потом можно бросить его где-нибудь на дороге, может, кто-нибудь подберет. Как и Онегин, он больше всего на свете боится потерять свою «постылую свободу» и признает, что как только речь заходит о женитьбе, так «прости, любовь ». Подобно Онегину, он мучается от решения Веры остаться с мужем, но менять что-нибудь уже поздно. За свои нравственные представления он заплатил дорогой ценой – одиночеством.
Печорин изображен в романе умным человеком, умеющим не только совершать безнравственные поступки, но и судить себя за это («Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив »). Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем как бы всегда находятся два человека, один из которых действует, а другой – судит.
Причиной эгоизма и таких нравственных представлений Печорина можно считать и невозможность применить свои силы, и дворянское воспитание, и пребывание в свете, испортившее его душу. Из этой системы нравственных представлений из-за отсутствия выхода рождаются разочарованность, опустошенность Печорина, мысли о смерти («Авось, умру где-нибудь в дороге… »).
Пользуясь пушкинскими словами, можно сказать, что в системе нравственных взглядов Печорина «отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивый и сухой »
Таким и увидел «героя своего поколения» М.Ю. Лермонтов.
«Герой нашего времени», написанный в 1838-1839 годах на основе «Записок офицера» и романа «Княгиня Лиговская», — первый крупный социально-психологический роман в русской прозе, объединяющий в себе черты романтического и реалистического периодов в русской литературе начала и середины XIX века. Это роман о судьбе русского человека с пробудившимся сознанием, оказавшегося «лишним человеком» в эпоху «безвременья». В этой связи может возникнуть вопрос о возможности существования подобного героя в ту эпоху. Но Лермонтов не случайно назвал свой роман «Герой нашего времени». Этим он утвердил свое кредо — внутренний мир личности свободен и неподвластен законам конкретного времени.
В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» Рассказать эту «историю души человеческой» и поставил себе задачей Лермонтов в своем романе. Его внимание обращено на раскрытие сложного, противоречивого характера главного героя романа.
Такая идейная задача автора обусловила и своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий. Роман представляет собой, собрание пяти пестрых глав-повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман главный герой, который иногда сам превращается в рассказчика.
Каждая повесть написана в своем жанре. «Бэла» представляет жанр кавказской новеллы, «Максим Максимыч» — путевые заметки, «Тамань» — приключенческая, авантюрная новелла, «Княжна Мери» — светская повесть, а «Фаталист» — повесть-притча, не лишенная мистики и философии. Предисловия к роману и дневникам Печорина написаны публицистическим стилем, жанровую картину романа дополняет дневник Печорина. Объединение разнообразных жанров в цельном произведении — достижение прозы Лермонтова, которое повлияло на дальнейшее становление крупного романа в русской литературе.
Стремительный творческий рост писателя способствовал тому, что Лермонтов в свои 24 года уже постиг «глубочайшее дно Океана жизни» и в своем романе сделал художественным открытием почти научный анализ противоречивых отношений человека с действительностью. Этот роман — итог всего творчества Лермонтова. В «Герое нашего времени» представлены все характерные особенности творчества писателя: роман окрашен экзотическим колоритом кавказских поэм, в нем присутствуют анализ и критическое восприятие действительности, а главный герой — «лермонтовский» человек, демонический герой-индивидуалист.
Время, героем которого является Печорин, — это противоречивая эпоха «познанья и сомненья», «блеска и обмана». Особенностями лермонтовского героя являются напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем «Я», страстная сила личного чувства. Печорин гонится за жизнью, жадно ловит ее впечатления и в то же время томится жизнью, презирает ее и самого себя. Говоря о дружбе, о высших духовных стремлениях, о смысле жизни, о страстях, Лермонтов пытается исследовать причины неудовлетворенности героя своим назначением в жизни. Волевая натура героя влечет его к деятельности, к борьбе. Но Печорин нравственно не готов еще к тому, чтобы восстать против действительности, против веками складывавшихся устоев светского общества. Лермонтов показывает, что его герой ведет ожесточенную борьбу с отдельными лицами, встречающимися на его пути. Эта борьба в основе своей мелочна, бесцельна и бесперспективна.
Когда Печорин «со строгостью судьи и гражданина» оценивает свои поступки, лишенные глубокого смысла, то сам приходит к печальному выводу: «В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни». Вот оно, самое страшное противоречие: «необъятные силы души» — и мелкие, недостойные поступки; стремление «любить весь мир», жажда полноты жизни — и полная безнадежность, сознание своей обреченности. Однако эта противоречивость характера главного героя не помешала Лермонтову создать цельный, глубокий психологический образ — образ «лишнего» человека. И в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», Лермонтов обвиняет социальную среду — то время, героем которого был Печорин. Сам Печорин говорит: «Во мне душа испорчена светом», то есть тем светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».
В этом разделе предоставлены сочинения, посвященные роману «Герой нашего времени» в целом, отдельным его персонажам и их взаимоотношениям.
Важная информация для учащихся . Сочинения являются ознакомительными и не предназначены для прямого переписывания. Они несут образовательную функцию, показывая пример готового задания.
Если Вам задали сочинение по данному произведению, то лучшим вариантом будет все же прочитать и написать самому. На это есть несколько причин:
- С большой долей вероятности, преподаватель отличит написанную Вами работу от любой другой, так как знает Вашу манеру разговора и способности.
- Возможно, что выбранное сочинение уже было использовано кем-то до Вас и, следовательно, уже знакомо проверяющему.
- Существуют системы проверки текстов на уникальность — любой списанный с какого-либо сайта или специальной книги текст можно определить.
Сочинения
Печорин несчастлив, ему все время скучно, даже угроза смерти со временем перестает вызывать в нем эмоции. Стремление Печорина раскрасить свою жизнь, стать счастливым, в сумме с его умом, пониманием психологии и достаточно низкой нравственностью, постоянно приводят его к необычайным, но, к сожалению, трагичным ситуациям.
«Герой нашего времени» - не просто первый психологический роман в России, но и настоящая «история души человеческой». М.Ю.Лермонтов в своем произведении неоднократно показывает поиски героя, его переживания, метания, разочарования. Главному герою, Григорию Александровичу Печорину, очень мешает собственный эгоизм и неправильное отношение к жизни и ее ценностям, что и приводит к скуке.
Безусловно, оба героя обладают схожими чертами характера, такими как эгоизм и самовлюбленность. Но, нельзя не отметить, что в Печорине это настоящее, а у Грушницкого все насквозь пропитано фальшью. Он только пытается казаться романтическим героем, тогда как Печорин, им является.
Действия романа проходят около 1840-х годов XIX века, в годы Кавказской войны. Об этом можно говорить достаточно точно, так как само название романа «Герой нашего времени» явственно указывает, что в собирательном образе Печорина автор, по его собственным словам, собрал пороки своих современников.
Грушницкий - «провинциальное» отражение Печорина, соперник, в котором главный герой видит собственные черты, пороки и достоинства. Трагедия Грушницкого в осознании того, что, несмотря на все свои попытки, он уступает Печорину по тем качествам, которые сам в себе ценит.