» »

Рождество Предтечи Иоанна: особенности праздника, история и интересные факты. Церковь Рождества Иоанна Предтечи: описание. Рождество Иоанна Предтечи: от Ивана до Иоанна

26.09.2019


Рождество Иоанна Предтечи – великий православный праздник, который празднуется за шесть месяцев до Рождества Христова, т. е. 24 июня (7 июля) . Рождество Иоанна Предтечи - непереходящий праздник. День этот всегда приходится на Петров пост .
Полное название праздника - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Празднование Рождества Иоанна Предтечи подчёркивает исключительное положение Иоанна Предтечи среди святых, почитаемых Православной Церковью. Лишь три "Рождества" (рождения) празднуются Православной церквью: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи.

Рождение Иоанна Крестителя.

Рождество Иоанна Предтечи – одно из величайших евангельской событий - рождение будущего Иоанна Предтечи, или Иоанна Крестителя, от престарелых родителей, праведных Захария и Елисаветы.
Иоанн Предтеча родился в городе Иудином (возможно, современный Эйн-Карем - селение юго - западнее Иерусалима).
Согласно Евангелия от Луки, Захарий и Елисавета, отец и мать Иоанна Предтечи, жили во времена Ирода, царя Иудейского. Захария был священником. Оба родителя Иоанна Предтечи были праведны, достигли преклонного возраста, но не имели детей.


Молитва супругов о даровании чада, которая была услышана. Захария в момент, когда он совершал службу в храме, увидел ангела и получил от него предсказания: о рождении сына; об имени, которым сына нарекут; о радости, которую принесет его рождение как Захарии, так и многим представителям израильского народа; о том, что сын будет велик пред Господом; о предстоящей его сыну миссии - "представить Господу народ приготовленный ".
Будучи в преклонном возрасте, Захария, усомнился в услышанном и в результате, в подтверждение верности услышанных слов, был лишен Архангелом Гавриилом дара речи. По окончании дней службы Захарии в храме его жена зачала и в свое время родила сына. А дар речи к Захарии вернулся не день рождения сына, а лишь на восьмой день, во время наречения младенца именем Иоанн .

Церковное празднование.

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века Праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами - его называли "светлым торжеством " и "денницей Солнца правды ".
В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

Богослужение Праздника Рождества Иоанна Предтечи.

Праздник этот совершается по обычному уставу, положенному для бденной службы святому. Значительность этого праздника отмечено в богослужении тем, что на утрени первым читается канон Иоанну Предтече, не предваряемый каноном Пресвятой Богородице.
По строю службы и торжественности празднования Рождество Иоанна Предтечи приближается к самым Великим праздникам . Церковным уставом в этот радостный день из служб категорически все заупокойное, поминальные моления.
Верующим в этот день рекомендуются молитвы покаяния и радости, ибо это истинный праздник радости, который обещает приход к нам нашего Господа. Ведь рождение человека происходит ради встречи его со Спасителем, возможность обрести бесконечное благо вечности.
Божия любовь - вечная любовь и дается она человеку с самого момента его рождения, когда он приходит в мир. Как и в первый день Рождества Иоанна Предтечи было радостно всем от явления жизни новорожденного младенца, так и сегодня всем должно быть радостно от появления младенцев, долгожданных, нечаянных, желанных. Задумайтесь над сокровенной тайной рождения, осознайте, что жизнь любого из православных имеет значение, ибо Бог дал ее нам и отметил вечной любовью.
В одной из стихирь гимна, прославляющего Иоанна Предтечу (Слава на хвалитех) говорится: "Звезда звезд Предтеча от неплодныя утробы на земли раждается днесь, Иоанн Боговожделенный, и Христову являет зарю восток свыше, в правое верных прохождение". Еще один текст (Слава на стиховне): "Виждь Елисаветь Деве Марии глаголющу: Что пришла еси ко мне, Мати Господа моего? Ты Царя носиши, и аз - воина. Ты - Законодавца, аз - законоположителя. Ты - Слово, и аз - глас, проповедающ Царство Небесное".

Молитва ко Святому Великому Иоанну, Пророку, Предтечи и Крестителю Господню.

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене,недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю: пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи: обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных: очисти убо мя, грехми оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит в Царствие Небесное. Аминь.

Кондак на рождество Иоанна Крестителя, глас 3.

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Тропарь на рождество Иоанна Крестителя, глас 4.

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Величание на Рождество Иоанна Предтечи.

Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое. Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Акафист святому славному пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну (видео).



Иконография Рождества Иоанна Предтечи.

Самая древняя из сохранившихся на сегодняшний день икона Рождества Иоанна Крестителя зафиксирована на фресках Софийской церкви в Охриде (середина XI века), а также на миниатюрах второй половины XI века.
В средневизантийскую и поздневизантийскую эпохи иконографический сюжет праздника Рождества стал главным в цикле детства Иоанна Предтечи. Иконописцы изображали праведную Елизаветой лежащей на ложе. В сюжет также включили евангельский эпизод "Наречение имени Иоанна Захарией ", иконография которого известна c IV века и впервые встречается в скульптуре Латеранского саркофага (IV век, Латеранский музей, Рим).
В XIV веке на иконах Рождества Иоанна Крестителя стали появляться бытовые детали: изображение стола с яствами рядом с постелью Елизаветы, сцена "Укачивание младенца ".
Параллельно, такое же добавление было сделано в композицию "Рождество Богоматери ".
В XVI – XVII веках "Рождество Иоанна Предтечи " стало необходимым эпизодом всех житийных циклов святого, оставаясь также темой отдельных праздничных икон.
Являясь непременным эпизодом всех сохранившихся житийных икон Иоанна Предтечи, композиция Рождества сама редко становилась средником иконы.
45 х 100 см.
золочение

икона на доске (липа)
с ковчегом - 15 000 р.
на ровной доске - 10 000 р.



Заказать

Контакты


СВЯТОЙ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ.
П ророк Иоанн Креститель - после Девы Марии самый чтимый святой. Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи. В городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно соблюдавшие заповеди Господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы Он даровал им дитя. Однажды, когда святой Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время Богослужения в Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел Ангела Божия, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Святой Захария смутился и остановился в страхе, но Ангел сказал ему: "Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн". Но праведный Захария не поверил словам Небесного вестника, и тогда Ангел сказал ему: "Я - Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим". Между тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу благословение, но не смог произнести его, так как был поражен немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, то народ понял, что ему было видение.

Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал "играньми, яко песньми" и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы.

Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: "Иоанн имя ему" - и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне - Предтече Господа.

После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в. пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью - постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями - схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли. Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние.

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка - его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя. Так произошло Первое обретение главы. Но перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, он скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова.

Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.

Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста глава святого Иоанна Предтечи снова была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 - 820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Рождество Иоанна Предтечи - великий недвунадесятый православный праздник. В 2019 году он отмечается 7 июля. Полное церковное название праздника - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он посвящен рождению святого Иоанна - крестителя Иисуса Христа.

История праздника

Иоанн Предтеча родился в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы. Супруги были пожилыми и считали себя бесплодными. Однажды Захарии явился в храме Архангел Гавриил. Он предсказал ему рождение сына. Священник выразил недоверие, за что Архангел наказал его немотой. Захария вновь обрел дар речи на восьмой день после рождения сына Иоанна.

После рождения Иисуса Христа царь Ирод приказал уничтожить всех младенцев в Вифлееме. Елизавета вместе с сыном Иоанном сбежала в пустыню. Там прошло его детство. В возрасте тринадцати лет Иоанн Предтеча начал проповедовать в пустыне и окрестностях реки Иордан. Проповедник приобрел славу. Его начали окружать ученики. Иоанн крестил людей в водах реки. Крещение символизировало покаяние и духовное очищение человека. Он предсказал приход Христа и крестил Иисуса.

Традиции и обряды праздника

Накануне Рождества Иоанна Предтечи в храмах служится всенощное бдение. На божественной литургии зачитываются стихиры и каноны, в которых прославляется Иоанн Креститель и событие его рождения.

После утренней службы люди освящают воду, травы и цветы. Считается, что освященные в церкви в этот день растения оберегают и исцеляют от болезней.

Прихожане совершают паломничество к православным святыням, названным в честь Пророка.

В народе христианский праздник Рождество Иоанна Предтечи совпадает с языческим торжеством летнего солнцестояния - Ивана Купала. В этот день люди устраивают массовые купания, собирают травы, разжигают костры и водят вокруг них хороводы, поют песни. Девушки плетут венки, проводят магические ритуалы и гадают.

Что можно и что нельзя кушать на Рождество Иоанна Предтечи

Праздник приходится на Петров пост. В этот период верующим запрещается кушать мясные и молочные продукты, яйца. Но в Рождество Иоанна Предтечи прихожанам разрешается включать в свой рацион рыбу и немного красного вина.

Что нельзя делать на Рождество Иоанна Предтечи

В этот день Православная Церковь запрещает выполнять тяжелую физическую работу, злиться, ругаться.

Запрещается отдавать, продавать, одалживать что-то из дома, подбирать найденные на дороге монеты или купюры - это может привести к бедности.

Нельзя обливать водой беременных женщин, детей и стариков. Считается, что их организмы чувствительны к нечистой силе, и она может им навредить.

В этот день нельзя обижать и бить домашних животных. Если ударить скотину, то она может не дать молока и не привести приплод.

Приметы и поверья на Рождество Иоанна Предтечи

  • Дождливый день - примета хорошего урожая.
  • Звездная ночь - к урожаю грибов осенью.
  • Увидеть змею в Рождество Иоанна Предтечи - к разочарованию и неприятностям.
  • Девушка, которая в этот день с утра умоется росой, надолго сохранит молодость и красоту.
  • Пение сверчка в праздничную ночь предвещает хорошие новости.

Как повествует Евангелие, праведные родители святого Иоанна Крестителя – священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. Можно отметить, что в то время в израильском народе бездетность считалась наказанием Божиим. Поэтому нередко бездетные супруги подвергались нареканиям и осуждениям со стороны окружающих.

Рождение долгожданного сына явилось для родителей свидетельством силы их молитвы, знамением всемогущества Божия и указанием на особую миссию будущего пророка. Предтеча Господень родился несколько ранее Иисуса Христа. О рождении Пророка Иоанна архангел Гавриил предвозвестил в храме священнику Захарии. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. «Не бойся, Захария, – сказал Ангел, – ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1, 13-17). Вестник Божий предсказал, что у Захарии родится сын, который будет Предтечею ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя - Мессии. Однако Захария усомнился в истинности возвещенного ему, и попросил знамения.

Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела Гавриила.


Николо-Пешношский монастырь. Икона св. Иоанна Предтечи.

Святая Елисавета зачала и, избегая людей, таилась пять месяцев, пока ее не посетила Преблагословенная Дева Мария, которая приходилась ей дальней родственницей. Тот же Архангел Гавриил, который возвестил Захарии о рождении ему сына, благовествуя Пресвятой Деве всемирную радость о рождении от Нее Христа Спасителя, открыл, что Елисавета, ее родственница, называемая неплодною, зачала, и шестой месяц носит во утробе сына (Лк. 1, 36). Услышав о радости, какая готовится Елисавете, Пресвятая Де-ва поспешила навестить родственницу. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая ублажила Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и святой Иоанн, находившийся в утробе праведной Елисаветы.

Настало время, и святая Елисавета родила сына. Все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день по закону Моисееву младенец должен был быть посвящен Богу. Мать назвала его Иоанном. Все окружающие удивились, так как никто в их роде не носил этого имени.

Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн – имя ему». Тотчас его уста разрешились. Написанное он произнес вслух; затем стал благословлять Бога и пророчествовать о близком пришествии Мессии-Христа, о том, что Иоанн будет Его Предтечею: «И ты, младенец, – сказал Захария, обращаясь к сыну своему, – наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк. 1, 76).


Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах, г.Коломна
Об иконе «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» на странице «Святыни храма» книги «Церковь зачатия Иоанна Предтечи в Городищах».

После Рождества Господа Иисуса Христа, поклонения пастырей и волхвов, предсказавших рождение нового Царя израильского народа, нечестивый правитель Ирод повелел умертвить всех младенцев, чтобы продолжить собственное царствование и не иметь соперников. Услышав об этом, святая Елисавета ушла со своим сыном в пустыню, где скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме.

Ирод послал к нему воинов с приказанием узнать местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно. За отказ оказать содействие он был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии.


Объемное изображение главы Иоанна Предтечи с частицей его мощей. XIX в. Со страницы Святыни монастыря книги Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь .

Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселившись в одной из диких пещер, в молитве и посте пробыл здесь до тридцатого года своей жизни. «Он жил в пустыне, как на небе, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом». Одежду носил Предтеча самую простую, жесткую, сшитую из ткани, приготовленной из верблюжьих волос, препоясывая ее кожаным поясом. В пище соблюдал крайнюю воздержность: пища его состояла только из корней и растений, дикого меда и акрид. Скрываясь в глубине пустыни, ведя жизнь свободную от близких сношений с людьми, ища только общения с Богом, он ожидал, когда Сам Господь призовет его на дело общественного служения.


Св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный и прмц. Евпраксия Псковская . Фрагмент иконы . Начало XVII в. Псковский музей.

Зная о строгой и добродетельной жизни Иоанна, услышав о его учении, полном величия и силы, приходили к нему многие жители страны Иудейской и иерусалимляне, и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Успех его проповеди был так велик, приходящего народа для крещения было такое множество, что втайне многие начали думать, что святой Иоанн и есть ожидаемый Мессия. «Я крещу вас водою, – отвечал на это Иоанн, – но идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16). Этими словами Иоанн дал ответ на тайные мысли народа о себе и ясно засвидетельствовал что не он Христос, а только слуга и Предтеча Спасителя ми-ра. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая предвозвещала пришествие в мир Солнца Правды – Христа Спасителя.


Рождество Св. Иоанна Предтечи. Икона . Конец XVI - начало XVII в. 35,6 х 29,8 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Православная Церковь учит, что, приготавливая богоизбранный народ к принятию Спасителя, пророк Иоанн открыто и ясно указал на пришествие в мир Единородного Сына Божия: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). Святой Предтеча сподобился крестить Иисуса Христа в водах Иордана и был свидетелем явления Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Это событие ясно указало на исполнение ветхозаветного пророчества о пришествии в мир Мессии Христа, о чем сам Креститель Господа сказал: «Я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 34).

Когда же Господь выходил из воды, Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. В Евангелии говорится, что при этом был голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 13, 17). Следует отметить, что, как говорит свт. Иоанн Златоуст, «Христос не нуждался в крещении, но крещение имело нужду в силе Христовой. Иисус, войдя в реку Иордан, был погружен в нее рукою Иоанна».

Однажды ученики Иоанна, в простоте своего сердца, обратились в Крестителю со словами: «Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему» (Ин. 3, 24). В ответе своем, исполненном глубокой мудрости, Иоанн сказал: «Не может человек ничего принять на себя, если не дано ему с неба. Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех.

Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 27-36).

Евангелие сообщает, что после Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи. Причиной этого стало то, что пророк Божий открыто обличал Ирода, который, оставив свою супругу, беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой родного брата Филиппа (Лк. 3, 19). Священное Писание повествует, что в день своего рождения Ирод устроил пир, на который пригласил вельмож, старейшин и начальствующих лиц. Дочь Иродиады Соломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность за это царь поклялся девице дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Соломия по совету своей матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя.

Из-за преступных и злых замыслов Иродиады, за смелые и бесстрашные обличения беззаконных деяний Ирода, святой Иоанн был усечен мечом в темнице по приказу правителя и закончил свою земную жизнь мученически. Благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла честную главу Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние.

Спаситель, говоря о пророке Иоанне Предтече, украсил его такими великими похвалами, каких не удостаивался никакой человек. «Истинно говорю вам, – сказал Господь окружавшему Его народу, – из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11).

Священное Предание говорит, что святой апостол и евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, перенес часть мощей – правую руку Предтечи – в Антиохию.

Таким образом апостол спас ее от поругания, которому спустя триста лет подверглось тело святого Крестителя от руки языческого царя Юлиана-Отступника. Десница находилась в храме святого апостола Петра до агарянского нашествия, после которого некий диакон Иов, по вдохновению от Духа Божия, перенес ее в Халкидон. Византийский император выслал навстречу ей корабль, и она была перевезена в Константинополь в 956 году. Император поместил ее в церковь Пресвятой Богородицы Фарской, затем в монастырь Памакаристос, и, наконец, в храм Премудрости Божией – Святой Софии.

Позже от Десницы были отделены два перста – один из них был перенесен в Студийский монастырь Иоанна Предтечи, и по настоящее время хранится он в городе на Босфоре, второй – царь Феодор Ласкарис подарил Сербской Церкви и ее первому архиепископу Святому Савве. Святыня была помещена в монастырь Жича, но вскоре, вслед за перемещением престола Сербского архиепископа, перенесена в Печ. После упразднения Царства Елена Бранкович увезла перст святого Иоанна в Морею, чтобы святыня хранилась при дворе Фомы Палеолога. Когда же пали Константинополь и Морея, Фома Палеолог бежал в Италию и передал святыню папе Пию XI, который, будучи родом из Сиены, даровал ее местному кафедральному храму, где она хранится и поныне в раке. Десница святого Пророка оставалась в Константинополе до прихода турок, которые также его почитали. Но, желая примириться с воинственно настроенными рыцарями ордена Святого Иоанна – госпитальерами, хранителями святых мест, султан Баязит II подарил святыню им. К тому времени рыцари принесли из Палестины через Кипр две реликвии – частицу Святого Креста, дар Луи XII, и написанную кистью святого апостола Луки икону Пресвятой Богородицы, ради которой был возведен храм на древнем святилище Филеримос близ города Родоса. Об этом говорит современник и участник событий, вице-канцлер Родосский Вильгельм Гаорсан Галло. Родосские рыцари, утвердившиеся на острове Мальта, перенесли туда полученную ими святыню.

Русский паломник Добрыня, будущий святой архиепископ Новгородский Антоний (память 10 февраля), в 1200 году видел десную руку Предтечи в царских палатах. Из исторических памятников известно, что в 1263 году по взятии Константинополя крестоносцами император Болдуин передал одну плечевую кость мощей святого Иоанна Крестителя Оттону де Цикону, который послал ее цистерионскому аббатству во Франции. Десная рука продолжала храниться в Константинополе. В конце XIV- начале XV вв. эту святыню видели в Царьграде в монастыре Перивлепте русские паломники Стефан Новгородец, диакон Игнатий, дьяк Александр и диакон Зосима. После взятия турками Константинополя в 1453 году, его святыни по воле завоевателя Магомета были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью.

Впоследствии турки изгнали рыцарей-иоаннитов с Родоса на Мальту, где они в 1573 году воздвигли храм святого Иоанна для хранения святынь. Они находились там в течение двухсот лет, до конца XVIII века, когда мальтийцы под угрозой завоевания Наполеоном передали свои реликвии русскому императору Павлу I, который, приготовив искусно украшенные драгоценные киоты, поместил в них святыни – десную руку Предтечи, часть Животворящего Креста и Филермскую икону Божией Матери. Это историческое событие произошло 12 октября 1799 года. С тех пор Церковь прославляет их перенос, сначала в царскую резиденцию в Гатчине, а затем в Зимний дворец в Петербурге, в церковь в честь Нерукотворного Спаса. Раз в год их приносили в Гатчину на поклонение верующим. На этот праздник была составлена особая служба.

Десница Пророка благословляла русскую землю сто двадцать лет. Перед революционными событиями 1917 года мощи были укрыты в Эстонии, а затем перевезены в Сербию. История того времени повествует, что митрополит Антоний Храповицкий доставил святые мощи в Сербию и передал царю Александру Карагеоргиевичу. Святыни были установлены в дворцовой церкви в Дедиае, а владыка Николай (Велемирович) воскликнул «Десница, которая, зачерпнув воды иорданской, поднялась над главой Христа, находится среди нас!»

Перед вторжением немецких фашистов в 1941 году, молодой царь Петр II спрятал святыни в монастыре Острог, передав их Патриарху Гавриилу Дожичу. Святыни пережили чудесным образом трагические события оккупации, благоговейно сохраняясь священнослужителями и православными верующими, пока в день Святого Иоанна Предтечи, 20 января 1978 года, не оказались в городе Цетинье в Богородицком монастыре в Черногории.

Русская Православная Церковь празднует следующие дни его памяти: 23 сентября – зачатие (2 г. до Рождества Христова) 24 июня – рождество (1 г. до Рождества Христова); 29 августа – усекновение главы (около 32 года); 24 февраля – первое (IV) и второе (452) обретение главы; третье обретение главы (около 850); 12 октября – перенесение десной руки из Мальты в Гатчину (1799).

Иоанн Креститель - последний ветхозаветный пророк Израиля. Он подготовил израильский народ к пришествию Мессии - Христа. И он же реке Иордан. Его также называют Предтеча, так как он пришел перед Иисусом Христом и предвозвестил Его пришествие в мир.

Иоанн родился в семье священника О рождении сына Захарии благовестил в храме архангел Гавриил. Он же велел назвать ребенка Иоанном. Захария усомнился в истинности пророчества, и за это на время был лишен дара речи.

Иоанн начал пророческое служение в 15-й год правления императора Тиберия (28/29 год) в окрестностях Иудейской пустыни и на берегу Иордана. Он крестил людей, погружая их в воду, и проповедовал покаяние. Евангелисты и уделяют особое внимание внешнему виду Иоанна Крестителя. Он носил «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» и питался акридами и диким медом (см.: Мф 3:4; Мк 1:6). Часто его сравнивают с , который тоже жил в Иудейской пустыне, носил власяницу и кожаный пояс.

Во время Крещения Господня на Иордане Иоанн указал на то, что Иисус Христос и есть Мессия, Спаситель мира.

Иоанн Креститель обличил иудейского царя Ирода в том, что тот имел незаконную связь с женой своего брата - Иродиадой. Ироду это не нравилось, и он заключил пророка в темницу. Ненависть Иродиады была еще сильнее, и она искала повода убить праведника. Во время одного из пиров, Соломия, дочь Иродиады своим танцем угодила царю. Царь пообещал дать ей все, что она пожелает. По наущению матери, она потребовала отрубленную голову Иоанна Предтечи на блюде. Царь исполнил ее желание, и Соломия отдала голову своей матери. Православная церковь вспоминает мученическую кончину пророка Иоанна в .

Иродиада не разрешила хоронить голову Иоанна Предтечи вместе с телом и держала ее в своем дворце. Главу тайно похоронила служанка царицы, святая Иоанна, на Елеонской горе.

    Через много лет после мученической кончины Иоанна Крестителя его честную главу нашел некий богатый христианин по имени Иннокентий, построивший себе дом на Елеонской горе. Так совершилось первое обретение честной главы Иоанна Предтечи. Иннокентий хранил святыню с благоговением, а перед смертью похоронил, чтобы язычники не подвергли ее поруганию. Во времена императора святыня была обретена снова и хранилась в семье благочестивых христиан, а затем попала в руки нечестивого священника Евстафия. От святой главы совершались чудеса, а Евстафий приписывал их себе. Когда об этом стало известно, еретик бежал, а святыню зарыл в землю близ города Емесы. На этом месте поселились монахи, которые в 452 году совершили второе обретение главы Иоанна Предтечи. Оба обретения празднуются 9 марта.

    Третье обретение честной главы Иоанна Предтечи совершилось в 850 году в Команах (на территории современной Абхазии). В V веке во время беспорядков в Константинополе честную главу отправили в город Емесу. В 810-820 годах городу угрожали арабы-мусульмане, и святыню спрятали в городе Команы. В те времена в Византии по приказу императора-иконоборца уничтожались иконы и святыни, и главу пророка похоронили в земле. Когда было восстановлено почитание икон и мощей, патриарху Константинопольскому явился во сне сам Иоанн Предтеча, который и указал ему место нахождения честной главы.

    20 января, на следующий день после , церковь установила собор Иоанна Крестителя - особо торжественное, соборное празднование его памяти.

    В часовне города Москвы хранится старинная чтимая икона Иоанна Крестителя, к киоту которой присоединен серебряный обруч. Происхождение этого обруча достоверно неизвестно, вероятнее всего, его приказали изготовить в память о чуде избавления от болезни головы. Уже в наше время было документально зафиксировано несколько случаев чудесного исцеления по молитвам перед этой иконой.

    Иисус Христос говорил, что в Израиле «нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лук. VII, 28).

    Некоторые ученые предполагают, что он принадлежал к иудейской общине ессеев .

    На месте рождения Иоанна Предтечи теперь стоит Русской православной церкви.