» »

Шолохов биография по годам кратко. Биография Шолохова кратко. Жизненный путь писателя. Значение творчества Шолохова

20.06.2020

Редко, кому из известных деятелей культуры удается добиться мирового признания и мировой известности при жизни. Творческая жизнь Михаила Шолохова счастливое исключение. Еще при жизни он получил звание академика, Героя Социалистического Труда, стал Лауреатом Государственной и Ленинской премий, получил престижную Нобелевскую премию. Писатель был не только обласкан властями, но и получил подлинно народную любовь и признание его таланта. Жизнь и творчество гармонично «вписывалась» в биографию страны социализма.

Биография Шолохова кратко

Родился Михаил Шолохов 11 мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вёшенской Области войска Донского. Детство и юность Михаила полны противоречивых фактов, предположений, вплоть до самых фантастических, которые писатель при жизни никогда публично не опровергал, но и не подтверждал. Собственно, в этот период, известные, публичные люди в нашей стране не любили рассказывать о личной жизни, да это было и не принято. Широкой публике недавно стало известно, что Миша Шолохов был внебрачным ребенком, хотя до 8 лет носил фамилию казака Кузнецова и даже имел надел земли как сын казака. Но в 1913 году родной отец купец А.М.Шолохов его усыновил, и мальчик потерял все казачьи привилегии и стал просто сыном мещанина. Все эти события, конечно, наложили отпечаток на характер Шолохова. Он старался отстаивать справедливость и, по возможности, избегать лжи. Семье нелегко пришлось во время Гражданской войны: для красных они были эксплуататоры, а для белых – "иногородние”.

В 20-х годах, после окончания 4-х классов гимназии, Михаил оказался в Москве. Работал грузчиком, чернорабочим и делопроизводителем. Познакомился с членами литературного кружка и начал пробовать себя как писатель.

Творчество Шолохова

Как и многие молодые писатели 20-х годов, Михаил Александрович начал с писания фельетонов. Потом написал несколько рассказов и в 1925 году выходит сборник "Донские рассказы”, а в 1926 году еще один – "Лазоревая степь”. Эти рассказы полны острого драматизма, который доходит, порой, до трагизма. Нельзя назвать эти произведения талантливыми или высокохудожественными, но они были созвучны происходящим социальным переменам. Не смотря на свою молодость, он успел много повидать, поэтому события его произведений основаны на реальных событиях, а их герои были написаны с живых, а не выдуманных людей. Но, то ли юношеский максимализм, то ли желание стать как можно скорее своим среди победивших, делают его героев несколько схематичными, четко делят их на красных и белых. Красные при этом всегда положительные, а белые – отрицательные персонажи. Наиболее популярный сюжет у молодого писателя – смертельное противостояние между отцом и сыном, или между родными братьями, которое обязательно заканчивается кровью, пытками и смертью.

Эпопея "Тихий Дон”

На фоне этих не слишком сильных произведений, выход в 1928 году первых частей романа-эпопеи "Тихий Дон” позволил возникнуть сомнениям в авторстве, и Шолохову пришлось предоставлять рукопись романа, черновики на экспертизу, которая подтвердила авторство Михаила Александровича. Вплоть до настоящего времени эту идею плагиата опять начинают муссировать. Чаще всего некоторые сомнения возникают из-за того, что произведение такого масштаба требует не только больших знаний, но и большого опыта. При этом совершенно упускают из вида, что молодой писатель был очень энергичным, имел феноменальную память, а в 20-е годы были доступны воспоминания даже белых генералов. Быт, нравы, обычаи донских казаков он знал не понаслышке. Многие, близко знакомые с его жизнью, считают, что этот роман во многом автобиографичен. Особенно это проявилось в метаниях ее главного героя Григория Мелихова, который всегда старается быть честным и пытается отыскать справедливость.

"Поднятая целина”

Коллективизация крестьянства, которая не обошла и казачество, отодвинула окончание "Тихого Дона” на неопределенный срок. Развернувшиеся события раскулачивания произвели на Шолохова огромное впечатление. Он даже написал письмо Сталину, в котором излагал все негативные моменты этого периода. Свое видение коллективизации, несколько в смягченном варианте, он излагает в романе "Поднятая целина”, которая становится программным произведением при изучении современной литературы. К 1940 году Шолохов заканчивает Тихий Дон и уже ничего такого же мощного и талантливого не выйдет из- под его пера. Все оставшиеся годы он будет заниматься государственной и общественной деятельностью, постоянно живя на своем любимом Дону. Умрет он там, где и родился – в станице Вешенской, Ростовской области, в 1984 году.

Фото 1938 года

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вёшенской Донецкого округа Области Войска Донского (сейчас хутор Кружилинский Шолоховского района Ростовской области Российской Федерации). Отец Михаила Шолохова - Александр был служащим торгового предприятия.
Начальный опыт в обучении, а также первые навыки в школе Михаил Александрович получил во время Первой Мировой войны в столице Российский Федерации. После школы Михаил переехал в Воронежскую губернию, где поступил в гимназию, в Богучаре. Отучившись там, Михаил Александрович возвращается в Москву с целью дальнейшего получения образования. Но, после того как попытки поступления не обвенчались успехом, Михаил был вынужден поменять много разнообразных рабочих профессий, чтобы хоть как-то выживать. Но, даже при постоянной работе без выходных, Михаил Александрович всегда мог и находил свободное время для того, чтобы заниматься самообразованием.
Дебют Михаила как писателя, а именно первая публикация состоялась в 1923 году. Творческая деятельность Михаила всегда играла в его жизни значимую и большую роль. После изданных фельетонов в газетных редакциях, Михаил принялся за публикацию небольших рассказов в журналах.
Следующий, 1924 год оставил отпечаток в его биографии, как год публикации первого рассказа, как отрывка из донского цикла "Родинка". Немного позднее, все повествования этого цикла были объеденные Михаилом в три значительных сборника.
Широкую популярность Михаил Александрович получил от публикации романа "Тихий Дон", в котором рассказывается про военные времена и донских казаков в 28-32 году 20 века.
Этот роман спустя недолгий период времени стал популярен и известен не только в странах Советского Cоюза, но и за его пределами: в Азии и Европе. А годами позже роман-эпопею перевели на многие языки мира.
Личной жизни Шолохова можно смело подражать. Когда он пришел просить руки и сердца дочери атамана Громославского, тот отказал на его предложение, но в замен предложил Михаилу Александровичу забрать своей женой его вторую дочку - Марию. Ни минуты не сомневаясь, Михаил Александрович дал свое согласие.
Их свадьба состоялась в 1924 году, а брак оказался крепким и верным. Прожив совместно 60 лет, у Михаила с женой было четверо детей.
Ленинская премия была получена Михаилом Шолоховым за роман в 2-х томах "Поднятая целина". В нем идет повествование о тяжелых временах коллективизации.
В период 41-45 годов, Михаил Александрович начинает работать военным корреспондентом. Отдаваясь работе по полной, Михаил находит время и для творческой деятельности.
Следует отдельно сказать о том, что существенным событием в истории Михаила Александровича было получение Нобелевской премии в 1965 году, в номинации раздела литературы, за произведение «Тихий Дон», которое по праву принято считать романом-эпопеей.
На завершающем этапе жизни, Михаил Шолохов забросил заниматься литературной деятельностью, отдавая предпочтение природе: рыбалке и охоте, а все имеющиеся награды и вознаграждения передавал на то, чтобы строили новые школы и образовательные учреждения.
Его жизнь оборвалась внезапно. В 1984 году, 21 февраля Михаил Шолохов ушел из жизни. Врачи вынесли только один вердикт - рак. Похоронен Михаил Александрович в станице Вешенской, при дворе родного дома, что находится на берегу речки Дон.
Умер Михаил Александрович Шолохов 21 февраля 1984 года в станице Вешенской от рака гортани. Похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской. На этой территории в 1984 году создан Государственный музей-заповедник Михаила Александровича Шолохова.

Михаил Александрович Шолохов. Родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин Донецкого округа Области Войска Донского (ныне Шолоховский район Ростовской области) - умер 21 февраля 1984 года в станице Вёшенская, Ростовская область. Русский советский писатель, киносценарист. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 год - «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»), Сталинской премии (1941), Ленинской премии (1960). Академик АН СССР (1939). Дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Полковник (1943).

М. А. Шолохов родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вёшенской (ныне хутор Кружилинский Шолоховского района Ростовской области). При рождении получил фамилию - Кузнецов, которую сменил в 1912 году на фамилию Шолохов.

Отец - Александр Михайлович Шолохов (1865-1925) - выходец из Рязанской губернии, к казачеству не принадлежал, был «шибаем» (скупщиком скота), сеял хлеб на покупной казачьей земле, служил приказчиком в коммерческом предприятии хуторского масштаба, управляющим на паровой мельнице и т. д. Дед отца был купцом третьей гильдии, родом из города Зарайска, он переселился со своей большой семьёй на Верхнюю Донщину в середине 1870-х годов, приобрёл дом с подворьем и занялся скупкой зерна.

Мать - Анастасия Даниловна Черникова (Черняк) (1871-1942) - казачка по матери, дочь малороссийского крестьянина-переселенца на Дон, бывшего крепостного Черниговской губернии. Долгое время была в услужении в панском имении Ясеневка. Сирота была насильно выдана замуж помещицей Поповой, у которой служила, за сына станичного атамана Кузнецова. Но впоследствии она покинула своего супруга и ушла к Александру Шолохову. Их сын Михаил появился на свет незаконнорожденным и был записан на фамилию официального мужа матери - Кузнецов. Только после смерти официального мужа, в 1912 году, родители мальчика смогли обвенчаться, и Михаил получил фамилию Шолохов.

В 1910 году семья покинула хутор Кружилин: Александр Михайлович поступил на службу к купцу в станицу Каргинскую. Отец пригласил местного учителя Тимофея Тимофеевича Мрыхина для обучения мальчика грамоте.

В 1914 году учился один год в Москве в подготовительном классе мужской гимназии.

С 1915 по 1918 год Михаил учился в гимназии г. Богучара Воронежской губернии. Окончил 4 класса гимназии (за одной партой сидел с Константином Ивановичем Каргиным - будущим писателем, написавшим весной 1930 повесть «Бахчевник»).

Перед приходом в город немецких войск, со слов Михаила, он бросил учёбу и уехал на хутор домой.

В 1920 году семья переехала в станицу Каргинскую (после прихода Советской власти), где Александр Михайлович получил должность заведующего заготконторой Донпродкома, а его сын Михаил стал делопроизводителем станичного ревкома.

В 1920-1921 годах жил с семьёй в станице Каргинской. После окончания ростовских налоговых курсов получил назначение на должность продовольственного инспектора в станицу Букановскую, затем вступил в продотряд, участвовал в продразвёрстке. В 1920 году продотряд во главе с 15-летним (17,5-летним) Шолоховым попал в плен к Махно. Тогда он думал, что его расстреляют, но его отпустили.

31 августа 1922 года, во время работы станичным налогоинспектором, М. А. Шолохов был арестован и находился в районном центре под следствием. Он был приговорён к расстрелу.

«Я вёл крутую линию, да и время было крутое; шибко я комиссарил, был судим ревтрибуналом за превышение власти... - рассказывал позже писатель. - Два дня ждал смерти... А потом пришли и выпустили...» . До 19 сентября 1922 года Шолохов находился под стражей.

Отец дал за него крупный денежный залог и взял на поруки до суда домой. На суд родители привезли новую метрику, и его освободили как несовершеннолетнего (по новой метрике возраст уменьшился на 2,5 года). Это было уже в марте 1923 года.

Судили тогда «тройки», приговоры выносили строгие. Поверить в то, что он был несовершеннолетним, было нетрудно, так как Михаил был маленького роста и выглядел мальчишкой. Расстрел был заменён другим наказанием - трибунал принял во внимание его несовершеннолетие. Ему дали один год исправительных работ в колонии для несовершеннолетних и отправили в Болшево (под Москвой).

В Москве Шолохов пытался продолжить образование, а также пробовал свои силы в писательском труде. Однако поступить на подготовительные курсы рабфака не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола. По одним данным работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. По другим - работал в домоуправлении рабочего жилищно-строительного кооператива «Берите пример!», председателем которого был Л. Г. Мирумов (Мирумян).

Занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», посещал учебные занятия, которые вели В. Б. Шкловский, О. М. Брик, Н. Н. Асеев. Вступил в ВЛКСМ. Активную помощь в устроении повседневной московской жизни М. А. Шолохова и в продвижении в свет первых литературных произведений с его автографом оказал кадровый сотрудник ЭКУ ГПУ, большевик с дореволюционным стажем - Леон Галустович Мирумов (Мирумян), с которым М. А. Шолохов познакомился в станице Вёшенская ещё до приезда в Москву.

В сентябре 1923 года за подписью «Мих. Шолох» в комсомольской газете «Юношеская правда» («Молодой ленинец») (сейчас - «Московский комсомолец») был напечатан фельетон - «Испытание» , через месяц появился второй фельетон - «Три» , а затем и третий - «Ревизор» .

В декабре 1923 года М. А. Шолохов вернулся в Каргинскую, а затем - в станицу Букановскую, где и посватался к Лидии Громославской - одной из дочерей бывшего станичного атамана Петра Яковлевича Громославского. Но бывший атаман сказал: «Бери Марию, и я сделаю из тебя человека». 11 января 1924 года М. А. Шолохов женился на старшей дочери - Марии Петровне Громославской (1901-1992), которая работала учительницей начальной школы (в 1918 году М. П. Громославская, училась в Усть-Медведицкой гимназии, директором которой в то время состоял Ф. Д. Крюков).

Первый рассказ «Звери» (впоследствии «Продкомиссар»), отправленный М. А. Шолоховым в альманах «Молодогвардеец», не был принят редакцией. 14 декабря 1924 года в газете «Молодой ленинец» вышел рассказ «Родинка» , открывший цикл донских рассказов: «Пастух», «Илюха», «Жеребёнок», «Лазоревая степь», «Семейный человек», «Смертный враг», «Двумужняя» и др. Они были опубликованы в комсомольской периодике, а затем составили три сборника, вышедшие один за другим: «Донские рассказы» , «Лазоревая степь» (оба - 1926) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927).

После возвращения в Каргинскую в семье родилась старшая дочь Светлана (1926, ст. Каргинская), затем сыновья Александр (1930-1990, Ростов-на-Дону), Михаил (1935, Москва), дочь Мария (1938, Вёшенская).

В 1958 году Нобелевской премии по литературе был удостоен . В официальных советских кругах присуждение премии Пастернаку было воспринято негативно и вылилось в травлю писателя, под угрозой лишения гражданства и высылки из СССР Пастернак вынужден был отказаться от Нобелевской премии.

В 1964 году французский писатель и философ Жан-Поль Сартр отказался от Нобелевской премии по литературе. В своём заявлении кроме личных причин отказа от премии он также указал, что Нобелевская премия стала «западной высшей культурной инстанцией» и выразил сожаление, что премия не была присуждена Шолохову и что «единственным советским произведением, получившим премию, была книга, изданная за границей и запрещенная в родной стране». Отказ от премии и заявление Сартра предопределили выбор Нобелевского комитета в следующем году.

В 1965 году Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Шолохов - единственный советский писатель, получивший Нобелевскую премию с согласия руководства СССР. Михаил Шолохов не поклонился Густаву Адольфу VI, вручавшему премию. По одним источникам, это было сделано намеренно, со словами: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом - пожалуйста, а перед королём не буду и всё...».

Семья Михаила Шолохова:

Семья М. А. Шолохова (апрель 1941 г.). Слева направо: Мария Петровна с сыном Мишей, Александр, Светлана, Михаил Шолохов с Машей.

1923 г., декабрь. Выезд М. А. Шолохова из Москвы в станицу Каргинскую, к родителям, и вместе с ними - в Букановскую, где жила его невеста Лидия Громославская и будущая жена Мария Петровна Громославская (так как их отец Пётр Яковлевич Громославский настоял на женитьбе М. А. Шолохова на старшей дочери Марии).

1924 год, 11 января. Венчание М. А. и М. П. Шолоховых в Покровской церкви станицы Букановской. Регистрация брака в Подтёлковском ЗАГСе (станица Кумылженская).

1942 год, июнь. При бомбардировке станицы Вёшенской во дворе дома М. А. Шолохова погибла мать писателя.

Библиография Михаила Шолохова:

«Родинка» (рассказ)
«Донские рассказы»
«Тихий Дон»
«Поднятая целина»
«Они сражались за Родину»
«Судьба человека»
«Наука ненависти»
«Слово о Родине»

Проблема авторства текстов, опубликованных под именем Шолохова, поднималась ещё в 1920-е годы, когда был впервые издан «Тихий Дон». Основной причиной сомнений оппонентов в авторстве Шолохова (как тогда, так и в более позднее время) стал необычайно молодой возраст автора, создавшего, причём в весьма сжатые сроки, столь грандиозное произведение, и особенно обстоятельства его биографии: роман демонстрирует хорошее знакомство с жизнью донского казачества, знание многих местностей на Дону, событий Первой мировой и Гражданской войны, происходивших, когда Шолохов был ребёнком и подростком. На этот аргумент исследователи отвечают, что роман был написан Шолоховым не в 20 лет, а писался на протяжении почти пятнадцати лет.

Автор много времени проводил в архивах, часто общался с людьми, позже ставшими прототипами героев романа. По некоторым данным, прототипом Григория Мелехова был сослуживец отца Шолохова Харлампий Ермаков, один из тех, кто стоял во главе вёшенского восстания; он много времени проводил с будущим писателем, рассказывая о себе и о том, что повидал.

Другой аргумент оппонентов - низкий, по мнениям некоторых критиков, художественный уровень шолоховских «Донских рассказов», предшествовавших роману.

В 1929 году по указанию была сформирована комиссия под руководством М. И. Ульяновой, расследовавшая данный вопрос и подтвердившая авторство М. А. Шолохова на основе предоставленных им рукописей романа. В дальнейшем рукопись затерялась и была обнаружена только в 1999 году.

Основным аргументом сторонников единоличного авторства Шолохова до 1999 года считался черновой автограф значительной части текста «Тихого Дона» (более тысячи страниц), обнаруженный в 1987 году и хранящийся в Институте мировой литературы РАН. Сторонники авторства Шолохова всегда утверждали, что эта рукопись свидетельствует о тщательной авторской работе над романом, а неизвестная ранее история текста объясняет отмеченные их оппонентами ошибки и противоречия в романе.

Кроме того, в 1970-е годы норвежский славист и математик Гейр Хьетсо провёл компьютерный анализ бесспорных текстов Шолохова, с одной стороны, и «Тихого Дона», с другой, и пришёл к выводу об авторстве Шолохова. Весомым аргументом также было то, что действие романа происходит в родных для Шолохова местах, а многие герои книги имеют своими прототипами людей, которых Шолохов знал лично.

В 1999 году после многолетних поисков Институту мировой литературы им. А. М. Горького РАН удалось разыскать считавшиеся утерянными рукописи 1-й и 2-й книг «Тихого Дона». Проведённые три экспертизы: графологическая, текстологическая и идентификационная, удостоверили подлинность рукописи, её принадлежность своему времени и с научной обоснованностью решили проблему авторства «Тихого Дона», после чего сторонники авторства Шолохова сочли свою позицию безусловно доказанной.

В 2006 году было выпущено факсимильное издание рукописи, дающее возможность каждому убедиться в подлинном авторстве романа. Тем не менее ряд сторонников версии о плагиате на основании собственного анализа текстов остались при своём мнении. Оно сводится к тому что, Шолоховым, по всей видимости, была найдена рукопись неизвестного белого казака и переработана, так как оригинал не прошёл бы большевистскую цензуру и, возможно, рукопись была ещё «сырая». Таким образом, Шолоховым была создана своя рукопись, но на чужом материале.

Однако данная позиция, основанная на сегодняшний день только на предположениях, убедительно опровергается проведенными экспертизами: «переписанный» и авторский тексты принципиально различны (в авторском видна работа над рукописью, над художественными образами; «переписанный» текст или даже «переложенный» в значительной степени теряет какие-либо признаки авторской работы, в нём заметны, зачастую визуально, явный схематизм и непрерывность изложения, отсутствие авторских правок, а с другой стороны - смысловая и художественная неравномерность, разнокачественность отдельных частей текста). На основании экспертизы, таким образом, можно с достаточной уверенностью сказать, является ли текст оригинальным, художественно цельным и приобретшим самостоятельную ценность, или он стал компиляцией фрагментов и образов другого произведения.

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине станицы Вёшенской Донецкого округа области Войска Донского (ныне Шолоховский район Ростовской области).

В это же время Шолохов принимал участие в рукописной газете "Новый мир", играл в спектаклях Каргинского народного дома, для которого анонимно сочинил пьесы "Генерал Победоносцев" и "Необыкновенный день".

В октябре 1922 года переехал в Москву, где работал грузчиком, каменщиком, счетоводом в жилуправлении на Красной Пресне. Одновременно посещал занятия литобъединения "Молодая гвардия".

В декабре 1924 года в газете "Молодой ленинец" вышел его рассказ "Родинка", открывший цикл донских рассказов: "Пастух", "Илюха", "Жеребенок", "Лазоревая степь", "Семейный человек" и других. Они были опубликованы в комсомольской периодике, а затем составили три сборника "Донские рассказы" и "Лазоревая степь" (оба — 1926) и "О Колчаке, крапиве и прочем" (1927). "Донские рассказы" еще в рукописи прочел земляк Шолохова писатель Александр Серафимович, который написал к сборнику предисловие.

В 1925 году писатель приступил к созданию романа "Тихий Дон" о драматической судьбе донского казачества в годы Первой мировой и Гражданской войн. В эти годы вместе с семьей он жил в станице Каргинской, затем в Букановской, а с 1926 года — в Вёшенской. В 1928 году две первые книги романа-эпопеи вышли в журнале "Октябрь". Выход третьей книги (шестой части) был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919 года. Чтобы выпустить книгу, Шолохов обратился к писателю Максиму Горькому с помощью которого добился от Иосифа Сталина разрешения на публикацию этой части романа без купюр в 1932 году, а в 1934 году в основном завершил четвертую — последнюю часть, но стал заново ее переписывать, не без ужесточившегося идеологического давления. Седьмая часть четвертой книги вышла в свет в 1937-1938 годах, восьмая — в 1940 году.

Произведение было переведено на многие языки.

В 1932 году вышла первая книга его романа "Поднятая целина" о коллективизации. Произведение было объявлено совершенным образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошло во все школьные программы, став обязательным для изучения.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Михаил Шолохов работал военным корреспондентом Совинформбюро, газет "Правда" и "Красная звезда". Он публиковал фронтовые очерки, рассказ "Наука ненависти" (1942), а также роман "Они сражались за Родину" (1943-1944), который был задуман как трилогия, но не был окончен.

В фонд обороны СССР писатель передал Государственную премию, присужденную в 1941 году за роман "Тихий Дон", на свои собственные средства приобрел для фронта четыре новые ракетные установки.

В 1956 году вышел его рассказ "Судьба человека".

В 1965 году писатель стал лауреатом Нобелевской премии по литературе "за художественную силу и цельность эпоса о Донском казачестве в переломное для России время". Премию Шолохов передал на постройку школы на своей родине — в станице Вёшенской Ростовской области.

В последние годы Михаил Шолохов работал над романом "Они сражались за Родину". В это время станица Вёшенская стала местом паломничества. В гостях у Шолохова бывали посетители не только из России, но и с различных уголков мира.

Шолохов занимался общественной деятельностью. Он был депутатом Верховного Совета СССР первого-девятого созывов. С 1934 года — член правления Союза писателей СССР. Член Всемирного Совета Мира.

В последние годы жизни Шолохов тяжело болел . Он перенес два инсульта, диабет, затем рак горла.

21 февраля 1984 года Михаил Шолохов скончался в станице Вёшенской, где и был похоронен на берегу Дона.

Писатель был почетным доктором филологических наук Ростовского и Лейпцигского университетов, почетным доктором права Сент-Андрусского университета в Шотландии.

С 1939 года — действительный академик Академии наук СССР.

Михаил Шолохов был дважды удостоен звания Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Лауреат Государственной премии СССР (1941), Ленинской премии (1960), а также Нобелевской премии (1965). Среди его наград — шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, орден Отечественной войны I степени, медали "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

В 1984 году на его родине в станице Вёшенской Ростовской области образован Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.

С 1985 года ежегодно в станице Вёшенской проходит "Шолоховская весна" — Всероссийский литературно-фольклорный праздник, посвященный дню рождения писателя.

Великая Отечественная Война 1941-1945 гг. – справедливая, освободительная война советского народа за свободу и независимость Родины от фашистской Германии и ее союзников. Это, вне всякого сомнения, одно из самых значительных событий ХХ века.

О Великой Отечественной Войне написано немало книг –стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы. В моем реферате только малая часть того, что написано о войне. Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова «Судьба человека». При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа. «Если вы действительно хотите понять, почему Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм», - писала одна английская газета о фильме «Судьба человека», а значит, и о самом рассказе.

Этот рассказ был написан в поразительно короткие сроки, всего за несколько дней напряженной работы. Однако творческая история его занимает многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и появлением «Судьбы человека» пролегло 10 лет. Критик М. Кохта в статье, посвященной рассказу Шолохова, пишет: «Замысел этого рассказа возник у писателя в пути. Возвратился он тогда из поездки по степи, как рассказывают вешенцы, необычайно взволнованным и еще долго находился под впечатлением от встречи и знакомства в хуторе Волховском Еланской станицы с каким-то шофером и мальчиком, которого шофер вел за руку к речной переправе.

Напишу рассказ об этом, обязательно напишу, - говорил писатель, делясь своим творческим замыслом».

Вернулся к этому замыслу Шолохов лишь через 10 лет, чтобы напомнить людям о трагических уроках минувшего, предупредить человечество о грозной опасности новых войн. Проклятие войны, разрушающей мирную жизнь людей, фашизму, человеконенавистничеству, неотвратимое обвинение поджигателям войны несет в себе этот рассказ – беспощадное, правдивое свидетельство жизни, произведение большого гуманистического искусства.

Чем же привлек моё внимание этот рассказ?

Прежде всего, в нем с предельной ясностью, правдой, с подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годины испытаний.

И потому в работе я попытаюсь определить авторскую позицию в рассказе «Судьба человека»; показать героизм и мужество солдата на войне; раскрыть проблемы и перспективы рассказа «Судьба человека».

Верными моими помощниками стали книги Ф. Г. Бирюков «О подвиге народном. Жизнь и творчество М. А. Шолохова»; А. И Метченко, С. М. Петров «История русской советской литературы»; М. А. Шолохов «Судьба человека»; электронный учебник и иллюстрации к данной теме.

ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ

Жизнь и творчество М. А. Шолохова

М. А. Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине станицы Вешенской Донского округа, бывшей Области Войска Донского (ныне Вешенской район Ростовской области).

Кружилин – большой степной хутор, раскинувшийся между реками Чиром и Доном, невдалеке от него находилось панское имение Ясеновка, где долгое время жила в услужении мать писателя. В самом центре хутора, на церковной площади, стоял небольшой, крытый чаконом дом, где родился и провел первые годы детства будущий писатель.

С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом над бескрайним степным простором, и жаркое солнце палило его, суховеи несли громады пыльных облаков и спекали ему губы. И тихий Дон, по которому чернели каюки казаков-рыболовов, неизгладимо отражался в его сердце.

И покосы в займище, и тяжелые степные работы пахоты, сева, уборки пшеницы – все это клало черту за чертой на облик мальчика

Он играл на пыльных, заросших улицах с ровесниками-казачатами.

Мать - полуказачка, полукрестьянка. Будучи дочерью крепостного крестьянина, оставшегося и после «раскрепощения» на помещичьей земле, с двенадцати лет пошла в услужение

В детстве Михаил Шолохов ничем не отличался о своих сверстников. Вместе с казачатами пропадал все дни на Дону, во все глаза смотрел на казачьи свадьбы, любил слушать сказки, которые с большим мастерством рассказывала Ольга Михайловна.

Вероятно, истоки раннего творчества Михаила Шолохова надо искать в его детстве. Жизнь донской станицы, казачий быт, яркие характеры – все это оставляло свой след в душе впечатлительного и наблюдательного мальчика.

Настоящего образования он не получил, учился только в церковноприходской школе, но всю жизнь занимался самообразованием, много читал и в своем кругу считался образованным человеком.

Из библиотеки отца он брал книги Пушкина, Некрасова, Тургенева, Чехова, Толстого. Миша рано потянулся к знаниям. Уступая просьбе сына, родители начали учить его еще в дошкольном возрасте.

В 1910 году семья переезжает на хутор Каргинский в связи с поступлением отца на службу к купцу Озерову, а потом в торговый дом Левочкина и Лиховидова.

В 1911 году к Мише Шолохову был приглашен местный учитель Тимофей Тимофеевич Мрыхин.

М. Шолохову было 15 лет, когда он со своими товарищами преследовал белые банды в степях Верхнего Дона.

Осенью 1922 года Шолохов отправился в Москву. В столицу его привела мечта об учении, о литературной работе. Москва встретила его неласково: было нелегко найти жилье, а еще труднее – работу.

Ночами в тесной комнатенке, преодолевая усталость и сон, Шолохов запоем читал, не расставаясь с мечтой поступить на рабфак или в институт. И когда в августе 1923 года он получил место счетовода в жилищном управлении № 803 на Красной Пресне, - наконец, появились сравнительно сносные условия для занятий и творческой работы. Он знакомится с молодыми литераторами. На всю жизнь подружился с Василием Кудашевым, заведующим литературным отделом «Журнал крестьянской молодежи».

В сентябре 1923 года в комсомольской газете «Юношеская правда», наконец, было напечатано первое произведение Шолохова. Это был фельетон «Испытание». Через месяц, 30 октября, в этой же газете появился второй фельетон «Три» с посвящением рабфаку имени Покровского. В апреле 1924года был опубликован третий фельетон М. Шолохова «Ревизор», и в этом же году увидело свое первое художественное произведение писателя - «Родинка». В феврале 1925 года в «Молодом ленинце» напечатан рассказ «Продкомиссар» и первая повесть «Путь дороженька».

В издательстве «Новая Москва» выходит в свет первый сборник рассказов М. Шолохова «Донские рассказы» с предисловием А. Серафимовича.

В 1925 году на страницах журнала «Комсомолия» был напечатан рассказ «Бахчевник».

1925 год. М. Шолохов приступает к работе над романом «Донщина».

В 1926 году писатель прекращает работу над рукописью «Донщина» и начинает писать первую книгу романа «Тихий Дон».

В 1926 году выходит в свет тиражом 5000 экземпляров второй сборник «Лазоревая степь».

В 1927 году напечатаны рассказы «О колчаке, крапиве и прочем».

В 1929 году выходит приложением к газете «Батрак» сборник рассказов «Пастух. Двумужняя».

В 1930 году «Донские рассказы».

В мае 1943 года на страницах «Правды» началось печатание нового романа Шолохова «Они сражались за Родину».

После выхода первой книги «Тихого Дона» популярность М. Шолохова быстро растет не только в стране, но и за её пределами. В Вёшенскую к писателю приезжают делегации и гости. Сам он постоянно бывает в колхозах, делает доклады, встречается с людьми.

Судьба Соколова

В послевоенных произведениях М. Шолохова заметно усиливается лирическое авторское начало. В 1956 году в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека».

В рассказ «Судьба человека» автор «включает» себя в повествование. Размышления, чувства автора-повествователя не только усиливают эмоциональную напряженность рассказа, они позволяют увидеть истинное величие, силу и красоту обыкновенного человека Андрея Соколова.

Идеология фашизма и война связываются в рассказе Шолохова как реальное воплощение конкретного зла. Зла, которое может и должно быть преодолено.

В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов, он рассказывает свою жизнь; автор – слушатель, случайный собеседник. Обронит вопрос. Скажет слово там, где нельзя молчать, где надо прикрыть чужое несдержанное горе. То вдруг прорвется, заговорит в полную силу потревоженное болью сердце его. В рассказе Шолохова «Судьба человека» я услышала еще один голос - звонкий, чистый детский голос, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю.

Я думаю, что само название рассказа стало вызовом прежним временам, и могу это доказать: слово «судьба» считалось нежелательным, поскольку, как тогда считалось, отдавало мистицизмом, ведь за ним скрываются представления о предначертанности жизненного пути человека, о власти над ним роковых обстоятельств. Сама мысль о возможности существования провидения, или рока, противоречила официальному «человек – кузнец своего счастья», «хозяин своей судьбы». Недовольство некоторых критиков вызвало и то, что главным героем повести Михаил Александрович выбрал не убежденного коммуниста или прославленного героя, а простого работягу, обычного человека – «как все», к тому же, с «подпорченной» биографией, - прошедшего немецкий плен. Таких, как он, тогда официально считали предателями, амнистировали (но не реабилитировали!) лишь в 1953 году. Шолохов показал, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом. Стойкость, цепкость в борьбе, дух отваги, товарищество – эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел Лермонтов в стихотворении «Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Толстой. Все эти качества есть у Андрея Соколова. И даже в большей мере, чем когда-либо в прошлом, ибо испытания на его долю выпали небывалые. Жизненный путь Андрея Соколова, вместивший в себя, кажется, больше, чем по силам вынести одному человеку, - все это задавало два полюса этого произведения.

На одном из полюсов речь идет о трагической судьбе конкретной личности, человеческой единицы – и в этом было знамение того времени, когда литература, наконец, получила возможность от изображения подвигов масс, обратиться к запечатлению судеб отдельных людей на войне.

На другом же полюсе рассказа – та степень обобщения, которая позволяет говорить, что судьба Андрея Соколова – это судьба всего русского народа, прошедшего страшную войну, фашистские лагеря, потерю самых близких людей, - но не сломавшегося окончательно. Такое сочетание в рамках одного произведения конкретности и монументальности, частного и общезначимого больше характерно для жанра эпопеи. И не даром критики заговорили о произведении М. Шолохова как о «рассказе- эпопее». Каждый момент личной истории Андрея Соколова, каждый поворот его судьбы, воспринимаясь как глубоко индивидуальное, одновременно проецируется на историю, на судьбу родного ему народа, неотъемлемой частью которой он является.

Шолохов не награждает своего героя исключительной биографией. Знаменательно, что Андрей Соколов начинает о себе рассказывать словами: «поначалу жизнь моя была обыкновенная». Но в этой «обыкновенной жизни» художник увидел много истинно прекрасного и возвышенного, поэтичного и человечного, ибо в каждодневных заботах и труде, радостях и горе, наполнявших эту жизнь, раскрывается человек честный и скромный, благородный и самоотверженный.

Читаешь рассказ Шолохова и словно бы воочию видишь, как встает над миром человек в солдатских ботинках, в неловко чиненных, выгоревших защитных штанах, в прогоревшем в нескольких местах солдатском ватнике – живое воплощение памяти войны. Это предельная нота человеческого горя, прозвучавшая в начале рассказа. Проклятие войне!

Рассказ о невосполнимых утратах, о страшном горе пронизан у Шолохова верой в жизнь, верой в человека.

«Кольцевая» композиция рассказа не только как бы замыкает в единый круг сопережитого все рассказанное о своей жизни Соколовым, но и позволяет с огромной силой выделить ту неутраченную человечность, которая красила и возвышала героя Шолохова.

Поражает масштабность замысла писателя, художественная «сверхзадача», поставленная им перед собою. Трагическая история человеческой жизни, взятая в ее обусловленности, в ее связи с событиями второй мировой войны. Наивысшее историческое испытание для народа и государства и трагический надлом, жизнь человека, на которую обрушились все несчастья войны

Вот он появляется перед нами из неоглядной дали, из бескрайней весенней степи, этот человек, - «высокий, сутуловатый мужчина» - и с ним рядом мальчонка лет пяти-шести, былинка, доверчиво прильнувшая к сильному, обездоленному войной. Сиротинка, - объявляет писатель.

Испытание пленом

Шолохов подчеркивает обычность пути своего героя и на войне. Андрея Соколова не отличить среди идущих на передовую, и в плен он попадает при обстоятельствах, в которых оказались тысячи людей. В плену, где, казалось бы, невозможно было сохранить человеческое достоинство, с необыкновенной силой раскрылись красота и величие простого русского человека. Несгибаем солдат, когда держит ответ перед комендантом Мюллером, приговорившем его к расстрелу за агитацию в лагере против каторжного труда. Мюллер предлагает выпить стакан шнапса за победу немецкого оружия, одержанную якобы в Сталинграде. Соколов отказывается. Мюллер предложил другое: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою гибель». Вся эта сцена – не только пример бесстрашия Соколова, но и его вызов тем насильникам, которые хотели унизить советского человека. Выпив стакан шнапса, Соколов благодарит за угощение и добавляет: «Я готов, герр комендант, пойдемте, распишите меня». И вот, вспоминая о столкновении с комендантом лагеря Мюллером, Андрей Соколов замечает: «И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло» Но героя впереди ожидают испытания еще более тяжкие. Погибла семья, в день Победы пуля немецкого снайпера оборвала жизнь сына Анатолия. «Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось», - со слезами на глазах вспоминает Андрей Соколов.

Многочисленные свидетельства говорят о том, что именно так, с достоинством вели себя советские люди, попадавшие в лапы фашистов, - и на допросах, и в стычках с комендатурой и охраной, и даже перед казнью. Они убивали часовых, устраивали подкопы, прыгали на ходу из вагонов поездов, устанавливали связи с антифашистами.

Он ищет любой способ, чтоб вырваться из плена, знает, что может быть в случае неудачи. Но все же идет на риск. Первая попытка убежать закончилась тем, что его догнали, травили собаками. Вторая оказалась удачной, вырвался на машине через линию фронта, привез немца с важными документами.

Величав и мужествен эпический тон повествования. Как летописное сказание, читаешь волнующие тревожные страницы о смертельной опасности, нависшей над Родиной. У Родины есть два символа – береза и дуб. И каждый из них по-своему соответствует понятию нашей Родины и нашего народа: береза - нежность, поэтичность; дуб - несгибаемая мощь, вросшая вековыми корнями в родную почву. Есть в Соколове то, что напоминает дуб, противостоящий всем ураганам, и одновременно березу как образ нежности, теплоты чувств, отзывчивости.

«Передовая фронта. Тяжелейшее сражение с врагом, намного превосходящим по живой силе и технике. Люди не знают отдыха от беспрерывных атак, орудийного обстрела, воздушных налетов, минометного огня, танковых колонн. Они долбят железную землю, зарываясь в окопы. Над ними – палящее солнце, степная пыль». Главное при этом – воспитывать в себе преданную любовь к человечеству, быть его братом, соучастником в трудовом и ратном деле.

Я считаю, что авторская мысль о том, какой дорогой ценой была куплена победа, нашла свое воплощение в трагических итогах пути героя «Судьбы человека». Андрей Соколов, пройдя через горнило войны, потерял все: семья погибла, домашний очаг разрушен.

У М. В. Исаковского есть такое стихотворение:

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Соколов ушел на фронт человеком. И человеком вернулся. Не растерял задатков большой души, не дал погубить себя водкой.

Человек огромной душевной щедрости

Наступила мирная жизнь, пришла пора весеннего пробуждения, пора надежд А Андрей Соколов смотрит на мир глазами, «словно присыпанными пеплом», «наполненными неизбывной смертной тоской». «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке Нету, и не дождусь!» - горько сетует герой. Жизнь была жестокой к человеку, но не смогла его сломить, убить в нем душу. Шолохов, писатель-гуманист, рисуя героический характер Андрея Соколова, утверждает, что стойкость – это проявление высшей человечности. Он никогда не разделял взглядов тех, кто считал, что мужество и смелость не уживаются вместе с нежностью и добротой, великодушием и отзывчивостью. В этих проявлениях человечности художник видел верную примету характера сильного, непреклонного. Его Андрей Соколов – человек огромной душевной щедрости и обаяния.

Шолохов избегает подробностей фронтового быта, описаний лагерных мытарств героя. Сам Андрей Соколов признается, что ему тяжело об этом вспоминать, да и разговаривает он с бывалым фронтовиком Внимание сконцентрировано на «ударных», кульминационных моментах, когда характер героя проявляется наиболее сильно и глубоко. Прощание на перроне - «Пришли на вокзал, а я на Ирину от жалости глядеть не могу: губы от слез распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, как у тронутого умом человека»; пленение; расправа с предателем; столкновение с Мюллером; похороны сына; встреча с мальчиком Ванюшей – таковы вехи пути Андрея Соколова.

С какой мучительно сдерживаемой скорбью рассказывает об этом мальчике Андрей Соколов: «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». –«А мама?» -«Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». – «А откуда вы ехали?» - «Не знаю, не помню» - «И никого у тебя тут родных нету?» -«Никого». –«Где же ты ночуешь?» -«А где придется».

Этот детский вздох, это сиротство тяжкой гирей ложится на весы истории, на весы, обвиняющие тех, кто начал войну. Высокий гуманизм пронизывает эту короткую повесть о погубленном детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расставание.

И какая же неистребимая сила добра, красота человеческого характера открывается нам в Андрее Соколове, в том, как он увидел малыша, в его решении усыновить Ванюшу. Он возвращал детству радость. Он оборонял его от боли, страданий и скорби.

Это был подвиг, не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом начертании.

Все, казалось, вычерпала война из этого человека, все утратил он Но и в страшном, опустошающем одиночестве он оставался Человеком.

Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одерживал свою самую великую победу. Он торжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами –неизбежными спутниками войны.

Он побеждал самую смерть!

Главное действующее лицо рассказа – не романтический одиночка, жертвенно сжигающий себя во имя высшей цели, а человек, достойно представляющий народ в обстоятельствах суровых и трагичных и проявляющий качества, которые не выделяют его среди других людей, а сближает с ними. Среди действующих лиц «Судьбы человека» запоминается безымянный врач, который совершает свой подвиг мужественно и скромно. «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал», - восклицает Соколов. Доктору посвящено всего несколько строк, но его образ витает рядом с образом Андрея Соколова как воплощение тех же нравственных сил, которые делают человека непобедимым.

Иллюзия жизненной достоверности образа Соколова настолько сильна, что даже в критике он подчас рассматривался как реальное лицо, а сюжет рассказа сводится к судьбе героя, часто не замечая, что «Судьба человека» - произведение сложной художественной структуры. Его своеобразия нельзя понять, не выяснив ту роль, которая принадлежит образу автора. Этот образ неоднозначен: он и автор-повествователь, и одновременно случайный собеседник главного героя, «свой брат» и «шофер», который тоже «всю войну за баранкой пробыл». Многие критики видели в нем лишь собеседника главного героя. Но это – «временная» его роль, добровольно взятая на себя (таким он выступает в восприятии Соколова), но мы слышим и голос большого художника, человека также нелегкой судьбы, невольно попадаем под власть его настроения, следим за ходом его мыслей, вдумываемся в его суждения о жизни и людях – важнейших вопросах действительности.

Рассказ о несчастном водителе перерастает в размышление о народе и его историческом пути, о человеке и его судьбе.

Я считаю, что автор – не безучастный свидетель, он, потрясенный скорбной повестью о невозвратимых утратах в жизни своего собеседника, размышляет о его судьбе, о его силах, о возможностях, о его долге и праве. Авторская мысль расширяет границы повествования; сострадание, которым охвачен повествователь, не придало рассказу сентиментального оттенка, ибо поведанное героем вызывало не только жалость, но и гордость за русского человека, восхищение его мужеством, красотой его души. Автор признается в своей любви и уважении к этому человеку, когда с верой в справедливость и разум истории произносит: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы. Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть и все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». В подвиге простого человека художник увидел суровые исторические уроки, в его духовной сущности – надежду мира. Судьба героя озарилась светом истории.

В рассказе «Судьба человека» идея патриотизма не помешала Шолохову напомнить и о другом, без чего патриотизм становится декларативным, а именно – о личном благе человека, о его счастье, о том, чтобы Родина, которой верно служат ее сыновья, была щедра и ласкова к ним. Писатель ставит вопрос об ответственности перед теми, кто честно выполнил свой долг перед отчизной и человечеством, говорит о гуманизме как о высшем принципе жизненного устройства и человеческих взаимоотношений. Именно глубоко гуманные побуждения заставили автора, взволнованно рассказавшего о судьбе Андрея Соколова, утаить от ребенка навернувшуюся «жгучую скупую мужскую слезу», чтобы не омрачить его детство и не замутить его «ясные, как небушко, глаза». Хорошо писал Д. Благой: «Скажи автор о глазах мальчишки: светлые, как небо, - и получился бы маловыразительный штамп. Но эта народная, уменьшительная, ласкательная, почти колыбельная форма того же самого слова – радужно сверкает в данном контексте, как драгоценный камень, как бриллиант чистейшей воды».

Патриотизм, как верность Отчизне, и гуманизм, как ответственность перед человечеством, выступают в художественном высшем синтезе, а рассказ обретает смысл философского раздумья о коренных проблемах современного бытия.

Все книги Шолохова, верные суровой правде жизни, интересам добра, красоты и человечности, принадлежит нашему народу, напоминая людям об их ответственности за судьбы мира.

Шолохов никогда не забывал о том, чего стоят войны и какие неизгладимые следы они оставляют в сердцах людей, он всегда чувствителен к бедам народа. Для него допустим облегченный подход к этой теме, когда война представляется не таким уж опасным и обременительным делом.

Михаил Александрович Шолохов – великий писатель, правдивый летописец советской эпохи, видный государственный и общественный деятель. Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Его выдающиеся роли в мировой литературе двадцатого века не могут отрицать даже противники социализма. Произведения Шолохова уподобляются эпохальным фрескам. Во время Великой Отечественной войны перед писателем стала задача: разить своим полным жгучей ненависти словом врага, укреплять любовь к Родине советских людей. Ранней весной 1946 года, т. е. за выдающиеся заслуги в развитии советской культуры, за создание художественных произведений, получивших общенародное призвание, за плодотворную общественную деятельность М. А. Шолохову было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

Имя автора неразрывно связано с историей советской литературы, с утверждением в ней нового творческого метода – метода социалистического реализма. Шолохова – художника родила эпоха революционной борьбы. Эту эпоху во всей её сложности и суровой правде он и открывал читателю. Великие революционные события определили психологическую глубину чувств и характеров, ситуаций и конфликтов, драматическое содержание и эпический размах произведений Шолохова.

В своих книгах Шолохов раскрыл богатый душевный мир народа, его неиссякаемую талантливость, моральную цельность, извечное стремление к свету и правде; поднял огромные пласты народной жизни, создал яркие типичные образы, проникнутые неувядаемой поэзией и правдой. В национальных, народных по духу и форме произведениях Шолохова идейность и философская глубина сплавлены с высоким мастерством.

Михаил Шолохов художественно воплотил характер и судьбу русского человека в трагическом двадцатом веке. Развивая толстовские традиции, писатель создал полнокровные эпические картины народной жизни в её решающих моментах: мировых войнах, революциях, переломных годах коллективизации.

Вся жизнь и творчество Михаила Александровича Шолохова, летописца советской эпохи, были отданы беззаветному служению советскому народу, делу коммунизма.

Михаил Александрович Шолохов делегат 18 - 26 съездов КПСС, депутат Верховного Совета СССР 1 – 11 созывов, дважды Герой Социалистического труда. Награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны 1 степени; медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», золотой медалью имени А. Фадеева, орденом «Большая Золотая звезда дружбы народов» - ГДР, орденом Сухэ-Батора - МНР, орденом Георгия Димитрова – НРБ, орденом Кирилла и Мефодия – НРБ. Он лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, Нобелевской премии, международной премии мира в области культуры Всемирного Совета Мира, международной литературной премии «София», Всепольского приза «Золотой колос» - ПНР, международной премии «Лотос» Ассоциации писателей стран Азии и Африки.

Имя М. А. Шолохова навсегда сохранится в сердцах людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как много в мире войн! Как страшно становится жить! Война дорого обходилась людям. Это была, помимо всего, война нервов.

Шолохов в рассказе «Судьба человека» отвергает всякое поверхностное «отображательство». Он полностью раскрывает явления, не обходит трудное. Но все же для него главным остается факт, каким образом наш народ преодолевал, казалось бы, непреодолимое, в чем загадка русского характера, и Шолохов каждый раз, обращаясь к отгремевшим битвам, вспоминает легендарный, небывалый в истории подвиг народа, который проявил и еще больше обрел в жесточайшем испытании богатырскую мощь, «булатную крепость».

Когда я читаю произведения М. А. Шолохова о Великой Отечественной войне, я думаю о том, что людям нужно не так много – просто почувствовать боль другого человека, как свою собственную.

Как же это просто и почему-то невозможно! Все ведь люди, у всех есть матери и отцы, жены и мужья, сыновья и дочери. Каждый когда-то плакал, если ему причиняли боль. Я знаю, что такое горе, как тяжела потеря близких. И все-таки рвутся бомбы и гибнут дети.

Убивают друг друга люди в России, в Афганистане, в Чечне

Сердца наши очерствели, придавлены каменными плитами равнодушия. Уши наши не хотят слышать, и глаза не хотят видеть.

От себя я хочу пожелать: «Пусть каждый читает произведения Шолохова о войне, чтобы помнить о той трагедии, которая постигла наш народ более 60 лет назад. Его книги не дают успокоиться, будят мысль о противоестественности войны, зле и насилии, которые она несет. Рассказ воспитывает ненависть, без чего нельзя было победить сильного и упорного врага».

Что на меня производит наибольшее впечатление в книгах Шолохова – так это их масштабность и гуманность. Если вы хоть раз прочитали его описание донского края, этой части России с ее обширными, богатыми равнинами и величественной рекою Дон, то такое уж незабываемо. Но Шолохов живописует не только природой этого края, а и человеческий ландшафт.

Его герои – это живые люди, которые принадлежат донскому краю и которым по мере развития сюжета этот край со временем начинает тоже принадлежать. Они преобразуют край, и по мере того, как он изменяется, они сами изменяются. Шолохов не идеализирует своих героев, они не являются святыми, вылепленными из гипса, нет, это живые люди со своими достоинствами и недостатками. Вот почему их трагедии так волнуют нас, а их успехи производят на нас такое глубокое впечатление. Мы чувствуем, что наблюдаем саму жизнь во всем ее многообразии, как она изменяется и развивается.