» »

Тема: Урок - рассуждение по повести «Белый Бим Чёрное ухо. Тема милосердия в повести троепольского "белый бим черное ухо" Основная мысль рассказа белый бим черное ухо

11.09.2020

Основной темой произведения является описание искренней и преданной дружбы человека и животного, затрагивающей вопросы добра и человеческой жестокости.

Главным героем повести является охотничий пес по кличке Бим, который в месячном возрасте попадает в дом своего хозяина Иван Ивановича.

Щенок отличается нетипичным для своей породы окрасом в виде черной отметины на ухе, поэтому его не принимают многие собаки. Однако щенок, несмотря на это, проявляет доброту и веселый нрав, поскольку у него есть самый лучший друг в лице его хозяина.

Иван Иванович представляется в образе доброго человека, журналиста, участника отечественной войны. Он искренне проявляет любовь к своей собаке, которую постоянно берет с собой на охоту в лес.

Через три года хозяин вынужден оставить собаку на попечении соседки, поскольку ложится в больницу для проведения операции на сердце. Однако пес сбегает от женщины, надеясь отыскать Иван Ивановича, но это ему не удается. При этом за все время скитаний Бим попадает в различные ситуации. На железной дороге собака получает рану на лапе. Затем прохожие продает пса в деревню, где ему приходится пасти домашний скот. Однажды новые хозяева предоставляют Бима соседу для охоты. Однако мужчине не удается добыть дичь, поскольку он не подает собаке необходимые команды. В результате разъяренный охотник избивает Бима до полусмерти.

Спустя время собаке удается вернуться в родной город, но, к сожалению, Бим попадает на глаза злой женщины, знавшей его ранее, к которой пес также не проявляет симпатию. Она сдает пса собаколовам, которые отвозят его в питомник, где пес, пытаясь вырваться на свободу, погибает, не дождавшись своего выздоровевшего хозяина несколько дней.

Иван Иванович с почестями провожает любимца в последний путь, отдавая ему честь четырьмя выстрелами в воздух, равными возрасту Бима на момент смерти, горько переживая его гибель.

Произведение отличается необычным повествованием, вызывающим у читательской аудитории противоречивые чувства в виде жалости, негодования, переживаний и сострадания.

Повесть была экранизирована режиссером Станиславом Ростоцким, фильм которого удостаивается Государственной премии. Кроме того, в Воронеже устанавливается памятник собаке, имеющей белый окрас и черное ухо, символизирующей непоколебимую верность, преданность животного к человеку и стойкость.

Вариант 2

Произведение Г.Н. Троепольского говорит о добре и зле, дружбе человека и животного. Основной герой – собака Бим. Охотничий щенок еще в месяц от рождения был отдан новому хозяину – Ивану Ивановичу. Бим имел нетипичный для своей породы окрас, поэтому его не приняли в стаю других сородичей. Несмотря на все трудности, пес оставался добрым и веселым, ведь рядом с ним всегда был его самый лучший друг – хозяин. Мне кажется, что этим автор особенно хотел показать стойкость и силу духа собаки.

Иван Иванович был очень добрым человеком, работавшим журналистом и воевавшим в отечественной войне. Он по-настоящему любил Бима и всегда брал с собой на охоту в лес.

Так прошло три счастливых года, но вскоре Иван Иванович сильно заболел, и с любимым питомцем пришлось расстаться из-за необходимой операции на сердце. Бима поручают соседке.

Грустно звучали прощальные слова хозяина, но Бим не мог понять их значения. Псу оставалось только невыносимо долго ждать, оставаясь в неведении о причинах отсутствия лучшего друга.

Вскоре тоска от расставания с Иваном Ивановичем становится для Бима совершенно невыносимой, и тот решается на опасный шаг – самостоятельно попытаться найти исчезнувшего хозяина. Пес выскакивает из квартиры приглядывавшей за ним соседки и выходит на улицу.

Путь оказывается полным суровых испытаний, и Биму приходится не раз столкнуться со злыми людьми и жестокостью. Однако, во время путешествия пес также встречается с сердобольными и отзывчивыми людьми, которые по-разному помогали, но забрать его к себе не могли. В итоге, Бим попадает в приют для собак.

Иван Иванович, пройдя лечение, узнает адрес и с надеждой срочно пребывает в приют, куда был отправлен Бим после отлова. К сожалению, к тому моменту пес уже был убит по наговору злой соседки. Хозяин приезжает в лес, в котором часто гулял с Бимом, и в память о нем четыре раза стреляет в воздух: за каждый год собачьей жизни. Иван Иванович горько скорбит по другу, признавая его непоколебимую верность и стойкость.

Пес искренне, до последних секунд своей короткой жизни, продолжал искать любимого друга. Даже погибая, он долго царапался в дверь фургона с надеждой. Как мало ему хотелось – просто быть рядом с хозяином!
Автор повести поднимает вопрос защиты природы перед читателями, но не только. Передавая мир глазами самого чистого и преданного существа, он раскрывает философские проблемы человечества. Так, автор указывает на продажность и корыстность некоторых людей. Жестокость и безразличие раскрыты отношением черствых людей, которые встречались Биму в его поисках друга. Книга автора обрела заслуженный успех и была многочисленно переиздана, а также переведена на множество языков мира.

Неслучайна задумка автора о том, что Иван Иванович искал спасения от жестокости мира в спокойном лесу. Так, именно это место олицетворяет искренность и неиспорченность, то, что еще не смогли погубить людские пороки.
Я считаю, что все люди могут искать спасения от жестокости самостоятельно и работая над собой. До тех пор, пока отдельные люди не способны понять важность и ценность природы, они не смогут по-настоящему любить проявления живого и понимать их ценность.

Пес, являясь главной фигурой книги, не прожил жизнь бессмысленно и оставил добрую память о себе. Он сумел подружить ребят, ищущих его, а также помог найти хороших знакомых Ивану Ивановичу.

Книга через демонстрацию многих мучений и страданий двух друзей – человека и собаки - показала не только жестокую реальность, но и нечто большее. Жизнь Бима учит тому, что настоящие верность и дружба не боятся никаких трудностей и могут стоить целой жизни.

5 класс, 7 класс, аргументы

Несколько интересных сочинений

    Санкт-Петербург это древний и очень красивый город нашей страны России. Он является вторым по величине после Москвы, это важнейший центр туризма, экономики, медицины, науки, культуры нашего государства

    У каждого человека есть очень близкое и родное место, где он чувствует себя спокойно и непринужденно. На земле нет такого человека, который бы не испытывал любовь к малой Родине

  • Сочинение Описание бала (рассказ После бала Толстого)

    Жизнь – весьма забавная вещь. Сколько всего интересного происходит с человеком. Человек каждый день то и делает, что узнают окружающий его мир: он влюбляется, знакомится с другими людьми, разочаровывается в них или связывает с ними свою жизнь

  • Я всегда хотел собаку. Иногда мне кажется, что я родилась с этой мыслью. Но ровно с пяти лет я ритмично напоминала родителям, что хочу своего собственного четырехногого друга.

  • Сочинение Гармония человека и природы

    Природа – матушка, кормилица, без неё человеческое существование будет под угрозой. Она вбирает в себя миллионы живых существ, все экосистемы планеты – это её богатство.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Троепольский Гавриил Николаевич – русский писатель. Годы жизни: 1905 – 1995 гг. «Он прожил долгую жизнь и оставил добрый след на земле». Троепольский родился 29 ноября (по старому стилю - 16 ноября) 1905 в селе Новоспасовка Тамбовской губернии (в советское время - Грибановский район Воронежской области) в семье священника. Начальное образование было домашним. В 1924 окончил сельскохозяйственное училище. Работал сельским учителем, а с 1931 - агрономом. В 1937 в периодической печати появились его первые произведения. В 1976 работал в редколлегии журнала "Наш современник" - являлся одним из лучших авторов публицистической прозы на сельскохозяйственные темы. Умер Троепольский 30 июня 1995 в Воронеже.

3 слайд

Описание слайда:

Творчество Г.Н.Троепольского Среди его произведений - рассказы, повести, пьесы, публицистика: «Из записок агронома» (1953) «Прохор семнадцатый и другие»; сценарий фильма «Земля и люди» (1955) «Кандидат наук» (1958; повесть) «Чернозем» (1958–1961; роман) «В камышах» (1963; повесть) «О реках, почвах и прочем» (1963; публицистический очерк) статьи в газете «Правда» в защиту природы (1966) «Постояльцы» (1971; пьеса) «Белый Бим Чёрное ухо» (1971)

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Г.Н. Троепольский «Белый Бим черное ухо» «В моей книге единственная цель- говорить о доброте, доверии, искренности» Мировую известность принесла Г.Н.Троепольскому книга о Белом Биме, которую прочитали люди и в Европе, и в Японии, и в Китае. Автор назвал её «трагическим романом о собачьей жизни» Наши “братья меньшие” отзывчивы на ласку, на человеческую доброту. Дружба с ними нужна нам, наверное, для того, чтобы мы становились мудрее, отзывчивее, добрее ко всему живому.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Награды и премии: Государственная премия СССР (1975) - за повесть «Белый Бим Чёрное Ухо» (1971) орден Трудового Красного Знамени.

9 слайд

Описание слайда:

В 1977 году по одноимённой книге Гавриила Троепольского режиссёром Станиславом Ростоцким был снят двухсерийный художественный фильм «Белый Бим Чёрное ухо» Режиссёр: Станисла́в Ио́сифович Росто́цкий- советский российский кинорежиссёр, актёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской и двух Государственный премий СССР. Сценарий Станислава Ростоцкого Операторы: Вячеслав Шумский и Вера Шолина Композитор: Андрей Петров Производство: киностудия имени Максима Горького Актёры: Вячеслав Тихонов, Геннадий Кочкожаров, Василий Воробьев, Андрей Мартынов, Ирина Шевчук, Любовь Соколова, Валентина Владимирова, Иван Рыжов, Раиса Рязанова, Алексей Миронов, Георгий Светлани, Мария Скворцова, Родион Александров, Светлана Харитонова, Анатолий Баранцев, Виталий Леонов, Михаил Зимин

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Белый Бим черное ухо Это щенок- альбинос («Признак вырождения!»), родившийся от породистых родителей охотничьих сеттеров. . Хозяин, увидев это генетическое безобразие, уже собрался было топить щенка, однако зашедший за потомством интеллигент и писатель Иван Иванович решил забрать Бима себе. Попав к доброму и одинокому Ивану Ивановичу, Бим обретает настоящего хозяина, узнает что такое любовь и дружба, тепло и ласка.

13 слайд

Описание слайда:

Иван Иванович - хозяин Бима Хозяин Бима – Иван Иванович (актёр Вячеслав Тихонов) – интеллигент, писатель, ветеран войны. С войны у него под сердцем остался осколок. Сын его погиб, жена умерла. Одиночество Ивана Ивановича скрашивает заботливый и умный щенок по имени Бим.

14 слайд

Описание слайда:

Дружба У человека и собаки складываются трогательные отношения взаимного уважения, понимания. Бим для Ивана Ивановича не просто собака. Это друг, который делит с ним минуты грусти.

15 слайд

Описание слайда:

«Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными». Л. Толстой.

16 слайд

Описание слайда:

Лучшие минуты Бима и его хозяина” «Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы».

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Разлука. Щенок растет, хозяин пытается выдрессировать Бима, однако в его планы вмешивается безжалостная судьба: пошатнувшееся после войны здоровье пожилого хозяина требовало скорого лечения, и вскоре милому другу Бима пришлось расстаться со своим питомцем. Бим остался один в большом городе. Он не знал, куда уехал его добрый друг, ему оставалось только ждать и ждать…

19 слайд

Описание слайда:

Ожидание хозяина «С деревьев скоро лист падет, а Бим все ждет… Из черной тучи снег идет, а Бим все ждет… Друг почему-то не идет, а Бим все ждет… Пусть год пройдет, и век пройдет, а Бим все ждет…»

20 слайд

Описание слайда:

Поиски хозяина Скука от расставания была для Бима невыносимой, и он решил на решающий шаг – пойти в одиночку на поиски любимого хозяина. И именно в этом опасном путешествии пёс узнал горькую правду жизни, что на свете бывают не только хорошие люди, но и, к сожалению, плохие. Черноухий сеттер долго и тщетно ищет своего хозяина, и в этих скитаниях одни из встречных преследуют его, другие помогают, стараются выручить из беды. И перед нами возникают человеческие лица с их самобытными чертами, неповторимые характеры, своеобразные судьбы.

21 слайд

Описание слайда:

Друзья Бима - это те добрые и отзывчивые люди, которые в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу. Они жалеют Бима, видят, что пес попал в беду. Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу. Все они любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека. Степановна (Мария Скворцова)- соседка Ивана Ивановича по дому, которая следит за Бимом в отсутствии хозяина. Люся (Анна Рыбникова)- внучка Степановны, которая вместе с бабушкой ухаживает за Бимом.

22 слайд

Описание слайда:

Толик (Василий Воробьев) - мальчик, который однажды познакомился с Бимом и стал его другом. Алёша (Сергей Шевляков) - деревенский мальчишка, который ненадолго становится хозяином Бима. Друзья Бима

23 слайд

Описание слайда:

Друзья Бима Даша (Ирина Шевчук) – студентка из Москвы, которая тоже не осталась равнодушной к истории Бима и приложила все усилия, чтобы Бим встретился с хозяином.

24 слайд

Описание слайда:

Неравнодушные люди Пал (Павел) Титыч (Иван Рыжов) – домоуправ Андрей Леонидович (Андрей Мартынов) - милиционер

25 слайд

Описание слайда:

Неравнодушные люди Стрелочница (Любовь Соколова) Ветеринар (Баранцев Анатолий) Родители Алёши (Геннадий Кочкожаров, Раиса Рязанова)

26 слайд

Описание слайда:

Враги Бима – это те люди, которые не любят животных, они не способны на милосердие и сострадание, они жестоки и равнодушны к чужому несчастью, живут только собственными интересами и потребностями. Автор не дает недоброжелателям Бима имен. Они не достойны этого, люди, потерявшие человечность. Враги Бима имеют только клички. Серый (Михаил Дадыко) - подлый, лживый человек. Он снимает с бездомных или потерявшихся собак ошейники и именные таблички для своей коллекции. Пойдёт на всё ради наживы и собственной выгоды. Тётка, злая соседка, мнимая укушенная (Валентина Владимирова)- злая и жестокая женщина, сплетница, скандалистка. Она думает только о себе, о своей выгоде, равнодушна к чужому горю.

27 слайд

Описание слайда:

Равнодушные люди – это люди, которые встречаются на жизненном пути Бима, но не принимают должного участия в его судьбе. продавец щенков судьи на выставке собак водитель автобуса прохожий в шляпе жена Серого родители Толика Клим

28 слайд

Описание слайда:

«Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно – тихо, без ропота, в страданиях, неизвестных миру… Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча». Г. Н. Троепольский

29 слайд

Описание слайда:

Смерть Бима Преодолевая все преграды на своём пути, переживая все трудности, Бим до последнего вздоха продолжал искать Иван Иваныча… В свои последние минуты жизни пёс царапался в дверь железного фургона, в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил! Свободы и доверия – больше ничего. Бим погиб… Совершенно безнаказанно, ни за что…

30 слайд

Описание слайда:

Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом!!!

31 слайд

Описание слайда:

Памятник Биму – символ преданности и верности В городе Воронеже в 1998 году около театра кукол был установлен памятник знаменитому Биму.

Описание слайда:

Фильмы о собаках – о наших верных и преданных друзьях. «Хатико» пёс породы акита-ину, являющийся символом верности и преданности в Японии.

36 слайд

Описание слайда:

История Хатико Хатико появился на свет 10 ноября 1923 года в японской префектуре Акита. Фермер решил подарить щенка профессору Хидэсабуро Уэно, работавшему в Токийском университете. Профессор дал щенку кличку Хатико (восьмой). Когда Хатико подрос, он везде непременно следовал за своим хозяином. Тот ежедневно уезжал в город на работу, поэтому пёс сначала провожал его до входа на станцию Сибуя, а затем в 3 часа дня вновь возвращался туда, чтобы встретить хозяина. 21 мая 1925 года у профессора в университете случился инфаркт. Врачи не смогли спасти ему жизнь, и домой он уже не вернулся. Хатико на тот момент было восемнадцать месяцев. В тот день он так и не дождался хозяина, но стал приходить на станцию ежедневно, терпеливо ожидая его до позднего вечера. Ночевал он на крыльце профессорского дома. Несмотря на то, что пса пытались пристроить в дома друзей и родственников профессора, он неизменно продолжал возвращаться на станцию. Местные торговцы и железнодорожники прикармливали Хатико, восхищаясь его настойчивостью. Пёс стал известен на всю Японию в 1932 году после публикации в одной из крупнейших газет Токио статьи «Преданный старый пёс ожидает возвращения своего хозяина, умершего семь лет назад». История покорила сердца японцев, и на станцию Сибуя стали приезжать любопытствующие с целью посмотреть на пса.

37 слайд

Описание слайда:

Хатико – символ любви, верности и преданности Хатико приходил на станцию в течение девяти лет вплоть до своей смерти 8 марта 1935 года. Мёртвого Хатико нашли на улице недалеко от станции. У него был рак в последней стадии и филярии сердца. В желудке Хатико было найдено четыре палочки от якитори, однако они не повредили желудок и не были причиной смерти. После его смерти, ввиду широкого резонанса, в стране был объявлен день траура. 21 апреля 1934 года Хатико был воздвигнут памятник, на открытии которого он лично присутствовал. Во время Второй мировой войны памятник был уничтожен - металл памятника пошёл на военные нужды. После окончания войны, в августе 1948 года, памятник был восстановлен. Сегодня статуя Хатико у станции Сибуя является местом встречи влюблённых, а сам образ пса в Японии стал примером беззаветной любви и верности. Останки Хатико хранятся в виде чучела в Национальном Музее Науки, Уэно, Токио, Япония.Часть останков Хатико кремирована и захоронена на кладбище Аояма, район Минато-ку, Токио. Также Хатико отведено почётное место на японском виртуальном кладбище домашних животных.

38 слайд

Описание слайда:

Высказывание Льва Толстого: «Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».

В мире есть не только добро, но и зло. Встречаются люди не только хорошие, но и злые. Именно об этом книга Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Отзывы о повести никогда не были равнодушными. Ни в начале семидесятых, когда книга впервые вышла в печать, ни сегодня, спустя более чем двадцать лет после смерти писателя.

Об авторе

Прежде чем рассказать об отзывах о произведении «Белый Бим Черное ухо», стоит, конечно, уделить внимание писателю, создавшему его. Гавриил Троепольский сочинил историю, вызывающую слезы у читателей независимо от возраста. Историю, подобные которой, к сожалению, имеют место в нашем жестоком мире.

Остальные произведения Троепольского малоизвестны. Впрочем, даже когда речь идет о «Белом Биме » многие вспоминают экранизацию Станислава Ростоцкого, номинированную на «Оскар». Но тема сегодняшней статьи - не фильм, а литературный первоисточник.

Гавриил Троепольский родился в 1905 году в Воронежской области. Писать начал ещё в школьные годы. В 1924 году окончил сельскохозяйственное училище, после чего работал учителем. А затем много лет трудился агрономом. Литературным творчеством занимался на протяжении всей жизни, если не считать небольшого периода после публикации первого рассказа. К этому произведению автор отнесся довольно критично. Позже Гавриил Николаевич вспоминал, что после прочтения дебютного рассказа решил: писателем ему не стать.

Однако Троепольский ошибался. Он стал писателем. Более того, одним из лучших советских прозаиков, создававших произведения для юных читателей. Хотя книгу «Белый Бим Черное ухо», отзывы о которой встречаются только восторженные, читают и дети, и взрослые.

Книга о преданности и сострадании

Гавриил Троепольский написал такие произведения, как из «Из записок агронома», «Кандидат наук», «Земля и люди», «Чернозём». Большую часть книг он посвятил природе, родному краю. В 1971 году Троепольский написал трогательную повесть о преданности, любви, милосердии.

Рецензии и отзывы на книгу «Белый Бим Черное ухо» в начале семидесятых не заставили себя ждать. На это произведение мгновенно отреагировали критики. Через два года Ростоцкий решил снять фильм.

Отзыв о книге «Белый Бим Чёрное ухо» Александр Твардовский не оставил. Писатель, поэт, журналист, главных редактор знаменитого литературного журнала ушел из жизни в декабре 1971 года и не успел прочитать произведение друга. Но эта повесть, как известно, посвящена Твардовскому - человеку, благодаря которому советским читателям еще в шестидесятые годы стало известно имя автора повести " Белый Бим Чёрное ухо" .

Отзывы критиков о книге Троепольского были положительными. Об этом свидетельствует государственная награда, которую получил автор в 1975 году. Литературные деятели оценили художественные особенности произведения, ее поучительную и даже в некотором роде педагогическую ценность. Но расскажем, наконец, о читательских отзывах о книге «Белый Бим Чёрное ухо». Чем покорила простых людей, далеких от искусства и литературы, грустная история об английском сеттере странного, нетипичного окраса?

В книге Троепольского показан обычный мир людей глазами собаки. Писатель принес своего главного персонажа в жертву, дабы показать, что зло иногда перевешивает добро. Гибель искреннего, доброго, преданного существа от рук жестоких, эгоистичных людей, которых, по мнению писателя, в этом мире больше, нежели добрых и милосердных - вот и весь сюжет повести.

Одиночество

Иван Иванович - немолодой одинокий человек. Он потерял на войне сына. Затем ушла из жизни жена. Иван Иванович привык к одиночеству. Он нередко беседует с портретом умершей жены, и эти разговоры, казалось бы, успокаивают, смягчают боль от потери.

Однажды он приобрел щенка - породистого, но со следами вырождения. Родители щенка были чистокровными английскими сеттерами, а стало быть, и он должен был иметь черный окрас. Но Бим родился белым. Иван Иванович сделал выбор в пользу щенка с нетипичным окрасом - понравились глаза, добрые, умные. С этого момента началась дружба между человеком и собакой - искренняя, бескорыстная, преданная. Однажды, обратившись по привычке к портрету жены, висевшему на стене, Иван Иванович произнес : «Видишь, теперь я не один».

Ожидание

Однажды Иван Иванович тяжело заболел. Сказалось ранение, полученное во время войны. Пес его ждал, искал. О собачьей преданности сказано много, но ни в одном из литературных произведений не раскрыта эта тема столь трогательно. В ожидании хозяина Бим сталкивается с разными людьми: и добрыми, и злыми. Жестокие, к сожалению, оказываются сильнее. Бим погибает.

Последние минуты своей жизни пес проводит в машине собаколовов . Вернувшийся из больницы Иван Иванович находит своего питомца, но слишком поздно. Он хоронит Бима , а мальчикам, которые успели полюбить умного, доброго пса во время его отсутствия, ничего об этом не говорит.

БЕСЕДА

ПО ПОВЕСТИ

Г. ТРОЕПОЛЬСКОГО

«БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО"

Нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача воспитательного процесса.

Последнее время в литературе, в прессе очень ярко заявила о себе тема взаимоотношений человека и природы, тема психологическая, нравственная, обойти которую в процессе воспитания учащихся нельзя. Писатели заговорили о необходимости воспитания доброты во имя спасения природы

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЕСЕДА

ПО ПОВЕСТИ

Г. ТРОЕПОЛЬСКОГО

«БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО»

Нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача воспитательного процесса.

Последнее время в литературе, в прессе очень ярко заявила о себе тема взаимоотношений человека и природы, тема психологическая, нравственная, обойти которую в процессе воспитания учащихся нельзя. Писатели заговорили о необходимости воспитания доброты во имя спасения природы.

«Мне кажется, - сказал Ч. Айтматов, - что литература должна поднять свой голос не только в защиту природы вообще, но проявлять заботу о том морально-психологическом комплексе человеческой души, который связан с восприятием природы».

Беседа по повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» требует эмоционального и вдумчивого отношения.

Чтобы настроить ребят на эмоциональный лад, можно использовать: фотоэтюды, пейзажные зарисовки о природе, а также высказывания поэтов и писателей, например такие:

  1. «Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик;

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

(Тютчев). –

  1. «образование только развивает нравственные силы человека, но не даёт их: даёт их человеку природа».

(Белинский)

  1. «пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир».

(Никитин)

До чтения повести предложить ребятам несколько конкретных вопросов, например:

  1. Какую роль играет природа в жизни каждого человека, и в частности Ивана Ивановича? (Иван Иваныч)
  2. Чем можно объяснить поступки Серёжи, Клима, Тёпки?
  3. Что дало Алёше и Толику общение с Бимом?
  4. С каким чувством вы закрыли последнюю страницу повести?
  5. Какова на ваш взгляд основная мысль этой повести?
  6. Чем больше всего покорил вас Бим?
  7. Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пёс?
  8. Что вы думаете о хозяине Бима, Иване Иваныче?
  9. Что хотел сказать Г. Троепольский нашему современнику?

ХОД БЕСЕДЫ И АНАЛИЗ

Беседу начали с вопроса: «С каким чувством ты закрыл последнюю страницу повести Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»?»

Ответы ребят были самые разнообразные, все они свидетельствовали о том, что повесть вызывала сильные переживания, заставила задуматься над нравственными проблемами, что ребят волнует вопрос не только о том, кем быть, но и каким быть. А в повести Троепольского проблема нравственности рассматривается как важная проблема жизни. Продолжая беседу, предлагаю подумать над таким вопросом: «Какова, на ваш взгляд, основная мысль этой повести?» Привожу один из понравившихся мне ответов: «Всё, что нас окружает, - люди, земля, животные, растения, птицы, - испытывает потребность в добром, умном отношении к себе. И единственный кто может помочь всему живому – человек. Доброта и сострадание не должны у человека знать границ. Это призыв автора быть ближе к природе, т.к. сам человек является частью природы». (Басангов Саша).

Ребята правильно поняли идею повести. Сам автор так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности». Затем, предлагаю ребятам обратиться к герою повести – Биму. «Чем больше всего вас покорил Бим?». Что интересно, ребята настолько полюбили его (Бима), что совершенно забывают о существовании Ивана Иваныча. Поэтому необходимо было подтолкнуть ребят к мысли, что Бим стал Бимом благодаря ему, Ивану Иванычу.

Поэтому следующий вопрос был: «Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пёс?» и вот здесь меня ребята очень порадовали. Отвечая, они единогласно приходят к мысли о том, что «Бим был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта – норма жизни, иначе быть не может. Бим твёрдо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси – и тебя впустят. Он привык доверять людям». Вот так, постепенно мы подошли к главному, стержневому вопросу нашей беседы: «Кто такой И.И.? Что это за человек?». По мнению ребят, Иван Иваныч – это человек большой души, и не удивительно, что Бим добрый, верный, преданный пёс. Он любит и понимает природу. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве.

Обобщая ответы ребят, обратила внимание на слова небольшого лирического отступления: «Стоит на земле цветок…». Эти слова полностью можно отнести к Ивану Иванычу.

Говоря об ИИ. подчёркиваю, что история взаимной дружбы Ивана Иваныча и Бима, человека и собаки, обогащает их обоих, делает счастливее. Затем прошу ребят обратить внимание на то: всё ли так трагично, как трагично заканчивается повесть? И мы приходим к выводу, что хотя Бим и погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. В ходе беседы от души порадовалась, что ребята с возмущением говорят о бездушии людей, зло, жестоко поступивших с Бимом. Люди, способные травить, мучить собаку, могут так же жестоко поступать и с человеком. Вот так постепенно мы вместе подходим к мысли, что жестокость людей идёт от их равнодушия, а равнодушие – это духовная смерть: когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестаёт быть.

И всё-таки беседу по повести Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» не хотелось бы заканчивать на трагической гибели Бима. Вместе с ребятами зачитываем слова из повести: «Странным, очень странным показался ИИ. двум простецким собаколовам, когда, садясь в кабину, он сказал как бы самому себя: «Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники… В России бывают и зимы и вёсны». В чём суть этого философского раздумья Ивана Иваныча?

Ребята правильно понимают слова старого журналиста: «Как зимы и вёсны, чередуясь проходят печали и радости, улыбки и слёзы в нашей человеческой жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы, когда доброта станет потребностью каждого, когда не будет серых, климов, этих равнодушных, злых людишек». Повесть Троепольского не только о доброте и чёрствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе.

В конце беседы говорю ученикам, что мы не должны ограничиваться только повестью «Белый Бим Чёрное ухо». При знакомстве с темой «человек и природа», предлагаю почитать им Ч.Айтматова «Белый пароход», Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».


Сегодняшние люди уже осознают заботу о жизни во всех ее проявлениях как нравственный долг. И прежде всего — писатели. Незаурядным явлением стала талантливая повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Анализ произведения предлагается вашему вниманию.

Семнадцать глав книги охватывают всю жизнь собаки и ее взаимоотношения с человеком. В начале повести Бим совсем крохотный, месячный щенок, который, неуклюже переваливаясь на слабых лапах, скулит, ища мать. Он скоро привык к теплоте рук человека, взявшего его в свой дом, очень быстро стал отзываться на ласку хозяина. Почти все повествование о жизни пса связано с видением мира Бимом, с эволюцией его восприятия. Сначала это отрывочные сведения об окружающем: о комнате, где он живет; о хозяине Иване Иваныче, добром и ласковом человеке. Потом — начало дружбы с Иваном Иванычем, дружбы обоюдной, преданной и счастливой. Первые главы мажорные: Бим рано, с восьми месяцев, подает большие надежды как хорошая охотничья собака. Мир открывается Биму своими добрыми сторонами. Но в третьей главе появляется тревожная, настораживающая нота — Бим познакомился с беспризорной собакой Лохматкой и привел ее к Ивану Иванычу. Все, казалось бы, хорошо, но в середине главы появляется фраза о том, что горькая судьба еще сведет Бима и Лохматку.

Эта фраза — предвестник перемен в жизни пса: Ивана Иваныча увезли в больницу. Необходимо было оперировать осколок, который двадцать лет, со времен войны, носил он около сердца. Бим остался один, остался ждать. Это слово теперь вбирает для Бима все запахи и звуки, счастье и преданность — все, связанное с хозяином. Троепольский проводит Бима через несколько кругов испытаний: оказавшись один, он постепенно узнает, как неодинаковы люди, как несправедливы могут они быть. В жизни Бима появляются не только друзья, но и недруги: курносый человек с мясистыми отвислыми губами, разглядевший в Биме «живую заразу», крикливая тетка, которая готова уничтожить эту «паршивую собаку». Все эти персонажи даны сатирически, в них гротескно подчеркнуто отвратительное, бесчеловечное.

Бим, раньше готовый лизнуть руку этой самой тетке, не из любви к ней, а от благодарности и доверия ко всему человеческому, теперь начинает замечать в человеческом мире друзей и врагов. Легче ему с теми, кто не боится его, бродячего пса, кто понимает, что он ждет. Доверчивее всего он относится к детям.

Но пришло время — и Бим узнал, что среди детей тоже бывают всякие, такие, как рыжий конопатый мальчишка, который дразнил девочку Люсю за то, что она приютила Бима.

Пришло и более тяжелое время: Бима продали за деньги, увезли в деревню, дали ему другое имя — Черноух. Научился он и сомневаться в человеке и бояться людей. Его свирепо избил охотник за то, что Бим не стал душить раненого зайца. Еще более жестокими врагами оказались родители Толика, который привел Бима домой. Глава «счастливой и культурной семьи» Семен Петрович сделал вид, что согласился на просьбу сына оставить собаку, а сам ночью тайком отвез Бима на машине в лес, привязал к дереву и оставил там одного. Эта сцена как будто варьирует фольклорные мотивы и мотив сказки Пушкина: «И оставить ее там на съедение волкам».

Но повесть Троепольского — не сказочное произведение. Писатель показывает, что волки не бывают бессмысленно и беспричинно жестоки. Слово в оправдание и защиту волков — одно из самых сильных авторских отступлений в повести.

Начиная с двенадцатой главы события развиваются все стремительнее и становятся все напряженнее: ослабевший, израненный Бим возвращается из леса в город и снова ищет Ивана Иваныча.

«...О великое мужество и долготерпение собачье! Какие силы создали вас такими могучими и неистребимыми, что даже в предсмертный час вы движете тело вперед? Хоть помаленьку, но вперед. Вперед, туда, где, может быть, окажется доверие и доброта к несчастной, одинокой, забытой собаке с чистым сердцем».

И в конце повести, как почти забытые следы, снова проходят перед глазами читателя места, где был счастлив Бим: дверь дома, в котором он жил с Иваном Иванычем; высокий кирпичный забор, за которым был дом его друга Толика. Ни одна дверь не открылась перед израненной собакой. И снова появляется его давний враг — Тетка. Она совершает последнюю и самую страшную жестокость в жизни Бима — сдает его в железный фургон.

Бим погибает. Но повесть не пессимистична: Бим не забыт. Весною на поляну, где он похоронен, приходит Иван Иваныч с маленьким щенком, новым Бимом.

Эта сцена утверждает, что неодолим кругооборот жизни, что рождение и смерть постоянно рядом, что вечно обновление в природе. Но заключительные эпизоды повести не располагают к умилению при виде всеобщего весеннего ликования: раздался выстрел, за ним еще два. Кто стрелял? В кого?

«Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добивал его двумя зарядами... А может быть, кто-то из охотников зарыл собаку и ей было три года...»

Для Троепольского, писателя-гуманиста, природа не храм, располагающий к спокойствию и умиротворению. В ней идет постоянная борьба жизни и смерти. И первая задача человека — помочь жизни утвердиться и победить.