» »

Аквариум – искусственная экосистема. Старт в науке Аквариум как модель экосистемы

17.01.2024

Аквариум, как искусственная экосистема.

Мишустин Дмитрий 3 «Б»

Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Аквариум – это модель пресного водоема, где происходят почти все биологические процессы, свойственные пресным водоемам. Аквариум считается экосистемой, потому что в нем есть все ее компоненты – это воздух, вода, почва, производители, потребители, разрушители. Искусственной ее считают, потому что она создается руками человека, а не природой.

«Производителями» в аквариумах являются растения. Они могут быть как водными цветковыми (Вольфия, Ряски, Гигрофила, Кабомба каролинская), так и водорослями (Спирогира, Ксенококкус, Кладофора). Они помогают установить гармонию в воде. Если водоросли хорошо и правильно приживаются - то вода в аквариуме кристально чистая и прозрачная.

«Потребителями» в аквариумах являются рыбы. Рыбы могут быть как тепловодными, так и холодноводными. Их нельзя помещать в один аквариум, так как им нужен разный температурный режим. К группе тепловодных относятся меченосцы, гамбузия, каллихт, гурами, гуппи, данио рерио, макропод, моллиенизия, цихлиды.






К холодноводным аквариумным видам относят группу рыб, приспособленных к жизни и условиям комнатного не подогреваемого аквариума. Самый древний представитель – карась (золотая рыбка), вуалехвост, вьюн, телескоп.



Стенки аквариума постепенно покрывается зеленым налетом – мельчайшими водорослями. Они задерживают свет. Тогда на помощь приходят «разрушители», живущие в аквариумах. Ими являются улитки, которые счищают водоросли со стекла. Еще улитки поедают умерших рыбок и остатки живого корма, не давая воде испортиться.


Кроме рыб в аквариумы поселяют и других животных. Это черепахи и раки. Но их содержание вместе с рыбками не желательно, так как они их поедают и наносят вред растениям. Поэтому для них необходимо особое содержание.


Экосистема каждого аквариума уникальна и зависит от огромного количества факторов. При соблюдении простейших правил ваш подводный мир получится по-настоящему устойчивым и будет долго радовать глаз.

Однажды летом Лена зачерпнула в озере це-лую банку воды, посадила туда карасей и ста-ла наблюдать. Каждый день воду приходилось менять, иначе она мутнела и рыбам стано-вилось нечем дышать. Лене было непонятно, почему её маленький аквариум требовал по-стоянного внимания, и она спросила об этом Мишу.

Брат напомнил Лене, что аквариум это маленькая искусственная экосистема. Экосистема устойчива только в том случае, ес-ли в ней действуют законы природы. Миша посоветовал Лене вспомнить всё, что она зна-ет об экосистемах.

Попробуем проследить роль различных оби-тателей аквариума в круговороте веществ .

Зелёные растения («кормильцы») производят на свету из простых веществ органическую пищу и кислород для себя и для всех обита-телей аквариума. Мелкие рачки (дафнии и циклопы), моллюски и рыбы используют для дыхания кислород (растворённый в воде) и выделяют углекислый газ, который снова поглощается растениями.

Но сделать аквариум настоящей экологиче-ской системой — такой, которая могла бы существовать без вмешательства человека, — очень трудно. Для этого растения и животных в аквариум нужно подбирать со знанием дела.

Давай познакомимся с обычными обитателя-ми аквариумов. Все аквариумные растения часто неправильно называют водорослями . На самом деле, кроме водорослей, в аквариум обычно помещают и некоторые цветковые рас-тения с красивыми листьями. Цветут они очень редко, но живут в аквариуме долго.

Самые распространённые обитатели аквариу-мов — рыбы . Познакомься с основными вида-ми аквариумных рыб. Большинство из них ро-дом из тропиков, поэтому вода в аквариуме должна быть тёплой — от 20 до 27 °С. Наибо-лее популярны гуппи и меченосцы , так как они очень неприхотливы и их легко содержать.

Конечно, не все рыбы, которых держат в аквариуме, родом из тропиков. Давным-давно в Китае из золотого карася , родственника на-шего карася, вывели золотых рыбок . Посколь-ку караси живут в умеренном климате, золо-тых рыбок по сравнению с тропическими со-держат в более холодной воде. Материал с сайта

Кроме рыб в аквариум иногда помещают других животных : моллюсков , раков , черепах . Самые распространённые из них обитатели ак-вариума — моллюски катушки . Реже можно встретить более крупных улиток ампулярий .

Очень часто освещённые стёкла аквариумов зарастают зелёной тиной — мельчайшими во-дорослями. Они выделяют живительный кисло-род, но загораживают свет. На помощь прихо-дят улитки-катушки , которые счищают водо-росли со стекла.

Раков и черепах можно видеть в аквариу-мах гораздо реже. Ведь они — хищники и поедают рыб, часто подгрызают и вырывают растения. Поэтому раков и черепах лучше со-держать отдельно от рыб.

Если ты всерьёз захочешь, чтобы у тебя до-ма была своя маленькая искусственная эко-система, последуй сначала хорошему совету. Найди книгу об аквариумах и внимательно прочти её. Тогда твой подводный мир полу-чится по-настоящему устойчивым и долго бу-дет радовать тебя.

На этой странице материал по темам:

  • Все про экосистему аквариума

  • О каких обитателях аквариума забыла лена

  • Аквариум-искусственная экосистема и его обитатели

  • Сообщение об аквариумах

  • Сделайте вывод об устойчивости искусственной экосистемы аквариума

Вопросы по этому материалу:

Начинающий аквариумист купил рыбок, растения, налил в банку воды из-под крана, высадил растения, пустил рыбок. Рыбки погибли сразу, растения за несколько дней.

Любитель поопытнее знает, что воду нужно отстаивать, растения им посажены в промытый песок, рыбки сначала вроде бы чувствуют себя неплохо. Но вот они начинают все меньше внимания обращать на корм, вода мутнеет, появляется дурной запах, растения разрушаются, и в конце концов наступает картина полного развала и гибели. Аквариумист либо бросает занятие, либо бежит с претензией к продавцу, утверждая, что ему продали больных рыб или недоброкачественный корм.

А в аквариумах других любителей вода кристально чистая, какой она не бывает даже налитая из-под крана, рыбки резвы и веселы, а растения растут так, что приходится все время удалять их излишки. В чем же дело?



Раньше мы уже говорили о том, что аквариум — это модель природной экосистемы, находящаяся в динамическом равновесии, что в аквариуме все взаимосвязано, как и в дикой природе. Часть этих связей мы уже проследили, разбирая, что же происходит с водой в заселенном аквариуме. Ни рыбы, ни растения, ни незаметные вам простейшие и микроорганизмы не могут сколько-нибудь длительно существовать отдельно. В нашем подводном мире существует множество связей между его обитателями, и аквариумист должен стремиться поддерживать их все, и уж, по крайней мере, стараться не нарушить их грубым вмешательством.

Прежде всего следует понять, что в аквариуме мы содержим не водных животных и растения, а водную среду обитания и главная задача аквариумиста — поддержание здорового состояния этой среды, а не ее обитателей. Будет здоровой среда — будут здоровы и населяющие ее организмы.

Модель подводной экосистемы, которую вы содержите дома под названием «аквариум», находится в постоянном развитии.


Среда развивается от стадии молодости к зрелости, от зрелости — к старости и гибели. В самом начале любитель формирует молодую среду обитания, и его задача ускорить стадию созревания и оттянуть старость. Рано или поздно аквариум дряхлеет, и его приходится «перезаряжать» заново. Опытный любитель умеет оттянуть срок деградации среды на десять, а то и пятнадцать лет, у новичка вся ее жизнь укладывается в какой-то год.

Чтобы продлить эту жизнь, необходимо получить в аквариуме максимально мощное равновесное состояние. В это состояние среда входит в момент перехода от молодости к зрелости и подобно природной экосистеме приобретает способность восстанавливать нарушенное равновесие при неблагоприятных внешних воздействиях. Скорость становления среды обитания в комнатном аквариуме не зависит от его величины, но ее дальнейшее существование и скорость старения в маленьких аквариумах намного выше, чем в больших. Установить равновесие среды в малом и большом объеме одинаково просто, но поддерживать это равновесие тем легче, чем крупнее водоем.


В аквариумах мы сталкиваемся с содержанием замкнутой, самоподдерживающейся среды обитания. И ее благополучие зависит от знания аквариумистом некоторых основных законов экологии. В экологии действует закон минимума, из которого следует, что благополучие среды и всех ее обитателей определяется достаточным присутствием всех необходимых факторов. Если какой-то из них находится в критическом минимуме, нарушается благополучие всей среды. Например, в аквариуме не хватает света, и при всех прочих благоприятных условиях (температуре, наличии питательных веществ и пр.) растения перестают расти и постепенно гибнут. В неподогреваемом аквариуме, при комнатной температуре одни рыбы растут и развиваются успешно, а для других такая температура является критическим минимумом, и при всех прочих нормальных условиях эти рыбки тем не менее заболевают и гибнут.

Основными факторами, влияющими на среду обитания, экологи считают следующие:

1) абиотические (температура, освещенность, химические и физические свойства воды и ее движение);

2) биотические, представляющие замкнутый цикл: растения, создающие из неорганических веществ массу органического вещества; животные, потребляющие это вещество и других животных; бактерии и грибы, разлагающие органику на простые неорганические вещества, вновь потребляемые растениями.

Нетрудно заметить, что абиотические факторы прямо зависят от человека, хозяина аквариума, а биотические — только косвенно. Человек влияет на биотические факторы внесением кормов, чисткой аквариума и подбором его обитателей.

Обитатели аквариума должны быть совместимы друг с другом, занимать различные экологические ниши, не мешать и не вредить друг другу. Большое количество донных видов рыб приведет к тому, что им не будет хватать площади дна и более слабые будут обречены на гибель. Плавающие растения, разрастаясь сверх меры, притеняют все растущее под ними. Десятки цихлид мирно сосуществуют в крупных водоемах, но стоит их пересадить в более тесный аквариум, как начнутся смертельные поединки за право обладания территорией.

В аквариуме, который недавно устроен и стоит пока без рыб, пионерами жизнедеятельности являются микроорганизмы. В промытом песке остались органические частицы, при посадке растений повреждены отдельные корешки, часть стеблей и листьев в свежей воде отмерли. Переработать все это, разложить мертвую органику на усеваемые растениями простые соединения и призваны микроорганизмы. Вода мутнеет от обилия бактерий, расплодившихся на богатом корме, но по мере уменьшения количества непереработанной органики микроорганизмы в массе гибнут от бескормицы. Вода становится прозрачной. Иногда после просветления наступает вторая скоротечная волна помутнения. Это размножились простейшие — пожиратели бактерий, в первую очередь инфузории. Но после гибели основной массы бактерий погибает от голода и большинство микрохищников. В аквариуме устанавливается относительное равновесие.


Затем набирают силу и трогаются в рост растения, и их жизнедеятельность превращает водопроводную воду в живую среду. Теперь можно запускать и рыб. Обычно с момента засадки аквариума растениями до просветления воды проходит от 2 до 4 недель. Этот срок можно уменьшить, добавив некоторое количество воды из старого аквариума. Еще полезнее внести из него немного ила, содержащего все необходимые классы микроорганизмов. Можно использовать специальные препараты, содержащие споры полезных микробов. При наличии такой затравки помутнения может не произойти совсем, либо оно будет очень кратковременным.

Начальная стадия развития среды скоротечна. Стадия зрелости продолжительнее в десятки и сотни раз. Конечно, устойчивость ее не беспредельна, но в крупных аквариумах она достаточно сильна. Обусловлена сила самокоррекции круговоротом веществ между животными, растениями и микроорганизмами при наличии многочисленных прямых и обратных связей. Например, активная чистка и добавление большого количества свежей воды после длительного перерыва способны нанести среде обитания стресс. В небольшом аквариуме среда может от него так и не оправиться, и вам придется все начинать сначала. В крупном водоеме устойчивое равновесие позволит среде справиться со стрессом и через несколько дней вернуться к норме.


Существование равновесия среды накладывает на аквариумиста некоторые обязательства. Прежде чем вмешаться в устойчивость среды, семь раз подумай, необходимо ли это вмешательство? Не навредишь ли ты равновесию, хватит ли у среды прочности для преодоления стресса?

Примером может служить применение микроудобрений для растений. При явном голодании растений вносимые добавки почти не влияют на их развитие. Силы инерции среды реагируют на них как на нежелательное вмешательство в состояние равновесия, минеральные подкормки быстро связываются в нерастворимые соединения и выпадают в осадок. Чтобы перехитрить среду, одновременно с ними приходится вносить органические комплексообразователи, спасая микроэлементы от выпадения в осадок. Только в таком виде они становятся доступны для растений.

Абиотические факторы полностью находятся в руках аквариумиста. Рассмотрим важнейшие — температуру, освещенность и движение воды. Если в вашей квартире температура не опускается ниже 24 °С, что маловероятно, для большинства рыб можно обойтись без дополнительного подогрева воды. Это, конечно, не относится к нерестовикам или выростным аквариумам. Особенно сложно обстоят дела весной и осенью при пуске и остановке систем отопления наших домов, так что нагреватели приходится иметь обязательно. Температурный режим должен соблюдаться все время жизни среды обитания. Добавление свежей воды в небольшие аквариумы следует производить только после выравнивания ее температуры с температурой в аквариуме. В емкости более 150 литров воду можно добавлять прямо из-под крана, но только очень тонкой струйкой. Среда справится и с температурным, и с хлорным стрессом. Но при подмене воды никогда не меняйте одновременно более Уз объема. При большей замене среда может и не справиться, поскольку вы удаляете ее часть.


Продолжительность освещения соответствует тропическому дню — 12 часов. В темный период суток в клетках растений происходит сложный процесс переработки накопленного за день углерода. Чередование света и темноты для них обязательно. Обязательно оно и для рыб. Дневные рыбы ночью отдыхают, а ночные активизируются. Некоторые сомы днем никогда не покинут своих убежищ и даже очень голодные не возьмут корма. Для таких рыб его приходится задавать перед выключением света. Следует учитывать и уменьшение светоотдачи люминесцентных ламп со временем— уменьшение светового потока сказывается на жизнедеятельности растений и ускоряет процесс старения среды.

На старение среды влияет и неподвижность воды. Самая стоячая вода в природе подвижнее аквариумной из-за ветра и дождя. Для продления жизнеспособности среды циркуляция воды в аквариуме обязательна. Достигается она аэрацией или работой фильтра. Главное назначение аэрации — вертикальное перемешивание воды в аквариуме. При этом придонные слои, вынесенные к поверхности, насыщаются газами, выравнивается рН в толще воды (в стоячей воде значение рН выше у поверхности благодаря жизнедеятельности растений). В придонных слоях предотвращается снижение окислительно-восстановительных функций воды — редокс потенциала. Аэрация помогает быстрому смешиванию воды при добавке свежей, способствует слипанию в комочки — коагуляции органической мути. Движение воды необходимо листьям растений для нормального усваивания растворенных веществ, благотворно для здоровья рыб. Аэрация помогает и снабжении кислородом слоев грунта, где живут полезные микроорганизмы. Некоторые виды рыб хорошо себя чувствуют, только находясь на течении.


Лишь небольшая часть необходимых животным и растениям веществ находится в растворе и непосредственно им доступна, большее количество заключено в донных отложениях и непосредственно в организмах. Скорость перехода этих веществ в раствор, в результате работы растений и микробов — одно из условий, на котором основано нормальное функционирование среды.

Бактерии утилизируют азотсодержащие выделения животных и превращают их в вещества более простые и доступные растениям. Процесс превращения токсичных соединений азота в менее токсичные зависит от здоровья среды в целом, но, если в аквариуме применяются медикаменты, процесс может остановиться совсем. Метиленовая синь прекращает деятельность микроорганизмов полностью. Антибиотики замедляют ее более чем вдвое. Уменьшение рН ниже 7,0 тоже замедляет работу бактерий. Поэтому при лечении рыб, после их выздоровления необходимо срочно, но осторожно начать подмену воды, иначе рыбы рискуют отравиться соединениями азота. То же может произойти и в нерестовике, куда была добавлена метиленовая синь для предохранения икры. Если не удалить ее после выклева личинок, их можно потерять из-за самоотравления нитратами и нитритами.


Не стоит и снижать рН ниже 7 без особой на то необходимости. Нейтральная и слабощелочная среды обладают более сильными буферными свойствами и стареют значительно медленнее кислой.

В аквариуме действуют три основные группы бактерий. Первая группа минерализует органические выделения животных, их трупы и отмершие части растений до нитритов. Токсичные нитриты переводятся второй группой бактерий в менее токсичные нитраты, а третья группа бактерий, дышащих окисью азота, восстанавливает азот нитратов до двуокиси и свободного газа. Удаление излишков азота из воды — один из важнейших путей продления здоровья и долголетия среды обитания. Но здесь нельзя полагаться только на жизнедеятельность бактерий, аквариумист должен способствовать этому процессу регулярной подменой воды и промывкой грунта. Часть азотистых соединений усваивают и высшие растения.

Аквариум, в котором активность всех трех групп бактерий соответствует количеству органики, поступающей в воду, и является экологически уравновешенным, в нем устанавливается среда с буферными свойствами. Действует равновесие достаточно просто — увеличение поступления органики компенсируется увеличением активности микроорганизмов, но, конечно, до известных пределов. Перенаселенный аквариум долго здоровым существовать не может. Выбить среду из равновесия можно и задавая слишком много корма. Разлагаясь, несъеденный корм перегружает работой бактерии, и они не в состоянии полностью его утилизировать. Особенно осторожным нужно быть с сухими кормами и высокопитательными комбикормами для мальков.


Огромную роль в здоровье среды играют растения. В природных водоемах на первом месте стоит фитопланктон — микроскопические плавающие водоросли. В сбалансированной среде обитания аквариума первая роль остается за высшими водными растениями, а присутствие фитопланктона в прозрачной воде совершенно не видно. Но иногда он вдруг становится все более и более заметен и вызывает катастрофу. Под влиянием прямых солнечных лучей и при избытке органики разрастание фитопланктона вначале придает воде белесый цвет, а затем все более насыщенный зеленый, вплоть До черно-зеленого. Аквариум «зацвел».

В начальной жизненной фазе аквариума обычно начинают развиваться сидячие на грунте, стеклах и листьях растений низшие водоросли. Развитие сине-зеленых говорит о еще не наладившемся экологическом равновесии, с его установлением они обычно исчезают. Появление бурых — показатель недостаточной освещенности, а чрезмерное развитие зеленых — ее избытка. Небольшое количество зеленых водорослей, растущих в виде пленок на стеклах аквариума, — явление нормальное, свидетельствующее о благополучии среды. Индикатором начала становления равновесия в новом аквариуме является появление на стеклах зеленых точек водорослей. В сильно загрязненных водоемах развиваются красные водоросли, так называемая «черная борода» в виде неопрятных жестких черных нитей.


Специализированные группы бактерий располагаются именно в том иле, который заполняет промежутки между песчинками и скапливается на наполнителе фильтра. Поэтому перемывку грунта не следует производить чаще двух-трех раз в год, но производить нужно обязательно. А наполнитель фильтра промывать теплой водой и сразу же пускать в работу, чтобы сохранить культуры микроорганизмов. Даже в аквариумах с кристально чистой водой и здоровой средой обитания работа фильтров обязательна, если только мы хотим сохранить жизнь аквариума надолго.

Среда обитания в период становления крайне неустойчива. Посадив растения и подождав пару недель, пока они приживутся и начнут выпускать новые листочки, можно сажать рыб, но вмешиваться в работу аквариума категорически нельзя. Не нужно в течение двух первых месяцев подменивать воду, перемывать фильтры, вносить под корни подкормку, нельзя перекармливать рыб, даже чуть-чуть.


А что можно? Можно отрезать погибшие листочки растений, можно и нужно следить за работой освещения, обогрева и аэрации, чистить лицевую стенку аквариума от обрастаний. Можно пересадить некоторые кустики растений, добавить новые. Через пару месяцев среда обитания в аквариуме начнет входить в стадию молодости, с этого момента необходимо начать чистить стекла и дно, одновременно заменяя удаленную воду свежей, но не более 1/5 всего объема. Одновременно со свежей водой нужно добавлять микроудобрения для растений. Повторяют чистку и подмену воды один раз в две недели, а в крупных аквариумах — раз в месяц.

Через 5-7 месяцев обязательно произвести перемывку грунта трубкой с расширением на конце. Перемыть весь грунт за один раз не удастся, и придется делать это в два-три приема, при очередной подмене воды. Необходимо регулярно прореживать заросли растений, проверять состояние рыб и отсаживать дряхлых, больных. Вроде бы небольшие работы, но они помогут здоровью среды и отсрочат ее дряхление.


Растения должны располагаться так, чтобы каждому экземпляру хватало света. Нельзя давать им глушить друг друга. Рыб следует подбирать по совместимости мест обитания. Следует компоновать рыб открытой воды, рыб зарослей растений, приповерхностных рыб, рыб средних слоев и донных. Кроме экологической целесообразности, такой аквариум и выглядеть будет более эстетично.

Что же получается? Из довольно сложных рассуждений о группах бактерий и экологическом равновесии вытекают нехитрые рекомендации. В действительности процессы, протекающие в среде обитания, значительно сложнее и многообразнее, чем здесь описано. Но даже схематичное их понимание поможет вам не растеряться, если вдруг помутнеет вода или перестанут расти растения. Главное — понять, зачем и почему необходимо предпринять то-то и то-то и почему чего-то делать никак нельзя. Механическое выполнение самых подробных рекомендаций, без понимания их смысла, мало что дает, да и не только в аквариумистике.

Еще интересные статьи

«Проектирование лабораторной работы в 11 классе в условиях реализации ФГОС ООО по теме « Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум) »

Лабораторная работа

«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)».

Цель . На примере искусственной экосистемы проследить изменения под воздействием условий окружающей среды.

Методические рекомендации . Работа выполняется и как лабораторная, и как практическая. Наблюдения за жизнью аквариума предполагает развитие навыков самостоятельного их исследования. Практическая часть работы совершенствует умение обучающихся строить схемы, графики, закреплять теоретические представления. Работа выполняется в группах (4-6 человек) , возможен вариант заранее проведённой индивидуальной домашней работы.

Оборудование : аквариум, таблица «Биогеоценоз пресноводного водоёма», учебник, справочная литература, ксерокопии изображений растительных и животных организмов аквариума, таблица».

Задачи .

    Обучающие : создать условия для знакомства учащихся с искусственным сообществом аквариума, с растительным и животным миром этого биоценоза, о приспособленности организмов к совместному обитанию.

    Развивающие : создать условия для развития умения обобщать, систематизировать, сравнивать изученное; продолжить развитие логического мышления учащихся, умение составлять схемы простейших пищевых цепей, приводить примеры производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.

    Воспитательные : формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления; ответственность за содержание обитателей искусственного водоёма.

    Здоровьесберегающие : создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности, формы и методы обучения, обратить внимание на показатели влияния аквариума на организм человека.

Основные понятия и термины : экосистема, природные и искусственные сообщества,цепи питания, экологическая пирамида, абиотические, биотические, антропогенные факторы среды, продуценты, редуценты, консументы.

Планируемые результаты.

    Личностные : формирование познавательных интересов, направленных на изучение искусственного водного сообщества, его изменений; осознание и осмысление блока новой информации.

    Метапредметные : умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, выделять кратко главное, структурировать учебный материал, овладение компонентами исследовательской деятельности, анализ и обобщение полученной информации.

    Регулятивные : умение работать по инструкции,планировать время работы; развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные : умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками в групповой работе.

    Предметные : характеризовать и выделять существенные особенности природных и искусственных водных биоценозов; распознавать по живому и наглядному материалу особенности организмов по приспособленности их к жизни в сообществе влияние антропогенного фактора на развитие искусственной системы.

Ход работы .

    Опишите аквариум как экосистему, укажите абиотические, биотические факторы среды, компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты) ,сравнить с природным пресным водоёмом.

    Составьте пищевые цепи в аквариуме.

    Какие изменения могут произойти:

а) если в одну из двух банок с дафниями, при одинаковой температуре и освещённости, добавить ряску;

б) если одну часть аквариума с плавающими на поверхности папоротниками освещать лампами накаливания 25 вт, а другую-75 вт;

в) если в аквариуме обитает большое количество рыб.

    Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.

    Заслушать выполнение домашней лабораторной работы (в течение месяца) по влиянию факторов среды на развитие экосистемы (пример: «Влияние температурного режима воды на содержание мальков меченосцев и их развитие».

Инструктивная карточка к лабораторной работе

«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Цель : рассмотреть аквариум как пример искусственной экосистемы и проследить изменения, происходящие под воздействием окружающей среды.

Оборудование : аквариум, таблица «Биогеоценоз пресноводного водоёма», учебник 10-11 классов, справочная литература, ксерокопии растительных и животных организмов аквариума.

Ход работы.

1.Определите,какие организмы живут в аквариуме(наблюдения, рисунки)..

2. Составьте возможные пищевые цепи в аквариумной системе (продуценты-консументы-редуценты), используйте конкретные организмы аквариума и ксерокопий.

Объясните, почему исключение из экосистемы аквариума моллюсков и простейших приводит к резкому нарушению её равновесия (простейшие-корм для дафний, моллюски способствуют самоочищению аквариума).

3. Сравните аквариум с естественным водоёмом. Заполните таблицу.

Черты сходства

Черты отличия

ест. водоём

аквариум

Экосистема

Структура

Видовое разнообразие

Цепи питания

Устойчивость системы

Действующий отбор

Отбирающий фактор

4. Выполните задания по влиянию условий окружающей среды на состояние аквариума.

а). какие изменения могут произойти, если только в одну из двух ёмкостей с дафниями, при одинаковой температуре и освещённости, добавить ряску;(в банке без ряски дафнии погибнут, т.к не будет кислорода).

б) если одну часть аквариума с плавающими на поверхности папоротниками освещать лампой накаливания 25 вт, а другую-75 вт;

измерьте длину листьев, запишите данные в таблицу, определите среднюю величину длины по формуле М=Е (v P) / n , где n -общее число вариант (выберите 20-30 растений) , v – варианта, P –частота встречаемости вариант.

Лампа 25 вт

Лампа 75 вт

Сделайте вывод о изменчивости растений в связи с разной освещенностью, её влиянии на экосистему.

5).если в аквариуме обитает большое количество рыб

6).Для чего регулярно кормят аквариумных рыбок

7).Как вы думаете, с какой целью в аквариумах применяют компрессор и фильтр.

Сделайте общий вывод о изменениях искусственной экосистемы аквариума под воздействием условий окружающей среды.

Обратите внимание!

Специалисты Пенсильванского университета (США) провели ряд исследований, их результаты:

При наблюдении за аквариумом в течение 10-15 минут снижается давление крови, повысившееся за время наполненного умственной деятельностью трудового дня;

Аквариум довольно эффективно служит стрессовым протектором, отвлекает человека от навязчивых и тревожных мыслей; людям с неустойчивой психикой увлечение аквариумом может принести только пользу;

Человек ни в коем случае не может быть заражён «рыбьими» болезнями, т.к. мы не имеем общих возбудителей заболеваний; может возникать аллергическая реакция на сухой корм, можно не пользоваться им,кстати, это и для рыб будет полезно;

Согласно санитарно-эпидемиологическим данным оптимальная величина влажности воздуха в жилых помещениях при температуре 18-20 должна быть 30-60%, но на самом деле воздух гораздо суше, особенно в зимнее время.И здесь в качестве увлажнителя воздуха может пригодиться аквариум.

Да и вообще. аквариум - это источник здоровья и радости,при правильном его содержании, а не болезней!

Бакулина Мария

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

АКВАРИУМ – МАЛЕНЬКАЯ ИСКУССТВЕННАЯ ЭКОСИСТЕМА

Цель: научиться поддерживать экосистему аквариума Задачи: изучить теоретический материал об аквариумах и аквариумных рыбках; провести анкетирование; подготовить рекомендации для начинающих аквариумистов

Гипотеза: предположим, что жизнь экосистемы аквариума возможна без вмешательства человека

Методы исследования: изучение специальной литературы; поиск информации в сети Интернет; анкетирование; анализ и обобщение

Важность моей работы заключается в том, что многие мои сверстники хотят завести или уже завели аквариум, а как за ним ухаживать, каких рыбок разводить вместе, не знают.

Первые упоминания о разведении рыб связаны с Египтом и Ассирией. Египтяне еще за 5-6 тысяч лет до нашей эры держали в прудах многих нильских рыб, большей частью ярких или необычной формы или поведения.

В 1841 году появился аквариум в современном понимании этого слова. В аквариуме содержались растения и аквариумные рыбки. Создал его английский учёный Н. Вард

С 1900 по 1912 год любительская аквариумистика приобретает характер массового хобби, а разведение аквариумных рыб достигает почти промышленных масштабов.

Любой водоем, созданный человеком для содержания в нем водных обитателей в закрытых помещениях, называют аквариумом. Но чаще всего под «аквариумом» понимают стеклянный сосуд для содержания выходцев из тропических стран.

Золота́я ры́бка - подвид пресноводных рыб рода подвид пресноводных рыб рода карасей. Одна из первых одомашненных и одна из первых аквариумных рыб

ЭКОСИСТЕМА – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. (созданная человеком) ЭКОСИСТЕМА

Организмы должны быть р азных «профессий»!

дают углекислый газ и минеральные вещества, а получают кислород и органические вещества. Производители дают кислород и органические вещества, а получают углекислый газ и минеральные вещества. Потребители дают углекислый газ и органические вещества, а получают кислород и органические вещества. Разрушители

В анкетирование приняли участие 36 учащихся младших классов

Аквариум – маленькая искусственная экосистема В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго да ещё могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.

С чего начать? Подготовить грунт и воду. Высадить водные растения. Заселить простейшие микроорганизмы – различные бактерии, микроскопические водоросли. 4. Поместить рыбок.

Как ухаживать за аквариумом? 1. Менять воду, чистить аквариум. 2. Делать подсветку. 3. Следить за температурой воды. 4. Кормить рыбок.

жизнь экосистемы аквариума не возможна без вмешательства человека; создать искусственную систему, даже маленькую, трудно; для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьез хотите завести аквариум то найдите книгу и внимательно прочитайте ее или посетите специальный сайт в Интернете. Выводы:

Использованные источники: 1 . Акимушкин, И.И. Причуды природы. - М.: Москва, 1992. 2. Золотницкий, Н.Ф. Аквариум любителя. – М.: Терра, 1993. 3. Кочетов, А.М. Декоративное рыбоводство. – М.: Просвещение, 1991 . Интернет-ресурсы: http://www.aquariuminfo.ru/books/hlusov/ http://akvarium1.narod.ru/

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

IV школьная научно – практическая конференция

«День науки, знаний и творчества»

Научно-исследовательская работа

по теме: «Аквариум – маленькая искусственная экосистема»

Выполнила:

Бакулина Мария,

ученица 3 «А» класса ГБОУ СОШ №5

ОЦ «Лидер» г.о.Кинель

Научный руководитель:

Ионова Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер»

г.о.Кинель

Кинель, 2012

Введение

Идеей создания исследовательской работы бы ла тема урока по окружающему миру. Меня очень заинтересовала эта тема, и я решила узнать, как появился первый аквариум, каких рыбок можно разводить в аквариуме, как содержать и ухаживать за ними, как мыть и чистить аквариум.

Цель: научиться поддерживать экосистему аквариума.

Задачи:

  1. изучить теоретический материал об аквариумах и аквариумных рыбках;
  2. провести анкетирование среди младших школьников;
  3. подготовить рекомендации для начинающих аквариумистов.

Гипотеза:

предположим, что жизнь экосистемы аквариума возможна без вмешательства человека

Методы исследования:

  1. изучение специальной литературы;
  2. поиск информации в сети Интернет;
  3. анкетирование младших школьников;
  4. анализ и обобщение.

Важность моей работы заключается в том, что многие мои сверстники хотят завести или уже завели аквариум, а как за ним ухаживать, каких рыбок разводить вместе, не знают.

Глава 1

  1. Из истории создания аквариума

Человек издавна стремился познать тайны загадочного подводного мира. Даже сейчас, не каждому из нас дано проникнуть в глубины водной среды. Однако каждый может иметь « небольшое озеро » у себя дома, наблюдать за его обитателями, открывать для себя его тайны.

Первые упоминания о разведении рыб связаны с Египтом и Ассирией. Египтяне еще за 5-6 тысяч лет до нашей эры держали в прудах многих нильских рыб, большей частью ярких или необычной формы или поведения. Архитекторы Вавилона создавали открытые декоративные пруды с рыбами ещё в IX в до н. э. Во дворцах для тех же целей устанавливались каменные чаши-бассейны. Китайские императоры содержали рыбок в роскошных вазах, украшенных цветами лотоса, а крестьяне плели из рисовой соломы корзины такие плотные, что вода не выливалась.

В 1841 году появился аквариум (англ. aquarium) в современном понимании этого слова. В аквариуме содержались растения и аквариумные рыбки. Английский учёный Н. Вард (Nathaniel Bagshaw Ward) (1791-1868), известен тем, что в 1829 году начал выращивать растения в стеклянных сосудах (англ. Wardian case) и так случайно стал одним из прародителей современного аквариума. Вард поселил в стеклянный сосуд золотых рыбок вместе с растением валлиснерией.

Упоминания о заморских золотых рыбках в России встречаются уже в свидетельствах 15 века - времен Великого князя московского Василия Темного. В 1862 году во время создания Московского Зоологического сада возникает идея устройства общественного «Аквариума». В 1864 году официально Императорским Русским Обществом акклиматизации животных и растений организован Московский зоопарк (зоосад). На его территории строится помещение для «Морского Аквариума», однако из-за сложностей с доставкой животных помещение не используется по назначению.

С 1900 по 1912 год любительская аквариумистика приобретает характер массового хобби, а разведение аквариумных рыб достигает почти промышленных масштабов. В эти годы в Москве, Киеве и Петербурге открываются массовые клубы аквариумистов, выходят аквариумные журналы, устраиваются ежегодные аквариумные выставки.

1.2. Виды и назначение аквариумов

Любой водоем, созданный человеком для содержания в нем водных обитателей в закрытых помещениях, называют аквариумом.

Специально построенные сооружения огромного объема для демонстрации животных, населяющих водную среду, так же называются аквариумами или, если речь идет о морских жителях, океанариями.

Домашние аквариумы могут быть как пресноводными, так и морскими. В свою очередь, аквариумы для содержания пресноводных рыбок умеренных зон называются холодно-водными. В них могут жить рыбы средней полосы России. Подходящий для них режим поддерживается за счет специальной системы охлаждения воды.

Но чаще всего под « аквариумом » понимают стеклянный сосуд для содержания выходцев из тропических стран.

Назначение комнатного аквариума может быть различным.

  1. Декоративный аквариум используется для оформления интерьера помещения. Обычно он бывает среднего или большого объема, красиво оформлен растениями или их пластиковыми заменителями, правильно подсвечен и заселен крупными подвижными видами рыб.
  2. Детский аквариум мало чем отличается от предыдущего типа, но чаще имеет меньший размер, заселен яркими крупными не пугливыми видами рыб (например, золотыми). Он призван пробуждать в ребенке интерес к жизни подводного мира и воспитывать ответственное отношение к домашним питомцам.
  3. Исследовательский аквариум может иметь любые размеры в зависимости от интересов владельца. Он не всегда выглядит зрелищно, поскольку создается для удобства его обитателей (и удобства наблюдения за ними)
  4. Коммерческий аквариум близок к предыдущему. Его внешний вид большого значения не имеет. Он используется для массового разведения и выращивания аквариумных обитателей: как рыбок, так и растений, улиток и т. п.

В настоящее время комнатные аквариумы поверхностного наблюдения за рыбками в виде чаш или ваз, как это практиковалось в Древнем Китае, не применяются. Однако такие сосуды могут использоваться в качестве террариумов для содержания других животных. Иногда в помещениях (от отелей до зоопарков) строятся бассейны для тропических обитателей. Человек может любоваться ими как сверху, так и через боковые стенки.

1.3. Аквариум – маленькая искусственная экосистема

Аквариум – экосистема, потому что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся человеком. Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. В аквариуме должны быть организмы разных “профессий”?

Производители (“кормильцы”) – живые организмы (главным образом, растения), создающие органические вещества из неорганических, минеральных веществ.

Потребители (“едоки”) - живые организмы (главным образом, животные), использующие в качестве пищи готовые органические вещества.

Разрушители (“мусорщики”) - живые организмы (главным образом, бактерии и грибы), использующие для питания остатки умерших организмов. Они перерабатывают органические вещества, разлагая их на более простые органические и минеральные вещества.

Аквариум - искусственно созданная маленькая экосистема. Эту систему, как и любую естественную, образуют живые организмы - растения, животные, микроорганизмы, а также элементы неживой природы - среды обитания - вода, грунт, воздух, свет.

Глава 2

2.1. Результаты анкетирования

Я провела анкетирование, в котором приняли участия 36 учащихся начальных классов. В анкету входили следующие вопросы:

  1. Есть ли у тебя аквариум?
  2. Что такое аквариум?
  3. Какая вода для аквариума?
  4. Какого размера должен быть грунт для аквариума?
  5. Нужен ли свет?

После обработки анкет оказалось, что аквариум есть у 21 из 36 опрошенных школьников. Не смотря на это, только 13 человек знают, что аквариум – искусственная экологическая система. 14 человек знают, что вода для аквариума должна быть отстоянная, определенной температуры, в зависимости от вида рыб. Только 6 человек знают какого размера должен быть грунт в аквариуме. «Свет нужен» - ответили 22 человека. На вопрос «Что еще должно быть в аквариуме» были даны разные ответы: водоросли, ракушки, растения, рыбки.

Выяснив, что мои сверстники, даже имея аквариум дома, не знают как за ним ухаживать, я подготовила для них и всех желающих разводить дома рыбок, рекомендации.

Прежде всего следует поразмыслить над собственным образом жизни и попробовать найти в ежедневных хлопотах и заботах 20-30 минут свободного времени для занятий аквариумом. Сразу хочу успокоить: 90% этого времени вы потратите лишь на наблюдение за своими питомцами. Уход за аквариумом не потребует много времени и труда, если владелец хорошо усвоил элементарные приемы его обслуживания.

Выбор аквариума. Все множество вариантов комнатных аквариумов делится на две группы: естественно сбалансированные и энергоемкие высокотехнологичные искусственные водоемы.

Естественно сбалансированный аквариум требует минимального вмешательства извне. Для него, кроме самого сосуда, требуется отстоянная вода, грунт, подводные растения, рыбки, корм для них, а также тепло жилого помещения и воздух, контактирующий с поверхностью воды. Естественно, такой аквариум надо время от времени чистить и подменять воду.

Легче добиться биологического равновесия в относительно низком и широком аквариуме, в котором большая поверхность воды соприкасается с воздушной средой.

Высокотехнологичный аквариум предполагает применение различных технических средств для обеспечения существования его обитателей.

Однако следует помнить: чем больше используется устройств и приспособлений для обслуживания аквариума, тем серьезнее окажутся последствия отключения электроэнергии в вашей квартире. К тому же оставлять без присмотра высокотехнологические аквариумы на время своего отъезда не рекомендуется.

Подготовка аквариума к заселению рыбок.

В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго, да ещё могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.

С чего же начать? С подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Грунт необходим для укоренения растений и их питания. Он является важным компонентом среды обитания для роющих рыб и для рыб, нерестящихся в грунте. Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой.

Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную ёмкость наливают воду и укладывают грунт.

Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия, элодея, риччия. Из тропических растений распространены: криптокорины с разноцветными листьями, стрельчатый эхинодорус, глянцевитая людвигия, пушистый мириофиллю, ротала, роголистник, кабомба, пистия.

Нельзя перенасыщать аквариум растениями: днем, на свету, они выделяют кислород, зато ночью, в темноте, поглотают его, как и сами рыбки.

Вода в аквариуме слабо перемешивается, в нижних слоях накапливается углекислый газ. Поэтому необходимо периодически накачивать в аквариум воздух.

Озелененному аквариуму сразу же понадобится свет: много, но не переизбыточно. Сколько требуется света устанавливается опытным путем в первые месяцы жизни аквариума. Появились зеленые обрастания - света много. Стенки покрылись бурыми водорослями, растения вытянулись, стали бледными - света мало.

Аквариум должен около недели побыть без рыб - в нем пройдут сложные процессы взаимоотношений микрообитателей, попавших в водоем вместе с грунтом и растениями.

Поначалу вода в аквариуме помутнеет. Ни в коем случае ее не менять. Через 5-7 дней вода светлеет и приобретает особую прозрачность: происходит ее "самоочищение". Все это означает, что в аквариуме установилось биологическое равновесие.

Пора заселять водоем рыбками! Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах (географический принцип), либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды (биологический принцип).

Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных. Размер и поведение рыбок относят к очень важным характеристикам. В природе обычно более крупные поедают мелких. Выбирая рыбок, надо убедиться в том, что даже самые мелкие обитатели аквариума достаточно велики, чтобы не стать жертвами других, причем на это надо обращать внимание и в будущем, когда рыбки подрастут.

В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов.

В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, меченосцев, сомиков, пецилий, лимий.

Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или южно-американских светящихся рыбок неонов, светлячков и других.

В холодноводном аквариуме живут рыбы, обитающие в водоёмах России: верховка, карась, горчак, мелкие особи щиповки, карпа, линя.

А также содержат породы золотых рыбок: вуалехвостов, телескопов, львиноголовок.

Главное условие успешного содержания рыб в холодноводном аквариуме, например, породы золотых рыбок – малая плотность их посадки, то есть на каждую рыбку длиной 5 см должно приходиться не менее 5 литров воды. Воду в таких аквариумах необходимо продувать и фильтровать. (Соотносят размер пятилитровой банки и рыбки (5см))

В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток

Недопустим перекорм рыбок: если вода мутнеет от избытка корма, то кормление прекращается на некоторое время, пока вода опять не станет прозрачной. Кормить рыбок лучше всего минимальными дозами. Ни в коем случае нельзя давать корм « впрок ». (Большинство видов взрослых рыбок способно выжить без корма в течение 2-3 недель.)

Заключение

Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время аквариум - искусственно вырванный кусок подводного царства, благополучие которого целиком в руках владельца. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а незнание законов жизни подводного мира приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев.

Гипотеза: предположим, что жизнь экосистемы аквариума возможна без вмешательства человека не подтвердилась.

Выводы:

  1. Нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно.
  2. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям.
  3. Если вы всерьёз хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её. Или посетите специальный сайт в Интернете.

Список использованных источников

1. Акимушкин, И.И. Причуды природы. - М.: Москва, 1992.

2. Золотницкий, Н.Ф. Аквариум любителя. – М.: Терра, 1993.

3. Кочетов, А.М. Декоративное рыбоводство. – М.: Просвещение, 1991.

4. Интернет-ресурсы:

Http://www.aquariuminfo.ru/books/hlusov/

Http://akvarium1.narod.ru/

Приложение 1

Вопросы анкеты:

  1. Есть ли у тебя аквариум?________________
  2. Что такое аквариум?

_____

  1. Какая вода нужна для аквариума?

______________________________________

______________________________________

  1. Какого размера должен быть грунт для аквариума? ____________________________

_____________________________________

_____________________________________

  1. Нужен ли свет? _________________________

________________________________________

  1. Что еще должно быть в аквариуме?

____________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

1. Легче добиться биологического равновесия в относительно низком и широком аквариуме, в котором большая поверхность воды соприкасается с воздушной средой. Достижение биологического равновесия - такое соотношение микроскопических существ (бактерий, сине-зеленых водорослей и пр.) и видимых нами обитателей аквариума (рыбок, улиток, растений), при котором вода становится прозрачной.

2. Нельзя перенасыщать аквариум растениями: днем, на свету, они выделяют кислород, зато ночью, в темноте, помотают его, как и сами рыбки.

3. Число обитателей водоема лимитируются его объемом: рыбки не должны испытывать дефицит кислорода. Показатель этого дефицита - если они утром поднимаются к поверхности и хватают ртом поверхностный слой воды (лабиринтовые рыбки (cм. дальше «Петушки») не принимаются в расчет).

4. Рыбки поселяются в аквариум после того, как вода в нем отстоится, будут высажены все растения, установится биологическое равновесие, а с поверхности исчезнет мутная бактериальная пленка.

5. Не спешите полностью заселять аквариум всем запланированным набором рыбок; выпускайте новых питомцев порциями и наблюдайте, к каким результатам это приведет. Кроме того, прежде чем оказаться в общем аквариуме, новые питомцы должны пройти карантин.

6. Лучше недозаселить свой аквариум, чем перенаселить его. Это улучшит существование рыбок в неблагоприятные сезоны года (недостаток естественного света зимой или даже отъезд хозяина на некоторое время).

7. Недопустим перекорм рыбок: если вода мутнеет от избытка корма, то кормление прекрашается на некоторое время, пока вода опять не станет прозрачной. Кормить рыбок лучше всего минимальными дозами. Ни в коем случае нельзя давать корм «впрок». (Большинство видов взрослых рыбок способно выжить без корма в течение 2-3 недель.)

8. Для содержания подбираются такие рыбки, для которых температурный оптимум совпадает с температурой воды в аквариуме, обусловленной комнатной температурой.

9. Освещение должно обеспечивать нормальный рост растений; оно достигается комбинацией естественного и искусственного: аквариум ставят у стены в 1 - 1,5 м от окна (в боковом освещении рыбки смотрятся лучше), а над ним помещают светильник соответствующей мощности и спектра.