» »

Что такое цветовые тона смешаные тона. Цвет, оттенок цвета, цветовой тон и их применение. Цветовой тон, яркость, насыщенность, светлота

01.07.2020

Тон определяется характером распределения излучения в спектре видимого света, причём, главным образом, положением пика излучения, а не его интенсивностью и характером распределения излучения в других областях спектра. Именно тон определяет название цвета, например «красный», «синий», «зелёный».

В обиходе этим термином могут обозначать и другие цветовые характеристики объекта. Например "светлый тон" или "тёмный тон".

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Папуа (провинция Индонезии)
  • Президентские выборы во Франции (1981)

Смотреть что такое "Тон (цвет)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Цвет (значения). Закат Цвет качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании во … Википедия

    Цвет (зрительное ощущение) - Статья о цвете в обычном смысле. См. также цвет (значения). Закат Цвет качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения, и… … Википедия

    тон - См. звук, шум задавать тон, задать тону, подделываться под тон... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. тон окраска, расцветка, раскраска, цвет, краска, окраска, колер; мелодия … Словарь синонимов

    цвет - Краска, окраска, колер, колорит, масть, шерсть. Ср. . См. качество, масть. видеть что л. в розовом цвете, переливаться цветами радуги См. лучший в цвете лет, зардеться как маков цвет, лишиться цвета, что маков цвет... Словарь русских синонимов и … Словарь синонимов

    ЦВЕТ - одно из св в материальных объектов, воспринимаемое как осознанное зрит. ощущение. Тот или иной Ц. «присваивается» человеком объекту в процессе зрит. восприятия этого объекта. В громадном большинстве случаев цветовое ощущение возникает в… … Физическая энциклопедия

    тон - а; мн. тона и тоны; м. [от греч. tonos поднятие, возвышение, повышение голоса] 1. Музыкальный звук определённой высоты в отличие от шума. Низкий, высокий т. Колокола разных тонов. Переливчатый т. скрипки. Аккорд из четырёх тонов. Петь, играть не… … Энциклопедический словарь

    тон - сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? тона, чему? тону, (вижу) что? тон, чем? тоном, о чём? о тоне; мн. что? тона и тоны, (нет) чего? тонов и тонов, чему? тонам и тонам, (вижу) что? тона и тоны, чем? тонами и тонами, о чём? о тонах и о… … Толковый словарь Дмитриева

    Тон Шепарда - Тон Шепарда, названный так по фамилии его создателя Роджера Шепарда, это звук, образуемый наложением синусоидальных волн, частоты которых кратны друг другу (звуки расположены по октавам). Повышающийся или понижающийся тон Шепарда называется … Википедия

    ТОН - (лат., от греч. teino растягивать, усиливаться). 1) производимый человеческим голосом или инструментом музыкальный звук определенной высоты. 2) звучность инструментов, 3) в живописи: цвет красок. 4) в общежитии: обращение человека с людьми, его… … Словарь иностранных слов русского языка

    Цвет (зрительное ощущение) - Цвет, одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной Ц. «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. В подавляющем большинстве случаев цветовое ощущение… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Комплект таблиц. Искусство. Цветоведение. 18 таблиц + методика , . Учебный альбом из 18 листов (формат 68 х 98 см): - Цвета и акварель. - Ахроматическая гармония. - Типы смешения красок. - Теплые и холодные цвета в живописи. - Цветовой тон. Светлота и…

Звук - наименьший структурный элемент музыки, её, как казалось до сравнительно недавнего времени, непоколебимая основа, универсальный первокирпичик. Вопрос звука неразрывно связан с признанием или отрицанием социокультурной обусловленности восприятия музыкального звука. Так, существует довольно распространённая точка зрения, в соответствии с которой "звуки сами по себе никакой эмоциональной выразительностью не обладают и из анализа свойств самих звуков мы никогда не сумеем вывести законов их воздействия на нас. Звуки становятся выразительными, если этому способствует смысл слова"*. В такой позиции, безусловно, имеется рациональное зерно: если верно, что "на любой тон мы проецируем какое-то своё внутреннее напряжение"** (а это действительно так или как минимум вполне возможно, что так), то абсолютного значения этот любой тон иметь не может.

Худ. Светлана Богатырь

Однако существует и принципиально иной подход к решению данной проблемы. Например, музыковед Э. Ганслик (19 в.) считал, что "звуки уже от природы и по отдельности обладают символическим значением, воздействующим на нас помимо всякого художественного намерения и до него". Проводя аналогию с другими видами искусства, он утверждал, что "каждый цвет наделён для нас специфическим характером", поскольку "каждый цвет - сила, самой природой приведённая во внутреннее соответствие с определёнными настроениями" ***.

Звуки музыки)

Близкая точка зрения была сформулирована и в советском музыкознании. В соответствии с ней "даже взятые в отдельности музыкальные звучания обладают уже первичными выразительными возможностями. Каждое из них способно вызвать физиологическое ощущение удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или разрядки."

Творчеством В.В. Кандинского и его многочисленных последователей было фактически доказано самостоятельное значение цвета. О цветовых представлениях, вызываемых в воображении слушателя звучанием определённого тона, говорили и Н.А. Римский-Корсаков, и А.Н. Скрябин (разработавший даже специальную схему, при помощи которой показал соответствие тональностей цветовому спектру).

Соответствие цветов и тональностей по Скрябину

Примеры цвето-тональных ассоциаций некоторых русских композиторов

Тональность А.Н.Скрябин Н.А.Римский-Корсаков Б.В.Асафьев
До мажор красный белый
Соль мажор оранжево-розовый светлый, откровенный; коричневато-золотистый изумруд газонов после весеннего дождя или грозы
Ре мажор желтый, яркий дневной, желтоватый, царственный, властный солнечные лучи, блеск именно как интенсивное излусвета (если в жаркий день смотреть с горы Давида на Тифлис!)
Ля мажор зеленый ясный, весенний, розовый; это цвет вечной юности, вечной молодости скорее радостное, пьянящее настроение, чем световое ощущение, но как таковое приближается к Ре мажору
Ми мажор сине-белесоватый синий, сапфировый, блестящий, ночной, темно-лазурный ночное, очень звездное небо, очень глубокое, перспективное
Си мажор сине-белесоватый мрачный, темно-синий со стальным серовато-свинцовым отливом; цвет зловещих грозовых туч
Фа-диез мажор сине-яркий серовато-зеленоватый кожа зрелого апельсина (соль-бемоль мажор)
Ре-бемоль мажор фиолетовый темноватый, теплый красное зарево
Ля-бемоль мажор пурпурно-фиолетовый характер нежный, мечтательный; цвет серовато-фиолетовый цвет вишни, если ее разломать
Ми-бемоль мажор темный, сумрачный, серо-синеватый (тональность "крепостей и градов") ощущение синевы неба, даже лазури
Си-бемоль мажор стальной цвет с металлическим блеском несколько темный, сильный ощущение цвета слоновой кости
Фа мажор красный ясно-зеленый, пасторальный; цвет весенних березок

А. Скрябин - Этюд ре-диез минор

Но раз звук может вызывать хотя и, безусловно, субъективное представление о том или ином цвете, значит, каждый тон несёт в себе некую информацию, которую просто нужно уметь считывать. Кроме всего прочего, не будем забывать, что вопрос о наличии у звука индивидуального характера был решён положительно уже много столетий назад. Например, в культуре Древней Индии существовало представление о том, что каждой из семи ступеней звукоряда присущи пол и форма, что ей соответствуют определённые цвет, планета, божество, что в ней сидит бог именно этого звука, что последний обладает особой эмоциональной окраской и, даже будучи воспроизведён отдельно, способен вызвать у слушателя специфическую эстетическую реакцию. Звук воздействует на души, но его воздействию доступна более тонкая, чем цвету, их форма (при этом звук и цвет неразрывны, как жизнь и свет).

Потрясающе красивый индийский классический танец

Эта врождённая склонность музыки к выполнению разнообразных прикладных задач, её способность создавать нужный эмоциональный фон, требуемое в данный момент психологическое состояние (у отдельного ли человека, у значительного числа людей) сохранялись на протяжении всей её истории и вновь расцвели пышным цветом в сравнительно недавнее время.

Особенность уже целого музыкального произведения заключается в том, что оно, как и любое художественное явление, воспринимается не просто как физический объект и оказывает не только физическое воздействие, но вызывает и сложные психофизиологические и собственно психические реакции. Физического зрения и слуха для его постижения явно недостаточно и в смотрении и слушании должно присутствовать некое интуитивно-разумное, мистическое и в то же время неразрывно связанное с интеллектом начало, без участия которого проникновение в суть вещей, особенно если эти вещи имеют отношение к искусству, невозможно. "Главное в музыке - это неслышное " - высказался по этому поводу психолог Б. Христиансен.

Шедевр Ференца Листа "Un sospiro" в прекрасном исполнении Клаудио Аррау

Хотя Л. Стоковский отстаивал точку зрения, что "В музыке каждый должен думать и чувствовать за себя", а поскольку все мы разные, постольку "и восприятие музыки у всех людей разное" ****, тот факт, что миллионы людей способны получать удовольствие от одних и тех же музыкальных произведений, вселяет надежду на то, что они, несмотря на свою непохожесть, всё-таки способны прийти к взаимопониманию, в том числе и по другим, гораздо более приземлённым, практическим, но немаловажным вопросам.

Бах - Стоковский

В результате существенным фактором становится то, на основе чего они объединяются, какую музыку слушают и как её воспринимают и понимают. Секрет заключается в том, что подлинное искусство помогает человеку формировать и сохранять свою самость, в то время как эрзац-искусство (или суррогат — неполноценный заменитель) нивелирует (устраняет, уничтожает) его индивидуальные, личностные черты и особенности. В первом случае появляется основание для общения индивидуализированных личностей, во втором - происходит объединение деиндивидуализированных "человеков-массы" (термин Х. Ортега-и-Гассета), хотя как в первом, так и во втором средством объединения является музыка. Просто музыки эти очень разные...

Мне вообще всё интересно, особенно психология музыки. Понимаете, музыку можно использовать как во благо, так и во вред, зная её особенности. Сейчас часто под видом конфетки подсовывают всякую гадость, отравляющую разум и душу. Помните, раньше была военная музыка, которая была призвана поднимать боевой дух... В храмах всегда была духовная музыка, призванная возвышать людские помыслы. В фильмах музыка играет немаловажную роль - создаёт нужную атмосферу, фон, настроение. И так ещё можно продолжать...

Цветом можно любоваться бесконечно, но вот обсуждать тему цвета, порой бывает трудно. Дело в том, что слова, которые мы используем для описания цвета, слишком неточны и часто приводят к взаимному непониманию. Путаница происходит не только с такими техническими терминами как «яркость», «насыщенность» и «цветность», но даже с такими простейшими словами, как «светлый», «чистый», «яркий» и «тусклый». Даже специалисты ведут свои споры так до сих пор и не утвердив стандартные определения понятий.

Цвет - это феномен света, вызываемый способностью наших глаз определять различные количества отражённого и проецируемого света. Наука и технология помогла нам понять, как физиологически человеческий глаз воспринимает свет, измерить длины волн света, узнать количества несомой ими энергии. И теперь мы понимаем, насколько сложно понятие «цвет». Ниже мы рассказываем о том, как мы определяем свойства цвета.

Мы попытались составить словарь терминов и понятий. И хотя мы не претендуем на единственный авторитет в теории цвета, определения, которые вы здесь найдёте, подкрепляются другими математическими и научными аргументами. Пожалуйста, сообщите нам, если в данном словаре отсутствуют какие-либо слова и понятия, о которых вы бы хотели узнать.

Тон (Hue)

Иные переводы: цвет, краска, оттенок, тон.

Именно это слово мы имеем в виду, когда задаём вопрос «Какой это цвет?». Мы интересуемся свойством цвета, которое называется «Тон/Hue». Например, когда мы говорим о красном, жёлтом, зелёном, и синем цветах, мы имеем в виду «тон/hue». Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать.

Контраст тонов - явно различные тона.

Контраст тона - различные оттенки, одинаковый тон (синий).

Термин «тон» описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от жёлтого и синего. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны ~700nm) и ультрафиолетовым (длина волны ~400nm).

На диаграмме показан цветовой спектр, отражающий эти границы видимого света, а также две цветовые группы (красная и синяя), которые называются «семействами тонов». Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, чёрным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов. Обратите внимание, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью, хроматичностью и насыщенностью.

Хроматичность (Chromaticity, Chorma)

О хроматичности мы говорим, когда рассуждаем о «чистоте» цвета. Это свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, чёрного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми.

Понятие «хроматичность» связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Однако мы будем продолжать использовать эти термины раздельно, потому что на наш взгляд они относятся к различным ситуациям, о чём будет сказано несколько ниже.

Высокая хроматичность - очень сияющие, живые цвета.

Низкая хроматичность - ахроматичные, бесцветные цвета.

Хроматичность одинакова - средний уровень. Та же живость цветов несмотря на различный тон; чистота меньше, чем у образцов выше.

Высокохроматические цвета содержат максимум собственно цвета с минимальными или нулевыми примесями белого, чёрного или серого. Иными словами, степень отсутствия примесей других цветов в конкретном цвете характеризует его хроматичность.

Хроматичность, которую часто называют «сочностью», является количеством цвета (hue) в цвете. Цвет без цвета (hue) является ахроматичным или монохроматичным, и видим как серый. Для большинства цветов, по мере увеличения яркости увеличивается и хроматичность, за исключением очень светлых цветов.

Насыщенность (Saturation)

В связке с хроматичностью, насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещённости. Например, комната окрашенная в один цвет, ночью будет выглядеть иначе, чем днем. В течение дня, несмотря на то что цвет будет неизменён, его насыщенность будет меняться. Насыщенностью не имеет отношения к словам «тёмный», «светлый». Вместо этого используйте слова «бледный», «слабый» и «чистый», «сильный».

Насыщенность одинаковая - та же интенсивность, различные тона.

Контраст насыщенности - различные уровни наполнения, тон одинаковый.

Насыщенность, которую также называют «интенсивностью цвета» (intensity), описывает силу цвета относительно его яркости (value) или светлоты (luminance/lightness). Иными словами, насыщенность цвета обозначает его отличие от серого при определённой яркости освещения. Например, цвета близкие к серому ненасыщенные по сравнению с более светлыми цветами.

У цвета свойство «живой» или «полный» является ни чем иным, как отсутствием примеси серого или его оттенков. Важно отметить, что насыщенность измеряется вдоль линий одинаковой яркости.

Насыщенность/Saturation: 128

Яркость (Value/Brightness)

Когда мы говорим, что цвет «тёмный» или «светлый», мы имеем в виду его яркость. Это свойство сообщает нам, насколько свет светел или тёмен, в том смысле, насколько он близок к белому. Например, канареечный жёлтый цвет считается светлее синего «navy blue», который в свою очередь сам светлее чёрного. Таким образом, значение (value) канареечного жёлтого выше, чем синего «navy blue» и чёрного.

Низкая яркость, постоянная - одинаковый уровень яркости.

Контраст яркостей - серый = ахроматичный.

Контраст яркостей - полное различие яркости.

Яркость (используется термин «value» или «brightness») зависит от количества света, излучаемого цветом. Самый простой способ запомнить это понятие - это представить себе шкалу серого цвета, со сменой чёрного на белый, в которой содержатся все возможные варианты монохроматического серого цвета. Чем больше в цвете света, тем он ярче. Таким образом пурпурный - менее яркий, чем небесно-голубой, так как излучает меньше света.

Эту шкалу серого цвета можно приравнять к цветной шкале с помощью того же уравнения, которое используется в телевидении (Яркость серого цвета = 0.30 Red + 0.59 Green + 0.11 Blue):

Интерактивная демонстрация иллюстрирует изменение яркости в двухмерной схеме:

Яркость/Value: 128

Светлота (Luminance/Lightness)

Несмотря на то, что вместо этого слова часто употребляют слово «яркость» (brightness), мы предпочитаем использовать слово «светлота» (или «светимость»). Понятие «светлота цвета» связано с многими теми же переменными, что и яркость в смысле «value». Но в данном случае используется другая математическая формула. Если говорить кратко, вспомните цветовой круг. В нем цвета расположены по кругу с одинаковой светлотой. Добавление белого увеличивает светлоту, добавление чёрного - уменьшает.

Это измерение цвета относится к яркости (value), но отличается по своему математическому определению. Светлота цвета измеряет интенсивность потока света на единицу площади его источника. Рассчитывается она путём вычисления среднего в группе ахроматичных цветов.

Достаточно сказать, что светлота растёт от очень тёмного до очень светлого (сияющего) и может быть отображена с помощью цветового круга, который показывает все цвета (hue) с одинаковой светлотой. Если к цветовому кругу добавить немного света, мы тем самым увеличим интенсивность света и таким образом увеличим светлоту цветов. Противоположное произойдёт, если мы уменьшим свет. Сравните, как выглядят плоскости, отображающие светлоту, с плоскостями, отображающими яркость (выше).

Светлота/Luminance: 128

Оттенок (tint), тональность (tone), и тень (shade)

Эти термины часто используются неправильно, но они описывают довольно простое понятие в цвете. Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона (hue). Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется «оттенок» (tint). Если цвет делается темнее путём добавления чёрного, полученный цвет называется «тень» (shade). Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone).

Оттенки (добавляем белый к чистому цвету).

Тени (добавляем чёрный к чистому цвету).

Тональности (добавляем серый к чистому цвету).

Комплементарные, дополнительные цвета (Complementary Colors)

Когда два или несколько цветов «подходят друг к другу», их называет комплементарными, дополняющими друг друга цветами. Этот признак абсолютно субъективен, и мы готовы его обсудить и выслушать другие мнения. Более точным определением будет «если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска/пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими, комплементарными».

Основные цвета (Primary Colors)

Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Эту комбинацию КОЖЗГСФ часто сводят к трём цветам: красный, зелёный и сине-фиолетовый, которые являются основными цветами аддитивной системы цветов (свет). Первичными цветами субтрактивной системы цветов (краска, пигмент) являются циан, фуксин и жёлтый. Запомните, комбинация «красный, жёлтый голубой» не является комбинацией основных цветов!

Системы цветов RGB, CMYK, HSL

В различных случаях в зависимости от того, как воспроизводится цвет, используются различные цветовые системы. Если мы используем источники света - доминирующей системой является RGB (от «red/green/blue» - «красный/зелёный/синий»).

Для цветов, которые получаются путём смешивания красок, пигментов или чернил на ткани, бумаге, полотне или другом материале, в качестве цветовой модели используется система CMY (от «cyan/magenta/yellow» - «циан/фуксин/жёлтый»). В связи с тем, что чистые пигменты очень дороги, для получения чёрного цвета используется не равная смесь CMY, а просто чёрная краска.

Другой популярной цветовой системой является HSL (от «hue/saturation/lightness» - «цвет/насыщенность/яркость»). У этой системы есть несколько вариантов, где вместо насыщенности используется хроматичность (chroma), светлота (luminance) вместе с яркостью (value) (HSV/HLV). Именно эта система соответствует тому, как человеческий глаз видит цвет.

Цвет играет огромное значение не только в искусстве, но и в повседневной жизни. Немногие задумываются, как сильно разные сочетания оттенков влияют на человеческое восприятие, настроение и даже мышление. Это своего рода феномен, который действует по своим, казалось бы, призрачным, но четким законам. Поэтому его не так уж сложно подчинить своей воле так, чтобы он работал во благо: стоит только разобраться, как он действует.

Понятие

Цвет является субъективной характеристикой электромагнитного излучения в оптическом диапазоне, которая определяется на основе появляющегося зрительного впечатления. Последнее зависит от множества физиологических и психологических причин. На его понимание в равной мере может влиять и его спектральный состав, и личность воспринимающего человека.

Изъясняясь проще, цвет - это впечатление, которое получает человек при проникновении на сетчатку пучка световых лучей. Луч света с одинаковым спектральным составом может вызывать различные ощущения у разных людей ввиду отличительных особенностей чувствительности глаза, поэтому для каждого человека оттенок может восприниматься по-разному.

Физика

Цветовое видение, появляющееся в сознании человека, включает в себя смысловое содержание. Тон появляется в ходе поглощения световых волн: к примеру, синий мяч выглядит таким лишь потому, что материал, из которого он создан, поглощает все оттенки светового луча, за исключением синего, который он отражает. Поэтому, когда мы говорим о синем мяче, мы лишь имеем ввиду, что молекулярный состав его поверхности способен поглотить все цвета спектра, кроме синего. Сам мяч не имеет тона, как и любой предмет на планете. Цвет рождается только в процессе освещения, в процессе восприятия волн глазом и обработки этой информации мозгом.

Четкого отличия оттенка и его основных характеристик глаз и мозг могут достигнуть посредством сравнения. Поэтому значения могут быть определены только посредством сравнения цвета с другим ахроматическим оттенком, среди которых черный, белый и серый. Мозг также способен сравнивать оттенок с прочими хроматическими тонами спектра, анализируя тон. Восприятие относится к психофизиологическому фактору.

Психофизиологическая реальность является, по сути, цветовым воздействием. Оттенок и его действие могут совпасть при применении гармонических полутонов - в остальных ситуациях цвет может видоизменяться.

Важно знать основные характеристики цветов. Это понятие включает в себя не только его фактическое восприятие, но и влияние на него разнообразных факторов.

Основные и дополнительные

Смешение определенных пар цветов способно создавать впечатление белого. Взаимодополняемыми называются противоположные тона, которые при смешении дают серый. Триада RGB названа по главным цветам спектра - красный, зеленый и синий. Дополнительными в таком случае будут циан, пурпурный и желтый. На цветовом круге эти оттенки расположены оппозиционно, друг напротив друга так, что значения двух троек цветов чередуются.

Поговорим подробнее

Основные физические характеристики цвета включают в себя следующие пункты:

  • яркость;
  • контраст (насыщенность).

Каждая характеристика может быть измерена количественно. Принципиальные отличия основных характеристик цвета состоят в том, что яркость подразумевает под собой светлоту или темноту. Это содержание в нем светлой или темной составляющей, черного или белого, в то время как контраст сообщает информацию о содержание серого тона: чем его меньше, тем выше контрастность.

Также всякий оттенок может быть задан тремя своебразными координатами, представляющими основные характеристики цвета:

  • светлота;
  • насыщенность.

Эти три показателя способны определить конкретный оттенок, отталкиваясь от главного тона. Основные характеристики цвета и их принципиальные отличия описаны наукой колористикой, которая занимается глубоким изучением свойств этого явления и его влиянием на искусство и жизнь.

Тон

Цветовая характеристика отвечает за расположение оттенка в спектре. Хроматический тон так или иначе причисляют к тому или иному участку спектра. Таким образом, оттенки, находящиеся на одном и том же участке спектра (но отличающиеся, к примеру, яркостью) будут принадлежать к одному и тому же тону. При смене положения оттенка по спектру меняется его цветовая характеристика. Например, при смещении синего в направлении зеленого тон изменяется на голубой. Двигаясь в обратную сторону, синий будет стремиться к красному, принимая фиолетовый оттенок.

Теплохолодность

Зачастую изменение тона связывают с теплохолодностью цвета. Красные, рыжие и желтые оттенки относят к теплым, ассоциируя их с огненными, «греющими» цветами. Они ассоциируются с соответствующими психофизическими реакциями в человеческом восприятии. Синий, фиолетовый, голубой символизируют воду и лед, относясь к холодным оттенкам. Восприятие «теплоты» связано как с физическими, так и с психологическими факторами индивидуальной личности: предпочтения, настроение наблюдателя, его психоэмоциональное состояние, адаптация к окружающим условиям и многое другое. Наиболее теплым считается красный, наиболее холодным - синий.

Также необходимо выделить физическую характеристику источников. Цветовая температура во многом связывается с субъективным ощущением теплохлодности того или иного оттенка. К примеру, тон теплового изучения при возрастании температуры проходит по «теплым» тонам спектра от алого к желтому и, наконец, белому. Однако самой высокой цветовой температурой обладает циан, считающийся тем не менее холодным оттенком.

Среди основных характеристик в рамках фактора цветового тона также находится активность. Самым активным назван красный, в то время как зеленый является самым пассивным. Данная характеристика также может несколько видоизменяться под воздействием субъективного взгляда разных людей.

Светлота

Оттенки одинакового тона и насыщенности могут относиться к разным степеням светлоты. Рассмотрим эту характеристику на примете синего. С максимальным значением этой характеристики он будет приближен к белому, имея нежно-синеватый оттенок, а с падением значения синий будет становиться все более похожим на черный.

Любой тон при понижении светлоты будет превращаться в черный, а при абсолютном увеличении - белым.

Необходимо заметить, что данный показатель, как и все остальные основные физические характеристики цвета, может в значительной степени зависеть от субъективных условий, связанных с психологией человеческого восприятия.

К слову, оттенки различных тонов даже при аналогичной фактической светлоте и насыщенности воспринимаются человеком по-разному. Желтый является по факту самым светлым, в то время как синий - наиболее темный оттенок хроматического спектра.

При высокой характеристике желтый отличен от белого даже менее, нежели синий отличим от черного. Выходит, желтый тон имеет даже большую собственную светлоту, нежели синему свойственна «темнота».

Насыщенность

Насыщенность является уровнем отличия хроматического оттенка от равному ему по светлоте ахроматического. По сути, насыщенность является характеристикой глубины, чистоты цвета. Два оттенка того же тона могут быть разного уровня блеклости. При понижении насыщенности всякий цвет будет становиться ближе к серому.

Гармония

Еще одна из общих характеристик цвета, которая описывает впечатления человека от сочетания нескольких оттенков. Каждый человек наделен собственными предпочтениями и вкусами. Поэтому люди имеют различные представления о гармонии и дисгармонии разных видов цветов (с характеристиками цвета, им свойственными). Гармоничными сочетаниями называют близкие по тону или же оттенки из разных промежутков спектра, но с аналогичной светлотой. Как правило, гармоничные сочетания не обладают высокой контрастностью.

Что касается обоснования этого явления, данное понятие следует рассматривать в отрыве от субъективных мнений и личных вкусов. Впечатление гармонии возникает в условиях исполнения закона о дополнительных цветах: равновесному состоянию соответствует серый тон средней светлоты. Он получается не только путем смешения черного и белого, но и пары дополнительных оттенков, если в их составе находятся главные цвета спектра в определенной пропорции. Все сочетания, при смешении не дающие серого, считаются дисгармоничными.

Контрасты

Контраст - это различие двух оттенков, выясненное при их сравнении. Изучая основные характеристики цвета и их принципиальные отличия, можно обозначить семь типов проявлений контраста:

  1. Контраст сопоставлений. Самыми выраженными обладают пестрые синий, желтый и красный. По мере удаления от этих трех тонов, интенсивность оттенка ослабевает.
  2. Контраст темного и светлого. Существует максимально светлый и максимально темный оттенки одного и того же цвета, а между ними - бессчетное число проявлений.
  3. Контраст холодного и теплого. Полюсами контраста признаны красный и синий, а прочие цвета могут быть более теплыми или холодными в соответствии с тем, как они относятся к другим холодными или теплыми тонами. Этот контраст познается исключительно в сравнении.
  4. Контраст дополнительных цветов - тех оттенков, которые при смешении дают нейтральный серый. Противоположные тона нуждаются друг в друге для уравновешивания. Пары имеют собственные виды контрастов: желтый и фиолетовый являют собой контраст светлого и темного, а красно-оранжевый и сине-зеленый - теплохолодности.
  5. Симультанный контраст - одновременный. Это такое явление, при котором глаза при восприятии того или иного цвета нуждаются в дополнительном оттенке, а при его отсутствии порождает его самостоятельно. Симультанно порожденные оттенки - это иллюзия, не существующая в реальности, но она создает особые впечатления от восприятия цветовых сочетаний.
  6. Контраст насыщенности характеризует противоположность насыщенных цветов с блеклыми. Явление относительное: тон, даже не будучи чистым, может показаться ярче рядом с блеклым оттенком.
  7. Контраст цветового распространения описывает соотношения между цветовыми плоскостями. Он обладает способностью усиливать проявления всех прочих контрастов.

Пространственное воздействие

Цвет обладает свойствами, которые могут влиять на восприятие глубины за счет контрастов темного и светлого, а также при смене насыщенности. К примеру, все светлые тона на фоне темных будут визуально выступать вперед.

Что касается теплых и холодных оттенков, то теплые тона будут выходить на передний план, а холодные - уходить вглубь.

При контрасте насыщения яркие цвета выдаются на фоне приглушенных оттенков.

Контраст распространения, который также называют контрастом величин цветовых плоскостей, играет огромную значение в появлении иллюзии глубины.

Цвет - удивительное явление этого мира. Он способен влиять на восприятие, обманывать глаз и мозг. Но если разобраться, как работает этот феномен, можно не только сохранить ясность восприятия, но и сделать так, чтобы цвет стал верным помощником в жизни и искусстве.

Ещё в древней Индии сложились своеобразные представления о тесной взаимосвязи музыки и цвета. В частности, индусы считали, что в каждом человеке заложена своя мелодия и цвет. Гениальный Аристотель утверждал в трактате «О душе», что соотношение цветов подобно музыкальным созвучиям.

Пифагорейцы отдавали предпочтение белому цвету, как главенствующему во Вселенной, а цвета спектра в их представлении соответствовали семи музыкальным тонам. Цвета и звуки в космогонии греков являются активными созидательными силами.

В XVIII веке монах-учёный Л. Кастель задумал сконструировать «цветовой клавесин». Нажатие на клавишу представило бы взору слушателя яркое цветовое пятно в специальном окошечке над инструментом в виде цветной движущейся ленты, флажков, сияющих различными цветами драгоценных камней, подсвечиваемых факелами или свечами для усиления эффекта.

Композиторы Рамо, Телеман и Гретри отнеслись со вниманием к идеям Кастеля. В то же время он подвергся резкой критике энциклопедистов, которые считали аналогию «семь звуков гаммы – семь цветов спектра» несостоятельной.

Феномен «цветного» слуха

Явление цветового видения музыки обнаруживали у себя некоторые выдающиеся музыкальные деятели. Гениальному русскому композитору Н.А. Римскому-Корсакову, известным советским музыкантам Б.В. Асафьеву, С.С. Скребкову, А.А.Кенелю и др. все тональности мажора и минора виделись окрашенными в определённые цвета. Австрийский композитор XX в. А. Шёнберг сопоставлял краски с музыкальными тембрами инструментов симфонического оркестра. Каждый из этих выдающихся мастеров видел свои цвета в звуках музыки.

  • Например, для Римского-Корсакова ре мажор имел золотистый оттенок и вызывал ощущение радости и света, для Асафьева он окрашивался в цвет изумрудной газонной зелени после весеннего дождя.
  • Ре-бемоль мажор представлялся Римскому-Корсакову темноватым и теплым, Кенелю – лимонно-жёлтым, Асафьеву – красным заревом, а у Скребкова вызывал ассоциации с зелёным цветом.

Но бывали и удивительные совпадения.

  • О тональности ми мажор высказывались, как о синей, цвета ночного неба.
  • Ре мажор вызывал ассоциации у Римского-Корсакова с желтоватым, царственным цветом, у Асафьева – это солнечные лучи, интенсивный жаркий свет, а у Скребкова и Кенеля – жёлтый.

Стоит отметить, что все названные музыканты обладали .

«Цветопись» звуками

Сочинения Н.А. Римского-Корсакова музыковеды часто именуют «звуковой живописью». Такое определение связано с дивной изобразительностью музыки композитора. Оперы и симфонические композиции Римского-Корсакова насыщены музыкальными пейзажами. Выбор тонального плана картин природы отнюдь не случайный.

Увиденные в синих тонах ми мажор и ми-бемоль мажор, в операх «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Золотой петушок», употреблены для создания картин моря, звёздного ночного неба. Восход солнца в тех же операх написан в ля мажоре – тональности весенней, розовой.

В опере «Снегурочка» ледяная девочка впервые появляется на сцене в “синем” ми мажоре, а её мать Весна-Красна – в «весеннем, розовом» ля мажоре. Проявление лирических чувств передано композитором в «тёплом» ре-бемоль мажоре – это и сцены таяния Снегурочки, получившей великий дар любви.

Французский композитор-импрессионист К. Дебюсси не оставил точных высказываний о своём видении музыки в цвете. Но его фортепианные прелюдии – «Терраса, посещаемая лунным светом», в которой переливаются звуковые блики, «Девушка с волосами цвета льна», написанная в тонких акварельных тонах, заставляют предположить, что у композитора были явные намерения соединить звук, свет и цвет.

К. Дебюсси “Девушка с волосами цвета льна”

Симфоническое произведение Дебюсси «Ноктюрны» позволяет явственно ощутить этот уникальный «свето-цвето-звук». Первая часть – «Облака» рисует медленно движущиеся и гаснущие вдали серебристо-серые облака. Второй ноктюрн «Празднества» изображает световые всплески атмосферы, её фантастический танец. В третьем ноктюрне на волнах моря, искрящихся в ночном воздухе, качаются волшебные девы-сирены и поют свою завораживающую песнь.

К. Дебюсси “Ноктюрны”

Говоря о музыке и цвете невозможно не коснуться творчества гениального А.Н. Скрябина. Он, например, ясно ощущал красный густой цвет фа мажора, золотой – ре мажора, синий торжественный цвет отдавал фа-диез мажору. У Скрябина не все тональности ассоциировались с каким-либо цветом. Композитор создал искусственную звуко-цветовую систему (до мажор – красного цвета, соль мажор –в оранжевых, а ре мажор – в жёлтых тонах и далее – по квинтовому кругу и цветовому спектру). Наиболее ярко воплотились идеи композитора о соединении музыки, света и цвета в симфонической поэме «Прометей».

Учёные, музыканты и художники и сегодня спорят о возможности соединения цвета и музыки. Есть исследования о том, что периоды колебаний звуковых и световых волн не совпадают и «цветозвук» – это лишь феномен восприятия. Но бытуют ведь у музыкантов определения: «тональный колорит», «тембровые краски» . А если в творческом сознании композитора соединяются звук и цвет, то рождаются грандиозный «Прометей» А. Скрябина и величественные звучащие пейзажи И. Левитана, Н Рериха. В Поленова…