» »

Что такое имя наречие. Что такое наречие в русском языке. §4. Что чем считать? Наречия и слова категории состояния

29.12.2023

Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, редко - предмета. Наречия неизменяемы (за ис­ключение качественных наречий на -о 1-е) и примыкают к глаголу, при­лагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмя­ тку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несо­гласованное определение.

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям - по функции и по значению.

Классификация наречий по функции

По функции выделяют два разряда местоимений - знаменательные и местоименные.

Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные - указывают на них, ср.: справа - где, на­ лево - куда-то, сдуру - почему, назло - затем, вчера - всегда.

Как уже было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия явля­ются не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. с. 349).

Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соот­ветствии с классификацией местоимений, например: там, туда, то­ гда - указательные, где, куда, зачем - вопросительно-относительные, везде, всюду - определительные и т. д.

Классификация наречий по значению

Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные.

Определительные наречия характеризуют само действие, сам при­знак - способ совершения действия или количественную характери­стику признака (красиво, весело, по-моему, пешком, очень) - и подраз­деляются на следующие разряды:

    качественные, или образа действия (как? каким образом?): бы­ стро, так, вдвоем",

    количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.

Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:

    места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;

    времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда",

    причины (почему?): сгоряча, почему, потому,

    цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.

Грамматические признаки наречий

Главным морфологическим свойством наречий является их неизме­няемость - это их постоянный морфологический признак.

Однако качественные наречия на -о/-е, образованные от качествен­ных прилагательных, имеют степени сравнения.

В силу своей неизменяемости наречие связывается с другими словами в предложении примыканием. В предложении обычно быва­ет обстоятельством.

Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых. Чаще всего это сказуемые безличных предложений (На море тихо), однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений (Разговор будет начистоту, Она замужем).

Наречия, выступающие как часть сказуемых безличных предложе­ний, иногда выделяют в самостоятельную часть речи или в самостоя­тельный разряд внутри наречия и называют словами категории состоя­ния (словами состояния, предикативными наречиями) (см. с. 357-358).

Степени сравнения качественных наречий на I

Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагатель­ных, обозначают большую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.

Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака:

    у одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта: Петя бегает лучше, чем прыгает;

    у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта: Петя бегает быстрее, чем Вася;

    у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время: Петя бегает быстрее, чем раньше;

    у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта: Ребенок бежит медленнее, чем взрослый идет.

Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень наречия образуется присоедине­нием к основе положительной степени без (и без сегментов к/ок) формообразующих суффиксов -ее(-ей), -е, -ше/-же: тепл-ее, громч-е,

рань-ше, глуб-же.

От простой сравнительной степени прилагательного простая сравни­тельная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством (Он прыгнул выше отца) или частью сказуемого безличного предложения (Стало теплее), а прилага­тельное выступает как часть сказуемого двусоставного предложения (Он выше отца) или как определение (Дай мне тарелку поменьше).

Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру: элементы более / менее + положительная степень (Он прыг­ нул более высоко, чем отец).

Превосходная степень обозначает наибольшую / наименьшую степень проявления признака.

В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосход­ной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени пред­ставлены лишь во фразеологизированных оборотах покорнейше блсаго- дарю, нижайше кланяюсь.

Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:

1) наиболее / наименее + положительная степень (Он прыг^нул наиболее высоко);

2) простая сравнительная степень + всего / всех (Он прыгнул вы*ше всех); отличие от превосходной степени сравнения прилагательных со­стоит в том, что составная превосходная степень сравнения наречия выступает в синтаксической функции обстоятельства, а не именной тас-ти сказуемого двусоставного предложения.

Некоторые качественные наречия, как и некоторые качественщые прилагательные, не изменяются по степеням сравнения, например наречие особо.

Неизменяемые слова, выступающие в функции сказуемых безлг-ич-ных предложений, называют словами категории состояния (предика­тивными наречиями, безлично-предикативными словами).

Слова категории состояния обозначают состояние природы (Бъшо холодно), человека (У меня на душе радостно. Мне жарко), оцензку действий (Можно пойти в кино).

Слова категории состояния с суффиксом -о, образованные от прила­гательных, могут иметь степени сравнения (С каждым днем станови­ лось все холоднее / более холодно).

В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в са\»о-стоятельную часть речи, называемую категорией состояния. Слова эт«ой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других сщн-таксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) - Он сидел тихо (нар.) - В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции именной части сказуемого безличного предложения: можщо, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной ос о-бенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащем и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предм.ет (лень). Однако в лингвистике также широко распространена точка зренщя, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой н а-речий. При таком описании к наречию как части речи относятся ней з-меняемые (или имеющие только степени сравнения) слова, которь^е могут выступать только в функции обстоятельства (пешком, направо, куда), в функции обстоятельства и сказуемого безличного предложенная

(хорошо, холодно) или только в функции сказуемого безличного пред­ ложения (стыдно, жаль, нельзя). "

Учебные комплексы имеют следующие особенности в изучении на­речия как части речи.

В комплексах 1 и 3 наречие изучается в 7 классе, это последняя са- : мостоятельная часть речи, после изучения которой учащиеся переходят к служебным частям речи.

В комплексе 2 наречие изучается в 6 классе перед местоимением. Это вызвано тем, что, как уже было сказано при описании местоимения как части речи, комплекс 3 включает местоименные наречия в состав местоимений, а не наречий.

Комплексы 1 и 3, говоря о классификации наречий, не уделяют спе­циального внимания разграничению наречий на знаменательные и ме­стоименные. Комплекс 3 при этом просто приводит знаменательные и местоименные наречия в одном ряду. Так, в качестве примеров наречия со значением места приводятся слова вдалеке, кое-где, куда-то, вблизи. Комплекс 1 в основном иллюстрирует все теоретические положения знаменательными наречиями, но отдельно говорится, что среди наре­чий имеются указательные (здесь, там, тут, туда), неопределенные (где-то, куда-то, кое-где), вопросительные (где, куда, зачем), отрица­тельные (нигде, никуда, негде). Как видно из примеров, выделение этих групп возможно только среди местоименные наречий.

Вопрос о разрядах наречий по значению решается в комплексах сле­дующим образом.

Комплекс 1 предлагает различать обстоятельственные и определи- 1 тельные наречия, при этом говорится, что обстоятельственные обозна­чают образ действия, время, место, причину, цель (идти пешком / вече­ром / туда), а определительные обозначают меру и степень, качество, способ действия (увеличить вдвое / слегка, едва). Такая классификация вызывает недоумение. Неясно, как разграничиваются «образ действия» как подразряд обстоятельственных и «способ действия» как подразряд определительных. Наречие в примере идти пешком, безусловно, опи­сывает способ совершения действия и должно быть отнесено к опреде­лительным, а не обстоятельственным.

Комплекс 2 не разделяет наречия на определительные и обстоятель­ственные и сразу выделяет 6 групп наречий по значению: образа дейст­вия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

Комплекс 3 классифицирует наречия так же, как комплекс 2.

Все три комплекса описывают степени сравнения наречий на -о/-е.

При этом комплекс 1 при описании степеней сравнения наречий, как и

при описании степеней сравнения прилагательных, выделяет только

средства выражения большей степени проявления признака: вншштель-

нее, более внимательно, внимательнее всех. Комплексы 2 и 3 говорят и о меньшей степени проявления признака, образуемой соединением компонента менее с положительной степенью. Из способов выражения превосходной степени сравнения все три комплекса упоминают только соединение компаратива с элементами всего (всех): сделал лучше всех.

Описание составных степеней сравнения происходит в комплексах не единообразно. Комплексы 1 и 3 говорят о составных формах как о сочетании двух слов, что неверно: два компонента составной формы являют собой одно слово в его аналитической форме; это важно пони­мать для морфологического разбора наречия. Комплекс 2, говоря о со­ставной сравнительной степени, называет элементы более и менее час­тицами, а в составную превосходную степень описывает как сочетание двух слов, что непоследовательно.

Все три комплекса при рассмотрении степеней сравнения наре­чия, как и в прилагательном, говорят о сравнительной и превосход­ной степени, а положительная степень сравнения ими не выделяется и считается «никакой».

При изучении степеней сравнения надо уделить особое внимание кри­териям разграничения простой сравнительной и составной превосход­ной степени прилагательного и наречия. Это разграничение проводится по их синтаксическим связям и синтаксическим функциям: прилага­тельное поясняет слово с предметным значением и бывает сказуемым двусоставного предложения (Он выше других учеников / выше всех в классе), а наречие поясняет глагол и выступает как обстоятельство (Он прыгнул выше других / выше всех в классе) или же употребляется неза­висимо и выступает как сказуемое безличного предложения (На улице стало теплее). Помочь в разграничении прилагательного и наречия ученикам может также замена степеней сравнения на положительную: Он выше других в классе можно заменить на Он высокий, а Он прыгнул выше других на Он прыгнул высоко.

Особое внимание надо уделить вопросу о словах категории состояния.

Все комплексы слова категории состояния отмечают как особый разряд слов. В комплексе 1 в его последних редакциях эти слова выде­лены в самостоятельную часть речи - категорию состояния. В ком­плексе 2 эти слова называются «словами состояния» и описаны в разде­ле, посвященном наречиям. Комплекс 3 об этом языковом явлении упо­минает в рубрике «Возьмите на заметку», где отмечается, что «среди наречий выделяется группа слов, которые обозначают состояние чело­века или окружающей среды» и что эти слова имеют свои особенности: они являются сказуемыми безличных предложений и употребляются со связкой, что нехарактерно для наречия. Тем не менее слова категории со-

стояния в комплексе 3 больше не упоминаются и должны рассматри­ваться в ряду других наречий.

Большая часть времени при изучении темы «Наречие» отводит­ся на орфографию, что вызвано объективной трудностью правопи­сания наречий.

1. Наречие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий, признаки признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему? зачем? в какой степени?

Основные признаки наречий

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это значение признака действий или признака признаков.
  • Если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия.
  • Весело смеяться, быстро бежать, громко разговаривать, сделать сгоряча , сделать назло .
  • Если наречие присоединяется к прилагательному или другому наречию, то оно обозначает признак признака.
  • Слишком быстрый, очень быстро.
    Б) Морфологические признаки
    Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются.
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении наречия обычно являются обстоятельствами. Луна ярко озаряла всю долину.
    Наречия обычно зависят от глаголов, прилагательных и других наречий, образуя с ними словосочетания. Подойти справа , очень весёлый, очень весело.

    Примечание. В ряде пособий, наряду с наречиями, выделяются слова состояния. По форме они похожи на наречия, отвечают на подобные вопросы. Но, в отличие от наречий, в предложении они не зависят от других слов и всегда являются сказуемыми в безличном предложении (ср.: На душе весело ; Ночью светло ). В данном пособии слова состояния включаются в разряд наречий.

    2. Разряды наречий по значению:

    Значения наречий Вопросы Примеры
    1 образа действия как? каким образом? Весело, громко, дружно, дружески, шёпотом, вдвоём.
    2 меры и степени в какой степени? насколько? Очень, немного, чересчур, совершенно, совсем, вдвое.
    3 места где? куда? откуда? Далеко, слева, сверху, вдаль, назад.
    4 времени когда? с каких пор? до каких пор? как долго? Давно, всегда, весной, ночью, допоздна, уже, сперва.
    5 причины почему? отчего? Сгоряча, сослепу, поневоле.
    6 цели зачем? для чего? Нарочно, назло, на смех.

    3. Степени сравнения могут иметь наречия на -о (-е ), образованные от качественных прилагательных:

    Ср.: весёлый → весело ; громкий→ громко ; быстрый → быстро .

    а) сравнительная степень может быть:

      простая (образуется с помощью суффиксов -ее (-ей ), -е, -ше );

      Весело - веселее , веселей , громко - громче , далеко - дальше .

      сложная (образуется с помощью частиц более и менее );

      Более весело, менее громко.

    б) превосходная степень обычно бывает сложной и состоит из двух слов - формы сравнительной степени наречия и слова всех .

    Веселее всех , громче всех .

    Обратите внимание!

    1) Качественные наречия на -о (-е ) совпадают по форме с формами среднего рода кратких прилагательных.

    Ср.: Море спокойно (прилагательное) - Он спокойно ушёл (наречие); На море спокойно (наречие).

    Для того чтобы разграничить эти формы, следует помнить, что краткие прилагательные обычно бывают сказуемым в двусоставном предложении; наречия - обстоятельством или сказуемым в безличном односоставном предложении.

    2) Простая сравнительная степень прилагательных совпадает с простой сравнительной степенью наречий. Для того чтобы разграничить эти формы, следует заменить простую форму сравнительной степени на сложную форму (они у прилагательных и наречий не совпадают) или заменить сравнительную степень положительной.

    Ср.: Он спокойнее меня (прилагательное - он более спокойный , чем я; он спокоен ) - Говори спокойнее (наречие - говори более спокойно ; говори спокойно ).

    4. Морфологический разбор наречий:

    План разбора наречия

    I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
    II Начальная форма (неизменяемое слово; форма положительной степени - для качественных наречий). Морфологические признаки:
    A Постоянные морфологические признаки:
    1 неизменяемость;
    2 разряд по значению;
    3 для качественных наречий - отметить, если употреблено в сравнительной или превосходной степени.
    III Роль в предложении (каким членом предложения является наречие в данном предложении).

    Образцы разбора наречий

    Трофимов шагнул вперёд и застыл навытяжку (Кетлинская).

    (Шагнул) вперёд

    1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (шагнул) куда?
    2. Н. ф. - вперёд . Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд - наречие места.
    3. В предложении - обстоятельство места.

    (Застыл) навытяжку

    1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (застыл) как?
    2. Н. ф. - навытяжку
    3. В предложении - обстоятельство образа действия.

    Стало совсем темно (Чаковский).

    (Стало) темно

    1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (стало) как?
    2. Н. ф. - темно . Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд - наречие образа действия.
    3. В предложении - именная часть сказуемого в безличном односоставном предложении.

    Совсем (темно)

    1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (темно) в какой степени? насколько?
    2. Н. ф. - совсем . Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд - наречие меры и степени.

    Солнце ласковее греет в затишье гумен и дворов (Бунин).

    Ласковее (греет)

    1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (греет) как?
    2. Н. ф. - ласково . Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд - наречие образа действия; употреблено в простой сравнительной степени.
    3. В предложении - обстоятельство меры и степени.

    Упражнение к теме «3.5.1. Понятие о наречии. Морфологические признаки наречий. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий»

    В книге в краткой и доступной форме изложен необходимый справочный материал по всем видам разбора на уроках русского языка за курс начальной школы, представлено много схем и образцов грамматического разбора.

    Для межличностного общения в процессе разговора людей применяются различные речевые части. Самая многозначная из них - наречие . Оно наделяет конкретное действие определенным признаком, либо некий признак конкретным признаком. Наречие может присоединяться практически ко всем речевым частям. Все зависит от речевой части, находящейся в содружестве с наречием, оно имеет разные обозначения:

    1. Если же наречие присоединено к глаголу (деепричастию), оно обозначает признак определенного действия (например, вкусно готовить - присоединение к глаголу, вкусно готовящий – к деепричастию);

    2. Если наречие присоединяется непосредственно к имени существительному, то в таком случае оно обозначает признак конкретного предмета (например, далеко от остановки);

    3. Если же наречие присоединено к прилагательному, другому наречию или причастию – в таком случае оно обозначает признак признака (например, очень скучный – к прилагательному, чрезвычайно долго – к наречию, вкусно испеченный – к причастию).

    На какие вопросы отвечает наречие?

    Хотелось бы отметить такой факт, что наречия относятся к несклоняемой речевой части. В предложениях, как правило, наречия носят функцию обстоятельства. Наречия в русском языке могут отвечать на множество вопросов, в зависимости от этого они так же подразделяются на группы:

    1. Наречия места – отвечают на вопросы – «Откуда?», «Куда?», «Где?» (туда, вблизи, издалека);

    2. Наречия времени – «Как долго?», «Когда?», «До каких пор?», »С каких пор?» (Очень долго, вчера, сегодня, до завтра);

    3. Наречия цели отвечают на вопрос «Зачем?» (специально);

    4. Наречия образа действия можно определить, задав вопрос «Каким образом?» или «Как?» (медленно, плохо);

    5. Наречия, отвечающие на вопросы «Во сколько?», «В какой степени?», «Сколько?», «Насколько?», «В какой мере?» являются наречиями меры и степени (очень пронзительно, много, надолго);

    6. Наречия причины отвечают на вопрос «Почему?» (поневоле).

    Морфологический разбор наречия. Пример.

    Для более подробного изучения наречия существует такое понятие как морфологический разбор . Используется для того, чтобы выделить два постоянных признака, ибо непостоянных у наречия нет. Ниже приведена схема разбора с примером слова «Низко»:

    1. Часть речи – Низко – наречие, потому что обозначает признак определенного действия.

    2. Морфологические признаки:
    разряд по значению – определительное;
    если имеется, то степень сравнения – ниже;
    неизменяемое слово – слово неизменно.

    3. Синтаксическая функция – Выключатель в квартире находился настолько низко, что Алексею пришлось нагнуться, чтобы включить свет. Наречие «низко» является наречием, описывающим образ действия.

    Суффиксы наречий.

    Чтобы не ошибиться в правописании наречий, необходимо помнить о том, что:

    Наречия, имеющие приставки –до, -с, -из будут иметь суффикс –а (снова, издавна);
    Наречия, начинающиеся с приставок –в, - на, -за – имеют суффикс –о (налево, вправо).

    Что представляет собой наречие, как часть речи? На какие вопросы отвечает наречие? Чем отличается наречие от других частей речи? Примеры наречий.

    «Велик и могуч русский язык» — об этом мы все знаем еще со школьной доски. Возможно, именно потому изучение этого великого языка дается нам порой столь тяжело. Чего только стоят все его части речи? Одной из них и будет посвящен данный материал.

    Что такое наречие в русском языке, на какие вопросы отвечает наречие?

    Наречие — это самостоятельная часть речи русского языка. Помимо того, что эта часть речи считается самостоятельной, она еще и является неизменяемой. Зачастую наречия в предложении привязаны к глаголу или деепричастию, реже — к имени существительному, прилагательному или другому наречию.

    В русском языке наречия могут отвечать на множество вопросов, таких как:

    • Где? Куда?
    • Как? Каким образом?
    • Когда? Как долго?
    • Насколько?
    • Почему?
    • Зачем? Для чего?


    В зависимости от того, на какие вопросы отвечают наречия, их подразделяют на обстоятельственные и определительные.

    К обстоятельственным наречиям относятся:

    • Наречия времени — Когда? Как долго? С какого времени? (давно, постоянно, издавна).
    • Наречия места — Где? Куда? Откуда? (далеко, везде).
    • Наречия причины — Почему? По какой причине? (оттого, сослепу).
    • Наречия цели — Зачем? Для чего? (умышленно, насмех).

    К определительным наречиям относятся:

    • Наречия меры и степени — В какой мере? Насколько? Сколько? (чрезмерно, вдоволь, очень).
    • Наречия способа и образа действия — Каким образом совершается действие? Как? (по-весеннему, тихо).
    • Качественные наречия — Какие свойства или особенности действия? (легко пробежаться, тихо заплакать).

    Как в предложении подчеркивается наречие?



    • Подчеркивать наречие в предложении необходимо, исходя из его значения. Дело в том, что иногда наречие может выступать в роли определения, иногда в роли обстоятельства, а иногда и в роли подлежащего, сказуемого.
    • Если наречие в предложении служит в роли обстоятельства, то его необходимо подчеркивать точкой с тире — «Прочтя письмо, Анна Ивановна НАДРЫВИСТО зарыдала».
    • Если наречие в предложении выступает несогласованным определением, то его нужно подчеркивать волнистой линией — «завтрак ПО-АНГЛИЙСКИ» или «яйцо ВКРУТУЮ».
    • Если наречие в предложении выступает в роли сказуемого, оно подчеркивается двумя линиями — «Он ЖЕНАТ».
    • Если наречие в предложении служит в роли существительного, его необходимо подчеркивать одной ровной линией — «Наше СЕГОДНЯ беспокоит всех».

    Как определить наречие: грамматические и морфологические признаки наречия



    1. Наречие не имеет рода.
    2. Наречие не имеет числа.
    3. Наречие не имеет падежа.
    4. Наречие не склоняется.
    5. Наречие не спрягается.
    6. У наречий нет окончаний.
    7. Качественные наречия, имеющие окончание на -е или -о, и образующиеся от качественных прилагательных, имеют степени сравнения.
    8. Зачастую наречия зависят от глаголов, прилагательных или других наречий и образуют с ними словосочетания.
    9. Наречия являются признаками действия, признаков или других объектов.
    10. В предложении наречие чаще всего выступает в роли обстоятельства.

    Наречие обозначает признак действия или предмета?



    Наречия чаще всего обозначают признак действия или признак другого признака, и лишь изредка — признак предмета. Примеры:

    • Признак действия — скакать высоко, спать плохо.
    • Признак другого признака — абсолютно абсурдно, настолько бестолково.
    • Признак предмета — жизнь порознь, запасы впрок.

    Чем отличается наречие от прилагательного?



    • Наречие — не изменяемая часть речи, а прилагательное — изменяемая.
    • Наречие является признаком действия, состояния или другого признака, а прилагательное — только признаком предмета.
    • Зачастую в предложении наречие выступает в роли обстоятельства, а прилагательное — только определения.
    • Наречие напрямую связано с действием, а прилагательное — с предметом.
    • Наречия не имеют рода, числа, падежа, а прилагательные — имеют.
    • Прилагательное в предложении легко можно опустить, а наречие — нет.

    Чем отличаются наречия от других частей речи?



    • Наречия отличаются от союзов тем, что зачастую наречия привязаны к другим частям речи (глаголам, другим наречиям, деепричастиям, существительным или числительным), а союзы являются лишь связкой между однородными членами предложения, частями предложения или несколькими предложениями.
    • Разница между наречиями и предлогами заключается в том, что первые не вводят падежной формы имени.
    • Наречия отличаются от частиц тем, что не подчиняются существительным с предлогом, предшествуя им.
    • Наречие не имеет зависимых и определяемых слов (в отличие от существительных, прилагательных, числительных и местоимений).
    • Наречие зачастую можно поменять на другое наречие, схожее по смыслу.

    Что такое наречие: примеры



    В этом подпункте мы рассмотрим примеры наречий, отображающих степени сравнения этой части речи:

    • Простая сравнительная степень — получается путем присоединения суффикса -ее, -ей, -е, -ше: жирно — жирней, жирнее; мягко — мягче; мало — меньше.
    • Составная сравнительная степень — получается путем усиления наречий словами более или менее: смешно — менее смешно; тяжко — более тяжко.
    • Составная превосходная — образуется путем дополнения исходной формы наречия словами наиболее, наименее, или простой сравнительной степени — словами всех, всего: страшно — наиболее (наименее) страшно; круче — круче всех (всего).

    Наречие, как часть речи: Видео

    adverbium ) - неизменяемая, самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, признак действия и признак признака. Слова этого класса отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия.

    Процесс образования наречий называется адвербиализацией .

    Учёные отмечают, что наречий первой и второй групп (образа и способа действия; меры и степени) примерно 6 тысяч, количество их активно пополняется. А последние четыре группы включают чуть более 260 слов, и их число почти не растёт. Крайне мало наречий причины (до 10) и цели (до 10).

    Энциклопедичный YouTube

    • 1 / 5

      Наречия - неизменяемые слова: они не склоняются и не спрягаются, не имеют окончаний, не изменяются по родам и числам. И только качественные наречия, образованные от прилагательных, имеют степени сравнения и формы субъективной оценки: тихо-тише, менее тихо, тише всех, тихонько-тихонечко .

      Синтаксическая функция

      В предложении выполняют функцию обстоятельства, а также(реже) определения или сказуемого.

      Классификация по значению

      • Обстоятельственные:
        • образа действия - обозначает образ действия (по-весеннему, так ), отвечают на вопросы: Как?, Каким образом?
        • меры и степени - обозначает меру и степень чего-либо (чуть-чуть, немного, Вдвое, Трижды ), отвечают на вопросы: Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени?
        • времени - обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, сейчас, позже, погодя, всегда );
        • места - обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку, около );
        • причины - обозначают причину совершения действия (сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром );
        • цели - обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно ).
      • Определительные:
        • качественные - выражают характеристику или оценку действия или признака (естественно!,холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно );
        • количественные - определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно );
        • способа и образа действия - указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка );
        • сравнения и уподобления - (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом );
        • совокупности - (вдвоём, втроём, всенародно, сообща ).

      Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных , имеют степени сравнения:

      • сравнительная степень выражается:
        • синтаксически: с помощью суффиксов -ее (-ей ), -ше , ,-же (интереснее , дольше , сильней , громче ). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо - лучше , много - больше , мало - меньше, глубоко - глубже ;
        • аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильно , более гнусно , более мерзко и т. д.
      • превосходная степень выражается:
        • синтетически (греч. σοφὸς - σοφοτατα ): мудро - мудрее всего ; с помощью суффиксов -ейш- , -айш- : покорнейше прошу , нижайше кланяюсь . Очень редко употребляется в современном русском языке;
        • аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противно , наиболее страшно , наиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;
        • сложная форма: сочетанием слов всех , всего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех.

      Есть наречия знаменательные , если они называют признак, а не указывают на него: вчера , по-волчьи .

      Степени сравнения наречий

      1.Сравнительная степень

      а)Простая форма образуется с помощью суффиксов -ее,-ей, -е,-ше,-же весело-веселее

      б)Сложная форма образуется с помощью слов более,менее и наречий в исходной форме: более строго

      2.Превосходная степень

      а)Простая форма образуется посредством замены суффикса -о суффиксом -ейше(-айше): покорно-покорнейше, ярко-ярчайше

      б)Сложная форма образуется 2-мя способами:

      С помощью слов всего, всех и простой формы сравнительной степени: выше всех, больше всего

      С помощью слов наиболее, наименее и наречий в исходной форме: наиболее интересно

      Классификация по способу образования

      • суффиксальный : быстрый - быстро , творческий - творчески ;
      • приставочно-суффиксальный : сухой - досуха
      • приставочный : хорошо - нехорошо , куда - никуда ;
      • Сложение разных видов:
        • сложение слов: еле, еле - еле-еле , опрометчиво - безумно ;
        • сложение с первым элементом полу- : полулежа ; полусидя
        • сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить - мимоходом ; половина, сила - вполсилы .

      Правописание дефиса в наречиях

      • в наречиях на -ому , -ему , -ки , -ски , -ьи с приставкой по- (по-другому , по-хорошему , по-немецки , по-английски , по-медвежьи );
      • в наречиях на -ых , -их с приставкой во-, в- , образованных от порядковых числительных (во-первых );
      • в неопределённых наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то );
      • в наречиях, образованных:
        • повторением слов и основ слов (еле-еле , волей-неволей , как-никак );
        • сочетанием синонимических слов (нежданно-негаданно ).

      Приставка по- пишется слитно:

      • в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов , -еньку , -оньку (попросту );
      • с формами сравнительной степени наречий (повыше );

      Слитно пишутся:

      • предлогов с наречиями (доныне , извне , навсегда );
      • наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое , втрое );
      • наречия, образованные соединением