» »

Додин лев абрамович личная жизнь. Лев Додин: биография и постановки. Молодежный театр Алтая

03.11.2019

Пройдя с честью и достоинством исключительно тяжелый путь, на девяносто первом году ушел из жизни Вениамин Залманович Додин (1924-2014).

Первые счастливые годы прошли в немецком детском саду в Москве. Тогда же он впервые увидел легендарного полярника Эрнста Кренкеля; эта встреча потом сыграла очень важную роль в судьбе Додина.

Счастье было недолгим. В 1929 году арестовали родителей, а пятилетнего Беню взяли в детприемник, изменив его имя и фамилию. Пробыв год в голодных детприемниках Таганской тюрьмы и Даниловского монастыря, Беня, уже читавший и писавший на двух языках, отучился не только улыбаться и смеяться, но даже говорить. Потом его перевели в спецдетдом. Здесь воспитанников сытно и вкусно кормили, ежедневно водили в душ, часто меняли нижнее и постельное белье. Ими занимались пожилые «воспитатели», в большинстве прежде служившие в войсках и учреждениях ВЧК - ОГПУ - НКВД. Они следили за дисциплиной, режимом, бытом, но в душу не лезли и попусту не наказывали.

В детдом регулярно наведывались наркомпросовские комиссии во главе с «ученой тетей профессором», советским доктором Менгеле, и проводили медосмотры, после которых самые здоровые дети куда-то исчезали. А остальные продолжали жить...

Завуч школы детдома Евдокия Ивановна Маркова, увидев интерес Бени к чтению, стала водить его в библиотеку и театр Клуба строителей, провела за кулисы к знаменитому артисту Ярону. Ярон приметил склонность мальчика к рисованию и под конвоем завуча свел его в мастерскую художника Юона. В результате Додин был принят в Центральный дом художественного воспитания детей, куда его конвоировал Иван Степанович Панкратов. Почувствовав, что этот человек его не предаст, Беня доверял ему все свои тайны, а тот тоже полюбил мальчика. Их связь продолжалась до самой смерти «Степаныча» и сыграла важную роль в жизни Додина.

В студии Беня подружился с Алексеем Молчановым, сыном директора авиазавода. Он упросил Евдокию Ивановну пригласить Алика «к нам» в Клуб строителей на концерт, где хотел познакомить с ним Ярона. Дети подарили Ярону свои акварели. На акварелях Додина, которые он раньше никому не показывал, был интерьер разграбленной на его глазах квартиры, из которой его забрали.

Ярон был принят у двоюродной тетки Додина, великой танцовщицы Екатерины Гельцер. И когда он показал ей акварели, она сразу узнала квартиру и поняла, кто этот художник Виктор Белов. Но вызволить племянника не смогла: власти отказали.

Когда затонул «Челюскин», Вениамин и Алексей бежали спасать челюскинцев. Их схватили за станцией Бологое (по дороге из Москвы в Ленинград) и отправили Алика домой, а Беню - в штрафной изолятор Таганской тюрьмы. "Что там со мной творили, не хочу вспоминать. Но провалявшись три месяца на каменном полу карцера, я выжил" /Вениамин Додин. «Площадь Разгуляй»/. Вызволил Додина Степаныч, оформив над ним свое опекунство.

С медосмотра его выгнали, директор детдома ему крикнула:

Таганка тебе, дураку, жизнь спасла, - доходному!

В детдоме и у тетки Додина откармливали и обласкивали. Придя в себя, он за неделю написал свою главную картину: «Раздавленный сжатием льдов, уходит под воду «Челюскин». А на оборотной ее стороне - призыв к спасению и свое настоящее имя. На выставке в 1935 году эта картина понравилась почетному посетителю Эрнсту Кренкелю. Ему ее поднесли, и он узнал из надписи на обороте, что автор - тот самый мальчик, которого он видел много лет назад. Затратив год на поиск его родных, Кренкель и его друзья разыскали в 1936 году прабабушку Додина, и она немедля забрала его из детдома.

В «гробовидной» комнатке коммунальной квартиры, где на семьдесят шесть жильцов было одно очко и один водопроводный кран они жили «бедно, но весело». На радость бабушки Вениамин учился в средней и художественной школе. Вместе они бывали на интересных спектаклях, выставках. В салоне Гельцер Додин встречал и слушал пианистов Гнесиных, Александра Гольденвейзера, Святослава Рихтера, певцов Марка Рейзена, Максима Михайлова, Марию Максакову и других.

В 1937-м году был арестован отец Алика Молчанова, ближайшего друга Додина. Алик и Беня сперва наивно пытались его искать: углядеть среди зеков на канале Москва - Волга. Два зека, сидевших с матерью вместе с весточкой от нее: «Спешите делать добро» - изменили жизнь Додина. Эти зеки принесли полсотни записок товарищей, вспомнили имена сотен соседей по нарам, бараку, зоне. Мальчики тотчас отправили записки по адресам, а из имён составили списки заключенных, размножили и опустили в квартирные почтовые ящики в разных районах Москвы. Одновременно Беня и Алик стали собирать записки возле мест, откуда уходили ночные этапы, и рассылать их. Число списков сильно возросло, когда после замены Ежова Берией стали возвращаться зеки. Всё это они делали так, что обнаружить их не сумели. Посылали они и многочисленные продуктовые посылки зекам. В сборе продуктов участвовали многие люди. Отправляла посылки и записки, не беря денег, работавшая на почте подруга вора в законе, соседа Додина по двору.

Умиравший в спецбольнице Панкратов рассказал Вениамину, что детей из детского дома отправляли сначала на тщательное обследование в институте рядом с этой больницей, а оттуда куда-то под Москву. Там их использовали как сырье для омоложения жизнелюбов из Кремля.

28 августа 1940 году Додин направил Сталину письмо об исчезновении своих товарищей по детдому. Чтобы письмо дошло до адресата, он отправил его через канцелярию Всесоюзного центрального совета профсоюзов (ВЦСПС).

Додина арестовали. Следствие на Лубянке продолжалось 136 дней. Били, пытали бессонницей, «мочили» в залитом водой ящике-карцере. Возможно, хотели забить до смерти: нет человека - нет проблемы. Но случайно его заметил полковник, знакомый Панкратова. Его тотчас положили в больницу, и новый следователь быстро окончил дело. Особое совещание (ОСО) дало ему, малолетке, пять лет. Потом были три лагерные судимости, один смертный приговор. Пьяный палач заорал, что детей он расстреливать не будет, и спохватившись, что он малолетка, приговор изменили. А через год был кошмар Бакинского этапа. Тогда, чтобы спасти от трибунала, под негласным патронажем занимавшего высокий пост названного сына Панкратова, Додина этапировали на дальний север, изменив фамилию в сопровождающем формуляре. Потом были долгие годы каторжного труда на самых тяжёлых работах в Арктике и вечная ссылка в Сибирь. В Москву он вернулся реабилитированным только в 1954 году.

Лагерник Додин помогал другим зекам, преимущественно иностранцам, которые в лагерях были особенно беспомощны. Это стоило ему двух судимостей. Так он продолжил деятельность созданного его родителями в 1918 году общества «Спасение», своё участие в котором начал ещё в 1938 году.

На тяжелейших работах он сумел не только выжить, но и впитать знания, позволившие написать монографию (1965 год), защитить кандидатскую и докторскую диссертации (1963 и 1969 годы), руководить многие годы Лабораторией строительства на Крайнем Севере в головном институте ГОССТРОЯ СССР (1958 - 1988 годы) и спецкурсами в Военно-инженерных Академиях (1961 -1982 годы). В числе его многочисленных научных работ есть и защищенные дипломами открытия.

Одновременно Додин проявил активность в самых разных областях. Он был экспертом, а потом членом Высшей аттестационной комиссии, где из своих коллег организовал группу общества «Спасение». Он был экспертом советско-американской Комиссии по строительству в регионах холодного климата и корреспондентом Комиссии при Президентах СССР и США по военнопленным и пропавшим без вести. Он был членом Географического общества РАН и вице-президентом Конгресса депортированных народов России. До 1991 года организовывал юридическую, медицинскую и продовольственную поддержку заключенных интеллигентов. С 1960-х годов Вениамина Залмановича разыскивают спасённые шведы и поляки, позже немцы, швейцарцы, а в 1990-м году - японцы. Так, в частности, возникла связь с президентом всемирно известной японской фирмы SONY, чей брат был одно время в советском плену. Стал одним из инициаторов создания в Токио «Независимой организации волонтеров для помощи жертвам произвола, геноцида и антропогенных катастроф».

Вениамин Залманович написал замечательный автобиографический роман «Площадь Разгуляй» и опубликовал много рассказов, повестей и статей в разных журналах («Наука и жизнь», «Родина», «Еврейский камертон» и др.).

В 1991 году репатриировался в Израиль, где по мере сил продолжал дело своей жизни.

Мы гордимся, что нам посчастливилось общаться с этим замечательным человеком и до конца жизни сохраним благодарную память о Вениамине Залмановиче Додине.

До сих пор я сознательно не давал никаких комментариев по поводу строительства будущего здания новой сцены Малого драматического театра - Театра Европы, потому что считаю, дело находится в еще настолько проблематичном состоянии, что любой комментарий в этой ситуации может только ухудшить положение. Тем не менее не могу не ответить на крайне удивившую меня реплику руководителя Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации госпожи Волынской. На вопрос журналиста, как она взаимодействует с Малым драматическим театром, она буквально отвечает, что Лев Абрамович творческий человек, и у него много возникает разных новых идей и желаний, некоторые из них мы по возможности пытаемся учесть.

Так вот, я хотел бы сказать, что, может быть, Лев Абрамович и творческий человек, но ни у театра, ни у меня со времени согласования проекта театра не возникало ни одного нового желания, ни одного нового предложения по этому поводу. В ходе работы с одним из соавторов проекта Александром Боровским, а затем и со вторым соавтором проекта Михаилом Мамошиным, и с сотрудниками его мастерской все было до мелочей продумано и оговорено. И все это выражено в макете, сделанном одним из соавторов проекта Александром Боровским в масштабе 1:50 с точностью до одного сантиметра. Были подобраны и согласованы с театром все материалы, из которых должен строиться театр: тип и цвет дерева, тип и цвет кирпича, подобран петербургский известняк, известно, из какого карьера он должен быть взят... и так далее, и так далее.

Каким-то образом на экспертизу был подан вариант, не вполне согласованный с театром и нарушающий целый ряд того, что было оговорено. Например, с самого начала было согласовано, что пространство главного репетиционного помещения будет абсолютно идентично основному сценическому пространству, что позволит репетировать спектакль до последних генеральных в репетиционной, а потом переносить их на сцену, - то так и должно было быть, а не так, как почему-то оказалось в документах, поданных в экспертизу, где нужная глубина и нужный метраж репетиционного зала отсутствовали. Например, мы с самого начала говорили, что не может вход под крышу театра на главном входе заканчиваться для зрителя отсутствием крыши, заставляющим зрителя снова выходить под открытое питерское небо с его дождем и снегом - соответственно, этого интервала-дырки в крыше и не должно было быть.

Еще раз хочу подчеркнуть, мы не выражаем, не выражали и не будем выражать новых идей и пожеланий, поскольку все идеи, которые мы хотели заложить в этот проект, мы заложили в него с самого начала. А вот требовать выполнения этого изначального сговора мы, безусловно, будем, не просить, а требовать, потому что изначальная договоренность с государством в лице Министерства культуры - прежде всего, разумеется, с Владимиром Ростиславовичем Мединским, который, к счастью, проявляет огромный интерес к осуществлению этого проекта, - состояла именно в том, что строится не просто еще один типовой «не то театр, не то вокзал, не то дворец культуры», что мы все вместе пытаемся возвести образцовый (прошу прощения за это выражение) репертуарный российский драматический театр. Во всяком случае такой, каким он кажется на сегодняшний день моим соратникам по театру, лучшим художникам и специалистам драматического театра России и Европы и, наконец, мне самому. Если это условие не будет выполнено, то - как я уже неоднократно объяснял предыдущему и нынешнему руководству Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации - нам с огромным сожалением придется уступить это здание для других многочисленных театрально-зрелищных нужд Петербурга. Мы решаем не жилищный вопрос, мы хотим оставить городу здание, которым он мог бы гордиться еще долгие годы после нас.

В своем интервью Наталья Владимировна убедительно объясняет, почему строительством должен заниматься не «конечный пользователь» - так на бюрократическом языке именуется театр, для которого строят новую сцену, - «конечный пользователь» должен только ставить задачи и контролировать их исполнение, а дирекция и генподрядчики - эти проекты осуществлять. «У нас собраны профессиональные кадры, - справедливо замечает Наталья Владимировна, - которые могут полноценно и качественно реализовывать все проекты».

Это и есть единственное творческое пожелание МДТ - Театра Европы: пожалуйста, реализуйте «полноценно и качественно» наш проект.

14 мая 1944 года родился Лев Додин— российский театральный режиссер, Народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР и Государственных премий РФ (1992, 2002).

Личное дело

Лев Абрамович Додин (70 лет) родился в Сталинске (сейчас Новокузнецк), его родители были там в эвакуации. В 1945 году все вернулись в Ленинград. Додин занимался в Ленинградском театре юношеского творчества под руководством М. Г. Дубровина, а сразу после школы, в 1961 году, поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на курс Б.В.Зона. Окончив в 1966 году институт, Додин дебютировал как режиссер телеспектаклем «Первая любовь» по повести И. С. Тургенева. Работал в Ленинградском ТЮЗе, где поставил, в частности, «Свои люди — сочтемся» А. Н. Островского (1973) и несколько спектаклей вместе с Зиновием Корогодским. В 1975—1979 годах работал в Театре драмы и комедии на Литейном, поставил спектакли «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Роза Берндт» Г. Гауптмана. Ставил спектакли на Малой сцене БДТ — моноспектакль Олега Борисова «Кроткая» по повести Ф. М. Достоевского (1981) и во МХАТе — «Господа Головлёвы» по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина с Иннокентием Смоктуновским (1984), «Кроткая» с Олегом Борисовым (1985).

Чем знаменит

В 1975 году постановкой спектакля «Разбойник» по пьесе К. Чапека началось сотрудничество Льва Додина с Малым драматическим театром. С 1983 года он является художественным руководителем театра, с 2002 года и директором. Собственно, МДТ и Додин уже неразрывны.

О чем надо знать

"Для меня нет выбора между современным искусством и несовременным, актуальным и неактуальным. Есть только существительное «искусство», которое не нуждается в прилагательных. Если это «искусство», то оно не может быть несовременным. Даже если оно создано много веков назад, то все равно является современным. Любое прилагательное, стоящее рядом с художественным произведением, на мой взгляд, ставит под сомнение ценность этого произведения искусства. Термин «современное искусство» я бы сравнил с популярным сегодня термином «суверенная демократия»" - Лев Додин .

Еще прямая речь Додина

Лев Абрамович Додин

«Я делаю то, что я делаю. Я что-то познаю. А во что это выльется, непредсказуемо. Как известно, запах розы описан тысячью способов. Чтобы найти новый, есть два варианта: либо узнать эту тысячу способов и найти тысячу первый, либо не знать ни одного и случайно ляпнуть что-то доселе невиданное. Я думаю, что вторая тенденция сейчас сильно подавляет первую».

«Насчет ошибок: С одной стороны, все время себе говоришь, что имеешь право не на одну ошибку, а на массу. Потому что если не будешь так думать, не сделаешь ни шагу. И не обязательно верные шаги, театр — это поиск, разведка, постижение чего-то неизвестного. Но когда осознаешь, что пошел не в ту сторону, все равно себя коришь, мучаешь, терзаешь. Это такая история, из которой выхода нет, к сожалению».

6 фактов о Льве Додине

  • В 1967 году Лев Додин начал преподавать актерское мастерство и режиссуру в ЛГИТМиКа, воспитал не одно поколение актеров и режиссеров.
  • В 1992 году Лев Додин и руководимый им театр были приглашены в состав Союза Театров Европы, а в сентябре 1998 года Малый драматический получил статус «Театра Европы», — третьим, после Театра Одеон в Париже и театра "Пикколо" Джорджо Стрелера.
  • Театральная деятельность Льва Додина и его спектакли отмечены государственными и международными премиями и наградами. В том числе, Государственными премиями России и СССР, Премией Президента России, орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, независимой премией «Триумф», Премией К. С. Станиславского, национальными премиями «Золотая маска», премией Лоуренса Оливье, итальянской премией Аббиати за лучший оперный спектакль.
  • В 2000 году ему, пока единственному из российских режиссеров, присуждена высшая европейская театральная премия «Европа - Театру».
  • Лев Додин является членом Генеральной Ассамблеи Союза Театров Европы. В 2012 году избран почетным Президентом Союза Театров Европы.

"Жизнь и судьба театра Льва Додина " (видео в трех частях: открытый урок выпускного курса Льва Додина СПб Театральной академии, в передаче участвуют: Лев Додин, Валерий Галендеев, Олег Дмитриев, Елизавета Боярская, Данила Козловский, Николай Песочинский, Сергей Власов, Сергей Курышев, Ксения Раппопорт, Алексей Девотченко)

Постановки Льва Додина в МДТ

1974 — «Разбойник» К. Чапека. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай

1977 — «Татуированная роза» Т. Уильямса. Оформление М. Катаева, костюмы И. Габай

1978 — «Назначение» А. Володина. Художник М. Китаев

1979 — «Живи и помни» по роману В. Распутина. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай

1980 — «Дом» по роману Ф. Абрамова. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай

1984 — «Скамейка» А. Гельмана. Режиссёр Е. Арье. Художник Д. А. Крымов (художественный руководитель постановки)

1985 — «Братья и сёстры» по трилогии Ф. Абрамова «Пряслины». Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай

1986 — «Повелитель мух» по роману У. Голдинга. Художник Д. Л. Боров¬ский

1987 — «В сторону солнца» по одноактным пьесам А. Володина. Худож¬ник М. Китаев

1987 — «Звёзды на утреннем небе» А. Галина. Режиссёр Т. Шестакова. Худож¬ник А. Е. Порай-Кошиц (художественный руководитель постановки)

1988 — «Старик» по роману Ю. Трифонова. Оформление Э. Кочерги¬на, костюмы И. Габай

1988 — «Возвращенные страницы» (литературный вечер). Постанов¬ка Додина. Режиссёр В. Галендеев. Художник А. Е. Порай-Кошиц

1990 — «Gaudeamus» по мотивам повести С. Каледина «Стройбат». Художник А. Е. Порай-Кошиц

1991 — «Бесы» по Ф. М. Достоевскому. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай

1992 — «Разбитый кувшин» Г. фон Клейста.Режиссёр В. Фильштинский. Оформление А. Орлова, костюмы О. Саваренской (художественный руко¬водитель постановки)

1994 — «Любовь под вязами» Ю. О’Нила. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай

1994 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай

1994 — «Клаустрофобия» по мотивам современной русской прозы. Художник А. Е. Порай-Кошиц

1997 — «Пьеса без названия» А. П. Чехова. Оформление А. Е. Порай-Кошиц, костюмы И. Цветковой

1999 — «Чевенгур» по А. П. Платонову. Художник А. Е. Порай-Кошиц

2000 — «Молли Суини» Б. Фрила. Художник Д. Л. Боровский

2001 — «Чайка» А. П. Чехова. Художник А. Е. Порай-Кошиц

2002 — «Московский хор» Л. Петрушевской (художественный руководитель постановки)

2003 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Художник Д. Л. Боровский

2006 — «Король Лир» У. Шекспира. Художник Д. Л. Боровский

2007 — «Жизнь и судьба» по В. С. Гроссману, инсценировка Л. Додина.

2007 — «Варшавская мелодия» Л. Зорина (художественный руководитель постановки) Идея сценографии Д. Л. Боровский; Художник А. Е. Порай-Кошиц.

2008 — «Долгое путешествие в ночь» Ю. О’Нила

2008 — «Бесплодные усилия любви» У. Шекспира

2009 — «Повелитель мух» У. Голдинга. Сценография и костюмы Д. Л. Боровский; реализация сценографии А. Е. Порай-Кошиц.

2009 — «Прекрасное воскресенье для разбитого сердца» Т. Уильямса. Художник Александр Боровский.

2010 — «Три сестры» А. П. Чехова.

2011 — «Портрет с дождём» по киносценарию А. Володина. Художник А.Боровский

2012 — «Коварство и любовь» Ф.Шиллера. Художник А.Боровский

2014 — «Враг народа» Г. Ибсена

2014 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова

Имя Льва Додина широко известно заядлым театралам не только в России, но и далеко за ее пределами. Выдающийся педагог, талантливый режиссер-постановщик, успешный театральный деятель - все эти титулы принадлежат одному человеку.

С чего же начинал свою карьеру Лев Абрамович Додин? Чем режиссер известен широкой аудитории? Как сложилась его личная жизнь? Об этом и многом другом будем говорить в представленном материале.

Ранние годы

Лев Додин появился на свет 14 мая 1944 года в городе Новокузнецке (ранее Сталинск). В этом месте семья будущего режиссера оказалась в ходе операции по эвакуации населения Ленинграда в период Второй Мировой войны. Затем, в 1945 году, супружеская чета Додиных вернулась вместе с детьми в родной город.

Маленький Лев с раннего детства состоял в актерской труппе Ленинградского театра юношеского творчества. Здесь мальчик постигал сценическое мастерство под покровительством талантливого педагога, постановщика и просто авторитетной личности в театральных кругах - Матвея Григорьевича Дубровина. Положительное влияние учителя позволило парню раскрыть в себе творческие таланты, а также склонило к решению связать свою жизнь с театральной деятельностью.

По окончании школы Лев Додин подал документы на поступление в Государственный институт театра Санкт-Петербурга, куда был успешно зачислен. Примечательно, что обучение в вузе парень завершил на год позже однокурсников. Поскольку решил остаться в институте, чтобы набраться опыта, постигая режиссерское мастерство в творческой мастерской «Зона», что функционировала при учреждении.

Режиссерский дебют

Когда дебютировал в качестве театрального режиссера Лев Додин? Спектакли начинающего постановщика стартовали в 1966 году. Дебютной пьесой, созданной Додиным, стала работа под названием «Первая любовь», по мотивам произведения И. Тургенева. В последующем постановщик стал одним из ведущих режиссеров Театра юного зрителя в Ленинграде. Здесь особым успехом пользовалась его пьеса «Свои люди - сочтемся» по А. Островскому.

Малый драматический театр в жизни режиссера

В 1975 году Лев Додин был утвержден на должность главного постановщика Малого драматического театра. Первой успешной работой режиссера на новом поприще стала пьеса «Разбойник», по К. Чапеку. Позже оживленный интерес у театральной аудитории вызывали постановки «Живи и помни», а также «Татуированная роза».

Театр Льва Додина получил бурное развитие после запуска пьесы «Дом» по культовому роману Ф. Абрамова. С этого времени и по сегодняшний день режиссер остается неизменным руководителем Малого драматического театра. Основную часть репертуара учреждения стали занимать произведения классиков отечественной драматургии. Особое внимание Додин уделял постановкам по мотивам творений А. Чехова. Это, прежде всего, пьесы «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Чайка».

Работа преподавателем

В 1969 году Лев Додин решил заняться преподавательской деятельностью. В это время известный режиссер получил должность в Академии театрального искусства. Театральный постановщик возглавил кафедру режиссуры. Здесь стали на практике применяться его новаторские методы обучения молодых артистов и режиссеров. Во многом благодаря успешной работе Додина, из академии вышло немало успешных личностей в сфере сценической деятельности.

Секрет успеха Льва Додина

Как отмечают артисты, которые сотрудничали с известным режиссером, он обладает уникальной притягательной энергией, уделяет особое внимание слову. Постановщик знает, что сказать публике и собственным актерам. Поэтому диалоги в его пьесах наполнены глубочайшим смыслом.

Лев Додин всегда старался создать за кулисами доброжелательную атмосферу, сплотить коллектив таким образом, чтобы все, кто причастен к работе над пьесой, превратились в настоящую семью. Именно на таких принципах строится его работа в театре.

За плечами Додина немало творческих экспериментов. Новаторские идеи постановщика далеко не всегда приходились по душе широкой аудитории. Однако это никогда не останавливало режиссера в поиске оригинальных решений для развития отечественного творчества.

Знаменитые постановки режиссера

На сегодняшний день Лев Додин является автором порядка шести десятков драматических и оперных пьес, которые пользовались успехом не только на отечественных просторах, но и вызывали неподдельный интерес зрительской аудитории на крупнейших мировых сценах. Среди наиболее успешных работ режиссера следует отметить следующие постановки:

  • «Наш цирк» (1968).
  • «Сказки Чуковского» (1970).
  • «Разбойник» (1974).
  • «Дом» (1980).
  • «Братья и сестры» (1985).
  • «Повелитель мух» (1986).
  • «Гаудеамус» (1990).
  • «Бесы» (1991).
  • «Вишневый сад» (1994).
  • «Пьеса без названия» (1997).
  • «Чайка» (2001).
  • «Дядя Ваня» (2003).
  • «Король Лир» (2006).
  • «Варшавская мелодия» (2007).
  • «Бесплодные усилия любви» (2008).
  • «Три сестры» (2010).
  • «Враг народа» (2014).

Награды и достижения

Постановки под руководством Льва Додина ставились на крупнейших сценах мира. Пьесы режиссера увидели зрители в Соединенных Штатах, Франции, Великобритании, Германии, Италии, Японии, Израиле, Греции, прочих развитых странах.

Спектакль знаменитого постановщика под названием «Гаудеамус» удостоился престижнейшей награды UBU на фестивале театрального творчества в Италии, а также почетной грамоты Лоуренса Оливье во время показов в Британии. Кроме того, пьеса заслужила премию в категории «Лучший иностранный спектакль» во Франции.

В настоящее время Лев Додин имеет звание почетного доктора Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. Прославленный режиссер является членом Российской академии художеств. Театр Европы Льва Додина, который стал успешным проектом постановщика на западе, позволил ему заслужить славу одного из самых известных отечественных театральных деятелей.

Среди прочих титулов режиссера, стоит отметить следующие звания:

  • Заслуженный деятель искусств Советского Союза.
  • Народный артист РФ.
  • Обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.
  • Обладатель Европейской театральной премии.
  • Президент Союза театров Европы.

Личная жизнь

Режиссер Додин предпочитает воздерживаться от общения с журналистами, поменьше выносить на обсуждение широкой аудитории личные проблемы. О жизни театрального постановщика вне сцены известно лишь то, что Лев Абрамович в свое время состоял в браке с актрисой Натальей Теняковой. После нескольких лет совместной жизни пара рассталась. В настоящее время Лев Додин женат на актрисе кино и театра, обладательнице звания народная артистка Российской Федерации Татьяне Шестаковой.

В заключение

Театр Льва Додина (Санкт-Петербург) процветает по сегодняшний день. Пьесы, поставленные успешным режиссером, пользуются интересом широчайшей аудитории на протяжении многочисленных лет. Темы, которые затрагивал Додин в своих постановках, по-прежнему не теряют своей актуальности.

В настоящее время Лев Абрамович продолжает заниматься преподавательской деятельностью. Режиссер регулярно организовывает всевозможные мастер-классы в известных театральных учреждениях Европы и Соединенных Штатов. Прославленный постановщик является неизменным членом жюри таких престижных театральных конкурсов, как «Золотой софит» и «Северная Пальмира».

Лев Абрамович Додин (род. 14 мая 1944, Сталинск) - советский и российский театральный режиссёр, Народный артист Российской Федерации (1993), лауреат Государственной премии СССР (1986) и Государственных премий РФ (1992, 2002, 2015).

Биография

Лев Додин родился в Сталинске (ныне Новокузнецк), где его родители находились в эвакуации. В 1945 году семья вернулась в Ленинград. С детства увлечённый театром, Лев Додин вместе с одноклассником Сергеем Соловьёвым занимался в Театре Юношеского Творчества (ТЮТ) при Ленинградском дворце пионеров под руководством Матвея Дубровина. Сразу после школы, в 1961 году, поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на курс Б. В. Зона. Вместе с ним здесь в актёрской группе учились Ольга Антонова, Виктор Костецкий, Леонид Мозговой, Сергей Надпорожский, Наталья Тенякова, Владимир Тыкке. Но завершил обучение Л. А. Додин на год позднее своих однокурсников на режиссёрском отделении в мастерской Зона.

Окончив в 1966 году институт, Додин дебютировал как режиссёр телеспектаклем «Первая любовь» по повести И. С. Тургенева. Работал в Ленинградском ТЮЗе, где поставил, в частности, «Свои люди - сочтёмся» А. Н. Островского (1973) и несколько спектаклей вместе с Зиновием Корогодским.

В 1967 году Лев Додин начал преподавать актёрское мастерство и режиссуру в ЛГИТМиКа, воспитал не одно поколение актёров и режиссёров.

В 1975-1979 годах работал в Театре драмы и комедии на Литейном, поставил спектакли «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Роза Берндт» Г. Гауптмана и др.

Ставил спектакли на Малой сцене БДТ - моноспектакль Олега Борисова «Кроткая» по повести Ф. М. Достоевского (1981) и во МХАТе - «Господа Головлёвы» по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина с Иннокентием Смоктуновским (1984), «Кроткая» с Олегом Борисовым (1985).

В 1975 году постановкой спектакля «Разбойник» по пьесе К. Чапека началось сотрудничество Льва Додина с Малым драматическим театром. С 1983 года он является художественным руководителем театра, а с 2002 года и директором.

В 1992 году Лев Додин и руководимый им театр были приглашены в состав Союза Театров Европы, а в сентябре 1998 года Малый драматический получил статус «Театра Европы», - третьим, после Театра Одеон в Париже и театра «Пикколо» Джорджо Стрелера.

Семья

  • Супруга - народная артистка России Татьяна Шестакова.
  • Брат - Доктор геолого-минералогических наук, член-корр. РАН Давид Додин.
  • Племянница - заместитель художественного руководителя Академического Малого драматического театра - Театра Европы Дина Додина.

Был женат на актрисе Наталье Теняковой.

Постановки

  • 1968 - «Наш цирк» Сочинение и постановка З. Корогодского, Л. Додина, В. М. Фильштинского. Художник З. Аршакуни
  • 1969 - «Наш, только наш…». Сочинение и постановка З. Корогодского, Додина, В. Фильштинского. Художник М. Азизян
  • 1970 - «Сказки Чуковского» («Наш Чуковский»). Сочинение и по­становка З. Корогодского, Додина, В. Филыштинского. Художники З. Аршакуни, Н. Полякова, А. Е. Порай-Кошиц, В. Соловьёва (под руководством Н. Ивановой)
  • 1971 - «Открытый урок». Сочинение и постановка З. Корогодского, Додина, В. Фильштинского. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1971 - «А вот что бы ты выбрал?..» А. Кургатникова. Художник М. Смирнов
  • 1974 - «Разбойник» К. Чапека. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1977 - «Татуированная роза» Т. Уильямса. Оформление М. Катаева, костюмы И. Габай
  • 1978 - «Назначение» А. Володина. Художник М. Китаев
  • 1979 - «Живи и помни» по повести В. Распутина. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1980 - «Дом» по роману Ф. Абрамова. Оформление Э. Кочергина, кос­тюмы И. Габай
  • 1984 - «Скамейка» А. Гельмана. Режиссёр Е. Арье. Художник Д. А. Крымов (художественный руководитель постановки)
  • 1985 - «Братья и сёстры» по трилогии Ф. Абрамова «Пряслины». Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1986 - «Повелитель мух» по роману У. Голдинга. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 1987 - «В сторону солнца» по одноактным пьесам А. Володина. Худож­ник М. Китаев
  • 1987 - «Звёзды на утреннем небе» А. Галина. Режиссёр Т. Шестакова. Худож­ник А. Е. Порай-Кошиц (художественный руководитель постановки)
  • 1988 - «Старик» по роману Ю. Трифонова. Оформление Э. Кочерги­на, костюмы И. Габай
  • 1988 - «Возвращённые страницы» (литературный вечер). Постанов­ка Додина. Режиссёр В. Галендеев. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1990 - «Gaudeamus» по мотивам повести С. Каледина «Стройбат». Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1991 - «Бесы» по Ф. М. Достоевскому. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1992 - «Разбитый кувшин» Г. фон Клейста.Режиссёр В. Фильштинский. Оформление А. Орлова, костюмы О. Саваренской (художественный руководитель постановки)
  • 1994 - «Любовь под вязами» Ю. О’Нила. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1994 - «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Оформление Э. Кочергина, кос­тюмы И. Габай
  • 1994 - «Клаустрофобия» по мотивам современной русской прозы. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1997 - «Пьеса без названия» А. П. Чехова. Оформление А. Е. Порай-Кошиц, костюмы И. Цветковой
  • 1999 - «Чевенгур» по А. П. Платонову. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 2000 - «Молли Суини» Б. Фрила. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 2001 - «Чайка» А. П. Чехова. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 2002 - «Московский хор» Л. Петрушевской (художественный руководитель постановки
  • 2003 - «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 2006 - «Король Лир» У. Шекспира. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 2007 - «Жизнь и судьба» по В. С. Гроссману, инсценировка Л. Додина.
  • 2007 - «Варшавская мелодия» Л. Зорина (художественный руководитель постановки)Идея сценографии Д. Л. Боров­ский; Художник А. Е. Порай-Кошиц.
  • 2008 - «Долгое путешествие в ночь» Ю. О’Нила
  • 2008 - «Бесплодные усилия любви» У. Шекспира
  • 2009 - «Повелитель мух» У. Голдинга. Сценография и костюмы Д. Л. Боров­ский; реализация сценографии А. Е. Порай-Кошиц.
  • 2009 - «Прекрасное воскресенье для разбитого сердца» Т. Уильямса. Художник Александр Боровский.
  • 2010 - «Три сестры» А. П. Чехова.
  • 2011 - «Портрет с дождём» по киносценарию А. Володина. Худож­ник А.Боровский
  • 2012 - «Коварство и любовь» Ф.Шиллера. Худож­ник А.Боровский
  • 2014 - «Враг народа» Г. Ибсена
  • 2014 - «Вишнёвый сад» А. П. Чехова