» »

Египетская мифология: бог Тот. Боги египетской мифологии Атрибуты бога тота

17.04.2022

Имя бога Тота (егип. Джехути) встречается уже в Текстах пирамид, которые связывают этого бога с луной. В этом качестве Тот отождествлялся с Хонсу (Хонсу-Тот), божеством луны фиванской триады Амон-Мут-Хонсу. Отождествлялся Тот и с божеством плодородия Себеком, священным животным которого был крокодил, изображаясь шагающим на крокодиле. Искусство письма, счета, и всех наук, в первую очередь магии, были связаны с его именем. Обычно его изображали в виде человека с головой ибиса, увенчанной солнечным диском и лунным полумесяцем. Благодаря тому, что луна играла важную роль в измерении времени, «Тота постепенно стали считать богом времени даже в тех случаях, когда луна не имела никакого отношения к его функциям или к отрезкам времени». Тоту были посвящены первый месяц египетского года и шестой час дня. В египетских надписях позднего периода Тот характеризуется как Дважды Великий. Греки отождествляли его с Гермесом, называя его Гермесом Трисмегистосом (Трижды Великим Гермесом). «Распространенность его культа достигла пика в начале эпохи Нового царства, когда фараонов стали называть в его честь Дхутмесом (Тутмос), сыном Тота... Однако храмы в его честь возводились редко».

Тот считался богом-покровителем профессиональных писцов. В иконографическом образе павлина Тот «олицетворял премудрость писца, погруженного в себя и Слово, и вместе с ним сам процесс писания и написанное были причастны божественному началу». На виньетках 125-й главы «Книги мертвых» Тот фигурирует как писец великого суда богов в загробном мире, что отражается в его эпитете «владыка Истины». Сам Тот представлялся судьей в мире богов и, соответственно, считался покровителем судей. Во времена Нового царства Тот начинает считаться то ли творцом различных языков, то ли переводчиком с других языков, во всяком случае именно с ним связывается знание многих языков. Счет и числа были олицетворением мудрости Тота и поскольку «луна делит время на отрезки, лунный Тот также стал богом справедливого измерения. Кьюбит, посвященный ему, был единицей измерения при планировании храмов». Частично владение наукой счета переносилось на богиню Сешат («Писец»), в сфере влияния которой находилось строительное искусство. Эта богиня была связана с письменностью и ведением записей. Именно ей вменялась обязанность записывать на листьях дерева «шед» «годы жизни и правления фараона». Другой важной функцией этой богини было участие в заложении основ для будущих храмов. Церемония закладки, в которой Сешат, устанавливая базовую линию в плане строительства, вместе с фараоном натягивала шнур между двумя посохами, носила название «Прокладка шнура». Изображение этого ритуала сохранилось на настенных барельефах. Культ богини Сешат имел древнее происхождение, «местные формы ее почитания встречаются до III династии, так что она являлась предшественницей Тота".

Согласно Туринскому папирусу, в списке фараонов-богов, царствовавших на земле до людей, бог Тот царствовал 7726 лет. Он правил после бога Хора и до богини Маат, изображавшейся женщиной с пером страуса в голове. Маат считалась дочерью Ра, олицетворением гармонии и мира, закона и справедливости. В загробном мире Тот, обвинитель умершего, заставлял Анубиса взвешивать сердце покойного на чаше весов, и оно должно было уравновешивать перо Маат. Неудивительно, что Маат стала считаться супругой Тота, как и богиня Сешат до нее. В качестве супруги Тота упоминается также богиня Нехемауит. Что касается родителей бога, то ими считались бог Птах и богиня Мут, но не везде. В Саисе в рамессидовское время его матерью считалась богиня Нейт, а в Гермонте в птолемеевское время - богиня Раит-Тауи. В магическом тексте "Исида и семь скорпионов" Тот называет своим отцом бога солнца Ра: "Я Тот, перворожденный сын, сын Ра, Атум и Сонм богов велели мне исцелить Гора для его матери Исиды и исцелить также того, кто под ножом».

В образе Тота слились различные древние предания. Значение его египетского имени - Джехути - неясно. Ибис и позднее павиан считались его священными животными, и сам Тот изображался с головой ибиса, что, возможно, указывает на Дельту как на его родину. 15-й нижнеегипетский ном имеет знак ибиса в качестве эмблемы нома. Ибис, воплощение бога мудрости и луны Тота, «стоя в воде раньше других птиц приветствует рассвет. ...Прилет ибиса-Тота в Египет связывали с разливами Нила». Поскольку белый ибис с окрашенными в черный цвет концами маховых перьев, считался священной птицей бога Тота, всех умерших ибисов приносили в город Гермополь, центр культа Тота, чтобы захоронить их в некрополе. Под Гермополем сохранился целый подземный город, с помещениями, коридорами, разветвляющимися в разных направлениях. «В стенах этих ходов повсюду были пробиты ниши, где стояли кувшины и гробы с мумиями священных ибисов. ...Там насчитали более четырех миллионов погребальных сосудов». Мумии птиц «заворачивались особым образом в разноцветный холст, а на голову им надевалась золоченая маска с короной. Иногда в глиняные урны клались яйца священных птиц». Любопытно, что над павшим ибисом совершался такой же ритуал «отверзания уст и очей», как и над умершим человеком - «так с ибисов снималась земная грязь и возвращалась божественность, данная при рождении». В Абидосе тоже было раскопано кладбище священных ибисов, датируемое серединой II века н. э. Во времена Геродота (II, 65) убийство ибиса каралось смертью.

Священным животным Тота был также павиан: «Существовало поверье, что возле храма Тота в Гермополе, где и поныне сохранились остатки рощ кокосовых пальм, почитались павианы - священное животное этого бога». Кокосовые пальмы ассоциировались с Нубией, так как «топографически граница распространения кокосовых пальм заходила далеко на юг». В папирусе Салье содержатся строки, в которых кокосовая пальма связывается с Тотом: «Ты огромная кокосовая пальма в шестьдесят локтей, на которой имеются орехи. Ядра есть в орехах и водой они напоены. Ты возьми воду отсюда. Приди, чтобы меня спасти, о молчаливый Тот!». Поскольку и павианы, и пальмы происходили из южных мест, они изображались вместе. Возможно, по этой причине возникли такие эпитеты Тота как «владыка бедуинов» и «владыка чужеземных стран». Согласно египетскому представлению павианы приветствуют молитвами и гимнами восходящее солнце, «также прощаются с ним на закате и даже встречают его и помогают ночному солнцу, когда оно путешествует по подземному миру». В гробнице Петосириса, верховного жреца бога Тота в Гермополе, жившего во время царствования Птолемея I, в одном из заупокойных магических текстах сказано: «Когда великий собачеголовый [бог] Тот воссядет на трон, он готовится судить каждого человека по делам его, совершенным им на земле». Из этих строк следует, что Тот в качестве судьи умерших мог изображаться либо человеком с головой павиана, либо в образе «собачеголового» павиана. Души грешников, пройдя судилище, приговариваются ко «второй смерти»: «Анубис или павиан Тот поведут их к месту наказания», где они будут либо брошены в огонь, либо в глубины первозданного хаоса, либо рассечены ножами. «В месте мучений у Тота, как бога справедливости, находятся четыре павиана, которые стерегут Озеро огня или ловят души осужденных в сеть, чтобы подвергнуть их наказанию».

Изобретя слова и озвучив все вещи и предметы, Тот, в сущности, создал язык. Открытие искусства чтения священных молитв тоже приписывалось богу Тоту. «Ему же принадлежала книга о защите духа умершего, которую он написал собственными пальцами, установив систему письма». Ему приписывалось создание «Книги дыхания», которую клали в гроб вместе с «Книгой мертвых». Когда умер Осирис, Тот снабдил его правильными заклинаниями для подавления сил тьмы, содействуя его воцарению в мире умерших. Вслед за Осирисом каждый умерший надеялся получить такую же помощь: «Тот должен был возвратить ему речь, обучить его читать правильные заклинания, вместе с Анубисом отвести его в Зал Суда, записать окончательный приговор и, возможно, высказаться в его защиту». Поэтому считалось, что Тот охраняет каждого умершего и ведет его в царство смерти. Но Тот считался не только знатоком магии, «Великим чарами», как он назван в «Сказании о рождении Гора», но и Великим целителем. «Его первенство в магии естественным образом привело к тому, что он стал богом медицины, так как магия была так же важна для профессиональных медиков, как и знание лекарств». Во время сражения между Гором и Сетом Тот стоял рядом, залечивая раны, которые противники наносили друг другу. Влив молоко в глазницу Гора, Тот восстановил его глаз и восстановил детородный орган. вырванный Гором, Сету. Когда Гор в гневе обезглавил свою мать Исиду, Тот приставил к туловищу голову коровы.

В течение многих веков формулой обращения к Тоту было - «Отец Тот», «Отец Луна». Даже в IV веке н. э. Нектанеб I говорит: "Великий соорудил дом для своего отца Тота, великого бога из Шмуна (Гермополис) великого бога, который вышел из носа Ра (т. е. солнца), создателя его красоты». На стенах пирамиды Сенусерта III обнаружены надписи, говорящие "о существовании в этот период ярко выраженного лунного календаря с целым рядом праздников в честь луны. Впервые появляются пять добавочных дней к 360-дневному году". Миф гласит, что бог Ра, разгневавшись на богиню Нут, изменившую ему с богом земли Гебом, обещал, что ни в один день года богиня не сможет родить детей от Геба. Тогда пришлось Тоту сесть за игру в шашки с Луной и выиграть пять добавочных дней, которые египтяне стали прибавлять в конце года. В эти дни Нут родила своих пятерых детей - Гора, Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду.

Центр культа Тота находился в Хмуне (коптс. Шмун, совр. Эль-Ашмунейн). Название города означает «Восемь» и получено городом в честь восьмерки богов, состоящей из четырех пар богов, в число которых сам Тот не входил. Греки назвали этот город Гермополем, отождествив бога Тота с Гермесом. Гермополь был метрополией Заячьего нома и имел свой некрополь. В Текстах пирамид «Восемь» как название Гермополя не встречается, оно становится популярным в эпоху Среднего царства. Одна из гермопольских версий сотворения мира повествует о том, что «неизвестно, от кого и как в Гермополе появилось божественное яйцо, из которого произошел сам бог Ра, сотворивший затем других богов». Уже упоминавшийся Петосирис повествует о том, что «скорлупа этого божественно яйца зарыта на земле Гермополя». Хотя и не удается установить время и причину провозглашения верховным богом огдоады Гермополя Тота, но изречение 669 из Текстов пирамид связывает Тота, птицу и яйцо с возрождением: «Возрождение твое - в гнезде Тота... Гляньте, царь существует, вот он срастается, вот он разбивает яйцо».

Странными путями следует сознание человека. Иногда сходными в разных культурах, иногда неповторимыми и зело оригинальными. Вот кто бы объяснил, почему и откуда возникла мысль, что длинноклювые ибисы могут быть связаны со счетом и мудростью? Причем не те ибисы, которые сейчас называются «священными» (Threskiornis aethiopicus), а те, которые «лесные» (Geronticus eremita). Они ж гологоловые и с виду стервятники стервятниками! С другой стороны, может эта гипотетическая сопричастность смерти и оказалась тем камнем, что лег в основу их почитания? В добавок к тому припомним, что в Древнем Египте ибисы ежегодно прилетали к разливу Нила, что позволяло считать их вестниками возрождения природы. И кривые их длинные клювы совсем не иносказательно напоминают практически полумесяцы…

В Додинастическую эпоху Тот почитался как божество Луны. К Раннединастическому периоду он приобрел функции божества письма. В «Текстах Пирамид» его связывают с загробным культом - в облике ибиса он переносит умерших в Дуат, египетское пространство мертвых. К концу Старого царства, после возвышения культа Ра*, Тот включается в круг представлений, связанных с почитанием Солнца. В период Среднего царства Тот становится судьей умерших, приобретает функции божества времени и медицины. В «Текстах Саркофагов» он упоминается как защитник умерших в Дуате; в этой роли вступает и в «Книге Мертвых». В Новом царстве становится также божеством магии и чародейства. В эллинистический период, после завоевания Египта Александром Македонским, Тота стали отождествлять с Гермесом. И популярность такого тандема превзошла все ожидания, рассказы о них разошлись по все Ойкумене.
С появлением же игровых миров Тот, как многие уже казалось бы забытые боги, начал делать «альтернативную карьеру». И хотя его образ оказался пока не столь востребованным, как, например, образ фелиноголовой Бастет, в некоторых вселенных он продолжает выполнять свои божественные функции, например, в сеттинге «Забытые Королевства». А вот в сеттинге «Серый ястреб» помимо самого Тота, как говорят, имели место и достойные его ибисоголовые гуманоиды.

Бог мудрости у разных народов был свой. С их помощью люди получали знания, а также имели возможность вести различные записи и летописи. В древней Греции, к примеру, Зевс проглотил свою первую жену Метиду, которая являлась олицетворением . В итоге он получил все ее знания и научился разделять добро и зло.

Бог мудрости в Древнем Египте

Тот был не только богом мудрости, но и покровителем счета, письма и науки. Его считали первым создателем календаря и книг. Поскольку священным животным этого бога считается ибис, Тота изображали с головой этой птицы. Его главными атрибутами считается папирус и разные письменные приборы. Тот – бог мудрости, научивший людей письму, а еще он создал всю интеллектуальную жизнь. Кроме этого, он научил египтян математике, медицине и другим важным наукам. Согласно существующим легендам Тот был писцом и участвовал в суде Осириса. Еще он принимал участие в погребальных ритуалах и записывал результаты взвешивания души. Именно поэтому ему еще дали одно название – «ведущий души».

Индийский бог мудрости и благополучия

Ганеша является богом изобилия и богатства. К нему обращались люди, чтобы добиться в бизнесе. Изображали его крупным ребенком с огромным животом, который может быть опоясан змеей. Голова у него как у слона, но с одним бивнем. За ней располагается нимб, указывающий на святость. Восседает Ганеша на вахане – животном, являющимся символом дерзости. Это могла быть крыса, землеройка или собака. Бог знаний и мудрости мог иметь разное количество рук от 2-х до 32-х. В верхних руках находится цветок лотоса и трезубец. Есть изображения, на которых у Ганеши в руках ручка и книги, поскольку именно эти предметы указывали на то, что он является великим песцом. Могут изображать его с тремя глазами. Ганеша является первым божеством, к которому мог обратиться человек, используя специальные молитвы.

Бог мудрости у славян

Велес является одним из древних богов. Его считали покровителем мудрости, плодородия, богатства и скота. Главным его деянием было то, что он привел в движение мир, который создал Сварог и Род. Изображали его высоким мужчиной с длинной бородой. Одет он в длинный плащ, а в руках у него был посох, который являлся, по сути, обычной корягой. Считали Велеса оборотнем, поэтому встречаются изображения, где он наполовину человек и наполовину медведь.

Одним из известнейших и величайших божеств, почитаемых жителями Древнего Египта, был Тот — бог мудрости и знаний. Также он известен под именем Атлант (так как был преемником мудрости погибшей Атлантиды). В греческой же мифологии Тоту соответствует Гермес Трисмегист, являющийся центральной фигурой герметизма и основателем алхимии. Именно об этом важнейшем и интереснейшем божестве и пойдет речь в нашей статье.

Согласно дошедшим до наших дней легендам, Тот являлся обожествленным царем Древнего Египта. Жил он за несколько десятков тысяч лет до нашей эры, в эпоху, называемую историками царствованием Богов. Его также именовали Атлантом. Считалось, что он обладал тайным знанием, унаследованным от цивилизации погибшей Атлантиды.

Бог Тот взял в жены Маат — покровительницу Сути и Порядка. Близкой же его родственницей была Сешат — богиня письменности.

Чем занимался бог Тот?

Считалось, что Атлант является личным писцом великого бога Ра. Никакие древние боги не изображались так часто в обществе Ра, как Тот. Также считалось, что он занимается учетом и классификацией умерших душ во время суда Осириса. В то же время, его жена Маат определяет степень греховности усопших, взвешивая их сердца на специальных весах. В соответствии с этим, можно проследить веру жителей Древнего Египта в то, что справедливость в образе Маат и мудрость в образе Тота должны быть неразлучны, как муж и жена.

Кроме этого, Атлант являлся посредником между богами и людьми. В соответствии с египетской мифологией он считался покровителем не только мудрости, но также письма, счета, точных наук и писцов. Кроме того, Тота называли создателем календаря и владыкой времени. Древнегреческий философ Платон в своих, дошедших до наших дней, трудах писал, что этот бог открыл своему народу числа и буквы, а также геометрию и астрономию. У древних греков Тоту соответствует бог по имени Гермес.

Бог Луны

Поначалу Тот ассоциировался в мифологии с образом ночного светила, однако позднее его место занял Хнум. По мнению современных историков, бог Тот стал покровителем мудрости именно из-за своей связи с астрономией, астрологией и Луной.

Исторический след

В древнеегипетской мифологии Тот оставил заметный след, проявив себя мудрейшим божеством. Несмотря на то что ему ни в одном сюжете не была уготована главная роль, во всех событиях он проявлял себя с наилучшей стороны. Так, к примеру, в одном из мифов бог Тот выступает посредником между Ра и Исидой, не вмешиваясь в их сложные отношения. При этом ему удается помочь Исиде спасти её сына Гора от укуса ядовитой твари. Выступая в его защиту, Тот так построил свою речь, что при необходимости её можно было истолковать и в качестве поддержки бога Сета. Таким образом, покровитель мудрости обладал также и внушающим восхищение дипломатическим талантом.

Кроме того, Тот являлся строителем Великой Пирамиды в Гизе, где он будто бы интегрировал свои древние знания и спрятал секреты цивилизации погибшей Атлантиды.

Также этот бог руководил работой важнейших архивов древнеегипетской цивилизации. Покровительствовал он и очень популярной и известной по сей день библиотеке Гермополя. Кроме того, по мнению древних египтян, Тот главенствовал над всеми языками мира, а также сам был языком для другого божества по имени Птах.

Обличие

Аватарой (или воплощением бога на земле) Тота считалась птица ибис. Однако сегодня пернатых этого вида (по научному называвшихся лесными ибисами) уже не существует, так как их вытеснили другие птицы. До сих пор исследователи не могут точно ответить на вопрос о том, почему покровителем мудрости и знаний был выбран именно ибис. Возможно, древние египтяне наделили такими полномочиями птицу за какие-то черты её характера или же в связи с тем, что её перьями пользовались для письма.

Еще одним священным животным бога Тота являлся павиан. Сегодня, конечно же, мало кто согласится с тем, что эти обезьяны отличаются мудростью, однако жители Древнего Египта, впрочем, как и китайцы и индийцы, были уверены в высоком интеллекте упомянутых животных.

Как бы то ни было, бог Тот на большинстве изображений предстает с головой ибиса.

Поклонение

Судя по всему, во времена Древнего Египта наука не находилась на одном из первых мест в списке государственных дотаций. Невзирая на то что бог мудрости Тот был очень почитаем, до наших дней храмы, предназначавшиеся для поклонений ему, практически не уцелели. Так, сохранились лишь остатки двух святилищ: Туна-Эль-Гебель с разрушенным лабиринтом, и расположенный в десяти километрах от него Ашмунейн, который древними греками именовался «Великим Гермополисом». Согласно многочисленным археологическим исследованиям, именно Гермополис и выступал в качестве главного места поклонения Тоту. Вполне вероятно, что именно по этой причине древние египтяне и не возводили множества других святилищ.

Атрибуты

Неизменным атрибутом Тота, присутствующим на всех его изображениях, является магический жезл «Кадуцей». По преданию, именно благодаря ему смертный человек стал богом Гермесом и получил доступ в три мира: Богов, мертвых и живых. Жезл представляет собой увенчанный солнцем и крыльями стержень, которые обвивают две змеи с открытыми пастями. «Кадуцей» символизирует энергию Кундалини. Также он отражает все, что происходит во Вселенной, в виде процессов триединства.

Еще одним неотъемлемым атрибутом Тота является палетка писца, олицетворяющая его покровительство языкам, письменности и разнообразным точным наукам.

Изумрудная скрижаль

По легенде, древнеегипетский бог Тот являлся автором огромного количества книг по астрологии, алхимии, медицине и химии. Считается, что всего он написал более 36 тысяч трудов, главным из которых выступает знаменитая «Изумрудная скрижаль». Древние египтяне верили, что на изумрудной пластине небольших размеров божество сумело уместить всю мудрость нашей Вселенной. Согласно другому поверью, «Скрижаль» была обнаружена в могиле Тота, похороненного в Великой Пирамиде Гизы Александром Македонским в IV веке до нашей эры.

Изумрудные пластины дошли и до наших дней, поэтому неудивительно, что их изучало и продолжает изучать множество ученых. По мнению одного из них, доктора Мориса Дореаля, опубликовавшего в 30-х годах прошлого века перевод текста «Скрижали», письмена на ней датируются примерно 36 тысячами лет до нашей эры. Исследователь утверждает, что после гибели легендарной Атлантиды Тотом была основана колония в Древнем Египте. Подтверждением тому служит наличие на «Скрижали» знаков языка, на котором, по всей видимости, говорили древние атланты.

Также считается, что часть знаний, которые бог Египта Тот передал людям, заключена в системе Таро, карты которой произошли от золотых табличек — страниц в количестве 78 штук. Также, по преданиям эзотерических орденов, 22 картины Старших Арканов Таро изображены на стенах двадцати двух комнат в одном из египетских храмов, где проходило посвящение учеников-магов в тайные ритуалы их наставниками.

Еще одним доказательством существования Гермеса являются древние папирусы, описывающие, как фараон Хеопс (или Хуфу) занимался поисками «ковчега мудрости Тота». Эта реликвия дошла и до наших дней, была изучена учеными с использованием самых современных методов и сегодня находится на хранении в Берлинском музее.

Почитанию и культу животных в Древнем Египте, конечно, способствовало многообразие животного мира. Египтяне наблюдали за различными животными и находили у них множество качеств, полезных и поучительных для человека. Птица ибис воспринималась как существо разумное, порой даже мудрое, что позволяло египтянам считать эту птицу умной и наделенной многими духовными качествами.

Вот как примерно описывает Плутарх наблюдения древних египтян. «Птица ибис довольно энергична и любит много поесть. Питается всякими гадами, в частности, змеями и скорпионами. Несмотря на грязь, эта птица всюду сует свой длинный клюв, и находит себе пропитание. Но перед сном ибис обязательно чистится сам, и чистит свое гнездо. Вьет гнезда ибис на финиковых пальмах, остерегается котов. Вылупившегося птенца ибиса древние египтяне приравнивают по весу к сердцу новорожденного человеческого дитя. Если соединить расстояния между лапок ибиса и кончиком клюва, то получится равносторонний треугольник». Чем вам не священная геометрия?

Также по древним писаниям известно, что жрецы всегда использовали воду для омовения из источников, где пил ибис. Они знали, что где нечистая или отравленная вода, мудрая птица ибис не будет пить. Нет сомнений, что птица ибис отождествлялась с богом Тотом у египтян. Так обращались к богу – Тоту при молитвах и заклинаниях в те времена, о чем свидетельствуют древние писания: «Взываю к Тоту – почтенному ибису!» В погребальных молитвах из древних папирусов нередко встречается такое выражение: «Я есть великий ибис! Мое имя - Тот!»

Бог - Тот отождествлялся у древних египтян с лучшими духовными качествами, глубокими познаниями, великой тайной мироздания. Более того, древние писания свидетельствуют об участии Тота в сотворении мира. В частности, акцент делается на мудрость божественного сердца его. Он представлен как один из мудрых богов, благодаря божественному слову которого, произошло расчленение первичного хаоса. В одной из древних надписей, описывающих картину мироздания, Тот описывается как стоящий справа от четырех разделенных стихий, и держащий папирус, и правой рукой указывающий на эти четыре стихии.

Но, эти писания более поздние и связаны с почитанием Тота, как верховного божества в городе Ермополе. Поэтому нельзя утверждать, что такая концепция сотворения мира «присутствовала» во всем Древнем Египте. Тем не менее, все-таки египтяне называли Тота еще и творцом с помощью слова. И также, его называли творцом слова божьего. Но этот эпитет уже больше упоминался в религиозных писаниях. Отсюда следует участие Тота в создании словесности и письменности. Известны верования египтян в силу слов, и в слово божье. И бог Тот являлся владыкой слова божьего, учителем, составителем магических священных формул. В зависимости от времени и местности, Тот упоминается еще в древних писаниях как владыка неба, земли и великий в преисподней.

Также, Тот часто упоминается, как имеющий отношение к небесным светилам, а конкретно – к Луне. В древних писаниях есть такие слова: «Обтекать небо как Ра, обходить небо как Тот». Нетрудно понять, что речь идет о боге Солнца Ра и боге Луны Тоте. И еще, Тот довольно часто представлен, как управитель западной стороны света. Уместно также упомянуть о связи Тота с Ра и Осирисом. В одном из писаний говорится о словах Осириса, что Тот поверг под его ноги богов. И что слово из уст Тота пришло к Осирису. Часто, Тот предстает возвратившим око Гору, и его помощником в борьбе с врагами, например, с Сетом.

Известно, что судить и разделять циклы богов, было прерогативой Тота, с помощью его умелого владения словом божьим, связью с Луной и также отождествляющимся с птицей ибисом. Во многих древних заклинаниях упоминается магическая сила слова Тота. И еще он упоминается как справедливый судья. И более того, часты упоминания о Тоте в ритуальных текстах, как о защитнике от демонических сил, как о помощнике, сопроводителе и вершителе «судеб» уходящих в мир иной.

Бог Тот является богом знаний и книг, отождествляется с великим знанием мироздания, с победой жизни над смертью, с благодетельным светом Луны во мраке ночи. И лестница от земли до неба называется в древних папирусах «Даром Тота».